Проблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века
Для татарской литературы начала XX века очень актуальна проблема женской эмансипации. Это было обусловлено подъемом национального самосознания татарского народа, а также прямым воздействием литературы данной эпохи, уделяющей большое внимание судьбе татарской женщины. Писатели стремились создать образ личности свободной и показать ее важное место в семье, в обществе. Поднимая… Читать ещё >
Содержание
Для татарской литературы начала XX века очень актуальна проблема женской эмансипации. Это было обусловлено социально-политическими условиями, а также подъемом национального самосознания татарского народа.
Вопросы воспитания и образования, вопросы семьи и быта, нравственно-этические проблемы всегда остро освещались в произведениях классиков татарской литературы. Г. Тукай, Г. Исхаки, Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан, Ш. Камал и другие сторонники европеизации рассматривали проблему раскрепощения женщины в тесной связи с экономическими и политическими проблемами общества. В своих произведениях они призывают к коренному изменению семейно-брачных отношений, к всестороннему развитию таланта женщины и к созданию всех условий для ее равноправной жизни в человеческом обществе.
Идеал «женщины нового времени» отвечал их взглядам и имел большое значение для развития татарской национальной литературы. Разнообразные женские образы раскрывают нам те черты, которые хотели видеть демократические писатели в женщине своего времени. Деятельная, энергичная, умная — она должна стоять на уровне передовых идей, отстаивать свое человеческое достоинство и право самостоятельно устраивать свою личную жизнь.
Понятие прекрасного, свойственное всей восточной литературе, составило яркую сторону гуманизма татарских просветителей, в произведениях которых поднимались насущные проблемы современности и в полный голос зазвучал призыв к достоверному освещению проблемы женской свободы.
Положительно воспринимая восточные традиции, татарская
литература конца XIX — начала XX веков ориентировалась на достижения западноевропейской цивилизации. Шло распространение турецкой литературы, переводились произведения русских писателей Пушкина, Тургенева, Гоголя и других, художественный опыт которых содействовал дальнейшему обогащению татарской реалистической литературы. По примеру русской литературы стали создавать новые ^ эпические жанры — романы, новеллы, пьесы.
Передовые татарские писатели всегда чутко прислушивались к веяниям времени и живо откликались на них, воплощая в своих героях стремление к высоким целям познания мира и преобразования его на благо людям. Такие писатели, как Г. Исхаки, Г. Тукай, Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан связывали важные проблемы прогрессивного развития нации с проблемой раскрепощения татарской женщины. Их литературные героини выделяются своим благородством, чистотой, высокими стремлениями и силой характера. Эти образы свидетельствуют о том, что художники стремились к созданию нового типа женщины, открыто и смело отвергающей общепринятые устаревшие нормы, стремящейся к свободе, образованности и равноправию.
Будущие писатели-реалисты в разные периоды своего творчества создавали женские образы, отвечающие мировосприятию художников. К примеру, писатели-просветители, воспевая разум и науку, ратовали за освобождение женщины — татарки, своим творчеством выражая протест против условий, порождающих ее дискриминацию. Но вместе с тем, они не были сторонниками революционного переустройства действительности, считая, что нравственное совершенство и просвещенность будут способствовать духовному оздоровлению всего общества.
Несколько иначе трактовали женский вопрос писатели-романтики. Они создавали образы женщин, зовущих к прекрасной жизни. Их героиня стремиться к осуществлению своих возвышенных идеалов, но в то же время ее характеризует робость и боязнь в осуществлении задуманного. Писатели-романтики идеализируют любовь, считая ее источником духовной свободы человека. Оторванные от реальной жизни, погруженные в мир грез и мечтаний, романтические герои бессильны противостоять жестоким законам общества. Они не хотят мириться с положением вещей, но и бессильны что-либо сделать. Романтическую героиню отличает редкая нравственная чистота, пылкая мечтательность, а также способность к самоотречению. Последнее часто приводит к тому, что женщина, будучи не в силах смириться с несправедливостью, решается на отчаянный шаг, ведущий ее к гибели.
Почти всегда романтическая героиня — это неординарная личность, которую характеризует высокая нравственность, чистота и духовность. Совершенно естественно, что романтический идеал не мог не реализоваться в примечательных женских образах, отражающих лучшие стороны национального характера. Это Марьям (Г.Ибрагимов «Молодые сердца»), Хаят (Ф.Амирхан «Хаят»), Гаухар (М.Файзи «Горемычные») и мн.др.
Проблемы социально-правового статуса татарской женщины по-новому проявилась в интерпретации писателей критического реализма. Сохраняя приверженность предшествующим традициям, они рассматривают литературу уже как средство познания и преобразования действительности. Теперь писатели не ограничиваются внешним описанием поведения и поступков человека, а исследуют внутренний мир героя в реальной связи с жизненной средой.
Писатели-реалисты хотели видеть женщину, которая не смиряется с существующим бесправием, а упорно сопротивляется господствующему в татарском обществе социальному гнету. В их понимании жизнь и судьба женщины является результатом взаимодействия ее субъективного «я» и объективной реальности. Поэтому объектом их исследования становится личность, ее внутренний мир, а также ее взаимоотношения с реальной действительностью.
Подъем революционной борьбы и обострение социальных противоречий оказали сильное влияние на развитие татарского просветительского реализма, оставившего глубокий след в общественной жизни татар. Татарское просветительство было неизменно нацелено на борьбу с невежеством, косностью и застоем в национальной жизни, призывало к просвещению и свободе, проповедовало гуманизм и равенство.
В творчестве писателей-просветителей отчетливо проявилось ярко выраженное стремление видеть свой народ просвещенным. Они активно выступили в защиту человеческой личности, общественного прогресса, науки и культуры.
Наиболее ярко эти идеи проявились в творчестве М. Акджигита, З. Бигиева, Р. Фахретдинова, Ф. Карими, З. Хади и др. Их творчество характеризует критика тех условий, в которые поставлена женщина-татарка, а также изобличение косности и патриархальщины, бытовавших в семье и в татарском обществе в целом. Яркое тому подтверждение — женские образы Хадичи, Зулейхи (З.Бигиев «Тысяча или красавица Хадича»), Г. Магитап (Г.Ильяси «Бедная девушка»), Ханифы (М.Акджигит «Хисаметдин менла») и др.
Следует отметить, что вопрос о роли и месте женщины широко освещался в трудах писателей-просветителей. Они считали, что нельзя говорить об истинной свободе без преодоления неграмотности. В работе А. Махмутовой, где достаточно подробно рассматривается ход общественной борьбы за светское образование в конце Х1Х-начале XX веков у татар, отмечается, что женское начальное образование находилось в самом зачаточном состоянии. «Первая русско-татарская школа, — отмечает автор, — была открыта лишь в январе 1873 г. в Казани. Интересно, что это была женская школа, причем инициатором ее открытия выступила женщина-татарка"1.
По мнению просветителей, борьба за женское образование является необходимым условием для преодоления бесправия и угнетения женщины-татарки. Но, тем не менее, позиция татарских просветителей по данному вопросу была несколько ограниченной. Справедливы слова Я. Абдуллина, который пишет: «Говоря о месте женщины в жизни общества, они (просветители. — С.Н.) больше говорят о ее роли в воспитании детей и не представляют в полной мере ее возможностей в научном и художественном творчестве, общественно политической и производственной деятельности». Далее автор отмечает, что, несмотря на непоследовательность позиций татарских просветителей и ограниченность их взглядов по этому вопросу, среди татарских женщин началось движение за свободу и равноправие.
Естественно, что писатели — просветители возлагали на литературу «Задачу пропаганды просвещения и исправления нравов». Но они не призывали к борьбе, а надеялись на перевоспитание человеческого сознания, считая, что недостатки в социальном и государственном устройстве обусловлены непросвещенностью людей. На это указывал, например, Н. Гуляев, который писал, что просветители «рассматривали историю, общественную жизнь как процесс, как борьбу просвещенности с невежеством или естественности с безнравственностью, с «испорченной цивилизованностью». Такой взгляд, — продолжает далее автор, — определял не только конфликт в просветительской литературе, но и принцип изображения человека. Непросвещенный герой в искус
1 Махмутова А. Становление светского образования у татар. — Казань: Изд-во КГУ, 1982. — С. 25.
Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. -С. 250.
Нуруллин И. Путь к зрелости. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1971. — С. 31. стве Просвещения социально детерминирован, изображается как порождение «неразумных» обстоятельств- положительный, напротив, выключен из господствующих социальных отношений, связан с ними номинально, по своим убеждениям он представляет новые, просветительские круги общества. Он жил в мире идей, слово «страсть», страсть к морализированию им рассматривалось как большое историческое «дело» и было бы странно, если бы он был иным"1.
В годы реакции в татарской демократической литературе произошел сдвиг — началось стремительное становление критического реализма в литературе. «Теперь, — отмечает И. Нуруллин, — образ человека создается не одними черными и белыми красками. Используется вся палитра цветов. Начинает преобладать принцип изображения человека со всей его сложностью». Реалистический метод сказался в новом способе типизации действительности, а именно — на приемах создания человеческих образов.
Говоря о татарской литературе в период становления критического реализма, Ф. Мусин отмечает, что она «становится более опосредованной и усложненной. постепенно освобождается от весьма характерных для просветительской эстетики и фольклора черт, таких, как отвлеченность и статичность, одномерность и заданность образов -носителей или только добродетели, или только порока, и стремится о отобразить мир в его реальной сложности и динамике развития» .
Итак, метод критического реализма характеризует наиболее полное проникновение в действительность. В отличие от просветительства, «жизненная правдивость изображения людей в реалистической ли
1 Гуляев Н. Не обходя сложности вопроса // Вопросы литературы. — 1985. — № 12. -С. 241.
Нуруллин И. Татарская
литература начала XX века. — Казань: Изд-во КГУ, 1966. — С. 71−72 (на тат. яз.).
3 Мусин Ф. По координатам жизни. — М.: Современник, 1976. — С. 10. тературе достигается не тем, что писатель дозирует положительные и отрицательные качества в каждом из своих персонажей, а глубиной проникновения во внутренний мир личности"1.
Реалистическое искусство основано на особом миропонимании, где изображение действительности происходит на фоне борьбы исторических сил. Писатель — реалист имеет возможность всестороннего изображения человека, его характера и внутреннего мира.
Велики в этой области достижения великих классиков русской классической литературы — Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, создавших энциклопедию современной им жизни и представивших разнообразные социальные характеры, олицетворяющие явления переменчивой социально — исторической действительности. Говоря словами С. Петрова, «естественный человек» просветителей становится социально — историческим человеком, а, следовательно, также и представителем данной нации"2.
Опираясь на творческий опыт Достоевского, Толстого, Пушкина, Чехова, Горького, татарские демократические писатели — Г. Тукай, Г. Ибрагимов, Г. Исхаки и др. внесли огромный вклад в разработку художественных принципов татарского критического реализма. В отличие от европейской литературы, затратившей для освоения реалистического жанра столетия, татарская
литература тот же путь проделала за тридцать — сорок лет. Следствием этого явилось формирование и взаимодействие различных творческих методов: просветительского реализма, романтизма, критического реализма и др.
Новый творческий метод критического реализма открыл огромные возможности для изображения противоречий, происходящих не только в сознании человека, но и в судьбе самого общества. Постав
1 Петров С. Реализм. — М.: Просвещение, 1964. — С. 95.
2 Там же. — С. 147. ленный критическими реалистами вопрос — кто виноват в том, что в человеческом обществе господствует несправедливость, жестокость и насилие? — выходит как основная проблема татарского реалистического искусства начала XX века.
Своеобразие социально — исторических условий жизни татарского народа в конце XIX-начале XX века определило ускоренный путь и его литературного развития. Специфику литературного процесса конца XIX-начала XX века татарские литературоведы усматривают в том, что татарская
литература пришла к критическому реализму непосредственно от просветительского реализма, миновав романтическую полосу"1.
Становление критического реализма в татарской литературе было трудным процессом. Рядом с новым методом полноправно действовал и просветительский реализм, т.к. многие писатели продолжали проповедовать просветительские идеи. А в произведениях реалистов то и дело проявлялись романтические тенденции.
Таким образом, татарская
литература начала XX века характеризуется параллельным развитием различных творческих методов, таких, как просветительский реализм, романтизм, критический реализм. Ее литературными героями были и рациональный, и романтический, и романтике — реалистические персонажи.
Проблема феминизма в татарской литературе всегда была в центре внимания литературоведческой науки и критики. Так, в произведениях выдающихся татарских писателей Г. Исхаки, Г. Ибрагимова, Ф. Амирхана, Ш. Камала и многих других остро ставились проблемы нравственного усовершенствования общества, национального возрождения и развития культурной жизни страны.
1 Нигматуллина Ю. Национальное своеобразие эстетического идеала. — Казань: Изд-во КГУ, 1970.-С. 55.
Анализ работ, близких теме диссертации показал, что проблема женской эмансипации постоянно привлекает внимание исследователей. В монографических работах и проблемных исследованиях, кандидатских и докторских диссертациях рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Неоценимый вклад внесен такими учеными, как И. Нуруллин, Я. Абдуллин, Г. Халит, Ф. Мусин, Р. Ганиева, Х. Миннегулов, М. Хасанов, М. Сахапов, А. Ахмадуллин, А. Махмудов и др., которые неизменно выделяют проблему женской эмансипации как одну из основных в татарской литературе.
Прогрессивная
литература начала XX века, будучи средством художественно — эмоционального осмысления действительности, отражала эволюцию взглядов прогрессивных писателей того времени. Основатели новой татарской литературы пытались осмыслить опыт предыдущих поколений и достоверно отразить события современной им действительности. Призывая к чистоте взаимоотношений в обществе и в быту, писатели поднимали актуальную для того времени проблему эмансипации женщины, ее роли и места в семейной и общественной сферах жизни.
Проблема женской свободы в татарской литературе находит свое выражение в научном исследовании А. Махмутова, который относит проблему феминизма в разряд важнейших1.
В работе Н. Валеева «В мире нравственных исканий», где дается обстоятельный анализ творчеству Ф. Амирхана, значительное место отведено нравственной проблеме духовного испытания татарской женщины. Ученый справедливо говорит о том, что амирхановские героини «стоят ближе к национальной стихии и судьбам своего народа, чем мужские образы. Вот почему на их долю выпадает задача — находить и награждать своим сочувствием, а подчас и своей любовью тех
1 Махмудов А. Торжество прекрасного. — Казань: Школа, 1999. — С. 157. героев, которые полнее всего выражают передовые общественные потребности"1.
Следует отметить, что во всех произведениях Ф. Амирхана тема женщины становится одной их главных. В частности, он стремился создать современный образ татарской женщины. В его произведениях проблема женской эмансипации рассматривается как одна из важнейших проблем общества. Показывая жизнь женщины, находящейся под влиянием вековых традиций, писатель раскрывает образы татарок, живших в разных общественных формациях и принадлежащих к различным сословиям. В большинстве случаев в его произведениях стремление женщины к свободе видится как естественное состояние, заложенное ее природой.
Многообразны образы женщин, созданных классиком татарской литературы Г. Ибрагимовым. В них много черт, присущих женщинам той эпохи, той среды, с которой они связаны. Но определяющим для них является то, что в них раскрываются лучшие черты национального характера татарской женщины — огромная внутренняя сила, цельность натуры, искренность, порядочность и доброта.
Тема женской эмансипации занимает особое место и в творчестве Г. Исхаки. Писатель считал, что достоверное освещение данной проблемы ведет к повышению роли женщины в жизни общества, а от положительного решения данного вопроса зависит развитие всей татарской нации. Исходя из этого, вместе с критикой порядков, унижающих женское достоинство, Г. Исхаки призывал к коренному изменению семейно-брачных отношений, а также к созданию благоприятных условий для всестороннего развития женщины.
Ф.Мусин, в частности, отмечает, что передовые писатели-просветители второй половины XIX века, освещая проблему раскре
1 Валеев Н. В мире нравственных исканий. — Казань: Тат. кн изд-во, 1985 — С. 66. лощения татарской женщины, исходили, прежде всего с позиций всеобщего гуманизма и нравственности. А Г. Исхаки уже с первых шагов своего творческого пути придавал национальную окраску женскому вопросу1.
С подобной оценкой мы встречаемся и в исследованиях М. Сахапова, который подчеркивал, что судьбу женщины-татарки Г. Исхаки связывает с судьбой всей татарской нации2.
Тема женской эмансипации в творчестве Г. Исхаки дается в научных исследованиях таких ученых, как И. Нуруллин3, М. Хасанов4, Р. Ганиева5, М. Сахапов6, а также в докторских и кандидатских диссертациях.
К примеру, М. Сахапов рассматривает социально-нравственную проблему рабского положения татарской женщины в обществе, ставшей приоритетной в произведениях ряда прогрессивных художников слова. Он отмечает, что трагедия татарки состоит в том, что она является невольной жертвой религиозных предрассудков, консервативно -схоластических традиций и отдельных людей с аморальным поведением. Исследователь подчеркивает, что характерная особенность этих произведений заключена в том, что все они не только обращают внимание на неравноправие татарской женщины в обществе, но и в художественной форме развивают мысль о том, что без должного внимания и уважения к женщине со стороны общества нация обречена на
1 Мусин Ф. Гаяз Исхаки. — Тат. кн. изд-во, 1998. — С. 16 (на тат. яз.).
Сахапов М. Творчество Исхаки. — Казань: Мирас, 1997. — С. 45 (на тат. яз.).
3 Нуруллин И. Женские образы в творчестве Исхаки // Ватаным Татарстан. — 1993.
— 23 февраля (на тат. яз.).
4 Хасанов М. Выдающийся представитель татарского Ренессанса // Исхаки Г. Сочинения в 15 т. — Т. 1. — Казань- Тат кн. изд-во, 1998. — С. 5−30 (на тат. яз.).
5 Ганиева Р. творчество Исхаки. (Программа спец. курса для студентов КГУ) //
Мирас. — 1998. — № 5. — С. 63−78 (на тат. яз.).
6 Сахапов М. Исхаки и татарская
литература XX века. — Казань: Мирас, 1997. — 528 с. (на тат.яз.). гибель'.
В своем исследовании А. Каримова отмечает, что вопросы женской эмансипации связаны с актуальными проблемами, стоявшими перед татарской нацией на рубеже XIX—XX вв.еков. На женщину была возложена миссия воспитания и сохранения нации. Именно такое воспитание было основано на лучших традициях национальной культуры и духовном богатстве татарского народа. В этом заключается, по мнению исследователя, вклад женщины в развитие общества, всего человечества2.
Идея женского равноправия была присуща всей татарской литературе начала XX века, т.к. и просветители, и основатели реалистической литературы подняли эту проблему в связи с существующими жизненными обстоятельствами. Разница в том, что каждый писатель относился к этой проблеме по-разному.
Анализ работ, близких теме диссертации, показал, что данная тема постоянно привлекает внимание исследователей.
В настоящей работе предлагается комплексный подход к исследованию проблемы феминизма в татарской литературе начала XX века. Поэтому основной задачей настоящей диссертации является целостное исследование проблемы женской эмансипации в татарской литературе начала XX века, представленное в свете творчества писателей с точки зрения достижений просветительского, романтического и реалистического методов отображения действительности. Ни один литературовед не обходил своим вниманием данную проблему. Ученые писали об угнетенном положении женщины — татарки, о психоло
1 Сахапов М. Творчество Гаяза Исхаки и татарская
литература XX века: Автореф. диссертации: докт. филол. наук. 10.01.02 / Казан, гос. ун-т. — Казань, 1998. — С. 26.
Каримова А. Идейно-эстетическая эволюция проблемы феминизма в творчестве Гаяза Исхаки: Автореф. диссертации: канд. филол. наук. 10.01.02 / Казан, гос. ун-т. — Казань, 2000. — С. 26−27. гизме и о его роли в создании литературных образов, исследовали разнообразные женские характеры и персонажи. Более подробный перечень монографических исследований данной проблемы представлен в библиографии и в ссылках.
Однако следует отметить, что все эти исследования отражают лишь отдельные аспекты рассматриваемого вопроса.
Целью настоящей работы является попытка обобщения художественного опыта в процессе освещения вопросов женской эмансипации в татарской литературе начала XX века. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
— выявление проблемы женской эмансипации в контексте с татарской литературой начала XX века-
— исследование литературно-эстетических взглядов татарских писателей с точки зрения различных методов отображения действительности-
— определение художественного изображения проблемы феминизма в творчестве татарских писателей начала XX века-
— исследование проблемы женской эмансипации в татарской литературе в период становления критического реализма.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым обобщающим исследованием проблемы женской эмансипации, представленной в разные периоды становления татарской литературы. Впервые данная проблема рассматривается с точки зрения достижений просветительского, романтического и критического методов отображения действительности. В связи с этим меняется суть анализа и оценки литературных произведений, по-новому рассматривается механизм метода критического реализма, его ценности.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды современных литературоведов. Всестороннее, глубокое освещение интересующих нас проблем дано в работах Дж. Валиди, И. Нуруллина, Ф. Мусина, Р. Ганиевой, Г. Халита, М. Гайнуллина, М. Хасанова, Ю. Нигматуллиной, Я. Абдуллина, Х. Миннегулова и др.
Данное исследование может быть использовано в учебном процессе как пособие для преподавателей и студентов для разработки курса лекций и спецкурсов, при чтении курса истории татарской литературы в ВУЗах, при составлении программ и учебников по татарской литературе, а также при проведении семинарских занятий.
Методы исследования. В работе применялись сравнительно-сопоставительный, литературно-эстетический методы анализа. Ведущим методом является системный, целостный анализ исследуемой проблемы женской эмансипации в аспекте творчества татарских писателей начала XX века. В работе использовалась
литература и источники на русском и татарском языках.
Апробация работы. Основные положения исследования представлены в докладах на научных конференциях молодых ученых и преподавателей, а также в пяти авторских публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Проблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Заключение
.
Для татарской литературы начала XX века очень актуальна проблема женской эмансипации. Это было обусловлено подъемом национального самосознания татарского народа, а также прямым воздействием литературы данной эпохи, уделяющей большое внимание судьбе татарской женщины. Писатели стремились создать образ личности свободной и показать ее важное место в семье, в обществе. Поднимая социально-нравственную проблему женской эмансипации, писатели-просветители отводили особое место женскому образованию, ратуя за представление им равных возможностей для участия в научном и художественном творчестве, а также и в общественно-политической деятельности.
Рассматривая проблемы феминизма в татарской литературе того времени исходя из позиций просветительского реализма, следует отметить следующее:
1. Писатели-просветители стремились создать образ женщины умной, образованной и религиозной;
2. Основное предназначение женщины отводилось ими делу воспитания будущего поколения татарской нации;
3. Просветители видели прямую зависимость нравственного здоровья общества от степени праведности женщины;
Призывая к раскрепощению татарки просветителями, тем не менее, исключалась возможность ее активного участия в жизни общества.
Писатели-романтики также создавали образы женщин, зовущих к прекрасной жизни, которым было присуще стремление к осуществлению своих возвышенных идеалов. А лирическое начало помогало раскрыть внутреннее и состояние романтической героини. Однако неприятие окружающего мира и разочарование в жизни зачастую приводило ее или к полному одиночеству, или к неминуемой гибели. Смерть главной героини была протестом против несправедливой действительности.
Противоречивость образа романтической женщины выражался в одновременном проявлении полярно противоположных черт — бунта и смирения.
Так же как и героиня просветителей, романтическая женщина гармонично сочетает в себе внутреннюю и внешнюю красоту, она способна на сильную любовь и может бороться за свое счастье. Но она слишком оторвана от социальной среды. Это — одинокая неординарная личность, которая не может покориться несправедливости и, в конце концов, погибает. Таким образом, в творчестве романтиков тема любви к женщине в сочетании с высокой жертвенностью во имя любви и счастья достигает своего наивысшего социального обобщения.
В начале XX века прогрессивные татарские писатели-реалисты усилили борьбу за раскрепощение женщины. Они стремились найти выход в достоверном освещении проблемы женской эмансипации, справедливо считая, что от положительного решения данного вопроса зависит развитие всей нации. Отсюда — критика порядков, унижающих женское достоинство, изображение противоречий, происходящих не только в ее сознании, но и в судьбе самого общества. Критические реалисты уделяли огромное внимание исследованию внутреннего мира женщины в реальной связи с жизненной средой.
Татарская литература начала XX века формировалась в эпоху глубоких исторических перемен в жизни общества. Этот период характеризуется усиленным развитием социально-политической и научной мысли, зарождением театрального и музыкального искусства, а также стремительным подъемом новой татарской литературы, представленной в свете творчества таких писателей, как Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов, Г. Исхаки, Ш. Камал и мн.др. Сохраняя приверженность традициям предшествующей национальной литературы, писатели стремились к новой национальной культуре, рассматривая литературу как средство преобразования действительности.
Таким образом, татарская литература начала XX века впитала в себя лучшие традиции восточной и европейской литературы и явилась духовно-нравственным ориентиром, отражающим коренные изменения, происходившие в общественной жизни татар.
Ведущим направлением новой татарской литературы становится критический реализм. Одновременно с этим методом формируется и татарская литературная критика.
Новый творческий метод критического реализма характеризует наиболее полное проникновение в действительность, что дает большие возможности для изображения противоречий, происходящих не только в сознании человека, но также и в судьбе самого общества.
Однако следует отметить, что становление критического реализма в татарской литературе было трудным процессом. Рядом с новым методом полноправно действовали такие литературные направления, как просветительский реализм и романтизм. Следовательно, молодая татарская литература не была монополией критического реализма Конечно, писатели-реалисты использовали положительные традиции предшественников. Но, поднимая насущные проблемы современности, они основывались на реалистических принципах изображения характера персонажа и отображения действительности.
Подход к искусству как к средству отображения действительности особенно заметен в произведениях Г. Ибрагимова, Г. Тукая, Ф. Амирхана, Г. Исхаки. Особенно важное значение придавалось ими женскому вопросу. Проблема женской свободы была одной из важных.
157 задач татарского демократического движения. Судьба женщины — татарки представлена в творчестве писателей — демократов в тесной взаимосвязи с судьбой всей татарской нации. Выдвигая на передний план национальную идею, они создают особый художественный мир, отражающий реальную жизнь и нравственное самосознание татарского народа.
Основатели новой татарской литературы пытались осмыслить прогрессивные задачи демократического движения, горячо веря в безусловность исторического прогресса. Обращаясь к самобытному национальному своеобразию, писатели-реалисты стремились к цельности развития человеческой личности. Их поиски гармонического устройства общества были неразрывно связана с поисками новых идеалов.
1.
Литература
на русском языке.
2. Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль. Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. 320 с. Анисимов И. Новая эпоха всемирной литературы. — М.:
3. Советский писатель, 1966. 688 с. Ахмадуллин А. Горизонты татарской драмы: Литературно-критические статьи. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1983. 216 с.
4. Ахмадуллин А. Татарская драматургия: Истоки и формирование социалистического реализма. М.: Наука, 1983. — 264 с.
5. Белецкий А. Избранные труды по теории литературы.
6. М.: Просвещение, 1964. 478 с. Бурлаков Н. Русская литература XX века. — М.: Наука, 1957. — 215 с.
7. Бушмин А. Наука о литературе. Проблемы. Суждения.
8. Споры. М.: Современник, 1980. — 334 с. Валеев Н. В мире нравственных исканий. — Казань: Тат.кн. изд-во, 1981, 120 с. Ванслов В. Эстетика романтизма. — М.: Искусство, 1966. 403 с.
9. Волков А. Русская литература XX века. Дооктябрьскийпериод. М.: Просвещение, 1970. — 527 с. Выдающийся просветитель — демократ Каюм Насыри.
10. Казань: АН СССР, 1976. 216 с. Гайнуллин М. Татарская литература XIX века. — Казань:
11. Тат. кн. изд-во, 1975. 308 с. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века. Казань: Тат. кн. изд-во, 1966. — 435 с.
12. Гайнуллин М. М. Горький и татарская литература. Казань: Татгосиздат., 1944. — 58 с.
13. Галиуллин Т. Дыхание времени. (Вопросы становления и развития социалистического реализма в татарской поэзии до 1941 года). Казань: Изд-во КГУ, 1979. -304 с.
14. Ганиева Р. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 174 с.
15. Ганиева Р. Сатирическое творчество Г. Тукая. Казань: Изд-во КГУ, 1964. — 84 с.
16. Горький М. О литературе. М.: Госполитиздат., 1961. -612 с.
17. Гуляев Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1985. 271 с.
18. Гуляев Н. Русский романтизм. М.: Высшая школа, 1974. — 360 с.
19. Днепров В. Проблемы реализма. JL: Советский писатель, 1960. — 352 с.
20. Днепров В. Черты реализма XX века. JL: Советский писатель, 1965. — 270 с.
21. Ибрагимов Г. Избранное. М.: Художественная литература, 1976. — 395 с.
22. История Татарской АССР. Казань: Тат. кн. изд-во, 1968. — 584 с.
23. Камал Ш. Рассказы. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1957. — 216 с.
24. Караганов А. Характеры и обстоятельства. М.: Советский писатель, 1959. — 398 с.
25. Каримуллин А. Татарская книга начала XX века. Казань: Тат. кн. изд-во, 1974. 320 с.
26. Карлова Т. Вопросы психологического анализа в наследии JI.H. Толстого. Казань: Изд-во КГУ, 1959. — 68 с.
27. Каримова А. Идейно-эстетическая эволюция проблемыфеминизма в творчестве Г. Исхаки: Диссерт канд.филол. наук. 10.01.02 / Казан, гос. ун-т. Казань, 2000. — с.
28. Ковалев В. Многообразие стилей в художественной литературе. М. JI: Наука, 1965. — 303 с.
29. Лаисов Н. Лирика Тукая (Вопросы метода и жанра). -Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. 167 с.
30. Лармин О. Художественный метод и стиль. М.: Изд-во МГУ, 1964. — 271 с.
31. Леонов Л.
Литература
и время. М.: Молодая гвардия, 1967. — 368 с.
32. Луначарский А. Дореволюционный театр. Статьи, доклады, речи (1904;1933). 3 т. М.: Художественная литература, 1964. — 638 с.
33. Луначарский А. Русская литература. Статьи, доклады, речи (1903;1933). 1 т. М.: Художественная литература, 1963. — 616 с.
34. Маймин Е. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975. — 240 с.
35. Махмудов А. Линии соприкосновения. Литературно-критические статьи. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. -166 с.
36. Махмудов А. Торжество прекрасного. Прогрессивная татарская эстетическая мысль конца XIX начала XX вв. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1989. — 160 с.
37. Махмудов А. Торжество прекрасного. Формирование иразвитие литературно-эстетической мысли татарского народа в конце XIX начала XX веков. — Казань: Изд-во «Школа», 1999. — 180 с.
38. Махмудова А. Становление светского образования у татар. Казань: Изд-во КГУ, 1982. — 96 с.
39. Миннегулов X. Татарская литература и восточная классика. (Вопросы взаимосвязей и поэтики). Казань: Изд-во КГУ, 1993. — 384 с.
40. Михайлов О. Страницы русского реализма. М.: Просвещение, 1982. — 288 с.
41. Мусин Ф. По координатам жизни. М.: Современник, 1976. — 206 с.
42. Мусин Ф. Связь времен. Казань: Тат. кн. изд-во, 1979. — 224 с.
43. Мухаметшин Р. Окрыленный борьбой.: К 100-летию со дня рождения Г. Ибрагимова. (Эволюция философских и общественно-политических взглядов). Казань: Тат. кн. изд-во, 1981. — 142 с.
44. Надъярных И. Типологические особенности реализма. -М.: Наука, 1972. 247 с.
45. Нигматуллин Э. Раздвигая века и границы. К вопросу о связях татарской литературы первой трети XX века с литературой Западной Европы. Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. — 136 с.
46. Нигматуллина Ю. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: изд-во КГУ, 1970. — 212 с.
47. Нигматуллина Ю. Проблемы комплексного изучения творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1976. — 108 с.
48. Нигматуллина Ю. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур.
49. Казань: Изд-во «Фэн», 1997. 192 с.
50. Нигматуллина Ю. Тургенев и татарская литература начала XX века. Казань: Тат. кн. изд-во, 1961. — 59 с.
51. Нуруллин И. Напевы мятежного саза. Повесть о жизни и творчестве Габдуллы Тукая. М.: Детская литература, 1986. — С. 6−116.
52. Нуруллин И. Путь к зрелости. Казань: Тат. кн. изд-во, 1971. — 350 с.
53. Нуруллин И. Тукай. М.: Молодая гвардия, 1977. -240 с.
54. Оскоцкий В. Богатство романа. М.: Советский писатель, 1976. — 368 с.
55. Палкин М. Вопросы теории литературы. М.: Высшая школа, 1979. — 208 с.
56. Пархоменко М. Горизонты реализма. М.: Советский писатель, 1982. — 464 с.
57. Переверзев В. У истоков русского реалистического романа. М.: Художественная литература, 1965. — 215 с.
58. Петелин В. Метод. Направление. Стиль. М.: Искусство, 1963. — 88 с.
59. Петров С. Возникновение и формирование социалистического реализма М.: Художественная литература, 1974. — 608 с.
60. Петров С. Основные вопросы теории реализма. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
61. Петров С. Проблемы реализма в художественной литературе. Статьи. М.: Изд-во АПН, 1962. — 304 с.
62. Петров С. Реализм. М.: Просвещение, 1964. — 490 с.
63. Плукш П. Формирование и развитие социалистического реализма. М.: Просвещение, 1973. — 336 с.
64. Поварисов С. Поэтика художественной прозы Г. Ибрагимова. Уфа: БГУ, 1987. — 71 с.
65. Пухов Ю. Вровень с веком. М.: Современник, 1983. -304 с.
66. Ревякин А. Драматургия Островского. М.: Изд-во «Знание», 1973. — 64 с.
67. Романтизм (теория, история, критика). Казань: Изд-во КГУ, 1976. — 184 с.
68. Сайганов А. У истоков эстетики реализма. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. — 167 с.
69. Салихов Р. Герой и эпоха (концепция героя в татарском литературоведении). Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1999. — 352 с.
70. Сибгатуллина А. В поисках человека. Концепция личности в татарской поэзии XIX века. Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2001. — 143 с.
71. Соколов А. Проблемы романтизма в советском литературоведении. В кн.: Советское литературоведение за пятьдесят лет. М.: Наука, 1967. — 423 с.
72. Соколов А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. — 223 с.
73. Степанов Н., Фохт У. Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969. — 474 с.
74. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Советский писатель. 1973. — 503 с.
75. Толстой JI.
Литература
и искусство. М.: Современник, 1978. — 272 с.
76. Тукай Г. Избранное. М.: Советская Россия, 1975. -153 с.
77. Тукай Г. Избранное. Казань: Тат. кн. изд-во, 1978. -272 с.
78. Тукай Г. Избранное. Стихотворения. Поэмы. Сказки для детей. М.: Художественная литература, 1986. — 240 с.
79. Тукай Г. Стихотворения и поэмы. Д.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1988. — 432 с.
80. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. — 574 с.
81. Усевич Е. Пути художественной правды. М.: Советский писатель, 1958. — 461 с.
82. Файзуллин М., Абдуллин Д. Мирхайдар Файзи. Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. — 120 с.
83. Халит Г. Герои, рожденные революцией. Казань: Тат. кн. изд-во, 1978. — 232 с.
84. Халит Г. Многоликая лирика, О татарской литературе начала XX века. Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. -333 с.
85. Халит Г. Поэзия дерзаний. Казань: Тат. кн. изд-во, 1978. -160 с.
86. Ханзафаров Н. Татарская комедия. Истоки и развитие. -Казань: Изд-во «Фэн», 1996. 264 с.
87. Хасанов М. Х. Галимджан Ибрагимов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1969. — 432 с.
88. Хасанов М. Писатель. Ученый. Революционер. Страницы жизни и творчества Галимджана Ибрагимова. М.: Наука, 1987. — 320 с.
89. Хатипов Ф. Духовный мир героя. Психологизм в современной татарской прозе. Казань: Тат. кн. изд-во, 1981. — 296 с.
90. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1972. -406 с.
91. Шагинян М. Об искусстве и литературе. М.: Советский писатель, 1958. — 215 с.
92. Щербина В. Пути искусства. М.: Художественная литература, 1970. — 416 с.
93. Щербина В. Эпоха и человек. М.: Советский писатель, 1961. — 478 с.
94. Юсупов М. Шигабутдин Марджани как историк. Казань: Тат. кн. изд-во, 1981. — 232 с.
95.
Литература
на татарском языке.
96. Ахунов Г. вдэби язмышлар. Казан: Тат. кит. нэшр., 1970. — 190 б.
97. Эмирхан Ф. Осврлвр. Дурт томда. Хикэялэр (1907;1922). 1 т. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1984. — 480 б.
98. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. Публицистика. 3 т. -Казан: Тат. кит. нэшр., 1989. 512 б.
99. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. Эдэбият сэнгать тэнкыйте, биографик материаллар, хатлар. 4 т. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1986. — 390 б.
100. Эхмэдуллин А. Сэхнэ эдэбияты hoM тормыш. Казан: Тат. кит. нэшр., 1980. — 304 б.
101. Бигиев 3. Зур генаЬлар. Романнар. Сэяхэтнамэ. Казан.: Тат. кит. нэшр., 1991. — 384 б.
102. Гайнуллин М. Татар эдиплэре. Ия^ат портретлары. Казан: Тат. кит. нэшр., 1975. — 280 б.
103. Галиуллин Т. Еллар юлга чакыра. бдэби тэнкыйть мэ-калэлэре. Казан: Тат. кит. нэшр., 1975. — 144 б.
104. Галиуллин Т. Шагыйрьлэр Иэм шигырьлэр. Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. — 208 б.
105. Гафури. Эсэрлэр. Дурт томда. Шигырьлэр Иэм мэсэллэр (1917;1934). Т. 3. Казан: Тат. кит. нэшр., 1980. -600 б.
106. Гобэйдуллин Г. Тарихи сэхифэлэр ачылганда. Сайланмахезмэтлэр. Казан: Тат. кит. нэшр., 1989. — 334 б. Госман X. Егерменче елларда татар поэзиясе. — Казан:
107. Тат. кит. нэшр., 1964. 397 б. Госман X. Шигърият гомере. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1978. — 208 б.
108. Казан: Тат. кит. нэшр., 1974. 505 б. ИбраЬимов Г. бсэрлэр. Сигез томда. Яшь йерэклэр. Казакъ кызы. 2 т. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1975.456 б.
109. ИбраИимов Г. Эсэрлэр. Кызыл чэчэклэр. Алмачуар. Тиран тамырлар. Яда кешелэр. 3 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1975. — 456 б.
110. ИбраЬимов Г. Эсэрлэр. Эдэбият Ьэм сэнгать турында мэкалэлэр, хезмвтлэр. 5 т. Казан: Тат. кит. нвшр., 1978. — 616 б.
111. Ибра1шмов Г. Эсэрлэр. Сигез томда. Тарихи хезмэтлэр. 7 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1984. — 540 б.
112. ИбраЬимов Г. Эсэрлэр. Сигез томда. Публицистика. 6 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1986. — 606 б.
113. ИбраЬимов Г. Эсэрлэр. Сигез томда. Терки Ьэм татар теле буенча хезмэтлэр. 8 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1987. — 432 б.
114. Исхакый Г. Зиндан. Сайланма проза hoM сэхнэ эсэрлэ-ре. Казан: Тат. кит. нэшр., 1991. — 672 б.
115. Исхакый Г. Эсэрлэр. 15 томда. 1 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1998. — 399 б.
116. Исхакый Г. Эсэрлэр. 15 томда. 2 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1999. — 464 б.
117. Кандалый Г. Шигырьлэр Иэм поэмалар. Казан: Тат. кит. нэшр., 1988. — 558 б.
118. Камал Г. Сайланма эсэрлэр. 9ч томда. Пьесалар. 1 т.-Казан: Тат. кит. нэшр., 1978. 408 б.
119. Камал Г. Сайланма эсэрлэр. 9ч томда. Пьесалар. Эстрада эсэрлэре, шигырьлэр. 2 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1979. — 544 б.
120. Камал Г. Сайланма эсэрлэр. 9ч томда. Хикэялэр. Мэка-лэлэр. Рецензиялэр. Истэлеклэр. 3 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1981. — 418 б.
121. Камал Ш. Сайланма эсврлвр. 9ч томда. Хиквялэр. Повесть. Роман. 1 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1974. -382 б.
122. Камал Ш. Сайланма эсерлэр. 0ч томда. Матур туганда. J Роман. 2 т. Казан: Тат. кит. нешр., 1974. — 374 б.
123. Камал Ш. Сайланма эсэрлэр. 9ч томда. Пьесалар. Роман. Мэкалэлэр. 3 т. Казан: Тат. кит. нешр., 1976. 416 б.
124. Колахметов Г. Яшь гомер. Сайланма эсэрлэр. Казан: Тат. кит. нэшр., 1981. — 384 б.
125. Миднегулов X., Садретдинов Ш. XIX йез татар эдэбия-ты ядкярлере. Казан: Казан ун-ты нэшр., 1982. -144 б.
126. Миднегулов X., Садретдинов Ш. XIX йез татар хресто-матиялэре. Тикшерулэр, текстлар. Казан: Казан унты нэшр., 1982. — 136 б.
127. Миднегулов X. Деньяда суземез бар. (Мэкалэлэр, чы-гышлар, юлъязмалар). Казан: Тат. кит. нэшр., 1999. 334 б.
128. Миднегулов X. Исхакый меЬал^ирлектэ. Казан: ТадЗаря, 1999. 83 б.
129. Мусин Ф. Кемеш кезге: Одэби тэнкыйть мэкалэлэре. -Казан: Тат. кит. нэшр., 1989. 256 б.
130. Мусин Ф. Чор белэн аваздаш. Казан: Тат. кит. нэшр., 1983. — 240 б.
131. Мусин Ф. Тарих Ьэм заман. Казан: Тат. кит. нэшр., 1974. — 191 б.
132. Мусин Ф. Тормыш сынавы аша. Казан: Тат. кит. нэшр., 1969. — 214 б.
133. Тат. кит. нешр., 1975. 320 б. Нигъмэти Г. Эдабият haM тормыш. — Казан: Татиздат., 1931. 110 б.f.
134. Нигматуллина Й. Милли стиль диалектикасы. Китап-та: Метод, стиль, жанр. — Казан: Тат. кит. нашр., 1976. — 223 б.
135. Нуруллин И. XX йез башы татар едэбияты. Казан:
136. Тат. кит. нашр., 1982. 288 б. Нуруллин И. Фатих бмирхан. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1988. — 279 б.
137. Сехапов А. Исхакый Ьам XX гасыр татар адабияты.
138. Казан: Татар «Мирас» китап нашр., 1997. 528 б. Сэхапов А. Исхакый и-щаты. — Казан: Татар «Мирас» китап нашр., 1997. — 368 б.
139. Сэхапов А. Тынлыкка эндэшу. Эссэлар, эдэби тэнкыйть мэкалэлэре, ищат портретлары, рецензиялэр, эдэби Иэм сэяси эцгэмэлэр. Казан: Татар «Мирас» китап нэшр., 1995. — 320 б.
140. Толымбай Г. Фатих Эмирхан. Казан: Татиздат, 1936. -159 б.
141. Татар мэгърифэтчелек вдэбияты. Казан: Тат. кит. нэшр., 1979. — 416 б.
142. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Т. 3 Казан: Тат. кит. нэшр., 1986. — 600 б.
143. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Т. 4 Казан: Тат. кит. нэшр., 1989. — 568 б.
144. ТаЬирщанов Г. Тарихтан эдэбиятка. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1979. — 168 б.
145. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда. Шигырьлэр, поэмалар (1901;1908). 1 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. -406 б.
146. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда. Шигырьлэр, поэмалар (1909;1913). 2 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. -400 б.
147. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда. Проза. Публицистика (1907;1913). 3 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. -392 б.
148. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда. Проза. Публицистика (1907;1913). 4 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. -352 б.
149. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда. Истэлеклэр, кулъязма-лар, хатлар, мэсэллэр Иэм балалар очен хикэялэр (1902;1913). 3 т. Казан: Тат. кит. нэшр., 1986. -368 б.
150. Тукай Ьэм XX гасыр мэдэнияте. Шагыйрьнед 110 ел-лыгына багышланган халыкара конференция мате-риалары. Казан, 1997. — 324 б.
151. Халит Г. Гафури ищаты: (критик очерклар). Казан: о Госиздат, 1941. — 213 б.
152. Халит Г., Хисметуллин, Гыйззэт Б. XX башында татар / эдебияты, очерклар. Казан: Тат. кит. нэшр., 1954.
153. Халит Г. Шагыйрь, чор, герой. Казан: Тат. кит. нэшр., 1971. — 184 б.
154. Халит Г. Кешегэ Ьэм чынлыкка мэхэббэт белэн. Казан: Тат. кит. нэшр., 1975. — 328 б.
155. Хатипов Ф. Эпик жанрлар. Казан: Тат. кит. нэшр., 1973. — 144 б.
156. Хафизов С. XIX йез татар прозасы. Уфа, 1979. — 374 б.
157. Хэйри X. Эдэбият Ьэм тормыш. Казан: Татгосиздат, 1953. — 260 б.
158. Хэйри X. Ия^ат чишмэлэре. Казан: Тат. кит. нэшр., 1975. — 246 б.
159. Хэсэнов М. Галимщан ИбраИимов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1964. — 332 б.
160. Хесни Ф. Уйланулар. Казан: Тат. кит. нэшр., 1961. -222 б.
161. Юзиев Н. Эдэбият хэзинэлэре. Казан: Тат. кит. нэшр., 1973. 351 б.