Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Принципы художественной структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: К вопросу взаимодействия литературы и музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г. А. Лесскис в статье «Мастер и Маргарита» Булгакова: манера п повествования, жанр, макрокомпозиция" рассматривает роман «Мастер и Маргарита» как единство двух романов: «романа Мастера» и «романа о Мастере». «Роман Мастера безличен, в нем нет персонифицированного автора или обращений к читателю, в нем вообще нет эксплицитно заявленных авторских мнений, поправок к тому, что говорят персонажи… Читать ещё >

Содержание

Глава I. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Глава II. ЭНГАРМОНИЗМ И «СИМФОНИЗМ» В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Глава III. МОТИВНАЯ СТРУКТУРА РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М.А. БУЛГАКОВА

Принципы художественной структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: К вопросу взаимодействия литературы и музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество М. А. Булгакова занимает в отечественной и мировой литературе особое место, обусловленное уникальностью художественного мира писателя, а также ярким воплощением в его произведениях актуальной для всего XX века гуманистической концепции личности, способной противостоять жестокой трагической действительности.

В эпоху расцвета узкой социологизации искусства, цензурного диктата М. А. Булгаков следовал в своих произведениях лучшим традициям отечественной литературы и прежде всего — ее пафосу утверждения общечеловеческих ценностей. Это во многом предопределило сложность и глубокий драматизм творческой судьбы писателя.

Его слава после первой пьесы была специфической: громкая и скандальная известность в печати, где автор подвергался яростным атакам, — и безмолвная, не имеющая никакой возможности печатного выражения любовь читателей. И сценическая, и печатная жизнь М. Булгакова была скоротечной — она уместилась в основном в несколько лет (печать 1922 -1927 г.- театр — 1926 — 1929 г. и еще девять представлений «Мольера» в 1936 годупьеса «Дни Турбиных» шла до его смерти, но имя автора все меньше и меньше говорило зрителю.)" - отмечает М. Чудакова в статье «Булгаков и его интерпретаторы».

Интерес к творческому наследию писателя вновь вспыхнул в конце 60-х годов, охватив профессиональных критиков и литературоведов, а также широкую читательскую аудиторию разных возрастных, национальных и социальных групп. Это было связано с публикацией романа «Мастер и Маргарита» 2.

В изучении этого произведения можно выделить несколько основных аспектов: семантическая расшифровка образной системы произведения 3- вопросы генеалогии образов в широком контексте русской и мировой литературы 4- творческая история романа в автобиографическом преломлении и взаимосвязях с произведениями некоторых современных М. Булгакову писателей 5- рассмотрение романа в контексте философской, социологической, религиозной мысли 6- своеобразие художественной структуры.

Последний выделенный нами аспект изучения романа «Мастер и Маргарита», в том числе специфика его сюжетно-композиционного построения, разработан не столь полно, как другие перечисленные аспекты. Этим фактором обусловлен выбор темы представленного диссертационного исследования.

Тем не менее существует ряд серьезных работ, связанных с анализом композиции произведения. Определяя новизну подхода в выявлении сюжетно-композиционного своеобразия «закатного» романа М. Булгакова, выделим и охарактеризуем наиболее значимые из них.

Г. А. Лесскис в статье «Мастер и Маргарита» Булгакова: манера п повествования, жанр, макрокомпозиция" рассматривает роман «Мастер и Маргарита» как единство двух романов: «романа Мастера» и «романа о Мастере». «Роман Мастера безличен, в нем нет персонифицированного автора или обращений к читателю, в нем вообще нет эксплицитно заявленных авторских мнений, поправок к тому, что говорят персонажи, исторических сравнений, литературных реминисценций и т. п. Совсем иначе написан роман о Мастере. Прежде всего, этот роман отмечен глубоко персонифицированной личностью автора, который явно обращается к читателю. Этот автор глубоко и очень разнообразно эмоционален» 8,.

— считает автор статьи. Однако, отмечая различия в манере повествования «романа Мастера» и «романа о Мастере», Г. А. Лесскис вместе с тем подчеркивает их смысловое сближение на уровне макрокомпозиций, а также отмечает ряд образов, подтверждающих это сближение (Ершалаим.

— МоскваИешуа — МастерИуда — АлоизийКайфа — БерлиозЛевий.

Поныревтолпа в мире античном, современном и трансцендентном). В статье делается следующий вывод: «два романа, составляющие „Мастера и Маргариту“ образуют жанровую структуру, оригинальную по составу действующих лиц, месту действия, способу развития сюжета, сочетанию реального и трансцендентального как в описании, так и в интерпретации, по сочетанию различных форм повествования, подчиненных исторической и философской, больше всего — этической проблематике» 9.

Основные положения ряда статей А. З. Вулиса, посвященных роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова 10, отражаются в итоговой монографии исследователя «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» п. Тезисно изложим основные положения работы, связанные с раскрытием особенностей композиционного построения произведения. Роман «Мастер и Маргарита», считает А. Вулис, является «рассказом о рассказчиках»: «несколько рассказчиков — несколько миров, каждый со своей осью. Один вращается, допустим, вокруг Воланда с его сатирико-философской задачей постичь человечество. Другой — вокруг любовной истории Мастера. Третий погружен в евангельское прошлое, а четвертый выделяет крупным шрифтом основного текста сатирические оценки послеоктябрьской.

1У действительности". Основным принципом, используемым М. Булгаковым, А. Вулис считает зеркальность: «зеркальный принцип внедрился в.

1 ^ самую кровь булгаковского изобразительного мышления", «масса зеркал — объективный фиксатор трансформаций, инструмент, позволяющий перейти в иное измерение пространства.» 14. В образной системе произведения принцип зеркальности преломляется как «симметрия» 15, двойственная конструкция" 16, «игра повторами» 17, «прием эпиграммичес-кого анализа» 18 и т. д. 19. Своеобразным подходом в рассмотрении композиции романа «Мастер и Маргарита» отличается ряд работ зарубежных исследователей 20.

Так, польская исследовательница М. Шимонюк считает, что «композиция (романа «Мастер и Маргарита» — Т.В.) основана на сцеплении различных — в философском и историческом планах — «слоев, расположенных по закону концентрических кругов: события 2000;летней давностиМосквы 30-х годовпредельно интимного локального пласталюбви героев» 21.

М. Иованович утверждает, что М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» «усвоил и пародировал принципы поэтики „Братьев Карамазовых“ Ф. Достоевского. „Мастер и Маргарита“ построен в значительной мере по образу этого романа.: оба произведения -„романы тайн“, разгадка которых дается лишь в эпилоге и построены по принципу „роман в романе“ (легенда Ивана о Великом Инквизиторе и роман Мастера об Иешуа), при этом „внутренний роман“ связан с раскрытием основной идеи произведения» 22.

Одна из наиболее видных французских исследовательниц творчества М. Булгакова — профессор Парижского университета Марианна Гур, защитившая в 1987 году докторскую диссертацию «Мастер и Маргарита»: роман и его мир", анализирует, в том числе, и поэтику произведения. Она отмечает использование в нем «элементов фантастики, гротеска, театральной и кинематографической техники, переходы от романического вымысла к театральным формам, приемы, делающие его романом „нового типа“, основанном на сложном использовании пространственно-временных связей, „игровой“ ономастике, „зеркальной“ композиции, уходящей в бесконечность.» 23.

Профессор Женевского университета Жорж Нива в одной из своих работ «выявляет общность формальных признаков романа Булгакова и Набокова — «автокомментариев, построенных по принципу «системы отражений», когда «главный» текст встроен во второстепенныйв центре повествования — фигура писателя, художника, а основа проблематики тройная структура взаимоотношений художника, его героя и мира, окружающего художника и реагирующего на его творение. Объединяет их и «игровая» структура.» 24.

Особо, на наш взгляд следует выделить статью Б. М. Гаспарова «Из наблюдений за мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и.

Маргарита". В предисловии В. Руднева к статье отмечается, что она «в свое время (1975;1977 годы) ознаменовала собой начало нового этапа в филологическом изучении текста. Метод, примененный здесь и названный позже „мотивным анализом“ пришел на смену классическому структурированному анализу текста. В традиционной структурной поэтике текст представлялся в виде жесткой кристаллической решетки, иерархически упорядоченной системы уровней: звуки, слова, предложения, образы, сюжет, идеи. В „мотивном анализе“ текст видится скорее как запутанный клубок ниток, который исследователь старается распутать, дергая за ниточку то с одного конца, то с другого». Другими словами, Б. М. Гаспаров, которого В. Руднев справедливо назвал «тонким филологом и смелым.

27 теоретиком музыки" - первым начал изучать текст романа «Мастер и Маргарита» с абсолютно новой позиции — с точки зрения его.

98 динамической природы. Основной прием, определяющий всю «смысловую структуру» «Мастера и Маргарита», Б. М. Гаспаров назвал принципом лейтмотивного построения повествования. Он пишет: «Имеется в виду такой принцип, при котором некий мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз в новом варианте, в новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами. При этом в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое „пятно“ — событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.: единственное, что конституирует мотив — это его репродукция в тексте» 29. В результате применения мотивного анализа роман «Мастер и Маргарита» отличается «большой сложностью структурируемого художественного мира, все клеточки которого связаны бесчисленными каналами в единый организм» 30.

Отметим, что для нашего исследования идеи Б. М. Гаспарова о лейт-мотивности как основном принципе сюжетно-композиционного построения романа М. Булгакова, а также о гибкости, подвижности семантического наполнения каждого лейтмотива оказались очень перспективными. Во-первых, именно они натолкнули нас на мысль о возможности дальнейшего анализа лейтмотивной системы произведения. Однако, опираясь на статью Б. М. Гаспарова, мы поставили перед собой следующую задачу: выделить из множества ряд наиболее значимых лейтмотивов (образных и понятийных) и рассмотреть их семантику исходя только из имеющейся художественной реальности (текста романа), особенно не углубляясь в подтекст произведения, т.к. возможности ассоциативного сцепления образов бесконечны и — естественно — очень субъективны 31. Во-вторых, столь авторитетное указание на наличие в романе лейтмотивной структуры, реализующей динамическую природу произведения, позволило нам продолжить исследование в русле одной из достаточно актуальных для современного литературоведения проблем.

32 проблемы синтеза искусств (в частности литературы и музыки) .

Именно этот путь исследования стал определяющим в нашей работе и привел нас к мысли о возможности выявления в сюжетно-композиционном построении произведения и других, кроме лейтмотивности, «музыкальных» принципов.

Обратившись к исследованиям, связанным с темой «М. Булгаков и музыка» 33, мы пришли к выводу о практическом отсутствии материала по интересующему нас аспекту 34. Однако некоторые любопытные наблюдения и замечания нам все-таки удалось обнаружить. Так, Я. Платек отмечает, что «знаменитый бал у Воланда выглядит литературным наброском.

•1 г для программной оркестровой пьесы". В. Сахаров придерживается мнения, что «М. Булгаков не только мастерски пользовался музыкальными цитатами, но и свои произведения умел организовывать по принципам.

Л/" музыкальной драматургии и симфонизма". И. Бэлза рассматривает как «партитуры» роман «Белая Гвардия», повесть «Собачье сердце», пьесу «Бег» и — фрагментарно — «закатный» роман (в частности сцену допроса Иешуа и вынесения ему приговора Пилатом)37.

Большим своеобразием отличается попытка сблизить роман «Мастер и Маргарита» и «Фантастическую симфонию» Г. Берлиоза. Так, авторы статьи «Фантастическая симфония М. Булгакова» С. Кузнецов и М. Тростников 38 отмечают, что «образный мир романа, без сомнения, тесно связан с содержанием „Фантастической симфонии“ Г. Берлиоза», так как «основная сюжетная линия обоих произведений — взаимоотношения художника (писателя, композитора, т. е. Мастера) и его Возлюбленной., причем у Булгакова эта линия, раздваиваясь, проходит в двух планах.

39 тт высоком и низком". Далее сопоставляются названия и содержание частей «Фантастической симфонии» (Часть I — «Метания, страсти" — часть II -«Бал" — часть III — «Шествие на казнь" — часть IV — «Сцена в полях" — часть V — «Сон в ночь шабаша ведьм») и отдельные сюжетные эпизоды романа «Мастер и Маргарита».

Отдавая должное изобретательности авторов этой статьи, мы все-таки не разделяем их точку зрения о возможности столь явного сопоставления этих произведений. Как отмечала ранее Д. М. Магомедова, главное расхождение между ними «прежде всего в коренном переосмыслении роли любви в человеческой жизни и, соответственно, в принципиально иной трактовке отношений между героями и, в особенности, фигуры героини» 40. Вместе с тем подобное сопоставление вновь служит подтверждением нашей мысли о наличии «музыкальных» принципов в сюжетно-композиционной организации произведения.

Итак, в диссертации мы выдвигаем следующие задачи:

1) раскрыть некоторые «музыкальные» принципы построения романа;

2) рассмотреть лейтмотивную структуру произведения.

Эти задачи в совокупности позволяют достичь поставленной в диссертационном исследовании цели, связанной с выявлением сюжетно-композиционного своеобразия романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Диссертация (соответственно поставленным задачам) имеет следующую структуру:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью нашей диссертации явилось исследование особенностей сюжетно-композиционной организации романа «Мастер и Маргарита». В результате проделанной работы мы пришли к выводу об ее уникальности, выражающейся на наш взгляд, в специфическом характере структурных принципов построения произведения.

Одним из важнейших принципов выступает полифонизм. Этот принцип позволяет рассмотреть структуру романа как иерархию смысловых пластов и уровней.

Мы приходим к выводу о том, что принцип полифонизма (разнотемного, подголосочного или имитационного типов) проявляется и в соотношении уровней внутри пластов, и в соотношении пластов между собой, и в построении глав.

Принцип полифонизма охватывает всю сюжетно-композиционную структуру произведения. Семантика этого принципа связана, по-нашему мнению, с отражением сложной и причудливой картины мира, моделируемой писателем, значимости и равновесия разнообразных, порой взаимоисключающих (с точки зрения логики) реалий действительности, представленных в их диалектической взаимосвязи.

Следующим принципом, выделенным нами в сюжетно-композиционной организации произведения, является принцип энгармонизма. Он определяет возможность одновременного рассмотрения любого компонента структуры произведения в нескольких (минимумдвух) семантических сферах. Мы выделяем четыре типа энгармонизма: образный, ситуативный, энгармонизм времени и пространства и композиционный.

Энгармонизм первого типа, связанный с контекстной валеризацией образов-персонажей, полностью охватывает «фантастический» пласт повествования, а также некоторые образы «библейского» и «реалистического» пластов.

Ситуативный энгармонизм (второй тип), понимаемый как «проекция» одного события в различные семантические плоскости, пронизывает все пласты реалистического мира.

Третий тип энгармонизма реализуется в произведении как способность вмещения в единицу измерения различных пространственных и временных конструкций и связан с образом квартиры № 50.

Энгармонизм четвертого типа определяется конгруэнтностью некоторых форм сюжетно-композиционной организации произведения.

Принцип энгармонизма играет достаточно значимую роль в сюжетно-композиционной организации произведения. Если принцип полифонизма структурно отражает многослойность художественного мира романа «Мастер и Маргарита», то принцип энгармонизма — его многоликость, реализуемую через семантическую инвариантность трактовок целого ряда текстовых компонентов, в результате чего возникает своеобразная «полифония смыслов».

Следующий принцип, выделенный нами при исследовании сюжетно-композиционного своеобразия произведения — принцип «симфонизма». Он связан с наличием в структуре романа определенной двуединой конструкции: с одной стороны, в тексте романа имеются некие устойчивые понятийные «формулы" — с другой стороны семантические элементы этих «формул» («обертоны»), которые пронизывают все текстовое пространство. Всего нами найдено 28 «формул», распределенных в 3 типа.

1) «формула» рассылает «обертоны»;

2) «формула» концентрирует «обертоны»;

3) «формула» и «рассылает» и «концентрирует» «обертоны».

Семантическая наполненность этого структурного принципа расценивается нами как отражение диалектического процесса взаимообусловленности самой действительности и рационального, словесного ее воссоздания.

Важнейшим компонентом сюжетно-композиционного построения последнего романа М. А. Булгакова — кроме уже названных выше принципов — является наличие в произведении сложной и разветвленной лейтмотивной системы. В диссертации нами выделяются две группы лейтмотивов: (лейтмотивы — образы: солнца, луны, грозы, огня, цветка, осколкова также «номинативные цепочки тождественных знаков» (масло — вино — кровьмеч — копье — нож — игла) — лейтмотивы понятия: предчувствия, страха, предопределения, любви, творчества, ученичества, «христианский» комплекс (слепоты (греха)-прозрения-покаяния-искупления-прощения), прощания).

Лейтмотивы появляются в произведении в основной, варьированной (инварианты — для лейтмотивов-образовтранспозиционные изложениядля лейтмотивов-понятий) и пародийной — как разновидности варьированной — формах. Соответственно, в художественное полотно романа вводится семантика устойчивости (основная форма), изменчивости, подвижности (варьированная форма) и относительности (пародийная форма).

Таким образом, нами рассмотрены четыре принципа сюжетно-композиционной организации произведения (полифонизм, энгармонизм, «симфонизм», лейтмотивность). Каждый из них органично вписывается в целостную партитуру произведения, усложняя и обогащая ее, придавая роману «Мастер и Маргарита» статус уникального явления художественной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Художественные тексты
  2. М.А. Собрание сочинений: В 5 т. М.: Худож. лит., 19 891 991.
  3. М.А. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита: Романы. М.: Худож. лит., 1988. — 751 с.
  4. М.А. Великий канцлер / Предисл. и коммент. В. Лосева. -М.: Новости, 1992. 544 с. 4. 4. Булгаков М. Избранное. М.: Худ. лит., 1980. — 480 с. 5. 5. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман. Казань: Татарское книжное издательство, 1989. — 368 с.
  5. М. Письма. Жизнеописание в письмах / Публ. В. Петелина.- М.: Современник, 1989. 576 с.
  6. М. / Самоцветный быт: Рассказы и фельетоны. М.: Правда, 1985.-48 с.
  7. И.В. Фауст: Трагедия: Пер с нем. Б. Пастернака. М.: Моск. раб., 1982.-510 с.
  8. Гофман Э.Т. А. Новеллы: Пер. с нем. / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. Жирмунской. Л.: Лениздат, 1990. — 670 с.
  9. Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Правда, 1983. — 765 с. 1. Энциклопедии. Словари. Учебники
  10. В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка., 1983. -219 с.
  11. Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990.
  12. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  13. С. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1982. — 268 с.
  14. В.П. Словарь культуры XX века. М.: Агриф, — 1997. — 384 с.
  15. Аристотель. Об искусстве поэзии: Пер. с греч. В. Г. Апельрота. М.: Госполитиздат, 1957. — 183 с.
  16. Н.А. «Жан Кристоф» и проблема взаимодействия в искусстве. Казань: КГУ, 1978. — 104 с.
  17. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-320 с.
  18. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1965. — 529 с.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.- 424 с.
  20. Библия: Кн. Священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Моск. патриархия, 1979. — 1372 с.
  21. И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыки: Очерки. -М.: Музыка, 1985.-255 с.
  22. В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. — 404 с.
  23. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 258 с.
  24. А.Н. Историческая поэтика / Вст. ст. И. К. Горского, С. 11−31. -М.: Высш. шк., 1989−404 с.
  25. В.В. О языке художественной прозы: Избр. труды. М.: Наука, 1980.-360 с.
  26. Вопросы сюжета и композиции: Межвуз. сб. Горький: ГГУ, 1985. -114с.
  27. Вопросы сюжетосложения / Сост. JI.M. Цилевич, И. А. Дубашинский и др. Рига: Даугавпилсский пед. инст., 1978. — 178 с.
  28. Г. Эстетика: В 4 т.-М.: Искусство, 1968.-Т. 1.-312 с.
  29. Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1973 — Т. 4. — 675 с.
  30. И.В. Об искусстве / Сост., вступ. ст. и примечания А. В. Гулыги.- М.: Искусство, 1975 623 с.
  31. М.М. Ритм художественной прозы. М. Сов. писатель, 1982.-367 с.
  32. Л.В. Художественный текст и музыка: композиционные и структурные параллели // Этнос. Культура. Текст: Материалы лингв, науч. конф., 15 апреля 1999 г. Курган, 1999. — С. 23−25.
  33. Е. Жизненный материал и художественный сюжет. Л.: Сов. писатель, 1958. — 336 с.
  34. И. Собр. соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. — Т.5. — 564 с.
  35. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 709 с.
  36. Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-381 с.
  37. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа М.: Гнозис, 1994.-560 с.
  38. Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного творчества. Казань: КГУ, 1983. — 96 с.
  39. Г. Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. — 325 с.
  40. Пространство и время в искусстве: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМИК, 1988.- 169 с.
  41. В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. — 168 с.
  42. И.В. Слово и музыка: диалектика семантических связей: Автореф. дис. докт. искусствоведения. М., 1999. — 39 с.
  43. Сюжет и художественная система: Межвуз. сб. науч. тр. -Даугавпилс: Даугавпил. пед. институт, 1983. 156 с.
  44. М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож. лит., 1982.-334 с.
  45. В.И. Сюжетно-композиционные особенности советского романа 20-х годов: Вопросы художественного мышления писателя: Учебное пособие. Горький, 1972. — 98 с.
  46. Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. Москва: Наука, 1977. — 250 с.
  47. А.Р. Русский советский научно-фантастический роман. -Л.: Наука, 1970.-448 с.
  48. А.И. Русская советская повесть 20-х годов. Саратов: Сарат. ун-т, 1987. — 171 с.
  49. Н.Е. Об идейно-художественном своеобразии советской прозы первой половины 1920-х годов: Пособие по спецкурсу. -Пермь.: Перм. ун-т, 1974. 136 с.
  50. Н.Е. Об идейно-художественном своеобразии советской прозы первой половины 1920-х годов: Закономерности стилевого развития. Пермь: ПТУ, 1978. — 102 с.
  51. Н.И. Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов. Владивосток: Дальневост. кн. Изд-во, 1975. — 198 с.
  52. А.З. Советский сатирический роман. Эволюция жанра в 20−30-е годы. Ташкент: Наука, 1965. — 265 с.
  53. Гринфельд-Зингурс Т. Я. Чувство природы в творчестве М. Пришвина: Автореф. дис. .докт. филол. наук. Екатеринбург, 1992. — 44 с.
  54. И.К. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве А. Грина. Рига: Зинатне, 1988. — 168 с.
  55. История русского советского романа. М.: Наука, 1965. — кн. 1−713 с.
  56. JI.H. Своеобразие русской реалистической прозы начала XX века (философские истоки, жанровая специфика, творческие индивидуальности): Автореф. дис. .докт. филол. наук. М.: Моск. пед. ун-т, 1993. — 49 с.
  57. В.П. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов: К проблеме нар. характера. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1975.-341 с.
  58. Е.Б. Русская советская проза 20−30-х годов: судьбы романа. -М.: Изд. МГУ, 1985. -263 с.
  59. Сюжет и художественная система: Межвуз. сб. науч. тр. -Даугавпилс: Даугавпил. пед. институт, 1983. 156 с.
  60. П. Павел Флоренский и Мих. Булгаков: О влиянии идей философа на творчество писателя // Филол. науки 1990. — № 7. — С. 95−100.
  61. А. Александр Мень о романе «Мастер и Маргарита» // Истина и жизнь. 1999. — № 9. — С.35−39.
  62. И., Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: диалогическое слово в романе // Булгаковский сборник Таллин, 1998. — 3. — С.89−98.
  63. Рец. на кн. Кульюс С. «Экзотерические» хожы романа Мих. Булгакова «Мастер и Маргарита»: (Эксплицитное и имплицитное в романе). Тарту, 1998. — 220 с.
  64. М.О. Нравственно-философская концепция романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 2000.-19 с.
  65. Е.С. Дневник Елены Булгаковой (О М.А. Булгакове) М.: Кн. палата, 1990.-398 с.
  66. М.А. Булгаков драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. Нинов. — Л.: СТД, 1989. — 496 с.
  67. М. Булгаков: современные толкования. К 100-летию со дня рождения, 1891−1991: Сб. обзоров / Сост. и отв. ред. Т.Н. Красав-ченко. -М.: ИНИОН, 1991.-243 с.
  68. И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст. 1978: Лит.-крит. исслед. -М.: Наука, 1978. С. 249−267.
  69. В. Воспоминания с комментариями. М.: Искусство, 1982. — 502 с.
  70. С. «Мастер и Маргарита» театральный роман? // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1998. — Т. 26. — С.229−318.
  71. T.JI. Образ-символ солнца в творчестве М.А. Булгакова // Худ. текст и культура: Материалы и тез. докл. междун. конф. 13−16 мая 1999 г.-Владимир, 1999. -С. 171−173.
  72. И. Не удостоенные света. Булгаков и Мандельштам: опыт синхронизации // Октябрь. 1992. -№ 7. — С. 160−161.
  73. А.З. В лаборатории смеха. М.: Худож. лит. — 1966. — 144 с.
  74. А.З. В системе зеркал. // Звезда Востока 1984. — № 11. — С. 179−187.
  75. А.З. Поэтика «Мастера» // Звезда Востока. 1990. — № 10. — С. 130−136- № 11.-С. 107−123.
  76. А. З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Худож. лит., 1991.-224 с.
  77. И.Л. Загадки известных книг (Дж. Сэлинджер и М. Булгаков) -М.: Наука, 1986. 120 с.
  78. А.А. Проблемы жанрового синтеза в романах «Бесы» Ф.М. Достоевского и «Мастер, и Маргарита» М. Булгакова: Автореф. дис. .канд. филолог, наук. Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 1995. — 18 с.
  79. .М. Из наблюдений за мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Ст. из США. // Даугава. — 1988. — № 10.-С. 96−107- № П.-С. 88−98- № 12.-С. 105−114- 1989. -№ 1. -С. 78−91.
  80. В. От салона к самиздату: К творческой биографии М. Булгакова //Дружба народов. 1992. — № 8. — С. 185−194.
  81. Гус М. Горят ли рукописи? // Знамя. 1968. — № 12. — С. 213−220.
  82. С.А. Из записок разных лет: Михаил Булгаков, Николай Заболоцкий. С.: Искусство, 1990. — 256 с.
  83. М. «Взамен кадильного куренья». Булгаковедение (по преимуществу советское) в канун 100-летия со дня рождения писателя: проблемы, тенденции, идеи // Дружба народов. 1990. -№ 11.-С. 247−262.
  84. Иванов Вяч. Вс. Черт у Набокова и Булгакова // Звезда. СПб., 1996. -№ 11.-С. 146−149.
  85. Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты»: О романе М. Булгакова. // Вопросы философии. 1990. — № 2. — С. 44−55.
  86. М. Об источниках «Мастера и Маргариты»: Ст. из Югославии. // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1992. — Т. 51. — № 1. -С. 60−72.
  87. Квон Ен Хун. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Художественный синтез условности и жизнеподобия: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. — 25 с.
  88. А. Между Христом и Сатаной: О романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: Отр. из кн. «Философия закатного романа» // Театральная жизнь. 1991. — № 13. — С. 30.-32- № 14. — С. 29−31- № 15.-С. 28−31.
  89. В.Ш. М.А. Булгаков и Н. В. Гоголь: Мотив «заколдованного места» в «Мастере и Маргарите» // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1994. — Т. 53, № 1. — С. 42−48.
  90. С., Тростников М. Фантастическая симфония С. Булгакова: Об одной музыкальной аллюзии в романе М. А. Булгакова «Мастер и аргарита» // Музыкальная, жизнь. 1991. — № 21/22. — С. 8−10.
  91. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968.-№ 6.-С. 284−311.
  92. В. «Рукописи не горят!» // Новый мир. 1968. — С 12. -С. 262−266.
  93. В. Мир Михаила Булгакова // Лит. обозрение. 1989. -№ 10.-С. 10−19- № 11.-С. 17−24.128.. Леонтьев А. А. Интертекст в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 2001. 16 с.
  94. Г. А. «Мастер и Маргарита» Булгакова: Манера повествования, жанр, макрокомпозиция // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1979. — Т. 38, № 1. с. 52−59.
  95. Я.С. Мих. Булгаков и авторы «Великого комбинатора» // Звезда. 1991,-№ 9.-С. 168−174.
  96. Д.М. «Никому не известный композитор-однофамилец.»: О семант. аллюзиях в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1985. -Т. 44, № 1.с. 83−86.
  97. Г., Абрашкин А. Откуда взялась банда Воланда? // Молодая гвардия. 1994. — № 7. — С. 225−234.
  98. Г., Жук А. О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» //Волга. 1968. -№ 6. — С. 161−181.
  99. С. «Мастер и Маргарита» как театральное представление: О романе М. Булгакова Ст. из США. // Театр, жизнь. 1991. — № 20.-С. 11−12- № 21.-С. 12−14.
  100. В.П. Скрытый лейтмотив М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1995. — Т. 54, № 6. -С. 52−55.
  101. В.И. Михаил Булгаков: Становление романиста / Под ред. доц. Н. П. Козлова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, Самарский филиал, 1991. — 146 с.
  102. Непрочитанный Булгаков: К 100-летию со дня рождения М. А. Булгакова //Москва. 1991.- № 5. — С. 178−186.
  103. С.В. На грани метафор и аллюзий: (О некоторых зашифрованных мотивах в антиутопиях М. Булгакова// Изв. АН. Сер. лит. и яз.-М., 1999. Т.58. — № 1.-С. 11−19.
  104. А. Михаил Булгаков и советская художественная культура // Аврора. 1986. — № 12. — С. 89−94.
  105. Н.В. Особенности стилевой традиции Э.Т. А. Гофмана в творчестве М. А. Булгакова // Синтез культурных традиций в художественном произведении. Н. Новгород, 1999. — С. 216−222
  106. Н.В. Романтическая традиция Э.Т. А. Гофмана в творчестве М. А. Булгакова: Автореф. дис. .канд. филол. наук — Н. Новгород, 1999.-24 с.
  107. М. Булгаков 1991: О современном изучении творчества писателя // Наш современник. — 1991. — № 9. — С. 178−182.
  108. В. Возвращение Мастера: Заметки о творчестве М. А. Булгакова // Москва. 1976. — № 7. — С. 193−209.
  109. М. Два Мастера: В. Маяковский и М. Булгаков // Лит. обозрение. 1987. — № 6. — С. 30−37.
  110. Я. Странное сближение: О муз. фамилиях в произведениях М. Булгакова // Муз. жизнь. 1990. — № 17. — С. 28.
  111. Я. Под сенью дружных муз. М.: Сов. композитор, 1987. -218 с.
  112. Е. В. Новеллистика М. Булгакова 20-х г.: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Екатеринбург, 1999. — 24 с.
  113. Э. Художник и власть: По страницам романа «Мастер и Маргарита» // Иностр. лит. 1991. — № 5. — С.212−221.
  114. В. Гром не грянет музей не откроется // Лит. газета. -2001. -№ 21. -С.9.
  115. Г. М. Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в свете проблемы автора: Автореф. дис. .канд. филолог, наук. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995. — 22 с.
  116. И. Достоевский, Булгаков и современная физика // Слово. 1990. -№ 12.-С. 60−61.
  117. В. Симфония М. Булгакова: О музыкальных сюжетах в творчестве писателя // Муз. жизнь. 1990. — № 12. — С. 24−25.
  118. C.JI. Конференция, посвященная 100-летию со дня рождения М.А. Булгакова: (Санкт-Петербург, май 1991) // Рус. лит. -1991.-№ 3.-С. 202−206.
  119. .В. Булгаковская энциклопедия. М.: Локид-Миф, 1996. -592с.
  120. Ю. Весь этот джаз.: Музыка в творчестве М. Булгакова // Памир. 1991.-№ 5.-С.130−144.
  121. Ю. «Музыка» М. Булгакова: Роль музыки в романе «Мастер и Маргарита» // Советская музыка. 1991. — № 5. — С. 60−64.
  122. И. Евангелие от Михаила // Звезда. СПб., 2000. — № 6. -С213.225.
  123. Творчество Мих. Булгакова: Исследования и материалы / Отв. ред. В. Бузник, Н. Грознова. СПб.: Наука. — Кн. 2. — 1994. — 282 с.
  124. Л.В. Поэтика драмы рубежа 20−30-х годов и мотив самоубийства. М. А. Булгаков «Бег», Н. Р. Эрдман «Самоубийца»: Опыт контекстуал. анализа. СПб.: С.-Петерб. гос. акад. театр, искусства, 1995. — 29 с.
  125. Н.П. Исторические грани вечных истин. («Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова) // Современный советский роман: Философский аспект. Л.: Наука, 1979. — С. 193−214.165 166 167 168 169 164 128 770 714 728 887 484 416.178179
  126. В.В. «Странный реализм» М. Булгакова: Автореф. дис. .докт. филолог, наук. Екатеринбург- Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького, 1995. — 39 с.
  127. В. А. Проза М.А. Булгакова: Дисс.. канд. филол. наук. -Баку, 1972.-273 с.
  128. М.В. М. Булгаков: в строках и между строк. М.: Диалог, МГУ, 1999. — 109 с.
  129. И. Читая М. Булгакова // Семантика. Функционирование. Текст. Киров, 1999. — С.7−24.
  130. М. О. Архив М.А. Булгакова: Материалы для творческой биографии писателя // Записки отдела рукописей / Гос. библ. им. В .И. Ленина.-М.: Книга, 1976.-Вып. 37.-С. 25−151. Чудакова М. О. Булгаков и Гоголь // Русская речь. 1979. — № 2. — С. 38−48.
  131. Л. Саар дамский плотник // В мире книг. 1977. — № 11.-С.92.
  132. Т.Б. Принципы сюжетно-композиционной организации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Тез. докл. Всесоюз. научн. конф. 16−21 сентября 1991 г. Самара: Самарский гос. пед. институт, 1991. -С.53−54.
  133. Т.Б. Лейтмотив огня в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Тез. докл. Ш-ей Республ. научн. конф. молодыхученых и специалистов, 10−11 октября 1997 г. Казань, 1997.--Кн.2. С. 64.
  134. Т.Б. Своеобразие хронотопа в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // Тез. докл. II Республ. научн. конф. молодых ученых и специалистов, 28 июня -1 июля 1996 г. Казань, 1996. -Кн. 7. -С. 60.
  135. Т.Б. Онтологический аспект романа Е. Замятина «Мы» / Языковая семантика и образ мира // Тез. междунар. научн. конф-КГУ, 1997, — Кн. 2.-С. 194−195.
  136. Васильева-Шальнева Т. Б. Древние главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Магариф. 2002 — № 3. — С. 25−27.
  137. Васильева-Шальнева Т.Б. «Природные» лейтмотивы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Тезисы докл. IV Республ. научн. конф. молодых ученых и специалистов, 12−14 декабря 2001 г. -Казань, 2001, — Kh. J?-C. В 6,
Заполнить форму текущей работой