Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVIII — первой трети XIX вв
Функционирование письма в сатирической журналистике второй половины ХУШ в. является одной из проблем, на которой мы остановились в диссертации более подробно. Проанализировав журналы Н-И.Новикова и И. А. Крылова («Трутень», «Живописец», «Почту духов»), мы пришли к выводу, что эпистолярий занимал более весомое место в изданиях нежели другие жанры, таким образом приобретая новую специфику как жанр… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Из истории и теории эпистолярного жанра от античности до XVIII века)
- 1. История развития эпистолярного жанра (от античности до средних веков)
- 1. 1. Становление эпистолярного жанра в эпоху античности
- 1. 2. Новые черты эпистолярного жанра в древнерусской литературе
- 2. Общая характеристика развития эпистолярного жанра в России в XVIII веке
- 2. 1. Влияние идей Просвещения, масонства, западноевропейской литературы на развитие эпистолярного жанра в русской прозе
- 2. 2. Эпистолярный жанр в журналистике XVIII а
- 1. История развития эпистолярного жанра (от античности до средних веков)
Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVIII — первой трети XIX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эпистолярный жанр и его развитие — одна из интереснейших проблем в отечественном литературоведении. Это связано с тем, что жанр письма, занимая равноправное место среди других эпических жанров, является недостаточно исследованной областью литературоведения.
Этот факт стал причиной нашего обращения к проблемам, связанным с историей и теорией эпистолярного жанра на материале произведений русской литературы второй половины ХУШ-первой четверти XIX в .в.
Жанр письма, как известно, существует в литературе более двух тысяч лет, поэтому проблемы истории и теории эпистолярного жанра рассматриваются нами с античности до первой четверти XIX в.
Вопросы истории и теории эпистолярного жанра с античных времен интересовали теоретиков искусства, писателей, философов. Литературоведением накоплен определенный опыт, связанный с исследованием жанра письма.
Проблемы формирования жанра в эпоху античности были обобщены в научном исседовании — «Античная эпистолография» 1-на основе частной переписки и произведений эпистолярного жанра Исократа, Плиния Младшего, Сенеки, Платона. Сочинения этих авторов рассматривались с точки зрения тематики, композиции, языка и как образцы самостоятельного эпического жанра, выполняющего коммуникативные функции и способствующего пониманию внутреннего мира автора.
1 Античная зпистолография.-М, 1967.
Вопросы языка и стиля эпистолярного жанра были освещены в другом исследовании — «Античные теории языка и стиля» 2. Здесь были рассмотрены стилевые возможности жанра в античной литературе, языковые характеристики писем названных нами писателей.
Проблемы формирования и развития эпистолярного жанра в древнерусской литературе глубоко исследованы Д.С.Лихачевым3, который рассмотрел такие вопросы, как религиозный характер русской литературы Х-Х1У в .в., зарождение светского направления в известной переписке Ивана Грозного с А. Курбским и особенности стиля авторов переписки (публицистичность, полемичность, смешение стилей посланий).
На наш взгляд, интересным фактом в работе Д. С. Лихачева явился тот, что ему удалось доказать, что А. Курбский, не уступающий в образованности Грозному, как писатель и мыслитель был слабее его.
Следующим этапом в развитии эпистолярного жанра стал ХУ111 век, когда были созданы благоприятные условия для появления ряда произведений в жанре письма Именно с середины ХУ111 в. письмо существовало в бытовой сфере как единственно доступный и развитый способ связи в стране4(к 1740 году почта была учреждена во всех губерниях России, а протяженность почтовых путей доходила до 16 434 верст5).
2 Античные теории языка и стиля, — М.-Л.гОГИЗ, 1936.
3 Например: Лихачев Д. СВеликое наследие. М, 1975; Лихачев Д. С.
Литература
времени национального подъема./Памятники литературы Древней Руси. Х1У-середина ХУ века. М.:" Художлит.", 1981; Лихачев Д. СДа пути к новому литературному сознанию./Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХУ1 века. М.:" Художлит.' 1986; Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х-ХУ11 веков. Л.:" Н&ука", 1973.
4 Более подробно о развитии почты в России см.: Энциклопедический словарь ФАБрокгауза-ИАЗфрона2Й.:" Терра", 1992. Т.48- Большая советская энциклопедия. М.:" Советская энцикл опедия" 3-е иад, 1975. ТЖ.
5 Энциклопедический словарь ФАБрокгауза-ИА.ЭфронаМ/.'Терра", 1992. Т.48, с. 802.
В этот период сложились две разновидности бытового письмаделовое и интимно-дружеское. Жанровые особенности этих видов письма не раз были предметом изучения отечественных и зарубежных литературоведов. Среди интересных работ по этой проблеме назовем работы ЛПГроссмана6, КЛСтепанова7 Я. ЛЛевкович8, РМ. Лазарчука9, Г. ПМакогоненко10, Тодда Ш У.М.11.
В этих работах достаточно подробно характеризуется дружеское письмо с точки зрения его жанровых особенностей, но, как нам представляется, целостная картина развития эпистолярного жанра в художественной литературе ХУ111 в. не нашла своего отражения.
Возникает закономерный вопрос: почему возможности бытового письма на определенном этапе общения перестали удовлетворять потребности авторов посланий?
Видимо, это связано с тем, что авторов меньше волновали бытовые подробности и больше — человеческая психология и общечеловеческие проблемы.
Есть еще причины, по которым бытовое письмо постепенно трансформировалось в литературное.
В процессе перехода от классицизма к сентиментализму в литературе обнаружился кризис канонизированных жанров, не способных более отвечать требованиям времени и задачам литератув Гроссман ЛЛ. Культура писем в эпоху Пушкина./Письма женщин к Пушкину. М., 1928.
7 Степанов Н. Дружеское письмо начала XIX в./Русскал проза. Л. гАсавепиа, 1926. ВыпШ^ Он же. Письма Пушкина как литературный жанр./Степанов НЛЛоэты и прозаики. М, 1966.
8 Левкович ЯЛ. Письма. /Пушкин. Итоги и проблемы изучения. М.-Лп 1966.
9 Лааарчук РЖ. Дружеское письмо второй половины ХУ111 в. как явление литературы. Автореферат на соискание учхтланд.филол.наук. Л, 1972; Он же. Проза Радищева и традиция эп и столярного жанра. /Сб-" ХУ111 век", № 12, Л.:" Наука", 1977.
Макогоненко ГЛ. Письма русских писателей ХУ 111 века и литературный процесс. /Письма русских п исателей ХУ111 века. Л, 1960.
11 Тодд Ш УМ. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху. Спб.:Академический проект, 1991 ры, Начался активный поиск новых жанров в лирике и прозе. На первый план выдвинулись малые, камерные жанры — лирическое послание, элегия, очерк, дневник и письмо.
Таким образом, письмо как самостоятельный жанр ко второй половине ХУ111 в. стало рассматриваться в качестве решения определенных стилистических проблем и превратилось для писателя в «лабораторию для языковых экспериментов» 12.
60−80-е г. г. XVIII в. ознаменовались более пристальным вниманием к эпистолярию, что объяснялось многими причинами. Самой существенной из них явилось распространение идей Просвещения13, вместе с которыми в Россию проникали произведения европейской эпистолярной литературы.
Западно-европейская эпистолярная литература эпохи Просвещения в лице Монтескье, Вольтера, Ричардсона, Руссо оказала значительное воздействие не только на развитие эпистолярного жанра, но и на осмысление передовых идей и форм русской литературой в целом, Богатство идейного содержания, новые приёмы композиционного решения произведений эпистолярного жанра, найденные европейскими авторами, стали предметом подражания для русских писателей на долгие десятилетия и определили лицо русской литературы вплоть до Пушкина («Письма Эрнеста и До.
12 Степавов Н. Дружеское письмо начала XIX в./Русская проза. Л.: Academia, 1926. ВыпЖ С. 76.
13 Например: ВерцмавК Проблема реализма в эстетике Просвещения./Реализм ХУ111 века на Западе. Сблт. под ред. и с предисл. ФЛШиллера. М.:" Художлит., 1936; Мавого-вевжо ГЛ. Николай Новиков и русское Просвещение ХУ111 века. М.:ГИХЛ, 1951; Он же. Русское Просвещение и литературные направления ХУ111 века./Русская литература, 1959, N?4- Ов же. Карамзин и Просвещение./Славянские литературы. У11 Международ. Съезд славистов. М, 1973; Орлов В. Русские просветители 1790−1800 rj. 2-е изд. М, 1953; Русские просветители (от Радищева до декабристов). 2-е издМ, 1953; ПдичавЕГ. Основные этапы в развитии русского Просвещения ХУ111 века./Проблемы русского Просвещения в литературе ХУ111 века. М.-Л, 1961; Эпоха Просвещевия. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1967; Проблемы Просвещевия в мировой литературе. М, 1970; Проблемы историзма в русской литературе (конец ХУ111- начало XIX в.) Сб. «ХУ111 век», № 13, Л.:" Наука", 1981; Кочеткова НЛ Сентиравры" Ф. А. Эмина, «Записки первого путешествия» ДИ. Фонвизина, «Письма русского путешественника» НМ. Карамзина, «Российская Памела» ПЮ. Львова и др.).
При всем многообразии научной литературы по этому вопросу14, мы не обнаружили обстоятельной характеристики эпистолярного жанра в литературе ХУ111 в.
На этот период приходится функционирование эпистолярного жанра в журналистике, что также не нашло достаточного отражения в литературоведении.
Такие ученые, как ПИБерков15, ДДБлагой16, А.В.Западов17, видимо, не ставили перед собой цель исследовать теорию и историю эпистолярного жанра и поэтому только констатировали факт его присутствия в русских журналах ХУ111 в., рассматривая его в ряду других равноправных жанров (ведомости, сатирический словарь, пародия, притча и т. д.).
Функционирование письма в сатирической журналистике второй половины ХУШ в. является одной из проблем, на которой мы остановились в диссертации более подробно. Проанализировав журналы Н-И.Новикова и И. А. Крылова («Трутень», «Живописец», «Почту духов»), мы пришли к выводу, что эпистолярий занимал более весомое место в изданиях нежели другие жанры, таким образом приобретая новую специфику как жанр публицистический. менталиам и Просвещение (о преемственности идей в русской литературе конца ХУ111-начала. XIX века). /Русская л итер&тура, 1983″ Ш и др.
14 Например: Баскин МЛ Монтескье. М.:" Мысль", 1975; Верциан ИЕ. Жан-Жак Руссо. М, 1958; ов же. Проблема реализма в эстетике Просвещения./Реализм ХУ111 века на Западе. Сбхтатей. М.:" Художлит.", 1936; Заборов ПР. Вольтер в русских переводах.
ХУ111 века./Эпоха просвещения. Из истории международных связей русской литературы. Л.:" Наука' 1967; Соколянский МГ. Западно-европейский роман эпохи просвещения. Проблемы типологии. Киев-Одесса: «Вища школа» «1983.
16 Верхов ПЛ. История русской журналистики ХУ111 в. М.-Л, 1952. 10 БяаюйДД. Русская литература ХУ111 в. Изд-е 2-е, М, 1951.
17 Западов АЗ. Новиков. М.:" Молгвардия", 1968.
Другой характерной особенностью русской эпистолярной литературы обозначенного периода является проникновение письма в такие жанры, как «путешествие», путевой очерк, роман. В результате синтеза происходило формирование новых жанровых формэпистолярное «путешествие», эпистолярный путевой очерк и эпистолярный роман.
Этот процесс не был в полной мере исследован учеными. Поэтому мы остановились на вопросе синтеза письма и других эпических жанров подробно на материале «Записок первого путешествия» ДИ. Фонвизина, «Эмилиевых писем» М. КМуравьева, «Писем русского офицера» Ф. Н. Глинки, «Непостоянной фортуны» и «Писем Ернеста и Доравры» ФАЭмина, «Российской Памелы» П. Ю. Львова.
Вторая половина ХУ111 в. характеризовалась проявлением внимания русских писателей к жанру психологического романа, который к этому времени был широко представлен в европейской литературе (Монтескье, Ричардсон, Стерн, Дефо, Гете, Голдсмит и ДР-).
На наш взгляд, задаче психологического романа наиболее полно соответствовала форма письма, которая активно использовалась европейскими авторами еще в ХУПначале ХУШ в. в. и которая способствовала развитию нового типа психологического романа — эпистолярного романа («Письма провинциала» Б. Паскаля, «Письма к сыну» Ф. Честерфилда, «Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Персидские письма» Ш. Монтескье, «Памела» и «Кларисса» С. Ричардсона).
Факт дальнейшего углубления психологизма в произведения эпистолярного жанра был непосредственно связан с поэтикой сентиментализма Особенности этого литературного направления достаточно полно исследованы18. Наша задача заключалась в изучении этого процесса на примере русских романов Эмина, Львова и Пушкина.
Эпистолярная литература первой трети XIX в. развивалась в традициях, заложенных XVIII веком. Общественно-политические условия и все более укреплющий позиции реализм, не могли не найти отражение в эпистолярном жанре. Изменяющаяся действительность диктовала письму не только новое содержание, но и новые формы, которые становились более разнообразными и стилистически более совершенными.
Так, сентиментальное «путешествие», бывшее приметой литературы ХУШ в., уступило место реалистическому «путешествию», связанному с проблемами этнографии, событиями истории и общественной жизни («Письма русского офицера» Глинки, «Письма из Парижа» Рылеева, «Письма из Сибири» Лунина).
В результате размышлений над эпистолярным жанром, мы пришли к выводу, что многовековая русская культура располагает обширным эпистолярным наследием, помогающим проникнуть в и и сущность многих исторических событии, погрузиться в сложный мир человеческих взаимоотношений, открыть новые черты известных личностей. На наш взгляд, изучение эпистолярного наследия способствует формированию эстетического вкуса, исторического.
18 Например: Гуковсяий ГЛ. Очерки по истории русской и общественной мысли ХУШ в. Л, 1938; Ов же. Русская литература ХУШ века. М, 1939; Ов лсеКарамзин и сентиментализм. /История русской литературы М.-Л, 1941. Т. УПоспелов ГЛ. У истоков русского сентиментализма./Вестник МГУ, 1948, № 1- Пумпянский ЛЯ. Сентимен-тализм./Историл русской литературы. М.-Л, 1947. Т.1УВлагой ДД. Русская литература ХУШ в. М, 1960; Ов же. От Кантемира до наших дней. М.:" Художлит.", 1972. Т.1- Орлов ПА. Русский сентиментализм. М, 1977; Федоров ВМ. Литературные направления в русской литературе ХУШ века. М, 1979; Кочегвова НД. Сентиментализм. Ка-рамзин./История русской литературы в 4-х т. Л.:" Наука", 1980. Т.1-Ода же. Сентиментализм и Просвещение./Русскал литература, 1983, № 4- От классицизма к романтизму. Из истории международных связей русской литературы. Л." 1970; Русская культура ХУШ века и западно-евр опейские литературы. Л, 1980 и т. д.
§ 2. Общая характеристика развития эпистолярного жанра в России в ХУ111 веке.
К середине ХУШ в. в России письмо существовало в бытовой сфере как необходимый атрибут повседневной жизни, позволяющий людям общаться на расстоянии с родными, друзьями, компаньонами, и как единственно доступный и развитый способ связи в стране48 (к 1740 году почта была учреждена во всех губерниях России, а протяженность почтовых путей доходила до 16 434 верст49).
Рассмотрим особенности письма в зависимости от выполняемой им общественной функции. Условно бытовое письмо можно разделить на две группы — деловое и интимно-дружеское.
Деловое письмо, обладая рядом отличительных признаков (официально-деловая речь, канцелярские штампы, лаконизм и т. д.), способствовало развитию экономики, промышленности, торговли в России, расширению коммерческих связей с другими передовыми странами Европы, укреплению класса буржуазии. Деловое письмо было консервативным, статичным, нормативным.
Интимно-дружеское письмо, являясь в большей степени свободной, раскрепощенной формой общения, не связанной нормами делового этикета, способствовало развитию творческого начала, раскрытию литературных способностей автора. Поэтому интимно-дружеское письмо ближе всего находится к литературному письму, с которым его объединяют следующие черты: наличие традиционных эпистолярных реквизитов: обращение к адресату, указание на дату и место написания, подпись и т. д.;
48 Более подробно о развитии почты в России см.: Энциклопедический словарь ФАБрокгауаа-ИАЗфранаМ.:" Терра") 1992. Т.48- Большая советская энциклопедия. М.:" Совепская знцикл опедия", 3-е изд., 1975. ТЖ.
49 Энциклопедический словарь ФАБрокгауаа-ИАЗфрона. с. 802. мышления, осознанию себя частицей великой славянской культуры.
Монографических работ и диссертаций, посвященных непосредственно теории и истории эпистолярного жанра, нами обнаружено не было, тем более представляется интересной и целесообразной попытка исследовать эти вопросы в данной диссертации.
Все вышесказанное обусловило актуальность темы и выбранный нами аспект исследования.
Предметом анализа в диссертации явились произведения русской эпистолярной литературы второй половины ХУШ-первой четверти XIX в.в., которые исследуются с точки зрения их поэтики и значимости для развития эпистолярного жанра.
Основной методологический прияцип настоящей диссертации — концептуальный подход к характеристике эпистолярного жанра, рассмотренного в движении и как часть мировой литературы и культуры.
Методологическую основу диссертации составляют теоретические и монографические исследования литературоведов В. Сиповского, Н-Стеланова, М. Бахтина, ПБеркова, ДБлагого, Г. Гуковского, Г. Поспелова, Д. Лихачева, А. Западова, Ю. Лотмана, В. Днепрова, ИКочетковой, ЛКулаковой, А. Кучерова, Г. Макогоненко и др.
Таким образом, цель диссертационной работы заключается в исследовании вопросов теории и истории эпистолярного жанра второй половины ХУШ-первой трети XIX влв., процессов его формирования, эволюции, трансформации, особенностей поэтики.
В задачи работы входит:
1) выделение основных этапов развития эпистолярного жанра;
2) выявление типологических особенностей жанра письма на каждом этапе его развития;
3) обозначение места эпистолярного жанра в русской литературе второй половины ХУ111-первой трети XIX в.в.;
4) исследование поэтики произведений эпистолярного жанра обозначенного периода.
Решение этих задач обусловило научную новизну данного исследования. Мера научной новизны диссертации определяется материалом, недостаточно исследованным в литературоведении и стремлением рассмотреть эпистолярный жанр как явление целостное, но вместе с тем достаточно подвижное и неординарное.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследуя эпистолярный жанр на разных стадиях его развития, мы пришли к выводу о том, что он менялся вместе со временем, событиями реальной жизни, и каждый новый историко-культурный период вносил свои коррективы в формирование и поэтику жанра.
Античный период развития эпистолярного жанра характеризовался пафосной риторикой, вниманием к философским размышлениям, достаточно продуманной поэтикой: использованием художественных средств, придававших письму ясность, риторичность, законченность, торжественность, дидактизмкомпозиционной стройностью, отточенностью языка.
Если античная литература была связана с пафосной риторикой, то литература эпохи средневековья — с религиозной моралью. Вместе с традициями письма, заложенными античностью, в переписке служителей культа все более активно проявлялся нравоучительный характер, опиравшийся на христианскую религию и христианские заповеди («Послание архиепископа новгородского Василия»).
Новым этапом в развитии эпистолярного жанра позднего средневековья была переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С одной стороны, она характеризовалась публицистичностью, критичностью, с другой — сближением с разговорной речью, что способствовало максимальному раскрытию характера автора письма, пониманию его языковой манеры.
С этими особенностями эпистолярный жанр вступил в ХУ111 в., который проходил под знаком идей Просвещения, обострилась борьба с невежеством, человеческими пороками, возросло внимание к социальным вопросам, психологизму. Эти идеи нашли воплощение в том числе и в разнообразных жанрах литературы и особенно в эпистолярном.
Жанру письма придавался новый смысл — через него ставились проблемы времени, он становился более острым, злободневным, публицистичным. Более всего жанр соответствовал сатирическому изображению действительности и аллегорической форме повествования. Аллегория стала смыслом поэтики жанра.
Развитие идей Просвещения в России было связано с именами ДИ. Фонвизина, Н. И. Новикова, Н. М. Карамзина — писателей, стоявших у истоков русской эпитолярной литературы.
Дальнейшее развитие эпистолярного жанра с точки зрения его обогащения по содержанию и форме происходило в первой четверти XIX в. В жанр вливаются личности, известные в литературе и общественно-политической жизни (Глинка, Рылеев, Лунин, Бестужев). Эпистолярный жанр становится более интересным в художественном отношении. Следовательно, воздействие произведений в жанре письма на широкого читателя возрастает и он более активно завоевывает позиции в ряду других жанров.
Первая четверть XIX в. проходит под знаком творчества А. С. Пушкина. В литературоведении известно влияние поэта на все литературные жанры, но и здесь наименее исследована часть творчества, которая связана с его эпистолярным наследием.
Итак, эпистолярный жанр — жанр, близкий по своей поэтике повествовательным жанрам, имеющий ярко выраженную специфику: наличие в произведении автора и адресата, достаточно свободную композиция и наличие устойчивых композиционных элементов (даты, места написания письма, обращения к адресату в начале и в тексте письма, заверения в дружбе и уважении в конце послания), стилевое и тематическое разнообразие, ярко выраженную индивидуальность автора.
Это определение не претендует на исчерпывающую характеристику эпистолярного жанра, поскольку вопросы теории жанра находятся в развитии и данная работа является только попыткой систематизировать и определить эпистолярный жанр как вполне самостоятельный, но вместе с тем тесно взаимодействующий с другими жанрами.
Список литературы
- Античная эпистолография. — М.: Наука, 1967.
- Античные теории языка и стиля. M.-JL: ОГИЗ, 1936.
- Архангельский А. Н Бегство в ожидании ухода?: К поэтике эпистолярного жанра//Человек, 1995, № 1. С.141−155.
- Афанасьев А. Русские сатирические журналы 1769−1774 годов. -М.Д859.
- Афанасьев В.В. Рылеев: Жизнеописание. М.: Мол. гвардия, 1982. (Жизнь замечательных людей. Вып. 6).
- Бабинцев С.М. И.А.Крылов. Очерк его издательской и библиографической деятельности. М.: ИздВсесоюзлснижнлалаты, 1955.
- Базанов В.Г. Вольное общество любителей словесности. Петрозаводск, 1949.
- Базанов В.Г. Поэтическое наследие Ф.Глинки (10−30-е годы XIX в.). Петрозаводск, 1950.
- Базанов В. Г. Карельские поэмы Федора Глинки. Петразоводск, 1945.
- Баскин М.П. Монтескье. М.: Мысль, 1975.
- Берков П.Н. История русской журналистики ХУ111 века. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
- Бестужев A.A. (Марлинекий). Сочинения, в 2-х т. Т.2. -М.: Гослитиздат, 1958.
- Бешенковский ЕБ. Жизнь Федора Эмина //Сб."ХУ111 век", Ш1, Л: Наука, 1976.
- Благой ДД От Кантемира до наших дней. М.: Художлит., 1972. Т.1.
- Бухаркин ПЕ. Письма русских писателей ХУ111 в. и развитие прозы (1740−1780). Автореф. на соиск. уч.стлсандфил.наук. — Л, 1982.
- Вацуро В.Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». -М.: Книга, 1972.
- Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1958.
- Верцман К. Проблема реализма в эстетике Просвеще-ния.//Реализм ХУ111 века на Западе. Сб.статей. — М.: Художлит., 1936.
- Виноградов В. Язык Пушкина. М., 1936.
- Виноградова Е.М. Эпистолярные речевые жанра: прагматика и семантика текста: АКД-М., 1991.
- Вл.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка Факсимильное издание. М.: Русский язык, 1980. Т.З.
- Вольперт Л.И. Историзм «истинного романтизма» ранней прозы Стендаля и Пушкина («Арманс» и «Роман в письмах»)//Уч. Зап. Тартусского гос. ун-та Вып.792. Труды по романо-германской филол. 1988. С.157−167.
- Гиллельсон М.Н. Письма Н.М.Карамзина к С. С. Уварову.//Сб."ХУ 111 век", № 8, Л.:Наука, 1969.
- Гинзбург Л О психологической прозе. Изд-е 2-е. Л: Художлит., Ленинград-отделение, 1977.
- Глинка Ф.Н. Письма русского офицера М.: Военное изд-во, 1987.
- Гриб В.Р. Избрканные работы. М.: Гослитиздат, 1956.
- Грифцов Б.А. Теория романа //История и теория искусства Вып.6. М.: Гос. акад. худож. наук, 1927.
- Гроссман ЛП. Культура писем в эпоху Пушкина //Письма женщин к Пушкину. М., 1928.
- Грот К.Я. НМ.Карамзин и Ф. НГлинка Спб., 1903.
- Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. -М.:ГИХЛ, 1975.
- Гуковский Г. А. Эмин и Сумароков.//Сб."ХУ111 век", № 2, М.-Л, 1940.
- Гуминский В.М. К вопросу о жанре «путешествий».//Филология. М.:Изд-во МГУ, 1977. Вып.5.
- Данкер З.М. Функционально-семантическая организация частного письма: АКД-Спб, 1992.
- Днепров В. Проблемы реализма. Л: Совлисатель, 1961.
- Добролюбов Н.А. Собрсоч. М.: Худож-лит., 1982. Т.2.
- Елистратова А. Эпистолярная проза романтиков.//Европейский романтизм. М.: Наука, 1973.
- Жаркевич НМ. Витязь добра и чести.//Глинка Ф. Н Письма русского офицера. Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия. Киев, 1991.
- Жизневский А.К. Ф.НГлинка. Ъ 1880 года 11 февраля. Тверь, 1890.
- Жизнь графа М. Н. Муравьева в связи с событиями его времени. -Биографич.очерк, составленный Д. А. Кропотовым. Спб., 1874.
- Журбина Е. Искусство очерка М.: Совет. писатель, 1957.бО.Заборов ПР. Вольтер в русских переводах ХУ111 века//Эпоха
- Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия в 4-х вып. М., 1891. Репринтное изд.: Библейская энциклопедия, Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990.
- Исократ. Письма//Вестник древней истории, 1968, № 1−4- 1969, № 1−2.
- История русского романа в 2х т. М.-Л, 1962.
- Карамзин Н.М. Избр, статьи и письма М,: Современник, 1982.
- Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1984.
- Кожинов В. Происхождение романа Теоретико-исторический очерк. — М.-Совет.писатель, 1963.
- Коплан Б. Философические письма «Почты духов» (1789 г.).//А.НРадшцев. Материалы и исследования. М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1936.
- Костелянц Б.О. Русский очерк.//Русские очерки. М., 1956. Т.1.
- Костин В.И. Перерастание идеи национальной свободы в политическую в «Письмах русского офицера» Ф.НГлинки.//Некоторые вопросы отечественной и всеобщей истории. Саратов, 1971.
- Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя. -М.-Л.: Просвещение, 1966.
- Кулакова Л.И. М.НМуравьев.//Ученые зап.Ленинград.ун-та, 1939, № 7. Серия филологических наук, вып.4.
- Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли ХУ111 в. Л, 1968.
- Лазарчук P.M. Проза Радищева и традиция эпистолярного жан-ра//Сб."ХУ111 век", № 12, Л.: Наука, 1977.
- Левкович Я. Л Письма. //Пушкин. Итоги и проблемы изучения. -М.-Л, 1966.
- Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975.
- Юб.Лищинер С. Д. Эпистолярные циклы в публицистике Герцена шестидесятых годов.//Проблемы изучения Герцена. М.:Изд-во АН СССР, 1963.
- Логунова НВ. Эпистолярный жанр в творчестве Д.И. Фонвизина. «Записки первого путешествия».//Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1998. -Часть 2: Филология.
- НО.Лотман Ю. М. О третьей части «Почты духов» И.А.Крылова//Сб."ХУ111 век", № 3, -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958.
- Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.
- ПЗ.Лотман Ю. М. Эволюция мировоззрения Карамзина (1789−1803).-Ученые записки Тартусского унив-та, 1957. Вып.51.
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры.//Карамзин Н. М. Письма русского путешественника.1. Л.: Наука, 1984.
- Пб.Лященко А. К истории русского романа. Публицистический элемент в романах Эмина. Спб., 1898.
- Лященко А. Материалы для библиографии о Ф.А.Эмине.//Библиограф, 1892, № 8−9.
- И8.Макогоненко Г. П Денис Фонвизин. Творческий путь. М.-Л.:ГИХЛ, 1961.
- Макогоненко Г. П. Николай Новиков и русское Просвещение ХУ111 века. М.-Л.:ГИХЛ, 1951.
- Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. М.:Худож.лит., 1969.
- Макогоненко Г. П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника»./ /Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М.: Правда, 1988.
- Маелова RM. Путевой очерк: проблемы жанра. М.: Изд-во «Знание», 1980.
- Михельсон В.А. Русский путевой очерк ХУ111-первой пол. XIX в. Авторефла соиск. уч.ст.канд.фил.наук, — Киев, 1972.
- Монтескье. Персидские письма. М.: ГИХЛ, 1956.
- Муравьев A.B., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры 1Х-ХУ11 В.В. М.: Просвещение, 1984.
- Муравьев М.Н. Эмилиевы письма.//Полное собрание сочинений Михаила Никитича Муравьева. Спб., 1819. 4.1.
- Непостояннан фортуна, или Похождения Мирамонда. Сочинения Государственной Коллегии Иностранных дел Переводчика Федора Эмина. Спб., 1763.
- Ш. Пигарев К. Жизнь Рылеева М., 1947.
- Пигарев К.В. Творчество Фонвизина М.: Изд-во АН СССР, 1954.
- Письма Вольтера Новые тексты переписки Вольтера Публик., вводст. и прим. B.C.Люблинского. М.-Л: Изд-во АН СССР, 1956.
- Письма Плиния Младшего. М.-Л, 1950.
- Письма русского офицера. Писаны Федором Глинкою. М., 1815. Ч.1−1У.
- Платон. Соч. T.1-S. М., 1968. Т.З.
- Платонов С.Ф. НМ.Карамзин. Спб., 1912.
- Плутовской роман. М., 1975.
- Поздняя греческая проза. М., I960.
- Понырко НВ. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI-XIИ в.в.: Исследования, тексты, переводы. Спб: «Наука», 1992.
- Поспелов Г. Н. У истоков русского сентиментализма. //Вестник Московского гос. ун-та, 1948, № 1.
- Пушкин А. С. Роман в письмах.//Полн.собр.соч. в 10 т. Л: Наука, 1978. Т. У1.
- Российская Памела, или история Марии, добродетельной Поселянки. Сочинение Павла Львова. Спб., 1789. 4.1 и 2.
- Русские просветители (от Радищева до декабристов). 2-е изд., -М., 1953.
- Русский и западно-европейский классицизм. Проза М.: Наука, 1982.
- Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза.//Избран.соч. в 3-х т. -М.:ГИХЛ, 1961. Т. 2.
- Рылеев К.Ф. Письма из Парижа//Полное собрание сочинений.- М.-Л.: Academia, 1934.
- Сазонова ЛИ. Переводная художественная проза в России 3060-х годов ХУ111 в.//Русский и западно-европейский классицизм. Проза М.: Наука, 1982.
- Сахаров В. «Под знаменем я стою багровым.».Николай Карамзин и вольные каменщики.//Родина. 1995, № 2.
- Светлов Л.Б. Издательская деятельность НИ.Новикова. Л., 1946.
- Сенека. Нравственные письма Луцилию. М., 1977.
- Сиповский В.В. НМ.Кар>амзин, автор «Писем русского путешественника». Спб., 1899.
- Сиповский В.В. Очерки из истории русского рюмана. Спб., 1909. Т.1, вып.1.
- Соколянский М.Г. Западно-европейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев-Одесса: «Вища школа», 1983.
- Степанов Н. Дружеское письмо начала XIX в.//Русская прюза.- Л: Academia, 1926. Вып.Ш.
- Степанюк Е.С. Жизнь и творчество Н.Ф.Эмина Автореф. на со-иск. уч.ст.канд.фил.наук, М., 1975.
- Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929.
- Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л: Наука, 1982.
- Фонвизин Д.И. Записки первого путешествия.//Собрание сочинений в 2-х т. М.-Л:ГИХЛ, 1959. Т.2.
- Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. М., 1955.
- Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. //Рылеев К. Д Полн.собр.соч- М.-Л.: Academia, 1934.
- Чичерин A.B. Путь Пушкина к прозаическому роману.// История русского рюмана в 2-х т. М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1962. Т.1.
- Чичерин A.B. Пушкинские замыслы прозаичеекогороа-на//Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М.:Совлисатель, 1958.
- Щеглов М. Очерк и его особенности. //Щеглов М. Литер-критич. статьи (из дневников и писем). М.:Совет.писатель, 1965.
- Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М.: Книга, 1983.
- Эйхенбаум Б.М. Карамзин. //Эйхенбаум Б. О прозе. Сб.статей. — Л, 1969.
- Эмин Ф. Письма Ернеста и Доравры. Спб., 1766.
- Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А.Брокгауз-И. А. Эфрон 1890 г. М.:Терра, 1990.