Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Со времени «возвращения» писателя в 1960;е годы исследователями не раз затрагивались культурно-идеологические параметры платоновского творчества, в том числе и его взаимодействие с художественным наследием Пролеткульта. В книге Л. Шубина «Поиски смысла отдельного и общего существования» (М., 1987), текстологических трудах Н. Корниенко, в работах биографического характера (О.Ласунский, М. Геллер… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Литературно-эстетическая система Пролеткульта. Исторические и контексту альные связи
    • 1. 1. Специфика культурологической парадигмы в творчестве писателей Пролеткульта
    • 1. 2. Пролеткульт и концепция «Обновленной Земли» в ранней публицистике Л. Платонова
    • 1. 3. Космологические тенденции «пролетарской культуры» в творчестве Л. Платонова
  • Глава 2. Поэтика Пролеткульта н художественно-эстетические прппцины А. Платонова
    • 2. 1. Концепция «активной эволюции» в художественно-идеологическом наследии Л. Богданова и творчестве Л. Платонова
    • 2. 2. Проект создания нового мира в поэзии Пролеткульта и творчестве Л. Платонова
    • 2. 3. Строительная тема и символика храма («Дома для Пролетариата»)

Творчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы с очевидностью растет интерес к отечественному литературному наследию XX века, особенно к изучению сложного феномена «советской литературы». В рамках этой научной тенденции возрастает необходимость изучения творчества Андрея Платонова в связи с его культурно-идеологическим контекстом. ^.

Со времени «возвращения» писателя в 1960;е годы исследователями не раз затрагивались культурно-идеологические параметры платоновского творчества, в том числе и его взаимодействие с художественным наследием Пролеткульта. В книге Л. Шубина «Поиски смысла отдельного и общего существования» (М., 1987), текстологических трудах Н. Корниенко, в работах биографического характера (О.Ласунский, М. Геллер, Т. Лангерак) делается вывод о несомненной зависимости формирования художественного мира Платонова от русской литературной традиции. Так Н. Корниенко подчеркивает постоянную важность для Платонова социокультурной ситуации в стране, но отмечает, что социальная проблематика становится поводом для того, чтобы обратиться к «вековечному вопросу» в связи с натурфилософским видением мира. (Корниенко 1979; Корниенко 1999). В книгах О. Ласунского «Житель родного города» (Воронеж, 1999) и М. Геллера «Андрей Платонов в поисках счастья» (М., 1999) описаны первые шаги Платонова в качестве' публициста, чутко отзывающегося на специфику социально-политических изменений в жизни России. Социально-бытовая тематика первых послереволюционных лет в прозе Платонова показана в статье Д. Московской «Художественное осмысление политической реальности первого десятилетия революции в прозе Платонова 1926;1927 годов», (Московская 2000) В монографии К. Баршта «Поэтика прозы Андрея Платонова» (СПб., 2000) содержится анализ ранних публицистических произведений Платонова в свете его будущих художественных открытий.

Другое направление, рассмотрение творчества Платонова в рамках социально-политических идеологий, также постоянно находится в сфере внимания отечественных и зарубежных исследователей (Г.Гюнтер, Т. Сейфрид, А. Мерк, Э. Найман, А. Ливингстон, О. Петрова), которые отмечают утопическую направленность пролеткультовского движения. Книга Х. Гюнтера «Жанровые проблемы утопии и „Чевенгур“ А. Платонова» (1991) и статья «Котлован и Вавилонская башня» (Гюнтер 1995; 148) содержат понимание произведений Платонова как построение модели «антистройки», как «перевернутую пролетарскую утопию, в которую Платонов уже сам не веровал» (Гюнтер 1995; 148). В отличие от Т. Сейфрида, говорившего о метаутопии в творчестве А. Платонова, и А. Мерка (МогсЬ 1998, 8е1Гпс1 1992), размышлявшего об антиутопических тенденциях платоновской прозы, в своей статье «Утопизм ранней прозы Платонова в контексте творческих исканий культуры первой половины 1920;х годов» (Петрова 2000) О. Петрова высказывает противоположную точку зрения, опираясь на тесную связь раннего Платонова с пролетарской литературой, имевшей утопический характер.

В работах последних десятилетий является актуальной проблема своеобразия лексики и словоупотребления в произведениях А.Платонова. Исследователи находят многочисленные параллели языка платоновской поэзии и прозы, с одной стороны, с поэтическими принципами футуристов, в частности этой теме посвящена статья Р. Вроон «Хлебников и Платонов: предварительные заметки» (Вроон 1996), а с другой стороны, рассматривается явная ориентация Платонова на социокультурную ситуацию, особенности которой были воплощены в «новоязе» советской эпохи. В этой связи описанные в книге Т. Радбиля «Мифология языка Андрея Платонова» (Радбиль 1998) аномалии словоупотребления терминов исторического материализма («материализм», «революция», «коммунизм», «пролетариат») объясняются в концепции А. Эпельбоин (См. Эпельбоин 1994, Эпельбоин 2003) как «поэтика разрушения» метафорических значений слова и придание им прямого лексического значения, что в трактовке О. Меерсон получило название «поэтики неостранения» (см. Меерсон О. «Свободная вещь». Поэтика неостранения у Андрея Платонова. Berkley, 1997).

Роль пролеткультовской терминологии в поэтическом языке Платонова не раз затрагивается в монографических исследованиях М. Дмитровской (Дмитровская М. А. Категория пространства у А. Платонова в лингвистическом и культурологическом освещении", Калининград, 2002). Кроме того в диссертационном исследовании М. Дмитровской «Язык и миросозерцание А. Платонова (М., 1999) и в других работах исследователя представлен обширный материал для понимания связи, существующей между идеолого-онтологической системой А. Платонова и мифологической традицией, в том числе рассматриваются такие общие для эстетики Пролеткульта и творчества Платонова концепты, как «истина» (Дмитровская 19 956), «революция», «коммунизм» (Дмитровская 1995а, Дмитровская 19 996).

Исследования, посвященные идеологическим контекстам творчества Платонова, занимают немалое место в литературе о творчестве писателя (Ш.Любушкина 1994, С. Семенова 2001, Н. Полтавцева 1981, М. Золотоносов 1994, А. Лосев 1991). В ряде исследовательских работ Пролеткульт предстает как попытка сформировать новый тип эстетического отношения к реальности, базирующуюся на этом новом отношении пролетарскую литературу, ставшую предшественницей литературы социалистического реализма (Л.Малли, К. Кларк, М. Берг). Чрезвычайно содержательный анализ связей Платонова и Пролеткульта содержится в работах Е. Толстой-Сегал, а также Н. Малыгиной, утверждающей, что попытка философского осмысления политической реальности 1920;х годов создает «своеобразие платоновских художественных текстов» (Малыгина 1985; 4). Е. Толстая-Сегал в работе «Идеологические контексты Платонова» (1981) (Толстая-Сегал 1994) дает широкую парадигму разнообразных влияний и идей, послуживших у культурно-идеологическим контекстом формирования мировоззрения и творческого метода А. Платонова, исследователь подчеркивает влияние концепции «массового инженеризма», которьшг в свою очередь, был?-выражением «активно-эволюционной идеи», занимавшей важное место в идеолого-мировоззренческой картине страны в первую треть XX века.

Следует отметить, что многие писатели и поэты XX века, в том числе Горький, Леонов, Маяковский, Заболоцкий, Пришвин, Платонов, были в ^ разной степени связаны с традицией активно-эволюционной, космической мысли, идущей от 'Н.Федорова и В. Соловьева и провозглашавшей сознательное, творческое преображение природы человека и мира как движущую силу истории.

Можно утверждать, что одним из самых важных факторов влияния на становление художественно-эстетической системы Пролеткульта, в равной степени и А. Платонова, стало движение русского космизма. А. Гачева предполагает, что знакомство' Платонова с идеями Федорова могло.

I >

Т/ состояться раньше 1920;х годов, «ведь одна из центральных идей Федорова это метеорологическая регуляция, то есть область профессиональных занятий молодого инженера Платонова. .философия Богданова могла подвести Платонова к идеям Николая Федорова, чье влияние, — по мысли исследователя, — определило мировоззрение зрелого Платонова» (Толстая-Сегал 1994;56). Этот же подход к изучению творческого наследия Платонова применен в исследовании А. Тески (Teskey Ayleen Platonov and Fyodorov. The Influence of Christian Philosophy on a Soviet writer. Avebuiy, 1982), в работах? t Э. Бальбурова «Космос Платонова» (1996) и С. Семеновой, указавших на тесную генетическую связь художественного мира писателя с определенными философско-эстетическими направлениями, в частности с идеологией символизма и традицией русского космизма. В этом ряду следует отметить работы А. Киселева «Одухотворение мира: Н. Федоров и А. Платонов» (Киселев 1994), В. Сарычева «Платонов и эстетика жизнетворчества» (Сарычев 1993), В. Федорова «Метафизический символизм Андрея Платонова» (Федоров, 2001) и Л. Карасева «О «началах человека» «(Владимир Соловьев и Андрей Платонов)» (Карасев 2001).

В последние годы идет напряженная полемика относительно границ и смысловых рамок термина «русский космизм». В связи с литературоведческими аспектами космизм иногда понимается как общее направление научно-философской и художественной мысли, опирающееся на представление о человеке как «всемирном существе». Так в работе «Поэсис русского космизма» (М., 2002) О. Куракина представляет русскую литературу нового времени, начиная с XVIII века, как выражение космософийных исканий и опирается на слова прот. В. Зеньковского: «космизм, как утверждение подлинной — хотя и не самобытной — реальности мира в Боге». Исходя из такого понимания термина, автор в своем описании поэсиса русского космизма ставит в один ряд художественные миры Н. Державина (поэма «Бог», 1784) и русских символистов, в частности М. Волошина (поэма «Космос», 1923). На наш взгляд, такое расширенное понимание приводит скорее к размыванию границ и смысла термина «русский космизм», чем к выявлению с его помощью смысла каких-либо этапов и явлений в истории русской литературы.

В настоящей работе мы опираемся на определение «русского космизма» (термин появился в 90-х годах XX века в связи с описанием наследия В. Вернадского), принятое в академических изданиях и взятое за основу в исследовании С. Семеновой «Русская поэзия и проза 1920;1930;х годов. Поэтика. Видение мира. Философия» (М., 2001), где в рядах русского космизма оказываются такие мыслители и ученые, как Н. Ф. Федоров, А.В.Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский,.

A.Л.Чижевский, В. Н. Муравьев, А. К. Горский, Н. А. Сетницкий. К русскому космизму примыкают многие представители философии «всеединства»:

B.С.Соловьев, П. А. Флоренский, С. А. Булгаков, близок к пафосу русского космизма Н.Бердяев. Следует отметить, что именно в 1920;е годы в России наблюдался особый интерес к «космическому» направлению научнофилософской мысли. Особенную популярность получили в культурных кругах идеи К. Циолковского (переиздание его фантастических повестей «На Луне», «Вне Земли», 1903), широко обсуждалось его изобретение ракеты, вышла книга «Монизм Вселенной» (Калуга, 1925), содержащая детальное описание философского кредо одного из главных деятелей этого философского направления.

Серьезное знакомство с парадигмой русского космизма демонстрирует автор «Всеобщей организационной науки» А. Богданов (1873−1928), ставший идеологом Пролеткульта. Его труд, фактически, является переводом в социально-экономический аспект идеи Н. Федорова о «регуляции природы» с помощью творчески-созидательной работы человека. Литературное и философское наследие .А. Богданова оказало большое влияние на развитие русской литературы начала XX века. С его теорией были хорошо знакомы не только поэты «пролетарского происхождения», создатели и участники литературных объединений Пролеткульта, но и многие другие писатели, в том числе и А. Платонов. Самые широкие слои нарождающейся «советской интеллигенции» глубоко восприняли идеи богдановской «всеобщей организационной науки». Некоторые исследователи, в том числе Е. Толстая-Сегал и Н. Корниенко, полагают, что с трудами Н. Федорова, концепциями В. Оствальда, Э. Маха, русской энергетической школой, идеями К. Циолковского, А. Тимирязева, В. Вернадского, «биокосмистов» А. Платонов мог первоначально познакомиться именно при чтении произведений Богданова. Становится. очевидно, что для правильной постановки вопроса о связях между творчеством Платонова и поэтикой Пролеткульта не обойтись без учета влияния на них обоих идеологии русского космизма, представленного и своим «классическим вариантом» (В.Соловьев, Н. Федоров), и тектологической моделью А.Богданова.

Сказанным выше обусловлена актуальность работы. В настоящее время важной литературоведческой проблемой является определение художественного значения творчества А. Платонова, в том числе в связи с литературой советского времени, поэтому актуальным остается изучение литературного дебюта писателя, поэтическое и публицистическое творчество раннего периода 1920;1926 годов, их отношение^ к общественно-литературному контексту, в частности,/Эстетикой''' Пролеткульта как Ч элементр. чГ' этого контекста. Необходимость такого исследования подчеркивается началом издания полного собрания сочинений Л. Платонова, которое ставит на новый уровень проблему изучения раннего творчества писателя, особенно до сих пор недостаточно полно описанной связи с поэтикой и литературной практикой поэтов Пролеткульта. ^ Новизна работы заключается в том, что^в1тершце^осуществляется попытка описания литературно-эстетических приемов творчества Платонова и параллельно ему существовавшего литературного наследия Пролеткульта в свете идеологии «русского космизма», изучение форм влияния которого на Пролеткульт было неоднозначным и сложным, с одной стороны, определяя стремление к «переделке мира» на новых основаниях, с другой — вызывая критику этих попыток со стороны Платонова как художника-антиутописта. Влияние на Платонова эстетики Пролеткульта было в этом смысле и прямым (определялось термином «заимствование», и «от обратного») и обусловливалось художественным осмыслением тех форм воздействия идеологии марксизма на реальность, которые сам Платонов не принимал. И в том, и в другом случае мы видим идейно-эстетическую связь, которая выражалась в виде набора определенных концептов, художественных приемов, параметров художественной формы, а также в особенностях платоновской художественной символики, иногда буквально повторявшей пролеткультовскую.

Актуальность и новизна исследования, связанного с обоснованием глобального влияния достижений научно-философской мысли, а именно «русского космизма», на характер и художественное творчество русских писателей XX века, определяются и тем, что представленные в работе материалы являются основанием для уточнения концепции истории русской литературы XX века, а также определенных сторон творчества отдельных ее представителей.

В настоящей работе выдвигается гипотеза, состоящая в том, что поэзия Пролеткульта и творчество А. Платонова рассматриваются как различные варианты художественной реализации философско-идеологической системы «русского космизма».

Общей концептуальной платформой, определившей особенности эстетики Пролеткульта и творчества А. Платонова, является идеология «русского космизма», развитая в трудах Н. Федорова, В. Соловьева, К. Циолковского, Н. Умова, В. Вернадского, С. Булгакова, Н. Бердяева и др.

Выдвинутая в исследовании гипотеза позволяет объяснить наличие и своеобразие тесной контекстуальной связи символики и поэтической онтологии художественного мира А. Платонова и поэтических нормативов Пролеткульта. Важно отметить своеобразие ситуации влияния «русского космизма» на системы Платонова и Пролеткульта. В эстетику Пролеткульта мысли русских космистов проникали из общекультурного контекста, наряду с другими тенденциями эстетической жизни эпохи, поэтов-пролеткультовцев знакомили с этими идеями преподаватели студий (А. Белый и В. Брюсов), теоретики движения, особенно сильно испытавший влияние этой философии А. Богданов, сочувствующие революционным преобразованиям в России ученые (Н.Умов, В. Вернадский, А. Горский, Н. Сетницкий и др.). В период формирования художественного сознания А. Платонов^испытал влияние космистской мысли не только через вышеназванный общекультурный контекст и печатное слово, но и в процессе сближения с пролеткультовской художественно-эстетической системой в начале 1920;х годов.

В рамках данного подхода можно предположить, во-первых, что в газетной публицистике Платонова 1920—1923 годов создается концепция «Обновленной Земли», на становление которой сильное влияние оказали два явления в культурно-эстетической жизни эпохи 1920;х годов — труды русских космистов (и примыкающая к ним тектологичекская концепция А. Богданова) и поэтическое наследие Пролеткульта.

Во-вторых, в работе уточняется характер участия Платонова в обсуждении пролетарской культуры, актуальном в 1920;е годы (статьи.

Л.Троцкого, А. Луначарского, публицистика Пролеткульта, статьи.

А.Богданова, А. Гастева и др.). А именно,' выясняется, что Андрей Платонов создал свою теорию пролетарской культуры как «всеобщей организации» природы, которую представил сначала в ранней газетной публицистике 1920;1923 годов, а. позже предложил варианты ее художественной реализации в своем творчестве.

Теория пролетарской культуры в творчестве Платонова ¦ и в художественном наследии Пролеткульта имеет свою общность в том, что в основе этих систем находится концепт «всеобщая организация». В пролеткультовской эстетике его семантическим вариантом является символ «общее дело"/"Царство Божие на земле"/"регуляция природы». В платоновском художественном мире это значение приобретает концепт «Обновленная Земля» /"пролетарская культура"/ «коммунизм». Эта трактовка новой культуры оказывается в одном ряду с идеями представителей русского космизма (Н.Бердяев^"теургическая культура", «сотворчество с Богом», П. Флоренский |/"пневматосфера", С. Булгаков, «философия хозяйства», Н. Умов—"вторая природа", В. Вернадский «ноосфера»).

Материалом данного исследования являются с одной стороны, сборник стихотворений А. Платонова «Голубая Глубина» (1922), публицистические статьи, а также прозаические произведения, с 1920;х годов до «военных рассказов» 1940;х годов. К анализу привлекаются также не вошедшие в сборник стихотворения писателя и материалы «записных книжек». Учитываются тексты, изданные в журналах ведущих пролеткультовских студий (Петроградский, Московский, Саратовский и др. Пролеткульты), в авторских и коллективных сборниках, поэтические произведения пролеткультовских авторов (Л.Гастева, П. Арского, М. Герасимова, В. Кириллова, А. Крайского, И. Садофьева и др.). Используется творческое наследие Л. Богданова, оказавшее существенное влияние на формирование эстетики Пролеткульта и художественного мира А. Платонова.

Поэтические тексты поэтов и писателей Пролеткульта рассматриваются как один из важнейших литературно-эстетических контекстов творчества Платонова. При этом поэтическое наследие Пролеткульта (1917;1921) понимается в настоящей работе как единый эстетический феномен, в котором оказалась воплощена вполне определенная художественно-эстетическая концепция. Наличие этой целостной системы определило место Пролеткульта в ряду других художественных направлений русской литературы начала XX века, характер этой художественной концепции позволяет определить Пролеткульт как художественную попытку воплотить идеологические принципы русского космизма в культурной ситуации пореволюционного десятилетия.

В свою очередь, поэтические и прозаические произведения писателя отражают единство художественного мира Платонова. Такой подход, учитывающий наличие единой этико-онтологической системы в художественном сознании Платонова, позволяет выделить элементы, связывающие между собой две художественно-эстетические системыПролеткульта и Платонова.

Основной целью исследования является описание специфических форм и степени влияния эстетических нормативов Пролеткульта на литературно-эстетические взгляды и поэтику произведений Андрея Платонова. С этим связана главная задача исследования: выделить общие для обеих систем «художественные концепты"1 и провести их сравнительный анализ с.

1 Используя в данной работе термин «художественный кониепт», мы опираемся на определение этого понятия, сформулированное в работах отечественных исследователей художественного текста. Имеющий давнюю традицию изучения в лингвистике термин «концепт» в трудах Ю. С. Степанова и Н. С. Болотновой, Е. В. Сергеевой понимается как элемент концептосферы художественного произведения, заключающей все богатство его смыслов (термин «концептосфера» заимствован лингвистами у Д.С. Лихачева). Иоле концепта включают в себя центральные и периферийные, эксплицитные и имплицитные значения. Таким образом, описание семантики концепта позволяет выявить индивидуальные особенности значения того или иного концепта, знака, темы в художественном мире писателя и их сходство при сравнении двух художественно-эстетических систем. Наличие у концепта обширного, но в то же последующим описанием сходства и различия в их структурах. В процессе работы для решения главной задачи необходимо: обосновать необходимые теоретико-идеологические и философско-литературные предпосылки, которые достоверно подтверждают процесс непрерывности национальной традиции в русской культуре и обеспечивают ее активное влияние на пореволюционную литературу XX векавыделить основные художественные концепты, лежащие в основании художественно-эстетической системы Пролеткульта, обеспечивающие ее целостность, несмотря на историко-культурное многообразие феномена Пролеткульта, и описать их структурувыявить наличие/отсутствие этих концептов в художественном мире Л. Платонова;

Описать сферы сходства и уникальных значений в семантике этих концептов в художественном мире А. Платонова по сравнению с поэтическими нормативами Пролеткульта в свете влияния на формирование обеих художественно-эстетических систем философской доктрины «русского космизма».

Методологической основой исследования является структурно-семиотическая концепция Ю. Лотмана и сравнительно-исторический метод, привлекаются также подходы, предложенные в работах М. Бахтина, Б. Успенского, Д.Лихачева. Учитывается возможность применения культурологического подхода к исследуемой проблематике, а также возможность обращения к сфере гуманитарного междисциплинарного знания, к использованию данных других гуманитарных наук и методик. Применение различных методов научного исследования в диссертационной работе определяется характером материала и конкретными задачами анализа. Особенности рассматриваемого в работе периода в истории России — времени коммунистического эксперимента, попытки культурной самоидентификации строящейся Новой Страны Советов — обусловили время индивидуального для каждого писателя, семантического поля, включающего синхронические и диахронические смыслы, сближает «концепт» с используемым в структурно-семиотическом направлении термином «символ». правомерность привлечения познавательных принципов других гуманитарных дисциплин: философии, истории, культурологии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественно-эстетическая система Пролеткульта оказала устойчивое влияние на становление художественного мира Л. Платонова в 1920;е годы XX века. Базисные художественные концепты («Пролетариат» «преобразование природы», «Конец Света», «электричество», «Дом для Пролетариата») поэтики Пролеткульта выявляются и в основе поэтической системы Л. Платонова. Глубокое переосмысление, которому подверглись эти концепты в художественном мире Л. Платонова, позволяет утверждать, что даже в период максимального сближения с Пролеткультом в начале 1920;х годов литературно-эстетические принципы Платонова не совпадали с поэтическими нормативами Пролеткульта.

2. В ранних статьях Платонова сформировались основы его этики и художественной онтологии, которые определила созданная писателем концепция «Обновленной Земли». В этом заключается оригинальность вклада Платонова в понимание идеи «всеобщей организации», заявленной Н. Федоровым («регуляция природы») и Л. Богдановым (тектологическое мировоззрение). Содержащая платоновское понимание пролетарской культуры как всеобщей организации «вещества жизни», «ремонта Земли» ради восстановления гармонии с Мирозданием концепция «Обновленной Земли» испытала сильное влияние двух явлений в культурно-эстетической жизни эпохи 1920;х годов — трудов русских космистов, а также примыкающих к ним тектологических воззрений А. Богданова и поэтического наследия Пролеткульта.

3. Под влиянием концепции пролетарской культуры (в художественном мире А. Платонова — «Обновленной Земли») формируются характеры персонажей и сюжеты художественных произведений пролеткультовских авторов и Платонова, начиная с поэтической книги «Голубая глубина» (1922) и вплоть до «военных рассказов» 1940;х годов.

4. Публицистика начала 1920;х годов и художественное творчество Платонова содержат проект воплощения концепции «Обновленной Земли», в котором Платонов следует философско-идеологической системе «русского космизма», уделяя особое внимание различным методам «регуляции природы».

5. На формирование художественного сознания Платонова особое влияние оказало знакомство с тектологией Л. Богдановав частности такие элементы тектологической концепции, как «единая точка зрения», «энергетический вопрос», «собирание человека», «всеобщая организация», находятся в центре постоянного внимания Платонова в публицистическом творчестве и участвуют в формировании художественной проблематики прозаических произведений («Маркун», «Рассказ о многих интересных вещах», «Мусорный ветер», «Чевенгур», «Котлован»).

6. Связанный со всеми другими знаками и обладающий обширной семантикой концепт «Пролетариат», обладающий основным значением — человечество, достигшее состояния духовной и телесной соборности на основе активного (преобразовательного) и этического (бережного) отношения к миру, находится в центре художественно-эстетической системы А. Платонова, начиная с поэтических опытов и заканчивая «военными рассказами», в рамках этого концепта лежит собственно платоновское религиозно-философское решение антропологической проблемы.

7. Широко развернутый в творчестве А. Платонова и «пролетпоэтов» концепт «апокалипсис» демонстрирует различие художественных концепций Пролеткульта и Платонова. Апокалиптическая картина уничтожения Старого мира в Пролеткульте есть описание классового социального переворота и установления господства Пролетариата. Социализм Платонова представляет собой пространственно-временную модель «Обновленной Земли», где достигнут баланс человека и Вселенной.

8. Семантика «советского плана», занимающая важное место в пролеткультовских текстах, в художественном мире А. Платонова оказалась глубоко на периферии. Концепты — «пролетариат», «революция», «коммунизм» — носят принципиально иное значение по сравнению с теорией исторического материализма и в пролеткультовской эстетике, одновременно являясь предметом пристального внимания Платонова.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты позволяют уточнить характер связи и влияния эстетики Пролеткульта на становление художественного мира и особенности поэтики Андрея Платонова. Это дает возможность по-новому поставить вопрос об общих принципах и содержании истории русской литературы советского периода в связи с влиянием научно-философского наследия русского космизма на художественное сознание целого ряда писателей этого времени. Результаты исследования могут быть использованы в построении курсов истории литературы, спецкурсов, а также в подготовке комментариев к изданиям произведений писателя.

Апробация работы. Основные результаты исследования в виде докладов были представлены на V Международной научной конференции «За рекой Потудань». Творчество Л. Платонова второй половины 1930;1940;х годов" (2001, ИМЛИ им. Л. М. Горького РАН, Москва), VI Международной конференции «Роман Андрея Платонова „Чевенгур“: контексты изучения и понимания» (2004, ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, Москва), на научной конференции «Национальное и общечеловеческое в русской и западной литературе XIX—XX вв.еков» (2002, Воронеж, ВГУ — ВМИОН), на ежегодных платоновских семинарах в Пушкинском доме (2001, XII Платоновский семинар- 2002, XIII Платоновский семинар в ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры новейшей русской литературы филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена. Содержание работы отражено в 5 публикациях общим объемом 2,5 усл. печ. листа.

Заключение

.

Представленное исследование позволяет сделать определенные выводы о художественно-эстетическим связям между художественным миром Л. Платонова и эстетикой Пролеткульта.

В работе выявлены форма и степень влияния эстетических нормативов Пролеткульта на литературно-эстетические взгляды и поэтику произведений Андрея Платонова. При этом поэтические тексты Пролеткульта рассмотрены как один из элементов литературно-эстетического контекста творчества Платонова, публицистические, поэтические и прозаические тексты которого также отражают единство художественного мира писателя. Поэтическое наследие Пролеткульта содержит в себе целостную художественно-эстетическую концепцию, генетически связанную с научно-философской системой «русского космизма», определившую место Пролеткульта в ряду других художественных направлений русской литературы начала XX века.

В процессе анализа описаны общие темы, мотивы и художественные концепты, принадлежащие литературно-эстетической системе Пролеткульта и заимствованные А. Платоновым (в частности символика города-храма («Дома для пролетариата»), апокалиптическая тема, концепты «сознание», «труд», «электричество» и др.). Глубокое переосмысление, которому подверглись эти концепты в художественном мире А. Платонова, позволяет утверждать, что даже в период максимального сближения с Пролеткультом в начале 1920;х годов литературно-эстетические принципы Платонова не совпадали с поэтическими нормативами Пролеткульта, но, так же как и пролеткультовская эстетика, испытали сильное влияние научно-философском мысли, а именно «русского космизма».

В ранней публицистике Л. Платоновым создана теория «пролетарском культуры», отличающаяся от пролеткультовской, но находящая общность с эстетическим нормативами Пролеткульта, так как в основе обеих систем лежит художественный концепт «всеобщая организация». В пролеткультовской эстетике его вариантами являются символы «общее дело», «Царство Божие па земле», «регуляция природы». В платоновском художественном мире это значение приобретает художественный концепт «Обновленная Земля», который оказывается в одном ряду с идеями представителей русского космизма (П.Бердяев «теургическая культура», «сотворчество с Богом», П. Флорепский «пневматосфера», С. Булгаков «философия хозяйства», Н. Умов «вторая природа», В. Вернадский «ноосфера»).

Оригинальный вклад Платонова в понимание идеи «всеобщей организации», заявленной Н. Федоровым («регуляция природы»), развитой в системе «русского космизма», тектологической теории Л. Богданова («тектологическое» мировоззрение) и эстетике Пролеткульта, заключается 1} создании концепции «Обновленной Земли», сформироавиной уже в ранней публицистике писателя. Содержащая платоновское понимание пролетарской культуры как всеобщей организации «вещества жизни», «ремонта Земли», всего материального мира ради восстановления гармонии с Мирозданием концепция «Обновленной Земли» сложилась под очевидным влиянием космологических исканий русской философской мысли.

Можно утверждать, что публицистика начала 1920;х годов, а затем и художественное творчество Платонова содержат проект воплощения концепции «Обновленной Земли», в котором Платонов следует философско-идеологической системе «русского космизма», отводя важную роль энергии человеческого сознания как основному методу «регуляции природы». В процессе описания этого проекта особое внимание уделялось выявлению в платоновском творчестве внутреннего смысла терминов советско-марксистского ряда («революция», «пролетариат», «коммунизм» и др.), активно исполЕ. зуемых эстетикой Пролеткульта.

Кроме того, отметим базовые элементы концепции «Обновленной Земли». В художественно-эстетических концепциях Пролеткульта и Платонова путем к построению коммунизма становится революция, то есть переустройство мира 1} планетарном масштабе, приведение материи («земли») в идеальное (истинное) состояние. Исполнитель проекта — «Пролетариат» — (варианты этого символа: «Новый Адам», «Новый человек», «сокровенный человек») соборное единство «сокровенных людей». В отличие от людей старого мира Пролетариат — это «сокровенный человек», с помощью новой науки («тектология» — в философско-художественном мире А. Богданова, «электрификация» — в этико-онтологической концепции А. Платонова) и созданной им техники («антропотехпика») приобретающий безграничную власть над всем Мирозданием, Пролетариат ведет организационную деятельность, то есть занимается «ремонтом земли», «очеловечиванием природы». В ходе построения идеального мира человек энергетически активно воздействует на косную природу: энергией мысли, любви, силой труда, электрической энергией. Согласно монистическому взгляду на вселенную, эти виды энергии в платоновском мире «суть одно».

В результате сотворенного Пролетариатом «апокалипсиса» наступает коммунизм, который потом распространится на всю планету. В рамках концепции «Обновленной земли» понятие «коммунизм» не имеет никакого социально-политического содержания, а принадлежит сферам материальной и пространственно-временной. Коммунизм — это идеально организованный мир, вся обновленная Земля, в гармонии с которой живет новое совершенное человечество, создавшее новую «пролетарскую культуру». Поэтому символика города-храма, развернутая в практике поэтов Пролеткульта, в творчестве Платонова песет семантику концепта «Обновленная Земля», где Общепролетарским Домом становится вся планета, вещество которой находится в гармонии с законами Космоса. По Платонову, «пролетарская культура», как и «истина», и «революция», явления скорее материальные, чем социально-политические понятия. Исходя, из вышесказанного можно отметин", что перспективы проведенного исследования связаны с обоснованием глобального влияния «русского космизма» на художественное творчество русских писателен XX века, а полученные результаты позволяют говорит!" о возможности уточнения концепции русской литературы XX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Платонов Л. Г1. Собрание сочинении в 3-х томах. — М., 1985.
  2. Л.П. Одухотворенные люди: Рассказы о воине. М., 1986.
  3. Платонов Л. Г1. Чевенгур. М., 1988
  4. Платонов Л. Г1. Чутье правды. М., 1990.
  5. Платонов Л. I I. Собрание сочинении в 5-ти томах. Т. 1. — М., 1998.
  6. Платонов Л. Г1. Счастливая Москва. Повести. Рассказы. Лирика. — М., 1999.
  7. Периодические издании и иолнические сборники Пролеткульта. Журналы Пролеткульта
  8. Пролетарская культура. Ежемесячный журнал. Орган центр. Комитета Всерос. Совета Пролеткульта. М., № 1−21 (1918−1921)
  9. Твори. Журнал Студий Московского Пролеткульта М., 1920−1921. Сборники Пролеткульта
  10. В. СеЕ$ер. СтихотвореЕНЕЯ. М., 1919
  11. ЛрскЕЕЙ П. Песни борьбы, Петроград!919
  12. НердЕЕиков Я. ПршЕЕествие, Петроград 1921
  13. ВзмахЕг. 1-й сборнггк Саратовского Пролеткульта, 1919
  14. Взмахи. 2-й сборник Саратовског о Пролеткульта, 1920
  15. Гастев Л. Поэзия рабочег о удара, Петроград 1919
  16. М. Завод весенний. Стихи, М., 1919 Ю. Герасимов М. 4 поэмы. Пг., 1921 11. Герасимов М., Электрификация, Петроград 1922 12. Завод Огнекрылый. Сборник пролетарских поэтов М., 1918 1 З. Кириллов В.Стихотворения, Петроград 1919
  17. В. Железный Мессия. (Стихи о революции. 1917−1920) М., 1921г
  18. В. Зори Грядущего Стихи. Пг, 1919
  19. Крайский Л. У города-разбойника Петроград 1919
  20. Садофьев, И.: Динамо-Стихи, Петроград, 1919
  21. Л. О целостных масштабах и частных Макарах // Октябрь, 1929. ЛЬ 11.
  22. .В. Этическая концепция человека в статьях А.Платонова середины 30-х годов (к проблеме взаимоотношения науки и техники) // Творчество Л.Платонова. Воронеж, 1970.
  23. В.М. Покушение на вселенную // В. М. Акаткин живые письмена (О поэтах и поэзии). Воронеж, 1996.
  24. В.М. Испытание Чевенгуром. Ранняя публицистика 4,1 А. Платонова // Воронежское краеведение: Опыт и перспективы развития.1. Воронеж, 1998.-С. 4−6.
  25. А. О повести «Котлован» А.Платонова // Грани, 1969.-Л" 77.
  26. А. Религиозный смысл русской революции // Вехи. Из глубины.-М., 1991.
  27. К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2000.
  28. К.А. Художественная антропология Андрея Платонова. -Воронеж, 2001.
  29. М.М. Автор и герои в эстетической деятельности // М. М. Бахтин Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  30. В.Н. русская философия конца XIX начала XX веков о смысле жизни и назначении человека // Смысл жизни в русской философии. СПб., 1995.
  31. А. Революция и культура. М., 1917.
  32. H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1918.
  33. Бердяев Философия свободы. Смысл творчества. M., JI., 1989.
  34. H.A. Русская идея // Бердяев H.A. О России и русской философской культуре. М., 1990.
  35. H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Из Глубины. М., 1991а.
  36. H.A. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 19 916.
  37. A.A. Стихотворения в 3-х томах. Т. 2. — СПб., 1994.1. Б ¿--О xj’if К ^&
  38. Л.А. Краснай звезда. СПб., 1908.
  39. A.A. Очерки Всеобщей организационной науки. -СПб., 1912.
  40. A.A. Инженер Мэнни.-СПб., 1913.
  41. A.A. О пролетарской культуре. Москва, 1925.
  42. Д.М. Чевенгур и повести Л. Платонова 30-х годов. К проблеме межтекстовых связей. АКД. — М, 2000.
  43. С. Культурные контексты поэтики живого-неживого А. Платонова // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. -Выи. 4. М, 2000.
  44. В. Среди стихов // Печать и революция. — 1923, ЛЬ6.
  45. В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. Статьи. М, 2000.
  46. С.Г. «Вещество существования»: художественный мир Андрея Платонова // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985.
  47. С.П. Душа социализма // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.
  48. С.П. Свет невечерний. М., 1994.
  49. С.П. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи. Из глубины. М., 1991а.
  50. Булгаков С. 11. На пиру богов // Вехи. Из глубины. М., 19 916. '
  51. М. Во весь голос. Религия Маяковского. -М., Иерусалим, 1997.
  52. В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. -М., 1982.
  53. В. Национальная трагедия: Утопия и реальность. (Роман «Чевенгур» в контексте ег о времени.
  54. М.О. Религия и вера в творчестве Андрея Платонова АКД. М., 1997.
  55. В.И. Автотрофность человечества // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993а.9
  56. В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм. Литология философской мысли. -М., 19 936.
  57. Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. М, Л., 1925.
  58. Р. Хлебников и Платонов: предварительные заметки //Язык как творчество. М., 1996.
  59. В. Повесть Л.Платонова Строители страны. К реконструкции произведения. Публикация, вступительная статья и комментарии // Из творческого наследия русских писателей 20 века. М. Шолохов, Л. Платонов, Л.Леонов. СПб., 1995.
  60. В. «Общее дело» Платонова // Russian Literature. Vol. 46.- 1999а, № 2.
  61. В.Ю. Поэтика Платонова и символизм // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. М., 19 996.
  62. Всесоюзная коммунистическая партия (б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 2. — 1925−1935. — М., 1936.
  63. Гах М. Лирика Платонова: Контексты и текстология // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. — М., 2000.
  64. М.Я. Андрей Платонов: В поисках счастья. М., 1999.
  65. К. Идеология как культурная схема // ИЛО. 1998, JVl" 29.
  66. Г. Д., Фигурновская U.K. Трагедия коллективизма // Богданов Л. Л. Вопросы, социализма. М., 1990.
  67. С., Гончарова О. Маяковский и утопическое сознание. -М., 1995.
  68. О.М. Ритуал и миф в тексте советской культуры (1920−1940-е гг.) // Русский текст. 1996, Л" 4.
  69. В.В. В.И.Ленин и Пролеткульт. М., 1974.
  70. Г. Жанровые проблемы утопии и Чевенгур Л.Платонова //Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
  71. X. Котлован и Вавилонская башня // Страна философов Андрея Платонова. Вып 2. — М., 1995.
  72. JI.II. Проблема историзма в романтической прозе 20-х годов (Вс.Иванов и А. Платонов) // Всеволод Иванов и проблемы романтизма: Матер. 4 межвуз. науч. конф. / МГПУ им. Крупской. М., 1976.
  73. М.А. Антропологическая доминанта в этике и гносеологии Платонова // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. — М., 1995а
  74. М.А. Эволюция понятий «истина» и «смысл» в творчестве А.Платонова // Логический анализ языка: истина и истинность в культуре и языке. М., 19 956
  75. М.А. Язык и миросозерцание А.Платонова. -Диссертация на соискание степени д-ра. филол. наук. М., 1999а.
  76. М.А. Если кто не родился от воды и духа, не может войти в Царствие Божие" // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. М., 19 996.
  77. М.А. Категория пространства у А.Платонова в лингвистическом и культурологическом освещении. Калининград, 2002.
  78. Т. Мифологема конца истории в творчестве Д.Мережковского и Л. Платонова // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. — М., 2000.
  79. В. Д. Патетическая лирика пролетарских поэтов эпохи военного коммунизма. Вятка, 1933.
  80. П.М. Русский космизм о природе жизни и смерти: М. Федоров, К. Циолковский, А.Платонов. АКД М., 1997.
  81. М.В., Захаров A.A. Андрей Платонов и русский космизм //Русский космизм и ноосфера. Тезисы докладов всееоюзн. паучн. конф.-М., 1989.-4.1.
  82. ИваницкшЫ I. Пролетарская этика // Креаторий биокосмистов. -М., 1922.
  83. A.C. Об интеллигентской молодежи // Вехи. Из глубины. -М., 1991а.
  84. A.C. Социализм, культура и большевизм // Вехи. Из глубины.-М., 1991.
  85. Издания Петроградского Пролеткульта. Каталог Хч 2. — 1919.
  86. К.Г. Платонов: философия исторического творчества // Исунов К. Г. Русская эстетика истории. СПб, 1994.
  87. Л. Вверх и вниз: Достоевский и Платонов // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Выи. 4. — М., 2000.
  88. JI.B. О «началах человека» (Владимир Соловьев и Андрей Платонов) // Связь времен: наука, традиция культуры, новое видение мира. Выи. 1.-М., 2001.
  89. Л. Одухотворение мира: Н. Федоров и Л. Платонов с. 237−248 // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. — М., 1994.
  90. К. Соцреализм и сакрализация пространства // Сонреалистический канон. М., 2000.
  91. В.А. Идеи русского космизма и наследие Андрея Платонова // Русский космизм и ноосфера. Тезисы докладов всесоюзн. научн. конф. М., 1989. — Ч. 1.
  92. П.И. Русское сознание в творчестве А.Платонова // Вестник Рос. Гуманит. Науч. Фонда. 1996, Л"4.
  93. Л. В. Лирический сюжет книги «Голубая глубина» // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Bi.ni. 4. — М., 2000.
  94. В.А. Мифологическое сознание и его пространственно-временное выражение в творчестве Платонова. — АКД. М., 1993.
  95. В.Л. Идея смерти в фантастическом рассказе Платонова «Потомки солнца» // 4 Нфремовские чтения. Тезисы докладов. — Николаев, 1991.
  96. Колотовченкова I:. Федоровские мотивы в «Рассказе о многих интересных вещах» Андрея Платонова // Философия бессмертия и воскресения. М., 1996. Вып. 2.
  97. II.В. Философские искания и особенности художественного метода А.Платонова. Автореф. дисе. на соискание степ, канд. филол. наук. Л/. 1979.
  98. H.B. Становление концепции мира в статьях Андрея Платонова 20-х годов // Проблемы художественного метода и жанра: XXXI Герценовские чтения. JI., 1978.
  99. II.В. Повесть Андрея Платонова как философско-психологическое единство // Целостность художественного произведения / ЛГГ1У им. А. И Герцена. -JI., 1986.
  100. И.В. Сочинения и жизнь мастера // Платонов А. Счастливая Москва: Повести, рассказы, лирика. М., 1999.
  101. A.A. Мифологический знаковый комплекс в военных рассказах А.Платонова // Творчество А. Платонова: Исследования и материалы. СПб., 2000.
  102. A.B. Очерки по истории русской советской поэзии 20-х годов. Киев, 1958.
  103. Т.Г. Теоретические основания эмпириомонизма А.Богданова. СПб., 1995.
  104. Культура и свобода. Сборник первый. Пг., 1918.
  105. О.Г. Житель родного города: Воронеж. Годы Платонова 1896−1926. Воронеж, 1999.
  106. М.А. «Поэзия Пролеткульта. Идеология и риторика революционной эпохи». Диссертация на соискание стен, кандидата филол. наук.-СПб., 2001.
  107. В.И. Государство и революция. СПб., 1918.
  108. Л. Христианские мотивы в романе «Чевенгур» // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. — М., 2000.
  109. В.В. Становление творческой индивидуальности А.Платонова: (воронежский период). АКД. — М., 1991.
  110. Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.
  111. A.B. Религия и социализм. СПб., 1908.
  112. А. Счастливая Москва и Град Всечеловечества: о концепции культуры в творчестве Платонова // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. М., 1999.
  113. Любушкина III. Идеи бессмертия у раннего Платонова // Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994.
  114. Мал л и Л. Культурное наследие Пролеткульта: один из путей к соцреализму? // Соиреалистический канон. М., 2000.
  115. II.М. Нстественнонаучные источники и представления о природе Андрея Платонова // Человек и природа в художественной прозе. Межвуз. сб. науч. трудов. Сыктывкар, 1981.
  116. U.M. Эстетика Андрея Платонова. Иркутск, 1985.
  117. II.M. «Рассказ о многих интересных вещах» в контексте творчества А.Платонова // Андрей Платонов: Мир творчества. -М., 1994.
  118. II.М. Художественный мир Андрея Платонова. М, 1995.
  119. II.М. Спастись навеки в пропасти «Котлована» // Русская словесность. 1997.
  120. К. Сочинения. — Т. 17.
  121. В. Роль мифологических оппозиций в мотивпой структуре прозы А.Платонова // Эстетический дискурс. — Новосибирск, 1991.
  122. . В. В. Избранные сочинения в 2-х томах. Т. 1. — М.1982.
  123. Е.В. Стратегии повествования в публицистике А.Платонова // Дергачевские чтения 2000. — Ектеринбург, 2001. — Ч. 2.
  124. О. «Свободная вещь». Поэтика неостранення у Андрея Платонова. Berkley, 1997.
  125. Л. И. Синявский А.Д. Поэзия первых лет революции 1917−1920.-М., 1964.
  126. Д. Художественное осмысление политической реальности первого десятилетия революции в прозе Платонова 1926−1927 гг. // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. -М., 2000.
  127. Муравьев B. I I. Рев племени // Вехи. Из глубины. М&bdquo- 1991.
  128. В.И. Всеобщая производительная математика // Русский космизм. Антология философской мысли. — М., 1993.
  129. Э., Несбет Э. Платонов и Золя: Поэтика труда // Начало века. СПб., 2000.
  130. Неизвестный Богданов. Кн. 1−3. М., 1995.
  131. JI. Хаос и созидание в языковой картине мира А.Платонова // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Выи. 4. — М., 2000.
  132. II.И. Философия культуры русского позитивизма начала века. М., 1996.
  133. Т.А. «Из одного вдохновенного источника жизни». Общие истины и человеческая жизнь в романе «Счастливая Москва» // Страна философов Андрея Платонова. Вып. 3. — М., 1999.
  134. Очерет ЕЛО. Художественная периодика первого советского десятилетия (история, организация и роль в общественной жизни страны). -М., 1995.
  135. Ю. Мифологическое содержание романа «Чевенгур» и публицистика А.Платонова // Московский Вестник. 1996, № 2.
  136. Пастушенко 10. О мифологической природе образа у Платонова // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. -М., 2000.
  137. Плаггенборг III. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб, 2000.
  138. II.А. Проблема человека в творчестве Л.А.Богданова. — М., 1996.
  139. Полтавцева 11.Г. Философская проза Андрея Платонова. — Ростов-на-Дону, 1981.
  140. Полтавцева I I. Г. Тема обыденного сознания и его интерпретация в творчестве Л. Платонова // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. — М., 2000.
  141. Постсимволизм как явление культуры. — Вып. 2. М, 1998.
  142. Пролетарские поэты первых лет советской эпохи. Библиотека поэта. Большая серия. Л., 1959.
  143. Н.И. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова 1920−30-х годов. 11овосибирск, 2001.
  144. Т.В. Мифология языка Андрея Платонова. Н. Новгород, 1998.
  145. Т.В. «Возможные миры» в слове Платонова // Третьи платоновские чтения: Тез. Докл. междунар. науч. конф. Воронеж, 1999.
  146. В. Апокалипсис нашего времени // В. В. Розанов Уединенное. М., 1990.
  147. Русский космизм и современность. М., 1990.
  148. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993
  149. М.Л. Он шел своею дорогою один и независим. Человек и техника в художественном мире Л. Платонова) // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. М., 1994.
  150. В.А. Платонов и эстетика «жизнетворчества» // Андрей Платонов: Исследования и материалы: Сб. трудов / Под ред. Т.Никоновой. — Воронеж, 1993.
  151. Я.В. Картина мира Платонова: религиозно-философский аспект // Третьи платоновские чтения: Тез. докл междунар. науч. конф. -Воронеж, 1999.
  152. В.А. Андрей Платонов вчера и сегодня: статьи о писателе. Воронеж, 1998.
  153. Т. Платонов как нрото-сопреалист // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. — М., 1994.
  154. С. Русская поэзия и проза 1920−1930-х годов. Поэтика Видение мира — Философия. — М., 2001.
  155. И.А. Из истории философско-эстетической мысли 1920−1930-х годов. Выпуск 1.-М., 2003.
  156. В. К вопросу об эстетическом идеале А.Платонова // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Выи. 4. — М., 2000.
  157. А.А. Эстетические искания поэтов «Кузницы» (19 201 925). АКД. — Одесса, 1970.
  158. И.II. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М, 2000.
  159. Р. Русская революционная культура и ее место в истории культуры революций // Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. СПб, 1994.
  160. Ю.С. Константы: словарь русской культуры: Опыт исследования. М., 1997.
  161. П. Ii. Интеллигенция и революция // Вехи. Из глубины. -М., 1991.
  162. Е.В. Платонов и Шпенглер: мотив конца мира // Воронежский край и зарубежье: А. Платонов, И. Бунин, Е. Замятин, О. Маиделыптам и другие в культуре XX века. Воронеж, 1992.
  163. Толстая-Сегал Е. Натурфилософские темы в творчестве Платонова 20−30-х гг. // Slavica Hierolosolimatana. Т. 4. — Jerusalem, 1979.
  164. Толстая-Сегал Е. Идеологические контексты Платонова // Андрей Платонов: Мир творчества. М., 1994.
  165. В.И. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.
  166. JI. Несколько слов о воспитании человека // Троцкий JI. Сочинения. JI., 1927. — Т.21.
  167. Уайт Х. Платонов и теория относительности: Заметки о современной структуре повести «Котлован» // Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. — М., 2000.
  168. Умное сердце: Платоновский сборник. М., 2002.
  169. H.A. Собрание сочинений. М., 1916. — Т. 3.
  170. Н. А. Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993а.
  171. H.A. Роль человека в познаваемом им мире // Русский космизм. Антология философской мысли. — М., 19 936.
  172. B.C. Метафизический символизм Андрея Платонова // Русская философия: Новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики. СПб., 2001.
  173. Н. Сочинения в 4-х томах. Т.2. — М., 1982.
  174. П.Л. Сочинения в 4-х томах. Т. 3/1. — М., 1999.
  175. C.JI. Религиозно-исторический смысл русской революции (Проблемы русского религиозного сознания Берлин 1924) // Начала. -1991,Л1>3.
  176. Франк CJI. Этика нигилизма. (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Вехи. Из глубины. М., 1991.
  177. В. Пролетарская поэзия. М., 1919.
  178. Ханзен-Леве O.A. Русский формализм. Методологическая реконструкция на основе принципа остранения. М., 2001.
  179. II.П. «Кипящая вселенная» А.Платонова (Динамико образотворения и миропостижения в сочинениях 20-х годов). -Екатеринбург, Стерлитамак, 1998.
  180. В.А. Андрей Платонов: Очерки жизни и творчества. — Воронеж, 1984.
  181. К.К. Образ сферической вселенной у А.Платонова // Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. Сб. науч. трудов. -СПб., 1991.
  182. Л. Техника и человек в романе Замятина «Мы» и фантастических рассказах Платонова // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. — Тамбов, 1997. -Кн. 4.
  183. Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования: Об Андрее Платонове: Работы разных лет. М., 1987.
  184. B.B. О динамике стиля Л.Платонова: От раннего творчества к «Котловану» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. М., 1994.
  185. Эиельбоин Л Поэтика разрушения: слово и сознание героев Платонова// Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. -М., 1994.
  186. А. Медведь и язык смерти (Об образе медведя в «Котловане» А. Платонова) // Платоновский вестник. № 2−3. — Воронеж, 2003.
  187. Е.А. На берегу неба. Роман Андрея Платонова «Чевенгур». СПб., 2001.
  188. Morch Л. The Novelistic Approach to the Utopian Question. Pla-tonov's Cevengur in the Light of Dostoevsky’s Anti-Utopian Legacy. Acta Humaniora, 48. — Oslo, 1998.
  189. Naiman E. Sex and public. The incarnation of early Soviet ideology. — Princeton, 1997.
  190. Seifrid T. Andrey Platonov uncertainties of Spirit. Cambridge, 1992.
  191. Teskey Ayleen Platonov and Fyodorov. The Influence of Christian Philosophy on a Soviet writer. Avebury, 1982.
Заполнить форму текущей работой