Игровое пространство в русской литературе первой половины XX века: структура, динамика, функционирование
Теоретическая значимость работы состоит в осмыслении и разработке содержательной основы универсальной модели игрового пространства (в аспекте родового/видового/индивидуального, как типа мирообщения, способа репрезентации концептуального хронотопав аспекте типологии сюжета (игровое фабулирование, ситуативное представление игрового действия, «спек-таклевое» и «зрительское» в игровом пространстве… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Феномен игрового пространства (системно-методологический анализ)
- 1. 1. Организация и способы структурирования реальности как игровой в истории философско-эстетической мысли
- 1. 2. Концепция игрового фабулирования М. М. Бахтина. Игра как особая форма движения в текстовом пространстве в концепции М.Н. Эпштейна
- 1. 3. Характеристика реалистической условности игрового пространства
- Выводы к главе 1
- ГЛАВА 2. Концепция игрового пространства в русской литературе первой половины XX века
- 2. 1. Структурообразующий характер игровой реальности в русской литературе первой половины XX века
- 2. 2. Карточная реальность в драме М. И. Цветаевой «Червонный валет»
- 2. 3. Социальная организация мира по аналогу карточной колоды в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»
- 2. 4. Реализация принципов моделирования игрового пространства в новеллах А. Грина
- Выводы к главе 2
- ГЛАВА 3. Способы моделирования игрового пространства в творчестве В.В. Набокова
Игровое пространство в русской литературе первой половины XX века: структура, динамика, функционирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
3.1. Концепция игрового пространства в творчестве В. В. Набокова. 104.
3.2. Принципы использования карточной игры в романе «Король, дама, валет» .112.
3.3. Реализация стратегии шахматной игры в романе «Защита Лужина», стихотворении «Шахматный конь» .120.
3.4. Выход из игровой реальности через смерть в новелле «Соглядатай» .128.
3.5. Особенности альтернативного мира и характер выхода из игрового пространства в романе «Приглашение на казнь» .130.
3.6. Природа игровой фабульности в романе «Отчаяние» .137.
3.7. От «общества спектакля» к «обществу зрителя»: характер игрового пространства в рассказе «Дракон» .143.
3.8. Смерть игрового мира и создание воображаемой реальности в рассказе «Ultima Thule» как вариант выхода из игры.149.
Выводы к главе 3.151.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
153.
БИБЛИОГРАФИЯ.156.
ПРИЛОЖЕНИЯ.184.
Актуальность заданной темы подтверждается тем, что, не смотря на то, что на протяжении истории человеческой мысли концепции игровых моделей действительности разрабатывались многими учеными, в последнее время таких работ почти не было (основные этапы разработки проблем игрового сознания принадлежат 20−30 годам XX века). Отмечая значимость этих работ (Й. Хёйзинга, Е. Финк, М. М. Бахтин, М. Н. Эпштейм, X. Абельс и другие), следует сказать, что в них не нашла своего отражения проблематика, затронутая в диссертационном исследовании:
— эстетическая оценка категории игрового пространства;
— значение игровой поэтики для контекста русской литературы XX века, связь русской литературы первой половины XX века с контекстом игрового пространства в мировой литературе и философской мысли.
В ходе концептуального анализа произведений писателей выявляются характерологические особенности феномена игры, возможности его влияния на формирование игрового пространства произведения. Рассматриваются смысловые, ассоциативные, метафорические, композиционные, структурные характеристики данного понятия (игровое пространство художественного произведения) по отношению к художественному миру русской литературы первой половины XX века.
Объем содержания понятия «игра» не позволяет нам рассматривать его в аспекте всего XX века, но мы имеем возможность рассматривать его влияние на всю русскую литературу XX века, анализировать его как формировавшийся в эпистеме XX века, на рубеже XX — XXI веков ставший доминантным. В этом можно увидеть перспективы развития темы.
Коммуникативное концептуальное пространство, дискурс XX века можно рассматривать в целом как игровой (модернизм и постмодернизм русской культуры)" .
В русской литературе первой половины XX века существовало единое концептуальное пространство, нарративное поле, которое можно описать как игровое, диалоговое. Компоненты этого пространства включают в себя иерархически расположенные взаимосвязанные фигуры, диалогические взаимоотношения между ними, взаимное обусловливание фигур, обеспечивающее акт речевой коммуникации.
Семантическая структура репрезентируется на композиционном, структурном, метафорическом, коммуникативном и тематическом уровнях с помощью игровых ситуаций, игровой доминанты повествования, семантических антецедентов игрового пространства.
Предметом исследования являются исследования является изучение феномена игрового пространства, особенностей его реализации, функционирования в русской литературе первой половины XX века, которые актуализируются в категориях ролеполагания, ролепринятия, игрового фабулирования, «спектаклевого» и «зрительского» в восприятии концептуального хронотопа.
Материалом исследования послужила драма М. И. Цветаевой «Червонный валет», роман Ф. Сологуба «Мелкий бес», новеллы А. С. Грина, русская проза В. В. Набокова. Дополнительными источниками служат журнальные публикации интервью В. Набокова, его автопредисловия к своим произведениям, статей, посвященных исследованию русской и зарубежной литературы.
В исследование включаются русскоязычные произведения В. В. Набокова, так как в них наиболее ярко, по нашему мнению, проявляется концептуальное оформление феномена игрового пространства.
Цель диссертации — выявить и описать основные характеристики игрового пространства, особенности его влияния на определение XX века как иг* См. об этом: Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. — М.: Паука, 1989. — 176 е.- Ви-слова А. В. На грани игры и жизни (игра и театральность в художественной жизни России «серебряного века») // Вопросы философии. — 1997. — № 12. — С. 28−38- Вислова А. В. «Серебряный век» как театр: Феномен театральности в культуре рубежа XIX — XX веков. — М., 200 I. -212 е.- Берн штейн Д. «.Его семерка туз взяла». Опыт атрибуции произведения классического авангарда // Творчество. — 1991. — № 10. — С. 21 -32 рового по типу своего бытия, осмыслить категорию игрового пространства как типологическую структуру, эстетически значимую для интерпретации дискурсивного пространства русской литературы первой половины XX века.
Задачи исследования могут быть представлены следующим образом:
— определить понятие «игрового пространства» как принципиального для организации художественной реальности М. И. Цветаевой, Ф. Сологуба, А. С. Грина, В. В. Набокова;
— выявить основные характеристики игрового пространства, основополагающие принципы, влияющие на организацию игрового пространства, определяющего характер художественного произведения (ролеполагание, ролеопределение, фабулирование);
— рассмотреть характер категории «игрового пространства» как эстетически значимой для определения специфики художественного текста, как условие оформления художественного произведения в аспекте корреляции родового/видового/индивидуального (эстетико-семантическая ценность структурного содержания, жанрового оформления, факторов формирования понимающих возможностей типа структуры, жанра);
— соотнести категорию «игрового пространства» с природой художественного мира М. И. Цветаевой, Ф. Сологуба, А. С. Грина, В. В. Набокова. Доказать, что «игровое пространство» является основным принципом организации, способом существования художественного мира писателей, определяющим тип мироотношения, который реализуется в типологии сюжета и героя, на структурном, метафорическом и компсбкцивнвдвш^ровтааия, выносимые на защиту:
— структурно-семантическая категория игрового пространства актуализируется в художественном произведении в типологии сюжета и героя. Способ существования и реализации игрового пространства в художественном произведении может быть представлен как коррелятивное отношение видового/родового/индивидуального, следовательно, тип мирообщепия, идея человека в этой форме пространственно-временных отношений предполагает существование субъектно-объектного отношения, репрезентирующего представление о мире как игровом, игровой моделируемой реальности, что формирует тип сюжета, способы разрешения конфликта, типы героев, тип повествования, жанровую специфику художественного произведения;
— анализ способов игрового действия позволяет выявить типы героев, действующих в игровом пространстве («Играющая фигура», «Игрок», «Наблюдающий») — структурирование сюжетно-композиционного пространства позволяет определить хронотоп «игрового пространства» как концептуальный, описывающий определенным образом способы формирования и разрешения конфликтной ситуации (ситуация «конца игры»);
— концепция игрового понимания мира — основа формирования новой идеи человека в русской литературе XX века, которая реализуется в аспекте способов построения сюжета (по аналогу игровых ситуаций), композиционной организации произведения (моделирование ситуаций игровой деятельности), метафорической и коммуникативной актуализации игрового пространства;
— структура игрового пространства актуализируется в творчестве М. И. Цветаевой, Ф. Сологуба, А. Грина в аспектах семантической организации ситуаций ролеопределения, ролепринятия, принятия/утраты социального признака, взаимных игровых стратегий, дублирования игровых стратегий игровыми ситуациями (предлагающими варианты завершения игровой ситуации), моделирования концептуального хронотопа как игрового;
— в творчестве В. В. Набокова категория игрового пространства реализуется как цельная типологическая эстетически значимая модель в представлении ситуации игры, проектировании семиотической модели игровой ситуации (игровое фабулирование, ролеполагание, ролеопределение, «спектак-левое» и «зрительское» в представлении игрового сюжета).
Методология исследования представляет собой сочетание комплексного, семиотического, историко-генетического, системно-типологического методов анализа организации художественного текста. В конкретных наблюдениях и разработках используются методики сравнительного анализа.
Методологическую основу диссертационного исследования составили работы М. М. Бахтина (учение о фабульности), Ю. М. Лотмана, А. С. Долинина, В. М. Головко, А. К. Жолковского, И. П. Смирнова, В. А. Подороги, М. Н. Эпштейна. В процессе формирования концепции исследования мы опирались на разработки A.M. Люксембурга, М. Медарич.
Научная новизна полученных результатов определяется тем, что в диссертационном исследовании впервые предлагается описание категории игрового пространства как цельного типологического явления, типологической структуры, представленной как результат сопоставления и анализа различных эстетических и философских концепций, актуализирующихся в эстетическом, социальном, идентификационном аспектах.
Теоретическая значимость работы состоит в осмыслении и разработке содержательной основы универсальной модели игрового пространства (в аспекте родового/видового/индивидуального, как типа мирообщения, способа репрезентации концептуального хронотопав аспекте типологии сюжета (игровое фабулирование, ситуативное представление игрового действия, «спек-таклевое» и «зрительское» в игровом пространстве) и типологии героя (роле-полагаиие, ролеопределение)) и в обосновании плодотворности этой категории в качестве исходной интерпретационной модели для анализа творчества писателей XX века.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы работы могут быть использованы в вузовских лекционных курсах истории русской литературы XX века, семинарах, курсах по выбору при формировании и обновлении содержательного компонента дисциплин специализации «Русская литература». Они будут полезны для дальнейшего изучения характера игровой поэтики в литературе XX века, в творчестве писателей-постмодернистов, в зарубежной литературе XX века.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. По тематике исследования автор выступал на заседаниях межкафедрального научно-практического семинара «Человек в контексте культуры» факультета филологии и журналистики Ставропольского государственного университета под руководством доктора филологических наук профессора В. А. Колотаева. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международной конференции аспирантов и студентов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (Москва, 2000, 2001, 2002), международной научной конференции «Русская литература XX века: итоги и перспективы» (Москва, 2000), VI Ручьевских чтениях, посвященных проблеме «На рубеже эпох: специфика художественного сознания» (Магнитогорск, 2001), Второй Международной научной конференции «Развитие средств массовой коммуникации и проблемы культуры» (Москва, 2001), XIII Пуришевских чтениях (Москва, 2001), научно-практической конференции «СМИ в современном мире» (Санкт-Петербург, 2001), II Конференции молодых ученых КБНЦ РАН (Нальчик, 2001), Межвузовской конференции «Лингвистические аспекты анализа текста и речи» (Соликамск, 2002).
Объем и структура диссертации. Общий объем работы 1Q6 страниц. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 313 наименований использованных источников.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3.
Итак, можно сказать, что осмысление пространства художественного мира как игрового представляется нам значимым для литературы XX века. В творчестве В. В. Набокова категория игрового пространства акцентуализиру-ются в следующих характеристиках:
— актуализация символики игры происходит на структурном, композиционном, метафорическом уровнях, реализуется в системе персонажей, логике повествования, принципах поведения героев, в сюжетной организации произведения;
— в творчестве В. В. Набокова игра приобретает статус семиотического кодирования эстетической системы, выступает в качестве инварианта, версии мира.
Можно выделить следующие способы репрезентации игрового пространства в творчестве В. В. Набокова, выявленные в ходе анализа русской прозы писателя:
— в-игрывание, фабулирование, ролеполагание как вариант игрового принципа;
— проецирование ситуации «общества спектакля» и «общества зрителя» на концептуальное игровое пространство художественного текста;
— композиционное, метафорическое, коммуникативное, ситуационное позиционирование игрового пространства в тексте;
— присутствие конкретной игровой ситуации как средство игровой поэтики.
Особое мироощущение и мировосприятие эпохи позволяет предположить, что этот образ сознания не только отражает особенности автоматизированного и бесконтрольного мира-хаоса, но и представляет собой моделью неразрешимой Вселенной, являющейся объектом описания уже писателей-постмодернистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Различные формы жизни и искусства связаны с игровой деятельностью человека. Игра является общим принципом культуры, влияющим на организацию природного и общественного существования человека. Игровая стратегия позиционируется на уровне формирования и организации комбинаторной реальности, пространства комбинаторных возможностей. Понятие игры объединяет в себе категории свободы/необходимости, зависимости (Платон, Гераклит, Г. Спенсер), бытия/небытия (Б. Паскаль, М. Хайдеггер), случайности/закономерности (Платон, Ф. Ницше, У. Эко), познаваемости/непознаваемости мира, кажимости/реальности (И. Кант, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга, Е. Финк, Г.-Г. Гадамер) и другие. Всеохватывающий характер феномена игры распространяется на область языка, в котором игра выступает в качестве источника и условия осуществления комм) йр"атравщжшаж[задожественного произведения понимается нами как игровое. Порядок комбинирования вариативных возможностей выбора подчиняется общему игровому правилу, которое организует реальность. Вне игровой реальности ни информационный поток, ни произведение художественной литературы существовать не может, так как сама стихия языка комбинаторна, вероятностна, амбивалентна. Концепции происхождения культуры, искусства, языка подтверждают теорию языковой реальности как игровой (Л. Витгинштейн, Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко). Программирование и позиционирование в ментальной сфере игровой партии, ролеполагание и ролеопределение репрезентуется в литературе.
В применении к анализу художественного произведения можно выделить категорию игрового пространства. Это понятие предполагает условность существования всех включенных в него элементов, внутреннюю подвижность элементов (фигур), только в рамах заданной игровой стратегии. Противодействие игровому пространству, внешнее вмешательство в стратегию, неподчиненность игровому правилу разрушает пространство игры (текста, языка). Понятие игрового пространства распространяется на метафорический, структурный, жанровый уровни художественного произведения и реализуется в различных формах:
— фабулирование как игровая стратегия;
— ролеполагание и ролеопределение:
— игровая ситуация;
— игровая организация сюжета;
— спектаклевое (постановочное) и зрительское в тексте;
— метафорическое понимание игры.
В русской литературе первой половины XX века игровое пространство является основной формой содержательного и формального определения текста. Игровой дискурс в творчестве М. И. Цветаевой, Ф. Сологуба, А. С. Грина, В. В. Набокова реализуется в типологии сюжета и героя, провоцирует метаморфозы тела, языка героев, приводит их к гибели. Функционирование игрового пространства в русской литературе первой половины XX века выработало принципы, которые продолжились в русской литературе XX века, в творчестве постмодернистов.
Выбор данного литературного ряда наиболее ярко и конкретно, по нашему мнению, описывает дискурсивное определение игрового пространства в русской литературе первой половины XX века. Теория карточной игры в произведениях М. И. Цветаевой, Ф. Сологуба, А. Грина, трансформирование этой идеи в произведениях В. В. Набокова является квинтэссенцией категории игрового пространства.
Наибольшее внимание в диссертационном исследовании уделено концепции игрового пространства в творчестве В. В. Набокова. Теория игры в различных вариантах по отношению к творчеству В. Набокова исследовалась разными учеными: амбивалентность, недостоверность повествования, интертекстуальность, лабиринт, текстовый плюрализм как свойства игровой поэтики (А. Люксембург), интертекстуальность, реминисцентность (А.В.
Злочевская), игровое определение поэтического наследия (П. Тамми), игровые приемы (М. Медарич), игра как прием (Н. Букс). По нашему мнению, категорию игрового пространства следует обозначить для творчества писателя. Можно выделить следующие приемы игрового пространства в произведениях В. В. Набокова:
— игровая партия;
— фабулирование как игровая стратегия;
— метафорическое понимание и позиционирование категории игрового пространства;
— композиционное, коммуникативное, сюжетное, структурное проецирование игрового пространства;
— «общество спектакля» и «общество зрителя» как модель игровой реальности.
Диктатура игрового пространства определяет дискурсивное содержание информационного и языкового пространства XX века, влияет на содержательную, формальную, жанровую сторону текста. Можно предположить, что функционирование игрового пространства (его составляющих) как оригинальной эстетической кодирующей системы активно происходит в литературе второй половины XX века, представлено на различных уровнях (в «высокой» и массовой литературе, постмодернистской традиции, в русской и мировой литературе, в современной практике массовых коммуникаций). Содержание этой категории, ее функционирование может быть целью дальнейших исследований.
Список литературы
- Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. Козловского. — СПб.: Издательство «Алтейя», 1999. — 272 с.
- Аверин Б. Гений тотального воспоминания. О прозе Набокова // Звезда, 1999. -№ 11. — С. 158−164
- Агеносов В.В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989. — 466 с.
- Адамович Г. Владимир Набоков // Октябрь. 1989. — № 1. — С. 195−202
- Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Пер. с англ. Н. А. Анастасьева. Под. ред. Б. А. Аверина и Т. Ю. Смирновой. СПб.: Изд-во «Алтея», 1999. — 320 с.
- Александров В. Набоков и «серебряный век» русской культуры / Пер. с англ. Н. Анастасьева // Звезда. 1996. — № 11. — С. 215−230
- Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. М.: Сов. писатель, 1992.316 с.
- Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.:1. Прогресс, 1990.-С. 5−32
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Ренессанс, 1992.289 с.
- Барабаш Ю. Набоков и Гоголь (Мастер и гений): Заметки на полях книги «Николай Гоголь» // Москва. 1989. — № 1. — С. 1 80−193
- Барабтарло Г. «Призрак из первого акта» // Звезда. 1996. — № 11.-С. 140−145
- Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. — 199 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е, — М.: Сов. Россия, 1978. — 320 с.
- Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев.: «Next», 1994. — 383 с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. -543 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1978, — 424 с.
- Березовчук JT. Великий инквизитор на марше, или Культура как власть // Октябрь. 2000. — № 5. — С. 152−166
- Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. — 568 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С. Мацковского- Послесл. Л.Г. Ио-нина и М. С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. — 400 с.
- «author»>Бернштейн Д. ".Его семерка туз взяла". Опыт атрибуции произведения классического авангарда // Творчество. 1991. — № 10. — С. 21−32
- Битов А. Одноклассники: К 90-летию О. В. Волкова и В. В. Набокова // Новый мир. 1990. — № 5. — С. 224−242
- Битов А. «Ясность бессмертия 2» // Звезда. — 1996. — № 11. — С. 134−139
- Блохин И.Н. Игра без правил (массовая информация как социальная драматургия) // СМИ в современном мире: Тезисы научно-практической конференции. Спб.: Изд-во Спб. Ун-та, 1998. — С. 11−12
- Блюм А.В. «Поэтик белый, Сирин.» (Набоков о цензуре и цензура о Набокове) // Звезда. 1999. — № 11. — С. 198−204
- Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 127 с,
- Букс Н. «Эшафот в хрустальном дворце». О романе «Приглашение на казнь» // Звезда. 1996. — № 11.-С. 157−168
- Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. Сост., общ. Ред. И предисл. Н. А. Шматько. М.: Socio — Logos, 1993. — 336 с.
- Буржуазная философская антропология XX века / Отв. ред. Б. Г. Григорьян. М.: Наука, 1986. — 295 с,
- Виноградов В.В. Стили Пушкина. М., 1941
- Виноградова Е.А. Автор герой — читатель в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»: Автореф. дис.к.ф.н. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 21 с.
- Вислова А.В. На грани игры и жизни (Игра и театральность в художественной жизни России «серебряного века») // Вопросы философии.1997.-№ 12.-С. 28−38
- Вислова А.В. «Серебряный век» как театр: Феномен театральности в культуре рубежа XIX—XX вв.еков / М., 2000. 212 с.
- Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. -1991.- № 2. -С. 67−121
- Воробьев Н. Художественное моделирование, конфликты и теория игр // Содружество наук и тайны творчества / Под ред. Б. С. Мейлаха. -М.: Искусство, 1968. С. 348−372
- Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-480 с.
- Вяткин А. Таро: ключ от закрытого храма // Наука и религия. -1989. -№ 1.-С. 48−38
- Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. — 367 с. — (Серия «История эстетики в памятниках и документах»)
- Головко В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. М.-Ставрополь: МГПОУ, СГПУ. — 1995. — 439 с.
- Губин В.Б. О роли деятельности в формировании моделей реальности //Вопросы философии. 1997. -№ 8. — С. 166−174
- Гурболикова О. А. Тайна Владимира Набокова. Процесс осмысления: Библиографические очерки. М.: РГБ, 1995. — 248 с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.-318 с.
- Дарк О. Загадка Сирина // Набоков В. В. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. М.: Изд-во «Правда», 1990. -414с. — С. 403−41 0
- Дебор Ги. Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертас, М. Якубович. Ред. Б. Скуратов. М.: Изд-во «Логос», 2000. — 184 с.
- Дейк Ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989, — 312 с.
- Джеймс М. и Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М.: Прогрессивная издательская фирма «Универс», 1995. — 332 с. фирма «Универс», 1995. 332 с.
- Дмитриенко О. Восхождение к Набокову. Кн. для учителя. -СПб.: Фирма «Глагол», 1998. 136 с. — (Книга для учителя)
- Долинин А.А. Загадка недописанного романа // Звезда. 1997. -№ 12.-С. 215−225
- Елисеев Н. Наивный читатель и образованный автор // Новый мир. 1998. -№ 11.-С. 198−206
- Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. -М.: Наука, 1989.- 176 с.
- Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М.: Сов. писатель, 1990.-448 с.
- Ерофеев Вик. Русская проза Владимира Набокова // Набоков
- B.В. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. М.: Изд-во «Правда», 1990. -414 с. 1. C.3−35
- Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика / Предисловие и комментарии А. Г. Аствазатурова. СПб.: Аксиома, Новатор, 1996. — 232 с. (Памятники и история европейского романтизма)
- Жолковский А.К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема — Приемы — Текст. — М.: АО Издат. гр. «Прогресс», Универс, 1996. — 344 с.
- Злочевская А.В. В. Набоков и Н.В. Гоголь // Вестник МГУ. Серия «Филология». — 1999. — № 2. — С. 30−47
- Злочевская А.В. Парадоксы «игровой» поэтики Владимира Набокова (на материале повести «Отчаяние») // Филологические науки. 1997. -№ 5.-С. 3−13
- Злочевская А. В. Традиции Ф.М. Достоевского в романе В. Набокова «Приглашение на казнь» // Филологические науки. 1995. — № 2. -С. 3−13
- Иванов Вяч. Вс. Черт у Набокова и Булгакова // Звезда. 1996.11. С. 146−149
- Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: «Интрада», 1996. — 251 с.
- Иньшакова Е.Ю. Желтая кофта (к вопросу о соотношении «Я» и маски в творчестве художника русского авангарда) // Человек в контексте культуры: Сборник научных статей. Вып. 3. — Ставрополь: Издательство СГУ, 2000.-С. 106−114
- Исупов К.Г. В поисках сущности игры // Философские науки. -1977. № 6.-С. 154−158
- Исупов К.Г. Второе рождение проблемы «игра и искусство» // Философские науки. 1974. — № 5. — С. 145−148
- Каган М.С. Опыт системного анализа человеческой деятельности // Философские науки. 1970. — № 5. — С. 43−54
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. / Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
- Кант И. Критика способности суждения // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т.т. Т. №. Эстетические учения Западной Европы и США (1789 — 1871). — М.: Издательство «Искусство», 1967.-С. 58−83
- Кедров К. Защита Набокова // Московский вестник. 1990. — № 2.- С. 272−288
- Клейст Г. фон О театре марионеток // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т.т. Т. №. Эстетические учения Западной Европы и США (1789 — 1871). — М.: Издательство «Искусство», 1967. -С. 316−327
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. — 224 с.
- Козлова С.М. Утопия истины и гносеология отрезанной головы в «Приглашении на казнь» // Звезда. 1999. — № 4. — С. 184−190
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке.- М.: Наука, 1990. 103 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Кон И. Люди и роли //Новый мир. 1970. -№ 12.-С. 168−192
- Конолли Дж. В. Загадка рассказчика в «Приглашении на казнь»
- Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург — Омск, 1999
- Куликова И.С. У истоков модернизма // Буржуазная эстетика сегодня. М.: Знание, 1968. — С. 6−22
- Лакатос И. Методология научных программ // Вопросы философии. 1995. — № 4. — С. 135−154
- Ланин Б.А., Боришанская М. М. Русская антиутопия XX века. -М.: Программа «Обновление гуманитарного образования в России», 1994. -247 с.
- Лебедев А. К приглашению Набокова // Знамя. 1989. — № 10.1. C. 203−213
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: «Макет», 1995.311с.
- Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: «Языки русской культуры», 1998. — 824 с.
- Лефевр В. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 108 с.
- Линецкий В.В. «Анти-Бахтин» лучшая книга о Владимире Набокове. — СПб.: Типография им. Котлякова, 1994. — 216 с.
- Линецкий В. За что же все-таки казнили Цинцинната Ц.? // Октябрь. 1993. — № 12. — С. 175−180
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. -М.: Наука, 1992. 236 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М.: Искусство, 1969. — 715 с.
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. -М.: Искусство, 1965 374 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / Авт. вступ. ст. А.А. Тахо-Годи. М.: Политиздат, 1991. — 524 с. — (Мыслители XX века)
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. -М.: Искусство, 1965 374 с.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПб.: Искусство-СПб, 1994. -399 с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семи-осфера — история. — М.: «Языки русской культуры», 1999. — 464 с.
- Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе) // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. — С. 353−364
- Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Труды по знаковым системам. XIII — Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1977.-С. 65−89
- Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство — Спб, 1999. — 847 с.
- Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. — С. 417−432
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-383 с.
- Люксембург А. Амбивалентность как свойство набоковской игровой поэтики // http: www.relga.rsu.ru/cult212htm
- Люксембург А. Лабиринт как стратегия набоковской игровой поэтики // http: www.relga.rsu.ru/cult222htm
- Люксембург A.M. Структурные игры и игровые структуры: организация метапрозаического текста как проблема игровой поэтики // Филологический вестник Ростовского государственного университета. -2001. -№ 1. С. 5−9
- Малахов B.C. «Война культур», или Интеллектуалы на границах //Октябрь, 1997.-№ 7.-С. 149−156
- Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987.- 317 с.
- Марамзин В. Уроки Набокова. Ленинград, 60-е годы // Звезда. -2000. -№ 7.- С. 201−208
- Марченко А. Из истории двух дуэлей // Дружба народов. 1989. -№ 10.-С. 252−260
- Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Политиздат, 1955. — 238 с. — (АН СССР. Ин-т философии)
- Медведицкий И. «Игра ума, игра воображенья.» // Октябрь. -1992. -№ 1,-С. 188−192
- Минский М. Фреймы для представления знаний / Пер. с англ. О. Н. Гринбаума. М.: Энергия, 1979. — 151 с.
- Михайлов О. Разрушение дара // Москва. 1987. — № 12. — С. 6672
- Михеев М. Заметки о стиле Сирина: еще раз о не-русскости набо-ковской прозы//Логос. 1999. -№ 11−12. — С. 87−115
- Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры: Учеб. пособие. М.: Механик, 1996. — 208 с.
- Мулярчик А. Постигая Набокова // Набоков В. Романы. М.: Современник, 1990. — С. 5−18
- Набоков В. «Отчаяние». «Подвиг"//Слово. 1991.-№ З.-С. 8183
- Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / Пер. с англ. Под ред. и с доб. Н. Н. Воробьева. М.: Наука, 1970.- 708 с.
- Ницше Ф. Веселая наука / Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / Пер. с нем. Вступ. статья, составление, примечания Н. А. Севастьяна. — М.: „РИ-ПОЛ КЛАССИК“, 1997.
- Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / Сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. Н.А. Севастьянова- Пер. с нем. М.: Мысль, 1996. — 829 с.
- Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицинов. Мн.: Издатель В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
- Носик Б. Мир и Дар Набокова: Первая русская биография писателя. -М.: Изд-во „Пенаты“, 1995. 552 с.
- Овсянников М.Ф., Лайзеров Н. Л. Философские основы эстетики модернизма // Буржуазная эстетика сегодня. М.: Знание, 1968. — С. 22−63
- Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича- Общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.
- Осипова Н.О. Художественный мифологизм творчества М. Цветаевой в историко-культурном контексте первой трети XX века: Автореф. дис. .д.ф.н. — М.: Изд-во МПГУ, 1998.-21 с.
- Парамонов Б. Египтянин Набоков // Звезда. 1999. — № 11. — С. 214−219
- Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. ст., коммент. Ю. А. Гинзбург. М: Издательство им. Сабашниковых, 1995. — 480 с.
- Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: дис.к.ф.н. М.: Изд-во МПГУ, 1999. — 195 с.
- Платон. Сочинения. В 3-х т. Пер. с древнегреч. Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Т. 3. Ч. 2. Ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. -678 с.
- Подкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие. М.: МПУ, 1996. — 269 с.
- Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка. М.: Ad Marginem, 1995.-427 с.
- Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию (материалы лекционных курсов 1992—1994 годов). —М.: Ad Marginem, 1996.-339 с.
- Подорога В.А. Фундаментальная антропология М. Хайдеггера // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. — С. 3449
- Поспелов Г. Г. „Бубновый валет“: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х г. г. М.: Советский художник, 1990. -269 с.
- Поспелов Г. Г. Русское искусство начала XX века: Судьба и облик России / Поспелов Г. Г.- РАН- Гос. ин-т искусствознания м-ва культуры РФ. -М.: Наука, 2000, — 128 с.
- Пурин А. Набоков и Евтерпа // Новый мир. 1993. — № 2. — С. 224−242
- Пурин А. Пиротехник, или романтическое сознание // Нева. -1991.-№ 8.-С. 171−181
- Пятигорский A.M. Избранные труды. М.: „Языки русской культуры“, 1996. — 590 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.-411 с.
- Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений / Сокр. пер. с фр. Т. А. Ребеко. М.: Издательство „Институт психологии РАН“, 1998. — 232 с.
- Розин В.М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Вопросы философии. 1999. — № 6. — С. 26−37
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИН-ФА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 224 с.
- Серль Дж. Р. Перевернутое слово // Вопросы философии. 1992. -№ 4.-С. 58−69
- Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПБ.: Наука, 1993, — 149 с.
- Сконечная О. Люди лунного света в русской прозе Набокова (К вопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века) // Звезда. 1996.-№ 11.-С. 207−214
- Смирнов И.П. Философия в „Отчаянии“ // Звезда. 1999. — № 11. -С. 173−184
- Собкин B.C., Шмелев А. Т. Психосемантическое исследование социально-ролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 124−136
- Соболь И.М. Метод Монте-Карло. М.: Наука, 1968. — 64 с.
- Спенсер Г. Основания психологии // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т.т. Т. 3. Эстетические учения Западной Европы и США (1789 — 1871). — М.: Издательство „Искусство“, 1967. -1008 с. — С. 879−889
- Спивак Д.П. Язык в условиях измененных состояний сознания: проблемы и перспективы // Вопросы языкознания. 1985. — № 1. — С. 50−57
- Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. — 167 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900 1910-х годов. — М.: Искусство, 1988. — 285 с. — (ВНИИ искусствознания Мин. культуры СССР)
- Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987. — 64 с.
- Тахо-Годи А. А. Жизнь как игра в представлении древних греков // Искусство слова. Сборник статей. — М.: Наука, 1937. — С. 306−315
- Тихомирова Е.В. К интерпретации произведений В. Набокова // Русская классика XX века: Пределы интерпретации: Сб. материалов научной конференции. Ставрополь: Изд-во СГПУ, 1995. — С. 69−73
- Тихонов И.А. Формы и функции фантастики в русской прозе начала XX века: Автореф. дис.к.ф.н. Вологда: Изд-во ВГГТИ, 1996. — 21 с.
- Толстая Н., Несис Г. Тема Набокова // Аврора. 1988. — № 7. — С. 119−125
- Толстой И. Арлекины в степи // Звезда. 1989. — № 5. — С. 149 152
- Толстой И. Письмо в ред. журнала „Аврора“ (О романе В. Набокова „Solus Rex“) // Аврора. 1989. — № 7. — С. 129−130
- Толстой И. Рассказ В. Набокова „Лик“ Малая Вселенная // Грани. — 1991. -№ 159. — С. 147−157
- Толстой И. Тропою тропа, или почему не Набоков был автором „Романа с кокаином“ // Звезда. 1995. — № 3. — С. 197−204
- Топер П.М. Овладение реальностью. Статьи. М.: Сов. писатель, 1980.-476 с.
- Топоров В. Неожиданный Набоков // Огонек. 1994. — № 9−10.1. С. 8
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. -М.: Наука, 1983. С. 227−284
- Уортман Р. Воспоминания о Владимире Набокове / Пер. с англ. А Сумеркина//Звезда. 1999. -№ 11.-С. 156−158
- Федякин С.Р. Круг кругов или набоковское зазеркалье // Набоков
- В. Избранное. -М.: АКТ: Олимп, 1996. С. 3−10
- Филевский Б. В поисках Набокова // Октябрь. 1992. — № 2. — С. 202−204
- Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича- Общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. — 368 с. — (Библиотека зарубежной психологии)
- Франкл В.Э. Доктор и душа / Пер. с англ. А. А. Бореев. Спб.: „Ювента“, 1997. — 287 с. (Библиотека зарубежной психологии)
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика: Сборник: Перевод / Вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Республика, 1993.-414 с.
- Хайдеггер М. О сущности истины // Филологические науки. -1989.--№ 9.-С. 88−105
- Хёйзинга И. Homo Ludens- Статьи по истории культуры // Пер., сост. И вступ. Ст. Д.В. Сильверстова- Коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 416 с.
- Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. Сб. избранных статей. — М.: „Прогресс“, 1980. — 447 с.
- Хургин Я.И. Как объять необъятное. М.: Знание, 1979. — 192 с. (Наука и прогресс)
- Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. М.: Книга, 1991.- 316с.
- Шмаков В. Великие Арканы Таро: Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма (Опытъ комментария В. Шмакова). М.: „София“. — 1993. — 510 с. — (Священная книга Тото)
- Шраер Максим Д. Набоков: Темы и вариации / Пер. с англ. В. Полищук при участии автора. СПб.: Академический проект, 2000. — 384 с. (Серия „Современная западная русистика“, т. 31).
- Шульпяков Г. Три собаки короля Лира: Рецензия на книгу „В. В. Набоков: pro et contra“ // Знамя. 1997. — № 12. — С. 214−215
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. -СПб: ТОО ТК „Петрополис“, 1998. 432 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
- Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна // Звезда, — 1999.-№ 11.-С. 216−228
- Эпштейн М. Русская культура на распутье. Секуляризация и переход от двоичной системы к троичной // Звезда. 1999. — № 1−2. — С. 202−221
- Якобсен В., Кландор X. Набоков. Берлин. Кино: Пер. с нем. // Искусство кино. 1998. — № 9. — С. 121−130
- Яковченко С.Б. Драматургическое начало в творчестве М.И. Цветаевой: Автореф. дис. .к.ф.н. Вологда: Изд-во ВГПИ, 1994. — 24 с.
- Kimmel L. The Sinematography of Nabokov’s Creativ Vision (1998) // http: www. ZEMBLA. ru
- Buks N. The Novel-Waltz (On the Structure of King, Queen, Knave) http: www. ZEMBLA. ru1. Словари
- Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. — 512 с. — Серия „Академия“
- Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. — 640 с. — (Культурология. XX век)
- Кэлрот Х.Э. Словарь символов. М.: „REEL — book“, 1994. — 608с.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999. — 384с.
- Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, ACT, 1996. — 432 с.
- Андреев Л. Большой шлем // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993. — С. 34−48
- Гессе Г. Избранные произведения / Пер. с нем.- Сост. и послесл. С. Апта. М.: Панорама, 1995. — 480 с. — (Серия „Лауреаты Нобелевской премии“)
- Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки- Вий- Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем- Петербургские повести- Ревизор- Женитьба. -СПб.: Каравела, 1994. С. 7−207
- Грин А. С. Жизнеописания великих людей // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993. — С. 332−342
- Грин А.С. Гениальный игрок // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993.-С. 290−298
- Грин А.С. Жизнь Гнора // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993. — С. 152−206
- Грин А.С. Загадка предвиденной смерти // Грин А. С. Психологические новеллы / Сост., вступ. ст. и примеч. В. Е. Ковского. М.: Сов. Россия, 1988.-С. 175−181
- Грин А.С. Клубный арап // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993. — С. 206−223
- Грин А.С. Мат в три хода // Грин А. С. Психологические новеллы / Сост., вступ. ст. и примеч. В. Е. Ковского. М.: Сов. Россия, 1988. — С. 155 161
- Грин А.С. Приключения Гинча // Грин А. С. Психологические новеллы / Сост., вступ. ст. и примеч. В. Е. Ковского. М.: Сов. Россия, 1988. -С. 73−134
- Грин А.С. Серый автомобиль // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993. — С. 355−412
- Грин А.С. Эпизод при взятии форта „Циклоп“» // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. -М.: Материк, 1993. С. 80−90
- Замятин Е. Детская // Игра в карты по-русски. Из отечественнойклассики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993. — С. 342 355
- Кортасар X. Преследователь: Рассказы / Пер. с исп. СПб.: Лен-издат, 1993. — 539 с.
- Куприн А.И. Ученик // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993. — С. 240 259
- Лермонтов М.Ю. Маскарад // Лермонтов М. Ю. Сочинения в двух томах. Том второй / Сост. и коммент. И. С. Чистовой. М.: Правда, 1990.-С. 126−239.
- Лермонтов М.Ю. <Штосс> // Лермонтов М. Ю. Сочинения в двух томах. Том второй / Сост. и коммент. И. С. Чистовой. М.: Правда, 1990. — С. 594−608.
- Набоков В.В. Дракон // Звезда. 1999. — № 4. — С. 3−7.
- Набоков В.В. Знаки и символы. Сестрицы Вэйн. Рассказы: Пер. с англ. и вступ. заметка Д. Чекалова // Звезда. 1999. — № 4. — С. 68−81.
- Набоков В.В. Предисловие к английскому переводу романа «Приглашение на казнь» // Набоков В. В. Рассказы. Приглашение на казнь: Роман. Эссе, интервью, рецензии. М.: Изд-во «Книга», 1989. — 528 с.
- Набоков В.В. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. / Вступ. ст. В. Ерофеева- Послесл. и примеч. О. Дарка-М.: Изд-во «Правда», 1990. 414 с.
- Набоков В.В. Собрание сочинений. В 4 т. Т.2 / Примеч. О. Дарка.- М.: Изд-во «Правда», 1990. 445 с.
- Набоков В.В. Собрание сочинений. В 4 т. Т. З / Примеч. О. Дарка.- М.: Изд-во «Правда», 1990. 478 с.
- Набоков В.В. Собрание сочинений. В 4 т. ТА / Примеч. О. Дарка.- М.: Изд-во «Правда», 1990. 477 с.
- Набоков В.В. Стихотворения и поэмы / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и примеч. B.C. Федорова. М.: Современник, 1991. — 574 с. — (Феникс. Из поэтического наследия XX века).
- Сенковский О.И. Арифметика // Сенковский О. И. Сочинения барона Брамбеуса / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Кошелева и А. Н. Новикова.- М.: Сов. Россия, 1989. С. 205−215.
- Сенковский О.И. Записки домового // Сенковский О. И. Сочинения барона Брамбеуса / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Кошелева и А. Н. Новикова. М.: Сов. Россия, 1989. — С. 440−476.
- Сологуб Ф. Мелкий бес. Белый А. Петербург: Романы / Вступ. ст. О. А. Клинга, коммент. JI.K. Долгополова. Ставрополь: Кн. изд-во, 1988. -590 с.
- Толстой А.Н. Казацкий штосс // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993.- С. 259−272
- Толстой А.Н. Месть // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993. — С. 272 290
- Толстой JI.H. Записки маркера // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993. — С. 127−152
- Цветаева М.И. Автобиографическая проза. М.: Сов. Россия, 1991. — 342 с.
- Цветаева М.И. Театр / Вступ. ст. П. Антокольского- Сост., подгот.183текста и коммент. А. Эфроса и А. Саакянс. М.: Искусство, 1988. — 382 с.
- Чехов А.П. Винт // Игра в карты по-русски. Из отечественной классики / Сост. и вступ. ст. Е. И. Майорова. М.: Материк, 1993. — С. 327 332 184