Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов Карла Юнга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С. С, Аверинцев полагал возможным изучение архаических закономерностей психического, являющих себя в искусстве и лежащих в основе художественных структур, систематизация которых может быть осуществлена с позиций как философской феноменологии и структурализма, так и с позиций психологического анализа. Поскольку аналитическая психология К. Юнга в большей степени, чем фрейдистская, учитывает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Характеристика теории архетипов Карла Юнга
    • 1. 1. К истории вопроса о проблеме бессознательного и применении теории архетипов К. Юнга в изучении литературных произведений
    • 1. 2. Характеристика архетипов и архетипических образов в работах К. Юнга и его учеников
  • Глава 2. Архетипическая интерпретация мифа о Гильгамеше.5Э
  • Глава 3. Архетипы и архетипические образы в сказке
    • 3. 1. Введение
    • 3. 2. Интерпретация сказки о царевне-лягушке
    • 3. 3. Интерпретация сказки Э.Т. А. Гофмана «Крошка Цахес»
    • 3. 4. Конфликт архетипов Духа и Анимы в сказке A.C. Пушкина
  • О золотом петушке"
  • Глава 4. Интерпретация образной системы романа И.А. Гончарова
  • Обломов" с позиции теории архетипов
  • Глава 5. Власть архетипа Дух, персонифицированная в образной системе рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»

Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов Карла Юнга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Психология и литературоведение всегда сотрудничали и взаимообогащали друг друга. С начала своего становления в середине XIX века психологическая наука оказывала влияние на общетеоретическое познание форм искусства. J1.C. Выготский охарактеризовал это влияние в книге «Психология искусства», отмечая при этом необходимость «языком объективной психологии говорить об объективных фактах искусства"1.

В литературоведении в разное время преобладали разные принципы и подходы в изучении литературы — об этом пишет Г. Н. Поспелов в статье «Развитие теории литературы в Московском университете"2. Изучение велось с позиций классической философии, этики и эстетики, истории, социологии, идеологии и психологии в том числе. В многообразии подходов отражается сложность как произведения искусства, так и авторского сознания и авторского бессознательного, участвующих в творческом процессе. В XIX веке в России такими известными учеными н писателями, как J1.H. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. Н. Веселовский, A.A. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, декларировалась важность изучения психологии человека и ее проявлений в искусстве. В XX веке достижения психологии активно используются учеными разных гуманитарных дисциплин.

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) известный психолог, культуролог, основатель школы аналитической психологии. Будучи учеником и последователем З. Фрейда, Юнг затем отходит от научных позиций учителя и создает свою собственную теорию бессознательного, в которой одну из главных ролей играет коллективное бессознательное, представленное архетипами. Архетипы посредством «образотворческой» деятельности заявляют о себе. Отсюда интерес К. Юнга к искусству, мифологии и религии — в них репрезентируются архетипические содержания. Сфера интересов ученого была чрезвычайно широка: мифология, фольклор, классическая литература, философия гностицизма, религии, восточные учения йоги, алхимия, социология и т. д. Его идеи находили отклик у таких известных писателей, как Т. Манн и Г. Гессе. Среди его учеников — И. Якоби, М, — Л. фон Франц, М. Фордхэм и др. Из работ психологов, занимавшихся литературоведческой практикой, особенно хочется отметить исследования Л. С. Выготского, М.- Л. фон Франц, Д. Шарпа, К.Наранхо.

Не только писатели и психологи развивали и использовали идеи архе-типического бессознательного, но и теоретики искусства и литературы, в частности, Н. Фрай, Дж. Кэмпбелл, М. Бодкин, Е. М. Мелетинский и др. Теория архетипического инициировала активную деятельность по исследованию психологии искусства и тех закономерностей, которые участвуют в творческом процессе создания образов, а также способствовала дальнейшему развитию интерпретации литературных произведений с позиций психологии.

Л.С. Выготский говорил о необходимости специальных психологических исследований для того, чтобы понять механизм психического воздействия художественного произведения на читателя. Сознание автора или сознание коллектива в момент творческой деятельности представлялось ему функционирующим по общему принципу: «Мы имеем все основания утверждать, что с психологической точки зрения нет принципиальной разницы между процессами народного и личного творчества"3. Сейчас можно сказать, что и творчество автора и творчество коллектива объединяются, во многом, архе-типической частью психики, активизирующей символопорождающую деятельность человека. Но безусловно, что результат этой деятельности зависит от множества факторов, наукой до конца не определенных. Важно, что уже тогда ученый выделял коллективную психологию, в отличие от индивидуальной, которую также необходимо изучать. Соотношение коллективного и индивидуального, социального и природного начал в психике человека, реализующееся в произведении искусства, требует тщательного рассмотрения. Аналитическая интерпретация с позиций теории архетипов способна внести некоторую ясность в изучение этого вопроса, поскольку сосредотачиваясь на универсальной части психики, она контрастней выделяет индивидуальное и социально-типическое героя художественного произведения.

Карл Юнг неоднократно подчеркивал сложность человеческой психики, её динамический характер и постоянное становление — ив этом тоже заключена привлекательность и плодотворность его теории для других гуманитарных наук. Исследование архетипической структуры художественного произведения — это только один из многочисленных аспектов в системном подходе к проблеме комплексного изучения литературных произведений. Поэтому наряду с психологическим аспектом аналитическая интерпретация инициирует и социально-философский, и историческими этический аспекты литературы, что естественно.

Американская школа мифокритики использовала идеи Юнга в изучении художественной литературы. Н. Фрай, разрабатывавший теорию мифа, повторяет вслед за Юнгом, что «первобытные формулы», т. е. «архетипы», постоянно встречаются в произведениях классиков, и более того, ((существует общая тенденция к воспроизведению этих формул"4. Психологи аналитической школы также исследовали природу символики образных систем сновидений и произведений искусства5. Таким образом, интерпретация литературы в аспекте архетипического становится в один ряд с исследованиями формально-содержательных аспектов художественного текста.

Важно, что К. Юнг никогда не считал свой подход в интерпретации художественных произведений исчерпывающим. Наоборот, он всячески подчёркивал ограниченность какого бы то ни было анализирования с точки зрения психологии произведений искусства, имеющих собственно-эстетическую функцию. Он говорит о необходимости смещения акцента с изучения особенностей личностной психологии автора на анализ воплощённых в специфических формах искусства образах, т.к. именно это приближает нас к пониманию смысла и назначения искусства. Следовательно, одной из задач аналитической работы, в том числе и данной, становится осознание тех бессознательных содержаний, которые участвуют в конструировании образов и образных систем литературного произведения. Также представляется интересным охарактеризовать проявления архетипического в художественных произведениях классической литературы разных исторических эпох.

Аналитическая интерпретация литературных произведений с позиций психологии в большей степени осуществлялась психологами, нежели литературоведами. К числу таких работ принадлежат — статья К. Юнга о романе Дж. Джойса «Улисс», наблюдения К. Наранхо о произведениях Данте и Гете. Дж. Хиллман рассуждает о проблемах сюжетосложения и жанра и т. д. Работы юнгианцев позволяют по-новому осмыслить классические произведения мировой литературы. Универсальное «архетипическое ядро», репрезентирующееся в образной системе, позволяет сблизить художественные произведения разных эпох, стилей, жанров, что может представлять интерес для построения более полной, учитывающей многообразие подходов, теории литературы.

О необходимости сближения разных гуманитарных наук во имя построения объемного гуманитарного знания говорят ученые-филологи, отмечая при этом: «Наиболее значительным результатом альянса психологин и литературоведения нам представляется ответвление аналитической психологии К. Юнга в соединении с „мифологической критикой“. Архетипный мифологический подход как результат междисциплинарного синтеза сулит немалые возможности как в сравнительном изучении литератур, так и в истоб рико-литературном подходе» .

С.С, Аверинцев полагал возможным изучение архаических закономерностей психического, являющих себя в искусстве и лежащих в основе художественных структур, систематизация которых может быть осуществлена с позиций как философской феноменологии и структурализма, так и с позиций психологического анализа. Поскольку аналитическая психология К. Юнга в большей степени, чем фрейдистская, учитывает сложность человеческой психики, постольку и применение ее в литературоведении может быть более продуктивным. Отсюда, пишет С. С. Аверинцев, интерес к теории архетипов Карла Юнга: «.архаические ходы мифомышления активно работают в заново творимой образной структуре на выявление простейших элементов человеческого существования и придают целому глубину и перспективу"7 .

Сама задача понимания скрытого смысла художественного текста, перевод значений бессознательных содержаний, реализующих себя в образной форме, на язык понятий, логики и анализа — все это сближает позиции аналитической психологии и теории литературы. В современном мире, когда дифференционные процессы в нашем обществе стремительно нарастают, очень важно еще раз подчеркнуть общность всех людей в их психическом становлении и бытии.

Основной задачей диссертации является теоретическое осмысление и апробация в практике аналитической интерпретации идей и наблюдений К. Юнга, имеющих отношение к теории архетипов коллективного бессознательного. Необходимо продемонстрировать, как в конкретном литературном произведении, понимаемом как единая художественная система, проявляет себя «архетипическое ядро». Чрезвычайно важно исследование системы персонажей и тех ситуаций, в которых они изображены, с тем, чтобы показать, что аналитическая интерпретация может способствовать прояснению поступков и поведения героев, породить новые смыслы, скрытые в художественном тексте.

О задачах аналитической интерпретации явлений культуры с позиций психологии писал и П. Рикер: «Задача такого анализа заключается не в том, чтобы отыскать вытесненное и найти то, что его вытесняетцель его погрузиться в работу по производству смыслов, которая постоянно ведет нас от отсутствующих означенных величин к творениям рук человеческих, переводящим фантазмы в мир культуры и воссоздающих их в качестве реальности, имеющей эстетическую ценность"8. Исследование образных проявлений ар-хетипических сил и их участия в создании художественной структуры произведения — это важная задача для аналитической интерпретации, и мы понимаем, что не все возможности применения теории архетипов исчерпаны в данной работе.

Также одной из задач исследования было уточнение понятий «архетип» и «архетипический образ», характеристика этих терминов в том значении, которое придавал ему К. Юнг и его последователи. В связи с этим дан обзор работ по данной проблематике. Важной также представлялась задача сближения аналитического подхода в психологии и теории литературы. Отсюда краткая характеристика герменевтической деятельности некоторых ученых-психологов, представляющих юнгианскую школу, с позиций филологии.

Материалом исследования стали тексты художественных произведений эпического рода разных исторических эпох и жанров: миф о Гильга-меше (древний памятник шумеро-аккадской литературы, характеризуемый как эпическая поэма), русская народная сказка о царевне-лягушке и авторские сказки Э.Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» и A.C. Пушкина «О золотом петушке», а также роман И. А. Гончарова «Обломов» и рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Избранные художественные произведения являются шедеврами мировой литературы. Они принадлежат к разным историческим эпохам, в которых господствовали различные литературные направления и стили. Тем интереснее было обнаружить в их образных системах универсальное «архетипиче-ское ядро», объединить произведения столь разных авторов в процессе исследования.

Теоретической основой диссертации являются научные разработки в области психологии и культурологии К, Юнга и известных ученых, использовавших его идеи в изучении произведений искусства, — М.-Л. фон Франц, К. Наранхо, М. Бодкин, Е. М. Мелетинского. Исследования С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, П. Рикера стимулировали работу, ориенти-" руя на строго научный и логически выстроенный подход к анализу литературного произведения, представляющего целостную художественную систему.

Метод амплификации, разработанный К. Юнгом, в сочетании с историческим и сравнительно-типологическим методами позволили провести аналитическую интерпретацию избранных литературных произведений с позиций внимательного и бережного отношения к тексту.

В работе активно использовались труды ученых российской филологической школы: H.A. Добролюбова, A.B. Дружинина, Л .Я. Гинзбург, И. М. Дьяконова, А, Карельского, A.C. Козлова, Ю. М. Лотмаиа, В. А. Недзвецкого, П. А. Николаева, Г. Н, Поспелова, В. Я. Проппа, В. Е. Хализева, А. Я. Эсалнек и Др.

Научная новизна диссертации обусловлена возможностью сближения позиций аналитической психологии и литературоведения в герменевтической практике изучения конкретного литературного произведения в его системности и общечеловеческой значимости. При этом, если миф о Гильга-меше и сказка о царевне-лягушке уже рассматривались с позиций теории архетипов, то сказки Э.Т. А. Гофмана и A.C. Пушкина, а также роман И. А. Гончарова и рассказ И. А. Бунина исследуются впервые в этом аспекте.

Научно-практическое значение диссертации связано с использованием ее выводов в практике литературоведения и в общетеоретической разработке комплексного подхода к изучению литературных произведений.

Результаты работы могут быть использованы в преподавательской деятельности как психологов, так и литературоведов. Они также могут иметь значение для изучения и более полного определения жанровой специфики художественных произведений.

Структура работы обусловлена тем, что аналитическая интерпретация с позиций теории архетипов предполагает знание основного круга работ К, Юнга и теоретической литературы по данной проблематике. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Первая глава представляет обзор работ по данной проблематике. Следующие четыре главы представляют собой интерпретации мифа, сказок, романа и рассказа. В заключении обобщены результаты проделанной работы.

1 Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987. С. 18.

2 Живая мысль. К 100-летиюсо дня рождения ПН. Поспелова. М., 1999.

3 Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987. С. 19.

4 Современное зарубежное литературоведение. М., 1996. С. 247.

5 Analytical psychology. London, 1980.

6 Карташева И. В., Емельянова Т. П., Семенов JI.E. Историческая психология и литературоведение: возможности и перспективы взаимодействия,/ Художественная литература в социокультурном контексте. Поспеловские чтения. МЛ997.С.169.

7 Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии. // Вопросы литературы. М., 1970, № 3. С. 117.

8 Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.С.187.

Заключение

.

Карл Юнг никогда не считал свой метод интерпретации художественных произведений исчерпывающим. Наоборот, он всячески подчёркивал ограниченность какого бы то ни было анализирования с точки зрения психологии для произведений искусства, имеющих собственно-эстетическую функцию. Критикуя психоаналитический подход З. Фрейда, упрекая его в отсутствии хорошего вкуса и такта, в развенчании божественного ареола художника-творца и низведения его творческого процесса до обычного невроза, Юнг тем не менее не отрицает совсем использование психологического анализа в отношении произведений искусства, он просто говорит о необходимости смещения акцента с изучения особенностей личностной психологии автора на анализ образов и образных систем.

Первообразы" или архетипы и являются теми объединяющими началами в психике людей, которые способствуют восприятию искусства независимо от социокультурных различий: «Подробнее исследовав эти образы, мы обнаружим, что в известном смысле они являются сформулированным итогом огромного типического опыта бесчисленного ряда предков."1. Таким образом, одной из задач аналитического исследования становится осознание тех бессознательных содержаний, которые участвуют в конструировании художественных образов.

Для литературоведения аналитическая интерпретация может быть полезна, во-первых, в качестве способа «архетипизации» образов с целью выявления их общности, во-вторых, как герменвтическая практика по созданию «новых смыслов», в-третьих, как средство познания взаимовлияния систем «Реальность — Автор — Образ». Обнаружение «архетипического ядра» может служить контрастным фоном, на котором отчетливее проявятся те индивидуальные и эстетико-философские особенности произведений искусства, которые и делают результат творческого процесса писателя классическим или ценным независимо от времени и социального контекста.

Во многом бессознательно, но следуя именно за стихией жизненного материала творец в произведении пытается осознать те проблемы, которые возникают на пути становления человеческой личности. И интерпретация с позиций теории архетипов способна прояснить сущность этих проблем, тем самым еще раз подтверждая статус литературы и искусства как форм познания жизни. Это актуально в исследовании жанровой специфики, например, романа. Так, А. Я. Эсалнек отмечает: «Опыт подсказывает, что свойственный роману тип проблематики и соответствующая ему организация содержательного материала складывается под воздействием проблемы, — которую Г. Н. Поспелов формулирует как проблему «развития или становления личности в столкновении с нравственными нормами и бытовыми случайностями социальной среды"2. Психология может оказать литературоведению посильную помощь в изучении данного аспекта. Например, в исследовании феномена художественности литературных произведений В. И. Тюпа использовал работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, Д. Н. Узнадзе и др3.

Стоит повторить, что для мифа и традиционной волшебной сказки характерно давать идеализированный вариант человеческой судьбы, тогда как для авторских произведений, которые были нами рассмотрены, это не так. В авторской литературе внутренний мир человека усложняется. Архетипическая интерпретация демонстрирует проблематичность завершения процесса индивидуации или становление личностного потенциала.

Важным наблюдением представляется также то, что герои рассматриваемых произведений сталкиваются с негативным (разрушающим) аспектом архетипов, в частности, негативного Духа, что приводит к мысли о неизбежности оппозиции личности и социума на определенном этапе развития. Таким образом, конфликт личности и общества (исследованный на материале сказки Гофмана, романа И.А. Гончарова) можно рассматривать как архетипический.

По сравнению с мифом и народной волшебной сказкой в рассмотренных авторских произведениях такое свойство архетипов, как амбивалентность или оппозиционность, находит отражение в большей степени и более детально. Расширяется количество архетипических образов, представляющих тот или иной архетип.

Аналитическая работа, которая была проведена диссертантом в отношении эпической поэмы, волшебной сказки, авторской сказки, романа и рассказа, подчеркивает еще раз классический статус этих произведений, их непреходящее воздействие на душу читателя и исследователя.

Влияя на творческий процесс, бессознательное автора как бы диктует свои закономерности в конструировании образной системы произведения. Но это не умаляет работы авторского сознания, которое также участвует в творческом процессе. Интерпретация с позиций юнгианской психологии способна прояснить участие бессознательного в создании художественных текстов или «процесс социализации бессознательного» (по Выготскому), соотнести то вечное, что есть в литературных образах с тем конкретно-историческим, что в них присутствует, еще раз подчеркнуть традиционный и новаторский характер литературных шедевров Э.Т. А. Гофмана, A.C. Пушкина, И. А. Гончарова, И. А. Бунина.

1 К. Юнг «Архетип и символ» М.1994,с.283.

2 Эсалнек АЛ. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985. С. 67.

3 Тюпа В. И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П. Русская народная сказка.— М., 1984.— 176 с.
  2. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. — М., 1969.— 776 с.
  3. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.З.— М., 1971.— 760 с.
  4. Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994.— 352 с.
  5. А. Сочинения. В 2-х т. Т.2. — М., 1990.— 494 с.
  6. Р. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и рассказы А. П. Чехова. / Чехов и Германия. Сб. статей. Ред. В. Б. Катаев, Ф. Крюге — М., 1996. С 155−165.
  7. П.Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. — М.1994.— 173 с.
  8. М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. —423 с.
  9. А. Смех. — М., 1992—137 с.
  10. II.Я. Романтизм в Германии. — М., 1975.—565 с.
  11. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб., 1992. — 400 с.
  12. А. О романтизме./ Блок А. Избранное. — М., 1995.—511 с.
  13. Богатырев Вопросы теории народного искусства.—М., 1971.—544 с.
  14. П.Г. Очерки по поэтике A.C. Пушкина. — Берлин, 1923.— 137 с.
  15. И.А. Собрание соч. в четырех томах. М., 1988. Т.4.
  16. В мире Э.Т. А. Гофмана. Сб. статей. Гл. ред. В. И. Грешных. Вып. 1 — Калининград, 1994.— 222 с.
  17. А.Я. О некоторых особенностях российской ментальное&trade- и их проявлениях в семейной терапии. /Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. № 3.— С. 57−64.
  18. Н.М. Русская народная сказка. — М., 1975.—135 с.
  19. А.Н. Историческая поэтика.— М., 1940.— 648 с.
  20. A.A. Проза Ивана Бунина. — М., 1969.— 189 с.
  21. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. — М., 1989, — 250 с.
  22. В. Фрейдизм. / З. Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1984.—С.269−346.
  23. В.Н. .М. Бахтин). Фрейдизм. — М., 1993. — 119 с.
  24. JI.C. Психология искусства. М., 1987. — 344 с.
  25. Л.С. Собр.соч. — М., 1984. Т.4. — 432 с.
  26. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1993. — 224 с.
  27. Э. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного.— М., 1873. —361 с.
  28. Г. В. Ф. Эстетика. Т.З.— М.1969. — 621 с.
  29. Л.Я. О психологической прозе. — Л., 1977.—
  30. Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.— 336с.
  31. И.А. Обыкновенная история. Обломов. — М., 1997. — 496с.
  32. Гофман Э.Т. А. Жизнь и творчество. — М., 1987.— 462 с.
  33. Гофман Э.Т. А. Золотой горшок. Крошка Цахес по прозвищу Цинно-бер.— СПб., 1996.— 298 с.
  34. Гофман Э.Т. А. Собрание сочинений в шести томах.Т.3 — М., 1996, — 557 с.
  35. Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992. — 624 с.
  36. В.И. В мире немецкого романтизма. — Калининград, 1995. —88 с.
  37. В.И. Ранний романтизм: фрагментарный стиль мышления. — Л., 1991 —140 с.
  38. Е.П. Образно-символическая природа ренессансного сознания, — СПб., 1995. — 137с.
  39. В.Е. Эстетика фольклора. — Л., 1967.— 319 с.
  40. В.Д. Идеи, страсти, поступки. — М., 1978. — 382 с.
  41. H.A. Избранное. — М&bdquo- 1986. — 432 с.
  42. A.B. Прекрасное и вечное. — М., 1998.— 541 с.
  43. И.М. Архаические мифы Востока и Запада.— М., 1987.— 382 с.
  44. И.М. Люди и города Ура. — М., 1990.— 427 с.
  45. Живая мысль. К 100-летию со дня рождения Г. Н. Поспелова.— М, 1999. — 347 с.
  46. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. Сб. статей. — М.&bdquo- 1994. — 384 с.
  47. И.А. Гончаров в русской критике. Сб. статей — М., 1958.— 413с.
  48. История русского романа. В 2-х т. Ред. коллегия: A.C. Бушмин и др. Т.1— М.-Л., 1962. —637с.
  49. А. Комментарии./ Гофман Э.Т. А. Собр.соч.: в 6 т. — М., 1996.Т.З, —557 с.
  50. А. От героя к человеку. — М., 1990. — 275с.
  51. К., Юнг К. Введение в сущность мифологии./ Юнг К. Душа имиф,—Киев, 1996. — С.11−210.
  52. В.О. Сочинения в девяти томах. Т.8 — М., 1990. — 443с.
  53. Колобаева J1.A. «Чистый понедельник» Ивана Бунина.// Русская сло-весность,№ 3, 1998.
  54. Краткая философская энциклопедия.— М., 1994.
  55. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1989, — 602 с.
  56. В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М., 1990, —397 с.
  57. Личное и сверхличное или коллективное бессознательное./ Юнг К. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996. С. 121 132.
  58. А.Ф. Философия. Мифология. Культура.— М., 1991.
  59. Ю.М. Пушкин. СПб., 1995 — 847с.
  60. Д. Е. О мифопоэтичесоком начале в лирике А.Блока. / Русские поэты начала века. — Л., 1986.— 404 с.
  61. Д. Е. Поэзия и проза А.Блока. —Л., 1981. — 552 с.
  62. Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. Сб. статей. —Львов, 1998.— 512с.
  63. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М., 1986. — 318 с.
  64. Е.М. Герой волшебной сказки. — М., 1958. — 264 с.
  65. Е.М. Поэтика мифа. — М., 1978 — 407 с.
  66. В.И. Этический идеал И.А. Гончарова. — Киев, 1991. — 148 с.
  67. А. Система и личность. — М. 1996.— 128 с.
  68. Мифологии древнего мира. Сб. статей. Ред. Якобсона .Сб. статей. — М., 1977 — 455 с.
  69. Мифологический словарь. — М., 1990. — 672 с.
  70. Мифология древнего мира.— М., 1997. — 567 с.
  71. Мифы народов мира. Гл. ред. Энциклопедия. С. А. Токарев. Т.1.— М.- 1991.—671 с.
  72. Мифы народов мира. Энциклопедия. Гл. Ред. С. А. Токарев. Т.2.— М., 1991.—719 с.
  73. А.В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. — М&bdquo- 1989. — 230 с.
  74. О.Н. Строгий талант. М., 1976.
  75. К. Песни просвещения. — СПб., 1997. — 266 с.
  76. В.А. Гончаров — романист и художник. — М., 1992.— 173 с.
  77. В. А. Романы И.А. Гончарова. — М., 1996.— 97 с.
  78. В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века: Становление и жанровая эволюция. — М., 1997. — 262 с.
  79. И. Достоевский. / З. Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1984. — С.52−90.
  80. Д. Символизм в искусстве. М., 1997. — 272 с.
  81. Овчаренко В. И, Психоаналитический глоссарий. —Минск, 1994. —307 с.
  82. Платон. Диалоги.— М., 1997. — 256 с.
  83. Г. Н. Что же такое романтизм?/ Проблемы романтизма. Вып. 1 — М., 1967. — 302 с.
  84. Проблемы психологии личности. — М., 1982. — 245 с.
  85. Проблемы романтизма. — М.} 1967.— 302 с.
  86. В. Я. Фольклор и действительность. — Л., 1976. — 325 с.
  87. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М.} 1998.— 368 с.
  88. В.Я. Русский героический эпос. — Л., 1955. — 551 с.
  89. A.C. Сочинения в трех томах. Т. 1. — М., 1985. — 735 с.
  90. О. Миф о рождении героя. — СПб., 1998. —115 с.
  91. Ранние формы искусства. — М., 1972. — 479 с.
  92. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. — СПб., 1994. — 320 с.
  93. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. —СПб., 1997.— 712 с.
  94. П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
  95. И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Сб.статей. — Л., 1991.— 300 с.
  96. И. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. — М., 1994 — 286 с.
  97. Э. Юнг и постъюнгианцы. — М, 1997.— 417 с.
  98. Специфика фольклорных жанров.— М., 1973.— 304 с.
  99. В.Н. Миф. Ртуал. Символ. М., 1995 — 621 с.
  100. С. Микропсихоанализ. — М., 1995, — 351 с.
  101. И.Г. Сочинения. Работы 1792- 1801гг. — М., 1995.— 654 с.
  102. Франц M.-JI. Психология сказки. — СПб., 1998 — 360 с.
  103. А. Введение в технику детского психоанализа. — М.&bdquo- 1991.— 92 с.
  104. Фрейд 3. Введение в психоанализ.— М., 1994.— 287 с.
  105. Фрейд 3. Два фрагмента об Эдипе. — Минск, 1994.— 104 с.
  106. Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М., 1995.— 400 с.
  107. О.М. Поэтика сюжета и жанра. — М., 1997. — 448 с.
  108. Дж. Исцеляющий вымысел. — СПб., 1997. — 181 с.
  109. В. Человек и агрессия — М., 1975. — 132 с.
  110. К. Новые пути в психоанализе. — М., 1997.— 416 с.
  111. К. Собр.соч. в 3-х тг. Т. 1. — М., 1996 — 391 с.
  112. Хрестоматия по глубинной психологии. — М., 1996.— 248 с.
  113. В.И. Романтизм как тип художественного мышления. — Уфа, 1985.—80 с.
  114. Художественный мир Э.Т. А. Гофмана. — М, 1982. — 296 с.
  115. А.Г. Гончаров.1812−1891. — М., 1950 — 492 с.
  116. Человек и его символы. — СПб., 1996. — 380 с. 147. Чернец J1.B. Как слово наше отзовется. — М., 1995. — 239 с.
  117. Чехов и Германия. Сб. статей. / Под ред. проф. В. Б. Катаева, проф. Р. Д. Крюге. — М., 1996. — 286 с.
  118. Д. Незримый ворон. — Воронеж, 1996. — 134 с.
  119. Ф. Философия искусства. — М., 1966.— 496 с.
  120. Эко У. Заметки на полях «Имени розы», /Эко У. Имя розы. СПб., 1997, — 685с.
  121. М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. — СПб.1998, — 249 с.
  122. М. Священное и мирское, — М., 1994. — 143 с.
  123. Д.Б. Психология игры. — М., 1999, — 358 с.
  124. Эпос о Гильгамеше. — M.-J1., 1961.— 214 с.
  125. Э. Детство и общество.— М, 1998. —589 с. 157. Эсалнек А. Я. Архетип. / Русская словесность.№ 3, 1997.
  126. А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.
  127. А.Я. Типология романа. — М., 1991.— 156 с.
  128. Юнг К. Душа и миф. — Киев, 1996.— 384 с.
  129. Юнг К. Психологический аспект архетипа матери. / Юнг К. Структура психики и процесс индивидуации.— М., 1996.— С.30−50.
  130. Юнг К. Алхимия снов. — СПб., 1997. — 351 с.
  131. Юнг К. Аналитическая психология: ее теория и практика.— М., 1998, — 295 с.
  132. Юнг К. Архетип и символ. — М., 1991. — 297 с.
  133. Юнг К. Архетипы коллективного бессознательного. / Юнг К. Структура психики и процесс индивидуации. — М, 1996. — С.139−154.
  134. Юнг К. Дух и жизнь. — М., 1996. — 551 с.
  135. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб., 1994.— 416 с.
  136. Юнг К. Об архетипе и в особенности о понятии Анима./ Юнг К. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996.— С. 17−29.
  137. Юнг К. Психологические типы. — СПб., 1995. — 716 с.
  138. Юнг К. Психология бессознательного. — М., 1996. — 317 с.
  139. Юнг К. Психология и алхимия. — М. 1997. — 587 с.
  140. Юнг К. Психология образа трикстера. / Юнг К. Душа и миф. — Киев, 1996. — С.338−356.
  141. Юнг К. Сознание, бессознательное и индивидуация. / Юнг К. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996. — С. 197−206.
  142. Юнг К. Сознательное и бессознательное.— М, 1997. — 536 с.
  143. Юнг К. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996. — 269 с.
  144. Юнг К. Феноменология духа в сказках. / Юнг К. Душа и миф. — Киев, 1996. — С.288 337.
  145. Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство.— М., 1996.— 304 с.
  146. И. Психологическое учение К.Юнга. / Юнг К. Дух и жизнь. — М., 1996.
  147. А. Символизм в визуальном искусстве. / Человек и его символы. — СПб., 1996. — С.234−240.
  148. Analytical psychology. — London, 1980. — 279 p.
  149. Bodkin M. Archetypal patterns in poetry. — London, 1963. — 325 p.
Заполнить форму текущей работой