Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этноментальные основы творчества Абу-Бакара

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К середине 1960;х гг. публицистика и лирико-документальная проза с присущими им аналитичностью, исследовательским началом, пафосом открытий занимают доминирующее положение в русскоязычной советской литературе. С другой стороны, в прозе 1970;х гг. становится актуальным вопрос о роли традиции в формировании нравственной цельности человека. Суммарное представление о народе, которое отражено… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Жанрово-стилевые особенности прозы Абу-Бакара как отражение художественного этнографизма
    • 1. 1. Истоки формирования национального характера в творчестве Абу-Бакара
    • 1. 2. Герой и тип как носители этноментально
  • Глава 2. Авторский стиль как выражение этноментальности
    • 2. 1. Проблематика прозы Абу-Бакара и метод ее художественной реализации
    • 2. 2. Сюжетообразующие темы дороги, го декана и хурджина как выражение этноментальности в повести «Ожерелье для моей Серминаз»
  • Глава 3. Этноментальность и этнографизм в творчестве Абу-Бакара
    • 3. 1. Национальное и инонациональное у Абу-Бакара
    • 3. 2. Миф как категория художественного этнографизма и его роль в построении сюжета

Этноментальные основы творчества Абу-Бакара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вопросы судьбы малых народов, раскрытие сущности их быта и традиций получают более глубокое развитие в национальной прозе второй половины XX века. Каждая из них несет в себе «генетическую информацию» о народе, об эволюции художественного мышления. Писатели решают эти вопросы сквозь призму собственного мировосприятия. Раскрыть эти аспекты, показать их многосторонность и масштабность лучше всего позволяет прозаические жанры: рассказ, повесть, роман, развивающиеся в северокавказской литературе быстрыми темпами уже с 1950;х годов. В ряду дагестанских писателей, посвятивших свое творчество судьбе дагестанского народа в период расцвета социализма, одним из первых стоит имя Народного писателя Дагестана Ахмедхана Абу-Бакара.

Ахмедхан Абу-Бакар — писатель счастливой творческой судьбы. Первая же повесть писателя «Даргинские девушки» принесла ему широкую известность, а последующие за ней повести «Чегери», «Снежные люди», «Ожерелье для моей Серминаз» вызвали широкий интерес как среди критиков, так и среди читателей, не оставив равнодушными никого. Писатель, создавая свои произведения, нашел собственный ракурс повествования, основанный на изображении национальной самобытности дагестанцев. Выбор для научного исследования рассказов «Култум», «Пятница — творческий день», «Два старика», «Пурша и Хашим» и повестей «Даргинские девушки», «Чегери», «Снежные люди», «Ожерелье для моей Серминаз» обусловлен тем, что в них сконцентрированы и демонстрируются характерные черты художественного — метода-писателя, основанного на раскрытии проблем художественного этнографизма. Такой подход к анализу творчества Абу-Бакара и составляет актуальность данного исследования.

Степень изученности темы. Творчество Абу-Бакара исследовано довольно основательно в работах Алиева С. «Дорога в современность» (Махачкала, 1977), Алиевой 3. «Литература Дагестана и жизнь» (Махачкала,.

1982), Ахмедова С. Х. «Ахмедхан Абу-Бакар» (Махачкала, 1975), «Образ современника влирической и лирико-романтической прозе (А. Абубакар, Ф. Алиева, Р. Гамзатов), Вагидова А. М. «Многозначность характера человека в прозе,// Социалистический реализм и развитие даргинской литературы.(Махачкала, 1981), «Тенденции развития лиро-эпических жанров». (Махачкала, 1981), «В кругу равных. Краткий очерк истории даргинской литературы» (М., 1998), «Власть таланта // Поиск, продолжается (Махачкала, 2000), Гам-. затоваГ.Г. «Литература и фольклор: не отчуждение, а взаимодействие» (Махачкала, 1990), «Дагестан: историко-литературныйпроцесс. Вопросы истории, теории, методологии (Махачкала, 1999) т.д. Однако проблемы этно-ментальности и художественного этнографизма в^творчестве Абу-Бакара не изучались отдельно ни. в одной из перечисленных работ. Аким образом, выбранная нами, тема является недостаточно изученной-и требует отдельного' • исследования, которое мы и попытались сделать. в данной диссертационной работе.

Объектисследования. Рассказы. «Култум"] «Два старика», «Пурша и Хашим» и повести- «Даргинские: девушки», «Чегери», «Снежные, люди»,. «Ожерелье для моей Серминаз», потому что в них наиболее ярко представлены этноментальныеосновы.творчества. писателя, опирающиеся^ не. только на устно-поэтические, традиций даргинской' литературы, но и на общественно-исторические особенности культуры народа.

Предмет исследования. Предметом нашего исследования является анализ^ приемов художественного этнографизма и элементов этноментально-сти В: прозе Абу-Бакара. Художественный анализ указанных произведений позволяет показать динамику развития жанра в рамках художественного этнографизма и национальной этноментальности.

Научная новизна: исследования. Вдагестанскомлитературоведении нет специальных исследований, посвященных основамэтноментальности в= творчестве Абу-Бакара. В ракурсе структурного, подхода к поэтике произведений, рассмотренных в диссертации, проведен обобщающий анализ жанровой эволюции повестей даргинского прозаика с позиции особенностей национальной культуры. Предметом наиболее пристального внимания в представленном диссертационном исследовании стали сюжет и стиль рассказов и повестей, авторская позиция и особенности изображения главных героев, пространство и время, как важнейшие способы выражения художественного этнографизма. В диссертации в процессе детального изучения сюжетов и авторского стиля выявлено, что сутью жанровой эволюции повестей А. Абу-Бакара является синтез традиционных (национальных) и новаторских художественных приемов. Благодаря такому синтезу писателю удается создать новое художественное полотно, придать новому идеологическому содержанию (эпоха социалистического общежития) элементы этнографической хроники или очерка. Это особенно ярко проявляется в повестях «Даргинские девушки», «Ожерелье для моей Серминаз», «Чегери», «Снежные люди».

Цель исследования. Выявление и описание жанрово-стилевых и сю-жетно-композиционных особенностей рассказов «Култум», «Пятницатворческий день», «Пурша и Хашим», «Два старика» и повестей «Даргинские девушки», «Чегери», «Снежные люди» и «Ожерелье для моей Серминаз», сопоставительный анализ которых позволяет говорить о динамике художественного мышления Ахмедахана Абу-Бакара. Попытка продемонстрировать наличие в изучаемых повестях жанровой эволюции, формального и содержательного развития базируется на детальном анализе сюжетного и пространственно-временного построения, которое мы не можем рассматривать без его взаимосвязи с внешней композицией, системой образов и этно-ментальными элементами композиции.

В соответствии с поставленной целью решается ряд конкретных задач: — выявление тематики и проблематики произведений Абу-Бакара и их связи с этнокультурными факторами;

— установление жанрово-стилевой классификации рассказов и повестей писателя;

— определение роли сюжетной и пространственно-временной организации рассказов и повестей в формировании авторской концепции изображения действительности;

— выявление социально-общественных, философских и эстетических доминант поэтики Абу-Бакара в контексте современной дагестанской прозы, русской советской литературы XX века, а также мировой литературы;

— обозначение и конкретизация жанровых особенностей, художественных приемов, способствующих созданию динамики этнохудожественного мышления писателя.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач автор опирается на ряд известных в области теории литературы исследований. Теоретической и методологической основой исследования являются общетеоретические’работы по5 литературоведению: М. М. Бахтина — «Литературно-критические статьи» (1986), А.Н. Веселовско-го «Историческая поэтика» (1989), Г. М. Гачева «Национальные образы мира» (1988), Г. А. Гуковского — «Реализм Гоголя» (1959), М.М. Стеблина-Каменского — «Миф» (1976), А. Н. Соколова — «К спорам о романтизме» (1963), Л. И. Тимофеева — «Основы теории литературы» (1971), В. Е. Хализева.

— «Теория литературы» (1999), H.A. Гуляева — «О формах романтической типологии» (1971), Е. С. Добина — «Герой. Сюжет и действительность. Искусство детали» (1981) — выводы и заключения дагестанских ученых-литературоведов, а также исследования, конкретно посвященные анализу творчества А. Абу-Бакара: Ф. О. Абакаровой — «Очерки дагестанской советской литературы (1917 — 1965)» (1969), Г. Г. Гамзатова — «Дагестан: историко-литературный процесс» (1990), A.M. Вагидова — «К вершинам» (на дарг. яз., 1993), СМ. Хайбуллаева — «А. Абу-Бакар» (статья, 1967), С. Х. Ахмедова -«Ахмедхан Абу-Бакар» (1975), М. И. Зульфукаровой — «Традиции, влияния, новаторство» (1981), З. Г. Казбековой — «Дагестан в европейской литературе» (1994) и др.

Методологическая основа диссертации определена принципами историзма, художественного этнографизма и свойствами этноментальности в оценке основных направлений развития национальных литератур. Как основной метод работы избран сравнительно-сопоставительный анализ, позволяющий наглядно продемонстрировать динамику художественного мышления автора в названных произведениях. Использован в диссертации и метод теоретического исследования, предполагающий восхождение от абстрактного научного знания к конкретному литературному материалу. Используется также аналитический метод, ориентированный на изучение внутреннего и внешнего построения художественного произведения.

Исследуя проблемы жанрового своеобразия произведений, автор диссертации рассматривает прозу А. Абу-Бакара в социально-историческом, этнокультурном и литературном контексте эпохи.

Теоретическая значимость. Фрагментарность и эпизодичность в изучении этноментального своеобразия произведений Абу-Бакара побудили автора данной работы сделать попытку анализа национально-художественного своеобразия прозы дагестанского писателя. Ценность данной работы заключается в том, что в ней на современном уровне развития литературоведения прослежена эволюция метода писателя, освещены некоторые вопросы классификации рассказов и повестей с позиции использования таких традиционных приемов этноментальности, как тема дороги, хурд-жина и гудекана, также рассмотрены особенности индивидуальной творческой манеры писателя.

Аналитические данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке этнокультурных проблем развития современной дагестанской прозы.

Практическая ценность работы определяется потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании наследия Ахмедхана.

Абу-Бакара: роль его прозы в развитии реалистического направления современной дагестанской литературы представляется очень важной.

Основные выводы и положения работы могут быть использованы в трудах, посвященных изучению путей развития современной дагестанской прозы, а также внедрены в вузовский учебный процесс. На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению творчества А. Абу-Бакара на филологических факультетах ДГУ и ДГПУ.

Полученные в процессе анализа материалы и выводы могут быть полезны при создании школьных и вузовских учебников по дагестанской, и в частности, даргинской литературе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творчество Ахмедханан Абу-Бакара является отражением зарождения: нового типа художественного мышления, представляющего собой синтез национальной и инонациональной культуры. Писатель, следуя традициям социалистического реализма, наполняет их национальным звучанием, что позволяет говорить об этноментальном подходе к повествованию.

2. Повышенный интерес к истокам национального характера формирует цепочку взаимосвязанных проблемных соотношений в произведениях писателя: человек и природа, город и деревня, история и современность. Эти соотношения наиболее ярко проявляются в рассказах «Култум», «Два старика», «Пурша и Хашим» и повестях «Снежные люди» и «Ожерелье для моей Серминаз». Герой Абу-Бакара лишь тогда реализует себя полноценно, когда не отрывается от своих истоков и верен культурным идеалам своего народа.

3.Воссоздание природного мира в творчестве Абу-Бакара отличается высокой художественностью. Писатель не стремится к точности фактогра-фичности изображении природы или места действия своих произведений, ему важно через природный мир показать душевное состояние героя («Два старика», «Ожерелье для моей Серминаз», «Снежные люди»). Такая особенность изображения природы позволяет говорить о романтических тенденциях в творчестве Абу-Бакара.

4. Этноментальная эстетика Абу-Бакара и стилевая палитра его прозы складывается из синтеза фольклора, восточных традиций и современного реалистического письма. В его произведениях углубляется содержание и поэтизируются переживания действующих лиц, четко проступают черты романтизма, литературный текст как бы озаряется изнутри, благодаря лиризму взаимоотношений персонажей.

5. Пространство и время играют важную сюжетообразующую роль в прозе Абу-Бакара, потому что являются не фактором фиксации события, а философской категорией. Пространство в тексте — это не место свершения события, а показатель времени. Такая реализация пространственно-временных отношений носит этноментальный характер, поскольку фиксация времени у народа всегда связана с происходящим в пространстве, например: «Я родился в тот год, когда половодье унесло половину саклей аула Сулев-кент, а беда эта случилась в тот год, когда было затмение. «(Рассказ «Пятница — творческий день»).

6. Идейно-тематическое богатство прозы Абу-Бакара обусловлено его этническими истоками. Но при этом в стиле писателя четко проступает переосмысленный опыт русской классики и традиций восточных литератур, сопрягаемый с новаторскими поисками самого автора.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в форме статей в научных сборниках Дагестанского государственного педагогического университета. Отдельные направления исследования были обсуждены на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета и научно-практических конференциях преподавателей, молодых ученых и аспирантов этого вуза (2006;2008).

Структура диссертации подчинена решению поставленных задач.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

К середине 1960;х гг. публицистика и лирико-документальная проза с присущими им аналитичностью, исследовательским началом, пафосом открытий занимают доминирующее положение в русскоязычной советской литературе. С другой стороны, в прозе 1970;х гг. становится актуальным вопрос о роли традиции в формировании нравственной цельности человека. Суммарное представление о народе, которое отражено в соцреалистических произведениях 1930;1940;х гг., сменяет концепция его разносоставности, воплощенная в принципе исторического изображения отдельных представителей народа. Вместе с этим в авторских концепциях художественного миро-видения проявляется стремление к эпизации изображения, к укрупнению формы, которое осознается как конструктивный признак современного искусства. Именно таков культурный и историко-литературный контекст произведений Ахмедхана Абу-Бакара. Концепция разносоставности представления о народе мыслится нами как ндивидуализация героя, а она тесно связана с национальной идеей народа. Эта идея воплощается в литературе благодаря использованию художественных средств, определяемых как этноменталь-ность и художественный этнографизм.

В своем диссертационном исследовании, мы рассмотрели основные этапы развития творчества даргинского писателя Абу-Бакара и определили основополагающие литературные тенденции и эстетические принципы, присущие писателю в разные эпохи его творческого становления и развития дагестанской литературы второй половины XX века. Проанализировав его рассказы «Култум», «Пятница — творческий день», «Два старика», «Пурша и Хашим», повести «Даргинские девушки», «Чегери», «Ожерелье для моей Серминаз» и роман «Снежные люди» как яркие образцы разных творческих этапов писателя, мы пришли к выводу, все анализируемые произведения эстетически связаны между собой основной психологической темой — темой человека, находящегося в непрерывном духовном поиске.

Еще одна важная тема его произведений — это понимание родины у дагестанцев. Дагестанцы как народность обладают уникальным менталитетом, в них, как ни в каком другом народе очень сильно развито понятие малой родины, сосредоточенное в родном ауле, селении, где были рождены их предки и заложены этноментальные традиции рода. Не исход из малой родины, а ее преобразование — вот о чем ратует писатель в своих произведениях. И неважно, уезжают ли его герои из родных аулов, как это происходит в романе «Снежные люди», — важно другое — герои Абу-Бакара навсегда сохраняют в своем сердце память о малой родине. Сохранение духовности прямо пропорционально сохранению души, эта тема ярко реализована во всех повестях писателя.

Нами также проанализированы истоки творческой манеры писателя, I которая отличается особым принципом изображения действительности, обусловленным особенностями его художественного мировидения, который мы определили как художественный этнографизм. Особое значение мы придаем определению природы творчества Абу-Бакара, генетически связанного, по нашему мнению, с традициями русской советской реалистической литературы с одной стороны и с традициями восточной, дагестанской и даргинской культуры — с другой.

Некоторые литературные критики (Ахмедов, Вагидов, Абуков), определявшие общие свойства творческой манеры Абу-Бакара, фокусировали свое внимание на анализе отдельных аспектов поэтики его произведений, очерчивали круг социальных, этических и философских проблем, составляющих основу идейно-эстетического содержания его текстов, в их оценках преобладали внеэстетические категории. Однако, такие конститутивные элементы поэтики, как тематический комплекс, формирующий представление о проблематике его творчества, типы сюжетных схем и конфликтных ситуаций, принципы сюжетостроения, композиционная организация, система образов, повествовательная структура, авторская позиция и способы ее выражения в тексте, языковые средства художественного миромоделирования, как выражение этноментальных основ творчества, не были самостоятельным предметом исследования прозы Абу-Бакара. Поэтому в своем исследовании мы попытались более подробно коснуться именно этих элементов.

В результате системного анализа прозы Абу-Бакара с позиций художественного этнографизма и этноментальных особенностей, определения доминирующих черт поэтики писателя в русле жанровых и стилевых исканий* русской, советской и дагестанской прозы на протяжении 60−70 гг., классификации-различных типов повествования в его текстах, исследования особенностей авторской позиции, анализа соотношения «своего» и «чужого» слова в границах авторского сознания, мы обосновали зависимости повествовательных инстанций и приемов психологизма и выявили особенности поэтики прозы Абу-Бакара, которые позволяют говорить о собственном эстетическом принципе писателя. Это демонстрирует принципиально новый, комплексный взгляд на творческий путь Абу-Бакара, который позволяет в значительной степени раздвинуть рамки интерпретации большинства произведений, создать динамическую концепцию его творчества.

Абу-Бакару удалось воплотить в слове и звуке жизнь малой родины, неотъемлемой частью которой является человек, и удалось раскрыть вечную тему искусства — тему познания человеческой души, как национальной категории. Именно эта последовательность и позволяет поставить его прозу в ряд непреходящих ценностей отечественной и мировой литературы.

Круг нравственно-психологических проблем у Абу-Бакара находит свое выражение в жанровой форме лирико-психологической повести, которая генетически связана с традициями социально-психологической повести 60-х годов XX века. Такие черты лирико-психологической повести указанного периода, как эстетическое освоение процесса формирования личности, тенденция к слиянию авторского голоса и голоса героя, субъекта и объекта повествования, формирование единого образа героя-рассказчика, обилие я пейзажных зарисовок, передающих внутренние переживания персонажей, создают художественное единство и национальный колорит произведений Абу-Бакара.

Тема «человек и общество» — одна из сквозных тем советской литературы того времени. Человек как литературный герой в это время — это уже не «винтик» единой монолитной машины, упорно продвигающей себе путь к светлому будущему. Человек литературы 60-х годов — это индивидуальность, которая способна сделать свой выбор. Таков человек и в прозе Абу-Бакара — это и юная героиня Култум, и старик Уста-Хабиб, и героини «Даргинскихде-вушек», и Самур, и Бахадур, и Адам с Хевой. Творческая эволюция Абу-Бакара в социально-психологическом аспекте определяется движением от эстетического восприятия жизни, от антропоцентрического взгляда на мир, от осознания природы как составляющей понятия «малая родина» в контексте национальной парадигмы мышления — к изображению взаимодействий жизненной стихии и человека, к реализации оппозиции-«искусственное — естественное» в его поведении. Все это формирует проблемное ядро текстов писателя в границах триады «человек — природа — культура».

У всякого эстетического феномена всегда имеются две стороны: объективная и субъективная. Соответственно для установления эстетического отношения необходимы предпосылки двоякого рода. Объективной предпосылкой эстетического отношения выступает целостность — то есть полнота и неизбыточность — таких состояний жизни, когда ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже. Объектом этического созерцания для писателя, прежде всего, служит внутренняя целостность: не столько тела, сколько* души. Более того, личность как внутреннее единство духовного Я есть высшая форма целостности, доступной человеческому восприятию. Наличие внутренней целостности, порядка в душе, позволяющего созерцателю искать резонанса этих двух целостностей, и составляет субъективную предпосылку эстетического отношения.

Таким образом, творчество писателя может быть рассмотрено, во-первых, в контексте общих тенденций обновления (усложнение конфликтных положений, отказ от схематизма в воссоздании характера героя, процесс романизации малых эпических жанров и др.) советской литературы в рамках соцреалистической парадигмы художественного мышленияво-вторых, образная структура и повествовательная сфера в прозе писателя типологически схожи с открытиями писателей-«деревенщиков».

Абу-Бакар дифференцирует в своем сознании различные эмоциональные проявления внутреннего мира героев, склоняясь к воспроизведению таких, когда душа находится в состоянии взлета, порыва, внутреннего подъема и энтузиазма. Чрезвычайно ценя эмоциональное начало в человеке, его способность откликаться на чужие настроения, на природу, красоту и стремясь при воспроизведении потока переживаний подчеркнуть созерцательность, безотчетность, стихийность возникших у героев настроений, он в то же время никогда не акцентирует внимание на хаотичности, разорванности, 'разнонаправленное&tradeдушевных движений, не приветствует эмоциональной раскованности и обнажения глубин эмоционального мира. В частности, он не склонен изображать резкие перепады настроения, его не занимает психология, не окрашенная мыслью или нравственным чувством.

Такой системный подход к творчеству писателя продуцирует новые возможности интерпретационных практик, способствует раскрытию глубинных пластов содержания его текстов, а также дает представление об индивидуальности авторского мировосприятия. Подобный интегрирующий взгляд на художественную природу текста позволил нам воссоздать сквозь призму авторского сознания сложную систему взаимодействий отдельных компонентов внутри целого с точки зрения проблемы структурного единства в рамках этноментального восприятия окружающей действительности.

Литературный путь, который выбрал Абу-Бакар за основу своей эстетической программы, — это целеустремленный путь самореализации «я» в мире «других», а не пассивной его самоактуализации. В этом состоит осо бенность творческого метода писателя. Еще одной важной особенностью творчества Абу-Бакара является его этноментальная эстетика. Увлеченность художественным этнографизмом не является творческим открытием Абу-Бакара. Нами было сказано выше об этноменьтальном контексте книги Э. Капиева «Поэт». Параллельно с повестями Абу-Бакара появляется и книга Расула Гамзатова «Мой Дагестан», которая также насыщена элементами национальной ментальности. Но Абу-Бакар усилил свой этнографизм, открыв внутренний мир горянок: застенчиво-решительных, самостоятельных, последовательных в поступках, способных отчаянно любить и отстаивать свои чувства в условиях, казалось бы, немыслимых по сложности. Его героини непримиримы к фальши и подлости в человеческих отношениях, и это глубоко отражает стержень национального характера.

Стилевая палитра прозы Абу-Бакара складывается из синтеза фольклора, восточных традиций и современного реалистического письма. В его произведениях углубляется содержание и поэтизируются переживания действующих лиц, четко проступают черты романтизма, литературный текст как бы озаряется изнутри, благодаря лиризму взаимоотношений персонажей.

Таким образом, идейно-тематическое обогащение прозы Абу-Бакара обусловливает их жанростилевое преображение. При этом наступает период более зрелого и осознанного творческого использования богатств фольклорав стиле писателя четко проступает переосмысленный опыт русской классики и традиций восточных литератур, сопрягаемый с новаторскими поисками самого автора. «Чтобы понять особенности видения народом окружающего мира, надо научиться читать книгу бытия каждого народа, которая написана на его земле: в горах иль равнинахв небе-. в воздухе, в воде, в вещах быта, в языке, в музыке.» — писал Георгий Гачев [Гачев: 1988, с. 180]. Ахмед-хан Абу-Бакар сумел прочитать «книгу бытия» своего народа и отразить его неповторимую жизнь в своих произведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Писатели Советского Дагестана. Махачкала, 1984.
  2. Ф.О. Очерки даргинской советской литераторы (1917−1965) -Махачкала, 1969.
  3. К. И. У костра, зажженного М. Горьким. Махачкала, 1972.
  4. К. И. Разноязычное единство: обретения и потери.- Махачкала, 1992.
  5. К. И. Ступени роста. М., 1982.
  6. Абу-Бакар А. Даргинские девушки // Избранное (пер. с дарг.) М., 1972.
  7. Абу-Бакар А. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. М., 1980.
  8. Ч. Час слова//Дружба народов. 1982, № 12.
  9. С. Дорога в современность. Махачкала, 1977.
  10. Н. Родословная поэзии. Статьи, воспоминания, письма. М., 1990.
  11. С.Х. Ахмедхан Абу-Бакар. Махачкала, 1975.
  12. С. X. Художественная проза народов Дагестана.- Махачкала, 1996.
  13. С.Х. На путях развитая дагестанской советской прозы. Махачкала, 1972.
  14. С.Х. Предпосылки возникновения дагестанской художественной прозы. Махачкала, 1996.
  15. С.Х. Образ современника в лирической и лирико-романтической прозе (А. Абубакар, Ф. Алиева, Р. Гамзатов).
  16. А. Типическрга характер как эстетическая категория // В кн. Эстетика. Категории и искусство/ М., 1965.
  17. М.М. Поэтика Достоевского. М., 1979.
  18. Ю. Б. Художественная мысль и концепция мира // В кн. Актуальные проблемы социалистического реализма. М., 1969.
  19. Ю.Б. Основные эстетические категории. М., 1960.
  20. Ю. Б. Художественная мысль и концепция мира // В кн. Актуальные проблемы социалистического реализма.- М., 1969.
  21. Ю. Б. Эстетика. М., 1975.
  22. А. Сквозь призму поликонфликтноси // Дорогой правды, дорогой гуманизма. М. 1978.
  23. С. Проблема субъективной структуры // Изв. РАН. Сер. Лит. И яз. -М., 1995.
  24. С.Н. Историческая поэтика. М., 2001.
  25. Г. А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. Л., 1990.
  26. А. М. Власть таланта // Поиск продолжается. Махачкала, 2000.
  27. А. Н. Историческая поэтика.- М., 1989.
  28. Г. Д Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.
  29. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.
  30. Л. Я. О старом и новом. Статьи и очерки. Л., 1982.
  31. Л.Я. О психологической прозе. Л., 1972.
  32. В.Д. Роман новый род поэзии //Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. — М., 1980.
  33. А. Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. -Л., 1975.
  34. Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972.
  35. КапиеваН. Критические новеллы. М., 1969.
  36. .О. Изучение текста художественного произведения.- М., 1972.
  37. И.К. Герой и народ.- М., 1973.
  38. .О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
  39. А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.
  40. Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
  41. А. В. Собр. Соч. В 8-ми томах. М.: Наука, 1963.
  42. В.М. Человек в романах Тургенева. Л., 1975.
  43. Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
  44. В. Реализм и духовность. // В кн. Становление таланта. М., 1972.
  45. ЮО.Османова 3. Земля и небо Ахмедхана Абу-Бакара// В кн. Ахмедхан Абу
  46. Бакар. Избранные произведения. -М., 1980.
  47. Г. К. К вопросу о реализме и романтизме. // В кн. Творческий метод. Сб. статей. М., 1960.
  48. С. М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. М.: Просвещение, 1975.
  49. Г. Н. Эстетическое и художественное. М., 1965.
  50. . Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М., 1973.
  51. Ю. В. Микросреда и личность. М., 1974.
  52. X. Э. Капиев. Жизнь и творчество. Махачкала, 1962.
  53. Л. О понятии художественного метода//Творческий метод. М., 1960.
  54. Н. С. Сыны Дагестана. Махачкала, 1972.
  55. П. С. Социалистический реализм творческий метод советского искусства. // В сб. Вопросы марксистско-ленинской эстетики. М.: 1956.
  56. С. М. Наследие и открытия. Махачкала, 1983.
  57. Ю. О яркой жизни яркие книги// Дагестанская правда, 12 июля.
  58. М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976.
  59. В. Повести о прозе, — М., 1966.
  60. В. Энергия заблуждения. М., 1981.
  61. В. О теории прозы. М., 1983.
  62. В. Гамбургский счет. М., 1990.
Заполнить форму текущей работой