Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Романтическое движение в русской литературе XVIII — начала XIX вв.: творчество в «народном духе»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1900 году вышла в свет книга И. И. Замотина «Ранние романтические веяния», одна из глав которой посвящена интересующему нас вопросу. Поставив перед собой цель выявить «следы романтических веяний <.> у корифеев русской литературы конца XVIII и начала XIX столетия и даже у представителей псевдоклассицизма, чтобы тем убедительнее были доказательства существования новаго литературнаго направления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Истоки и источники творчества в «народном духе»
  • Глава 2. Произведения русской литературы XVIII — начала XIX вв., созданные в «народном духе»
    • 1. Загадки
    • 2. Песни
    • 3. Сказки
    • 4. Драматические произведения
    • 5. Поэмы
  • Глава 3. Творчество в «народном духе» и литературные движения XVIII начала XIX вв

Романтическое движение в русской литературе XVIII — начала XIX вв.: творчество в «народном духе» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О романтизме написано множество монографий, коллективных трудов и журнальных статей, авторы которых, пытаясь определить сущность этого литературного движения, давали его определения с самых различных точек зрения1, но до сих пор среди исследователей не существует единого мнения даже о хронологических рамках романтизма, временем господства которого называют то 1790 — 1830-е гг., то 1810 — 1840-е гг., то 1825 — рубеж XIX — XX веков.

Определение временных границ романтического движения на прямую зависит от понимания сущности явления, которое определяется понятием «романтизм», от того значения, которое вкладывается в него исследователем. В отечественном литературоведении первой половины XX в. существовало множество ответов на вопрос о том, что же такое романтизм? Одни полагали, что в основе романтизма заложена идея личности (Г.А. Гуковский, Н.В. Фридман) — другие видели сущность романтизма «в субъективных мечтаниях, расходящихся с объективной действительностью» (А.Г. Цейтлин)3, третьи предлагали выделять несколько романтических течений, высказывая мысль о идейно-художественной дифференциации романтизма (Б.С. Мейлах)4. Последующее поколение исследователей также не смогло выработать единую точку зрения по вопросу о сущности романтизма.

Жаркие споры о романтизме, разгоревшиеся на страницах литературоведческих журналов в 70 — 80-х гг. XX в., способствовали отказу от долгое время остававшегося общепринятым мнения о том, что возникновение этого течения связано с событиями французской революции и социально-политической обстановкой в стране. Хотя при этом большинство литературоведов5 все же продолжало настаивать, что романтическое движение возникло в Европе в 90-х гг. XVIII в., а в России романтизм зародился под влиянием западных литератур в 1810-х гг., отмечая, что русская литература уже была готова к его восприятию.

Среди литературоведов в 80 — 90-х гг. XX в. становится очень популярно мнение о том, что в истории литературы был некий переходный доромантический период, о существовании которого писали еще исследователи начала века. Тогда же этот период получил название «предромантизм». Отличительными чертами предромантизма были названы «верность просветительским идеалам XVIII века, некий рационалистический уклон, во-первых, и борьба за национальную самобытность литературы, во-вторых"6, а также «новый характер изображения интимно-психологического мира человека», «новое решение проблемы личности» .

Началом предромантического периода было принято считать последнюю треть XVIII века. Это время характеризуется всплеском интереса к отечественной истории, ко всему национальному — искусству, верованиям. Увлечение «народностью» способствовало собиранию фольклорных произведений: сказок, песен, пословиц, которые в большом количестве появляются на страницах журналов. Народная устно-поэтическая словесность постепенно становится основным источником вдохновения, из которого писатели черпают материал для своих произведений. Литературной обработке подвергаются народные сказки, песни, загадки и даже пословицы. Постепенно в русскую литературу проникают фольклорные жанры, мотивы, образыначинается освоение национального художественного опыта. Все это, считали сторонники «предромантизма», и подготовило почву для возникновения романтизма, одной из черт которого было стремление к самобытности и народности.

Однако, с введением в обиход понятия «предромантизм» в литературоведении появились новые вопросы: чем конкретно отличается предромантизм от романтизма и сентиментализма? И где граница между этими течениями? Как и почему происходит их смена? Мнения исследователей по этим вопросам снова расходятся. Одни отождествляли предромантизм с сентиментализмом, выделяя общее сентиментально-предромантическое направление (Г.А. Гуковский, Д. Д. Благой, В.И. о.

Федоров) — другие считали, что предромантизм, пришедшей на смену классицизму, развивался параллельно с сентиментализмом и был начальной стадией романтического направления (Г.Н. Поспелов, А.И. Разживин)9- третьи отмечали, что никакого предромантизма не было, а его «основные признаки» следует соотносить с сентиментализмом (Н.Д Кочеткова, Ф.Я. Прийма)10. Мнение о существовании предромантического периода бытует и по сей день11, несмотря на то, что некоторые ученые12 уже неоднократно высказывали мысль о необоснованности выделения такого промежуточного периода в литературном процессе конца XVIII в., ссылаясь при этом на теоретические работы самих романтиков.

И действительно, ни А. А. Бестужев — Марлинский, ни В. К. Кюхельбекер, ни Н. А. Полевой, ни другие теоретики романтизма не выделяли никаких переходных периодов, отмечая, что на смену классицизму с его поэтикой подражания приходит романтизм, движущей силой которого является «мысль о создании самобытных, народных литератур почти повсюду и об отыскании для того национальных элементов"13. При этом «пособиями» для творчества, источниками вдохновения должны служить фольклорные произведения. «Вера праотцев, — пишет В. К. Кюхельбекер, — нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные — лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности"14. Обращение писателей к собственной древности, обработка фольклора, творчество в «народном духе» — все это уже свидетельствует о начале собственно романтического движения в русской литературе.

Взаимовлияние литературы и народного творчества неоднократно становилось предметом изучения отечественных литературоведов и фольклористов. Особо следует отметить обобщающие работы А. Н. Соколова и А. И. Разживина о предромантической поэме15, И. Н Розанова и. A.M. Новиковой о «русской» песне16, Т. Г. Леоновой, И. П. Лупановой и O.K. Герлован о сказках17, монографии М. К. Азадовского и С.Ф. Елеонского18, коллективную монографию «Русская литература и фольклор"19. Однако, отмечая существование в конце XVIII — начале XIX вв. произведений в «народном духе», историки литературы не рассматривали их комплексно, сосредотачивая свое внимание либо на описании фольклорных мотивов в творчестве отдельных авторов, либо на влиянии фольклора на определенный литературный жанр. Вследствие чего огромный пласт литературы в «народном духе» до сих пор остается неизученным, не выявлены и основные признаки, по которым следует выделять произведения в «народном духе». Единственное, что отмечалось исследователями — многие песни и поэмы конца XVIIIначала XIX вв. написаны так называемым «русским размером», ритмическая характеристика которого, основанная на изучении распределения ударений по слогам, была дана В. А. Западовым. Исследователем сформулированы такие «основные признаки правильных «русских размеров»: 1) они основаны на ударном, тоническом принципе, который подразумевает, что определенные слоги в произведении или его части стремятся к 100% ударности <.>- 2) для них характерно отсутствие рифмы — «белый стих" — 3) клаузула чаще всего дактилическая, реже женская, иногда мужская- 4) <.> внутри стиха характерны «стыки ударений», разрушающие иллюзию ритмической инерции силлаботонических размеров <.>"21. Данной характеристикой мы и будем руководствоваться в настоящей работе при анализе стихотворных произведений.

Лишь однажды, в самом начале XX века, в отечественном литературоведении поднимался вопрос о взаимосвязи творчества в «народном духе» и романтического движения.

В 1900 году вышла в свет книга И. И. Замотина «Ранние романтические веяния», одна из глав которой посвящена интересующему нас вопросу. Поставив перед собой цель выявить «следы романтических веяний <.> у корифеев русской литературы конца XVIII и начала XIX столетия и даже у представителей псевдоклассицизма, чтобы тем убедительнее были доказательства существования новаго литературнаго направления даже в эпоху процветания старых литературных форм», автор обращается к обзору произведений с «элементами народной поэзии». Среди «корифеев», произведения которых и рассматривает И. И. Замотин в своей работе, были: Екатерина II, Г. Р. Державин, И. Ф. Богданович, М. М. Херасков, Н. М. Карамзин, упоминаются Н. А. Львов, И. И. Дмитриев. Сгруппировав произведения этих авторов по родам — лирика, драма и эпос — исследователь пытается проследить хронологию проникновения народного элемента в литературные сочинения. Отправная точка романтического движения в лирике и драме, по мнению автора, — творчество Екатерины II, драматические сочинения которой были насыщены народными песнями, а «содержание их взято из области народных преданий" — а первой попыткой освоения фольклора эпосом исследователь называет «Душеньку» Богдановича. Таким образом, получается, что в России первыми к народному творчеству как источнику вдохновения обращаются Екатерина II и И. Ф. Богданович. Трудно согласиться с такой точкой зрения. Прежде всего потому, что «народный элемент» проникает в литературу до сочинений Екатерины II. Уже А.П.

Сумароков сознательно использует при создании своих произведений фольклорные мотивы и образы, народные анекдоты.

Основные положения, высказанные в «Ранних романтических веяниях», были повторены автором и в книге «Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе» (1903). Попытку И. И. Замотина доказать существование романтического направления «в эпоху процветания старых литературных форм» в целом нельзя признать удачной. Теория, изложенная автором, не подтверждалась убедительными примерами, что было отмечено уже его современниками24. Да и количество этих примеров слишком мало. Кроме того, ограничиваясь произведениями трех жанров (песня, драма и поэма), И. И. Замотин вывел за рамки исследования огромную массу прозаических произведений «с национальным элементом», что не позволило ему создать полную картину возникновения романтизма на русской почве. Однако, следует заметить, что И. И. Замотину принадлежит, пожалуй, самое точное определение сущности романтического движения: «Отправная точка романтизма — обращение к народно-поэтической старине, конечная цель его — создание ч С национальной, самобытной поэзии». К такому представлению о романтизме наша наука обратилась вновь в конце XX века, считая его наиболее полно отражающим сущность это литературного движения26.

Актуальность настоящей диссертации обусловлена отсутствием специальных исследований по данной теме, неизученностыо национальных истоков романтического движения в нашей стране, без выявления которых картина развития отечественной литературы XVIII — начала XIX вв. остается неполной и существенно обедненной.

Это определило предмет исследования — творчество в «народном духе» русских писателей XVIII — начала XIX вв.

Цель данного исследования — раскрыть истоки романтического движения в России, которое как в Европе, так и у нас предваряется реабилитацией художественной ценности национального фольклора, средневековой словесности, начинается с освоения поэтики и жанров народной поэзии, создавая условия для творчества в «народном духе» -первой, фольклорной стадии романтического движения в отечественной литературе XVIII — XIX вв.

Цель диссертации обусловила постановку следующих задач'.

1. Определить сущность понятий «творчество в «народном духе» «и «произведение е «народном духе ««.

2. Выявить теоретические предпосылки, истоки и этапы развития в русской литературе XVIII — начала XIX вв. творчества в «народном духе» .

3. Проследить хронологию возникновения в русской литературе жанров в «народном духе «.

4. Исследовать поэтику произведений в «народном духе» .

5. Обозначить место творчества в «народном духе» в отечественном литературном процессе XVIII — начала XIX вв., характер и степень его влияния на дальнейшее развитие русской литературы.

Объектом диссертации являются произведения русской литературы, написанные в «народном духе». Хронологические рамки привлекаемого для исследования материала — от времени появления первых произведений в «народном духе» до начала 1810-х гг., когда формирование системы собственно «русских» жанров в основном было закончено, и появились работы, где начинается теоретическое обоснование правомерности и даже необходимости обращения к национальным источникам вдохновения.

Обозначенные цель и задачи исследования определили структуру duccepmaifuu, которая состоит из трех глав и заключения.

Научная новизна работы обусловлена тем, что творчество наших писателей в «народном духе» подробно не рассматривалось исследователями как часть отечественного литературного процесса XVIII — начала XIX вв. Решение задач, поставленных в настоящей работе, позволяет включить в историко-литературный процесс весь комплекс произведений в «народном духе», ранее в таком качестве практически не изучаемых ни в курсах истории русской литературы, как выходящие за рамки подлинной изящной словесности попытки писателей «подделаться под творчество народа», ни в курсах по истории отечественного фольклора как псевдофольклор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществленное нами исследование показывает, что начиная с 1760-х гг. в отечественной литературе формируется движение, основу которого составляет творчество в «народном духе», вызванное к жизни стремлением создать национальную словесность, свободную и независимою от общепризнанных в Европе литературных образцов. Первым шагом на пути становления данного литературного движения было изменение отношения к фольклору и переоценка его художественных достоинств. Обращение к народной поэзии признается более полезным для развития отечественной словесности. Так фольклор становится тем материалом, на основе художественной обработки которого русская литература последней трети XVIII века сама себя формировала именно как русскую с особым способом выражения национального характера.

Первоначально процесс освоения фольклорного материала идет по двум направлениям: 1. создания текстов с включением народнопоэтических элементов (с целью придания им национальной окраски) — 2. литературная переработка фольклорных произведений: сказок, песен, загадок и пословиц. Затем на первый план выходит создание оригинальных произведений на основе народной художественной традиции.

Активное взаимодействие между фольклором и литературой способствовало возвращению в литературу традиционно русских жанров с типичной для них стилистикой и образностью.

Загадка одной из первых привлекает внимание отечественных писателей и на протяжении всего XVIII века остается популярным жанром.

Практически одновременно появляются жанры «русская литературная песня» и «русская литературная сказка», и на протяжении многих десятилетий «борются» за место лидера. В конце 1790-х гг. «русская» песня, одерживает победу и становится ведущим жанром творчества в «народном духе». Последнее десятилетие XVIII века и начало XIX проходят под знаком всеобщего увлечения народным песенным творчеством. И. И. Дмитриев, Ю.А. Нелединский-Мелецкий, Н. А. Львов, Н. П. Николев, Г. Р. Державин, А. Ф. Мерзляков и многие другие создавали лирические произведения с учетом традиций устного народного поэтического творчества.

Подавляющее большинство песен в «народном духе» — любовные. Эта разновидность народной лирики первой привлекает внимание отечественных поэтов. Почти одновременно с ними появляются и первые исторические песни, а затем, уже в самом конце века, — другие песенные разновидности: «плясовая», «солдатская». Авторы таких песен заимствовали у народных песен их сюжеты, образы, мелодию, старались повторить целиком их стиль. Нами также был выделен особый вид песен в «народном духе» — «хвалебные». Такого рода произведения не имели аналогов в народной словесности и являлись исключительно плодом творчества отечественных поэтов.

Многие «русские» песни наших писателей пользовались успехом и в народной среде. Среди них: так называемые «нарышкинские» песни (их авторство приписывается М.Л. Нарышкиной) — «Ах, на что ж было.» и «По горам, по горам я ходила" — «Голубочек» И. И. Дмитриева, «Выду я на реченьку» Ю. А Нелединского-Мелецкого и др. Некоторые, созданные в то время песни в «народном духе», популярны до сих пор, а имена их авторов уже давно забыты: «Вечор поздно из лесочку» П.И. Кузнецовой-Горбуновой (Жемчуговой), «Я вечор в лужках гуляла» Г. А. Хованского, «Не будите меня молоду» В. Кугушева, «Среди долины ровныя» А. Ф. Мерзлякова и др.

Русская литературная сказка" того времени также представлена в нескольких разновидностях. Самую большую группу (по объему материала) составляют сказки «волшебные». Вторая по величине группа — «бытовые» (с них начиналось литературное освоение этого жанра), потом следуют «богатырские» сказки, представляющие собой переложения былин. Позже прочих сказочных разновидностей появляются сказки «о животных».

Увлечение народным творчество плодотворно сказалось и на развитии отечественной драматургии. Стремясь создать оригинальные «русские» по стилю пьесы, отечественные драматурги наполняли свои произведения национальным содержанием, взятым из современной действительности и из области народного эпоса, преданий, легенд и сказок, сознательно использовали типичные для русского народного театра сюжеты и художественные приемы. Ориентация на фольклорную поэтику особенно отчетливо проявляется в жанрах комедии и комической оперы.

В самом конце XVIII века появляются поэмы в «народном духе», вызванные к жизни желанием обновить и оживить эпический жанр литературы путем обращения к народному творчеству. В этом жанре пробуют себя Н. М. Карамзин, Н. А. Львов, А.Н. и Н. А. Радищевы, И. И. Дмитриев, М. М. Херасков, И. Ф. Богданович, В. Л. Пушкин и другие. Интерес поэтов прежде всего вызывала разработка сюжетов и мотивов, заимствованных из фольклора или построенных по его материалам. По содержанию и эстетической функции эти поэмы приближаются к сказке: в них преобладает элемент фантастическогов основе произведений сказочная схема событий, используются мотивы волшебной сказки и др. Большое внимание уделялось стилистической и метрической форме, ориентированной на фольклорную традицию. Значительно обогащали русскую эпическую поэзию, обращая ее к древней национальной традиции, и стихотворные переложения «Слова о полку Игореве», появившиеся в первое десятилетие XIX века.

Стремление к «народности», ориентация на народное устно-поэтическое творчество нашли отражение и в жанрах непосредственно не связанных с народным творчеством (посланиях, идиллиях, эклогах и др.).

В конце XVIII — начале XIX вв. литературная практика создания произведений в «народном духе» у нас подкрепляется «теорией». Фольклор и древнерусская литература становятся важнейшими, общепризнанными источниками национального начала русской литературы, источниками вдохновения, из которого писатели черпают материал для своих сочинений.

Творчество в «народном духе» как первая, фольклорная стадия отечественного романтического движения было важной составной частью литературного процесса XVIII — начала XIX вв. Обращая отечественную литературу к национальным истокам как эффективному средству сохранения самобытности, оно подготавливало почву для «золотого века» русской литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аониды, или Собрание разных новых стихотворений. М., 1796.
  2. Аполлос {Байбаков). Универсальные загадки со нравоучительными отгадками, состоящие в стихах. М., 1781.
  3. А.А. Собрание 4291 древних российских пословиц. М., 1770.
  4. B.C. Анекдоты древних пошехонцев. СПб., 1798.
  5. Я.И. Смешное сборище, или Мещанская комедия М., 1787.
  6. С.С. Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе. Николаев, 1798.
  7. И.Ф. Славяне, драма в трех действиях с хором и балетом в конце представления. СПб., 1788.
  8. И.Ф. Собрание сочинений и переводов И.Ф. Богдановича. Т. 1−3. М., 1809- 1810.
  9. ИМ. Краткое руководство к российской словесности. М., 1808. Ю. Вечеринки, или Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная. СПб., 1788. 11. Востоков А. Х. Стихотворения. М. JL, 1935.
  10. Г. Р. Сочинения. Т. I IX. СПб., 1864 — 1883. 18, Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений. JL, 1967. 9. Долгоруков М. И. Бытие сердца моего, или Стихотворения князя Ивана Михайловича Долгорукого. М., 1808.
  11. С.Г. О стихотворстве // Полезное увеселение. 1762. Май. С. 195 220- Июнь. С. 227 — 243.
  12. Друг крестьян, или Разные мнения и предложения о сельском благоучреждении- о разных полезных заведениях- о попечительности нравов- о сельских забавах и воспитании крестьян. М., 1793.
  13. II. Сочинения императрицы Екатерины И. Т. 1 2. СПб., 1849.
  14. Игрище о святках, комедия в одном действии. СПб, 1774.
  15. Карабанов П М. Стихотворения Петра Карабанова. М., 1812.
  16. Н.М. Сочинения. В 2 т. JL, 1984.
  17. Карманный песенник, или Собрание лучших светских песен. М., 1796.
  18. Кирша Данилов. Древние русские стихотворения. М., 1804.
  19. Д.М. Полное собрание русских пословиц и поговорок. СПб., 1822.
  20. В.К. Путешествие. Дневник. Статьи. JI., 1979.
  21. И. Курс российской словесности для девиц, содержащий в себе риторику, основания стихотворного искусства, историю российской словесности с биографиею писателей в оной прославившихся и славянскую мифологию сравненную с гречекскою. СПб., 1812.
  22. В.А. Загадки, служащие для невинного разделения празднаго времени. М., 1773.
  23. Ъ2.Левшин В. А. Вечерние часы, или Древние сказки славян древлянских. М., 1787.
  24. В.А. Русские сказки, содержащие Древнейшие Повествования о славных Богатырях, Сказки народные и прочие, оставшиеся чрез пересказывание в памяти Приключения. Ч. 1−10. М., 1780 1783.
  25. Лекарство от задумчивости и безсонницы, или Настоящия русския сказки. СПб., 1786.
  26. Ъ5.Львов Н. А. Избранные сочинения. СПб., 1994.
  27. ЪвЛьвов Н. А. Ямщики на подставе. Игрище невзначай. Тамбов, 1788.
  28. ЪТ.Майков В. И. Сочинения и переводы Василия Ивановича Майкова. СПб., 1867.
  29. Малая опера Цыган. М., 1788.
  30. М.А. Санктпетербургский гостиной двор. М., 1791.
  31. AQ.Мерзляков А. Ф. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. М., 1809.
  32. А.Ф. Краткое начертание теории изящной словесности. М., 1822.
  33. А.Ф. Песни и романсы. М., 1830.
  34. Народное игрище, комедия в одном действии // Кошелек. СПб., 1774. Лист 6−8.
  35. Невеста под фатою, или Мещанская свадьба. М., 1790.
  36. Н.П. Лирическое послание // Новые ежемесячные сочинения. 1791. Ч. 60. С. 5−39.
  37. Аб.Николев Н. П. Творения Н.П. Николева. Ч. 1 5. М., 1795 — 1798.
  38. И. Похождения Ивана гостиного сына, и другие повести и скаски. Ч. 1 -2. СПб., 1785- 1786.
  39. Новый российский песенник, или Собрание любовных, хороводных, пастушьих, плясовых, театральных, цыганских, Малороссийских, казацких, святочных и в настоящую войну на поражение неприятелей и на разные другие случаи сочиненных. Ч. 1 -2. СПб., 1790- 1791.
  40. Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. В 3 ч. СПб., 1821 — 1822.
  41. ЬЪ.Попов М. И. Досуги, или Собрание сочинений М. Попова. Ч. 1 2. СПб, 1772.
  42. М.И. Славенские древности, или Приключения славенских князей. Ч. 1 -3. СПб., 1770−1771.
  43. Поэты XV11I века. Т. 1 2. Л., 1972.
  44. Поэты 1790- 1810. Л., 1971.
  45. Приятное и полезное препровождение времени. М., 1795. Ч. VIII.
  46. А.Н. Полное собрание сочинений. В 3 т. М.- Л., 1938 1952.
  47. Н.А. Богатырские повести в стихах. М., 1801.
  48. И.С. Наука стихотворства. СПб., 1811.
  49. Д. Сельское утро. М., 1795.
  50. Русская басня XVIII -XIX веков. Л., 1977.
  51. Русские народные песни, собранные и изданные для пения и фортепьяно Даниилом Кашиным. Кн. 1 2. М., 1833 — 1834.
  52. Собрание русских народных песен с их голосами, положенных на музыку Иваном Прачем. СПб., 1790.
  53. Старая погудка на новый лад, или Полное собрание древних простонародных сказок. Ч. I III. М., 1795.
  54. Сто и одна загадка. М., 1790.6%.Сумароков А. П. Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе. В Ют. М., 1781 1782.
  55. М.И. Память брату, или Собрание сочинений и переводов М. Сушкова. М., 1803.
  56. Г. Н. Рассуждение о начале стихотворства // Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. СПб., 1755. Июль. С. 10 -14.
  57. Г. Н. О качествах стихотворства рассуждение // Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. СПб., 1755. Май. С. 384 -385.
  58. Я. Русская поэзия. М., 1805.
  59. В.К. Сочинения и переводы, как стихами так и прозою. Т. 1−2. СПб., 1752.
  60. В.Ф. Собрание русских простых песен с нотами. СПб., 1776−1795.
  61. П.И. Плод свободных чувствований. Ч. 1 -3. М., 1799- 1801.
  62. Н.Г. Песни и рассуждения покоющегося садовника. М., 1799.
  63. И. Колдун, ворожея и сваха. М., 1789.1. Исследования:
  64. С. Об отношении Державина к народной поэзии (К вопросу о развитии идей народности в конце XVIII начале XIX века) // Вестник образования и воспитания. Казань, 1916. № 5−6. С. 370−381.
  65. М.К. История русской фольклористики. Т. 1. М., 1958.
  66. Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929.
  67. В.П. Теория фольклора. М., 1996.
  68. Т.М. О фольклоризме русских писателей. Саратов, 2001.
  69. ИЗ. Культурно-исторические предпосылки романтизма в России. Дис.. канд. филол. наук. Нижневартовск, 1999.
  70. А.<�Болховитинов Е> Памятник Николаю Александровичу Львову // Друг просвещения. 1804. Ч. III. № 9.
  71. В.А. Русская историческая драматургия начала XIX века (1800 1815) // Ученые записки Куйбышевского государственного педагогического института. Вып. 25. Куйбышев, 1959.
  72. В.А. Русская историческая драматургия XW(-XW// 14.
  73. В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.
  74. ГаГш Р. Романтическая школа. М., 1891.
  75. O.K. Из истории развития русской прозы: «Сказка» XVIII века. Кишинэу, 2000.
  76. А.Г. Умозрительные и опытные основания словесности. Ч. 4. СПб., 1834.
  77. Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.
  78. Ъ2.Гуляев Н. А., Карташова Н. В. Введение в теорию романтизма. Тверь, 1991.
  79. ЪА.Домалевская Н. В. О романсе и «русских песнях» // Проблемы сюжета и жанра художественных произведений. Вып. 7. Алма-Ата, 1977.
  80. А. Сказки Пушкина в народном стиле. М., 1936.
  81. А2.3ападов В.А. О «русских размерах» в поэзии XVIII XIX в. // XXII Герценовские чтения. Филологические науки. Л., 1969. С. 90−93.
  82. В.А. «Русские размеры» в поэзии конца XVIII века // XVIII век. Сб. 21. СПб., 1999. С. 391 -400.
  83. Р.В. Жуковский и его время. М., 1989.
  84. Из истории русского романтизма. Сб. статей. Кемерово, 1971.
  85. Г. Н. Фольклорные мотивы в поэзии Г.Р. Державина 1800-х годов // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 7. М., 1962. С. 55 57.
  86. В.Н. Предромантизм в русской лирике. К. Н. Батюшков. Н. И. Гнедич. М., 1987.
  87. К истории русского романтизма. Сб. статей. М., 1973.
  88. В.И. Типология русского романтизма. М., 1973.
  89. ЪЪ.Лобода A.M. «Народность» в русской музыкальной драме сто лет назад // Чтения в историческом обществе Нестора летописца. Кн. 13. Киев, 1899. С. 191−221.
  90. И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX в. Петрозаводск, 1959.
  91. МаГшин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.
  92. Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
  93. Ю.Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. М., 1995.
  94. ЪЪ.Маслов С. Краткая биография Николая Петровича Николева // Сын Отечества. 1816. Ч.28.№ 12. С. 197−212.
  95. На путях к романтизму. Сб. статей. Л., 1984.
  96. И.Г. Общие черты европейского романтизма и своеобразие его национальных путей // Европейский романтизм. М., 1973. С. 7 — 50.
  97. A.M. Русская поэзия XVIII первой половины XIX века и народная песня. М., 1982.
  98. Проблемы романтизма. Сб. статей. М., 1967.
  99. Проблемы романтизма. Сб. статей. М., 1971.
  100. В.Я. Русская сказка. М., 2000.
  101. Разэ/сивин А. Н. Поиски национальной основы в поэмах конца XVIII -началаXIX века. Дис.. канд. филол. наук. М., 1985.
  102. Разэ/сивин А.Н. «Чародейство красных вымыслов»: Эстетика русской предромантической поэмы. Киров, 2001
  103. И.Н. Русские песни XIX века. Дис.. доктора филол. наук. М., 1944.
  104. Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. Сб. статей. Тверь, 1992.
  105. Романтизм: грани и судьбы. Сб. статей. Тверь, 1998.
  106. Романтизм: открытия и традиции. Сб. статей. Калинин, 1988.
  107. Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века. М., 1994.
  108. Русский романтизм. Сб. статей. Л., 1978.
  109. С.В. Русская народная сказка: история собирания и изучения. Киев, 1914.
  110. В.И. Страницы русского романтизма. М., 1988.
  111. В.В. Очерки из истории русского романа. Т. 1. СПб., 1910.
  112. А.Н. Очерки по истории русской поэмы XIII и первой половины XIX века. М., 1955.
  113. Специфика фольклорных жанров. М., 1973.
  114. H.JI. Мастерство Крылова баснописца. М., 1956.
  115. С. Влияние Шекспира на русскую драму. Историко-критический этюд. М., 1887.
  116. В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20 30-х годов XIX в. М., 1985.
  117. B.C. Эпоха романтизма в России. М., 1981.
  118. В.Г. Жанры русской поэзии первой половины XIX века и фольклор. Калинин, 1980.
  119. Т.Д. Романтизм в Германии и России. Екатеринбург, 2001.
  120. Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М., 1970.
  121. Behler Е. Zum Begriff der europaischen Romantik // Europaische Romantik. 1973. S. 12−43.
  122. Grasshoff H. Zur Rolle des Sentimentalismus in der historischen Entwicklung der russischen und westeuropaischen Literatur // Zeitschrift fur Slavistik. Berlin, 1963. Bd. 8.H.4. S. 558 570.
  123. Hoffmeister G. Deutsche und europaische Romantik. Stuttgart, 1990.
  124. Krejci К. Zur Entwicklung der Praromantik in europaischen Nationalliteraturen des 18 und 19 Jahrhunderts // Aktuelle Problemc der vergleichenden Literaturforschung. Berlin, 1968. S. 230−239.
  125. Zelinsky B. Russische Romantik. Koln- Wien, 1975.
  126. Strich F. Die Romantik als europaische Bewegung I I Begriffsbestimmung der Romantik. Darmstadt, 1968.
Заполнить форму текущей работой