Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Поэтика малой художественной прозы Вирджинии Вулф

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подобных литературных манифестов, направленных на концептуализацию задач писателей в создании новеллы, Вирджиния Вулф не написала. Возможно, это было связано с тем, что творческая карьера писательницы совпадает с волной экспериментов в британской малой прозе, поэтому неизбежными становились вопрол сы жанровой идентификации, определения границ жанра. Однако дневники, письма, рецензии Вулф дают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Новеллы 1917−1922 гг.: смелые эксперименты
    • 1. 1. Первые экспериментальные новеллы В. Вулф: путь к прозе нового времени
    • 1. 2. Поиски новых изобразительных подходов и приемов в новеллах сборника «Понедельник или вторник»
    • 1. 3. Новеллы 1918−1922 гг., не включенные в сборник «Понедельник или вторник»
  • Глава 2. Взаимное влияние новеллистического и романного мышления
  • Вирджинии Вулф
    • 2. 1. Малая проза 1922−1925 гг.: от новеллы «Миссис Дэллоуэй на
  • Бонд-стрит» к роману «На маяк»
    • 2. 2. Новеллы 1927−1929 гг.: движение повествовательной техники — от романа «На маяк» к «Волнам»
    • 2. 3. Творческий путь к роману «Между актами»
    • 2. 4. Последние новеллы Вирджинии Вулф

Поэтика малой художественной прозы Вирджинии Вулф (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Малая проза Вирджинии Вулф составляет значимую часть ее литературного наследия. Однако новеллистические произведения писательницы нередко оставались в тени ее выдающихся романов1.

Возможно, это было связано с тем, что долгое время многие новеллы В. Вулф оставались недоступными для читателей и исследователей. Из сорока шести новелл писательницы только восемнадцать были опубликованы при ее жизни. Первая из вышедших в печать новелл «Пятно на стене» («The Mark on the Wall») появилась в издательстве «Хогарт Пресс» в 1917 году. Два года спустя в том же издательстве увидела свет новелла «Королевский сад» («Kew Gardens»). Эти и еще шесть коротких произведений были включены в сборник «Понедельник или вторник» («Monday or Tuesday») в 1921 году. Десять других новелл были впоследствии опубликованы в периодических изданиях 1922;41 гг. Леонард Вулф включил воо семнадцать новелл в сборник «Дом с привидениями», изданный три года спустя после смерти Вирджинии. Шесть из этих новелл входили в уже издававшийся «Понедельник или вторник», семь были опубликованы ранее в периодических изданиях, а пять никогда до этого не издавались. Еще один сборник новелл «Прием у.

1 На это указывает существование многих монографий и сборников эссе, посвященных романному творчеству писательницы. Среди них выделим некоторые: Alexander, J. The Venture of Form in the Novels of Virginia Woolf. — Port Washington: Kennikat Press, 1974; Apter, Т.Е. Virginia Woolf: A Study of her Novels. — New York: MacMillan, 1979; Bennett, J. Virginia Woolf: Her Art as a Novelist. — Cambridge: Cambridge University Press, 1945; Dowling, D. Blooms-bury Aesthetics and the Novels of Forster and Woolf. — New York: St. Martin's Press, 1985; Harper, H. Between Language and Silence: The Novels of Virginia Woolf. — Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1982; Kelley, A. The Novels of Virginia Woolf: Fact and Vision. — Chicago: Chicago University Press, 1973; Leaska, M. The Novels of Virginia Woolf from Beginning to End. — New York: John Jay P, 1977; Naremore, J. The World Without a Self: Virginia Woolf and the Novel. — New Haven: Yale University Press, 1973; Poresky, L. The Elusive Self: Psyche and Spirit in Virginia Woolfs Novels. — Newark: University of Delaware Press, 1981. Многочисленными являются н исследования, посвященные отдельным романам. о Dick, S. Introduction // The Complete Shorter Fiction of Virginia Woolf. — San Diego, New York, London: Harcourt, Inc. 1989.-346 p.-P. 1−2.

3 Woolf, V. A Haunted House and Other Short Stories / V. Woolfed. L. Woolf. — London: Hogarth Press, 1944. — 124 p. миссис Дэллоуэй" (ред. Стелла МакНиколь)1 появился в 1973 году и включает семь новелл, две из которых ранее не публиковались. В 1985 году (переиздан в 1989) вышел в свет сборник новелл «Вся малая художественная проза Вирджинии Вулф» под редакцией Сюзан Дик. Сборник содержит сорок шесть малых произведений, и на него исследователи ссылаются как на полное13 собрание новелл Вулф. Сандра Кэмп выступила редактором сборника «Вирджиния Вулф: избранные новеллы» в 1993 году (переиздан в 2000), состоящего из пятнадцати новелл4. Малые произведения Вулф включены и в некоторые антологии5.

Ранние исследования малых художественных произведений Вулф не носят системного характера. Современники писательницы, комментирующие ее творчество (например, Т. Элиот, Е. Форстер, К. Мэнсфилд), особенно выделяли лиризм и экспериментальность ее малой прозы. Форстер так пишет о новеллах Вулф: «Приятные маленькие вещицы, но, кажется, они никуда не ведут, они как будто всё крошечные точки и раскрашенные капли, они вдохновленное затаившееся дыхание, они гул и выдох изумления, доверенные удаче"6. Комментарии Форстера к малой прозе Вирджинии Вулф помогают понять позицию ее современников: произведения воспринимались как что-то среднее между стихотворением и романом.

Новеллы Вирджинии Вулф не рассматриваются во многих исследованиях, посвященных британской малой прозе. Заметим, что Г. Э. Бэйтс в своей книге «Современная новелла: критический обзор» концентрирует внимание в основном на.

1 Woolf, V. Mrs Dalloway party: a short story sequence / V. Woolf — ed. S. McNichol. — Orlando, Austin, New York. San Diego, Toronto, London: Harcourt, Inc. 1979. — 80 p.

2 Woolf, V. The Complete Shorter Fiction of Virginia Woolf / V. Woolf — ed. S. Dick. — San Diego, New York, London: Harcourt, Inc. 1989.-360 p.

3 Baldwin, D.R. Virginia Woolf: A Study of the Short Fiction. — Bos-ton: Twaine Publishers, 1989. — P. xiDaugherty, B.R. A corridor leading from «Mrs.Dalloway» to a new book: Transforming Stories, Bending Genres // Trespassing boundaries: Virginia Woolf s short fiction: collected essays. — New York: PALGRAVE M ACM ILL AN, 2004. — P. 102.

4 Woolf, V. Selected Short Stories / V. Woolfed. S. Kemp. — London: Penguin, 1993. — 163 p. ь Woolf, V.: Legacy // The Oxford Book of Modern Women’s Stories: ed. P. Craig. — Oxford: Oxford University Press, 1995. — P. 132−137- Haunted House // Omnibus of Twentieth Century Ghost Stories: ed. R. Phillips. — London: Robinson, 1997. — P. 279−280- Lappin and Lapinova // English Short Stories: 1900 to the Present. — London: Dent, 1988. — P. 135−142- Solid Objccts // Oxford Book of English Short Stories — ed. A.S. Byatt. — Oxford: Oxford University Press, 1998. — P. 204 209.

6 Forster, E.M. Virginia Woolf. — Cambridge: Cambridge University Press, 1942. — P. 11−12 Здесь и далее в тексте работы перевод англоязычных источников мой — О Ж. произведениях Д. Лоуренса и Д. Джойса, однако о малой прозе Вулф он упоминает как о «не принимаемой в расчет, незначительной"1. Аналогичным образом исследователь исключает Вулф из списка женских послевоенных авторов, которые «помогли определиться современной новелле» (однако в этот список включены Э. Бауэн, К. Мэнсфилд, П. Смит, М. Арден и др)2. Вулф не упомянута и Джоном Бэй-ли в его списке «великих мастеров формы"3 в монографии «Новелла: от Генри Джэймса до Элизабет Бауэп» (в список включены А. Чехов, Ф. Кафка, Д. Джойс, Р. Киплинг и др.) — Ян Рейд совсем исключает Вирджинию Вулф из своей монографии.

0 новеллах4. Не упоминает писательницу и X. МакКлэйв, хотя речь в её сборнике идет о женщинах-новеллистах5. В относительно недавних сборниках критических эссе «Истории, которые мы рассказываем: точки зрения на новеллу"6 и «Постмодернистский подход к новелле"7 исследователи малой прозы рассматривают новеллу с точки зрения жанра, истории, культурологии, и так же, как и во многих других сборниках, не упоминается роль Вирджинии Вулф в развитии современной новеллы. В сборнике эссе, выпущенном Кембриджеким университетом, посвященном творчеству В. Вулф, предлагается «оригинальное, современное чтение всех девяти романов и новый взгляд на письма, дневники, эссе .», в то время как новеллы остаются почти без внимания: они упоминаются лишь в одном из эссе, посвященном влиянию постимпрессионизма на творчество писательницы8. Подобное невнимание данных авторов и редакторов к малой прозе В. Вулф свидетельствует о том, что этот аспект ее творчества считался незначимым или несуще.

1 Bates, Н.Е. The Modern Short Story: Л Critical Survey. — London: The Writer Inc, 1976. P. 198.

2 Ibid. — P. 20S-209.

3 Bayley, J. The Short Story: Henry James to Elizabeth Bowen. — Brighton: Harvester Press Limited, 1988. P.viii.

4 Reid, I. The Short Story: Critical Idiom. — London: Routledge, 1991.-76 p.

5 Women Writers of the Short Story: Л Collection of Critical Essays / Ed. H. McClave. — Englewood Cliffs: Prentice Hall Trade, 1980. — 171 p.

6 The Tales We Tell: Perspectives on the Short Story (Contributions to the Study of World Literature): collected articles / Eds. B. Lounsberry, S. Lohafer, M. Rohrberger. — Westport, CT: Greenwood Press, 1998. — 248 p.

7 Postmodern Approaches to the Short Story (Contributions to the Study of World Literature): collect, articles / eds F. Iftekharrudin, J. Boydcn, J. Longo. — Westport, CT: Praeger Publishers, 2003. — 176 p.

8 Roe, S. The Impact of Post-Impressionism / S. Roe //The Cambridge Companion to Virginia Woolf (Cambridge Companion to Literature): collected articles. — Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — P. 164−190. ственным и что до сих пор доминирует подход, игнорирующий новеллистику Вирджинии Вулф.

Некоторые литературоведы рассматривают Вулф как новеллиста, однако они дают низкую оценку художественных достоинств ее коротких произведений. Например, Б. Блэкстоун заявляет: «Я не думаю, что Вирджиния Вулф когда-либо достигла удачи в малой прозе. Ей было нужно пространство для разработки импрессионистической техники и анализа характера, для создания своей особой атмосферы, и ей было не найти этого в новелле"1 (это мнение разделяет и Джон Бэйли, который считает, что Вулф «по своей натуре из всех писателей меньше всего была л новеллистом»). Джоанн Бэнкс недооценивает привязанность Вирджинии Вулф к новеллистическому жанру, заявляя, что «именно в качестве романиста Вулф нахоз дила свое высшее удовольствие» .

Наблюдается, однако, и другая, пока еще редкая, точка зрения, согласно которой новеллы этой писательницы вписываются в литературный процесс XX века4. В. Шоу в своей монографии выделяет тенденции современной новеллы, которые проявляются и в малой прозе Вирджинии Вулф5. Вероятно, в 1980 году Э. Флейшман был первым исследователем, настаивающим на том, что малая проза Вулф «заслуживает отдельного изучения"6.

Выход в свет полного сборника малой прозы В. Вулф под редакцией Сюзан Дик создал возможность по-новому взглянуть на новеллистическое наследие писательницы. Книга обратила внимание на заслуги Вирджинии Вулф как создателя новелл и на важную роль, которую играла малая проза в ее творческом развитии.

1 Blackstone, B. Virginia Woolf: A Commentary. — New York: Harcout, Brace and Company, 1949. — P. 51.

2 Bayley, J. Op.cit. — P. 124.

3 Banks, J.T. Virginia Woolf and Katherine Mansfield//The English Short Story, 1880−1945: A Critical 1 listory (Twayne's Critical History of the Short Story). — London: Twayne Publishers, 1985. — P. 63.

4 Shaw, V. The Short Stoiy: A Critical Introduction. — London, New York: Longman, 1983. — P. 12−13, 152−153- Fleishman, A. Forms of the Woolfian Short Story // Virginia Woolf: revaluation and continuity: a collection of essays. — Bekerley: University of California Pess, 1980. — P. 45−46.

5 Shaw, V. Op.cit. — P. 12−13, 15−16, 22,47, 153.

6 Fleishman, A. A. Forms of the Woolfian Short Story. Op.cit. — P. 44.

Долгое время рассматриваемые как случайные эксперименты или как художественная разрядка, своеобразный отдых от крупных произведений, новеллы Вулф теперь обретают права как значительные и сознательные попытки оспорить непроницаемость жанровых границ, поставить под сомнение традиционное разграничение между малой прозой и романом, между экспериментальной и популярной, между художественной и нехудожественной литературой, между текстом и читателем. В сборник Сюзан Дик включила не только законченные новеллы, но и незавершенные наброски, черновики, рукописи. Исследовательница отмечает, что ей часто приходилось делать выбор между несколькими вариантами одного произведения, которые, обладая признаками завершенности, имели некоторые отличия друг от друга. В комментариях к новеллам С. Дик часто приводит различные версии для того, чтобы читатель смог увидеть динамику корректорской правки Вирджинии Вулф. Несомненно, С. Дик проделала большую редакторскую работу, что было неоднократно отмечено исследователями1. Наше знание об этих манускриптах и осуществленных Вулф модификациях позволяют рассмотреть тексты писательницы как палимпсесты, в которых каждый слой обладает «своим голосом"2. Многочисленные поправки Вулф и ее внимательное отношение к каждому слову в тексте являются свидетельством серьезного отношения писательницы к своему новеллистическому творчеству.

Можно отметить, что в связи с выпуском сборника возрос интерес ряда исследователей к малой прозе Вирджинии Вулф, появились работы, посвященные новеллистике писательницы. В 1989 году вышла в свет монография Дина Болдуина, целью которой является обзор новелл Вирджинии Вулф, рассмотренных в хронологическом порядке. Несмотря на поверхностность исследования (которую сам.

1 Wussow, H. Introduction // The Hours: the British Museum Manuscript of’Mrs Dalloway' by Virginia Woolf. — New York: Pace University Press, 1996. — P. ix, xiSilver, B. Textual Criticism as Feminist Practice. // Representing Modernist Texts: Editing as Interpretation. — Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1991. — P. 196- Daugherty, B.A. Op.cit. — P. 103.

2 Silver, B. Op.cit.-P. 217.

Дин Болдуин в предисловии называет своей интенцией1), такой подход демонстрирует несомненные преимущества: он позволяет увидеть и проанализировать развитие творческого метода Вирджинии Вулф. В монографии рассмотрены почти все новеллы писательницы2, что определяет значимость и ценность этого исследования. Дин Болдуин, не ставя целью жанровое изучение малой прозы писательницы, рассматривает все произведения, представленные в сборнике под редакцией С. Дик.

В 2004 году появились сразу две книги, посвященные малой прозе Вирджинии Вулф. Одна из них — это сборник эссе «Нарушая границы. Малая проза Вирджинии Вулф». Во вступлении к этому сборнику С. Дик отмечает, что эта часть наследия писательницы начала «наконец-то обращать на себя внимание критиков». В данных эссе иллюстрируется художественное мастерство В. Вулф, выявляются различные принципы изучения новелл, предпринимаются попытки их группировки. Этим определяется несомненная значимость сборника. Однако многие новеллы по-прежнему оставались за пределами внимания исследователей. Можно отметить и отсутствие систематичности в изучении этой части творческого наследия писательницы, что ведет к фрагментарности в освещении важных его аспектов.

В монографии Н. Скрбик «Дикие выплески свободы"4 о малой прозе В. Вулф анализируются новеллы писательницы, которые объединяются в пять групп. Эту глубокую и оригинальную работу отличает смелость выдвинутых постулатов и объем привлеченного материала. Однако и в этой монографии не исследуется вся новеллистика Вирджинии Вулф, отсутствует системный взгляд на малую прозу писательницы. Baldwin, D. Virginia Woolf: A Study of the Short Fiction. Op.cit. — P. xi.

2 Единственной новеллой, не вошедшей в обзор, является раннее произведение «Диалог на горе Пентелнкон», которое не было включено в первую редакцию сборника малой прозы Вирджинии Вулф.

3 Dick, S. Foreword / S. Dick// Trespassing boundaries: Virginia Woolfs short fiction: collected essays. — New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2004. — P. xv.

4 Skrbic, N. Wild Outburst of Freedom: Reading Virginia Woolfs short fiction (Contribution to the Study of World Literature) / N. Skrbic. — London: Prager Publisher, 2004. — 216 p.

Российские литературоведы также обращаются к изучению творчества Вирджинии Вулф, ее произведения рассматриваются в общем контексте истории английского литературного процесса, модернизма, психологизма (Д.Г. Жантиева, В. В. Ивашева, С. Н. Филюшкина, Н. П. Михальская и др.1). Существует немало статей, посвященных романному творчеству В. Вулф, внимание филологов особенно привлекают знаменитые романы «На маяк» («То the Lighthouse») и «Миссис Дэл-лоуэй» («Mrs. Dalloway»). Отдельные аспекты ее творчества выделяются в научные проблемы, что позволяет всесторонне оценить особенности поэтики романов писательницы. Диссертационные исследования демонстрируют научный интерес к разнообразным проблемам творчества Вирджинии Вулф". Несмотря на то, что российские филологи неоднократно отмечали важное значение малой прозы 19 171 921 гг. (Е. Гениева, Н. Бушманова и др.), отдельного комплексного исследования новеллистического творчества В. Вулф до настоящего времени не проводилось. В монографии «Лабиринты мысли» подробно анализируются три новеллы писатель.

1 Жантиева, Д. Г. Вирджиния Вулф / Д. Г. Жантиева // Английский роман XX века. — М., 1965. — С. 68−112- Ивашева, В. В. Английская литература XX в. — М.: Просвещение, 1967; Михальская, Н. П. Вулф Вирджиния / Н. П. Михальская // Зарубежные писатели, библиографический словарь, ч. I. — М.: Просвещение, 1997. — С. 147−151.—Филюшкина, С. Н. Современный английский роман: Формы раскрытия авторского сознания и пробл. повествоват. Техники / С. Н. Филюшкина. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1988. — 184 с. Богатова, С. Комната как часть концепта «Дом» в худож. картине мира В. Вулф // Межкультурн. коммуникация. — Омск, 2006. — С. 6−13- Бячкова, В. Символы в поэтике романа В. Вулф «На маяк» // Иностранные языки и мировая литература в контексте культуры. — Пермь, 2004. — С. 27−29- Гениева, ЕЛО. Два «я» Вирджинии Вульф // Вестник Европы" - 2005 — № 13- Поваляева, Н. С. Организация системы персонажей в полифонической прозе Вирджинии Вулф // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики: Материалы междунар. науч. конф., 1 — 3 окт. 2002, г. Гродно: В 2-х ч. Ч. 2. — Гродно, 2003. — С.84−88- Вайнштейн, О. Б. Шекспировские вариации в английской прозе (В. Вулф. О. Хаксли, Дж. Фаулз) // Английская литератураXX века и наследие Шекспира. — М.: Наследие, 1997. -С. 95−115- Серебровская, Т. Б. Психологическая проза Вирджинии Вулф и импрессионизм: тез. докл. // Синтез в русской и мировой художественной культуре. — М., 2001. — С. 64−65- Вдовина, Ю. В. Специфика психологического анализа в романе В. Вулф «На маяк // V Межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов. Ч. 1. — Волгоград, 2000. — С. 99−100- Петрова Н. Э. Концепт «Жизнь» и способы его вербализации (на материале романа В. Вулф «На маяк) // Дискурсив. континуум. — Самара, 2007.-С. 195−201.

3 Бушманова, Н. И. Проблема интертекста в литературе английского модернизма: (Проза Д. Х. Лоренса и В. Вулф) — Андреевских, О. С. Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы «Блумсбери»: Вирджиния Вулф и Роджер ФрайБогатова, С. М. Концепт «дом» как средство исследования художественной картины мира Вирджинии ВулфМантыева Б. А. Отрицание в понятийной и языковой картине мира в личностном и художественном дискурсе: на материале произведений Б. Расссла «Почему я не христианин», «Почему я рационалист», «Я атеист или агностик?», В. Вулф «Миссис Дэллоуэй», И. Во «Возвращение в Брайдсхед» — Серова К. А. Прагматический фокус и перспектива в словесном портрете в английской прозе XX века: (на материале романов В. Вулф и Д. Фаулза) — Яновская, Г. В. «Миссис Дэллоуэй» В. Вулф: структура повествования. ницы, однако в центре работы находится роман «Миссис Дэллоуэй"1. Заметим, что ситуация осложняется тем, что лишь немногие новеллы переведены на русский язык. Некоторые из переведенных произведений, к сожалению, обращают на себя внимание переводческими промахами2, что явилось одной из причин того, что эта часть наследия Вулф оставалась вне поля зрения и интереса российских филологов.

Несмотря на относительное невнимание исследователей к новеллам Вирджинии Вулф, эта часть ее творческого наследия нам представляется важной в контексте литературных достижений писательницы. Новеллы выступали как самостоятельные художественные произведения, поражающие своей глубиной, точностью восприятия. Они приносили творческое удовлетворение В. Вулф, о чем свидетельствуют ее собственные высказывания. В одной из дневниковых записей она замечает, что новеллы освобождают ее от некоторых трудностей, возникавших при написании романов, имея в виду свою способность «создавать ситуации, а не сюо жет». Отвечая в 1917 году Дэвиду Гарнетту, который воздал должное новелле «Пятно на стене», Вулф писала: «В каком-то смысле <�"> легче писать короткие вещи — на одном дыхании, не то что роман. «4. Вирджиния Вулф говорит и о радости, которую она получала от написания новелл: «Эти маленькие произведения из сборника 'Понедельник или вторник' <.> были наслаждением, которое я позволяла себе после завершения упражнения в традиционном стиле [речь идет о создании романа «Ночь и день» («Night and Day» — О.Ж.]. Я никогда не забуду день, ко.

1 Грешных, В. И. Вирджиния Вулф: лабиринты мысли / В. И. Грешных, Г. В. Яновская. -Калининград: КГУ, 2004.146 с.

2 Например, в тексте новеллы «Понедельник ли, вторник.» (пер.Н.Васильевой) сочетание слов «miss Thingummy» [a person or thing whose name one has forgotten, does not know, or does not wish to mention] переведено как «мисс Липучкинкс», что придает тексту некоторую неправомерную нелепосгь. Возможно, более адекватным переводом является выражение «мисс.какая-то», или «мисс., как бишь её», что создаст эффект погружения персонажа в собственные мысли и внутреннего дистанцирования и изоляции от окружающего мира. Этот пример не исчерпывает неточности перевода сборника новелл, изданных в книге Вулф, В. Избранное / В. Вулф — пер. с англ. Е. Суриц [и др.]. — М.: Худож. лит., 1989. — С. 396.

3 Woolf, V. The Diary of Virginia Woolf / V. Woolfed. A. Bell. — San Diego: Hareourt Brace. — Vol. III. — P. 160.

4 Woolf, V. The Letters of Virginia Woolf / V. Woolf — ed. N. Nicolson and J. Trautmann. — San Diego, New York, London: Hareourt Brace Jovanovich, 1975;1980.-Vol. II. — P. 167. гда я написала «Пятно на стене» — всё в сиянии, как будто летает, после многомесячной мучительной работы, подобной дроблению камня"1. Это письмо явно указывает на то, с каким творческим вдохновением Вирджинии Вулф писала новеллы. Малая проза для Вулф была доказательством свободомыслия и служила ей литературной трибуной, с которой писательница заявляла о своем видении литературы XX века, не соглашаясь с традиционными принципами повествования. Этот отрывок также свидетельствует об экспериментальности новелл: малый жанр позволял Вулф воплотить в художественной практике теоретические искания, сделать по-этологическне открытия. Малая проза писательницы была своеобразной экспериментальной творческой лабораторией, где В. Вулф изобретала и оттачивала новые методы изображения действительности. Новелла вследствие своих жанровых особенностей (гибкость, лаконичность, жанровая подвижность, возможность лёгкого освоения новых тем и художественных приёмов) помогала найти новую форму, удовлетворяющую современным Вирджинии Вулф эстетическим исканиям и требованиям. Необходимость этих поисков была обусловлена ощущением исчерпанности материалистических и детерминистских концепций мира, на которых базировалась литература XIX века, поэтому художественная и эстетическая форма, которая воплощала основы этой концепции мира (прежде всего реалистический роман), нуждалась в реформации.

Неудовлетворенность жанром романа объясняет цель, которую поставила перед собой тогда еще мисс Вирджиния Стивен уже в 1908 году: «.преобразовать роман и уловить множественность ускользающих из настоящего вещей."2. Подобная задача вписывается в концепт литературы начала XX века, когда главной идеей наиболее значительных писателей становится «традиция новизны», как обозначила ее российский филолог Н.Г. Владимирова3. И эта цель, которая определяла.

1 Woolf, V. Ibid.- V. IV. — P. 231. Woolf, V. The Letters of Virginia Woolf. Op.cit. — V. I. — P. 356.

J Владимирова, Н. Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритани. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — С. 5. литературное творчество Вирджинии Вулф, оказалась действительно достигнутой: исследователями неоднократно отмечено значение поэтики ее романов в художественной практике модернизма и психологического направления литературы. О значении этого важного для писательницы жанра говорит и немалое количество ее эссе, посвященных романной прозе1. В размышлениях можно увидеть завершенную эстетическую программу создания романа нового образца.

Подобных литературных манифестов, направленных на концептуализацию задач писателей в создании новеллы, Вирджиния Вулф не написала. Возможно, это было связано с тем, что творческая карьера писательницы совпадает с волной экспериментов в британской малой прозе, поэтому неизбежными становились вопрол сы жанровой идентификации, определения границ жанра. Однако дневники, письма, рецензии Вулф дают ключ к пониманию теоретической концепции писательницы, связанной с новеллами. Можно заключить, что она восхищается короткими произведениями, которые, «несмотря на краткость и недоговоренность, умудряются каким-то образом удержать внимание, заставить задуматься». Высказывания Вулф свидетельствуют о ее несогласии с тем способом создания новелл, в котором предпочтение отдается формальным правилам, обязательным для классического типа новелл (единство формы, цельность, заранее спланированная композиция — все то, что Эдгар По сформулировал еще в 1842 году4), а не изменчивости и намеренной двусмысленности. В эссе о новеллах русских писателей Вирджиния Вулф отмечает эмоциональную правду и суггестивные возможности произведений, многоуровневое прочтение, активизацию творческих мыслительных процессов читателя, элиминирование сюжетной событийности и единого эффекта5. Буду.

1 «Современная проза», «Мистер Беннет и миссис Браун», «Обыкновенный читатель» и др.

2 May С.Е. Chekhov and the Modem Short Story // The New Short Story Theories: coll.ess. — Athens: Ohio University Press, 1994.-364 p.-P. 200−201.

3 Woolf, V. Collected Essays / V. Woolfed. L. Woolf. — San Diego: Harcourt Brace & World, 1967. — V. II. — P. 135.

4 Poe, E.A. Essays and Reviews / E.A. Poe — ed. G Richard Thompson. — N.Y.: The Libraiy of America, 1984. — P. 571.

5 Woolf, V. Collected Essays. Op.cit.-V. II, — P. 77, 79, 165−166, 245. -V. III. — P. 35, 84, 316−317. чи одновременно писателем и литературным критиком, Вулф много размышляла над способом и процессом создания новелл. Для нее важно было соединить правдивость, убедительность произведения с творческой свободой н экспериментом.

Удивительно, насколько четко Вирджиния Вулф смогла уловить веяния своего времени, ибо отмеченные ею свойства новелл также выделяются исследователями малой прозы1. Это, по нашему мнению, является убедительным доказательством того, что писательница, анализируя новеллы, создала эстетические программы для обновления жанра в соответствии с требованиями нового времени, когда оказалось, что глобальные научные открытия (в физике, философии, психологии) «не упростили мир, по, напротив, обнаружили еще большую его сложность» .

Используя потенциальные возможности жанра, экспериментируя с различными типами новеллы на протяжении всей жизни, Вирджиния Вулф не только выработала теорию новой новеллы, но и активно занималась воплощением ее в художественной практике. Не случайно, дух творческой свободы весьма характерен для всей новеллистики писательницы.

Исследование малой прозы Вирджинии Вулф помогает понять и вектор движения новеллистического жанра в первой половине XX века, и особенности творческого развития самой писательницы, художественные искания которой запечатлелись в ее новеллистике. Актуальность данной работы обусловлена отсутствием такого системного подхода к малой художественной прозе В. Вулф. Новеллистика писательницы изучалась фрагментарно, оставаясь в тени ее романного творчества. По этой причине исследование поэтологической уникальности произведений малой художественной прозы, созданных В. Вулф, остается актуальной задачей.

1 Bader, A.L. The Structure of the Modem Stoiy / A.L. Bader // College English. — 1945. — № 7. — P. 89- Bates, U.E. Op.cit. -P. 217- Ferguson, S. Defining the Short Story: Impressionism and Form / C. Ferguson // // The New Short Story Theories: coll.ess.-Athens: Ohio University Press, 1994.-P. 221.

2 Лебедева O.B. Поэтика новелл Джона Фаулза: дисс.. канд. филологических наук: 10.01.03 / Ольга Владимировна ЛебедеваНовГУ им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2005. — С. 58.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в работе впервые представлен комплексный анализ всего массива новеллистического творчества Вирджинии Вулф. Оно исследуется как имманентный текст, демонстрирующий внутреннее единство и тенденцию к непрерывному развитию и одновременно — тесную связь с создававшимися романами. Новеллистика В. Вулф рассматривается целостно, как особая и немаловажная часть творческого наследия прославленного автора. В таком аспекте малая художественная проза В. Вулф до настоящей работы не изучалась. В научный оборот российского литературоведения впервые вводится ряд произведений писательницы: «Во фруктовом саду» («In the Orchard», 1922), «Очарование пруда» («The Facination of the Pool», 1929), «Сцены из жизни британского офицера морского флота» («Scenes from the Life of a British Naval Officer», 1931), «Символ» («The Symbol», 1941) и др.

Целью нашего исследования является анализ всего корпуса новеллистики Вирджинии Вулф в контексте истории творческой жизни писательницы, изучение поэтики ее новелл.

Эта цель, при формулировке которой учитывался опыт двух предшествовавших исследований по данному вопросу, позволила определить следующие задачи:

1. Изучить творческую историю создания новелл Вирджинии Вулф;

2. Выявить и проанализировать факты биографии, оказавшие влияние на появление новелл, на формирование художественного мышления писательницы в процессе создания произведений;

3. Проследить процесс тематического соответствия новелл и романов;

4. Выявить новые тенденции, появляющиеся в новеллах, и их влияние на романную прозу Вирджинии Вулф;

5. Исследовать поэтику и идейно-художествеиное своеобразие малой прозы В. Вулф, обратив особое внимание на те приемы в ее творчестве, из которых складывается особая поэтика и стилистика писательницы.

Материалом исследования послужило собрание новелл «Вся малая художественная проза Вирджинии Вулф» под редакцией Сюзан Дик. В качестве материалов в данном исследовании мы привлекали дневники, письма, эссе, романы, литературно-критические обзоры В. Вулф.

В связи с поставленными задачами был определен и соответствующий методологический алгоритм. Были использованы биографический и историко-литературный методы, что продиктовано спецификой исследуемого материала, сочетающего в себе художественные, культурологические и биографические аспекты. Кроме того, применялись также нарратологический, «интертекстуальный, семиотический, сравнительно-сопоставительный методы исследования, контент-анализ. В качестве основных методологических предпосылок, обеспечивающих адекватность нашего анализа, мы опирались на работы о жизни и творчестве Вирджинии Вулф (труды К. Белла, П. Рэйд, Н. Скрбик, Д. Болдуина, Дж. Бриггс, С. Дик, К. Бензел, Г. Ли, Б. Блэкстоуна, А. Флейшмана, В. И. Грешных, Г. В. Яновской и др.), а также литературоведческие исследования, посвященные новеллистическому жанру (работы Е. М. Мелетинского, В. Шоу, Г. Бэйтса, Ч. Мэя, Дж. Бэйли, Я. Рэйда и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

•Малая проза Вирджинии Вулф составляет значимую часть ее литературного творчества. Разнообразные по структуре, тематике, стилю, нарративной технике, эти произведения писательницы, созданные в разные периоды ее творческой жизни, являются важным вкладом в западноевропейское новеллистическое наследие, а их поэтика заслуживает отдельного изучения.

• Структурные особенности жанра новелл создавали для Вирджинии Вулф условия для многочисленных литературных экспериментов, что сделало эти произведения творческой лабораторией писательницы, в которой она в процессе художественной практики отрабатывала свои теоретические концепции, содержание, представления о том, какой должна быть проза XX века.

•Многие новые художественные приемы и решения, отличающие романы «Комната Джэйкоба» («Jacob's Room»), «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Волны» («The Waves»), «Между актами» («Between the Acts»), возникали в процессе работы Вирджинии Вулф над новеллами.

• В рамках новеллистики Вирджинии Вулф рождались и развивались принципы новеллы нового временисделанные писательницей творческие открытия определили художественные достижения и инновации современной литературы.

Теоретическая ценность данного исследования состоит в том, что полученные результаты могут внести вклад в изучение развития новеллы XX века, в исследования поэтики произведений Вирджинии Вулф и периодизации ее творчества.

Практическая значимость данной диссертационной работы заключается в том, что результаты исследований можно использовать для разработки курсов лекций по истории зарубежной литературы первой половины XX века, практических занятий и семинаров по творчеству Вирджинии Вулф, спецкурсов по истории британской новеллы.

Цели, задачи и методы исследования определили структуру и содержание данной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 237 наименовании, из которых 151 — на английском языке. Объем диссертации составляет 201 страницу. Во введении проводится обзор существующей по исследуемому вопросу литературы, определяются цели, задачи, актуальность исследования, его новизна, практическа и теоретическая значимость, методологическая основа работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, перечисляются статьи автора, опубликованные по теме диссертации. В каждой из глав работы проводится анализ определенного новеллистическо.

Выводы по второй главе:

Проведенное исследование повелл Вирджинии Вулф, написанных после 1922 года, позволяет сделать некоторые заключения.

Литературно-художественной практике писательницы были свойственны единство и общность вырабатываемой манеры письма: новеллистическое и романное творчество взаимодействовало в сознании писательницы, подсказывая ей новые идеи, методы создания произведений. Найденная при написании романа «Миссис Дэллоуэй» и усовершенствованная в новеллах 1925;го года техника «туннельного» способа управления повествованием позволила Вулф совмещать изображение происходящих событий и мыслей персонажей, их прошлое и настоящее, мечты и реальность, и этот способ писательница использует в следующих произведениях.

Новеллы этих лет, несомненно, заслуживают внимания и как самостоятельные художественные произведения, поскольку демонстрируют искусную нарративную технику, высокую суггестивность благодаря подвижности взгляда повествователя, разнообразию образов героев и социальных тем. Символика произведений и их аллюзивный подтекст углубляют смысловое содержание всего корпуса новелл. Обращение к семиотическому коду зеркала играет важную роль в поэтике малой прозы писательницы. Вирджиния Вулф по-прежнему расширяет жанровые границы новеллы, включая коды различных литературных жанров (стихотворная ода, дневник, письмо, роман), а также различных видов искусств (музыки, живописи, театра, кинематографа). Внимание автора направлено на момент бытия: она пытается зафиксировать его, апеллируя к чувственным ощущениям. В некоторых новеллах появляются четкие сюжетные элементы, однако используемые нарративные конструкции (нестандартные рамки повествованияистории, пропущенные через сознание персонажейвнешне статичные картины, объединение которых создает движение нарративавоображаемый мир) придают оригинальность этому обращению к традиции, которая художественно переосмысливается писательницей.

Заключение

.

В данном исследовании проведен анализ всей малой художественной прозы Вирджинии Вулф в биографическом контексте и в контексте творческой жизни писательницы. Это помогло раскрыть творческую историю создания малых произведений Вирджинии Вулф, для восстановления которой привлекались многочисленные дневниковые записи писательницы, ее письма, эссе, автобиографические заметки, активно использовались и сведения из биографий, созданных разными исследователями. Вирджиния Вулф экспериментировала с различными формами малой прозы на протяжении всей своей творческой жизни. Жанр новеллы чрезвычайно соответствовал эмоциональному и чувствительному характеру писательницы: написание крупных произведений истощало психику Вирджинии, в то время как короткие новеллы позволяли ей снять напряжение, воплотить преследовавшие ее идеи, дать волю творческой фантазии, получив удовольствие от процесса их написания. Изучение поэтики новелл составило важную часть этой диссертационной работы.

В работе было продемонстрировано, что новеллы Вулф являлись ее творческой лабораторией: в них она отрабатывала художественные методы и приемы, совершала литературные открытия, находила источники замыслов для своих романов, экспериментируя на всех уровнях малых прозаических произведений. Писательница была привязана к жанру новеллы, позволявшей выразить все многообразие образов и идей, которые возникали в ее сознании. Новеллы были способом воплотить на практике и теоретические искания, художественные открытия, в них писательница выражала свою точку зрения на то, какой должна быть проза, не соглашаясь с традиционными принципами повествования, а порой и отвергая их.

Вулф отказывается от установившегося принципа детерминизма классической прозы, создавая новые художественно-изобразительные приемы. Наблюдается изменение повествовательной структуры: новеллы начинаются in media res, сразу погружая читателя во внутренний мир повествователя и героев. Финал вследствие высокой суггестивности не предполагает окончательного разрешения конфликта, что стимулирует активность читателя, обращая его внимание не на перипетии сюжета, а на тайны самой жизни. Малые произведения Вулф ставят под сомнение адекватность литературной традиции — рассказать законченную историю.

Особое внимание в работе было уделено исследованию трансформации нар-ратологической структуры новелл. В более ранних произведениях происходило совмещение образов повествователя и главного героя, что создавало эффект достоверности описываемых ситуаций и погружения во внутренний мир персонажей. Впоследствии в новеллистике В. Вулф происходит разграничение образов героев и рассказчика, что позволяет сохранить между ними дистанцию, избежав повышенной сентиментальности, и добавить вариативность и неоднозначность взгляда на мир. С другой стороны, в тексте происходит стирание границ между прямой и косвенной речью персонажей (используется техника внешнего описания, косвенного внутреннего монолога, прямого внутреннего монолога, разговора с самим собой), что позволяет повествованию плавно перемещаться в сознание и мысли героев без прерывания нарративного потока.

Наряду с тенденцией сужения и исчезновения повествовательных элементов в новеллах происходит расширение смысловых границ благодаря философизации прозы, аллегоризации, глубокой символике, введению аллюзивного подтекста, использованию образных и ярких деталей.

Важным элементом поэтики малой прозы В. Вулф становится принцип ин-термедиальности. Использование достижений различных видов искусств: живописи, кинематографа, музыки, театра — способствует повышенной эстетизации произведений, одновременно обогащая языковые возможности и расширяя пространство новелл, соединяя разные пласты нарратива. Это создает новый смысловой уровень художественного произведения, где образ раскрывается в категориях не рационально-понятийного, но чувственно ощутимого. Используя живописные принципы, Вулф переносит в литературное произведение образный смысл цвета, колорита, формы, композиции, углубляя поэтологическую функцию этих компонентов и вербализируя их.

Введение

музыкального кода способствует созданию ритмико-мелодического эффекта на всех уровнях произведений, что осуществляет эмоциональное руководство читателем. Обращение к кинематографической технике позволяет Вулф соединять моменты вечного и сиюминутного, стремительно менять точку наблюдения, превращать неясные очертания в значимые объекты (фокусировка камеры) и, наоборот, десубъективизировать героев. Привлечение театральных элементов и использование вербализированных сценических эффектов создает установку на реальность разворачивающихся событий и позволяет соединить в целостную систему действие, происходящее на «сцене», и его зрителей. Используя принципы невербальных видов искусств, Вирджиния Вулф углубляет содержание новелл, располагающееся на небольшом нарративном пространстве, сообщая повышенную выразительность всей художественной системе.

Рассматривая новеллы писательницы в контексте всего ее литературного творчества, мы пришли к выводу о наличии тесной связи между малой прозой и романными произведениями Вулф. Эта связь проявляется в тематическом и сюжетном плане, композиционном построении, используемых приемах и нарративной технике. Чаще всего именно новеллы стимулируют романное мышление писательницы. Идеи же малых произведений зачастую заимствуются из спонтанных жизненных ситуаций, которые Вирджиния Вулф часто описывает в дневнике, «вырастают» из очередного романа или предсказывают его. Творческое мышление писательницы преобразует увиденные ситуации и уже описанные сцены, а авторское сознание воплощает их в законченные литературные произведения.

Долгие годы Вулф работала критическим обозревателем для разных журналов, и это способствовало выработке повышенных требований к собственным созданиям. Поэтому каждое законченное малое произведение писательницы подвергалось критическому анализу и обработке. Благодаря этому новеллы являются не просто литературными экспериментами, а самостоятельными ценными художественными произведениями. В них Вулф развивает поэтику экспериментальной прозы, тем самым закладывая основы нового художественного мышления, во многом определившего художественную практику литературы и искусства XX века.

В поисках способа изображения души, работающего сознания, восприятия, мышления, памяти автор обращается к широкому спектру приемов художественной условности. Нами были проанализированы часто используемые приемы в новеллистическом творчестве Вирджинии Вулф, которые составляют элементы особой стилистики писательницы.

В диссертации намечены направления дальнейших исследований малых прозаических произведений Вирджинии Вулф. Внимание литературоведов может быть направлено на создание классификаций новелл писательницы, анализ ее новеллистических сборников. Своеобразной и значимой для современной филологии может явиться работа, исследующая влияние новелл В. Вулф на творчество отдельных писателей. Интересным может оказаться подробный сравнительный анализ новелл Вирджинии Вулф и ее современников (К. Мэнсфилд, Дж. Джойса) или ее предшественников и литературных наставников (особенно А. Чехова, чьи произведения нередко подсказывали Вирджинии Вулф творческие идеи).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Bennett, A. Hilda Lessways / А. Bennett. London: Penguin Books Ltd, 1975. — 336 P
  2. H.D. Oread / H.D. // Imagist Poetry. Harmondsworth: Penguin, 1972. — P. 62.
  3. Joyce, J. Ulysses / J. Joyce — ed. H.W. Gabler. New York: Garland Publishing, 1984. — 1919 p.
  4. Woolf, V. A Haunted House and Other Short Stories / V. Woolf — ed. L. Woolf. -London: Hogarth Press, 1944. 124 p.
  5. Woolf, V. Between the Acts / V. Woolf. San Diego, New York, London: Harvest Books, 1970.-220 p.
  6. Woolf, V. Haunted House / V. Woolf // Omnibus of Twentieth Century Ghost Stories — ed. R. Phillips. London: Robinson, 1997. — P. 279−280.
  7. Woolf, V. Lappin and Lapinova / V. Woolf// English Short Stories: 1900 to the Present. London: Dent, 1988. — P. 135−142.
  8. Woolf, V. Legacy / V. Woolf// The Oxford Book of Modern Women’s Stories: ed. P. Craig. Oxford: Oxford University Press, 1995. — P. 132−137.
  9. Woolf, V. Mrs Dalloway party: a short story sequence / V. Woolf — ed. S. McNichol. -Orlando, Austin, New York, San Diego, Toronto, London: Harcourt, Inc. 1979. 80 p.
  10. Woolf, V. Night and Day / V. Woolf. London: Hogarth, 1971. — 538 p.
  11. Woolf, У. Nurse Lugton’s Golden Thimble / V. Woolf. London: Hogarth Press, 1966.- 16 p.
  12. Woolf, V. Selected Short Stories / V. Woolf — ed. S. Kemp. London: Penguin, 1993.- 163 p.
  13. Woolf, V. Solid Objects / V. Woolf// Oxford Book of English Short Stories — ed. A.S. Byatt. Oxford: Oxford University Press, 1998. — P. 204−209.
  14. Woolf, V. The Complete Shorter Fiction of Virginia Woolf / V. Woolf — ed. S. Dick. San Diego, New York, London: Harcourt, Inc. 1989. — 360 p.
  15. Woolf, V. The Hours: the British Museum Manuscript of «Mrs Dalloway» / V. Woolf — ed. H.Wussow. New York: Pace University Press, 1996. — 491 p.
  16. Woolf, V. The Voyage Out / V. Woolf. London: Brace & Company, 1920. — 458 p.
  17. Woolf, V. The Waves / V. Woolf — ed. K. Flint. Harmondsworth: Penguin, 1992. -236 p.
  18. Woolf, V. The Widow and the Parrot / V. Woolf — afterword by Quentin Bell. London: The Hogarth Press Ltd, 1988. — 32 p.
  19. Woolf, V. To the Lighthouse: The Original Holograph Draft / V. Woolf — ed. S. Dick. Toronto: University of Toronto Press, 1982. — 448 p.1. Художественные тексты на русском языке.
  20. , В. Избранное / В. Вулф — пер. с англ. Е. Суриц и др. М.: Худож. лит., 1989.-558 с.
  21. , В. Понедельник ли, вторник. / В. Вулф — пер. с англ. Н. Васильева. -М.: Худож. лит., 1989. С. 395−396.
  22. Г. Игра в бисер / Г. Гессе. М.: Азбука-классика (pocket-book), 2007. -496 с.
  23. , А.П. Счастье / А. П. Чехов // Избранные сочинения: в 2-х т. — М.: Худож. лит., 1979. Т.1. — 702 с.
  24. Ш. Дневники, письма, художественные эссе.
  25. Woolf, L. Letters of Leonard Woolf / L. Woolf — ed. F. Spotts. San Diego: Har-cout Brace Jovanovich, 1989. — 672 p.
  26. Woolf, V. A Passionate Apprentice: The Early Journals 1897−1909 / V. Woolf — ed. M. Leaska. San Diego, NY, London: Harcourt Brace Jovanovich, Publishers, 1992. -512 p.
  27. Woolf, V. A Room of One’s Own / V. Woolf. San Diego, New York, London: Harcourt Brace & Company, 1991. — 132 p.
  28. Woolf, V. Collected Essays / V. Woolf — ed. L. Woolf. San Diego, New York, London: Harcourt Brace & World, 1967. — Vols. I-IV.
  29. Woolf, V. Hyde Park Gate News: The Stephen Family Newspaper / V. Woolf, V. Bell, T. Stephen — ed. G. Lowe — foreword H. Lee. London: Hesperus Press, 2006. -264 p.
  30. Woolf, V. Moments of Being: a collection of autobiographical writing / V. Woolf — ed. J. Schulkind. San Diego, New York, London: Harvest Books, 1985. — 232 p.
  31. Woolf, V. Old Bloomsbury / V. Woolf // Moments of Being: a collection of autobiographical writing. San Diego, New York, London: Harvest Books, 1985. — P. 179 202.
  32. Woolf, V. Reminiscences / V. Woolf // Moments of Being: a collection of autobiographical writing. San Diego, New York, London: Harvest Books, 1985. — P. 25−60.
  33. Woolf, V. Sketch of the Past / V. Woolf // Moments of Being: a collection of autobiographical writing. San Diego, New York, London: Harvest Books, 1985. — P. 61 160.
  34. Woolf, V. The Diary of Virginia Woolf / V. Woolf — ed. A. Bell. San Diego, New York, London: Harcourt Brace & Company, 1977−1984. — Vols .I-V.
  35. Woolf, V. The Essays of Virginia Woolf / V. Woolf — ed. A. McNeillie. San Diego, New York, London: Harcourt Brace Jovanovich, 1986−1994. — Vols. I-IV.
  36. Woolf, V. The Intellectual Status of Women / V. Woolf // Women and Writing. -New York and London: Harcourt Brace Jovanovich, 1979. P. 55−56.
  37. Woolf, V. The Letters of Virginia Woolf / V. Woolf — ed. N. Nicolson and J. Trautmann. — San Diego, New York, London: Harcourt Brace Jovanovich, 1975−1980. -Vols. I-VI.
  38. Woolf, V. Three Guineas / V. Woolf — ed. M. Hussey — introduction by J. Marcus. -San Diego, New York, London: Harvest Books, 2006. 352 p.
  39. Woolf, V. Women and Writing / V. Woolf — ed. M. Barrett. New York and London: Harcourt Brace Jovanovich, 1979. — 200 p.1. Научно-критические тексты на иностранных языках.
  40. Alexander, J. The Venture of Form in the Novels of Virginia Woolf / J. Alexander. -Port Washington, New York: Kennikat Press, 1974. 237 p.
  41. Alpers, A. The Life of Katherine Mansfield / A. Alpers. New York: The Viking Press, 1980.-448 p.
  42. Apter, Т.Е. Virginia Woolf: A Study of lier Novels / Т.Е. Apter. New York: MacMillan, 1979. — 168 p.
  43. Bader, A.L. The Structure of the Modern Story / A.L. Bader // College English. -1945.-№ 7.-p. 86−92
  44. Baldwin, D.R. The tardy evolution of the British short story / D.R. Baldwin // Studies in Short Fiction. Newberry Colledge Press, Winter 1993. — Vol.30. — Issue 1.- P. 2334.
  45. Baldwin, D.R. Virginia Woolf: A Study of the Short Fiction / D.R. Baldwin. Boston: Twaine Publishers, 1989. — 157 p.
  46. Banks, J.T. Through a Glass, Longingly / J.T. Banks // Trespassing boundaries: Virginia Woolf s short fiction: collected essays. New York: PALGRAVE MACMIL-LAN, 2004.-P. 17−25.
  47. Banks, J.T. Virginia Woolf and Katherine Mansfield / J.T. Banks // The English Short Story, 1880−1945: A Critical Histoiy (Twayne's Critical History of the Short Story). London: Twayne Publishers, 1985. — P. 57−82.
  48. Bates, H.E. The Modern Short Story: A Critical Survey / H.E. Bates. London: The Writer Inc, 1976.- 232 p.
  49. Bayley, J. The Short Stoiy: Henry James to Elizabeth Bowen / J. Bayley. Brighton: Harvester Press Limited, 1988.- 197 p.
  50. Beacham, W. Short Fiction: Toward a Definition / W. Beacham // Critical Survey of Short Fiction. -Englewood Cliffs, N.J.: Salem Press, 1981. P. 1−17.
  51. Bell, Q. Afterword / Q. Bell // The Widow and the Parrot by V. Woolf. London: The Hogarth Press Ltd, 1988. — 28−31 p.
  52. Bell, Q. Virginia Woolf: A Biography / Q. Bell. New York: Quality Paperback Book Club, 1992. — Vol. I. — 216 p.
  53. Bell, Q. Virginia Woolf: A Biography / Q. Bell. New York: Quality Paperback BookClub, 1992. — Vol. II. — 314 p.
  54. Bennett, A. Our Women: Chapters on the Sex-discord / A. Bennett. London: George H. Doran Company, 1920. — 264 p.
  55. Bennett, A. Is the Novel Decaying? / A. Bennett // Virginia Woolf: The Critical Heritage. London: Routledge & Kegan Paul, 1975. — P. 113.
  56. Bennett, J. Virginia Woolf: Her Art as a Novelist / J. Bennett. — Cambridge: Cambridge University Press, 1945. 150 p.
  57. Benzel, K.N. Introduction / K.N. Benzel, R. Hoberman // Trespassing boundaries: Virginia Woolf s short fiction: collected essays. New York: PALGRAVE MACMIL-LAN, 2004. — P. 1−13.
  58. Benzel, K.N. Verbal Painting in «Blue & Green» and «Monday or Tuesday» / K.N. Benzel // Trespassing boundaries: Virginia Woolfs short fiction: collected essays. -New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2004. P. 157−174.
  59. Bishop, E. Pursuing «It» Through «Kew Gardens» / E. Bishop // Studies in Short Fiction. Vol. 19. — № 3. — Summer 1982. — P. 269−76.
  60. Blackstone, B. Virginia Woolf: A Commentary / B. Blackstone. New York: Har-cout, Brace and Company, 1949. — 256 p.
  61. Bonheim, H. The Narrative Modes: Techniques of the Short Story / H. Bonheim. -Cambridge: Boydell & Brewer Inc, 1992. 207 p.
  62. Brackett, V. Restless Genius: The Story of Virginia Woolf / V. Brackett. Greensboro: Morgan Reynolds Publishing, 2004. — 144 p.
  63. Bradbury, M. The Modern World. Ten Great Writers / M. Bradbury. London: Penguin, 1990. — 304 p.
  64. Briggs J. Virginia Woolf: An Inner Life / J. Briggs. Orlando, Florida: A Harvest Book, Harcourt Inc, 2005. — 528 p.
  65. , J. «Cut deep and scored thick with meaning»: Frame and Focus in Woolfs Later Short Stories / J. Briggs // Trespassing boundaries: Virginia Woolfs short fiction: collected essays. -New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2004. P. 175−193.
  66. Briggs, J. Night Visitors: The Rise and Fall of the English Ghost Story / J. Briggs. London: Faber, 1977. — 238 p.
  67. Broughton, P.R. The Blasphemy of Ait: Fry’s Aesthetics on Woolfs Non-'Literary' Stories / P.R. Broughton // The Multiple Muses of Virginia Woolf. Columbia: Univ. of Missouri Press, 1993. — P. 36−57.
  68. Caramagno, T.C. The Flight of the Mind: Virginia Woolfs Art and Maniac-Depressive Illness / T.C. Caramagno. Berkeley: University of California Press, 1992. -362 p.
  69. Colburn, K. The Lesbian Intertext of Woolf s Short Fiction / K. Colbura // Trespassing boundaries: Virginia Woolfs short fiction: collected essays. — New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2004. P. 63−80.
  70. Cohn, D. Transparent minds: Narrative Modes for Presenting Consciousness in Fiction / D. Cohn. Princeton: Princeton University Press, 1978. — 331 p.
  71. Dalsimer, Katherine. Virginia Woolf: Becoming a Writer / K. Dalsimer. London, New Haven: Yale University Press, 2001. — 224 p.
  72. Daugherty, B.R. A corridor leading from «Mrs. Dalloway» to a new book: Transforming Stories, Bending Genres / B.R. Daugherty // Trespassing boundaries: Virginia Woolfs short fiction: collected essays. New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2004. — P. 101−124.
  73. DeSalvo, L. Virginia Woolf: The Impact of Childhood Sexual Abuse on Her Life and Work / London DeSalvo. London: Ballantine Books, 1990. — 372 p.
  74. Dibattista, M. Virginia Woolfs Major Novels: The Fables of Anon IM. Dibattista. -New Haven: Yale University Press, 1980. 252 p.
  75. , S. «The Writing „1“ Has Vanished» : Virginia Woolfs Last Short Fictions / S. Dick // Essays for Richard Ellman: Omnium Gatherum. Kingston and Montreal: McGill-Queen's University Press, 1989. — P. 134−145.
  76. , S. «What fools we were!» : Virginia Woolfs «A Society» / S. Dick // Twentieth Centuiy Literature. Spring 87. — Vol. 33. — Issue 1. — P. 51−67.
  77. Dick, S. Foreword / S. Dick // Trespassing boundaries: Virginia Woolfs short fiction: collected essays. New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2004. — P. xv-xx.
  78. Dick, S. Introduction / S. Dick // The Complete Shorter Fiction of Virginia Woolf. -San Diego, New York, London: Harcourt, Inc. 1989.- 346 p. P. 1−5.
  79. Dick, S. Notes and Appendices / S. Dick // The Complete Shorter Fiction of Virginia Woolf. San Diego, New York, London: Harcourt, Inc. 1989.- 346 p. — P. 294−345.
  80. Dick, S. Virginia Woolf: Modern Fiction / S. Dick. London, New York: A division of Hodder & Stoughton, 1989. — 97 p.
  81. Dowling, D. Bloomsbury Aesthetics and the Novels of Forster and Woolf / D. Dowling. New York: St. Martin's Press, 1985. — 249 p.
  82. Dowling, D. Mrs Dalloway: Mapping Streams of Consciousness / D. Dowling. -Boston: Twayne Publishers, 1991. 151 p.
  83. Ferguson, S. Defining the Short Story: Impressionism and Form / C. Ferguson // // The New Short Story Theories: coll. essays. — Athens: Ohio University Press, 1994. — 364 p.-P. 218−230.
  84. Fleishman, A. Forms of the Woolfian Short Story / A. Fleishman // Virginia Woolf: revaluation and continuity: a collection of essays. Berkeley: University of California Press, 1980.-P. 44−70.
  85. Fleishman, A. Virginia Woolf: A Critical Reading / A. Fleishman. Baltimore, London: The John Hopkins University Press, 1977. — 247 p.
  86. Forster, E.M. Virginia Woolf / E.M. Forster. Cambridge: Cambridge University Press, 1942.- 191 p.
  87. Fox, S.D. 'An Unwritten Novel' and a Hidden Protagonist / S.D. Fox // Virginia Woolf Quarterly. 1973. — Iss. 4. — P. 69−77.
  88. Fry, R. Post-Impressionism / R. Fry // A Roger Fry Reader. Chicago: University of Chicago Press, 1996. — P. 99−110.
  89. Gillespie, D.F. The Sisters' Art: The Writing and Painting of Virginia Woolf and Vanessa Bell. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 1988. — 400 p.
  90. Gordon, L. Virginia Woolf: A Writer’s Life / L. Gordon. New York, London: Norton & Company, 1984. — 341 p.
  91. Graham, J.W. The Drafts of Virginia Woolf s 'The Searchlight' / J.W. Graham // Twentieth Century Literature. Dec. 1976. — Vol. 22, Issue 4. P. 379−393.
  92. Guiguet, J. Virginia Woolf and Her Works / J. Guiguet- translated by Jean Stewart. London: Hogarth Press, 1965. — 488 p.
  93. Hafley, J. Glass Roof: Virginia Woolf as Novelist / J. Hafley. Berkeley, CA: University of California Press, 1954. — 195 p.
  94. Hafley, J, Virginia Woolfs Narrators and the Art of «Life Itself' / J. Hafley // Virginia Woolf, revaluation and continuity: a collection of essays. Berkeley, L.A., London: University of California Press, 1980, — P. 29−43.
  95. Hansen, C. The Life and Death of Asham: Leonard and Virginia Woolf s Haunted House / C. Hansen. -London: Cecil Woolf Bloomsbury Heritage., 2000. 202 p.
  96. Harper, H. Between Language and Silence: The Novels of Virginia Woolf / H. Harper. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1982. -326 p.
  97. Head, D. The Modernist Short Story: A Study in Theory and Practice / D. Head. -Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 253 p.
  98. Heilbran, C.G. Writing a Woman’s Life (Ballantine Reader’s Circle) / C.G. Heilbrun. London: Ballantine Books, 1989. — 144 p.
  99. Hulcoop, J.F. McNichol’s Mis. Dalloway: Second Thoughts / J. Hulcoop // Virginia Woolf Miscellany. Spring 1975. — Iss. 3. — P. 3−7.
  100. Humm, M. Modernist Women and Visual Cultures: Virginia Woolf, Vanessa Bell, Photography and Cinema / M. Humm. New Brunswick, NJ: Putgers University Press, 2003.-256 p.
  101. Humphrey, R. Stream of Consciousness in the Modem Novel (Perspectives in Criticism) / R. Humphrey. Berkeley: University of California Press, 1962. — 130 p.
  102. Hungerford, E. Is 'Society' a short story? / E. Hungerford // Virginia Woolf Miscellany. Fall, 1983. — Issue 21. — P. 3−4.
  103. Hussey, M. Virginia Woolf A to Z: A Comprehensive Reference for Students, Teachers and Common Readers to her Life, Work and Critical Reception / M. Hussey. -Oxford, New York: Oxford University Press, 1995. 452 p.
  104. Hutcheon, L. Narcissistic narratives: The metafictional paradox / L. Hutcheon. -London: Wilfrid Laurier University Press, 1980. 168 p.
  105. Jonson, K. Critical Essay on «Kew Gardens» / K. Jonson // Short Stories for Students. The Gale Group, 2002. — P. 141−144.
  106. Kelley, A. The Novels of Virginia Woolf: Fact and Vision / A. Kelley. Chicago: Chicago University Press, 1973. — 279 p.
  107. Kumar, S.K. Bergson and the Stream of Consciousness Novel / S.K. Kumar. New York: New York University Press, 1963. — 174 p.
  108. Kurtz, M. Virginia Woolf: Reflections and Reverberations (American University Studies Series IV, English Language and Literature) / M. Kurtz. NY: Peter Lang, 1991. — 154 p.
  109. Leaska, M. The Novels of Virginia Woolf from Beginning to End / M. Leaska. -New York: John Jay P, 1977. 264 p.
  110. Ledger, S. The New Woman: Fiction and Feminism at Fin-de-Sciele / S. Ledger. -Manchester: Manchester University Press, 1997. 240 p.
  111. Lee, H. The Novels of Virginia Woolf / H. Lee. London: Methuen, 1977. — 237 p.
  112. Lee, H. Virginia Woolf / H. Lee. London: Chatto and Windus, 1999. — 944 p.
  113. Levy, M. Virginia Woolf s Shorter Fictional Explorations of the External World: 'closely united. immensely divided / M. Levy // Trespassing boundaries: Virginia Woolfs short fiction: collected essays. New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2004.-P. 139−156.
  114. Lodge D. The Modes of Modern Writing: Metaphor, Metonymy, and the Typology of Modern Literature / D. Lodge. Chicago: The University of Chicago Press, 1988.279 p.
  115. Lodge, D. The Art of Fiction (Illustrated from Classic and Modern Texts) / D. Lodge. New York, London: Penguin Books Ltd, 1994. — 256 p.
  116. Virginia Woolf: The Critical Heritage / eds. R. Majumdar, A. McLaurin. London: Routledge & Kegan Paul, 1997. — 484 p.
  117. Marsh, J. Bloomsbury Women: Distinct Figures in Life and Art / J. Marsh. New York: Henry Holt & Co, 1996. — 158 p.
  118. May C.E. Chekhov and the Modern Short Stoiy / C.E. May // The New Short Story Theories: coll. ess. Athens: Ohio University Press, 1994. — 364 p. — P. 199−217.
  119. Meyerowitz, S. What Is to Console Us? The Politics of Deception in Woolf s short Stories / S. Meyerowitz // New Feminist Essays on Virginia Woolf. Lincoln: University of Nebraska Press, 1981. — P. 238−52.
  120. Miller, J.E. Rebel Women: Feminism, Modernism and Edwardian novel / J.E. Miller. Chicago: University of Chicago Press, 1997. — 250 p.
  121. Naremore, J. The World Without a Self: Virginia Woolf and the Novel / J. Nare-more. New Haven: Yale University Press, 1973. — 272 p.
  122. Oakland, J. Virginia Woolfs «Kew Gardens» / J. Oakland // English Studies. 1987. — Vol. 68. — P. 264−273.
  123. Poe, E.A. Essays and Reviews / E.A. Poe — ed. G. Richard Thompson. New York: The Library of America, 1984. — 1544 p.
  124. Poresky, L. The Elusive Self: Psyche and Spirit in Virginia Woolfs Novels / L. Poresky. Newark: University of Delaware Press, 1981. — 286 p.
  125. Postmodern Approaches to the Short Story (Contributions to the Study of World Literature): collect, articles / eds F. Iftekharrudin, J. Boyden, J. Longo. Westport, CT: Praeger Publishers, 2003. — 176 p.
  126. Raitt, S. Fakes and Feminity: Vita Sackville-West and her Mother / S. Raitt // New Feminist Discourses — ed. I. Armstrong. London: Routledge, 1992. — P. 113−118.
  127. Reid, I. The Short Story: Critical Idiom / I. Reid. London: Routledge, 1991.- 76 P
  128. Reid, P. Art and Affection: A Life of Virginia Woolf / P. Reid. New York, Oxford: Oxford University Press, 1996. — 624 p.
  129. Right, A.M. On Defining the Short Story: The Genre Question / A.M. Right // Short Story Theory at Crossroads. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1990.-P. 46−53.
  130. Rodriguez, L.M. Parody and inetafiction: Virginia Woolf’s 'An Unwritten Novel' / L.M. Rodriguez / Links & Letters. 2001. — Iss. 8. — P. 71−81.
  131. Roe, S. The Impact of Post-Impressionism / S. Roe //The Cambridge Companion to Virginia Woolf (Cambridge Companion to Literature): collected articles. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — P. 164−190.
  132. Rose, P. Woman of Letters: A Life of Virginia Woolf / P. Rose. San Diego, New York, London: Harcourt Brace Jovanovich, Publishers, 1978. — 313 p.
  133. Ruotolo, L.P. The Interrupted Moment: a view of Virginia Woolf s novels / L.P. Ruotolo. Standford, CA: Stanford University Press, 1986. — 276 p.
  134. Selden, R. A Reader’s Guide to Contemporary Literary Theory / R. Selden, P. Wid-dowson. Lexington, Kentucky: The University Press of Kentucky, 1993. — 256 p.
  135. Shaw, V. The Short Story: A Critical Introduction / V. Shaw. London, New York: Longman, 1983. — 304 p.
  136. Short Story Theory at Crossroads: collected articles / Eds. S. Lohafer, J. E. Clarey. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1990. — 280 p.
  137. Silver, B. Textual Criticism as Feminist Practice: Or, Who’s Afraid of Virginia Woolf Part II / B. Silver // Representing Modernist Texts: Editing as Interpretation. -Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1991. P. 192−222.
  138. Skrbic, N. Excursion into the literature of a foreign county: Crossing Cultural Boundaries in the Short Fiction / N. Skrbic // Trespassing boundaries: Virginia Woolf s short fiction: collected essays. New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2004. — P. 2538.
  139. Skrbic, N. Wild Outburst of Freedom: Reading Virginia Woolf s short fiction (Contribution to the Study of World Literature) / N. Skrbic. London: Prager Publisher, 2004.-216 p.
  140. Snaith, A. A view of one’s own: Writing Women’s Lives and the Early short Stories / A. Snaith // Trespassing boundaries: Virginia Woolf s short fiction: collected essays. -New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2004. P. 125−138.
  141. Spater, G. A. Marriage of True Minds: An Intimate Portrait of Leonard and Virginia Woolf / G.A. Spater, I. Parsons. New York, London: Harcourt Brace Jovanovich, 1977.- 163 p.
  142. The Cambridge Companion to Virginia Woolf (Cambridge Companion to Literature): collected articles / eds. S. Roe, S. Seller. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — 308 p.
  143. The Tales We Tell: Perspectives on the Short Story (Contributions to the Study of World Literature): collected articles / Eds. B. Lounsberry, S. Lohafer, M. Rohrberger. -Westport, CT: Greenwood Press, 1998. 248 p.
  144. Ward, A. Aspects of the Modem Short Story: English and American / A. Ward. -London: University of London Press, ltd, 1925. 307 p.
  145. , R.A. 'Solid Objects' as Allegory / R.A. Watson // Virginia Woolf Miscellany. -1980. -Iss. 16.-P. 3−4.
  146. Willis, J. Leonard and Virginia Woolf As Publishers: The Hogarth Press, 1917−41 / J. Willis. Charlottesville, VA: University of Virginia Press, 1992. — 451 p.
  147. Wolf, Werner. The Musicalization of Fiction: A Study in the Theory and History of Tntermediality / W. Wolf. Amsterdam-Atlanta, GA: Rodopi, 1999. — 272 p.
  148. Women Writers of the Short Story: A Collection of Critical Essays / Ed. H. McClave. Englewood Cliffs: Prentice Hall Trade, 1980. — 171 p.
  149. Woolf, L. Beginning Again: An Autobiography Of The Years 1911 To 1918 / L. Woolf. Orlando, FL: Harvest Book, 1975. — 263 p.
  150. Woolf, L. Introduction / L. Woolf // Woolf, Virginia. Nurse Lugton’s Golden Thimble. London: Hogarth Press, 1966. — P. 1−3.
  151. Woolmer, H. A Checklist of the Hogarth Press 1917−1946, with a short history of the press by Mary E. Gaither / H. Woolmer. Revere, PA: Woolmer-Brotherson Ltd, 1976.- 177 p.
  152. Wussow, H. Introduction / H. Wussow // The Hours: the British Museum Manuscript of 'Mrs Dalloway' by Virginia Woolf. New York: Pace University Press, 1996. -528 p.
  153. Zwerdling, A. Virginia Woolf and the Real Word / A. Zwerdling. Beckerley, Los Angeles, London: University of California Press, 1986. — 384 p.
  154. V. Научно-критические тексты на русском языке.
  155. , К. Знак. Текст. Культура / К. Аймермахер. М.: Дом интеллектуал. кн., 1997. — 242 с.
  156. , И.В. Проблемы дналогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста) / И. В. Арнольд. СПб.: Образование, 1995.- 60 с.
  157. , М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 445 с.
  158. , Г. Избранное: Поэтика пространства / Г. Башляр — перев. с франц. Н. В. Кисловой, Г. В. Волковой, М. Ю. Михеева под ред. Л. Б. Комиссаровой. М.: РОССПЭН, 2004 (Серия «Книга света»). — 374 с.
  159. Е.А. Футуризм /Е.А. Бобрииская. М.: Галарт, 2000. — 192 с.
  160. , С.М. Комната как часть концепта «Дом» в худож. картине мира В. Вулф / С. М. Богатова // Межкультурн. коммуникация. Омск, 2006. — С. 6−13.
  161. , С.М. Концепт «дом» как средство исследования художествен ной картины мира Вирджинии Вулф : дис.. кандидата филологических наук: 10.02.04 / С. М. Богатова, Ом. гос. техн. Ун-т. Омск, 2006. — 176 с.
  162. , Н.И. Английский модернизм: психологическая проза: учеб. пособие по спецкурсу / Н. И. Бушманова — Яр о сл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского. -Ярославль: ЯГПИ, 1992. 148 с.
  163. , Ю.В. Специфика психологического анализа в романе В. Вулф «На маяк» / Ю. В. Вдовина // V Межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов. Ч. 1. Волгоград, 2000. — С. 99−100.
  164. , Н.Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании / Н. Г. Владимирова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — 270 с.
  165. , И.И. Вирджиния Вулф / И. И. Гарин // Век Джойса. М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2002. — С. 330−348.
  166. , Е.Ю. Жемчужины в короне / Е. Ю. Гениева // Эти загадочные англичанки. -М.: Рудомино, Текст, 2002. 505 с. — с. 20−25.
  167. , Е.Ю. Правда факта и правда видения / Е. Ю. Гениева // Вирджиния Вулф: Избранное. М.: Худ. лит-ра, 1989. — С. 3−22.
  168. , В.И. Вирджиния Вулф: лабиринты мысли / В. И. Грешных, Г. В. Яновская. -Калининград: КГУ, 2004.- 146 с.
  169. , A.A. Сад и руина (Тождественное различие двух символов и его архетипический исток) / A.A. Дружиненко // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003.- № 5. — С. 86−94.
  170. , Д.Г. Вирджиния Вулф / Д. Г. Жантиева // Английский роман XX века.-М., 1965.-С. 68−113.
  171. О.В. Поэтика новелл Джона Фаулза : дисс.. канд. филологических наук: 10.01.03 / Ольга Владимировна Лебедева — НовГУ им. Ярослава Мудрого. -Великий Новгород, 2005. 194 с.
  172. , Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей / Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1982. — 341 с.
  173. , А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр. по языкознанию / А. Ф. Лосев. М.: МГУ, 1982.-479 с.
  174. , А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1995.-319 с.
  175. , Ю.М. Внутри мыслящих миров : Человек-текст-семиосфера-история / Ю. М. Лотман — Предисл. В. В. Иванова.- Тартус. ун-т. М.: Языки рус. Культуры, 1996.-447 с.
  176. , Ю.М. Избранные статьи в Зт. / Ю. М. Лотман. —Таллин: Александра, 1992.-Т. 1.-496 с.
  177. , Ю.М. Структура художественного текста / Лотман Ю. М. — М.: Искусство, 1970. — 340 с.
  178. , Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1986. — 319с.
  179. , Е.М. Историческая поэтика новеллы / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1990. — 200 с.
  180. Михальская, Н.П.. Утрата и поиск героя / Н. П. Михальская // Пути развития английского романа 1920 1930 годов. -М.: Высш. школа, 1966. — С. 63−104.
  181. , Н.П. Вулф Вирджиния / Н. П. Михальская // Зарубежные писатели, библиографический словарь, ч. I. — М.: Просвещение, 1997. — С. 147−151.
  182. , А. Апелляция таланта к таланту : о романе В. Вулф «На маяке». / А. Нилин // Иностр. лит. 1989. — № 6. — С. 231−235.
  183. , Э.Ф. Загадки Эдгара По : Исследования и комментарии / Э.Ф. Оси-пова. — СПб.: СпбГУ Филология, 2004. — 172 с.
  184. , В.А. Модификация романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия / В. А. Пестерев. Волгоград: ВолГУ, 1999. — 312 с.
  185. Н.Э. Концепт «Жизнь» и способы его вербализации (на материале романа В. Вулф «На маяк) / Н. Э. Петрова // Дискурсив. континуум. Самара, 2007. -С. 195−201.
  186. Пьеге-Гро, Н. Введение в теорию интертекстуальности / Натали Пьеге-Гро — пер. с франц. под общ.ред. Г. К. Косикова. М.: ЛКИ, 2008. — 240 с.
  187. , Л.О. Гносеологические вопросы семиотики / Л. О. Резников. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1964. — 176 с.
  188. , H.H. Символ в искусстве и жизни / H.H. Рубцов. М.: Наука, 1991. -176 с.
  189. , И.И. Вирджиния Вулф : биогр. очерк / И. И. Семашко // Сто великих женщин. -М.: Вече, 1999. 572 с. — С. 344−349.
  190. С.С. Поэтика рассказов П.С. Романова: автореф. дисс.. канд. филологических наук: 10.01.01 / Светлана Сергеевна Романова — Калужский Государственный Педагогический университет им. К. Э. Циолковского. — Елец, 2008. 23 с.
  191. , Т.Б. Психологическая проза Вирджинии Вулф и импрессионизм : тез. докл. / Т. Б. Серебровская // Синтез в русской и мировой художественной культуре. М., 2001. — С. 64−65.
  192. К.А. Прагматический фокус и перспектива в словесном портрете в английской прозе XX века : (на материале романов В. Вулф и Д. Фаулза): автореф. дис.. канд. филол. наук / К. А. Серова — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб., 1997.-23 с.
  193. , И. Поэтика мотива / И. Силантьев — отв. редактор Е.К. Ромоданов-ская. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 296 с.
  194. О. А. Сто писателей Великобритании / O.A. Судленкова, Л. П. Кортес. Мн.: Высш. шк., 1997. — 247 с.
  195. , Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств. Опыт интермедиального анализа / Н. В. Тишуиина. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 160 с.
  196. , Б.А. О семиотике искусства / Б. А. Успенский // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. -М.: Политиздат, 1987. 590 с.
  197. , Б.А. Поэтика композиции : Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000. — 348 с.
  198. , Б.А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. М.: Языки рус. культуры, 1995. — 357 с.
  199. , С.Н. Современный английский роман : Формы раскрытия авторского сознания и пробл. повествоват. Техники / С. Н. Филюшкина. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. 184 с.
  200. Л.В. Как слово наше отзовется / Л. В. Чернец. М.: Высшая школа, 1995.-239 с.
  201. В. Нарратология / В. Шмид. М.: Языки славянской культуры, 2003. -312 с.
  202. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко — пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. СПб.: Symposium, 2004. — 544 с.
  203. Эко, У (|казать почти то же самое: Опыты о переводе / У. Эко — пер. с итал. А.Н. Коваль- СПб.: Symposium, 2006. — 574 с.
  204. , Г. В. «Миссис Дэллоуэй» В. Вулф: структура повествования: автореферат дисс.. канд. филологических наук: 10.01.03 / Галина Владимировна Яновская — КГУ. Великий Новгород, 2001. — 22 с.
  205. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2х т-х / Гл. ред. С. А. Токарев. М. :1
  206. Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 1. А-К. — 671 с.
  207. Энциклопедический словарь символов / Авт.-сост. Н. А. Истомина. М.: ООО «Издательство Аст»: ООО «Издательство Астрель», 2003. — 1056 с.
  208. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В. Андреева и др. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 556с.
  209. Энциклопедия: символы, знаки, эмблемы / Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук B.JI. Телицын — общ. ред. В. Л. Телицын. 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС: РИПОЛ классик, 2005. — 495 с.
  210. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. К. Королев. — М.: изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. 528 с. 1. VH. Интернет-источники.
  211. А. Предисловие / А. Кудрявицкий // Антология имажизма — сост. и пер. с англ. А. Кудрявицкий. М.: Прогресс, 2001. Режим доступа: http://kiidryavitsky.narod.ru/imagists.html, свободный. — Загл. с экрана.
  212. , В. Волны / В. Вулф — пер. с англ. Е. Суриц. Режим доступа: http://www.Htm.m/index.html?book=45 369. свободный. Загл. с экрана.
  213. Гениева, ЕЛО. Два «я» Вирджинии Вульф / Е. Ю. Гениева // Вестник Европы» -2005 № 13−14. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/vestnik/2005/13/g:e34.html, свободный. Загл. с экрана.
  214. Е.А. Эксплицированная и имплицированная цитата в поэтическом тексте / Е. А. Козицкая. Тверь, 1997. Режим доступа: http://uchcom.botik.ru/az/lit/coll/litext5/23kozb.htm, свободный. Загл. с экрана.
  215. , В. Пространство, заключенное в параллели / В. Познин // Техника и технологии кино. 2006. — № 3. Режим доступа: http://rus.625-net.ru/cinema/2006/02/prost.htm, свободный. Загл. с экрана.
  216. Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/, свободный. — Заш. с экрана.
Заполнить форму текущей работой