Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Владимир Набоков и русский символизм

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третьей главе «Категория границы в контексте набоковского «двоемирия» «была сделана попытка выявить «законы», по которым в произведениях Набокова проведена граница между мирами. В главе исследованы формы воплощения этой границы в романах «Приглашение на казнь», «Дар» и рассказе «Ultima Thule». Кроме того, в диссертации рассматривается соотношение художественных идей В. Набокова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. О «классичности» и «неклассичности» Набокова: история проблемы
  • Глава II. Специфика изображения пространства в прозе Набокова
    • II. 1 Замкнутое пространство: «Приглашение на казнь»
    • II. 2 Городское пространство: «Дар»
  • Глава III. Категория границы в контексте набоковского «двоемирия»
  • Глава IV. Зеркало в набоковской системе художественных образов
  • Глава V. Категория прозрачности в творчестве Набокова и в произведениях символистов
    • V. 1 Прозрачность и свет у Данте
    • V. 2 Категория прозрачности и теория «реалистического символизма» Вяч. Иванова
    • V. 3 Прозрачность как «след других миров» в произведениях Набокова

Владимир Набоков и русский символизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Я рожден этой эпохой, я вырос в этой атмосфере"1, — писал о Серебряном веке Владимир Набоков Э. Уилсону 4 января 1949 года. Между тем ни в русской эмигрантской критике 1920;1930 гг., ни в первых американских откликах на новые произведения Набокова вопрос о влиянии на его творчество русской культуры начала XX века практически не затрагивался. И лишь в 1980;е годы американскими литературоведами, в первую очередь Д. Б. Джонсоном и В. Е. Александровым, была отмечена тесная связь творчества Набокова с русским символизмом. Речь прежде всего шла о понятиях «двоемирие» и «потусторонность», актуальных для мировосприятия и творчества символистов.

Д. Б. Джонсон, анализируя особенности набоковского «двоемирия», выделил два основных принципа символизма, которые положены также и в основу «эстетической космологии» Набокова: 1) за видимым миром существует более реальный, высший мир- 2) искусство способно отразить истину высшего мира, находящегося за пределами обыденной реальности или мира «теней» в платоновском понимании2.

1 Цит. по: «Звезда». 1996. № П. С. 125. Johnson D В Worlds in Regression: Some Novels of Vladimir Nabokov. Ann Arbor. 1985. P. 223. Рус. Джонсон Д. Б Миры и антимиры Владимира Набокова. СПб. 201 1.С. 352.

Тема «потусторонности» у Набокова стала предметом, исследования В. Е. Александрова. Вслед за Верой Набоковой Александров подчеркнул, что эта тема является центральной в творчестве писателя и ее изучение позволит радикально переосмыслить набоковское наследие. По мнению исследователя, три главных аспекта набоковского творчества — метафизика, этика и эстетика — отражают дуалистическую картину мира, веру писателя в существование некой потусторонней реальности, противостоящей обыденному миру и вместе с тем с ним связанной.

Исследования Д. Б. Джонсона и В. Е. Александрова, специально посвященные сопоставительному анализу произведений Набокова с мыслями и творчеством выдающихся представителей Серебряного века4, легли в основу целого направления в набоковедении. Появились работы, в которых освещена связь творчества Набокова с произведениями А. А. Блока, А. Белого, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба5. Эти и другие исследования уже составили более или менее масштабный корпус научной литературы. Обнаружено и изучено большое количество перекличек, скрытых аллюзий, прямых и скрытых 5.

Alexandrov V. Е. Nabokov’s Otherworld. PrincetonNew Jersey, 1991. Рус. пер: Александров В. Е. Набоков и потусторонность: Метафизика, этика, эстетика. СПб., 1999.

4 Johnson D. В. Belyj and Nabokov: A Comparative Overview // Russian Literature. 1981. № 9. P. 37902- Alexandrov V. E. Vladimir Nabokov’s Metaphysical Aesthetics in the Context of the Silver Age // Christianity and the Easthern Slavs. Vol. 3: Russian Literature in Modem Times. BerkeleyLos AngelesL., 1995. P. 201−222.

3 См., например: Аверин Б. В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции". СПб., 2003. С. 238−267- Успенская А. В. Мережковский и Набоков // Литературоведческий журнал. 2001. № 15. С. 108−123: Левинг Ю. Раковинный гул небытия: (В. Набоков и Ф. Сологуб) // В. В. Набоков: Pro et contra. СПб., 2001. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова. Антология. [Т. 2.]. С. 499−519- Оконечная О. «Отчаяние» В. Набокова и «Мелкий бес» Ф. Сологуба: К вопросу о традициях русского символизма в прозе В. В. Набокова 1920;x-l930-х гг. // В. В. Набоков: Pro et contra. [Т. 2.] С. 520−531- Старк В. П. А. А. Блок в художественных отражениях В. В. Набокова // Набоковский Вестник. СПб., 1999. Вып. 4. С. 53−68- Долинин А. Набоков и Блок// Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина. СПб., 2004. С. 331−337. цитат, которые связывают набоковское творчество с наследием Серебряного века.

Тем не менее, в рамках указанной темы остается еще много «белых пятен», что и обусловило актуальность предпринятого исследования. К числу неразработанных аспектов темы относятся и частные вопросы, и проблемы общего характера. Так, недостаточно изученным, на наш взгляд, является, например, соотношение текстов Набокова с творчеством философа П. Флоренского и одного из ярких идеологов «младосимволистов» поэта Вяч. Иванова6. Нуждается в дальнейшей разработке и проблема сложной трансформации у писателя символистской поэтики, эстетики и идеологии, поскольку, затрагивая тему «Набоков и символизм», нельзя говорить о простом заимствовании тем, идей и мотивов. Сам писатель не раз подчеркивал, что его творчество свободно от каких бы то ни было «влияний», и никогда не причислял себя ни к какому литературному направлению (символизмне исключение).

Целью настоящей работы является изучение набоковского творчества в контексте философских и художественных исканий эпохи символизма и разработка проблемы трансформации символистской традиции в прозе Набокова.

Задачи диссертационного исследования:

1. собрать и обобщить имеющиеся в исследовательской литературе разрозненные наблюдения, касающиеся связей творчества Набокова с культурой символизма;

6 Среди немногочисленных работ, посвященных этой теме, труды Б. В. Аверина, С. Я. Сендеровича и Е. М. Шварц: Аверин Б. Воспоминание у Набокова и Флоренского // В. В. Набоков: Pro et contra. [Т. 2.]. С. 48598- Сендерович С Я., Шварц Е. М. Закулисный гром: О замысле «Лолиты» и Вячеславе Иванове // Wiener Slavvistischer Almanach. 1999. Bd. 44. S. 23−47.

2. выявить в произведениях Набокова присутствие ключевых категорий русского символизма, связанных с концепцией «двоемирия»;

3. проследить, каким образом мотив «границы» в произведениях писателя соотносится с идеями П. Флоренского о «мире видимом» и «мире невидимом» и «трех состояниях человеческой души»;

4. показать связь набоковской прозы с поэтикой романа «Петербург» А. Белого;

5. исследовать развитие мотива «зеркала» как границы между реальным и сверхреальным миром у Набокова и Вяч. Ивановапроследить трансформацию этого мотива в творчестве Набокова;

6. показать, каким образом мотив «прозрачности» у Набокова связан с темой «потусторонности» и как он соотносится с ивановской теорией «реалистического символизма».

Материал изучения.

Материалом изучения является русскоязычное творчество Набокова. Ключевыми произведениями, вокруг которых строится исследование, стали романы «Король, дама, валет» (1927), «Защита Лужина» (1929), «Соглядатай» (1930), «Отчаяние» (1934), «Приглашение на казнь» (1935) и «Дар» (1938).

Методологическая основа диссертации.

Диссертационное исследование опирается на историко-литературный, типологический и компаративный методы. В работе использованы мотивный и структурный анализ, осуществляемый с учетом трудов по теории и поэтике символизма, а также историко-литературных исследований, посвященных творчеству Набокова.

Положения, выдвигаемые на защиту:

1. Понятие «границы» в творчестве писателя является стержневым, оно определяет специфику набоковского «двоемирия» и соотносится с идеями П. Флоренского о «мире видимом» и «мире невидимом» и «трех состояниях человеческой души» — «ступенях жизни в невидимом» (сон, художественное творчество и мистическое прозрение).

2. Изображение пространства крепости в романе «Приглашение на казнь» и городского пространства в романе «Дар» Набокова несет на себе отпечаток младосимволистской парадигматики, основанной на оппозиции реального и сверхреального, и обнаруживает связь с поэтикой романа «Петербург» А. Белого.

3. Зеркало у Набокова, являясь одним из доминантных образов в произведениях русского периода, обладает двойственной семантикой. Производя известный оптический эффект, зеркало, с одной стороны, может достоверно отражать предметы, но чаще становиться инструментом обмана и гибели, порождая мнимых двойниковс другой стороны, оно может наполняться магическими свойствами, выступая в качестве границы между реальным и сверхреальным миром. Двойственный образ зеркала (зеркало как создатель мнимых отражений и зеркало как способ проникновения в тайну бытия) характерен и для творчества символистов. В частности, он получил разработку в поэтическом сборнике Вяч. Иванова «Прозрачность».

4. Мотив «прозрачности» в произведениях Набокова и в лирике Вяч. Иванова имеет сходное звучание и соотносится с ивановской теорией «реалистического символизма». В представлении Иванова (как и Набокова) искусство, поэзия рождаются на земле, они принадлежат земному, осязаемому миру, но возникают только тогда, когда свет трансцендентного проницает мрачную материю. Искусство рождается, когда поэт начинает ощущать, что мир — иной, чем видится, когда поэт угадывает в мертвой материи присутствие трансцендентного.

5. Важная для Набокова (как и для русских символистов) тема последней тайны бытия намеренно не раскрыта писателем до конца. Ее невозможно выразить в форме рациональных построений, а можно лишь угадывать через краски, звуки, смутные состояния души. В этом и заключается набоковский «символизм» — собственный, конкретный и «сущий».

Научная новизна диссертации.

Корпус исследовательской литературы, посвященной литературным связям творчества В. Набокова с наследием русского символизма, состоит в основном из работ, сосредоточенных на сопоставительном анализе относительно ограниченной (хронологически и по объему) части набоковского творчества. В настоящей работе, во-первых, была расширена база изучаемых текстов, во-вторых, выбраны ключевые символистские категории и мотивы, которые анализируются диахронически, прослеживается их развитие в творчестве Набокова.

Практическое значение диссертации.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества Набокова, при чтении курсов по истории русской литературы, при составлении специального курса по теме проведенного исследования, а также при составлении комментариев к произведениям Набокова.

Апробация работы.

Основные положения работы были представлены в виде докладов «В. Набоков и русский символизм» (VII Набоковские чтения «В. В. Набоков и Серебряный век», Санкт-Петербург, 2000) — «Город и искусство в романе „Дар“: Берлин В. Набокова» (I Международная конференция по русской литературе «Мифология города», Сассари (Италия), 2000) — «La 'trasparenza' come problema nell’opera di V.V. Nabokov» («Категория прозрачности в прозе В. В. Набокова») (II.

Международная конференция по русской литературе «Проблема мультикультурализма», Сассари (Италия), 2001).

По теме исследования опубликованы пять статей. Структура диссертации.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Ни в русской эмигрантской критике 1920;1930 гг., ни в первых американских откликах на новые произведения Набокова вопрос о влиянии на его творчество русской культуры начала XX века практически не затрагивался (яркими исключениями на этом фоне являются лишь В. Ходасевич и Г. Струве). Лишь в 1980;е годы была отмечена тесная связь творчества Набокова с русским символизмом. Речь прежде всего шла о понятиях «двоемирие» и «потусторонность», актуальных для мировосприятия и творчества символистов. Отмечалось, что Набоков сохранил верность двум ключевым символистским принципам: видимый мир есть только отблеск от «незримого очами», творчество есть способ выявления высших истин, а также инструмент преображения бытия.

Исследования, специально посвященные сопоставительному анализу произведений Набокова с мыслями и творчеством выдающихся представителей Серебряного века, легли в основу целого направления в набоковедении. Появились работы, в которых освещена связь творчества Набокова с произведениями А. А. Блока, А. Белого, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба. Эти и другие исследования уже составили масштабный корпус научной литературы. Обнаружено и изучено большое количество перекличек, скрытых аллюзий, прямых и скрытых цитат, которые связывают набоковское творчество с наследием Серебряного века.

Однако в рамках указанной темы остается еще много «белых пятен». Некоторые из неразработанных аспектов темы «Набоков и русский символизм» и стали предметом преимущественного внимания в настоящем исследовании, что обусловило его актуальность. К таким аспектам относится, например, соотношение текстов Набокова с творчеством философа П. Флоренского и одного из ярких идеологов «младосимволистов» поэта Вяч. Иванова. Требует дальнейшей разработки и проблема сложной трансформации у писателя символистской поэтики, эстетики и идеологии, поскольку, затрагивая тему «Набоков и символизм», нельзя говорить о простом заимствовании тем, идей и мотивов.

Первая глава диссертации содержит аналитический обзор работ, в которых либо непосредственно затрагивается тема «Набоков и русский символизм», либо содержатся выводы и наблюдения, полезные для разработки основной проблемы диссертации. Положения, выдвинутые российскими и зарубежными исследователями Набокова, дополняются указаниями на возможность использовать их для более углубленного изучения связей набоковского творчества с наследием символизма. Особое внимание уделяется работам Д. Б. Джонсона и В. А. Александрова, исследовавшим темы набоковского «двоемирия» и «потусторонности».

Вторая глава называется «Специфика изображения пространства в прозе Набокова». В первом разделе, озаглавленном «Замкнутое пространство: «Приглашение на казнь» «доказывается, что система пространственных координат романа несет на себе явный отпечаток младосимволистской парадигматики. Нашей целью было показать, что оппозиция тут/там в романе — это не противопоставление замкнутого пространства крепости и открытого пространства за ее пределами, а противопоставление мира реального и сверхреального, того мира, о котором писал Платон, рассуждали неоплатоники и который воскресили русские символисты младшего поколения.

Второй раздел главы, названный «Городское пространство: «Дар» «, возвращает нас к вопросу метафизического преодоления пространства и возможных «провалов» в плоскости городской сцены. В этом разделе было проанализировано изображение Берлина в романе «Дар», которое обнаруживает связь с петербургским текстом — в специфическом символистском преломлении мифологии Петербурга.

В третьей главе «Категория границы в контексте набоковского «двоемирия» «была сделана попытка выявить «законы», по которым в произведениях Набокова проведена граница между мирами. В главе исследованы формы воплощения этой границы в романах «Приглашение на казнь», «Дар» и рассказе «Ultima Thule». Кроме того, в диссертации рассматривается соотношение художественных идей В. Набокова с религиозно-философскими положениями, изложенными П. Флоренским в работе «Иконостас»: о границе, проходящей между миром видимым и миром невидимым. Согласно Флоренскому, эта граница становится также пределом между «известным» и «неизвестным», она не только разделяет эти миры, но и соединяет. По Флоренскому, граница, разделяющая и одновременно соединяющая два мира, проходит и в человеческой душе, «ибо и в нас самих жизнь в видимом чередуется с жизнью в невидимом». В качестве ступеней «жизни в невидимом» Флоренский выделяет три состояния человеческой души, при которых человек «чувствует» границу между мирами: сон (первая и простейшая ступень), художественное творчество (вторая ступень) и мистическое прозрение (третья ступень). Те же три состояния души, или фазы сознания, становятся в произведениях Набокова важными этапами духовного развития героев.

Четвертая глава называется «Зеркало в набоковской системе художественных образов». Отмечается, что зеркало у Набокова, являясь доминирующим образом в произведениях русского периода, обладает двойственной семантикой: производя известный оптический эффект, зеркало может достоверно отражать предметы (но чаще: становиться инструментом обмана и гибели, порождая мнимых двойников), а может наполняться магическими свойствами, выступая в качестве границы между реальным и сверхреальным миром. Двойственный образ зеркала (зеркало как создатель мнимых отражений и зеркало как способ проникновения в тайну мира) характерен и для творчества символистов. В частности, он получил особую разработку в сборнике лирики Вяч. Иванова «Прозрачность».

В пятой главе «Категория прозрачности в творчестве Набокова и в произведениях символистов» «прозрачность» определяется как способность материи, по природе своей плотной и непроницаемой, пропускать свет и под его воздействием рассеиваться, становиться легкой. Такая материя приближается (и приближает того, кто на нее смотрит) к миру, который противоположен «нашему»: к миру невещественному, неосязаемому, вечному и бесконечному.

Мотив «прозрачности» в произведениях Набокова и в лирике Вяч. Иванова, как отмечается в диссертации, имеет сходное звучание и соотносится с ивановской теорией «реалистического символизма». Согласно этой теории, искусство, поэзия принадлежат земному, ощутимому миру, но возникают лишь тогда, когда свет трансцендентного проницает мрачную материю. Как у Вяч. Иванова, так и у Набокова искусство рождается, когда поэт начинает ощущать, что мир — иной, чем видится, когда поэт угадывает в мертвой материи присутствие трансцендентности.

Важная для Набокова (как и для русских символистов) тема последней тайны бытия намеренно не раскрыта писателем до конца. Ее невозможно выразить в форме рациональных построений, а можно лишь угадывать через краски, звуки, смутные состояния души. В этом и заключается набоковский «символизм» — собственный, конкретный и «сущий».

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М., 1997.
  2. А. Петербург. JT., 1990.
  3. Данте Алнгьери. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского. М., 1967.
  4. В. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1971−1987.
  5. В. В. Лекции о Дон Кихоте. М., 2002.
  6. В. В. Переписка с сестрой. Ann Arbor, 1985.
  7. В .В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990.
  8. В. В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. СПб., 19 971 999.
  9. В. В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 1999−2000.
  10. Шаховская 3. В поисках Набокова: Воспоминания. Париж, 1979.
  11. Hugo V. L’ultimo giorno di un condannato a morte. Milano, 1991.
  12. Nabokov V. Strong Opinions. New York, 1990.
  13. Nabokov V. Transparent Things. New York, 1972.
  14. . В. Воспоминание у Набокова и Флоренского // В. В. Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. СПб., 2001. Т. 2. С. 485−498.
  15. . В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб., 2003.
  16. . В. Набоков и набоковиана // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 851−867.
  17. . В. Поэтика ранних романов Набокова // Набоковский Вестник. СПб., 1998. Вып. 1. С. 31−43.
  18. Н. Е. Сирин // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 220 230.
  19. А. О способе построения образа дома-времени в произведениях В. В. Набокова // Набоковский Вестник. СПб., 1999. Вып. З.С. 5−11.
  20. А. «Событие» и самое главное в драматической концепции В. В. Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. СПб., 2001. Т. 2. С. 558−586.
  21. Н. Набоков и его «Лолита» // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 284−307.
  22. А. Г. Ясность бессмертия: Воспоминание непредставленного // Набоков В. Круг. Л., 1990. С. 3−20.
  23. П. М. Сирин В. «Приглашение на казнь» // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценкерусских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 251−254.
  24. . Л. Об одной вертикальной норме в прозе В. Набокова: (Категория «половины» в романе «Лолита») // Художественный текст: Антология и интерпретация. Саратов, 1992. С. 130−134.
  25. Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах Владимира Набокова. М., 1998.
  26. В. С. В. Сирин. «Подвиг» // В. В. Набоков Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 231−233.
  27. М.Н. Замкнутый мир // Виролайнен М. Н. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. СПб, 2003. С. 312 372.
  28. М. Н. Мифы города в мире Гоголя // Mitologia della citta: Atti del convegno internazionale. Sassari, 2002. P. 155−162.
  29. С. «Гносеологическая гнусность» Владимира Набокова: Метафизика и поэтика в романе «Приглашение на казнь» // Логос. 1991. № 1. С. 175−184.
  30. С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб., 2004.
  31. С. Оптика Набокова // Набоковский Вестник. СПб., 1999. Вып. 4. С. 168−172.
  32. С. Петербургская тема в романе Набокова «Дар» // Studia Slavica Finlandensia. 1996. № 8. С. 196−205.
  33. О. Введение // Иванов В. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1971. Т. 1.С. 3−167.
  34. Д. Б. Миры и антимиры Владимира Набокова. СПб., 2011.
  35. А. А. «Двойное время» в романе Дар // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 283−322.
  36. А. А. Истинная жизнь писателя Сирина. СПб., 2004.
  37. А. А. О некоторых анаграммах в творчестве Владимира Набокова // Культура русской диаспоры: Владимир Набоков 100. Таллин, 2000. С. 99−107.
  38. А. А. Три заметки о «Даре» Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 697−740.
  39. А. А. Цветная спираль Набокова // Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Эссе, интервью, рецензии. М., 1989. С. 468 472.
  40. Л. Е. Мотив прозрачности в романе В. Набокова «Лолита»: К постановке проблемы // Набоковский сборник. СПб., 2011. Вып. 1. С. 14−28.
  41. Л. Е. Свет, цвет, звук и граница миров в романе «Защита Лужина» // В. В. Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. СПб., 2001. Т. 2. С. 695−715.
  42. А. Л. Этика Набокова // Набоковский Вестник. СПб., 1998. Вып. 1.С. 26−30.
  43. М. Бремя памяти: (О Сирине) // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 234−237.
  44. С. М. Утопия истины и гносеология отрезанной головы в «Приглашении на казнь» // Звезда. 1999. №. 4. С. 184—189.
  45. А. Петербург «с того берега» (в мемуарах эмигрантов «первой волны») // Studia Slavica Finlandensia. 1996. № 8. С. 128— 146.
  46. Крымский набоковский научный сборник. Симферополь, 2001. Вып. 1−2.
  47. П. Утопия одиночества // Новый мир. 1992. № 10. С. 243 250.
  48. О. А. Концепт «Прозрачность» у Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов Петербург — мировая культура: Материалы международной научной конференции 9−11 сентября 2002 г. М.- Томск, 2003. С. 280−285.
  49. Ю. И. Вл. Набоков // Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 279−391.
  50. Ю. И. Об особенностях повествовательной структуры и образного строя романа «Дар» // Russian Literature (Amsterdam). 1981. № 9 (2). С. 191−229.
  51. Ю. Раковинный гул небытия: (В. Набоков и Ф. Сологуб) // В. В. Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. СПб., 2001. Т. 2. С. 499−519.
  52. Ю. Узор вечности: Пушкин-график Набоков-художник // А. С. Пушкин и В. В. Набоков: Сб. докладов международной конференции 15−18 апреля 1999 г. СПб., 1999. С. 237−255.
  53. Левинтон Г. A. The Importance of Being Russian или Les allusions perdues // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 308−339.
  54. М. Ю. Некоторые замечания о поэзии и поэтике Ф. К. Годунова-Чердынцева // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 350—353.
  55. М. Э. Жертва тотального воспоминания // Культура русской диаспоры: Владимир Набоков 100. Таллин, 2000. С. 62−75.
  56. М. Э. Комментарии // Набоков В. В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб, 1999. Т. 1. С. 755−815.
  57. М. Э. Набоков «Другие берега» Набоков «Speak, Memory»: Некоторые наблюдения // Набоковский Вестник. СПб., 1999. Вып. 4. С. 91−100.
  58. М. Владимир Набоков и роман XX столетия // Russian Literature (Amsterdam). 1991. № 29. С. 79−100.
  59. Минц 3. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.
  60. Минц 3. Г., Обатнин Г. В. Символика зеркала в ранней поэзии Вяч. Иванова (сборники «Кормчие звезды» и «Прозрачность») // Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. Вып. 22: Зеркало: Семиотика зеркальности. С. 59−65.
  61. А. Русская проза Владимира Набокова. М., 1997.
  62. . Мир и дар Владимира Набокова: Первая русская биография писателя. М., 1995.
  63. М. А. В. Сирин. Камера обскура, роман // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 240−241.
  64. В. Поэтика вещи в прозе Набокова: (Ключи к роману «Король, дама, валет») // Культура русской диаспоры: Владимир Набоков 100. Таллин, 2000. С. 260−275.
  65. А. Набоков и Евтерпа// Новый мир. 1993. № 2. С. 224−241.
  66. А. М. Чуть-чуть о философии Владимира Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира
  67. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 340−347.
  68. Л. Н. Концепт «творчество» в идиостиле Набокова // Набоковский вестник. СПб., 1999. Вып. 4. С. 18−25.
  69. Л. Н. Романы В. В. Набокова «русского» периода творчества: (Новации и традиции): Учебные программы спецкурсов и спецсеминаров. Краснодар, 2002.
  70. Л. Н. Субстанциально-мифологические представления как элементы поэтического мира В. В. Набокова. Краснодар, 2006.
  71. В. А. О некоторых лексических символах в романах Набокова // Набоковский вестник. СПб., 2001. Вып. 6. С. 116−118.
  72. А. Тень русской ветки: Набоковская Выра. СПб., 2002.
  73. С., Шварц Е. Балаган смерти: Заметки о романе В. Набокова «Bend Sinister» // Культура русской диаспоры: Владимир Набоков 100. Таллин, 2000. С. 357−370.
  74. Сендерович С, Шварц Е. Закулисный гром: О замысле «Лолиты» и о Вячеславе Иванове // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1999. Bd. 44. S. 23−47.
  75. С., Шварц E. «Приглашение на казнь»: Комментарии к мотиву//Набоковский вестник. СПб., 1997. Вып. 1. С. 81−90.
  76. С., Шварц Е. Тропинка подвига: (Комментарий к роману В. В. Набокова «Подвиг») // Набоковский вестник. СПб., 2000. Вып. 4. С. 140−153.
  77. Л. Герметизм и герменевтика. СПб., 2002.
  78. Л. И снова введение в проблематику Андрея Белого // Annali delia Facolta di Lingue e Letterature Straniere dell’Universita di Sassari. Sassari, 2000. P. 167−209.
  79. О. Ю. Вечный жид в творчестве Набокова: Тема Пушкина и Чернышевского // А. С. Пушкин и В. В. Набоков: Сб. докладов международной конференции 15−18 апреля 1999 г. СПб., 1999. С. 179−187.
  80. О. Ю. Люди лунного света в русской прозе Набокова: К вопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века // Звезда. 1996. № 11. С. 207−214.
  81. О. Ю. Примечания к роману «Приглашение на казнь» // Набоков В. В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 2000. Т. 4. С. 603−34.
  82. В. П. Блок в художественных отражениях В. В. Набокова // Набоковский вестник. СПб., 1999. Вып. 4: Петербургские чтения. С. 53−68.
  83. К. В плену вымысла: (По роману Набокова «Приглашение на казнь») // Набоковский вестник. СПб., 2000. Вып. 5: Юбилейный (1899−1999). С. 47−58.
  84. Ю. К. В. Сирин. «Камера обскура» // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 238−239.
  85. Р. Д. «Поэтика Санкт-Петербурга» эпохи символизма/постсимволизма // Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 28. С. 117−124.
  86. И. Роман с продолжением Владимира Набокова // Аврора. 1988. № 6. С. 46−51.
  87. А. Как «сделаны» имена Набокова? (Об именах в романе Набокова «Дар») // Studia Slavica Hungarica. 2001. № 46. С. 171−183.
  88. А. О. «Обезумевшие вещи»: Пространство сна в поэзии Владимира Набокова // Набоковский вестник. СПб., 2000. Вып. 4. С. 81−90.
  89. А. О. Набоков в зеркалах Серебряного века // Набоковский вестник. СПб., 2001. Вып. 6. С. 79−88.
  90. Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб., 2003.
  91. Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Ранний символизм. СПб., 1999.
  92. В. Ф. О поэзии Бунина // Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т.М., 1996. Т. 2. С. 185−198.
  93. В. Ф. О символизме // Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М, 1996. Т. 2. С. 173−177.
  94. В. Ф. О Сирине // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 244 250.
  95. М. О. В. Сирин. Возвращение Чорба. Рассказы и стихи // Современные записки. 1930. № 42. С. 530−531.
  96. А. Страх Чехова и ужас Набокова: (Реальное, воображаемое, символическое) // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1999. Bd 44. С. 5−22.
  97. . Л. Круг и кристалл: Русская идея формы: (Блок, Скрябин, Набоков) // Российское сознание: Психология, феноменология, культура: Межвузовский сборник научных трудов. Самара, 1994, С. 117−124.
  98. Alexandrov V. Vladimir Nabokov’s Metaphysical Aesthetics in the Context of the Silver Age // Christianity and the Easthern Slavs. Berkeley-Los Angeles, 1995. Vol. 3. P. 201−222.
  99. Alexandrov V. Nabokov’s Otherworld. Princeton, 1991.
  100. Bader J. Crystal Land: Artifice in Nabokov’s English Novels. Berkeley, 1972.
  101. Baltrusaitis J. Anamorfosi о magia artificiale degli effetti meravigliosi. Milano, 1969.
  102. Baltrusaitis J. Lo specchio. Rivelazioni, inganni e science-fiction. Milano, 1981.
  103. Boyd B. Nabokov’s «Ada»: The Place of Consciousness. Ann Arbor, 1985.
  104. Boyd В. V. Nabokov: The American Years. London, 1991.
  105. Boyd В. V. Nabokov: The Russian Years. London, 1993.
  106. Bohmig M. Die Zeit im Raum: Chlebnikov und die «Philosophie des Hyperspace» // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1996. Bd 38. P. 51−74.
  107. S. Анаморфоза: Развращенность зрения: О романе Набокова «Король, дама, валет» // Europa Orientalis. 2000. № 19/ 1. P. 201−214.
  108. Connolly J.W. Nabokov’s «Terra Incognita» and «Invitation to a Beheading»: The Struggle for Imaginative Freedom // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1983. Bd. 12. P. 55−65.
  109. Connolly J.W. Nabokov’s Early Fiction: Patterns of Self and Other. Cambridge, 1992.
  110. Couturier M. Nabokov ou La tyrannie de l’auteur. Paris, 1993.
  111. Field A. Nabokov: His Life in Art, a critical narrative. Boston, 1967.
  112. Field A. V. Nabokov: His Life in Part. New-York, 1977.
  113. Foster B. J. Nabokov’s Art of Memory and European Modernism. Princeton, 1993.
  114. Garetto E. Berlino, citta d’ombre nell’opera di Vladimir Nabokov // Europa OrientalisK) 1995. № 14/2. P. 151−161.
  115. M. С. II cerchio incantato del linguaggio: (Moderno e antimoderno nel simbolismo di Vjaceslav Ivanov). Milano, 1997.
  116. Grayson J. Nabokov Translated: A Comparaison of Nabokov’s Russian and English Prose. Oxford, 1977.
  117. Graziadei C. Berlino, citta illusionista // Vladimir Nabokov. Milano, 1999. P. 247−253.
  118. Hullen Ch. Der Tod im Werk V. Nabokovs: Terra incognita. Munchen, 1990.
  119. Johnson D. B. The Alpha and the Omega of Nabokov’s Prison-House of Language. Alphabetic Iconicism in «Invitation to a Beheading» // Russian Literature (Amsterdam). 1978. № 4. P. 347−367.
  120. Johnson D. B. Belyj and Nabokov: A Comparative Overview // Russian Literature (Amsterdam). 1981. № 9. P. 379−402.
  121. Johnson D. B. Worlds in Regression: Some Novels of Vladimir Nabokov. Ann Arbor, 1985.
  122. Jozsa Gyorgy Z. Русская софиология и Владимир Набоков. Ph. D. doktori disszertacio. Budapest, 2001.
  123. Lokrantz J. Th. The Underside of the Weave: Some Stylistic Devices Used by Vladimir Nabokov // Studia Anglistica Upsaliensa. Uppsala, 1973.
  124. Moyncihcin J. Russian Preface for Nabokov’s Beheading // Novel. 1967. № l.P. 12−18.
  125. V. Nabokov et Immigration / Cure par N. Buhks. Paris, 1993.
  126. Nilsson N. A. A Hall of mirrors: Nabokov and Olesha // Scando-slavica. 1969. № 15. P. 5−12.
  127. Rowe W. W. Nabokov’s Spectral Dimension. Ann Arbor, 1981.
  128. Tammi P. Problems of Nabokov’s Poetics: A Narcological Analysis. Helsinki, 1985.
  129. Tammi P. The St. Petersburg Text and Its Nabokovian Texture // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1992. T. 9. P. 128−164.
  130. The Garland Companion to Vladimir Nabokov / Ed. by Vladimir E. Alexandrov. New-York, 1995.
  131. Toclorov Tz. Simbolismo e interpretazione. Napoli, 1987.
  132. Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: Античность. Средневековье. СПб., 2001.
  133. А. Мастерство Гоголя. М.- Л., 1934.
  134. А. Мысль и язык: (Философия языка А. А. Потебни) // Логос. 1910. № 1.С. 240−258.
  135. Л. Д. Набоков и Данте // Данте Алигьери: Pro et contra: Личность и наследие Данте в оценке русских мыслителей, писателей, исследователей: Антология. СПб., 2011. С. 665−676.
  136. Данте Алигьери: Pro et contra: Личность и наследие Данте в оценке русских мыслителей, писателей, исследователей: Антология. СПб., 2011.
  137. Ю. И. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. Вып. 22: Зеркало: Семиотика зеркальности. С. 6−24.
  138. Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиосфера — история. М., 1996.
  139. Ю. М. Предисловие // Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. Вып. 22. С. 3−5.
  140. Ю. М. Семиосфера. СПб., 1999.
  141. Ю. М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. Вып. 21. С. 10−21.
  142. Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2. С. 9−21.
  143. Е. В. Разрушение иллюзии реальности как поэтический прием // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995. С. 93−101.
  144. . М. «Страх в глубине и предчувствий пороги.»: В. В. Кандинский и теория пророческого искусства // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1996. Bd. 38. С. 75−96.
  145. В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.
  146. В. Н. О мифопоэтическом пространстве: Избранные статьи // Studi Slavi. Pisa, 1994. № 2. С. 281−299.
  147. . А. Семиотика искусства. М., 1995.
  148. П. А. Иконостас. М., 1995.
  149. П. А. Мнимости в геометрии: Опыт нового истолкования мнимостей. М., 1991.
  150. П. А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995−1999.
  151. Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материалах балканских загадок) // Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. Вып. 10. С. 166−167.
  152. Т. В. Семиотические путешествия. СПб., 2001.
  153. И. И. Пространство Лобачевского // Вопросы философии и психологии. 1984. № 1. 110−111.
  154. Ямпольский М Демон и лабиринт. М., 1996.
  155. L’artista alio specchio / A cura di U. Persi. Bergamo, 1991.
  156. Bachtin M. Estetica e romanzo. Torino, 1979.
  157. Bachtin M. L’autore e Peroe: Teoria letteraria e scienze umane. Torino, 1979.
  158. Barthes R. L’avventura semiologica. Torino, 1991.
  159. Bergson H. Il riso: Saggio sul significato del comico. Roma- Bari, 1993.
  160. Bergson H. Melanges. Paris, 1972.
  161. Bernardelli A. Introduction. The Concept of Intertestuality Thirty Years On: 1967−1997 // Versus: Quaderni di studi semiotici. 1997. № 77/78. P. 3−22.
  162. Brambilla Ageno F. Il verbo 4ralucere' nella Divina Commedia // Studi danteschi. 1970. № 47. P. 5−14.
  163. Carugati G. Dalla menzogna al silenzio: La scrittura mistica delia «Commedia» di Dante. Bologna, 1991.
  164. Cavicchioli S. Spazialita e semiotica: Percorsi per una mappa // Versus: Quaderni di studi semiotici. 1996. № 73/74. P. 3−43.
  165. Croce B. Breviario di Estetica. Milano, 1992.
  166. Derrida J. De la grammatologie. Paris, 1967.
  167. Derrida J. La scrittura e la differenza. Torino, 1971.
  168. Eco U. I limiti dell’interpretazione. Milano, 1999.
  169. Eco U. Interpretazione e sovrainterpretazione: Un dibattito con Richard Rorty. Milano, 1995.
  170. Eco U. Sugli specchi // Eco U. Sugli specchi e altri saggi. Il segno, la rappresentazione, l’illusione, l’immagine. Milano, 1985. P. 9−37.
  171. Eco U. Trattato di semiotica generate. Milano, 1975.
  172. Ferrari-Bravo D. Slovo: Geometrie della parola nel pensiero russo tra '800 e '900. Pisa, 2000.
  173. Florenskij P. Le porte regali: Saggio suiricona. Milano, 1977.
  174. Florenskij P. Lo spazio e il tempo nell’arte. Milano, 1995.
  175. Genette G. Figures III. Paris, 1972.
  176. Genette G. Nouveau discours du recit. Paris, 1983.
  177. Goldberg В. Lo specchio e l’uomo. Venezia, 1989
  178. Hellberg-Hirin E. Символика Петербурга: тема пространства // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1996. T. 13. P.68−88.
  179. Kcindinskij W. Lo spirituale nell’arte. Milano, 1989.
  180. N. Анаморфоза или искаженность как художественный прием по теориям Флоренского и Балтрушайтиса в повестях Н. В. Гоголя // Europa Orientalis. 2000. № 19/ 1. P. 185−200.
  181. Kauchtschischwili N. LTmmaginario nell’opera artistica. Milano- Varese, 1968.
  182. Letteratura e Strutturalismo / A cura di L. Rosiello. Bologna, 1956.
  183. Levin Ju. I. Lo specchio come potenziale oggetto semiotico // Il simbolo e lo specchio. Scritti delia Scuola Semiotica di Tartu. Napoli, 1997. P. 131−152.
  184. Lotman Ju. M. La semiotica dello specchio e delia specularita // Il simbolo e lo specchio. Scritti delia Scuola Semiotica di Tartu. Napoli, 1997. P.127−129.
  185. Lotman Ju. M. Testo e contesto. Semiotica dell’arte e delia cultura. Roma-Bari, 1980.
  186. Lotman Ju. M, Uspenskij B. A. Il ruolo dei modelli duali nella dinamica delia cultura russa: (Fino alla fine del XVIII sec.) // La cultura nella tradizione russa del XIX e XX secolo. Torino, 1982. P. 242−286.
  187. Lotman Ju. M., Uspenskij B. A. Semiotica e cultura. Milano- Napoli, 1975.
  188. Lotman Ju. M., Uspenskij В. A. Tipologia delia cultura. Milano, 1975.
  189. Nietzsche F. La nascita delia tragedia ovvero grecita e pessimismo. Roma- Bari, 1995.
  190. Nivat G. Due mondi 'speculari' degli anni Trenta: «Il dono e II maestro e Margherita» // La letteratura russa del Novecento: Problemi di poetica. Napoli, 1990. P. 95−105.
  191. Piretto G. P. Fessure, fenditure, voragini: Le finestre di Dostoevskij // Europa Orientalis. 1996. № 15/ 1. P. 77−101.
  192. Ricoeur P. La metaphore vive. Paris, 1975.
  193. Ricoeur P. Tempo e racconto: 3 vol. Milano, 1994−1999.
  194. Rorty R. La filosofia e lo specchio delia natura. Milano, 1992.
  195. Segre C. Avviamento all’analisi del testo letterario. Torino, 1985.
  196. Storia delia civilta letteraria russa: 3 vol. / A cura di M. Colucci e R. Picchio. Torino, 1995.
  197. Storia delia letteratura russa: Il Novecento: 3 vol. / Dir. da E. Etkind, G. Nivat, I. Serman e V. Strada. Torino, 1991.
  198. Travi E. Dal cerchio al centro: Studi danteschi. Milano, 1990.
  199. Wellek R., Warren A. Teoria delia letteratura. Bologna, 1956.
  200. Cortelazzo M., Zolli P. Dizionario etimologico delia lingua italiana. Bologna, 1980
  201. Enciclopedia dantesca: 5 vol. / Dir. da Umberto Bosco. Roma, 1970— 1976.
Заполнить форму текущей работой