Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова
В романтической эстетике и поэзии одной из центральных проблем выступала проблема целостного, абсолютного идеала. Идеал воспринимался западноевропейскими и русскими романтиками и как эстетическая категория, и как цель жизнетворчества, поэтому романтики утверждали, что человек должен оформлять свою повседневную жизнь в соответствии с абсолютным идеалом, синтезирующим красоту, добро и истину… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Поэтические представления А. С. Хомякова об идеале в эстетическом контексте первой трети XIX в
- 1. 1. Категория «идеал» в русской эстетике и поэзии первой трети XIX в
- 1. 2. Онтологический идеал единства конечного и бесконечного в лирике
- А.С.Хомякова
- Глава 2. Гносеологический и эстетический идеал в лирике А.С. Хомякова
- 2. 1. Поэтические представления А. С. Хомякова об истине и соборном знании
- 2. 2. Проблема эстетического идеала и вдохновения в лирике
- А.С. Хомякова
- Глава 3. Этический и историософский идеал в лирике А.С. Хомякова
- 3. 1. Этические и религиозные ценности в лирике А.С. Хомякова
- 3. 2. Мессианская роль России в лирике А.С. Хомякова
Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Идеал как «образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений"1 выступает центральной категорией не только эстетики, метода, направления, философской системы, но и всей культурной парадигмы. Идеал в культурной парадигме создает позицию для осмысления степени совершенства окружающей жизни и человека. Представления об идеале на протяжении человеческой истории достаточно резко менялись, наполнялись качественно новыми ценностными смыслами.
В романтической эстетике и поэзии одной из центральных проблем выступала проблема целостного, абсолютного идеала. Идеал воспринимался западноевропейскими и русскими романтиками и как эстетическая категория, и как цель жизнетворчества, поэтому романтики утверждали, что человек должен оформлять свою повседневную жизнь в соответствии с абсолютным идеалом, синтезирующим красоту, добро и истину. Романтики в большинстве своем отрицали тезис о недостижимости идеала. По мысли В. И. Сахарова, «Романтизм у нас становился не просто литературой, но жизнестроительством, особым взглядом на мир, требующим поистине революционного преображения этого мира"2. Романтический идеал мыслился как максимальное проявление духовных стремлений человека, как устремление к Абсолюту. Если в эстетике классицизма идеал постулировался рационалистически как соответствие явления жизни абстрактной идее, то в романтической культуре, которая постулирует диалектическое единство микро-и макрокосма, устремление к идеалу предполагало реализацию принципов потенцирования духовных стремлений к абсолютным формам их выражения, духовного самовыражения, интроспекции, модели духовного философский энциклопедический словарь. — М.:ИНФРА-М, 2001. — С. 169.
2Сахаров В. И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. — М.: ИМПИ РАН, 2004. — С. 6. восхождения3. Если идеал классицистов статичен, то романтический идеал динамичен: Вселенную, природу и человека романтики понимали как становящиеся проявления абсолютной творческой идеи, силы. Идеал в романтизме изначально нацелен на обращение личности к постижению абсолютного смысла индивидуального бытия. В утверждаемом романтиками идеале достигается органическое единство индивидуального и вселенского, универсального, конечного и бесконечного.
Для романтиков идеал — это более, чем идея, это смысл и сверхсмысл бытия, в силу чего в восприятии идеала западноевропейскими и русскими романтиками ярко выражается метафизическая, религиозная составляющая4. Так, Ф. Шлегель подчеркивал: «Отношение истинного художника и истинного человека к идеалу религиозно"5. Об имманентной религиозности и философичности романтического искусства писали и русские романтики, например, В. Ф. Одоевский: «Почти везде религия породила искусства. Благодарность к помыслу исторгла их из души человека, и он захотел непременно созданием заплатить за создание"6.
Особенностью русской культуры является то, что именно русская романтическая литература как литература классическая, органично вобравшая предшествующие традиции отечественной словесности, оформила представления о человеке и мире, ставшие концептами национального идеала. Стремление к целостности, к синтезу имманентного и трансцендентного обусловили закономерное движение русского романтизма к реализму, к обретению идеала в естественном движении жизни.
А.С. Хомяков давно признан самобытным русским философом, но его.
3Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля // Чтения по истории и теории культуры. — Вып. 6. Историческая поэтика. — М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1994. — С. 57.
4Подробнее см.: Карташова И. В., Семенов JI.E. Романтизм и христианство // Русская литература XIX века и христианство. — М.: МГУ, 1997. — С. 103−110.
Литературные манифесты западноевропейских романтиков. — М.: Изд-во МГУ, 1980. -С. 58.
6Одоевский В. Ф. Парадоксы // Одоевский В. Ф. О литературе и искусстве. — М.: Современник, 1982.-С. 30−32. эстетическое и поэтическое наследие целостно не изучено до сих пор. Хомякову-поэту долгое время отводилось место во втором ряду русских поэтов, устоявшимся определением его поэзии было «риторическая». Вместе с тем рассмотрение его лирики как целостного эстетического контекста в развитии позволяет раскрыть эстетическое и мировоззренческое своеобразие славянофильской поэзии в целом. Поэзия Хомякова помогает выявить генезис и оформление русской «метафизической» и «духовной» поэзии, преодоление отвлеченной идеалистической концепции мира, характерной для раннего русского романтизма. Современное отечественное литературоведение стремится осмыслять прежде всего метафизические и религиозные основания поэтической картины мира, что очень актуально применительно к лирике Хомякова. В связи с этим изучение лирики Хомякова актуально и имеет бесспорный научный интерес.
Духовная эволюция Хомякова включала в себя два этапа: первый охватывает собою 1820-е — 1830-е годы, а второй вбирает 1840-е — 1850-е годы. Если для первого этапа характерен интерес к натурфилософии Ф.-В. Шеллинга, и в целом, к немецкой классической философии, то для второго этапа значимо стремление создать национально самобытную мировоззренческую систему, органично вбирающую традиции православия. В первый период Хомяков не выходит за рамки любомудрия, во второй период он становится одним из идеологов славянофильства. Представления Хомякова об идеале в данные периоды изменялись.
В 1820-е — 1830-е годы, как и другие любомудры, Хомяков акцентирует гносеологический идеал самопознания. Данный идеал очень четко сформулировал Д. В. Веневитинов: «Самопознание — вот идея, одна только п могущая одушевить вселеннуювот цель и венец человека.» («Несколько мыслей в план журнала», 1826). Оба поэта стремились через самопознание постичь природу духовной субстанции. Самопознание воспринималось как.
Веневитинов Д. В. Стихотворения. Проза. — М.: Наука, 1980. — С. 128. высшая форма духовной жизни, в которой природа осознала свой высший творческий источник. Подобно любомудрам, Хомяков сближает поэта с философом и пророком. Вместе с тем, идеал Хомякова уже в 1820-е — 1830-е годы стремится преодолеть узкие рамки интеллектуальной сферы, найти новые качественные основы для проявления жизни. Такую жизнетворческую реализацию идеальной природы человека Хомяков находит в жажде бытия, действия, битвы, отсюда поэтизация войны и подвига во имя родины, народа и веры. Н. А. Бердяев указывал: «Воинственность — характерная черта Хомякова"8. Жажда поступка, подвига сближает Хомякова, с одной стороны, с поэзией декабристов, с другой — предвосхищает раннюю лирику М. Ю. Лермонтова.
В поздней лирике Хомякова условные романтические представления о пророческом назначении поэта наполняются религиозным смыслом. Ключевой же характеристикой идеала поздней лирики художника выступает соборность как духовное единство индивидуальностей вокруг источника жизни — Бога, основанное на началах свободы и любви. Поэт стремится обрести живые начала соборности, веры, надежды и любви в человеческом быте, общении, семье, обществе, церкви, всемирной истории. Подобно И. В. Киреевскому, Ф. М. Достоевскому, Хомяков отвергает западный эгоцентризм, рационализм и утверждает особую идеальную форму мироощущения — внутреннюю соборность как согласие духа, души и сердца, разума и веры, земного и небесного. В поздней лирике Хомякова, наряду с эстетической формой отношения к миру, мы видим доминирование религиозного мировоззрения. В. А. Котельников подчеркивает в этой связи: «Взгляд религиозно одаренных романтиков перемещается от теокосмической периферии к абсолютному центру бытия, к средоточию истинного покоя"9. Для Хомякова идеальным проявлением духовной активности в поздний.
8Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. — М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1912. — С. 4Е.
9Котельников В.А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах // Русская литература. — 1994. — № 1. — С. 27. f период его творчества выступает молитва, в которой душа также может совершить свой «подвиг».
Каждый из рассмотренных периодов развития лирики Хомякова требует целостного исследования, так как магистральные образы и мотивы ранней лирики поэта получают качественно новое, религиозно-этическое осмысление в поздний период. Во-первых, целостное изучение этико-эстетического идеала в творчестве Хомякова предполагает рассмотрение творчества Хомякова в соотношении с поэтическим контекстом его эпохи, основными направлениями русской и западноевропейской лирики. Во-вторых, осмысление поэтического идеала Хомякова должно учитывать четыре уровня: онтологический, гносеологический, этический и эстетический. В-третьих, поэзия Хомякова должна осмысляться в единстве с его философской концепцией.
В изучении наследия Хомякова в целом и проблемы этико-эстетического идеала в его творчестве можно выделить следующие этапы:
1) прижизненная критика и отзывы современников поэта (1820-е -1850-е гг.);
2) первые попытки системного подхода к изучению творчества Хомякова в дореволюционном академическом литературоведении (1860-е- 1910;е гг.);
3) советское литературоведение 1920;х — 1980;х г.;
4) современные литературоведческие, философские работы о поэте. Постараемся осветить историю изучения творчества Хомякова, выделив на каждом этапе научную проблематику и методы исследования.
Большинство современников отмечали незаурядный характер личности Хомякова. Должное его интеллектуальным способностям отдавали даже его оппоненты, например, А. И. Герцен: «Ум сильный, подвижный, богатый средствами и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо проспорил всю свою жизнь"l0.
Современники поэта наблюдали за эволюцией поэтики и мировоззренческих основ лирики Хомякова и оценивали эти изменения в своих критических отзывах. Так, И. В. Киреевский относил раннюю лирику поэта к «немецкой школе», сближая его творчество с поэзией С. П. Шевырева и Ф. И. Тютчева. Киреевский уже в ранних поэтических произведениях Хомякова видел проявления одаренности: «Хомяков, которого стихи всегда дышат мыслию и чувством, а иногда блестят докончанностью отделки."11. В статье «В ответ А.С. Хомякову» (1838), в письмах И. В. Киреевский вступает в ценностный диалог с Хомяковым как лидером славянофильства и рассматривает те религиозные, историософские и эстетические проблемы, которые были актуальны для обоих мыслителей. Так, в письме к А. С. Хомякову от 15 июля 1840 г. Киреевский рассматривает проблему мудрого духовного делания, которая была ведущей в творчестве Хомякова: «<.> воля родится втайне и воспитывается молчанием"*2.
В «Обозрении современной литературы» К. С. Аксаков констатирует недостаточное внимание к творчеству Хомякова. В стихах поэта он отмечает широту содержания, мысли, выходящих за пределы стихотворения, что способствует созданию необычайного эффекта: «Содержание так широко, так стремится воплотиться в жизни, в действительности, в деле, что часто после прочтения стихов Хомякова бываешь преимущественно полон мыслию, в них высказанною"13. Эта мысль будет поддержана позднее И. С. Аксаковым, который, отмечая «искренность убеждения» в лирике Хомякова, считал, что в ней проповедник превалирует над художником.
10Герцен А. И. Былое и думы: В 2 т. — М.: Художественная литература, 1987. — Т. 1. -С. 387.
Киреевский И. В. Обозрение русской словесности за 1829 год // Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. — М.: Типография Императорского Московского университета, 1911. -Т. 2.-С. 25.
12Там же. — Т. 1.-С. 67.
Аксаков К. С. Обозрение современной литературы // Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. — М.: Современник, 1981. — С. 211.
В.Г. Белинский в статьях «О критике и литературных мнениях „Московского наблюдателя“», «Русская литература в 1844 году» высказал достаточно резкие оценки в отношении поэзии Хомякова. Для Белинского Хомяков — «блистательный поэт выражения, и только выражения, подделывающийся под мысль."14. В произведениях Хомякова критик видел «искусственность».
В отзывах современников Хомякова его творчество рассматривалось в контексте идеологических споров между западниками и славянофилами. Для литературных критиков этого периода было значимым определить место поэта среди художественных направлений эпохи. Отзывы современников, в частности Ю. Ф. Самарина, дают важные биографические сведения о поэте, помогающие понять его религиозность. Прижизненная критика, несмотря на лаконизм отзывов, сформировала исходную методологическую установку в изучении творчества поэта — рассматривать его лирику в контексте романтической «поэзии мысли».
Популяризации и изучению творческого наследия поэта и философа способствовало издание в Праге в период с 1861—1873 гг. четырехтомного собрания сочинений Хомякова. В 1867 году выходит первое издание его богословских сочинений с предисловием Ю. Ф. Самарина. В 1880—1910;е гг. публикуется достаточное количество статей, брошюр, книг, посвященных творчеству Хомякова, которые, как правило, имеют описательный, биографический характер. В этот период к анализу наследия Хомякова обращались В. В. Чуйко, И. И. Ромашков, Д. Д. Языков, Н. Котляревский, В. 3. Завитневич, А. Н. Пыпин, В. Н. Лясковский, Ф. Степун, В. Н. Кораблев. В работах данных исследователей уделялось внимание прежде всего философским взглядам мыслителя, а поэзия рассматривалась эпизодически, часто как биографический и иллюстративный материал.
14Белинский В.Г. О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» // Белинский В. Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. -Т. 2.-С. 150.
В.В. Чуйко анализирует поэзию Хомякова с точки зрения его славянофильской философской позиции и стремится охарактеризовать его представления об идеале. Исследователь, с одной стороны, считает Хомякова «общественным поэтом», с другой — видит в нем художника «жаркой мысли"15. Е. А. Лебедева, помимо традиционной развернутой биографической характеристики философа, стремится выявить поэтическое и мировоззренческое своеобразие лирики художника, раскрыть ее этический идеал16.
В.Н. Лясковский на рубеже XIX — XX веков собрал воедино богатый биографический материал и попытался целостно охарактеризовать философские взгляды Хомякова. Исследователь осветил историософский идеал мыслителя, его представления о духовности русского народа. Особое внимание Лясковский уделил анализу гносеологического идеала поэта, ориентированного прежде всего на веру: «Вера составляет предел внутреннему развитию человека"17.
Изучению философского и художественного наследия Хомякова посвятил ряд работ В. З. Завитневич, который раскрыл истоки и оформление «общеславянского» идеала Хомякова. По мысли ученого, в основе соборного идеала философии Хомякова лежит этическая ценность любви18. В работах Завитневича анализируется комплекс представлений Хомякова о Церкви.
Н. Котляревский одним из первых в отечественной науке обратился к изучению лирики Хомякова, рассматривая ее преемственность западноевропейскому и русскому романтизму, элегической школе, анализируя ведущие жанры в творчестве художника. Исследователь проанализировал ведущие средства создания образности в лирике поэта и их.
15Чуйко В. В. Современная поэзия в ее представителях. — СПб.: Тип. А. Тагов, 1885. -С. 118.
6Лебедева Е. А. Алексей Степанович Хомяков. — СПб., 1897. — С. 47.
17Лясковский В. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения. — М., 1897.
С. 69.
Завитневич В. В. Место Алексея Степановича Хомякова в истории русского народного самосознания. — Харьков: Типография Губернского Правления, 1904. — С. 40. мировоззренческое наполнение: «Одна из любимых метафор, которой часто пользовался Хомяков в своих стихах — это луч, восходящий с Востока"19.
Среди дореволюционных исследований творчества Хомякова особое место занимают работы, в которых их авторы стремятся раскрыть отношение поэта к западноевропейской культуре, философии и прежде всего к натурфилософии Ф.-В. Шеллинга. Так, Иванов-Разумник постулировал мысль, что «славянофильство в общем стояло на почве шеллингианства"20.
В.Н. Кораблев, стремясь проследить эволюцию мировоззрения Хомякова от шеллингианства к славянофильству, определил ведущие составляющие.
21 этического идеала поэта — «любовь, правда, и смирение». Ф. Степун раскрыл процесс религиозно-этической трансформации идеалистического концепта «универсум» в эстетике и поэтическом творчестве славянофилов в идеал соборности .
К исследованию духовного наследия поэта обращались и русские религиозные философы B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский. Несмотря на то, что объектами их осмыслений были философские и религиозные взгляды Хомякова, многие их положения могут стать методологическими основаниями для литературоведческого анализа. В. Соловьев дал достаточно развернутую и резкую критику славянофильства, видя в нем угрозу националистической ограниченности23.
Н.А. Бердяев составил духовный портрет Хомякова, учитывая его биографию и философские труды. По мнению Бердяева, славянофильство явилось в России первой самостоятельной идеологией, определило религиозный вектор русской философии. Ведущей чертой славянофильской.
19Котляревский Н. А. С. Хомяков как поэт // Русская мысль. — 1908. — Кн. IX. — С. 15.
20Иванов-Разумник История общественной мысли: В 3 т. — М.: ТЕРРА: Республика, 1997. -Т.1.-С. 285.
2'Кораблев В. Н. Памяти А.С. Хомякова. — СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1904. — С. 10.
22 См.: Степун Ф. Немецкий романтизм и русское славянофильство // Русская мысль. -1910.-Кн. III.-С. 65−91.
См.: Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. — СПб., 1891. — С. 25. гносеологии мыслитель считал стремление к духовной целостности: «Органом познания сущего признается не отвлеченный разум, не отвлеченный интеллект, а целостный дух"24. В личности Хомякова философ видел проявление универсальности — ведущей характеристики пушкинской эпохи. Среди личностных качеств Хомякова мыслитель подчеркивал также «пафос гордости», «догматическое упорство», «рыцарское отношение к Церкви», религиозность, «ясность церковного сознания», отсутствие «интимности», верность земле. В силу рационализма, рассудочности, Хомякова, по мысли Бердяева, его нельзя считать «настоящим поэтом и мистиком». Мыслитель раскрыл гносеологические и этические основания соборного идеала в философской системе Хомякова, его концепции свободы, веры и воли.
В.В. Розанов в своих ранних работах отметил отсутствие цельности и законченности хомяковского учения. Философское наследие Хомякова философ называл прекрасным зданием, прекрасным планом, «от которого осталось много щебня». Позднее оценка наследия Хомякова Розановым резко меняется: философ называет Хомякова «гением мысли» и ставит его на одну ступень с Шопенгауэром и Ницше «по качеству и силе». Розанов утверждал, что творчество Хомякова стало основой для произведений Ф. М. Достоевского, JI.H. Толстого, Антония Храповицкого и «нового академического богословия"26.
Интерес к философскому наследию Хомякова был высок у русских религиозных философов, живших в эмиграции. Так, развернутый анализ гносеологических, этических и историософских воззрений Хомякова дал И. О. Лосский, который подчеркивал: «Подобно Киреевскому, Хомяков во всем своем мышлении руководился идеею конкретности и цельности.
24Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. — М.: Товарищество типографии.
A.И. Мамонтова, 1912. — С. 13.
25Розанов В. В. Памяти Хомякова (1 мая 1804 — 1 мая 1904 г.) // Розанов В. В. Собрание сочинений. Около церковных стен. — М.: Республика, 1995. — С. 419.
26Розанов В. В. Алексей Степанович Хомяков. К 50-летию со дня кончины его // Розанов.
B.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях. — М.: Республика, 1995. — С. 456. бытия"27.
Таким образом, в дореволюционном литературоведении и в русской религиозной философии сформировались три основных направления в изучении творчества Хомякова: биографический, историко-культурный и философско-исторический. Хотя поэтика лирики Хомякова в данный период рассматривается эпизодически, тем не менее биографами и исследователями Хомякова раскрыты ее философские, религиозные основания, рассмотрена преемственность Хомякова западноевропейскому идеализму, осмыслены гносеологические, этические, историософские основы идеала соборности.
Советское литературоведение, в силу объективных идеологических условий, основным объектом изучения лирики Хомякова сделало поэтику, стремясь определить место поэта среди основных направлений русского романтизма. Поэтическому и мировоззренческому своеобразию лирики славянофилов посвящены работы Ю. Н. Тынянова, Г. А. Гуковского, Н. Я. Берковского, Д. Д. Благого, Л. Я. Гинзбург, Ю. В. Манна, Е. А. Маймина,.
A.В. Михайлова. Ю. Н. Тынянов рассматривал творчество Хомякова через.
28 жанровые и стилевые доминанты. Л. Я. Гинзбург анализировала поэзию Хомякова в контексте развития философской лирики: «Хомяков наиболее отчетливо выразил основы шеллингианской эстетики: искусство — это воплощение бесконечного в конечномсамая вселенная — художественное произведение бога. Поэт — носитель высшего познания и откровения"29.
В.И. Кулешов осмыслил диалог славянофилов с магистральными поэтическими направлениями западноевропейской и русской поэзии XIX в. По мысли Кулешова, ранние славянофилы во многом шли вслед за.
B.А. Жуковским. Исследователь охарактеризовал магистральные мотивы и образы лирики Хомякова30. Для советского литературоведения.
Лосский Н. О. История русской философии. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. -С. 36.
28 См.: Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977.
29Гинзбург Л.Я. О лирике. — Л.: Советский писатель, 1974. — С. 65.
30 См.: Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. — М.: Художественная литература, 1976. — С. 78 — 135. центральными были положения о том, что Хомяков — это прежде всего поэт «пушкинской поры», романтик, продолжатель эстетики любомудров. Ю. В. Манн включает наследие Хомякова в общий контекст русской.
31 философской поэзии и эстетики .
Е.А. Маймин в анализе лирических произведений Хомякова учитывал их мировоззренческую основу и поэтическое своеобразие: «развивающиеся метафоры», «рациональную композицию» и др. По мысли исследователя в основе многих произведений поэта лежит «мысль готовая, последний вывод мысли"32.
А.И. Абрамов пришел к выводу, что ведущими «принципами славянофильской эстетики являлись прежде всего «консервативно истолковываемая идея народности, религиозно-идеалистическое понимание искусства, идея символизма художественной формы."33. В эстетике славянофилов ученый видел, с одной стороны, преемственность шеллингианской эстетике, с другой — ориентацию на православную религиозность. По мысли исследователя, в эстетике славянофилов «критика индивидуализма» сочетается с постулированием идеала соборности34.
Работы Б. Ф. Егорова являются научным мостом между советским периодом в изучении поэзии Хомякова и современным литературоведением. В исследованиях ученого осмысляется ценностная содержательность доминирующих мотивов поэзии Хомякова, рассматривается эволюция мировосприятия и поэтики35. Исследователь раскрывает этико-эстетические составляющие поэтического идеала. Егоров прослеживает связь поэзии Хомякова с традициями европейского и русского романтизма. Одной из особенностей творчества Хомякова ученый считает двойственность, которая.
31Манн Ю. В. Русская философская эстетика (1820 — 1830-е годы). — М.: Искусство, 1969.
32Маймин Е. А. Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. — М.: Наука, 1976. — С. 53.
33Абрамов А. И. Славянофилы // История эстетической мысли: В 6 т. — М.: Искусство, 1986. — Т. 3. С. 372.
34Там же. — С. 373.
35 См.: Егоров Б. Ф. От Хомякова до Лотмана. — М., 2003. вошла и в его жизнь, и в его творчество. Это противоречие Хомяков старается снять посредством идеала соборности.
Как мы видим, советское литературоведение планомерно изучало проблемы поэтического стиля, художественной картины мира Хомякова. Ученых интересовала преемственность поэта ключевым поэтическим и философским направлениям эпохи.
Современное литературоведение диалектически соединяет лучшие достижения русской религиозной философии и советского литературоведения в осмыслении поэзии Хомякова. Интерес к творчеству Хомякова активизировался в связи с обращением русского общества к своим религиозным истокам. Среди современных работ, посвященных творчеству славянофилов, отметим работы Еремеева А. Э., в которых осмысляются проблемы, связанные с генезисом русской философской эстетики славянофилов, развитием идеи Абсолюта в эстетической системе36. На современном этапе к изучению наследия мыслителя обращаются не только филологи, но и богословы, философы, социологи, историки. Разнообразие научных подходов наиболее проявилось в преддверии празднования 200-летия со дня рождения Хомякова, что нашло отражение в юбилейных сборниках.
В работах В. Г. Щукина, A.M. Буланова, В. М. Лурье, Т.И. Благовой37 рассматриваются ведущие поэтические концепты лирики поэта, своеобразие его гносеологических, теологических воззрений, его учения о соборности. А. В. Чернов стремится раскрыть отношение Хомякова к немецкой классической философии38. В работах современных исследователей параллельно осмысляются литературные связи поэта с библейской традицией.
См.: Еремеев А. Э. И. В. Киреевский. Литературные и философско-эстетические искания (1820−1830): Монография. — Омск: ОмГПУ, 1996.
37 См. сб. статей: Славянофильство и современность. — СПб.: Наука, 1994.
38 См.: Чернов А. В. О философской позиции А. С. Хомякова // Русская литература. — 2004. — № 4.-С. 80−84. и западноевропейской культурой39. В трудах многих исследователей творчества Хомякова посредством метода целостного анализа художественного текста раскрывается своеобразие стиля и мировосприятия художника40.
В. Кошелев в своих работах стремится рассматривать поэтическое наследие Хомякова, опираясь на биографические источники, на контекст эпохи. Исследователь раскрывает творческую эволюцию поэта не только на идейном, но и жанровом, поэтическом уровнях: «Ибо Хомяков-поэт с конца 40-х годов прямо перешел к «стихам-призывам» с их откровенной моралистичностью, конфликтностью, напряженности ситуации"41. Ученый выясняет истоки и ценностное наполнение этического идеала лирики Хомякова.
В современном отечественном литературоведении актуальным является изучение лирики Хомякова в контексте православной религиозности. Данную направленность анализа мы видим в работах П. Е. Бухаркина, Н. Зернова, М. М. Дунаева, В. А. Котельникова, Т. А Кошемчук. Зернов считает Хомякова одним из величайших национальных философов и пророков, ставя его в один ряд с Ф. М. Достоевским и B.C. Соловьевым. Исследователь видит поэтический идеал Хомякова в органичном единении человека с Космосом и Церковью: «Церковь, будучи органом любви, требует от своих членов полной свободы и максимальной отдачи ума"42.
По мысли М. М. Дунаева, Хомяков — «автор нескольких шедевров духовной поэзии"43. В основе поэзии славянофилов богослов видит.
39 См.: Фомичев С. А. Два стихотворения А. С. Хомякова // Русская литература. — 2004. -№ 4.-С. 106−116.
40 См., напр.: Грекова Е. В. Стихотворение как развернутое сравнение (О стихотворении Хомякова «Звезды») // А. С. Хомяков: Проблемы биографии и творчества. Хмелитский сборник. — Вып. 5. — Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2002. — С. 89−95.
41Кошелев В. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — С. 360. 2Зернов Н. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. — М.: Московский рабочий, 1995.-С. 67.
3Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII — XX веках. — М: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. — С. 185. стремление к синтезу имманентного и трансцендентного миров. В. А. Котельников считает заслугой Хомякова теоретическое обоснование «соборной гносеологии"44. В. П. Океанский в своих трудах рассматривает метафизические основания поэтической картины Хомякова: ландшафтность, представление о небе как тверди, «молитвенный подъем к небесам» 45. Т. А. Кошемчук, исследуя религиозно-философский мир поэзии Хомякова в контексте православной культуры, делает вывод, что поэзия Хомякова — «это по преимуществу поэзия мысли и духовных восторгновений"46.
Достаточно высок интерес к изучению творчества Хомякова за рубежом, прежде всего в славянских странах: Украине, Сербии, Хорватии.
Таким образом, за последние 20 лет отечественная наука рассмотрела основные эстетические и философские концепты творчества Хомякова, вместе с тем поэзия художника как целостный и развивающийся эстетический контекст еще недостаточно изучена. Целью нашего исследования является осмысление этико-эстетического идеала Хомякова на материале его поэзии. Исходя из означенной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Охарактеризовать источники формирования этико-эстетического идеала Хомякова.
2. Выявить диалогическую связь поэзии Хомякова с философским, эстетическим контекстом эпохи, с эстетикой любомудров.
3. Раскрыть эстетическую, философскую, мифопоэтическую содержательность ключевых образов и мотивов, связанных с представлениями Хомякова об идеале.
4. Проанализировать эстетические формы отражения имманентной.
44Котельников В. А. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной. — М.: Прогресс-Плеяда, 2002. — С. 16.
45 См.: Океанский В. Поэтика пространства в русской метафизической лирике XIX века: Е. А. Баратынский, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев. — Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2002. -С.50−62.
46Кошемчук Т. А. Русская поэзия в контексте православной культуры. — СПб.: Наука, 2006. -С. 289. православной религиозности в лирике Хомякова.
5. Осмыслить проявления идеала соборности в области эстетики, этики, гносеологии, историософии на материале лирики поэта.
Предметом данной исследовательской работы является целостный контекст лирики Хомякова в динамике ее становления и развития. В работе для уяснения эволюции и содержательности ключевых мотивов и образов также привлекаются прозаические произведения Хомякова (философская проза, критические статьи), письма поэта. Объектом исследования выступают культурные истоки и идейно-художественные взаимосвязи эстетического идеала в лирике А. С. Хомякова.
Специфика поставленных целей и объекта исследования определили выбор методов и приемов. Значительная роль в работе отводится культурно-историческому методу, позволяющему проследить связь поэта с философским и эстетическим контекстом эпохи и развитие его миросозерцания. Историко-генетический метод помогает раскрыть авторскую позицию Хомякова в обработке ветхозаветной и евангельской традиций, святоотеческой мысли, архаических мифологем, западноевропейской и русской поэзии, философских направлений. Типологический метод привлекается для сопоставления поэзии Хомякова с близкими в духовном и культурном отношении поэтами и мыслителями. В работе использован сравнительный анализ для сопоставления мировидения Хомякова с авторскими позициями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова, Д. В. Веневитинова, С. П. Шевырева, Ф. И. Тютчева.
Рубежные, центральные лирические произведения Хомякова рассмотрены с опорой на методику целостного, имманентного анализа, рассматривающего произведение искусства как универсум47. Для нас.
47 См.: Гиршман М. М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. — М.: Высшая школа, 1991. методологической основой служит параллельное осмысление метафизического смыслового центра текста и эстетической формы его воплощения. При рассмотрении литературных текстов особое внимание уделяется их мифопоэтике, метафизическому контексту и подтексту, библейским аллюзиям и реминисценциям, что придает анализу герменевтическую направленность. При рассмотрении поэтических текстов Хомякова использованы приемы тематической, жанровой и образной классификации, не нарушающей хронологического рассмотрения лирики поэта.
Последовательность расположения глав и разделов обусловлена выделением стержневых мировоззренческих представлений Хомякова об этико-эстетическом идеале. В первой главе выявляется общий эстетический контекст эпохи, изучаются источники формирования этико-эстетического идеала поэта, а также онтологический идеал. Во второй главе осмысляется гносеологический и эстетический идеал художника. В третьей главе рассматривается религиозно-этический, историософский и общественный идеал Хомякова. В каждом из разделов мы стремились сохранить хронологическое расположение материала, чтобы уяснить логику развития художественных смыслов от раннего творчества к позднему.
Текстологической основой диссертации является издание: Хомяков А. С. Стихотворения и драмы. — Л.: Советский писатель, 1969. В силу того, что литературоведение не располагает авторитетным полным собранием сочинений мыслителя с качественными комментариями, в работе привлекаются и другие издания произведений Хомякова.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Лирика Хомякова эволюционирует в общем векторе развития русской философской поэзии, преодолевая условность романтического идеала и акцентируя православный идеал соборности.
2. Идеал соборности становится духовной основой гносеологии, эстетики, этики, историософских и общественных взглядов поэта.
3. Хомяков, постулируя соборный идеал, стремится разрешить романтическую антитезу имманентного и трансцендентного миров через идею благодатного просветления конечной, индивидуальной земной сферы бесконечным, вселенским, небесным миром.
4. В лирике Хомякова сформировались особые жанровые, композиционные, образные приемы для раскрытия имманентной религиозности, соборного миросозерцания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Лирика А. С. Хомякова органично вписана в общую канву развития русского романтизма: представления поэта об этико-эстетическом идеале восходят к романтическому концепту универсума, к диалектике конечного и бесконечного, индивидуального и вселенского, к эстетическим принципам потенцирования и духовного самовыражения. Авторская позиция русского романтика диалогизирует с художественными концепциями его современников: с концепцией «невыразимого» В. А. Жуковского, с идеалом «самостоянья» А. С. Пушкина, с идеализацией свободы и воли поэтов-декабристов, с диалектикой «души человеческой» М. Ю. Лермонтова, с «поэзией мысли» любомудров Д. В. Веневитинова, С. П. Шевырева и Ф. И. Тютчева. Вступая в диалог со своими поэтическими предшественниками и современниками, Хомяков находит достаточно глубокие в мировоззренческом отношении и самобытные в эстетическом плане образные представления о бытии и человеке.
В отечественном литературоведении сформировался штамп в отношении к Хомякову как к поэту вторичному, ангажированному, «риторическому». Этот тезис имел бы право на существование, если бы художественный мир поэта не эволюционировал, не углублялся метафизически. О вторичности и подражательности Хомякова можно говорить лишь применительно к его ранней лирике 1820-х — нач. 1830-х гг. Однако даже в ранних своих произведениях Хомяков дистанцируется от «поэзии мысли» любомудров, стремясь к полноте бытия не в сфере философского знания, а в единстве духа и бытия, отсюда поэтизация воли, подвига, славы. Шеллингианская философия тождества в творчестве Хомякова, как и у других русских романтиков, явилась основой для идеала целостности и полноты бытия. Жажда бытия и действия Хомякова предвосхищает этико-эстетический идеал ранней лирики Лермонтова. Как мы указывали, лирика Хомякова постепенно преодолевает инерцию стиля «гармонической точности», условность романтического идеала. Представления Хомякова о возвышенном, красоте, прекрасном в ранней лирике воплощаются в образности, характерной для поэтического стиля эпохи, в жанровых традициях элегии, послания, лирического монолога и фрагмента. Вместе с тем программные произведения Хомякова восходят к традициям русских духовных од М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Постепенно в творчестве русского романтика, как и в лирике Тютчева, возникает тяготение к лирической медитации, которая преодолевает жесткие жанровые формы. В поздней лирике поэта мы видим его обращение к таким жанрам, как переложение псалма, исповедь, проповедь, стихотворная «молитва».
Имманентная религиозность становится определяющей характеристикой поэтического мира Хомякова, при этом христианские концепты и символы получают личностную мотивировку и обусловленность. Обращение к православно-религиозной традиции происходит на жанровом, сюжетно-тематическом уровне, а также через аллюзии и реминисценции. Лирический герой художника воспринимает себя рабом и творением Бога и оценивает земное бытие с позиции горнего мира. Предстояние Богу позволяет лирическому герою поэта акцентировать в любом акте жизнестроительства онтологическую вертикаль земля — небо, прозреть связь небесной и земной истории. Поэтический стиль поздней лирики Хомякова стремится к конкретности, строгости, дидактизму, императивности, молитвенному вознесению к горнему миру, сакрализации земных топосов. На уровне хронотопа поэт стремится к синтезу прошлого, настоящего и будущего в сфере вечности, что позволяет Хомякову обрести позицию пророческого суда. В лирических произведениях поэта возникают два сюжета: первый из них соотнесен с современностью, личностно значимой ситуацией, а второйобращен в сферу метафизической, вселенской жизни. Пересечения двух сюжетов через аллюзии и реминисценции с текстами Священного Писания, прежде всего евангельскими притчами, позволяют раскрыть мистическое пребывание личностной и земной истории в рамках Небесной истории.
В области онтологии, эстетики, гносеологии, этики, историософии поэтические представления Хомякова об идеале динамично эволюционируют и обретают в позднем творчестве духовное завершение. Поэтическая концепция позднего Хомякова созвучна многовековым святоотеческим традициям. Схожий духовный путь совершили Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский. Идея соборности становится ключевой в представлениях Хомякова об идеале и последовательно утверждается в онтологии, эстетике, гносеологии, этике, историософии.
В лирике Хомякова мы видим эволюцию поэтических представлений об онтологическом идеале. Если в раннем творчестве поэта проявляются преемственность шеллингианским воззрениям на природу человека, пантеистическое стремление слиться с природным миром, то в позднем творчестве онтологический идеал предполагает обретение соборного, благодатного единства человека, мира и Бога. Если в раннем творчестве поэта стремление обрести синтез конечного и бесконечного обращал к единству микрои макрокосма, то в поздней лирике онтологический идеал Хомякова отражает ключевую для христианства религиозную мысль о том, что только в Боге заключен источник полноты жизни, духовного преображения и спасения. Если в ранней поэзии Хомякова утверждается титанизм, нацеленный на включение Вселенной в сферу духовных стремлений лирического героя, то в позднем творчестве поэта утверждается позиция предстояния человека Творцу. Титанизм уступает место космизму, прозрению мистерии вселенской жизни. Христианское вероучение о благодати позволяет русскому поэту не только преодолеть романтическую концепцию двоемирия, но и обрести основу для веры в окончательную победу добра и жизни над злом и смертью.
Предстояние человека миру и Богу в поэзии Хомякова вызывает устремление к абсолютному онтологическому идеалу. Бытийный идеал ориентирует в сферу духовной, субстанциональной жизни. Поэтический образ жизни в поздней лирике Хомякова обращает в сферу Царствия Божиего, вечности. Оптимистический пафос веры в лирике Хомякова, как и в поэзии В. А. Жуковского, постулирует мысль о том, что земной жизнью не исчерпывается бытие души человека. Сферой жизнетворчества души в творчестве Хомякова становится все мироздание, а его ценностным разрешением — эсхатологическое субботство. Онтологический идеал поздней лирики Хомякова предполагает, что источником и основой жизни, залогом обретения ее полноты служит благодатная связь человека и Спасителя. Идею благодати в творчестве русского романтика раскрывают водные и световые символы. С Фаворским светом Христа в лирике славянофила соотнесены символы луча, звезды, Востока. Онтологический идеал соборного бытия предполагает восприятие мироздания в качестве храма. Храмом Хомяков считает и человека, жизнь которого должна быть обращена к вечным духовным смыслам. Хомяков продолжает традиции христианской антропологии, различая в человеке бессмертную душу и ограниченные акциденции, исходящие от разума и сердца. Поэт противопоставляет онтологическому идеалу соборности формы духовной и социальной мертвенности. Религиозная содержательность онтологического идеала Хомякова приводит к пафосу принятия бытия, к молитвенной славе Творца.
Романтические представления Хомякова об эстетическом идеале, красоте, генезисе поэтического вдохновения и пророческом назначении поэта также совершили эволюцию от шеллингианской эстетики и поэтических воззрений любомудров к концепции, органичной для многовековой святоотеческой духовности. Уже в ранней лирике поэта раскрывается стремление постичь не гносеологические, а онтологические источники поэтического творчества, связанные с богоподобностью человека. Уже в ранней лирике Хомякова романтический образ поэта-пророка приобретает религиозное наполнение: вдохновение связано с молитвенным преклонением перед величием Творца, пророческим отрешением от суеты и ограниченности окружающей жизни. Вдохновение, по убеждению Хомякова, несет в себе частицу божественной творческой силы, связано с таинствами сотворения и преображения мира и человека. Озарение поэта несет в себе черты эсхатологического универсализма и целостности. Вдохновение, связанное с процессом самопознания и выражения духовных стремлений, в ранней лирике Хомякова предстает диалектическим и универсальным процессом.
В поздней же лирике поэта в восприятии поэтического идеала творчества и вдохновения на первый план выступают религиозные формы миросозерцания, отношения к миру и к Богу: молитвенное предстояние, прославление, благоговение. Хомякова интересует в акте поэтического творчества не столько его гносеологическая природа, сколько восхождение к Богу и обретение вселенской соборности. Поэтическое творчество воспринимается в качестве пророческого служения, подвига, откровения божественного Логоса. Полнота, универсализм и активность творческой жизни предвосхищают эсхатологическое всеединство. В поздней лирике Хомякова поэтическое вдохновение, утверждающее абсолютные этические и религиозные смыслы, является органичной частью внутренней соборности личности. Эстетическое начало не подчиняется религиозному или этическому, а обогащается ими, приобретая метафизическую глубину и пафос долженствования. Хомяков предвосхищает воззрения русских религиозных мыслителей XX в., раскрывая софийную основу красоты.
В лирике Хомякова мы видим эволюцию от романтических представлений о подвиге как форме обретения полноты мироощущения, об интимном дружеском круге к соборной этике, в основе которой лежат следующие духовные ценности: свобода, покой, вера, надежда, любовь. Онтологической характеристикой этического идеала поздней лирики художника выступает соборность как духовное единство индивидуальностей вокруг источника жизни — Бога, основанное на благодати. Соборная этика Хомякова предполагает органичное единство личностного и сверхличностного. Для лирического героя Хомякова этическим императивом выступает евангельская заповедь любви к ближнему: ближние воспринимаются братьями во Христе. По убеждению Хомякова, этический идеал жизнестроительства благодатно явил Христос: человек должен совершить свое жизненное странствие с Христом в душе. В этой связи человек и народ в творчестве поэта выступают странниками, ищущими Бога. В этом поэтическая концепция А. С. Хомякова сближается с мировидением Н. С. Лескова.
Подвигом" в соборной этике Хомякова предстает земная жизнь человека, нацеленная на борьбу с социальными и духовными формами зла. Обращение к ветхозаветной традиции пророческого обличения зла сопровождается в лирике славянофила утверждением евангельского эсхатологического идеала. Поэту стала органична христианская концепция провидения, согласно которой индивидуальная душа имеет возможность свободного выбора между добром и злом в истории, движущейся к своему эсхатологическому завершению. В лирике Хомякова доминирующим выступает представление о мудром делании личности, о духовном восхождении. Подобно И. В. Киреевскому, Ф. М. Достоевскому, А. С. Хомяков отвергает западный эгоцентризм и рационализм и утверждает особую идеальную форму мироощущения — внутреннюю соборность как согласие духа, души и сердца, разума и веры. В понимании Хомякова, западная цивилизация ориентирована на акцидентную сферу прагматических, материальных благ, в то время как Россия обращена к субстанциональным духовным смыслам бытия.
Хомяков поэтизирует такие формы общественного строительства, которые служат подобием Царствия Небесного. Историософская концепция Хомякова, как и его онтология, гносеология, эстетика и этика, утверждает определяющее место соборности в жизни личности и нации. Для Хомякова идеальным является соборное единение народа и царя в духовном предстоянии Богу. Откровение такого идеала поэт видит в пасхальной службе, в обряде венчания на царство. Ключевой идеей историософии.
Хомякова выступает мысль о том, что, несмотря на войны, явления тиранов, в истории утверждается свет истины Христа. Миссией России в истории Хомяков считал освобождение, духовное просвещение и объединение славянских народов.
Подобно Тютчеву, Шевыреву, Достоевскому, Хомяков утверждает, что русский народ несет в себе живую веру во Христа и Богородицу, эта вера позволяет русскому народу интуитивно прочувствовать софийную основу мироздания и стремиться к абсолютному идеалу полноты бытия. Для Хомякова, как и для Тютчева, Достоевского, важна не действительность России, а ее сакральная, профетическая жизнь, устремленная к созерцательному, молитвенному единению со Христом и Богородицей. Обращение к прошлому в лирике Хомякова становится основой для пророческого устремления к будущему, в котором проявится соборный идеал добра, истины и красоты.
Поэзия Хомякова имеет непреходящее значение для русской национальной культуры в силу ее духовно-просветительской направленности. В условиях николаевской реакции Хомяков, как и другие славянофилы, утверждал вселенское значение человеческой личности как органичной частицы Духа Святого, Царствия Небесного. Духовная свобода, смиренная вера, любовь к ближнему, созерцательный покой, мудрое делание — все эти концепты христианской этики в творчестве Хомякова обращены на возвращение человека к евангельским истокам, к духовному преображению личности и нации. Славянофильство явилось отчасти формой духовной оппозиции в отношении теории «официальной народности». Славянофильство послужило предтечей русской религиозной философии XX в., чьи духовные стремления проявляются и в современной русской культуре.
Традиционно этико-эстетический, историософский идеал славянофилов и Хомякова определяют как движение от романтической утопии к утопии православной культуры. На наш взгляд, это не совсем правомочно, потому что идеальная, духовная жизнь, в понимании Хомякова, это вселенская жизнь в Боге, это внутренняя полнота духовной жизни. Поэтизация допетровской Руси в лирике Хомякова — это периферийная сфера, так как поэт призывал к возвращению не в прошлое, а к осознанию божественной глубины бытия. «Невыразимый» духовный мир человека в лирике Хомякова выразим благодаря божественному Логосу, творящему, сохраняющему и преображающему мир.
Этико-эстетический идеал Хомякова актуален и для современной русской культуры, которая переживает акт покаянного возвращения к своим православным истокам. В этой связи лирика поэта свидетельствует о возможности глубоко личностного обращения европейски образованного человека к вере, к святоотеческой мудрости.
Список литературы
- Источники работы
- Аксаков И. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1960. -298 с.
- Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1957. — 412 с.
- Веневитинов Д., Шевырев С., Хомяков А. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1937.-313 с.
- Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М.: Наука, 1980. — 608 с.
- Герцен А.И. Собр. соч.: В 8 т. М.: Правда, 1975.
- Давыдов Д.В. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1984. — 204 с.
- Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1983.
- Киреевский И.В. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Под. ред. М. Гершензона. -М.: Типография Императорского Московского университета, 1911.
- Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.
- Новалис. Гимны к ночи / Пер. с нем. В. Микушевича. М.: Энигма, 1996.-192 с.
- Поэты 1820 1830-х годов: В 2 т. — Л.: Советский писатель, 1972.
- Пушкин А.С. Поли. собр. соч.: В 17 т. М.: Воскресенье, 1994.
- Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. М.: Искусство, 1974.
- Северная лира на 1827 год. М.: Наука, 1984. — 416 с.
- Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. JL: Советский писатель, 1987.-446 с.
- Урания. Карманная книжка на 1826 год для любительниц и любителей русской словесности. М.: Наука, 1998. — 346 с.
- Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К0,1900−1911.
- Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. М.: Медиум, 1994.
- Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. JL: Советский писатель, 1969. -594 с.
- Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991. -560 с.
- Языков Н.М. Полн. собр. стих. M.-JL: Советский писатель, 1964. -517 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1978.
- Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.-375 с.
- B.М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.-752 с.
- Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Главный ред.
- C.А. Токарев. -М.: Советская энциклопедия, 1991.
- Славянская мифология: Словарь-справочник / Сост. JI.M. Вагурина. -М.: Линор, 2004.-510 с.
- Словарь языка Пушкина: В 4 т. / Отв. ред. акад. АН СССР В. В. Виноградов. М.: Азбуковник, 2000.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. -576 с.
- Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.-656 с.
- I. Православные источники и русская религиозная философия
- Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. С иллюстрациями: В 3 т. Петербург: Издание преемников А. П. Лопухина, 1904 — 1913.
- Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глагол, 1994. — 370 с.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 174 с.
- Брянчанинов И. Слово о смерти. М.: P. S., 1991. — 320 с.
- Булгаков С. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991.-416 с.
- Булгаков С. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.
- Добротолюбие / В русск. переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского: В 5 т. -М.: Паломник, 1998.
- Духовный жемчуг. Новозыбков: Издание Древлеправославной Архиепископии Новозыбковской, Московской и всея Руси, 1992. -Вып. 1.-240 с.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. — 432 с.
- Православный богослужебный сборник. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000. — 400 с.
- Розанов В.В. Религия и культура. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 640 с.
- Сирин Ефрем Духовные наставления. М.: Новая книга, Ковчег, 1998. -304 с.
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство ACT», 2000. -С. 149−184.
- Умное делание. О молитве Иисусовой. Сб. поуч. Святых отцов и опытных её делателей. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.-200 с.
- Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Творения. М.: Отчий дом, 1994. -476 с.
- Флоренский П.А. Оправдание космоса. СПб.: РХГИ, 1994. — 224 с.
- Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937. — 574 с. 1. Философия. История философии. Культурология.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982.-464 с.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994.
- Гегель Г.-В. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971.
- Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества / Пер. и примеч. А. В. Михайлова. М.: Наука, 1977. — 704 с.
- Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л.: Эго, 1991.
- Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Наука, 1971. — 406 с.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1994. -559 с.
- Миролюбов Ю. Сакральное Руси: В 2 т. М., 1996.
- Платон. Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1990.
- Соколовская Т.О. Возрождения масонства при Александре I // Масонство в его прошлом и настоящем: В 2 т. М.: «ИКПА», 1990. -Т. 2.-С. 56−94.
- Теория познания: В 4 т. / Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. -М.: Мысль, 1991.
- Шеллинг Ф.-В. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1987.
- Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. -144 с.
- Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: В 2 т. М.: ТЕРРА — Кн. клуб: Республика, 1998.
- Александров Н.Д. Силуэты пушкинской эпохи. М.: Аграф, 1999. -320 с.
- Александрова И. Б. Поэзия М.В. Ломоносова: ренессанс, барокко или классицизм? // Филологические науки. 2003. — № 5. — С. 15−20.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.
- Благой Д.Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества Пушкина. М.: Советский писатель, 1977. — 544 с.
- Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля // Чтения по истории и теории культуры. Историческая поэтика. М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1994. — Вып. 6. — 80 с.
- Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». СПб.: Наука, 1993.-240 с.
- Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981.-241 с.
- Гершензон М.О. Исторические записки. М.: Типолитография Т-ва И. Н. Кушнерев и К0,1910. — С. 23−36.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. М.-Л.: Советский писатель, 1974. — 407 с.
- Гинзбург Л.Я. Русская поэзия 1820 1830-х годов // Поэты 1820 — 1830-х годов: В 2 т. — Л.: Советский писатель, 1972.
- Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М.: Наука, 1980. — 248 с.
- Гуревич A.M. Романтизм Пушкина. М.: Московский институт развития образовательных систем, 1993. — 192 с.
- Донина Л.Н. Отражение в диалектах народных представлений о воле // Народная культура Сибири: Материалы VII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 144−147.
- Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века (1848 1861). — Л.: Искусство, 1982. — 269 с.
- Еремеев А.Э. Русская философская проза. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989.-192 с.
- Жаткин Д.Н. «Чаша жизни» в русской поэзии // Русская речь. 2006. -№ 1. — С. 9−13.
- Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Изд-во «Азбука-классика», 2001. -496 с.
- Зырянов О.В. Русская интимная лирика XIX века: Проблемы жанровой эволюции. Екатеринбург: УрГУ, 1998. — 103 с.
- Иванов-Разумник История общественной мысли: В 3 т. М.: ТЕРРА: Республика, 1997.
- Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М.: Наука, 1980. -327 с.
- Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001.-704 с.
- Ю7.Канунова Ф. З., Айзикова И. А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820−1840-е г.). Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. — 304 с.
- Ю9.Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. М.: Современник, 1978.-303 с.
- Косяков Г. В. Мифопоэтика русской классической поэзии XIX века. -Омск: ОмГПУ, 2004. 102 с.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. — 352 с.
- Лукин В.Н. Категория совершенства в эстетике романтизма // Романтизм и его исторические судьбы: Материалы межвузовской научной конференции (VII Гуляевских чтений). Тверь: Тверской государственный университет, 1998. — Ч. 1. — С. 46−50.
- Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М.: Наука, 1982. — 209 с.
- Макогоненко Г. П. Лермонтов и Пушкин. Л.: Советский писатель, 1987. -398 с.
- Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976 — 375 с.
- Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820 1830-е годы). — М.: Искусство, 1969. — 304 с.
- Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. — 432 с.
- Муриан В.М. Эстетический идеал. М.: Искусство, 1966. — 247 с.
- Русский романтизм. / Под ред. проф. Н. А. Гуляева: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1974. 359 с.
- Рюриков Б.С. О богатстве искусства. Сб. ст. М.: Советский писатель, 1956.-340 с.
- Сахаров В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. М.: ИМЛИ РАН, 2004.-255 с.
- Сильман Т. Заметки о лирике. JI.: Советский писатель, 1977. — 224 с.
- Смирнов А.А. Романтическая лирика А.С. Пушкина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. — 189 с.
- Спивак Р. Русская философская лирика: проблемы типологии жанров. -Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. 140 с.
- Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 896 с.
- Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969. — 424 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. JL: Языки русской культуры, 1995.-360 с.
- Фохт У.Р. Некоторые вопросы теории романтизма (замечания и гипотезы) // Проблемы романтизма: Сб. ст. М.: Искусство, 1967. -С. 15−43.
- Франк С. Религиозность Пушкина // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX в. — М.- СПб.: Университетская книга, 1999. -С. 156−174.
- Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М.: Наука, 1973. — 168 с.
- Ходанен Л.А. Миф в творчестве русских романтиков. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. — 320 с.
- Ходанен Л.А. Поэтика Лермонтова. Аспекты мифопоэтики. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1995. — 89 с.
- Черейский Л.А. Современники Пушкина: Документальные очерки. М.: ОЛМА — ПРЕСС- СПб.: Изд. Дом «НЕВА»: ПАРИТЕТ, 1999. — 351 с.
- Штерн М.С. Философско-художественное своеобразие русской прозы XIX века. Омск: ОГПИ, 1987. — 86 с.
- Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1969. — 552 с.
- Янушкевич А.С. В мире Жуковского. М.: Наука, 2006. — 524 с.
- Янушкевич А.С. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Из статей в «Онегинскую энциклопедию» // Вестник Томского государственного университета. № 268. — Ноябрь 1999. — С. 40−42.
- Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976.-295 с.
- VI. Работы, посвященные творчеству славянофилов и А.С. Хомякова
- Абрамов А.И. Славянофилы // История эстетической мысли: В 6 т. М.: Искусство, 1986. — Т. 3.-С. 371−377.
- Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1912.-251 с.
- Бердяев Н.А. Идеи и жизнь. Хомяков и свящ. П. А. Флоренский // Русская мысль. 1917.-№ 2.-С. 72−81.
- Благова Т.И. Соборность как философская категория у А.С. Хомякова // Славянофильство и современность: Сб. ст. СПб.: Наука, 1994. -С. 177−191.
- Бродский H.JI. Ранние славянофилы. М., 1910. — 206 с.
- Буланов A.M. Рациональное и сердечное в теории познания и эстетике славянофилов // Славянофильство и современность. СПб.: Наука, 1994. — С. 77−91.
- Владимиров JI.E. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение. М., 1904. — 222 с.
- Воропаев А. «Катехизис необыкновенно замечательный» // Москва. -2002.-№ 6.-С. 231−234.
- Грекова Е.В. Стихотворение как развернутое сравнение (О стихотворении Хомякова «Звезды») // А. С. Хомяков: Проблемы биографии и творчества. Хмелитский сборник. Вып. 5. — Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2002. — С. 89−95.
- Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М.: Мысль, 1983. -272 с.
- Егоров Б.Ф. Старшие славянофилы как утописты // А. С. Хомяков: Личность творчество — наследие. Хмелитский сборник. Вып. 7.
- Смоленск: Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова, 2004. -С. 203−207.
- Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. М., 2003.
- Журавлева А.И. Лермонтов и Хомяков // Вестник Московского университета. Сер. Филология. 1978. — № 1. — С. 13−22.
- Керимов В. И. Историософия А.С. Хомякова. М.: Знание, 1989. -60 с.
- Кораблев В. Н. Памяти А.С. Хомякова. СПб.: Типография В. Д. Смирнова, 1904.-15 с.
- Котляревский Н. А.С. Хомяков как поэт // Русская мысль. 1908. -Кн. IX.-C. 1−21.
- Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова // Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. -М.: Медиум, 1994. С. 3−14.
- Кошелев В.А. «Прихоть головы»: Заметки о лирике Хомякова // А. С. Хомяков: Проблемы биографии и творчества. Хмелитский сборник. Вып. 5. — Смоленск: Смоленский гуманитарный ун-т, 2002. — С. 36−73.
- Кошемчук Т.А. Русская поэзия в контексте православной культуры. -СПб.: Наука, 2006.-639 с.
- Кулешов В.И. Славянофилы и романтизм // К истории русского романтизма.-М.: Наука, 1973. -С. 305−344.
- Лебедева Е.А. Алексей Степанович Хомяков Очерк жизни и деятельности. СПб., 1897. — 66 с.
- Лурье В.М. Догматические представления А.С. Хомякова (очерк становления и развития) // Славянофильство и современность: Сб. ст. -СПб.: Наука, 1994.-С. 158−176.
- Лясковский В. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения. -М., 1897.
- Маймин Е.А. Русская философская поэзия: Поэты-любомудры,
- A.С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. М.: Наука, 1976. — 190 с.
- Маймин Е.А. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
- Океанский В.П. Поэтика пространства в русской метафизической лирике XIX века: Е. А. Баратынский, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. — С. 50−62.
- Океанский В.П. Поэтическая метафизика имени у А.С. Хомякова // Духовное наследие А. С. Хомякова: теология, философия, этика: Юбил. сб. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2003. — С. 88−101.
- Розанов В.В. Алексей Степанович Хомяков. К 50-летию со дня кончины его (23 сентября 1860 23 сентября 1910 г.) // Розанов В. В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях. — М.: Республика, 1995. -С. 456−466.
- Розанов В.В. Памяти Хомякова (1 мая 1804 1 мая 1904 г.) // Розанов
- B.В. Собрание сочинений. Около церковных стен. М.: Республика, 1995.-С. 419−428.
- Розов В.А. Алексей Степанович Хомяков, его личность и лирика. Киев, 1910.-21 с.
- Романов Б.Н. В молитвенном круге: А. С. Хомяков и традиции русской духовной поэзии // А. С. Хомяков: Личность творчество — наследие. Хмелитский сборник. Вып. 7. — Смоленск: Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова, 2004. — С. 189−202.
- Романов Б. Псалмопевец Давид и русская поэзия // Псалтирь в русской поэзии XVII XX вв. — М.: Ключ- Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995. — С. 5−58.
- Ромашков И.И. А.С. Хомяков, его жизнь и поэзия. М.: Университетская типография, 1900. — 15 с.
- Скобцова Е. А. Хомяков. Paris: YMCA PRESS, 1929. — 61 с.
- Соловьев В. Национальный вопрос в России. СПб., 1891. — С. 20−71.
- Степанищева Т. Жуковский и Хомяков: проблема философской поэзии // Рус. филология. Тарту, 1995. — № 6. — С. 47−54.
- Степун Ф. Немецкий романтизм и русское славянофильство // Русская мысль. 1910. — Кн. III. — С. 65−91.
- Усок И.Е. Философская поэзия любомудров // К истории русского романтизма.-М.: Наука, 1973.-С. 107−128.
- Устрялов Н. Национальная проблема у первых славянофилов // Русская мысль. 1916. — Кн. 10. — С. 1−22.
- Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М.: МГУ, 1986. — 269 с.
- Чуйко В.В. А.С. Хомяков // Чуйко В. В. Современная поэзия в ее представителях. СПб.: Тип. А. Тагов, 1885. — С. 114−119.
- Щукин В.Г. Концепция дома у ранних славянофилов // Славянофильство и современность: Сб. ст. СПб.: Наука, 1994. — С. 33−47.