Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии конца XX — начала XXI века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важной чертой, определяющей специфику постмодернизма, является характер отношений между автором и текстом. Автор обнажает процесс сотворения произведения. Поэтому оно как бы не очищено от языкового сора, нарочито не отделано до конца. К такому типу отношений между автором и текстом вполне применим термин «генотекст», т. е. рождающееся здесь и сейчас творение. Эта черта ярко выражена в творчестве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Русская поэзия 70−90-х годов XX века: тенденции развития
    • 1. 1. Историко-литературный контекст развития поэзии во второй половине XX века. (Теоретический аспект)
    • 1. 2. Общественно-литературная ситуация в СССР в 70−80 годах XX века. Развитие советской поэзии исследуемого периода
    • 1. 3. Особенности русского постмодернизма
    • 1. 4. Многообразие течений и школ русской поэзии конца 80−90 -х годов XX века
  • Глава 2. Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии второй половины 19 701 980 годов XX века. «Реалистический романтизм» Руслана Семёнова
  • Глава 3. Постмодернистские тенденции в русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии
    • 3. 1. Постмодернистское художественное мировосприятие в поэзии Георгия Яропольского

Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии конца XX — начала XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Рубеж веков — это всегда кризис, социальный, ментальный, моральный, для российских же художников слова — это кризис вдвойне. Осознание и изживание противоречий и коллизий советского периода отечественной истории и культуры соцреализма, попытка преодоления хаоса, стремление к гармонии сопровождают творчество современных писателей и поэтов.

Ныне, когда XX век позади, должны быть сделаны важные итоговые замечания, дано новое осмысление отразившихся в литературе проблем и реалий времени, более объемно и верно рассмотрены отдельные творческие индивидуальности. К тому же именно сейчас появилась возможность без идеологического диктата и цензурных ограничений исследовать пути истинного духовного поиска поэзии конца XX — начала XXI века, актуального для литературы в целом, но усиливающегося в периоды общественных кризисов.

В рамках данной работы мы беремся за исследование тенденций развития русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии 1970;2000;х годов в контексте современного отечественного литературного процесса. Обозначенная литературоведческая проблема фактически не изучалась как историко-литературное явление. Она нуждается в глубоком научно-теоретическом исследовании и анализе, в оценке особенностей художественного мышления авторов, художественно-эстетической системы их произведений.

Период, взятый нами для исследования, распадается на два отрезка: 1970;80-е годы и конец 1980;х — 2000;е годы. В первый шло накопление опыта непредвзятого художественного осмысления жизненных фактов и явлений, как современных, так и историческихво второй период вместе с новыми текущими трудностями и проблемами в литературу вошла правда во всех ее часто драматических перипетиях и коллизиях.

Художественные творения — тончайший барометр, который чутко реагирует на все перемены в духовном, социально-психологическом климате эпохи в его единстве эмоционально-чувственной, бытовой, интеллектуальной, философской сфер. Они запечатлевают «практические» и «теоретические» формы социальной памяти, сознательные и бессознательные начала психики, мифологические и научные представления о человеке данной эпохи. Время, прошедшее после исторической даты распада Советского Союза, многое изменило и в области словесного искусства. На повестку дня были выдвинуты фундаментальные вопросы относительно основ национального существования, государственного устройства. Все это определило и новые аспекты художественного осмысления тем литературы Кабардино-Балкарии. По существу, поэты и писатели республики, начиная со второй половины 70-х, а особенно с 90-х годов XX века и по сей день, заняты исследованием тех изменений, которые характеризовали период общественных преобразований, трансформации сознания человека под воздействием исторических ломок.

Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии до сих пор остается явлением малоизученным. Творчество поэтов рассматривается нами в контексте художественного сознания европейской культуры, каким оно сложилось ко второй половине XX века. Таким образом, актуальность работы состоит, прежде всего, в том, что в ней исследуется объективная картина современного состояния русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии. Стремление полнее изучить индивидуальный литературный стиль поэтов заставило нас подробнее, чем это обычно делается при анализе литературной ситуации небольшого региона, «прописать» сам контекст — духовную ситуацию, в рамках которой обретает форму творчество русскоязычных поэтов республики. В данной работе термин «контекст» мы будем понимать широко. Это все тексты, созданные на рассматриваемом временном отрезке, и взаимодействующие внутри этого промежутка. Эти связи далеко не всегда явны, чаще они обусловлены самой культурной ситуацией. Такой контекст кажется приемлемым в связи с единством проблематики, эстетических и идейных поисков современных авторов. Сегодня, на наш взгляд, предстоит окончательно отказаться от привычного толкования литературы рубежа веков лишь в категориях конфронтации и взаимоотчуждения, как состояния войны между реализмом и модернизмом. Думается, что наиболее важная задача сегодня — уяснение феномена порубежного века в его собирательном опыте, сложной художественной целостности, не исключающей, разумеется, серьезных противостояний внутри себя. И эта идея уже укореняется и в отечественных, и в зарубежных исследованиях, истолковывая литературный процесс порубежной эпохи более расширительно и усматривая в монополии отдельных направлений совокупность творческих усилий. Необходимость поиска общих черт литературы XX века обусловлена единством языка, дающего близость картины мира в её основных координатах, культурными традициями жизненного уклада, уходящими в тысячелетнюю историю, и общностью социокультурной ситуации XX века. Изменение способа существования человека в XX веке и изменение самосознания человека предопределили социально-политические процессы. Глобальная социокультурная ситуация должна стать основой для построения единого процесса литературного развития.

Цели и задачи исследования. Основная цель работы — анализ современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии в контексте художественно-литературной процесса, сложившегося в России к концу XX века, и европейской культуры в целом.

В соответствии с целью исследования нами определен следующий комплекс задач: исследовать историко-литературный контекст, в рамках которого обретает форму творчество современных русскоязычных поэтов Кабардино-Балкарииустановить основные течения и школы современной русской поэзиивыявить основные тенденции развития русскоязычной поэзии республики на современном этапеопределить особенности поэтики отдельных русскоязычных поэтов Кабардино-Балкариивыяснить, как в творчестве современных русскоязычных поэтов республики преломились основные элементы поэтики модернизма, постмодернизма и реализмадать аргументированное обоснование факту определения и формирования современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии в зрелую и самобытную эстетическую систему.

Научная новизна работы. Новизна и научная значимость настоящего исследования определяются широтой предпринятого системного изучения современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии через призму историко-культурного контекста её становления. Кроме того, в научный оборот вводится новый теоретический и художественный материал, заключенный в анализе стихов малоизученных современных поэтов (Г.Яропольского, А. Кайданова, Дж. Кошубаева, Т. Толгурова) — творчество некоторых русскоязычных поэтов впервые изучается в рамках научной работы (Ю.Болатова, Д. Лунина, Т. Чаниевой).

Объектом диссертационного исследования являются поэтические произведения современной русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии, создававшиеся в период со второй половины семидесятых годов XX века до начала XXI века. Этот период характеризовался серьезными изменениями во всех сферах жизни российского общества, что не могло не найти художественного отражения и в современной поэзии. В работе анализируются произведения Руслана Семенова, Аркадия Кайданова, Георгия Яропольского, Тахира Толгурова, Джамбулата Кошубаева, Юруслана Болатова, Дмитрия Лунина и других поэтов, чье творчество составило качественное наполнение феномена современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии, вывело ее на новый уровень художественного развития.

Степень научной разработанности темы. Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии остается явлением малоизученным. На сегодняшний день нет отдельных монографических исследований, посвященных заявленной теме и в полной мере отражающих различные проблемы данного литературного феномена. Существуют отдельные разрозненные работы, в которых рассматриваются некоторые аспекты обозначенной литературоведческой проблемы.

Так, ряд вопросов, выходящих на тему нашего исследования, был затронут и получил соответствующее отражение в работах и статьях Т. Б. Гуртуевой, Н. А. Шогенцуковой, Дж.Кошубаева. В работе Т. Б. Гуртуевой «Маленький человек с большой буквы: очерки творчества» (1994) автор рассматривает русскоязычную поэзию Северного Кавказа в контексте постмодернизма.

Творчеству русскоязычных поэтов А. Кайданова и Р. Семенова посвящены отдельные главы в монографии Н. А. Шогенцуковой «Лабиринты текста» (2002).

Несколько статей и рецензий о творчестве изучаемых нами поэтов опубликованы в периодической печати. Среди них можно отметить статьи Игоря Терехова «Возвращение с холмов» («Литературная Кабардино-Балкария», 2004, № 3) о книге Г. Яропольского «Реквием по столетию» и «Дай, жизнь, на счастье доллар мне» («Советская молодежь», 1998, № 31), представляющую собой отклик на книгу А. Кайданова «Вход для посторонних" — статью А. Мусукаева «Путь к имени» («Кабардино-Балкарская правда», 1998, 24 сентября), посвященную поэзии Р.Семенова.

К творчеству отдельных русскоязычных поэтов обращались авторы диссертационных работ последних лет. Особый интерес в рамках нашего исследования представляет работа Куянцевой Е. А. «Кабардинская лирическая поэзия XX века: культурно-эстетические основы, поэтика жанров и стилей». В обозначенной диссертации содержится интересный материал по отдельным аспектам темы нашего исследования.

Названные и некоторые другие работы заявили тему русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии, обозначили ее как актуальную литературоведческую проблему, требующую серьезного, глубокого научно-теоретического исследования, но не дали полного, исчерпывающего осмысления данного художественного феномена. В национальном литературоведении нет специальной работы, посвященной комплексному исследованию русскоязычной поэзии республики. Данное диссертационное исследование является первой попыткой литературоведческого анализа современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили классические труды известных литературоведов В. М. Жирмунского, Г. Н. Поспелова, Л. Я. Гинзбург, М. Б. Храпченко, М. М. Бахтина. В изучении закономерностей развития современного поэтического процесса мы обратились к трудам исследователей в области теории и практики постмодернизма: Р. Барта, И. П. Ильина, И. В. Кукулина, В. Г. Кулакова, В. Н. Курицына, Н. Л. Лейдермана, М. Л. Липовецкого, Н. Б. Маньковской, И. С. Скоропановой, И. Хасана, У. Эко, М. Н. Эпштейна и др.

Интересные исследования русской литературы конца XX века представлены в периодических изданиях (журналы «Вопросы литературы», «Знамя», «Звезда», «Новый мир», «Новое литературное обозрение» и др.), а также в электронных изданиях сети Интернет.

Труды названных авторов, ученых-литературоведов имели большое значение для формирования основной концепции нашего диссертационного исследования, помогли в определении основных особенностей и закономерностей современной поэзии в целом и русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии в частности. Часть диссертационного исследования, посвящённая творчеству Р. Семенова, выполнена с привлечением дополнительного архивного материала, писем, воспоминаний современников.

Теоретическая значимость исследования состоит, прежде всего, в комплексном изучении явления русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии и отдельных творческих личностей. Исследование творчества русскоязычных поэтов в определенной степени восполнит пробел, явно обозначившийся в литературоведении национальных республик. В более широкой перспективе данная работа открывает возможности для дальнейшей разработки теоретических проблем истории литератур народов России и национальных литератур Северного Кавказа.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в школьной и вузовской практике при изучении комплекса дисциплин по истории литератур народов России. Отдельные выводы могут найти применение при создании программ спецкурсов и семинаров по поэзии Кабардино-Балкарии, а также могут быть использованы для изучения культуры и искусства республики в целом.

Осмысляя драматический опыт движения истории во второй половине XX века, и исходя из того, что развитие художественного сознания происходит в общем, в целостном социокультурном контексте, учитывая сущностные аспекты отечественного, республиканского литературного процесса и художественно-литературной ситуации в целом мы попытались понять суть художественного восприятия поэтов — наших современников, и адекватно представить достижения современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

В последней четверти XX века поэзия вступила в совершенно иные, особые отношения со временем, которое не то сжалось, не то раздвинулось, но сделалось вдруг единым, нерасчлененным. То есть, в отличие от прежних поэтов, порой ощущавших себя на сломе времен, порою — у их начала, поэты все чаще стали чувствовать себя, вторя позднему О. Мандельштаму и позднему же И. Бродскому, живущими сразу во всех временах — едва ли не современниками, чуть ли не очевидцами сразу и античности, и Пушкина, и сталинской империи, и сегодняшнего дня. При некоторой внешней схожести за этим стоит, однако, не постмодернистский тезис о невозможности историко-культурной иерархии, но некий новый «хронологический космополитизм», вызванный скептическим осознанием краткости и хрупкости человеческой цивилизации вообще и ее нынешней версии в частности.

Время, прошедшее после распада Советского Союза, многое изменило и в области словесного искусства. На повестку дня были выдвинуты фундаментальные вопросы относительно основ национального существования, государственного устройства. Все это определило и новые аспекты художественного осмысления тем литературы Кабардино-Балкарии. По существу, поэты и писатели республики, начиная со второй половины 70-х и, особенно в 90-е годы XX века и по сей день, заняты исследованием тех изменений, которые характеризовали период общественных преобразований, трансформации сознания человека под воздействием исторических ломок.

Современная русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии отличается особой интеллектуальностью, в ней используются экзистенциальные и по-стмодернистические художественные приемы, цитирования авторов мировой литературы и философии. (А.Кайданов. Г. Яропольский, Д. Кошубаев, Т. Толгуров). Эпоха постмодерна, как и эпоха модерна, на смену которой она пришла, может занять в истории человечества несколько веков, и мы живем лишь в ее начале, полагает Михаил Эпштейн. В его концепции модернизм завершает эпоху модерна, постмодернизм начинает эпоху постмодерна, является ее первым периодом. В предельно широком контексте под постмодерном понимается «глобальное состояние цивилизаций последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций», связанных с ощущением завершенности целого этапа культурно-исторического развития, «изжитости современности», вступление в полосу эволюционного кризиса. Весь многовековой опыт подвергается переосмыслению, служит базой для выявления объединяющих человечество ценностей, не привязанных к какой-либо центрирующей идеологии, религии, философии. Постмодерн заявил о себе как «транскультурный и мультирелигиозпый феномен, предполагающий диалог на основе взаимной информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества». [25:300] На основе понятия «постмодерн» возникло производное от него понятие «постмодернизм», которое, служит для обозначения нового периода в развитии культуры, стиля постне-классического научного мышления, нового художественного направления (в архитектуре, живописи, литературе и т. д.), теоретической рефлексии на все эти явления. Являясь достаточно новым и неизученным явлением, постмодернизм открывает большие перспективы для его изучения в контексте русской, общероссийской и мировой литературы. Современная литературная теория позволила совершенно по-другому взглянуть на природу художественного творчества, и постмодернизм стал итогом накоплений всех культурных эпох. Постмодернизм очень мудро охарактеризован как «синтез возврата к прошлому и движение вперед». Нужно отметить, что в процессе становления современной критической теории проблематизировалось само понятие «литературы», выявились новые методы для изучения литературы. На смену понятию автономного, уникального «художественного произведения» пришло понятие «текста» и «интертекста», на смену «языку» пришел «дискурс», реальный автор сменился на «авторскую функцию» и т. д. Как всякая новая художественная система, постмодернизм обладает своими принципами и методами анализа произведений.

Важной чертой, определяющей специфику постмодернизма, является характер отношений между автором и текстом. Автор обнажает процесс сотворения произведения. Поэтому оно как бы не очищено от языкового сора, нарочито не отделано до конца. К такому типу отношений между автором и текстом вполне применим термин «генотекст», т. е. рождающееся здесь и сейчас творение. Эта черта ярко выражена в творчестве Георгия Яропольско-го. Так в поэме «Признаки жизни», классические традиции смешиваются с современностью. Различные языки, перемешивающиеся, складывающиеся в различные драматические конфигурации, конфликтующие — воспринимаются как отчужденные и заново воскресшие из культурных образов. Ощутимо чувство перерыва и особого возобновления традиции. Мир наполнен свидетельствами происшедших событий, которые для каждого видящего означают свое. Свидетельства не связаны с событиями однозначно, но сами события подлинны, они — неотчуждаемые движения среди мира и сквозь него. Они находятся в истории, то есть неизвестно где, и при этом нерасторжимо связаны с существованием автора. Для того, что бы сохранить ответственность высказывания, автор стремится принять во внимание все человеческие судьбы, разбросанные в мире. Потенциально — все, учесть принципиальную множественность и разнородность языков. Сделать ее движущим фактором высказывания. Современный поэт несет в себе культуру в ее непрерывности. Яропольский — поэт, собирающий себя на руинах жизни и восставший из «почти некролога».

Каждое литературное направление ищет новую, еще неизвестную литературе реальность и на основе этих поисков формирует новую картину всего мира и всей жизни. Исследователь постмодернизма И. Ильин считает, что постмодернизм касается вопросов не столько мировоззрения, сколько мироощущения, иначе говоря, затрагивает ту область, «где на первый план выходит не рациональная, логически оформленная философская рефлексия, а глубоко эмоциональная, внутренне прочувствованная реакция современного человека на окружающий его мир». 33:279] Человек в постмодернизме ощущает социум как рационально организованный, но несоразмерный человеческому восприятию. Личность оказывается «объектом тотальных манипуляций в некоей макросистеме, состоящей из норм, кодов, конвенций, цитат, лишенных первоначального смысла лозунгов». Характерное постмодернизму мироощущение прослеживается и в творчестве Аркадия Кайданова. Возможно, наиболее сильная сторона его творчества это ирония. Ирония, сарказм, легкая циничная усмешка, — всё это для Кайданова способ не сорваться на крик. И здесь широкие возможности представляют две категории — интер-текстуалыюсти и игрового. Аркадий Кайданов ведет тонкую игру, создавая свои стихи на мощной культурной основе. Стиль поэта — причудливый сплав традиционной возвышенно-романтико-символистской интонации с советским новоязом, блатаризмами, жаргонизмами, канцеляритом, обломками научного стиля, и, наконец, с мощным пластом бытовой, разговорной фразеологии. Это сверхдемократичная поэзия, не делящая на высокое и низкое. Высокое он может «опустить», низкое — возвысить. Бросающийся в глаза комедийный эффект, уместно рассматривать не как цель, а как побочное действие удачного художественного эксперимента. Сложившийся в его результате стиль поэта принципиально индивидуален — контраст языковых красок парадоксальным образом сглажен. Цитация классиков явная или скрытая, позволяет еще острее почувствовать мысль поэта о разрыве, утрате нравственной системы прошлого. Ирония, интертекст, игра — элементы постмодернистской поэтики. Которые, однако, А. Кайданов использует, подчиняя своим поэтическим задачам, своему мироощущению. Поэт не упивается созданием мешанины ментальных обломков, не воспевает хаос, а создает, синтезируя, разнородные культурные явления, новый поэтический космос. Творчество А. Кайданова — удачная попытка преодолеть постмодернизм на его поле и его же средствами.

В середине 90-х возникло ощущение того, что сформировалось новое поколение. Эстетическая проблематика, в которой оно работает и которую оно преобразует, это проблематика новая не только для России, но и для евро-американского региона в целом. Слово «поколение» используется нами в расширительном значении: так условно названы не только те авторы, которые дебютировали во второй половине 1990;х, но и некоторые из тех, кто дебютировал несколько раньше, — те, кто может быть как-то сопоставлен в поле относительного единства художественной проблематики. Поэты 90-х формировались в России под воздействием перестройки, резко изменившей социально-психологический климат и культурный контекст: это было первое за много десятилетий поколение, стоящее перед необходимостью определяться в быстро меняющемся мире, а не адаптироваться к условиям стагнации. Если представить себе, что значительные поэтические достижения возникают там, где плодотворная литературная традиция пересекается с вызовом времени, социально-психологическими особенностями эпохи, то раньше, как правило, молодой поэт сперва включался (хотя бы и через подражание) в течение традиции, а потом постепенно выходил на уровень запросов эпохи, -теперь же многие талантливые молодые авторы практически сразу начинают работать в пласте современности, беря за основу остросовременные речевые модели (рекламные тексты, глянцевую журналистику, рок-тексты и др.), а подключение к традиции, обогащение культурного багажа происходит уже потом. Благодаря этому парадоксальным образом некоторые открытия русской поэзии последних десятилетий (конкретистская открытость к самородной поэтичности речи, постконцептуалистское стремление добиваться искренности и аутентичности высказывания несмотря ни на что, объективистский пафос фиксации деталей окружающего мира во всей подлинности и подробности, интерес к тендерным проблемам) с самого начала оказываются достоянием младшего поколения.

С 90-х гг. XX века литература, испытавшая сильное влияние экзистенциального и постмодернистического мировосприятия с развитым в нем иррациональным началом, стремится уйти от открытого конфликта в художественном произведении, от авторских оценок и позиций (не только от однозначных), уступая место созерцательно-отстраненному описанию событий и персонажей. Конфликт, в общем-то, остается, но специфика современной литературы состоит в своеобразном наблюдении за ним и его объективированной фиксации. Неизбежная авторская субъективность в изображении действительности может найти «выход» в действиях, мыслях и чувствах героев, в стилистике и поэтике произведения, хотя герой, как и автор, может вообще «исчезнуть», а изложение — «играть» с читателем своей неопределенностью. Именно таким образом идея абсурдности, неустойчивости, «неукорененности» человеческого существования входит проблемой, содержанием и темой современной литературы. Эта тенденция хорошо прослеживается в поэзии Тахира Толгурова, о чём мы говорили выше.

В современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии наблюдается разнообразие применения арсенала художественных средств, идущие от индивидуализации образных художественных средств и особенностей времени. В начале 2000;х гг. ситуацию личностного и творческого созревания изменило массовое проникновение в жизнь человека новых информационных и коммуникационных технологий. Речь идет не только о переменах в мировосприятии и поведенческих моделях, но и о новой форме социализации молодого автора — Интернет-сайтах со свободной публикацией, образующих своеобразную коммуникативную среду, в которой изначально оказываются почти все дебютанты 2000;х гг.

В заключении можно сделать следующие выводы:

1. Поэзия конца XX — XXI вв. имеет ярко выраженный полисистемный характер, что является следствием смены культурной парадигмы от тоталитарной модели к поливариантности постмодернизма.

2. Русскоязычная поэзия 1970;2000;х годов развивается в едином литературном процессе со всей русской литературой и за этот период проходит сложный и своеобразный путь развития. Проблематика современного литературного развития, как нам представляется, лежит в русле освоения и преломления различных традиций мировой культуры в условиях кризисного состояния мира, которое переживает все человечество. Психологически оно усугубляется общей ситуацией рубежа веков и даже тысячелетий. А в ситуации нашей страны — осознанием и изживанием всех противоречий и коллизий советского периода отечественной истории и культуры соцреализма.

3. Для русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии второй половины XX века настоящим открытием стала поэзия Руслана Семенова. Сохраняя верность традициям русской классики, Р. Семенов остро чувствовал нарастание социальных проблем общества, драматически переживал изменение нравственных ориентиров современников. Поэтическое слово Р. Семёнова, раскрепощенное и освобождённое от идеологической зависимости, — совершенно иное качество русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии конца XX века, когда уже нет необходимости в раскрытии заданных тем и в утверждении идейно-политических акцентов, а есть духовная общность Поэта и Читателей, объединенных пониманием непреходящих ценностей культуры.

4. Эпоха постмодернизма как особая культурная ситуация характеризуется существенной корректировкой современного поэтического сознания. Художественный арсенал русскоязычных поэтов республики Г. Яропольского, А. Кайданова, Дж. Кошубаева, Т. Толгурова — цитаты, аллюзии, реминисценции — свидетельствует о поддержании этими авторами постмодернистской эстетики.

5. На современном этапе развития русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии происходит расширение культурного пространства постмодернистской эстетики, многие современные поэты обращаются к различным традициям русской и мировой литературы. В русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии 2000;х годов наблюдается применение разнообразного арсенала художественных средств, что обусловлено стремлением постижения изменяющегося мира и человека.

Естественно, русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии не ограничивается именами, представленными в данной работе, и явлениями, рассмотренными в ней. Остается еще много вопросов, требующих своего адекватног го решения, что обуславливает актуальность и необходимость дальнейшего исследования феномена русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. История русской поэзии: 1730−1980. Компендиум. — М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  2. Барабаш Ю. Я Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1983. -416с.
  3. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1994. — 616с.
  4. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. -444с.
  5. Г. А. Художественный мир современной прозы. — М.: Наука, 1983 — 191с.
  6. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Наука, 1994.-228с.
  7. Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века: борьба реализма и модернизма. Киев: Мистецтво, 1986. — 131с.
  8. И. Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1990. — 231с.
  9. К.Д. Мир глазами поэта. — М.: Просвещение, 1979. 174с.
  10. Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. — 240с.
  11. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. -264с.
  12. M.JI. Очерк истории европейского стиха. — М.: Наука, 1989. — 320с.
  13. Г. Д. Образ в русской художественной культуре. -М.: Советский писатель, 1981. —310с.
  14. Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций / Гачев Г. Д. М.: Academia, 1998. — 430 с.
  15. Л.Я. О лирике. -М.: Интрада, 1997. 416 с.
  16. Т.Б. Маленький человек с большой буквы: Очерки творчества. Нальчик: Эльбрус, 1994.-207с.
  17. В. В. Исповедь земли: Слово о российской поэзии. -М.: Современник, 1980. 462с.
  18. В.Д. Идеи времени и формы времени. М.: Сов. писатель, 1980.-598с.
  19. Е.С. Сюжет и действительность: Искусство детали. Л.: Советский писатель, 1981. — 431с.
  20. В. Русские цветы зла. М: Подкова, 1997 — 504с.
  21. B.C. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003. — 464с.
  22. А.К. Блуждающие сны русского модернизма. М.: Сов. писатель, 1992.-429с.
  23. А.К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема — Приемы — Текст. Сборник статей. — М.: Прогресс, 1996.-344с.
  24. JI.A. Художественное сознание. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1990. — 212с.
  25. Д.В. Художественные ориентиры XX века. — М.: Сов. писатель, 1988.- 413с.
  26. A.M. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта 20 в. -М.: Советский писатель, 1989 410с.
  27. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998. 225с
  28. А. Творчество и свобода. М: Радуга, 1990. — 608с.
  29. Л. «Русская проза второй половины XX века». «Большой стиль эпохи». М.: «Дрофа», 2002. — 260с.
  30. В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. М.: изд-во МГУ, 2002. — 252с.
  31. Дж.П. Палимпсест: Эссе.Статьи. Нальчик: Эльбрус, 2008. -152с.
  32. М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. — 287с.
  33. А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.-320с.
  34. И.Г., Рыбинцева Г. В. Социодинамика художественного сознания. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. ин-та, 1992. — 167с.
  35. Г. Н. Очерки русской поэзии 1980-х годов: Специфика жанров и стилей / Г. Н. Малышева. М.: Наследие, 1996. — 176с.
  36. А. Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи: Русская проза 80−90-х годов XX века. Киев: Киевский университет, 2000. — 434с.
  37. A.C. Эстетика и искусство во 2 пол.20 В. — М: Знание, 1991. -64с.
  38. В.В. Художественные традиции в современной поэзии. — Иваново: Изд во Ивановского ун-та, 1980. — 87 с.
  39. Е. А., Бакина М. А. Языковые процессы в современной русской поэзии. М.: Наука, 1982. — 312 с.
  40. Г. Л. Русская проза второй половины 80-х нач. 90-х гг. ХХв.-Минск, 1997.-231с.
  41. Г. Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. — 325с.
  42. К.Ф. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000. — 432с.
  43. Л. И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1982. — 342с.
  44. Ю.В. Ядро правды- Статьи, интервью, эссе. М: Правда, 1988 .-61с.
  45. М. В. Поэтология. М.: Грааль, 1997. — 192с.
  46. В. Человек в поисках смысла. — Москва: Прогресс, 1990. — 368с.
  47. C.JI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М.: ACT, 2007. — 506с.
  48. Фрейденберг О. М, Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. -448 с.
  49. М.Б. Художественное творчество. Действительность. Человек. М.: Советский писатель, 1976. — 368с.
  50. А.Л. Земное эхо солнечных бурь. Москва: Мысль, 1976. -338с.
  51. Шарден, Пьер Тейяр. Феномен человека. М: ACT, 2002. — 554с.
  52. H.A. Лабиринты текста. Нальчик: Эльбрус, 2002 — 224с.
  53. .С. Русская проза на рубеже веков. М.: Илекса, 2004. — 110с.
  54. М.Н. Парадоксы новизны. — М.: Прогресс, 1988. 260с.
  55. Эко Умберто Заметки на полях «Имени Розы». М.: Симпозиум, 2007— 96с.
  56. Е. Г. Там, внутри: О русской поэзии XX века: Очерки. СПб.: Максима, 1997.- 567с.
  57. Юнг К. Г. Психология души современного человека. М.: Прогресс, 1993.-408с.1.
  58. М. Возможность высказывания. // Знамя. 1994. № 6. -С.191−198.
  59. А. Внуяз.// Грани.- 1995. № 177. С.145 148.
  60. С. Пост постмодерн?// Москва. — 1998. № 8. — С.175- 180.
  61. В.А. Новые тенденции современной русской советской поэзии // Филологические науки. 1991. № 1. — С. 3−12.
  62. В. А. Иосиф Бродский и русские поэты XX века // Филологические науки. 1996. № 5. С. 3−14.
  63. К. Сквозь слёзы, в кн. А. Кайданов Танцы в темноте Нальчик, 1992.-200с.
  64. С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? //НЛО. 1997. № 28. — С.244 — 259.
  65. В. Поэзия и анекдот // Звезда. 1994. № 3 — С. 128
  66. В. У истоков независимой культуры // Звезда. 1990. № 1. — С. 184−192.
  67. Д. Постконцептуализм // НЛО. 2001. № 4. — С.461−470.
  68. И. Создать человека, пока ты не человек. Заметки о русской поэзии 2000-х// Новый мир. 2010. № 1. — С. 115−200.
  69. В. После катастрофы // Знамя. 1996. № 2 — С.241−272.
  70. В. Стихи и время // Новый мир. 1995. № 8. — С.200−208.
  71. В. Лирика это то, что требуется // Знамя. — 1991. № 12. — С. 222−229.
  72. В. Время множить приставки: к понятию постмодернизма. //Октябрь.- 1997. № 7. С. 178 -183.
  73. В. Постмодернизм: новая первобытная культура. //Новый мир. 1992.№ 2.-С.225 -232.
  74. В. О некоторых попытках противостояния авангардной парадигме. //НЛО. 1996. № 20. — С. ЗЗ 1−357.
  75. В. К ситуации постмодернизма. //НЛО. 1995. № 11.- С. 197 223.
  76. В. Концептуализм и соц-арт: тела и ностальгии. //НЛО. -1998. № 2. С.306−310.
  77. В. Постмодернизм. //Москва. 1998. № 9. — С.6−9.
  78. М. Паралогия русского постмодернизма. //НЛО. 1998. № 2.-С.285−304.
  79. М. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма. //Знамя. 1995. № 8. — С. 194−205.
  80. М. Патогенез и лечение глухонемоты.//Новый мир. 1992. № 7. — С.213−223.
  81. М. Апофеоз частиц, или диалоги с хаосом. //Знамя. -1992. № 8. С.214−224.
  82. А.И. Путь к имени. В кн. Семенов Р. Б. Уроки совести: Стихи. — Нальчик: Эльбрус, 1991. — 200с.
  83. А. Замечательное десятилетие (О русской прозе 90-х годов) // Новый мир. 2000. № 1. — С. 199−219.
  84. .Б. Он пришел в этот мир поэтом. // Кабардино-Балкарская правда. — 1997 г. 26 сент.
  85. К. Кризис слова на пороге свободы. // Знамя. 1999. № 8. -С.204−214.
  86. А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. — 1995. № 6. — С. 17−29.
  87. И. О поэте Р.Семёнове // КБП. 1991.-28 сент.
  88. H.A. Основные тенденции развития поэтического языка в конце XX века // НЛО. 2001. № 50 — С. 417−420.
  89. H.A. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изд. РАН. Сер. лит. и языка. 1998. Т. 57. № 5. -С. 25−38.
  90. А. Об иронии в современной поэзии // Лепта. 1993. № 5-С.152−154.
  91. М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда. — 1996. № 8.-С.166−188.
  92. М. Концепты. Метаболы: О новых течениях в поэзии. // Октябрь. 1988. № 4 — С. 194−203.
  93. В. Анкудинов К. Современные русские поэты. Справочник-антология М., 1998 — 364с,
  94. М. Другие и прежние вещи. М.: НЛО, 2000. — 93с.
  95. Ю. Освобожденная поэзия. Нальчик: Эльбрус, 1999. — 200с.
  96. Ю. Молитвослов Евразии Нальчик: Эльбрус, 2002. — 150с.
  97. И.А. Избранные стихотворения 1957 — 1992. -М.: Панорама, 1994−368с.
  98. И.А. Пейзаж с наводнением: Стихотворения. М.: Азбука, 2007−364с.
  99. И.А. Часть речи. Избранные произведения М.: Азбука-классика, 2009 — 464 с.
  100. Дм. Как надо жить, чтоб быть любимым. М.: ОГИ, 2001. -48с.
  101. Дм. Здравствуйте, я пришел с вами попрощаться. М.: Гаятри, 2007.- 176 с.
  102. С.М. Найти охотника: Книга стихов. СПб.: Пушкинский фонд, — 2002.
  103. A.C. Имя: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1983. — 170с.
  104. A.C. Потому что люблю: Стихи и поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1989.- 183с.
  105. A.C. Танцы в темноте: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1992−200с.
  106. A.C. Неопознанное лето: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1994— 254с.
  107. A.C. Вход для посторонних: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1998.-352с.
  108. И.И. Кони времени: Стихи. М.: Современник, 1987. -109с.
  109. И.И. На розовом коне: Стихи. М.: Советский писатель, 1987.- 111с.
  110. И.И. Незнакомое время: Стихи. М.: Советский писатель, 4-^ 1980.-120с.
  111. Т.Ю. Юбилей лирического героя. -М.: Проект ОГИ, 2000 -48с.
  112. Д. Логос без имени. Нальчик: Эльбрус, 2002. — 150с. НЗ. Кушнер A.C. Времена не выбирают (пять десятилетий). — М.: Азбукаклассика, 2007. — 224с.
  113. Д. Больное время: Стихи. Таганрог: Нюанс, 2007- 150с.
  114. Д. Свет ночных фонарей. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2009.-72с.
  115. Д. Ночной прохожий. Нальчик: Эльбрус, 2010. — 87с.
  116. К. Все плохо. М.: ОГИ, 2002. — 88с.
  117. В. Совершеннолетие. М.: ОГИ, 2001. — 348с.
  118. Д.А. Разнообразие всего. М.: ОГИ, 2007. — 288 с.
  119. Р.Б. Улица звезд. Нальчик: Эльбрус, 1970 — 100с.
  120. Р.Б. Крона. Нальчик: Эльбрус, 1974. — 120с.
  121. Р.Б. Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1983 — 150с.
  122. Р.Б. Уроки совести. Нальчик: Эльбрус, 1991 — 250с.
  123. Р.Б. Пришел поклониться вам. Нальчик: Эльбрус, 2008. -570с.
  124. Т.З. Пять шагов на огонь: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1992 — 112с.
  125. Т.М. Оплачено сердцем. Нальчик: Эльбрус, 2005. — 200с.
  126. Т.М. Интонация молчания. Нальчик: Эль-фа, 2006. — 195с.
  127. Г. Б. Реквием по столетию. Стихотворения и поэмы. -Нальчик: Эльбрус, 2003. 168с.
Заполнить форму текущей работой