Идейно-нравственные проблемы романа Дабе Мамсурова «Поэма о героях»
Предмет исследования будет нас интересовать как произведение исторического жанра. Это тем более закономерно, что явление исторического эпоса в творчестве Мамсурова также отнюдь не случайно. Даже общий взгляд на приоритетные направления его литературной деятельности позволяет увидеть закономерность, неизбежность его обращения к жанру исторического романа. Его произведениям «малой формы» всегда был… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ
- 1. 1. Исторический аспект историко-революционного романа
- 1. 2. Элементы историзма
- Глава II. НАРОДНЫЙ БЫТ И ОБЫЧАИ И ИХ
- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ
- Глава III. ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА И ИХ
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В РОМАНЕ
- 3. 1. Тенденции взаимоотношений народов Кавказа и их художественная интерпретация
- 3. 2. Эволюция этического мировоззрения персонажей романа
- 3. 3. Нравственный мир романа
Идейно-нравственные проблемы романа Дабе Мамсурова «Поэма о героях» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Обращение к избранной теме обусловлено необходимостью решения ряда проблем, связанных с вопросами поэтики историко-революционного романа Дабе Мамсурова «Поэма о героях».
Роман «Поэма о героях» — это вершина творчества автора и в смысле художественных достоинств, и в отношении значимости этого произведения в литературном процессе 40−50 гг. В нем с эпическим размахом отражена жизнь Осетии в переломный период ее истории — жизнь начала XX столетия. Автор отразил быт, обычаи и нравы различных слоев населения. Роман дает благодатный материал для исследования исторического бытия народа, его идейных исканий, и этических воззрений.
В предлагаемом диссертационном исследовании большое место отводится проблеме историко-революционного романа, ибо без типологических исследований невозможно понять диалектику общего и частного в художественном развитии и определить уникальность произведения Дабе Мамсурова «Поэма о героях».
Дабе Мамсуров (1909;1966) — писатель самобытный во всех отношенияхив тематическом аспекте его творчества, и в смысле индивидуальных приемов художественного воспроизведения действительности. Анализ произведения романного жанра, безусловно, наиболее интересен и продуктивен — как в плане осмысления отраженной в нем эпохи, так и для наиболее полного и всестороннего уяснения мировоззрения и поэтики того или иного автора.
Остается немало проблем, требующих дальнейшего изучения, уточнения и обобщения, в первую очередь, вопросов поэтики романа «Поэма о героях». Несмотря на имеющиеся работы, посвященные анализу данного романа, он не был подвергнут комплексному исследованию. Не выявлены его жанровые формы, композиция, образный строй, не исследована структура повествования, не определена его эстетико-художественная значимость, не исследован вопрос художественного метода и своеобразие стиля автора. Научной постановкой этих вопросов и определяется актуальность диссертационной работы.
Проблематика и идейное содержание данного исторического романа таковы, что они приобретают огромную важность и интерес в контексте реалий нашего времени. Вопросы, поднятые Дабе Мамсуровым в «Поэме о героях», чрезвычайно актуальны для текущей эпохи. Они вызывают множество разнообразных убедительных аналогий с явлениями в современной общественной жизни, в сфере быта и культуры.
В настоящее время происходит переоценка ранее культивируемых ценностей. Изменяется отношение к деятельности исторических лиц, в том числе С. М. Кирова, Ахмета Цаликова, образы которых отражены в романе Д.Мамсурова. Все эти и другие проблематические аспекты романа сегодня требуют особо пристального внимания исследователя. Нет нужды говорить о тех глобальных переменах в жизни нашего общества, которые произошли за это время. Политическая и нравственная оценка этих процессов, разумеется, никоим образом не входит в круг задач данного исследования, но для нас очень важно иметь в виду следующий момент: автор романа «Поэма о героях» работал над своим произведением в эпоху, которая олицетворяла собой определенный уровень достижения общественного идеала. Не в том, конечно, смысле, что существовавший тогда строй был идеален как таковой, а в том, что он таковым являлся в субъективно-историческом восприятии нескольких поколений и в индивидуальном сознании миллионов людей, — в том числе и Д. Мамсурова как человека, принимавшего непосредственное участие в утверждении и защите этого идеала. На наш взгляд, эпоха, о которой идет речь, была «бурной».
Работая над своим романом, Д. Мамсуров рассматривал все события под углом зрения, определившимся убежденностью в воплощении того идеала и в достижении той исторической цели, которые как будто в конце концов и предполагали описанные им в «Поэме о героях» коллизии. Войну между народами автор трактует как историческое прошлое в философско-этическом значении слова. И такая авторская позиция вполне закономерно детерминировалась искренней верой в победу гуманизма и интернационализма, в торжество идеи «братства народов».
Роман «Поэма о героях» представляет большой интерес как собственно эстетическое целое, как произведение искусства, рассматриваемое даже в отвлечении от его исторической основы и социальной проблематики. Сюжетно-композиционные элементы романа и их соотношение, образная структура и принцип ее организации, стилистические доминанты повествования, эстетические, нравственные и философские концепты — все это является исключительно интересным объектом для анализа и оценки. В романе особое место уделено осетинам, их быту, их взглядам на важнейшие вопросы эпохи. И здесь есть основания для разговора о «русле осетинской национальной традиции» [Салагаева, 1984:8].
Исторический роман Д. Мамсурова есть образец того рода счастливых произведений, которые в известной мере способствовали «обновлению национального художественного самосознания» [Султанов, 1986:233]. В данном случае это касается не только осетин, но и других народов Северного Кавказа. В этом плане «Поэма о героях» типологически может ставиться в один ряд с «Дата Туташхиа» Ч. Амиреджиби, «Кочевниками» И. Есинбершна и другими национально-историческими романами.
Проявленная Мамсуровым в работе над романом твердость убеждений в конечном счете и обеспечила его роману прочность идейной концепции и убедительность художественной трактовки событий и героев. В. З. Гассиева совершенно права в том, что «от идейного замысла до идеи романа — долгий путь» [Гассиева, 1980:13]. Но Дабе Мамсурову оказалось под силу художественное воплощение своего идейного замысла — отражение процесса обновления жизни горцев Кавказа.
Историческая эпопея «Поэма о героях» может рассматриваться как венец всего творчества Мамсурова — результат профессионального опыта, накопленного в процессе литературной деятельности, воплощение его окончательно сформировавшихся и утвердившихся философских убеждений и эстетических идеалов.
Объектом исследования является непосредственно роман Дабе Хабиевича Мамсурова «Поэма о героях».
Предметом диссертационной работы послужили идейно-нравственные проблемы романа. В обоснование выбранного предмета исследования могут быть приведены следующие доводы:
1. Прежде всего надо видеть, сколь логично конечное воплощение идейно-художественной концепции действительности в жанре романа: эпический хронотоп прозы Д. Мамсурова неуклонно расширяется от произведения к произведению и требует все более адекватной, наиболее емкой выразительной формы.
2. При оценке романа следует помнить о более или менее ярко выраженном тяготении автора к формам и приемам повествования. Жанр исторического романа позволил писателю всесторонне проявить это «пристрастие» и выразить одну из важных граней его таланта и мастерства.
3.Необходимо иметь в виду, что «Поэма о героях» окончательно расставляет философско-эстетические и идейные акценты в решении центральной проблемы всего творчества Мамсурова — проблемы народно-освободительной борьбы (движения, революции, войны) и, на ее историческом фоне, внутреннего освобождения, «раскрепощения», возрождения человеческой личности.
Предмет исследования будет нас интересовать как произведение исторического жанра. Это тем более закономерно, что явление исторического эпоса в творчестве Мамсурова также отнюдь не случайно. Даже общий взгляд на приоритетные направления его литературной деятельности позволяет увидеть закономерность, неизбежность его обращения к жанру исторического романа. Его произведениям «малой формы» всегда был присущ подлинный художественный историзм, не в аморфно-обобщающем смысле этого вполне «заговоренного» термина, а в смысле духовного видения скрытой сущности исторических процессов — эти и другие произведения являют собой оригинальные образцы органического синтеза исторического мышления с художническим видением явлений реальной жизни.
Цель и задачи исследования
.
Цель исследования. Исследовать идейно-нравственную проблематику романа Д. Мамсурова «Поэма о героях».
Данной целью было обусловлено решение следующих задач: исследовать изображение узловых событий в романеизучить мастерство писателя в раскрытии становления личности в исторической эпохе, а также изменение характера человека под воздействием эпохиисследовать типические сцены быта и нравов осетинского народа, изображенное в романераскрыть показанные в романе взаимоотношения революционных деятелей эпохи и народапроанализировать особенности исторического повествования в романе.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы:
1) теоретический (изучение и разбор литературоведческой, критической, теоретической литературы);
2) описательный (описание, анализ содержания и формы художественных произведений);
3) имманентный (описание, анализ стиля, интерпретация художественного произведения).
Научная новизна работы. Предлагаемая диссертационная работа является первым монографическим исследованием, связанным со всесторонним изучением эволюции поэтики историко-революционного романа.
Исследуемый материал подчинен новаторским задачам и целям, организован структурно в соответствующих проблемных главах диссертации. Научная новизна исследования состоит в выявлении принципов художественного осмысления мира, исторической и художественной действительности в анализируемом произведении. Выявлена эпическая картина национального образного мира в романе.
Степень изученности темы. Выдвинутая тема относится к наименее изученным проблемам осетиноведения. Нет единичных подходов к определению понятий национального характера, не сформированы критерии понятия «художественная концепция национального характера». В работах этнографов, литературоведов и фольклористов исследованы лишь отдельные аспекты, связанные с принципами изображения национального характера и национально-художественной традиции. Целостное исследование заявленной темы с опорой на смежные науки осуществляется впервые.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составили основополагающие работы по различным вопросам русского и осетинского литературоведения, ориентирующие на анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, исследующие вопросы пафоса в его разновидности, проводящие различия между понятиями исторической правдивости и идейной направленности произведения, рассматривающие предметную изобразительность как основную сторону его формы. Это прежде всего работы А. П. Семенова, Б. В. Томашевского, С. М. Петрова, Г. В. Макаровской, З. М. Салагаевой, Р. Я. Фидаровой и других.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем результаты литературоведческого анализа романа Д. Мамсурова, принципы выявления его специфики, методика исследования наиболее характерных для писателя художественных средств, раскрытие приемов типизации, подача жизненного материала, изучение художественного времени и пространства, способов выражения авторской позиции могут стать теоретическим обоснованием при изучении творчества других осетинских писателей.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории осетинской литературы. Наблюдения и выводы диссертационной работы будут способствовать новаторским подходам в исследовании проблем, связанных с художественным воссозданием концепции национального характера.
Положения, выносимые на защиту:
1. В романе Д. Мамсурова «Поэма о героях» отражен общественный идеал, существовавший в субъективно-историческом восприятии автора и ряда последующих поколений.
2. В романе раскрывается диалектическое противоречие между сущностью и существованием человека, что проявляется в коллизии между личностью и вписанным в обстоятельства характером человека.
3. В решении идейно-нравственных проблем, поднятых в романе, автор опирается на фольклорно-эпические традиции, на эпические и эстетические представления осетинского народа.
4. В романе «Поэма о героях» Д. Мамсуров убедительно показал творческую роль народа в исторических преобразованиях в Осетии начала XX в.
5. Обращаясь к трагической революционной эпохе, Д. Мамсуров стремился глубже познать характер своего народа, его нравственные истоки и понять закономерности истории.
6. Д. Мамсуров соединил в своем романе описание внешнего колорита эпохи, бытовых примет времени и глубокое проникновение в психологию героев прошлого.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры осетинского литературного творчества (2009 г.). Основные положения и результаты исследования были изложены на итоговых научных конференциях СОГУ (2008, 2009 гг.), опубликованы 2 статьи в научном реферативном журнале «Известия РГПУ им. А.И.Герцена». Отдельные этапы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры осетинского литературного творчества. По материалам диссертации опубликовано 6 работ.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Основные выводы нашей работы уже большей частью высказаны в ходе анализа. Исходя из этого, можно утверждать, что роман «Поэма о героях» носит весьма неоднозначный, многоплановый характер. Мы рассмотрели историзм «Поэмы о героях» как «творческое качество» (Б.В.Томашевский) романа Дабе Хабиевича Мамсурова. Такой подход отчасти был обусловлен и тем обстоятельством, что любой исторический роман только как объективный факт обращения к прошлому всегда менее интересен.
Поэтому в ходе анализа историко-революционного аспекта «Поэмы о героях» нас интересовала интерпретация исторического события через внедрение в сознание и внутренний мир того или иного героя. Организующим принципом идейной концепции «Поэмы о героях» как историко-революционного романа является народ-история, судьба личности — исторический процесс. При такой постановке проблемы война в изображении Мамсурова приобретает порой черты отвлеченного, абстрагированного от конкретных исторических и географических условий явления. У Мамсурова, как сказано в 1-ой главе работы, не только война, но война как таковая.
Здесь надо искать подходы к вопросу о сущности гуманизма и пафоса романа. Гуманизм автора «Поэмы о героях» отнюдь не выражается в пафосе романа. Мамсуров идет последовательно глубже и дальше, всесторонне иллюстрируя идею, которая более органична для исторических концепций литературы. Идея объективной действительности по отношению к индивидууму, конкретной человеческой судьбе, отчуждена от целей исторического процесса. Вот почему мы сочли на первом этапе исследования вести речь об историзме «Поэмы о героях». Мы дали общую оценку произведению Дабе Хабиевича Мамсурова в широком контексте истории развития жанра исторического романа. Во вводной части диссертации мы говорили, что элементы критицизма обусловливают важную в романе сферу философской проблематики, в которой прежде всего необходимо отметить проблемы соотношения свободы и необходимости, субъекта и объекта в «механике» исторического процесса. В концепции Мамсурова человек свободен от идеологических коэффициентов. Анализ показал, что ни образы «положительных» (Гаппо Борзов, Хадзимат Рамонов, Сосланбек и др.), ни образы «отрицательных» (братья Бичераховы, Урусби Зембатов, полковник Белогорцев и др.) героев в «Поэме о героях» не могут быть признанными в полной мере свободными личностями, абсолютными вершителями истории, иначе говоря — идеальными субъектами исторического процесса.
На примере всех указанных здесь героев более или менее отчетливо наблюдается разлад между конечными политическими целями, воспроизводимых в «Поэме о героях» событий и личными, так называемыми экзистенциональными ценностями конкретной человеческой жизни.
Стилистической доминантой и для Мамсурова-историка остается внутренний мир героя, его индивидуального бытия при всей широте «исторического захвата» (Г.В. Макаровская) повествования.
В романе сделан заметный акцент на исторической роли и нравственных качествах так называемых в критике образов «незаметных тружеников войны». Гаппо, его брат Сосланбек, Хадзимат Рамонов, Георгий Цаголов и другие герои романа характеризуются прежде всего как люди, которые служат народу. Образ народа, практическая деятельность которого в «Поэме о героях» противоречит, по Мамсурову, его подлинным интересам, оказывается такой субстанцией, которой имманентным свойством является знание правды. Иными словами, казаки и осетины в романе начинают понимать, что противостоять следует не друг другу, а противостоянию.
Исторический роман Дабе Мамсурова, повествующий о конкретном конфликте между двумя национальными, религиозными и культурными общностями, содержит в то же время замечательно яркие примеры единения разных наций и народов в сознании единых исторических и нравственных целей — собственно идей интернационализма. Надо отметить, что идеал интернационализма, братства народов реалистически воплощен благодаря общему врагу.
Мы пришли к необходимости разграничения понятий войны и взаимоотношений героев романа в единой концепции «Поэмы о героях». Специальный анализ наиболее значимых в идейно-художественном плане эпизодов, фрагментов и сцен показал, что для такой постановки вопроса есть более чем достаточные основания.
В произведении Дабе Мамсурова война как конкретное общественно-историческое явление идет вразрез и противоречит объективной, по автору, исторической тенденции к взаимопониманию, взаимопознанию и взаимосближению народов Кавказа. На этом новом этапе работы задача, естественно, состояла именно в том, чтобы раскрыть «механизм», диалектику этого процесса.
Поскольку явления нравственного, этического, политического становления нации, преодоления тем или иным народом сколь рутинных, столь и реальных предрассудков национальной, религиозной, культурной принадлежности и обособленности, подавления национального эгоизма через общение с другими народами есть явление, по сути дела, революционные. В качестве рабочей гипотезы исследования мы приняли версию о доминирующем значении революционного пафоса, воспроизводимых в романе событий и вообще о наличии в нем мощного историко-революционного проблематического пласта как его жанровой особенности.
Мы стремились к адекватности приемов и последовательности анализа, характеру и свойствам самого объекта анализа. Элементы сюжета, композиции, образной системы — все, что организует собственно романтическую основу «Поэмы о героях», определяет его романтический жанровый аспект. Таким образом, историческая конкретность темы «Поэмы о героях» отнюдь не лишает общечеловеческого и «всеисторического» звучания идейную проблематику романа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Список литературы
- Абашидзе Г. Собр.соч. в 3-х тт. Т.2. М., 1978. — С.693.
- Акутагова Р. Слово пигмея. Новеллы. М.:Худож. лит., 1985. — С.560.
- Апборов Б. Осетинские абречьи песни//Дарьял, 1998, № 1. С. 124.
- Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1971. — С.25- 104.
- Андреев Ю.А. Исторический и историко-революционный роман // История русского советского романа: В 2 т. — М.-Л.: Наука, 1965. Т.2. — С.322- 332.
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М.:Худож.лит., 1984. 176 с.
- Апухина В.А. Советская проза на современном этапе (60−70 гг.) -М.:Изд-во Московского ун-та, 1977. — С.39.
- Ардасенов X. Осетинский роман и его проблемы//Наша эпоха, 1965, № 9.- С.100−107.
- Ардасенов Х.Н. Осетинский роман и его проблемы//Наша эпоха, 1965, № 9.-С. 100−107.
- Бадаев Т. Как я его знал: Воспоминания//Наша эпоха, 1956, № 5. — С.49−54.
- Бальзак О. Об искусстве. М.: Искусство, 1941. — С.94−95.
- Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии». Собр.соч.: в 10-ти томах. Т.1. М.: Худ. лит., 1982. Т.1. — С.40.
- Баранов В. Великий октябрь и современная историко-революционная проза.-М.: 1977.-С.5.
- Белинский В.Г. Полн.собр.соч. в 13-ти тт. Т.З. М.:Изд-во АН СССР, 1953−1959.-С.346.
- Биджелов Б.Х. Социальная сущность религиозных верований осетин. — Влад.:Ир, 1992. 181 с.
- Богазов У. «Поэма о героях»//Сов.Осетия, 1958, № 13. С.149−150.
- Богазов У.А. Поэма о героях//Наша эпоха, 1959, № 7. С.86−94.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. -С.363.
- Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М.: «Флинта», «Наука», 2007. 520 с.
- Брашинский И. Сокровища скифских царей. — М., 1967. — С.29.
- Буало Н. Поэтическое искусство. М.: Худож. лит., 1957. — С.87.
- Бут У. К. Риторика художественной прозы//Вестник Московскогоуниверситета. Серия 9. Филология. — 1996. — № 3.
- Ванети 3. Индивидуализм и коллективизм в родовом быте осетин//Известия Осетинского научно-исследовательского института краеведения. T. II, 1926. С. 39.
- Воронов В. Художественная концепция. — М.: Советский писатель, 1984.-С.10.
- Гагиев С.Г. Осетинская национальная игра. Ордж.: Североосетинское издательство, 1958 — С. 52.
- Газдарова А.Х. История и современность в художественной интерпретации Нафи Джусойты. Владикавказ, 2002. — 140 с.
- Гассиева В.З. Особенности построения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В 3-х ч. Ч.1., Ордж., 1980. — С. 13.
- Гафез. Певец трудового народа//Фидиуаг, 1960, № 2. С. 16−18.34