Динамика взаимодействия романной прозы и драмы в раннем творчестве А. П. Чехова
Влияние романа Лермонтова «Герой нашего времени». И. Н. Сухих считает, что громадный литературный контекст и подтекст «Безотцовщины» «имеет серьезное эстетическое значение» 1″ '. Вопрос о связях чеховской драмы с современным ему историко-литературным контекстом, в первую очередь современной драматургией, остается малоизученным, не смотря на очевидную плодотворность этого подхода. Новаторство… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Романная концепция мира и человека — основа первой драмы Чехова
- 1. Философские истоки концепции мира и человека в творчестве раннего А.П. Чехова
- 2. Значение романной традиции для массовой драматургии 80-х гг
- XIX. в (проблемы мелодраматизации)
- 3. Эпическая природа первой драмы А. П. Чехова «Безотцовщина»
- Глава II. Лирическая природа драматургии раннего А. П. Чехова vj I Лирические сцены П. И. Чайковского и первый драматический опыт А.П. Чехова
- 2. «Татьяна Репина» Чехова и Суворина
- 3. От рассказа «Осенью» к драматическому этюду «На большой дороге» — опыт драматической «переделки» А.П. Чехова
Динамика взаимодействия романной прозы и драмы в раннем творчестве А. П. Чехова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Новаторство чеховской драматургии исследователи видят в нерасторжимой органической связи прозы и драмы в творчестве писателя. О внутреннем единстве элементов художественного мира А. П. Чехова писали А. Роскин, Н. Я. Берковский, Э. А. Полоцкая, А. П. Чудаков, И. Н. Сухих и др.
Динамику взаимодействия прозы и драмы в творчестве А. П. Чехова фиксирует название статьи Н. Я. Берковского «Чехов: от рассказов и повестей к драматургии»: «В драмах нам является тот же Чехов повествовательной прозы, однако же укрупненный, обладающий масштабами тем и общего смысла, не всегда доступный его повестям и новеллам» , — пишет Берковский1 Э. А. Полоцкая отмечает, что «единство композиционной основы драматических и повествовательных произведений зрелого Чехова — это одно из проявлений его художественного новаторства», которое привело «не только к новому типу русской драмы, но и к новому типу повести и л рассказа» '1. Зависимость драматической манеры Чехова от повествовательных форм Э. А. Полоцкая связываете потребностью писателя «дать больше свободы драматическому способу изображения жизни». И в прозе, и в драматургии Чехов, по замечанию исследовательницы, опирается на «внешне замещенное, хроникальное развитие событий», что уводит центр драматических. коллизий «из области внешнего общения людей в область их духовной жизни» 1. А. П. Чудаков прямо говорит: «Когда Чехов обратился к крупной драматической форме, он, несмотря на молодость, уже имел большой опыт беллетристак началу работы над «Ивановым». уже в главных чертах сложилась его психологическая манера. именно этим.
1 Бсрковский Н. Я, Чехов от рассказов и повестей к драматургии / Берковский Н. Я.
Литература
и театр. М. С 126. Полоцкая Э. А. Чехов: движения художественной мысли. М. 1979. С. 191. 'Там же. С. 191.
Иванов" перекликается с чеховской прозой" 4. В «Иванове» Чехову впервые удалось применить открытия, сделанные в прозе: способ пунктирной мотивировки, скрытого психологизма, выражающегося через взаимодействие с вещным миром.
Новаторство писателя в области драматургии исследовательская традиция прочно связываете процессом взаимодействия прозы и драматургии в творчестве А. П. Чехова и акцентирует обусловленность драматической манеры писателя повествовательными формами. Однако всему творчеству Чехова, в том числе и прозе, предшествовал опыт в области драмы — пьеса «Безотцовщина» (1879−1881), названная А. Роскиным «сценическим повествованием». Существование ранней пьесы Чехова значительно осложняет представление о зарождении Чехова в «недрах малой прессы». Творческая биография писателя, таким образом, становится менее однозначной, обретает дополнительные смыслы.
Чехов начинался с «современной, с глубоким историческим подтекстом драмы о русской жизни» 6. В «малую» журнальную юмористику А. П. Чехов пришел сложившимся художником, с яркой индивидуальностью, с достаточно самостоятельными суждениями о литературе. Именно это обстоятельство, по мнению А. П. Чудакова, позволило молодому Чехову, трансформируя «ничейные» элементы, заимствованные им в литературе своего времени, видоизменить жанр «сценки» до чеховского рассказа7.
Актуальность данного исследования обусловлена особым значением проблемы жанровой динамики в раннем творчестве А. П. Чехова как выражения духовных исканий писателя, предопределивших пути развития мировой драматургии.
Пьеса «Безотцовщина» неоднократно привлекала внимание исследователей, хотя следует заметить, что на фоне других/'зачитанных" произве Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М., 1986. С. 284. ' Роскин Л И л П Чехов Статьи и очерки М. 1959. С. 240−241. Громов МП. Книга о Чехове. М. 1989. С. 65. Чудаков А. П. Указ.соч. С. 131. дений Чехова, в том числе ранней юмористики, эта драма выглядит малоизученной О «Безотцовщине» писали Д. С. Балухатый, М. П. Громов, И. Н. Сухих, В. Д. Седегов, Л. Ф. Осипова, JI.M. Лотман, З. С. Паперный, В. Б. Катаев и другие Все исследователи так или иначе подчеркивают важность этой пьесы для понимания чеховской эволюции. Пристальное внимание вызывает природа новаторства Чехова, в полной мере выразившаяся в его ранней пьесе Новаторство чеховской драмы связывается с особенностями построения конфликта — изображением будничной жизни и будничных отношений людей (Л.Ф. Осипова, Л. М. Лотман, Б.Л. Клещенко) — с особым типом героя, который в ряду «лишних людей», «ноющих и тоскующих» героев эпохи выглядел вполне оригинальным и самобытным (Д.С. Балухатый, Л. Ф. Осипова, З. С. Паперный, М.П. Громов).
Значительное место в исследованиях «Безотцовщины» занимает выявление тематических и сюжетных параллелей с более поздними произведениями Чехова. Например, З. С. Паперный говорит о мотиве «продажи имения», который впервые появится в «Безотцовщине», отзовется в «Дяде Ване», а в «Вишневом саде» получит завершение. Сходство первой и поо следней чеховских пьес рассмотрено в статье H.A. Тарховой, структурные и тематические параллели между «Безотцовщиной» и поздним творчеством А. П. Чехова описывает И. Н. Сухих.
С исследованием природы новаторства «Безотцовщины» связано выявление литературного подтекста первой драмы Чехова. И. Н. Сухих называет ее самой литературной пьесой Чехова9. «Специфическая литературность» драмы Чехова либо рассматривается в связях с мировой литературой, прежде всего с Шекспиром (И.Н. Сухих), либо указываются тематические и структурные сходства с классической русской литературой. М. П. Громов считает, что вся «Безотцовщина» «озарена яростными отсветами Тархова H.A. От «Бсютцовщины» к «Вишневому саду» // Чеховские чтения в Ялте. Чехов в Ялте. М., 19X. V С. 35−40. СЧхих И. Н. Укач. соч С. 17.
Достоевского" 10 Связи «Безотцовщины» и романа Достоевского «Подросток» подробно рассматривает Т.Ю. Николаева11. В. Д. Седегов усматривает в особенностях центростремительной композиции драмы Чехова прямое.
1 2 влияние романа Лермонтова «Герой нашего времени». И. Н. Сухих считает, что громадный литературный контекст и подтекст «Безотцовщины» «имеет серьезное эстетическое значение» 1″ '. Вопрос о связях чеховской драмы с современным ему историко-литературным контекстом, в первую очередь современной драматургией, остается малоизученным, не смотря на очевидную плодотворность этого подхода. Новаторство Чехова было обусловлено не только восприятием и переосмыслением традиций, но и реалиями литературного процесса. В связи с этим вопрос об отношении Чехова к господствующей драматургической традиции — конструктивное переосмысление или явное отталкивание — является наиболее существенным для понимания природы чеховского новаторства. К сожалению, немногочисленные работы, посвященные этой теме, ограничены в материале. Необходимость вписать «Безотцовщину» в литературный контекст эпохи вызвана потребностью в более точном понимании механизмов взаимодействия традиций «большой» русской литературы с поэтикой массовой драматургии в творчестве раннего Чехова.
Исключительно значение «Безотцовщины» для осмысления новаторства поэтики Чехова состоит в том, что художественная структура его первой пьесы затрагивает целый комплекс проблем, связанных с общими тенденциями развития драматургии конца XIX века. Прежде всего это относится к процессам романизации и лиризации драмы. Эти явления тесно взаимосвязаны: восприятие лирического могло осуществляться опосредованно, через влияние романной поэтики. Освоение лирической стихии жизни проявилось в особой субъективно-импрессионистической манере.
11 Громов МП. Укач.соч. С 247. Николаева Т Ю. Чехов и Достоевский. Проблемы историчма. Тверь. 1991.: С слогов В. Д. Чехов в 80-е годы. Ростов-на-Дону. 1991. С\их И. Н. Укач.соч. С. 22. воспроизведения жизненного материала, результатом которой стало стремление к изображению частных, интимных переживаний человека. В массовой драматургии это нашло отражение в открытой мелодраматизации сюжетов, которая, в свою очередь, была обусловлена и вырастала на основе переосмысления и адаптации романной поэтики в драматургии.
Процесс романизации, затронувший не только драму, но и лирику, был обусловлен особым положением романа в системе литературных жанров конца XIX века Развитие русского романа в середине XIX века достигло высшего расцвета и подъема, что и определило его доминирующее положение в повествовательных жанрах. Однако роман как жанр влиял и на развитие драматургиив частности, это относится к драматургической системе, А Н. Островского, чье творчество, по замечанию Л. М. Лотман, «органически связано с литературой гоголевского направления», с повествовательной традицией «натуральной школы» 14. Тесную взаимосвязь развития русской драматургии с достижениями психологической прозы отмечает А. И. Журавлева: «Формирование реалистической драмы у нас было подготовлено не столько традициями среднего жанра в драматургии до-реалистического периода, сколько развитием психологической прозы» 15. В конце XIX века процесс романизации драмы приобрел конкретно-исторические, обусловленные предшествующим развитием литературы и особенностями эпохи, отличительные черты.
Способность романа воздействовать на другие литературные жанры обсловлена особенностями его жанровой природы, объединяющей эпос, лирику и драму. Синтетизм романа отметил Гегель, назвав его «современной буржуазной эпопеей» и говоря о том, что в романе «вновь возникает богатство и многообразие интересов, состояний, характеров, жизненных отношений», которые сочетаются «с поэтическим изображением собы.
11 Лотман Л. М. Драматургия Островского. М.-Л. 1966. С. 43. г Журавлева А. И Русская драматургия и литературный процесс XIX века. М. 1988. С. 114. тий" «'. Опираясь на эти положения Гегеля, В. Г. Белинский отводил роману центральное положение в складывающейся системе литературных жанров. Главенствующая роль романа, по мнению критика, вытекала из самой его сущности: роман является «самым широким, всеобъемлющим родом поэзии <.. .> в нем соединяются все другие роды поэзии — и лирика, как изменение чувства автора, по поводу описываемого им события, и драматизм, как более яркий и рельефный способ заставлять высказываться дан.
17 ные характеры". Уже Белинский отметил как главное достоинство романного типа мышления способность «к изображению самой обыкновенной и пошлой прозы житейского быта» наравне с аналитическим и поэтическим осмыслением общественной жизни. Белинский выделил особую роль в поэтике романа иронии и юмора, которые являются средством достижения эпической объективности и лирической субъективности18.
Синтетизм романной поэтики, отмеченный в самом начале развития романа как жанра, позволил современным исследователям говорить о процессе романизации жанров. Термин «романизация» принадлежит М. М. Бахтину, который впервые описал это явление: «В эпоху господства романа почти все остальные жанры в большей или меньшей степени „романизируются“ <.> приходя к господству, он содействует обновлению всех других жанров, он заражает их становлением и незавершенностью» 19. Явление романизации М. Бахтин связывает с особым положением романа, который лучше всего выражает тенденции становления нового мира.
М.М Бахтин выделил «три основные особенности, принципиально отличающие роман от всех остальных жанров: стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в немкоренное изменение временных координат литературного образа в романеновую зону построения литературного образа в романе, именно.
Гегель Г'.В. Ф. Лекции по эстетике// Сочинения. М. 1958. Т. 14. С. 273. г Белинский В. Г. Поли.собр.соч. Т. 10. С. 315−316.
Белинский В.Г. Ук-н.соч. С. 315−317. !" Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975. С. 450−451. зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности" 20. Подвергаясь влиянию романа, жанры становятся «свободнее. пластичнее, их язык обновляется за счет „романных“ пластов литературного языка, они диалогизируются, в них, далее, широко проникает смех, ирония, юмор, элементы самопародирования, — наконец, — и это самое главное, — роман вносит в них проблемность, специфическую смысловую незавершенность и живой контакт с неготовой становящейся современностью (незавершенным настоящим)» 21.
Существенным моментом в теории ученого является положение, конкретизирующее историко-литературные предпосылки процесса романизации: «Явление романизации нельзя объяснить прямым и непосредственным влиянием самого романа <.> оно неразрывно сплетается с непосредственным действием тех изменений в самой действительности, которые определяют и роман, которые обусловили господство романа в данную эпоху» 22. Таким образом, романизация выражала потребность эпохи в адекватном воспроизведении ее особенностей и реалий, чему в полной мере соответствовала романная поэтика.
В первой драме Чехова в полной мере нашли отражение процессы романизации. Прежде всего это связано с особой концепцией жизни и человека, развитие и становление которой шло в русле традиции, получившей наиболее глубокое выражение в русском романе и сказавшейся в преодолении ограниченности социального детерминизма, в осмыслении личности в большом контексте национальных и общечеловеческих проблем. Характер и содержание конфликта пьесы «Безотцовщина», глубина разработки художественных образов говорят о том, что Чехов начинал как драматург, ориентированный на весь свод современного ему русского романа. Первая пьеса Чехова уникальна не просто потому, что дает «возможность.
Там же С 454−455 Там же. С. 450. Там же. С. 45 I увидеть тот культурный багаж, с которым писатель приходит в литературу" «1, но прежде всего потому, что позволяет увидеть механизм изменения, переосмысления этого литературного материала. Н. Я. Берковский заметил: „Чехов описывает уже описанное — это было неизбежным, но действует при этом очень осторожно, как если бы переносил с места на место предметы, сделанные из стекла“ '» 4. Специфичная «литературность» первой пьесы Чехова, описанная исследователями, ставит ряд проблем, имеющих общее значение для последующего творчества писателя. Прежде всего, это относится к вопросу об особой романности чеховских повестей и драм. Новаторство чеховской поэтики, остро осознаваемое современниками, воспринималось в русле традиции и произведения Чехова современная ему критика называла «маленькими романами» 23. В литературе о Чехове проблема «ненаписанного» чеховского романа рассматривается с различных позиций. Во-первых, осуществляется поиск аналога романа в чеховском.
26 творчестве. К романам относят «Ненужную победу» и «Драму на охоте», «Три года», «Мою жизнь» 27 и другие повести. Второе важное направление осуществляет попытки обнаружить в поэтике Чехова то, что сближает нероманные жанры Чехова с романом, за счет чего создается «эффект романности». Одним из главных способов достижения романного эффекта ис.
2Н следователи считают особую лиричность чеховских повестей и драм. М. Е. Елизарова связывает проблему романа Чехова с вопросами мастерства художника, желанием «реабилитировать художественную прозу. вос.
Сухих И! I Укач.соч. С. 22.
Борковский Н. Я, Литература и театр. М. 1969. С. 49.
См. например: Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции 80−90 гг. // Овсянико-Клликовский Д. Н. Собрание сочинений. СПб. 1911. Т. 9. С. 68- Вогюэ Е. М. Антон Чехов. М. 1903. С. 24- Одиссей «(А В. Мандельштам»). Антон Павлович Чехов // Чеховский юбилейный сборник. М. 1910. С.
I о 5.
См.: Бориневич-Бабайцева З А. Роман А. П. Чехова «Ненужная победа» //Труды Одесского университета. Одесса. 1949. Вып. 21: Она же. Роман А. П. Чехова «Драма на охоте» // Труды Одесского университета. Одесса. 1956. Вып. 60. г См.: Ах ндова Б. А. О лирическом романе А. П. Чехова //Литературные направления и стили. М&bdquo- 1976. С.: Шаховцова Т. А, Романические повести А. П. Чехова и и. х место в творческой эволюции писателя. Авторсф дисс. на соиск. степени канд.филол.н. М. 1989. становить в правах то, что не было в чести в литературе народников и их эпигонов" -. Поэтому Чехов призывает молодых писателей давать в творчестве «побольше кружев, опопонакса, сирени, оркестровой музыки». Особенность, сближающую прозу Чехова с романом, Елизарова обозначает как «лирический или лирико-философский подтекст» 30. Эпическая природа произведений Чехова позволила Б. А. Ахундовой назвать повести «Три года» и «Мою жизнь» «лирическими романами». A.B. Кубасов связывает роман ность чеховской прозы с «особенностями концепции личности и ее воплощения» '1. И. Н. Сухих говорит о специфичности построения образа автора v Чехова. Он отмечает ориентацию писателя на «внутренне убедительное» (М. Бахтин) романное слово, требующее от писателя и читателя.
32 диалогической активности" и позиции «со-искателя истины». Проблема «романизации» драмы была поставлена и в книге A.C. Собенникова. Суть «романизации» драмы Чеховым, по мнению исследователя, заключается в том, что он «овладел в драме тем новым представлением о человеке, кото-рос было завоевано романом XIX столетия10″. Собенников отмечает принцип полифонии, неслиянности судеб и голосов героев. Способы романизации в драме Чехова, по мысли ученого, состоят в особенностях характерологии героя и „органичном вхождении лирико-психологического начала“, выражением которого становится символ, в структуру драмы. „Между элементами „романизированной“ драмы устанавливается новый вид связей. основанный на конструктивных принципах лирики, ассоциативности, музыкальности“ ''» 4, — констатирует A.C. Собенников.
Елизарова М. Е. Проблема романа в творчестве А. П. Чехова // Учен.зап. МГПИ им. Ленина, 1967. № 2X0 С 17. Кубасов A.B. Рассказы А. П. Чехова: поэтика жанра. Свердловск. 1990; Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л. 1987: Собенников A.C. Художественный символ А. П. Чехова. Иркутск, 1989. F. niзарова М. Е. Ука ¡-.соч. С. 17−23.
Ахундова Б. А. О лирическом романе А. П. Чехова // Литературные направления и стили. М. 1976. С. 28.
Кбасов A.B. Указ.соч. С. 15. Сухих И. Н. Указ.соч. С. 168. 11 Собенников A.C. Указ.соч. С. 56. Там же. С. 64.
Не менее важное значение «Безотцовщины» состоит в том, что художественная структура первой драмы Чехова во многом определяется поэтикой массовой драматургии 70−80-х годов. Это влияние сказалось в особой мелодраматичности чеховской драмы. Мелодрама в творчестве раннего Чехова имеет более сложную структуру, чем в массовой литературе. Мелодраматизм уже в «Безотцовщине» претерпевает значительные изменения. С одной стороны, это вызвано общими процессами романизации драматургии, которые в чеховской драме приобрели черты психологизма, эпического усложнения характеров и конфликта. С другой стороны, трансформация мелодрамы в творчестве Чехова была обусловлена особенностями чеховского мировоззрения, краеугольным камнем которого было представление о полноте и гармонии человеческого существования. Мелодрама в этом случае становилась средством создания цельной человеческой личности, так как ее основная задача состоит в передаче чувств и эмоций и способствует более глубокому проникновению во внутренний мир человека.
Интерес Чехова к мелодраме был обусловлен и особенностями развития драматургии. К концу 80-х годов возникла необходимость усиления воздействия театрального искусства, что зависело и от структуры самих пьес Этот процесс описывает А. И. Журавлева, подчеркивая, что отказ от театральной «условности», сближение драматургии с жанрами романа и эпоса в творчестве раннего Островского в конце 60−70-х годов сменяется установкой на более «театральный» театр". А. И. Журавлева замечает, что возвращение Островского к «театральной» драматургии осуществлялась путем еще более тесного и органичного слияния «эпического» и «театрального» в творчестве драматурга'6. Пьеса А. П. Чехова «Безотцовщина» явилась продолжением и развитием традиции не только романа, но и драма ЖЧравлева А. И. Островский — комедиограф. М. 1981. С. 153−155. Там же. С. 155−156 тургии XIX века. Мелодраматизм чеховской пьесы во многом был обусловлен установкой на возвращение театра.
Особого внимания заслуживает сам факт обращения начинающего писателя к серьезной литературной форме, так как в эстетике Гегеля драма рассматривается как «высочайшая ступень поэзии и искусства вообще» «57. Гегель анализирует требования, предъявляемые к «поэту-драматургу, как к творческому субъекту», который должен «всецело учитывать внутреннее и всеобщее, лежащее в основании человеческих целей борьбы и судьбы <.> не должен останавливаться на простом неопределенном веками в глубинах души, равно не должен односторонне задерживаться на каком-нибудь одном исключительном настроении <.> и ему необходима величайшая широта взгляда и всеобъемлющий духовный кругозор» 18.
Обращение Чехова к форме драмы в самом начале своего творчества — яркое свидетельство его активной писательской и жизненной позиции. Чехов начинается не с «мелочишек», а с серьезного осмысления современной русской жизни.
Методы анализа. Характер материала обусловил преимущество сравнительно-генетического и историко-типологического методов анализа.
Новизна работы определяется следующими положениями:
1. Жанровая динамика в творчестве раннего Чехова явилась выражением процесса духовных исканий писателя и обусловлена становлением и развитием чеховской концепции человека.
2. Формирование чеховской концепции человека рассматривается как процесс освоения начинающим писателем естественнонаучных и философских теорий (Спенсер, Бокль) при определяющем значении художественно-философского сознания, выработанного и накопленного в русском искусстве, в первую очередь в жанре русского романа. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Сочинения. М. 1958. Т. 14. С. 329.
Тем же С.
3. Русская мелодрама 70−90-х гг., в ее жанровых модификациях, явилась формой выработки новой концепции человека и обогащения драмы философским и психологическим содержанием, через освоение опыта русского романа.
4. В аспекте исследования закономерностей художественного сознания и жанрового развития русского искусства XIX века создания пьесы «Безотцовщина» рассмотрено в связи с «лирическими сценами» П. И. Чайковского.
5. Художественная структура «Безотцовщины» проанализирована в широком контексте взаимодействия драмы с эпическими (роман) и лирическими (элегия) жанрами. Исследован принцип двойниче-ства (характеров) и двоения (ситуаций, приемов) в эпическом и лирическом контексте.
6. Поэтика одноактной драмы «Татьяна Репина» и драматического этюда «На большой дороге» рассматривается в связи с углублением и расширением лироэпической концепции мира и человека в творчестве А. П. Чехова.
Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования ее основных положений в учебном процессе, в работе спецсеминаров, при чтении общих и специальных курсов по истории русской литературы XIX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в тезисах докладов на VIII Межвузовской конференции «Проблемы метода и жанра в русской литературе» (Томск, 1995), в докладе на III Международной конференции молодых чеховедов (Москва, 1998) и в выступлении на IX Межвузовской конференции «Проблемы метода и жанра» (Томск, 1998) (в печати).
Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы и анализируются работы, посвященные «Безотцовщине». Поставлена проблема влияния романа на первую драму Чехова в связи с особым положением ранней драматургии писателя, творческой эволюции.
Первая глава включает материал, который свидетельствует об особой роли естественнонаучных интересов Чехова в формировании его мировоззрения и типов художественного мышления. Отношение Чехова к теориям позитивистов (Спенсера и Бокля) носило критический характер, но многие положения и мысли Спенсера и Бокля повлияли на формирование художественной модели мира писателя. В частности, это относится к творческому методу Чехова идти от частного к общему, во многом соответствующему индуктивному способу познания мира у позитивистов. Критическое восприятие позитивистских теорий было обусловлено представлением о сложности, многомерности и неоднозначности связей мира и человека, которое было сформировано влиянием русского романа. Концепция личности и мира раннего Чехова сложилась в результате сложного взаимодействия романного опыта русской литературы и философско-эстетических теорий того времени.
Влияние романа существенным образом сказалось на массовой драматургии 70−90-х годов. Концепция «нового человека» и способы изображения его в романе определили пути развития массовой драматургии, а через нее и драматургической системы А. П. Чехова, по пути расширения конфликта, углубления психологической разработки образов, лирического осмысления сущности русской жизни. В массовой драматургии романизация часто оборачивалась излишней мелодраматичностью, но именно мелодрама стала средством исследования духовной и физической природы человека. Мелодраматизация подчеркнуто возвращала драму к ее родовой сущности, одновременно обогащая ее опытом романа.
Влияние романной поэтики особым образом отразилось в первой драме Чехова «Безотцовщина». Прежде всего это сказалось в эпическом расширении конфликта, в типе героя, особой структуре драмы, отражающей все многообразие мира. Одновременно «Безотцовщина» отразила тенденции развития массовой драматургии, что нашло выражение в мелодра-матизации сюжета, который представляет сложную любовную интригу.
В центре внимания второй главы находится лирическая природа ранней драматургии А. П. Чехова. Рассматриваются типологические связи между первой пьесой Чехова и «лирическими сценами» П. И. Чайковского. Сравнение обусловлено общностью художественных процессов в культуре конца XIX века. Драматический опыт Чехова и музыкальная драматургия Чайковского развивались по пути углубления психологизма и лиризации. Существенным моментом для сопоставления произведений Чехова и Чайковского является открытая ориентация обоих на опыт русского романа. Способы создания психологизма и особого лирического подтекста и у Чехова. и у Чайковского выстраиваются на основе мелодраматического сюжета. Углубление процессов лиризации и психологизации в творчестве Чехова рассматриваются на примере сопоставления одноактной пьесы Чехова «Татьяна Репина» и одноименной комедии A.C. Суворина. Анализируются процессы взаимодействия прозы и драмы в творчестве А. П. Чехова на материале переделки прозаического рассказа «Осенью» в одноактную драму «На большой дороге» .
В заключении подводятся итоги и намечаются дальнейшие перспективы темы.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Процесс духовных исканий А. П. Чехова и становление его концепции человека нашли выражение в жанровой динамике раннего творчества.
2. Мировоззрение Чехова во многом было сформировано и обусловлено ранним влиянием теорий Спенсера и Бокля, обусловившими творческий метод Чехова-художника и его представления о человеке при определяющем значении художественно-философского сознания, вырабо.
16 тайного и накопленного в русском искусстве, в первую очередь в жанре русского романа.
3. В русской мелодраме 70−90-х гг. и ее жанровых модификациях осуществлялась выработка новой концепции человека, обусловившая обогащение драмы философским и психологическим содержанием через освоение опыта русского романа.
4. В процессе взаимодействия прозы и драмы в творчестве Чехова определяющее значение имел драматургический опыт, с которого начиналось творчество А. П. Чехова (драма «Безотцовщина»).
5. Художественная структура драмы «Безотцовщина» отразила общий для литературного развития конца XIX века процесс романизации и лиризации.
6. Поэтика одноактной драмы «Татьяна Репина» и драматического этюда «На большой дороге» является отражением дальнейших процессов углубления и расширения лироэпической концепции мира и человека в творчестве А. П. Чехова.
Заключение
.
Творчество А. П. Чехова, воспринимаемое современниками как литература, находящаяся на периферии магистральных путей и глобальной проблематики русской литературы XIX века, уже в начале XX столетия отчетливо осознавалось как некий «рубеж», «грань», «знамение», «рубикон». Именно чеховское творчество явилось культурной и литературной основой, которая станет предтечей принципиально нового художественного мышления. Чехов стал одним из родоначальников поэтики, определившей развитие русской и западноевропейской литературы.
Художественное новаторство Чехова, связанное с процессами лири-зации и романизации, отразило закономерности художественного развития русского искусства конца XIX века и явилось выражением формирующейся новой концепции мира и человека.
Основу этой концепции составляла гуманистическая идея о ценности каждой человеческой личности. Интерес к судьбе отдельного обыкновенного человека совпадал с огромным интересом в конце века к философии христианства, провозглашающей наличие духовной и нравственной основы в каждом человеке. Подобное понимание и представление сущности человека обусловлено конкретно-историческими условиями и явилось отражением глубинного процесса демократизации русского общества 60−90-х годов XIX века. В произведениях Чехова эта тенденция реализовывалась в поиске особой художественной структуры, способной отразить все многообразие мира. В связи с этим важное значение приобретает изучение жанровой динамики чеховского творчества как выражения процесса духовных исканий писателя, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей.
Первый драматический опыт Чехова, его пьеса «Безотцовщина», явившаяся отправной точкой для дальнейшего эстетического и философского поиска писателя, позволяет говорить об органической связи Чеховапрозаика и драматурга с литературным наследием русских писателей-романистов. Традиции русской литературы, определяя философско-эстетические позиции Чехова, подвергались мощной трансформации в его художественном сознании и воплощались в глубоко оригинальной форме его произведений. Важнейшей перспективной линией изучения ранней драматургии писателя является ориентация Чехова на национальную драматургическую традицию. В связи сэтим особое значение приобретает исследование типологических, тематических и структурных связей первой драмы «Безотцовщина» с драматическим наследием Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Это позволит расширить представление о философском, этическом и эстетическом содержании творчества А. П. Чехова.
Важным аспектом изучения ранней драматургии А. П. Чехова является исследование процесса развития и трансформации мелодраматизма в его зрелом творчестве, поэтому литературный контекст с середины 80-х гг. требует более тщательного осмысления.
Особенно внимательного изучения требует типологическое родство художественного мировидения А. П. Чехова и Н. В. Гоголя. Для обоих художников драма явилась определяющей формой для всего творчества. Специфические особенности новаторства Чехова (новеллизация, драматизация чеховской прозы) определились тем, что формирование художественного мышления писателя связано с ранними драматургическими опытами. Драма определяла тип художественного сознания Чехова и его общий взгляд на мир. «Безотцовщина», вобравшая в себя традиции предшествующей литературы, явилась отправной точкой, из которой вырастает и конструируется концепция мира и человека зрелого Чехова.
Список литературы
- Александров В.А. В духе времени. Вестник Европы, 1877. № 12.
- Александров В.А. Вокруг огня не летай. СПб., 1877.
- Антропов Л.Н. Блуждающие огни. СПб., 1879. Литографированное изд.
- Антропов Л.Н. Ванька-ключник. СПб., 1877.
- Антропов Л.Н. Гордое сердце. СПб., 1878. Литографированное изд.
- Антропов Л.Н. Очаровательный сон. М., 1878. Литографированное изд.
- Бертольди (П.Н. Ге). Виновные, но не судимые. СПб., 1879.
- Бойков С.О. Два медведя в одной берлоге не уживутся. СПб., 1876.
- Гиллин А. Невольники любви. СПб., 1880. Ю. Горский (Ф.М. Толстой). Провинциальный Дон-Жуан. Бг. I 1 Добров С. Князь Серебряный. СПб., 1877.
- Дьяченко В.А. Блестящая партия. М., 1873. 1 З. Дьяченко В. А. Болезненная страсть. СПб., 1877. 14. Елизаров Н. Н. Без вины виноватые. М., 1877.
- Захер-Мазох. Рабы и владыки. Сценический фельетон в 4 д. СПб., 1876.
- Каратыгин П. Маменькин сынок. СПб., 1878.
- Карпов Е В. На развалинах прошлого. М., 1886.
- Карпов Е.В. Ранняя осень. Артист. 1891. № 13. Приложение.
- Крылов В.А. Поэзия любви. СП., 1872.
- Крылов В.А. «В осадном положении». СПб., 1882.
- Крылов В.А. «Горе-Злосчастье».Драматические сочинения. М., 1888. Т.4.
- Крылов В.А. «Дело Плеянова». М., 1880.
- Крылов В.А. В духе времени. Драматические сочинения.СПб., 1882.Т.З.
- Крылов В.А. Призраки счастья. М., 1895. 25 Крылов В. А. Разлад. Артист. 1889. № 11. 26. Крылов В. А. Сверчок домашнего очага. Бг.
- Ленский Д.Т. Влюбленный брат. СПб. 1874.
- Ленский Д.Т. Муж и жена. СПб., 1873.
- Лобанов Капитанская дочка. СПб., 1875.
- Максимов H.H. Жажда жизни. СПб., 1877.3 1 Манн H.A. Говоруны. Русский вестник, 1868. № 2.
- Маркевич Б. Чад жизни. М., 1981. ЗЗ. Озерецкий H.H. Яблоня раздора. М., 1877. 34. Павлова Н. Д. Помешанная. Бг.
- Перваго П.К. Соперницы или По снегу, по следам. СПб., 1881. Литографированное изд.
- Потехин A.A. Выгодное предприятие. М, 1877. Литографированноеизд.
- Потехин H.A. Богатырь века. СПб., 1876.
- Салов H.A. Степной богатырь. Артист, 1892. № 22.
- Тарновский К. А. В крови горит огонь желанья. М., 1889. Литографированное изд.
- Тирновский К.А. Подросточек. СПб., 1878.
- Трофимов А. Одного поля ягодка. СПб., 1872.
- Трофимов Т. В золоченой клетке. 1878. Литографированное изд.
- Федорова М П., Худякова С. Н. Вечный Жид. СПб., 1875. 44 Фролов П А. Быть или не быть. Рукопись ЛТБ, МГ.
- Чаев H.A. Знай наших. Русский вестник, 1875. № 12. 46. Чернявский H.H. Гражданский брак. СПб., 1867.
- Шиловский К.С. Белоручки. Рукопись ЛТБ, МГ.
- Шкарин К.П. В камере судьи. Рукопись ЛТБ, МГ. 49 Шпажинский И. Упреки прошлого. Бг.
- Шпажинский И.П. В забытой усадьбе. Дело. 1880. № 12. 5 1 Шпажинский И. П. Темная сила. М., 1895. 52. Юрьин Н. По внушению. М., 1895.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 тт. М., 1975−1985.
- Аверкиев Д.В. О драме. Критическое рассуждение с приложением статьи «Три письма о Пушкине». СПб., 1899. «О драме» печаталось в «Русском вестнике» 1877−1878 гг.
- Акелькина Е.А. В поисках цельности духа, Бога и вечности (пути развития русской философской прозы конца XIX века).Омск, 1998. 220с.
- Алпатов М. Чехов и Левитан. Пейзаж в творчестве музыканта и писателя /7 Художник, 197 I. № 3.
- Аникст A.A. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972. 643 с.
- Асафьев Б.В. «Евгений Онегин»: лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и драм // Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Л., 1972.
- Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М.-Л., 1966.
- Балабанович Е.З. Чехов и Чайковский. М., 1978. 184 с.
- Балухатый Д.С. Поэтика мелодрамы // Вопросы поэтики. Л., 1990. 320 с. 64 Балухатый Д. С. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Л., 1927.187 с.
- Барбачаков A.C. В.А. Жуковский в творческом сознании A.A. Блока, дисс. на соиск. степ. канд.филол.наук. Томск, 1992.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
- Белинский В.Г. Поли.собр.соч.: В 13 т. М., 1953. Т. 1.
- Бориневич-Бабайцева Роман А. П. Чехова «Драма на охоте». Труды Одесского ун-та. Одесса, 1956. Вып. 60.
- Борисова Е.А., Стернин Г. Н. Русский модерн. М., 1990.
- Булгаков Б.В. Чехов как мыслитель. Киев, 1905.
- Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М.-Л., 1963.
- Бялый Г А. Драматургия И. В. Шпажинского // Уч.' записки Саратовского госуниверситета. 1957. Т. LVI. Вып. филологический. С. 432−444.
- Бялый Г А. Чехов и русский реализм. Л., 1981. 400 с.
- Васина-Гроссман В. Русский классический романс XIX века. М. 1956.
- Взаимосвязь искусств и художественном развитии России втор.пол. XIX в. М&bdquo- 1982.
- Вознесенская Т. Художественные принципы мелодрамы // Сб. к 60-летию проф. А. И. Журавлевой. М., 1998. С. 71−91.
- Вокруг Чехова. М., 1990. 655 с.
- By кол ев Л. И. Чехов и газетный роман («Драма на охоте») // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика: Полное собрание сочинений: В 3 тт. М. 1971.1. Т. 3.
- Гершаник, А Н. Раннее творчество А. П. Чехова. Дисс. на соиск.уч.степ. канд. филол. наук. Л., 1986.
- Грачева И В. А. П. Чехов и художественные искания его эпохи:
- Учеб.пособие. Рязань, 1991. 88 с. 90 Грачева И. П. А. П. Чехов естественник и художник // О поэтике А. П. Чехова. Иркутск, 1993.
- Громов Л.П. Чехов и Чайковский // Чеховские чтения. Ростов-на-Дону, 1974.
- Громов М П. Книга о Чехове. М., 1989. 384 с.
- Громов М П. Скрытые цитаты (Чехов и Достоевский) // Чехов и его время. М&bdquo- 1977. С. 39−52.
- Гудошников Я.И. Русский городской романс: Уч.пособие. Тамбов, 1990. 97 Гурвич И. А. Проза Чехова: человек и действительность. М., 1970. 183 с.
- Гуревич А.Я. Вопросы культуры в изучении исторической поэтики // Историческая поэтика. Истоки и перспективы изучения. М., 1986.
- Дергачев И.А. Динамика повествовательных жанров русской прозы 70−90-х гг. XIX в // Проблемы типологии реализма. Свердловск, 1976.
- Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. JI., 1980. 595 с.
- Днепров В.Д. С единой точки зрения. Л., 1989. 455 с.
- Дол жен ков П. H А. П. Чехов мыслитель и художник: проблемы позитивизма Автореф.дисс.на соиск.уч.степ.канд.филол.наук. M., 1995. 22 с.
- Долинин A.C. Пародия и «Татьяна Репина». Чехов. «Атеней». Л., 1928.
- Жилякова Э.М. Особенности реализма драматургии А.Н. Островского 70−80-х годов. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Томск, 1968.
- Журавлева А.И. Островский комедиограф. М., 1981. 216 с.
- Зингерман Б. И Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.382 с.
- Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России. 1900−1910-х гг. M. 1976.
- Зубкова C.B. Драматический характер в одноактной комедии А.П. Чехова. Киев.: «Лыбедь», 1990. 105 с.
- Ильюхина Т.Ю. Вопрос о романе в раннем творчестве А.П. Чехова. Дисс. на соиск.степ.канд.филол.наук. СПб., 1994.
- История русского драматического театра в 7 т. М., 1975−1985.
- История русской драматургии. Вторая половина XIX начало XX века (до 1917 года). Л., 1987.
- Кац. Б. «Стань музыкою, слово!» Л., 1983.1 18. Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1954.1 19. Кашкин Н. Д. Избранные статьи о П. И. Чайковском. М-, 1954.
- Кирпотин В.Я. У истоков романа-трагедии: Достоевский Пушкин -Гоголь // Достоевский и русские писатели. М., 1971.
- Кирюхин В.Я. Достоевский в шестидесятые годы. М. 1966.
- Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963. 438 с.
- Кубасов A.B. Рассказы А. П. Чехова: Поэтика жанра. Свердловск, 1990.
- Линков В. Я Художественный мир произведений А. П. Чехова. М., 1982. 128 с.
- Лотман Л.М. Островский и русская драматургия его времени. М.-Л., 1961
- Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIXстолетия // Лотман Ю. М Избранные труды: В 3 тт. Тарту, 1990. Т. 3. 136. Люлько Н. П. А. П. Чехов и русский театр 80−90-х годов XIX века //
- Вестник ЛГУ, 1955. № 6. Сер. Общественных наук. Вып. 2. С. 79−93. 137 Маркович В. М. Человек в романах Тургенева. Л., 1975.
- Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П. Чехова. Киев, 1989. 277 с.
- Милостной И В. О жанровом своеобразии водевилей А. П. Чехова // Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. Свердловск, 1973. Научные труды Свердловского ун-та. Сб. 206. С. 3031.
- Михайлов A.B. Проблема характера в искусстве: живопись, музыка, скульптура // Языки культуры. Уч. пособие по культурологии М., 1997.
- Михайловский Н.К. Сочинения. СПб., 1897. Т. 3.
- Назиров Р.Г. Достоевский Чехов: преемственность и пародия // Филологические науки, 1994. № 2. С. 2−12.
- Невердинова В Н. Природа и характер конфликта в одноактной комедии А. П. Чехова. Ученые записки Тартусского ун-та. Вып. 164. Труды по русской и славянской филологии. 1966.
- Николаева С.Ю. Достоевский и Чехов. Проблемы историзма. Тверь, 1991. 84 с.
- Оболенский Л. Идеалы современной жизни. Критический этюд // Русское богатство. СПб., 1885. № 10, 11, 12. Т. 11.
- Осипова Л.Ф. А.П. Чехов и драматургия 1880-х гг. // Уч.зап. МГПИ им. Ленина, 1960. № 56. С. 160.
- Осипова Л.Ф. Пьеса без названия и ее проблематика // А. П. Чехов. Сборник статей и материалов. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1960. С. 202 226.1 52 Очерки истории русской театральной критики. Л., 1976.
- Паперный З.С. «Вопреки всем правилам.» Пьесы и водевили
- Чехова. М., 1982. 285 с. 1 54. Петровская И. Ф. Провинциальный зритель в России второй пол. XIXв. Л., 1979.
- Петровский М. «Езда в остров любви» или Что есть русский романс //
- Пиксанов Н.К. Романтический герой в творчестве Чехова (образ конокрада). Чехов. Сб. 1927.
- Пиксанов Н.К. Романтический герой в творчестве Чехова // Чеховский сборник. Найденные статьи и письма. М. 1929.
- Полоцкая Э.А. Человек в художественно мире Достоевского и Чехова// Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 174−245.
- Полоцкая Э.А. Чехов: движение художественной мысли. М., 1979. 340 с.
- Померанцева Э.В. Баллада и жестокий романс // Русский фольклор. Л., 1974. Т. XIV.
- Протопопов М. Бодрый талант // Рус. мысль, 1898. № 9.
- Пруйяр М де. Антон Чехов и Герберт Спенсер (об истоках повести «Драма на охоте» и судьба мотива грации в их творчестве // О поэтике Чехова. Иркутск, 1993.
- Рахманова М.П. Музыка // Русская художественная культура втор.пол. XIX в. картине мира. М., 1991.
- Родина Т.М. Достоевский. Повествование и драма. М. 1984.
- Роскин А.И. А.П. Чехов. Статьи и очерки. М.: Гослитиздат, 1959.438с.
- Русская художественная культура, втор.пол. XIX в. Картина мира. М., 1991.
- Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М., 1989.
- Седегов В.Д. Пьеса без названия в творческой биографии А.П. Чехова Н Статьи о Чехове. Ростов-на-Дону, 1972. С. 29−43.
- Седегов В.Д. Чехов в 80-е годы. Ростов-на-Дону, 1991.
- Семанова М.Л. Театральные впечатления Чехова-гимназиста // А. П. Чехов. Сб. статей и материалов. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1960. С. 172 184.
- Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. 526 с.
- Смирнова-Чикина Е.С. «Татьяна Репина» Антона Чехова // В творческой лаборатории Чехова. М. 1974.
- Собенников A.C. «Между» «есть Бог» и «нет Бога». (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). Иркутск, 1997.224с.
- Собенников A.C. Художественный символ в драматургии А.П. Чехова. Иркутск, 1989.
- Соболева Г. Русский романс. М., 1980. 195 с.
- Современная баллада и жестокий романс // Сост. С. Аденьева и И. Герасимова. СПб., 1996.
- Степанов А. Д. Драматургия А.П. Чехова 1880-х годов и поэтика мелодрамы. Дисс. на соиск. степ.канд.филол.наук. СПб., 1996.
- Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
- Стернин Г. Н. Художественная жизнь России втор.пол. XIX в. 70−80-е годы. М&bdquo- 1997.
- Сухих H.H. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. 180 с.
- Тамарченко Н.Д. Точка зрения персонажа и авторская позиция в реалистической драме «Гроза» А.Н. Островского // Сб. «Автор и текст». СПб., 1997. Вып. II.
- Тархова H.A. От «Безотцовщины» к «Вишневому саду» /V Чеховские чтения в Ялте. Чехов в Ялте. М., 1983. С. 35−40.
- Творчество А.П. Чехова. Особенности художественного метода. Межвузовский сб. научных трудов. Ростов-на-Дону, 1981.
- Тиме Г А. У истоков новой драматургии в России (1880−1890-е годы). Л. 1991. 149 с.
- Толстой Л.Н. Поли.собр.соч.в 90 тт. Т. 13.
- Томашевский Б.В. Французская мелодрама начала XIX века (из истории вольной трагедии) // Поэтика. Сб.статей. II. Л., 1927. С. 55−82.
- Фомина A.A. Чехов и художники: артистические встречи // Чехов: чтения в Ялте. М., 1990.
- Фортунатов Н. О чеховской прозе. Музыкальность чеховской прозы // Пути исканий. О мастерстве писателя. М., 1974.
- Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964.
- Хализев В.Е. Русская драматургия накануне «Иванова» и «Чайки» // Научные доклады высшей школы. Филол.науки. 1959. № 1. С, 30−43.
- Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976. 238 с.
- Чехов, А Н. Сборник статей и материалов. Вып. 4. Ростов-на-Дону, 1967.
- Чеховиана. Статьи и публикации. Эссе. М. 1990.
- Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996. 320 с.
- Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996.
- Чеховиана. Чехов и Пушкин. М., 1998. 332 с.
- Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1983. Кн. 2.
- Чудаков А.П. Мир Чехова: становление и утверждение. М., 1986.379с.157
- Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971. 291 с.
- Шах-Азизова Т. К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М&bdquo- 1966. 151 с.
- Шольп А.Е. «Евгений Онегин» Чайковского. Л., 1962.
- Штерн М.С. Философско-художественное своеобразие русской прозы XIX века. Уч. пособие по спецкурсу. Омск, 1987.
- Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск. 1987.
- Эфрос А. Два века русского искусства. М., 1969.