Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оставляя в стороне бесспорно важную роль всей системы духовного воспитания в обществе, обратим внимание на то, что неоспоримая роль поэтического слова в формировании духовного мира и убеждений человека становится в условиях войны особенно очевидной. Подчиняясь мобилизующей тенденции, художественное творчество также отказывается от всего второстепенного и концентрирует свое внимание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Кабардинская поэзия в контексте национальной литературы периода Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.)
  • Глава II. Осмысление нарвственно-философских проблем военного времени в творчестве поэтов-фронтовиков
    • 2. 1. Начальный этап войны: социальная функция и поэтическое искусство (1941−1942 гг.)
    • 2. 2. Этап глубинного осмысления этических и нравственно-философских проблем (1942−1945 гг.)
    • 2. 3. Тема войны в творчестве поэтов-фронтовиков послевоенных десятилетий
  • Глава III. Нравственно-философские проблемы в поэзии авторов послевоенных поколений
    • 3. 1. Патриотизм: декларативность и убеждения (преодоление социально мотивированных установок)
    • 3. 2. Личностный план в поэзии о войне: роль военной темы в становлении художественного мастерства
    • 3. 3. Нравственные поиски и особенности создания поэтических образов

Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Война ставит человека в экстремальные обстоятельства, которые побуждают его к мобилизации всех сил. Поскольку вопрос стоит о выживании или гибели, в действиях каждой личности проявляются самые сущностные качества. Все, что было второстепенного и показного в человеке, уходит на второй план, остается только то, что составляет подлинную основу мировоззрения, убеждений, представлений. Однозначное разделение на две противостоящие стороны проводит такой же водораздел между содержанием понятий свой—чужой, верность—предательство, мужество—трусость, добро-зло. И поскольку приведенные понятия альтернативны, принятие одного исключает противоположное ему. Каким бы суровым ни был надзор со стороны государства над своими гражданами, в условиях войны окончательный выбор при совершении поступка остается за самим гражданином. Поэтому здесь важную роль играет нравственный потенциал человека, которому предстоит совершить тот или полярно противоположный тому поступок. Общество, может заметить и отметить его действия горячим одобрением или суровым осуждением. Оно может и не обратить на него никакого внимания. И хотя человеку как созданию общественному небезразлична социальная реакция на его поступок, еще более важным оказываются факторы индивидуального плана — мировоззрение, твердость духа, вошедшее в сознание представление о долге, достоинстве, собственной социальной функции.

Призывая к проявлению сущностные качества человека, экстремальные обстоятельства подвергают его суровому испытанию и в зависимости от результата способствуют или высокому взлету духовности в нем, или же окончательной деградации личности.

Оставляя в стороне бесспорно важную роль всей системы духовного воспитания в обществе, обратим внимание на то, что неоспоримая роль поэтического слова в формировании духовного мира и убеждений человека становится в условиях войны особенно очевидной. Подчиняясь мобилизующей тенденции, художественное творчество также отказывается от всего второстепенного и концентрирует свое внимание на злободневном и самом актуальном — на борьбе с врагом. Диалектическая связь явлений проявляется в том, что, мобилизуемая на выполнение общей задачи, литература сама в этих условиях подвергается испытанию на общественную состоятельность. Так же, как ситуация нравственного выбора проверяет каждого гражданина на устойчивсть и затем воздает за это по достоинству, она совершает нечто подобное и в сфере культуры в целом, в том числе в области литературы. И если Великая Отечественная война явилась испытанием на устойчивость и жизнеспособность всей страны, то и для художественной литературы она явилась таким же жестоким испытанием. Это утверждение приложимо как ко всей литературе в целом, так и к художественной словесной культуре каждого народа страны.

С первых дней войны кабардинские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были винтовка и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Все это определило преобладание в литературе специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла. То, что рождалось в стихии войны, было разнообразно в жанровом отношении — это были баллады, лирические стихи, песни, яркие эмоциональные очерки.

Иногда можно встретиться с недооценкой творчества авторов в этот период: их произведения рассматриваются как скороспелые отклики на грозные события, .односторонне подчеркивается их агитационное, чисто утилитарное значение. Однако в злободневности и практической нацеленности были свой пафос, и своя логика, и сила.

При всем при этом литертура военных лет, продолжая то, что было едва намечено в предвоенные годы, сделала ряд принципиальных идейно-художественных открытий, что значительно обогатило художественную литературу. Исследователями немало сделано для того, чтобы раскрыть своеобразие и художественное богатство литературы военного периода, ее сложные искания, достижения и неудачи. Внимание акцентируется на том, как обогащалась в литературе военных лет концепция личности: истоки непокоримости, обострившееся национально-патриотическое самосознание, историзм мышления, углубление этических идеалов, осмысление философских проблем. Все это оказалось чрезвычайно существенным для последующего развития советской литературы.

А. Твадовский, рассуждая о Великой Отечественной войне, говорил, что этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать. В этом высказывании подчеркнуто непреходящее значение темы Великой Отечественной войны. Опыт послевоенного шестипятидесятилетия полностью подтвердил их справедливость.

Литература

напряженно думала о войне не только в период войны, но и все последующее время. Результаты этих «раздумий» отразились в многочисленных произведениях, которые составляют мощный поток. Действительно, для многих советских литераторов война стала такой важной темой, от которой они не могли уйти в течение всей своей жизни.

Литература

и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. Произведения, созданные в годы войны, обладают силой документа — прямого свидетельства непосредственного участника событий. Опыт очевидца войны бесценен. Он тем более важен, что уже после войны многие поэты и писатели продолжают осмысливать события, впечатления, переживания, своими истоками уходящими во фронтовые годы. Это не только воспоминания, не уточнение деталей, связанных с военной жизнью, но также нравственно-философское осмысление войны как явления. Таким образом, послевоенное творчество писателей-фронтовиков на военную тему-это новая ступень в ее освоении. Неообходимо также учитывать творчество молодого поколения поэтов, пришедших в литературу вслед за А. Кешоковым, Ад. Шогенцуковым, Б. Куашевым. Новое поколение не просто повторяет идейно-художественный опыт старших, но и развивает его, расширяя тематику, углубляя нравственный и этический конфликт, находит новые образные и формальные средства выражения.

Связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения никогда не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Поэтому для истории и теории современной литературы тема войны и нравственно-художественного искания, связанные с ней, представляют большую значимость и требуют к себе внимания как предмет монографического изучения.

Актуальность темы

исследования. Тема войны остается одной из самых сложных и недостаточно освещенных в кабардинской литературе. Изучению нравственно-философских проблем в военной лирике в российском и северокавказском литературоведении посвящено немало трудов (отдельных монографий, глав в книгах, статей в сборниках и журналах). Однако многие аспекты нравственно-философского осмысления войны в литературе остаются явлениями малоизученными. Например, до настоящего времени не уделено достаточно внимания дифференцированному отражению интересующей нас темы, выявлению родовых признаков того или иного периода. Между тем даже при беглом взгляде очевидно, что творчество старшего поколения кабардинских поэтов претерпело в течение военного времени значительные изменения, что отражается и в тематике произведений, и в их художественных особенностях. Так, стихи поэтов-фронтовиков особенно в период начала войны преисполнены публицистического пафоса, они ориентированы на пробуждение патриотических настроений. Так же многими особенностями отличаются произведения на военную тему, написанные поэтами послевоенного и последующего поколений. Философско-гуманистические и психологические мотивы вышли в центр внимания уже позже, преимущественно после войны.

Поэтому одинаково важно рассматривать как эволюцию творчества авторов военного поколения, так и преемственную связь между представителями разных поколений кабардинских поэтов в плане идейно-художественных исканий. До настоящего времени в трудах адыгских литературоведов основное внимание концентрировалось на анализе творчества таких крупных поэтов национальной литературы, как А. П. Кешоков,.

А.О.Шогенцуков, Б. И. Куашев. Представители же поколения поэтов, пришедших в литературу в первые послевоенные годы, остались как бы в их тени, хотя уже в 50-е годы XX в. появилась целая плеяда самобытных и талантливых авторов, среди которых У. Ногмов, Ф. Балкарова, Н. Шогенцуков, 3. Налоев, Б. Кагермазов, П. Кажаров, X. Шогенов, 3. Тхагазитов, П. Мисаков, А. Браев, М. Кештов, Ю. Карамурзов, С. Хахов, JI. Губжоков.

Не отрекаясь от созданного в годы войны, они по-своему осмысливают и обогащают то, что было сделано поэтами-фронтовиками. Послевоенное время обеспечило свободу творческого проявления. В их произведениях рельефнее проявляется своеобразие индивидуальности каждого поэта, его субъективное ощущение, личностное восприятие войны. Поэтому с новым временем в литературе появились новые проблемы, которые ранее либо не замечались, либо находились под негласным запретом.

Сравнительное изучение степени восприятия войны ¦ поэтами-фронтовиками и теми поэтами, которые не принимали участия в Великой Отечественной войне по разным обстоятельствам (пол, возраст), позволило проследить идейно-тематическую преемственность, долгие годы остававшуюся на периферии внимания. Подобного рода многоаспектный анализ предопределил создание целостной картины эволюции военной лирики.

Основная цель диссертационной работы — исследовать идейно-? художественные ^ нравственные и философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне, опираясь на достигнутое предшествующим и современным литературоведением.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

— определить идейно-тематическое и художественное своеобразие военной лирики, созданной во время и после Великой Отечественной войны авторами разных поколенийдифференцированно установить художественно-стилевые особенности произведений, созданных до начала войны, в военные и послевоенные годы;

— выявить эволюционные изменения, произошедшие в идейно-тематическом, изобразительновыразительном и формальном отношениях;

— определить место поэтических произведений военного времени, посвященных Великой Отечественной войне, в истории национальной кабардинской литературы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в выборе объекта анализа: кабардинская военная лирика впервые подвергается монографическому исследованию в нравственно-философском аспекте. При этом в настоящей диссертационной работе нравственно-философский и художественно-стилистический аспекты рассматриваются в их органическом единстве.

Объектом исследования в настоящей работе выбраны произведения поэтов-фронтовиков А. Шогенцукова, А. Кешокова, Ад. Шогенцукова, А. Шомахова, М. Губжева, созданные в предвоенные, военные и последующие, годы. Также к рассмотрению и анализу привлекаются произведения таких поэтов послевоенного поколения, как У. Ногмов, Ф. Балкарова, Н. Шогенцуков, Б. Кагермазов, П. Кажаров, X. Шогенов, 3. Тхагазитов П. Мисаков, А. Браев, М. Кештов, Ю. Карамурзов, С. Хахов, Л. Губжоков, X. Кауфов, А. Оразаев, И. Кашежева, А. Бицуев, Б. Балкизов, Р. Ацканов, J1. Загаштокова, JI. Балагова, П. Хатуев, X. Кунижева, 3. Гучаев, А. Тлупов, Н. Махотлов.

В адыгском северокавказском литературоведении нет специального научного исследования, посвященного нравственно-философским проблемам в кабардинской поэзии о войне, хотя те или иные аспекты данной проблемы частично рассматриваются в монографических исследованиях Х. Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994) — М. Сокурова «Лирика А. Кешокова» (1969) — З. Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (1971). Ценные наблюдения содержатся в книге «Очерки истории кабардинской литературы» (1967), в отдельных статьях вышеназванных авторов, а также в трудах П. Шевлокова, Х. Кауфова, Х. Кажарова, Х. Кармокова, А. Мусукаевой, А. Гутова, М. Шаковой, Л. Бекизовой,.

К.Шаззо, З. Толгурова, Н.Джусойты. Эти и другие, работы, труды названных авторов послужили научной теоретической базой для нашего исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что на материале кабардинской поэзии даются обобщения и выводы об эволюционных закономерностях восприятия и художественного отражения социально значимой темы — темы войны в сознании поэтов одного поколения и характере преемственности в освещении этой темы в произведениях поэтов последующих поколений. Названные закономерности исследуются с разных позиций — с точки зрения изменений в области конкретной тематики и пафоса стихотворений, мировоззренческих установок, поэтического языка и в области версификации.

Практическая значимость диссертации обусловлена тем, что она расширяет общее представление о кабардинской поэзии обстоятельной разработкой изучаемой темы. Результаты исследования могут стать самостоятельной частью обобщающих трудов по исследованию национального многообразия литератур народов Северного Кавказа, истории кабардинской литературы, истории кабардинской поэзии. Они могут быть использованы в качестве спецкурса в высших учебных заведениях.

Структура работы определена ее исследовательскими целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Заключение

.

Идейно-тематический диапозон творчества кабардинских поэтов в военные годы находился в русле общих исканий советской многонациональной литературы. Любовь к Отечеству, родному краю как его малой части, дружба и боевое братство, священная ненависть к врагу, защита Родина — вот основные мотивы кабардинской поэзии в первые годы войны. В основном это была поэзия призывно-дидактическая, лозунговая, агитационная, что отвечало веяниям своего времени. Идейные задачи литературы подчинялись необходимости быстрой мобилизации всех сил общества на борьбу с врагом, и поэтическое слово было поставлено на службу этой цели.

Со временем в зависимости от национального художественного мышления каждая из литератур огромной страны стала обнаруживать тенденцию к выработке своих специфических форм выражения задач, которые были общими для всей отечественной литературы.

Истоками первых произведений о войне стали и быстро сменяющиеся события, и духовные традиции народа, фольклорные ассоциации. В лирике кабардинских авторов национальная самобытность определялась больше характером и типом героя, а не конкретными индивидуальными образами. Кодекс чести и достоинства воина-адыга, выработавшийся веками, оказался как нельзя более подходящим для того, чтобы занять в военной лирике верную морально-этическую позицию. В данный цикл произведений без усилий входят образы героев народных песен и сказаний — Андемиркан, Сосруко, Жабаги Казаноко, которые символизируют для каждого адыга стойкость, мужество, патриотизм. Воспоминания о них становились для тысяч солдат и тружеников тыла источником духовных сил.

Сужение основной проблематики, которое было вызвано агитационным предназначением литературы, отражалось на особенностях конфликта и способах его реализации. Характеризуя с этой точки зрения кабардинскую литературу начального периода войны, критика отмечает такую ее особенность, как «единообразие конфликта». Ведущий конфликт в произведениях поэтовфронтовиков на начальном этапе войны — столкновение героя с немецким фашизмом. Естественно, что в такой ситуации поэтическое искусство проявляется не многообразием оттенков, а черно-белыми характеристиками.

Постепенно литература вживается в актуальную тему, и по мере этого пробуждается интерес к отдельному человеку, его нравственному миру. За начальным этапом войны следует период, когда в кабардинской поэзии внимание авторов, ранее сосредоточенное на мобилизации усилий общества, переносится на исследование нравственной сущности отдельного человека, анализ его внутреннего мира. Поэты-фронтовики как бы осваиваются, приспосабливаются к новым условиям, расширяют свой кругозор, и поэтический арсенал, и проблематику. Впоследствии, врнувшись к мирной жизни, авторы еще долгие годы переживают прошедшее, осмысливают суровые годы. В военной лирике поэтов-фронтовиков не столько изображены события военных лет, сколько отношение к ним лирического героя, их роль в его дальнейшей судьбе. Одной из важных тем литературы стала тема возвращения бывших фронтовиков к мирной жизни. Эту проблему можно проследить в таких произведениях, как «Каска», «Незавершенный портрет», «Другу» А. Кешокова- «Не забудут их люди никогда», «Сердце солдата», «Память сердца», «Я мечтал», «Мысль» Ад. Шогенцукова.

В 1945 году в произведениях зазвучали мотивы защиты мира. Первые поэтические произведения пронизаны настроением радости. Однако декларативно-праздничное славословие и радужные настроения, которые были нередки в первых послевоенных стихотворениях, в скором времени сменяет спокойный анализ внутренних противоречий, возникающих в мирное время. Еще в лирике военных лет все зримее и естественнее продолжали развиваться, варьироваться личностные мотивы. Примечательно, что любовная лирика поэтов-фронтовиков, воспринимаемая как интимная, теперь приобретает другой характер. Все чувства оказывались переосмысленными и подчиненными защите и спасению Родины.

Образ матери также в соответствии с господствующей в годы войны концепцией «Все для Родины, все для победы» приобретал общезначимый характер. Однако впоследствии подобные мотивы отходят на второй план. Авторы показывают в своих произведениях глубокие переживания матери. («Мать солдата», «Свет в окне», «Зариля», «Когда вспомнишь обо мне, мать» А. Кешокова- «Глаза матери» А. Шомахова и др.).

Цикл стихов о матери — стал значительным явлением в кабардинской поэзии военных лет. Образ женщины-матери аккумулировал в себе все, что дорогу солдату в этой жизни — мать, родной дом, Родину, свободу. В нем сказалась растущая задушевность и глубина раскрытия лирической темы, возросший интерес к психологии человека.

Еще одна тема, не оставляющая суровых воинов равнодушными, — это дети военного времени. Анализ стихотворений поэтов-фронтовиков показывает, что изображение военного детства в их творчестве способствует раскрытию самых трагических коллизий начала сороковых годов. В их произведениях детство присутствует в качестве мотива, аргумента в том нравственном суде, который ведется в отношении взрослых на войне. Взрослые и дети, действующие в этих произведениях, связаны между собой чувством ответственности друг за друга. В этих произведениях авторы показывают, как ощущение невозможности уберечь детей от войны, вызывает у лирических героев мучительное сознание вины, перерастающее в движущую силу.

Таким образом, можно отметить, что лирическая мысль авторов, пройдя через суровые испытания войны, стала еще чище и глубже.

Молодое поколение поэтов, пришедших в литературу вслед за А. Кешоковым, Ад. Шогенцуковым, Б. Куашевым, не избежало типичных «болезней роста». Но упорно преодолевая эмпиризм и декларативность, оно шло к собственному видению военных событий. Однако диалектическая связь «все и каждый», которая с особенной силой выявилась в годы войны, нашла свое воплощение в их творчестве. К таким произведениям можно отнести стихотворения «Мать» 3. Налоева, «Дедушка» Ф. Балкаровой, «Слезы матери».

Л.Губжокова, «Солдат» С. Хахова, «Песня» Б.Кагермазова. Молодые авторы акцентируют внимание на том типологически общем, что составляло сущность характера в военное время. Ценностные доминанты героя — патриотизм, готовность на подвиг, на самопожертвование во имя Родины. Но преподносяться они уже в новом свете, с позиций не участника, а лирического героя, который ощущает себя наследником тех, кто отстоял свою страну и свободу.

Приход поэтов послевоенного поколения изменил расстановку поэтических сил, обеспечил значительно большую свободу творческого самовыражения. В произведениях молодых авторов рельефно проявляется личность поэта, его субъективное ощущение, индивидуальное восприятие войны. Все это позволяло авторам не гипертрофировать, не абсолютизировать значение честно исполняемого долга. На смену «типизированному» человеческому поведению, характеризовавшему многие произведения о войне, постепенно приходило исследование «первичных» глубинных качеств героев. Авторы показывали, какую роль в этом процессе играли наряду с идеологическими факторами личностные качества героев. Причем, они показывают героя без его героизации, что практически не наблюдалось в поэзии старшего писательского поколения. Например, в произведениях З. Тхагазитова, Б. Кагермазова содержание характера раскрывается не в чем-то особенном, исключительном, а в его отношении к семье, в частности к матери, и только через это к Родине, обществу, общественным идеалам.

С новым временем в литературе появились новые проблемы, которые раньше либо не замечались, либо находились под запретом. Война высветила, прежде всего, основную сферу жизни — жизнь за Родину. Основными чертами были приверженность героя к общественному долгу, ради которого он жертвует любовью, семьей, жизнью. Однако молодые авторы затрагивают такую важную проблему, как ценность человеческой жизни. О процессе преодоления героем самого себя, трагической предрешенности своей судьбы говорит Б.Кагермазов. Его лирический герой не готов принять смерть, так как знает, что жизненные цели не достигнуты. Мыслью о ценности человеческой жизни, об оправданных жертвах определяются стихотворения Н.Махотлова. Возникает проблема не пафосно-декларативного патриотизма, а подлинного осмысления проблемы самопожертвования во имя высокой духовности.

Младшее поколение затронуло и другие важные проблемы, которых не касались поэтыфронтовики.

В условиях войны испытывать жалость к врагу было равносильно измене. Выражение этого чувства во время войны было просто противоестественно. В массовом сознании верх брала ненависть к врагу. Она и определяла основной пафос отношений. В произведениях молодых поэтов речь идет не о всепрощении. Главное — война начинает осмысливаться как столкновение идей и интересов. Но дело, как оказывается, в том, что конкретные носители идей мобилизуют к их реализации тысячи и тысячи обычных людей. В военной лирике тоже превалировало плакатное, упрощенное изображение врагов. Авторами подчеркивались бесчеловечность, звероподобие фашистов. Новое время — новый ракурс видения. В послевоенные годы необходимость пропагандировать ненависть отпала. Это дало возможность показать врагов не только с внешней, но и с внутренней стороны, проникнуть в их психологию, душевный мир.

Представители послевоенного поколения, переняв опыт старшего, смело развивали тематические границы военной лирики. Но при этом обращались к философским проблемам, которые установились в поэзии усилиями старшего поколения — нравственные последствия исторически переломного события. Трудно назвать эту проблему новой, но остроту она со временем не теряет.

Многим стихам были присущи черты «внутреннего биографизма». Родившийся перед самой войной, С. Хахов сохранил в памяти некоторые эпизоды войны и прежде всего — трагическую гибель отца. Тема войны связана и с личной судьбой Ф. Балкаровой, дочерьи погибшего фронтовика. А потому глубокие переживания, выпавшие на долю детей, стали основной темой многих произведений о войне младшего писательского поколения.

Центральным образом ряда произведений вновь вновь стала мать, олицетворяющая трагическую сущность войны. Вновь авторы обращаются к традициям, выработанным веками. Лейтмотивом этих произведений является мысль о предпочтении матерью смерти сына, нежели жизни, сохраненной путем побега с поля боя или страха перед врагом. Однако большее внимание младшее поколение уделяет осмыслению роли военного прошлого в жизни матерей. Они показывают, к каким трагическим последствиям привела война матерей.

Другой важной темой военной поэзии молодых авторов стала судьба вдов, незримых жертв войны. Авторы говорят о несложившемся семейном счастье, нерастраченной женской нежности, о разбитых надеждах.

Примечательно, что вопросы, сопряженные с поведением детей на войне, согласно этой норме, с большей компетенцией ставили и решали представители младшего поколения. Собственный опыт позволил этим авторам с максимальной глубиной отобразить, как непомерные страдания, так и поиск ими путей избавления от угнетающих последствий войны. Это показ военного детства как бы изнутри.

Иногда в печати или устных выступлениях приходится сталкиваться с мнением, будто, что военная тема устарела, что она изжила себя, что о ней сказано все. Проведенный анализ произведений поэтов разных поколений доказывает, что такое мнение глубоко ошибочно. Как выше было сказано, послевоенное поколение авторов принесло в национальную поэзию свое индивидуальное видение героического подвига народа в пору войны. Это позволило сделать военную лирику интереснее, глубже, богаче. По сути, каждое новое поколение заново переживает войну и другие социально значимые события и дает им свою, отличную от предыдущих произведений, но гармонирующую с ними интерпетацию. Этим война входит в перечень никогда не исчерпываемых тем поэзии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. В огне Великой войны: Проблематика. Стиль. Поэтика. -Воронеж: Центр-Черноезем. кн. издательство, 1987. — 510 с.
  2. В.В. Советский философский роман. М.: Советский писатель, 1984.-300с.
  3. А.Р. Ничего важнее: Современные проблемы военной прозы. -Минск: Наука и техника, 1987. 294с.
  4. H.JI. Театральный плакат. М.: Советская Россия, 1963. — 127с.
  5. А.С. Жанр рубай и советская лирико-философская поэзия. — Душанбе: Дониш, 1988. 145с.
  6. И.Н. Антивоенная направленность творчества В. Быкова. -Минск: Наука и техника, 1990. 103с.
  7. М.З. Концепция мира и человека в современном советском романе. — М.: Советский писатель, 1986. 133с.
  8. М.А. Из истории философского романа. Кишинев: Штиинца, 1991.- 140с.
  9. А.Г. Человек и война. Идеи социального гуманизма в послевоенной прозе. М.: Советский писатель, 1978. — 478с.
  10. Н.С. Продолжение подвига: О характере советского война в современной русской прозе. Волгоград: Нижнее-Волжское издательство, 1984.-478с.
  11. Д.И., Пипинис В. Г. Кабардинские советские писатели. Нальчик: Кабардино-Балкарское издательство, 1957. — 80с.
  12. П.В. Война и детство.- Минск: Наука и техника, 1985. 125с.
  13. Всадник чести. А. П. Кешоков: Жизнь и творчество / Нальчик: Эльбрус, 2003.-288с.
  14. П.З. Земля и люди. Очерки о русской советской поэзии 40−70-х гг.- М.: Современник, 1984. 366с.
  15. Г. В. Д. Эстетика в четырех томах. Г. З. М.: Искусство, 1968. — 621с.
  16. И.М. С кровавых не пришедшие полей: Очерки о русских поэтах, погибших за Родину. Ростов на Дону: Книжное издательство, 1981. — 173с.
  17. П.Е. Страницы подвига: Очерк русской прозы 1941−45 гг. М.: Современник, 1978.-232с.
  18. В.А. Путь всадника: Очерк жизни и творчества А. Г. Кешокова. М.: Советский писатель, 1969. — 48с.
  19. И.Р. С душой на фронте. Казань: Татарское книжное издательство, 1984.-94с.
  20. В.В. Со временем в ладу. Нальчик: Эльбрус, 1985. — 240с.
  21. Н.Г. Книга друзей. Нальчик: Эльбрус, 2003. — 176с.
  22. Ф.М. Искания и размышления. М.: Советская Россия, 1983. -462с.
  23. С.И. Память пылающих лет: Современная проза о Великой Отечественной войне, — М.: Просвещение, 1985. 191с.
  24. А.А. Писатели-прозаики в Великой Отечественной войне: Героический пафос военных лет. -М.: Просвещение, 1978. 128с.
  25. Ю.В. Немеркнувший свет. М.: Советская Россия, 1985. — 96с.
  26. Т.Г. Герои и героическое в истории. — М.: Современник, 2001. — 323с.
  27. А.С. В памяти народной: Великая Отечественная война в современной советской прозе. — М.: Советский писатель, 1985. 243с.
  28. В. А. Проза Б. Васильева о фронтовиках после войны 70−80 гг. -Смоленск: Смоленское книжное издательство, 2000. 304с.
  29. JI.H. Совершеннолетие пера. (Очерки о творчестве писателей Кабардино-Балкарии). Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1968. — 116с.
  30. С.А. Советская поэзия о Великой Отечественной войне (К 40-летию Победы) М.: Знамя, 1985. — 64с.
  31. Н.З. Этико-аксиологические аспекты памяти в образной структуре художественного произведения.-Курск: Курское книжное издательство, 2001. — 153с.
  32. В.П. Лексика и фразеология поэмы «Родина» в поэзии периода Великой Отечественной войны. М.: Советский писатель, 1989. — 293с.
  33. П.А. Великая Отечественная война в поэтическом сознании послевоенного поколения. М.: Советский писатель, 1986.- 200с.
  34. .М. Содружество муз. Нальчик: Эльбрус, 1982 — 2004с.
  35. Е.Л. Художественные образы мира в кабардинской лирике. -Нальчик: Эльбрус, 2006 148с.
  36. .А. Биография подвига (1941−45). М.: Современник, 1984. — 240с.
  37. .А. Героизм, патриотизм, народность. М.: Московский рабочий, 1984.-240с.
  38. Г. И. Нравственные истоки подвига. М.: Советский писатель, 1985.-337с.
  39. З.И. Русская поэма в годы Великой Отечественной войны. М.: Прометей, 2000. — 304с.
  40. Г. X. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев.- Нальчик: Эльбрус, 1999.- 350с.
  41. А.В. Поэзия народного подвига. М.: Современники, 1986.-251с.
  42. В.И. Бесконечность мгновения. М.: Современник, 1992. — 343с.
  43. В.Д. Нравственно-психологические аспекты современной прозы о Великой Отечественной войны. М.: Современник, 1990. — 152с.
  44. А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик: Эльбрус, 1987.- 168с.
  45. А. X. Северокавказский роман.- Нальчик: Эльбрус, 1993. 191с.
  46. А.Г. Концепция личности и образ современника в отечественной прозе послевоенного десятилетия 1941−45гг. Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 1996 — 160с.
  47. З.М. Послевоенная кабардинская поэзия. Нальчик: Эльбрус, 1975. -65с.
  48. Д.И. Время не властно: Писатели на фронте. М.: Советский писатель, 1975 — 359с.
  49. Н.В. Язык образов. М.: Высшая школа, 1995. — 143с.
  50. А.И. Память и судьба: Статьи и очерки. Л.: Советский писатель, 1982.-376с.
  51. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX конец 80-х гг. начало XX века). Библиографический словарь/ Нальчик: Эль-Фа, 2003. — 441с.
  52. М.Д. Ради жизни на земле. Русская советская поэзия о Великой Отечественной войне. М.: Просвещение, 1983. — 272с.
  53. В.И. Концепция героической личности в творчестве Ю. Бондарева. Киев: Наук душка, 1983. — 191с.
  54. С.Н. Философская поэзия Н.А. Заболотского, А. А. Тарковского. -М.: Современник, 1990. 105с.
  55. Сент-Экзюпери Антуан де Военные записки, 1939 1944: Художественная публицистика. — М.: Прогресс, 1936. — 272с.
  56. Слово, которое вело в бои // Киев: Вища школа: Издательство при Киевском университете, 1930. — 144с.
  57. В.Б. Будни волжской победы Волгоград: Нижнее-Волжское книжное издательство, 1989. — 174с.
  58. Советская поэзия о Великой Отечественной войне. Межвузовский сб. научных трудов / М.: МОПИ, 1996. — 92с.
  59. М. Г. Лирика А.П. Кешокова. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1969. — 224с.
  60. .И. Этюды о поэтах: Статьи. М.: Советский писатель, 1987. -334с.
  61. С.Р. Проблема художественного времени в лирике А.Т. Твардовского. -М.: Мысль, 1990. 142с.
  62. А. Ф. В настоящем времени Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1984. — 367с.
  63. Г. В. Русская советская философская поэзия: человек и природа -Л: Изд-во ЛГУ, 1984. 207с.
  64. Т.В. Философская драма Л.Леонова. М.: Просвещение, 1992. 204с.
  65. С.А. Нравственно-этическая проблематика и художественные искания адыгейской прозы 60−70гг. Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 1996. — 103 с.
  66. Т.Н. В ритме эпохи. Нальчик: Эльбрус, 1986. — 184с.
  67. Т.Н. В созвездии сияющего братства. М.: Современник, 1976. -253с.
  68. Н.Ю. Костры памяти: О поэтах, погибших в годы Великой Отечественной войны. -М.: Молодая гвардия, 1989, 221с.
  69. М.М. Лед и пламя: О советской поэзии. М.: Современник, 1987 -285с.
  70. А.А. Силой долга и совести: Страницы современной прозы о Великой Отечественной войне. М.: ДОСААФ, 1988. — 302с.
  71. А.А. Уроки ответственности. Подвиг как исполненный долг в современной прозе о Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1986. -267с.
  72. А. А. Измерение человечности: Нравственный выбор героя современной прозы.- М.: Современник, 1983.- 352с.
  73. Л.И. Эволюция русской прозы о войне, М.: Современник, 1995.- 304с.1.
  74. А.И. Была война народная // Дон, 1985. № 4.
  75. Античная лирика // Таганов Л. Н. ВОВ в советской поэзии 40−70-х гг. -Иваново: ИВГХ, 1978.
  76. Р. Тот день и остальная жизнь: Исполнилось 50 лет С. Хахову // КБП, 1988, 20 мая.
  77. Ф.К. Музыка поэзии твоей // КПБ, 1990, 12 июня.
  78. С.П. Три портрета на фоне войны // Новый мир, 2008. № 9.
  79. В.Г. Проза времен не всеобщей воинской обязанности // Знамя. 2000.-№ 5.
  80. Бларамберг и Кавказская рукопись // А. С. Марзей. Черкесское наездничество «Зек1уэ». Нальчик: Эль-Фа, 2004.
  81. И.И. Истина в человеке // Москва, 1983. № 10.
  82. Ю.Б. Поиск истины // Таганов JI.H. ВОВ в советской поэзии 4070-х гг. Иваново: ИВГХ, 1978.
  83. Г. П. Подвиг человечности // Москва, 1983. № 4.
  84. Е.В. Трагическая вина // Вопросы философии, 2001. № 11.
  85. Е.И. Проблема выбора и вины // Октябрь, 1988. № 5.
  86. В.И. Истоки победы // Молодая гвардия, 1972. № 8.
  87. А.А. Сильнее памяти // Знамя, 1975. № 4.
  88. JI.A. Со времен давних: К 85-летию А. Шогенцукова // КБП, 2001, 12 сентября.
  89. С.С. Слово о друге К 60-летию С. Хахова. // КБП, 1998, 20 мая.
  90. A.M. Сафарби, которого я знаю и не знаю К 60-летию С Хахова. // КБП, 1998, 13 мая.
  91. A.M. К вопросу о личности восприятии в народной профессиональной поэзии // Материалы научно-практической конференции. — Нальчик, 2005.
  92. A.M. Стиль. Образ. Характер // Слово и культура. Нальчик: Эльбрус, 2003.
  93. Д.А. Страсть, борьба, действие // Новый мир, 1948. № 10.
  94. А.Г. Подвиг народа // Нева, 1975. № 10.
  95. И.А. Объявление вины и назначение казни // Дружба народов, 1993. -№ 10.
  96. Е.А. Писатель и война // Новый мир, 1978. № 2.
  97. Д.П. Эпопея народной жизни // Звезда, 1973. № 9.
  98. И.Р. Сатанинские звезды и священная война // Новый мир, 1994. -№ 4.
  99. Ершов JI. JL Эхо войны и память сердца // Звезда, 1984. № 3.
  100. А.Г. всех дум моих исток. Этюды о поэзии А. Бицуева // КБП, 1989, 12 января.
  101. И.И. Во имя жизни // Огонек, 1987. № 41.
  102. Занкишиев Х. Т За перевалом перевал: Очерк к 60-летию Б. Кагер-мазова. // КБП, 1995, 5 января.
  103. Ю.В. Нравственная сила подвига // Октябрь, 1973. № 2.
  104. И мечом, и пером: Творческие работники на фронтах: А. П. Кешоков, К. Ш. Кулиев // Голос Чегема, 1995, 25 апреля.
  105. .Г. Всадник со своей посадкой в седле: К 90-летию со дня рождения А. П. Кешокова // КБП, 2004, 21 июля.
  106. .Г. Высокая поэзия Зубера // Горянка, 2004. — № 39.
  107. .Г. Преданность призванию: Ан. Бицуеву 50-лет // КБП, 1996, 26 июля.
  108. .Г. Звонкая песня горянки. Творческие портреты (Народная поэтесса республики Ф. Балкарова) // КБП, 1983, 28 мая.
  109. В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII пер половине XIX в. // С. Мафедзев. Адыгэ хабзэ.-Нальчик: Эль-Фа, 2000.
  110. Ф. Истоки средневекового рыцарства // А. С. Марзей. Чркесское наездничество «Зек1уэ». Нальчик: Эль-Фа, 2004.
  111. А.А. Ответственность памяти // Октябрь, 1974. № 3.
  112. Хь. Гъу. Топхэр щыгъуагъуэк1э // Тхак1уэмрэ зэманымрэ. — Налшык: Эльбрус, 1976.
  113. О.И. Время испытаний // Москва, 1981. № 5.
  114. Р. (Теффик бей). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских // А. С. Марзей. Черкесское наездничество «Зек1уэ». -Нальчик: Эль-Фа, 2004.
  115. С.Т. Тяжелая память // Новый мир, 1986. № 4.
  116. В.Г. Ни забыть, не простить // Октябрь, 1984. № 3.
  117. Е.И. Подвиг чести // Знамя, 1972. № 29.
  118. З.Г. Я верю в человечность: К 60-летию З. Г. Тхагазитова. // КБП, 1994, 23 сентября.
  119. Т.Н. Новые акценты в военной прозе конца XX века // Русская речь, 2005. № 4.
  120. А.С. После меня пусть цветет все как прежде: К 65-летию со дня рождения Л. Губжокова. // КБП, 2006, 6 декабря.
  121. А.С. Дело красит человека// Молодая гвардия, 1983. № 10.
  122. В.Г. Стилевые доминанты и внутренняя тема военных повестей // Вестник МУ. Сер. 9. Филология, 2005. № 3.
  123. С.И. Его слова «Держатель души» О.Б. Кагермазова. // КБП, 2005, 19 мая.
  124. С.И. Он творит, чтоб истину постигнуть: П. Кажарову 70 // КБП, 2006, 6 декабря.
  125. З.М. Рыцарь высоких идей. К 65-летию 3. Тхагазитова // Советская молодежь, 1984, 22 ноября.
  126. К.С. Свет высокого огня: К 85-летию А. Шогенцукова // КБП, 2001, 12 сентября.
  127. А.П. Пафос и главный герой книг В. Быкова // Дружба народов, 1983.-№ 11.
  128. И.И. Навеки девятнадцатилетние // Юность, 1985. № 4.
  129. А.Г. Спасти будущее: Антивоенный пафос современной поэзии // Октябрь, 1983.-№ 2.
  130. Поэт, писатель, журналист: М. Кештову 50 лет // КБП, 1987.-25 декабрь.
  131. А.Д. Слово, звавшее в бой // Звезда, 1984. № 9.
  132. Н.Г. От лирики к эпосу // Наш современник, 1974. № 7.
  133. И.А. Великий подвиг // Многонациональная героическая Советская поэзия военных лет в её жанровом движении. Киев, 1991.
  134. К.О. Этнографический очерк черкесского народа // Марзей А. С. Черкесское наездничество «Зек1уэ». Нальчик: Эль-Фа, 2004.
  135. Твардовский А. Х Пленум Союза советских писателей // Таганов Л. Н. Великая Отечественная война в советской поэзии 40−70-х годов. Иваново: ИВГХ, 1978.
  136. Г. Р. Рубцы войны // Континент, 2002. № 4 (114).
  137. Г. Д. Во имя жизни // Звезда, 1983. № 5.
  138. Л. Г. Человек и эпоха // Октябрь, 1974. № 4.
  139. Хан-Гирей. Записки о Черкесии // С. Мафедзев. Адыги: Обычаи и традиции. Нальчик: Эль-Фа, 2000.
  140. В.А. Оружию доверенные истины // Молодая гвардия, 1974. № 3.
  141. А. О. Высокий долг. / В творческих лабораториях литераторов Кабардино-Балкарии // КБП, 1980, 20 сентября
  142. А.О. О молодой смене / О поэзии молодых // КБП, 1993, 12 июня.
  143. А.О. Стихи моя духовная птица: О. Л. Загаштоковой. // Горянка. — Нальчик, 2003. — № 33.1.I
  144. Р. Отдушина (ЩхьэегъэзыпЬ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 2003. -168с.
  145. Ф.К. Песня на скале: Стихи. М: Современник, 1973. — 64с.
  146. Ф.К. Стихи и поэмы (Тхыгъэхэр): В 2-х томах. Т. II. Нальчик: Эльбрус, 1988.-43с.
  147. Ф.К. Новая песня (УэрэдыщЬ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1979. -78с.
  148. Ф.К. Избранное (Усыгъэхэр): Стихи и поэмы. Т.Н. — Нальчик: Эльбрус, 2002. — 405с.
  149. .А. Дорогами истории (Тхыдэжь гъуэгухэр): Стихи и поэмы. -Нальчик: Эль-Фа, 2005. 280с.
  150. Бэлагъы J1.X. Путь к солнцу (Дыгъэм и гъуэгу): Стихи и поэмы.- Нальчик: Эль-Фа, 2000. 260с.
  151. В.Хь. Песни времен ВОВ (Хэку зауэшхуэ илъэсхэм яуса уэрэдхэр): Песни. Нальчик: Эльбрус, 1996. — 33с.
  152. A.M. Стихи (Усыгъэхэр). Нальчик: Эльбрус, 1997. — 288с.
  153. A.M. Реликвия (Фэеплъ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1975. — 105с.
  154. А.Г. Душой и сердцем (Гурэ псэкЬ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1977.-261с.
  155. Н. В. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т I. М.: Правда, 1984.-318с.
  156. М.М. Орлиные перья: Стихи. М.: Советский писатель, 1971. -112с.
  157. Л.М. Последняя молния (Иужьрей уафэхъуэпск1): Стихи, поэмы, переводы. Нальчик: Эльбрус, 1994. — 256с.
  158. Л.Х. И камни излучают свет (Мывэми нур къыпех): Стихи. -Нальчик: Эльбрус, 1999. 102с.
  159. И.И. Кавказ надо мною: Стихи. — Нальчик: Эльбрус, 1977. — 173с.
  160. И.И. Незаходящее солнце: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1965. -147с.
  161. И.И. Сегодня: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1982. — 71с.
  162. Конан Дойл А. Приключения Шерлока Холмса: Рассказы и повесть. М.: Советская Россия, 1991.- 398с.
  163. М.Х. Материнский дар (Анэм и тхыгъэ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1981.-96с.
  164. К1эщт М. Х. Сокровенная мечта (Гуращэ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1981.-96с.
  165. К1эщт М. Х. Тхыдэм и гъыбзэ (Эхо далеких времен): Стихи. — Нальчик: Эльбрус, 1991.- 176с.
  166. К1эщт М. Х. Оставляю тебе (Къыпхузогьанэ): Стихи и поэмы. Нальчик: Эльбрус, 2007. — 174с.
  167. А.П. Стихи и поэмы (Усэхэмрэ поэмэхэмрэ). Т .1 — Нальчик: Эльбрус, 2004.-512с.
  168. А.П. Стихи и поэмы (Усэхэмрэ поэмэхэмрэ). T. I — Нальчик: Эльбрус, 1986.-376с.
  169. Юыщокъуэ А. П. Путь всадника (Шум и гъуэгу): Стихи. Нальчик: Кабпосиздат, 1946. — 195с.
  170. А.П. Шхалуко (Щхьэлыкъуэ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 2001, — 192с.
  171. . Избранное (Тхыгъэхэр). Нальчик: Кабардино-Балкарское издание, 1958.-416с.
  172. .Г. Язык звезд (Вагъуэбэ): Стихи, поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1982.-71с.
  173. .Р. Лескенская лира (Лэскэн пшыналъэ): Стихи, поэмы. -Нальчик: Эльбрус, 1993. 167с.
  174. .Г. Высокий век (Л1эщ1ыгъуэ уардэ). Нальчик: Эльбрус, 1970.-94с.
  175. .Г. Новый день (МахуэщЬ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1985.- 135с.
  176. .Г. Избранное (Тхыгъэхэр): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1998. — 420с.
  177. .Г. Полдень (Шэджагъуэ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1979. -135с.
  178. Ф.М. Голос сердца (Гум и макъ): Песни. Нальчик: Эльбрус, 1992. — 108с.
  179. Ю.Ю. Утес Кызбурун (Къызбрун бжьэпэ): Стихи и песни. -Нальчик: Эльбрус, 1988. 80с.
  180. П.Х. Негасимое пламя (Мыужьыхыж мафЬ): Поэма. Нальчик: Эльбрус, 1971.-78с.
  181. П.Х. Росинки-бусинки (Уэсэпс щыгъэ): Стихи и песни. Нальчик: Эльбрус, 1971.-78с.
  182. П.Х. Избранное (Усыгъэхэр): Стихи, песни, поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1995.- 398с.
  183. Хь.М. Журавлиный путь (Къру гъуэгу): Стихи, поэмы.- Нальчик: Эльбрус, 1984.- 88с.
  184. Махуэл1 Н. Ш. Стихи (Усэхэр). Нальчик: Эльбрус, 2001. — 103с.
  185. П. Собрание сочинений в 4-х томах. T.I.- М.: Правда, 1983.- 448 с.
  186. А.Х. Марина (Маринэ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 2003. -120с.
  187. I.A. Долина нарзанов (Санэ-лъахэ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 2001, — 103с.
  188. А.А. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. (Стихи). М.: Советская Россия, 1991. — 272с.
  189. А.Т. Стихотворения и поэмы. М.: Гослитиздат, 1967. 423с.
  190. З.М. Приглашение (Къеблагъэ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1978.- 134с.
  191. З.М. Избранное (Къыхэщыпык1а тхыгъэ): Стихи. Т. П. Нальчик: Эльбрус, 1997.-413с.
  192. З.М. Стихи (Усэхэр). Нальчик: Эльбрус, 1989. — 204с.
  193. З.М. Стихи (Усыгьэхэр). Нальчик: Эльбрус, 2005. — 700с.
  194. П.М. Цветные сны (Пш1ыхь плъыфэхэр): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 2000.-256с.
  195. П. М. Осенний блюз (Бжыхьэ удж): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 2008. — 96с.
  196. С.Р. Поздняя осень (БжьыхьэкЬ): Стихи и поэма. Нальчик: Эльбрус, 2003. -160с.
  197. С.Р. Лето (Си гъэмахуэщ): Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1977. — 57с.
  198. Щоджэнц1ык1у А. А. Сочинения (Тхыгъэхэр). Налшык: Эль-Фа, 2006. -542с.
  199. Щоджэнц1ык1у I.O. Сочинения (Тхыгъэхэр): Стихи и поэмы. — T. I -Нальчик: Эльбрус — 404с.
  200. Щоджэнц1ык1у I.O. Нескончаемая песня (Уэрэд мыух): Мемуары, отрывки из повести, стихи. Нальчик: Эльбрус, 2001. — 240с.
  201. А.К. Тебе мое слово (Нырес фи деж си псалъэр): Стихи. -Нальчик: Эльбрус, 1980. 152с.
  202. А.К. Звезда гор (Къурш вагъуэ): Стихи.- Нальчик: Эльбрус, 1974 -31с.
Заполнить форму текущей работой