Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль журнала «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда») в становлении и развитии национально-художественного сознания дагестанцев

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В журнале «Танг-Чолпан» нашли отражение все события политической и культурной жизни, которые происходили не только в Дагестане, в стране, но и в мире. Журнал был тесно связан с печатными органами центральных городов России, Крыма, Поволжья, Азербайджана и чутко реагировал на все события, которые происходили в этих регионах и за пределами государства. Участниками информационной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЖУРНАЛА «Танг-Чолпан»
    • 1. 1. Вопросы духовно-культурного развития народов Дагестана и Северного Кавказа на рубеже XIX—XX вв.еков

    1.2. Просветительское движение и деятельность кумыкской демократической интеллигенции в области этно-культурного развития в дагестанском общественно-литературном контексте XIX — начале XX веков. (Д.М. Шихалиев, X. Уцмиев, М-Э. Османов и др).

    ГЛАВА 2. «Танг-Чолпан» — ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЦЕНТР И ВЫРАЗИТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    2.1. Проблема кристаллизации общественной и эстетической концепции журнала «Танг-Чолпан».

    2.2. Творчество основателей «Танг-Чолпан» на страницах журнала (З.Батырмурзаева, Т. Бейболатова, Н. Батырмурзаева.).

Роль журнала «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда») в становлении и развитии национально-художественного сознания дагестанцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многонациональная пресса Дагестана представляет собой большое исследовательское поле, плодотворное изучение которого невозможно без пристального и последовательного историко-литературного исследования каждой национальной прессы в отдельности.

Особое место в истории печатного дела, дагестанской литературы и журналистики Дагестана занимает издание общественно-политического и литературно-художественного журнала «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»), издававшегося на кумыкском языке и воплотившего в себе лучшие традиции многовековой дагестанской культуры, литературы, просвещения и эстетической мысли.

В июле 1917 года представители национальной прогрессивной интеллигенции, возглавляемые З. Батырмурзаевым, Т. Бейболатовым, С. С. Казбековым организовали «Дагестанское театрально-литературное общество», основной целью которого являлось формирование общественной мысли дагестанцев, а также просвещение горских народов путем развития театрального искусства, художественной литературы и национальной музыки. «Получив просвещение среди иноверцев, большей частью среди русских, — говорилось в программном заявлении этого общества, -дагестанские мусульмане, выйдя из темной среды своего народа, впервые сталкивались с важностью понятий о необходимости иметь свою историю и культуру и чувствовали нравственное угнетение, беспрестанно сознавая отсутствие всего этого. Между тем, изучив исторические документы, народные предания, мы поняли, что и мы — дагестанцы, имеем своё прошлое — дела народные и отдельных героев, достойных возвеличения и сопоставления наряду с историческими делами наших культурных соседей».1.

1 ЦГА РД, ф. 618, оп. 1, ед. хр. 3, л. 3−4.

Важнейшим шагом в осуществлении целей «Общества» явилось издание иллюстрированного журнала «Танг-Чолпан». Первый номер журнала вышел 20 августа 1917 года.

Появившись в бурный период подъема революционного движения, журнал сыграл значительную роль в общественно-политической и культурной жизни народов Дагестана. Его публикации, обладая мощной силой убеждения, большой воспитательной и просветительской значимостью, служили верным ориентиром в деле преобразования окружающего мира, в духовно-нравственном, культурно-эстетическом и общественно-политическом направлении.

Актуальность темы

исследования. Изучение многогранной деятельности журнала «Танг-Чолпан» в сложный, противоречивый, но насыщенный важными историческими, без преувеличения можно сказать, судьбоносными событиями период представляет сегодня большой научный интерес и практическую ценность. Однако история его формирования и-влияния на политический и культурный процесс начала XX века не получила в научной литературе адекватного освещения. Выявление основных закономерностей и специфических особенностей в развитии деятельности журнала поможет расширить наши представления о его общественно-политической роли в жизни общества, а также влиянии на духовно-культурное возрождение народов Дагестана и Северного Кавказа.

Актуальность его изучения диктуется ещё и тем, что история развития деятельности журнала «Танг-Чолпан» является частью истории кумыков. Многие выдающиеся представители кумыкского народа оставили неизгладимый след в его изданиях. Такие из них, как видные политические деятели Уллубий Буйнакский и Джалалутдин Коркмасов, известные деятели национальной культуры, литературы, сподвижники революционного дела, возглавлявшие редакцию журнала Нухай и Зайналабид Батырмурзаевы (отец и сын), Темирболат Бейболатов, Адиль Шамсутдинов, комиссар по делам печати Солтан-Саид Казбеков, одна из первых горянок — активисток Зумруд.

Гаидбекова, известный поэт, популяризатор русской и восточной литературы, ученый-арабист Абусуфьян Акаев и многие другие видные деятели того времени, которые своими публикациями влияли на формирование общественного мнения в крае и внесли значительный вклад в становление и развитие дагестанской литературы и журналистики.

В журнале «Танг-Чолпан» нашли отражение все события политической и культурной жизни, которые происходили не только в Дагестане, в стране, но и в мире. Журнал был тесно связан с печатными органами центральных городов России, Крыма, Поволжья, Азербайджана и чутко реагировал на все события, которые происходили в этих регионах и за пределами государства. Участниками информационной деятельности в «Танг-Чолпане» становились основные деятели политики и культуры, выступавшие в качестве читателей и авторов публикуемых материалов, вступившие посредством журнала в творческие отношения друг с другом. Редакция журнала всегда органично связывала вопросы развития литературы и искусства с вопросами развития общественного процесса. Актуальность его публикаций, их художественное богатство, гражданская смелость — все это делало «Танг-Чолпан» самым популярным в среде передовых читателей своего времени, а, следовательно, должно быть изучено и сохранено их потомками, как неотъемлемая часть истории и культуры дагестанского народа. Таким образом, целесообразность его изучения определяется необходимостью научного осмысления периода становления и развития первого журнала на кумыкском языке в системе средств массовой информации Дагестана.

Посредством своих публикаций «Танг-Чолпан» стремился поднять народ к высотам духовной культуры, воспитывая в нем патриотизм, свободолюбие, выступая за интернациональное сплочение всех народов Дагестана.

Актуальность выбранной темы исследования определяется и тем, что национальные конфликты стали, к сожалению, реальностью нашей действительности. И нередко для нагнетания напряженности в межнациональных отношениях, используется пресса. Поэтому изучение опыта работы «Танг-Чолпана» — журнала, который всегда выступал консолидирующим органом в обществе, ныне чрезвычайно полезно.

Учитывая всю важность и значимость прессы в решении наиболее острых вопросов современности на любом этапе развития общества, важно осознавать необходимость изучения опыта работы печатных изданий прошлых лет с целью преемственности лучших традиций печатного дела. Поэтому, думается, изучение истории развития местной национальной печати на конкретном примере, общественно-политического и литературно-художественного журнала «Танг-Чолпан», издававшегося на кумыкском языке и воплотившего в себе лучшие традиции многовековой дагестанской культуры, литературы, просвещения и эстетической мысли, имеет сегодня определенный смысл и значение.

Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что ученые республики в своих трудах изучили и осветили различные аспекты многонациональной литературы и искусства, но до настоящего времени почти отсутствуют исследования, отражающие место периодической печати в зарождении и развитии художественной литературы, сценического, изобразительного искусства.

Целью настоящей работы является попытка восполнить этот пробел — анализировать произведения художественной литературы, искусства, публицистические материалы, напечатанные на страницах журнала «Танг-Чолпан», и показать роль и значение журнала в становлении и развитии национально-художественного сознания дагестанцев.

Журналу посвящено много исследований ученых — историков, критиков, литературоведов, журналистов. В этом плане следует отметить осуществленный дагестанскими учеными, в частности, К. Д. Султановым, А. С. Гаджиевым, Г. Б. Мусахановой, Ш. М. Магомедовым, А. Г. Агаевым, Д. Н. Ахмедовым, М. Д. Бутаевым, З. Н. Акавовым, С. Х. Акбиевым, С. М. Алиевым, К. И. Абуковым, М. А. Атабаевым, А. Ю. Абдуллатиповым,.

М.А.Гусейновым, З. А. Хидуевой, М. К. Гунашевой и другими существенный вклад в раскрытие многогранной деятельности исследуемого печатного органа. Однако нет целостной работы, в которой нашли бы наиболее полное и последовательное, системное изучение материалы журнала и определила бы его роль и значение для общества в период бурных исторических событий.

К сожалению, большинство трудов по данной проблеме написаны односторонне, с позиций марксистко-ленинской идеологии или придерживаясь линии вульгарной социологии. Так, находясь под влиянием вульгарно-социологических настроений, Эффенди Капиев писал в небольшой статье, помещенной им в «Дагестанскую антологию», что «Танг-Чолпан» «.отражал настроения мелкобуржуазных и либерально-националистических слоёв кумыкской интеллигенции».2 Точку зрения Э. Капиева разделил Камиль Султанов, который, по мнению Юсупа Гереева, о ставил «Танг-Чолпан» на одну точку с газетой «Мусават» — органом контрреволюционного Национального комитета. Обвиняя журнал в «чрезмерном либерализме», К. Султанов писал: «Танг Чолпан стремился сгладить классовую неприязнь, заглушить классовую борьбу».4 Немногим позже в статье «Первый кумыкский журнал „Танг-Чолпан“, анализируя некоторые художественно-литературные произведения, а также публицистические статьи и очерки журнала, К. Султанов приходит к выводу, что „Танг-Чолпан“ является органом, который ставил и стремился к освещению актуальных и злободневных вопросов общественной жизни Дагестана и способствовал развитию и углублению эстетико-художественных вкусов и представлений трудовых масс».5.

Профессор Н. П. Эмиров в своей работе «Установление советской власти в Дагестане и борьба с германо-турецкими интервентами» рассматривает журнал и как важное явление в общественно-политической и.

2 Дагестанская антология. М., ГИХЛ, 1934 г., стр. 98.

3 «Дагестанская правда», 14 ноября, 1935 г.

4 Рукописный фонд ИИЯЛ ДНЦ. РАН. ф8, ед. хр. 13, оп-1, лист 100.

5 «Коммунист маариф», 9 марта 1936 г. культурной жизни Дагестана. «Большевикам Дагестана, — пишет Эмиров, -пришлось начать свою работу с издания на кумыкском языке художественно-литературного журнала «Танг-Чолпан», потом превратившегося в большевистский общеполитический орган. Большевикам удавалось часто выступать в этом журнале со своими статьями, в которых они откликались на все значительные события и явления своего времени. С октября 1917 года по март 1918 года журнал неоднократно закрывался. Это говорит об особой напряженности того периода, когда «Танг Чолпан издавался».6 Далее автор отмечает, что «особое внимание в журнале уделялось борьбе против помещечье-клерикального блока с Гоцинским во главе, который пользуясь поддержкой враждебной интервенции, представлял собой большую опасность для завоеваний революции».7.

И.Керимов в статье «Первый кумыкский журнал» пишет, что «Танг-Чолпан» ставил перед собой просветительские цели, а также цели разоблачения представителей местной буржуазии и помещиков, которые всячески воспрепятствовали созданию газет и журналов на родных языках народов Дагестана. «Журнал постоянно держал трудящиеся массы Дагестана в курсе всех происходящих событий в стране».8 Далее ученый подчеркивает огромную роль журнала в деле просвещения дагестанцев и в интернациональном сплочении народов Дагестана.

Из числа научно-исследовательских изысканий дагестанских ученых, посвященных изучению истории развития периодической печати Дагестана, следует отметить научные работы, в которых сделана попытка анализировать деятельность журнала «Танг-Чолпан». В частности, исследуя процесс формирования и становления кумыкской периодической печати, ученый Ш. М. Магомедов отмечает, что журнал публиковал на своих страницах информационно-аналитические статьи на исторические, политические, литературные темы, переводы произведений русской и зарубежной.

6 Эмиров Н. П. Установление советской власти в Дагестане и борьба с германо-турецкими интервентами, Махачкала, 1949, стр. 45.

7 Там же.

8 Керимов И. Л. Первый кумыкский журнал // «Ленин ёлу», 9 сентября, 1957 г. 8 литературы, художественные произведения дагестанских авторов: пьесы, повести, романы, проблемные статьи, заметки по вопросам искусства.

Среди исследователей, — продолжает автор, — существуют различного рода мнения о характере и идейной направленности журнала «Танг-Чолпан». Одни отрицают прогрессивный характер журнала, приписывая ему религиозно-мистические и националистические взгляды, другие же считают его прогрессивным журналом, сыгравшим огромную роль в воспитании широких народных масс. Третьи говорят о журнале как об органе большевистской печати".9.

По мнению Ш. М. Магомедова «.лишь с 10 номера журнал целиком и полностью становится на сторону советской власти и пропагандирует её идеи. Меняются взгляды журнала на ряд важнейших вопросов общественно-политической жизни страны, он становится на большевистскую платформу».10.

Исследуя периодическую печать Дагестана, Д. Н. Ахмедов останавливается и на журнале «Танг-Чолпан», который, по его мнению, ставил перед собой просветительские цели и способствовал развитию культуры и национального самосознания дагестанцев. Ученый отмечает два этапа в развитии журнала. «Если вначале (с августа 1917 года по апрель 1918 года) он прикрывался беспартийностью и в основном отражал мелкобуржуазные взгляды, то после установления советской власти (апрель-август 1918 года) журнал стал защитником завоеваний Октябрьской революции и занял четко выраженную политическую позицию».11.

В своей работе «Зеркало времени» исследователь Бутаев М. Д, обращаясь к проблеме истории дагестанской журналистики и анализируя опыт первых дагестанских изданий, отмечает прогрессивный характер журнала «Танг-Чолпан», который «сыграл активную роль в борьбе за.

9 Магомедов Ш. М. Кумыкская периодическая печать. Махачкала 1958 г, стр. 12.

10 Там же, стр. 15.

11 Ахмедов Д. Н. Периодическая печать Дагестана, Махачкала 1963 г., стр. 68−69. пробуждение трудящихся масс от февральской буржуазно-демократической революции до Октябрьской Социалистической революции".12.

В книге «Очерки кумыкской дореволюционной литературы».

Г. Мусаханова подчеркивает просветительское значение журнала, сыгравшего большую роль в развитии театрального искусства и драматургии кумыкского народа. «Но, — отмечает автор, — не умаляя значения журнала в развитии литературной жизни кумыков, в то же время следует отметить, что журнал в самом начале своей деятельности не имел четкой политической позиции.

Редакция журнала сообщала своим читателям, что журнал является литературно-общественным органом, призванным просвещать народ.

Конечно, такая позиция привела в ряде статей на общественно-политические 1 темы к беспринципности, к замазыванию классовой борьбы".

Далее исследователь соглашается с утверждением ряда ученых о том, что «Танг-Чолпан» лишь с 10 номера встал на сторону советской власти. Думается, что подобное действие журнала лишний раз доказывают ценное умение его руководства действовать в соответствии с создавшейся обстановкой: после октябрьской революции, когда отпала необходимость скрывать и вуалировать свои политические симпатии, конспирироваться ради сохранения журнала как жизненно важной на тот исторический момент возможности воздействовать на многочисленную аудиторию его читателей, «Танг-Чолпан», мудро, дипломатично, политически грамотно выполнив свою подготовительную миссию, открыто встал на сторону той власти, за которую он всегда боролся во главе со своими идейными руководителями, потому что эта власть обещала его народу мир, справедливость, независимость, а это те ценности, которые журнал всегда считал основополагающими.

Слов нет, позиция «Танг Чолпана» не была безукоризненно четкой, -пишет в своей книге «Выход на магистраль» К. И. Абуков. — Но это не всегда объяснялось политической бесхребетностью. Тактические соображения.

12 Бутаев М. Д. Зеркало времени, Махачкала, 1964 г., стр. 69.

13 Мусаханова Г. А. Очерки кумыкской дореволюционной литературы, Махачкала, 1959 г., стр. 105−106. вынуждали издателей журнала в определенной степени сдерживать тон выступлений, а кое в чем отступать от намеченной программы во имя сохранения легального положения". «Нельзя забывать, — продолжает далее автор, — что организаторы и сотрудники журнала с оружием в руках боролось за победу революции и геройски погибли от рук деникенцев».14.

Доктор исторических наук С. Ш. Гаджиева, характеризуя «Танг-Чолпан» как орган печати, активно и последовательно проводивший агитационно-просветительскую работу среди горского населения, отмечает также, что «.большое место в журнале занимали вопросы развития кумыкского языка, литературы, в том числе драматургии и музыкального искусства, популяризации произведений русских писателей, ознакомления с историей края и его выдающимися людьми».

Указывая на идейную направленность журнала, Гаджиева пишет: «Все важнейшие политические события, происходившие в стране и в мире, находили живой отклик в журнале. Со страниц „Танг Чолпана“ Зайналабид Нухаевич призывал народ к решительной борьбе против социального и национального угнетения».15.

16 17.

Ученые Б. О. Кашкаев и М. А. Абдуллаев, оценивая в своих трудах прогрессивное значение журнала, также указывают на то, что «Танг-Чолпан» ставил перед собой просветительские задачи, проводил разъяснительную работу среди населения, нацеливающую горцев к активным политическим действиям.

Несомненный научный интерес по исследуемой нами проблеме представляют статьи18 С-М.Х. Акбиева, приложившего немало усилий для поиска отдельных изданий журнала, перевода ряда его статей с кумыкского на русский язык и введения их в научный оборот. Исследуя роль и значение.

14 Абуков К. И. Выход на магистраль, Махачкала, 1976 г., стр. 80.

15 Гаджиева С. Ш. Кумыки. Издательство АНССР, Москва, 1961 г., стр. 321.

16 Кашкаев Б. О. Борьба за Советы в Дагестане, Махачкала, 1963 г., стр. 189.

17 Абдуллаев М. А. Мыслители Дагестан, Махачкала, 1963 г., стр. 262.

18 Акбиев С-М.Х. «Единство культуры», журнал «Огни Казани», Казань, 1972 г. «Танг-Чолпан"-первый прогрессивный журнал», газета «Ленинское знамя», 1977 г. «Вопросы литературы и искусства в журнале «Танг-Чолпан», журнал «Литературный Дагестан», 1987 г.

11 журнала «Танг-Чолпан» для своих соотечественников и анализируя его публикации, ученый пишет: «За короткий срок своей деятельности „Танг-Чолпан“ сыграл огромную роль в борьбе за национальное и социальное освобождение трудящихся горцев, а также в зарождении новой дагестанской литературы и искусства. Опубликованные на его страницах произведения были одними из первых образцов литературы и искусства революцией пробужденного народа. Эти произведения легли в основу национальной культуры народностей Дагестана».

Как видно из обзора литературы, мнения о журнале весьма противоречивые, однако следует отметить, что многие исследователи подчеркивают прогрессивную роль журнала в развитии общественной мысли и культуры Дагестана.

И все же думается, что роль и значение журнала «Танг-Чолпан» полностью ещё не раскрыты, как не раскрыта идейно-художественная глубина опубликованных в нем произведений художественной литературы, живописи, публицистики, в которых в наиболее яркой и конкретной форме нашли воплощение основные веяния того времени, времени, которое по насыщенности событий и общественных явлений, можно приравнять к целой исторической эпохе.

К сожалению, большинство приведенных выше работ несут на себе печать эпохи. Полное и объективное изучение материалов осложнялось закрытостью архивов, засекреченностью необходимой информации. Лишенные возможности анализировать, сопоставлять различные источники, материалы, ученые вынужденно занимались описанием и комментированием партийно-правительственной политики. В этом видится главная причина того, что многие исследователи старались политизировать журнал, придать ему ярко выраженную партийную окраску, акцентируя, тем самым внимание в своих работах на общественно-политическую значимость журнала.

Таким образом, нужно отметить, что изучение роли журнала «Танг-Чолпан» именно в его национально-художественном значении, в полной мере, как того требует специальное научное исследование, проведено ещё не было. Работы, связанные с данной тематикой, во многом носят общий обзорный характер, в них преобладает односторонний подход к рассматриваемой проблеме.

Объектом диссертационного исследования являются сохранившиеся издания журнала «Танг-Чолпан», архивные документы и материалы Центрального Государственного Архива Республики Дагестан: фонды 1-п (Дагестанский обком ВКП (б), р-37 (Дагестанский Центральный исполнительный комитет), р-1252 (Министерство образования ДАССР) и др., произведения художественной литературы, публицистики, изобразительного искусства, опубликованные на страницах «Танг-Чолпана», материалы Рукописного фонда Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН.

Кроме того, всесторонне были изучены газетные и журнальные фонды Республиканской Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова, а также архивы кумыкских периодических изданий.

Цель исследования: раскрыть историю становления и особенности развития журнала «Танг-Чолпан» как первого организационного центра и выразителя национального литературно-художественного сознания дагестанцев, обобщить его опыт, показать место и роль журнала в социально-политическом и духовно-культурном развитии народов Дагестана.

Основные задачи диссертации вытекают из её цели и могут быть сформулированы следующим образом:

— исследовать материалы, позволяющие показать весь процесс становления и развития журнала «Танг-Чолпан»;

— выделить социально-исторические предпосылки возникновения журнала;

— раскрыть формы и методы работы журнала в первый период его развития и в период бурных исторических событий;

— осветить творчество основателей «Танг-Чолпана», представленное на страницах его изданий, провести анализ публикаций журнала;

— определить роль и значение журнала «Танг-Чолпан» в развитии общественной и культурной жизни кумыков и других народов Дагестана.

Поставленные задачи раскрывают значение диссертации в основном, как исследования, посвященного истории развития местной национальной печати на конкретном примере журнала «Танг-Чолпан», а также его роли в становлении и развитии национально-художественного сознания кумыкского народа.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней наиболее полно и последовательно раскрывается история становления и развития журнала «Танг-Чолпан» — первого общественно-политического и литературно-художественного журнала на кумыкском языке, выявляются специфические особенности его функционирования, формы и методы работы. Выявляется и анализируется система фактов, влиявшая на становление и развитие журнала: политические, экономические, организационные, творческие и др.

Диссертация является первым специальным научным исследованием, в котором предпринята попытка, с учетом предшествовавшего исследовательского опыта и доступной автору полнотой, раскрыть роль и значение журнала, сыгравшего в переломный момент исторического развития огромную роль в пробуждении национального самосознания дагестанских народов, в развитии литературы и искусства, в приобщении горцев к культурным ценностям народом мира.

Методологическую основу исследования и его научно-теоретическую базу составляют труды известных своими научными открытиями и достижениями далеко за пределами Республики Дагестан указанных выше авторитетных и уважаемых ученых, а также автор широко опирается на принципы научности, Историчности и преемственности общечеловеческих ценностей, объективности, на сравнительно-исторические методы. Иными словами, относящиеся к теме процессы, явления, события раскрываются в динамике, как комплекс органических и диалектических связей, анализируются общие закономерности развития журнала как одного из средств массовой информации и духовно-культурного развития дагестанцев, а также выделяется его роль в специфических условиях Дагестана в указанный исторический период времени.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что достигнутые в ней научные результаты и сформулированные выводы могут в дальнейшем оказать определенную помощь в теоретическом осмыслении как историко-литературного «процесса в Дагестане и на Северном Кавказе в целом, так и исторической эволюции художественно-литературных и литературно-публицистических жанров в литературах народов региона в начале двадцатого столетия.

Практическая ценность работы состоит в том, что в известной мере обобщенный в ней опыт становления и развития первого журнала на кумыкском языке будет способствовать совершенствованию современной кумыкской литературы и журналистики, повышению их образности и злободневности, действенности и эффективности. Материалы диссертации также в определенной мере дополняют историографию многонациональной нашей литературы и журналистики. Они могут быть использованы в лекциях, в спецкурсах, спецсеминарах, при написании студентами дипломных и курсовых работ на факультетах дагестанской филологии и журналистики, а также в курсах по истории Дагестана.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре литературы ДГПУ. Основные ее положения нашли отражение в научных статьях, опубликованных в научных и общественно-политических изданиях.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Начало XX века — время социальных переломов и потрясений в исторических судьбах народов страны. Бурные, динамичные процессы и перемены затронули все аспекты и сферы жизнедеятельности, в том числе культуру и духовную жизнь. Сказались они и на судьбах народов Дагестана.

К началу столетия Дагестан оставался колониальной окраиной Российской империи. В регионе, несмотря на проникновение и определенное развитие новых капиталистических отношений, преобладающими, господствующими оставались патриархальные отношения.

Процессы, происходящие в экономике и общественно-политической жизни определяли тенденции и направление становления и развития системы периодической печати Дагестана, в том числе и журнала «Танг-Чолпан», который в своих публикациях живо откликался на все новые веяния своего времени.

Комплексное исследование широкого круга вопросов становления и развития журнала, изучение работ ведущих ученых-литературоведов, историков, теоретиков печати, собственный анализ публикаций журнала позволяет выявить закономерности, характеризующие роль и значение «Танг-Чолпана» в общественно-политической и культурной жизни народов Дагестана, что, в принципе, и является основной целью данного исследования.

Начавший свою многогранную деятельность в бурные годы революционного движения, «Танг-Чолпан» составляет одну из славных страниц истории печатного дела нашего края.

Ставя перед собой в основном просветительские цели, журнал вышел далеко за рамки первоначально предполагаемых задач, о чем убедительно свидетельствуют материалы, опубликованные на его страницах.

В условиях всеобщего беспорядка и политического хаоса, царящего во всех регионах России в рассматриваемый период, «Танг-Чолпан» посредством своих публикаций способствовал прогрессивному развитию дагестанского общества по всем наиболее важным и значительным направлениям. Так, с целью ознакомления читателей с общественно-политической ситуацией, сложившейся на тот момент в крае и в целом по стране, а также с целью формирования гражданской активности дагестанцев, «Танг-Чолпан» публикует следующие материалы: статьи «Мир» У. Буйнакского, «Политика» З. Батырмурзаева, «Положение внутри страны» Т. Бейболатова и др. А также на страницах журнала были представлены произведения художественной литературы указанного направления: стихотворения З. Батырмурзаева «Утренняя звезда», «Караван ушел», повесть «Исторические дни в Дагестане», роман «Почему не готовитесь?», текст «Марсельезы», переведенный Гуваршаловым на кумыкский язык, стихотворения Т. Бейболатова «Мир», «Письмо дагестанца с фронта», рассказ Н. Батырмурзаева «Буря», произведения изобразительного искусства, носившие агитационный характер, в частности литографии «Пора работать — начать новую жизнь» Х. Мусаева, «Переговоры в Гимрах», «Косец» Е. Лансаре и др. С целью духовно-нравственного воспитания соотечественников и возрождения героических традиций своего народа журнал публиковал произведения, провозглашавшие идеи благородства, долга, чести, мужества: стихотворения «Народный заступник», «Эй, красавиц» З. Батырмурзаева, поэмы «Хаджимурад» и «Хасболат» Т. Бейболатова, и др. Также в журнале помещали портреты национальных героев и выдающихся личностей того времени, чтобы на их доблестном примере воспитывать подрастающее поколение в духе любви и уважения к своему народу и Отечеству. Примерами таких произведений могут послужить портреты Имама Шамиля, его сподвижника Хаджимурада, а также портреты известных деятелей политики, науки, культуры ДагестанаМ. Дахадаева, Д. Коркмасова, М. Хизроева, Тахо-Годи и др. Авторами этих работ являлись художественные оформители журнала Х. Мусаев и Е. Е. Лансаре.

Большое внимание журнал уделял вопросам эмансипации дагестанских женщин. В статьях «Женщины» А. Акаева, «Голос горянки», «Слово о женщине» З. Гаидбековой авторы пишут о бесправном, униженном положении горянки в дагестанском обществе. Единственно возможный путь освобождения дагестанской женщины «Танг-Чолпан» видел в её просвещении, в приобщении дагестанок к науке, к знаниям, в их активном участии в общественной жизни.

Поднимая проблемы развития науки и национальной культуры, журнал посредством своих публикаций: «Родной язык», «О родном языке», «Что такое театр?», «Взгляд на историю Дагестана» З. Батырмурзаева, «Несколько слов литераторам», «К проблемам языка» Н. Батырмурзаева, «Эстетикадуховная пища и музыка» Т. Бейболатова, «Мифы, легенды о древних героях» А. Шамсутдинова, «Эстетика — духовная пища» Х. Мусаева и др, способствовал распространению идей просвещения, духовному и культурно-эстетическому развитию дагестанцев.

Выполняя важную роль в пропаганде передовых идей в сложнейших условиях того времени, журнал был своего рода путеводной звездой для многих дагестанцев. Благодаря ему могли увидеть свет и сыграть свою замечательную роль произведения художественной литературы, публицистики, изобразительного искусства многих видных деятелей культуры того времени.

Раскрывая вопросы развития литературы на страницах журнала, в данной работе отмечается его роль в формировании новых литературных тенденций: революционного романтизма, а затем метода социалистического реализма, которые способствовали обогащению кумыкской литературы, новыми образами и жанрами.

Проведенный анализ художественных произведений публицистических статей научных трактатов, представленных в журнале приводит к выводу о том, что в этих публикациях поднимались наиболее острые проблемы современности, они формировали общественное мнение, способствовали духовно-нравственному развитию своих соотечественников. Очерки, рассказы, стихи, документальные повести-хроники, опубликованные в журнале, выполняли определяющую роль в воспитании патриотических, интернациональных убеждений дагестанцев. Эти произведения также подготавливали почву для появления в дагестанской литературе больших эпических полотен, способствовали совершенствованию современной кумыкской литературы и журналистики.

Рассматривая вопрос о публикации в журнале переводной русской и зарубежной классической литературы, отмечается роль «Танг-Чолпана» в приобщении дагестанцев к сокровищницам мировой культуры.

Освещая вопросы развития искусства на страницах журнала, в частности, путем анализа отдельных научных статей об искусстве и произведений живописи, носивших ярко выраженный агитационный характер и утверждавших свои каноны прекрасного, выявляется роль журнала в формировании мировоззрения своих современников, в развитии их эстетических вкусов, а также влияние журнала на процесс дальнейшего развития искусства Дагестана.

В редакции «Танг-Чолпана» сотрудничали известные деятели науки, культуры, политики, составляющие цвет и гордость своего народа, сделавшие журнал своеобразной трибуной для пропаганды передовых идей, центром развития культуры и общественной мысли дагестанцев.

Танг-Чолпан" всегда находился в гуще событий общественной и культурной жизни края и откликался на наиболее злободневные вопросы современности. Возможно, поэтому журнал был весьма популярен как в самом Дагестане, так и в других регионах Северного Кавказа.

Идейно-эстетические требования, выдвинутые журналом, опередили свою эпоху, открыли перспективы для дальнейшего развития литературы и искусства многонационального Дагестана. Вся история развития журнала «Танг-Чолпан» убедительно доказывает, что в бурные годы революционных потрясений он сыграл огромную роль в общественно-политической и культурной жизни своего народа, с его помощью решались важные агитационные, учебные, воспитательные, организаторские задачи, стоявшие перед соотечественниками в судьбоносный период истории Дагестана и в целом страны. На традициях этого журнала воспитывались целые поколения кумыкских журналистов, вырос и окреп многочисленный отряд новых авторов-писателей, поэтов, драматургов: А-П.Салаватов, Б. Астемиров, А-В.Сулейманов, И. Керимов и многие другие.

История развития «Танг-Чолпана» — это часть истории кумыкского народа, его культуры, быта, образования. Это журнал, который неизменно был выразителем дум и чаяний своего немногочисленного народа, важным фактором формирования общественной мысли и роста его национально-художественного сознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Мыслители Дагестана, Махачкала, 1963.
  2. А.Ю. Т. Бейболатов, Махачкала, 1988.
  3. Абдулатипов А.Ю. Т. Бейболатов.\ Возрождение, 1999. Вып. № 5.
  4. А.Ю. Художественный мир Т.Бейболатова. Махачкала, 2005.
  5. К.И. Выход на магистраль, Махачкала, 1976.
  6. З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996.
  7. С.Х. Единство культуры // Журнал «Огни Казани», Казань, 1972.
  8. С.Х. Первопечатник // Подвижники духа. Махачкала, Дагкнигоиздат., 2000.
  9. С.Х. Люблю тебя, Петра творенье. Махачкала, 2000.
  10. С.Х. Бессмертный Темирболат // Подвижники духа. Махачкала, Дагкнигоиздат., 2000.
  11. К. Связь времен // Альманах «Дружба» (на кумыкском языке). № 2, 1983.19.
Заполнить форму текущей работой