Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе Андрея Белого

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Е. Волкова в статье «Out of the Mouth of Babies: Andrei Bely’s «Kotik Letaev» and William Golding’s «Free Fall» содержание произведения «Котик Летаев» связывает с особенностями биографии и мировоззрения самого писателя. Сфера научных интересов символиста позволяет ей отнести Андрея Белого к религиозным философам. Основным аргументом для исследователя в подобном постулировании становится… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Художественное сознание в творческом акте как выражение авторского сознания
    • 1. 1. Авторское сознание: теоретическое осмысление
    • 1. 2. Формы выражения авторского сознания в художественном произведении
    • 1. 3. Субъектно-объектные формы повествования в структуре художественного текста
  • Глава 2. Формы выражения авторского сознания в повести «Котик Летаев» А. Белого
    • 2. 1. Повествовательные инстанции
    • 2. 2. Детское сознание во внесубъектной форме выражения авторского сознания
  • Глава 3. Формы выражения авторского сознания в романе «Крещеный китаец» А. Белого
    • 3. 1. Перспективы видения в авторском повествовании
    • 3. 2. Организация диалога в романе

Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе Андрея Белого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном литературоведении личность и творчество теоретика символизма, критика, поэта, писателя Андрея Белого (Б.Н.Бугаева) продолжает оставаться объектом пристального внимания. Художественная интуиция писателя начала века оказалась шире преобладавших в реалистической литературе рациональных представлений о творческом процессе. В своих произведениях А. Белый искал новые способы выражения особого типа мироощущения, характеризующегося необъятностью и глубиной видения мира, ему удалось теоретически обосновать философско-эстетические основы русского символизма.

Советское литературоведение, в силу обстоятельств, не уделяло должного внимания изучению творческого наследия символиста. Интерес к творчеству Белого возродился в конце 1980;х годов. В это время вышли в свет работы А. Новикова, Л. Долгополова, появились статьи А. Лаврова и Н. Кожевниковой на страницах литературных журналов, а также был опубликован сборник статей коллектива авторов «Андрей Белый: проблемы творчества: статьи, воспоминания, публикации» под редакцией С. Лесневского и А.Михайлова. Ряд исследований 1990;х годов был посвящен осмыслению эстетико-философских взглядов А. Белого (Э.Чистякова [249],.

Н.Мирошниченко[150], А. Мазаев [136], И. Смирнов [205], А. Казин [89], Н. Пустыгина [186]). В других работах исследовалась проблема быта и бытия в творческом наследии символиста. Так, Л. Долгополов («А.Белый и его роман «Петербург») обращается к проблеме интуитивного познания человека, к его идее о человеке «как принадлежности двух миров, двух сфер существования» [67: 103]. Внимание А. Лаврова сфокусировано на «идее жизнетворчества» в литературном наследии А. Белого: данный термин (жизнетворчество) раскрывается исследователем через сопоставление с теургическим символизмом [124]. З. Минц, размышляя об эстетическом аспекте антропософской проблемы в творчестве писателя, характеризует ее неомифологическую специфику [148].

Среди зарубежных исследователей следует назвать работы Л. Силард, М. Юнггрен, М. Карлсон, рассматривающих творческое наследие А. Белого как воплощение его метафизических воззрений. Свою мысль исследователи доказывают тем, что в мир своих произведений символист включает запредельную реальность и тем самым стремится к преодолению различия между субъектом и объектом в акте восприятия [273]. Работа М. Карлсон посвящена изучению концепции человека в теоретических исследованиях А.Белого. Он рассматривает его «попытку» сформулировать теорию символизма как тотальное мировоззрение, взявшее на себя ответственность за общественные, культурные, философские, духовные и эстетические проблемы, называя это, одновременно, и трагедией автора, и успехом [273].

Большое количество научных работ конца XX — начала XXI вв., посвященных анализу художественной системы писателя, свидетельствует о живом интересе к творчеству А. Белого и в современном литературоведении. Пристальное внимание уделяется изучению особенностей поэтики его произведений (К.Попова, О. Штыгашева), пространственно-временной организации (Д.Замятин, В. Пискунов, О. Шалыгина), все больший интерес привлекает мемуарная проза писателя (Н.Камалетдинова). Исследователи обращаются к его художественным и художественно-документальным произведениям, необходимым для осмысления теоретических воззрений писателя, толкования гносеологических и эстетических проблем эпохи серебряного века.

В других научных исследованиях поднимается проблема историко-литературных связей. Здесь следует назвать работы М. Подопригоры «Ф. М. Достоевский в творческом сознании Андрея Белого» [174], Э. Миассаровой «Функционирование светоцветовой концептосферы в текстах (на материале произведений М. Пруста и А. Белого)» [146], Р. Крысиной «Русская идея» в прозе Ф. М. Достоевского и Андрея Белого.

Мифологический и эсхатологический аспекты «Петербургской темы» [122], Н. Колихаловой «Художники жизни: романы „Королевское высочество“ Томаса Манна и „Серебряный голубь“ Андрея Белого в контексте эпохи рубежа XIX — XX веков» [110].

Вышепредставленные работы выявляют особенности художественного творчества А. Белого в целом. Все исследователи сходятся в том, что один из крупнейших представителей серебряного века — Андрей Белыйпредвосхитил и во многом определил основные пути развития последующей как отечественной, так и мировой литературы в целом.

Уникальность же творчества Белого, по мнению большинства ученых, заключается в том, что все художественное наследие символиста пронизано личностным началом: «едва ли не все произведения Белого насквозь автобиографичны, и эта их особенность настолько сильна и всепроникающая<.>, что их автор парадоксальным образом может быть охарактеризован как мастер, неспособный к художественному вымыслу как таковому, не проецированному на личные воспоминания и впечатления"1.

Особое место в развитии данной личностной темы занимают произведения «Котик Летаев» и «Крещеный китаец», где автор представляет художественное осмысление собственного детства. Выбор повести «Котик Летаев» и романа «Крещеный китаец» в качестве материала исследования обусловлен научным интересом к формам реализации авторской саморефлексии в жанре автобиографической прозы, когда объектом художественного осмысления Андрея Белого в данных произведениях выступает ребенок Борис Бугаев.

Обзор научных исследований, в которых раскрывается художественный мир повести «Котик Летаев» и романа «Крещеный китаец», определяет основное направление в изучении автобиографической прозы писателя.

Лавров A.B. Мемуарная трилогия и мемуарный жанр у Андрея Белого // Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Худлит., 1989. С. 15.

Данные произведения А. Белого осмысливаются с разных точек зрения: автобиографичности, стиля, композиции, художественной образности. Так, отдельные исследования ориентированы на выявление в художественных произведениях фактов и образов, соотносимых с реальной жизнью самого А. Белого2. В работах Н. Камалетдиновой [94] и Е. Болдыревой [28] исследуются особенности автобиографической прозы писателя.

При определении поэтической структуры этих произведений в работах исследователей основным критерием становится обусловленность художественного мира данных текстов особенностью детского мировосприятия (Дж.Элсуорт, О. Кук, Е. Волкова3). Кроме того, в рассматриваемых произведениях ученые выделяют «посвятительный миф» и связывают свои наблюдения над художественным целым с влиянием антропософской концепции ' (В.Александров, Е. Глухова,.

О.Карпухина, М. Спивак). Одни авторы находят в основе этих произведений действительность, понимаемую во всей невероятной сложности (Х.Шталь-Швецер, Дж. Янечек), другие — синтез различных видов искусств и философии как особую форму выражения авторского самосознания (М.Карлсон, С. Толоконникова, Х. Хартман-Флайер).

К.Аншуец, Н. Какинума, Н. Кожевникова, О. Масленникова, З. Юрьева рассматривают автобиографическую прозу писателя в аспекте метафорического способа познания мира ребенком. Особое место среди этих.

Анализу способов художественного воплощения отношений в семье Бугаевых посвящены статьи М. Шапошникова «К вопросу о происхождении Б.Н. Бугаева» [253] и М. Спивак «Андрей Белый, семь его возлюбленных и одна мать» [212].

3 Е. Волкова в статье «Out of the Mouth of Babies: Andrei Bely’s «Kotik Letaev» and William Golding’s «Free Fall» [283] содержание произведения «Котик Летаев» связывает с особенностями биографии и мировоззрения самого писателя. Сфера научных интересов символиста позволяет ей отнести Андрея Белого к религиозным философам. Основным аргументом для исследователя в подобном постулировании становится «мировоззренческий факт»: на протяжении всей жизни теургический идеал писателя основывается на идее Софии. В творчестве символиста данная идея чаще всего реализуется через образ ребенка, толкуемого в религиозном ключе, как сын Святого Духа от земной женщины. Это позволяет автору, вслед за Зинаидой Гиппиус, соотнести самого писателя с «потерянным ребенком», образ которого и воплощается в герое автобиографической повести. исследований занимает работа В. Трофимова «Поэтика автобиографической прозы А. Белого: структура символического образа и ритмика повествования («Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака»)» [230], в которой при анализе поэтики произведений Белого, выявляются основные способы внутренней связи между эмблемой и символом.

Учеными-беловедами в качестве способов проявления авторской модальности в текстах рассматриваются также художественное время и пространство (Н.Быстров, Л. Долгополов, З. Юрьева, Т. Юнина4, Е. Миронова5, А. Филимонова6 и др.).

Данные исследования помогают раскрыть особенности художественного метода писателя-символиста и осмыслить сущность теоретических воззрений писателя. В работах, изучающих особенности поэтики исследуемых текстов, выявляется сложность организации художественного мира автобиографических произведений, подчеркивается неоднозначность их интерпретации целым рядом ученых. Литературоведы выявляют значимость онтологического уровня и обусловленность художественного мира А. Белого его мироощущением.

4 В диссертации Т. Юниной [265] исследуется поэтика хронотопа в произведениях «Котик Летаев», «Крещеный китаец» и «Записки чудакГ». З. Юрьева источником авторского воображения А. Белого считает Священное писание, которое лежит в основе его «творимых космосов». Поэтому при исследовании поэтики хронотопа в его прозе ей представляется важным учитывать «законы» фантазии, во многом определяющие особенности художественного мира его произведений [266].

5 Статья Е. Мироновой «Структурные доминанты хронотопа в автобиографических романах Андрея Белого «Котик Летаев» и «Крещеный китаец» дает нам ключ к осмыслению авторской позиции в произведениях. В основу своего исследования автор статьи закладывает интуитивно-личностный способ восприятия мира писателем. Подобное осмысление основного способа изображения действительности помогает Е. Мироновой выстроить проекцию структуры мира в соответствии с этапами эволюции личности, которые она выделяет в соответствии с антропософской системой Р.Штейнера. Так, развитие Котика представляется исследователю как движение по спирали: виток реальной жизни переходит в астральный, последний переходит в Вечность [149: 199].

6 В работе А. Филимоновой «Мифологизм и мистерия в символистском романе Андрея Белого („Крещеный китаец“)» исследуется мифопоэтика романа. Вслед за Л. Силард и Н. Барковской автор определяет жанр произведения как «роман-мистерия», который определяет сложную иерархию уровней содержания. А. Филимонову интересует мифопоэтическая модель мистерии, ее авторская трансформация, «формально-содержательная функциональность в конструировании художественного мира романа и его поэтической системы» [240: 189].

Все вышеназванные работы, выявляют сложность сюжетно-композиционной организации повести и романа А. Белого и неоднозначность трактовки авторской позиции в названных произведениях.

Актуальность данного исследования определяется тем, что авторское сознание, изучаемое в рамках творчества Андрея Белого, представляет собой сложную, многоуровневую единицу (на стыке двух дисциплин: феноменологии и литературоведения), осмысление которой в современном литературоведении нуждается в уточнении ее границ и определении основных смыслопорождающих механизмов, выявляемых в художественном целом.

Внимание к художественному миру данных текстов со стороны литературоведов объясняется не только особенностями творческого воплощения символистского мироощущения А. Белого, но и непосредственно поэтической структурой автобиографических произведений. Они явились своеобразным продолжением ряда экспериментов писателя с художественным целым в области нарратива. Сказанное относится непосредственно к субъектной организации повествования, поскольку экзегетический нарратор (перволичный повествователь) повествует о себе в двух возрастах одновременно: детском и взрослом. Это определяет структуру данных текстов. В литературоведении он традиционно определяется как рассказчик, «как частное лицо с особой биографией» (В.Тюпа) [222: 172]. Подобная бинарная перспектива повествования отражается на объектных отношениях в текстах.

Предлагаемая диссертационная работа посвящена изучению художественного мира писателя как целостной системы, определяемой свойствами авторского мышления, а также особыми интегративными связями исследуемых нами художественных текстов.

Проблема содержания и форм проявления авторского сознания в художественном произведении, начиная с 1930;х годов, является предметом исследования ученых: М. Бахтина, В. Виноградова, Л. Гинзбург, Г. Гуковского,.

Я.Зунделовича, Б. Кормана, Н. Рымаря, И. Карпова, Е.Орловой. Этот вопрос решается как в ходе конкретного изучения творчества определенных.

7 о авторов, так и в работах обобщающего характера .

В последние десятилетия вопрос, связанный с формами проявления авторской интенции в художественном произведении, стал рассматриваться в неразрывном единстве с художественной формой текста (О.Ильинская, Н. Живолупова, Р. Назиров, И. Таумов и О. Журчева9 и др.). На сегодняшний день имеется достаточное количество исследований, в которых проблема авторского сознания является ключевой. В данной работе выделены некоторые из них с целью получения общего представления о состоянии изученности проблемы в литературоведении. Так, исследование Д. Грачева «Проблематика термина абстрактный автор и характерные черты абстрактных авторов в русских больших нарративах 20 — 30-х годов XX века» посвящена исследованию образа абстрактного автора. Исследователь представил не только теоретические воззрения на проблему, но и историю вопроса по изучению проблемы автора в литературоведении, остановившись более подробно на теоретических воззрениях М. Бахтина, В.Виноградова. Д. Грачев предлагает любой отрезок текста рассматривать как «силовое поле,.

7 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963; Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941; Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957; его же: Реализм Гоголя. М., 1959; Корман Б. О. Метод и материал (Стихотворение A.C. Пушкина «Поэт и толпа» и романтическая традиция) // Типология литературного процесса и индивидуальность писателя. Пермь, 1979. С. 16−31.

8 Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7 — 180. Виноградов В. В. Проблема автора в художественной литературе // О теории художественной речи. М., 1971. С. 105 —211.

9 В исследованиях И. Таумова [220] и О. Журчевой [75] раскрывается специфика проявления авторской позиции в драматургии. Так, в работе И. Таумова основной акцент делается на скрытых формах выражения авторского сознания (системе мотивов, «жанровом мышлении»). О. Журчевой удалось собрать воедино все литературоведческие и театроведческие точки зрения на проблему автора в драме и представить собственную концепцию анализа творчества М. Горького в свете поставленной проблемы. Автор говорит о синтезирующей роли автора, которая позволяет объединить образную и пространственно-временную оппозиции в художественных текстах классика. В основу такого понимания исследователь кладет принцип порубежного симфонизма, позволяющий представить все творчество М. Горького как целостное художественное явление. образованное воздействием интенциональности нарратора и абстрактного автора" [56: 84 — 85] Исследователь формулирует конститутивные принципы, необходимые для характеристики собирательного образа абстрактного автора.

Среди новейших исследований следует отметить работу П. Приходченко «Формы выражения авторского сознания в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» [182]. Здесь автор предлагает обобщенный взгляд на специфику авторского подхода к сюжетно-композиционному строению и временной организации произведения, на способы создания эпической тональности. П. Приходченко исходит из того, что творческий процесс создания литературного произведения «обусловлен отношением автора к исходному материалу», и «способами, положенными в основу художественной интерпретации» [182: 8]. Автор говорит о том, что в художественном произведении творец, пытаясь создать объективный образ, максимально дистанцируется от своего героя, полностью проникает в характер своего персонажа. Диалектическое противоречие между авторской и повествовательной позицией, выделяемое П. Приходченко в данной работе, стало для нас отправной точкой при исследовании взаимовлияний автора и рассказчика в произведениях А.Белого. Также значимыми для нас представляются и наблюдения автора над взаимосвязями авторской речи с субъектно-объектными отношениями, выявляемые при анализе текстовых интерференций.

Различные формы выражения авторской позиции в тех или иных аспектах исследуются также в работах В. Терещенко [224], А. Островской [168], К. Степаняна [215], А. Корниенко [119] и др.

Научная новизна данного исследования определяется тем, что изучение форм категоризации Андреем Белым художественного мира автобиографических произведений осуществляется через анализ авторских и нарраторских коммуникаций.

Подобная направленность данной работы объясняется назревшей необходимостью применения основных теоретических разработок выявления авторского присутствия в художественном произведении посредством исследования основных повествовательных инстанций и определения специальных художественных ориентиров, обнаруживаемых в текстах, указывающих на авторское мироощущение и миротолкование. Изучение повествовательной структуры художественных текстов Андрея Белого в данном аспекте позволяет воссоздать ведущие нарративные сегменты, которые имеют решающее значение в понимании гносеологических, аксиологических, эстетических установок авторского сознания.

Теоретическая значимость настоящего исследования определяется тем, что изучение автобиографической прозы писателя в контексте авторского сознания через приемы нарративного анализа расширяет взгляд на творчество А. Белого в целом, открывает дополнительные возможности для восполнения представлений о механизме порождения художественных смыслов в его творчестве.

Основные положения диссертационного исследования могут применяться при изучении сложных проблем, связанных как с пониманием смысла художественных единиц в границах символического мышления, так и с интерпретацией субъектных структур в организации целого.

Объектом предлагаемого диссертационного исследования является автобиографическая проза А.Белого. При этом в качестве материала анализа выступают повесть «Котик Летаев», роман «Крещеный китаец», теоретические статьи автора («Символизм как миропонимание», «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития», «Основы моего мировоззрения», «Поэзия слова. О смысле познания» и др.), а также воспоминания современников о писателе.

Предметом исследования становятся формы выражения авторского сознания в прозе Андрея Белого. Литературоведы выделяют разные варианты направления исследований при изучении данного вопроса. Основываясь на теоретические разработки проблемы автора М. Бахтина, Б. Кормана, И. Карпова, В. Тюпы, А. Мельничук, мы определяем наиболее существенные и значимые для названных произведений.

Цель нашей работы — выявить основные формы выражения авторского сознания и их роль в организации художественного мира в автобиографической прозе Андрея Белого.

Цель определяет следующие задачи:

1) раскрыть основные теоретические воззрения на проблему авторского присутствия в произведении;

2) установить способы нарративного конструирования «Я» повествователя;

3) рассмотреть специфику субъектно-объектных отношений как формы выражения авторского сознания;

4) определить коммуникативные интенции «Я» повествователя, охарактеризовать диапазон его нарративных компетенций в художественном тексте повести «Котик Летаев»;

5) выявить значимость «визуального облика» текста как повествовательного приема, обеспечивающего процесс идентификации субъекта сознания в повести «Котик Летаев»;

6) проанализировать основные формы изменения «перспективы видения» в романе «Крещеный китаец»;

7) изучить особенности организации прямой речи персонажей в романе «Крещеный китаец», представляющей собой одну из форм обнаружения имплицитного автора в тексте.

Ключевыми терминами в диссертационном исследовании являются «автор», «образ автора», «авторское сознание». Опираясь на работы, посвященные проблеме автора литературоведов М. Бахтина и Н. Тамарченко, данные понятия разграничиваются нами по их роли и функции в художественном целом. Различие между «автором-творцом» и «образом автора» определяется как отношение общего к частному, как первичного автора и вторичного (в том соотношении, которое представлено в трудах М. Бахтина). Под авторским сознанием понимается «сознание сознания», «объемлющее сознание героя и его мир» и «завершающее это сознание героя моментами, принципиально трансгредиентными ему самому, которые, будучи имманентными, сделали бы фальшивым это сознание» [24: 10].

Методологическую основу исследования составляют научные труды по исследованию основных проблем, связанных с концептуализацией выявления и определения образа автора в художественном произведении (М.Бахтин, Б. Корман), специфики формирования визуальной перспективы словесного текста, особенностей его внутренней и внешней фокализации (работы У. Бута [272], Б. Успенского [235] и др.). В анализе механизмов соотнесения дискурсивной и референтной сферы нарратива большое значение имеют исследования Н. Кожевниковой, М. Дымарского, В. Тюпы (в частности, характеристика «классического» и «неклассического» нарратива, указания на невозможность однозначной атрибуции субъекта нарратива и нарушение повествователем границ «чужого» сознания как признака «неклассического» нарратива).

Материал исследования, поставленная цель и задачи определяют методологию нашей работы.

Применение метода структурного анализа в настоящей работе позволяет интерпретировать и анализировать нарратив с концентрацией на фактической информации о событиях, представленных рассказчиком.

Системный метод помогает использовать принципы изучения художественного произведения в контексте всего творческого наследия А. Белого как органического целого в синтезе структурно-функциональных и генетических представлений об объекте. Генетическое представление о творчестве автора выявляется нами через отношение к языковой норме, к повторяемости сюжетов и мотивов, памяти жанра, наследованию стиля.

Метод нарративного анализа предполагает прочтение, интерпретацию и анализ нарративного материала через выявление «многослойной структуры повествовательности в тексте, где нарратор и наррататор находятся внутри внешней по отношению к ним коммуникативной системы автор-читатель» [257: 31]. Использование основных принципов анализа, представленных в работах современных нарратологов В. Тюпы и В. Шмида, позволяет нам рассматривать текст как диалог художественных сознаний адресата и адресанта.

Подобное сочетание трех видов анализа при рассмотрении повествовательной организации структуры исследуемых текстов имеет ряд существенных преимуществ: а) позволяет наглядно выявить через субъектную организацию художественного мира данных текстов особенность типа художественного мышления А. Белогоб) дает возможность представить исследуемые произведения как дилогию в художественном выражении становления сознания герояв) раскрывает систему композиционных форм речи в повести «Котик Летаев» и романе «Крещеный китаец».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Образно-символический тип мышления А. Белого выявляется в художественно-эстетическом своеобразии текста, определяемом особенностями структурной организации и спецификой коммуникативных событий.

2. «Визуальный облик» текста (Т.Семьян) исследуемых произведений как внесубъектная форма выражения авторского сознания содержит в себе дополнительные имплицитные возможности для выявления творческого сознания.

3. Изучение нескольких самостоятельных повествовательных инстанций внутри художественного целого («Я-взрослый», «Я-ребенок») выявляет сосуществование двух временных пластов «тогда» и «теперь» внутри одного целого.

4. Наличие в авторском тексте различных точек зрения (взрослого нарратора, ребенка, отца, матери и др.) на описываемые явления говорит об открытости авторского сознания. Это позволяет автору вовлечь читателя в активную сотворческую деятельность.

Научно-практическая значимость работы определяется тем, что в данном исследовании формулируются принципы понимания природы авторского сознания исходя из коммуникативной структуры художественного целого. Они могут быть использованы для разработки методики анализа литературного произведения, учитывающего эстетическую дистанцию как особого рода напряжение, возникающее при взаимодействии автора, реального читателя, имплицитного читателя и изображённого в тексте персонажа, равно как и специфику символа в литературном произведении с точки зрения его восприятия. Теоретические выводы данной работы можно использовать в преподавании вузовских курсов теории литературы и эстетики, спецкурсов по рецептивной эстетике, при разработке общих курсов по теории и истории русской литературы XIX — XX вв., спецкурсов по истории русского литературоведения XIX — XX вв.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания ТГГПУ. Основные положения работы были изложены в докладах на международных конференциях «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (Москва, 2004), «Андрей Белый в изменяющемся мире» (Москва, 2010), всероссийских конференциях: «Русская литература XX века. Типологический аспект изучения» (Москва, 2004, 2005), «Филологическая наука в XXI веке» (Москва, 2005), «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» (Москва, 2006), «Текст. Произведение. Читатель» (Казань, 2010), на Республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день») в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (2004). Материалы исследования послужили основой для публикации статей в изданиях ВАК Министерства образования и науки РФ — «Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины» (2006), «Вестник Чувашского университета» (2007), «Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета» (2010).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний в виде постраничных сносок и библиографического списка, включающего 283 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования автобиографической прозы Андрея Белого в контексте авторского сознания были сделаны следующие выводы.

Исследование коммуникативной структуры повествовательного произведения с целью обнаружения субъектных форм выражения авторского сознания в текстах показало опосредованность событий восприятием двух нарраторов. В тех случаях, когда повествование нарратора-ребенка проецируется через воспоминания взрослого нарратора, выявляется просветительская функция, заложенная в тексте. Автор сознательно ориентирует читателя, направляя его внимание на узловые моменты повествования, определяемые основной проблемой — проблемой памяти. В тех моментах текста, когда повествование ребенка-нарратора о «Я» герое" организует не «цитируемый» (мир, о котором повествует взрослый нарратор), а «изображаемый» мир — автор отсылает читателя к гносеологической проблеме человеческого сознания.

Взаимоотношения между детским и взрослым сознаниями в повести «Котик Летаев» отчасти зависят от выстраивания связей между речемыслительными компонентами. В сознании ребенка слово оторвано от действительности, оно может выступать в его сознании как адекватное образу, когда метафорическое определение недоступно. Если ребенок не может совершить акт номинации, он заменяет его игрой, не требующей умственного усилия. Изучение языкового опыта Котика позволяет определить отношения между мифологическим сознанием и взрослым сознанием в повести «Котик Летаев» как опосредованные третьим компонентом. В художественном тексте эту функцию посредника выполняет либо детское сознание, либо символические образы Священного Писания.

Опосредованность повествования двумя нарраторами способствует выявлению в текстах двойной адресации: нарраторфиктивный читатель, абстрактный автор — абстрактный читатель. Подобная ориентированность текста позволяет выявить авторскую и нарративную коммуникацию.

В.Шмид) в тексте. Если нарративная коммуникация направлена на восприятие «рядового читателя — интеллектуала», то авторская коммуникация апеллирует к активному сотворчеству читателя «своего круга», выявляя идеального реципиента в текстах. Так, авторская установка на мифологическое осмысление культуры организует ритмический «рисунок» текста, тем самым в сознании идеального реципиента ритм осмысляется как первоэлемент в становлении человеческой культуры.

Эту же цель преследует в текстах и лейтмотивная организация. В повести «Котик Летаев» основной лейтмотивный образ связан с «освоением» ребенком мира квартиры. Данный образ, вычленяемый на уровне «цитируемого» мира, апеллируя и к восприятию абстрактного читателявыстраивает мифологическое представление о наличии мирового неограниченного времени-пространства. Подобное своеобразие повествовательной манеры определяет специфику форм выражения авторского сознания в романе: воспроизводится. непосредственно образ времени, который оформляет циклический рисунок, создавая ощущение поступательного" движения текста. На уровне авторской коммуникации этот образ позволяет расширить временные границы воспроизводимых сознаний, вписывая ситуацию «познай себя» в общий контекст символистского мышления.

Особенность авторского миромоделирования выявляется не только на уровне содержания, но и через графические (композиционные) средства оформления, что способствует раскрытию художественного смысла в произведении «Котик Летаев» на уровне формы. Так, рассмотрение «визуального облика» прозы в повести «Котик Летаеве выявляет, что графика текста тоже является своеобразным способом нарративного конструирования «Я» повествования. Символистский код сознания А. Белого структурирует текст не только на смысловом, но и формальном уровне. Основной тон подобной организации определяет соотношение образов «роя» и «строя» в композиционной структуре повести. Так «буквенные рисунки» в повести «Котик Летаев» воссоздают символистский образ мира в становлении, тогда как мир взрослого нарратора выступает как мир «ставший», в котором все предметы и реалии передаются только лексико-синтаксическими средствами. В качестве графических средств, выявляющих цитируемый мир в повествовании взрослого нарратора, выступают визуализация образа, визуализация ситуации. Подобный вид письма, основанный на образно-троповой записи, обозначается нами как особая разновидность идеографического письма с использованием анаглифов.

Следующей графической детерминантой в тексте являются отточия. Они выполняют структурирующую функцию, свидетельствуя о границах смены ракурса видения: либо от земного к безвременному, либо от детского сознания к взрослому сознанию. Таким образом, выражению авторского отношения к миру текста способствует использование автором графики для дополнительной ориентации читателя в тексте.

В художественной организации романа «Крещеный китаец» изменение «перспективы видения» определяется самим характером построения сюжета. Здесь, в отличие от первого произведения, «вектор» изображения повернут назад. Если в повести «Котик Летаев» ребенок пытается переложить законы безвременного мира к своему земному пребыванию, то в романе «Крещеный китаец» определяющей категорией является «память». Нарратор пытается уловить едва заметную нить, которая все еще связывает его с детством. В произведении «Котик Летаев» от ребенка не требуется особых усилий для единения с миром «безвременья». В романе для восстановления такого единства необходимо либо определенное осознанное усилие, либо пребывание субъекта речи в пограничных ситуациях.

В произведении «Крещеный китаец» авторское сознание выступает в качестве высшей инстанции, осуществляющей синтез сознаний: взрослого, детского и мифологического. Именно авторское начало объединяет две основные линии романа: автобиографическую и мистическую, которые и определяют символистское содержание романа.

Особый интерес в изучении этого сложного взаимодействия представляет смена «перспективы видения» в тексте, что позволяет выявить авторское отношение к излагаемому. Значимым в данном исследовании для подобного направления исследования является символистское осмысление истины А.Белым. Она, как говорит сам писатель-символист, находится всегда «на границе соположения начал» и выверяется только в процессе их диалектического единства — синтеза.

Проходя через логическую сферу, реализуясь в ситуациях, событиях, выписанных в тексте, живой динамизм авторского познания порождает алогический элемент. Тем самым, символистская идея «полноты бытия» начинает определяться наличием «эдакого такого своего» («Крещеный китаец») в каждом элементе художественного целого, что способствует поэтапному становлению самосознающего субъекта повествования.

Таким образом, выявленные особенности в организации текстов А. Белого позволяют определить философско-эстетическое мировосприятие писателя как опосредованное системой отношений между субъектами сознания в данных текстах. Авторское отношение, выступающее в качестве генерализующего центра, выражается в художественной структуре всех уровней: субъектно-содержательном и субъектно-формальном. Интенция авторского сознания, направленная к единению всех элементов текста, позволяет говорить о стремлении автора к целостному онтологическому мировосприятию.

К перспективе исследования в рамках выработанной в диссертации методики рассмотрения форм выражения авторского сознания относится возможность изучения данного феномена в творчестве ряда других писателей модернистов XX века, обращающихся к жанру автобиографической прозы. Это позволит выработать общие закономерности в реализации смыслопорождающего механизма на основе определения форм мыслительно-творческой активности, проявляющихся, в первую очередь, в разворачивании нарративных образований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Котик Летаев / А. Белый // Белый А. Серебряный голубь: Повести, роман. М.: Современник, 1990. — С. 309 — 459.
  2. А. Крещеный китаец / А. Белый // Белый А. Серебряный голубь: повести, роман. М.: Современник, 1990. — С. 462 — 604.
  3. А. «Ваш рыцарь»: письма к М. К. Морозовой. 1901- 1928 / под ред. А. В. Лаврова, Дж. Мальмстада / А.Белый. М.: Прогресс-Плеяда, 2006. — 298 с.
  4. А. Собрание сочинений: «Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака» / под ред. В. М. Пискунова / А.Белый. М.: Республика, 1997.-543 с.
  5. А. На рубеже двух столетий / А.Белый. — М.: Худ. лит., 1989. — 542 с.
  6. А. Начало века / А.Белый. М.: Худ. лит., 1990! — 688 с.
  7. А. Петербург. Роман / А.Белый. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 448 с.
  8. А. Поэзия слова. О смысле познания / А.Белый. — Пг.: Эпоха, 1922.-73 с.
  9. А. Предисловие Андрея Белого к неосуществленному изданию романа «Котик Летаев» / А. Белый // Русская речь. 1990. — № 5. — С. 217−219.
  10. Андрей Белый. Александр Блок. Москва / сост.: М. Л. Спивак, Е. В. Наседкина, А. Э. Рудник, М. Б. Шапопшиков. М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2005. — 376 с.
  11. Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения / сост. М. Л. Спивак, Е. В. Наседкина, И. Б. Делекторская. — М.: Наука, 2008. -595 с.
  12. Андрей Белый и Иванов-Разумник: Переписка / под ред.А. В. Лаврова, Т. В. Павловой и Дж.Мальмстада. — СПб.: Atheneum. — Феникс, 1998. — 733 с.
  13. Андрей Белый. Проблемы творчества: статьи, воспоминания, публикации / сост. С. Лесневский, А.Михайлов. — М.: Сов. писатель, 1988. -830 с.
  14. Андрей Белый. Публикации. Исследования / ред.-сост. А. Г. Бойчук. -М.: ИМЛИ РАН, 2002. 366 с.
  15. Андрей Белый: pro et contra / сост., вступ. статья, коммент. А. В. Лаврова. СПб.: РХГИ, 2004. — 1048 с.
  16. Б. В. Романы В.В. Набокова в контексте русской автобиографической прозы и поэзии: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.01.01. / Б. В. Аверин. СПб., 1999. — 46 с.
  17. Н.Д. Время в структуре повествования романа «Крещеный китаец» / Н. Д. Александров // Москва и «Москва» Андрея Белого: сб. статей / отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: РГТУ, 1999. — С. 79 — 89.
  18. Ф. Нарративная логика: семантический анализ языка историков / Ф. Анкерсмит пер. с англ. О. Гавришиной, А. Олейникова / под ред. Л.Макеевой. — М.: Идея-Пресс, 2003. — 360 с.
  19. Артсег. Владелец вещи / Артсег. — Йошкар Ола: АФИТ, 1993. -350 с.
  20. В.Ф. Эстетика русского символизма / В. Ф. Асмус // Вопросы по истории эстетики. — М.: Искусство, 1968. — С. 531 — 609.
  21. БарановА.Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А. Г. Баранов. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1993. — 182 с.
  22. М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1972. — 470 с.
  23. М.М. Работы 1920-х годов / М. М:Бахтин. — Киев: Next, 1994.-384 с.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  25. H.A. Самопознание (Опыт философской- автобиографии) / Н. А. Бердяев. -М.: Книга, 1991. 545 с.
  26. A.A. Диалог поэтов о России и революции: сборник / Александр Блок, Андрей Белый / сост., вступ. ст. и коммент. М. Ф. Пьяных. — М.: Высш. шк., 1990. 686 с.
  27. Е.М. Автобиографический метатекст И.А.Бунина в контексте русского и западноевропейского модернизма: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.01.01/ Е. М. Болдарева. — Ярославль, 2007. 47 с.
  28. М.П. Стилистика текста. Теоретический курс / М. П. Брандес. -М.: Прогресс-Традиция, Инфра, 2004.-416 с.
  29. С.Н. «Диалог» и «монолог» становление категорий (от «К философии поступка» к «Марксизму и философии языка» / С. Н. Бройтман // Бахтинский тезаурус. Материалы и исследования: сб. статей. -М.: РГГУ, 1997. — С. 149−163.
  30. С.Н. Проблема диалога в русской лирике первой половины XIX в. / С. Н. Бройтман. — Махачкала: ДГУ им. В. И. Ленина, 1983. — 80 с.
  31. С.Н. Русская лирика XIX — начала XX века в свете исторической поэтики (субъектно-образная структура) / С. Н. Бройтман. — М.: РГГУ, 1997.-307 с.
  32. К. Воспоминания об Андрее Белом / К. Бугаева публ., предисл. и коммент. Дж.Малмстада. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. -448 с.
  33. Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование. — Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 2001. — 283 с.
  34. JI.O. Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19 / Л. О. Бутакова. — Барнаул, 2001. — 47 с.
  35. Н.В. Проблема времени в творчестве А.Белого: дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / Н. В. Быстров. Екатеринбург, 1996. — 164 с.
  36. В.В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве / В. В. Бычков // Вопросы истории и теории эстетики / под ред. М.Н.Афасижева-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 129 — 145.
  37. А. Метатекст в тексте / А. Вежбицка // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1978. — Вып. VII. Лингвистика' текста. — С. 402−421.
  38. В.В. О теории художественной.речи: учеб. пособие для филол. «спец. ун-тов и пед. ин-тов / В. В. Виноградов предисл. Д. С. Лихачева. -М.: Высш. шк., 1971. 240 с.
  39. В.В. Стиль Пушкина / В. В. Виноградов. — М.: Гослитиздат, 1941. — 620 с.
  40. И. Трагический субъект в действии: А. Белый / И.Вишневецкий. Frankfurt аш Main. Berlin- Bern- Bruxelles- N.Y.- Wein: Lang, 2000. — 213 c.
  41. A.B. Городской текст в романе Андрея Белого «Петербург» (истоки и становление): автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / А. В .Вовна. М., 2011. — 18 с.
  42. Воспоминания об А. Белом / сост. и вступ. ст. В. М. Пискунов. — М.: Республика, 1995. 591 с.
  43. Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. — М.: Искусство, 1991. 367 с.
  44. П. Чехов и А.Белый (эмблематика, символы, языковое новаторство) / П. Генри // Чеховиана: Чехов и «серебряный век». — М.: Наука, 1996.-С. 81- 87.
  45. К. Мифы — Эмблемы — Приметы: Морфология и история / пер. с итал. и послесл. С. Л. Козлова / К.Гинзбург. — М.: Новое изд-во, 2003.-348 с.
  46. Л.Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. — Л.: Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1971. — 329 с.
  47. Г. Г. Автор и герой в лиро-эпической поэзии Александра Блока: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.0ГОД / Г. Г. Глинин. — Волгоград, 2000.-40 с.
  48. Е.В. Посвятительный миф в биографии и творчестве Андрея Белого: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Е. В. Глухова. — М., 1998.-184 с.
  49. З.И. Одинокий гений серебряного века: к 130-летию со дня рождения Андрея Белого / З. И. Голощапова. — Железнодорожный: РАКЕЛЬ-ИНФО, 2010. 400 с.
  50. А. Техника и мертвое / А. Гончаров // Символы в культуре: сб. статей. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. — С. 115 — 129.
  51. Д.А. Проблематика термина абстрактный автор и характерные черты абстрактных авторов в русских больших нарративах 20 — 30-х годов XX века / Д. А. Грачев. Рига: Изд-во РГУ, 2004. — 223 с.
  52. В.А. Болдинская лирика Пушкина. 1830 год / В. А. Грехнев. — 2-е изд. — Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1980. — 288 с.
  53. С.С. Символисты вблизи. Очерки и публикации / С. С. Гречишкин, А. В. Лавров. СПб.: Скифия- ИД «Талас», 2004. — 400 с.
  54. Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля / Г. А. Гуковский. М.: Гослитиздат, 1957. — 416 с.
  55. Г. А. Реализм Гоголя / Г. А. Гуковский. — М.- Л.: Госполитиздат, 1959. — 530 с.
  56. Э. Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль // Собрание сочинений: в 3 т. — М.: Гнозис, 1994. — Т. 1. — 192 с.
  57. Две любви, две судьбы. Воспоминания о Блоке и Белом / Л. Д. Блок, К. Н. Бугаева вступ. ст. В. В. Нехотина. — М.: XXI век — Согласие, — 2000. -512 с.
  58. В.Н. Андрей Белый / В. Н. Демин. — М.: Молодая гвардия, 2007.-413 с.
  59. . Структура, знак, игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. М.: МГУ, 1995. — № 5. -С. 170−189.
  60. Диалог поэтов о России и революции: сборник / Александр Блок, Андрей Белый / сост., вступ. ст. и коммент. М. Ф. Пьяных. — М.: Высш. шк., 1990.-686 с.
  61. Л.А. Белый и его роман «Петербург» / Л. А. Долгополов. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 416 с.
  62. Л.А. Символика личных имен в произведениях Андрея Белого / Л. А. Долгополов // Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. — М.: Наука, 1976. — С. 350 351.
  63. М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы ХГХ- XX вв.) / М. Я. Дымарский. — М.: КомКнига, 2006. 296 с.
  64. . Фигуры: в 2 т. / Ж.Женнет. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. — Т. 1. — 390 с.
  65. . Фигуры: в 2 т. / Ж.Женнет. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. — Т. 2. — 410 с.
  66. Н.В. Проблема авторской позиции в исповедальном повествовании-Достоевского 60 — 70-хгг.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.02 / Н. В. Живолупова. М., 1982. — 21 с.
  67. З.Р. Свободная теургия: культурфилософия русского символизма / З. Р. Жукоцкая. М.: РГГУ, 2003. — 288 с.
  68. О.В. Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века: дис.. д-ра филол. наук: 10.01.01 / О. В. Журчева. Самара, 2007.-408 с.
  69. Л.М. Лингвокогнитивное исследование адъективной лингвистики (на материале английского, русского, башкирского, французского и немецкого языков) / Л. М. Зайнуллина. — Уфа: РИО БашГУ, 2003.-255 с.
  70. . Андрей Белый / Б. Зайцев // Воспоминания о серебряном веке / сост. В.Крейд. М.: Республика, 1993. — С. 182 — 190.
  71. Изд-во Урал, ун-та- Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. пед. ин-та, 1996.-409 с.
  72. Н.Б. Об эволюции пространственно-временных представлений в художественной картине мира / Н. Б. Зубарева // Ритм, пространство и время в художественном произведении. — Алма-Ата: Изд-во Казахского пед. ин-та им. Абаева, 1984. С. 113 — 119.
  73. Я.О. Романы Достоевского. Статьи / Я. О. Зунделович. — Ташкент: Средняя и высш. ж., 1963. — 243 с.
  74. Иванов-Разумник Г. Вершины: А. Блок, А. Белый / Г. Иванов-Разумник. Пг.: Колос, 1923. — 136 с.
  75. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. — 228 с.
  76. И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / под ред. А. Е. Махова / И. П. Ильин. М.: ИНИОН РАН, 2001.-384 с.
  77. О.П. Основные формы выражения авторской позиции в романах Ч.Айтматова: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.02 / О. П. Ильинская. -Харьков, 1992.-22 с.
  78. История русского романа: в 2-х т. / под ред. Г. М. Фридлендер / Г. М. Фридлендер. М.- JL: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. 1. — 627 с.
  79. А. Неоромантическая философия художественной культуры: (к характеристике мировоззрения русского символизма) / А. Казин // Вопросы философии. 1980. — № 7. — С. 143 — 154.
  80. Н. «Котик Летаев» Андрея Белого: влияние языка на развитие формы познания мира / Н. Какинума // Андрей Белый: публикации, исследования / ред.-сост. А. Г. Бойчук. М.: ИМЛИ РАН, 2002. — С. 235−263.
  81. Л.В. Феномен женской маски в культурно-художественном пространстве Серебряного века: дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / Н. А. Калачина. Саранск, 2010. — 19 с.
  82. Н.Ф. Логика смысла сновидения: структурно-семиотический подход / Н. Ф. Калина // Калина Н. Ф., Тимощук И. Г. Основы анализа юнгианского анализа сновидений. — М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997. -С. 13−83.
  83. H.A. Поэтика мемуарной прозы Андрея Белого: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Н. А. Камалетдинова. — Астрахань, 2004. -170 с.
  84. A.B. Функция авторской пунктуации в художественном тексте: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / А. В. Канафьева. М., 2000. -121 с.
  85. О.С. «Немецкий текст» в творчестве Андрея Белого: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / О. С. Карпухина. — Самара, 2004. 23 с.
  86. В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма / В. Б. Катаев. — М.: МГУ, 2002. — 252 с.
  87. О.Т. Концепция мифа Р.Барта: семиология и структурализм Электронный ресурс. — Режим доступа: http://mythrevol.narod.ru/Kirsanova.htmr [дата обращения: 15.05.2010].
  88. Ковтунова И. В: Вопросы структуры текста в трудах акад.
  89. B.В.Виноградова' // Русский язык: текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения, Х1-е / под ред. Н. Ю. Шведовой. / И. В. Ковтунова. — М.: Наука, 1982. С. 3 — 18.
  90. H.A. Слово в прозе Андрея Белого // Проблемы структурной лингвистики / Н. А. Кожевникова. — М.: Наука, 1986.1. C. 140−163.
  91. H.A. Улицы, переулки, кривули, дома в романе А.Белого «Москва» / Н. А. Кожевникова // Москва и «Москва» Андрея Белого: сб. статей отв. ред. М.Л.Гаспаров- сост. М. Л. Спивак, Т. В. Цивьян. М.: РГТУ, 1999.-С. 90−111.
  92. Н.Г. Художники жизни: романы «Королевское высочество» Томаса Манна и «Серебряный голубь» Андрея Белого в контексте эпохи рубежа XIX — XX веков / Н. Г. Колихалова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 276 с.
  93. Л.А. Человек и его мир в художественной, системе Андрея Белого / Л. А. Колобаева // Филологические науки. 1980. — № 5. -С. 12−28.
  94. В.А. Мифологическое сознание и его пространственно-временное выражение в творчестве А.Платонова: дис.. канд. филол. наук: 10.01.02 / В. А. Колотаев. Ставрополь, 1993. — 182 с.
  95. Д.М. «Котик Летаев» А.Белого и «Детство Люверс» Б. Пастернака: двойное видение русского авангарда / Д. М. Копер. — СПб.: Петро-Риф, ун-т Джеймса Медисона, СПбГУ, 1993. — 574 с.
  96. .О. Изучение текста художественного произведения: для студентов-заочников III-IV курсов фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов Моск. заоч. пед. ин-т1. / Б. О. Корман. -М.: Просвещение, 1972. 110 с.
  97. В.Н. Русская символистская критика (1890 1910-е гг.): генезис, типология, жанровая поэтика: автореф. дис.. д- ра филол. наук: 10.01.01 / В. Н. Крылов. — Казань, 2007.- 47 с.
  98. Р.Г. «Русская идея» в прозе Ф.М.Достоевского и Андрея Белого- Мифологический и эсхатологический аспекты «Петербургской-темы»: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Р. Г. Крысина. -Елецк, 2009. 190 с.
  99. Культурологическая теория Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud) Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.countries.ru/Hbrarv/ideas/cuitfr.htm [дата обращения: 04.05.2010].
  100. Логический словарь: ДЕФОРТ: справочное издание / сост. А. А. Ивин, В. В. Петров, В. Н. Переверзев. -М.: Мысль, 1994. 268 с.
  101. А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию / А. Ф. Лосев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 479 с.
  102. Ю.М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. — М.: Гнозис- Издательская группа «Прогресс», 1992. 272 с.
  103. Ю.М. Лекции по структуральной поэтике / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1994. — С. 10 — 263.
  104. Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов ^ / Ю. М. Лотман // Сборник статей по вторичным моделирующим системам / под ред. Ю. М. Лотмана. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1973. — С. 86 — 90.
  105. Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство, 2000.-704 с.
  106. Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М.: Искусство, 1970. 384 с.
  107. Д. Своеобразие эстетического / Д. Лукач пер. с нем. М.: Прогресс, 1985.-334 с.
  108. А.И. Проблема синтеза в эстетике русского символизма / А. И. Мазаев. М.: Наука, 1992. — 324 с.
  109. Г. П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833 — 1836) / Г. П. Макогоненко. Л.: Худ. лит., 1982. — 464 с.
  110. Т.В. Авторское сознание в лирике К.М.Фофанова: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Т. В. Малыгина. Орел, 2005. — 182 с.
  111. Л.П. Виртуальное пространство культуры / Л. П. Марьина // Материалы научной конференции 11 — 13 апреля 2000 г. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 108 — 111.
  112. O.A. Семантика жеста в прозе А.Белого: «Петербург», «Котик Летаев», «Крещеный китаец»: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / О. А. Масленникова. Иваново, 2000. — 178 с.
  113. .С. На рубеже науки и искусства. Спор о двух сферах познания и творчества / Б. С. Мейлах. Л.: Наука, 1971. — 248 с.
  114. O.A. Категория личности или авторское сознание в тексте / О. А. Мельничук Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rrc.ysu.ni/resource/network/doc23/6.htm [дата обращения: 29.04.2010].
  115. O.A. Композиционные средства выявления авторского сознания в художественных произведениях от первого лица / О. А. Мельничук // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. — № 4. — С. 45 — 56.
  116. Э.Р. Функционирование светоцветовой концептосферы в текстах (на материале произведений М. Пруста и А. Белого): дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Э. Р. Миассарова. Казань, 2006. — 260 с.
  117. З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов / З. ГМинц // Учен. зап. Тартус. ун-та. — Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1979. Вып. 459. — С. 76 — 120.
  118. Е.А. Структурные доминанты хронотопа в автобиографических романах Андрея Белого «Котик Летаев» и «Крещеный китаец» / Е. А. Миронова // Вестник МГУ. Сер. 9. Русская филология. — 2008. № 4. — С. 195−200.
  119. H.A. Вопросы синестезии в эстетической теории А.Белого / Н. А. Мирошниченко // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синэстезии: сб. статей по материалам научной конференции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 30 — 32.
  120. H.A. К вопросу о синтезе в эстетической концепции А.Белого / Н. А. Мирошниченко // Вестник ЛГУ. Серия «История КПСС, научный коммунизм, философия, право». — 1991. — № 2. — С. 2 — 4.
  121. Мифологическая энциклопедия: пантеоны богов. Иранский «пантеон Электронный ресурс. — Режим доступа: http://myfhologv.narod.ru/gods/iran-persiya/ahuramazda.html [дата обращения: 18.05.2010].
  122. К.В. А.Белый, А.Блок, В. Брюсов / К. В. Мочульский. М.: Республика, 1997. — 478 с.
  123. Я. Структуральная поэтика / Я. Мукаржовский. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 479 с.
  124. Т.А. Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально семантический аспект (на материале романов А. Белого «Котик Летаев» и «Крещеный китаец»): автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Т. А. Муллинова. Краснодар, 2004. — 19 с.
  125. Р.Г. О выражении авторской позиции в романах Достоевского / Р. Г. Назиров // Проблемы типологии реализма. — Свердловск: СГУ, 1976.-С. 77−82.
  126. H.A. Психологические основы творчества: два подхода рубежа XIX — XX веков / Н. А. Нестерова // Науки о культуре — шаг в XXI век: сб. мат-лов молод, уч. М.: РГТУ, 2007. — С. 103 — 116.
  127. Г. Л. Позиция автора и характер художественного времени в романе Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» / Г. Л. Нефагина // Авторская позиция в художественном произведении: сб. научных трудов. Минск: ГПИ им. А. М. Горького, 1984. — С. 6 — 16.
  128. Ф. Избранные произведения: в 3 т. / Ф.Ницше. — M.: REFL-book, 1994.-T. 1.-М., 1994.-352 с.
  129. А.И. Семантика текста и ее формализация / А. И. Новиков. -М.: Наука, 1983. 215 с.
  130. А.И. Семантические расстояния в языке и в тексте / А. И. Новиков, Е. И. Ярославцева. — М.: Наука, 1990. — 136 с.
  131. Л.А. А.Белый как теоретик поэтического языка / Л.А.Новиков // Русская речь. 1990. — № 5. — С. 35 — 46.
  132. Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого / Л. А. Новиков. -М.: Наука, 1990. 181 с.
  133. Л.А. Художественный текст и его анализ / Л. А. Новиков. -М.: Эдиториал УРСС, 2003. 300 с.
  134. Л.А. Взаимодействие грамматических категорий в художественном тексте (на материале немецкого языка): автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.02.19, 10.02.04. / Л. А. Ноздрина. М., 1997. — 47 с.
  135. A.C. Формы выражения авторского сознания в творчестве писателей новой генерации конца XIX начала XX века: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.06 / А. С. Островская. — Днепропетровск, 1999.-19 с.
  136. Е.В. Семантические исследования: семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива / Е. В .Падучева. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
  137. В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира: дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / В. М. Пивоев. Петрозаводск, 1993. — 280 с.
  138. В.М. «Второе пространство» романа А.Белого «Петербург» / В. М. Пискунов // Андрей Белый. Проблемы творчества. М.: Сов. писатель, 1988. — С. 193 — 214.
  139. В.М. Чистый ритм Мнемозины / В. М. Пискунов. — Москва: Альфа-М, 2005. 608 с.
  140. М.Г. Ф.М.Достоевский в творческом сознании Андрея Белого: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / М. Г. Подопригора. — Ставрополь, 2000. 187 с.
  141. A.B. Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе И.Бунина и М. Осоргина: «Жизнь Арсеньева» — «Времена»: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / А. В. Полупанова. — Уфа, 2002.-185 с.
  142. Е.А. О лингвистике нарратива / Е. А. Попова // Филологические науки. — 2001. — № 4. — С. 87 — 90.
  143. K.P. Символика выражения философемы Восток-Россия-Запад в прозе Андрея Белого (на материале романов «Петербург» и «Москва»): дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / К. Р. Попова. М., 2006. — 123 с.
  144. A.A. Символ и миф в народной культуре / А. А. Потебня. — М.: Лабиринт, 2000. 479 с.
  145. A.A. Слово и миф / А. А. Потебня. — М.: Правда, 1989. -624 с.
  146. Н.В. Феномен И.А.Бунина. Авторское сознание и его пространственная структура: дис.. д-ра филол. наук: 10.01.01 / Н. В. Пращерук. — Екатеринбург, 1999. — 366 с.
  147. П.И. Формы выражения авторского сознания в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/ П. И. Приходченко. Арзамас: АГПИ, 2008. — 174 с.
  148. Л.П. Звук и смысл в поэзии Андрея Белого / Л. П. Прокофьева // Словоупотребление и стиль писателя: межвузовский сб. СПб.: Изд-во СПб-го ун-та, 2003.- Вып. 2. — С. 194 — 205.
  149. Ю.М. Типология образа автора в творчестве Достоевского / Ю. М. Проскурина. — М.: Худ. лит., 1992. 260 с.
  150. A.C. Избранные сочинения: в 2 т. / А. С. Пушкин. — М.: Худ. лит., 1987. Т. 2. — 686 с.
  151. A.M. Царевна Мымра / А. М. Ремизов / авт. предислов., комм, и подготовка текста В. А. Чалмаева. Тула: Приокское кн. изд-во, 1992.-411 с.
  152. П. Время и рассказ: в 2 т. / П.Рикер. М.: Университетская книга, 2000. — Т. 2. — 217 с.
  153. П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью / П.Рикер. М.: Издат. центр Academia, 1995. — С. 82 — 94.
  154. Н.Т. Современный западный роман: проблема эпической и лирической формы / Н. Т. Рымарь. — Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1978. 128 с.
  155. Н.Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев. Воронеж: ЛОГОС-ТРАСТ, 1994. — 363 с.
  156. И.В. О понятии «дискурс» в теории художественного высказывания / И. В. Саморукова // Вестник Самарского гос. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». Самара: Изд-во Самарск. ун-та, 2001. — № 1. -С. 97−111.
  157. А.М. Концепция жизни сквозь призму символа: к проблеме символизма А. Белого / А. М. Саяпова // Русский роман XX века. Духовный мир и поэтика жанра. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2001. — С. 84 — 89.
  158. Т.Ф. Визульная модель прозы Б.Пильняка в контексте стилевых исканий XX века / Т. Ф. Семьян // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Серия «Гуманитарные науки (филология)». Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. -Вып. 3 (47). — С. 57 — 62.
  159. С.А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01/ А. С. Серегина. М, 2009. — 23с.
  160. И.В. Поэтика мотива / И. В. Силантьев. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 296 с.
  161. JI. Арбат Андрея Белого / Л. Силард // Atti del convegno internazionale Mitologia della citta. — Sassari: Studi di slavistica, 2002. — P. 37 54.
  162. Л. Начала и концы. О сходстве несходного / Л. Силард // Studia Slavica Hung. 1997. — № 42. — P. 401 — 406.
  163. Л. О влиянии ритмики прозы Ф.Ницше на ритмику прозы А. Белого / Л. Силард // Studia Slavica Hung. 1973. — V. XIX. — P. 289 — 313.
  164. Л. О структуре Второй симфонии А.Белого / Л. Силард // Studia Slavica Hung. 1967. — V. XIII. — P. 311 — 322.
  165. E.B. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке / Е. В. Синцов. — Казань: Фэн, 2003. — 304 с.
  166. И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем / И. П. Смирнов. М.: Наука, 1977. — 203 с.
  167. А.Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. М.: Издательская группа URSS, 2007. — 256 с.
  168. С.М. Детство. Главы из воспоминаний / С. М. Соловьев // Новый мир. 1993. — № 8. — С 12 — 15.
  169. Ф. Курс общей лингвистики / Ф.Соссюр. — М.: Логос, 1998.-296 с.
  170. H.A. Кучинский календарь Андрея Белого / Н. А. Сотникова. Подольск: ОАО «Подольская фабрика офсетной печати». — 2010.-256 с.
  171. М.Л. Андрей Белый. Мистик и советский писатель / М. Л. Спивак. — М.: РГГУ, 2006. 577 с.
  172. М.Л. Публицистика Андрея Белого в биографическом и историко-культурном контексте (1916 — 1934): автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.01.10/ М. Л. Спивак.-М., 2011. 43 с.
  173. Ю.С. Абстрактная семиотика / Ю. С. Степанов Электронный ресурс. // Семиотика. М.: Наука, 1971. — Режим доступа: http://lib.wsu.ru/books [дата обращения: 16.05.2010].
  174. К.А. Реализм в высшем смысле как творческий метод Ф.М.Достоевского: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.01.01 / К. А. Степанян. М., 2007. — 44 с.
  175. Ф. Памяти А.Белого / Ф. Степун // Воспоминания о серебряном веке / сост., авт. предисл. и коммент. В.Крейда. — М.: Республика, 1993.-С. 191−202.
  176. Е.И. Детство начало духовного странничества: «Степь» и «Котик Летаев» / Е. И. Стрельцова // Чеховиана. Чехов и «серебряный век» / отв. ред. А. М. Турков. — М.: Наука, 1996. — С. 90?— 95.
  177. И.Д. Формы выражения авторского сознания в драматургии Н.В.Гоголя. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01/ И. Д. Таумов. — Самара, 2006. — 166 с.
  178. Теоретическая поэтика: понятия и определения: хрестоматия для студентов филологических факультетов / ав.-сост. Н. Д. Тамарченко / Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 1999. — 286 с.
  179. В.Г. Проблема автора в повестях Т.Г.Шевченка: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / В. Г. Терещенко. — Кривой Рог, 1997. — 213 с.
  180. Цв. Семиотика- / Цв. Тодоров // Семиотика / под. ред. Ю. С. Степанова. -М.: Радуга, 1983. С. 355 — 369.
  181. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное / В. Н. Топоров. М.: Прогресс-Культура, 1995.-624 с.
  182. В.А. Поэтика автобиографической прозы Андрея Белого: структура символического образа и ритмика повествования («Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака»): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 /В.А.Трофимов.-М., 2008.-23 с.
  183. А. Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительство первого Гетеанума / А.Тургенева. М.: Новалис, 2002. — 138 с.
  184. В.И. Пролегомены к теории эстетического дискурса / В. И. Тюпа // Проблема художественного языка / под ред. С. А. Голубкова. -Самара: Изд-во Самарск. ун-та, 1996. — С. 3 10.
  185. В.И. Риторика как учение о коммуникативном событии /
  186. B.И.Тюпа // Дискурс. М.: РГТУ, 1998. — № 7. — С. 64 — 67.
  187. .А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. — СПб.: Азбука, 2000. 352 с.
  188. А. Язык и стиль художественного произведения / А.Федоров. — М.- Л.: Госуд. изд-во худ. л-ры, 1963. — 132 с.
  189. E.H. Диалогическая основа русской лирики первой трети XIX века / Е. Н. Федоссева. Мичуринск: Изд-во МГПИ, 2009. — 402 с.
  190. Р. Субъективное и несубъективное в циклическом субъекте «Сумерек» Е.А.Баратынского Электронный ресурс. — Режим доступа: www.baratynskiy.lit-info.ru [дата обращения: 16. 05.2011].
  191. А. Мифологизм и мистерия в символистском романе Андрея Белого («Крещеный китаец») / А.Филимонова. // Acta Slavica Iaponica. 2007. — T. 24. — P. 188 — 204.
  192. П. Спиритизм как антихристианство / П. Флоренский // Новый путь. 1904. — № 3. — С. 161 — 167.
  193. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / М.Фуко. — М.: Касталь, 1996. 448 с.
  194. Ходасевич» В. Ф. Некрополь / В. Ф. Ходасевич. — Брюссель: Петрополис, 1939. 280 с.
  195. Е.Г. Авторская позиция в романах И:А.Гончарова: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02 / Е. Г. Хомчак. — Запорожье, 2007. — 22 с.
  196. Е.Г. Формы выражения авторской позиции в эпическом произведении Электронный ресурс. — Режим доступа: www.rusnauka.eom/SND/Philologia/9homchak.doc.htm [дата обращения: 16.05.2010].
  197. Хрестоматия для студентов филологических факультетов / авт,-сост. Н: Д. Тамарченко / Н. Д. Тамарченко. M.: Pl i У, 1999. — 286 с.
  198. Э.И. Эстетико-философские взгляды А.Белого: автореф- дис. канд. философ, наук: 09.00.03 / Э. И. Чистякова. — М., 1979. — 25 с.
  199. А.П. Мир Чехова: возникновение и утверждение / А. П. Чудаков. -М.: Сов. писатель, 1986. 379 с.
  200. А.П. Поэтика Чехова / А. П:Чудаков Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. — М.: Наука, 1971. — 291 с.
  201. О.В. Время в художественных системах А.П.Чехова и А. Белого: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.01 / О. В. Шалыгина. -Москва, 1997.-21 с.
  202. В. А.Белый / В.А.Шкловский // Русский современник. 1924. — № 2. — С. 231 — 245.
  203. Д.Н. Избранные труды по русскому языку / Д. Н. Шмелев. -М.: Языки славянской культуры, 2002. 888 с.
  204. Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: к постановке проблемы / Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1977. — 168 с.
  205. В. Нарратология / В.Шмид. — М.: Языки славянской культуры. 2008. 304 с.
  206. Р. Порог духовного мира: афористические рассуждения / Р. Штейнер. — М.: Духовное знание, 1917. 112 с. «
  207. Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения. Результаты душевных наблюдений по естественному методу / Р.Штейнер. Ереван: Ной, 1993. — 228 с.
  208. О.Г. Художественный синтез в романе Андрея Белого «Петербург»: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / О. Г. Штыгашева. — Якутск, 2008. 224 с.
  209. .М. Мой временник: авторский сб. / Б. М. Эйхенбаум. -М.: Инапресс, 2001. 656 с.
  210. Эллис. Русские символисты / Эллис. — Томск: Водолей, 1998. — 288 с.
  211. Юнг К. Г. Очерки по психологии бессознательного / К. Г. Юнг. М.: Когито-Центр, 2006. — 352 с.
  212. Т.В. Поэтика хронотопа автобиографической прозы А.Белого: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Т. В. Юнина. -Волгоград, 2009. 20 с.
  213. З.О. Творимый космос у А.Белого / З. О. Юрьева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — 115 с.
  214. Р. Язык и бессознательное / Р.Якобсон. М.: Гнозис, 1996.-248 с.
  215. Alexandrov V.E. Andrei Bely. The major symbolist fiction / V.E.Alexandrov. Cambridge: MA and London, England: Harvard University Press, 1985. — 83 p.
  216. Anshuetz C. Recollection as metaphor in Kotik Letaev / C. Anshuetz // Russian Literature. 1976. — Vol. IV. — № 3. — P. 115 — 120.
  217. Booth W.C. The Rhetoric of Fiction / W.C.Booth. Chicago: Chicago University Press, 1961. — 572 p.
  218. Chatman S. Coming to Terms: the rhetoric of narrative in fiction and film / S.Chatman. Ithaca and London: Cornell University Press, 1990. — 241 p.
  219. Elsworth J. Andrey Bely — A critical study of the novels / J.Elsworth. — Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 154 p.
  220. Hartmann-Flyer H. The time bomb / H. Hartman-Flyer // Andrey Bely. A critical review. Lexington: University Press of Kentucky, 1978. -P. 121−126.
  221. Janecek G J. Poetic devices and structure in Andrey Bely’s Kotik Letaev. Ann Arbor / G J: Janecek. Michigan: Ardis, 1971. — 60 p.
  222. Ljunggren M. Twelve essays on Andrej Belyj’s Peterburg / M.Ljunggren. Goteberg, Sweden: ACTA UNIVERSITATIS GOTHOBURGENSIS, 2009. — 180 pp.
  223. Miller H. Narrative, in critical terms for literary study / H. Miller / ed. by
  224. F.Lentriccia and T.McLaughlin. — Chicago: University of Chicago Press, 1990. — P. 127−140.
  225. Prince G. Narratology: The form and functioning of narrative /
  226. G.Prince. Berlin, New York, Amsterdam: Mouton Publishers, 1982. — 215 p.
  227. Prince G. Notes toward a categorization of fictional 'narratees' / G. Prince // Genre. 1971. — Vol. IV. — № 1. — P. 100 — 105.
  228. Volkova E.I. Out of the Mouth of Babies: Andrei Bely’s «Kotik Letaev» and William Golding’s «Free Fall» / E.I.Volkova // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2002. — № 4. — С. 108 — 115.
Заполнить форму текущей работой