Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема исторической детерминированности характеров в прозе Ибрагима Керимова: Женские образы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Указанная творческая командировка, как нам представляется, имела большое значение в писательской биографии И. Керимова, вполне соотносимая с понятием этапности в масштабах художественного роста. Именно на последовавшие 3−4 года падает период активной и интенсивной творческой работы писателя, за которые он издает три сборника рассказов из жизни молодежи на кумыкском и русском языках: «Алый… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ
    • 1. 1. Краткий экскурс в историю кумыкской прозы (проблема рецепции художественных традиций)
    • 1. 2. Творческий путь писателя Ибрагима Керимова
  • ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ
    • 2. 1. Концепции женских образов в романах писателя
    • 2. 2. Героини повестей и малой прозы
    • 2. 3. Роль изобразительных и выразительных средств при создании образа женщины в творчестве И. Керимова

Проблема исторической детерминированности характеров в прозе Ибрагима Керимова: Женские образы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

настоящего исследования обусловливается многими причинами культурно-исторического порядка. Одна из основных ее слагаемых нам видится в наметившихся в последнее время тенденциях нового научного и практического осмысления накопленного нашей страной и народом социально-политического и духовно-культурного опыта. Если в начале 90-х годов XX в. на первых порах эйфории от полученной вследствие распада Советского Союза непомерно большой дозы свободы в обществе господствовал пафос отрицания, то уже сейчас, с вступлением человечества в XXI столетие, обозначились симптомы более спокойного и трезвого отношения как к «параду суверенитетов» в целом, так же и к конкретному смыслу того, что так вдохновенно отрицали «демократы новой формации» в минувшей истории. При этом необходимо отметить одну особенность в нахлынувшем в общественном сознании в начале 90-х годов всеобщем энтузиазме отрицания. Сегодня она кажется просто абсурдом: даже многие деятели науки, культуры, внесшие достаточно весомый вклад в изучение и осмысление отечественной истории, оказались активными и порой неистовыми глашатаями охаивания, низвержения самого существенного, важного, что реально, помимо чьей-либо воли, существовало, более того — составляло живой феномен, породивший совершенно новую — советскую ментальность, получившую общемировое признание. Однако сегодняшняя реальность — последствия распада бывшего СССР — оказалась катастрофической: общество переживает сильнейший кризис в идеологии. В качестве идеала нередко предлагаются самые разные модели и модификации, исходящие, как правило, от многочисленных партий, объединений, движений, сект и т. п., сформировавшихся на базе определенных интересов, преследующих, в большинстве случаев, тоталитарные, командно-административные, властные цели и вожделения.

В этих сложных и противоречивых социально-политических обстоятельствах наиболее незащищенными оказались духовно-культурные приоритеты, в частности утвердившийся в художественной литературе и завоевавший симпатии миллионов читателей и ценителей изящного в мире образ человека новой, социалистической, формации как наследника и носителя общечеловеческих гуманистических ценностей. Возвращение науки к переосмыслению многих скороспелых, точнее ослепляюще ярких, но несостоятельных, теоретических постулатов, в частности еще более убедительное признание исторической, типологической детерминированности отмеченного выше характера героя литературы, являясь отражением объективной историко-культурной действительности нашего времени, естественно представляет актуальную исследовательскую задачу.

В указанном ряду образ женщины приобретает особый ракурс художественного изображения. Как известно, художественная литература имеет богатые и глубокие традиции в создании величественного портрета прекрасной половины человечества, воплощенного в неповторимых особенностях национальных стилей. Достаточно напомнить, как образ женщины, созданный художественным воображением писателя, способен оказать реальное историко-культурное влияние на сознание и психологию целых народов. Клеопатра, Дездемона, Лейла, Жанна Д-арк — лишь некоторые из исторических и художественных типов, ставших нарицательными, символами общественного и личного поведенческого значения. Так, например, наиболее близкий нам по времени образ Татьяны Лариной, созданный А. С. Пушкиным, стал общепризнанным художественным символом, женским идеалом русской литературы. В общественно-литературный и нравственный обиход как факты национальной духовности вошли интеллектуально развитые, романтично настроенные натуры лермонтовских, тургеневских и чеховских героинь, некрасовских русских женщин, готовых к подвигу. Многие поколения советских людей на себе испытали огромные формирующие гражданские позиции влияния фадеевских комсомолок-молодогвардеек.

Благотворное функциональное воздействие русской классики в этом направлении сказалось в появлении не менее ярких образов женщин в национальных литературах, созданных М-Ф.Ахундовым, Абаем, К. Хетагуровым, М-Э.Османовым, А. Тукаем, Махмудом, Н. Батырмурзаевым, Аткаем (Аджаматовым), Р. Гамзатовым, Ч. Айтматовым, А. Абу-Бакаром, Магомед-Расулом, И. Керимовым, К. Абуковым, М. Атабаевым и др.

Из сказанного видно, что, несмотря на широкую панораму художественного изображения женщины в литературе, научное осмысление ее образа представляется далеко неадекватным, в особенности же — в дагестанском литературоведении. Наш выбор изучения этой проблематики в творчестве известного писателя Ибрагима Керимова обусловлен и актуален многими причинами. При этом следует отметить тот факт, что являясь широко известным (в оригинале и в переводах на языки, в том числе и на русский) писателем, за более пятидесяти лет художественного творчества создавшим немало талантливых произведений во всех родах и видах литературы, И. Керимов с его самобытным поэтическим видением, неповторимым индивидуальным стилем до сих пор не стал объектом специального научно-критического исследования.

Отмеченный исследовательский пробел в значительной степени сказывается на горизонтально-фронтальном уровне охвата наукой художественных явлений, бесспорно составляющих определенные грани или пласты литературного процесса в целом. Отсюда вытекает мысль, что наши представления о состоянии искусства слова кумыков, да и всех народов Дагестана, не будет полным до тех пор, пока останутся не описанными и не истолкованными хотя бы сколько-нибудь и даже мало-мальски значимые в художественном плане факты литературной жизни, не говоря уже о таких, как И. Керимов, крупных мастерах художественного творчества.

Степень изученности темы настоящей диссертации.

Как уже отмечалось, творчество И. Керимова еще не изучалось в монографическом плане, т. е. ни его творческий портрет в целом, ни конкретные литературоведческие проблемы, прямо и непосредственно вытекающие из конкретных произведений писателя, в частности, проблемно-тематическая характеристика или осмысление художественно-образной структуры, поэтически-стилистических средств, жанровых особенностей и т. п. — все эти актуальные проблемы, имеющие важную теоретическую и практическую значимость, до настоящего времени не стали предметом специального научного исследования.

Выдвигая тезис о неадекватности степени изученности темы нашей работы по сравнению с конкретным материалом творчества писателя, представляется целесообразным, прежде всего хотя бы в жанре библиографии раскрыть, определить вклад литературно-художественных произведений И. Керимова, созданных им с середины 30-х годов XX века до настоящего времени.

Не все знают о том, что творческий путь ККеримова начался с поэзии. Для более конкретного представления важно констатировать литературный факт, что первое стихотворение И. Керимова «Учащемуся» («Охувчугъа») было опубликовано в Буйнакской районной газете «Колхозник» («Колхозчу») в 1935 году. Эту дату писатель считает началом своего творческого пути. Занимаясь настоящим исследованием, нам удалось собрать около ста стихотворений поэта И. Керимова, опубликованных им до Великой Отечественной войны на страницах республиканской газеты «Ленин ёлу» и районной газеты «Колхозчу», хранящихся в государственном архиве Республики Дагестан. Однако эти стихотворения, бесспорно ценные в историко-культурном плане, не вошли в его первый поэтический сборник «Сосна» («Нарат»), изданный в 1947 году под редакцией и обширным предисловием известного литературного критика К.Султанова. Несколько стихотворений И. Керимова были опубликованы и в предвоенном альманахе кумыкской поэзии «Цветы» («Чечеклер», 1940), подготовленном А-П.Саловатовым, А-В.Сулеймановым, К. Султановым и др.

В 1950 году была издана первая прозаическая книга И. Керимова «Блеск воды» («Сувну шавласы») — повесть о строительстве сельской гидроэлектростанции.

В 1951 году по творческой командировке Союза писателей СССР И. Керимов совершил двухмесячную поездку по Уралу, а уже через два года была издана его книга «Большой Урал» («Уллу Урал»), — сборник рассказов о рабочих Урала. Этой своей книгой И. Керимов положил начало художественной разработки темы рабочего класса в дагестанской литературе. Герои рассказов, вошедших в этот сборник, — это молодые рабочие заводов, шахт и рудников Урала.

Указанная творческая командировка, как нам представляется, имела большое значение в писательской биографии И. Керимова, вполне соотносимая с понятием этапности в масштабах художественного роста. Именно на последовавшие 3−4 года падает период активной и интенсивной творческой работы писателя, за которые он издает три сборника рассказов из жизни молодежи на кумыкском и русском языках: «Алый горизонт»" (1954 г. на русском языке), «Начало пути» (1956 г. на русском языке) и «Сельские девушки» («Юртлу къызлар», 1958 г., на кумыкском языке). В 1959 году был издан первый роман И. Керимова «Махач» на русском языке, (на кумыкском — 1962 г.) который в 1967 году классифицирован как «первый историко-документальный роман в дагестанской литературе» (История дагестанской литературы. — Махачкала, 1967 г. С. 279). Действительно, роман «Махач» получил широкий общественный, читательский резонанс: по нему было проведено пять читательских конференций, он был обсужден в союзе писателей РСФСР в дни Декады дагестанской литературы и искусства в Москве в 1960 году, о нем писали в газетах «Литературная газета», «Дагестанская литература», в журналах «Дон» и «Литература и жизнь».

В 1965 году были изданы повесть И. Керимова «Тревожная весна» (Къувунлу язбаш") и его роман «Глубокий родник» («Терен булакъ» — на русском языке издан в 1973 году в г. Москва), также получивший широкий общественный резонанс, прежде всего связанный с отражением в нем острых управленческих проблем.

Особенный читательский интерес вызвал изданный в 1972 году новый роман И. Керимова «Крылатая девушка» («Къанатлы къыз») — художественное повествование о героических делах первой женщины — разведчицы Хадижат Мустапаевой.

В 1978 году И. Керимов издал на русском языке остросюжетную повесть «Юность возвращается», в которой рассказывается о первой в Дагестане комсомольской организации — подпольного коммунистического союза молодежи, о его революционной деятельности и трагической судьбе.

В 1985 году издана особенно актуальная в настоящее время повесть «Крик в ночи» («Гечеги къычырыкь»), в которой изображается деятельность особой секты ислама в Дагестане, именовавшей себя мюридами — учениками шейха Амая и занимавшейся под предлогом возрождения чистого ислама отторжением молодежи от общественно полезной деятельности и внедрением в их сознания религиозного фанатизма и экстремизма.

В художественно — литературном развитии, в жизненной, повседневно-бытовой и писательской судьбе И. Керимова особое место, к которому он вновь и вновь все с большим трепетом возвращается, занимает тема Великой Отечественной войны. Это и понятно: писатель — участник войны, был разведчиком. Свои впечатления о войне, трогательные эпизоды сражений, детали фронтовой жизни молодой воин — будущий писатель записывал на клочках бумаги, на полях старых газетных страниц и отправлял домой с просьбой к матери беречь их до его возвращения. Мать выполнила просьбу сына, и эти сжатые записи легли впоследствии в основу многих рассказов, повестей и романов писателя.

Ибрагимом Керимовым о войне написаны книги «Къаракъушну ери кёкдюр» — «Место орла — небо», «Мени тенглилерим» — «Мои ровесники», «Разведкада» — «В разведке», повести «Аналар» — «Матери», «Къыркъ йылгъа узатылгъан минут» — «Минута, растянувшаяся в сорок лет», «Ярым сагьат».

Полчаса", «Экинчилей ёлугув» — «Вторая встреча», «Артыкъ понню азабы» — «Тяготы лишнего дня», «Йыракъ тавуш» — «Далекое эхо», «Экинчи палата» -«Вторая палата», больше двадцати рассказов.

Тема войны занимает солидное место в романах «Тик толкъунлар» — «Крутые волны», «Тюп толкъунлар» — «Низовые волны», «Терен толкъунлар» — «Глубокие волны» (рукопись).

Повесть «Аналар» — «Матери» и несколько рассказов о войне, переведенные на русский язык, опубликованы в книге «Заря над Каспием», которая вышла в Москве в 1979 году в издательстве «Советский писатель».

Из приведенного далеко не полного библиографического обзора видно, какой значительный художественный вклад внес И. Керимов в развитие кумыкской и всей дагестанской литературы. При этом нельзя не отметить еще не оценненые в критике большие и несомненные заслуги И. Керимова в воспитании творческой молодежи. В течение почти полувека — с 1952 года он является бессменным членом редколлегии литературного журнала «Танг чолпан» («Утренняя звезда»), а с 1998 года — и детского журнала «Соколенок» («Къарчыгъа»). По рекомендации ИКеримова пять молодых кумыкских авторов стали членами Союза писателей России.

На этом фоне особенно контрастно предстает отсутствие специального монографического исследования творчества писателя. Можно констатировать лишь несколько публикаций.

В 1964 году К. Султанов издал книгу «Литература кумыков» («Къумукъланы адабияты»), представляющую собой обобщающий труд об истории и о современном состоянии родной литературы. Однако о творчестве И. Керимова (точнее о романе «Махач») в ней сказано лишь несколько фраз — и то не в рамках и методологии научного осмысления, а по совершенно иным субъективным критериям, в принципе далеким от профессионального литературно-критического анализа.

Отдельные вопросы творчества Ибрагима Керимова освещены в диссертациях Х. М. Хамзаевой «Становление историко-революционного романа в дагестанской литературе» (1968 г.) и Садыковой Г. С. «Тема рабочего класса в дагестанской литературе» (1978 г). Творчеству писателя посвящено исследование Халидовой М. Р. в книге «История дагестанской советской литературы» (т.1-Махачкала: Издательство ДФ АН СССР, 1967 г).

Кроме того, опубликованы газетно-журнальные статьи о творчестве писателя известных литературоведов Д. Романенко, К. И. Абукова, А. Ю. Абдулатипова, С. Х. Акбиева, З. Н. Акавова, Ш. Г. Магидова и др., которые в основном носят юбилейный жанровый оттенок или другой характер.

Сказанное позволяет считать, что настоящая работа призвана в известной степени восполнить пробел, имеющийся в освещении сложного и многогранного творчества одного из виднейших представителей дагестанской литературы Ибрагима Керимова.

Научная новизна настоящего исследования Как отмечалось, данный труд является первой в литературоведении попыткой специального монографического исследования творчества И. Керимова в конкретном проблемно-тематическом поле — исторической детерминированности характера (образа женщины) в прозе писателя. Однако разработка данной проблемы оказывается сопряженной с многими трудностями, восходящими в принципе к одному исходному — перед исследователем встает ряд сопутствующих задач, решение которых может привести к реализации заглавной проблемы диссертации. Это исходное — хотя бы в порядке постановки вопроса попытаться охарактеризовать, определить пафос творчества И. Керимова на фоне развития кумыкской и всей дагестанской литературы. Актуальность подобного ракурса в исследовании нами объясняется, прежде всего, отсутствием специальной литературы, которая помогла бы автору хоть на что-то опираться, к чему-то апеллировать.

Далее, разработка основной проблемы диссертации тесно связана с раскрытием или решением следующих уже более конкретных задач:

— в небольшом, кратком экскурсе в историю кумыкской прозы проследить проблемно-тематическое, художественное, профессиональное развитие прозаических жанров;

— в очерковом жанре описать творческий путь ИКеримова, приход его в серьезную художественную литературу;

— выявить тематическое и художественное своеобразие произведений писателя;

— попытаться определить вклад И. Керимова в национальную художественную прозу и вообще в дагестанскую литературу.

Теоретическая ценность исследования Теоретическую ценность работы автор видит в том, что она может явиться определенным вкладом в дагестанское литературоведение и стать в какой-то степени подспорьем в разработке теории и истории литератур народов Дагестана, поможет по-новому осмыслить некоторые вопросы их становления и развития.

Практическая значимость работы.

Результаты данного исследования могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий по дагестанской литературе для вузов, средних специальных учебных заведений и главным образом общеобразовательных школ республики.

Материалы диссертации могут найти научное применение также при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров по кумыкской литературе и на русско-дагестанских отделениях филологических факультетов Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета и в педагогических училищах и колледжах.

Методологическая и теоретическая основа диссертации.

При написании данной работы были использованы как основной теоретический материал капитальные труды крупнейших литературоведов России Д. С. Лихачева, М. Б. Храпченко, Н. М. Поспелова, М. Н. Пархоменко и др., а также дагестанских литературоведов К. Д. Султанова, Г. Г. Гамзатова, К. И. Абукова, А.-К.Ю.Абдулатипова, З. Н. Акавова, А. М. Вагидова, С. Х. Ахмедова, С. Х. Акбиева, И. Х. Асекова, А. М. Аджиева, С. М. Хайбуллаева, М. Гусейнова и др.

Объекты исследования.

Из более тридцати прозаических книг мы остановились только на тех, в которых рельефно даны образы женщин — это романы, повести, сборники рассказов и отдельные произведения, опубликованные в периодической печати последних лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Творчество И. Керимова, как мы видим, находится и развивается в контексте современной литературы, оно направлено на познание современного мира в его глубинных проявлениях и, как мы пытались показать, наиболее ощутимые художественные искания писателя в этом процессе имеют глубокую, органическую связь с изображением внутреннего мира женщиныродительницы рода человеческого.

Перефразируя известное изречение Г. Гейне, можно сказать, что именно через ее сердце проходят все трещины мира. Поэтому кажется вполне оправданным сам замысел представленного на квалификационную аттестацию настоящего монографического исследования.

Однако исследование такого плана невозможно осуществить, не осмыслив творческую биографию писателя, которая теснейшим образом связана с его личностным становлением во времени и пространстве и которая, к сожалению, до последнего времении оказалась вне орбиты специального изучения и профессиональной оценки.

Отсюда — первый вытекающий из всей концепции настоящей работы вывод о том, что воссоздание творческой биографии И. Керимова во многом поучительно: оно, с одной стороны, помогает осмыслить общую картину развития национальной литературы за достаточно большой хронологический отрезок времени, исчисляемый более чем за полстолетие. С другой стороны, исследование творческого развития писателя в интересующий нас проблематике способствует не только увидеть его (а через него и всей национальной литературы) конкретные художественные открытия в обозначенной, «локальной» тематике, но и представить их в общелитературном контексте.

Богатая и яркая биография, знаменательная многими радостными событиями и поворотами, коллизиями, помогает не просто рассказать с его слов о виденном и пережитом, но и осмыслить их, осмыслить глубоко, масштабно, не с узкой собственной точки зрения, а с общечеловеческих позиций, поскольку становление самого писателя было сопряжено с постижением жизни именно с этих общечеловеческих оснований.

Романы «Крылатая девушка», «Крутые волны», повести «Матери», «Полчаса», рассказы «Глубокая любовь не угасает», «Свет в окне», «Силуэты на воде» и другие произведения И. Керимова последних лет обнаруживают на себе отчетливую печать своего времени: отгремевшая, уходящая все дальше и дальше в историю вторая мировая война (участником и инвалидом которой является писатель), все больше и больше, вновь и вновь возвращает сознание и воспоминания в условия сложной зависимости человека от решающих событий века («. большое видится на расстоянии»).

Как видим из проанализированного материала, именно Великая Отечественная война наиболее ярко обнажила связи человечества, обнаружила общность судеб людей и народов — так в общественно-художественном сознании времени (и как его продукта — в творчестве и И. Керимова) ценностным центром стали события эпохи, историческое движение народов.

Художественное исследование И. Керимова этой общечеловеческой доминанты через судьбу женщины особенно остро высветила проблему самоценности человеческой личности. Это стремление писателя оказало влияние не только на проблематику его прозы, но и на ее художественный язык, на ее ориентацию к самовыражению героя, а через это — к новым жанровым и стилевым исканиям.

Теме революции и гражданской войны в Дагестане посвящены роман «Къанатлы къыз» — «Крылатая девушка», повести «Кьувунлу язбаш» — «Тревожная весна», «Юность возвращается» (написана на русском языке) и многие рассказы писателя.

Своей книгой «Уллу Урал» — «Большой Урал» автор впервые ввёл в дагестанскую литературу образы рабочих — тружеников шахт, рудников и металлургических заводов Урала. В дальнейшем тема рабочего класса продолжалась в повести «Юность возвращается», романе «Гёк толкъунлар» -«Синие волны» и в некоторых рассказах писателя.

В названных произведениях писателя много запоминающихся обаятельных образов женщин — представительниц рабочего класса.

Знаток сельской жизни, автор в романах «Терен булакъ» — «Глубокий родник», «Тик толкъунлар» — «Крутые волны», в сборниках рассказов «Юртлу къызлар» — «Сельские девушки», «Будай бюртюклер» — «Пшеничные зёрна» и во многих рассказах создал галерею художественных образов колхозников и колхозниц, показал труд и жизнь тружеников полей и ферм. Среди них от рядовых членов колхозов до первых секретарей райкомов партии — трудящиеся всех рангов и уровней. Особенно удались автору образы сельской молодёжи. Таковы председатель колхоза агроном Амир и выпускница средней школы птичница Зайнап — главные герои романа «Терен булакъ» — «Глубокий родник», Зайнап — пожалуй, самый обаятельный женский образ в современной кумыкской литературе.

Участник Великой Отечественной войны, армейский разведчик, Ибрагим Керимов во многих своих произведениях показал героическую борьбу советских воинов за свободу Родины, за счастье народа. Войне посвящены роман «Тик толкъунлар» — «Крутые волны», повести «Иыракъ тавуш" — «Далёкое эхо», «Аналар» — «Матери», «Артыкъ гюнню азабы» -«Тяготы лишнего дня», «Къыркъ йылгъа узатылгъан минут» — «Минута длиною в сорок лет», «Экинчи палата» — «Вторая палата», «Ярым сагьат» — «Полчаса», «Экинчилей ёлугъув» — «Вторая встреча», «Къаракъушну ери кёкдюр» — «Место орла — небо», сборники рассказов «Батыр Баташ» — «Баташ-герой», «Мени тенглилерим» — «Мои ровесники», «Разведкада» — «В разведке», больше двадцати рассказов, опубликованных в периодической печати.

Герои книг писателя — его ровесники, рядовые воины и командиры вплоть до генералов, сыновья и дочери разных национальностей, которые вместе дрались с оружием в руках и победили сильного беспощадного врага.

Особенно удачны образы женщин-матерей в повести «Аналар» -«Матери» кумычки Ажай и в повести «Йыракъ тавуш» — «Далёкое эхо» русской женщины Валентины Михайловны. Они согласны перенести в жизни самые нечеловеческие трудности, лишь бы были счастливы дети, и не свои, а оказавшиеся в их руках волею военной судьбы.

Основные герои детских книг писателя девочки-школьницы. Большое внимание уделяет автор проблемам их нравственного воспитания, раскрытию увлекательных и поучительных явлений природы, учит детей любить родную природу, приумножать её богатство личным трудом.

Писатель показывает, что дети, выросшие в нравственно-совершенной семье, с малых лет готовы к подвигам, готовы оказать помощь, сделать добро другим. Таковы малолетние сестры Арапат и Зарипат из книги детских рассказав «Гечеги къувун» — «Ночная тревога», школьница Шамау из книги рассказов «Ачыкъ кёк» — «Алый горизонт» и др.

Богат язык писателя, разнообразна его система художественных образов. Автор широко пользуется несметным богатством устного народного творчества кумыков. Часто встречаются в его произведениях перифрастические меткие выражения, пословицы, поговорки, формулы жизни, характерные для кумыкского фольклора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. 210 с.
  2. К.И. От песни ашугов к романам Дон, 1972, № 2. с. 174- 179.
  3. З.Н. Нравственные истоки. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
  4. С.Х. Къолъязыв китапдан басмагъа ерли. — Магьачкьала: Дагкнигоиздат, 1982.
  5. С.Х. Верность дружбе. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.
  6. С.М. Дорога в современность. Махачкала- Дагкнигоиздат, 1977.
  7. С.М. Пролетар шаир ва революционер. Къумукъ тилни ва адабиятны учителлерине кемек учун Магьачкьала: Дагучпедгиз, 1978.
  8. С.М. Зарождение и развитие кумыкской прозы. — Махачкала, 1977. Автореферат канд. диссертации.
  9. С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. — 146 с.
  10. С.Х. Социально нравственные ориентиры дагестанской прозы. — Махачкала, 1990.
  11. С.Х. Художественная проза, народов Дагестана: история и современность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. — 104 с.
  12. Г. А. Художественный мир современной прозы. — Изд. «Наука». М: 1983,190с.
  13. A.M. Восхождение к единству. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. -252 с.
  14. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М. Искусство, 1978. — 264 с.
  15. . А. Романтизм и реализм. Баку: Издательство «Элм», 1972.
  16. Г. Преодоление, Становление. Обновление. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986. — 464 с.
  17. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М: Наследие, 1996. — 653 с.
  18. М.А. Картины эволюции кумыкской прозы 60 80-х годов. — Махачкала: Наука — Сервис, 1996. — 164 с.
  19. М.А. Кумыкская проза 60 80-х годов. Жанровый аспект изучения: Автореф. дисс. канд. Филолог, наук. — Махачкала, 1992. — 21 с.
  20. Дагестанская народная проза. Махачкала, 1982. — 146 с.
  21. А.Д. Жизнь и творчество Нухая Батырмурзаева. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967.
  22. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. — М.: Наука, 1971−351 с.
  23. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: Сборник статей. Махачкала, 1987 134 с.
  24. З.И. Жанры дагестанской послевоенной прозы /1945 — 1965гг./: Автореф. дисс. канд. филолог, наук. Махачкала, 1972. — 19 с.
  25. История русского романа: В 2-х т. M.-JL: АН СССР, 1958.
  26. История русского советского романа: В 2-х т. M.-JL: Наука, 1965.
  27. Н. Жизнь, прожитая набело: О творчестве Эффенди Капиева. М.: Советский писатель. 1969. — 280 с.
  28. В. За всё в ответе. Нравственные искания в современной прозе. -М.: Советский писатель. 1975. 504 с.
  29. М. Советский роман: Пути и поиски. М.: Знание, 1980. — 160с.
  30. С.А. Детская проза М.С. Яхъяева. Авторерат дисс. Кандидата филологических наук. Махачкала, 1999. — 24 с.
  31. Многонациональный советский роман: закономерности развития современного романа. М.: Мысль, 1966.- 308 с.
  32. А.В. Русский советский рассказ 50 70-х годов. — М.: Просвещение, 1973.-208 с.
  33. Э.М. Характер и конфликт в даргинском историческом романе: Автореф. дисс. канд. филолог, наук. Махачкала, 1997. — 28 с.
  34. В. Богатство романа. Многообразие и единство. М.: Советский писатель, 1976. — 368 с.
  35. А Пашаева Т. Н. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы: Автореф. дисс. канд. филолог, наук. Махачкала, 1985. — 22 с.
  36. В. Советский роман эпопея. — М.: Советский писатель 1976. -368 с.
  37. Русская советская повесть 20 30- х. годов. — JI. Наука, 1976. — 456 с.
  38. Советский роман: Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука. 1978. -693 с.
  39. Султанов К, Д. Къумукъланы адабияты. Магьачкьала: Дагкнигоиздат, 1964.
  40. К.К. Преемственность и обновление. Современная проза Северного Кавказа и Дагестана. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  41. А.С. От дастана к роману. М.: Наука, 1971. — 227 с.
  42. . Исторические судьбы реализма. М.: Советский писатель, 1977. -526 с.
  43. Усахов М.-Р. У. Аварская проза: Автореф. дисс. канд. филолог, наук. -Махачкала, 1967. 20 с.
  44. С.М. Современная дагестанская поэзия: Система жанров. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. 164 с.
  45. М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1991. — 142 с.
  46. СЛ. Татарская проза второй половины XIX В.Казань: Автореф. дисс. канд, филолог, наук, 1975 г. 20 с.
  47. Л.Д. Вопросы реализма и национального своеобразия в творчестве Эффенди Капиева: Автореф. дисс. канд. филолог, наук. — Махачкапа, 1967. 20 с.
  48. А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г. М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, 1993. — 302 с.
  49. Р.Ф. Русский романтизм начала XIX в. и национальные культуры. -Москва: Наука, 1970.
Заполнить форму текущей работой