Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 60−80 годы в художественной концепции любимой женщины, эстетические взгляды К. Кулиева нашли основное формообразующее значение. Концепция личности любимой женщины строилась на выявлении лучших сторон ее нравственного и духовного облика, на описании ее красоты, гармоничности с природой, этической и эстетической привлекательности. Кулиев сумел почувствовать и запечатлеть в художественном слове… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Эволюция образа женщины в раннем творчестве К. Кулиева (1930−50-е гг.)
    • 1. 1. Художественное осмысление социальной биографии женщины-горянки в1930-егг
    • 1. 2. Художественная концепция образа любимой в раннем творчестве К. Кулиева
  • ГЛАВА II. Художественное осмысление женских образов в творчестве К. Кулиева 1940−50-х гг
    • II. 1. Тема матери и любимой женщины в годы Великой Отечественной войны
    • II. 2. Поэтическое отражение трагического в судьбе
    • I. женщины в годы депортации балкарского народа
  • ГЛАВА III. Развитие художественной концепции личности женщины в творчестве К. Кулиева 1960−80-х гг
    • III. I. Углубление социально-философских мотивов лирики К. Кулиева в стихах о матери
      • 111. 2. Эстетические взгляды К. Кулиева в построении образа лирической героини
      • 111. 3. Развитие концепции личности любимой женщины и феномен любви в лирике К. Кулиева

Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема личности — одна из центральных в отечественном литературоведении. Это обусловлено тем, что широта охвата социально-нравственных проблем и глубокое проникновение во внутренний мир человека были присущи художественной литературе практически на всех этапах ее эволюции. Человек, личность в ее многообразных связях с обществом и временем была и остается главным объектом изображения и исследования прозы и поэзии, особенно это касается личности XX века.

Авторы, исходя из частной картины (трагедия, война или любое другое объективное обстоятельство), ассоциативно поднимались до широкого социального обобщения народной жизни, которая в свою очередь конкретизировалась в линии героя-личности.

Модель личности — это частное проявление общей концепции эпохи. Фиксированная автором модель интегрирует художественный материал, выражает стержневую идею эпохи, заключает в себе ее духовно-ценностное ядро.

Личность представляет собой связную организацию душевных процессов, воплощенных в категориях сознательного, подсознательного и бессознательного. Личность в балкарской литературе представлена амбивалентно, в единстве двух начал, раскрывающихся в образе фольклора и народных традиций и образе абсолютного настоящего: «человек есть точка пересечения двух миров». «Личность человека — одно из явлений этого мира, одна из вещей в природном круговороте вещейи человек выходит из этого мира как образ и подобие абсолютного бытия» [1, 12].

В процессе развития человечества отношение к женщине в разные времена и у разных народов являлось одним из самых сложных и острых вопросов. У народов мира в силу ряда объективных исторических и социальных обстоятельств сформировалось разное отношение к женщине. Политики, философы, люди искусства связывали степень развития общества с положением, которое занимала в нем женщина.

Несмотря на то, что тендерные вопросы, проблемы взаимоотношения полов теснейшим образом связаны с коренными вопросами бытия, до начала XX века балкарская творческая мысль не анализировала их глубоко и полно. Причиной тому во многом была мусульманская традиция, которая, во-первых, давала определение данных вопросов в форме постулатов, не допускающих какой-либо индивидуальной интерпретации, во-вторых, делала практически невозможным открытое обсуждение проблем пола.

Однако ситуация меняется в начале XX века, когда появляются предпосылки для переоценки старых мировоззренческих установок, свободного диалога с достижениями мировой мысли и культуры. Подвергается переоценке и вопрос о месте и значении пола, о роли женственного начала и об идеале женщины. С одной стороны, решение данных проблем отличается оригинальностью, обусловленной во многом своеобразием самой эпохи, с другой же стороны, при решении вышеупомянутых проблем сохраняются и основные черты, свойственные горской философской мысли: гуманизм, этическая ориентированность, национальных подход, идеал соборности и т. п.

Особенности художественно-образного отражения действительности и эволюцию художественной концепции личности женщины в балкарской литературе можно проследить на примере творчества К. Кулиева, в котором ярко выражен женский идеал. Произведения поэта, на наш взгляд, являются глубоким источником познания процессов эволюционного развития личности женщины-горянки. В этом отношении творчество К. Кулиева с его ориентацией на социально-философское осмысление действительности представляет определенный научный интерес. По убеждению поэта, в литературе всегда запечатлены идеалы времени, определенный тип личности, так как она «передает сокровеннейшие мысли ее создателей, тончайшие и самые искренние движения человеческой души» .

Концепция человеческой личности всегда пребывала в литературе и искусстве, так как она составляет основу, движущее начало, внутреннюю сущность всякого художественного образа. И современная балкарская литература, возникшая после 1917 года, активно участвовала и участвует в формировании художественной концепции личности" [37, 82].

Эта тема стала одним из предметов раздумий К.Кулиева. Нами анализируется эволюция художественной концепции личности женщины в творчестве К. Кулиева с начала вхождения поэта в литературу в конце 1930;х и до 1980;х годов.

Художественная концепция личности — понятие конкретное, имеющее место в любом художественном творчестве. Но одновременно эта категория и многогранна, поскольку не может воплотиться в рамках одного характера или отдельного образа. Она находит художественную реализацию в создании определенных типов героев и выражается в авторской позиции и в стиле произведения.

Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева развивалась в поиске идеала и гармонизации мира. В его поэзии, любимая женщина предстала как украшение всего сущего, как символ красоты и гармонии, женщина-мать — как хранительница жизни и очага.

Научное определение авторской концепции шире, чем просто «концепция» и «концепция личности» (т.е. определенный способ понимания и система взглядов на личность). Концепция у поэта составляет единую художественную структуру, в которой явно трансформируются и социальная действительность, и особенности мировидения самого писателя. Личная писательская система взглядов несет доминирующий отпечаток индивидуальности художника, и в то же время, как правило, вмещает и существенные черты общелитературной концепции. Следовательно, рассматривая концепцию личности женщины в творчестве К. Кулиева, мы стремились не отрываться от проблемы эстетического и нравственного идеала, его критериев, господствовавших в обществе анализируемой эпохи, от культурных ориентаций писателя и его философско-эстетических воззрений. Эстетическая ценность кулиевской художественной концепции личности заключается в его умении выразить в художественном слове свое чувство, раскрыть свой замысел, показать жизнь как таковую, человека в сложных социально-политических, культурно-нравственных аспектах. В то же время поэт не отходил от главного, а именно — от гуманистических принципов.

Выбор темы обусловлен тем, что «концепция личности» -своеобразный идейно-художественный центр, который позволяет выявить основные особенности творчества К. Кулиева, дает представление о некоторых общих тенденциях развития современной поэзии. В диссертационной работе имеет место и рассмотрение некоторых теоретических посылок: сущность понятия «концепция личности», ее соотношение с художественной концепцией, связь с проблемами эстетического и нравственного идеала, способы художественной реализации.

Диссертация в большей мере касается исследования художественно-поэтического осмысления личности женщины-горянки в творчестве балкарского поэта К. Кулиева. Однако в его концепции личности женщины нашли свое отражение события истории балкарского народа, переломные этапы в социально-экономической и культурно-политической жизни 1930;70-х гг. Поэтому художественный образ женщины-горянки в творчестве К. Кулиева рассматривается нами через призму национальнобытового и социально-исторического развития балкарского народа, с учетом его нравственного потенциала, проявившегося под воздействием определенных факторов, а также национального идеала женщины.

Другая причина интереса к проблеме мотивирована ее малоизученностью. Несмотря на большое количество работ по творчеству К. Кулиева, монографические исследования эволюции художественной концепции личности женщины в творчестве поэта отсутствуют. Ученые-литературоведы, такие, как Байрамукова Н., Дементьев В., Рассадин Ст., Эфендиева Т. и др. в своих работах о творчестве К. Кулиева затрагивали некоторые вопросы, связанные с художественной концепцией личности женщины, однако основные цели и задачи их исследований были иными.

Отдельные аспекты проблемы художественной концепции личности женщины-горянки в северокавказских литературах затрагиваются и в ряде диссертационных исследований, но целостного анализа вопросов реализации подобной концепции в творчестве К. Кулиева нет. Среди наиболее значимых работ можно назвать работу Схаляхо Д. С. «Эволюция художественной концепции женщины-горянки в фольклоре адыгского народа», в которой автор останавливается на исторических, фольклорных аспектах формирования представлений о женщине и женственности. Мы же уделяем внимание отражению специфики эпохи в авторской художественной концепции личности женщины. Кроме того, нами прослежено соотношение философских, этических и поэтических линий творчества К. Кулиева.

Исследование избранной нами проблемы является еще и важным источником для изучения истории народа и его культуры. Положение женщины в семье и обществе всегда будет представлять собой важный аспект для научного изучения.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является многоаспектный анализ поэтического женского образа и эволюции художественной концепции личности женщины в творчестве К. Кулиева, выявление соотношения авторской концепции личности женщины с идеалом женщины в народном сознании.

В соответствии с основной целью предполагается решение следующего ряда задач:

— рассмотреть художественное осмысление социальной биографии женщины-горянки в раннем периоде творчества К. Кулиева;

— показать эволюцию образа женщины в творчестве К. Кулиева 193 050-х годов;

— рассмотреть развитие художественной концепции личности женщины во второй половине творчества К. Кулиева (1960;80-е годы);

— проанализировать особенности феномена любви в лирике К. Кулиева 1960;80-х годов.

Методологические принципы исследования. Анализ эволюции художественной концепции личности женщины в творчестве К. Кулиева осуществлялся с помощью историко-литературного и сравнительно-типологического методов, что позволило нам рассмотреть поэзию в аспекте реализации в ней эстетически определенного образа личности. Путем сравнительного анализа выявлялись различные характерные черты в творчестве К. Кулиева и ряда других балкарских поэтов, а также определялись точки их соприкосновения в поэтической форме. Избранные методы и тактика исследования позволили осуществить углубленный этико-эстетический анализ поэтического творчества К. Кулиева.

Степень изученности проблемы. Историография К. Кулиева началась с 1940;х годов. Существует немало отзывов, очерков, статей и монографических исследований, посвященных творчеству поэта.

В 1940;е годы первые отзывы о творчестве К. Кулиева написали такие видные литературные деятели, как Д. Кедрин, Б. Пастернак, М. Фадеев и др.

В 1970;х годах появились статьи и очерки И. Андроникова, Р. Гамзатова, М. Карима, Л. Мкртчана, А. Теппеева, 3. Толгурова, Т. Эфендиевой и других литературоведов. В эти же годы были изданы и монографические исследования Н. Байрамуковой «Кайсын Кулиев: Очерки творчества» (1975), Ст. Рассадина «Кайсын Кулиев. Литературный портрет» (1974), Т. Е. Эфендиевой «Поэзия жизни. Очерк творчества» (1977) и др.

В 1980;90-х годах появляются книги, монографии, научные работы С. К. Башиевой «В оригинале и переводе. Литературно-критические статьи» (1990), В. В. Дементьева «Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве» (1987), Ж. Кулиевой «Остаться в памяти людской. К 70-летию К. Кулиева» (1987) и «Я жил на этой земле. К 75-летию К. Кулиева» (1992), А. Теппеева «Кайсын Кулиев’Уна балкарском языке (1995), Т. Е. Эфендиевой «Кайсын Кулиев. Литературные статьи» (1985) и «Кайсын Кулиев. Литературный портрет» (1985), а также статьи и очерки З. Толгурова в книгах «Движение балкарской поэзии» (1984) и «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур Северного Кавказа» (1991).

В 2000;е годы опубликованы книги С. Гуртуева «Кайсын, каким я его знал. Статьи о жизни и творчестве» (2002), Э. Кулиевой, вдовы поэта, «Мой гений, мой ангел, мой друг. Воспоминания. Письма. Дневники» (2002), научные труды З. Х. Толгурова «Балкарская литература. Учебное издание’Уна балкарском языке (2000). Немало сведений о жизни и творчестве К. Кулиева, основанных на архивных материалах, содержит и многотомное издание С.И., Т.Е. и Ф. С. Эфендиевых, опубликованное в эти годы.

Таким образом, история исследования творчества К. Кулиева насчитывает не одно десятилетие, литературно-критическое наследие по его поэзии весьма обширно. Однако, несмотря на интерес литераторов к творчеству поэта, сколько-нибудь серьезных научных работ по проблемам развития художественной концепции личности женщины в его творчестве до сих пор не было.

Научная новизна исследования определена тем, что в настоящей диссертационной работе впервые предпринята попытка изучения этических и эстетических воззрений К. Кулиева на женский образ, анализа его взглядов на назначение и роль женщины в жизни.

В работе рассмотрены такие аспекты исследуемой проблемы, как женщина и любовь, женская красота, вопросы нравственной основы женской сущности и женской судьбы, а также осуществлена попытка художественного осмысления взаимоотношений полов и феномена любви в творчестве К. Кулиева.

В диссертации исследуются многообразные женские типы, воплощенные в творчестве поэта. Они явились художественным отражением нравственно-философских исканий поэта, начиная с 1930;х до середины 1980;х годов.

Объектом исследования являются поэтические сборники К. Кулиева, такие, как «Раненный камень», «Весенний свет», «Прислушайся к словам», «Говорю людям», «Горы», «Человек, птица, дерево», «Трава и камень» и др., а так же отдельные стихотворения, изданные на родном и русском языках. В ходе своего исследования мы также обращались к его книгам «Так растет и дерево» и «Поэт всегда с людьми», в которых отражены литературно-критические суждения поэта. Объектом исследования послужил и роман К. Кулиева «Была зима» .

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования стали работы ведущих отечественных и северокавкахских литературоведов.

В формировании научной концепции диссертации важную роль сыграли общетеоретические труды А. Г. Бочарова, З. С. Кедриной,.

Г. ИЛомидзе, JI.M. Мкртчана, А. И. Овчаренко, З. С. Османовой, Н. С. Перкина, Ст. Рассадина, М. Б. Храпченко, В. Р. Щербиной и др.

Кроме того, мы обращались к исследованиям Н. Байрамуковой, Х. Бакова, С. Башиевой, А. Бекизовой, В. Дементьева, А. Мусукаевой, З. Толгурова, К. Шаззо, Т. Эфендиевой.

Определенную роль в нашей работе сыграли и диссертационные исследования последних лет: Н. С. Балаценко «Художественная концепция личности в творчестве В. Белова и В. Маканина 60−80-х годов» (Армавир, 2000), В. Л. Бжаумыховой «Сравнительно-исторический анализ кабардинской и балкарской лирики 1940;1970 годов (А. Кешоков и К. Кулиев)» (Нальчик, 2002), А. Р. Боровой «Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова» (Нальчик, 1999), Н. Н. Заборы «Художественная концепция человека и природы в современной северокавказской повести» (Нальчик, 1998), Ж. К. Кулиевой «Личность поэта в документах и воспоминаниях современников» (Нальчик, 2003), А. Намазовой «Вопросы этики в творчестве К. Кулиева» (Баку, 1997), Н. Х. Хуажевой «Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха» (Майкоп, 1999) — М. Э. Шаковой (Художественное решение проблемы характера в кабардинском романе" (Нальчик, 2002).

Научно-теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке неизученных аспектов одной из актуальных проблем современного литературоведения — исследования художественной концепции человека, а также в освещении новых подходов к решению художественной концепции личности в поэтическом творчестве К. Кулиева как одного из крупных поэтов XX века.

Основные положения и результаты, а также материалы диссертационного исследования могут быть использованы в школьной и вузовской практике при изучении и преподавании балкарской литературы и литератур народов Российской Федерации.

Отдельные разделы диссертации можно использовать при подготовке спецсеминаров, создании учебных и методических пособий по истории балкарской поэзии и по творчеству К. Кулиева.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Главные положения диссертационной работы послужили основой выступления на Международных, Всероссийских и Региональных научно-теоретических конференциях (гг. Ростов-на-Дону, 2000, 2002; Волгоград, 2000; Ставрополь, 2001; Нальчик, 2001,2002; Пятигорск, 2003 и др.).

Основные выводы и принципиальные положения диссертации были изложены автором в тезисах и статьях и опубликованы в сборниках материалов конференций.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры русской литературы КБГУ (май 2006), а также на заседании научного семинара кафедры русской литературы «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (март, 2006).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Выводы:

Идейно-тематическая схема этих стихотворений была определена реальными обстоятельствами, утратой в жизни лирического героя. Таким образом, в художественной концепции в стихах о женщине — матери в 6080-е годы К. Кулиев, через сыновние чувства и душевные переживания лирического героя утверждал вечность матери. Образ матери в его поэзии, как и в русской классической и современной поэзии, — глубокий символ, равносильный понятию жизни, Отчизны, родного края.

Образ матери, женщины по силе, заключенной в нем, в творческом сознании поэта был равен понятию матери-Родины. Это органическое единство личного и общественного, национального и общечеловеческого, нашло отражение в произведениях поэта, посвященных матери. Этот образ развит Кулиевым во имя самых высоких гуманистических идеалов, во имя общественного действия и активной любви к людям, к своей семье. В художественной концепции личности матери проходят нити духовного и нравственного обогащения человечества. Ведь сила матери — это сила созидания, сила мира, сила устремленности человечества в будущее.

Для творчества К. Кулиева характерна стройность развертывания и завершения мысли. Его поэзия рождена борьбой человека за свое счастье, она ставит проблемы личности в жизни и искусстве, твердо и убедительно решает одни из них, ищет пути для решения другихона является живым ярким примером эстетического, нравственного и гражданственного в роли поэзии.

Лирика К. Кулиева, безусловно, показатель эстетической ценностной модели, несущей в себе общечеловеческую значимость, и в то же время великий духовный созидатель, укрепляющий человеческие ценности, нравственное и духовное совершенствование сущности человека.

Поэтическое завещание Кулиева — идейно-эстетический, нравственный и этический идеал, редкий по цельности и красоте, завидный по жизненности, как нельзя лучше символизирует его человеческую сущность. Таким образом, в 60−80 годы в художественной концепции женщины, эстетические взгляды К. Кулиева нашли основное формообразующее значение. Концепция личности женщины строилась на выявлении лучших сторон ее нравственного и духовного облика, на описании ее красоты, гармоничности с природой, этической и эстетической привлекательности.

В концепции любимой женщины в творчестве К. Кулиева велико не только радующее душу и облагораживающее влияние женщины, но и влияние самого мужчины на одухотворенность и чувственную наполненность женщины, которая в свою очередь, обогащаясь нравственно-эстетическими качествами под влиянием мужчины, становится матерью человеческой и человечества.

По убеждению Кулиева, любовь должна стать не просто чувствомпереживанием, стихийным состоянием, а целью, сознательно поставленной личностью, процессом, плодом духовных усилий. Индивидуальность любимого человека в ее идеальной сущности должна стать целью труда и божественности любящего. Поэтому любовь по Кулиеву неотделима от веры в другого человека, от способности возвыситься над своим иным существованием. Это свидетельствует об идее андрогонизма в его поэзии, свидетельствующей о признании высокого назначения женщины, о важности ее миссии в любви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования темы Эволюция художественной концепции личности женщины в творчестве Кайсына Кулиева" мы пришли к определенным выводам:

1. Литературу 30-х годов двигала концепция преобразования мира, она составляла идейную основу почти всех произведений балкарской поэзии и прозы. Незамедлительное вторжение в дремлющие истоки сознания и быта, искоренения всего того, что доставалось современникам от прошлого, страстное стремление ускорить и утвердить рождение нового человека и новой женщины — вот чем была полна балкарская поэзия 20−30-х годов и поэзия К. Кулиева.

2. Художественное осмысление социальной биографии женщины-горянки в раннем творчестве К. Кулиева обусловлено процессом ф исторического развития народа. Поэт трансформировал реальную жизнь трудовых горянок, коренным образом перестраивающих социально-экономическую и культурно-политическую жизнь Кабардино-Балкарии в поэтический образ. И он явился тем художником, который смог рассказать на языке поэзии о подлинной правде, и, с наибольшей полнотой художественно отразить исторические судьбы горских народов, новые тенденции взаимоотношений личности и коллектива. Поэзия Кулиева 30-х годов подлинна, народна, ибо те изменения и преобразования, которые Щ преодолевал на своем пути народ, поэт внес в художественную концепцию личности своей героини.

3. Любовная лирика Кулиева в 30-х годах резко отличилась от уже привычного склада балкарского стихотворчества, вызвав, тем самым, разного рода негодования литераторов. Однако, именно это новаторство -" непосредственность стихов", взлетная символичность, оказалось необходимой, востребованной чертой поэзии. Это и стало — лично кулиевским качеством. Художественная конкретность, образность и предметность становятся характерной чертой его поэзии к концу 30-х годов. Поэту стала присуща необычайная поэтическая широта и индивидуальность взгляда на окружающую действительность, тонкая психологическая наблюдательность и острота видения. Поэтому так поразительна эмоциональная сила построения поэтического образа любимой женщины. Доступными и достаточными определениями он передает точность и реальность образа, естественность и простоту формы и содержания образа. В этом его высокая авторская художественность. Следует отметить тот факт, что именно эти первые лирические стихи Кулиева заложили основу развития любовной лирики в балкарской поэзии вообще.

5. Поэтическая активность Кулиева в годы войны объясняется тем, что он как никогда остро ощутил роль поэта и поэзии: во все века лучшие поэты были защитниками света и разума, вступали в неравный бой с мракобесием. Художественная концепция личности женщины в поэзии Кулиева военных лет заключена в стремлении женщины к героизму и мужеству и в то же время в глубоком осмыслении любви и преданности воина к возлюбленной и к матери, поскольку образ любимой женщины и образ матери, как и любовь к Родине тесно связаны с самим понятием бытия, ставшие могучей идейной и нравственной силой в борьбе с врагом.

6. Главная установка в поэзии переселения в художественной концепции личности женщины была на проблемность: показать национальное самосознание и выживание личности, ее социально-нравственные качества. Эта поэзия пронизана глубокими философскими раздумьями. Анализ этих стихов позволяет утверждать, что концепция личности женщины-переселенки находит выражение в трагических, но героических характерах и в обобщенном образе самого народа.

7. В художественной концепции в стихах о женщине — матери в 60.

80-е годы К. Кулиев, через сыновние чувства и душевные переживания лирического героя утверждал вечность матери. Образ матери в его поэзии, как и в русской классической и современной поэзии, — глубокий символ, равносильный понятию жизни, Отчизны, родного края. Это органическое единство личного и общественного, национального и общечеловеческого, которое нашло отражение в произведениях поэта, посвященных матери. Этот образ развит Кулиевым во имя самых высоких гуманистических идеалов, во имя общественного действия и активной любви к людям, к своей семье и своим детям. В образе родной матери, через любовь к ней поэт провел в своих стихах нити духовного и нравственного обогащения человечества. Ведь сила матери — это сила созидания, сила мира, сила устремленности человечества в будущее, это символ жизни и свободы.

8. В 60−80 годы в художественной концепции любимой женщины, эстетические взгляды К. Кулиева нашли основное формообразующее значение. Концепция личности любимой женщины строилась на выявлении лучших сторон ее нравственного и духовного облика, на описании ее красоты, гармоничности с природой, этической и эстетической привлекательности. Кулиев сумел почувствовать и запечатлеть в художественном слове и внешнюю красоту идеала женщины, и красоту ее души. Красоту мысли, чувства, идеи, поступка, благородство ее устремлений. Но, прежде всего, он смог охарактеризовать тот идеал, который существует в сознании и подсознании горского мужчины и даже каждого мужчины. Поэт сосредотачивал внимание на идеальном образе, и преподносил ее портрет символически.

9.Феномен любви во всех ее видах поэт определяет как действительное упразднение эгоизма. Истинное возвышение другого в любви — единственная возможная форма освобождения от оков эгоизма. Он выявил условия осуществления истинной любви, такие, как: сознательность принятия любви, т. е. заботливое и трепетное отношение к своим чувствам как к некоему откровениючуткость к отношениям, проникновение в идеальное значение союзаправильное понимание истинного соединения, включающего как физическую так и духовную сторонунравственный подвиг, внутренняя соборность и вера, охраняющие любовь от поглощения материальной средой.

10. В поэтическом освящении феномена любви К. Кулиев использовал метод первооткрывателя. Он строил свой замысел по тому пути, по которой, словно открывают духовное таинство человечества и природы. В его стихах о любви запечатлен итог поэтических раздумий, цель которых — являть поколениям благородство, вкус, воспитывать души. Воспевая женщину и чувства к ней, Кулиев утверждал неубывающую силу и молодость человеческого сердца, благородство поступков и самоотверженность. Это соотношение в поэзии личного чувственного и общенародного и есть своеобразный поэтический знак глубоко природной причастности неповторимой личности поэта духу общенародного бытия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Г. Художественная концепция личности в сонетах русских модернистов. Диссертация кандидата филологических наук. -Ставрополь: 2005. — 174 с.
  2. В.А. «М.Ю.Лермонтов. Поэзия познания и действия». М.: Московский рабочий". 1965. — 480 с.
  3. Н. Кайсын Кулиев. М.: «Советский писатель». 1975. -272с.
  4. С.К. В оригинале и переводе Нальчик: «Эльбрус». 1990. — 104 с.
  5. С. Кайсын, каким я его знал. Статьи о жизни и творчестве. -Нальчик: «Эльбрус». 2002. 160 с.
  6. Г. Д. Национальные образы мира. М.: «Академия», 1998. — 435 с.
  7. В. Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве. -Нальчик: Эльбрус, 1987. 232с.
  8. . Д.Е. Ислам. Образ жизни. Стиль мышления. М.: «Политиздат». 1990. — 288 с.
  9. К. Так растет и дерево. Критические размышления. М.: «Современник», 1975,463 с.
  10. К. Поэт всегда с людьми. Статьи, эссе. М.: «Советский писатель». 1986. — 336 с.
  11. Э. Мой гений, мой ангел, мой друг. Воспоминания. Письма. Дневники. Нальчик: Эльбрус, 2002. — 356 с.
  12. . Остаться в памяти людской. К 70-летию К. Кулиева. -Нальчик: «Эльбрус», 1987. 368 с.
  13. А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. Нальчик: «Эльбрус», 1993,192 с.
  14. М.В. Функция художественного образа в историческом процессе: Сборник работ академика Нечкиной М. В. М.: «Наука», 1982. 139 с.
  15. B.C. Смысл любви. Русский эрос или философия любви в России. М.: «Прогресс», 1991. — 290 с.
  16. А. Кайсын Кулиев. На балкарском языке. Нальчик: «Эльбрус». 1995. — 216 с.
  17. Теория, школы, концепции: критические анализы. Художественная рецензия и герменевтика. М.: «Наука», 1985. — 389 с.
  18. З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик: «Эльбрус». 1984.-252 с.
  19. З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик: «Эльбрус» 1974. — 235 с.
  20. Н.Х. Художественная концепция личности в прозе А. Евтыха. Диссертация кандидата филологических наук. Майкоп: ПК ДГУ. 1993. 167 с.
  21. Т.Е. Откровение (О лирике Т. Зумакуловой). Нальчик: «Эльбрус», 1981. — 140 с.
  22. Т. Е. Поэмы К. Кулиева. Методические разработки по спецкурсу для студентов филологических факультетов. Нальчик: «Полиграфкомбинат им революции 1905 года» 1979 г. — 89 с.
  23. Т.Е. Поэзия жизни. Нальчик: «Эльбрус». 1977. — 255 с.
  24. Т. Е. Лирика К. Кулиева и Р. Гамзатова. Учебное пособие по спецкурсу для студентов заочников филологических факультетов государственных университетов. — Нальчик: Полиграфкомбинат КБГУ, 1981.- 132 с.
  25. Т.Е., Эфендиев С. И., Эфендиев Ф. С. Кайсын Шуваевич Кулиев. В 7-ми томах. Т.6. Символ национальной духовной культуры. Нальчик: «Эльфа». 2003 665 с.
  26. В. Музами гениев чаще бывают актрисы. //Горянка. 2006. 16 апрель.
  27. Ю.Б. Эстетическая идея произведения. //Теория, школы, концепции: критические анализы. Художественная рецензия и герменевтика. М.: «Наука», 1985. — 389 с.
  28. Р. Берегите матерей. //Комсомольская правда. М., 1979,26 августа. 4 с.
  29. С.М. Письма о равенстве полов и положении женщины. В кн.: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе: М.: «Прогресс», 1992. -480с.
  30. С. Воспоминание. Ж. Кулиева. Остаться в памяти людской. К 70-летию К. Кулиева. Нальчик: «Эльбрус», 1987. — 368 с.
  31. X. Право на бессмертие. // Горянка. -Нальчик, 2003. № 13. Март Юс.
  32. С. Об эстетической концепции. В кн.: Борев Ю. Б. Теория, школы, концепции: критические анализы. Художественная рецензия и герменевтика. М.: «Наука», 1985. 389 с.
  33. Ст.Б. Послесловие. В кн.: Русские поэты. Серебряная серия. -М.: «Текст». 2002. 157с.
  34. А.Н. Специфика воспитания эстетического вкуса. //Формирование специалиста культуры и искусств в условиях региона: новые подходы.// Материалы 2 Всероссийской научной конференции вузов культуры и искусств. -Тамбов: Изд-во МИНЦ. 2002. 124 с.
  35. А. Народный поэт. Вступительная статья. В кн.: Шахмурзаев С. Избранное. Стихи. Поэма. Переводы с балкарского. -Нальчик: «Эльбрус». 1976. 162 с.
  36. . Доброта раненного камня. В кн.: Кулиева Ж. Остаться в памяти людской. К 70-летию К. Кулиева. Нальчик: «Эльбрус». 1987. -368 с.
  37. Т. Тема выселения в поэзии. // Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения К. Кулинева. -Нальчик: КБГУ. 1997. 169 с.
  38. Т. Предисловие. В кн.: Словесные памятники выселения. -Нальчик: «Эльфа». 1997. 382 с.
  39. А. Восточный параллелизм и его развитие в современной балкарской поэзии. //Материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения К. Ш. Кулиева (23−24 октября 2002 г. Нальчик: КБГУ. 2002. — 230 с. 1.l
  40. X.JI. Повествовательное искусство. Письмена Бога. -М.: «Республика». 1994. -510 с.
  41. А.Н. Ариетки Пьеро. Стихи. -Пермь: «Пермская книга», 1995.- 156с.
  42. .И. «Навстречу ливню». Стихи и поэма. Перевод с балкарского. Нальчик: «Эльбрус», 1972. — 125 с.
  43. .И. Избранное. В 2-х томах. Т.2. Стихи и поэмы. На балкарском языке. -Нальчик: «Эльбрус». 1993. 360 с.
  44. К.Ш. Трава и камень. Избранные стихотворения. На английском языке с параллельными русскими текстами. М.: «Прогресс». 1977. — 305 с.
  45. К. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. Стихи поэмы. На балкарском языке. -Нальчик: «Эльбрус». 1981.-600с.
  46. К. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.2. Стихи поэмы. На балкарском языке. -Нальчик: «Эльбрус». 1981.-600с.
  47. К. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. З. Стихи поэмы. На балкарском языке. -Нальчик: «Эльбрус». 1981.-600с.
  48. К. Избранное. В 2-х томах. Стихи и поэмы. Т.1. На балкарском языке -Нальчик: «Эльбрус». 1958 357 с.
  49. К. Избранное. В 2-х томах. Стихи и поэмы. Т.2. На балкарском языке -Нальчик: «Эльбрус». 1958 357 с.
  50. К. Была зима. Роман. М.: «Современник» (Новинки «Современника»). 1987 — 447 с.
  51. К. Горы. Стихи. -М.: «Советский писатель». 1957. 319 с.
  52. К. Весенний свет. Стихи. М.: «Советский писатель». 1979. 144с.
  53. К. Прислушайся к словам. Избранная лирика. -Нальчик: «Эльбрус». 2002.536 с.
  54. К. Говорю людям: книга лирики. М.: «Современник» 1985. -223с.
  55. К. Человек. Птица. Дерево: Стихи, поэмы. М.: «Советский писатель», 1985. 368 с.
  56. К. Журавлиная песня. Стихи. Поэмы. Баллады. Перевод с балкарского. -М.: «Советская Россия». 1989. 128 с.
  57. К. Годы и горы. М.: «Советский писатель». 1966. — 148 с.
  58. О. Рубай. Избранная лирика Востока. -Ташкент: Издательство ЦККПУСР", 1981 128 с.
  59. . Возвращайся свободной. Рассказы. Нальчик: «Эльбрус». 1998. 124 с
  60. С. Избранное. Стихи. Поэма. Переводы с балкарского. -Нальчик: «Эльбрус». 1976. 162 с.
  61. А. Дороги. Стихи. М.: «Современник». 1981. — 247 с.
Заполнить форму текущей работой