Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект: на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л Улицкой: на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме приемов психологического анализа внутреннего мира и поведения героев, в области гепдерпой поэтики также выделены особенности художественного воплощения тендерных конфликтов. Анализ и интерпретация рассказов Т. Толстой «На золотом крыльце сидели.», JI. Петрушевской «Спасибо жизни», «Случай Богородицы», «Отец и мать», «Незрелые ягоды крыжовника», Л. Улицкой «Дочь Бухары» и многие другие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования
    • 1. 1. 0. категории «гендер» и тендерных исследованиях
    • 1. 2. О тендерном аспекте литературоведения
  • Глава 2. Художественная оппозиция феминность / маскулинность в современной женской прозе
    • 2. 1. Художественное воплощение тендерных доминант внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества
      • 2. 1. 1. Андрогинный тип творчества (Т. Толстая)
      • 2. 1. 2. Аннигиляционный тип творчества (J1. Петрушевская)
      • 2. 1. 3. Феминный тип творчества (J1. Улицкая)
    • 2. 2. Художественные модели тендерного поведения героев
  • Глава 3. Художественная специфика конфликта и хронотопа в женской прозе
    • 3. 1. Тендерный конфликт в исторической ретроспективе
    • 3. 2. Уровни тендерных художественных конфликтов
    • 3. 3. Хронотоп как слагаемое женской картины мира

Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект: на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л Улицкой: на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Художественная литература во все времена стремилась ответить па основные вопросы человеческого бытия. Не проходит она и мимо меняющихся тендерных отношений в современном обществе.

Тендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой тендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через тендерные роли и отношения. Теория тендера позволяет по-новому интерпретировать п произведения художественной литературы, где наглядно и глубоко воплощаются мужской и женский взгляд па мир (тендерная картина мира), па взаимоотношения полов, а также осветить проблему женского творчества, которая и по сей день считается значимой и обретает новые перспективы в связи с успехами гендерологип. Наиболее интересна в этом плане современная проза, отражающая сегодняшний тендерный статус женщины и мужчины, особенности тендерного поведения, тендерные конфликты наших дней.

Актуальность нашего диссертационного исследования продиктована назревшей необходимостью детально рассмотреть литературные произведения русских жешцин-прозаиков рубежа XX—XXI вв.еков. Это актуально как в историко-литературном плане — введение в научный оборот новых артефактов — так и в теоретическом: в плане осмысления типологии и поэтики женской прозы в тендерном аспекте. Анализируя произведения Людмилы Iктрушевской, Татьяны Толстой, Людмилы Улнцкой, мы подчеркиваем, что это наиболее крупные имена, вошедшие в большую литературу, яркие творческие индивидуальности, относимые к одному периоду современной женской прозы. Разница в возрасте позволила авторам располагать разным жизненным опытом, что несомненно сказалось на тендерной специфике их творчества. В литературе они начали работать и разное время, представляя разные традиции. Интерпретация их произведений в тендерном аспекте будет интересна для широких кругов читателей и учащейся молодежи, будет способствовать ее нравственно-эстетическому воспитанию.

Научная новизна работы в том, что такое обобщающее исследование творчества указанных авторов с опорой па концептуальные установки тендерного анализа проведено нами впервые. Отдельные наблюдения над тендерной спецификой произведений женской прозы нашли отражение в работах: Т. Мелешко, М. Рюткенеп, И. Шаберт, М. Завьяловой, С. Охотпиковой, И. Трофимовой, Г. Прандт. Первым диссертационным исследованием, но женской прозе, выполненным в тендерном аспекте под руководством профессора М. В. Михайловой стала кандидатская диссертация Т. А. Ровепской «Женская проза конца 1980;х — начала 1990;х годов (проблематика, мепталыюсть, идентификация)» (М: МГУ, 2001). Ключевое понятие «тендер» в теме диссертации отсутствовало, очевидно, в силу сто непривычности в конце 1990;х годов. По первая глава и по названию -«Смена парадигм в восприятии мира и науке как основа теории, практики и политики тендерных исследований и феминистского литературного критицизма» — и по поставленным проблемам демонстрирует плодотворность именно тендерного аспекта исследования женской прозы. Т. Ровенская подняла в своем исследовании такие вопросы, как развитие тендерных исследований в российском литературоведенииэволюция феминистской теории к тендерным исследованияманализ социального и культурного конструирования иола как предмет тендерных исследованийконцепция языка, власти и телесности в постмодернистской философии и феминистской критике.

Правомерно обращение Т. Ровепской к социальной проблематике женской прозы, к тендерной самоидептификации героини и художественному отражению кризиса маскулинности в образе героя, к рассмотрению концептов телесности н сексуальности и поэтике и т. д. Однако диссертация Т. А. Ровенской в большей степени ноет культурологический характер. В центре внимания, как подчеркивает диссертант, «не отдельные имена н произведения современных писательниц, а женская проза конца 1980;х — начала 1990;х годов как социально-культурный феномен в целом».

Мы же полагаем необходимым дать общую характеристику женской прозы, па примере творчества наиболее известных ее представителейГ. Толстой, JI. Петрушевской, Л. Улицкой — более подробно рассмотреть на примере их рассказов типологию и поэтику современной женской прозы в тендерном аспекте. При этом мы опираемся и па новые художественные тексты, и исследовательские труды, еще не учтенные в диссертации, защищенной в 2001 г. В последующих известных нам диссертациях по русской литературе понятие «гепдер» не раскрывалось в своей художественно-литературоведческой специфике и являлось своего рода синонимом к понятию «женская проза» (Паиь, 2007). Именно в силу неразработанности тендерного аспекта литературоведения избранная нами тема отличается научной новизной.

Объектом данного диссертационного исследования стали рассказы представительниц женской прозы конца XX — начала XXI в.в. — Татьяны Толстой, Людмилы Петрушевской, Людмилы Улицкой, рассмотренные в тендерном аспекте п поднимающие основные вопросы экзистенциального бытия современной женщины.

Предмет исследования — типология и поэтика прозы указанных авторов, позволяющие осмыслить в литературоведческом аспекте художественную реализацию тендера как социокультурного феномена.

Цель исследования — раскрыть тендерное своеобразие типологии и поэтики рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л.Улицкой. Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:

I) осветить философско-теоретические основы тендерного литературоведческого анализа и интерпретации текста;

2) дать типологию женской прозы па основе тендерной идентичности с учетом особенности творческой индивидуальности Л. Пе грушевской, Т. Толстой, Л. Улицкой;

3) интерпретировать сюжеты и социально-психологические конфликты в прозе указанных авторов как художественное воплощение тендерной структуры современного общества;

4) раскрыть своеобразие внутреннего мира героев, их психологии и моделей поведения, выражающих тендерную специфику современной женской прозы;

5) раскрыть специфику хронотопа женской прозы и его роль в создании тендерной картины мира.

Методологической основой проведения диссертационного исследования стал комплексный подход, позволяющий использовать данные других паук — гепдерологии, психологии, лингвистики для выявления иденпо-:)сте1ичсской сущности художественного текста. Мы опирались на труды по современной гепдерологии как зарубежных авторов (С. Бовуар, С. Бем, Ш. Берн), гак и отечественных (Г.Браидт, О. Воронина, А. Костикова, II. Пушкарева, Н. Гапова). Методологическим прецедентом послужил для пас фундаментальный труд П. Г. Эткипда «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки русской литературы XVII—XIX вв." (М., 1999), работы А. Б. Ееина о психологизме русской литературы, а также литературоведческие работы в области женской прозы таких авторов, как М. Михайлова, Т. Мелешко, Т. Ровепская, 11.1 абриэлян, М. Завьялова, Г. Нефагипа, И. Сушилипа, И. Слюсарева, М. Фатеева, И. Тартаковская и другие. В процессе апалнза художественных текстов мы использовали сравнительно-типологический и герменевтнко-интерпретацнопиый методы исследования, а также доминантный анализ, т. е. анализ произведений на основе выделения наиболее значимых в семантико-стилевом плане фрагментов текста. Материалом исследования послужили рассказы, опубликованные в сборниках Т. Толстой «Река Оккервиль» (2002), Л. Петрушевской «Дом девушек» (1999), Л. Улицкой «Цю-юрихъ» (2002), а также па страницах современной периодикиэссе и интервью упомянутых авторов, литературно-критические и литературоведческие статьи, посвященные их творчеству и женской прозе в целом.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности системно, с учетом междисциплинарных связей определить параметры нового аспекта литературоведческих исследований — тендерного, наметить пути анализа и интерпретации творчества современных женщин-прозаиков, а ¦также использовать полученные наблюдения для ретроспективного рассмотрения проблемы.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использовать ее результаты в процессе преподавания спецкурсов и спецсеминаров, выявляющих тендерный аспект современного литературного процесса, в преподавании общего курса истории русской литературы. В рамках курса «Современные проблемы филологии» диссертантом была разработана и прочитана в СГУ лекция «Тендерный аспект л I л ерату ро веде н и я».

Диссертация прошла широкую апробацию. Она обсуждалась па кафедре истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Итоги отдельных этапов работы обсуждались па международных паучно-практпческпх конференциях: «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2003) — «Художественная литература и Кавказ» (Ставрополь-Сочи, 2005) — «Модернизация в современной науке» (Сочи, 2006), «Россия 1} условиях глобализации: перспективы национального развития» (Сочи, 2007) и др. Основное содержание работы представлено в 11 публикациях. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Выводы по 3-ей главе.

Важнейшую роль в раскрытии тендерной проблематики играет художественный конфликт как социокультурный способ выражения тендерных противоречий в современном мире. Гендерологи отмечают значимость повседневного тендерного взаимодействия без видимых всплесков противоречий, но конфликтного, но своей сути. В литературоведении можно говорить о разных уровнях художественных конфликтов, которые в основе своей являются конфликтами психологическими. Их содержание определяется противоречиями в интимных, семейных отношениях, которые в художественном произведении XX в. интерпретируются, с одной стороны, изменениями в тендерных ролях мужчины и женщины, а с другой — такой традиционной причиной, как неверность, чаще всего мужскаянаконец, отделы них авторов, прежде всею Петрушевскую, интересуют тендерные конфликты на грани психической аномалии. В плане сюжстно-комнозиционном тендерные конфликты разграничиваются па основе преобладания плана словесно-описательного (в подавляющем большинстве рассказов) или плана словесно-событийного, яркие примеры которого представлены в рассказах Т. Толстой «Поэт и муза», Л. Петрушевской «Вольфганговна и Сергей Иванович», Л. Улицкой «Бедная счастливая Колыванова» и др.

Па репрезентацию и разрешение художественных конфликтов оказывают влияние особенности творческой индивидуальности писателя. В отличие от Толстой и Петрушевской, переводящих тендерные конфликты в план, осложненный другими мотивами, Л. Улицкая раскрывает их в непосредственной бытовой реальности.

Своеобразие топоса в произведениях женской прозы определяется тем, что оно представлено городским пространством, прежде всего передаваемым обилием деталей.

В пространственно-временных представлениях, характеризующих литературное сознание в исторической перспективе, нарастает мера условности, и в прозе XX века уже не встречаются развернутые, подробнейшие описания художественного пространства. Однако в женской прозе обилие подробностей, увиденных женским взглядом, становится признаком тендерной поэтики.

Последовательно-подробное описание времени у Т. Толстой, прежде всего в «Реке Оккервиль», и сведение их к минимуму, к «свернутости» сюжета у JI. Петрушевской — это две стороны одной медали. Здесь можно увидеть некоторую необычность художественного времени, свойственную женской прозе. Более приближено к реальному художественное время JI. Улицкой.

Заключение

.

Предпринятый нами анализ основных концепций тендера как социокультурного феномена показал, что гендерпый подход в пауке основан па идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами н женщинами, а то культурное п социальное значение, которое придает общество этим различиям. Важны их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение па основе этих различий системы властных отношений. Анализ категории «гендер» позволил представить этапы его становления как термина, имеющего особые статус и структуру. Тендер отражает сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом мужских и женских ролей, подчеркивает различия в поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках человека того или иного пола. Результатом этого процесса, его теоретического осмысления также является социальный конструкт «гендер». Важными элементами создания тендерных различий являются противопоставления «мужского» и «женского» (оппозиция маскулинного и фемининного) и имеющего многовековую историю подчинения женского начала мужскому началу.

Основой геидерных исследований является пе просто описание разницы в статусах, ролях п иных аспектах жизни мужчин п женщин, а анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через тендерные роли и отношения. Рассмотренные в диссертации работы Г. Ьрапдт, Е. Трофимовой, Т. Мелешко, Т. Ровенской, С. Охотппковой и др., пропагандирующих идеи западной фсмипологической критики и ищущих собственные пути в решении проблемы, дали возможность поставить вопрос о тендерном аспекте литературоведения. Нами также учтен тот факт, что в отечественной критике конца XX века шла то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика об идентичности женского творчества, то есть о возможности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества, отличающийся, однако, женской спецификой. Гсидерная идентичность обуславливает появление в произведении специфических тем, сюжетов, образов героев, определяет своеобразие психологического анализа и речевых характеристик персонажей и речи автора. «Женщина говорящая» становится не только объектом изображения, по и субъектом речи, носителем своего голоса в мире, рассказчицей своей беды и судьбы. Вопросы идентичности и типологии женского творчества решаются с помощью тендерного подхода, что позволяет говорить о том, что в науке о литературе наряду с социологическим, историко-фупкциональным и т. д. литературоведением появилась новая его разновидность — тендерное литературоведение. Его первые результаты подтверждались правомерностью классификации произведений по гендерно-эстегическим параметрам. Подчеркнем, что интерпретация художественных произведений в гепдерпом аспекте должна быть не социологической, а литературоведческой, и в ее основе должен лежать анализ социально-психологических состояний автора-повествователя и ею героев.

Идентичность женской прозы определяется способностью автора-женщины отождествить себя со своим телесным комплексом, раскрыться всякий раз «изнутри», дать художественную интерпретацию образа мужчины, увиденного женским взглядом. Это ведет к специфичной отражающей женский поиск проблематике, раскрытию ранее табунровапных тем, к углублению в частную жизнь героев. Здесь нам представляется наиболее важными две грани художественного воплощения тендерной проблематики: а) репрезентация автором-женщиной тендерных доминант внутреннего мира женщины, женской психологии с преобладанием художественного воплощения чувственной сферы героинь, особенностей ее поведенияб) изображение героев-мужчин, их психики и поведения, увиденных с точки зрения женского восприятия.

Рассмотрение женской прозы в гендерпом аспекте позволило поставить и позитивно решить проблему пе только геидерной идентификации произведении авторов-женщин, поэтики их творчества в тендерном аспекте, но и типологии. В плане избранной нами темы конструктивно выделение женской прозы андротшшого (Т.Толстая) и фемининного (Л. Улицкая) типов и типа, синтезирующего оба начала в единое целое — аннигиляцпонного (Л. Петрушевская). Очевидно, в перспективе целесообразно разработать и классификацию уже по другому основанию, имея в виду соотнесенность «высокой» и массовой женской прозы. Эти полюсы представлены прозой Т. Толстой и Л. Петрушевской с одной стороны и Л. Улицкой — с другой.

Тендерное своеобразие каждой из авторов-женщин сопряжено с особенностями их творческой индивидуальности, которые выходят за рамки тендерной поэтики. Так, художественный мир Т. Толстой называют «игрушечным». Игровое начало в се прозе выражено очень явственно, и это обстоятельство позволяет рассматривать Толстую в контексте мощной классической традиции, заложенной писателями-мужчинами. Петрушевскую с той же традицией связывает метафизичность рассмотрения жизни как мирового процесса, что в итоге снимает остро намеченную поляризацию полов (что особенно четко звучит в рассказе «Спасибо жизни»). Глубоко проникновенный взгляд на мир деформирует его образ, что достигается обилием вставных конструкций. У Улицкой женская картина мира дана в ее непосредственности, как говорится, в формах самой жизни, и читатель (чаще читательница) становится соучастником этого действа. Но решение эстетических и этических проблем у рассмотренных нами авторов пе является внегендерпым. Оппозиция героиня / герой в женской прозе определяет общую художественную систему писателя.

Художественные трактовки женских судеб значительно разнятся в творчестве Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л.Улицкой. «Мысль семейная», характерная для творчества подавляющего большинства авторов-женщин, в рассказах Толстой сменяется мотивом бессемейности, бездетности героинь, их полном одиночестве в мире. Одиночество это не кажется трагичным, как у Улицкой и особенно у Петрушевской: героини Толстой живут в своем особом мире — мире, обращенном к прошлому, где они были молоды и счастливы («Милая Шура»). Но авторов-женщин роднит отказ от этических императивов, предоставление героям-жепщииам и мужчинам подлинной свободы действия, из которых и складывается многоцветиость и непредсказуемость жизни. И это женский взгляд на мир.

Кроме приемов психологического анализа внутреннего мира и поведения героев, в области гепдерпой поэтики также выделены особенности художественного воплощения тендерных конфликтов. Анализ и интерпретация рассказов Т. Толстой «На золотом крыльце сидели.», JI. Петрушевской «Спасибо жизни», «Случай Богородицы», «Отец и мать», «Незрелые ягоды крыжовника», Л. Улицкой «Дочь Бухары» и многие другие свидетельствуют, что типы тендерных конфликтов в современной женской прозе репрезентированы через абсолютную противоположность, несовместимость устремлений и надежд героинь с реальностью. Только что показав, как все помыслы Нины (Т. Толстая «Поэт и Муза») направлены на обретение романтической любви-страсти, автор тут же показывает героя ее вялотекущего романа — врача Аркадия Борисовича. В аналогичной ситуации оказывается героиня Петрушевской («Темная судьба»), где герой-любовник больше интересуется вопросом, будет ли он завлабом, чем описанной ситуацией. Беспросветной оказалась жизнь героини, воплощающей женственность, в рассказе «Бедная счастливая Колывапова» Л. Улицкой. Типы тендерных конфликтов в рассмотренной женской прозе отличаются характером словесных образов. Они представлены словесно-описательными рядами — смысловая оппозиция («Милая Шура» Т. Толстой) и словесно-событийными рядами, воссоздающими конфликты непосредственно в действии («Поэт и муза» Т. Толстой, «Отец и мать» Л. Петрушевской, «Чужие дети» Л. Улицкой). Писатель-женщина, осознающая свою причастность к социокультурной функции женщины-матери, хранительницы очага, верной спутницы любимого человека, понимает, что данный процесс выражается в стремлении пе просто художественно представить па читательский суд различные житейские конфликты, но и показать пути их решения с позиций высокой нравственности и подлинной человечности.

В конечном итоге воплощенные в женской прозе рубежа XX — XXI веков факты частной жизни обретают значительный смысл. Сюжетные перипетии, развертывающиеся прежде всего в городской квартире («Орловы-Соколовы», «Зверь», «Лялин дом» JI. Улицкой, «Филин», «Река Оккервиль» Т. Толстой, «Новые робинзоны», «Через поля» Л. Петрушевской), становятся равновеликими событиям историческим и даже космическим, и в этом проявляется своеобразие тендерной картины мира, реализуемой как на уровне психологизма и речевой практики, так на уровне художественного пространства. Последнее органично связано с течением художественного времени, подтверждая целесообразность термина «хронотоп». Штрихи времени, его движение можно увидеть в каждом из приведенных выше примеров. У Толстой оно ощутимо в наглядном изменении интерьера. Хозяйка дома, копаясь в темпом буфете, колышет «хлебный сухарный запах» — художественная деталь, передающая протяженность действия во времени («Милая Шура»).

Своеобразие временных параметров в женской прозе, разумеется, не может быть сведено к однолинейной схеме. У Т. Толстой даже известие о смерти героини застает рассказчицу в жаркий летний полдень, а Л. Петрушевская из двух параллельных временных потоков жизни — «день» и «ночь» — выбирает «время ночь». В целом же временные штрихи в женской прозе взяты из бытового художественного пространства, соответствующего гепдерпой сущности се героинь.

Тендерное литературоведение преследует две цели. Надо, чтобы не только литературовед мог интерпретировать произведение сквозь призму специфичности женского творчества, по чтобы и сами художники слова осознанно воплощали женскую специфичность своего творчества, искали только им присущие художественные приемы. Литературоведы-гендерологн (Т. Ровепская, Т. Мелешко, Е. Трофимова и др.) настаивают на изменении канона и па том, чтобы из него не исключались и женские тексты, чтобы они пе дискриминировались и не были до конца опознаны в своей специфике. Тендерная интерпретация женской прозы позволяет сформировать новую идейно-эстетическую систему координат, дающих основание отказаться от рассмотрения женского творчества только с традиционной мужской точки зрения и опираться только па его достижения. Рассмотренные в диссертации рассказы Т. Толстой, J1. Петрушевской, Л. Улицкой подтверждают, что в женской прозе зачастую предлагается художественное исследование «прозы жизни», быта, лишенного духовного начала и радостиособое внимание уделяется феномену отчуждения, бездушия и жестокости в человеческих взаимоотношениях. Но не только. Нередко она несет очищение от скверны жизнипостижение мира через себя ведет автора-женщину к открытию новых смыслов обновления не только женщины, по и мужчины.

Диссертант дает себе отчет в том, что представленная в его исследовании в тендерном аспекте типология женской прозы нуждается в последующей конкретизации, и это составляет перспективу его дальнейшего исследования. Очевидно, здесь возможны и более тщательное отслеживание взаимозависимости тендерной поэтики и типологии творчества, и комплексный подход к исследованию тендерной идентичности авторов с номощыо психологической диагностики, и привлечение данных читательской рецепции опять-таки рассмотренной в тендерном аспекте. Любые пути раскрытия типологии женского творчества будут способствовать более глубокому проникновению в природу женского творчества, что и составляет задачу современной науки о литературе.

Исследование специфики женской прозы будет способствовать ее дальнейшему утверждению и развитию в русле литературного процесса. Необходимость в этом назрела, и мы заключаем свою работу словами современного критика: «.До завершающего этапа — общегумапистической литературы, которая объединит мужское и женское видение мира, еще далеко. По-моему, потребность в женском взгляде будет ощущаться еще не одно десятилетие, потому что очень долго женщина молчала. Есть еще очень много областей, которые женщина-писатель не освоила именно с точки зрения своего женского видения. То, что мы имеем сегодня, это какие-то элементы того, к чему надо стремиться. И в литературе XXI века женщины еще заговорят о чем-то таком, что пока даже не присутствует в современной литературе. Поэтому давайте будем особенно внимательны к тому, что пишут женщины, давайте будем вглядываться и вчитываться в их тексты, извлекая из них те моменты, которые, может быть, поверхностному взгляду не доступны. Там обязательно будут содержаться какие-то серьезные открытия» [Клинг, 2006].

Мы разделяем его позицию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. II. И. Что такое «тендер»? // Общественные пауки и современность. 1996. — № 6.
  2. С. Почему мы боимся счастья? // Аргументы и факты. -2006. № 28.
  3. Антология тендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаиовой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
  4. М. «В России права женщин нарушены по всем статьям» Интервью О. Трухан // Ставропольская правда. 2004. — 10 июля.
  5. Д. Небо в алмазах Людмилы Улицкой http://vvwvv.vzglyad.rU/columns/2005/9/20/7397.html
  6. А. Людмила Петрушевская. Номер Одни // Критическая Масса. -2004.-№ 2.
  7. Ю.Бастриков А. В. Особенности женской картины мира (на материале текстов Л. Петрушевской) // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан, гос. ун-т. филол. фак-т. -Казань: Казан, гос. ун-т, 2004.
  8. Д. Тендерное беспокойство // Антология тендерной теории: Сб. переводов / Составление, коммент. Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. -Минск: Пропилеи, 2000.
  9. Бем С. Линзы тендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. М.: «Россиская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
  10. З.Беиьяш Евг. Дупнп сарафан // Дружба народов. 2001. — № 2.
  11. И.Бердяев 11. Метафизика пола и любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. -М., 1991.
  12. II. Смысл творчества//Философия любви: в 2 т. М., 1990. Т. 2.
  13. Берн III. Тендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗ! IAK, 2002. (Секреты психологии).
  14. Бовуар де, С. Второй пол. М., 1998.
  15. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): пер. с англ. М.: Вече, АСГ, 1999.
  16. Г. А. Современный феминизм: переворот в историко-философской антропологической традиции Западной Европы. Адам и Ева. Альманах тендерной истории. Москва: ИВИ РАН, 2003. -№ 6.
  17. Г. А. Почему вы не пишите себя?! (Феминизм и структурализм о женском теле и женском письме) // Женщина. Гендер. Культура, 1999.
  18. Г. А. Феминизм и Российское сознание wvvw.a-z.ru/vvomen/texts/brandtr.html
  19. Р. Половое различие как политический проект номадизма // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы. СПб.: Изд-во. «Дмитрий Буланип», 2000.
  20. И.И. Гендерпая картина мира http:www.ivanovo.ac.ru/win 1251 /jornal3/fram 1 bul. htm
  21. Д. Рай уродов // Огонек. 1993. -№ 18.
  22. П., Гепис А. Городок в табакерке. // Звезда. 1990. — № 8.
  23. М. Так сложилось // Дружба пародов. 1998. — № 4.
  24. А. Ночи холодны. // Дружба народов. 1988. -№ 7.
  25. Введение в тендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкииой. Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001.
  26. Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.- Под общ. ред. И. В. Костиковой. 2-е изд., перераб. и дои. — М.: Аспект Пресс, 2005. — (Серия «Классический университетский учебник»)
  27. Ю. Изоляция, идентичность, опасность, культура.// Вестник Нвропы. 2005. — № 15
  28. С.Г. Счастье как лингвокульторологический концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004.
  29. О., Клименкова Т. Гендер и культура // Женщины в социальной политике (тендерный аспект). М., 1992.
  30. О.А. Тендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. М., 1998 а.
  31. О. Женское предназначение: миф, идеология, практика // Искусство кино. 1991 .-№ 6.
  32. О.А. Оппозиция духа и материи: тендерный аспект // Вопросы философии. 2007. — № 2.
  33. О. А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе//Общественные пауки и современность.-2000.-№ 4.
  34. Д.В. «Семейная жизнь это не для нас»: Мифы и ценности мужских гомосексуальных пар. // Семейные узы: модели для сборки. Под ред. С. Ушакипа. — М.: IIJIO, 2004. Т.2.
  35. Н.М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки и современность. 1996. — № 6.
  36. П. М. Взгляд на женскую прозу // Преображение. 1993. -№ 1.
  37. Н.М. Введение в современную русскую женскую прозу // Материалы конференции 'Тендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития" 24−25 января 1996 г.-М., 1996.
  38. Е. Феминистский проект в антропологии. http://vvww.conntries.rii/lihrai>Vantropologv/gender/temanthro.htm
  39. А.А. Дифференциальные признаки мужской и женской речи: липгвориторический аспект // Лингворнторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Межвуз. сб. научи, тр. вып. 2 / Под ред. проф. А. А. Ворожбнтовой. Сочи: СГУТиКД, 2003.
  40. Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития. М., 1996.
  41. А. Беседа восьмая: рисунок на нолях. Татьяна Толстая// Звезда. -1997.-№ 9.
  42. Ф. При попытке к сопротивлению (эпоха в духе Л. Петрушевской). http://zhumal.lib.rU/f/frida 1 g/petrushevvskaia.shtml
  43. Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  44. Ф. Собрание сочинений. 'Г 1. М.: ТИХЛ, 1983.
  45. Е., Кирилина А. Тендерные исследования в лингвистике сегодня // Тендерные исследования. 1999. -№ 1.
  46. Е.И. Языковое сознание: тендерная парадигма: Монофафия. М. — Харьков: Изд. дом «И11ЖЭК», 2003.
  47. Е.И. Пол, тендер, язык // Женщина, тендер, культура. М., 1999.
  48. Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой / Пер. с англ. Д. Гапцевой, А.Ильенкова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.
  49. Е. Страдающий мир Л. Петрушевской // Общественные науки и современность. 1991. — № 4.
  50. И. С. Письма о русской поэзии. М&bdquo- 1990.
  51. О. Женские антиномии // Дружба пародов. 1991. — № 4.
  52. . Позиция. М., 1996.
  53. И.А. Представление о счастье в российском менталитете. -СПб, 2001.
  54. В. Мужчины. М.: Подкова. 1999.
  55. Жена, которая умела летать: Проза рус. и фин. писательниц / Ред-сост. Г. Г. Скворцова при участии М.-Л.Миккола (фин. часть). -Петрозаводск: Агентство «ИНКА», 1993.
  56. Женская логика: Сб. жен. прозы: Повести, рассказы / Сост. Л. В. Степапспко, А. П. Фоменко. Авт.: Андреева И., Ванеева Л., Василенко С., Качинская Л., Ключникова М., Крашенинникова М., Моловцева И., Нарбикова В., Скворцова Г. М.: Современник 1989.
  57. Женщины, познание и реальность. Исследования по феминистской философии. М., РОССПЭН, 2005.
  58. Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999.
  59. И. Прочти мое желание. М., 2000.
  60. Н. И птицу паулин изрубить па каклеты // Знамя. 2001. -№ 3.
  61. И. Феминистская критика в лоне постструктурализма // Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М, 1998.81 .Ирригарэй Л. Пол, который не единичен // Тендерные исследования. -1999. № 3.
  62. П. В. Поэтика драматургии Людмилы Петрушевской. Автореферат диссертации. Томск, 2003.
  63. Т. Рецензия па сборник Л. Улицкой // Преображение. Русский феминистский журнал. 1996. — № 4.
  64. Т. «Но страшно мне: изменишь облик ты» // Новый Мир. -1996.-№ 4.
  65. А. В. Тендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
  66. А. В. Проблемы тендерного подхода в изучении межкультурной коммуникации. // Тендер как интрига познания (альманах). М.: Рудомино, 2002.
  67. Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. -М., 1996.
  68. Т.А. Секс и гепдер // Материалы Первой российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». -М., 1996.91 .Клинг Д. Интервью. fhUp://www.vmdaily.ru/main/vievvarticle.php?id=20 042.
  69. М.С. Лексикографические проблемы новых лингвистических исследований: тендерный аспект // Филологические науки.-2003.-№ 5.
  70. Кои И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997 г.
  71. Г. К. От структурализма к постмодернизму. М., 1998.
  72. А.А. Тендерная философия и феминизм: история и теория. Общество и гендер. Материалы Летней школы в Рязани 1−12 июля 2003 года. Рязань: Издательство «Поверенный», 2003.
  73. А.А. Постмодернизм: феминистская критика // Материалы Ломоносовских чтений. М., 1997.
  74. И.В. Проблемы тендерной информации // Тендер: язык, культура, коммуникация. М., 1999.
  75. А.А. Проблема женского в новейшей философии, http://sstusocwork.narod.ni/111es/gend sb www/chapter 1/kost ikova. htm
  76. М.Г. Мужские и женские образцы поведения в традиционном обществе // Гендер и этнические стереотипы. М., 1999.
  77. Ю. Бахтин, слово, диалог, роман // Вестник-Московского университета. 1995. — № 1.
  78. Кристева 10. Власть женщины. Тендерная теория и искусство. Антология. М., 2003.
  79. Кристева 10. Силы ужаса // Тендерные исследования. 1999. — №
  80. Е. Мир героев Петрушевской// Современная драматургия. 1989. — № 5.
  81. Т. Пол биологический замещается полом социолингвистическим. 15.05.06.http://www.svobodanews.rLi/Articlc/2006/05/l 5/20 060 515 090 610 168.htmlhttp.://www.svobodanews.rn/articlete.aspx?exactdate:
  82. М. Трагедия и мало ли что еще // Новый Мир. -1994. -№ 10.
  83. М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.
  84. Ю.М. (1922−1993). Беседы о русской культуре: быт и трад. русс, дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман. -СПб., 1994.
  85. Луков Вал. А., Кириллина В. Н. Тендерный конфликт: система понятий// Гуманитарные науки: теория и методология. 2005. № 1.
  86. Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в тендерном аспекте. Учебное пособие по спецкурсу. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001.
  87. Т. Драматургия Е. Гришковца: тендерные аспекты анализа, http: // envve.net.ru.2002 /1/pas/rus/thesis.htme.
  88. М. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе серебряного века// Преображение. 1996. — N4.
  89. М. Из «женской прозы» начала XX века. // Лепта-1996.-N33.
  90. Не помнящая зла: новая жен. проза / Сост. Л. Л. Ванеева. М.: Моск. рабочий, 1990.
  91. Г. Собр. соч. в 3-х томах. Г 2. Битва в пути. М., 1987.
  92. Ф. Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993.
  93. С.А. Трансформация образа мужчины в современной культуре. Автореферат диссертации. Ставрополь, 2004.
  94. К. Личины сексуальности / Пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  95. Папь Чэплун Творчество Т. Толстой в современной критике. АКД. М., 2007.
  96. JT.C. Дом девушек: Рассказы и повести. М.: «Вагриус», 1999.
  97. Е. Дискуссия «Я научила женщин говорить» (А. Ахматова) http://www.litwomen.ru/print.html?id=938
  98. С., Пискунов В. Уроки зазсркалья// Октябрь. 1998. -№ 8.
  99. Платон. Пир // Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993.
  100. Пол. Гендер. Культура. Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М., 1999.
  101. А.В. Феномен времени в малой прозе Т. Толстой. -2005. http://www.pspu.ru/sci litcr2005 pupishev. shtml
  102. П. Л. Тендерный подход в исторических исследованиях // Вопросы истории. 1998. — № 6.
  103. П. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина, гендер, культура. М., 1999.
  104. П. У истоков женской автобиографии в России // Филологические науки. 2000. — № 3.
  105. М.В. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г. А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  106. М. Вагинеткая, или женские стратегии в получении грантов // Новый мир. 2002. — № 4.
  107. Т. А. Переход от личности к культурному феномену. К проблеме рассмотрения женкой прозы 80-х-90-х годов. http://wvvw.biophys.msii.rii/scripts/trans.pl/riis/cyrillic/avvse/CONFER/NLW 99/084.htm
  108. T.A. «Виновата ли я?» или феномен гепдерпой вины. На материале женской прозы 80-х нач. 90-х гг. // Тендерные исследования. — Харьков, ХЦГИ. 1999. № 3.
  109. Т.А. Архетип Дома в новой женской прозе, или Коммунальное житие и коммунальные тела // Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. Минск, 2001. Март.
  110. Т.А. Женская проза 1980−90-х гг. В поисках «материнского языка» // Материалы Первой Международной конференции «Тендер: язык, культура, коммуникация». МГЛУ. 1999.
  111. Т.А. Новая амазонка в интерьере женской прозы // Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. -Минск, 2000.
  112. Т.А. О чем до сих пор молчали женщины, или Прогулки по страницам независимой женской прессы // Русские женщины в XX веке. Опыт эпохи. Проект «Женской Информационной Сети». -CD. 1999.
  113. Т.А. Опыт исследования коллективного творческого субъекта на материале предисловия к сборнику женской прозы «Новые амазонки» // Материалы Второй Международной конференции «Женщина. Образование. Демократия». Минск, 1999.
  114. Т.А. Переход от личности к культурному феномену. К проблеме рассмотрения женской прозы 80-х 90-х годов // Четвертая Международная конференция «Нелинейный мир. Языки пауки — языки искусства». -Суздаль. 1999.
  115. Т.А. Роман JI.Улицкой «Медея и ее дети» и повесть Л. Петрушевской «Маленькая Грозная»: опыт нового женского мифотворчества // Адам и Пва. Альманах геидерпой истории. М., 2001. № 2.
  116. Т.А. Феномен женщины говорящей. Проблема идентификации женской прозы 1980-х 90-х годов // Женщина н культура (в печати).
  117. Русские писатели 20 века. Биографический словарь. Гл. ред. и сост. П. А. 1 Ьжолаев. М., 2000.
  118. Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В двух частях. Под ред. Н. Н. Скатова. М, 1998.
  119. Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
  120. Д.В. Духовные искания героев малой прозы Л. Петрушевской // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира: Материалы Всероссийской научной конференции. -Ульяновск: УлГТУ, 2003.
  121. Л. Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1982.
  122. IO.H. «Не помнящая зла.»: культура вины, дискурс признания и стратегии женского письма в творчестве русских писательниц конца XX начала XXI веков. http://www.pspu.in/sci liter2005 ser^o.shtml
  123. Сик-су Э. Хохот медузы // Геидериые исследования. 1999. — № 3.
  124. О. Герой Сопротивления: Рецензия // Книжное обозрение. 18 июня 2000 г. — № 25−26.
  125. О. Пушкин с маленькой буквы // Новый мир. 2001. -№ 3.
  126. О. Та, что пишет, или Таблетка от головы // Октябрь. 2000.-№ 3.
  127. О. Король, дама, валет: Книжная серия как зеркало книжной революции // Октябрь. 2000. — N10.
  128. Словарь тендерных терминов, www. ow 1 .ni./gender/12/02/2004.
  129. И. Оправдание житейского: Ирина Слюсарева представляет новую женскую прозу // Знамя. 1991. — № 11.
  130. П. Во сне и наяву// Октябрь. 1988. — № 2.
  131. Степная барышня. Проза русских писательниц XIX века. М., 1989.
  132. Е. Ирония и скепсис в изображении жеищип-emancipe: па примере сочинений И. С. Тургенева // Потолок пола: Сб. научных и публицистических статей / Под ред. Т. Барчуиовой. Новосибирск, 1998.
  133. И. Репрезентация пола в традиционной и современной русской культуре // Социология пола и семьи Самара, 1997.
  134. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. -М.: МЦГИ, 2001.
  135. B.C. Звезда в тумане: повести и рассказы. М.: 1999.
  136. Т.Н. Река Оккервиль. М.: 2002.
  137. Д. Мужское «я» в творчестве 3. Гиппиус // Основы тендерных исследований. М., 2000.
  138. Трифонов К). Московские повести. М.: Советская Россия, 1988.
  139. В. Гепдериый язык Татьяны Антошппой. Русский Журнал / Обзоры / 2002. vvww.russ.ru/ciilture/20 020 214.html
  140. В.И. Еще раз о «Гадюке» Алексея Толстого (попытка тендерного анализа) // Филологические науки. 2000. — № 3.
  141. Е. О книжных новинках женской русской прозы // Преображение. 1995. — N3.
  142. В. Предисловие. // Чего хочет женщина: Сб. жен. рассказов. М., 1993.
  143. Е.И. К вопросу о геидерной терминологии. // Летняя школа «Общество и гендер». Рязань, 2003.
  144. Е.И. Летняя школа «Общество и тендер». Рязань, 2003.
  145. Л. Е. Цю-юрихь: Роман, рассказы. М.: 2002.
  146. Н.А. Языковые особенности современной женской прозы: подступы к теме: Русский язык сегодня. М., 2000.
  147. Н.А. Современная русская «женская» проза: способы самондептификации жепщниы-как-автора. http://wvvw.ovvl. ru/avanaard/sovremcnnayarus. html
  148. Файнштейн Mill. «Писательницы пушкинской поры». Л., 1989.
  149. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь. 1996.
  150. Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». М.: МЦГИ, 2000.
  151. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловон, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
  152. Чего хочет женщина.: Сб. жен. рассказов. М.:Линорэ Авт.: Горлапова П., Сельянова А., Каплипская Е., Волек А., Палей М., Татарннова О., Голосовская П., Урусова М., Полищук Р., Кирпичникова М., Александрова М., Бонм С., Агеева Л.: Амрита, 1993.
  153. И.И. Исследование тендерных процессов в социальной структуре современного общества. АКД. Н. Новгорода, 2002.
  154. Н. Г. Русский человек па rendez-vous. / Избранные философские сочинения. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1950.
  155. Чистенькая жизнь: Повести и рассказы. Сост. Анатолий Шавкута. М.: Мол. гвардия, 1990.
  156. II. В. Поиск Другого в прозе людмилы Улицкой (на примере рассказа «Цю-юрихь»). htlp:/Avvvw.pspu.ru/scilitcr2005 shiro. shlml
  157. Э. Желание любви и страстное стремление к искусству (Тлена Тан и ее рассказ «Идеал») // Филологические науки. 2000. -№ 3.
  158. Э. По поводу «Крейцеровой сонаты». Тендерный дискурс и конструкты женственности у Л. И. Толстого и С. А. Толстой // Там же.
  159. П., Менделл П. Теории феминизма // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия. Под ред. С.Жеребкииа. М., 2001.
  160. М. Постмодерн в России. М., 2000.
  161. American Hieritage Dictionary of English Language, 1990.
  162. Ilolmstrom N. Do Woman Have a Distinct Nature? // Women and Values. Reading in Recent Feminist Philosophy. California Slate University, 1986.
  163. Irigaray L. When Our Lips Speak Together 11 Women’s Voices. N.Y., 1990.
  164. Kupferman J. The Mistaken Body. A Fresh Perspective of the Women’s Movement. London, 1981.
  165. Network Women’s Program:. 24/12/2003.
  166. The Network of Interdisciplinary Women Studies in Europe:. 15/03/2004.
Заполнить форму текущей работой