Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Народнопоэтические основы прозы В.М. Шукшина: Повесть, рассказ, сказка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В цикле повестей для театра отмечается тяготение к образности, к стилю сказки. В повестях «Энергичные люди» и «А поутру они проснулись.» традиции бытовой сказки оказывают влияние на композицию, на систему Ч героев. В обоих произведениях находятся элементы комического: юмора, сатиры. Повесть «Энергичные люди» можно рассматривать с точки зрения типичного мотива бытовой сказки — конфликта между… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ВАСИЛИЙ ШУКШИН ХУДОЖНИК, ИСТОРИК, ФИЛОСОФ
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ЖАНРОВОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РАССКАЗА И ПОВЕСТИ В.М.ШУКШИНА
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЖАНР СКАЗКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ В.М. ШУКШИНА

Народнопоэтические основы прозы В.М. Шукшина: Повесть, рассказ, сказка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество В. М. Шукшина — удивительное явление в искусстве. В нем открываются своеобразное миропонимание писателя, его уникальная, цельная личность. Художественный мир В. Шукшина сложен, многогранен и глубок.

В.Шукшин в жизни совершил творческий подвиг: родившись далеко от столицы — политического и культурного центра, в крестьянской среде, стремительно стал «героем времени»: писателем, актером, кинорежиссером. Путь великого писателя представляет научный, общечеловеческий интерес.

Творчество Шукшина неотделимо от его «малой родины» — Алтая, где он формировался как личность. В традиционном миропонимании и культуре народа В. Шукшин открывал высокие ценности, утверждал это в своих произведениях. Насыщенная жизнь в городе не изменила отношения В. Шукшина к укладу жизни крестьян, его нравственным принципам.

Герои произведений В. Шукшина— это «сельские жители», «земляки» писателя. Вопреки специфичности действующих лиц, в прозе В. Шукшина определяются «вечные» философские вопросы: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл. Творчество Шукшина отличается самобытностью, русской национальностью и в то же время универсальностью.

Произведения В. М. Шукшина, начиная с 70-х годов, постоянно находятся в центре внимания научного исследования, рассматриваются в разных аспектах. В последнее время углубляется философское направление изучения творчества Шукшина.

Творчество писателя — зеркало его миропонимания, которое определяется философией художника. Философские аспекты произведений В. Шукшина рассмотрены в книгах Е. Черносвитова «Пройти по краю».

1989), Е. Вертлиба «Василий Шукшин и русское духовное возрождение».

1990). Отмечают философичность прозы В. Шукшина многие исследователи: Л. Аннинский, Г. Белая, В. Горн, В. Коробов, С. Козлова, Н. Лейдерман, М. Липовецкий и другие. Сделана большая работа литературоведами Научно-исследовательского Центра-музея В. М. Шукшина при Алтайском государственном университетеВ. Сигов в книге «Русская идея В.М.Шукшина» продолжает изучение философских глубин творчества В.Шукшина.

Настоящая диссертация посвящена проблеме народнопоэтических основ прозы В.Шукшина. Вопрос фольклорных традиций в произведениях В. Шукшина рассмотрен в диссертации П. Ольвовского"Народнопоэтические и литературные традиции в прозе В.М.Шукпшна" (1986). Влияние традиций фольклора также отмечено в диссертациях: «Роль фольклора в современной русской прозе о деревне» Г. Кривощаповой (1978), «Современная советская „деревенская проза“ и традиции фольклора: В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин» Д. Герчиньска (1986), «Стилевые искания современной социально-этической прозы (В.Астафьев, С. Залыгин, В. Шукшин)» П. Гончарова (1987). А. Дуров в диссертации «Трансформация традиционного образа дурака в прозе В.М.Шукшина» (1996) тщательно изучал проблему образа дурака в народной культуре, в литературе и в творчестве В.Шукшина.

В этих диссертациях в целом утверждена важность народнопоэтических традиций в развитии современной русской литературы. В частности, утверждаются тесные связи прозы Шукшина с народным творчеством: в произведениях писателя отмечены сказовые традиции, использование фольклорных образов, мотивов, сюжетных ситуаций. Многое сделано, однако остается необходимость дальнейшего исследования роли этих важных проблем и главное — сложнейшего процесса преобразования прозы художником В.Шукшиным.

В настоящей диссертации сделана попытка определить особенности самобытного мировоззрения В. Шукшина, сформированного в крестьянской среде, в сложнейший драматический период истории России.

Предметом исследования в данной диссертации являются произведения В. Шукшина 60-х — 70-х годов: рассказы, киноповести, повести для театра, также публицистические статьи. Особенно важно исследование жанрового своеобразия рассказа и повести Шукшина, которые неповторимы, индивидуальны.

Несомненна актуальность названных проблем и этим определяются направление и принципы исследования настоящей диссертации.

В данной работе рассматриваются рассказы и повести В. Шукшина, как жанры «рассказ» и «повесть» пересоздаются писателем, глубоко отражая миропонимание русского народа и видение мира художником.

В настоящей диссертации также рассматриваются традиции сказки, главным образом в повестях для театра, так как в этих произведениях велика роль сказочных традиций.

Основной базой для исследования в данной работе стали книги по русскому устному народному творчеству, теоретическая литература по литературоведению, также по фольклористике, прежде всего, труды В. Аникина, В. Проппа, Э. Померанцевой, литература по народной культуре и 6 жизни деревни, как например, книги Д. Лихачева, М. Громыко, изданные в России. В диссертации и упоминаются книги, изданные в Японии, как например, сборник японских сказок.

Научная новизна исследования заключается в целостном подходе к изучению творческого пути и народнопоэтических основ прозы В.Шукшина. В диссертации на конкретном материале исследованы принципы пересоздания Шукшиным жанров рассказа и повести, в которых сохраняются многогранная творческая работа писателя и фольклорные традиции в художественно преобразованном виде.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем 208 страниц. Список использованной литературы содержит 193 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мир творчества В. М. Шукшина самобытен и неповторим: в ходе творческого совершенствования Шукшин формировался как писатель, кинорежиссер, киноактер, и публицист. Различные грани таланта художника развивались в тесном взаимодействии.

Художественное наследие В. Шукшина неотделимо от его «малой родины», Алтая. В характере и в самой прозе писателя глубоко отражается традиционное миропонимание русского народа, в частности русского крестьянства. Процесс реализации многогранного дарования В. Шукшина, тесно связан с его уникальной натурой. Удивительная работоспособность Шукшина открывает «кровную связь» характера писателя с традиционным мировоззрением тружеников на земле. В произведениях писателя выражается мудрость народа, которая утверждалась веками в труде, в преодолении природных и социальных бедствий.

В крестьянской среде В. Шукшин формировался как личность в то время, когда в советском обществе происходили драматические изменения: коллективизация, Вторая мировая война, послевоенные годы. Эти исторические события России XX века, существенно изменившие образ жизни деревни, трагически отразились в судьбах многих людей и в судьбе семьи будущего писателя: все это навсегда осталось в памяти писателя. Шукшин подчеркивает определяющую роль войны в своей жизни: особенно в ранних произведениях, по словам самого писателя, выражается «бесконечная благодарность человеку из народа». Шукшин утверждал: зная деревню, он скажет о ее людях и событиях.

Стремясь к «жизненной правде», В. Шукшин при создании своих произведений принципиально исходил из собственного опыта: герои писателя — это «сельские жители», люди, вышедшие из деревни. Однако вопреки специфическому отбору героев, в прозе писателя отражаются всеобщие философские вопросы: смысл жизни, ответственность за свои поступки, ход истории и роль человека в нем. Творчество В. Шукшина всегда актуально, привлекая внимание все новых читателей.

В московский период жизни В. Шукшин глубоко осознавал свое понимание человека и окружающего его мира. Нужно отметить, что духовная опора писателя, сформированная в крестьянской среде, помогала писателю в трудные моменты и в городе, где существует особая сложность бытия.

Шукшину очень дороги традиционный «образ жизни русского крестьянства» и его «нравственный уклад». Писатель видит в них важные, особенно для бурного периода нашего века качества человека: доброту, сочувствие другим людям, бескорыстие, чувство независимости. Жизнь крестьянина теснейшим образом связана с природой, с землей. Здесь чередуются труд и праздник, как жизненные циклы, детей естественно приучают к труду. Определяющую роль в формировании личности Шукшина сыграл дом деда, который для него стал символом гармонии: писатель отмечает особую непринужденность, которую запомнил в раннем детстве. Этот аспект также интересен для понимания мировидения писателя.

В языке и стиле повествования В. Шукшина отражается его особая любовь к самобытному деревенскому языку, к которому привык писатель с детства: изображаемые Шукшиным в прозе характеры и судьбы героев воспринимаются удивительно живо и естественно.

Традиции устного народного творчества, несомненно, живут, утверждаются в прозе В. Шукшина, реализуются масштабно. Пословицы, поговорки, поэтическая символика, народные песни, а также сказочные образы, мотивы и ситуаций сказки, придают прозе писателя многозначность, философичность и неповторимость. Например, народные песни в прозе писателя поются героями в различных ситуациях, передавая их настроение. Для прозы Шукшина особенно важно «петь вместе»: так достигаются единства души действующих лиц, «праздник» становится всеобщим. Произведения Шукшина — уникальный творческий принцип сохранения народной поэзии.

Рассматривая произведения Шукшина, мы наблюдаем сложный, длительный путь преобразования жанров литературы рассказа и повести, через глубокое осмысление художником народнопоэтических традиций. В этом отношении В. Шукшина можно считать прямым наследником фольклора. Писатель, сохраняя традиции, преобразует, развивает его.

Как было отмечено исследователями, в самобытном стиле В. Шукшина отражаются сказовые традиции: живой, яркий язык, лаконизм, диалогичность. В. Шукшин видел художественные ценности в устном рассказе, в мастерстве рассказчиков, стремился к народному искусству слова.

Рассказ — излюбленный жанр В.Шукшина. В рассказах писателя органически сочетаются традиции литературного и устного рассказа (сказа). Для рассказов В. Шукшина характерен открытый конец, что дает читателям возможность «домыслить». Особенно важно, что в них отражается миропонимание народа: рассказ, сохраняя свои особенности, преобразуется художником, отражая ход истории страны, душевное состояние и психологию простых людей.

Такие рассказы В. Шукшина, как «Мастер», «Крепкий мужик», передают атмосферу деревни в исторический период безбожия. А в таких рассказах, как «Земляки», «Заревой дождь», «Как помирал старик», сказывается смиренное отношение «сельских жителей» к несчастью, даже к смерти: это, возможно, связано с тем, что, находясь на природе, работая на земле, крестьяне прекрасно знают естественный цикл природы, ее мощь.

Чудики" — открытие В. Шукшина в литературе, — образ которых восходят к исконно народному типу. Писатель с любовью, с глубоким пониманием относится к «чудикам», которые пытаются жить по правде, не обманывая себя. Шукшин открывает разную грань характера неисключительно талантливых героев «чудиков» — доброту, независимость, это, может быть, строптивость. Этот образ — тонок, многосложен.

Повесть — древнейший жанр литературы, занимающий в творчества В. Шукшина особое место. Повести писателя — «киноповести» и «повести для театра», оригинальные жанровые разновидности прозы, рассчитанные на зрительное восприятие: им присущи такие черты, как графическое членение текста, беспрерывный поток действий, диалогичность. В повестях Шукшина, несомненно, отражается его необыкновенная одаренность, сказывается богатый актерский, режиссерский опыт писателя, который способствовал усовершенствованию прозы писателя,.

В киноповестях В. Шукшина отмечаются фольклорные традиции на различном уровне. В киноповести «Живет такой парень» приобретают символическое значение образы реки и дороги, которые важны и для народного творчества. В повести «Печки-лавочки», благодаря мотиву путешествия героев, создается прекрасная картина простора русской земли.

Между киноповестями «Живет такой парень» и «Печки-лавочки» отмечается некоторое сходство творческих принципов: оба произведения исполнены чувством доброго юмора, для них особенно важны нравственные вопросы. Сочетание — «печки-лавочки» — в одноименной повести передает тонкую вариантность употребления этого выражения в народной среде.

Киноповесть «Калина красная» — вершинное произведение В. Шукшина, отличается глубокой поэтичностью. В повести важна роль народной символики «калина красная». В образе главного героя Егора Прокудина, утверждающего неугасимое доброе начало в душе человека, воплощается драматическая судьба русского крестьянства в целом. «Калина красная» — это историческая повесть о судьбе народа, о судьбе человека.

В прозе В. Шукшина также существенны традиции народной сказки. В рассказах «Мастер», «Верую» традиции волшебной и бытовой сказки обогащают их содержание. В рассказе «Как зайка летал на воздушных шариках», создается образ современного героя-сказочника, который рассказывает сказку, следуя традициям народной сказки о животных.

В цикле повестей для театра отмечается тяготение к образности, к стилю сказки. В повестях «Энергичные люди» и «А поутру они проснулись.» традиции бытовой сказки оказывают влияние на композицию, на систему Ч героев. В обоих произведениях находятся элементы комического: юмора, сатиры. Повесть «Энергичные люди» можно рассматривать с точки зрения типичного мотива бытовой сказки — конфликта между мужем и женой, в ней важен характерный для сказки принцип троекратности. В повести «А поутру они проснулись.» мотив суда, возможно, продолжает и развивает традиции бьгговой сказки, в которой осмеивается несправедливость судебного процесса.

В повестях-сказках «Точка зрения» и «До третьих петухов» имеют большое значение традиции волшебной сказки. Однако сказочные образы, мотивы и ситуации в данных повестях играют вспомогательную роль, в них создается особый мир, в котором уникально изображается русская действительность.

В самой композиции литературной сказки «До третьих петухов» традиции волшебной сказки приобретают определяющую рольв ней существуют два мирасказочный герой Иван-дурак отправляется ради «важного» задания, странствует, встречается с врагами — бабой Ягой, Змеем Горынычем — образы которых созданы народом, достигает цели. Сказка «До третьих петухов» — необычайно сложное произведение, не допускает однозначного толкования. В данной повести образ черта восходит к древней культуре народа, и В. Шукшиным переосмыслен: в сказочном царстве Мудреца пока процветает злое начало. Вопреки наличию сказочных традиций, повесть-сказка «До третьих петухов» воспринимается как реалистическое, сатирическое произведение: элементы сказки рождают сложную ассоциацию с противоречиями, несправедливостью нашего мира, усиливая ее саркастический эффект.

В повестях для театра чувствуется сила богатой фантазии В. Шукшина, что открывает новые грани его дарования: талант сказочника и искусство драматурга.

В.Шукшин — не только художник, но и историк, философ. В. Шукшин — самобытный писатель и наш современник, смело, сохраняя традиции,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П. Теория фольклора. -М: Филол. факультет МГУ, 1996.
  2. Л.И. Писатель, режиссер, Киноактер.// Московский комсомолец. — 1976, — 9 июн.
  3. Л.И. Путь Василия Шукшина.//Север. — 1976. — № 11. -С. 117−128.
  4. В. А. Проза В. Шукшина. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. 2-е изд., испр. -М.: Высшая школа, 1986.
  5. В.А. Современная советская проза (60 — 70-е годы). -М.: Высшая школа, 1984.
  6. П.Г. Вопросы теории народного искусства. -М.: Искусство, 1971.
  7. В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972.
  8. Г. А. Историзм как нравственная и художественная позиция писателя. — В Кн.: Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. -М.: Наука, 1971. — С. 93−119.
  9. В.Г. О русской повести и повестях Гоголя. Полн. собр. соч., т.1,-М, 1958.
  10. В.Г. Современные заметки/Сост., вступ. статья и примеч. П. А. Николаева. -М.: Советская Россия, 1983.
  11. В.И. Избранные произведения : в 3-х т. Т. З. Лад: Очерки о народной эстетике- Пьесы. -М.: Современник, 1984.
  12. В.А. Крестьянская цивилизация в России. -М.: Аграф, 2001.
  13. Н. Судьба России. -М.: Советский писатель, 1990.
  14. А.Ю. Феномен деревенской прозы.// Рус. Словесность.-М" 1999. № 3. -С. 15−19.
  15. С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. Избранные статьи. -М.: Наука, 1993.
  16. Былины. Сост., вступ. ст., подгот. Текстов и коммент. Ф.М.
  17. Селиванова. -М.: Сов. Россия, 1988.
  18. Василий Макарович Шукшин (1929−1974): Библиографический указатель/ Hay. ред. и авт. вступ. ст. В. Ф. Горн. -Барнаул: АО «Полиграфист», 1994.
  19. Е. Русское от Загоскина до Шукшина.(Опыт непредвзятого размышления). -СПб.: Библиотека «Звезды», 1992.
  20. В.В. Избранные труды. -М.: Наука, 1976.
  21. М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. -СПб.: Азбука-классика, 2001.
  22. П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. -JL: Сов. писатель, Ленингр. отделение, 1986.
  23. Д. Современная советская «деревенская проза» и традиции фольклора / В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин / Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1986.
  24. Головко Е.А. Фольклорно-историческая традиция в повести-сказке
  25. В.М.Шукшина «До третьих петухов» // Писатель и время. —М., 1991. -С. 163−170.
  26. И.А. Собрание сочинений. Том 2. Библиотека «Огонек». -М.: Правда, 1952.
  27. П.А. Рассказы В.Шукшина и народная проза: (К вопросу о трансформации фольклорных мотивов в творчестве писателя)/Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. -М., 1986.
  28. П.А. Стилевые искания современной социально-этической прозы (В.Астафьев, С. Залыгин, В. Шукшин): Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1987.
  29. В.Ф. Василий Шукшин: Личность. Книги. -Барнаул.: Алт. кн. изд-во, 1990.
  30. В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрет. -М.: Просвещение, 1993.
  31. И.Ф. Гений в искусстве и науке. М., 1990.42. «.Горький, мучительный талант»: Материалы V юбилейной научной конференции. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000.
  32. М.М. Мир русской деревни. -М.: Молодая гвардия, 1991.
  33. Диво дивное, чудо чудное: Народные русские сказки А.Н. Афанасьева/ Сост. С. Донская. -М.: Московский рабочий, 1988.
  34. А.А. Трансформация традиционного образа дурака в прозе В.М. Шукшина.: Автореф. дис. канд. филолог.наук. -Ставрополь, 1996.
  35. А.А. Трансформация традиционного образа дурака в прозе В.М. Шукшина.: дисс. канд. филолог, наук. -Ставрополь, 1996.
  36. B.C. Словарь языка Василия Шукшина: Около 1500слов, 700 фразеологических единиц. -М.: Азбуковник, Русские словари, 2001.
  37. Жили-были./ Сост. И вступительная статья Ю Г. Круглова. -М.: Советская Россия, 1985.
  38. А.Д. Шукшин в кадре и за кадром: Записки кинооператора. -М.: Альпари, 1997.
  39. С.П. Критика, публицистика. -М.: Современник, 1987.
  40. С. Шукшин и мы// Шукшин В. М. Миль пардон, мадам!: Повести, рассказы.-М., 2000.-С.5−14.
  41. И.А. Путь к очевидности. -М.: Издательство Республика, 1993.
  42. Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники иритуалы.-М.: Флинта, Наука, 2001.
  43. В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин — прозаик. -М.: Сов. писатель, 1986.
  44. С.М. Судьба народной песни в прозе В.М. Шукшина// Культурное наследие Алтая: Материалы всерос. конф. 1990−1991 гг. -Барнаул, 1992. -С.3−24.
  45. С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина: Монография. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1992.
  46. JI.A. Об исследовании философских взглядов В.М.Шукшина по его рассказам:(Методологический аспект)//В.М. Шукшин -философ, историк, художник. -Барнаул, 1992. -С.3−11.
  47. В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. -М.: Сов. Россия, 1977.
  48. В.И. Василий Шукшин. -М.: Современник, 1988.
  49. , Е.В. Народный характер в творчестве В.М.Шукшина// Русская словесность. -М., 1996. -№ 6. С.39−43.
  50. Н.И., Лазутин С. Г. Русское народное творчество. -М.: Высшая школа, 1993.
  51. Краткий философский словарь. Под редакцией А. П. Алексеева. -М.: Проспект, 2000.
  52. Ф.Ф. Избранное. В двух томах. Том первый. -М.: Современник, 1981.
  53. Ф.Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. -М.:3нание, 1975.
  54. А.И. Основные этапы эволюции прозы В.М.Шукшина и проблема интертекстуальности// Творчество В. М. Шукшина: Метод. Поэтика. Стиль. -Барнаул, 1997. -С.20−28.
  55. С.Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. -М.: Высшая школа, 1981.
  56. Д.С. Без доказательств. -СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1996.
  57. Д.С. Раздумья о России. -СПб.: Издательство «Logos», 2001.
  58. Д.С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. -Л.: «Наука» Ленинградское отделение, 1984.
  59. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. -М.: Подициздат, 1991.
  60. Н.О. История Русской философии. -М.: «Высшая школа», 1991.
  61. . Г. С., Соболева Е. А. Фразеологические средства в прозе В.М.Шукшина / Кубан. гос. ун-т. -Краснодар, 1990.
  62. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 Т. Т.2, ч. 1. -М.: Прогресс-Культура", 1994.
  63. . Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. -М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.
  64. Мир философии. Книга для чтения. 4.2. Человек. Общество. Культура. -М.: Политиздат, 1991.
  65. Мифы и легенды народов мира/ Сост. Наталия Будур и Иван Панкеев. — 2-е изд., испр., перераб., сокр. —М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
  66. В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. -СПб.: Фолио-Пресс, 1999.
  67. В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. специальностей. — 2-е изд., доп. —М.: Высшая школа, 1983.
  68. О.А. Роль сказа в творчестве В. Белова и В. Шукшина. -М., 1981.
  69. Народная проза. Сост., встп. ст., подгот. текстов и коммент. С. Н. Азбелева. -М.: Русская книга, 1992.
  70. Народный театр/ Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. -М.: Сов. Россия, 1991.
  71. Он похож на свою родину: Земляки о Шукшине/ Сост. Ащеулов В. И., Егоров Ю. Г. -Барнаул. Алт. кн. изд-во, 1989.
  72. Отечественная история / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов, ЮЛ. Кожаев- Под ред ШМ Мунчаева -М: Культура и спорт, Юнити, 1999.
  73. Г. Ф. Проза В.М Шукшина (Творческая инд ивидуальность писателя и эволюция героя): Автореф. дис. канд филол. наук. -Л., 1977.
  74. НА. Русские народные игры -М: Яуза, 1998.
  75. Е.И. Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина: Автореф. дис. кацд наук. -М., 1983.
  76. B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. -М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997.
  77. Э.В. О русском фольклоре/Академия наук СССР. Серия «Из истории мировой культуры». -М.: Наука, 1977.
  78. В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). 3-е изд., исп. и доп. -М.: ВиМ, 1996.
  79. В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. Сост. И В. Пешкова. -М.: Лабиринт, 1998.
  80. В.Я. Поэтика фольклора. (Собрание трудов В. Я. Проппа.) Составление, предисловие и комментарии А. Н. Мартыновой. -М.: Лабиринт, 1998.
  81. В.Я. Проблемы комизма и смеха. -СПб.: Алтейя, 1997.
  82. А.С. Полные собрания сочинений, т. VII, -М., 1958.
  83. А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1. Стихотворения- Сказки- Руслан и Людмила: Поэма. -М.: Худож. лит., 1985.
  84. В. Твой сын, Россия, горячий брат наш// Шукшин В. Охота жить: Рассказы- До третьих петухов: Повесть-сказка. -Новосибирск, 1992. -С.3−24.
  85. В. Твой сын, Россия, горячий брат наш:(0 Василии Шукшине)// Подъем. -Воронеж, 1999. № 7. -С.3−30.
  86. В.М. Введение в культурологию. Учебник для высшей школы. -М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997.
  87. В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. -М.: «Аграф», 2001.
  88. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь)/Авт.-сост: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, E. J1. Мадлевская и др. -СПб.: Искусство—СПБ, 2001.
  89. Русский народ: Терминология, исследования, анализ/ Сост. Андреев А. Р., Кривошеее В. Д., Круговых И. Э. -М.: Кучково поле, Полиграфические ресурсы, 2001.
  90. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря./Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. -СПб.: Искусство —СПБ, 2001.
  91. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие для филологических фак-тов пед. ин-тов. Под редакцией проф. Н. И. Кравцова. -М.: Просвещение, 1971.
  92. Русское устное народное творчество: Хрестоматия/ Сост. А. В. Кулагина. -М: Изд-во РОУ, 1996.
  93. Л. Народно-разговорная основа языка прозы В.М. Шукшина.: Автореф. дис. канд. филол. наук. -Ташкент., 1983.
  94. Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. -М.: Олимп- ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  95. Северные сказки. Сборник Н. Е. Ончукова: В 2 кн. -СПб.: Тропа Троянова, 1998.
  96. В.М. Поэтика русской народной лирики./ Пособие для вузов/ Под ред. Л. И. Тимофеева. -М.:УЧПЕДГИЗ, 1959.
  97. В.К. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. -М.: Интеллект-Центр, 1999.
  98. А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. -М.: Аграф, 2001.
  99. Сказки: Кн. 1/ Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова. -М.: Сов. Россия, 1988.
  100. Сказки: Кн. 2/ Сост., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова. -М.: Сов. Россия, 1989.
  101. Сказки: Кн. 3/ Сост., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова. -М.: Сов. Россия, 1989.
  102. В.М. Слово о России. -М.: Русский язык. Курсы, 1999.
  103. В.М. Тайны русской души. Вопросы. Ответы. Версии. -М.: Русский язык. Курсы, 2001.
  104. Ю. В народе оставаться самим собой: к 65-летию со дня рождения В.М.Шукшина//Лит. Россия. -М., 1994, -29 июля. № 30. С. 5.
  105. И.А. Проблема комического в творчестве В.М.Шукшина и В. И. Белова. Автореф. дис. канд. филол. наук. -Л., 1989.
  106. Л.Н., Тамбовцев Г. Н. История России. -М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1997.
  107. Дж.Б. Япония: Краткая история культуры. Серия «Пилигрим» / Пер. с англ. Е. В. Кириллов. Науч. ред. А. Б. Никитин. -СПб. :Евразия, 1999.
  108. Тахо-Годи А. А. Судьба как эстетическая // Античная культура и современная наука. М., 1985.
  109. В.М. Шукшина в современном мире. -Барнаул. Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999.
  110. В.М. Шукшина: Метод. Поэтика. Стиль. -Барнаул. Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997.
  111. В.М. Шукшина как целостность.(к 70-летию со дня рождения) -Барнаул. Изд-во Алт. гос. ун-та, 1998.
  112. Л.Н. Об истинной жизни// Полное собрание сочинений. -М., 1936.Т.26.
  113. М.П. Проблема комического в советской прозе 60−70-х годов (В.Шукшин, В. Белов): Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1987.
  114. Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина.: -М.: Искусство, 1984.
  115. Г. И. Власть земли./ Сост., предисл., примеч. А. П. Ланшикова. -М: Сов. Россия, 1988.
  116. Ю.Д. Роль фольклора в творчестве В.Шукшина//
  117. Юдинские чтения-2000: Фольклор и нац. культура. -Курск, 2000. Ч. 1. -С. 70−72.
  118. В.И. Пересечение параллельных. -М.: Искусство, 1976.
  119. О.М. Поэтика сюжета и жанра. Подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н. В. Брагинской. -М.: Лабиринт, 1997.
  120. Г. Г. Язык современной художественной прозы: диалог в рассказах В. М. Шукшина: Учебное пособие. -Уфа: Изд-во Башкирск. гос. ун-та, 2000.
  121. С.И. Русские писатели и поэты. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999.
  122. Е.В. Деревня и город как символы жизни и смерти в прозе Василия Шукшина.//Дал. Восток. -Хабаровск, 1993. № 6. —С. 173 191.
  123. Е.В. Пройти по краю: Василий Шукшин/ мысли о жизни, смерти и бессмертии. -М.: Современник, 1989.
  124. В.Ф. Основы философии. От классики к современности. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
  125. В.М. Беседы при ясной луне. Рассказы. -М.: Советская Россия, 1974.
  126. В.М. Вопросы к самому себе/ Сост. Л.Н.Федосеева-Шукшина- Предисл. Л.А.Аннинского- Коммент. Л. Н. Аннинского и Л.Н. Федосеевой-Шукшиной. -М.: Мол. гвардия, 1981.
  127. В.М. Нравственность есть правда. -М.: Советская Россия, 1979.
  128. В.М. Избранные произведения- В 2 т. Т. 1. -М.: Молодая гвардия, 1976.
  129. В.М. Слова о «малой родине». -М.: Киноцентр, 1989.
  130. В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга первая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
  131. В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга вторая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
  132. В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга третья. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
  133. В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга четвертая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
  134. В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга пятая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
  135. В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга шестая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.
  136. Е. Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза»: Размышления о национальной и нравственной природе художественного явления.//Нева. -JL, 1991. №.10, -С. 171−184.
  137. К. У каждого храма своя драма// Трибуна. -2001. -5 дек.
  138. Эпитет в русском народном творчестве. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  139. Ю.И. Русская народная бытовая сказка. -М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  140. Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.
  141. КАМОНО Т. Ходзёки. —Токио: Иванамисётен, 2002.
Заполнить форму текущей работой