Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Библейские речения, сюжеты и мотивы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, в произведения сатирика Библия входит мощным потоком в самых разнообразных формах: библейские речения, сюжеты, мотивы, образы, аллюзии, реминисценции и др. Писатель (в зависимости от художественно-эстетических задач) по-разному вводит библейский текст или образ в свое произведение: иногда он ограничивается воспроизведением смысла первоисточника, чтобы напомнить читателю забытый эпизод или… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Текст Священного писания и его функции в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Глава II.
  • Библейские мифы, притчи, легенды в художественном пространстве романа-хроники М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
  • Глава III.
  • Специфика форм художественного освоения Библии в семейной хронике М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

Библейские речения, сюжеты и мотивы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русская классическая литература с момента своего возникновения широко обращалась к Библии, хотя функции библейского текста в XII — XVI столетиях были совершенно иными, чем даже в XVII веке. В средневековую пору развития словесности Священное Писание было своеобразным идеологическим образцом: его можно и нужно было цитировать точно и без всякой негативной окраски. Объяснялось это религиозностью сознания древнего человека, воспринимавшего Библию как сакральный текст. В XVII веке в связи с ослаблением влияния церкви в государстве, ростом посадского населения начался процесс демократизации идей и настроений и связанная с этим секуляризация мысли и литературы.

Стало возможным иное восприятие Библии. Наряду с традиционным «обожествлением» библейского слова появилось критическое отношение к тексту Священного Писания. Об этом свидетельствуют в первую очередь сатирические повести («Слово о бражнике», «Калязинская челобитная» «Повесть о куре и лисице», «Праздник кабацких ярыжек и др.).1.

В литературе XVIII и XIX столетий обе эти тенденции в отношении к Библии продолжали существовать, приобретая в творчестве различных писателей свое индивидуальное художественное воплощение. Совершенно особое место текст Священного Писания занимает в произведениях Салтыкова-Щедрина, составляя основу как его реалистической, так и сатирической поэтики.

При всем том, что творчество Щедрина всесторонне изучено крупнейшими исследователями (В.Я. Кирпотиным, А. С. Бушминым, Е. И. Покусаевым, С. А. Макашиным, Д. П. Николаевым, саратовскими ученымиА.А. Жук, В. В. Прозоровым, Е. Г. Елиной, Ю. Н. Борисовым и др.), проблема.

1 Подробнее см. об этом в кн.: Лихачев Д. С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976; Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII века. М.- Л., 1954. функционирования библейского текста в художественных текстах сатирика так и не получила удовлетворительного разрешения в литературоведении. В Полном собрании сочинений Салтыкова-Щедрина (1933;1941) и в последнем 20-ти томном издании произведений цисателя (1965;1977), в частности, были зафиксированы многие случаи включения в щедринские тексты реминисценций, парафраз из Библии. В примечаниях давалась отсылка к соответствующим, используемым писателем книгам и главам Священного Писания и иногда раскрывался самый общий смысл привлекаемого библейского материала. Однако все эти указания далеко не исчерпывали всего огромного корпуса библейских аллюзий в произведениях Салтыкова. Кроме того, комментаторами не ставилась задача выявления их особого смыслового и стилистического наполнения в щедринском тексте.

Только начиная с 1980;х годов э щедриноведении появляются работы, где библеизмы в сочинениях сатирика становятся объектом специального рассмотрения: предпринимаются попытки их контекстуального комментирования, устанавливается связь библейских включений с содержанием той или иной сцены, ситуации, с характером персонажа, обнаруживаются новые библейские параллели. Так, И. Б. Павлова, рассмотрев ритмическую организацию, закономерности сюжетного движения заключительного отрывка «Истории одного города», впервые указала на наличие в нем смысловых, лексических, эмоциональных аналогий с л.

Откровением Иоанна Богослова.. Ю. Лебедев также рассматривает финальную главу «Истории одного города» с его грозным оно в библейском ключе: устами пророка библейская история «поведала нам о Божьем гневе, приводившем к разрушению страны и города за разврат и нечестие отпавших от Бога жителей — Содом, Гоморра, Вавилон, Иерусалим"3. Е. В. Литвиновой.

2 Павлова И. Б. Роль символа «оно» в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Филологические науки. 1979. № 3. Стр. 85−86.

3 Лебедев Ю. В. Животворные лучи сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина //Литература в школе. 2001. № 6. С. 13. были рассмотрены некоторые эсхатологические мотивы в хронике4. Особую роль «библейскго фона» в сюжете хроники отмечает и А. П. Ауэр. Как считает исследователь, расширение смыслового объема финала произошло именно благодаря своему внутреннему соотнесению с библейским мифом. Говоря о содержательных потенциалах финала «Истории», исследователь устанавливает также его скрытую связь с книгами библейских пророков, «в грозной патетике которых вырастают картины гибели человечества"5. М. И. Назаренко, анализируя мифопоэтические истоки произведений Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»), отдельно рассматривает и библейский пласт6. Среди работ, в которых затрагивается проблема функционирования библейского текста в сочинениях сатирика, выделяется исследование Т. Н. Головиной, установившей многие значимые параллели между «Историей» и Библией7.

Необходимо указать и на работу Б. И. Матвеева «Библеизмы в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина», отметившего факт нравственного и эстетического воздействия Священного Писания на Щедрина, различные формы присутствия библейского текста (в сюжетах, образной системе, стилистике) в сатире писателя. Отчетлива его система классификации библеизмов у Щедрина (собственные имена, фразеологизмы, афоризмы), плодотворно исследование их роли в сюжете, в установлении особой стилистической окраски, наполнении библейских выражений новым содержанием, изменении лексического состава цитаты. Все это позволило автору установить различные «смысловые и эмоциональные функции» библейского источника.

4 Литвинова Е. В. Эсхатологические мотивы в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Материалы XV11I Всесоюзной студ. конф. «Студент и научно-технический прогресс». Новосибирск. 1980. С. 53−59.

5 Ауэр А. П. Художественная диалектика символического финала «Истории одного города» // Ауэр А. П., Борисов Ю. Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов. 1988. С. 54.

6 Назаренко М. И. Мифопоэтика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»): Дисс. .] канд. филол. наук. Электронный вариант: www. geocities/petrogulak/ Schedrin. ntw.

7 Головина Т. Н. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. Иваново. 1997. С. 6−16.

8Матвеев Б. И. Библеизмы в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина// Русская речь.2001. № 2. С. 3−12.

Господа Головлевы" менее исследованы с точки зрения присутствия в них библейского текста. Интересный аспект в изучении хроники в ее соотнесенности с Библией был предложен И. А. Есауловым в его статье «Категория соборности в русской литературе», в которой, в частности, исследуется финальная сцена романа Щедрина, где момент «пробуждения совести» у главного героя рассматривается «в духе православного представления о человеке"9. Позже эта же тема стала объектом внимания автора в одноименной монографии (1995).

А.А. Колесников, рассматривая некоторые архетипы в «Господах Головлевых», в частности, подчеркивает особую важность архетипа «Блудного сына"10.

Значение работ Н. В. Яковлева, И. П. Видуэцкой, С.А. Макашина11 состоит в том, что они, исследуя идейно-художественную ткань «Пошехонской старины», вычленили «житие» как один из сюжетных пластов хроники.

Методологически значимыми для нашей диссертации оказались многочисленные исследования, посвященные общим вопросам отношения русской литературы и православия, русской литературы и христианства, православной церкви и русской словесности. Эти труды во многом определили поворот научной мысли, произошедший в 90-е годы, в сторону изучения библейского контекста творчества писателей XVIII—XX вв.еков. Во многих из этих книг освещаются проблемы форм воплощения библейских тем, сюжетов, образов в художественном произведении. Кроме того, авторов привлекает разработка писателями библейских (и в частности христианских) мотивов.

9 Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе (к постановке проблемы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX вв.еков. Петрозаводск. 1994. С. 32−61.

10 Колесников А. А. Переосмысление архетипа «блудного сына» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск. 1999. С. 38−52. Яковлев Н. В. «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина. — M., 1958. С. 35. Видуэцкая И. П. «Пошехонская старина» в ряду семейных хроник русской литературы.// Салтыков-Щедрин. 1826−1976. — Л., 1976. С. 206- Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. — М., 1989. С. 439.

Для нашей диссертации особое теоретико-литературное значение имеет шеститомный труд М. М. Дунаева «Православие и русская литература».

М., 1996;2000), в котором, по точному замечанию A.M. Любомудрова, осуществлено «систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности с XVIII до конца XX в.». По мнению рецензента, «отличительная особенность методологии Дунаева использование самого широкого спектра понятий и категорий, как.

10 богословско-церковных, так и эстетических, общекультурных". Последнее представляется наиболее значимым в нашем исследовании нравственных и эстетических функций библейского материала в сатире Щедрина.

С проблемами бытования евангельского текста в русской литературе связаны сборники Петрозаводского университета, выпускаемые под редакцией В. Н. Захарова. Здесь, например, принципиально важной представляется программная статья В. Н. Захарова «Русская литература и христианство», в которой вскрываются истоки христианского характера русской литературы и ставится вопрос о необходимости разработки ее «новой концепции"13.

Несмотря на наличие исследований специального и методологического характера, до сих пор не был произведен комплексный и системный анализ библейского пласта в творчестве Щедрина, так же, как остался открытым и вопрос о месте текста Священного Писания в художественной системе писателя и его роли в воплощении идейно-художественного замысла произведений Салтыкова. Именно эта неразработанность многих направлений диссертационной темы, а также возрастающий в последнее время в литературоведении интерес к проблеме библейского текста в русской литературе, в том числе и в художественном наследии М.Е. Салтыкова-Щедрина, обусловили актуальность представленной работы.

12 Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. 2001. № 1.

Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX вв.еков. Петрозаводск, 1994. С. 5.

Предметом изучения является Библия в контексте щедринского творчества.

Объект исследования — библейские речения, сюжеты, мотивы, образы в произведениях Салтыкова «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина».

Тексты М.Е. Салтыкова-Щедрина приводятся по двадцатитомному собранию сочинений писателя, выходившему с 1965 по 1977 год в Москве в издательстве «Художественная литература» и являющемуся на сегодняшний день наиболее полным.

Цель диссертационного исследования — выявить различные формы бытования Библии, способы ее введения и специфику функционирования в названных сочинениях сатирика.

В соответствии с этой целью были намечены следующие задачи:

1. Определить в контекстуальной связи идейно-структурное своеобразие привлекаемых Щедриным библейских тем, образов и мотивов в «Истории одного города».

2. Исследовать особенности включения библейских легенд, притч, мифов, афоризмов в структуру сюжета и образов романа-хроники «Господа Головлевы». Выявить новые функции библеизмов в создании характеров героев и различных психологических ситуаций, в том числе и ситуации «пробуждения совести» у Порфирия Головлева.

3. Показать новые формы художественного освоения Библии в «Пошехонской старине»: раскрыть содержание подзаголовка («Житие Никанора.

Затрапезного"), установить его связь с библейским понятием «жития» как «жизни»;

— охарактеризовать смысл идейного, нравственно-эстетического и бытового наполнения церковных праздников, которые нашли отражение в «Пошехонской старине»;

— опираясь на биографические факты и особенности авторского присутствия в тексте семейной хроники и других произведений 80-х годов, предложить свое осмысление «религиозности» Щедрина и его нравственных позиций. В основу методологии настоящего сочинения положен комплексный подход, включающий методы историко-литературного, интертекстуального, смыслового анализа текста, учитывающий биографические аспекты, а также научные принципы, реализуемые в трудах, посвященных общим вопросам отношения русской литературы и христианства (М.М. Дунаев, A.M. Любомудров, В. А. Котельников, В. Н. Захаров и др.) и проблемам изучения различных аспектов щедринской сатиры (Е.И. Покусаев, А. С. Бушмин, С. А. Макашин, Д. П. Николаев и др.).

Научная новизна диссертационной работы. Впервые Библия рассмотрена в идейно-художественном контексте щедринских произведений с учетом изменения форм ее бытования в авторском тексте от «Истории одного города» к «Пошехонской старине». Исследованы как общие принципы использования Салтыковым-Щедриным библейского материала, так и различные, обусловленные тематикой, жанром произведений, построением сюжета, характером персонажей, авторским замыслом. Установлено, что привлекаемые писателем сюжеты, аллюзии, реминисценции из Библии дают возможность новой интерпретации социального и нравственно-философского смысла сочинений сатирика.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на межкафедральном семинаре аспирантов и соискателей, в щедринском спецсеминаре кафедры истории русской литературы и фольклора СГУ (Саратов), были представлены в виде докладов на конференциях молодых ученых в Саратовском государственном университете (20 012 004 гг.), на III Международной конференции «Литература и культура в контексте христианства» (Ульяновск, 2002 г.), на научной межвузовской конференции «Литература: миф и реальность» (Казань, 2003 г.), а также нашли отражение в шести опубликованных и двух сданных в печать статьях.

Практическая значимость.

Материалы диссертации использовались автором в лекциях по курсу.

История русской литературы XIX века", в коллективном спецкурсе «Библия и русская литература», на практических занятиях по этим же курсам. Результаты исследований могут применяться в школьной и вузовской практике, в спецкурсах и спецсеминарах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Библейские речения, сюжеты, мотивы способствуют выявлению философских, социально-политических взглядов Щедрина, уточняют его нравственно-эстетические позиции, определяют художественную многомерность смыслового пространства произведений писателя.

2. Наряду со средствами реалистического гротеска и фантастики важное место в сатирическом изображении персонажей занимает текст Священного Писания. Связь сакрального текста с текстом «Истории одного города» ощущается и на более глубинном уровне, а именно на уровне художественной структуры. Многие из привлекаемых сатириком библейских преданий и мифов служат основой для построения отдельных компонентов сюжета или глав щедринского произведения. Более того, вся салтыковская книга, повествующая о постепенном приближении катастрофы в Глупове, структурно организована по. аналогии с библейской историей.

3. Смысловым и сюжетообразующим началом романа-хроники «Господа Головлевы» являются притча о Блудном сыне, легенды о Страшном Суде и крестных мучениях Христа. Имплицитно предсказывая принципиально важные повороты сюжета, евангельские притчи и легенды подготавливают ситуацию, возникающую в финале хроники, делая его многоплановым и художественно мотивированным.

4. «Пошехонская старина» являет собой новые формы художественного освоения Библии. Писателя занимает проблема бытования Библии в обычной жизни человека, ее место в сознании, мировоззрении людей разных сословий. Включение же в текст произведения церковных праздников как бытового явления дает возможность Щедрину охарактеризовать и уровень народного сознания, и нравственный мир поместного дворянства, оттеняя его бездуховность. Наличие подзаголовка («Житие Никанора Затрапезного») свидетельствует о скрытых формах присутствия библейского материала, связанного с осмыслением «жития» как «жизни», а имени Никанора с именем одного из библейских апостолов.

Заключение

.

Итак, в произведения сатирика Библия входит мощным потоком в самых разнообразных формах: библейские речения, сюжеты, мотивы, образы, аллюзии, реминисценции и др. Писатель (в зависимости от художественно-эстетических задач) по-разному вводит библейский текст или образ в свое произведение: иногда он ограничивается воспроизведением смысла первоисточника, чтобы напомнить читателю забытый эпизод или сюжет, иногда выражения и обороты из Библии используются как художественно-изобразительные средства, повышающие эмоциональность и выразительность текста. Но значительно чаще наблюдается ироническое переосмысление писателем библейского материала. Если говорить о привлекаемых автором цитатах из Священного писания, то они у Щедрина приобретают нередко двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, они являются богатейшим источником комической стихии в произведениях Салтыкова, вызывая эффект бурлеска, возникающего из-за несоответствия высокого смысла библейского речения той ситуации, с которой оно оказывается внутренне связанным. С другой стороны, библейские афоризмы одновременно выполняют непосредственно сатирическую функцию, помогая писателю не только раскрыть истинную сущность явлений или характеров, но и, что особенно важно, выразить свое отношение к ним.

Анализ художественных текстов писателя позволяет говорить о сложившихся, устоявшихся приемах и принципах использования Щедриным сакрального текста. Специфика функционирования библейского текста во многом определяется жанром произведения и его художественной структурой.

В «Истории одного города» сакральный текст чаще всего выполняет непосредственно сатирическую функцию, занимая, наряду со средствами реалистического гротеска и фантастики, важное место в сатирическом изображении персонажей. Однако привлечение библейского материала придает хронике не только особую смысловую насыщенность и художественную многомерность. Связь сакрального текста с текстом «Истории» ощущается и на более глубоком уровне, а именно на уровне художественной структуры. Многие библейские предания и мифы явились основой для построения отдельных компонентов сюжета или глав этого произведения. Более того, вся салтыковская книга, повествующая о постепенном приближении катастрофы в Глупове, структурно организована по аналогии с историей, запечатленной в Библии.

В семейной хронике «Господа Головлевы», где писатель не прибегает к собственно сатирическим приемам письма, сакральный текст становится главным средством нравственно-психологического раскрытия персонажей. Доказано, что смысловым и сюжетообразующим началом этого романа являются притча о Блудном сыне, легенды о Страшном Суде и крестных мучениях Христа. Имплицитно предсказывая принципиально важные повороты сюжета, евангельские притчи и легенды подготавливают ситуацию, возникающую в финале хроники, делая его многоплановым и художественно мотивированным.

Пошехонская старина" демонстрирует качественно новые приемы и принципы использования библейского текста. Для этого произведения характерны скрытые связи с Библией (подзаголовок «житие» и имя Никанор Затрапезный). Одной из основных форм художественного использования Евангелия становится широкое включение в повествовательную ткань хроники описаний церковно-православных праздников, имеющих своим источником «истории» из жизни Христа. Рождество, Преображение, Пасха и др. становятся не только важными бытовыми и нравственно-психологическими узлами хроники, но и создают в значительной мере православно-христианский художественный хронотоп. Кроме того, хроника дает возможность подчеркнуть, наряду с другими источниками, религиозные основы социального этизма Щедрина, что существенно обогащает понимание мировоззрения Щедрина, в частности, его просветительских идей.

Поскольку нас интересовали лишь произведения Щедрина 1870−1880-х годов, полезно и даже целесообразно проследить эволюцию приемов и способов использования библейского текста в его сочинениях от 1850-х к 1870-м годам.

Богатый материал в этом отношении дадут, несомненно, публицистика и литературно-критические работы писателя. А так как эти жанры щедринского творчества несут в себе сильный полемический заряд, функционирование Библии здесь будет весьма специфичным: сакральный текст увеличит полемический аспект сатиры. Плодотворные результаты принесет расширение историко-литературного контекста, введение широкого сопоставительного материала (Библия у Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, JI. Н. Толстого). Такой подход позволит ярче выявить функции библейского слова в творчестве Салтыкова-Щедрина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические. М.: Российское библейское общество, 1998.
  2. Новый завет. Анахайм: Служение «Живой поток» и Уитнесс Ли, 1998. 1458 с. II
  3. Августин. О граде Божием: В 4-х т. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
  4. С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. 7−19.
  5. А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994.
  6. Н. Достоевский и русский перевод Библии // Волга. 1996. № 8−9. 143−149.
  7. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 376 с.
  8. Н.И. Специфика содержания и формы библейского мифа // Вестник Запорожского государственного университета. 2001. № 4. 1−3.
  9. Н. Два града: исследование о природе общественных идеалов. Спб., 1997.
  10. П.Н. «Запечатленный ангел» Н.С. Лескова: «очеловеченное Евангелие» // Филологические науки. 2002. № 6. 31−34.
  11. Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», 2002, 480 с.
  12. В.М., Успенский Б. А. Царь и бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) // Успенский Б. А. Избранные труды: В 3-х т. Т. 1. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 205−337.
  13. Т.А. Евангельские купели (Библеизмы у Н.С. Лескова) // Русская речь. 2001. № 1. 73−79.
  14. Книга Иуды: Антология (сост., предисл, коммент. Ершова). СПб.: Амфора, 2001.310 с.
  15. Коран и Библия в творчестве А. С. Пушкина /Под ред. Д. Сегала и Шварцбанда. Иерусалим, 2000. 254 с.
  16. Н.А. Трансформация мотива «блудного сына» в повести Гоголя «Тарас Бульба» // Молодая филология: Сб. науч. трудов / Под ред. Н. Е. Меднис, М. А. Лаппо. Новосибирск: Изд. НГПУ. Вып.2. 1998. 83−87.
  17. А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. М.: СП «Слово», 1991. 191 с.
  18. Монастыри. М.: Изд. дом РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 608 с.
  19. Сальвестрони Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского: Пер. с ит. СПб: Акад. проект, 2001. 187с.
  20. И. Пушкин как религиозная проблема // Новый мир, 1994, № 1. 207−222.
  21. СМ. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. М., 1994.
  22. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное, М.: Прогресс-культура, 1995. 623 с.
  23. В.Ф. Гуманитарная наука и христианство на пороге третьего тысячелетия // Вестник российского гуманитарного научного фонда. 2000. №З.С. 11−18.
  24. Л.А. Отбор и использование библеизмов в художественном наследии Михаила Афанасьевича Булгакова // Автореф. дис. … канд. филологич. наук. Воронеж, 2004. 23 с.
  25. Е. Православный храм. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 239 с.
  26. И.Ю. Пушкин и христианство: Сб. произведений А. С. Пушкина с парал. текстами из Священного Писания и коммент. М.: Изд. дом «Муравей», 1998. 278 с.
  27. Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII века. М.- Л.: АН СССР, 1954. 292 с.
  28. А.П. О структуре щедринского гротеска (Стилистический этюд) // Поэтика и стилистика. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1980. 14−20.
  29. А.П. О природе символической образности в «Истории» Щедрина // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин: Изд. КГУ, 1985. 59−66.
  30. А.П., Борисов Ю. Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1988. ИЗ с.
  31. А.П. Салтыков-Щедрин и Лесков (к поэтике русской сатиры второй половины XIX века) // М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII—XX вв.еков. М.: Наследие, 1998, 320 с.
  32. Ю.Н. Грибоедов и Салтыков-Щедрин (К истории образа Чацкого) // Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1826−1876: Межвуз. темат. сб. Калинин: Изд. КГУ, 1977. 75−88.
  33. Ю.Н. Музыкальные образы как средство комического в сатире Щедрина 1860-х годов // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин: ИздКГУ, 1985. 50−59.
  34. Борщевский Щедрин и Достоевский. История их идейной борьбы. М.: ГИХЛ, 1976. 392 с.
  35. А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М.: Современник, 1976. 252 с.
  36. А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1984. 342с.
  37. Гурвич-Лищинер Д. Щедрин и проблема историзма в русском эстетическом сознании 1860-х годов. К спорам вокруг картины Н. Н. Ге «Тайная вечеря» // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин: Изд. КГУ, 1985. 42−50.
  38. М. М. Уроки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мн.: Нац. Институт образования, 1993. 400 с.
  39. В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М. Л.: Наука, 1966. 295−330.
  40. М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.: Просвещение, 1976. 239с.
  41. К. Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». М. Л., 1962. 116 с.
  42. Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг: В помощь преподавателям, старшеклассникам и, абитуриентам. М.: Изд. МГУ, 1998. 96с.
  43. Л.В. Повествование в «Истории одного города» // Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1826−1876: Межвуз. темат. сб. Калинин: Изд. КГУ, 1977. 28−41.
  44. Е.Г. Эпистолярные формы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина / Под ред. д. ф. н. В.В. Прозорова/ Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1981. 90с.
  45. А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. М.: Изд. Московского ун-та, 1953. 495 с.
  46. Жук А. Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1958. 135 с.
  47. Жук А. А. Русская проза второй половины XIX века: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 254 с.
  48. А.В. В. Набоков и М.Е. Салтыков-Щедрин // Филологические науки. 1999. № 5. 3−12.
  49. Г. В. Ещё раз об Угрюм-Бурчееве и революционных демократах // Русская речь. 1998. № 3. 11−13.
  50. Г. В. Из наблюдений над «Историей одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Ученые записки ЛГУ. 1957. № 229. Сер. филологич. наук. Вып. 30. 160−179.
  51. И.Т. Пародии Салтыкова-Щедрина. Мн.: Изд. БГУ им. Ленина, 1973. 117 с.
  52. В. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М.: Советский писатель, 1955. 721 с.
  53. А.А. Переосмысление архетипа «блудного сына» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск: Изд. КГПУ, 1999. 38−52.
  54. В.Б. «Пошехонская старина» в системе романного творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина // Автореф. дис. … канд. филологич. наук. М.: МИГУ, 1999. 17 с.
  55. Е.В. Эсхатологические мотивы в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Материалы XVIII Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Филология. Новосибирск: Изд. ИГУ, 1980. 53−59.
  56. Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: АН СССР, 1976.204 с.
  57. А. Салтыков-Щедрин. Биография. М.: ГИХЛ, 1951. 587 с.
  58. Н.П. Библеизмы в русской словесности- Словарь — справочник // Русская словесность. 1993. №№ 2−5- 1994, №№ 2−6- 1996, № 1,2 и др.
  59. .И. Библеизмы в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина // Русская речь. 2001, № 2. 3−12.
  60. В.А. Искусство сатирического повествования (Проблема рассказчика у Салтыкова-Щедрина). Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1966. 106 с.
  61. В.А. Салтыков-Щедрин и народническая демократия. Л.:. Наука, 1984.262 с.
  62. М. И. Мифопоэтика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки») // Дис. … канд. филологич. наук (Россия XX век. Электронные публикации: www. geocities/petrogulak/ Schedrin. ntw.)
  63. Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М.: Советский писатель, 1988. 400 с.
  64. Д.П. Два пути сатирического переосмысления истории («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «История государства Российского» А.К. Толстого) // М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII—XX вв.еков. М.: Наследие, 1998. 114−147.
  65. В.А. Салтыков-Щедрин и Пушкин. Калинин: Изд. КГУ, 1989. 64 с.
  66. И.Н. Магия взгляда героя-манипулятора в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина // Молодая филология: Сб. науч трудов / Под ред. Н. Е. Меднис, М. А. Лаппо. Вып. 4. Ч. 1. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. 78−87.
  67. И.Б. Роль символа «оно» в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Филологические науки. 1979. № 3. 85−86.
  68. И.Б. Художественные обобщения Салтыкова-Щедрина о судьбах русского самодержавия // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин: Изд. КГУ, 1985. 66−69.
  69. И.Б. Тема рода и семьи у Пушкина и ее развитие М.Е. Салтыковым-Щедриным // Филологические науки. 1998. № 5−6. 21−29.
  70. Л.Я. К расшифровке финала «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина // Вопросы сюжета и композиции. Горький: ГГУ, 1978. 77−84.
  71. А.О. История одного… человечества? // Филологические исследования: сборник научных работ. Вып. 1. Донецк: Юго-Восток, 2000. 71−83.
  72. Е.И., Прозоров В. В. М.Е. Салтыков-Щедрин. Биография. Л., 1969. 165 с.
  73. В.В. Салтыков-Щедрин: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 176 с.
  74. В.В. «Суд истории» в идейно-художественной трактовке М.Е. Салтыкова-Щедрина // Классическое наследие и современность. Л.: Наука, 1981. 224−231.
  75. Л.М. К вопросу о евангельских мотивах в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина // Филологические исследования. Вып. 3. Донецк, Юго-Восток, 2001. 140−148.
  76. Г. Ф. Библеизмы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: опыт словаря // Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы: Сб. науч. трудов. Вып. 15. Саратов: Изд-во МГПУ, 2004.
  77. М.В. О финале «Истории». К проблеме: Щедрин и декабристы // «Шестидесятые годы» в творчестве CaJГгыкoвa-lЦcдpииa. Калинин: Изд. КГУ, 1989. 69−80.
  78. Е.Н. Забытое произведение и его автор (Об одном из источников романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») // Русская словесность. 1995. № 4. 12−22.
  79. Телегин С М. «Не так страшен черт, как его малютки» (Миф на страницах романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») // Русская словесность. 1997. № 5. 22−28.
  80. О.А. Биографическое начало в романах М.Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы» и «Пошехонская старина» как способ выражения авторской позиции // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск: Изд. КГПУ, 1999. 66−81.
  81. Н.В. «Пошехонская старина» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Из наблюдений над работой писателя). М.: Советский писатель, 1958. 204 с. IV
  82. В., Дюмотц И., Головин Энциклопедия символов / Пер. с нем Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 512 с.
  83. Библейская цитата: словарь-справочник. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 224с.
  84. Библейские афоризмы / Сост. Н. А. Горбачев. Саратов: Приволж. кн. изд- во, 1991. 184 с.
  85. Библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. М., 1891. Репринтное издание. М.: Тера, 1990. 902 с.
  86. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 479с.
  87. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991.
  88. Всемирный библиографический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 926 с.
  89. М.С. Щедринский словарь. М.: ГИХЛ, 1937. 759 с.
  90. А.И. Популярный библейский словарь. Книга для чтения. М.: Панорама, 1994. 464 с.
  91. Полная энциклопедия быта русского народа / Сост. И. Панкеев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. Т. 1. 688 с.
  92. И.М. Русские пословицы библейского происхождения. Брюссель: Изд. «Жизнь с богом», 1985. 112 с.
  93. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Большая российская энциклопедия, 1993−1995.
  94. Энциклопедия русских обычаев / Автор-сост. Юдина Н. А. М.: Вече, 2000.512 с. .
Заполнить форму текущей работой