Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого: «Князь Серебрянный», драматическая трилогия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творчество A.K. Толстого — особая страница в истории русской литературы. Свою эстетическую позицию сам писатель определил в программном стихотворении «Господь, меня готовя к бою.» (1857). Его произведения представляют собой попытку объективного осмысления действительности, прошлого, истории России и вместе с тем глубокие размышления о судьбе художника, поиск религиозно-нравственных основ бытия… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • С
  • Глава 1. Некоторые вопросы характерологии. Историческая концепция А. К. Толстого и ее отражение в художественном творчестве писателя С
    • 1. 1. Характер реальный и характер героя литературного произведения С
    • 1. 2. Характер, герой, образ, персонаж, тип. С
    • 1. 3. Характер и тип художественного мышления (метод) С
    • 1. 4. Характер, литературный род, литературный жанр С
    • 1. 5. Характер и обстоятельства С
    • 1. 6. Характер и авторское мироощущение С
    • 1. 7. Способы создания характера С. 39 Историческая концепция А. К. Толстого С
  • Глава 2. Приемы создания характеров в романе «Князь Серебряный»
    • 2. 1. Роль литературной традиции С
    • 2. 2. Фольклорная традиция в романе С
    • 2. 3. Характер и обстоятельства С
    • 2. 4. Воссоздание внутреннего мира героя С
      • 2. 4. 1. Речь героя как средство создания романтического характера
      • 2. 4. 2. Лирическое начало С
      • 2. 4. 3. Сравнение как один из характерологических приемов С
    • 2. 5. Контраст в системе образов как способ характерологии С
    • 2. 6. Обращение к таинственному как черта романтизма С
    • 2. 7. Пространство как средство характерологии С
    • 2. 8. Топос дороги и его влияние на формирование характера С
    • 2. 9. Своеобразие портретирования в романе С
    • 2. 10. Действующее лицо как выразитель авторской идеи
  • Глава 3. Особенности создания характеров в трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»)
    • 3. 1. Контраст в системе характеров С
    • 3. 2. Сопоставление в системе персонажей С
    • 3. 3. Речь персонажей как один из способов характерологии С
    • 3. 4. Поступки героев в их отношении к развитию действия С
    • 3. 5. Пространство как средство характерологии в драматической трилогии
    • 3. 6. Таинственное и его функции в трилогии С
    • 3. 7. Любовная тема как средство характерологии и компоновки сюжета

Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого: «Князь Серебрянный», драматическая трилогия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество A.K. Толстого — особая страница в истории русской литературы. Свою эстетическую позицию сам писатель определил в программном стихотворении «Господь, меня готовя к бою.» (1857). Его произведения представляют собой попытку объективного осмысления действительности, прошлого, истории России и вместе с тем глубокие размышления о судьбе художника, поиск религиозно-нравственных основ бытия. Все это сделало творчество Толстого необычайно популярными в русском обществе. Однако долгое время наследие этого писателя не становилось предметом должного научного изучения. Можно назвать лишь несколько работ, посвященных его произведениям. Следствием этого стало то, что в массовых изданиях Толстому приписывались взгляды, которых он не исповедовал, а художественные идеи писателя соотносили только с современной ему действительностью, видели в них по преимуществу критику общественного строя XIX столетия, недовольство политикой царя. Проблемы поэтики этого выдающегося мастера оставались в тени.

Объектом диссертационного исследования является роман Толстого «Князь Серебряный» и драматическая трилогия («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Для сопоставительного анализа нами привлекались произведения писателя из его поэтического наследия, а также -«Юрий Милославский» М. Н. Загоскина, «Борис Годунов» A.C. Пушкина, «Песнь про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.

Предметом исследования являются принципы создания художественного характера в названных произведениях А. К. Толстого.

Актуальность работы связана прежде всего с историко-литературным аспектом темы и определяется необходимостью более тщательного изучения творчества А. К. Толстого, которого до сих пор рассматривают с точки зрения реалистического метода, а не как яркого и самобытного художника-романтика. Диссертация призвана восполнить этот пробел, исследуя конкретный раздел его поэтики — своеобразие характеров в «Князе Серебряном» и драматической трилогии в их внутреннем единстве, что до сих пор не было предпринято в отечественной науке.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые предпринята попытка анализа характеров, созданных Толстым с точки зрения оригинальной исторической концепции писателя и целостного осмысления его творчества.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении своеобразия принципов создания характеров в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» и драматической трилогии.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— исследовать понятие «литературный характер»;

— рассмотреть историческую концепцию Толстого и ее отражение в создании характеров романных и драматических произведений писателя;

— выявить типологию характеров, изображенных Толстым;

— определить специфику художественного изображения характеров реально существовавших исторических лиц в романе и драматической трилогии А. К. Толстого;

— показать зависимость характера героя от пространственно-временной организации повествования.

В процессе анализа творчества Толстого применяются методы исследования, связанные с использованием историко-литературного, типологического, сравнительного подходов к изучению художественного произведения.

Теоретической основой нашего исследования являются труды М. М. Бахтина, С. Г. Бочарова, C.B. Владимирова, В. М. Волькенштейна, H.H. Воробьевой, Л. Я. Гинзбург, E.H. Горбуновой, В. А. Грехнева, В. В. Кожинова, С. М. Кургинян, В. Е. Хализева, Е. Г. Холодова.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использовать его материалы в вузовской практике изучения истории литературы, а также спецкурсов, посвященных исторической прозе, исторической драматургии XIX века и творчеству А. К. Толстого.

Апробация работы проведена на Международной научной конференции в Санкт-Петербурге «IV Славистические чтения, посвященные памяти профессора П. А. Дмитриева и профессора Г. И. Сафронова» (Санкт-Петербург, 2000), на научных конференциях в Пскове (2002, 2003, 2004), на Всероссийской конференции «Жизнь провинции как феномен русской духовности» (Н. Новгород, 2003), на Международной научной конференции «Художественный текст и культура» (Владимир, 2003), на V Всероссийских чтениях «Оптина пустынь и русская культура», посвященных братьям Киреевским (Калуга, 2004). По теме диссертации опубликовано восемь работ.

Положения, выносимые на защиту, обусловлены научной новизной и сводятся к следующему ряду вопросов:

1. Характер в произведениях А. К. Толстого как приверженца романтизма обладает своими особенностями, заключающимися в преувеличении некоторых черт персонажа и в их отборе, создающем отчетливые характерологические доминанты, а также в обращении к таинственному, столь свойственному этому литературному методу. Некоторые исследователи (Л.М. Лотман) видят в трагедиях А. К. Толстого реалистические характеры, что представляется весьма спорным, так как подобная «реалистичность» обусловлена скорее природой драматического искусства (резким контрастом в системе образов, выбором необыкновенной личности, находящейся в центре каждой из трагедий, а главное — непосредственно развертывающимся действием, происходящим на сцене как некая реальность на глазах у зрителей, и длящимся в момент восприятия события зрителем), но не романтическими приемами создания характера, присущими А. К. Толстому как в прозе, так и в драматургии.

2. А. К. Толстой использует понятие «характер» в письмах и в проектах постановки двух первых частей драматической трилогии, имея в виду не просто действующее лицо, а персонаж, воспроизведенный в многоплановости и взаимосвязи его психических, личностных черт с их неповторимыми индивидуальными особенностями, то есть в том аспекте, в каком в теоретическом плане этот термин истолковывается в работах В. А. Грехнева и В. Е. Хализева. Писатель старается так строить сюжет, чтобы события служили проявлению характеров героев, и в то же время отражали историческую специфику эпохи.

3. При создании характеров романа «Князь Серебряный» А. К. Толстой опирается на сложившуюся традицию исторического повествования и в первую очередь на «Айвенго» В. Скотта и «Юрия Милославского» Н. М. Загоскина. В романе писателем используется целый комплекс художественных средств характерологии: портрет, поступки героя, его мысли, чувства, переживания, речевая характеристика, взаимоотношения с другими героями, отношения других персонажей к герою, авторское повествование. Толстой дает развернутые описания действующего лица, стремится запечатлеть во внешних проявлениях внутреннюю работу его души.

4. В драматической трилогии значимыми для Толстого в раскрытии характера оказываются: речевая характеристика в разных выражениях (диалог, монолог), речевая оценка, даваемая герою другими персонажамиавторские ремарки. Как и в романе, здесь широко используется принцип контраста (в группировке персонажей, в отдельных характерах), мотивы таинственных предсказаний, осуществляемых затем в самом действии. Точно так же, как и в романе, ряд характеров разрабатывается автором не только по принципу противо-положения, айв сопо-ставлении, в сопряженииповторения возникают в разных индивидуальных обличиях, то есть создаются характеры близкие по своим нравственным чертам и даже сюжетообразующим функциям в качестве характерологических параллелей, подкрепляя друг друга, увеличивая свою значимость.

5. Сравнительный анализ принципов характерологии в романе и трилогии А. К. Толстого дает основание сделать вывод о существовании художественного цикла, объединяющего прозаическое («Князь Серебряный») и драматические («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис») произведения писателя.

Структура работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых, отражая различные аспекты поставленной проблемы, делится на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В основе исторических произведений А. К. Толстого лежит определенная концепция, в соответствии с которой история Руси делится на домонгольскую и московскую. Главный критерий для подобного деления — нравственное состояние общества. Историческая концепция писателя становится эстетической и служит одним из важных характерологических приемов.

В соответствии с исторической концепцией Толстого в произведениях можно выделить две группы характеров, каждая из которых имеет нравственные принципы, цели и является представителем конкретной эпохи (Руси домонгольской или современной, т. е. XVI в.). В противопоставлении их выявляется духовный мир каждого героя.

Писатель употребляет термин «характер» в значении цельного индивидуального человеческого образа, воспроизведенного в многоплановости и взаимосвязи его черт. Особое внимание при создании того или иного характера уделено пространству, «закрепленному» за определенным героем. Это обусловлено исторической концепцией писателя, которая достаточно четко и ясно выделяет некоторые локусы как особые, сакральные.

Понятие художественного характера дает возможность определить своеобразие романтического метода автора романа и трилогии. Они дают себя знать в некоторой преувеличенности определенных, доминирующих черт того или иного персонажа, в обращении к таинственному, мистическому, столь свойственных романтизму. Следует обратить внимание на резкий контраст в системе образов и внутреннюю контрастность в самих характерах. Не случайно некоторые приемы создания характеров в романе и трагедиях оказываются одни и те же. Обычно этот момент ускользал от внимания исследователей, так как впечатление «реалистичности» драматургического действия возникало из природы драматического искусства. Драма пишется в настоящем времени, в отличие от романного повествования, если иметь в виду онтологический аспект. В спектакле все происходит «здесь и сейчас» и, что очень важно, на глазах у зрителей как некая реальность. Поэтому возникает момент противоположения прозы — драме, беллетристики — драматургическому роду творчества. Наши анализы поэтики характеров наследия А. К. Толстого приводят к заключению о том, что целесообразно поставить вопрос не о противоа о сопо-ставлении приемов А. К. Толстого прозаика и драматурга. И там, и здесь дает себя знать рука художника-романтика.

В романе для раскрытия характера Толстым используется целый комплекс художественных средств: портрет, поступки героя, речевая характеристика, взаимоотношения с другими персонажами, восприятие того или иного лица другими действующими лицами, когда один и тот де герой интерпретируется с разных точек зрения, авторское повествование.

Своеобразие творческой манеры А. К. Толстого состоит в том, что писатель не дает развернутых описаний своих героев, скорее старается запечатлеть движение их настроений, чувств, мыслей. Значимыми становится интерьер и локус, в котором оказывается персонаж. Героя Толстого характеризуют его отношения с природой, его поэтическое чувство природы. Лирические отступления являются прорывом поэтического мира автора в сложную систему событий XVI столетия и в вымышленную реальность сюжетных событий романа.

В драматической трилогии значимыми для Толстого в раскрытии характера оказываются: речевая характеристика (диалог, монолог), поступки самого героя, оценка, даваемая другими персонажами, авторские ремарки.

Создавая «Князя Серебряного» и трилогию, Толстой опирается на предшествующую литературную традицию. Причем, особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что она приобретает у него полифункциональное значение. Становится очевидной связь с романами Вальтера Скотта и «Юрия Милославского» Загоскина. При сопоставлении этих произведений с романом Толстого выявляется сходство определенных характеров (главные герои «Князя Серебряного» и «Юрия Милославского», юродивый Митя в романе Загоскина и Василий Блаженный у Толстого, таинственная предсказательница в «Юрии Милославском» и царская мамка.

Онуфревна в «Князе Серебряном», храмовник Бриан Буагильбер в «Айвенго» и князь Афанасий Вяземский в романе Толстого) — сюжетных линий (пан Гонсевский — Юрий Милославский — Анастасия в романе Загоскина, боярин Морозов — князь Серебряный — Елена в произведении Толстого) — соотнесенность отдельных топосов (Троице-Сергиева Лавра у Загоскина и Толстого). Общим в этих произведениях является мотив дороги, пути, перемещения главного героя в пространстве, выполняющий сюжетообразующую функцию. Бесспорно, на наш взгляд, оказывает свое влияние на творчество Толстого, не всегда принимаемая во внимание его исследователями, пушкинская традиция изображения дядьки главного героя в романе и создания характера Бориса Годунова в трилогии.

Важную роль при создании характеров и для воспроизведения образа эпохи играют фольклорные мотивы в романе «Князь Серебряный». Они способствуют раскрытию внутреннего мира героя, его нравственных установок, придают специфический колорит описываемым событиям.

Проблема нравственного выбора является центральной для автора романа в построении структуры — характер и обстоятельства. Толстой создает эпизоды, которые нередко приобретают в сюжетике романа ключевую роль: та или иная сюжетная ситуация оказывается насыщенной символическим значением.

Однако вполне в духе романтизма автор избегает тонких переходов чувств, мыслей персонажаон не любит полутень, а предпочитает резкие мазки, отчетливо проявляющие доминанту того или иного характера. В связи с этим сравнение как троп, как образное выражение мысли или как художественная конструкция часто используется Толстым ярко, сконцентрировано высказать, подчеркнуть значимую черту характера, что в особенности важно при создании романтического образа.

Выявляя контрастные сопоставления характеров, важно указать на определенное сходство некоторых героев. Образы князя Серебряного, боярина Морозова, Перстня, Максима Скуратова как бы дополняют друг друга, являясь в совокупности выражением русского национального характера.

Одна из особенностей «Князя Серебряного» заключается в том, что произведение насыщено разного рода пророчествами и преданиями, таинственными предсказаниями, которые касаются судеб героев или исторических мест, где происходит действие.

Для того, чтобы показать определенную историческую ситуацию, полную резких противоречий, воссоздать атмосферу XVI столетия и соответствующие этому времени характеры, Толстой использует контраст в группировке образов и в самих образах романа и трилогии. Этот прием также служит средством создания характеров, ибо показывает поступки героя, его внешность в столкновениях и в противопоставлении с другими персонажами.

Контраст в системе характеров трагедий позволяет показать нравственные качества, жизненные устремления героев, выявить оппозиции царь — боярин, муж — жена, дать оценку правящему государю. Этот же прием выводит на понимание исторической идеи драматической трилогии, выявляя отношения личности и истории.

Характеры оказываются помещены в систему различных координат. Помимо указанных выше есть и такие, которые требуют своей расшифровки. Так, речь героев в романтической трилогии насыщена обращениями к предшествующим временам, к темам крови и убийства, что придает дополнительный напряженный колорит совершающимся событиям.

В «Смерти Иоанна Грозного» возникают любимые и реальные топосы Толстого: Псков, Византия, Александрова слобода. Снова появляется человек, связанный с монастырским пространством (схимник) и с колдовством (волхвы, которые предсказывают смерть Грозного и царствование Годунова).

Пространство позволяет выявить внутренние устремления героев, «рассказывает» об их воинских подвигах (Шуйский), подвижничестве (Ирина), позволяет соотнести их с той или иной страной (Христиан), социальным слоем жизни (Кикин). Именно пространство как средство характерологии дает опору для анализа конкретных эпизодов произведений.

Можно утверждать, что таинственное привносит в пьесы мистическое начало, служит для раскрытия характеров героев, воссоздают атмосферу XVI и XVII столетий. Разного рода пророчества и предсказания являются важным компонентом поэтики в трилогии, с их помощью автором реализуется прием опережающего финала.

Анализ романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» и драматической трилогии приводит к следующим выводам, которые указывают на внутреннюю соотнесенность произведений, относящихся к разным родам творчества.

В характерах исторических лиц, созданных писателем, отразилось авторское отношение к эпохе Иоанна IV. Такие характеры соединяют в себе объективные стороны и субъективные оценки.

Характер главного героя романа, князя Никиты Романовича Серебряного, с одной стороны, обусловлен внешними обстоятельствами, ситуациями, в которые он оказывается поставлен романным действием, с другой — в его характере огромную роль играют внутренние установки, которыми герой не может поступиться.

Система образов романа и драматической трилогии соответствует исторической концепции А. К. Толстого: одна группа персонажей представляет собой Русь уходящую, домонгольскую, которая является идеальной для авторадругая — это герои, тесно связанные с эпохой Иоанна Васильевича IV Грозного, с царствованием Бориса Годунова, то есть, по определению автора, с эпохой «татарщины», регламентирующей их поведение и духовный мир.

А.К. Толстой в исторических произведениях классифицирует характеры в соответствии с нравственными качествами героев и их местом в историческом процессе на те, которые принадлежат прошлому, домонгольской Руси, и XVI веку. Есть обстоятельства, которые выше возможностей человекаесли к ним нельзя приспособиться, чтобы не потерять нравственного идеала, то нужно сохранить в себе то лучшее, что заложено в человеке. Потеря же собственного достоинства, в чем бы она ни выражалась, неизбежно, по логике автора, ведет к личной трагедии.

Исследование характеров романа и трилогии не только выявляет важные черты поэтики писателя-романтика, но и не замеченную до сих пор исследователями особенность творческого процесса А. К. Толстого. Если «Князь Серебряный» в момент появления замысла и работы над ним возник как самодовлеющее, завершенное целое, то трилогия в соотнесении с ним уже испытывает на себе влияние этого опыта. Роман Толстого оказался разомкнут в драматургию и сопряжен с ней. Как мы уже говорили, общие принципы создания романтического характера, выработанные в процессе написания «Князя Серебряного», повторяются в трилогии, повторяются даже отдельные характеры.

Характер царя Иоанна Васильевича выдержан в той же контрастной манере, что и в романе, тот же разлад его стремлений к укреплению государства и далекие от его надежд итоги собственной же деятельности царя-реформаторахарактер Бориса Годунова в трилогии тождественен характеру в романе, разве только еще более подчеркнут его рационализм, склонность к точно рассчитанному психологическому удару, приближающего смерть Иоанна Грозного.

Наши наблюдения приводят к заключению о том, что трилогия в соотнесении с романом, то есть в сопряжении с романтическими принципами характерологии, с конкретными характерами, с историзмом запечатленных событий, несет в себе черты художественного цикла, притом тоже, как мы могли убедиться, замкнутого, завершенного построения. Трилогия обращена к «Князю Серебряному» в повторении его кульминационных эпизодов и характеров (Ванюхи Перстня — атамана, Митьки — Митьки, князя Серебряного — Захарьина (повторяется даже имя: Никита Романович), Ивана Петровича ШуйскогоМаксима — царевича Федора).

Наконец, Толстой дал литературе художественный прецедент, заключающийся в том, что даже в момент торжества реализма: в 1861 году, когда завершится «Князь Серебряный» будут опубликованы «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского, а через год — «Казаки» Л. Н. Толстого, романтическая манера письма вовсе не исчерпала себя, не стала художественным раритетом, а утвердила свое право на существование.

— У.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Библия: книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Российское библейское общество, 1999. 1234 с.
  2. , М.Н. Исторические романы / М. Н. Загоскин. — М.: Планета, 1993. -630, 2. с.
  3. , М.Н. Юрий Милославский или Русские в 1612 году / М. Н. Загоскин // Загоскин М. Н. Сочинения: в 2 т. Т.1. Историческая проза. М.: Худож. лит., 1988. — 734 с.
  4. , М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / М. Ю. Лермонтов // Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в 4- т. Т.2. Поэмы. М.: Правда, 1986. — С. 7−22.
  5. , A.C. Собр. соч.: в 10 т. / Под общ. ред. Д. Д. Благого. Т. 4. Евгений Онегин. Драматические произведения / A.C. Пушкин. М.: Гослитиздат, 1960. — 598 с.
  6. А. С. Собр. соч.: в Ют. / Под общ. ред. Д. Д. Благого. Т. 5. Романы. Повести / A.C. Пушкин. М.: Гослитиздат, 1960. — 663 с.
  7. A.C. Собр. соч.: в Ют. / Под общ. ред. Д. Д. Благого. Т. 7. История Пугачева. Исторические статьи и материалы. Воспоминания и дневники / А. С. Пушкин. М.: Гослитиздат, 1962. — 463 с.
  8. , A.C. Драматические произведения. Проза / A.C. Пушкин. М.: Худож. лит., 1982. — 351 с.
  9. , В. Собр. соч.: в 8 т. Т.6. Айвенго: роман / Вальтер Скотт. М.: Правда, 1990.-480 с.
  10. , А.К. Собрание сочинений: в 4 т. / А. К. Толстой. М.: Литиздат: Худож. лит. — 1963 — 1964.
  11. , А.К. Собрание сочинений: в 4 т. / А. К. Толстой. М.: Правда, 1969.
  12. , А.К. Собрание сочинений: в 4 т. / А. К. Толстой. М.: Молодая гвардия, 1980.
  13. , А.К. Избранные произведения / А. К. Толстой. — Л.: Лениздат, 1980. 768 с.
  14. , А.К. Избранные произведения: баллады, былины, притчи- Князь Серебряный / А. К. Толстой.-М.: Правда, 1988.-429, 1. с.
  15. , А.К. Князь Серебряный: повесть времен Иоанна Грозного / А. К. Толстой.-М.: Дет. лит., 1992.-348, 1. с.
  16. , А.К. Князь Серебряный / А. К. Толстой. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.-367 с.
  17. , А.К. Стихотворения. Поэмы. Князь Серебряный. Сочинения Козьмы Пруткова. / А. К. Толстой. М.: ACT: Олимп, 1999. — 584, 8. с.
  18. А.К. Толстой. Биография и подробный разбор важнейших произведений для учащихся / Сост. А. Соловьев. СПб.: Тип. Р. Каневский и В. Вацлавович, 1911.-132 с.
  19. , И.Л. О поэзии и прозе / И. Л. Альми. СПб.: Семантика-С: Скифия, 2002.-528 с.
  20. , М.Г. Эпоха Вальтера Скотта в России. Исторический роман 1830-х годов / М. Г. Альтшуллер. JL: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996. — 336 с.
  21. , Ю.И. Силуэты русских писателей / Ю. И. Айхенвальд — М.: Республика, 1994. 589, 2. с.
  22. , И. «Меня с одра все тот же призрак гонит.» / И. Алпатова // Театр. 1994. — № 3. — С. 22−28.
  23. , П.В. Критические очерки / П. В. Анненков. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2000. — 416 с.
  24. Аристотель. Об искусстве поэзии. / Аристотель. М.: Гослитиздат, 1957. -183 с.
  25. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. СПб.: Азбука, 2000. — 348 с.
  26. , М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб: Азбука, 2000. — 336 с.
  27. , М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. СПб: Азбука, 2000. — 304 с.
  28. , В.Ю. Выбранные места из мифов о Пушкине / В. Ю. Белоногова. Н. Новгород: Деком, 2003. — 120 с.
  29. , H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. М.: Советский писатель, 1990.-346 с.
  30. , H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. — М.: Наука, 1990.-220 с.
  31. , H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 448 с.
  32. Болдинские чтения / Отв. ред. H.A. Борисова, В. А. Грехнев и др. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984. 189 с.
  33. Болдинские чтения / Отв. ред. H.A. Борисова, В. А. Грехнев и др. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1987. -272 с.
  34. , С.Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов / С. Г. Бочаров. М.: Советская Россия, 1985.-296 с.
  35. , C.B. Настольная книга для священно-церковно-служителей (сб. сведений, касающихся преимущественно практ. деятельности отеч. духовенства) / C.B. Булгаков. — М.: Моск. патриархат: Моск. отделение ВООПИК, 1993.1. Ч. 1.- 1993.-944 с.
  36. Ч. 2. 1993. — С. 945 — 1772, 3] с.
  37. , С. Ф. Проза А. К. Толстого (направление эволюции): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / С. Ф. Васильев. JI.: б. и., 1987.-24 с.
  38. , А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М.: Высшая школа, 1989.-404 с.
  39. , В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование / В. В. Виноградов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 192 с.
  40. , В.В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. М.: Высшая школа, 1971. — 240 с.
  41. , В.В. О языке художественной прозы: избранные труды / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  42. , C.B. Действие в драме / C.B. Владимиров. M-JL: Искусство, 1972.- 159 с.
  43. , В.М. Драматургия / В. М. Волькеншейн М.: Советский писатель, 1969. -335 с.
  44. Вопросы романтизма: сб. ст. / Отв. ред. H.A. Гуляев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1967.-247 с.
  45. Вопросы романтизма: сб. ст. / Отв. ред. H.A. Гуляев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972.-248 с.
  46. Вопросы романтизма: сб. ст. / Отв. ред. H.A. Гуляев. Калинин: Калининский гос. ун-т, 1974. — 137 с.
  47. , H.H. Принцип историзма в изображении характера / H.H. Воробьева. М.: Наука, 1978. — 264 с.
  48. , Г. Д. Образ в русской художественной культуре / Г. Д. Гачев. — М.: Искусство, 1981. 246 с.
  49. , Г. В. Эстетика: в 4 т.Т.1. /Г.В. Гегель. -М.: Искусство, 1968. — 312 с.
  50. , Л.Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. М.: INTRADA, 1999.-415 с.
  51. , Е.В. Мастерство романиста П.И. Мельникова Андрея Печерского / Е. В. Гневсковская. — Н. Новгород: Вектор ТиС, 2003. — 200 с.
  52. , E.H. Идеи, характеры, конфликты / E.H. Горбунова. М.: Советский писатель, 1960. — 419 с.
  53. , E.H. Вопросы теории реалистической драмы. О единстве драматического действия и характера / E.H. Горбунова. М.: Советский писатель, 1963. — 508 с.
  54. , А.П. Художественный стиль и структура образа / А. П. Григорян. Ереван: Изд-во АН Арм. СССР, 1974. — 307 с.
  55. Е.А. Словарь славянской мифологии / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. Н. Новгород: Рус. купец: Фирма «Братья славяне», 1996. — 475, 1. с.
  56. , Н.С. Письма о русской поэзии / Н. С. Гумилев. — М.: Современник, 1990.-381 с.
  57. , JI.H. Сочинения: Поиски вымышленного царства: Легенда о государстве пресвитера Иоанна / JI.H. Гумилев. — М.: Библ. об-ние «Танаис»: ДИ-ДИК, 1994.-479, 1. с.
  58. , В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа / В. И. Даль. СПб.: Литера, 1996. — 477 с.
  59. , Т.П. Своеобразие конфликта драматической трилогии А.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Т. П. Дудина. М.: б. и., 1987.- 16 с.
  60. , О.С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. / О. С. Евангулова. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 304 с.
  61. , П.Н. Православие / П. Н. Евдокимов. М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002. — 500 с.
  62. Жуков, Д.А. A.K. Толстой / Д. А. Жуков. М.: Молодая гвардия, 1982. — 383 с.
  63. , В.В. История русской философии: В 2 т. / В. В. Зеньковский -Париж: UMCA PRESS, 1948.
  64. Иван Грозный: Антология / Сост. A.B. Парин. — М.: Аграф, 2001. 576 с.
  65. , С.А. Византийское юродство / С. А. Иванов. М.: Международные отношения, 1994. -240 с.
  66. , Т.В. Фольклор в творчестве А.К. Толстого: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.09 / Т. В. Иванова. Петрозаводск, 1975. — 24 с.
  67. , И.А. Одинокий художник: ст., речи, лекции / И. А. Ильин / Сост., предисл., примеч. В. И. Белова. М.: Искусство, 1993. — 347 с.
  68. , И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.6, кн. II. / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1996. — 672 с.
  69. , И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.6, книга III. / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1997. — 559, 1. с.
  70. , A.A. Стихотворения и поэмы А.К. Толстого. / A.A. Илюшин. М.: Изд-воМГУ, 1999.-88 с.
  71. Иоанн, архиепископ Сан-Францисский (Шаховской) Избранное. -Петрозаводск: Святой остров, 1992. 575 с.
  72. Иоанн, архиепископ Сан-Францисский (Шаховской) Избранное: Собрание сочинений: в 2-х томах. Н. Новгород: Издательство братства во имя Святого князя Александра Невского, 1999.
  73. История русской драматургии. Вторая половина XIX начало XX века по 1917 г.-Л.: Наука, 1987.-352 с.
  74. История русской поэзии: в 2 т. Т.2. / Отв. Ред. Б. П. Городецкий. Л.: Наука, ленингр. отд-ние, 1969. — 459 с.
  75. История русской церкви. — Б. м.: Издательский Отдел Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1991. 736 с.
  76. , В.Т. Судьба даров или Жизнь графа Алексея Константиновича Толстого / В. Т. Кабанов. М.: Копирайт, 1991. — 208 с.
  77. Иустин (Попович, преподобный). О рае русской души. Достоевский как пророк и апостол православного реализма / Пер. с серб. / преподобный Иустин (Попович). Минск: Лучи Софии, 2001. — 48с.
  78. Иустин (Попович, преподобный). Достоевский о Европе и славянстве / преподобный Иустин (Попович). М.-СПб.: Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», 2002. — 288 с.
  79. , Н.М. История государства Российского: в 4 кн. Кн.З. / Н. М. Карамзин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. — 539 с.
  80. , Л. «Так умер Шибанов, стремянный» / Л. Клейн // Искусство в школе. 2000. — № 2. — С. 35−39.
  81. , А.И. Духовная культура средневековой Руси / А. И. Клибанов. -М.: Аспект-пресс, 1997. 366, 1. с.
  82. , B.C. Проблема историзма в творчестве А.К. Толстого: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / B.C. Клюев.-М., 1975.-21 с.
  83. , В.О. Сочинения: в 9 т. / В. О. Ключевский. М.: Мысль, 1987.
  84. , В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В. О. Ключевский. М.: Наука, 1988. — 509 с.
  85. , В.О. Исторические портреты / В. О. Ключевский. М.: Правда, 1990. — 622 с.
  86. , В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. /В.О. Ключевский.-М.: Мысль, 1993.-415 с.
  87. И. Подвиг юродства / И. Ковалевский — М.: Молодая гвардия, 2000.-381 с.
  88. , В.В. Происхождение романа. / В. В. Кожинов. М.: Советский писатель, 1963. — 439 с.
  89. , Н. Рождение трилогии / Н. Колосова. // Толстой А. К. Драматическая трилогия. М., 1987. — С. 3 — 12.
  90. , O.A. «Пророк» A.C. Пушкина как икона / O.A. Комков // Вестник МГУ. Сер. 19: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. — № 3. — С. 73−86.
  91. , И.В. Введение в историю русской культуры. / И. В. Кондаков. -М., 1997.-687 с.
  92. , A.B. Исторические поэмы А.К. Толстого и романтизм в русской поэзии 40 60-х годов: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / А. В. Кондратенков. — Львов: б. и., 1981.-25 с.
  93. , A.A. Граф А. К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества / A.A. Кондратьев. СПб.: Огни, 1912.- 118 с.
  94. , С.И. Иван Грозный и его эпоха в творчестве М.Ю. Лермонтова и А. К. Толстого. Черты романтического историзма / С. И. Кормилов // Вестник Московского университета. Сер. 9: филология. 1997. — № 4. — С. 25−30.
  95. , Б. Антология сочинений по философии / Бенедетто Кроче. — СПб.: Пневма, 1999.-480 с.
  96. , В.И. В поисках точности и истины. / В. И. Кулешов. — М.: Современник, 1986. 237 с.
  97. П.А. Записки о жизни Н.В. Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем: в 2 т. Т.2. СПб.: Тип. Ю. Штауфа, 1856.-303 с.
  98. , С. Свободная стихия / Ст. Куняев. М.: Современник, 1979. — 320 с.
  99. , В.В. Икона и иконичность / В. В. Лепахин. СПб.: Издательство Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2002. — 400 с.
  100. , Д.С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев. М.: Советская Россия, 1981.-71 с.
  101. , Д.С. Статьи разных лет / Д. С. Дихачев. Тверь: Тверское обл. отделение Рос. фонда культуры, 1993. — 144 с.
  102. , Д.С. Русская культура / Д. С. Лихачев. М.: Искусство, 2000. -439 с.
  103. , М.М. Старообрядческие жития святых в духовной культуре Средневековой Руси / М. М. Лоевская. М.: Флинта: Наука, 2004. — 112 с.
  104. , А.Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-480 с.
  105. , Н.О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. М.: Республика, 1994. -431 с.
  106. , Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Вып.1 / Ю. М. Лотман. -Тарту: б. и., 1964.- 195 с.
  107. , Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М.: Искусство, 1970. 384 с.
  108. , Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972. — 271 с.
  109. , Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: кн. для учителя / Ю. М. Лотман. М.: Просвещение, 1988. — 348 с.
  110. , Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1996. — 846 с.
  111. , Ю.М. Карамзин / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1997. -829 с.
  112. , Ю.М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки. 1960−1990. «Евгений Онегин». Комментарии / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1999.-847 с.
  113. , Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство-СПБ, 1999.-415 с.
  114. , Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера -история / Ю. М. Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 447 с.
  115. , Е.А. О русском романтизме / Е. А. Маймин. М.: Просвещение, 1975.-239 с.
  116. , Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме / Ю. В. Манн. M.: Coda, 1996.-474 с.
  117. , Н. Над омутом лозы. / Н. Матвеева // Юность. 2004. — № 1. — С. 98−111.
  118. , E.H. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. Н. Мелетинский. -М.: Наука, 1986.-318 с.
  119. , A.B. Языки культуры: учеб. пособие по культурологии / A.B. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 1997. — 909 с.
  120. Монастыри русской православной церкви: справочник-путеводитель. — М.: Издат. фонд Моск. патриархии, 2001. 464 с.
  121. Московский патерик: жития святых / Сост. Иосиф, игумен (Шапошников), Я. А. Шипов. М.: Столица, 1991. — 237 с.
  122. Моя пушкиниана. / Сост. П. А. Кошель. М.: Голос, 1999. — 464 с.
  123. , В. А.К. Толстой и его роман «Князь Серебряный» / В. Муравьев // Толстой А.К. Князь Серебряный: роман. Чебоксары, 1986. — С. 304−311.
  124. , A.C. Памятные даты / A.C. Немзер. М.: Время, 2002. — 512 с.
  125. , B.C. Лирика Пушкина как духовная биография. Репетиция книги: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / B.C. Непомнящий. М.: Изд-во МГУ, 2001. — 240 с.
  126. О женщина! велика вера твоя. СПб., 2002.
  127. , В.Д. Роман и история. (Традиция и новаторство советского исторического романа) / В. Д. Осоцкий. М.: Худож. лит., 1980. — 384 с.
  128. , A.M. О русской истории и культуре / A.M. Панченко. СПб.: Азбука, 2000.-464 с.
  129. В.М. Личность графа А. К. Толстого. Чернигов: Братство Святого Михаила, князя Черниговского, 1914. — 51 с.
  130. , Е.В. Русская церковь и русские подвижники XVIII века / Е. В. Погожев. СПб.: И. Л. Тузов, 1905. — 352, 12. с.
  131. , Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: сб. ст. / Г. Н. Поспелов. — М.: Изд-во МГУ, 1983. 336 с.
  132. , A.A. Эстетика и поэтика / A.A. Потебня. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
  133. , Г. «Любови крылья вознесли в Отчизну пламени и слова» / Г. Пржиборовская // Нева. 1996. — № 3. — С. 229−238.
  134. Проблемы современного пушкиноведения: межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Н. В. Цветкова. Псков: б. и., 1991.-208 с.
  135. , В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Л.: Издательство ЛГУ, 1986. 183 с.
  136. , В.Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. М.: Искусство, 1976.- 183 с.
  137. Путеводитель по русским городам. Север восток / Сост. Д. Семенник. — М.: Паломник, 2003. — 304 с.
  138. Путеводитель по русским городам. Запад-юг / Сост. Д. Семенник. М.: Паломник, 2003. — 304 с.
  139. , Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги. Герои. Люди / Б. Н. Путилов. -СПб.: Азбука, 1999.
  140. Пушкинская конференция в Стэнфорде: материалы и исследования / Под ред. Дэвид М. Бетеа и др. М.: ОГИ, 1999. — 508, 1. с.
  141. , Ю.Г. «И вот миновалися годы.» (Исторические произведения А.К. Толстого) / Ю. Г. Русакова // Толстой А. К. Баллады, былины, притчи, Князь Серебряный. -М., 1988. С. 423−428.
  142. Русские писатели. XIX век. Биобиблиогр. слов.: в 2 ч. 4.1. / Сост. П. А. Николаев. М.: Просвещение, 1996. — 448 с.
  143. Русские писатели. XIX век. Биобиблиогр. слов.: в 2 ч. 4.2. / Сост. П. А. Николаев. М.: Просвещение, 1996. — 448 с.
  144. Салтыков-Щедрин, М. Е. Князь Серебряный. Рецензия / М.Е. Салтыков-Щедрин. // Салтыков-Щедрин, М. Е. Собр. соч. В 20 т. Т.5.- М., 1966. С. 352 362.
  145. , В. Перекличка через века (А.К. Толстой и М.А. Булгаков) // Библиотека. 1993. -№ 11/12. -С.58−59.
  146. Сахновский-Панкеев, В. Драма: Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь / В. Сахновский-Панкеев. Л.: Искусство, 1969. — 232 с.
  147. Сборник статей к 70-летию проф. Ю. М. Лотмана / Отв. ред. А. Мальте. -Тарту, 1992.-570 с.
  148. , М. Мы славяне!: Популярная энциклопедия / М. Семенова. -СПб.: Азбука, 1999. — 556 с.
  149. Силуэты: очерки, ст., эссе о рус. и сов. писателях / сост. В. М. Бочарова. — М.: Правда, 1986.-635 с.
  150. , Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный / Р. Г. Скрынников. Смоленск: Русич, 1998. — 656 с.
  151. , Н.М. Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика гр. А. К. Толстого / Н. М. Соколов. СПб.: тип. И. Н. Скороходова, 1890. — 299 с.
  152. , С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция / С. М. Соловьев. -М.: Республика, 1997. — 431 с.
  153. , С.М. Чтения и рассказы по истории России / С. М. Соловьев. -М.: Правда, 1990.-765 с.
  154. , С.М. Об истории Древней России. М.: Просвещение, 1993. -542 с.
  155. , Г. И. А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества / Г. И. Стафеев. — Тула: Приок. Кн. изд-во, 1973. 128 с.
  156. , Г. И. «Сердце полно вдохновенья.» Жизнь и творчество А. К. Толстого / Г. И. Стафеев. Тула: Приок. кн. изд-во, 1973. — 320 с.
  157. , Г. И. «В отчизне пламени и слова»: (А. А. Перовский и А. К. Толстой в Красном Роге) / Г. И. Стафеев. Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. — 188 с.
  158. , С.И. Теоретическая поэтика A.A. Потебни / С. И. Сухих. Н. Новгород: КиТиздат, 2001. — 288 с.
  159. , Б.Л. Исторические судьбы реализма: размышления о творческом методе / Б. Л. Сучков. М.: Советский писатель, 1977. — 526 с.
  160. , А. Рыцарь добра и красоты / А. Тархов // Толстой А. К. Смерть Иоанна Грозного. Царь Федор Иоаннович. Царь Борис. Стихотворения. — М., 1988.-С. 5−16.
  161. Теории, школы, концепции: (критические анализы) Художественное произведение и личность. Сб. ст. / Отв. Ред. Ю. Б. Бореев. М.: «Наука», 1975. — 308 с.
  162. Теории, школы, концепции: (критические анализы) Художественный текст и контекст реальности: сб. ст. / Отв. Ред. О. В. Егоров. М.: Наука, 1977. — 180 с.
  163. Тихон, иеромонах (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей / иеромонах Тихон (Полянский) М.: Русское слово, 2002. — 336 с.
  164. , Б.В. Стилистика / Б. В. Томашевский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-288 с.
  165. , А.К. Против течения: сборник / А. К. Толстой М.: Книжная палата, 1997.-479 с.
  166. , В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное / В. Н. Топоров. М.: Прогресс. Культура, 1994.-621, [2] с.
  167. , В.Ю. А.К. Толстой. Духовные начала творчества и художественный мир писателя / В. Ю. Троицкий // Филологические науки. -1994.-№ 5/6.-С. 19−26.
  168. , E.H. Избранное / E.H. Трубецкой. М.: Канон, 1997. — 480 с.
  169. , Б.А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000.-347 с.
  170. , Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. М.: Московский рабочий, 1990.-268 с.
  171. , П.А. Отец Алексей Мечев // Флоренский П. А. Собр. соч.: В 4 т. Т.2. / Сост. и общ. ред игумена Андроника (A.C. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой М.: Мысль, 1996. — С. 621−628.
  172. , Г. Восточные отцы церкви / Г. Флоровский. М.: ACT, 2003. -633 с.
  173. , Н.М. Эффект Болдинской осени. Наблюдения и раздумья / Н. М. Фортунатов. Н. Новгород: Деком, 1999 — 304 с.
  174. , В.Е. Драма как явление искусства / В. Е. Хализев. М.: Искусство, 1978.-240 с.
  175. , Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Джеймс Холл. — МИКРОН-ПРЕСС, 1996. 656 с.
  176. , Е.Г. Композиция драмы / Е. Г. Холодов. М.: Искусство, 1957. -224 с.
  177. , М.Б. Художественное творчество, действительность, человек / М. Б. Храпченко. -М.: Советский писатель, 1978. 366 с.
  178. , С., протоиерей. Бог в русской душе / С. Четвериков. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1998. — 226 с.
  179. Чеховиана. «Три сестры» 100 лет. — М.: Наука, 2002. — 382 с.
  180. , Б.Н. Неугасимая лампада / Б. Н. Ширяев. М.: Издание Сретенского монастыря, 2000. — 432 с.
  181. , В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы / В. Б. Шкловский. М.: Советский писатель, 1961. — 667 с.
  182. , В.Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М.: Советский писатель, 1983. — 383 с.
  183. , М. Трактат по истории религий: в 2 т. Т. 2 / Мирча Элиаде. — СПб.: Алетейя, 2000. — 416 с.
  184. , Е.Г. «Против течения»: о патриотизме А. К. Толстого // Звезда. — 1991.-№ 4.-С. 180−188.
  185. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви: Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия / Сост. священник Иоанн Ковалевский М.: Московская Патриархия, 1992. — 284 с.
  186. , И.Г. Поэты и прозаики. Статьи о русских писателях XIX—XX вв. / И. Г. Ямпольский. Л.: Советский писатель, 1986. — 348 с.
  187. Ящинин, Г. С рыцарской прямотой // В мире книг. 1986. — № 8. — С. 55−56.
Заполнить форму текущей работой