Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изображение природы в поэзии Габдуллы Тукая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Богатая поэзия Запада и Востока активно подпитывала поэтическое творчество Тукая природной символикой. Тукай создаёт и чисто романтические газели, касыды в духе восточных средневековых литератур, где романтическое начало выступает как органическая часть их реализма. Чаще всего происходит смена романтических картин Тукая на натуралистические и стихийно-реалистические пейзажи. Но поэта, бунтаря… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Мир природы в поэзии Габдуллы Тукая
    • 1. 1. Система природных образов в поэзии Г. Тукая
    • 1. 2. Природные образы и пейзаж как средство раскрытия мотивов поэзии Тукая
  • Глава 2. Поэтический «пейзажный мир» Габдуллы Тукая
    • 2. 1. Эстетические разновидности тукаевского пейзажа
    • 2. 2. Пейзажная деталь

Изображение природы в поэзии Габдуллы Тукая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Сегодня поэзия Габдуллы Тукая имеет общенациональное, общенародное значение, без дешёвого пафоса, глубоко и ясно запечатлевшая все проблемы человеческого бытия, глубину насущных нравственных проблем, движения души. Именно яркостью поэтического мышления Тукая, его борьбой за свободу народа обусловлено восприятие поэта как одного из лучших представителей татарской нации, гениального художника слова. Продолжая и развивая многовековые идейно-эстетические традиции как восточных, так и русско-европейских литератур, опираясь на собственно-национальные истоки и живые родники устного народного творчества, он создал поэтическую школу, под благотворным влиянием которой выросло целое поколение не только татарских, но и других тюркоязычных поэтов и писателей, что является давно признанной истиной1. Татарская поэзия отражает в себе многофакторную взаимосвязь природы, окружающей среды, татарской национальной культуры и отдельного человека. Поэзия Габдуллы Тукая своими корнями глубоко уходит в традиции национальной культуры. Её особенности обусловлены прежде всего оригинальностью поэтического видения Тукая. Как известно, творчество Тукая представляет собой синтез разных поэтических традиций, и прежде всего, традиции татарской и древнетюркской поэзии". Поэтому природа во всей полноте и жизненности, как в древних мифах, естественно входит в структуру его поэтического мира. Чем выше гений поэта, тем глубже и обширнее понимает он природу и тем с большим успехом представляет нам её в высшей связи с жизнью3.

Творчество Тукая относится к активно и глубоко исследованным явлениям татарской литературы. Более всего оно изучено в его социально.

1 История татарской литературы нового времени (XIX — начало XX в.) / Рук. автор, коллектива и науч. ред. Г. М. Халитов. — Казань: Фикер, 2003. — С. 248.

2 Хисамов, Н. Ш. Тукайны тешену юлында: «Габдулла Тукай» энциклопедик сузлек белешмесенэ материаллар / Н. Ш. Хисамов. — Казан: ТаРИХ, 2003. — С. 18.

3 Белинский, В. Г. Поли. Собр. Соч. / В. Г. Белинский. М., 1953. — Т. 2. — С. 92. философских аспектах, по его отношению к восточным, русской и западноевропейским литературам. Однако поэтика его лирики, художественный аспект остаются недостаточно исследованными областями. «Тайны творчества Тукая как великого художника безграничны, ибо он творил, находясь намного выше своей эпохи, и давал оценку общественным событиям и морали, как бы глядя из будущего. Поэтому не исчерпывается потребность в том, чтобы вновь осмысливать феномен Тукая, исследовать разные грани его творчества"1.

Тема природы у Тукая заслуживает более подробного рассмотрения. Исследование изображения природы в поэзии Тукая способно открыть новые. широкие возможности для раскрытия красоты тукаевского стиха, глубины его социально-философского мышления, многогранности восприятия им окружающего мира, вместе с тем оно обещает быть благодатным в смысле предметного освещения тукаевской эстетики и художественной словесности.

Проблему изображения природы в татарской литературе, в частности, в поэзии Тукая можно отнести к числу недостаточно изученных. Актуальность данногонаучного исследования состоит в том, что, несмотря на большое внимание, оказываемое учёными творчеству Г. Тукая, в его наследии остаются неизученные стороны, которые ждут своих исследователей. В частности, одним из таких «белых пятен» мы считаем отсутствие полноценного труда, характеризующего его как поэта-пейзажиста.

Степень изученности темы исследования.

Природа — это реальность, истина, но в том значении, в том понимании, в том характере, который раскрывает в ней художник и которые он даёт — высвобождает, освещает2. Ещё с древних времён человеку природа казалась могущественной, и он обожествлял её. С самых первых строк древних поэтов.

1 Хисамов, Н. Ш. Величие и трагедия Тукая / Н. Ш. Хисамов // Казань. — 2006. — июль. — С. 23−25.

2 Гог, В. Письма / В. Гог. — Л., 1966. — С. 52.

3 Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы.

Литература

средних веков. — Кн. 1 / С. Д. Артамонов. — М.: Просвещение, 1997. — С. 11. стали зарождаться этические и эстетические позиции писателей по отношению к природе, особенно с тех пор, когда природа стала объектом художественного изображения, а не только символом душевного состояния героев. И первые пейзажные образы наблюдаются у таких тюркских поэтов, как Ахмед Ясеви, Сулейман Бакыргани, Насретдин Рабгузи. Много их и в знаменитом «Сказании о Иусуфе» («Кыйссаи Иосыф») Кул Гали. В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы природы, её силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве нередко участвовали в жизни людей2. Издавна описывалась связь человека и природы. Она никогда не изображалась вне жизни и деятельности человека. И в тяжёлую минуту, и в час радости человек всегда обращался к родным рекам, цветам, птицам и т. д. В народных песнях природа олицетворялась, обогащалась лирическими нотами, она всегда откликалась на обращение человека. Природа часто изображалась в татарской дореволюционной поэзии, но она была скорее фоном, аккомпанировала чувствам и переживаниям героя.

Жанр пейзажа как одна из самостоятельных форм художественного отражения природы, её осмысления и эстетической оценки не сразу находит своё признание и место в различных видах искусства. Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения её сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения, и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец,.

•у собственно пейзажи — описания широких пространств. Обращение к природе служило средством для выражения определённого отношения автора к событиям. Эта функция пейзажа закрепляется и развивается в дальнейшем, но.

1 Сафин, М. Поэты — «солнцепоклонники»: (К системе пейзажных образов в татарской поэзии) / М. Сафин // Аргамак. — 1999. — № 2. — С. 144.

2 Хализев, В. Е. Теория литературы: Учеб. пособие. — 2-ое изд. / В. Е. Хализев. — М.: Высшая школа, 2000. — С. 206.

3 Там же. С. 206. роль и значение её всё более усложняются, обогащаются, и в XX веке в татарской литературе окончательно завоёвывают значимое место.

В мировой литературе время рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности — ХУШ век (Дж. Томсон, А. Поуп, Ж. Делиль, Ж. Руссо, Т. Грей и т. д.)1. Известно, что в русскую литературу ХУШ века вошла рефлексия как сопровождение созерцаний природы. Именно это обусловило упрочнение в ней собственно пейзажей. Однако писатели, рисуя природу, ещё в немалой мере оставались подвластными стереотипам, клише, общим местам, характерным для определённого жанра, будь то путешествие, элегия или описательная поэма2. И лишь в XIX веке в русской литературе ситуация меняется и настаёт эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы3.

JI.H. Дмитриевская считает, что в русском современном литературоведении определение точного понятия «пейзаж» до сих пор является проблемой. В словаре литературоведческих терминов Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева даётся следующее определение пейзажа: «Пейзаж» (франц. paysage, от pays — страна, местность) — изображение картин природы, выполняющее различные функции взависимости от стиля и метода автора4. Литературный энциклопедический словарь под редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева даёт другое определение: «Пейзаж в литературе, один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире — любого незамкнутого пространства внешнего мира"5. Определение пейзажа в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» под редакцией А. Н. Николюкина, вышедшей в 2003;м году, выглядит следующим.

Гайтанов, И. О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII века / И. О. Шайтанов. -М., 1989.

2 Хализев, В. Е. Теория литературы: Учеб. пособие. — 2-ое изд. / В. Е. Хализев. — М.: Высшая школа, 2000. — С. 208.

3 Там же. С. 208.

4 Словарь литературоведческих терминов / Сост. JI. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М., 1974. -С. 265.

5 Литературный энциклопедический словарь / Под ред.: Кожевникова В. М., Николаева П. А. -М., 1987.-С. 272. образом: «Пейзаж влитературе — изображение природного окружения: человека и образ любого незамкнутого пространства, в том числе и «городской пейзаж» «1.

Действительно, у этих определений есть свои плюсы, но не: одно из них не раскрывает полностью значимость пейзажа: Нанаш взгляд Л. Н. Дмитриевская даёт наиболее точную характеристику: «Пейзаж — многофункциональный художественныйобразприроды* (в широком? смысле, т. е. включая- «городской: пейзаж»)? в литературном произведении, обладающийвнутреннейформой: и содержанием, отражающий индивидуальный авторский стиль и эпоху"2.

К сожалению^:. ив" татарской? литературе при. большом количестве: высочайших образцов литературного* пейзажа этой теме не уделено отдельного-иссл едовательского внимания. Рассматривая теорию татарской литературы, критики неодназначно относятся к термину «пейзажная лирика».

Г. Сагди — «Эдебият теориясе» («Теориялитературы»): «Пейзаж — это изображение природы? вшроизведенийПисатель изображает не только людей, ихютношения, действия, но и окружающую нас природу»" ^.

Н. Гиззатуллин — «Эдэбият белеме сузлсге» («Литературный словарь»): «Пейзаж — это природные-, явленияв? художественном? произведенииАвтор благодаря? пейзажу высказывает своё: отношение к природе, раскрывая всю красоту и величие родной природы"4.

А. Ахмадуллин — «Эдэбият белеме сузлеге» («Литературный словарь»): «Пейзаж — это изображение природныхдеревенских и городских явленийв литературномпроизведенииВ пейзаже раскрываетсяотношение к природе, к.

1 Литературнаяэнциклопедия терминов и понятий/ Под ред.: — Николюкина А. Н. — М., 2003. — С. 732.

2 Дмитриевская,. Л. Н. Пейзаж и > портрет (проблема определения г и. литературного анализа): Пейзаж и портрет в творчестве 3i H. Гиппиус. Монография / Л. Н. Дмитриевская. — М., 2005: -С. 15.

3 Сэгъди, Г. Эдэбият теориясе: Урта мэктэп очен дэреслек. 2 нче басма./ IT. Сэгъди: — Казан: Татгосиздат, 1941.-С. 40.

4 Эдэбият белеме сузлеге / Тез. Н. Гыйззатуллин. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1958; - Б. 121. родному краю как у автора, так и у читателя. Лирическое произведение, посвященное изображению природы, называется пейзажной лирикой"1.

Д. Загидуллина в своей работе отмечает: «Пейзажная лирика — как, поэзия, изображающая природу. Благодаря» отдельным деталям, поэт через явления природы создаёт природные образы. Часто эта лирика сопровождается олицетворениями и риторическими обращениями. В основе пейзажной-лирики лежат чувства, связанные с восприятием природы"2.

Ф. Хатипов в. книге «Эдебият теориясе» («Теория литературы») полностью не рассматривает эту категорию, и лишь в перечислении пейзажной лирики определяет пейзаж, как второстепенную функцию. Но в то же время указывает на его объективное отношение к человеку .

В татарской' литературе первые образцы реалистического изображения явлений" природы можно видеть у татарских поэтов XIX века, особенно у F. Кандалый. В стихотворениях поэта прекрасно сочетаются различные функции пейзажа: он выступает и как самостоятельная' картина, и как средство воспроизведения душевного состояния, настроения, автора- («лето — это пора свежести, оздоровляюще влияет оно на душу», — пишет поэт, например, в стихотворении «Летние месяцы»)4.

Особенно богато представлена' природа в татарской поэзии начала XX века. Трудно назвать поэта, который бы не обращался к природе и не сделал её средством лирико-поэтического отображения мира. С одной стороны, это лирика М. Гафури, М. Укмаси, Н. Думави и других, где картины природы изображаются самостоятельно, как бы живут своей собственной жизнью, а с другой — С.

1 Эдебият белеме сузлеге / Тез. — ред.: Эхмэдуллин А. Г. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. -Б. 138.

2 ЗаЬидуллина, Д. Ф. Татар эдэбияты: Теория. Тарих / Д. Ф. ЗаЬидуллина, Э. М. Закиржанов, Т. Ш. Гыйлэжев, Н. М. Йосыпова. — Тулыл. 2 нче басма / Д. Ф. ЗаИидуллина. — Казан: Мэгариф, 2006. — С. 47.

3 Хатипов, Ф. М. Эдебият теориясе: Ютары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары ечен кулланма. Тулыл. икенче басма / Ф. М. Хатипов. — Казан: Раннур, 2002. -С. 202.

4 Лаисов, Н. Лирика Тукая (вопросы метода и жанра) / Н. Лирика. — Казань: Таткнигиздат., 1976.-С. 128−129.

Рамиев, Дардменд, в творчестве которых природа, в зависимости от их романтического миросозерцания, одухотворяется, служит возбудителем определённых авторских настроений1.

Исследователи, с одной стороны, выделяют роль пейзажной лирики Тукая в развитии национальной поэзии по реалистическому пути. Ведь поэт, описывая картины природы, восхищаясь её красотами, тем самым как бы признаёт их реальный характер. Это уже есть отношение к природе не просто как к божественному или таинственному явлению, а как к явлению реальному, живущему своими, не зависимыми от воли человека или каких-то сверхъестественных сил законами. Тукай — реалист, один из основоположников критического реализма в татарской литературе. И с другой стороны, обозревая лирическое творчество Тукая, они видят в нём такие произведения, которые по своим идейно-эстетическим, художественным качествам как бы выходят за пределы реалистической поэзии, содержат в себе различные элементы романтической образности2. В пейзажной лирике Г. Тукая отразились романтические тенденции. Если реалистические картины природы выявляют главное существенное содержание происходящего, как в жизни, так и в душе поэта, то Тукай, как и все романтики, изображал природу через призму собственного, субъективного восприятия, настроения. Его интересовал не столько сам предмет изображения, а сколько внутренний мир героя, выраженный через пейзаж.

Природа в поэзии Тукая присутствует в самой различной форме. В другом большинстве случаев картины природы выступают в одной из своих главнейших функций: связываются с каким-то явлением, событием социальной жизни, сопоставляются или противопоставляются им («Кез» («Осень» 1906), «Теланче» («Нищий» 1907), «Яратырга ярый» («Можно любить» 1909), «Эштэн чыгарылган татар кызына» («Опозоренной татарской девушке» 1909), «Кезге ящллэр».

1 Лаисов, Н. Лирика Тукая (вопросы метода и жанра) / Н. Лирика. — Казань: Таткнигиздат., 1976.-С. 55.

2 Там же. С. 128−129.

Осенние ветры" 1911), «Суык» («Мороз» 1913)). В другом случае пейзаж, в той или иной мере сохраняя своё самостоятельное значение, в основном служит фоном для более яркой характеристики социальных явлений, оттеняет чувства и настроения лирического героя1. Тукай был поэтом своей эпохи, поэтому вполне естественно, что революционные события в стране не могли не оказать своего влияния на формирование его мировоззрения, эстетических идеалов, гражданской и социальной лирики и вообще всего его творчества2.

Творчество Тукая, его личность и эпоха в татарском литературоведении, в отечественной истории, и философской мысли освещены достаточно глубоко и многосторонне, контуры этого феномена очерчены довольно точно и полно3. Выполнение этой благородной, священной задачи возложили на свои плечи серьёзные, талантливые ученые, начиная с Джемала Валиди, целая плеяда таких выдающихся исследователей, как Хатиб Усманов, Гали Халит, Якуб Агишев, Ибрагим Нуруллин, Рафик Нафигов, Рустем Башкуров, Резеда Ганиева, Наип Лаисов, Юлдыз Нигъматуллина, Талгат Галиуллин, Нурмухаммет Хисамов, Резеда Ганиева, Зуфар Рамиев, Нурфия Гафиятуллина, Диляра Абдуллина. Они раскрыли идейное содержание, художественные принципы и мировоззренческие аспекты в творчестве Тукая.

Уже в дооктябрьской татарской критике (статьи, рецензии Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, Дж. Валиди, Г. Рахима и др.) сделаны ценные наблюдения относительно идейно-тематического содержания лирики Тукая. Однако суждения татарских критиков не были лишены и противоречий, порой одностороннего и тенденциозного подхода к Тукаю. Даже авторы, в целом высоко отозвавшиеся о произведениях поэта, нередко в своих статьях или рецензиях акцентировали внимание на «отрицательных» моментах его творчества, говорили о слабости Тукая как поэта-лирика, и в частности, в области пейзажной лирики, об.

1 Лаисов, Н. Лирика Тукая (вопросы метода и жанра) / Н. Лаисов. — Казань: Таткнигиздат.,.

1976.-С. 127.

2 Башкуров, Р. Ш. Переводы Тукая из русской литературы: Автореф. дис.. канд. филолог. наук / Р. Ш. Башкуров. — Казань, 1958. — С. 7.

3 Хисамов, Н. Ш. Тукай: Величие и трагедия / Н. Ш. Хисамов // Татарстан. — 2006. — № 4. — С.

35. отсутствии в его стихах глубины мысли и т. д.- подлинные образцы художественности, лиризма они находили лишь в элегических стихотворениях поэтатукаевский реализм принимался подчас за назидательность и рассудочность (Г. Ибрагимов)1.

Критика первых послеоктябрьских лет и начала 1920;х годов положительно отзывалась о творчестве Тукая. Критик начала XX векаДж. Валиди в статье «Тукайныц' шагыйрьлеге» («Тукай как. поэт») выстуцил против тех критиков, которые либо восхваляли Тукая, либо относились к нему отрицательно. Дж. Валиди выделял, как главное из идейной тематики Тукая, «противоречие общественной несправедливости"2. Критик отмечает лучшие его лирические стихотворения-! Своей лирикой Тукай напоминает Лермонтова, а своим: отношением к общественным вопросам — более близок к Некрасову, он, как и Некрасов, поэт-гражданин (Мэгариф.- 1923: — № 2, 3- -С. 4).

В рецензии «Новые произведения» («Йолдыз», 1911, 5 апреля) Г. Ибрагимов писал о томчто природа, как источник «красоты и изящества», у Тукая не встречается (исключение составляет, замечает Г. Ибрагимов, лишь стихотворение «Ж^вйгс тац хатиросе» («Летняя заря» 1910):

Ф. Бурнаш отмечает, что пейзажнойлирики у Тукаямало, объясняя это социальными явлениями того времени. При этом критик отмечает его лучшие стихотворения, такие как «Шурэле» («Шурале» 1907), «Ай белэн кояш» («Луна и солнце» 1909), «Ж^ейге тац хатирэсе» («Летняя заря» 1910)3.

Уже в конце 1930;х годов труды Г. Халита явились по существу первыми исследованиями, в которых дана подробная характеристика социально-политических взглядов Тукаяанализ основных тем и мотивов его поэзии. Г. Халит выделяет Тукая, как пейзажиста-реалиста. Поэт как проявлял свое социально-политическое мировоззрение в поэзии, так и изображал природу.

1 Лаисов, Н. Лирика Тукая (вопросы метода и жанра) / Н. Лаисов. — Казань: Таткнигиздат.,.

1976.-С. 7.

2 Тыйлэжев, Т. Ш. Тукай Ьэм Вэлиди / Т. Ш. Гыйлэжев // Казан утлары. — 2000. — № 4. — Б.

178.

3 Бурнаш, ФТукай шигырьлэрене караш / Ф. Бурнаш // Габдулла Тукай мажмугаи эсере.

Казан: Гажур, 1926.

Жизнь народа и явления природы отождествлялись. Чуть позже Г. Халит выделяет романтические тенденции изображения природы в поэзии Г. Тукая. Критик отмечает, что тукаевская лирика полностью обогащена пейзажем1.

Г. Нигмати в 1935;м году в статье «Эдэбиятта пейзаж» («Пейзаж в литературе») также отмечает, что пейзажная лирика Тукая носит прежде всего социально-политический характер. Выделяет особенность изображения природы через приём параллельности с жизнью простого народа. Практически каждое его стихотворение связано с общественным явлением2.

В"статьях и монографических исследованиях (1940;60 гг.) Г. Халита, X. Усманова, Я. Агишева, И. Пехтелёва, И-. Нуруллина, М. Гайнуллина, Р. Бикмухаметова, А. Исхака, Р1 Ганиевощ Р. Башкурова и других ставятся методологические проблемы изучения? наследия* Тукаяопределяется*, роль поэта в развитии принципов реализма и народности в национальной литературе. Выделяются патриотические чувства к родной* земле и её природе. В-1970;80-е годы" значительный вклад внесли в литературу о Тукае монографии Ю. Нигматуллиной «Национальное своеобразие эстетического идеала» (1970), И. Нуруллина «Путь к зрелости» (1971), Н. Лаисова «Лирика Тукая» (1976) — И. 3. Нуруллина «Габдулла Тукай» (1979) и другие работы. Авторы стремятся глубже проникнуть-в. мир идей и образов Тукая, в том числе, в том или ином плане рассматривают пейзажные образы поэта.

На сегодняшний день известны глубокие работы, статьи о творчестве Тукая: Р: К. Ганиевой «Шагыйрьнец рухи доньясы» («Духовный мир поэта».

2002), Н. Ш. Хисамова — «Тукайны тешену юлында» («Постигая поэзию Тукая».

2003), статьи «Шигърияттэ Тукай феномены» («Феномен Тукая в поэзии»)"3, «Тукай: бееклеге heM фажигасе» («Тукай: Величие и трагедия»)4, 3.3. Рамиева -«XX йез башы татар эдэбияты: авторлык, теп текст Ьэм хронология.

1 Xalit, G. G. Tuqaj poeziesende pejzaz / G. Xalit // Совет вдвбияты. — 1938. — № 3. — Б. 55−57.

2 Nigmoti, G. Qdebiatta pejzaz / G. Nigmati // Совет эдэбияты. — 1935. — № 11. — Б. 84.

3 Хисамов, Н. Ш. Шигърияттэ Тукай феномены / Н. Ш. Хисамов // Казан утлары. — 2006. -№ 4.-Б. 11−15.

4 Хисамов, Н. Ш. Тукай: Величие и трагедия / Н. Ш. Хисамов // Татарстан. — 2006. — № 4. — С. 34−36. мэсьелэлэре" (2000), «Тукай Ьэм замандаш эдиплэр» («Тукай и писатели современники» 2004), статьи Т. Галиуллина «Тукайны яцадан укыйбыз.» («Читаем Тукая заново.» 2001)1, Ф. Мусина «Тукай в меняющемся мире» (2006)2 и другие.

Никак нельзя сказать, что пейзажное творчество поэта находится в полном забвении со стороны литературоведов. Изображение природы является неотемлемой частью поэзии Габдуллы Тукая. И ряд исследователей отмечают это в своих работах. Однако характеристика роли природы, пейзажа даётся фрагментарно, эпизодически, в основном, в общем ключе анализа.

Изучая творчество Г. Тукая, анализируя его, литературоведы как бы мимоходом говорят о пейзажной окрашенности поэзии Тукая. Мы не заметили стремления дать глубокий анализ поэзии Тукая с точки зрения своеобразия использования пейзажных элементов. О творчестве Габдуллы Тукая писали многие, но как показывает наш обзор, системного анализа использования поэтом природных образов, символики, мотивов, пейзажных деталей, на сегодняшний день никто достаточно не раскрыл.

Объектом исследования в нашей работе является поэтическое творчество Габдуллы Тукая, т. е. вся его поэзия.

Предмет исследования — мир природы, система природных образов, основные мотивы в изображении природы, пейзажная картина, эстетические разновидности тукаевского пейзажа и пейзажная деталь.

Цель и задачи исследования

Целями исследования диссертации являются: определение системы природных образов, выявление основных мотивов в изображении природы Г. Тукая. На основании исследования этих моментов предполагается показать своеобразие использования природных образов в поэзии Г. Тукая. В работе также обозначается роль поэтических традиций фольклорных истоков, древнетюркских, западных и восточных.

1 Галиуллин, Т. Тукайны яцадан укыйбыз. / Т. Галиуллин // Казан утлары. — 2001. — № 4. -Б. 131−137.

2 Мусин, Ф. Тукай в меняющемся мире / Ф. Мусин // Казань. — 2006. — № 7. — С. 29−30. литератур в становлении пейзажной лирики поэта. На основе анализа всего присутствующего в поэтической системе художника набора пейзажных элементов делается попытка раскрыть и определить систему пейзажных приоритетов Г. Тукая.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач:

— выявить систему природных образов поэзии Г. Тукая;

— раскрыть глубину социально-философского мышления посредством природных образов в поэзии Г. Тукая;

— выявить своеобразие использования Г. Тукаем мотивов для раскрытия внутреннего мира человека;

— определить эстетические типы разновидностей тукаевского пейзажа;

— раскрыть отношение лирического героя к природе;

— исследовать художественную функцию пейзажной детали как важного элемента создания пейзажной картины.

Таким образом, конечная цель нашей работы состоит в выявлении концепции природы в поэзии Габдуллы Тукая, в раскрытии использования элементов пейзажа как важнейших компонентов в создании художественных образов.

Методы исследования. Каждое время вырабатывает свои поэтические формулы, конкретные общественно-исторические условия, создаёт свои формы выражения лирического образа, и для исторически верного прочтения лирического произведения необходимо знание той или иной эпохи, её культурно-исторического своеобразия1. В соответствии с проблематикой и характером исследования, в диссертации использован метод герменевтики — теории об интерпретации смысла и раскрытии содержания художественного текста — как основы гуманитарного знания и метод системного анализа.

1 Введение в литературоведение: Учебник для вузов. — 2-ое изд., испр. / Н. JI. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др.- Под общ. ред. JI. М. Крупчанова. — М.: Изд-во Оникс, 2007. -С. 282.

Вспомогательными явились сравнительно-исторический, описательный и сопоставительный методы.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач мы опирались на работы татарских, русских и зарубежных литературоведов, рассматривающих проблемы пейзажной лирики с филологической, исторической, сравнительной, жанровой и эстетической позиций. Среди использованных в диссертации материалов работы М. М. Бахтина «Литературно-критические статьи» (1986), А. И. Белецкого «В мастерской художника слова» (1989), О. В. Вовка «Энциклопедия знаков и символов» (2006), Н. Л. Вершининой «Введение в литературоведение» (2007), Л. Н. Дмитриевской «Пейзаж и портрет (проблема определения литературного анализа)» (2005), Т. А. Дьяковой «Онтологические контуры пейзажа» (2004),.

A.Б. Есина «Принципы и приёмы анализа литературного произведения» (2005),.

B.М. Жирмунского «Поэтика русской поэзии» (2001), Н. Мурадалиевой «Романтический пейзаж в литературе» (1991), Ф. Ш. Набиева «Духовный мир героя и изображение природы в творчестве Алишера Навои» (1990), А. А. Потебни «Теоретическая поэтика» (1990), (1996), В. Е. Хализева «Теория литературы» (2000), А. Я. Эсалнек «Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум» (2004), М. Н. Эпштейна «Природа, мир, тайник Вселенной.» (1990) и другие.

Наряду с указанными фундаментальными исследованиями известных литературоведов в области поэзии, в частности пейзажной лирики, наша работа базируется на научных трудах и монографиях известных исследователей татарской литературы, среди которых работы М. Х. Гайнуллина — «Татарская литература и публицистика начала XX века» (1983), Р. К. Ганиевой — «Татарская литература: традиции и взаимосвязи» (2002), Х. Р. Курбатова — «Ритмика татарского стиха» (2005), Н. Х. Лаисова — «Лирика Тукая» (1976), И. З. Нуруллина — «Габдулла Тукай» (1979), И. Г. Пехтелева — «Тукай и русская литература» (1966), Г. М. Халита — «Габдулла Тукай и татарское литературное движение начала XX века» (1956), «Многоликая лирика» (1990), «Габдулла.

Тукай" / «История татарской литературы нового времени (XIX — начало XX в.)» (2003), а также труды на татарском языке: Д. М. Абдуллина «Габдулла Тукай ижатында Коръен мотивлары» (2005), Р. К. Ганиева — «Шерекъ Ренессансы Иам терки халыклар едебияты» (1992), «Шагыйрьнец рухи деньясы» (2002), Т.Ш. Гыйлеж-ев — «Эдеби мирас: тарих Ьем заман» (2005), Д.Ф. ЗаЬидуллина — «Эдебият кануннары Ьем заман» (2000), З. Г. Мехемметшин — «Ил йолдызы: Татар ме! шж-ирлере матбугатында Габдулла Тукай» (2006), 3.3. Ремиев — «XX йоз башы татар эдебияты: авторлык, теп текст Ьем хронология месьелелере» (2000), «Тукай Ьэм замандаш едиплер: „Габдулла Тукай“ энциклопедик сузлек белешмесене материаллар» (2004), Г. М. Халит — «Тукай поэзиясенде пейзаж» (1938), Н. Ш. Хисамов — «Тукайны тешену юлында» (2003), «Хетер сагында» (2004), З. Р. Шейхелисламов «Ацлыем дип шагыйрь ж-анын» (2001) и другие.

Методологической базой исследования явились труды Р. Башкурова, H.JI. Вершинина, Р. К. Ганиевой, JI.H. Дмитриевской, Т. А. Дьяковой, А. Б. Есина, Н. Х. Лаисова, Н. Мурадалиевой, Ф. Ш. Набиева, И. З. Нуруллина, А. А. Потебни, Б. В. Томашевского, В. Е. Хализева, Г. М. Халита, Н. Ш. Хисамова, Г. Н. Храповицкой, И. О. Шайтанова, М. Н. Эпштейна, в которых учёные частично рассматривают основные проблемы становления и развития пейзажной лирики.

Научная новизна диссертации состоит в выявлении художественного своеобразия изображения природы, природных образов, символики, детали, пейзажной картины в поэзии Габдуллы Тукая. Впервые сделана попытка проанализировать всю поэзию Тукая, избрав для этого проблемно-тематический угол зрения — изображение природы. Глубокие философские раздумья поэта создают характерную и неповторимую художественно-образную систему, в которой прослеживается связь с природой. Это первое диссертационное исследование, посвященное изображению природы, художественной функции пейзажа в творчестве одного поэта, рассмотренное в контексте исторических путей, традиций и синтеза восточных и западных литератур.

Работа является новым научным исследованием как на уровне анализа темы «изображение природы» в конкретных произведениях, так и на уровне природной концепции жанровых разновидностей в творческой эволюции татарского поэта. При этом показан новаторский подход к изображению природы Тукая в свете тенденций развития пейзажной поэзии в татарской литературе начала XX века. В поэзии Тукая впервые последовательно и обобщённо не только раскрывается пейзаж, но и анализируется подтекстная информация самого поэта, которая заключилась в природный образ или в пейзажную деталь.

В постановке этой методологической проблемы и конкретно-практическом использовании — её теоретической разработки и состоит принципиальная новизна данного диссертационного исследования. Новизна решения этой методологической задачи заключается также в теоретической оснащённости и в художественном переосмыслении' данной темы в поэзии Г. Тукая.

Новизна исследования, заключающаяся в анализе изображения природы в поэзии Габдуллы Тукая, дала возможность проникнуть в художественную ткань произведений, рассмотреть их тематическую разновидность и выявить пейзажную систему. В диссертации нашли отражение такие аспекты критической мысли, которые отсутствовали или не получили развития в литературоведческой науке.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена неизученностью в полной мере пейзажного творчества Г. Тукая, несмотря на большое количество критической литературы о нём. В этой работе системному анализу подверглась вся его поэзия с точки зрения жанра и тематики. Ценность данной работы, по нашему мнению, определяется тем, что в ней на современном, уровне развития литературоведения освещены вопросы своеобразия' преломления чувства природы в лирике Г. Тукая. Аналитические и общие теоретические данные могут быть использованы в трудах, посвящённых творчеству поэта. Возможно также использование материалов диссертации при подготовке издания энциклопедии Тукая. На основе исследования возможна разработка специальных курсов по изучению творчества, в том числе пейзажного, Габдуллы Тукая в вузах республики.

Апробация работы: Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в выступлениях на итоговых конференциях молодых учёных и аспирантов ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ (2006;2008). Отдельные результаты исследования были представлены на региональных научно-практических конференциях «Язык и литература в поликультурном пространстве» (г. Бирск, 2007), «Современные проблемы филологии УралоПоволжья» (г. Чебоксары, 2007), «Современная татарская литература и Роберт Миннуллин» (г. Казань, 2008), «Современная Нарспиана: итоги и перспективы» (г. Чебоксары, 2008), на Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы филологии народов Поволжья» (Москва, 2007, 2008), международных научно-практических конференциях «Восточные языки и культуры» (Москва, 2007), «Проблемы формирования евразийского мышления (паритетного евразийства)» (Уральск, 2008). По теме диссертации опубликовано 9 статей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тема природы в творчестве Габдуллы Тукая не является ведущей, но тем не менее, пейзаж и различные природные явления, образы, связанные с ними, отчётливо фигурируют в его поэзииим отводится должное место в характерной для поэта концепции мира и человека.

2. Изображение природы у Г. Тукая является важной составной частью художественного мира поэта. Необходимо отметить, что природа у поэта не просто природа, но и окружающая среда, и всё историческое существование человека на земле. С одной стороны, в философских раздумьях Тукая о природной жизни отчётливо звучит и выражается мудрость народа, простота его нравственных национальных идеалов, близость к неприхотливости крестьянских масс, желание жить справедливо, спокойно, в согласии с природными законами, одинаковыми для всех. С другой стороны, на фоне кризисных, застойных и даже трагических событий общественной жизни выявляется боль лирического героя, бунтаря, бросившего вызов страшным стихиям природы. Эти убеждения у поэта плавно переходят из одного произведения в другое.

3. Несмотря на то, что «чистой» пейзажной лирики у Тукая не много, можно по праву назвать его мастером пейзажной живописи. С большим мастерством он описывает суровую зиму, грустную осень, прекрасную весну и утренний рассвет, беснующийся снег и царицу весну. Во всех этих многочисленных, выразительных картинах родной природы отчётливо проявляются гениальность и творческая манера большого, смелого художника, как реалиста, так и романтика. Этими чертами характеризуется трансформация темы природы во всей поэзии Тукая.

Структура работы определена, исходя из поставленной цели и методологических требований к изучению материала. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа, посвященная комплексному исследованию изображения природы в поэзии Габдуллы Тукая — первая в татарском литературоведении. Для раскрытия* темы был проведён широкий системный анализ всей поэзии Г. Тукая.

Начало XX века — в многовековой татарской литературе является одним из пиков Ренессанского восхождения1. Художественный мир Габдуллы Тукая, представляющий собой синтез традиций Востокаи Западаформировался в контексте тюрко-татарскойарабо-персидской, европейско-русской культур и литератур, общественно-философской и литературно-эстетической ¦ мысли. Тукай смог талантливо подытожить весь этот длительный путь и совершить великий скачок к принципиально новой, социально активной и жизнеутверждающей поэзии2.

Тема природы в, творчестве Габдуллы Тукая не является ведущей, но тем не менее, пейзаж и различные природные явления, образы отчётливо фигурируют в его поэзии, им отводится должное место в характерной*для'поэта концепции мира и человека.

Рассмотрев систему природных образов в поэзии Тукая, через социально-генетические, гносеологические, сравнительные аспекты, а также выявляя их художественную изобразительность и идейно-эмоциональную направленность, мы пришли к выводу, что природные образы, прежде всего, отражают жизненные тенденции эпохи начала XX века, раскрывают идеи поэта. Цельность художественного мира Г. Тукая определяется именно.

1 ГаниеваР. К. Габдулла Тукайньщ башлангыч чор ижатында Шарык Ьэм Гареб традициялэре / Шагыйрьнец рухи деньясы («Габдулла Тукай» энциклопедик сузлек-белешмэсенэ эзерлэнгэнматериаллардан). — Казан: ТаРИХ, 2002. — Б. 86.

2 Хисамов, Н. ИГ. Поэты XIV века Кутб, Хорезми, Хусам Кятиб, Сейф Сараи и социально-философская" проблематика их творчества / История татарской литературы средневековья (VIII — XVIII вв.) / Н. Ш. Хисамов. — Казань, 2005. — С. 150. концептуальностью системы природных образов, воплощающих мысль о природной картине мира.

Пейзажная лирика Тукая не ограничивается воспроизведением картин природы. Г. Тукай относится к поэтам, в творчестве которых ярко высвечивается природа «глубинного», «органичного» мифологизма как природного свойства поэтического мышления.

В силу исторических событий пейзаж Тукая меняется на определённые восприятия, стихии, образы. То есть пейзаж Тукая временами исчезает из поэзии как категория: идеальностью наделяется только чистая и вековечная в своих проявлениях сила природы. Происходит расщепление пейзажа на составляющие, каждая из которых в отдельности образует поэтическую тему. Эта адекватная форма выражения* авторского сознания^ выражается во всей поэзии Г. Тукая.

Поэтический мир лирического героя Тукая отличается размахом мыслей и переживаний", широтой отношения к жизни.1. Природа у Тукая в различных ситуациях воспринимается, и описывается по-разному, так как изображение природы у него характеризует народную сущность, его отношение к народному мировидению. Так, природоописания Тукая в различных смысловых оттенках были обусловлены* стремлением написать истинную, природную, т. е. естественную жизнь народа.

В работе проведён опыт исследования доминирующих общих мотивов поэзии Г. Тукая, раскрывающихся посредством пейзажа и природных образов. Мы не преследовали цель изучить все мотивы поэзии автора. Анализ поэтических мотивов важен как приёмреконструкции художественного мышления и сознания поэта. Немаловажную роль в отражении в поэзии Тукая природы, окружающего мира играет характер основных художественно-эстетических, философских, социальных, просветительских, педагогических, национальных и мировоззренченских мотивов поэта в татарской культуре. Пейзаж Тукая, будучи в центре социальных и бытовых условий, разнообразных.

1 Халит, Г. Многоликая лирика / Г. Халит. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1990. — С. 112. форм человеческих и природных взаимоотношений поднимался до уровня художественного обобщения. Сложный, насыщенный необычными противоречиями переломных моментов татарской истории, жизненный материал Тукай, прежде всего, использует, чтобы осмыслить духовные и нравственные природные ценности в обществе. Нравственные основы характера формируются природой — такова философская мудрость поэта.

Тукай слышит голос природы, родственный голосу человеческих чувств, пытаясь изначально скрыться, в ней, лирический герой ждёт помощи от природы. Сама социальная, действительность, сложность исторической эпохи подтолкнули' поэта на этот шаг. Но противоречивость характера Тукая не всегда, давала ему возможность слиться^ с природой. Вот почему поэт неординарно выявляет негативные отношения, к природе. Пейзаж Тукая выступает диссонансом внутренних раздумий-.переживаний лирического героя. Порой, отождествляя общество с окружающей средой, природой, Тукай воспроизводит печальную, социально неудовлетворённую модель мира.

В своём дальнейшем развитии татарская пейзажная лирика оказалась под сильным-влиянием романтической эстетики, с руссоистской концепцией. Этим и объясняется перевод стихотворений Тукая с русского языка, (около 15 стихотворений, связанных с природоописанием). Романтизм обогатил татарскую лирику сложностью и многомерностью переживаний личности. Именно в результате этого в ней стали более ощутимы дисгармоничность мира и не принимающая его личность1. В основном Тукай перевёл стихотворения русских поэтов XVTII-XIX веков, которые отличались особенным своенравием в изображении природы (В. Жуковский, А. Пушкин, Ю. Лермонтов, А. Майков, А. Фёдоров, В. Туманский, А. Плещеев, И. Никитин, Н. Позняков и т. д.). Таким образом, пейзажная лирика Тукая «вышла на большую дорогу, проложенную русской и европейской классической поэзиейона проникла во внутренний мир человека, то есть, овладев психологическим анализом, поднялась на высоту.

1 Халит, Г. Поэзия / История татарской литературы нового времени (XIX — начало XX вв.) / Рук. автор, коллектива и науч. ред. Г. М. Халитов. — Казань: Фикер, 2003. — С. 231. показа диалектики, динамики, жизненного многообразия, многоголосости, сложности и противоречивости человеческих переживаний"1. Тукай всегда вводил свои новые коннотации, преследовал свои художественно-эстетические цели в изображении природы.

Богатая поэзия Запада и Востока активно подпитывала поэтическое творчество Тукая природной символикой. Тукай создаёт и чисто романтические газели, касыды в духе восточных средневековых литератур, где романтическое начало выступает как органическая часть их реализма. Чаще всего происходит смена романтических картин Тукая на натуралистические и стихийно-реалистические пейзажи. Но поэта, бунтаря против социального зла, несправедливости не могли обойти и романтические тенденции, так ярко представленные в его поэзии. Образная системавключающая в себя элементы идеального, бурного, унылого пейзажа* в его многих реалистических стихотворениях остаётся романтической. Религиозная символика отчасти вытесняет мир природы, но полной подмены одного другим не происходит. Тукаю было свойственно ««вертикальное» — божественное созерцание природы. Созданные Тукаем. картины природы динамичны, в них чувствуется настроение поэта, благодаря1 чему раскрывается жанровая и стилевая многомерность его поэзии.

За природой мы зримо ощущаем родные места поэта, своеобразное преломление которых раскрывается через пейзажные картины. Природа родных мест предстаёт и как вечная красота, вечное мерило гармонии и раскрывается в различных формах проявления крестьянской жизни. Пейзаж Тукая входит в образ, многократно существует в роли символа или лейтмотива KaKv связи с родной землёй, воспоминаниями о детстве, приверженности к земле и труду на ней, так и беспрерывного стремления поэта к познанию самого себя, огромного мира, смысла существования, осмысления времени в его постоянном движении и развитии.

1 Халит, Г. Многоликая лирика / Г. Халит. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1990. — С. 117.

Изображение природы Г. Тукая является важной составной частью художественного мира поэта. Он сумел-воплотить собственную концепцию по отношению к природе. Необходимо лишь уточнить, что это не только природа, но и окружающая среда, и всё историческое существование человека на земле. Тукай в своём творчестве стремился осмыслить время, и бытие реалистично, как таковые, а религиозная основа представлена и как субъект ищущего Божественного спасения, и как конкретно историко-культурный материал, так хорошо ему знакомый и мастерски использованный для достижения поставленной цели.

При системном анализе поэзии Г. Тукая мы выявилипоэтическую прерогативу и характерные черты тукаевской природы:

1. Природа у Тукая, представлена как проявление высших божественных законов, как трансцендентное> начало, как воля Творцамолитвенное отношение в>системе духовных ценностей:;

2. Природа предстаёт как самостоятельное звено, она и целительница и спасительница.

3. Природа гармонирует с миром лирического героя.

4. Природа является этическим и эстетическим * образцом, источником вдохновения, целительной силой и критерием нравственности и справедливости.

5. Природа отождествляется с социальными событиями на фоне кризисных, застойных и даже трагических событий общественной жизни.

6. Природа предстаёт как единое философское сильнейшее начало всего человечества.

Границы понятия «тукаевского пейзажа» размыты, идёт смещение от описательного «идеального» типа к «унылому», или «бурному». Поэзия Тукая, включая в себя различные элементы поэтизации (философские, религиозные, социальные и т. п.), носит синкретичный характер.

Тукайиспользует приёмы антропоморфизации, метафоризации, персонификации, сложную систему природных образов, через эстетические разновидности пейзажа, поэтические параллелизмы из мира природы поэт раскрывает как внутренний мир лирического героя, так и события той эпохи жизни татарского народа. Фольклорные традиции, Восточно-западные тенденции наполняются в его поэзии новым содержанием, мысль соединяется с изображением природы, обретая зрительность и живописность. Именно в «природный» язык он облекает свои чувства и мысли. Изображение природы становится главным элементом поэтизации, художественной словесности Тукая для раскрытия идей всего творчества.

Итак, научная новизна работы, состоит в том, что впервые сделана попытка проанализировать всю поэзию fF. Тукая, избрав для-этого проблемно-тематический угол зрения — изображениеприроды. В, поэзии'. Тукаявпервые последовательно и обобщённо не только1 раскрывается пейзаж, но и анализируется подтекстная информация самого поэта, которая заключилась в природный образ или в пейзажную деталь.

Подводя итоги, нужно отметить, что в революционную эпоху татарской литературы реакционные идеи ложатся наоснование системы ценностных национальных ориентаций во всех областях жизни. Это сказывается и на отношении к природе. Тукай, борясь за социальную справедливость, за национальную" самодостаточность, пытается перестроить мир, природу в соответствии со своими собственными представлениями. Так, часто используя фоновую пейзажную зарисовку или скрытый природный образ, пейзажную деталь, поэт открыто демонстрирует свои идеи. Но, в то же время искусно преподнося пейзаж, он исправно вносит ту эстетическую красоту природы, в которой так нуждается наша поэзия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д. М. Коранические мотивы в творчестве Габдуллы Тукая: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Д. М. Абдуллина. — Казань, 2005. — 29 с.
  2. Агаева, 3. А. Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова: Афтореф. дис.. канд. филол. наук / 3. А. Агаева. -Махачкала, 2004. 22 с.
  3. , А. В. Образ-символ «соловей» в русской поэзии XIX века: Автореферат. дис. канд. филол. наук / А. В. Азбукина. -Казань, 2001.-24 с.
  4. , В. Пейзаж в прозе русских и татарских писателей (Опыт сопоставления рассказов И. Бунина и Ш. Камала) / В. Аминева // Мегариф. 2005. — № 4. — С. 27−30.
  5. , О. М. Образ птицы в прозе И. С. Тургенева / О. М. Барсукова // Русская речь. 2002. — № 2. — С. 22−28.
  6. , А. И. В мастерской художника слова / А. И. Белецкий. -М.: Высш. школа, 1989. 160 с.
  7. , В. Г. Полн. Собр. Соч. / В. Г. Белинский. М., 1953.-Т. 2.-766 с.
  8. , А. М. Роль пейзажа в рассказе К. Г. Паустовского «Снег» / А. М. Белощин // Русская речь. 2003. — № 1. — С. 9−12.
  9. , Н. А. Некрасов и татарская поэзия: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. А. Бичурина. Саратов, 1965. — 22 с.
  10. , Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета / Д. Благой. -М.: Худ. лит-ра, 1975. 112 с.
  11. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1975. — Т. 19 — С. 310−313.
  12. , В. А. Восприятие поэзии Востока: Учебно-методическое пособие / В. А. Бородина. М.-СПб., 2001. — 224 с.
  13. , С. Н. Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие / С. Н. Бройтман. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
  14. , С. В. Жанр идиллии в русской романтической поэзии первой трети XIX века: Автореф. дис.. канд. филол. наук / С. В. Быченкова. Владимир, 2006. — 19 с.
  15. , М. Ф. Природа в прозе И. А. Бунина: Дис.. канд. филол. наук / М. Ф. Вазина. Санкт-Петербург. — 2000. — 192 с.
  16. , А. Н. Из поэтики розы / Избранные статьи. Л., 1939.-С. 133.
  17. , О. В. Энциклопедия знаков и символов / О. В. Вовк. -М.: Вече, 2006. 580 с.
  18. Габдулла, Тукай. Новые переводы / Г. Тукай // Идель. 2006. — № 4. — С. 29.
  19. , Л. В. Семантика календаря в художественном мире Пушкина (дни недели, времена года): Автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. В. Гайворонская. Воронеж, 2006. — 23 с.
  20. , Р. К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали / Р. К. Ганиева. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 170 с.
  21. , Р. К. Сатирическое творчество Тукая / Р. К. Ганиева. Казань: Изд-во КГУ, 1964. — 84 с.
  22. , М. JI. Очерк истории языка в русской поэзии XX века / М. JL Гаспаров. М.: Наука, 1993. — С. 30.
  23. , Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М.: Наука, 1988.-460 с.
  24. , Г. Лекции по эстетике. Сочинения / Г. Гегель. М., 1958.-Т. 14-С. 294.
  25. , И. В. Избранные философские произведения / И. В. Гёте. М.: Наука, 1964. — С. 38.
  26. , Л. О лирике. — 2-ое изд. / Л. Гинзбург. Л.: Совет, писатель, 1974.-406 с.
  27. , А. Ф. Проблема «человек и природа» в татарской прозе 60−90-х годов XX века: Автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Ф. Гиниятуллина. Казань, 2006. — 26 с.
  28. Гог, В. Письма / В. Гог. Л., 1966. — С. 52.
  29. , И. Г. Идейно-эстетические особенности творчества Гали Чокрыя: Автореф. дис.. канд. филол. наук / И. Г. Гумеров. — Казань, 2003.-23 с.
  30. , Н. Хосров и Ширин / Гянджеви Низами. — Баку, 1981.-С. 102.
  31. , Т. А. Онтологические контуры, пейзажа: Опыт смыслового странствия: Монография / Т. А. Дьякова. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. унив-та, 2004. — 168 с.
  32. , В. М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский. Спб.: Азбука-классика, 2001. — 496 с.
  33. , Т. В. Образ «матери-земли» в поэтическом сознании А. Блока / Т. В. Игошева // Филологические науки. 2006. — № 6. — С. 1321
  34. , Т. Поэтика башкирской драматургии / Т. Кильмухаметов. Уфа: «Китап», 1995. — 336 с.
  35. Колчина, Ж. Hi Художественный мир А. А. Ахматовой: Мифопоэтика. Жизнетворчество. Культура: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Ж. Н. Колчина. Иваново, 2007. — 23 с.
  36. , X. Р. Ритмика татарского стиха / X. Р. Курбатов. -Казань, 2005. 92 с.
  37. , Н. Лирика Тукая (вопросы метода и жанра) / Н. Лаисов. Казань: Таткнигиздат., 1976. — 166 с.
  38. , Н. Габдулла Тукай (К столетию со дня рождения) / Н. Лаисов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1985. — 86 с.
  39. , О. А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII начала XX вв. (геокультурный аспект) / Научный редактор Ю. А. Веделин / О. А. Лавренёва. М.: Институт Наследия, 1998. — 128 с.
  40. А. С. Пушкина: коммент. К одному стихотворению / отв. ред. Н. И. Михайлова- Науч. Совет РАН «История мировой культуры" — Государственный музей А. С. Пушкина. М.: Наука, 2006. -237 с.
  41. , Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст / Д. С. Лихачёв. М.: «Согласие» ОАО «Типография» «Новости», 1998. — 470 с.
  42. , А. Торжество прекрасного. 2-е изд. / А. Махмудов. — Казань, 1999 — 180 с.
  43. , Л. В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М. В. Ломоносова / Пейзаж какразвивающаяся форма воплощения авторской концепции: Сборник научных трудов. М., 1984. — С. 3−7.
  44. , И. И. Цветок страдания: о символическом значении слова «лалэ» в турецко-персидской мистической поэзии / И. И. Меликофф // Этнологическое обозрение. 1994. — № 6. — С. 77−91.
  45. , Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность): Учеб. для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Ю. И. Минералов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.
  46. Минц, 3. Г. Поэтика русского символизма / 3. Г. Минц. С. Петербург: «Искусство — СПБ», 2004. — 480 с.
  47. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия: Изд-во малого предприятия «Останкино», 1991. — Т. 2. — 719 с.
  48. Р. Р. Сагит Сунчелей: личность поэта и мотивы творчества: Дис.. канд. филол. наук / Р. Р. Мусабекова. Казань, 2001. -208 с.
  49. , Ф. Тукай в меняющемся мире / Ф. Мусин // Казань. -2006.-№ 7.-С. 29−30.
  50. Мэн, Сю-юнь Символика природы в поэзии И. А. Бунина (в сопоставлении с русской и китайской традициями): Автореф. дис.. канд. филол. наук / Мэн Сю-юнь. М., 1996. — 22 с.
  51. , Ф. Ш. Духовный мир героя и изображение природы в творчестве Алишера Навои (на материале поэм «Фархад и Ширин» и «Лейли и Меджнун»): Автореф. дис.. канд. филол. наук / Ф. Ш. Набиев. Ташкент, 1990. — 20 с.
  52. , Г. Творчество Тукая. Избранные произведения / Г. Нигмати. Казань, 1958. — С. 226.
  53. , Ю. Г. Национальное своеобразие эстетического идеала / Ю. Г. Нигматуллина. — Казань: КГУ, 1970. 210 с.
  54. Низами, Гянджеви. Хосров и Ширин / Гянджеви Низами. — Баку, 1981.-С. 102.
  55. , Л. А. Поэзия Тютчева / Л. А. Озеров. М.: Худ. литра, 1975.-107 с.
  56. , Е. И. Голоса поэтов: Этюды о русской лирике / Е. И. Осетров. М.: Совет, писатель, 1990. — 336 с.
  57. , Ю. В. Символ в поэтике А. С. Пушкина 1830-х гг.: Автореф. дис. канд. филол. наук / Ю. В. Осипова. М., 2003. — 18 с.
  58. Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. Сборник научных трудов. -М., 1984. 133 с.
  59. Поэт свободы и правды. Статьи. Казань: Татар, кн. изд-во, 1990.-344 с.
  60. Природа в художественном мире писателя: Межвузовский сборн. науч. трудов. Волгоград: Изд-во Волгоградского унив-та, 1994. -108 с.
  61. , А. С. Стихотворения, поэмы, сказки / А. С. Пушкин. М.: Худож-я лит-ра, 1982. — Т. 1. — 365 с.
  62. , И. Человек и природа в творчестве Сергея Залыгина: Афтореф.. дис. доктор, филол. наук / И. Рудзевич. -Нижний Новгород, 2003. 52 с.
  63. , Д. Э. Ислам в детской поэзии Г. Тукая / Творчество Тукая в контексте евразийской культуры: Материалы конференции. — Казань: Фикер, 2002. С. 149−151.
  64. , М. Поэты «солнцепоклонники» (К системе пейзажных образов в татарской поэзии) / М. Сафин // Аргамак. — 1999. -№ 2.-С. 140−144.
  65. , М. Поэзия природы (Система пейзажных образов в творчестве татарских поэтов) / М. Сафин // Научный Татарстан. 1998. -№ 2.-С. 63−72.
  66. , А. М. Поэзия Дардменда и символизм / А. М. Саяпова. Казань: Казанский пед. унив-т, 1997. — 210 с.
  67. Слово о Тукае. Писатели и учёные о татарском народном поэте / Сост. Ф. М. Зулькарнаев. Казань: Тат. кн. изд-во, 1986. — 431 с.
  68. , Н. В. Цветок в русской лирике начала Х1Хв. / Н. В. Смирнова // Известия Уральского государственного университета. -2001.-№ 17.-С. 15.
  69. , Р. С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский: Учебное пособие. 2-е изд. / Р. С. Спивак. — М.: Флинта: Наука, 2005: — 408 с.
  70. Творчество Тукая в контексте евразийской культуры: Материалы конференции. Казань: Фикер, 2002. — 176 с.
  71. Тростников, М. Образ розы в контексте фаустовской культуры / Ml Тростников // Поэтология. М. — 1997. — С. 166−180.
  72. , Г. Стихотворения / Вступ. статья Г. Халита. Сост. В. Ганиева, ред. стих. С. Ботвинника, примеч. Р. Д аутов а-. JI.: Сов. писатель, 1988. — 432 с.
  73. , Г. Избранное / Г. Тукай / Перевод с татарского В. С. Думаевой-Валиевой. Казань: Магариф, 2006. — 239 с.
  74. , Г. Избранное / Сост. Г. М. Хасанова, С. В. Малышев. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2006. 192 с.
  75. , Ф. Лиро-эпос татар Среднего Поволжья: Основные проблемы изучения байтов / Ф. Урманче. Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. — 256 с.
  76. А. Р. Дастан «Туляк и Сусылу»: тюрко-татарские варианты: Автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Р. Фахрутдинова. Казань, 2007. -21 с.
  77. , Г. Многоликая лирика / Г. Халит. Казань: Татар, кн. изд-во, 1990.-336 с.
  78. , Г. Тукай и его современники / Г. Халит. Казань: Тат. кн. изд-во, 1966. — 228 с.
  79. , Н. Ш. Сюжет Йусуфа и Зулейхи в тюрко-татарской поэзии XIII—XV вв.. (Проблема версий) / Н. Ш. Хисамов. Казань: ГУП ПИК «Идел-Пресс», 2001. — 215 с.
  80. , Н. Ш. Тукай: Величие и трагедия / Н. Ш. Хисамов. // Татарстан. 2006. — № 4. — С. 34−36.
  81. , И. О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии ХУШ века / И. О. Шайтанов. М., 1989.
  82. Шамиль-оглы, Ю. Формирование исторического сознания: Шигабуддин Марджани и образ Золотой Орды / Юлай Шамиль-оглы // Татарстан. 1991. — № 10. — С. 21−29.
  83. , Р. И. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего / Р. И. Шамсутов. Казань: Татар, кн. изд-во, 2003. — 199 с.
  84. , Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. — М.: ACT. Харьков: Торсинг, 2006. — С. 151.
  85. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / Авт. сост. В. Андреева и др. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство' ACT», 2004. — 556 с.
  86. , М. «Природа, мир, тайник Вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М. Эпштейн. М.: Высш. шк., 1990.-303 с.
  87. Эстетика природы. М., 1994. — 230 с. 1. На татарском языке:
  88. , Я. Габдулла Тукай / Я. Агишев. Казан: Татгосиздат., 1946. — 39 б.
  89. Эдэбият белеме сузлеге / Тез. Эхмэдуллин А. Г. Казан: Татар, кит. нэшр., 1990.-238 б.
  90. Эдэбият белеме сузлеге / Тез. Н. Гыйззэтуллин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1958. — Б. 121.
  91. Эдэбият теориясенэ кереш. Урта мэктэпнец тел-эдэбият укытучылары ечен кулланма / Тез. 3. Мэж-итов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1987.-303 б.
  92. Р. Тукай поэзиясенец кайбер образлары / Р. Башкуров // Совет эдэбияты. 1955. — № 6. — Б.112−118.
  93. Ф. Тукай шигырьлэренэ караш / Ф. Бурнаш // Габдулла Тукай мэжмугаи эсэре. Казан: Гажур, 1926. — XXVT-LVI б.
  94. , Ф. Г. Эзлэну вакыты / Ф. Г. Галимуллин / Укытучылар, педагогия колледжлары Ьэм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма. Казан: Мэгариф, 2005. — 247 б.
  95. , Ф. Г. Табигыйлеккэ хилафлык (XX гасырньщ егерменче-утызынчы еллар татар эдэбиятыныц усеш узенчэлеклэре)5 / Ф. Г. Галимуллин. Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. — 303 б.
  96. , Т. Тукай куцелен яктырткан Казан / Т. Галиуллин // Татарские новости. 2004. — № 4. — С. 4−5.
  97. , Т. Тукайны яцадан укыйбыз. / Т. Галиуллин // Казан утлары: 2001. — № 4. — Б. 131 -137.
  98. , Р. К. Шагыйрьнец рухи деньясы. («Габдулла Тукай» энциклопедик сузлек-белешмэсенэ эзерлэнгэн материаллардан) / Р. К. Ганиева. Казан: ТаРИХ, 2002. — 112 б.
  99. , Р. Габдулла Тукай ю^атына бер караш / Р. Гэрэева // Башкортостан укытыусыЬы. 2006. — № 11*. — Б. 61−64.
  100. , X. Мэщггов 3. Эдэбият теориясе. Эдэби эсэр. Урта мэктэплэрнец тел-эдэбият укытучылары, студентлар Ьэм югары класс укучылары ечен кулланма. Казан: Тат. кит. нэшр., 1980. — 144 б.
  101. , Т. Ш. Эдэби мирас: тарих Ьэм заман / Т. Ш. Гыйлэщев. Казан: Татар, кит. нэшр., 2005. — 206 б.
  102. , Т. Ш. Тукай Ьэм Вэлиди / Т. Ш. Гыйлэжев // Казан утлары. 2000. — № 4. — Б. 177−182.
  103. , М. Ш. Эдэбиятта тойгы катламнары: Укытучылар, педагогика колледжлары Ьэм югары уку йортлары студентлары очен кулланма / М. Ш. Ж^элэлиева. — Казан: Мэгариф, 2005.-111 б.
  104. , Э. Заман белэн бергэ: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. — 1756.
  105. ЗаЬидуллина, Д: Ф. Татар эдэбияты: Теория. Тарих / Д. Ф. ЗаЬидуллина, Э. М. Закиржанов, Т. Ш. Гыйлэясев, Н. М: Йосыпова. Тулыл. 2 нче басма. Казан: Мэгариф, 2006. — 319 б.
  106. , О. Тукай ижатында сурэтлэу чаралары / Э. Исхак // Совет эдэбияты, 1963. № 9. — Б. 113−143.
  107. Мехэммэтшин, 3. Г. Ил йолдызы: Татар меЬаж-ирлэре матбугатында Габдулла Тукай / Тез. 3. Г. Мехэммэтшин. Казан: Татар, кит. нэшр., 2006. — 190 б.
  108. , Р. Шагыйрьне ейрэну юлында / Р. Нэфиков // Казан утлары. 1997. — № 6. — Б. 164−166.
  109. , Й. Дил щлламый / Й. Нигьмэтуллина // Казан утлары. 1971. — № 4. — Б. 157−166.
  110. Нуруллин, И. 3. Габдулла Тукай / И. 3:. Нуруллин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1979. — 304 б.
  111. , И. Тукай эстетикасы Иэм рус едебияты / И. Нуруллин // Совет эдэбияты. 1955. — № 6. — Б. 102- 111.
  112. , И. 3. Тукай иждты (Беренче рус революциясе чоры) / И. 3. Нуруллин. Казань: Изд-во КГУ, 1964. — 111 б.
  113. , И. 3. Эдэбият теориясе: Эдэби процесс / И. 3. Нуруллин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1977. — 144 б.
  114. Рэмиев, 3. 3. XX йоз башы татар эдэбияты: Авторлык, топ текст hoM хронология мэсьэлэлэре / 3. 3. Рэмиев. Казан: РИД «Школа», 2000: — 180 б.
  115. Рэмиев, 3: Тукай Ьэм замандаш эдиплэр: «Габдулла Тукай» энциклопедик сузлек белешмэсенэ материаллар / 3: Рэмиев. Казан: ТаРИХ, 2004.-111 б.
  116. , X. А. Пушкин Ьэм Тукай ижатында Коръон аЬэцнэре / X. А. Салихлсан. Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. — 39 6.
  117. Сэгъди- Г. Эдэбият теориясе: Урта-мэктэп ечен дэреслек. 2 нче басма / Г. Сэгъди. — Казан: Татгосиздат, 1941. — 167 б.
  118. , Э. Суфичылык серлэре: (Терки-татар шигъриятендэ дини-суфичыл символлар, образлар, атамалар) / Э. Сибгатуллина. Казан: «Матбугат йорты нэшр.», 1998. — 368 б.
  119. Татар эдэбияты тарихы. 6 томда- Казан: Тат. кит. нэшр., 1986. -Т. 3.-599 б.
  120. , Г. Шигырьлэр. Поэмалар (1904−1908) / Г. Тукай. -Казан: Тат. кит. нэшр., 1975. Т. 1. — 431,6.
  121. , Г. Шигырьлэр. Поэмалар (1909−1913)-/ Г. Тукай. -Казан: Тат. кит. нэшр., 1976. Т. 2. — 399 б.
  122. Тукай.: Денья халыклары Тукай турында / Тез. Р. Акъегет. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2006. 222 б.
  123. , Г. Сайланма эсэрлэр / Г. Тукай / Тез.: Н. Хисамов, 3. Мехоммвтшин. Казан: Татар, кит. нэшр., 2006. — Т. 1.-2716.
  124. Тукай Ьэм XX гасыр мэдэнияте: Шагыйрьнен. 110 еллыгына багышланган халыкара конференция материаллары / Тез. Ф. К. Бэширов, жаваплы ред. Ф. М. Мусин. Казан, 1997. — 323 б.
  125. , Г. Тукай. Лирик герой. «Ж^ан диалектикасы» / Г. Халит // Казан утлары. 1976. — № 4. — Б. 77−90.
  126. , Ф. М. Эдебият теориясе: Югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары очен кулланма. Тулыландырылган икенче басма / Ф. М. Хатипов. Казан: Раннур, 2002. -352 б.
  127. , Н. Ш. Тукай: бееклеге Ьэм фажигасе / Нурмехэммэт Хисамов: галим, шагыйрь, шэхес / Н. Ш. Хисамов. -Казан, 2007.-Б. 190.
  128. , Н. Ш. Кол Гали Ьэм терки «Иосыфнамэ» / Н. III. Хисамов. Казан: Тат. кит. нешр., 2006. — 208 б.
  129. , Н. Ш. Хэтер сагында / Н. Ш. Хисамов. Казан: Могариф, 2004. — 248 б.
  130. , Н. Ш. Тукай Ьем Аурупа шигърияте / Н. Ш. // Мэдэни жомга. 2001. — 20 апрель.
  131. , Н. Ш. Тукайны тешену юлында: «Габдулла Тукай» энциклопедик сузлек белешмэсенэ материаллар / Н. Ш. Хисамов. -Казан: ТаРИХ, 2003. 80 б.
  132. , Н. Ш. Шигъри сузнец кыйммате / Н. Ш. Хисамов // Ббрэкэтле чишмэлэр эдэби тэнкыйть мвкалэлере, рецензиялэр. Казан: Тат. кит. нэшр., 1987. — Б. 84−99.
  133. , Н. Ш. Шигъриятте Тукай феномены / Н. Ш. Хисамов // Казан утлары. 2006. — № 4. — Б. 11−15.
  134. G. 3debiatta pejzaz / G. Nigmoti // Совет эдэбияты. -1935.-№ 11.-Б. 82−87.
  135. Xalit G. G. Tuqaj poeziosenda pejzaz / G. Xalit // Совет эдэбияты. 1938. — № 3. — Б. 55−57.
Заполнить форму текущей работой