Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эстетика и поэтика символизма в лирике В.Я. Брюсова, 1892-1909 годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, многие работы, в которых изучается лирика В .Я. Брюсова, на сегодняшний день устарели. Хотя их темы продолжают оставаться актуальными, решения, предложенные авторами в разное время, нуждаются в пересмотре. Некоторые исследования, наряду с содержащимися в них ценными наблюдениями, содержат идеологические оценки, затрудняющие понимание некоторых особенностей творчества В. Я. Брюсова… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Специфика эстетической концепции символизма в творчестве В.Я. Брюсова
    • 1. 1. Роль поэта в становлении раннего русского символизма
    • 1. 2. Проблема лирического героя: эстетический ракурс
    • 1. 3. Поэтическая техника символизма
  • 2. Жанровое своеобразие лирики В .Я. Брюсова
    • 2. 1. Вклад поэта в разработку традиционных жанров (послание, элегия, сонет, урбанистическая поэзия, пейзажная лирика, баллада)
    • 2. 2. Становление новых жанровых форм в лирике В. Я. Брюсова лирический цикл и книга стихов)
  • 3. Особенности поэтического стиля В.Я. Брюсова
    • 3. 1. Лексико-синтаксическая организация поэтических произведений
    • 3. 2. Стиховая культура поэта
    • 3. 3. Особенности композиции лирических стихотворений

Эстетика и поэтика символизма в лирике В.Я. Брюсова, 1892-1909 годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В.Я. Брюсов — синкретический феномен творческой личности, явленной в культуре Серебряного века во множестве ролей. Поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, история и теория литературы и культуры, переводческая, редакционная и издательская деятельность, организация литературной жизни России рубежа XIX—XX вв.еков — все это сферы проявления многогранного таланта В .Я. Брюсова, составившего фундамент его славы уникального художника, яркой человеческой индивидуальности, культовой фигуры русского символизма.

Тема данного диссертационного исследования связана с периодом творчества поэта 1892−1909 годов. Проблема периодизации не является предметом этой работы, но в нашу задачу входит дать определенную классификацию. Существует традиционная периодизация, ведущая свое начало от монографии Д. Е. Максимова «Брюсов. Поэзия и позиция» (1986), представляющая: 1)1892−1897-е годы- 2) 1900;1909;е годы- 3)1912;1919;е годы- 4) 1921;1924;е годы [124]. Позже МЛ. Гаспаров в статье «Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец (1910;1920;е годы)» (1997) предложил несколько иную периодизацию. Исследователь кладет в ее основу статистический принцип: интенсивность творчества, некоторые стилистические предпочтения и, прежде всего, стиховедческие искания. «У Брюсова было два периода, — полагает M.JI. Гаспаров, — когда стих был главной (или одной из главных) областью его экспериментов. Первыйкороткий, конец 1890-х годов. Второй — затянувшийся, приблизительно 19 141 920;е годы. В остальное время для Брюсова важнейшей задачей был не стих, а стиль. 1900;е годы — это стиль «классического» Брюсова «Urbi et orbi» и «Stephanos» /./ 1920;е годы — это стиль «позднего Брюсова» [61, с.399]. О. А. Клинг предлагает в статье «Брюсов: Через эксперимент к «неоклассике» «(1992) свою периодизацию творчества поэта. В основу ее он кладет соотношение традиции и новаторства в лирике В. Я. Брюсова. Исследователь полагает, что следует выделять три этапа в творческой эволюции поэта. Первый — началосередина 90-х годов, когда в художественном мире В. Я. Брюсова довлеет установка на новизну. Второй — конец 90-х — середина 900-х годов, когда соотношение традиции и новаторства достигает равновесия. Третий период охватывает конец 1900;х — 1910;е годы, когда В. Я. Брюсов сознательно погружается в стихию «неоклассики». Исключением, по мнению О. А. Клинга, является послереволюционное время: поэт поддается общему упованию тех лет на создание принципиально нового искусства [104, с.265- 266]. Мы в своей работе опираемся на традиционную периодизацию: предметом нашего внимания является лирика В. Я. Брюсова 1892 — 1909 годов. Данный факт объясняется тем, что именно в это время создаются наиболее оригинальные и эстетически значимые произведения поэта. Впоследствии эстетическая ценность лирики В. Я. Брюсова постепенно снижается и нередко ее темы, мотивы, стилистические средства начинают повторяться. О самоповторении Брюсова говорит и современная поэту критика [160, с.76] и исследователи его творчества [124, с.163- 61, с.400].

Важность данного исследования связана с тем, что в настоящее время отечественное литературоведение стремится к преодолению прошлых упущений в отношении творчества многих поэтов Серебряного века, к выявлению бывших до недавнего времени бледными страниц жизни и творчества и малоизвестных и признанных авторов. Наследие многих из них продолжает оставаться малодоступным широкой читательской аудитории в силу сложности восприятия художественного текста, отмеченного высокой степенью литературности. Так возникает своеобразный парадокс: существует большое количество работ о творчестве В. Я. Брюсова и, тем не менее, образ его поэзии не вполне сложился в сознании читателей. Этот факт отмечает Н. А. Богомолов в своей статье «» Мы — два грозой зажженные ствола". Эротика в русской поэзии — от символистов до обэриутов" (1999): «.вряд ли мы ошибемся, если скажем, что для большинства современных читателей его (Брюсова — Е.К.) стихи кажутся холодноватыми, сухо-мастеровитыми откровенно говорящими, сколько сил и старания пошло на их отделку, поиск формы [45, с.226].

Кроме того, многие работы, в которых изучается лирика В .Я. Брюсова, на сегодняшний день устарели. Хотя их темы продолжают оставаться актуальными, решения, предложенные авторами в разное время, нуждаются в пересмотре. Некоторые исследования, наряду с содержащимися в них ценными наблюдениями, содержат идеологические оценки, затрудняющие понимание некоторых особенностей творчества В. Я. Брюсова. Известно, что в работах, отмеченных влиянием вульгарного социологизма, в центре внимания ученых стояла проблема влияния социально-экономических факторов на творчество писателя или, шире, на художественный процесс. При этом мало внимания уделялось таким $ категориям, как «эстетические взгляды» и «идиостиль». По мнению Ю. Борева, «вульгарный социологизм односторонне сосредоточивал свое внимание на историзме общественных причин, вызывающих развитие литературы, на историческом соотношении экономики и литературы» [48, с. 113]. Особенно пострадал от несправедливых идеологических оценок изучаемый нами хронологический отрезок творчества В. Я. Брюсова, который во многих работах называется упадочным, не имеющим почти никакой эстетической ценности. Поэта нередко обвиняли в том, что он отказывался изображать в своей ранней лирике реальную жизнь, осуждался его пристальный интерес к внутреннему миру человека (и, как результат, усиление эротической темы в его стихах), установка на элитарность и эпатаж, стремление реформировать современный ему поэтический язык. Мы полагаем, что настало время освободиться от идеологических штампов и обратить внимание, прежде всего, на эстетические достоинства художественных произведений.

Своевременность данного исследования также связана с тем, что в настоящее время вновь обострился интерес к литературе рубежа XIX—XX вв.еков. Мы полагаем, этот интерес особенно касается литературы модернизма. Данный факт можно объяснить, на наш взгляд, своеобразной реакцией отторжения реализма, господствующего в русской литературе на протяжении многих десятилетий. Кроме того, именно сейчас мы получили возможность познакомиться с обширной переводной научной и мемуарной литературой о жизни и творчестве поэтов Серебряного века, почти недоступной ранее в силу известных обстоятельств.

Одним из самых противоречивых и загадочных явлений этого периода справедливо считается русский символизм, что связано с несколькими причинами. Во-первых, символизм целостным литературным течением с единой эстетической программой так и не стал. Внутри его оформилось несколько самостоятельных групп. По внешним признакам принято выделять в нем два основных этапа — «старших символистов» 1890-х годов и «младосимволистов» 1900;х годов (данную точку зрения оспаривает И. В. Корецкая [113, с.690]), а также два организационно-географических полюса — петербургский символизм и московский символизм. Если московская группа 90-х годов, сложившаяся вокруг В. Я. Брюсова, ограничивала задачи нового движения рамками собственно литературы (т.е. ставила цель — создать новую литературную школу), то петербуржцы во главе с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус отстаивали приоритет нового религиозно-философского мышления в символизме. «Младосимволисты» в свою очередь видели в символизме, прежде всего теургию, некую особую религию, которая с помощью искусства смогла бы преобразовать мир (против такой точки зрения возражал В. Я. Брюсов в статье «О „речи рабской“ в защиту поэзии» (1910)). Во-вторых, взгляды поэтов и прозаиков на символизм подвергались постоянной эволюции. Тот же В. Я. Брюсов, отстаивающий понимание символизма как новой литературной школы, в 1904 году сближается с «младо-символистами» (статья «Ключи тайн»).

Исключительная роль В. Я. Брюсова в истории раннего русского символизма не раз отмечалась исследователями. Д. Е. Максимов в монографии, посвященной поэту, так определил эту роль: «Хотя в высказываниях Мережковского и Минского основные моменты символистской идеологии выявились несколько раньше, чем у Брюсова, вопрос о символизме как о литературной школе был поставлен именно им» [126, с. 15]. Английская исследовательница А. Пайман в книге, посвященной истории символизма в России, называет Брюсова «организатором русского символизма» [143, с.67], который «фактически изобрел школу» [143, с.67]. Представитель младшего поколения символистов Андрей Белый полагал, что «Брюсов один организовал символизм в России» [117, с.7]. Особая роль поэта заключается, прежде всего, в том, что, встав с самого начала во главе русской символистской школы, он оказал несомненное влияние на ее дальнейшее развитие. Его программные статьи дали идейную опору символизму, а его поэтические эксперименты имели большое значение для формирования общесимволистского «набора» художественных средств и «общих мест» символистской поэтики. Вклад В. Я. Брюсова в разработку теоретических проблем символизма будет рассматриваться в первой главе нашего исследования («Специфика эстетической концепции символизма в творчестве Брюсова»).

Значимость данной работы определяется еще и тем, что в настоящее время вновь возрос интерес к художественному произведению как к явлению искусства, как к факту истории словесности. В критике и в литературоведении сейчас все более настойчиво на первый план выдвигается изучение вопросов исторической и теоретической поэтики в широком значении этого слова. Изучение художественных произведений (в нашей работе — стихотворений В.Я. Брюсова) ставит историю литературы в один ряд с другими науками об искусстве, от которых она, как считает В. М. Жирмунский, «отличается особыми свойствами принадлежащего ей художественного материала и приемов его обработки» [90, с.198]. В условиях возрождения интереса к художественному произведению как к явлению искусства исследование поэтики лирики В. Я. Брюсова представляется нам весьма важным и своевременным. При определении задач поэтики мы опираемся на труды представителей формальной школы и близких к ней ученых. Так, Б. В. Томашевский полагает, что «задачей поэтики /./ является изучение способов построения литературных произведений» [165, с.22]. Близко ему и определение В. М. Жирмунского: «Наша задача при построении поэтики — исходить из материала вполне бесспорного и независимо от вопроса о сущности художественного переживания изучать структуру эстетического объекта, в данном случае — произведения художественного слова» [92, с.35]. Не противоречит им и более позднее определение В. В. Виноградова: «Одна из важнейших задач поэтики — изучение принципов, приемов и законов построения словесно-художественных произведений разных жанров в разные эпохи, разграничение общих закономерностей или принципов такого построения и частных, специфических, типичных для той или иной национальной литературы, исследование взаимодействий и соотношений между разными видами и жанрами литературного творчества, открытие путей исторического движения различных литературных форм» [53, с. 170]. Кратким, но емким является определение поэтики, предложенное авторским коллективом учебника «Основы литературоведения» под редакцией В. П. Мещерякова: поэтика — это «выявление индивидуальной системы всех эстетически значимых элементов произведения» [142, с.6]. Сразу оговоримся, что изучение поэтики предполагает использование комплексной лингво-литературоведческой методики, которая в последнее время в филологических исследованиях приобретает все большее значение. По мнению В. В. Виноградова, «в области поэтики (изучении стиля) литературоведческие методы скрещиваются с лингвистическими и обогащаются [53, с.255]. Подобный взгляд разделяет и P.O. Якобсон: «Лингвист, глухой к поэтической функции речи, и литературовед, равнодушный к лингвистическим проблемам, — вопиющий анахронизм» [77, с. 10].

Особый интерес представляет вопрос о жанровом своеобразии лирики В. Я. Брюсова. Не вызывает сомнения тот факт, что произведениям того или иного поэта или прозаика присуща своя система жанров. Мы, вслед за П. Н. Медведевым, считаем, что каждый художественный текст должен быть интерпретирован с учетом специфики выбранного жанра [129, с.175]. Лирика в этом плане особенно консервативна: она воплощает поэтическую информацию, следовательно, все ее составные элементы заранее ожидаемы и вместе с тем неожиданны. Эта двойственность жанра впервые была отмечена М. М. Бахтиным в работе «Проблемы поэтики Достоевского» (1963) [39, с. 141]. Лирические жанры в литературе конца XIX — начале XX века претерпевают существенную трансформацию, являющуюся естественным процессом их дальнейшего развития. При анализе лирики поэтов Серебряного века вообще, а В. Я. Брюсова, в частности, исследователь, сталкивается с особым затруднением, которое возникает у каждого, кто пытается дифференцировать ее жанровые разновидности. Сделать это не всегда возможно, т.к. существует огромное количество стихотворений с гибкими синтетическими формами, размытыми жанровыми признаками, а классические жанровые формы со строго регламентированной структурой используются поэтами все реже и реже. Взаимопереходность, живой калейдоскоп лирического мира В. Я. Брюсова затрудняет определение границ жанра. Кроме того, в его поэтическом творчестве большую роль начинают играть такие жанровые формы, как лирический цикл и книга стихов. Поэтому исследователю важно выбрать правильное направление анализа. В связи с этим мы вводим в свою работу анализ основных жанровых теорий, сложившихся в отечественном литературоведении. Рассмотрению ведущих жанров лирики поэта посвящена вторая глава данной диссертации («Жанровое своеобразие лирики В.Я. Брюсова»).

В третьей главе нашего исследования («Особенности поэтического стиля В.Я. Брюсова») нами будет рассмотрен идиостиль поэта. Здесь же мы попытаемся определить: в какой степени теоретический канон, выработанный литерао турной школой, к которой принадлежит поэт, влияет на его творчество? При решении данной задачи исследователю следует избегать крайностей. Не следует забывать об индивидуальности: прежде всего о вкусе и о внутренней культуре поэта, а также о литературной традиции. В данной главе будет предложено исследование того, как эстетические принципы символизма проявляются на уровне языка (лексики, синтаксиса), стиха и композиции стихотворений В. Я. Брюсова.

Актуальность нашего исследования вытекает, прежде всего, из необходимости выявления основных принципов эстетики и поэтики символизма в лирике В. Я. Брюсова, т.к. это дает возможность выйти и на историю символистского литературного течения, на его теорию и поэтику. При этом отметим, что создаваемая во второй половине XX века общими усилиями исследователей-гуманитариев история раннего русского символизма, при всей значительности уже имеющихся научных достижений, до сих пор не представлена в более или менее завершенном виде и является, по-видимому, делом не близкого будущего. Среди наиболее интересных и важных проблем, решение которых как раз и приближает завершение выше обозначенного научного проекта, и оказывается осмысление творческого наследия В. Я. Брюсова — теоретика и практика символизма в России.

Степень научной разработанности проблемы. Творческое наследие поэта очень велико, равно как и число работ, посвященных его изучению. Лирика В. Я. Брюсова с момента своего появления в печати привлекла внимание критики. Публикуя в 1894−1894-е годы свои первые поэтические произведения, Брюсов не ставил задачей эпатаж публики, как посчитала прижизненная критика и некоторые поздние исследователи, например, Д. Е. Максимов [124, с.8−9]. Отсутствие данной попытки подтверждают дневниковые записи поэта и некоторые ученые, подробно изучившие архивные документы В. Я. Брюсова, например, В. Дронов [89, с. З]. Поэтому шквал критики, встретившей выпуски «Русских символистов», был неожиданным для самого поэта, хотя и отвечал некоторым его устремлениям — получить известность, прежде всего. После выхода в свет первого сборника «Русские символисты» (1894) в течение короткого времени в прессе появляются: «Маленький Фельетон» (1894), пародировавший форму и стиль символистских стихов- «Проза и поэзия жизни» (1894) — статья за подписью Бенедиктина, в которой символисты упрекались в публикации «бессмыслицы, вызванной нагромождением противоречивых образов» [42, с.256], и, наконец, категорически отрицательный отзыв был дан в большой рецензии А. А. Коринфского. Подобным же образом дело обстояло и после публикации второго выпуска «Русских символистов» (1894): авторов этой книги называли «поэтами-симулянтами, соревнующимися в своей славе с Геростратом» [151, с.74]. Все упреки, касающиеся данных выпусков, в какой-то мере удалось обобщить B.C. Соловьеву [54] - это подражательность русским и зарубежным образцам, нагромождение нелепых образов, не вызывающих у читателя никаких чувств и не передающих никакого смысла, злоупотребление иноязычными словами и т. д.

Если останавливаться на критических отзывах в прессе, последовавших за публикацией «Chefs d’oeuvre» (1895) и «Me eum esse» (1896) — сольных книг В. Я. Брюсова, то можно заметить их очевидное однообразие. Многочисленные рецензенты и критики обращаются, прежде всего, к форме стихов поэта, не пытаясь определить их смысловую ценность — либо совершенно игнорируя ее, либо прямо отвергая. Примером тому может служить рецензия A.JI. Волынского, который полагает, что в лирике В. Я. Брюсова отсутствуют какие-либо поэтические достоинства. Рецензент отмечает, что стихи поэта не поднимаются над уровнем «ординарной версификации» [57, с.414]. В какой-то мере это отношение определяет дальнейший подход критики к раннему творчеству В. Я. Брюсова: он сказался и на оценке JI.H. Толстого, который в черновых материалах к трактату «Что такое искусство?» писал: «Один в Москве написал целый том совершенной бессмыслицы (там есть, например, стихотворение из одного стиха: „Ах, закрой свои бледные ноги“), и так и осталось неизвестно, мистицирует он публику /./ или он сам душевно больной.» [26, с.321], эта запись относится к 1898 году.

В 1900;е годы начинается новый этап в творчестве В. Я. Брюсова. Это отмечает и современная поэту критика. Все чаще наряду с отрицательными отзывами встречаются положительные. Так, В.В. С-кий в рецензии на книгу поэта «Urbi et orbi» (1903) отмечает перелом в творчестве Брюсова, говорит о шаге поэта вперед по отношению к своему прежнему творчеству. Многие деятели искусства акцентируют внимание на художественных достоинствах книг «Urbi et orbi» и «Stephanos». Так, А. Белый говорит о целостности поэзии Брюсова, о чеканности его стихаА.А. Блок обращает внимание на единство книги «Urbi et orbi», на богатство поэтических размеровН.С. Гумилев называет В. Я. Брюсова «мастером формы» [84, с.5]. Книга «Все напевы» получила высокие оценки критики, которая отмечала богатство рифмы, ритмики и строфики. Однако уже С. Соловьев в 1909 году начинает говорить о перепевах Брюсовым собственного творчества [160, с.76]. Таким образом, критики и рецензенты одной из ведущих областей своего внимания делают поэтику лирики В. Я. Брюсова. Другой важнейшей проблемой, которая стала объектом интереса критики, стала проблема «Брюсов и символизм». Так, о необходимости исследовать символизм впервые заговорил Н. Ракшанин [150, с.2]. Другие критики (А. Богданович, Н. Абрамович, В. Чернов) называют В. Я. Брюсова главой новой поэтической школы и призывают считаться с новым литературным течением, представленным Брю-совым и Бальмонтом.

После краткого анализа прижизненных критических работ, посвященных изучению творчества В. Я. Брюсова, мы можем сделать следующий вывод: критиками было накоплено множество ценных замечаний, касающихся лирики поэта, впервые были поставлены некоторые проблемы, которые впоследствии разрабатывались в академическом литературоведении (например, «поэтика Брюсова», «Брюсов — глава литературной школы»). Однако целостного изучения данных вопросов предложено не было. Это стало задачей последующих исследователей.

Еще при жизни В. Я. Брюсова совокупность исследований творчества по- -эта оформилась в самостоятельный пласт науки о литературе — брюсоведение. Исследование лирики В. Я. Брюсова развивалось в самых разных жанрах — предисловия к собраниям сочинений, вступительные статьи к сборникам стихотворений, очерки, критические и литературно-критические статьи, монографии. Круг работ, связанных с нашей проблемой, можно разделить на три большие группы.

Одна касается проблем литературного и культурного процесса рубежа веков (работы К. Локса, Б. В. Михайловского, В. Дронова, С. Д. Абрамовича, В. К. Размахниной, Л. К. Долгополова, В. Гофмана, В. Асмуса, Н. А. Богомолова, О. А. Клинга, С. Ильинской, Л. А. Колобаевой, П. П. Громова, А. Волкова, С.П. Бави-на и И. В. Семибратовой, В. В. Мусатова, Л. Я. Гинзбург, А. Пайман, С.Л. Сло-боднюка).

Во второй круг исследований входят работы, связанные с осмыслением проблемы «поэт и течение». В этом ряду можно выделить как уже ставшие классическими (работы Эллиса (J1.J1. Кобылинского), Н. К. Гудзия, Б. В. Михайловского, Д. Е. Максимова, И.М. Машбица-Верова), так и новейшие работы (В. Дмитриева, Э. Метца, О. А. Клинга, А. Ханзена-Леве, С. И. Гиндина, И.В. Ко-рецкой, М. Л Гаспарова, Т.В. Михайловой). Сюда же можно отнести труды, так или иначе связанные с проблемой «Брюсов и символизм» (работы Т. П. Захаровой, М. А. Шаповалова, И. Поступальского, А. В. Геворкяна, Н. С. Бурлакова, К. С. Сатарова, С. И. Гиндина, И. С. Приходько, Г. Лелевича).

К третьему кругу работ относятся исследования, посвященные проблеме поэтики лирики В .Я. Брюсова. Здесь необходимо выделить несколько групп: 1) изучение поэтического языка В. Я. Брюсова (труды А. Шемшурина, В. М. Жирмунского, С. И. Гиндина, М. Л. Гаспарова, Н. А. Басилая, М. Петрова, Т. Анчуго-вой, В. Никитина) — 2) рассмотрение некоторых жанров лирики поэта (работы К. Герасимова, Л. Г. Кихней, А. Э. Зелинского, В. В. Абашева, В. Благонравова, Н.В. Протасовой) — 3) анализ некоторых особенностей индивидуального стиля В. Я. Брюсова (труды Л. П. Гроссмана, В. М. Жирмунского, Ю.Н. Тынянова) — 4) исследование ритмико-интонационных особенностей стиха поэта (работы Д. Е. Максимова, Б. Е. Холшевникова, П. А. Руднева, М. Л. Гаспарова, С. И. Гиндина, О. А. Кармановой, О. И. Федотова, С.И. Кормилова).

С начала 90-х годов XX века осуществляется фактически новое открытие В. Я. Брюсова на уровне мемуарной и зарубежной научной литературы (З.Н. Гиппиус, В. Ф. Ходасевич, И. Н. Розанов, В. Ф. Саводник, Н. Валентинов, К.В. Мочульский). В особый ряд можно выделить особую жанровую разновидность исследования — анализ одного стихотворения (М.Л. Гаспаров, М. М. Гиршман, В. Дмитриев).

После обзора работ, посвященных творчеству В. Я. Брюсова, мы можем сделать следующий вывод: традиция изучения лирики поэта в отечественном литературоведении не прерывалась, что нельзя сказать о творчестве большинства поэтов и прозаиков рубежа XIX — XX веков. Однако многие исследования несут на себе печать господствующей в то время идеологии, что несколько снижает их ценность. Целостного анализа творчества В. Я. Брюсова в аспекте поэтики и эстетики символизма до сих пор не сделано.

Объектом исследования являются семь поэтических книг («Juvenilia», «Chefs d’oeuvre», «Me eum esse», «Tertia vigilia», «Urbi et orbi», «Stephanos», «Bee напевы»), литературно-эстетические манифесты, критические статьи, переписка В. Я. Брюсова и его дневниковые записи.

Предметом исследования является процесс формирования эстетической концепции символизма в творчестве В. Я. Брюсова, а также особенности его поэтики. Эстетика и поэтика символизма в лирике Брюсова изучается в нашей работе в непосредственной связи с общим процессом становления раннего русского символизма (творчество Д. С. Мережковского и К.Д. Бальмонта).

Цели и задачи диссертации. Основная цель данного исследования — на основе систематизации и анализа лирических текстов, литературно-эстетических манифестов и критических статей выявить основные принципы эстетики и поэтики символизма в лирике В. Я. Брюсова 1892 — 1909 годов. Достижение поставленной цели диктует решение следующих задач:

— определить вклад В. Я. Брюсова в разработку теоретических проблем символизма;

— проследить эволюцию эстетических взглядов поэта (1892 -1909 гг.);

— показать жанровое своеобразие лирики В. Я. Брюсова;

— исследовать особенности поэтического стиля В. Я. Брюсова на уровне лексики, синтаксиса, стиха и композиции.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка целостного исследования лирики В. Я. Брюсова в аспекте поэтики и эстетики символизма. Последнее не просто анализируется как неотъемлемая часть литературы рубежа XIXXX веков, но осмыслено в качестве одного из системообразующих факторов формирования символистской литературной школы в России. В связи с этим:

— обоснован выбор В. Я. Брюсова в качестве репрезентативной фигуры, чье творчество адекватно и полноценно отражает процессы, происходившие в русской литературе рубежа XIX — XX веков;

— осмыслена роль В. Я. Брюсова в формировании раннего русского символизма;

— прослежена эволюция эстетических взглядов поэта (1892 — 1909 гг.);

— показано жанровое своеобразие лирики В. Я. Брюсова;

— исследованы особенности поэтического стиля поэта (на уровне лексики и синтаксиса);

— проведен статистический анализ метрического и рифменного репертуара лирики В. Я. Брюсова (результаты оформлены в виде таблиц), а также рассмотрены особенности его поэтической фонетики, ритмики и строфики;

— определены композиционные особенности лирических стихотворений В. Я. Брюсова.

В теоретическую и методологическую основу работы положены важнейшие достижения русского литературоведения, отраженные в трудах В. М. Жирмунского, Ю. Н. Тынянова, Б. В. Томашевского, Б. М. Эйхенбаума, Л. И. Тимофеева, Л. Я. Гинзбург, M.JI. Гаспарова, В. В. Виноградова, Л. Г. Кихней, Ю. Б. Орлицкого, И. В. Фоменко, Л. Е. Ляпиной. Кроме этого, мы опирались и на достижения авторов, затрагивающих вопросы русской литературы рубежа XIXXX веков, в том числе исследователей творчества В. Я. Брюсова — Д. Е. Максимова, С. И. Гиндина, О. А. Клинга, И. В. Корецкой, А. Пайман, Л. П. Гроссмана, Л. А. Колобаевой, А. В. Геворкяна, Л. К. Долгополова, А. Ханзена-Леве, И. В. Корецкой.

В целях объективности исследования применялась методика многоплановых подходов к анализу на основе таких методов, как сравнительно-сопоставительный, лингвостилистический и статистический.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что работа дает возможность углубить представление как о В. Я. Брюсове — теоретике и практике символизма, так и об особенностях становления раннего русского символизма. Впервые предпринята попытка целостного исследования лирики В. Я. Брюсова в аспекте эстетики и поэтики символизма.

Практическая значимость. Диссертация может представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами поэтики и эстетики русского символизма. Основные положения и наблюдения могут быть использованы при изучении особенностей развития отечественной литературы рубежа XIX—XX вв.еков, при чтении курса лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для студентов, учебников и методических пособий по русской литературе рубежа веков для вузов и общеобразовательных школ, а также при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы работы были отражены в докладах на ежегодных Огаревских чтениях МГУ имени Н. П. Огарева (Саранск 2000, 2001, 2002 гг.), на ежегодных научных конференциях Молодых ученых (Саранск 2001, 2002, 2003 гг.), на конференции «Всероссийская научная молодежная школа» (Саранск 2001), на региональной научной конференции, посвященной доктору филологических наук, профессору С. С. Конкину (Саранск, 2002), при чтении спецкурса «Поэтическое творчество В.Я. Брюсова», а также в опубликованных работах. По теме диссертации опубликовано 10 статей.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы отнюдь не претендуем на то, что данный научный проект является «последним словом» по данной проблеме, но, тем не менее, полагаем, что к определенным выводам мы пришли.

Изучение эстетики и поэтики символизма в творчестве В. Я. Брюсова представляется нам особенно важным, потому что дает возможность: 1) преодолеть прошлые упущения в изучении наследия поэта, снять многочисленные идеологические акценты- 2) разрешить многие спорные проблемы, связанные с символизмом- 3) рассмотреть художественные тексты как явление искусства.

В первой главе данной диссертации мы определили вклад поэта в разработку теоретических проблем символизма. В истории русской литературы В. Я. Брюсов остался, прежде всего, как основатель, «мэтр» новой поэтической школы. Поэт был убежден, что от символизма необходимо отделять некоторые, несомненно чуждые ему элементы — мистицизм и спиритизм. Если в концепции Д. С. Мережковского и «младосимволистов» мистическое содержание художественных произведений — это одна из главных особенностей символизма, то для В. Я. Брюсова — это явление сопутствующее.

В.Я. Брюсов придерживается «светского» понимания категории символа. Символ для него является простым риторическим приемом, применимым к любому материалу. Основные способы создания символа у поэта — сквозные образы, тавтология, субстантивация прилагательных и наречий, размывание конкретного значения слов, оксюморон, обращение к словообразовательным возможностям слова. Отрицательное отношение поэта к аллегории, выраженное в его литературных манифестах, нередко противоречит его поэтической практике (так, излюбленным приемом В. Я. Брюсова является персонификация понятия путем графического выделения слов).

В.Я. Брюсов в своих эстетических декларациях неоднократно высказывает мнение об элитарности символистской поэзии. Символисты обращаются не ко всем, а к «посвященным», их поэзия рассчитана не на читателя-потребителя, а на читателя-соавтора, на читателя-сотворца.

Поэтическое творчество В .Я. Брюсова экстенсивно: он разрабатывает самые разные темы, пробует свои силы в различных жанрах, использует разнообразные изобразительно-выразительные средства.

Говоря о предшественниках новой литературной школы, поэт убедительно доказывает, что символистская школа сложилась под непосредственным влиянием русских поэтов XIX века (Ф.И. Тютчева, А. А. Фета, А. С. Пушкина, Н.А. Некрасова) и под влиянием французских символистов и парнасцев (Ш. Бодлера, Леконта де Лиля, д’Эредиа, П. Верлена, С. Малларме). Эта двойственность литературной ориентации резко выделяет позицию В. Я. Брюсова на фоне воззрений других ранних символистов (Д.С. Мережковский опирается, прежде всего, на отечественную традицию, К. Д. Бальмонт отрицает влияние французских символистов). Кроме того, В. Я. Брюсов в своих теоретических работах разграничивает понятия «лирика» и «поэзия», стремясь представить поэтов и прозаиков прошлого как предтеч символизма, сделать «далеких» — «близкими» .

Претерпевают значительную эволюцию и взгляды В. Я. Брюсова по вопросу об историческом месте новой литературной школы. От мысли о равноправии всех литературных школ поэт приходит к признанию абсолютного вершинного значения символизма, чтобы в конце своего творческого пути высказать мнение о том, что символизм — это всего лишь одна из литературных школ, расцвет и упадок которой связан с потребностями общества.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что импрессионизм как категория стиля относится к числу важнейших понятий, характеризующих поэтику и эстетику раннего символизма. Для В. Я. Брюсова импрессионизм имеет столь большое значение, потому что он открывает дорогу новым поэтическим приемам для передачи сложных душевных переживаний человека, живущего на рубеже XIX — XX веков. Если для Д. С. Мережковского импрессионизм — лишь одно из средств воплощения «русской меры религиозного чувства», то для Брюсова новые импрессионистические приемы — определяющая черта символизма. Концепция ВЛ. Брюсова в этом отношении близка теоретическим взглядам К. Д. Бальмонта. Различие между ними заключается ^ лишь в том, что Бальмонт оставался импрессионистом на протяжении всего своего творческого пути, а у Брюсова импрессионистические образы, за некоторым исключением, присутствуют в ранней лирике.

Взгляды В. Я. Брюсова на сущность поэзии претерпевают значительную эволюцию. В его статьях и трактатах последовательно сменяют друг друга концепции «искусства для искусства», «искусства как общения с душою художника», «искусства как познания». В 1906 году в его поэтическом творчестве появляются некоторые элементы «теории общественного служения», которая наивысший расцвет переживет в послеоктябрьской поэзии В. Я. Брюсова. 4> В соответствии с взглядами поэта на сущность и природу искусства претерпевает значительную эволюцию и образ художника в его творчестве: непонятый никем (да и самим собой) одинокий поэт превращается в пророка, чтобы затем вернуться к современности, к общественной борьбе. Именно В. Я. Брюсов в своих теоретических статьях одним из первых поставил вопрос о свободе искусства, которое, по его мнению, равно независимо и от религии, и от общественной жизни.

Совершенно иначе, чем его предшественники, В. Я. Брюсов решает про* блему новой личности, а значит, в широком смысле, и проблему лирического героя. Последний от сознательного уединения, пессимистического восприятия окружающей действительности стремится приобщиться ко всем культурам, раствориться в них. Показав в своих стихах сильную личность, Брюсов возвращает своего героя к людям, к современности.

В.Я. Брюсова волновала проблема создания нового поэтического языка, что было связано с признанием им выразительного несовершенства, бедности ^ обыкновенного слова, неспособного передать новый душевный опыт европейского человека. В многочисленных заметках он изложил свои взгляды на поэтическую семантику и выработал оригинальную программу дальнейшего развития поэтического языка.

Большое внимание В. Я. Брюсов уделяет разработке новой поэтической техники, которая была способна передать глубокое содержание символистских произведений. Поэтические приёмы самого Брюсова отличаются богатством и разнообразием. Одним из важнейших элементов новой поэтической школы является музыка. Под музыкой Брюсов понимает словесно-музыкальную фактуру стиха, максимальное использование звуковых и ритмических возможностей поэзии.

Ориентация на жанровую традицию становится одним из ведущих принципов творчества поэта. Сознательное возвращение жанров в русскую поэзию, совершенное им, внесло большой вклад в развитие русской стиховой культуры рубежа XIX — XX веков.

Лирика В. Я. Брюсова — это целостная жанровая система, которая включает в себя послание, элегию, сонет, урбанистическую и пейзажную поэзию, балладу, лирический цикл и книгу стихов.

Определяя в целом эстетический объект брюсовского послания, следует отметить, что общей «метатемой» является личность художника-символиста в его взаимоотношениях с искусством и жизнью.

Элегии В. Я. Брюсова, во многом продолжая традиции поэтов XIX века, несут в своем потенциале много нового. Поэт раздвигает границы элегического жанра, ориентирует его на античность. Элегия является доминантой жанровой системы Брюсова, т.к. она идеально соответствовала требованиям новой литературной школы.

Сонет в творчестве В. Я. Брюсова перерастает свою функцию поэтической формы и становится одним из жанров философской лирики. Особенности мастерства поэта побуждали его во множестве экспериментов расторгать традиционные границы сонета. Глубинные особенности данного жанра, способствующие философскому осмыслению и организации стихии поэтического мировосприятия, соответствовали эстетическим требованиям символизма.

Заслуга В. Я. Брюсова состоит в том, что именно он ввел в русскую поэзию описание современного города. Мы выделяем такие жанровые разновидности его урбанистической лирики, как дифирамбы, символистский городской пейзаж, зарисовки городского интерьера, очерки, инвективы, «портреты» городов. Поэт сумел весь богатейший арсенал художественных средств подчинить главной цели — показать художественный образ города, в основе которого можно увидеть три концепции: 1) город — прекрасное творение человеческих рук- 2) город — страшная сила, готовая уничтожить своего творца- 3) город — источник раздумий поэта о судьбе человеческих цивилизаций.

Составляющей частью жанровой системы поэта является пейзажная лирика. Она разделяется на две основные жанровые разновидности: пейзажная зарисовка и символистский пейзаж. По способу восприятия природы в первой преобладает зрительный пейзаж. Во второй же жанровой разновидности поэт стремится передать свои чувства от встречи с природой. Здесь совмещаются два пласта: изобразительный и оценочный.

Баллада, будучи по своей природе лиро-эпическим жанром, в творчестве В. Я. Брюсова изменяет свой характер. Поэт делает акцент на ее лирическом начале.

Высшим достижением В. Я. Брюсова является разработка им специфических жанровых форм: лирического цикла и книги стихов. Заслуга поэта заключается в том, что он выработал системный подход к циклизации. Идея лирической циклизации, впервые практически примененная им в 1895 году, в предисловии к книге «Urbi et orbi» формулируется им в том классическом виде, в котором она была немедленно подхвачена А. А. Блоком и впоследствии получила воплощение в творческой практике поэтов-символистов и постсимволистов.

Жанровая система В. Я. Брюсова решает одну из важнейших задач символизма: подвергнуть всестороннему анализу непознаваемые по своей природе пласты человеческой души.

Эстетика символизма определяет поэтику лирики В. Я. Брюсова. Мы выделяем в его поэзии три основных стилевых тенденции: символистскую, парнасскую и декларативно-программную.

Для стихотворений, написанных в символистском стилевом ключе, характерно стремление к абстрактизации. Каждое слово не имеет здесь точного, логически дифференцированного смысла, оно приобретает новое значение, порождаемое контекстом. Основной лексический пласт в них составляет нейтральная лексика. Из лексических образных средств поэт отдает предпочтение неточным, размытым сравнениям и развернутым метафорам, служащим приемом преображения мира. Излюбленным стилистическим средством поэта в подобных стихотворениях является метафорический эпитет и его разновидность — «отвлеченный эпитет». Для синтаксиса символистских стихотворений характерны развернутые, распространенные поэтические фразы, недоговоренности, повторы, синтаксические параллелизмы.

Стихотворения парнасского стиля отличаются своей ориентацией на другие виды искусства. Слова, как правило, употребляются в прямом значении, используется высокая лексика. Главными лексическими образными средствами в подобных стихотворениях становятся точные, неожиданные сравнения, перифразы и метонимии, цветовые эпитеты, олицетворения. Для синтаксиса парнасских стихотворений характерно: лаконичность поэтической фразы, обилие эллипсисов, инверсий, риторических обращений.

Особенностью декларативно-программных стихотворений является моно-семантичность словесного образа (слова даются в прямом значении, но в контексте слово приобретает символический характер). Для стиля таких стихотворений характерны точные, конкретные сравнения, олицетворения, метафорические эпитеты. Синтаксическими особенностями этой группы стихотворений являются инверсии, анафоры, обилие восклицательных предложений.

В символистских стихотворениях преобладает напевный тип интонации (иногда встречается и говорной), в декларативно-программных и парнасских — декламационный тип.

Метрический репертуар поэзии В. Я. Брюсова отличается исключительным богатством и разнообразием. Поэт осваивает все классические размеры силлаботоники и разрабатывает некоторые клаузульные разновидности, до сих пор не имевшие распространения. Стиховая культура В. Я. Брюсова во многом наследует традиции XIX столетия. Доля неклассических размеров в его творчестве незначительна. Употребление полиметрии и строчных логаэдов придают лирике В. Я. Брюсова особое метрическое разнообразие. Однако отступлений реального ритма стихов от абстрактной метрической схемы немного.

Расширение привычного круга рифм в лирике поэта совершается в трех аспектах трактовки рифмы — лексико-грамматическом, метрическом и фоническом. Брюсов использует грамматически необычные рифмы, неравносложные и составные рифмы. Излюбленный прием брюсовской поэтики — точные бедные рифмы. Очень немного у него неточных рифм. В строфике В. Я. Брюсова заметное место принадлежит четверостишиям с перекрестным способом рифмовки. Однако встречаются и другие строфические формы — моностихи, дистихи, терцины, пятистишия, шестистишия, секстины, октавы, рондо, триолеты. Использование звуковой инструментовки скупо, выверено, всегда отвечает решаемой задаче.

Важную роль в организации лирических стихотворений В. Я. Брюсова играют композиционные приемы, так или иначе связанные с повторением (анафорическая композиция, амебейная композиция, кольцо строфы, кольцо стихотворения, композиционная спираль, композиционный стык).

Таким образом, В. Я. Брюсов разработал основные теоретические положения символизма и использовал их в своей поэтической практике.

Ограниченность объема и конкретные задачи диссертации не позволили подробно рассмотреть следующие аспекты: 1) преломление принципов эстетики и поэтики символизма в творчестве других представителей «старшего» символизма — Д. С. Мережковского, К. Д. Бальмонта, З. Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуба- 2) сопоставление эстетики и поэтики «старших» символистов и «младосимволистов" — 3) анализ брюсовских традиций в лирике современных поэтов- 4) исследование того, как парнасская стилевая тенденция В. Я. Брюсова преломилась в творчестве акмеистов, а символистская — в творчестве футуристов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Эллис Лак, 1998. — Т.1. -968с.
  2. К.Д. Поэзия как волшебство // Критика русского символизма: В 2 т.- М.: Олимп, 2002. Т. 1. — С.268−317.
  3. К.Д. Собрание сочинений: В 2 т. — М.: Можайск Терра, 1994. -Т.1.- 830с.- т.2.-704с.
  4. К.Д. Элементарные слова о символической поэзии // Критика русского символизма: В 2 т. М.: Олимп, 2002. — Т. 1. — С.246−267.
  5. А. Крылатая душа. Стихотворения, поэма. М.: ТОО Летопись, 1998.- 571с.
  6. А.А. Собрание сочинений: В 6 т. Л.: Худож. лит., 1980. — Т.1. — 511с.
  7. В .Я. Дневники. 1891−1910. М.: М. и С. Сабашниковы, 1927. — 204с.
  8. В.Я. Данте современности // Брюсов В. Я. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Гослитиздат, 1955. — Т.2. — 631с.
  9. В.Я. Запретные баллады / Публ. В. Молодякова // Подъем. 1993. -№ 11−12. -С.206−212.
  10. В.Я. К истории символизма // ЛН. — М.: Жур. газ. объединение, 1937. — Т.27−28. — С.268−274.
  11. В.Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. М.: Современник, 1981.-399с.
  12. В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Худож. лит., 1973−1975.- Т.1 670с.- т.З. — 694с.- т.6. — 652с.
  13. В.Я. Среди стихов: 1894 1924: Манифесты, статьи, рецензии. -М.: Сов. писатель, 1990. — 720с.
  14. В.Я. Ф.И. Тютчев // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. -СПБ.: Изд. т-ва А.Ф. Маркс, 1913. С.5−37.
  15. Брюсов В.Я. Planetaria // ЛН.-М.: Наука, 1976. Т.85.- С.237−239.
  16. В.И. Мысли о символизме // Критика русского символизма: В 2 т. — М.: Олимп, 2002. -Т.2. С.90−101.
  17. В.И. Поэт и чернь // Критика русского символизма: В 2 т. — М.: Олимп, 2002. Т.2. — С. 13−19.
  18. Из писем Брюсова к Петровской // JIH. М.: Наука, 1976. — Т.85. — С.789−798.
  19. М.Ю. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1988. — Т.1. — 720с.
  20. Д.С. Собрание стихотворений. — СПб.: Фолио-Пресс, 2000. — 736с.
  21. В.Я. Брюсова к П.П. Перцову (1894—1896 гг.). К истории раннего символизма. М.: ГАХН, 1927. — 81с.
  22. А.С. Собрание сочинений: В 15 т. М.: Терра, 1998. — Т.З. — 384с.
  23. Ф. Речь в память В.Я. Брюсова / Публ. Дж. Гроссман // Slavica Hieroslymitana. 1981. V. 5−6. — С.422.
  24. А.К. Полное собрание стихотворений: В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1984.-Т.1. -638с.
  25. Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. М.: Терра, 1992. — Т.ЗО.- 605с.
  26. Ф.И. Сочинения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1984. — Т.1. — 495с.2
  27. С.Д. Идейно-эстетическая функция символа у раннего Брюсова // Брюсовские чтения 1980 года: Сб. ст. Ереван: Совет, грох, 1983. — С.25−33.
  28. Ю.И. Валерий Брюсов // Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей: В 2 т. М.: Терра, 1998. — Т.2. — С.83−95.
  29. И.Ф. Бальмонт лирик // Анненский И. Ф. Книги отражений. -М.: Наука, 1979. — С.94−122.
  30. В. Философия и эстетика русского символизма // ЛН. М.: Жур.-газ. объединение, 1937. -Т.27−28. — С.1−53.
  31. Н. Валерий Брюсов в автобиографических записях, письмах, воспоминаниях современников и отзывах критики. М.: Федерация, 1929. — 404с.
  32. С.П., Семибратова И. В. Валерий Брюсов // Бавин С. П., Семибратова И. В. Судьбы поэтов серебряного века: Библиогр. очерки. М.: Кн. палата, 1990.-С.86−101.
  33. Н.В. Валерий Брюсов // Русская речь. 1995.-№ 4.-С. 17−19.
  34. Н.А. Метафора в поэзии Валерия Брюсова // Уч. зап. Тбилисск. унта. Тбилиси, 1976. — Вып. 174. — С. 195−209.
  35. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. — М.: Худож. лит., 1963.-470с.
  36. В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М.: Изд-во АН СССР, 1953−1954. — Т.5. — С.7−67.
  37. А. Символизм. Книга статей. М.: Мусагет, 1910. — 633с.
  38. Бенедиктин. Проза и поэзия жизни (Русские символисты. Вып.1. Валерий Брюсов и А. Миропольский. М., 1894) // Звезда. 1894. — № 13, 27 марта. -С.256−257.
  39. В. Сонет в русской поэзии конца XIX начала XX веков (Раздел 1. Сонеты Валерия Брюсова) // Уч. зап. Самаркандск. ун-та. — Самарканд, 1978. — Вып.371. — С.23−29.
  40. А.А. Валерий Брюсов. Urbi et orbi. Стихи 1900−1903 годов // Новый путь. 1904. — № 7. — С.202−208.
  41. Н.С. Валерий Брюсов. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1975.-240с.
  42. .Я. А.А. Фет // Фет А.А. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1986. — С.5−62.
  43. Н.В. Два года с символистами. М.: XXI век — Согласие, 2000. — 384с.
  44. А.Н. Историческая поэтика. Книга статей. М.: Гослитиздат, 1940.-648с.
  45. В.В. Стилистика. Теория художественной речи. Поэтика. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. 256с.
  46. Вл. С. Русские символисты. Вып.1. Валерий Брюсов и А. Миропольскнй. М., 1894 // Вестник Европы. 1894. — № 8. — С.890−892.
  47. А. Поэзия русского империализма. М.: ГИХЛ, 1935. — 221с.
  48. М.А. Город в поэзии В. Брюсова // Критика русского символизма: В 2 т. М.: Олимп, 2002. — Т.2. — С.373−387.
  49. Волынский A. J1. Борьба за идеализм. Критические статьи. СПб.: Н. Г. Молотов, 1900.-573с.
  50. И.И. Поэт-Протей // Гарин И. И. Серебряный век: В Зт. М.: Терра, 1999. -Т.2.-С.117−227.
  51. М.Л. «Антоний» Брюсова: Равновесие частей // Гаспаров М. Л. Избранные труды: В Зт. М.: Языки русской культуры, 1997. — Т.2. — С.33−38.
  52. М.Л. Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец (1910−1920-е годы) // Гаспаров М. Л. Избранные труды: В Зт. — М.: Языки русской культуры, 1997.- Т.З. С.399−421.
  53. М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. 2-е изд. (доп.). — М.: Фортуна Лимитед, 2000. — 352с.
  54. М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890−1917: Антология. М.: Наука, 1993. — С.5−44.
  55. М.Л. «Синтетика поэзии» в сонетах Брюсова // Гаспаров М. Л. Избранные труды: В Зт. М.: Языки русской культуры, 1997. — Т.2. — С.306−331.
  56. М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.-487с.
  57. А.В. О двух толкованиях понятия «настроение» в русском символизме: (В. Брюсов, А. Белый) // Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология. 1998.- № 6. С.24−34.
  58. К. Сонет в творческом наследии Валерия Брюсова // В. Брюсов. Проблемы мастерства: Сб. науч. тр. Ставрополь: Изд-во СПГИ, 1983. — С.34−62.
  59. С. И. Поэзия В.Я. Брюсова (К 100-летию со дня рождения). — М.: Знание, 1973. 64с.
  60. С.И. Программа поэтики нового века: (О теоретических поисках В. Я. Брюсова в 1890-е годы) // Серебряный век в России: Избранные страницы. М.: Радикс, 1993. — С.87−116.
  61. Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. — 408с.
  62. З.Н. Живые лица. СПб.: Азбука, 2001. — 304с.
  63. М.М. В. Брюсов. «Антоний» // Поэтический строй русской лирики. -Л.: Наука, 1973. С.199−210.
  64. В. Язык символистов // ЛН. М.: Жур.-газ. объединение, 1937. -Т.27−28.- С.54−105.
  65. В.П. Лингвистика. Поэтика. Эстетика: (о разных подходах к поэтическому языку) // Стилистика художественной речи. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1979. — С.4−19.
  66. П.П. А. Блок, его предшественники и современники. 2-е изд. -Л.: Сов. писатель, 1986. — 600с.
  67. Л.П. Валерий Брюсов и французские символисты // Валерию Брюсову (1873−1923). Сборник, посвященный 50-летию со дня рождения поэта / Под ред. П. Когана. М.: ВЛХИ, 1924. — С.38−44.
  68. Л.П. Поэтика сонета // Проблемы поэтики. М. — Л.: ЗИФ, 1925.- С. 132−142.
  69. Н.К. Из истории раннего русского символизма // Искусство. 1928.- Т.Ш. КнЛУ. — С. 180−218.
  70. Н.С. В. Брюсов. Пути и перепутья. Т.2. Стихи 1902−1905 гг. М., 1908 // Речь. 1908. — № 127,29 мая. — С.5.
  71. М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории: На материале поэзии первой половины XIX века. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988.- 137с.
  72. В. поЭтика: (Этюды о символизме). СПб.: СПб. филиал журнала «Юность», 1993.-152с.
  73. В. Творческие искания В. Брюсова «конца века» // В. Брюсов. Проблемы мастерства: Сб. науч. тр. -Ставрополь: Изд-во СПГИ, 1983.- С.3−33.
  74. В.М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001.-С. 198−281.
  75. В.М. Задачи поэтики // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001. — С.25−79.
  76. В.М. Метафора в поэтике русских символистов // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001. — С.162−197.
  77. В.М. Композиция лирических стихотворений. Пб.: ОПО-ЯЗ, 1921.-107с.
  78. В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001. — С.364−404.
  79. Т.П. Семантика и символика «дня» в ранней лирике В. Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года. Ереван: Айастан, 1985.- С.41−55.
  80. Т.П. Семантика и символика «ночи» в ранней лирике В.Я. Брюсова // В. Брюсов. Исследования и материалы: Сб. науч. тр. Ставрополь: Изд-во СПГИ, 1986.-С.76−89.
  81. А.Э. Концепция искусства и проблемы лирической циклизации в творчестве В.Я. Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года. Ереван: Айастан, 1985. -С.29−40.
  82. А.Э. Лирические циклы и проблемы лирической циклизации в творчестве В.Я. Брюсова: Дис. канд. филол. наук. Алма-Ата, 1986. — 187с.
  83. О.А. Строфический репертуар лирики В.Я. Брюсова: Дис.. канд. филол. наук. М., 1995. — 274с.
  84. Л.Г. Из истории жанров русской лирики. Стихотворное послание начала XX века. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. — 164с.
  85. Н.А. Словоупотребление в поэзии начала XX века. М.: Наука, 1986.-251с.
  86. В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. -М.: Сов. писатель, 1963. 439с.
  87. Л.А. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. -296с.
  88. С.И. Опыты свободного стиха в лирике В.Я. Брюсова // Брю-совские чтения 1983 года. Ереван: Совет, грох, 1985. — С.67−79.
  89. П.В. В.Я. Брюсов в записях Дм. Фурманова // Брюсовские чтения 1980 года: Сб. ст.-Ереван: Совет, грох, 1983.- С.359−366.
  90. О.А. Книга стихов: «Единство, ничего о себе не знавшее» // Лек-манов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск: Водолей, 2000. -С.267−268.
  91. Г. В.Я. Брюсов. М. — Л.: ГИЗ, 1926. — 258с.
  92. К. Брюсов теоретик символизма // ЛН. — М.: Жур.-газ. объединение, 1937. — Т.27−28. — С.266.
  93. А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Африки и Азии: Сб. ст. — М.: Наука, 1973. -С.6−15.
  94. Д.Е. «Апология символизма» Брюсова и его эстетические взгляды 90-х годов // Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та им. М. Н. Покровского. Л., 1940. — Т.1У. — Вып.2. — С.255−259.
  95. Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция // Максимов Д. Е. Русские поэты начала века: Очерки. Л.: Сов. писатель, 1986. — С.6−198.
  96. Д.Е. О стихе Брюсова (Из предварительных наблюдений) // Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1959. — Т. 198. — С.256−269.
  97. Д.Е. Поэзия Валерия Брюсова. Л.: Гослитиздат, 1940. — 302с.
  98. О.Э. Буря и натиск // Мандельштам О. Э. Сочинения: В 2 т. -М.: Худож. лит., 1990. Т.2. — С.282−291.
  99. Машбиц-Веров И. М. Русский символизм и путь Александра Блока. -Куйбышев: Куйбышевск. кн. изд-во, 1969. 349с.
  100. Э. Символизм в духовной культуре России: (На примере творчества В.Я. Брюсова) // Россия. Духовная ситуация времени. 1999. — № 2. — С.175−193.
  101. З.Г. Блок и русский символизм // Минц З. Г. Александр Блок и русские писатели. СПб.: Искусство-СПб., 2000. — С.246−536.
  102. Мирза-Авакян М. Л. Брюсов художник // Брюсовские чтения 1962 года. — Ереван: Армгиз, 1963. — С.57−88.
  103. Т.В. Влияние ранних французских символистов на творчество В.Я. Брюсова: Дис. канд. филол. наук. М., 2000. — 214с.
  104. К.В. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М.: Республика, 1997. — 479с.
  105. В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М.: Российск. гос. гуманитар, ун-т, 1998. — 484с.
  106. Н.И. Русские символисты. М.: Знание, 1992. — 64с.
  107. А. История русского символизма. М.: Республика, 2000. — 416с.
  108. О.Н. Номинативные и инфинитивные ряды в строе стихотворения // Очерки истории языка русской поэзии XX века / Грамматические категории. Синтаксис текста. М.: Наука, 1993. — С.81−100.
  109. М. Поэтика единого и единичного // Русская провинция. 1999. -№ 2.-С.95−105.
  110. И. Поэзия Валерия Брюсова // Брюсов В. Избранные стихи. М.: Academia, 1933. — С.13−116.
  111. И.С. Традиция Бодлера в брюсовской трактовке темы города // Лирическое начало и его функции в художественном произведении. Владимир: Изд-во ВГПИ, 1989. — С.92−100.
  112. В.К. Серебряный век: Очерки к изучению: Учеб. пособие. -Красноярск: Изд-во КГПИ, 1993. 190с.
  113. Рок Н. Из Москвы (Очерки и снимки) // Новости и биржевая газета. 1895.- № 318,18 ноября.-С.2.
  114. Русские символисты. Вып.2. Стихотворения Дарова, Пронина, Мартова, Миропольского, Новича и других. М., 1894 // Русское богатство. 1894. -№ 11.- С.74—75.
  115. В.А. Цикл // КЛЭ: В 9 т. М.: Сов. энциклопедия, 1962−1975. — Т.8.- Стлб. 398−399.
  116. К.С. «Молодая поэзия» в оценке В.Я. Брюсова (К вопросу об эстетической позиции Брюсова 1895 года) // Брюсовские чтения 1980 года: Сб. ст.-Ереван: Совет, грох, 1983.-С.131−137.
  117. К.С. Фет в системе воззрений Брюсова конца 80-х — первой половины 90-х годов // Брюсовские чтения. Избранное. Ереван: Ерев. гос. ин-т иностр. языков им. В. Я. Брюсова, 1998. — С.251−264.
  118. В.Д. «Серебряный век» русской поэзии: («Рождая орган для шестого чувства.»): Науч. метод, пособие. — Тирасполь: РИО ТГУ, 1997. -78с.
  119. Т.И. Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель, 1977. — 223с.
  120. С. Новые сборники стихов (В. Брюсов. Все напевы. М., 1909. -Андрей Белый. Урна. Стихотворения. Ал. Кондратьев. Стихи. Кн.2) // Весы.- 1909. № 5. — С.76−79.
  121. Е.П. Брюсов о Фете // Брюсовские чтения. Избранное. Ереван: Ерев. гос. ин-т иностр. языков им. В. Я. Брюсова, 1998.-С.215−226.
  122. Ю.Н. Брюсов // Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М.: Сов. писатель, 1965. — С.259−282.
  123. С.В. Поль Верлен и поэзия русского символизма: И. Анненский, В. Брюсов, Ф. Сологуб: Дис. канд. филол. наук. -М., 1994. -231с.
  124. О.И. В.Я. Брюсов о рифме // Брюсовские чтения 1980 года: Сб. ст.- Ереван: Совет, грох, 1983. С.7−24.
  125. И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь: Изд-во ТГУ, 1992.-124с.
  126. Л.Г. Два века русской элегии // Русская элегия ХУШ начала XX века: Сборник. — Л.: Сов. писатель, 1991. — С.5−48.
  127. Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Акад. проект, 1999. — 507с.
  128. В.Ф. Брюсов // Ходасевич В. Ф. Тяжелая лира. М.: Панорама, 2000. — С.253−275.
  129. М.А. Валерий Брюсов: Книга для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1992. 160с.
  130. Г. Техника стиха. М.: ГИХЛ, 1960. — 312с.
  131. .М. Мелодика стиха // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. JL: Сов. писатель, 1969. — С.327−511.
  132. Эллис (Кобылинский Л.Л.). Русские символисты. Томск: Водолей, 1998.- 288с.
  133. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1998.-238с.
  134. М. Письма из Берлина // Весы. 1904. — № 8. — С.37.
  135. Binyon T.I. Valery Brysov and the Nature of Art. Oxford Slavonic papers.- Oxford, 1974.-Vol.7.-P.96−111.
  136. Reeve F.D. Dobroljbov and Bijsov: Symbolist Extremists // The Slavonik and East European. Yournal 1964. — Vol.8, № 3. — P.292−301.
  137. Rice Martin. Valery Brysov and the rise of Russiean symbolism. Bu. Martin. P. Rice. Ann Arbor- Ardis, 1975. 155c.
  138. Schmidt A. Valerij Bijusovs Beitrag zur Literaturtheorie. Aus der Geschichte des russischen Symbolismus. Munchen, Sagner, 1963. — 159c.
Заполнить форму текущей работой