Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эпическое творчество Николая Клюева: Организация мотивов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Описание мотивного состава эпического наследия позволяет выявить сквозной сюжет поэм и прозы Клюева. Создается впечатление, что собственно лирическое творчество поэта оборвалось вместе с величанием революции, изображенной им вначале, вслед за символистами, в духе игровой апокалиптики. Модернистская стилизация для поэта, кровно связанного с народной культурой, становилась невозможной по мере… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Циклизация в лирике Н. А. Клюева: мотивнаяруктура
    • 1. Ранниеорники Н. Клюева, вошедшие в первый том
  • Пова"
    • 2. Сборникиихов, ставившие второй том «Пова»
  • Глава II. Поэмы Н. А. Клюева: руктура лейтмотивов
  • Глава III. Проза Н. А. Клюева: лейтмотивы, лиричий герой
    • 1. Автобиографичие поэмы в прозе Н. Клюева
    • 2. Сновидения в контее творчва Н. Клюева

Эпическое творчество Николая Клюева: Организация мотивов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава I. Циклизация в лирике Н. А. Клюева: мотивная структура. с. 15−74 § 1 Ранние сборники Н. Клюева, вошедшие в первый том.

Песнослова" .с. 15−54.

§ 2 Сборники стихов, составившие второй том «Песнослова» .с.54−74.

Глава И. Поэмы Н. А. Клюева: структура лейтмотивов.с.75−143.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Описание мотивного состава эпического наследия позволяет выявить сквозной сюжет поэм и прозы Клюева. Создается впечатление, что собственно лирическое творчество поэта оборвалось вместе с величанием революции, изображенной им вначале, вслед за символистами, в духе игровой апокалиптики. Модернистская стилизация для поэта, кровно связанного с народной культурой, становилась невозможной по мере осознания им того, что революция принесла не преображение и освобождение, а геноцид. Масштаб событий востребовал эпические формы, и многие поэты-лирики в это время обратились к поэмам или прозе. В обращении Клюева к эпосу проявилась и внутренняя закономерность развития, и «заказ» времени.

Нельзя не заметить, что поэт создает своего рода «двойчатки», диптихи, развивающие близкие мотивы. Так, «Четвертый Рим», продолжение мотивов цикла «Долина Единорога», составляет диптих с поэмой «Мать Суббота». Вместе с циклом «Братские песни» они составляют уникальную в русской литературе «хлыстовскую энциклопедию». «Плач о Сергее Есенине» явно тяготеет к циклу «Избяные песни» и без него не может быть правильно понят. Диптихи, в другом мотивном контексте, — поэмы «Заозерье» и «Деревня». Наконец, «Погорельщина» и «Песнь о Великой Матери» — две вершины клюевского эпоса — объединены апокалиптическим мотивом.

Первые опыты, которые условно можно назвать предпоэмами, развивают мотивы социальногеографической (по терминологии Б. Клибанова) утопии: Белая Индия — это Беловодье старообрядческих, древнерусских по истокам, легенд. И в лирике предреволюционной поры, и в ранних поэмах выдвинулся в качестве доминирующего китежский мотив, который будет сложно варьироваться в последних поэмах. Мотив эротического телесно-духовного преображения человека, гностически-хлыстовский по происхождению, заявленный в сборнике «Братские песни» и развитый в лирических циклах времени революции, определил пафос поэм «Четвертый Рим» и «Мать-Суббота». Сопоставление их с последующими поэмами приводит к заключению, что идиллический пафос в них не самодостаточен, а имеет характер национально-культурной самообороны. В сущности, основное открытие автора в поэме «Деревня» и следующих за нею — аккультурация, констатация безжалостного уничтожения самобытной культуры России. Обращение к прошлому в последних двух поэмах позволило автору высказать не только диагноз духовного состояния русского народа, но и прогноз. В этих поэмах апокалиптические пророчества и картины, несомненно, преобладают. Литературное завещание поэта, окончательный диагноз состояния родины- «Песнь о Великой Матери». Это, несомненно, одна из крупнейших русских поэм XX века, она должна рассматриваться, по-видимому, рядом с поэмами А. Блока и А. Белого.

Здесь, однако, сразу выявляется пункт расхождения Клюева с символистами-предшественниками. В поэме Блока «Двенадцать», а еще отчетливее в поэмах А. Белого и М. Волошина игровая модернистская установка приводит к снятию трагедийного пафоса. В этом смысле Блок и Белый завершают так называемый Религиозно-философский ренессанс, а Клюев, соприкоснувшийся с ним в раннем творчестве, разрывает свою причастность к этому движению и возвращается к старообрядческой апокалитике, т. е. к средневековому христианскому пониманию истории.

Клюев не только начинает новокрестьянскую поэзию как первопроходец, но и завершает ее после Есенина. Поэт-богоискатель — это модернист, серьезное же понимание Апокалипсиса как своего рода ключа для толкования трагической современности характеризует традиционалиста. В мировоззрении Клюева две эти тенденции боролись, и победил религиозный традиционализм. Анализ прозы Клюева подтверждает это обобщение: в ней также «распутинский комплекс» противостоит «аввакумовскому». Две легендарные автобиографии «Гагарья судьбина» и «Праотцы» также представляют собой диптих, объединенный контрастными мотивами: в первом произведении доминируют хлыстовские мотивы, во втором — староверческие. Публицистика Клюева после революции постепенно сосредоточивается на основной проблеме века — аккультурации. Ее протестующий пафос находит параллель в поэмах: «Только будут, будут стократы.», «Но дивен Спас.» и т. п.

Сновидения", с их средневеково-барочным образом мира, несомненно, несут в себе следы влияния прозы Серебряного века, но поражают современного читателя неигровым (отличающим их от ремизовских снов), серьезным отношением к ним как к вестям о будущем. Сны обильно представлены и в последних поэмах, они обозначают поворотные моменты в судьбах героев. Сны, заметим также, в качестве доминирующих варьируют мотивы порога (выбора, ошибочного решения), прозрения-пророчества, отступничества-оборотничества или темной гибели и полета-преображения. Мотив смерти — матери и друга-ученикапреобразован в последних поэмах в мотив страшной кончины родины. Сны, таким образом, выявляют особую, мистическую, историософию Клюева. В ней надо отметить момент циклизма, повторения-возврата трагических событий: это мотив второго раскола (на верующих и бесоодержимых-атеистов), нового нашествия Орды и повторного ига, мотив конца света (экологического апокалипсиса).

Разумеется, клюевские поэмы-трагедии должны анализироваться многоаспектно, и нельзя сомневаться, что в ближайшее время эта работа будет проделана. Мы же ограничили свою задачу описанием единства их мотивного состава. Базовая религиозно-мировоззренческая проблема клюевского слова, что и делает его одним из ярких выразителей национального образа мира, — двоеверие. Оппозиция христианство/язычество составляет в его поэзии основу сюжетной коллизии и суть духовного пути Клюева. В этом отношении он сравним разве что с Розановым. Особо следует отметить постепенный отход поэта от стилизаторства в послереволюционное время: как стилевая доминанта оно несовместимо с трагедийным пафосом. В последней поэме стилизованные отрывки существуют как цитаты, то есть принадлежат о о о Т" персонажам, мотивированы эпохой и социальной средой. В связи с этим важным качеством последних поэм становится драматизация, введение динамичных сцен и, особенно, диалогов и монологов. Поэмы эти многогеройны, то есть эпичны, тогда как в первых поэмах абсолютно доминирует голос лирического героя.

Начиная с «Плача о Сергее Есенине», клюевские поэмы имеют все более и более выраженный постсимволистский характер. Типично символистский мотив преобразования мира и человека сменяется мотивом спасения России. Поэтому история разделяется на две контрастные эпохи: земледельческой идиллии и машинной цивилизации, где кончается материнская опека природы и человек, бросивший вызов божески-отцовским началам бытия, обрекается на духовную агонию. Ретроспективная (руссоистская) утопия задает норму для изображения современности, а с другой стороны, трагическая современность усиливает идиллическое понимание прошлого. Знаково-завершающий характер клюевского эпоса видится теперь, по завершению века, в том, что последние, дошедшие до нас, поэмы созданы в годы коллективизации, когда пролетарская революция в аграрной стране завершилась раскрестьяниванием, то есть ликвидацией основного сословия, фундамента оригинальной культуры России. Пожалуй, здесь надо видеть указание на то, что понимание Клюева только как новокрестьянского поэта узко (в этом суть перетолкования поэзии Есенина), постепенно вырабатывается отношение к нему как к одному из классиков русской литературы, создателю поэм-трагедий, адекватных эпохе национальной катастрофы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Клюева.
  2. Н.А. Сочинения: В 2-х Т. Мюнхен, 1969.
  3. Н.А. Песнослов: В 2-х кн. Пг., 1919.
  4. Н. А. Сердце Единорога (сост. и коммент. В.П. Гарнина). СПб., 2000.
  5. Н. Автобиогроафическая заметка // Красная панорама. 1926. № 30.
  6. Н. Алое зеркальце Звезда Вытегры. 1919. 11 мая,№ 16.
  7. Н. «Газета из ада, пляска Иродиадина». Малая повесть о судьбе огненной, русской // Звезда Вытегры. 1919. 15 июня. № 29.
  8. Н. Гагарья судьбина // Новое лит. обозрение. № 5. 1995.8. «Где чорт валяется, там шерсть останется»: Из публицистики Н. Клюева 1919- 1923 гг.//Слово. 1990. № 4.
  9. Н. Из записей 1919 года // Север. 1992. № 6.
  10. Н. Красный конь//Звезда Вытегры. 1919. 19 апр., № 16.
  11. Н. Огненное восхищение //Звезда Вытегры. 1919.1 мая. № 12
  12. Н. Одиночество страшное слово. Публ. и коммент. А. И. Михайлова // Наше наследие. 1991. № 1. С. 112 -114.
  13. Н. Пылайте, напевы- маки //Север. 1984. № 3.
  14. Н. Сдвинутый светильник // Звезда Вытегры. 1919. 25 мая. № 12.
  15. Н. Праотцы // Север. 1989. № 4.
  16. К.М. «Меня назвал китежанкой». А. Ахматова и Н Клюев// Лит. Обозрение. 1989 — № 5 — с.66−70.
  17. К.М. Личность и судьба Николая Клюева: Поэт, 18 871 937: С. публ. текстов и биогр. материалов.// Нева. 1988 — № 12 — с.177−188.
  18. К.М. Н.А. Клюев и «цех поэтов"// Вопр. лит. 1987. № 4 -с.278−296.
  19. К.М. Николай Клюев: Путь поэта. Л., 1990.
  20. К.М. О «народном» поэте и «святой Руси»// Новое лит. обозрение. 1993. № 5, с. 102.
  21. К. М. Переписка В.Я. Брюсова с Н.А.Клюевым (19 111 914): С прил. текста писем./Рус.лит. 1989 — № 3 — с. 180−189.
  22. К.М. Стихотворения Н.А.Клюева 30-х годов// Байкал. -1978 № 3 — с.149−153.
  23. К.М., Роднянская И. Поэзия и судьба Н. Клюева Круглый стол. // Лит. газ. 1989 — 17 мая. — с.6.
  24. К.М. Ю.М. Соколов и Н. А. Клюев, — М., 1989.
  25. Апокрифы древних христиан. М., 1989.
  26. Н.Д. Метафора и дискус// Теория метафоры. М., 1990. с.5−32.
  27. А.Н. Древо жизни. (Избранные статьи.) М., 1982.
  28. В.Г. «Олонецкий крестьянин» и петербургский поэт: (Н.А. Клюев и А. Блок)// Базанов В. Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л., 1988. — с.179−249.
  29. В.Г. «Плач о Есенине» Ник Клюев// Базанов В. Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л., 1989. — с.143−153.
  30. В.Г. Николай Клюев// Базанов В. Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л., 1988. — с.270−297.
  31. В.Г. Поэма о древнем ВЫГЕ («Погорельщина» Н. Клюева)// Базанов В. Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л., 1980. — с. 154 178.
  32. В.Г. С родного брега. Л., 1990.
  33. А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л., 1983.
  34. А.К. Календарь и трудовая деятельность человека (Рус. нар. традиц. календарь). Л., 1989.
  35. А.К. Традиции и обычаи русского крестьянина. М., 1971.
  36. А.К., Топоров А. П. У истоков этикета: Этногр. очерки. АН СССР. Л., 1990.
  37. Н.В. Поэзия «серебряного века». Екатеринбург, 1993.
  38. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
  39. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  40. И. Н. Клюев. Сосен перезвон// Путь 1911 -№ 1 — с.67−68.
  41. Л.Л. Проблема стихотворного цикла и циклизации в творчестве С. Есенина// Проблемы реализма. Вологда, 1979.
  42. Л.Л. Структура лирического цикла (С. Есенин «Любовь хулигана»)// Проблемы сюжета и жанра художественного произведения.1. Алма-Ата, 1977.
  43. Т.К. А. Ширяевиц и русская крестьянская поэзия I четв. XX века, (автореф.. к. филол. н.). М., 1981.
  44. Н.А. Кризис искусства// Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х тт. М., 1994. Т.2. с.399−419.
  45. Н. Смысл истории. М., 1990.
  46. Н. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.
  47. П. Калики перехожие. М., 1861.
  48. Библейская энциклопедия. М., 1991.
  49. В.Я. Сегодняшний день русской поэзии.// Рус. мысль. 1912 -№ 7 — отд. II, с.25−26.
  50. С.Н. Апокалиптика и социализм (религиозно-философские параллели)// Булгаков С. Н. Соч. в 2 -х тт. М., 1993. Т.2.
  51. Ф.И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии // Русские вести. 1873. Апр.
  52. С.Б. Номинации водного пространства в творчестве Н.А. Клюева, (автореф.. к. филол. н.). Вологда, 2000.
  53. Восточнославянский этнографический сборник. Т.31., М., Изд. АН СССР, 1956.
  54. M.JI. Очерк истории русского стиха. М., 1984.
  55. Гаспаров M. J1. Поэтика «серебряного века"// Русская поэтика серебряного века 1889−1917 /Антология/. М., 1993.
  56. M.JI. Русские стихи 1890−1925-го годов в комментариях. М., 1993.
  57. Гаспаров M. J1. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.
  58. Л.Я. О лирике. М., 1997.
  59. М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
  60. С.Х. Термины родства в поэзии Н.А. Клюева (в лексикографическом аспекте). /автореф.. к. филол. н. /. Вологда, 1999.
  61. А.К. Материалы к биографии поэта. Н. А. Клюева.// Рус.лит., 1973 № 1 -с.118−126.
  62. Н.С. Письма о русской словесности. М., 1990.
  63. М.Н. Русский лирический цикл. Красноярск, 1988.
  64. В. Олонецкий ведун.// Дементьев В. Мир поэта. М., 1980. с.49−87.
  65. Л.К. К определению лирического цикла.// Русская филология.1. Тарту, 1975. с.3−10.
  66. Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.
  67. Е.В. Теория и образный строй русского символизма. М.: Наука, 1989.
  68. С.А. Ключи Марии// Есенин С. А. Собр.соч. в 6 Т. М., 1977. Т5. Жеребцов Л. Н. Этнографические исследования на Европейском Северо-Востоке СССР. Сыктывкар, 1975.
  69. Зельдхейд-Деак Ж. К проблеме стилизации в русской прозе нач. XX в.// Hungaro-Slavica. Budapest — 1978. — с. 389−402.
  70. Л.В. Поэмы Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л., 1989.
  71. Иванов-Разумник Р. В. Три богатыря.// Лит. Дома литераторов.-1922 -№ 3.
  72. Иванов-Разумник Р. В. Природы радостный причастник (Поэзия Н. Клюева).// Заветы. 1914. № 1. отд. 2.
  73. Д. Д. Русская советская лирика 1917-нач. 1930 г. г. (типологические аспекты). Рига, 1981.
  74. B.C. Повтор как прием орнаментальной прозы, (автореф.. к. филол. н.). М., 1995.
  75. Ю.А. Лирика Сергея Клычкова (автореф.. к. филол. н.). Нижний Новгород, 1993.
  76. А.А. Русское стихосложение. М., 1988.
  77. А. П. Апокалиптика Н. Клюева (к истолкованию поэмы «Песнь о Великой Матери»)// Вестник Том. гос. ун-та, 1998. Т.266. с.59−69.
  78. А.П. Игровое и трагедийное в поэмах Н.А. Клюева // Николай Клюев: образ мира и судьбы. Томск, 2000.
  79. Г. И. Образ родины и его трансформация в поэзии Н. Клюева// Н. Клюев: образ мира и судьбы. Томск, 2000.
  80. К. Поэтический космос. М., 1989.
  81. Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
  82. Л.А. Есенин и Клюев: скрытый диалог (попытка частичной реконструкции)// Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997.
  83. Л. Христианство русской деревни в поэзии Н.Клюева// Православие и культура, 1993. № 1.
  84. Л.А. Особенности художественного мышления новокрестьянских писателей (Н. Клюев, С. Клычков, А. Ширяевец). Киев, 1990.
  85. О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х гг. (Проблемы поэтики), (автореф.. д. филол. н.). М., 1996.
  86. Князев Вас. Ржаные апостолы (Клюев и клюевщина) М.: «Прибыль»,
  87. Г. П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца XIX начала XX веков. Самара-Барнаул, 1995.
  88. И. (иеромонах). Очерки по истории русской святости. Siracusa, 1991.
  89. Н.П. Русская народная бытовая песня. М.- Л., 1962.
  90. A.M. Математика и поэзия// Структурно-типологические исследования. М., 1962.
  91. B.JI. Китежская легенда. М.- Д., 1936.
  92. . Лирика Н. А. Некрасова. Воронеж, 1964.
  93. Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
  94. Крестьянские поэты. М., 1927.
  95. С. Последний Лель (вступ. стватья).// Последний Лельи (проза поэтов есенинского круга). М.: Современник, 1989. с.5−22.
  96. Н.А. Нить жизни. Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях. Петрозаводск, 1995.
  97. И.С. История религий. В 2-х тт. М., 1988. Т.2
  98. Н. Открой мои книги. Разговор о Блоке. Л., 1986.
  99. Н. Искусство как поведение. Л., 1989.
  100. М.В. Проблемы стилизации в русской прозе 10-х гг. XX в. (автореф.. к. ф илол. н.). М., 1988.
  101. В.Я. Об особенностях творческого развития Николая Клюева и об их современном восприятии// Вытегорский вестник № 1: Клюевские чтения в г. Вытегре 1985−1994. Вытегра, 1999.
  102. Д.С., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1978.
  103. А.Ф. Диалектика мифа// Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991, с.21−150.
  104. ЛотманЮ.М. О природе искусства// Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа, (статьи). М., 1994. с.432−438.
  105. Ю.М. А. Блок и народная культура города. // Наследие
  106. А. Блока и актуальные проблемы поэтики, (блоковский сб. IV). Тарту, 1981, Вып. 535.
  107. Львов-РогачевскийВ. Н.Клюев. Братские песни, кн.2. М., 1912.// Совр. мир 1972 — № 7 — отд. II, с.325−326.
  108. Львов-Рогачевский В. Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин. М., «Кн-во писателей вМ», 1919. с.44−93.
  109. Л.Е. Лирические циклы К.Д. Бальмонта и циклические формы в искусстве Серебряного века// Время Дягилева. Универсалии Серебряного века. Пермь, 1993, с.88−97.
  110. Д. Поэзия и проза Ал. Блока. М., 1981.
  111. Е.И. Вещий лебедь (Судьба Н. Клюева в контекстенациональной традиции) // Вытегра: Краеведческий альманах. Вологда. Вып. 1. 1997.
  112. Е.И. Стихотворный крест: О поэзии Н.Клюева.// Север.1989.-№ 10-с104−111.
  113. Е.И. Творчество Н.Клюева в контексте севернорусского словесного творчества. Петрозаводск, 1997.
  114. A.M. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
  115. Э.Б. Образ Великой Матери (религиозно-мифологические традиции в эпическом творчестве Н. Клюева). Даугавпилс, 1995.
  116. Э.Б. Русская новокрестьянская поэзия. Даугавпилс, 1991. Метафора в языке и тексте. М., 1988.
  117. З.Г. Символ у А. Блока. // Лирика А. Блока / сборник статей/. М., 1980.
  118. Ю. Сакральное Руси. М., 1996. Т. 1- 2.
  119. Мифологический словарь. М., 1990.
  120. Мифы древних славян. Саратов, 1993.
  121. Мифы народов мира (Энциклопедия в 2-х тт.). М., 1991, 1992.
  122. А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л.: Наука, 1990.
  123. А.И. Автобиографическая проза Николая Клюева// Север.1992, № 6.
  124. А.И. О сновидениях в творчестве А. Ремизова и Н.
  125. Клюева// Алексей Ремизов (Исследования и материалы). Спб., 1994.
  126. А.И. Отражение трагической истории России и судьбы Клюева в его снах// Н. Клюев: Исследования и материалы. Спб., 1994.
  127. А.И. Николай Клюев и мир его поэзии (Вступ. статья).// «Сердце Единорога». СПб, 2000.
  128. Н.А. Мотивы русской мифологии и фольклора в лирике символистов 1900-х гг. /автореф.. к. филол. н./. Горький, 1984.
  129. Н.Клюев: образ мира и судьба/ Материалы Всероссийской конференции «Николай Клюев: национальный образ мира и судьба наследия». Томск, 2000.
  130. Н.И. Певец северного края: О поэзии Н. Клюева.// Рус. речь. 1988. -№ 1 — с. 124−131.
  131. Н.И. Поэзия народных традиций. М., 1988.
  132. Е.П. Русская поэзия на рубеже двух эпох. 4.1. (Под ред. проф. Покусаева). Изд-во Сарат. ун-та, 1970. О творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова. см. гл.З: «Народность истинная и мнимая», с.78−129.
  133. Е.П. Крестьянские поэты нач. XX в. Саратов, 1980.
  134. Н.А., СафроновВ.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М., 1999'.
  135. Николай Клюев в последние годы жизни: письма и документы// Новый мир. № 3. 1988.
  136. Николай Клюев: Исследователи и материалы. М., 1997.
  137. Т. Клюев в Италии: О кн. О. самбич «Изба и Вселенная. Жизнь и поэзия Николая Клюева», изд. в Риме в 1990 г.// Новый мир. -1993. № 1. — с.187−188.
  138. JI.А. Стилистика орнаментальной прозы А. Белого. М.: Наука, 1990.
  139. Л.А. Авторское мифотворчество и русский модернизм (лирическая проза). Киев: УМК ВО, 1992.
  140. От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1998.
  141. Л.А. Сакрализация женственности в прозе русского символизма, (автореф.. к. филол. н.). Уфа, 1996.
  142. С.В. Колыбельная в поэме Н.А. Клюева «Песнь о Великой Матери» // Николай Клюев: исследования и материалы. М., 1997.
  143. С.В. О внешнем и внутреннем портрете в поэзии Н. Клюева: К вопросу об архетипичности поэтического языка.// Учен. зап. Тарт. ун-та, 1986. Вып. 737: Блок сб. — 7 — с.150−161.
  144. Т. А. Проза Н. Клюева 20-х гг. М., 1999.
  145. Н.В. Житие Аввакума как духовное завещание// ТОДРЛ. -Л., 1985. T.XXXIX. с.379−387.
  146. И.С. Миф и поэтика А. Блока (научный доклад по опубликованным трудам, представленный к защите на соиск. уч. степени д. филол. н.). Воронеж, 1996.
  147. Проблемы славянской этнографии. Л., 1979.
  148. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  149. В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
  150. .Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива.// Наследие Александра Веселовского. (Исследования и материалы.) Спб., 1992.
  151. Л.Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII—XVIII вв.еков. М., 1994.
  152. Э. Николай Клюев.// Клюев Н. Сочинения в 2 -х тт. Мюнхен, 1969.
  153. Ранние формы искусства. Сост. С. Ю. Нехлюдов. М., 1972.
  154. Т.Я. Поэтика цикла «Избяные песни»/ автореф.. к. филол. н. /. Барнаул, 1998.
  155. А. Философия риторики// Теория метафоры. М., 1990. с.44−67.
  156. И.Н. Русские лирики. М., 1929. с.59−63.
  157. В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1999.
  158. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1980.
  159. . Язычество древних славян. М., 1997.
  160. Н.И. Русская поэзия нач. XX в. и фольклор. М.: Изд-во МГУ, 1988, вып. 1.
  161. П.Н. Народный златоцвет. Вест. Евр., 1916, № 5, с.193−208.
  162. СапоговВ.А. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла// Рус. советская поэзия и стиховедение. М., 1969.
  163. СелицкаяЗ.Я. К вопросу о соотношении книги стихов и лирического цикла.// Сюжет и художественная система. Даугавпилс, 1983.
  164. С.Г. Темы воскресения и преображения мира в поэзии 20-х годов.// Философия бессмертия и воскресения. Вып.2.- М., 1996.
  165. Славянская мифология (энциклопедия). М., 1995.
  166. В.Г. Русь избяная. М., 1993.
  167. .М. Большой стих о Егории. М., 1995.
  168. Н.М. Китежский павлин. М., 1992.
  169. Н.М. Эстетические и мировоззренческие искания крестьянских писателей 1900−1930 гг.(автореф. к. филол. н.). М., 1993.
  170. Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А.Блока. М., 1989.
  171. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Энциклопедический словарь. М., 1996.
  172. И.И. Стилистический анализ стихотворений С.А. Есенина. (Учебное пособие). Харьков, 1989.
  173. Структура текста (Сб. статей АН СССР Ин-т славяноведения и балканистики). М., 1980.
  174. С. Есенин и Клюев: К истории творческих взаимоотношений)// О, Русь, взмахни крылами (Есенинский сборник). -М.: Наследие, 1994, вып.1.
  175. Субботин С. И, Проза Николая Клюева в газетах «Звезда вытегры» и «Трудовое слово» (1919−1921 годы). Вопросы стиля и атрибуции// Рус. лит., 1984, № 4, с.136−150.
  176. Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998.
  177. Л.Е. Русская икона. Владимир, 1993.
  178. С.М. Восстание мифа. М., 1997.
  179. Н.И. Несколько вступительных слов о символике и языке поэмы Клюева «Погорельщина»// Новый мир.- 1987 № 7.
  180. . О стихе. Д., 1929.
  181. В.Н. О «Крестовых сестрах» A.M. Ремизова: поэзия и правда // Блоковский сборник. IX. Тарту, 1989.
  182. В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.
  183. Е. Два мира в древне-русской иконописи// Трубецкой Е. Три очерка о русской школе. Новосибирск, 1991. с.37−70.
  184. В.Н. Тезисы к проекту словаря мотивов // Дискурс. № 2. Новосибирск, 1996.
  185. .А. Семиотика иконы// Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995, с.9−218.
  186. Г. Стихи духовные, русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
  187. . Явление (Николай Клюев)// Филиппов Б. Миг, к которому я прикасаюсь: Рассказы, очерки, стихи. Вашингтон, 1973.
  188. . «Погорельщина» Н. Клюева// Клюев Н. Сочинения: в 2 -хтт. Мюнхен, 1969. Т. 1.
  189. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
  190. И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.
  191. И.В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.
  192. И.В. О принципах композиции лирических циклов// Изд. АН СССР Сер. лит. и яз., 1986. Т.45, № 2.
  193. Н.И. Есенин и Клюев (По неопубликованным материалам)//. Рус. лит-ра. 1958 — № 2 — с.154−168.
  194. К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1975.
  195. ШатинЮ.В. Метафора и метонимия в сюжете «Войны и мира"// Сюжет и художественная система. Даугавпилс, 1983.
  196. В. Николай Клюев «Песнь о Великой Матери»// Знамя. 1991. -№ 10.
  197. М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.» М., 1990.
  198. А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
  199. Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М., 1997.
  200. Язык и стиль художественного произведения. М., 1966.
  201. Л.Г., Головкина С. Х. Проект поэтического словаря Н.А.
  202. Клюева 11 Клюевский сборник. Вып. 2. Вологда, 2000.
  203. Л.Г. Поэтическая география Н. Клюева // Вытегра. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 2000.
  204. Л.Г. Поэтическая система топонимов и этнонимов в творчестве Н.А. Клюева // Клюевский сборник. Вып. 2. Вологда, 2000.
  205. Л.Г. Тематическая парадигма «Человек» // Клюевский сборник. Вып. 1. Вологда, 1999.
Заполнить форму текущей работой