Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVIII — первой трети XIX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функционирование письма в сатирической журналистике второй половины ХУШ в. является одной из проблем, на которой мы остановились в диссертации более подробно. Проанализировав журналы Н-И.Новикова и И. А. Крылова («Трутень», «Живописец», «Почту духов»), мы пришли к выводу, что эпистолярий занимал более весомое место в изданиях нежели другие жанры, таким образом приобретая новую специфику как жанр… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Из истории и теории эпистолярного жанра от античности до XVIII века)
    • 1. История развития эпистолярного жанра (от античности до средних веков)
      • 1. 1. Становление эпистолярного жанра в эпоху античности
      • 1. 2. Новые черты эпистолярного жанра в древнерусской литературе
    • 2. Общая характеристика развития эпистолярного жанра в России в XVIII веке
      • 2. 1. Влияние идей Просвещения, масонства, западноевропейской литературы на развитие эпистолярного жанра в русской прозе
      • 2. 2. Эпистолярный жанр в журналистике XVIII а
  • Глава II. Особенности развития жанров эпистолярного путешествия" и эпистолярного путевого очерка в русской литературе
  • Глава. Щ Черты русского эпистолярного романа второй половины ХУШ-первой трети ХЕХ вл

Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVIII — первой трети XIX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эпистолярный жанр и его развитие — одна из интереснейших проблем в отечественном литературоведении. Это связано с тем, что жанр письма, занимая равноправное место среди других эпических жанров, является недостаточно исследованной областью литературоведения.

Этот факт стал причиной нашего обращения к проблемам, связанным с историей и теорией эпистолярного жанра на материале произведений русской литературы второй половины ХУШ-первой четверти XIX в .в.

Жанр письма, как известно, существует в литературе более двух тысяч лет, поэтому проблемы истории и теории эпистолярного жанра рассматриваются нами с античности до первой четверти XIX в.

Вопросы истории и теории эпистолярного жанра с античных времен интересовали теоретиков искусства, писателей, философов. Литературоведением накоплен определенный опыт, связанный с исследованием жанра письма.

Проблемы формирования жанра в эпоху античности были обобщены в научном исседовании — «Античная эпистолография» 1-на основе частной переписки и произведений эпистолярного жанра Исократа, Плиния Младшего, Сенеки, Платона. Сочинения этих авторов рассматривались с точки зрения тематики, композиции, языка и как образцы самостоятельного эпического жанра, выполняющего коммуникативные функции и способствующего пониманию внутреннего мира автора.

1 Античная зпистолография.-М, 1967.

Вопросы языка и стиля эпистолярного жанра были освещены в другом исследовании — «Античные теории языка и стиля» 2. Здесь были рассмотрены стилевые возможности жанра в античной литературе, языковые характеристики писем названных нами писателей.

Проблемы формирования и развития эпистолярного жанра в древнерусской литературе глубоко исследованы Д.С.Лихачевым3, который рассмотрел такие вопросы, как религиозный характер русской литературы Х-Х1У в .в., зарождение светского направления в известной переписке Ивана Грозного с А. Курбским и особенности стиля авторов переписки (публицистичность, полемичность, смешение стилей посланий).

На наш взгляд, интересным фактом в работе Д. С. Лихачева явился тот, что ему удалось доказать, что А. Курбский, не уступающий в образованности Грозному, как писатель и мыслитель был слабее его.

Следующим этапом в развитии эпистолярного жанра стал ХУ111 век, когда были созданы благоприятные условия для появления ряда произведений в жанре письма Именно с середины ХУ111 в. письмо существовало в бытовой сфере как единственно доступный и развитый способ связи в стране4(к 1740 году почта была учреждена во всех губерниях России, а протяженность почтовых путей доходила до 16 434 верст5).

2 Античные теории языка и стиля, — М.-Л.гОГИЗ, 1936.

3 Например: Лихачев Д. СВеликое наследие. М, 1975; Лихачев Д. С.

Литература

времени национального подъема./Памятники литературы Древней Руси. Х1У-середина ХУ века. М.:" Художлит.", 1981; Лихачев Д. СДа пути к новому литературному сознанию./Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХУ1 века. М.:" Художлит.' 1986; Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х-ХУ11 веков. Л.:" Н&ука", 1973.

4 Более подробно о развитии почты в России см.: Энциклопедический словарь ФАБрокгауза-ИАЗфрона2Й.:" Терра", 1992. Т.48- Большая советская энциклопедия. М.:" Советская энцикл опедия" 3-е иад, 1975. ТЖ.

5 Энциклопедический словарь ФАБрокгауза-ИА.ЭфронаМ/.'Терра", 1992. Т.48, с. 802.

В этот период сложились две разновидности бытового письмаделовое и интимно-дружеское. Жанровые особенности этих видов письма не раз были предметом изучения отечественных и зарубежных литературоведов. Среди интересных работ по этой проблеме назовем работы ЛПГроссмана6, КЛСтепанова7 Я. ЛЛевкович8, РМ. Лазарчука9, Г. ПМакогоненко10, Тодда Ш У.М.11.

В этих работах достаточно подробно характеризуется дружеское письмо с точки зрения его жанровых особенностей, но, как нам представляется, целостная картина развития эпистолярного жанра в художественной литературе ХУ111 в. не нашла своего отражения.

Возникает закономерный вопрос: почему возможности бытового письма на определенном этапе общения перестали удовлетворять потребности авторов посланий?

Видимо, это связано с тем, что авторов меньше волновали бытовые подробности и больше — человеческая психология и общечеловеческие проблемы.

Есть еще причины, по которым бытовое письмо постепенно трансформировалось в литературное.

В процессе перехода от классицизма к сентиментализму в литературе обнаружился кризис канонизированных жанров, не способных более отвечать требованиям времени и задачам литератув Гроссман ЛЛ. Культура писем в эпоху Пушкина./Письма женщин к Пушкину. М., 1928.

7 Степанов Н. Дружеское письмо начала XIX в./Русскал проза. Л. гАсавепиа, 1926. ВыпШ^ Он же. Письма Пушкина как литературный жанр./Степанов НЛЛоэты и прозаики. М, 1966.

8 Левкович ЯЛ. Письма. /Пушкин. Итоги и проблемы изучения. М.-Лп 1966.

9 Лааарчук РЖ. Дружеское письмо второй половины ХУ111 в. как явление литературы. Автореферат на соискание учхтланд.филол.наук. Л, 1972; Он же. Проза Радищева и традиция эп и столярного жанра. /Сб-" ХУ111 век", № 12, Л.:" Наука", 1977.

Макогоненко ГЛ. Письма русских писателей ХУ 111 века и литературный процесс. /Письма русских п исателей ХУ111 века. Л, 1960.

11 Тодд Ш УМ. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху. Спб.:Академический проект, 1991 ры, Начался активный поиск новых жанров в лирике и прозе. На первый план выдвинулись малые, камерные жанры — лирическое послание, элегия, очерк, дневник и письмо.

Таким образом, письмо как самостоятельный жанр ко второй половине ХУ111 в. стало рассматриваться в качестве решения определенных стилистических проблем и превратилось для писателя в «лабораторию для языковых экспериментов» 12.

60−80-е г. г. XVIII в. ознаменовались более пристальным вниманием к эпистолярию, что объяснялось многими причинами. Самой существенной из них явилось распространение идей Просвещения13, вместе с которыми в Россию проникали произведения европейской эпистолярной литературы.

Западно-европейская эпистолярная литература эпохи Просвещения в лице Монтескье, Вольтера, Ричардсона, Руссо оказала значительное воздействие не только на развитие эпистолярного жанра, но и на осмысление передовых идей и форм русской литературой в целом, Богатство идейного содержания, новые приёмы композиционного решения произведений эпистолярного жанра, найденные европейскими авторами, стали предметом подражания для русских писателей на долгие десятилетия и определили лицо русской литературы вплоть до Пушкина («Письма Эрнеста и До.

12 Степавов Н. Дружеское письмо начала XIX в./Русская проза. Л.: Academia, 1926. ВыпЖ С. 76.

13 Например: ВерцмавК Проблема реализма в эстетике Просвещения./Реализм ХУ111 века на Западе. Сблт. под ред. и с предисл. ФЛШиллера. М.:" Художлит., 1936; Мавого-вевжо ГЛ. Николай Новиков и русское Просвещение ХУ111 века. М.:ГИХЛ, 1951; Он же. Русское Просвещение и литературные направления ХУ111 века./Русская литература, 1959, N?4- Ов же. Карамзин и Просвещение./Славянские литературы. У11 Международ. Съезд славистов. М, 1973; Орлов В. Русские просветители 1790−1800 rj. 2-е изд. М, 1953; Русские просветители (от Радищева до декабристов). 2-е издМ, 1953; ПдичавЕГ. Основные этапы в развитии русского Просвещения ХУ111 века./Проблемы русского Просвещения в литературе ХУ111 века. М.-Л, 1961; Эпоха Просвещевия. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1967; Проблемы Просвещевия в мировой литературе. М, 1970; Проблемы историзма в русской литературе (конец ХУ111- начало XIX в.) Сб. «ХУ111 век», № 13, Л.:" Наука", 1981; Кочеткова НЛ Сентиравры" Ф. А. Эмина, «Записки первого путешествия» ДИ. Фонвизина, «Письма русского путешественника» НМ. Карамзина, «Российская Памела» ПЮ. Львова и др.).

При всем многообразии научной литературы по этому вопросу14, мы не обнаружили обстоятельной характеристики эпистолярного жанра в литературе ХУ111 в.

На этот период приходится функционирование эпистолярного жанра в журналистике, что также не нашло достаточного отражения в литературоведении.

Такие ученые, как ПИБерков15, ДДБлагой16, А.В.Западов17, видимо, не ставили перед собой цель исследовать теорию и историю эпистолярного жанра и поэтому только констатировали факт его присутствия в русских журналах ХУ111 в., рассматривая его в ряду других равноправных жанров (ведомости, сатирический словарь, пародия, притча и т. д.).

Функционирование письма в сатирической журналистике второй половины ХУШ в. является одной из проблем, на которой мы остановились в диссертации более подробно. Проанализировав журналы Н-И.Новикова и И. А. Крылова («Трутень», «Живописец», «Почту духов»), мы пришли к выводу, что эпистолярий занимал более весомое место в изданиях нежели другие жанры, таким образом приобретая новую специфику как жанр публицистический. менталиам и Просвещение (о преемственности идей в русской литературе конца ХУ111-начала. XIX века). /Русская л итер&тура, 1983″ Ш и др.

14 Например: Баскин МЛ Монтескье. М.:" Мысль", 1975; Верциан ИЕ. Жан-Жак Руссо. М, 1958; ов же. Проблема реализма в эстетике Просвещения./Реализм ХУ111 века на Западе. Сбхтатей. М.:" Художлит.", 1936; Заборов ПР. Вольтер в русских переводах.

ХУ111 века./Эпоха просвещения. Из истории международных связей русской литературы. Л.:" Наука' 1967; Соколянский МГ. Западно-европейский роман эпохи просвещения. Проблемы типологии. Киев-Одесса: «Вища школа» «1983.

16 Верхов ПЛ. История русской журналистики ХУ111 в. М.-Л, 1952. 10 БяаюйДД. Русская литература ХУ111 в. Изд-е 2-е, М, 1951.

17 Западов АЗ. Новиков. М.:" Молгвардия", 1968.

Другой характерной особенностью русской эпистолярной литературы обозначенного периода является проникновение письма в такие жанры, как «путешествие», путевой очерк, роман. В результате синтеза происходило формирование новых жанровых формэпистолярное «путешествие», эпистолярный путевой очерк и эпистолярный роман.

Этот процесс не был в полной мере исследован учеными. Поэтому мы остановились на вопросе синтеза письма и других эпических жанров подробно на материале «Записок первого путешествия» ДИ. Фонвизина, «Эмилиевых писем» М. КМуравьева, «Писем русского офицера» Ф. Н. Глинки, «Непостоянной фортуны» и «Писем Ернеста и Доравры» ФАЭмина, «Российской Памелы» П. Ю. Львова.

Вторая половина ХУ111 в. характеризовалась проявлением внимания русских писателей к жанру психологического романа, который к этому времени был широко представлен в европейской литературе (Монтескье, Ричардсон, Стерн, Дефо, Гете, Голдсмит и ДР-).

На наш взгляд, задаче психологического романа наиболее полно соответствовала форма письма, которая активно использовалась европейскими авторами еще в ХУПначале ХУШ в. в. и которая способствовала развитию нового типа психологического романа — эпистолярного романа («Письма провинциала» Б. Паскаля, «Письма к сыну» Ф. Честерфилда, «Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Персидские письма» Ш. Монтескье, «Памела» и «Кларисса» С. Ричардсона).

Факт дальнейшего углубления психологизма в произведения эпистолярного жанра был непосредственно связан с поэтикой сентиментализма Особенности этого литературного направления достаточно полно исследованы18. Наша задача заключалась в изучении этого процесса на примере русских романов Эмина, Львова и Пушкина.

Эпистолярная литература первой трети XIX в. развивалась в традициях, заложенных XVIII веком. Общественно-политические условия и все более укреплющий позиции реализм, не могли не найти отражение в эпистолярном жанре. Изменяющаяся действительность диктовала письму не только новое содержание, но и новые формы, которые становились более разнообразными и стилистически более совершенными.

Так, сентиментальное «путешествие», бывшее приметой литературы ХУШ в., уступило место реалистическому «путешествию», связанному с проблемами этнографии, событиями истории и общественной жизни («Письма русского офицера» Глинки, «Письма из Парижа» Рылеева, «Письма из Сибири» Лунина).

В результате размышлений над эпистолярным жанром, мы пришли к выводу, что многовековая русская культура располагает обширным эпистолярным наследием, помогающим проникнуть в и и сущность многих исторических событии, погрузиться в сложный мир человеческих взаимоотношений, открыть новые черты известных личностей. На наш взгляд, изучение эпистолярного наследия способствует формированию эстетического вкуса, исторического.

18 Например: Гуковсяий ГЛ. Очерки по истории русской и общественной мысли ХУШ в. Л, 1938; Ов же. Русская литература ХУШ века. М, 1939; Ов лсеКарамзин и сентиментализм. /История русской литературы М.-Л, 1941. Т. УПоспелов ГЛ. У истоков русского сентиментализма./Вестник МГУ, 1948, № 1- Пумпянский ЛЯ. Сентимен-тализм./Историл русской литературы. М.-Л, 1947. Т.1УВлагой ДД. Русская литература ХУШ в. М, 1960; Ов же. От Кантемира до наших дней. М.:" Художлит.", 1972. Т.1- Орлов ПА. Русский сентиментализм. М, 1977; Федоров ВМ. Литературные направления в русской литературе ХУШ века. М, 1979; Кочегвова НД. Сентиментализм. Ка-рамзин./История русской литературы в 4-х т. Л.:" Наука", 1980. Т.1-Ода же. Сентиментализм и Просвещение./Русскал литература, 1983, № 4- От классицизма к романтизму. Из истории международных связей русской литературы. Л." 1970; Русская культура ХУШ века и западно-евр опейские литературы. Л, 1980 и т. д.

§ 2. Общая характеристика развития эпистолярного жанра в России в ХУ111 веке.

К середине ХУШ в. в России письмо существовало в бытовой сфере как необходимый атрибут повседневной жизни, позволяющий людям общаться на расстоянии с родными, друзьями, компаньонами, и как единственно доступный и развитый способ связи в стране48 (к 1740 году почта была учреждена во всех губерниях России, а протяженность почтовых путей доходила до 16 434 верст49).

Рассмотрим особенности письма в зависимости от выполняемой им общественной функции. Условно бытовое письмо можно разделить на две группы — деловое и интимно-дружеское.

Деловое письмо, обладая рядом отличительных признаков (официально-деловая речь, канцелярские штампы, лаконизм и т. д.), способствовало развитию экономики, промышленности, торговли в России, расширению коммерческих связей с другими передовыми странами Европы, укреплению класса буржуазии. Деловое письмо было консервативным, статичным, нормативным.

Интимно-дружеское письмо, являясь в большей степени свободной, раскрепощенной формой общения, не связанной нормами делового этикета, способствовало развитию творческого начала, раскрытию литературных способностей автора. Поэтому интимно-дружеское письмо ближе всего находится к литературному письму, с которым его объединяют следующие черты: наличие традиционных эпистолярных реквизитов: обращение к адресату, указание на дату и место написания, подпись и т. д.;

48 Более подробно о развитии почты в России см.: Энциклопедический словарь ФАБрокгауаа-ИАЗфранаМ.:" Терра") 1992. Т.48- Большая советская энциклопедия. М.:" Совепская знцикл опедия", 3-е изд., 1975. ТЖ.

49 Энциклопедический словарь ФАБрокгауаа-ИАЗфрона. с. 802. мышления, осознанию себя частицей великой славянской культуры.

Монографических работ и диссертаций, посвященных непосредственно теории и истории эпистолярного жанра, нами обнаружено не было, тем более представляется интересной и целесообразной попытка исследовать эти вопросы в данной диссертации.

Все вышесказанное обусловило актуальность темы и выбранный нами аспект исследования.

Предметом анализа в диссертации явились произведения русской эпистолярной литературы второй половины ХУШ-первой четверти XIX в.в., которые исследуются с точки зрения их поэтики и значимости для развития эпистолярного жанра.

Основной методологический прияцип настоящей диссертации — концептуальный подход к характеристике эпистолярного жанра, рассмотренного в движении и как часть мировой литературы и культуры.

Методологическую основу диссертации составляют теоретические и монографические исследования литературоведов В. Сиповского, Н-Стеланова, М. Бахтина, ПБеркова, ДБлагого, Г. Гуковского, Г. Поспелова, Д. Лихачева, А. Западова, Ю. Лотмана, В. Днепрова, ИКочетковой, ЛКулаковой, А. Кучерова, Г. Макогоненко и др.

Таким образом, цель диссертационной работы заключается в исследовании вопросов теории и истории эпистолярного жанра второй половины ХУШ-первой трети XIX влв., процессов его формирования, эволюции, трансформации, особенностей поэтики.

В задачи работы входит:

1) выделение основных этапов развития эпистолярного жанра;

2) выявление типологических особенностей жанра письма на каждом этапе его развития;

3) обозначение места эпистолярного жанра в русской литературе второй половины ХУ111-первой трети XIX в.в.;

4) исследование поэтики произведений эпистолярного жанра обозначенного периода.

Решение этих задач обусловило научную новизну данного исследования. Мера научной новизны диссертации определяется материалом, недостаточно исследованным в литературоведении и стремлением рассмотреть эпистолярный жанр как явление целостное, но вместе с тем достаточно подвижное и неординарное.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследуя эпистолярный жанр на разных стадиях его развития, мы пришли к выводу о том, что он менялся вместе со временем, событиями реальной жизни, и каждый новый историко-культурный период вносил свои коррективы в формирование и поэтику жанра.

Античный период развития эпистолярного жанра характеризовался пафосной риторикой, вниманием к философским размышлениям, достаточно продуманной поэтикой: использованием художественных средств, придававших письму ясность, риторичность, законченность, торжественность, дидактизмкомпозиционной стройностью, отточенностью языка.

Если античная литература была связана с пафосной риторикой, то литература эпохи средневековья — с религиозной моралью. Вместе с традициями письма, заложенными античностью, в переписке служителей культа все более активно проявлялся нравоучительный характер, опиравшийся на христианскую религию и христианские заповеди («Послание архиепископа новгородского Василия»).

Новым этапом в развитии эпистолярного жанра позднего средневековья была переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С одной стороны, она характеризовалась публицистичностью, критичностью, с другой — сближением с разговорной речью, что способствовало максимальному раскрытию характера автора письма, пониманию его языковой манеры.

С этими особенностями эпистолярный жанр вступил в ХУ111 в., который проходил под знаком идей Просвещения, обострилась борьба с невежеством, человеческими пороками, возросло внимание к социальным вопросам, психологизму. Эти идеи нашли воплощение в том числе и в разнообразных жанрах литературы и особенно в эпистолярном.

Жанру письма придавался новый смысл — через него ставились проблемы времени, он становился более острым, злободневным, публицистичным. Более всего жанр соответствовал сатирическому изображению действительности и аллегорической форме повествования. Аллегория стала смыслом поэтики жанра.

Развитие идей Просвещения в России было связано с именами ДИ. Фонвизина, Н. И. Новикова, Н. М. Карамзина — писателей, стоявших у истоков русской эпитолярной литературы.

Дальнейшее развитие эпистолярного жанра с точки зрения его обогащения по содержанию и форме происходило в первой четверти XIX в. В жанр вливаются личности, известные в литературе и общественно-политической жизни (Глинка, Рылеев, Лунин, Бестужев). Эпистолярный жанр становится более интересным в художественном отношении. Следовательно, воздействие произведений в жанре письма на широкого читателя возрастает и он более активно завоевывает позиции в ряду других жанров.

Первая четверть XIX в. проходит под знаком творчества А. С. Пушкина. В литературоведении известно влияние поэта на все литературные жанры, но и здесь наименее исследована часть творчества, которая связана с его эпистолярным наследием.

Итак, эпистолярный жанр — жанр, близкий по своей поэтике повествовательным жанрам, имеющий ярко выраженную специфику: наличие в произведении автора и адресата, достаточно свободную композиция и наличие устойчивых композиционных элементов (даты, места написания письма, обращения к адресату в начале и в тексте письма, заверения в дружбе и уважении в конце послания), стилевое и тематическое разнообразие, ярко выраженную индивидуальность автора.

Это определение не претендует на исчерпывающую характеристику эпистолярного жанра, поскольку вопросы теории жанра находятся в развитии и данная работа является только попыткой систематизировать и определить эпистолярный жанр как вполне самостоятельный, но вместе с тем тесно взаимодействующий с другими жанрами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Античная эпистолография. — М.: Наука, 1967.
  2. Античные теории языка и стиля. M.-JL: ОГИЗ, 1936.
  3. Архангельский А. Н Бегство в ожидании ухода?: К поэтике эпистолярного жанра//Человек, 1995, № 1. С.141−155.
  4. А. Русские сатирические журналы 1769−1774 годов. -М.Д859.
  5. В.В. Рылеев: Жизнеописание. М.: Мол. гвардия, 1982. (Жизнь замечательных людей. Вып. 6).
  6. С.М. И.А.Крылов. Очерк его издательской и библиографической деятельности. М.: ИздВсесоюзлснижнлалаты, 1955.
  7. В.Г. Вольное общество любителей словесности. Петрозаводск, 1949.
  8. В.Г. Поэтическое наследие Ф.Глинки (10−30-е годы XIX в.). Петрозаводск, 1950.
  9. Базанов В. Г. Карельские поэмы Федора Глинки. Петразоводск, 1945.
  10. М.П. Монтескье. М.: Мысль, 1975.
  11. П.Н. История русской журналистики ХУ111 века. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
  12. A.A. (Марлинекий). Сочинения, в 2-х т. Т.2. -М.: Гослитиздат, 1958.
  13. ЕБ. Жизнь Федора Эмина //Сб."ХУ111 век", Ш1, Л: Наука, 1976.
  14. Благой ДД От Кантемира до наших дней. М.: Художлит., 1972. Т.1.
  15. ПЕ. Письма русских писателей ХУ111 в. и развитие прозы (1740−1780). Автореф. на соиск. уч.стлсандфил.наук. — Л, 1982.
  16. В.Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». -М.: Книга, 1972.
  17. И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1958.
  18. К. Проблема реализма в эстетике Просвеще-ния.//Реализм ХУ111 века на Западе. Сб.статей. — М.: Художлит., 1936.
  19. В. Язык Пушкина. М., 1936.
  20. Е.М. Эпистолярные речевые жанра: прагматика и семантика текста: АКД-М., 1991.
  21. Вл.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка Факсимильное издание. М.: Русский язык, 1980. Т.З.
  22. Л.И. Историзм «истинного романтизма» ранней прозы Стендаля и Пушкина («Арманс» и «Роман в письмах»)//Уч. Зап. Тартусского гос. ун-та Вып.792. Труды по романо-германской филол. 1988. С.157−167.
  23. М.Н. Письма Н.М.Карамзина к С. С. Уварову.//Сб."ХУ 111 век", № 8, Л.:Наука, 1969.
  24. Гинзбург Л О психологической прозе. Изд-е 2-е. Л: Художлит., Ленинград-отделение, 1977.
  25. Ф.Н. Письма русского офицера М.: Военное изд-во, 1987.
  26. В.Р. Избрканные работы. М.: Гослитиздат, 1956.
  27. .А. Теория романа //История и теория искусства Вып.6. М.: Гос. акад. худож. наук, 1927.
  28. ЛП. Культура писем в эпоху Пушкина //Письма женщин к Пушкину. М., 1928.
  29. К.Я. НМ.Карамзин и Ф. НГлинка Спб., 1903.
  30. Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. -М.:ГИХЛ, 1975.
  31. Г. А. Эмин и Сумароков.//Сб."ХУ111 век", № 2, М.-Л, 1940.
  32. В.М. К вопросу о жанре «путешествий».//Филология. М.:Изд-во МГУ, 1977. Вып.5.
  33. З.М. Функционально-семантическая организация частного письма: АКД-Спб, 1992.
  34. В. Проблемы реализма. Л: Совлисатель, 1961.
  35. Н.А. Собрсоч. М.: Худож-лит., 1982. Т.2.
  36. А. Эпистолярная проза романтиков.//Европейский романтизм. М.: Наука, 1973.
  37. НМ. Витязь добра и чести.//Глинка Ф. Н Письма русского офицера. Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия. Киев, 1991.
  38. А.К. Ф.НГлинка. Ъ 1880 года 11 февраля. Тверь, 1890.
  39. Жизнь графа М. Н. Муравьева в связи с событиями его времени. -Биографич.очерк, составленный Д. А. Кропотовым. Спб., 1874.
  40. Е. Искусство очерка М.: Совет. писатель, 1957.бО.Заборов ПР. Вольтер в русских переводах ХУ111 века//Эпоха
  41. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия в 4-х вып. М., 1891. Репринтное изд.: Библейская энциклопедия, Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990.
  42. Исократ. Письма//Вестник древней истории, 1968, № 1−4- 1969, № 1−2.
  43. История русского романа в 2х т. М.-Л, 1962.
  44. Н.М. Избр, статьи и письма М,: Современник, 1982.
  45. Н.М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1984.
  46. В. Происхождение романа Теоретико-исторический очерк. — М.-Совет.писатель, 1963.
  47. . Философические письма «Почты духов» (1789 г.).//А.НРадшцев. Материалы и исследования. М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1936.
  48. .О. Русский очерк.//Русские очерки. М., 1956. Т.1.
  49. В.И. Перерастание идеи национальной свободы в политическую в «Письмах русского офицера» Ф.НГлинки.//Некоторые вопросы отечественной и всеобщей истории. Саратов, 1971.
  50. Л.И. Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя. -М.-Л.: Просвещение, 1966.
  51. Л.И. ММуравьев.//Ученые зап.Ленинград.ун-та, 1939, № 7. Серия филологических наук, вып.4.
  52. Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли ХУ111 в. Л, 1968.
  53. P.M. Проза Радищева и традиция эпистолярного жан-ра//Сб."ХУ111 век", № 12, Л.: Наука, 1977.
  54. Я. Л Письма. //Пушкин. Итоги и проблемы изучения. -М.-Л, 1966.
  55. Д.С. Великое наследие. М., 1975.
  56. Юб.Лищинер С. Д. Эпистолярные циклы в публицистике Герцена шестидесятых годов.//Проблемы изучения Герцена. М.:Изд-во АН СССР, 1963.
  57. НВ. Эпистолярный жанр в творчестве Д.И. Фонвизина. «Записки первого путешествия».//Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1998. -Часть 2: Филология.
  58. НО.Лотман Ю. М. О третьей части «Почты духов» И.А.Крылова//Сб."ХУ111 век", № 3, -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958.
  59. Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.
  60. ПЗ.Лотман Ю. М. Эволюция мировоззрения Карамзина (1789−1803).-Ученые записки Тартусского унив-та, 1957. Вып.51.
  61. Ю.М., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры.//Карамзин Н. М. Письма русского путешественника.1. Л.: Наука, 1984.
  62. Пб.Лященко А. К истории русского романа. Публицистический элемент в романах Эмина. Спб., 1898.
  63. А. Материалы для библиографии о Ф.А.Эмине.//Библиограф, 1892, № 8−9.
  64. И8.Макогоненко Г. П Денис Фонвизин. Творческий путь. М.-Л.:ГИХЛ, 1961.
  65. Г. П. Николай Новиков и русское Просвещение ХУ111 века. М.-Л.:ГИХЛ, 1951.
  66. Г. П. От Фонвизина до Пушкина. М.:Худож.лит., 1969.
  67. Макогоненко Г. П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника»./ /Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М.: Правда, 1988.
  68. RM. Путевой очерк: проблемы жанра. М.: Изд-во «Знание», 1980.
  69. В.А. Русский путевой очерк ХУ111-первой пол. XIX в. Авторефла соиск. уч.ст.канд.фил.наук, — Киев, 1972.
  70. Монтескье. Персидские письма. М.: ГИХЛ, 1956.
  71. A.B., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры 1Х-ХУ11 В.В. М.: Просвещение, 1984.
  72. М.Н. Эмилиевы письма.//Полное собрание сочинений Михаила Никитича Муравьева. Спб., 1819. 4.1.
  73. Непостояннан фортуна, или Похождения Мирамонда. Сочинения Государственной Коллегии Иностранных дел Переводчика Федора Эмина. Спб., 1763.
  74. Ш. Пигарев К. Жизнь Рылеева М., 1947.
  75. К.В. Творчество Фонвизина М.: Изд-во АН СССР, 1954.
  76. Письма Вольтера Новые тексты переписки Вольтера Публик., вводст. и прим. B.C.Люблинского. М.-Л: Изд-во АН СССР, 1956.
  77. Письма Плиния Младшего. М.-Л, 1950.
  78. Письма русского офицера. Писаны Федором Глинкою. М., 1815. Ч.1−1У.
  79. Платон. Соч. T.1-S. М., 1968. Т.З.
  80. С.Ф. НМ.Карамзин. Спб., 1912.
  81. Плутовской роман. М., 1975.
  82. Поздняя греческая проза. М., I960.
  83. НВ. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI-XIИ в.в.: Исследования, тексты, переводы. Спб: «Наука», 1992.
  84. Г. Н. У истоков русского сентиментализма. //Вестник Московского гос. ун-та, 1948, № 1.
  85. Пушкин А. С. Роман в письмах.//Полн.собр.соч. в 10 т. Л: Наука, 1978. Т. У1.
  86. Российская Памела, или история Марии, добродетельной Поселянки. Сочинение Павла Львова. Спб., 1789. 4.1 и 2.
  87. Русские просветители (от Радищева до декабристов). 2-е изд., -М., 1953.
  88. Русский и западно-европейский классицизм. Проза М.: Наука, 1982.
  89. Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза.//Избран.соч. в 3-х т. -М.:ГИХЛ, 1961. Т. 2.
  90. К.Ф. Письма из Парижа//Полное собрание сочинений.- М.-Л.: Academia, 1934.
  91. . Переводная художественная проза в России 3060-х годов ХУ111 в.//Русский и западно-европейский классицизм. Проза М.: Наука, 1982.
  92. В. «Под знаменем я стою багровым.».Николай Карамзин и вольные каменщики.//Родина. 1995, № 2.
  93. Л.Б. Издательская деятельность НИ.Новикова. Л., 1946.
  94. Сенека. Нравственные письма Луцилию. М., 1977.
  95. В.В. НМ.Кар>амзин, автор «Писем русского путешественника». Спб., 1899.
  96. В.В. Очерки из истории русского рюмана. Спб., 1909. Т.1, вып.1.
  97. М.Г. Западно-европейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев-Одесса: «Вища школа», 1983.
  98. Н. Дружеское письмо начала XIX в.//Русская прюза.- Л: Academia, 1926. Вып.Ш.
  99. Е.С. Жизнь и творчество Н.Ф.Эмина Автореф. на со-иск. уч.ст.канд.фил.наук, М., 1975.
  100. Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929.
  101. Н.П. Жанры эпической прозы. Л: Наука, 1982.
  102. Д.И. Записки первого путешествия.//Собрание сочинений в 2-х т. М.-Л:ГИХЛ, 1959. Т.2.
  103. А.Г. Творчество Рылеева. М., 1955.
  104. А.Г. Творчество Рылеева. //Рылеев К. Д Полн.собр.соч- М.-Л.: Academia, 1934.
  105. A.B. Путь Пушкина к прозаическому роману.// История русского рюмана в 2-х т. М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1962. Т.1.
  106. A.B. Пушкинские замыслы прозаичеекогороа-на//Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М.:Совлисатель, 1958.
  107. М. Очерк и его особенности. //Щеглов М. Литер-критич. статьи (из дневников и писем). М.:Совет.писатель, 1965.
  108. Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М.: Книга, 1983.
  109. .М. Карамзин. //Эйхенбаум Б. О прозе. Сб.статей. — Л, 1969.
  110. Ф. Письма Ернеста и Доравры. Спб., 1766.
  111. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А.Брокгауз-И. А. Эфрон 1890 г. М.:Терра, 1990.
Заполнить форму текущей работой