Принципы художественной характерологии и типология женских образов в романах И. С. Тургенева 1850-х годов
Наталья в романе «Рудин», Лиза в «Дворянском гнезде», Елена в «Накануне» — героини, воплотившие тургеневский идеал. Писатель главную свою творческую задачу видел в том, чтобы раскрыть их нравственную силу и духовную красоту, источниками которых являются слияния «истины, добра и красоты», а также способность к жертвенному подвигу любви. Создание образов идеальных героинь требовало особых принципов… Читать ещё >
Содержание
- Примечание
- Первая глава «И. С. Тургенев в Китае»
- §-1.Восприятие Тургенева в Китае в разные периоды развития китайского общества
- 2. Мастера китайской литературы о И. С. Тургеневе и о его влиянии на их творчество
- Выводы по первой главе
- Примечание
- Вторая глава «Принципы художественной характерологии в романах
- И.С.Тургенева 1850 годов»
- 1. Концепция личности
- 2. Герои во времени: Предыстория
- 3. Художественное своеобразие портретирования в романах 1850-ых годов"
- 4. Сюжетная ситуация «Встречи» главных героев
- 5. Герои и героини в сюжете романов И. С. Тургенева (появление главных героев)
- Выводы по второй главе
- Примечание
- Глава третья. " Типология женских образов в романах И. С. Тургенева 1850 годов"
- 1. «Тургеневские женщины»: Типология женских образов
- 2. Особенности изображения женских образов
- 3. Сюжетный архетип: Любовь
- 4. Своеобразие психологического анализа
- Выводы по третьей главе
- Примечание
- Заключение
- Примечание
- Библиография
И.С. Тургенев — художник, чья известность давно перешла во всемирную славу, а мастерство давно признано многими писателями в России и за рубежом. Его репутация «человековеда» и «сердцеведа» общепризнана и подтверждается тургеневедами разных поколений. Его интересовал прежде всего «строй души человеческой личности, соотношение характера с воздействиями окружающего мира» (1). Своего пристрастия к «внутреннему человеку», к тайнам души автор «Дворянского гнезда не скрывал: «Я преимущественно реалист и более всего интересуюсь живою правдой людской физиономии» (П., XI, 31).
В современном литературоведении и в тургеневедении в частности проблемы художественного характера разрабатывались давно и достаточно плодотворно (2). Но детальное исследование характерологии тургеневских героев по существу начинается в последние десятилетия XX века. Хотя целый ряд известных ученых так или иначе касались этого вопроса, ограничимся лишь перечислением основных положений научных изысканий, которые послужили теоретико-методологической основой диссертационного исследования.
Мысль, высказанная М. Б. Храпченко, увидевшего в Тургеневе художника «социального и психологического динамизма», получила развитие в работах Г. Б. Курляндской и О. Н. Осмоловского (3). Их привлек внутренний динамизм характеров, способность к эволюционированию. С. Е. Шаталов и Г. А. Бялый обратили внимание на использование «тайного» психологизма как средства раскрытия характера и принципов тургеневской типизации (4). В. М. Маркович, автор известной монографии «Человек в романах И.С.Тургенева» предложил типологию тургеневских героев, на основе которой выстраивается иерархия характерологических типов с их последующими социально психологическими характеристиками. Интересны и содержательны работы В. М. Головко, особенно его толкование концепции личности (5).
Кроме того имеется ряд кандидатских диссертаций, выполненных аспирантами и соискателями китайского происхождения. Можно назвать работы Чжан Цзяньжун «Проблематика и поэтика повести „Фауст“ Тургенева». М., 1991- Ван Лие «Своеобразие психологизма в повестях И. С. Тургенева о первой любви: «Ася», «Первая любовь» и «Вешние воды». М., 1996- Ли Хи Су «Типология женских характеров в романах и повестях И.С.Тургенева». М., 1999. Необходимо назвать еще диссертацию И. П. Шайкиной «Эмоциональное и рациональное в характерологии И.С.Тургенева», защищенную в Волгограде, правда на материале романов «Дым» и «Новь».
Большой интерес вызывал и до сих пор вызывает типология женских образов. Женщины Тургенева — тема в литературоведении не новая. Уже Д. И. Писарев отмечал разнообразие женских характеров в произведениях писателя. И это связано с одной особенностью творчества Тургенева: сам автор «Рудина» был убежден, что «всякий писатель старается прежде всего верно и живо воспроизводить впечатления, вынесенные им из собственной и чужой жизни» (С: IX, 395). Писатель верит, что исходная точка в творчестве не идея, а живое лицо. И эти принципы и лежат в основе создания женских образов. Главная же задача — раскрыть нравственную силу и духовную красоту, источником которых является слияние истины, добра и красоты, а также жертвенного подвига любви. Истинно «тургеневские женщины» умеют любить.
Как утверждал Ф. М. Достоевский, Лиза воспитана религиозно настроенной няней Агафьей Власьевной, и «След, оставленный ею в душе Лизы, не изгладился». Лиза Калитина, как человек глубоких убеждений и устойчивой нравственной воли, имеет предшественницу — тоже русскую женщину, Татьяну Ларину. Тургеневская Лиза и пушкинская Татьяна связаны с исконно русской национальной культурой, с народной стихийно. Именно этим определяется их нравственная чистота и высокое сознание долга, верность ему. Лиза Калитина противопоставлена своему ближайшему дворянскому окружению, как и Татьяна, которая «в семье своей родной казалась девочкой чужой».
Особенно восхищался образом Лизы Ап. Григорьев. Христианское смирение героини Тургенева он возвысил до идеала (6).
Даниил Андреев говорил, что в других культурах Женщина и Женственное занимают более важное место, чем в русской литературе. «Сколько ни писали у нас — от Писарева до последнего гимназиста — о тургеневских характерах, а мне все кажется, что характер Лизы Калитиной до сих пор не оценен по заслугам» (7).
П.Г.Пустовойт заметил, что Лиза при всей своей женственности, нежности, кротости — натура сильная, цельная. Религиозность Лизы — «одна из форм поэтизации лучших человеческих качеств героини».
Тургенев создал образ поэтической девушки, нравственно отзывчивой, живущей мечтой о больших социальных преобразованиях, девушки, которая и в интимных переживаниях проявляет идейную настроенность, — таковы Елена Стахова и Марианна Сипягина. Очарование девушки — только проявления ее естественной инстинктивной природы, стремление любить и быть любимой, чтобы осуществить свое назначение матери и жены. «Идеальная женщина, по мне, будет та, которая, усвоив высшее миросозерцание того времени, в котором она живет, отдается своему женскому, непреодолимо вложенному в нее призванию — родит, выкормит и воспитает наибольшее количество детей, способных работать для людей, по усвоенному ей миросозерцанию» (8).
Женские образы, созданные И. С. Тургеневым, были известны китайским читателям еще в начале XX века. Эти образы неоднократно использовались китайскими писателями в их произведениях. Ба Цзинь, известный писатель и литературовед, создавал своих героинь, опираясь на женские образы Тургенева. Произведения Тургенева начали появляться в Китае уже в 1915 году. Первыми из них были четыре стихотворения в прозе — «Маша», «Дурак», «Щи», «Нищий». Перевел их Лю Бань Нун. Таким образом в начале появились произведения малого жанра и только потом повести и романы. Это обстоятельство связано с тем, что в то время русский язык был малоизвестен в Китае, и поэтому основные произведения Тургенева были переведены с английского или немецкого языков.
Тургеневские девушки для китайских писателей и читателей начала прошлого века были новы и необычны. Они впервые познакомились с чистой и прекрасной душой русской женщины и впервые увидели подлинную, реальную жизнь России.
Китайские литературоведы давно оценили место и роль Тургенева в русской литературе. Так, для Сие Лю И автор «Записок охотника» «выдающийся человек и писатель, который сумел достойно представить русскую литературу на Западе. Она распространяется в Европе, и народы других стран начали знакомиться с произведениями Тургенева, влияние которого на их духовную жизнь с годами не уменьшается. Его влияние может сравниться только с влиянием Л.Н.Толстого» (9).
Несмотря на большое количество, статей, монографий о творчестве И. С. Турегенев принципы художественной характерологии и типология женских образов изучены не достаточно полно и подробно. Этим и определяется актуальность диссертации.
Объектом исследования являются романы Тургенева 1850-ых годов, а также статьи письма автора «Рудина». Предметом исследования -характерология и типология женских образов первых четырех романов.
Цель настоящей диссертации состоит в определении основных принципов характерологии и установлении типологии женских образов в романах И. С. Тургенева 1850-ых годов. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Определить основные составляющие концепции личности И. С. Тургенева.
Установить важнейшие художественные принципы характерологии в романах писателя 1850-ых годов.
Выявить главные сюжетные ситуации и поведение героев в них.
Охарактеризовать главное чувство — любовь, составляющее содержание женских образов.
Проследить историю переводов произведений И. С. Тургенева на китайскии язык и восприятие его творчества в китайской культуре.
Научная новизна работы заключается в установлении основных принципов художественной характерологии Тургенева и выявлении важнейших особенностей его психологизма.
Теоретическая ценность диссертационного исследования состоит в углублении представлений о художественной характерологии и типологии тургеневских образов.
Практическая значимость исследования в возможности использования его результатов в вузовских курсах по истории русской литературы, в спецкурсах по творчеству И. С. Тургенева.
Методологической базой диссертации послужили историко-типологический и историко-функциональный подходы. А важнейшей основой теоретико-методологических идей стали работы ведущих тургеневедов: Г. Б. Курлядской, П. Г. Пустовойта, В. М. Головко и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творчество И. С. Тургенева сыграло огромную роль в становлении китайской литературы XX века, оказало мощное воздействие на китайских писателей и на всю культуру Китая.
2. В первых романах автора «Записок охотника» важнейшую роль играют образы девушек, любовью которых и к которым проверяются герои-мужчины.
3. Тургенев использует разнообразные способы и средства создания характеров: от портрета до психологического анализа, сосредоточивая внимание на основных чертах характера героев и героинь.
4. Основные сюжетные ситуации, которые определил еще Н. Г. Чернышевский, играют существенную роль в романах 1850-ых годов, создавая главные мотивирующие стимулы поведения героев и героинь в критических моментах.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав с выводами по каждой, заключения и Библиографического списка. Общий объем составляет 123 страницы.
Принципы художественной характерологии и типология женских образов в романах И. С. Тургенева 1850-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выводы по первой главе:
Первая глава посвящена хронологии появления произведений И, С. Тургенева в Китае и истории их изучения в китайском литературоведении. Были показаны взаимосвязи между творчеством И. С. Тургенева и китайских писателей. По мере появления в печати произведений писателя, китайские литературоведы все чаще и настойчивее отмечали важность их изучения. Многие известные китайские писатели сами переводили произведения И. С. Тургенева. Знакомясь таким образом с неповторимым стилем русского писателя, они как бы получали стимул для создания собственных произведений.
Многие китайские исследователи уделяют внимание изучению романов Тургенева, считая их «летописью русского общества». Хотя первыми произведениями И. С. Тургенева, переведенными на китайский язык были стихотворения в прозе, это обстоятельство никак не помешало ни китайским читателям, ни китайским литературоведам высоко оценить более поздние публикации тургеневских произведений совершенно другого жанра, т. е. романов и повестей. С 1915 г. по 1937 г. произведения Тургенева или статьи о нем публиковались практически ежегодно. Не ослабевает читательский, научный, а следовательно, и издательский интерес к творчеству Тургенева и в современном Китая.
Заключение
.
И.С. Тургеневу принадлежит заслуга создания женских образов, лишенных обыденности, показать вслед за Пушкиным, что женщина — наиболее яркое олицетворение русской жизни. А. И. Майкова писал в письме к Я. П. Полонскому, что женщин Тургенева можно сравнить «с колоритом и ^ освещением картины, — которым иногда не веришь только потому, что не видал все это в природе» (1).
Наталья в романе «Рудин», Лиза в «Дворянском гнезде», Елена в «Накануне» — героини, воплотившие тургеневский идеал. Писатель главную свою творческую задачу видел в том, чтобы раскрыть их нравственную силу и духовную красоту, источниками которых являются слияния «истины, добра и красоты», а также способность к жертвенному подвигу любви. Создание образов идеальных героинь требовало особых принципов и художественных приемов. Для этого писатель ищет в их изображении параллели в других видах искусства или уводит своих героинь в область религии, как Лизу Калитину.
В одном из писем к Е. Е. Ламберт Тургенев писал: «Я, Бог ведает за какие заслуги, пользовался расположением двух, трех прекрасных женских душ» (2). Это, во-первых, Татьяна Александровна Бакунина. Влюбившись в Т. А. Бакунину, Тургенев открывал ей душу, говорил о преданной дружбе и возвышенной любви. «Я бы хотел влить в Вас и надежду, и силу, и радость. Я никогда ни одной женщины не любил более вас, — писал он ей весной 1842 г., -для Вас одних я хотел бы быть поэтом. Вам я читаю, что выльется из-под Ь пера моего, моя прекрасная сестра. Ваш образ, Ваше существо всегда живы во мне, изменяются и растут и принимают новые образы.» .
Восторженная, как дитя, Татьяна Бакунина почувствовала в Тургеневе тонкого художника и прекрасного человека: «Вы, мой друг, вы будете моей последней, вечно искренней, вечно святой любовью» , — писала она.
Переживания, вызванные Татьяной Бакуниной, отразились во многих произведениях писателя. Возвышенные чувства ощутимы в романе «Рудин»: под звуки музыки Шуберта герои вспоминают то благодатное время, когда они еще студентами спорили о философии, о будущности России, а Наталья Ласунская проникновенно говорит о чистой, идеальной любви. Трогательная и обаятельная в своей любви к Рудину, Наталья готова была пойти за любимым человеком куда угодно, вопреки воле матери наперекор любым препятствиям (3).
Другой «прекрасной женской душой», вдохновлявшей Тургенева в период написания «Дворянского гнезда», была Елизавета Егоровна Ламберт. «Она, несомненно, одна из лучших женщин в мире» , — писал Тургенев. Переписка Ивана Сергеевича с графиней Ламберт приравнивалась в его сознании к процессу художественного творчества. В их письмах высказано много интересных и глубоких мыслей о личном счастье и долге человека, о любви и верности, о красоте человеческих взаимоотношений. Когда писатель получал письма Ламберт в Париже, его еще больше тянуло на родину. «Вы не можете представить, — писал он ей 8 января 1861 г. из Парижа, — как мне хочется вернуться в Россию. с первым днями весны, когда запоют соловьи. Я чувствую себя. Существом, сохранившим живую любовь к Добру и Красоте» (4). Из этой переписки (с привлечением других источников и прототипов: Вера Аксакова, Мария Толстая, Евдокия Коротнева, Лиза Кологривова) возник образ обаятельной русской девушки, героини «Дворянского гнезда» — Лиза Калитиной, по выражению Д. И. Писарева, «одной из самых грациозных женских личностей, когда-либо созданных Тургеневым» (5).
Но, поскольку диссертационное исследование посвящено не столько прототипам, сколько типологии женских образов в творчестве Тургенева, лучше очертить основные их качества. Так необходимо специально отметить, что экстатическое чувство, охватившее тургеневскую девушку, протекает в дух фундаментальных измерениях:
1. Любовный аффект переживается как болезнь, а точнее, хворь, клинические признаки которой попеременно совпадают с симптоматикой то белой горячки, то чахотки, то невротического расстройства (Чернышевский называет это состояние «нервной горячкой»);
2. Невропатия реализуется как способ жизни, и потому она удерживается и переживается а-медицински, в качестве экзистенциальной хвори-к-смерти, распределяя и проецируя свою семиотику интенсивностей на социальное пространство (6).
Тургеневская девушка всегда может благополучно и без остатка конвертироваться в русского революционера, заносящего свой карающий меч на Отца, Господина, Деспота, Авторитет, не щадя живота своего. Во всяком случае, в бессознательных мотивах поведения и революционер-разночинец, и тургеневская девушка обладают инфраструктурным тождеством «героической натуры» (7).
Итак, когда избыточная сила женского и слабость, нехватка мужского совпадают в индивидуальном пространстве сексуальности, тогда в качестве эксцесса этого единства-дисгармонии мы обнаруживаем тургеневскую девушку. Если принять во внимание психоаналитическую точку зрения, то мы должны бы сказать, что данный режим чувственности протекает и реализуется в перверсивном регистре. И все же литературный опыт такого характера показывает, что этот регистр всегда готов к оборачиванию, перемене знака на противоположный. Он не просто структурирует воображение. В этом зигр1ш-аффекте присутствует возможность полной открытости желания и отдачи его в безраздельное господство другому. Именно это обстоятельство приводит в ужас и замешательство любого, кому предназначена такая зияющая открытость. Вот в чем, как нам кажется, основной парадокс русской женщины (девственницы, революционерки), по Тургеневу.
Рассмотрение героинь трех первых романов И. С. Тургенева (Лизы в романе «Дворянское гнездо», Елены в романе «Накануне», Натальи в романе «Рудин»), дает возможность сделать вывод, что всех этих героинь объединяет неудовлетворенность обыденностью окружающей жизни, деятельное стремление к ее изменению. Такое изменение в их жизнь вносит прежде всего любовь к яркому (по первому впечатлению) мужчине. Этим определяются все основные сюжетные ситуации, движет сюжет, наконец, определяет своеобразие сюжетно-композиционной структуры тургеневского романа.
1. Ань По. Оригинальность повествовательной прозы И. С. Тургенева // Вестник Северо-западного национального института. Ланьчжоу, 1990. №.4 С. 112−120.
2. Бо Шэн. Предисловие к переводу повести «Песнь торжественной любви» // И. С. Тургенев. Шанхай, 1954. С. 265−268.
3. Ван Ичуань. Эстетическое испытание. Пекин, 1992. С. 313.
4. Ван Чжилян. «Новеллист из новеллистов». О художественном мастерстве Тургенева // О Пушкине, о Тургеневе, о Толстом. Пекин, 1984. С. 31−81.
5. Ц 5. Ван Чжилян. Природа под пером Тургенева // Исследование иностранной литературы. 1983. №.2. С. 117−129.
6. Ван Цзинь Лин. Музыкальность в произведениях И. С. Тургенева.
7. Вэй Лин. Идейное содержание и художественное обаяние романа Тургенева «Дворянское гнездо» // Зарубежная литература. Пекинский университет, 1995. №.3. С. 95−101.
8. Вэй Лин. Предисловие к переводу романа «Рудин» Тургенева. Хунань, 1996. С.1−13.
9. Вэй Лин. Предисловие к переводу полного собрания И. С. Тургенева. Шанхай, 1994. С. 1−17.
10. Вэй Хуан Ну. Предисловие к переводу романа «Отцы и дети» Тургенева Пекин, 1984. С. 231−234.
11. Гуань Ляньгэ, Чжоу Тайжу. О сновидении в произведениях Тургенева // Вестник Чичигарского пединститута. 1985. С. 95−101.
12. Гэ Баочуань. Связь китайской и иностранной литературы. Пекин, 1992. С. 687.
13. Гэ Бао Цюань. Тургенев и китайская литература. Ляонин, 1986. С. 1−22.
14. Е Найфан. Выдающийся критик Тургенев // Русская советская литература. Ухань, 1989. №.6. С. 63−69.
15. Е Най Фан. Тургеневский реализм. Гуйжоу, 1987. С. 61−77.
16. Дуань Му Хун Лян. Предисловие к переводу романа «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Пекин, 1996. С. 1−5.
17. Инь Лянь Ин. Краткая история русской литературы. Хэнань, 1997. С. 174−184.
18. И Синьнун. Пейзаж в произведениях Тургенева // Мир перевода. Гуанужоу, 1982. №.8. С. 73−75.
19. Жэнь Гуансюань. Типы и черты психологического анализа. Сопоставление метода психологического анализа Л. Толстого, Тургенва, Чехова // Исследование иностранной литературы. 1991, №.7. С. 24−39.
20. Кэ Бин. Русская литература в 19 веке. Нэймонгу, 1993. С.227−248.
21. Ли Шусэнь. Шолохов и Тургенев // Сборник статей шолоховской конференции. Цзилинь, 19 889. С. 78−91.
22. Ли Чжао Линь, Сюй Юй Цинь. Краткая история русской литературы. Пекин, 1993. С. 162−183.
23. Ли Чжаолинь. Тургенев и молодые писатели // Русская и советская литература. Ухань, 1987. №.5. С. 90.
24. Ли Чжоу. Ба Цзинь и Тургенев // Вестник фуцзяньского педуниверситета. 1982. №.2. С. 80−84.
25. Линь Шудя. Природа под пером крупного писателя Тургенева. О пейзаже в «Записках охотника». Вестник Гуансийского Университета. Наньнин, 1991. № 5. С. 85−90.
26. Ло Лин. Трагические черты в любовной прозе Тургенева // Вестник Уханьского университета. 1983. № 2. С. 80−84.
27. Лу Жэньхао. Объективная позиция в творчестве Тургенева // Вестник Сучжоского университета. 1985. № 1. С8−64.
28. Лу Чжаомин. Об идеальности образа тургеневских девушек // Вестник Сучжоуского университета. 1984. № 1. С. 53−55.
29. Лу Чжаочуань. Внеобразные смыслы, философская поэтичность // Исследование иностранной литературы. Ухань, 1987. № 12. С.99−103.
30. Лу Чжаочуань. Свои ноты, свой голос. Эстетика жанра и стиля шести романов Тургенева // Вестник Ханчжоуского университета. 1994. № 1. С. 59−63.
31. Лу Яньпин. Эстетическая психология поэтов эпохи Тан. Ланьчжоу, 1991.
32. Лю Лююй. Девушка и молодая дама из «Дворянского гнезда». Об образах женщин в произведениях Тургенева // Мир ученых в южной части Китая. Гуанси, 1995.Т.15. № 1. С. 51−68. # 33. Лю Нин. История в критике русской литературы. Шанхай, 1999. С. 471−484.
33. Лю Хуань. Психология художественного созидания. Цзилинь, 1992.
34. Лю Фацзин. Лирика, посвященная природе. Исследование пейзажа в «Записках охотника» // Вестник Хуадунского педуниверситета. 1986. № 6. С. 3−9.
35. Лэй Чендэ. Художественный прием Тургенева // Исследование ^ иностранной литературы. Пекин, 1985. №.5. С. 115−122.
36. Му Хуэй. Смех из-под пера Тургенева // Хэбэйская литература, 1962. № 3. С. 67−69.
37. Пэн Шэн. Тенденция резонерства в художественной прозе Тургенева // Исследование иностранной литературы. 1993. № 3. С. 123−130.
38. Сунь Найсю. Ли Ни и Тургенев // Иностранная литература. Пекин, 1985. № 12. С.45−50.
39. Сунь Найсю. Тургенев и Китай. Пекин, 1988.
40. Сюй Фан. Человек и природа. Немного о взгляде Тургенева на природу // Мир искусства. 1984. № 3. С. 134−137.
41. Сюй Чжэн Минь. Исследование произведений И. С. Тургенева. Ляонин, 1999. С. 238−254.
42. Сюй Цзу У. Женские образы под пером И. С. Тургенева. Гуйчжоу, 1987. С. 216−229.
43. Сюй Цзянь. Предисловие к переводу «Записок охотника» Тургенева. Хунань, 1998. С. 1−12.
44. Сюй Цуу. Образ тургеневских девушек // Толпа ученых. 1983. № 3. С. 49−55.
45. Сюэ Лунбао. Любование тремя иностранными любовными повестями // Вестник Янчжоуского пединститута. 1982. № 1. С. 103−106.
46. Сяо Шань. Послесловие к переводу «Избранные повести и рассказы.
47. Тургенева". Пекин, 1958. С. 472−480.
48. У Цзяюй. Исследование по философскому размышлению Тургенева // Исследование иностранной литературы. Ухань, 1994. № 4. С. 46−50.
49. Фан Пин. Достоевский и духовный анализ. О духовном характере в произведениях Достоевского // Исследование иностранной литературы. 1993. № 8. С. 90−94.
50. Фрейд 3. Любовная психология. Перевод Линь Кэминь. Пекин, 1986.
51. Фу Сичунь. Описание природы у Тургенева // Вестник Дунбэйскогопедуниверситета. 1993. № 1. С. 82−86.
52. Фу Чжэнчань. Сопоставление стихотворений в прозе Го Можо и Тургенева. Сиань, 1992. № 4. С. 90−96.
53. ФэнЧжэнИ. Анализ психологии в романах Тургенева. Пекин, 1986.
54. Ху Пэн. Художественное стремление и идейное исследование. С явления Тургенева до явления Шолохова // Вестник Шэньчжэьского университета. 1991. № 8. С. 60−65.
55. Хуан Цуюэ. Образы художественной психологии. Тяньцзинь, 1992. С. 269.
56. Хэ Юаньчжи. Юй Дафу и иностранная литература // Исследование иностранной литературы. 1992. № 11. С. 13−18.
57. Цао Шуньцзинь. Сопоставление поэтики китайской и западной. Пекин, 1989.
58. Чань Личунь. Художественное изображение Дон-Кихота и Гамлета в произведениях Тургенева // Вестник Цзиньчжоуского педучилища. 1993. № 1.С. 5−10.
59. Чень Чжэнминь. Исследование по творческой психологии русскихФклассиков. Тяньцзинь, 1990.
60. Чень Дафу. Поэтичность в повествовательной прозе Тургенева // Вестник Чичигарского пединститута. 1985. № 1 С. 87−90.
61. Чунь Ляньюнь. Система китайской поэтики. Пекин, 1992.
62. Чень Синь. Немного о тургеневедении // Исследование иностранной литературы. Ухань, 1992. № 3. С. 3−6.
63. Чень Хуайгун. Образ «лишнего человека» под пером Тургенева // Советская литература. Пекин, 1990. С. 20−25.
64. Чень Юанькай. Тургенев и китайский писатель // Иностранная литература. 1983. №.4. С.114−120.
65. ЧеньЦзыхэн, Мэн Сужун. О художественной сатире Тургенева // Вестник Внутреннего Монгольского педуниверситета. 1984. № 2. С. 118−124.
66. Чжан Бипо. Немного о художественной особенности пейзажной поэзии Ван Вэя // Под ред. И сост. Хо Сунлинь, Ли Цзиньчжоу. Критические собрание поэзии эпохи Тан. Шаньси, 1981. С. 76−80.
67. Чжан Сяньчжоу. Тургенев и его повествовательная проза. Пекин, 1981.
68. Чжан Яосянь. Ощущение, настроение и другое. Шанхай, 1988.
69. Чжао Сяоци. Природный этнографический ландшафт в произведениях Тургенева и Шэнь Цунвэнь // Исследование иностранной литературы. Пекин, 1992. № 3. С. 93−98.
70. Чжен Шоу Чэн, Лю Сю Чжэнь, Чэнь Ли Цзюань. Описание улыбок И. С. Тургенева. Ляонин, 1999. С. 405−417.
71. Чжоу Синьцзянь. Образы «лишнего человека» в ранних произведениях Тургеенва, Юй Дафу и Ба Цзиня // Мир ученых Хуайхай. Сюйчжоу, 1992. № 4. С. 50−56.
72. Чжэн Цзинтан. Главная отличительная особенность психологизма Тургенева. На материале романа «Отцы и дети» // Советская литература. Пекин, 1988. № 4. С. 97−100.
73. Чжу Сяныпэн. История русской лирики. Шанхай, 1993.
74. Чжу Сяныпэн. О творчестве Тургенева. Гонконг, 1991.
75. Чжу Цзиныпунь, Ба Цзинь и Тургенев // Советская литература. 1983. № 5. С. 91−93.
76. Чжэн Вэньбо. Художественное своеобразие стихотворений в прозе ^ Тургенева // Вестник Сычуаньского пединститута. 1984. № 2 С. 43−48.
77. Чзэн Сыи. Исследование тайны жизни человека в поэтической природе. Восприятие Тютчева Тургеневым // Исследование иностранной литературы. Ухань, 1986. № 4. С. 51−56.
78. Чунь Шэнь. Тургенев в Китае // Русская и советская литература. Ухань, 1986. № 5. С. 102−106.
79. Чэн Чжэен Минь. Исследование психологии в творчестве русскихписателей. Пекин, 1999. С. 59−86.
80. Чэн Чжэен Минь. Жемчуг на короне русской литературы. Пекин, 1995. С. 1−16.
81. Чэнь Цзин Юн. Женские образы и лирический стиль И. С. Тургенева. Гуйчжоу, 1987. С. 378−393.
82. Чэнь Шэнь. Предисловие к переводу романов «Накануне» и «Отцы и дети» Тургенева. Шанхай, 1999. С. 1−17.
83. Чэнь Юань Кай. Тургенев и китайские писатели. Гуйчжоу. 1987. С. 253−267.
84. Ша Ань Чжи. Предисловие к переводу романа «Рудин» Тургенева. Чанша, 1983. С. 234−239.
85. Шао Ипин. Китайская поэзия капля ума. Ханчжоу, 1991. С. 242.
86. Шэнь Шаоюн Юй Дафу и Тургенев // Исследование иностранной литературы. Пекин, 1986. № 6. С. 47−55.
87. Ян Цзинжун. Своеобразие психологизма Тургенева в романе // Исследование иностранной литературы. Пекин, 1986. №. 1. С. 109−112.1. На русском языке:
88. Авдееев М. В. Наше общество (1820−1870) в героях и героинях литературы. СПб, 1874.
89. Андреев Д. Роза мира. М., 1991. С. 191−193.90. «Ася», «Дворянское гнездо» // Винникова Г. Э. Тургенев и Россия. М., 1986. С. 130−149.
90. Балыкина И. А. Творческая история романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»: (Обществ, и лит.-худож. связи и влияния). АКД. Иваново, 1996.
91. Батюто А. И. Творчество И.С.Тургенева и критики-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.
92. Вельская A.A. Этико-эстетическая реальность в романах И. С. Тургенева 50-хначала 60-х годов // Гуманитарные проблемы глазами молодых. Орел, 1994. Вып. 2. С. 55−64.
93. Билинкис Я. С., Горелик Т. П. «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева и 60-е годы XIX века в России // Филологические науки. 1983. № 2.
94. Бойесен Я. Воспоминания о Тургеневе // Вопр. литературы 1981. № 6. С. 188−196.
95. Богданов Б. В. И. С. Тургенев. Душа моя, все мысли мои в России. М., 1989. 256с.
96. Богословский Н. Тургенев. М., 1964. 415с.
97. Богуш Е. Г. «Изба» под Парижем // Русский язык за рубежом. М., 1983. № 3. С. 24−26.
98. Бойесен X. Визит к Тургеневу (Из воспоминаний) // И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. М., 1969. Т.2. С. 345−347.
99. Борозенко С. Г. Тургенев и природа // Вопросы русской литературы. № 2. 1976. С. 31−37.
100. Боровицкая В. Н. Эпилог. М., 1992. С. 282.
101. Бродский Н. Л. Белинский и Тургенев // Венок Белинскому. М., 1925.С. 120−129.
102. Буданова Н. Ф. Достоевский и Тургенев: Творческий диалог. Л., 1987.
103. Бялый Г. Бесприютный сеятель, энтузиаст. (роман «Рудин» И.С.Тургенева) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М. 1981. С. 174−192.
104. Бялый Г. А. О психологической манере Тургенева (Тургенев и Достоевский) // Русская литература. 1968. № 4. С. 34−50.
105. Бялый Г. А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. JX, 1975. 640с.
106. Ван Лие. Своеобразие психологизма в повестях И. С. Тургенева «Ася», «Первая любовь» и «Вешние воды». М., МГУ, 1997. 110с.
107. ВинниковаГ. Тургенев и Россия. М., 1977. С. 190−197.
108. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1986. 573с.
109. Гершензон М. Мечта и мысль И. С. Тургенева. М., 1919. 130с.
110. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977. 443с.
111. Головко В. М. Художественно-философчкие искания позднего Тургенева, изображение человека. Сведловск., 1989. С. 168.
112. Горелов А. Героическая любовь И.С.тургенев // Горелов А. Очерки о русских писателях. М., 1984. С. 256−267.
113. Гофман М. Л. К психологии творчества И. С. Тургенева. // Голос мин. 1927. № 5. С.216−229.
114. Гулянова В. А. К образу тургеневских женщин // Материалы научной конференции молодых ученых. Ереван, 1971. С. 217−218.
115. Гусев В. А. Литературный период как система и проблема русского реализма 80−90-х годов 19 века // Филологические науки. 1986. № 6. С. 14−20.
116. Джеймс Г. Иван Тургенев (Из воспоминаний) // И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1969. С. 331−342.
117. Дмитриева Н. Л. Роза у Пушкина и Тургенева // Русская литература. 2000. № 3. С. 101−106.
118. Додо А. Тургенев // И. С. Тургенев в воспоминаниях современников в 2томах. Т.2. М., 1969. С.312−321.
119. Домбровский Р. Я. О некоторых новых особенностях реализма И. С. Тургенева в 60 годы // Уч. записки Ульяновского пединститута. 1970. С. 307−336.
120. Ерусалимович М. Юношеский портрет И. С. Тургенева. Художник, 1968. №. 11. С.44−45.
121. Заколпекий Н. Техника портретной живописи у Тургенева. Наш труд. 1924, № 1 с. 93−107- № 2 С.84−95.
122. Зельцер JI.3. Образ, сюжет и композиции в романе Тургенева «Накануне» // Пробл. метода и жанра. Вологда, 1986. Вып.12. С.175−185.
123. Зимовец С. Тургеневская девушка: Генеалогия аффекта: (опыт инвективного психоанализа)// Логос. М, 1999. Вып. № 2. С. 43−49.
124. Карташова И. И. Романтическое в повестях Тургенева 50-х годов // Уч. записки: Вопросы романтизма. Казань, 1972. Вып. 5. С. 104−112.
125. Кашпур O.A. История сердца: Б. К. Зайцев. Жизнь Тургенева // Лит. в школе. 1995. № 3. С. 52−56.
126. Коган Л. Н. Человек и его судьба. М., 1988. 283с.
127. Конышев Е. М. Особенности психологического анализа у Тургенева и Достоевского // Седьмой межвузовский тургеневский сборник. Курск, 1977. Т. 177. С. 43−57.
128. Котлов А. К. Творчество И.С.Тургенева 1850-х начала 1860-х гг. и пушкинская традиция. АКД. Ярославль, 1997. 21с.
129. Краснокутский B.C. О некоторых символических мотивах в творчестве И. С. Тургенева // Вопросы историзма и реализма в русской литературе 19 -начала 20 века. Сб. статей. Л., 1985. С. 135−150.
130. Краснощекова Е. Немецкая философская мысль и И. С. Тургенев // Русская литература. 1998. № 3. С. 278.
131. Кривонос В. Ш. Мотив стука в поэтике И. С. Тургенева // Изв. Академии-онаук. Сер. лит. и яз. 2000. Т. 59. № 5. С. 32−38.
132. Круковский А. Русская женщина в изображении Тургенева // Журн. Мин-ва нар. проев. 1914. № 8. С. 177−195.
133. Крюков А. Н. Тургенев и музыка. JL, 1963. 136с.
134. Курляндская Г. Б. Эстетический мир И. С. Тургенева. Орел, 1994. 343с.- Курляндская Г. Б. Типология героев в произведениях Тургенева // Лит. в школе. 1999 № 6. С. 21−26.
135. Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев и русская литература: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1980. 192с.
136. Курляндская Г. Б. Проблема долга в романе «Дворянское гнездо». Уч. зап. Казанского ун-та, 1951. Т. С. 19, кн.З. Сборник работ каф. лит-ры. С. 99−117.
137. Курляндская Г. Б. Проблема характеров в романах Тургенева. // Вопр. литры. 1958. № 9. С. 64−78.
138. Курляндская Г. Б. Романы И.С. Тургенева 50-хначала 60-х годов. Казань, 1956. 181с.
139. Курляндская Г. Б. Тургенев и Толстой: Учеб. пособие. Курск., 81с.
140. Кудрявкин С. С., Боратынский Е. А. И. С. Тургенев // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей 19-начала 20 века. М., 1991. С. 43−50.
141. Лебедев Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев // История русской литературы 19 века. Под ред. H.H. Скатова. М., 1991. С. 44−91.
142. Левитов Н. Д. Психология характера. М., Просвещение, 1969. 424с.
143. Лимонова Е. Эстетические взгляды И. С. Тургенева 70−80 гг. // Уч. зап. Т. 51. Второй межвузовский тургеневский сборник. Орел, 1963. С. 34−50.
144. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. 366с.
145. Минокин М. В. Максим Горький о Тургеневе // Ученые записки /т. 17/. Межвузовский тургеневский сборник. Орел, 1963. С. 249−253.
146. Нигматуллина Ю. Г. О характере психологического конфликта в повести-воспоминании И. С. Тургенева 60−70 гг // Вопросы эстетики теории литературы. Казань, 1969. С. 93−117.
147. Нигматуллина Ю. Г. Структура эстетического идеала И. С. Тургенева // Четвертый межвузовский тургеневский сборник. Орел, 1975. С. 2−8.
148. Новикова Е. Г. Эстетические представления И. С. Тургенева 1860-хгг. О малом и среднем повествовательном жанре // Проблемы метода и жанра. Вып. 14. Томск, 1988. С. 169−182.
149. Петров С. М. И. С. Тургенев: Творческий путь. 2-е изд. М., 1979. 460с.
150. Пустовойт П. Г. Изучение творчества И. С. Тургенева на современном этапе // Вестн. Моск. уни-та. Сер. 9. Филология. 1983. № 4.С. 40−48.
151. Пустовойт П. Г. И. С. Тургенев художник слова М., 1980. 376с.
152. Пустовойт П. Г. Эстетическая роль музыки в произведениях И. С. Тургенева // Филологические науки. 1999. № 5. С. 51.
153. Рейнвальд Н. И. Психология личности: Монография. М., 1987. 196с.
154. Роман «Накануне» // Винникова Г. Э. Тургенев в оценке А. А, Григорьева. Вест. Моск. Ун-та. Сер.9. Филология, 1983. № 4. С. 89−92.
155. Румянцев М. О. Приемы построения образов в романах И. С. Тургенева. («Рудин» и «Дворянское гнездо»). Уч.зап. Латвийского ун-та, 1959. Т.29, вып. 36. С. 149−177.
156. Савинков C.B., Фаустов A.A. Онтология тургеневского сюжета: (Предварительное описание) // Кормановские чтения. Ижевек, 1995. Вып. 2.С. 171−180.
157. Савоськина Т. А. Философско-романтическая концепция любви И. С. Тургенева // Проблема романтизма в русской и зарубежной литературе. Тверь, 1996. С. 99−103.
158. Салим А. Тургенев как художник-философ: (Пробл. философии и ее худож. выражение в романах И. С. Тургенева. Статья из Ирака) // Вопрос литературы 1982. № 4 С. 56−78.
159. Салим А. Тургенев художник и мыслитель. М., 1985. 224с.
160. Сарбаш Л. Н. И. С. Тургенев и проблема автора в русской литературе 19 века // Из истории русской литературы. Чебоксары, 1992. С. 18−26.
161. Сарбаш JI.H. Предыстория героя в романах И. С. Тургенева как способ организации повествования // Филологические науки 1987. № 1.С. 63−66.
162. Свечина В. Ф. Тургенев в «Дворянском гнезде»: (Воспоминания: Публикуется по газ. Россия, Париж, 1928№ 4 // Подгот. к печати и примеч. В. Александрова) // Родина. 1996. №З.С. 73−77.
163. Соболевская О. В. К проблеме психологизма в современном тургеневедении // Сб. трудов молодых ученых Томского ун-та. 1973, вып. 2. С. 57−70.
164. Трофина Т. Первая любовь в изображении Тургенева // Литература Приложение к газете Первое сент. 1997. № 5. 4с.
165. Тургенев И. С.: Вопросы биогр. и творчества. Л., 1982. 263с.
166. Тургенев в русский критике. Сборник статей. Вступит, статья и примечания К. И. Бонецкого М., 1953. 575с.
167. Тургенев И. С. В современном мире. М., 1987.
168. Тургенев И. С. Статьи и воспоминания. М., 1981. 303с.
169. Тургенев И. С. Статьи о писателях (Сост. и примеч. К.И.Бонецкого) М., 1957.
170. Халфина H.H. Культурно-исторический пейзаж у И. С. Тургенева // Филологические науки 1987. № 2. 74с.
171. Чиж В. Ф. Тургенев как психопатолог // Вопросы философии и психологии. М., 1899. 112с.
172. Цейтлин А. Г. Мастерство Тургенева романиста. М., 1958.435с.
173. Шайкина И. П. Эмоциональное и рациональное в характерологии И. С. Тургенева: ДКД. Волгоград, 1995. 187с.
174. Шаталов С. Е. Проблемы поэтики И. С. Тургенева. М., 1969. 328с.
175. Шопенгауэр А. Избранные произведения: В 2 т. М., 1992. 480с.
176. Фудзинума Такаси Тургенев в Японии // И. С. Тургенев и современность М., 1997. С. 95−98.
177. Юнг К. Г. Психологические типы М., 1929. 96с.