Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери «Профессор Криминале»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что во французской культурологии явление симулякра начало исследоваться еще в 80-е годы XX века, этот термин долгое время не использовался в работах российских исследователей. Однако видоизменившиеся проблемы поэтики новой прозы привели к тому, что многие компоненты современного повествования уже не могут быть объяснены в рамках традиционной терминологии. Симулякр постепенно стал… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Симулякр как феномен художественного сознания
    • 1. 1. Генезис и эволюция представлений о симулякре
    • 1. 2. Симулякр в системе художественного текста
  • Глава вторая. Динамическая взаимообусловленность романных структур М. Брэдбери
    • 2. 1. Творческий путь писателя
    • 2. 2. Семиотика экзистенциальных мотивов в романах М. Брэдбери
    • 2. 3. История как арена борьбы симулякров и аутентизма
    • 2. 4. Проекции симулякров на журналистику и литературу
  • Глава третья. Поэтика симулякра в романе «Профессор Криминале»
    • 3. 1. Симулякр и проблема конггекста
    • 3. 2. Мифологический герой масскульта
    • 3. 3. Наука и журналистика как цивилизационные механизмы
    • 9. 3.4. Ирония между постмодернизмом и реализмом

Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери «Профессор Криминале» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение современной английской прозы в диапазоне тем и проблем, ею освоенных, является достаточно сложной, но необходимой задачей для отечественного литературоведения.

Во-первых, в связи со сложностью освоения текущего художественного процесса, где все достаточно зыбко, нестабильно, расположено не «по ранжиру».

Во-вторых, из-за определенной «закрытости» современной английской литературы для отечественных исследователей в силу неоперативности переводов, недоступности самих текстов, «чуждости» круга поднимаемых ею вопросов. Поэтому в отечественной англистике внимание уделялось классикам XX века, а писатели, оставшиеся «в их тени», изучались мало и, скорее, были предметом литературной критики, нежели академического литературоведения.

Наконец, еще одна трудность была вызвана новизной поэтики, обнаруживающейся в темах произведений, их структурно-образного мира, сюжетологии и характерологии.

Успешной попыткой решения означенных проблем стало освоение творчества Дэвида Лоджа в отечественной науке1. Существуют и другие примеры подобного рода, однако они не столь многочисленны, и можно утверждать, что научное освоение не успевает за динамикой английского литературного процесса.

Сходное положение сложилось с творчеством Малькольма Брэдбери, романы которого «Профессор Криминале», «Историческая личность»,.

1 См. об этом: Масляева, О. Ю. Поэтика трилогии Дэвида Лоджа (романы «Академический обмен», «Мир тесен», «Прекрасная работа») [Текст] / О. Ю. Масляева.- Дис. канд. филол. наук.- Н. Новгород, 2002, — 172 с.- Генцова, Н. Н. Романы Д. Лоджа 1990;х годов: Эстетическая теория писателя и художественная практика [Текст] / Н. Н. Генцова.- Автореф. канд. фил. наук.- Воронеж, 2004. 18 с.

В Эрмитаж!"1 стали широко известны отечественному читателю в сил}' своей злободневности, вниманием к «русской теме», атмосферой современности. Но не только эти обстоятельства вызывают исследовательский интерес к творчеству Малькольма Брэдбери. В его произведениях нашли отражения явления современной духовности и феноменальные признаки кризиса классического сознания, еще не до конца освоенные философским и культурологическим знанием.

В частности, это относится к феномену симулякра, занимающему в современной культуре важное место.

Актуализация этого известного из глубокой древности понятия вызвано разложением современной действительности, во многом благодаря процессам техногенной цивилизации, на реальность, гиперреальность и виртуальную реальность.

Кроме того, симулякр выступает как качественная характеристика стадии постмодернизма. Постмодернизм, являясь сложным и эклектичным направлением в культуре современной эпохи, порождает такие явления, которые способны отразить изменившийся мир и показать специфическую особенность формирования новых симуляционных компонентов не только в области искусства, но и в реальной действительности.

Симулякр образуется в сознании людей, сферой его рождения являются идеи, которые, актуализируясь, начинают оказывать воздействие на поведение и мировосприятие современного человека2.

1 Брэдбери, М. Профессор Криминале [Текст]: роман / Малькольм Брэдбери — пер. с англ. Б. Кузьминского, Г. Чхартшвшш, H. Ставровской, — М.: Иностранная литератураБ.С.Г. — ПРЕСС, 2000. 472 с. — Брэдбери, М. Историческая личность [Текст]: роман / Малькольм Брэдбери — пер. с англ. И. Гуровой.- М.: Изд-во ACT, 2002. 350 е.- Брэдбери, М. В Эрмитаж [Текст]: роман / Малькольм Брэдбери — пер. с англ. М. Б. Сапрыкиной.-М.: Изд-во ACT, 2003. — 509 с.

2 См. об этом: Андреев, Л. Художественный синтез к ностмодернизм [Текст] / Л. Андреев // Вопросы литературы.- 2001. № 1. С. 3−39. — Бодрийар, Ж. Злой демон образов [Текст]: пер. с англ. Н. Цыркун / Жан Бодрийар // Искусство кино,-1992. № 10. С. 64−70. Бодрийяр, Ж. Америка [Текст] / Жан Бодрийяр — пер. с фр. Д. Калугина.- СПб.: Владимир Даль, 2000. 206 е.- Визель, М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана [Текст] / М. Визель // Иностранная литература.- 1999. № 10. С. 169−178. Дианова, В. М. Постмодернистская философия кскусстеа: истоки к современность [Текст] / В. М. Дкаяовз.- СПб.: Петрополис, 1999, — 23S е.- Курицын, В. Русский симулякр [Текст] / В. Курицын // Литературная газета, — 1994, — № 11,16 марта. — С. 5. и др.

Симулякр, как культурно-философское явление, широко используется при обращении к тем фактам реальной действительности, которые требуют дополнительной расшифровки и не могут быть объяснены через знак или символ. Симулякр разрушает привычное отношение составляющих знаковой системы, формируя иной структурный рад, замыкаясь и репрезентируя самого себя.

Восприятие симулякра основывается на внешнем эффекте сходства явления с предметным миром, при большом несоответствии с внутренней сущностью реальности. Симулякр понимается как подобие без подобия, так называемое подобие подобия, и состоит из внутренней пустоты, наполненной расходящимися сериями смыслов. Осознание симулякра требует большой информированности от воспринимающего его.

Симулякр. как элемент художественной структуры литературного произведения, создает мир ложной реальности, так называемой гиперреальности, надреальности, где художественный образ начинает наполняться различными стереотипами и клише. Симулякр, как художественный образ, функционирует в тексте не только на уровне смысла, порождая особый тип героя, пространства, мировосприятия, но и влияя на жанровое образование литературных произведений.

Малькольм Брэдбери, как критик и писатель, знакомый с современными тенденциями литературного развития, в своем творчестве постарался отразить изменчивость мира XX века. В поле зрения писателя попали явления, оказывающие влияние на формирование сознания современного человека. Темой многих романов М. Брэдбери становятся различные общественные процессы, делая творчество английского автора остро актуальным.

Проблема влияния, которое оказывает на человека убыстряющийся темп общественного развития, становится центральной в романах М. Брэдбери. Телевидение, средства массовой информации, глобальность идеологических направлений, ложность человеческих установок организуют новый тип мышления, рождающего симулякры.

Явление симулякра выражает себя на всех уровнях общественной и культурной жизни современного человека.

Для нашего исследования важное значение приобрела проблема эволюции симулякра, истоки его появления и моменты становления данного явления как художественного компонента литературного текста. Трудность при рассмотрении этого понятия объясняется тем, что в современной российской науке явление симулякра изучалось фрагментарно, нет широкого анализа этого явления в системе художественного текста, отмечались лишь некоторые особенности и уровни развития симулякра как части постмодернистской культуры. Истоки возникновения симулякра рассматривались исследователями1 в основном в связи с философской трактовкой этого понятия Ж. Делезом.

Основные положения теории симулякра, касающиеся принципов общественного сознания, были в сформулированы в работах Ж. Бодрийяра. Важное значение для нашего исследования приобретает факт становления симулякра, как характеристики мироощущения современной эпохи. Ж. Бодрийяр связывает симулякр с появлением такого элемента постмодернистской культуры, как гиперреальность. Французский культуролог обнаруживает «симуляционный характер всех современных социальных и культурных феноменов».

Важной мыслью для понимания симулякра, становится утверждение Ж. Бодрийра, что симулякр «перестает что-либо репрезентовать и лишь.

1 См. об этом: Ильин, И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа {Текст] / И. Ильин.- М.: Интрада, 1998. 225 е.- Ильин, И. Постмодернизм. Словарь терминов [Текст] / И. Ильин.- М.: INTRADA MMI, 2001, — 384 е.- Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н. Б. Маньковская, — СПб.

Ал спей я, 2000, — 347 е.- и др.

2 См. об этом: Бодрийяр, Ж. Америка [Текст] / Жан Бодрийяр — пер. с фр. Д. Калугина.- СПб.: Владимир Даль, 2000, — 206 е.- Бодрийар, Ж. Злой демон образов [Текст]: пер. с англ. Н. Цыркун / Жан Бодрийар // Искусство кино.- 1992, — № 10. С. 64−70. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Жан Бодрийярпер. с фр.

С. Н. Зенкин.- М.: Добросвет, 2000. 389 е.- Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Жан Бодрийярпер. с фр. С. Зенкина, — М.: Рудомяно, 2001, — 220 с. раскрывает себя как чистый, бесстрастный, властительный образ, стирающий границу между реальным существом и мифом"1.

Французский культуролог, указывая на тотальное проникновение симулякра в современную действительность, отталкиваясь от предметной характеристики симулякра (вещь теряет функциональные свойства), обращает внимание исследователей на формирование симулякорного сознания (порождение технотронной цивилизации) и появление государствсимулякров, симулирующих собственную цивилизацию (Америка). Тем самым, Ж. Бодрийяр выказывает опасение, что современная культура, размывая границы реальности, способна придти к полному исчезновению.

Роль своеобразного катализатора в разработке этой проблемы сыграл и тот факт, что смена идеологических эпох всегда сопровождается крахом устойчивых мнений, представлений, мировоззрений, а в XX веке еще усиливается стремительным прогрессом компьютерный технологий и расцветом технотронной цивилизации. Феномен мировой всепроникаемости породил понятие виртуальной реальности, которая потеряла границы только сугубо технического и игрового пространства. Понятие симулякра объединилось с идеей виртуальности. Эти культурно-антропологические процессы, ведущие к изменению статуса человека в мире не прошли незамеченными. Отдаляясь от предметного, вещного мира, в культуре «основным предметом исследования. является человеческий разум как средоточие субстанциональной сути человека"2.

Симулякр, в сознании человека XX века, выступает как подобие без образца. Отказавшись от своей миметической роли, симулякр обозначает конец подражанию. В этом отношении, привычная взаимосвязь: реальностьподражание реальности теряет свое принципиальное значение. Знак начинает выступать в несвойственных ему соотношениях, когда означающее теряет свое.

1 Бодрийар, Ж. Злой демон образов [Текст]: пер. с англ. Н. Цыркун / Жан Бодрийар // Искусство кино.- 1992.-№ 10.-С. 69.

2 Кургинян, М. С. Человек в литературе XX века [Текст] / М. С. Кургинян.- М.: Наука, 1989. С. 16. конкретизирующее качество, а означаемое начинает ориентироваться на означающее, искажая и преобразуя его1. Образ в этом случае, отражает смоделированную реальность, которая осознается как настоящая. В симулякре постоянно присутствует игровой момент, вариативность понимания подобного образа организована на постоянно отсылающем в никуда значении. Собственно с потерей предметной основы знака, и связывается формирование симулякра.

Важным для восприятия симулякра является осознание его гиперреалистичности: «Постмодернизм критикует метафизику присутствия, согласно которой знаки отсылают к чему-то стоящему за ними, к так называемой «реальности». На самом деле они отсылают только к другим знакам, а вместо реальности следует мыслить скорее отсутствие или несбывшееся ожидание таковой, т. е. область некоего зияния, бесконечной отсрочки всех означаемых"2.

Несмотря на то, что во французской культурологии явление симулякра начало исследоваться еще в 80-е годы XX века, этот термин долгое время не использовался в работах российских исследователей. Однако видоизменившиеся проблемы поэтики новой прозы привели к тому, что многие компоненты современного повествования уже не могут быть объяснены в рамках традиционной терминологии. Симулякр постепенно стал изучаться отечественными философами и культурологами (В. Дианова, И. Иванова, И. Ильин, А. Казинцев, Н. Маньковская и др.), а впоследствии на это явление обратили свое внимание и литературоведы (JI. Андреев, М. Визель, Д. Затонский, О. Постнов, Ю. Райнеке, М. Эпиггейн и др.), тем не менее, как.

1 См. об этом: Аппиньянези, Р. Постмодернизм {Текст] / Р. АппиньянезиГ. Крис, — СПб.: Академический проект, 2004. 173 с. — Барт, Р. Воображение знака {Текст] / Р. Барт — пер. с фр. Н. А. Безменовой Н Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика — под ред. Г. К Косикова.- М.: Прогресс, 1989. С. 246−253. — Барт, Р.

Литература

и значение [Текст] / Р. Барт — пер. с фр. С. Н. Зенкина // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтикапод ред. Г. К Косикова.- М.: Прогресс, 1989. С. 276−297. Барт, Р. Риторика образа [Текст] / Р. Бартпер. с фр. Г. К. Косикова // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика — под ред. Г. К. Косикова." М.: Прогресс, 1989. С. 297−319. — Барт, Р. Третий смысл [Текст] / Р. Барт — пер. с фр. М. Ямпольского // Строение фильма.- М.: Радуга, 1984. С. 176−189. Брэдбери, М. Собака, затянутая песками. Абстракция и ирония [Текст] / М. Брэдбери — пер. с англ. H. Васильевой // Писатели Англии о литературе XIX—XX вв.: сборник статей.- М. :

V" Прогресс, 1981. С. 368−379. — Деррида, Ж О грамматологии [Текст] / Жак Деррида — пер. с фр. Н.

Автономовой, — М.: Ad Margincm, 2000. 511 с.- и др.

2 Эпштейн, М. Истоки и смысл русского постмодернизма [Текст] / М. Эпштейн // Знамя.- 1996. № 8. С. 180. сравнительно «новый» литературоведческий термин, симулякр в российском литературоведении не сразу стал полноправным понятием художественной системы1.

Для рассмотрения выразительно-смысловых возможностей симулякра как компонента литературной формы нами избран роман Малькольма Брэдбери «Профессор Криминале» («Doctor CriminaJe», 1992), где симулякр выступает на многосмысловом и многофункциональном уровнях, проявляя себя в формировании общей атмосферы романа, как художественный образ, воздействуя на образную структуру произведения, рождая симулякры науки, города, знаменитости, реальности героя и т. д.

Степень научной разработанности проблемы.

Содержание исследуемого романа, специфика романной формы и философские истоки понятия симулякра2 обусловили наше обращение к современной научной литературе, изучающей действительность на уровне общих закономерностей, процессов и феноменальностей.

Фигура Малькольма Брэдбери длительное время в отечественном литературоведении оставалась «в тени». Возможно, это было обусловлено тем, что многие романы писателя носили остро сатирический характер, высмеивая современные явления действительности, которые имели место и в странах социалистической республики.

Первые упоминания о творчестве М. Брэдбери появились в 80-е годы XX века, после выхода его романа «Историческая личность» («The History Man»,.

1 Термин «симулякр» был включен в литературоведческий сборник терминов и понятий только в 2004 году. См. об этом: Ильин, И. Симулякр [Текст] / И. Ильин // Западное литературоведение XX века — под ред. Е. А. Цургановой.- М.: INTRADA, 2004, — с. 372−373.

2 См. об этом: Адорно, Т. В. К логике социальных наук [Текст] / Т. В. Адорно // Вопросы философии.- 1992. № 10. С. 76−87. Барт, Р. Третий смысл [Текст] / Р. Бартпер. с фр. М. Ямпольского // Строение фильма.- М.: Радуга, 1984. С. 176−189. Барт, Р. Эффект реальности [Текст] / Р. Бартпер с фр. С. Н. Зенкина // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика — под ред. Г. К. Косикова, — М.: Прогресс, 1989. С. 392−401. Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Жан Бодрийярпер. с фр. С. Зенкина, — М.: Рудомино, 2001. 220 е.- Брентано, Ф. Очерк о познании, об очевидности и др. [Текст] / Ф. Брентано // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 3, — М.: Мысль, 1971. С. 643−648. Деррида, Ж. О грамматологии [Текст] / Жак Деррида — пер. с фр. H. Автономовой.-М.: Ad Marginem, 2000. 511 е.- Ильин, И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа [Текст] / И. Ильин.- М.: Интрада, 1998. 225 е.- и др.

1975). Ряд литературоведов откликнулись на злободневную тему становления молодого человека в условиях общей «засоренности» сознания и был выпущен ряд статей1.

М. Брэдбери признавался талантливым писателем, умевшим органично соединить технические элементы «новой» литературы, вводя в свое творчество эксперимент, и общие традиции английской литературы.

Особую популярность в российском литературоведении М. Брэдбери приобрел как литературный критик и публицист. Его статьи были переведены на русский язык и многие исследователи использовали теоретические выкладки писателя для анализа современного художественного процесса2.

В настоящее время на русский язык переведены четыре романа писателя, которые вызвали положительные отклики и были признаны (Я Андреевым, Е. Гениевой, А. Зверевым, О. Постновым, Е. Тарасовой и др.) великолепными образцами современной прозы.

Тем не менее, несмотря на возросший в последнее время интерес к творчеству М. Брэдбери и признание его как замечательного и самобытного английского писателя, существует объективная сложность в исследовании его художественных произведений.

Дело в том, что М. Брэдбери мало изучен в научно-литературоведческом плане. Высказывания о нем и его творчестве ограничиваются небольшими статьями в специальных и общих журналах. До сих пор нет монографической работы о Малькольме Брэдбери.

1 Английская литература 1945;1980 [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. П. Саруханян, — М.: Наука, 1987. С. 263−265- Ивашева, В. В. Что сохраняет время.

Литература

Великобритании 1945;1977 [Текст] / В. В. Ивашева. -M.: Советский писатель, 1979. С. 11−118- Ильин, И. Малколм Брэдбери: критик, писатель, пародист [Текст] / И. Ильин //Диапозон.- 1991. № 3 (207).- С. 16−20.

2 См. об этом: Английская литература 1945;1980 [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. П. Саруханян, — M.: Наука, 1987. 512 с.- Аникин, Г. В. Английский роман XX века [Текст] / Г. В. Аникин, H. П. Михальская, — М.: Высшая школа, 1982. 192 е.- Брэдбери, М. «Язык для своих»: карманный справочник структуралиста: пер. с англ. Е. Зиминой / М. Брэдбери // Иностранная литература.- 2002. № 12. С. 238−255. Брэдбери, М. Собака, затянутая песками. Абстракция и ирония [Текст] / М. Брэдбери — пер. с англ. H. Васильевой // Писатели Англии о литературе XIX—XX вв.: сборник статей.- М.: Прогресс, 1981. С. 368−379. Гениева, Е. Берега Малькольма Брэдбери [Текст] / Е. Гениева // Иностранная литература.- 1980. № 1. С. 210−215. Храпченко, M. Б. Горизонты художественного образа [Текст] / М. Б. Храпченко, — Изд. 2-е, перераб. и доп.- M.: Художественная литература, 1986. 332 с.- и др.

Однако некоторые аспекты художественного творчества писателя уже изучались в работах современных исследователей1. Облегчает положение исследователя и собственное критическое творчество писателя, где он дает характеристику не только современной литературе, романной форме, но и автокомментарий к собственным романам.

М. Брэдбери приветствует в романной форме эксперимент, так как видит роман, как гибкую и свободную форму, способную видоизменяться в соответствии с требованиями эпохи: «The novel is a loose and changeable form, and that perhaps has ensured its survival, its power to go on doing what it has always done: describing and exploring the culture of its society — and making it"2.

Для романов M. Брэдбери как раз характерно становление новой образной системы, варьирование жанровых особенностей романов, становление новых жанровых образований.

В творчестве М. Брэдбери можно увидеть ряд сквозных тем и образов, оказывающих влияние на понимание последующих произведений: так образ Кэрка из романа «Историческая личность» («The History Man», 1975) является ключом к пониманию образа Криминале из романа «Профессор Криминале» («Doctor Criminale», 1992) — мир телевидения из романа «Сокращения» («Cuts», 1987) становится объяснением рождения симулякров в романе «Профессор Криминале» («Doctor Criminale», 1992) — симулякорносгь городского пространства и знаменитой личности в романе «Профессор Криминале» («Doctor Criminale», 1992) дает истолкование симулякру современной культуры в романе «В Эрмитаж» («То the Hermitage», 2000) и т. п.

1 См. об этом: Английская литература 1945;1980 [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. П. Саруханян.- М.: Наука, 1987. 512 е.- Ивашева, В. В. Что сохраняет время.

Литература

Великобритании 1945;1977 [Текст] / В. В. Ивашева.- М.: Советский писатель, 1979. 336 е.- Люксембург, А. М. Англо-американская университетская проза (проблема эволюции и типологии) [Текст] / А. М. Люксембург.- Дис. докт. филол. наук.- Ростов-на-Дону, 1988, — 400 с.- Масляева, О. Ю. Поэтика трилогии Дэвида Лодаса (романы «Академический обмен», «Мир тесен», «Прекрасная работа») [Текст] / О. Ю. Масляева.- Дис. канд. филол. наук.- Н. Новгород, 2002. 172 с.

2 Bradbury, М. What is a Novel? [Text] / Malcolm Bradbury.- Bristol: WESTERN PRINTING SEAVICES ltd, 1969.-P. 20.

В диссертационном исследовании мы преднамеренно остановились на четырех переведенных на русский язык романов М. Брэдбери. Данный выбор обусловлен тем, что эти тексты могут быть знакомы и интересны российскому писателю, в отличие от непереведенных романов. Кроме того, все четыре романа являются определенным этапом смены мировоззренческих позиций писателя, они ясно показывают развитие М. Брэдбери как литератора. Круг тем, охваченных этими произведениями, способен выявить многоаспектносгь интересов английского автора.

Особую важность, как мы уже отмечали, для исследования представляет роман М. Брэдбери «Профессор Криминале» («Doctor Criminale», 1992), в котором отражена общекультурная ситуация современной жизни. По нашему мнению, этот роман отличается от всего романного творчества М. Брэдбери прежде всего многообразием затронутых в нем проблем (истории, политики, власти, знаменитостей, телевидения, авторства и т. д.), а также эффективным функционированием особой формы художественного образа — симулякром.

Предмет исследования — роман современного английского писателя Малькольма Брэдбери «Профессор KpHMHHane"(«Doctor Criminale», 1992).

Объект исследования — художественно-семантические свойства симулякра как философско-культурного явления, оказывающего воздействие на поэтику современного художественного текста, обусловленного рядом исторических, общественно-политических, психологических и других причин.

Цель диссертационного исследования: охарактеризовать художественно-семантические свойства симулякра в поэтологическом и функциональном аспектах, сосредоточив внимание на семантическо — образной стороне этого явления, проследить специфику функционирования симулякра в тексте анализируемых произведения. Семантическая природа симулякра понимается нами, вслед за известными французскими и отечественными мыслителями XX века (Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, Д. Затонский, И. Ильин, В. Курицын, Н. Маньковская, М. Эпштейн), идеи которых активно восприняты современной гуманитарной наукой, как «образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на собственной реальности"1.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть различные точки зрения на явление симулякра, как проявление основных тенденций современной культуры;

— показать выразительность и многообразие проявлений симулякра в тексте романа М. Брэдбери «Профессор Криминале», исследовав это явление по отношению к различным культурным компонентам (построение центрального образа, выражение авторской позиции, осмысление истории, восприятие современным человеком технотронной цивилизации, фиктивность современной «репутации» города, воздействие средств массовой информации и т. п.);

— выявить связь названых образований с историческим контекстом эпохи, рассмотреть значение мотивирующего контекста, в связи с характеристикой различных форм симулякра в романе М. Брэдбери «Профессор Криминале»;

— сопоставить идеи романа «Профессор Криминале» с тенденциями развития образной системы в творчестве М. Брэдбери;

— охарактеризовать художественно-смысловые модели, рождаемые идеей симулякра;

1 Культурология. XX век. Энциклопедия [Текст]. В 2 т. Т. 2. / под ред. Л. В. Скворцова.- СПб.: Университетская книгаАлетейя, 1998. С. 211.

— раскрыть межуровневую метахудожественную природу симулякра как объекта литературно-культурологического анализа.

Научная новизна исследования обусловлена прежде всего тем, что художественное творчество М. Брэдбери мало изучено в теоретических работах отечественных литературоведов, а также спецификой исследовательского ракурса — выявлением семантико-выразительных возможностей феномена симулякра. Романное произведение писателя рассматривается в системах межтекста и интертекста, то есть с учетом экстралитературных факторов возникновения художественного текста. Интересным и научно-обоснованным представляется обращение к новой культурной и литературоведческой формесимулякру, анализ которой в существующих теоретических исследованиях видится нам недостаточно полным.

Важной задачей является также исследование современного литературного процесса, который несправедливо характеризуется набором одних только постмодернистских свойств. В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка определения места заметного, яркого литературного события, каким является роман М. Брэдбери «Профессор Криминале» в общей картине современного гуманитарного знания с позиции поликультурного и многоаспектного рассмотрения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

— симулякр является порождением культуры постмодернизма. Симулякрэто знак без репрезентации, постоянно отсылающий к самому себе;

— как художественный образ симулякр отходит от предметной соотнесенности с реальным миром и состоит из смешения стереотипных высказываний и клише. В литературном тексте симулякр проявляет себя на разных уровнях: характеристика героя, обозначение современного восприятия пространства или элемент, формирующий новые жанровые образования;

— симулякр не имеет выраженной оценочной определенности, поскольку является объективным порождением современной реальности;

— центральной темой романа М. Брэдбери «Профессор Криминале» является проблема перерождения современного мира Идея «гибеливоскресенья» космогонического масштаба переносится на личностный уровень переживаний центрального героя. При этом вскрывается истинная подоплека различных культурных событийвыявляется иллюзорность многих явлений современной жизни, происходит смещение границ реальноститрансформируются контуры, размываются очертания предметов, событий, человеческих фигур, «репутации» городов;

— произведения М. Брэдбери отражают расслоение реальности и способствуют постижению явлений понятно-содержательного уровня, т. е. реалистическими средствами передают события и факты не прямого, но мыслительно-образного мира. Это, в свою очередь, требует активного обновления арсенала художественных средств.

Методологической основой исследования стала совокупность ряда аналитических приемов и подходов:

— эволюционного подхода, рассматривающего явление симулякра на разных этапах развития культуры;

— функционального анализа, выявляющего основные функции симулякра в современной культуре и литературе;

— структурно-семантического направления, рассматривающего знаковую природу симулякра;

— культурологической методики, обозначающей симулякр как элемент культурно-художественной системы;

— методов эмпирического уровня при анализе романа М. Брэдбери «Профессор Криминале» («Doctor Criminale», 1992) как сферы функционирования симулякра.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней обосновывается необходимость более тщательного анализа надуровневых обобщений в современной художественной прозе, дается терминологическое обозначение явлений, связанных этим процесса Выявляется эффективность культурологического подхода к анализу литературных форм. Работа вносит определенный вклад в осмысление тенденций развития современной английской прозы.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов, спецсеминаров, положены в основу лекций по истории современной западной литературы.

Практическое применение настоящего диссертационного исследования может быть направлено на освоение и использование новых понятий литературоведческого аппарата, адекватно отражающих явления современной литературной и культурной действительности.

Апробация работы.

Различные аспекты проблематики диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на научных конференциях:

— «История и историзация как феномен обнаружения человека» (Международная научно-практическая студенческая конференция «Традиции и новаторство в современном образовании», Нижний Новгород, 26−27 апреля 2001 года);

— «Проблема игровых отношений в эпоху глобализации» (III региональная научная конференция «Россия и проблема глобализации», Нижний Новгород, 15 апреля 2002 года);

— «Симулякр современной культуры» (Седьмая Нижегородская сессия молодых ученых, 20−24 октября Н. Новгород, 2002 года);

— «Человек культуры в эпоху глобализации» (IX Межвузовская конференция по культурологии «Культура и антикультура», Н. Новгород, ноябрь 2002 года);

— «Историзм, урбанизм, техницизм и их значение для разработки структурных принципов эстетической идеи» (Всероссийская научно-практическая конференция «Дети. Молодежь. Театр. Образование», Нижний Новгород, май 2003);

— «Система симулякров как структурно-семантическая основа романа М. Брэдбери «Профессор Криминале» (Международная научная конференция «Язык. Текст. Культура», Смоленск, 9−11 октября, 2003 года);

— «Жанровая специфика современного исторического романа (по роману М. Брэдбери „Профессор Криминале“)» (Восьмая Нижегородская сессия молодых ученых, Н. Новгород, 20−24 октября 2003 года) — был получен диплом 1 степени в области «Филология и искусствоведение»;

— «Иллюзорность городского пространства (по роману М. Брэдбери „Профессор Криминале“)» (XVI Пуришевские чтения «Всемирная литература в контексте культуры», Москва, 6−9 апреля 2004 года);

Отдельные положения работы обсуждались на кафедре культурологии, на аспирантском методологическом семинаре на кафедре Всемирной литературы Нижегородского государственного педагогического университета.

По проблеме диссертационного исследования были прочитаны лекции, проведены семинары, подготовлены научные студенческие доклады.

Различные аспекты проблематики диссертации отражены в 10 публикациях.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 290 наименований на русском и английском языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение художественно-семантических свойств симулякра в романе М. Брэдбери «Профессор Криминале» позволяет нам сделать некоторые выводы.

Симулякр, понимаемый как ложное подобие, существовал в истории культуры со времен античности, но актуализировался в наши дни, что можно считать специфическим свойством состояния современной культуры.

При обращении к явлению симулякра следует отметить его оторванность от модели и образца, замкнутость и репрезентацию самого себя.

Изначально осознаваясь как репрезентативная модель, симулякр в современную эпоху характеризуется потерей собственной предметной основы, достигая высокого уровня обобщения различных стереотипов.

Реконструированный на уровне системы идей, симулякр более или менее целостно отражает мировоззрение, мораль и общие представления людей определенной культурной эпохи.

В эстетике постмодернизма симулякр обретает всеобщее значение как характеристика культуры второй половины XX века и подменяет собой понятие художественного образа.

При изучении необходима контекстуализация, привязка идей того или иного симулякра ко времени и месту его возникновения, к задачам, вызвавшим его появление на свет.

Осуществление авторской коммуникации с читателем требует учета тех значений, которые последнему открыты, т. е. в симулякре соединяются высокоинтеллектуальное и тривиальное начала. Это обстоятельство лишает текст эстетической пассивности, вовлекая воспринимающего в процесс своего освоения.

Симулякр как культурная единица проникает во все сферы жизни современного человека (СМИ, политика, кино, литература и т. п.), формируя особый тип мышления, апеллирующего умозрительными понятиями и порождающего иллюзии.

В творчестве Малькольма Брэдбери симулякры определенных явлений современного мира выступают на уровне детерминант его романов и критических эссе. Это придает его наследию целостный и вместе с тем многоаспектный аналитический характер. Симулякр под пером этого автора становится средством концептуализации объективной реальности, препятствием для отождествления многих кризисных явлений с идеалами истины и классики. Вместе с тем, он же помогает избежать прямых суждений и авторских указаний о том, какой должна быть современная культура в противоположность тому, какая она есть.

Все разнообразные проблемы, которые воплощены в симулякр ахобразах романов М. Брэдбери, будучи сведены вместе, создают систему вопросов, адресованных современному читателю, то есть, являются объективацией нашей эпохи, определяют горизонты и перспективы читательского мышления, тем самым разрушают иллюзии и ложные представления о мире и культуре.

В романах М. Брэдбери показано постепенное формирование пространства, заполненного симулякрами. Ряд сквозных тем и проблем порождает особый мир прозы английского писателя, где симулякорный образ строится по системе его последовательного наполнения различными знаковыми составляющими.

Однако симулякр существует не только на уровне тем и проблем, т. е. определяет не только содержательную структуру произведения, но также активно вживается в его художественную ткань, становится мощным эмоционально-образным компонентом, влияющим на поэтику всего литературного текста.

Это особенно заметно при изучении романа М. Брэдбери «Профессор Криминале». Симулякр как компонент романной формы этого произведения создает динамизм повествования. Им же определяется детективно-игровая сюжетная канва, которую пронизывает главная его сюжетная интенция -«разгадка загадки Криминале» — в итоге становится ясно, что усилия и средства на разгадку затрачены напрасно, поскольку «загадки» как таковой здесь нет.

Наиболее значим художественный эффект симулякра в обогащении характерологии романа и, в частности, создания образа центрального герояБасло Криминале. М. Брэдбери создает метафизику присутствия сконструированного персонажа, иллюзию того, что это реальное историческое лицо и вместе с тем предельно обобщенный, универсальный для наших дней тип псевдоинтеллектуала Социальная и художественно-культурная рефлексия такого образа может поставить этого героя в один ряд с великими литературными авантюристами всех времен и народов, но Басло Криминалепрежде всего продукт нашего исторического времени.

Наряду с Басло Криминале в романе «действуют» еще несколько симулякров. Прежде всего это симулякр, связанный с развитием технотронной цивилизации и воплощенный в фигуре Фрэнсиса Джея. Искусственность масс-медийной культуры является определенным стимулом порождения, формирования и распространения симулякров. Собственно, именно с изображения Фрэнсиса Джея на телевидении и связано первое упоминание в романе такого понятия, как «симулякр».

Еще одним симулякром становится научная и общественная жизнь современной профессуры. Нагнетение ложных образов в замкнутое пространство, определяющееся местом проведения конференций, создает облик пустотелости современной науки, где за обменом мысли скрывается политическая игра, а за авторством — ряд писателей «негров» (или «призраков»).

Качественно новыми симулякрами становятся в романе современные симулякры природы и городского пространства. Стремление к искусственности преобразует окружающую человека природу в подражание природе, то есть природу природы", где сама природная сущность становится характеристикой некачественности, брака.

Другая симулякорная ситуация создается при обращении к городскому пространству. Представление о культурно-историческом пространстве города рождается в результате становления мифологии города. Элементы городского пейзажа наполняются умозрительными идеями, теряющими свою предметную соотнесенность. Город «оживает» и преобразуется в город-модель, или город-мираж, где надуманное величие соединяется с очевидной бездуховностью и фальшью. Такими городами в романе М. Брэдбери «Профессор Криминале» становятся прославленные культурные центры — Будапешт, Буэнос-Айрес, Вена, Лондон и др.

Интересный вариант романного симулякра, связанного с теорией литературы, — это изображение постмодернизма в его риторической интерпретации. В известном смысле «Профессор Криминале» — это «Дон Кихот» в контексте постмодернистской эстетики. Симулякр способствует завершению тенденции, выявлению ее исчерпанности и общей художественной несостоятельности. Малькольм Брэдбери определяет различные сферы существования симулякра, не ограничиваясь системой персонажей, симулякр проникает в идейную и структурную канву романа, становясь своеобразной игрой, когда потеря означающего способствует рождению новых смысловых полей, вскрывающих пустоту самого источника, т. е. универсальности постмодернизма в наши дни. В конечном итоге симулякр влияет на «незамкнутость поля романа» (Б. М. Гаспаров), то есть демонстрирует отклонение этого произведения от стандартного фонового знания о постмодернизме. Новое, замещающее это представление, изображение несет в себе черты интеллектуального или аналитического реализма на новом витке его художественно-смыслового развития. Вот почему «Профессор Криминале» М. Брэдбери можно назвать одним из заметных этапов гуманитарно-художественной мысли XX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. В Эрмитаж Текст.: роман / Малькольм Брэдбери — пер. с англ. М. Б. Сапрыкиной.- М.: Изд-во ACT, 2003. — 509 с.
  2. , М. Историческая личность Текст.: роман / Малькольм Брэдбери- пер. с англ. И. Гуровой.- М.: Изд-во ACT, 2002.- 350 с.
  3. , М. Историческая личность Текст.: роман / Малькольм Брэдбери- пер. с англ. И. Гуровой.- М.: Изд-во ACT, 2002.- 350 с.
  4. , Н. С. Возвращаясь к азам Текст. / Н. С. Автономова // Вопросы философии.- 1993.- № 3.- С. 17−23.
  5. , В. Г. Поэтика и действительность Текст. / В. Г. Адмони.- СПб.: Советский писатель, 1973.- 312 с.
  6. , Т. В. К логике социальных наук Текст. / Т. В. Адорно // Вопросы философии.-1992.- № 10.- С. 76−87.
  7. , К. Знак. Текст. Культура Текст. / Карл Аймермахер. М.: Российск. гос. гум. ун-т, 2001.- 394 с.
  8. Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века антиэссенциализм, перцептуализм, инстигуционализм Текст.: антология / под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова.- Екатеринбург: Деловая книга- Бишкек: Одиссей, 1997.- 320 с.
  9. , Н. А. Обновление традиции: реализм XX в. в противоборстве с модернизмом Текст. / Н. А. Анастасьев.- М.: Советский писатель, 1984.- 352 с.
  10. , Г. А. Не только о детективе Текст. / Г. А. Анджапаридзе.- М.: Вагриус, 2003.- 382 с.
  11. , А. Н. Культурология. Личность и культура Текст. / АН. Андреев.- Минск: Дизайн ПРО, 1998.- 160 с.
  12. , Г. В. Английский роман 60-х годов XX века Текст. / Г. В. Аникин.- М.: Высшая школа, 1974.-104 с.
  13. , Г. В. Английский роман XX века Текст. / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская.- М.: Высшая школа, 1982.- 192 с.
  14. , Г. В. Современный английский роман Текст. / Г. В. Аникин. -Свердловск: Уральс. гос. ун-т им. А. М. Горького 1971.- 310 с.
  15. Аполлон Текст.: терминологический словарь / под ред. А. М. Кантора. -М.: Эллис Лак, 1997.- 736 с.: ил.
  16. , Р. Постмодернизм Текст. / Р. Аппиньянези- Г. Крис.-СПб.: Академический проект, 2004.- 173 с.
  17. , Н. В. Чарлз Сноу: проблемы науки, концепция личности ученого Текст. / Н. В. Афанасьева.- Автореф. дис. канд. филол. наук,-М, 1989.- 16 с.
  18. , А. Г. Современный зарубежный исторический роман Текст. / А. Г. Баканов.- Киев: Выща школа, 1989.- 182 с.
  19. , П. С. Писатели-реалисты XX века на Западе Текст. / П. С. Балашов, — М.: Наука, 1984.- 256 с.
  20. , Н. П. Типология романтического мышления Текст. / Н. П. Банковская.- Дис. докг. филол. наук.- Киев, 1991.- 324 с.
  21. , М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма Текст. / М. А. Барг.-М.: Мысль, 1987.- 348 с.
  22. , Р. Воображение знака Текст. / Р. Барт- пер. с фр. Н. А. Безменовой // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика — под ред. Г. К. Косикова.- М.: Прогресс, 1989.- С. 246−253.
  23. , Р. Миф сегодня Текст. / Р. Барт — пер. с фр. Б. П. Наумова // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика Поэтика — под ред. Г. К. Косикова -М.: Прогресс, 1989.- С. 72−131.
  24. , Р. Риторика образа Текст. / Р. Барт — пер. с фр. Г. К. Косикова // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика Поэтика — под ред. Г. К. Косикова-М.: Прогресс, 1989.- С. 297−319.
  25. , Р. Смерть автора Текст. / Р. Барт — пер. с фр. С. Н. Зенкина // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика Поэтика — под ред. Г. К. Косикова-М.: Прогресс, 1989.- С. 384−392.
  26. , Р. Третий смысл Текст. / Р. Барт — пер. с фр. М. Ямпольского // Строение фильма.- М.: Радуга, 1984.- С. 176−189.
  27. , Р. Школы Роб-Грийе не существует Текст. / Ролан Барт — пер. с фр. М. Рыклина // А. Роб-Грийе. Проект революции в Нью-Йорке.- М.: Ad Marginem, 1996.- С. 202−207.
  28. , Р. Эффект реальности Текст. / Р. Барт — пер с фр. С. Н. Зенкина // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика Поэтика — под ред. Г. К. Косикова-М.: Прогресс, 1989.- С. 392−401.
  29. , Ж. Сад и обычный человек Текст. / Жорж Батай — пер. с фр. Г. Тенниса // Маркиз де Сад и XX век.- М.: РИК «Культура», 1992.- С. 89 117.
  30. , Ж. Суверенный человек Сада Текст. / Жорж Батай — пер. с фр. Г. Тенниса // Маркиз де Сад и XX век.- М.: РИК «Культура», 1992.- С. 117 133.
  31. , М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин.- СПб.: Азбука, 2000.- 332 с.
  32. , М. Эпос и роман Текст. / М. Бахтин, — СПб.: Азбука, 2000.- 304 с.
  33. , Г. Новый рационализм Текст. / Г. Башляр.- М.: Прогресс, 1987.- 374 с.
  34. , Г. Психоанализ огня Текст. / Г. Башляр- пер. с фр. Н. В. Кисловой.- М.: Прогресс, 1993.- 176 с.
  35. , С. Три диалога Текст. / С. Беккет // Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда.- М.: ТПФ «Союзтеатр" — Изд-во ГИТИСД992.- С. 118−127.
  36. , А. А Культурология : антропологические теории культур Текст. / А. А. Белик, — М.: Изд-во РГГУ, 2000.- 238 с.
  37. , В. Московский дневник Текст. / В. Беньямин — пер. с нем. С. Ромашко.- М.: Ad Marginem, 1997.- 221 с.
  38. , Н. А Духовный кризис интеллигенции Текст. / Н. А. Бердяев.-М.: Канон± ОИ «Реабилитация», 1998.- 396 с.
  39. , М. Роман о прозрачности Текст. / Морис Бланшо — пер. с фр. М. Рыклина // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке.- М.: Ad Marginem, 1996, — С. 195−202.
  40. , М. Апология истории или ремесло историка Текст. / М. Блок- пер. Е. М. Лысенко.- М.: Наука, 1986.- 254 с.
  41. , Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы Текст. / Е. Бобринская.- М.: Пятая страна, 2003.- 304 с.
  42. , Ж. Злой демон образов Текст.: пер. с англ. Н. Цыркун / Жан Бодрийар // Искусство кино.-1992.- № 10.- С. 64−70.
  43. , Ж. Америка Текст. / Жан Бодрийяр — пер. с фр. Д. Калугина.-СПб.: Владимир Даль, 2000, — 206 с.
  44. , Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Жан Бодрийяр — пер. с фр. С. Н. Зенкин.- М.: Добросвет, 2000.- 389 с.
  45. , Ж. Система вещей Текст. / Жан Бодрийяр- пер. с фр. С. Зенкина М.: Рудомино, 2001.- 220 с.
  46. Большая Советская Энциклопедия Текст. /под ред. Б. А. Введенского, 2 изд., перераб.- М.: Гос. научн. изд., 1956.- Т. 45.- 672 с.: ил.
  47. , Ф. Очерк о познании, об очевидности и др. Текст. / Ф. Брентано // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 3.- М.: Мысль, 1971.-С. 643−648.
  48. , О. Б. Постмодернизм и культура Текст.: материалы круглого стола / О. Б. Вайнштейн, В. И. Новиков, В. А. Подорога, JI. В. Карасев // Вопросы философии.-1993.- № 3.- С. 3−17.
  49. , М. Философ у дверей банка Текст. / М. Велижев // Книжное обозрение.- 2000.- № 36.- С. 10.
  50. , Е. Лицо на песке Текст. / Е. Венгерская // Еженедельный информационный бюллетень.- 2003.- № 10 (55).- С. 15.
  51. , А. Н. Историческая поэтика Текст. / А. Н. Веселовский.-М.: Высшая школа, 1989.- 404 с.
  52. , Н. Г. Формы художественной условности в современном романе Великобритании Текст. / Н. Г. Владимирова.- Дис. канд. филол. наук.- Новгород, 1999.- 382 с.
  53. , А. Ж. Бодрийар Текст. / А. Ж. Гараджа // Современная западная философия: словарь- под ред. С. Малахова, В. П. Филатова.- М.: Политиздат, 1991.- С. 44−45.
  54. , Г. Д Образ в русской художественной культуре Текст. / Г. Д. Гачев.- М.: Искусство, 1981.- 246 с.
  55. , Н. Н. Романы Д. Лоджа 1990-х годов: Эстетическая теория писателя и художественная практика Текст. / Н. Н. Генцова.- Автореф. канд. фил. наук.- Воронеж, 2004.- 18 с.
  56. , Е. Кто вы, профессор Криминале? Текст. / Е. Гончарова // Директор-инфо.- 2002.- № 9.- С. 7.
  57. , Е. В. Инициация постмодерна: на полях у Бодрийяра Текст. / Е. В. Грицай // Вопросы философии.- 2003.- № 9.- С. 170−180.
  58. , А. А. Постмодернизм : Энциклопедия: Понятия, термины, концепты Текст. / А. А. Грицай.- Минск: Интерпрессервис, 2001.- 1037 с.
  59. , Б. Комментарии к искусству Текст. / Б. Гройс.- М.: Художественный журнал, 2003, — 324 с.
  60. , Ж. Логика смысла Текст. / Жиль Делез- пер. с фр. Я. И. Свирского.- М.: Раритет, 1998 — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.- 472 с.
  61. , Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля Текст. / Ж. Деррида — пер. с фр. С. Г. Кашина, Н. В. Суслов.- СПб.: Алетейя, 1999.- 208 с.
  62. , Ж. О грамматологии Текст. / Жак Деррида — пер. с фр. Н. Автономовой.- М.: Ad Marginem, 2000.- 511 с.
  63. Деррида, Ж Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук Текст.: пер. с фр. Г. К. Косикова / Жак Деррида II Вестник московского университета.- 1995.-№ 5.- С. 170−189.
  64. , В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность Текст. / В. М. Дианова.- СПб.: Петрополис, 1999.- 238 с.
  65. , В. Черты романа XX века Текст. / В. Днепров.- М.-Л.: Советский писатель, 1965.- 548 с.
  66. , К. А. Интерпретация текста Текст. / К. А. Долинин.- М.: Просвещение, 1985.- 288 с.
  67. , Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики Текст. / Н. Я. Дьяконова.- М.: Наука, 1978.- 208 с.
  68. , Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма Текст. / Н. Я. Дьяконова.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.232 с.
  69. , Д. Английский роман XX века: 1918−1939 Текст. / Д. Жантиева- пер. с фр. Е. Васильевой, Е. Гальцовой, Е. Гречаной, И Иткина и др.- М.: Наука, 1965.- 346 с.
  70. , Ж. Фигуры : Работы по поэтике Текст. В 2 т. Т. 1. / Ж. Женетт- пер. с фр. Е. Васильевой, Е. Гальцовой, Е. Гречаной, И. Иткина и др.- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998, — 470 с.
  71. , Ж. Фигуры : Работы по поэтике Текст. В 2 т. Т. 2. / Ж Женетт- пер. с фр. Е. Васильевой, Е. Гальцовой, Е. Гречаной, И. Иткина и др.- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.- 470 с.
  72. , Н. Ю. Английский психологический роман XX в. Текст. /Н. Ю. Жлуктенко.- Киев: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988.- 157 с.
  73. , Д. В. Модернизм и постмодернизм Текст.: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств / Д. В. Затонский.- Харьков: Фолио — М.: Изд-во ACT, 2000, — 256 с.
  74. , Н. Жизнь и смерть симулякра в России Текст. / Н. Иванова // Дружба Народов.- 2000.- № 8.- С. 183−196.
  75. , В. В. Судьбы английских писателей. Диалоги вчера и сегодня Текст. / В. В. Ивашева.- М.: Советский писатель, 1989.- 443 с.
  76. , В. В. Английские диалоги. Этюды о современных писателях Текст. / В. В. Ивашева- М.: Советский писатель, 1971.- 551 с.
  77. , В. В. Эпистолярные диалоги Текст. / В. В. Ивашева- М.: Советский писатель, 1983.- 368 с.
  78. , И. Малколм Брэдбери: критик, писатель, пародист Текст. / И. Ильин // Диапозон.-1991.- № з (207).- С. 16−20.
  79. , И. П. «Постмодернизм»: проблема соотношения творческих методов в современном романе Запада Текст. / И. П Ильин // Современный роман. Опыт исследования — под ред. Е. А. Цургановой.- М.: Наука, 1990.- С. 255−280.
  80. , И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И. Ильин.- М.: Интрада, 1998.- 225 с.
  81. , И. Постмодернизм. Словарь терминов Текст. / И. Ильин.-М.: INTRADA MMI, 2001.- 384 с.
  82. Исаева, J1. А. Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Текст. / JI. А. Исаева.- Дис. докт. филол. наук.-Краснодар, 1996, — 310 с.
  83. , А. Симулякр или Стекольное царство. Другой мир возможен Текст. / А. Казинцев // Наш современник.- 2003.- № 11.- С. 4558.
  84. , И. Критика способности суждения Текст. / И. Кант.- СПб., 1998.-278 с.
  85. , Ю. Покушение на симулякр: Адольф, собака и блондинка в законе Текст. / Ю. Качалкина // Независимая газета.- 2003.27 марта.
  86. , Г. С. Изменчивое соотношение двух постоянных характеристик человека Текст. / Г. С. Кнабе // Одиссей. Человек в истории.- М.: Наука, 1990.- С. 10−12.
  87. , Е. А. Метареализм как направление: эстетические принципы и поэтика Текст. / Е. А. Князева.- Дис. канд. филол. наук.-Пермь, 2000.- 209 с.
  88. , В. П. Модель русской культуры Текст.: курс лекций / В. П. Кожевников, — М.: Нижкнига, 1996.- 240 с.
  89. , Л. П. Метонимия и символика художественного текста в английском реалистическом романе ХХв. Текст. / Л. П. Кожевникова.- Дис. канд. филол. наук.- Минск, 1993.- 206 с.
  90. , В. Происхождение романа Текст. / В. Кожинов.- М.: Советский писатель, 1963.- 438 с.
  91. , Е. А. Роман «Наоборот» в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса Текст. / Е. А. Комарова.- Дис. канд. филол. наук.- Автореферат.- М., 2003.- 18 с.
  92. , Н. И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков.- М.: Наука, 1975.- 717 с.
  93. , А. И Культурология: словарь Текст. / А. И. Кравченко.- М.: Академический проект, 2000.- 670 с.
  94. , Т. Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе Текст. / Т. Н. Красавченко // Современный роман. Опыт исследования — под ред. Е. А. Цургановой.- М.: Наука, 1990.- С. 127−155.
  95. A. А. Суркова- М.: Сов. Энциклопедия, 1968.- 976 с.
  96. Культурология. XX век Энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 1. / под ред. Л. В. Скворцова- СПб.: Университетская книга- Алетейя, 1998.- 166 с.
  97. Культурология. XX век Энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 2. / под ред. Л. В. Скворцова.- СПб.: Университетская книга- Алетейя, 1998.- 263 с.
  98. , В. Постмодернизм. Новая первобытная культура Текст. /
  99. B. Курицын // Новый мир.- 1992.- № 2.- С. 225−232.
  100. , Д. Элевсинские мистерии Текст. / Дитер Лауэнштайн.- М.: Энигма, 1996.- 368 с.: ил.
  101. , И. Я. Культурология Текст.: курс лекций / И. Я. Левяш.-Минск: ТетраСистемс, 1998.- 544 с.
  102. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна Текст. / Ж-Ф. Лиотар — пер. с фр. Н. А. Шматко.- М.: Институт экспериментальной социологии — СПб.: Алетейя,-160 с.
  103. , М. Н. Русский постмодернизм: очерки истории поэтики Текст. / М. Н. Липовецкий.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1997.- 317 с.
  104. , А. Ф. В поисках смысла: из бесед А. Ф. Лосева Текст. / А.
  105. Ф. Лосев // Социум.- 1991.- № 1.- С. 92−93.
  106. , Ю. М. История культуры: движение в будущее Текст. /Ю. М. Лотман // Советская культура- 1987, — 7 янв.
  107. Лукач, Д К онтологии общественного бытия. Пролегомены Текст. / Дьердь Лукач — пер. с нем. И. Н. Буровой — М. А. Журинской.- М.: Прогресс, 1991.-410 с.
  108. Лукач, Д Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества Текст. / Дьердь Лукач.- М.: Наука, 1987.- 614 с.
  109. , Д. Своеобразие эстетического Текст. В 4 т. Т. 1 / Д. Лукач — пер. с нем. К. М. Долгова.- М.: Прогресс, 1985.- 333 с.
  110. , Д. Своеобразие эстетического Текст. В 4 т. Т. 2 / Д. Лукач — пер. с нем. К. М. Долгова.- М.: Прогресс, 1986.- 467 с.
  111. , Д. Своеобразие эстетического Текст. В 4 т. Т. 3 / Д. Лукач — пер. с нем. К. М. Долгова, — М.: Прогресс, 1986.- 467 с.
  112. Лукач, Д Своеобразие эстетического Текст. В 4 т. Т. 4 / Д. Лукач — пер. с нем. К. М. Долгова, — М.: Прогресс, 1987.- 571с.
  113. , А. М. Англо-американская университетская проза (проблема эволюции и типологии) Текст. / А. М. Люксембург.- Дис. докг. филол. наук.- Росгов-на-Дону, 1988.- 400 с.
  114. , В. Я. Поэтика исторического романа: проблема инварианта и типология жанра Текст. / В. Я. Малкина.- Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002.- 140 с.
  115. , Н. Б. Эстетика постмодернизма Текст. / Н. Б. Маньковская.- СПб.: Алетейя, 2000.- 347 с.
  116. , Е. В. Ж. Делёз как историк философии Текст. / Е. В. Мареева // Вопросы философии.- 2003.- № 8.- С. 157−170.
  117. , Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда Текст. / Герберт Маркузе — пер. с англ. А. А. Юдина-Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995.- 313 с.
  118. , О. Ю. Поэтика трилогии Дэвида Лоджа (романы «Академический обмен», «Мир тесен», «Прекрасная работа») Текст. / О. Ю. Масляева- Дис. канд. филол. наук.- Н. Новгород, 2002.- 172 с.
  119. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия Текст. / Морис Мерло-Понти — пер. с фр. И. С. Вдовиной.- СПб.: Ювента: Наука, 1999.606 с.
  120. , Е. Г. Своеобразие романтического дуализма Текст. / Е. Г. Милюгина- Автореф. дис. канд. филол.наук.-Тверь, 1998.- 24 с.
  121. , Е. Г. Своеобразие романтического дуализма Текст. / Е. Г. Милюгина- Дис. канд. филол. наук.- Тверь, 1998.- 206 с.
  122. , Н. П. Пути развития английского романа 1920−1930-х годов. Утрата и поиски героя Текст. / Н. П. Михальская, — М.: Высшая школа, 1966.- 270 с.
  123. , Ч. У. Основания теории знаков Текст. / Ч. У. Моррис // Семиотика- под ред. Ю. С. Степанова.- М.: Радуга, 1983.- С. 37−90.
  124. , Т. JI. Зарубежный роман сегодня Текст. / Т. JI. Мотылева- М.: Советский писатель, 1966, — 472 с.
  125. , Я. Ю. Мифопоэтика в современном английском романе (Д. Варне, А. Байетт, Д. Фаулз) Текст. / Я. Ю. Муратова.- Дис. докг. филол. наук.- М., 1999.- 240 с.
  126. Называть вещи своими именами Текст. / под ред. JT. Г. Андреева. -М.: Прогресс, 1986.- 640 с.
  127. , В. А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия Текст. / Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999.- 308 с.
  128. , А. И. Культурология Текст.: учебник / А. И. Пигалев.-Волгоград: Изд-во ВГУ, 1998.- 420 с.
  129. Платон. Государство Текст. / Платон // Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3.- М.: Мысль, 1994.- С. 79−421.
  130. Платон. Политик Текст. / Платон // Платон. Сочинения в трех томах. Т. 3.- Ч. 2.- М.: Мысль, 1971.- С. 9−82.
  131. Платон. Софист Текст. / Платон // Платон- пер. с древнегр. С. А. Ананьина. Сочинения в четырех томах. Т. 2.- М.: Мысль, 1993.- С. 275 346.
  132. , А. А. Теоретическая поэтика Текст. / А. А. Потебня.- М.: Высшая школа, 1990.- 342 с.
  133. , Ю. С. Исторический роман постмодернизма (Австрия, Великобритания, Германия, Россия) Текст.: монография / Ю. С. Райнеке.- М.: Изд-во Научного центра славяно-германских исследований, 2002.-112 с.
  134. , Ю. С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия) Текст. / Ю. С. Райнеке. -Дис. канд. филол. наук.- М., 2002.- 211 с.
  135. , Ф. Интерпретирующая семантика Текст. / Франсуа Растье — пер. А. Е. Бочкарева.- Нижний Новгород: Деком, 2001, — 368 с.
  136. , В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста Текст. / В. П. Руднев.- М.: Аграф, 2000.- 428 с.
  137. , М. JI. Перед лицом правды Текст. / М. Л. Рудницкий.-М.: Знамя, 1987.- 125 с.
  138. , П. Н. Филология и культурология Текст. / П. Н. Саккулин.- М.: Высшая школа, 1990.- 240 с.
  139. Самые красивые города Европы. Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность Текст. / пер. с нем. М. Жданова- М.: [БММАО], 2000.- 479 с.: ил.
  140. , В. В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда Текст.: к проблеме британского постмодернизма / В. В. Струков.- Воронеж: Полиграф, 2000.- 182 с.
  141. , О. А. 100 писателей Великобритании Текст. / О. А. Судленкова, JI. П. Кортес.- Минск: Вышэйшая школа, 1997.- 247 с.
  142. , В. М. Типология модернизма в Западной Европе и США: культурологический аспект Текст. / В. М. Толмачев // Современный роман. Опыт исследования — под ред. Е. А. Цургановой.- М.: Наука, 1990.- С. 213−232.
  143. Философия культуры. Становление и развитие Текст. / под ред. М. С. Кагана — Ю. В. Перова — В. В. Прозерского — Э. П. Юровской.- СПб.: Лань, 1998.-448 с.
  144. , С. Н. Современный английский роман: формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники Текст. / С. Н. Филюшкина- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988.- 182 с.
  145. , Ж. Е. Интертекстуальность как средство воплощения иронии в современном английском романе Текст. / Ж. Е. Фомичева.-Дис. канд. филол. наук.- СПб.: 1992.- 223 с.
  146. , В. А. Человек в мире культуры Текст.: учеб. пособие по культурологии / В. А. Фортунатова- Н. Новгород: Изд-во НПТУ, 1998.-99 с.
  147. Французская философия и эстетика XX века Текст. / под ред. П. Мореля.- М.: Искусство, 1995.- 269 с.
  148. , Ф. Конец истории? Текст. / Френсис Фукуяма // Вопросы философии.- 1990.- № 3.- С. 134−148.
  149. , М. А. Лукач Текст. / М. А. Хевеши // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 2.- М.: Мысль, 2001.- С. 457.
  150. Хейзинга, Й. Homo Ludens: опыт определения игрового элемента культуры Текст. / Йохан Хейзинга — пер. с нидерл. В. В. Ошиса- М.: Прогресс- Прогресс-Академия, 1992.- 412 с.
  151. , М. Диалектика просвещения Текст. / Макс Хоркхаймер, Теодор В. Адорно.- М. СПб.: Медиум, 1997.- 310 с.
  152. , К. М. Культурология. Энциклопедический словарь Текст. / К. М. Хоруженко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 456 с.
  153. , Е. А. Введение Текст. / Е. А. Цурганова // Современный роман. Опыт исследования — под ред. Е. А. Цургановой.- М.: Наука, 1990.- С. 3−25.
  154. , М. А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира Текст. / М. А. Чешков // Вопросы философии.- 1995.-№ 4.- С. 24−34.
  155. , Н. Ф. «Эстетика возможного» в пьесах Р. Десноса и Э. Ионеско: «Площадь звезды», «Лысая певица» Текст. / Н. Ф. Швейбельман // Вестник Московского университета. Филология.- Сер. 9.-М., 2003.-№ 4.- С. 59−70.
  156. , А. П. Современный английский роман Текст. / А. П. Шишкин.- М.: Высшая школа, 1983.- 103 с.
  157. , М. Космос и история Текст. / Мирча Элиаде — пер. с франц. и англ. Н. Я. Дарагана.- М.: Просвещение, 1987.- 311 с.
  158. Энциклопедический словарь по культурологии Текст. / под ред. А А. Радугина.- М.: Центр, 1997.- 478 с.
  159. , М. Истоки и смысл русского постмодернизма Текст. / М. Эпштейн // Знамя.- 1996.- № 8.- С. 166−189.
  160. , М. Прото-, или Конец постмодернизма Текст. / М. Эпштейн И Знамя.- 1996.- № 3.- С. 196−209.
  161. Эти загадочные англичанки Текст. / под ред. Е. Ю. Гениевой.- М.: Прогресс, 1992.- 503 с.
  162. , К. Смысл и назначение истории Текст. / Карл Ясперс.- М.: Республика, 1994.- 527 с.
  163. Bradbury, М. Cuts Text.: a novel / Malcolm Bradbury.- London: Arrow books, 1988.- 127 p.
  164. Bradbury, M. Doctor Criminale Text.: a novel / Malcolm Bradbury. -New York: VIKING, 1992.- 345 p.
  165. Bradbury, M. The history man Text.: a novel / Malcolm Bradbury.-London: Seeker & Warburg, 1975.- 229 p.
  166. Bradbury, M. To the Hermitage Text.: a novel / Malcolm Bradbury.-London: Picador, 2001, — 498 p.
  167. Bradbury, М. All dressed up and nowhere to go. The poor man’s guide to the affluent society Text. / Malcolm Bradbury.- London — Parrish, 1962,-lllp.
  168. Bradbury, M. Campus fictions Text. / Malcolm Bradbury // No, Not Bloomsbury.- London: Andre Deutsch, 1987.- P. 329−336.
  169. Bradbury, M. Dangerous pilgrimages: Trans-atlantic mythologies & the novel Text. / Malcolm Bradbury.- London: Seeker & Warburg, 1995.- 514 p.
  170. Bradbury, M. My Strange Quest for Mensonge Structuralism’s Hidden Hero Text. / Malcolm Bradbury, Michel Tardieu.- London: ANDRE DEUTSH, 1987.- 104 p.
  171. Bradbury, M. The Modern Comic Novel in the 1920s: Lewis, Huxley, and Waugh Text. / Malcolm Bradbury // Possibilities. Essays on the State of the Novel.- London: Oxford University press, 1973.- P. 140−167.
  172. Bradbury, M. The modern world: Ten great writers Text. / Malcolm Bradbury.- London: Seeker & Warburg, 1988.- 294 p.
  173. Bradbury, M. The Novel and Its Poetics Text. / Malcolm Bradbury // Possibilities. Essays on the State of the Novel.- London: Oxford University press, 1973.- P. 275−293.
  174. Bradbury, M. The Open Form: The Novel and Reality Text. / Malcolm Bradbury // Possibilities. Essays on the State of the Novel.- London: Oxford University press, 1973.- P. 3−31.
  175. Bradbury, M. What is a Novel? Text. / Malcolm Bradbury.- Bristol: WESTERN PRINTING SEAVICES ltd, 1969.- 72 p.
  176. Brannigan, J. Orwell to the Present: Literature in England, 1945−2000 Text. / John Brannigan.- New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2003.244 p.
  177. Burgess, A. The Novel To-Day Text. / A. Burgess.- London: Longmans, Green & Co, 1963.- 53 p.
  178. Carter, I. Ancient cultures of conceit British university fiction in the post-war years Text. / Ian Carter.- London and New York Routledge, 1990.311 p.
  179. Esty, J. A shrinking island: Modernism and national culture in England Text. / Joshua Esty.- Princeton: Princeton university press, 2004.- 285 p.
  180. Larrissy, E. Romanticism and postmodernism Text. / Edward Larrissy.-Cambridge university press, 1999.- 238 p.
  181. Latham, S. Am I a snob?: Modernism and the novel Text. / Sean Latham.- Ithaca: Cornell university press, 2003.- 240 p.
  182. Leader, Z. On Modern British Fiction Text. / Zachary Leader. -OXFORD University press, 2002.- 319 p.
  183. Lindsay, J. Decay and renewal: Critical essays on 20th century writing Text. / Jack Lindsay.- Sydney — London Wild & Wolley — Lawrence & Wishart, 1976.- 447 p.
  184. Lodge, D. The novelist at the cross-roads and other essays on fiction and criticism Text. / David Lodge.- London: Routledge & Kegan Paul, 1971.297 p.
  185. McEwan, N. Perspective in British historical fiction today Text. / Neil McEwan.- London: Macmillian, 1987.- 207 p.
  186. Morace, R. A. The Dialogic Novels of Malcolm Bradbury and David Lodge Text. / Robert A. Morace.- Southern Illinois University Press Carbondale and Edwardsville, 1989.- 223 p.
  187. Pykett, L. Engendering fiction: The English novel in the early twentieth century Text. / Lyn Pykett.- London: Arnold, 1995.- 175 p.
  188. Stevenson, R. A Reader’s Guide to the Twentieth Century Novel in Britain Text. / Randall Stevenson.- New York, London, Toronto, Sydney, Tokyo, Singapore, 1993.- 178 p.
  189. Twentieth Century English Literature: A Soviet View Text. / designed by A. Moiseyev.- M.: Progress, 1982.- 477 p.
  190. Vernant, J.-P. Myth and Thought among the Greeks Text. / J.-P. Vernant.- London: Routledge and Kegan Paul, 1983, — 292 c.
  191. Ward, A. C. Twentieth Century Literature: 1901−1950 Text. / A. C. Ward.- London: Methuen & Co, 1959.- 248 p.
Заполнить форму текущей работой