Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Жанровое многообразие прозы А. Блока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начало изучения критических жанров было положено JI. Гроссманом в статье «Жанры литературной критики"1. Он выделил семнадцать основных жанровых разновидностей: это литературный портрет, философский опыт (эссе), импрессионистский этюд, статья-трактат, публицистическая или агитационная критика (статья-инструкция), критический фельетон, литературный обзор, рецензия, критический рассказ, литературное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОЗА А. БЛОКА КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НАЧАЛА XX ВЕКА
    • 1. Тематика и проблематика прозы А. Блока
    • 2. Формы авторского присутствия в прозе А. Блока
    • 3. Проза А. Блока в контексте символистской критики
  • ГЛАВА II. ЖАНРОВАЯ ТИПОЛОГИЯ ПРОЗЫ А. БЛОКА
    • 1. Жанровые доминанты художественно-критической прозы
  • А. Блок
    • 2. Документальность и вымысел в биографической прозе А. Блока
    • 3. Стилевое своеобразие лирической публицистики А. Блока

Жанровое многообразие прозы А. Блока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Александр Александрович Блок в русскую литературу и художественную культуру вошел прежде всего как гениальный поэт порубежной эпохи. Но на протяжении всей его творческой жизнипараллельно со стихотворными циклами, поэмами и драматическими произведениями — создавалась и развивалась своеобразная проза поэтакритические, биографические и философско-публицистические статьи, очерки, рецензии, остро современные, отличающиеся глубоким лиризмом, выражающие гражданскую и эстетическую позицию поэта и «человека бесстрашной искренности"1. Прозаическое творчество А. Блока играет заметную роль в формировании историко-литературного процесса и литературной критики конца XIX — начала XX века, расширяет границы сложившейся системы жанров и во многом определяет художественные открытия символико-импрессионисткой критической мысли.

Жанровое многообразие прозы А. Блока, характеризующееся освоением таких форм, как статья, очерк, этюд, эссе, исповедь, литературный портрет, биография отражает авторскую интенцию к соединению художественного и публицистического стиля, которое мотивировано «мирообъемлющим» стремлением воссоздать действительность в свете л одной и той же «формулы мира», акцентируя внимание на «одних и тех же принципиальных отношениях между человеком и жизнью"3.

Интерес к прозаическому наследию поэта в последние десятилетия заметно возрос. Вопрос о прозе А. Блока так ли иначе затрагивался во многих монографических исследованиях его творчества. Значительный вклад в изучение поэтики прозы А. Блока в последние годы внесли публикации ряда ученых, в которых особое внимание уделялось выявлению сквозных мотивов.

Слова в. Брюсова о Блоке // Русская литература XX века (1890 — 1910) / Под ред. С. Венгерова. Т. 2. — М.,.

2004.-С. 330. 2.

Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. — Свердловск, 1982. — С. 23.

3Там же. и лейтмотивных образов в прозаическом творчестве поэта и соответствующих тематических параллелей в его лирике.

Одним из продуктивных подходов к анализу прозаической системы А. Блока являлось рассмотрение идейно-эстетического содержания его произведений. Данный подход не представляется новым в современном литературоведении. Так, В. Орлов в работе «Александр Блок. Очерк творчества"1 рассматривал тематическую связь статей А. Блока с его стихотворными произведениями. Самостоятельной задачей работы стало исследование проблемно-тематического комплекса прозы поэта, который сводился к комментированному пересказу нескольких текстов («Безвременье», «О лирике», «Вопрос, вопросы, вопросы», «Народ и интеллигенция» и ряд других). Отдельные замечания, которые определяют общие тенденции и динамику изменений эстетических и социально-политических взглядов поэта, отразившихся в его прозаических произведениях, представляются интересными.

В монографии «Александр Блок. Личность и творчество"2 JI. Долгополов выявляет особенности воплощения темы народа и интеллигенции, интеллигенции и революции в его публицистических статьях в связи с анализом поэмы «Двенадцать». Автор работы акцентирует свое внимание на определении структурообразующей роли музыкального начала в прозе А. Блока и его реализации в текстовом пространстве произведений.

Интегрирующий подход демонстрируют работы обзорного плана, примером может служить книга Б. Соловьева «Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока"3, в которой автор, анализируя отдельные публицистические тексты А. Блока, обозначает характер его творческой эволюции как переход от романтического к реалистическому типу мышления. Один из исследователей творчества А. Блока, П. Громов в.

1 Орлов В. Александр Блок. Очерк творчества. — М., 1956.

2 Долгополов Л. К. Александр Блок. Личность и творчество. — Л., 1980.

3 Соловьев Б Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. — М., 1963. монографии «А. Блок, его предшественники и современники"1 рассматривает идейно-эстетическое своеобразие прозы А. Блока в контексте разработки поэтом теоретических положений символизма. Ценным в его книге является вывод об идейной цельности прозы поэта с точки зрения ее эволюции.

Таким образом, большинство этих работ носит описательный характер, в них преобладает идеологический подход в оценке и интерпретации прозаического наследия А. Блока, авторы, выдвигая на первый план описание взглядов критика на литературу и искусство, не ставят перед собой цель синтетического исследования блоковской прозы, ее содержания, структуры и эстетической природы.

Наряду с этим появились монографии, в которых наметился более конструктивный подход к выявлению общих закономерностей, определяющих жанровое своеобразие прозы А. Блока. Классической работой, демонстрирующей продуктивность системного анализа прозы поэта стало фундаментальное исследование Д. Максимова «Поэзия и проза.

•у.

Ал. Блока". Автор впервые поднимает проблему изучения прозы поэта как целостного явления, утверждая ее художественную самостоятельность и ценность. В монографии Д. Максимов выявляет стилевые доминанты прозы А. Блока такие, как лиризм и синтетичность (однако он не рассматривает жанровую систему с точки зрения проблемы синтеза), исследует прозаическое творчество в контексте символистской критики рубежа веков, разрабатывает жанровую классификацию. Особый интерес представляет определение основополагающих принципов организации «поэтической структуры» прозы А. Блока: авторское «я», образность, «повторения». Автор развивает мысль о том, что прозу поэта структурирует основные «символы-мысли» или «символы-категории», в которых реализуется его мировоззрения. На этом основании он выявляет лейтмотивные образы, «художественные идеи» в прозе А. Блока и их словесное воплощение.

1 Громов П. А. Блок, его предшественники и современники. — Л., 1966.

2 Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. — Л., 1981.

Эта концепция получает развитие в монографии Д. Поцепни «Проза А. Блока. Стилистические проблемы"1, в ней представлен семантико-стилистический анализ словесного воплощения доминирующих «интеграторов», в качестве которых выступают понятия, объективированные в ключевых словах, «музыка», «культура», «цивилизация». Исследователь приходит к выводу, что «каждый аспект художественной идеи, отражаясь в структуре ведущих слов, находит выражение в специфических словесных сопоставлениях и контрастах, определяет свой круг слов и образов, вовлеченных в сферу центральной идеи"2.

Г. Глинин в монографии «Автор и герой в поэмах А. Блока» исследует тематику и проблематику прозы поэта, рассматривает поэтическое наследие А. Блока, в частности его поэмы, в контексте эстетической парадигмы прозаического творчества, обращая внимание на проблему жанровой идентификации некоторых прозаических произведений. Особый интерес представляет анализ очерка-эссе «Каталина», который ученый определяет как автокоментарий к поэме «Двенадцать».

Даже наш краткий обзор дает представление о степени изученности прозы А. Блока на современном этапе. Выявлены некоторые доминанты ее поэтики, разработаны отдельные аспекты художественного своеобразия, эстетической концепции, образной структуры. Однако ряд вопросов, касающихся жанровой типологии его прозы, остался нерешенным. Так, практически неизученной является проблема жанровой идентификации прозаических произведений поэта.

Жанровое многообразие прозы А. Блока в современных научных исследованиях изучено не в полной мере. Выделение отдельных жанровых образований (статья, обзор, критический этюд, очерк-зарисовка) в творчестве поэта, которое эпизодически представлено в предшествующих работах, не сопровождается их комплексным анализом. Между тем вопрос о жанровом.

1 Поцепня Д. Проза А. Блока. Стилистические проблемы. — Л., 1976.

2 Там же. — С. 129.

3Глинин Г. Автор и герой в поэмах А. Блока. — Астрахань, 2006. своеобразии прозаического наследия А. Блока на сегодняшний день один из наиболее проблемных. В то же время творчество писателя воссоздает культурную атмосферу эпохи, отражает субъективный авторский взгляд на литературную и социально-политическую ситуацию в России конца XIXначала XX вв., дает представление об эволюции историко-литературного процесса. Многоуровневый анализ прозаических произведений А. Блока с точки зрения проблемы жанра демонстрирует продуктивность подхода, позволяющего сформировать динамическую концепцию творчества автора и существенно расширить представление о поэтике его текстов, что и обуславливает актуальность диссертационного исследования.

Научная новизна работы заключается в системном подходе к прозе А. Блока с точки зрения проблемы жанровой идентификации, в определении доминирующих черт поэтики А. Блока-прозаика, в выявлении особой роли авторского сознания в формировании жанровой структуры прозаических произведений поэта. Впервые предпринята попытка выделить жанровые признаки статьи, эссе, биографии, литературного портрета, этюда, миниатюры, фрагмента, исповеди и др. в прозе А. Блока. Объектом исследования является проза А. Блока. В качестве основного материала используются критические, биографические и публицистические произведения А. Блока, за границами исследования остаются дневники, записные книжки и письма поэта, а также привлекаются прозаические тексты К. Бальмонта, Д. Мережковского, Вяч. Иванова, А. Белого и др.

Предмет исследования — своеобразие прозы А. Блока с точки зрения проблемы жанровой идентификации.

Цель работы — установить закономерности, которые определяют поэтику прозы А. Блока, особенности жанровой структуры его произведений, различные формы авторского присутствия в текстах. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: исследовать проблемно-тематические доминанты прозы А. Блока, раскрыв авторскую концепцию литературного развития в результате системного анализа произведений разных жанровых формвыделить конститутивные свойства прозы поэта, обнаружить типологическое сходство мотивов и образов в его прозаическом наследии с основными тенденциями в символистской критики конца XIX — начала XX вв., раскрыв характер контекстного соотнесениявыявить единство авторского сознания, определив его инвариантные черты в различных повествовательных ситуациях и установить соответствие между формами авторского присутствия и жанровыми моделями в прозе А. Блокаопределить критерии жанровой идентификации прозаических текстов поэта, составить классификацию жанров в прозе А. Блока.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют теория диалогизма и развития жанровых форм М. Бахтина, принципы жанровой истории Д. Лихачева и С. Аверинцева, понимание жанрового феномена как результата историко-литературной эволюции Ю. Тынянова, методика анализа публицистического текста Е. Почкай, И. Саморуковой, работы, посвященные изучению отдельных жанров художественно-документальной и критической прозы М. Андрониковой, В. Барахова, Н. Бугриной, В. Гречнева, Л. Гроссмана, Б. Егорова, Г. Елизаветиной, Г. Краснова, Е. Лимонова, Ю. Лотмана, Ю. Манна, В. Шкловского и др.

В работе мы также опираемся на исследования В. Орлова, Б. Соловьева, Д. Максимова, Л. Долгополова, П. Громова, М. Пьяных, Г. Глинина, Д. Поцепни и других отечественных авторов, изучавших отдельные аспекты поэтики прозы А. Блока.

В диссертации использованы историко-типологический, структурный и интертекстуальный методы.

Жанр определяют как исторически складывающийся тип литературного произведения, обобщающий черты, свойственные большой группе произведений какой-либо эпохи или нации, или мировой литературе в целом. Принципами разделения жанров являются родовая принадлежность, ведущее эстетическое качество (в рамках рода), и общая структура (определенная система компонентов формы)1.

В теории литературы решение проблемы жанров нередко сводилось к попыткам создания стройной классификации всего множества жанровых разновидностей. Иногда эти попытки основывались на сближении принципов родовой систематики явлений литературы с принципами, существующими в языке, психологии и других областях социальной жизни. Это особенно характерно для западного литературоведения.

Так, сторонники «психологической» трактовки жанров (французские литературоведы П. Ван Тигем, Ж. Анкисс) считали источниками жанровых различий повторяющиеся особенности авторских талантов. Крайнюю позицию занял в 1920;х годах Б. Кроче, который полностью отрицал правомерность жанрово-родового разграничения, ссылаясь на неповторимость каждой авторской индивидуальности. Такой подход представляется не историчным. Сторонники «феноменологического» и лингвистического подходов (швейцарский ученый Э. Штайгер, немецкие исследователи В. Кайзер, Ю. Петерсон) обосновывали жанровые различия либо через связь с вечными, априорно присущими нашему сознанию формами отношения к бытию, либо структурными соответствиями между жанрово-родовой классификацией и явлениями парадигматики в языке.

В некоторых зарубежных теориях XX века жанры рассматриваются в их онтологической сущности как определенным образом описывающие бытие как целое. Такова, например, концепция Н. Фрая («Анатомия критики», 1957).

В русском литературоведении также наметились различные подходы к определению жанров. В 1920;е годы представители формальной школы литературоведения выдвигали на первый план структурно-поэтологические признаки разграничения. Б. Томашевский считал, что определяющей для.

1 Теория литературы. Т.2. Роды и жанры литературы. — М., 1964. каждого жанра является специфическая группировка приемов, поэтому признаки отдельных жанров могут быть различны: тематика, мотивировка введения тем (в послании), использование прозаической или поэтической речи, назначение (например, сценическое исполнение для драматических жанров)1.

В последующие годы жанр чаще рассматривался как единство содержательных и формальных категорий. В. Жирмунский считал, что жанр образуют два момента: тематический и композиционный, причем «композиционное задание» доминирует, а «тематические моменты» лишь «привходят» в определение специфических особенностей жанра2.

Первым о содержательной сущности жанра сказал М. Бахтин. Исследуя обширный историко-литературный материал, ученый отметил, что необходимо разграничивать формальный и содержательный аспекты жанра. Так, некоторые жанровые наименования, возникшие в античности для обозначения произведений с определенной формальной структурой (например, эпопея, трагедия, идиллия), в литературе Нового времени «употребляются как обозначение жанровой сущности». Под жанровой сущностью ученый понимал эстетические принципы освоения человека и его связей с окружающим миром. Таким образом, М. Бахтин трактовал жанр как форму понимания действительности. Он писал: «В жанрах <.> на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира"4.

Оригинальную позицию в трактовке категории жанра занял Г. Поспелов. Он разграничил жанровые формы на «внешние» («замкнутое композиционно-стилевое целое») и «внутренние» («специфически жанровое содержание» как принцип «образного мышления и познавательной трактовки характеров"5). Ученый построил классификацию, исходя из внутренней.

1 Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996.

2 Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л., 1977. — С. 32.

3 Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1972. — С. 233.

4 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — С. 232.

3 Поспелов Г. Теория литературы. — М., 1978. — С. 59−60. стороны жанров, и разделил их на три группы. Согласно этому делению, произведения национально-исторического жанрового содержания «познают жизнь в аспекте становления национальных обществ», нравоописательного (этологического) — «раскрывают состояние национального общества или какой-то его части», романические — осмысляют становление отдельных характеров1. Исследователь также указал на существование четвертой группы жанров — мифологических, но отнес их к предыстории искусства, считая, что в новое время эти жанры не получили развития.

Неполнота и односторонность предложенной системы заключается в том, что, во-первых, не разъясняется соотношение жанрового деления с родовым и, во-вторых, учитываются только социальные связи человека с миром. Данная классификация представляет собой вариант историко-социальной концепции, основанной на соотнесенности жанровых групп со стадиальностью функционирования общественного организма. Это было отмечено Ю. Стенником, В. Хализевым и др.

Происхождение жанров, вероятно, связано прежде всего с темой, предметом изображения. Однако пренебрежение тематической или формальной стороной в определении жанров приводит к искаженной их трактовке. Так, Д. Лихачев писал, что в древнерусской литературе «основой для выделения жанра, наряду с другими признаками, служили не литературные особенности изложения, а самый предмет, тема», а это приводило к смешению и неясному различению отдельных жанров2. С другой стороны, к такому же результату приводит трактовка жанра как «совокупности композиционных приемов».

Нельзя создать универсальную классификацию, так как жанркатегория историческая и любая классификация действенна только в пределах какой-то системы эстетических представлений. Ю. Стенник указал на связь понятия жанра с гносеологической функцией искусства.

1 Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. — М., 1972. — С. 207.

2 Лихачев Д. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986. — С. 60.

Диалектика историко-литературного процесса складывается из взаимодействия двух внешне противоположных тенденций — постоянного стремления художественного сознания к выходу из рамок традиционных эстетических представлений и норм, с одной стороны, и столь же постоянной тяги к устойчивости, к прочно фиксируемой стабильности обретаемых в ходе познания и практики новых форм"1. Соответственно жанр в историко-литературном развитии выполняет роль «фактора стабильности», отражая момент «конечности» (в философском смысле данного понятия) определенного этапа эволюции художественного сознания. Таким образом, наиболее устойчивая функция жанра — «стабилизация опыта, полученного в ходе художественного познания, в виде той или иной формальной закрепленности выражения, столь же постоянно возникающей, как и преодолеваемой». «Жанр — это отражение известной законченности этапа л познания, формула добытой эстетической истины» .

Диалектичность этой категории отметил еще М. Бахтин: «Жанр всегда и тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы в каждом индивидуальном произведении данного жанра <.> Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития"3.

Впоследствии для определения жанров стали прибегать к понятию их функции. JL Чернец выделила три функции жанра: классификационную (указание на отличие данного произведения от произведений других жанров) — коммуникативную (связанную с понятием жанра как знака определенной литературной традиции, настраивающую читателя на определенное восприятие) — и, наконец, жанровое определение как целостное.

1 Стенник Ю. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. — Л., 1974. — С. 174.

2 Там же.-С. 189.

3 Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1972. — С. 178−179. представление о произведении, указывающее на целый набор конкретных устойчивых признаков, присущих данному жанру1.

Жанровые обозначения — слова, претендующие на роль терминов, — на самом деле далеки от однозначности. С одной стороны, они отражают типологическую классификацию литературных произведений, с другой стороны, в литературе часто наблюдаются отступления от жанровых канонов, особенно в литературе Нового времени.

Д. Лихачев указал на необходимость изучения не только отдельных жанров и их истории, но самой системы жанров. Исследователь обосновал понятие «система жанров», показал иерархию жанров в древнерусской литературе, порожденную этикетностью культуры этого периода. «Литературно-фольклорная жанровая система русского средневековья <.> была традиционной, сильно формализованной, мало меняющейся <.> по-своему церемониальной, тесно связанной с обрядовым ее употреблением». В новое время жанровая иерархия исчезла.

Если рассматривать значение и функции жанров в историко-литературном процессе Нового времени, то можно проследить тенденции в бытовании жанров на разных этапах развития литературы и смены эстетических направлений.

Наибольшая эстетическая универсальность категории жанра наблюдается в классицизме, поскольку в пределах этой эстетической системы имеет значение не принадлежность произведения к литературному роду, а степень приближения к идеальной норме прекрасного. Основной показатель, формирующий специфику задач художественного познания, -выдержанность жанрового канона.

В романтизме действует иной принцип междужанровой соотносимости. Фактор, объединяющий произведения разных жанров в системном ряду, — личность самого автора. Элементом системы становится.

1 Чернец Л. Литературные жанры. Проблемы типологии и поэтики. — М., 1982.

2 Лихачев Д. С. Указ. соч. — С. 81. не отвлеченная жанровая модель, а конкретное произведение поэта, раскрывающее какую-либо сторону его личности.

Наибольшая свобода в применении жанровых форм наблюдается в реализме и является неотъемлемой чертой этого эстетического направления, которое отличается «невиданным ранее расширением и углублением сфер, вовлекаемых в процесс эстетического познания"1. Реализм не создал новых жанровых форм, но полностью снял проблему жанровой иерархии, открыв широкие возможности для жанровой трансформации. В жанровой системе реализма отмечаются две тенденции: процесс внутренней дифференциации жанров и процесс жанровой интеграции2.

Жанровые изменения могут быть не только историческими, но и индивидуально-авторскими, а каждый талантливый писатель, как правило, выступает новатором в области художественной формы. При этом писатели обычно осознают значимость жанрового выбора. Об этом писал Ю. Нагибин: «Русские классики, безмерно добросовестные в труде, как все гении, считали, что жанр — не условность, и бесконечно бережно относились к жанровому определению своих произведений"3. Если писатель выходит за рамки традиционного жанрового обозначения, то обычно пытается объяснить отношение вновь найденной формы к старым образцам. Поэтому жанровые трансформации могут сопровождаться литературно-критическими размышлениями писателей.

В настоящей работе жанр трактуется как форма видения, осмысления и отражения действительностикак литературоведческая категория, имеющая функции инструмента литературной классификации, знака литературной традиции, обозначения устойчивого комплекса формальных признаков. Жанр представляет собой нерасторжимое единство содержательной сущности произведения и комплекса формальных признаков, служащих средством выражения этой сущности, нерасторжимое единство «что» и «как». Поэтому.

1 Стенник Ю. Указ. соч. — С. 199.

2 Фридлендер Г. Поэтика русского реализма. — Л., 1971. — С. 64−67.

3 Нагибин Ю. Размышления о рассказе. — М., 1964. — С. 18. при анализе конкретных произведений в аспекте их жанрового своеобразия исследуются: жанровый объект, авторская интерпретация этого объекта и основные средства выражения этой интерпретации, то есть поэтика.

Поскольку материалом данного исследования являются произведения, имеющие документальную основу, особую значимость для него имеют работы, посвященные проблемам документально-художественной литературы.

Сближение документальных, фактографических источников с художественным повествованием происходило уже на ранних стадиях развития литературы. В эпоху античности и Возрождения историография заменяла художественную прозу. В эпоху классицизма проза (в том числе мемуарная) оказалась «за пределами эстетической регламентации» (JI. Гинзбург), хотя интенсивно развивались (особенно во французской литературе) мемуарный и другие промежуточные жанры (письма, максимы, портреты, характеры). В эпоху реализма границы между художественной литературой и другими видами словесности стиралась. В это время повышается внимание ко всему реальному и конкретному, что обусловлено исследованием социальной среды и характеров в их взаимодействии. Именно в этот период происходит формирование и развитие художественно-документальных жанров.

В XX веке произошел всплеск литературы, построенной на документальной основе. Расцвет документально-художественной литературы отразил главную тенденцию всего столетия — усиление интереса к человеческой личности, психологии и духовному миру индивидуума.

Уже в 1920;е гг. появились теоретические работы, посвященные проблемам новых жанров, например, книга Г. Винокура «Биография и культура» (1927). Но вплоть до 1970;х годов вопрос о разработке теории художественно-документальных жанров не ставился. Так, в академической трехтомной «Теории литературы» о них ничего не сказано. В книге.

JI. Тимофеева «Основы теории литературы"1 было введено понятие «художественно-исторический жанр», но под этим условным определением объединены разнотипные произведения — очерки, мемуары, художественно-биографические романы.

Вопрос о необходимости теоретической разработки проблем документально-художественных жанров остро встал в отечественном у литературоведении в 1970;е гг.. Общие проблемы истории и теории художественно-документальной и мемуарной литературы разрабатывались JI. Гинзбург, Д. Лихачевым, Ю. Лотманом. Кафедра Ивановского государственного университета с 1979 г. выпускала межвузовские сборники статей, посвященные данной проблеме.

Были затронуты вопросы о родовой принадлежности документально-художественной литературы, в том числе о выделении ее в особый литературный род и о соотношении с публицистикой, художественной литературой и литературной критикойо жанровом составе документально-художественной литературыо ее происхождении, эволюции и конкретных исторических формах (в творчестве Ж.-Ж. Руссо, Ш.-О. Сент-Бева, А. Герцена и др.).

Проблемы, связанные с жанровой спецификой художественно-документальной литературы, до сих пор окончательно не решены. Хотя термин прочно вошел в научный обиход, понятие не определено теоретически и часто противоречиво, так как документальность иногда трактуется как достоверность и противопоставляется художественности как результату вымысла.

1 Тимофеев Л. Основы теории литературы. 3-е изд., исправл. — М., 1966. — С. 368−373.

2 См., например: Киреева И. Некоторые вопросы теории публицистики: К определению термина «художественно-документальный жанр» // Литературные связи и традиции. — Горький, 1976. — С. 6−10- Куприяновский П. Проблемы изучения художественно-документальной литературы // О художественно-документальной литературе. — Иваново, 1972. — С. 3−21- Палиевский П. Роль документа в организации художественного целого // Роль документа в организации художественной формы социалистического реализма. — М., 1971. — Т.1. — С. 385−421- Розанова Л. Некоторые вопросы развития художественно-документальной литературы и общей теории реализма // Художественно-документальная литература: История и теория. — Иваново, 1984. — С. 129−146.

Ученые давно отошли от неправомерного отождествления художественности с вымыслом. Художественность («эстетическая значимость») — результат типизации и обобщения, результат отбора и творческого сочетания элементов, служащих для выражения авторской оценки изображаемых фактов. П. Куприяновский поддержал мнение тех исследователей, которые разграничивают понятия документальности в прямом значении и документальности как средства или формы создания художественного образа. Он писал: «В первом случае документальность порождает, условно говоря, деловую или научную литературу: подлинные письма, дневники, воспоминания, описания путешествий, исторические и биографические работы, не претендующие на художественность. Во втором случае с документальностью связаны художественные произведения: очерки, художественные биографии, художественно-мемуарные произведения типа «Былое и думы» А. Герцена и т. д. Здесь мы имеем дело с творческим отбором, систематизацией и обобщением подлинных фактов и документов, которые, соединяясь, сцепляясь друг с другом, подчиняясь авторской концепции, создают определенный идейный и эмоциональный настрой, без коего нет образного воплощения действительности"1.

Литературоведы отказались от выделения художественно-документальной литературы в особый род. Также очевидно, что не существует единого «документально-художественного жанра». Документально-художественная проза охватывает достаточно обширный круг явлений. Их можно сгруппировать следующим образом: 1) изначально это мемуары, дневники и записные книжки писателей (имеющие как фактографическое, так и эстетическое значение), 2) произведения, описывающие в художественной форме реальные события, использующие настоящие имена, включающие подлинные документы (при этом акценты могут смещаться либо в сторону художественности, либо документальности), 3) произведения, основанные на собранных писателем свидетельствах.

1 Куприяновский П. Доверие к жизни. — Ярославль, 1981. — С. 133. очевидцев социально-исторических событий (при этом в роли «документов» выступают записи устных рассказов)1.

Постепенно в литературоведении был очерчен жанровый состав художественно-документальной прозы, включающей мемуарный очерк, литературный портрет, беллетризованную биографию, автобиографию. Конкретные художественно-документальные жанры изучались искусствоведами и литературоведами. Например, о различных аспектах изучения мемуарной прозы писали Г. Елизаветина, Г. Краснов, Е. Лимонова. Литературный портрет изучался М. Андрониковой, В. Бараховым, Н. Бугриной, В. Гречневым, биография — Ю. Лотманом, Ю. Манном, В. Шкловским. Обобщающий анализ специфики художественно-документальной литературы не проводился. Несмотря на то, что термин давно и прочно вошел в обиход (см. работы В. Апухтиной, Г. Белой), до сих пор нет монографического исследования этой проблемы.

Актуальным остается вопрос о соотношении документально-художественной литературы с публицистикой и литературной критикой. Одни и те же жанры существуют в разных формах и могут выполнять различные функции, причем не всегда сохраняется возможность разграничения. Например, литературный портрет может выступать как жанр мемуаристики или литературной критикинекролог, литературный силуэт и биографический очерк можно рассматривать как разновидность литературного портрета, биография может быть жанром литературной критики (если речь идет о жизни писателя), но может и не быть им.

Поэтому возрастает актуальность изучения художественно-документальных и литературно-критических жанров в их конкретных разновидностях на материале творчества отдельных авторов.

Несмотря на существование значительного числа работ, посвященных истории русской критики и критической деятельности конкретных авторов,.

1 См. об этом: Тоне А. Проблемы жанровой эволюции художественно-документальной прозы 1970;1990;х гг.: Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1999. теория критики, в частности, разработка теории литературно-критических жанров, до сих пор остается в науке белым пятном.

Не решена окончательно проблема разграничения литературно-критических и газетно-публицистических жанров. Жанры критики нередко рассматриваются как формы публицистического творчества, иногда — без учета их специфики. В таких случаях жанровый спектр критики неправомерно расширяется. К ней относят, например, информационные жанры журналистики — репортаж, интервью, отчет. Это особенно характерно для учебно-методической литературы по теории и практике журналистики.

Такое смешение форм критики и публицистики основано на известной общности этих сфер литературной деятельности. Так, нельзя отрицать научно-публицистическую природу литературной критики, ее аналитический и информационный потенциал, обращенность к проблемам современного общества и возможность воздействовать на сознание читателя и общественное мнение. Принципиальной оказывается и мобильность критики, связанная с формой ее бытования в периодических изданиях. Нельзя не учитывать и национальную специфику русской критики, которая в силу общественно-исторических причин приняла на себя функции публицистики.

Однако нельзя не учитывать и своеобразие критики как специфической формы литературного творчества, обладающей своим объектом и задачами и использующей специфические методы и приемы. Это особенно актуально по отношению к жанровым формам и принципам их классификации, поскольку они обусловлены природой данной творческой деятельности, а также особенностями общественного бытования и функционирования критики.

Учеными были предложены разные системы критических жанров, основанные на различных критериях их разделения: по методу критики, по литературному роду и виду, по степени охвата объектов, по структурно-композиционному соотношению факта и проблемы.

Начало изучения критических жанров было положено JI. Гроссманом в статье «Жанры литературной критики"1. Он выделил семнадцать основных жанровых разновидностей: это литературный портрет, философский опыт (эссе), импрессионистский этюд, статья-трактат, публицистическая или агитационная критика (статья-инструкция), критический фельетон, литературный обзор, рецензия, критический рассказ, литературное письмо, критический диалог, пародия, памфлет на писателя, литературная параллель, академический отзыв, критическая монография, статья-глосса. В данной работе наблюдается стремление как можно полнее охватить спектр существующих критических жанров, но не соблюдено единство принципов систематизации (это было отмечено Б. Егоровым). В одном случае критерием выделения жанров служит метод критического анализа (эссе, этюд, а также академический отзыв, глосса, трактат), в другом — специфика литературной формы — «литературный род и вид» (фельетон, рассказ, письмо, диалог, пародия, памфлет), в третьем — объем охватываемого материала (литературный портрет, обзор, рецензия, параллель, монография). В жанре осуществляется соединение проблемно-тематического содержания и структурно-композиционных особенностей произведения. Поэтому при создании классификации необходимо учитывать и специфику объекта изучения, и приемы анализа.

М. Поляков предложил принцип классификации критических жанров «по соотношению литературного факта и проблематики». Он выделил четыре типа жанров: интерпретационный (когда в основе статьи — движение от литературного факта к литературной, культурологической или духовной проблеме), идеологизированный (когда совершается переход от проблемы к факту), разновидность предшествующего типа — статья с переходом от факта к факту, и рефлективные (или полемические) жанры, где литературные факты ограничиваются, в центр выдвигается личность критика, поэтому осуществляется движение от проблемы к проблеме.

1 Гроссман Л. Жанры литературной критики // Искусство. -1925. — T.2. — С. 61−81.

2 Поляков М. Поэзия критической мысли. О мастерстве Белинского и некоторых вопросах литературной теории. — М., 1968. — С. 49−62.

Такая классификация отражает скорее логику развития мысли в пределах одного критического произведения, нежели специфику жанровой структуры и, на наш взгляд, не может служить разграничению жанровых форм. Так, например, русская литературно-критическая практика демонстрирует очень широкие возможности жанра статьи в ее многочисленных разновидностях: от статьи-рецензии до проблемно-публицистической статьи «по поводу» художественного произведения.

Основополагающей работой, рассматривающей специфику литературной критики и, в частности, поэтику литературно-критического текста, можно считать монографию Б. Егорова «О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль"1. В книге затронуты многие вопросы теории и истории критики: охарактеризовано соотношение в ней художественного и научного аспектов, взаимодействие критики и литературы, творческая индивидуальность критика, описаны жанры в их взаимосвязях и эволюции, рассмотрены также частные вопросы поэтики литературно-критического произведения. Б. Егоров рассматривает и национальное своеобразие русской критики, ее соотношение с западной критикой в историко-литературном процессе XIX века.

В историко-литературном плане эту работу продолжает исследование Д. Максимова, дающее глубокий анализ тенденций развития русской критики рубежа XIX—XX вв.еков. Ученый останавливается на «философско-эстетическом» направлении в критике (то есть разнообразных течениях критики модернизма, включая символизм и импрессионизм). Д. Максимов выявляет истоки новых методов критики в русском и западноевропейском литературном процессе предшествующих периодов, характеризует сложившиеся на рубеже веков новые подходы к анализу литературного произведения и их мировоззренческие основы, попутно затрагивая вопрос о новых формах литературно-критического текста.

Помимо названных работ Б. Егорова и Д. Максимова продуктивными.

1 Егоров Б. О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль. — Л., 1980. для нашего исследования стали разработки В. Перхина по теории критических жанров, отраженные в статьях и монографии ученого, а также в подготовленном им учебно-методическом пособии1.

Представляется правомерным деление критических жанров на группы по объекту исследования. В литературной критике три основных объекта: произведение, процесс и автор. Соответственно можно выделить три основных жанра критики: рецензия, статья, очерк жизни и творчества. Это опорные центры жанровой классификации, существующие в многообразных разновидностях. Конкретные жанровые разновидности определяются рядом дополнительных критериев: это назначение произведения критики, масштаб охвата анализируемых явлений и соответственно уровень теоретичности интерпретации, а также совокупность структурных и стилистических компонентов, важнейшим из которых является композиция.

Разновидности трех основных жанров описаны в научной, справочной и учебной литературе. Так, рецензия призвана знакомить читателя с новинками литературы, она является непосредственным откликом на новое произведение, содержащим его краткую характеристику и оценку. Среди рецензий выделяется несколько разновидностей: короткая рецензия (содержащая только краткую характеристику и общую оценку литературной новинки без элементов анализа произведения), монографическая (включающая краткий анализ одного произведения и цитаты из него), обзорная (посвященная двум и более произведениям), рецензия-статья (более развернутая, аналитичная и привлекающая литературный и жизненный контекст). Уже из перечня жанровых градаций следует, что этот «первичный» жанр литературной критики способен переходить в другие жанровые формы, в частности, обзорную и проблемную статью.

Задача статьи — раскрыть, проанализировать и оценить существенные стороны литературно-художественного процесса, истолковать и обобщить.

1 Перхин В. «Открывать красоты и недостатки.». Литературная критика от рецензии до некролога. Серебряный век. — СПб., 2001. факты, выявить связи между искусством и жизнью. В статье-обозрении оценивается множество литературных новинок разных авторов с целью выявить тенденции литературного развития. В центре проблемной статьи всегда находится актуальная идейная, нравственная или эстетическая проблема. Юбилейная статья создается «на случай» и, как правило, служит для характеристики не только литературных явлений, но и проведения какой-либо эстетической или социальной программыона отличается публицистичностью.

Творческий портрет — «это изображение писателя, осуществленное словесными средствами"1. В нем дается оценка не только произведений писателя, но и его личностных качеств. Соотношение элементов искусства и жизни писателя в интерпретации и оценке критика определяет жанровую разновидность портрета. В. Перхин относит к ним очерк творчества, силуэт писателя, мемуарный очерк.

Необходимо отметить, что литературный портрет, выделившись из круга литературно-критических жанров, обрел самостоятельное бытие в творчестве М. Горького и других писателей XX века благодаря эстетическому качеству. Литературный портрет отмежевался и от мемуарного очерка в силу четко определяемой специфики (в частности, объекта изображения и типа композиции) и уже с 1950;1960;х годов стал рассматриваться литературоведением как самостоятельный жанр художественно-документальной литературы.

Завершая критический обзор литературоведческих работ по проблеме жанра, необходимо оговориться, что мы не ставили перед собой задачу рассмотреть все существующие работы по теме исследования, выбор источников был продиктован целью сформировать собственную концепцию жанра и, прежде всего, его реализацию в структуре художественно-документального и публицистического текста.

1 Перхин В. Указ. соч. — С. 120.

Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена разработкой принципов классификации жанровых форм в прозе А. Блока, внутривидовых модификаций жанра статьи, выявлением принципов повествования в прозе поэта, определением конститутивных особенностей поэтики произведений А. Блока с точки зрения проблемы жанровой идентификации.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее результатов в вузовских и школьных курсах по истории русской литературы конца XIX — начала XX века, а также спецкурсах и спецсеминарах, посвященных теоретической проблеме жанра и творчеству А. Блока.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проза А. Блока является литературным феноменом, представляющим собой совокупность произведений различных жанров, связанных отношениями цикличности и проблемно-тематического единства.

2. Такие идейно-художественные свойства прозы А. Блока, как лиризм, синтетичность, ассоциативность, фрагментарность, незавершенность, эскизность, субъективизм, эссеизм, поэтическая образность и другие рассматриваются в контексте художественных исканий символико-импрессионистической критики конца XIX — начала XX вв.

3. Организующим началом структуры прозаических произведений А. Блока являются формы авторского присутствия в их взаимодействии с различными субъектами речи. В большинстве критических и биографических жанров доминирующее положение занимает эксплицитный автор, лирическое «я» поэта, тогда как в аналитических и публицистических текстах, как правило, преобладает «мы"-повествование и безличное повествование.

4. Проза А. Блока поддается определенной жанровой классификации (проблемная, обзорная, юбилейная, теоретическая, критическая разновидности статьи, статья-манифест, статья-трактат, панегирик, эссе, критический этюд, лирическая рецензия, заметки, литературный портрет, этюд-миниатюра, путевой, биографический и новеллистический очерки, исповедь, автобиография, портрет-силуэт), в то же время «чистых» жанровых форм у А. Блока нет, их своеобразие определяется тем, что они совмещают в себе различные жанровые установки.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в форме доклада на Всероссийской научной конференции «Проблемы интерпретации художественного произведения» (Астрахань, 2007 г.), а также отражены в трех публикациях, в том числе две работы опубликованы в журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

Структура диссертации обусловлена поставленными целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 260 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проза А. Блока как историко-литературный феномен характеризуется относительной монолитностью и целостностью, которая обусловлена, с одной стороны, ее тесной связью с поэтическим наследием автора, с другойтенденцией к формированию тематических или проблемных циклов, организующих, в свою очередь, единство высшего порядка (с этой позиции можно говорить о своеобразной архитектонике прозаической системы поэта).

Круг тем и проблем, которые поднимает А. Блок в своих статьях, очерках, рецензиях, эссе и этюдах, перекликается и «согласуется» с его поэтическим творчеством. Темы Родины, поэта и поэзии, народа и интеллигенции, революции, стихии, культуры и цивилизации раскрываются одновременно, параллельно в целом ряде лирических, поэтических, драматических и прозаических текстах, образуя ассоциативно связанные цепочки, внутри которых динамика развития, варьирование образного ряда отражают идею пути как поэтическую доминанту творчества А. Блока.

Своеобразие прозы поэта обусловлено ее принадлежностью к импрессионистическому течению и ориентацией автора на эстетические открытия критики символистов, можно даже говорить о символистском импрессионизме А. Блока. Такой подход не может не быть субъективным, Импрессионистское сочетание «я так вижу» одновременно акцентирует все три слова. Важен субъект — тот, кто воспринимает анализируемый текст (критик и читатель) — функционально значимым представляется «так» -особенности личностного взгляда на мир, реализующегося в стиле статей, воссоздающих художественное произведение как целостностьособую роль играет визуальный («вижу») способ мировидения, связанный с мировоззренческими установками критика.

Особенностью импрессионистского мировидения А. Блока является опора на впечатление и настроение, возникающие при прочтении художественного текста. Примерами подобных импрессионистских и лирических «зарисовок» в прозе поэта могут служить литературные портреты «Судьба Аполлона Григорьева», «Рыцарь-монах», портреты-некрологи «Памяти Августа Стринберга», «Памяти Врубеля», этюды и очерки «Бальмонт», «Душа писателя».

Выделяя ряд признаков, сближающих прозаическое творчество А. Блока с импрессионизмом: ассоциативность и эскизность, стилизация и ирония, фрагментарность и синэстетизм как доминирующие средства критического осмысления произведения — необходимо отметить, что «субъективность» и «индивидуальность» являются имманентными свойствами его критической прозы.

Отсюда многие структурные и стилевые особенности прозаических произведений Блока: диалогичность, контрастность, риторичность, образность, метафоричность и, шире, — тропеизация, стилевая многослойность, экспрессивность — обуславливают обращение поэта к таким приемам, как амплификация, сопротивопоставление, повтор, трехчастное строение, стилизация, ирония, оксюморон, риторические вопросы и восклицания, которые являются способами выражения субъективного начала. Интимность и камерность, свойственные некоторым прозаическим текстам А. Блока, «приглашают» читателя внимательно-напряженно, не столько путем логических умозаключений, сколько инстинктом эстетически настроенных ощущений, следить за речью автора, соучаствовать в интерпретации литературного произведения.

Одна из особенностей прозы А. Блока — синтетизм, который проявляется на тематическом, образном (в стремлении воссоздать картину мира на основе звуковых, зрительных и осязательных ассоциаций), повествовательном (лейтмотивный способ организации как выражение лирического сознания) и жанровом (в формировании жанровой структуры текстов) уровнях.

В каждом из прозаических текстов А. Блока просматривается некоторое структурное единство: в первой части автор обозначает идеюинвариант и как иллюстрацию к ней воссоздает некий образ, ассоциирующийся с реальной действительностью, затем поэт воспроизводит свои впечатления — вариации, раскрывающие идею-инвариант, с тем, чтобы активизировать читательское восприятие, и в заключение переходит к новой наполненности первоначального образа, обогащенного впечатлениями критика и читателя. В то же время эссеистичность и этюдность как имманентные свойства прозы А. Блока основываются на доминировании принципов свободной композиции. Установка на мыслеобразную целостность влечет за собой парадигматический способ организации текста, согласно которому актуализируются вертикальные связи между частями текста, что свидетельствует о наличии инвариантного смысла. Среди формально отдаленных, прямо не связанных элементов выделяются объединенные общей идеей фрагменты. Логическая цепочка «ключевой образ — размышления-ассоциации — авторское восприятие», трехчастное строение и кольцевой принцип соответствуют структуре мифа.

Эссеистичность прозы А. Блока обуславливает и его ориентацию на живописность образа, получившую свое развитие в тяготении текстов поэта к жанровым признакам этюда, зарисовки, заметок на полях и др. «Этюд» предполагает незаверщшенность, мгновенность впечатления, он потом может стать элементом метажанрового образования. По этому принципу А. Блок создает свои статьи об отдельных авторах, литературные памятки и некрологи («Творчество Федора Сологуба», «Судьба Аполлона Григорьева», «Генрих Ибсен», «Рыцарь-монах» и некоторые другие).

Своеобразие прозаических произведений А. Блока — в их лиризме, который делает жесткую структуру текста более подвижной. Статьи, рецензии и очерки приобретают силой своего лиризма и особой образности не только отличительный «содержательно-стилевой», но и индивидуальный жанровый характер, тяготея к стиховой лирике.

При кажущейся, на первый взгляд, моносубъектной организации проза А. Блока, вне зависимости от жанровой принадлежности, характеризуется множественностью субъектов речи и субъектов сознания, кроме того, со-противопоставление различных точек зрения, позиций, голосов становится отличительной чертой его текстов. Обилие иноречевых включений отражает амбивалентность авторского сознания и сознания «героя», нацеливает на восприятие авторской позиции как гетерогенной целостности. В критических и публицистических текстах А. Блока одним из важных средств выражения авторской позиции становится прямая авторская характеристика. Группируя языковые элементы произведения вокруг тех или иных авторских характеристик, писатель акцентирует внимание на функционально-семантической зоне субъективности, раскрывающей коннотативные (дополнительные) смыслы в тексте.

Следующими способами проявления авторской позиции служат соотношение «своего» и «чужого» слова, корреляция заглавия публицистических произведений с их содержанием («Рыцарь-монах», «Девушка розовой калитки и муравьиный царь»), прием подмены денотата, подразумевающий ассоциативный переход от темы к теме, приемы затрудненного синтаксиса, насыщенная тропеическими средствами речь, обилие оксюморонных и антитетических сочетаний, обращение к «чужим» текстам. Все это делает язык автора насыщенным различного рода ассоциациями, формирует широкий культурно-исторический контекст, благодаря которому авторское слово приобретает статус всеобщности и доказуемости, воздействует на читателя во всем многообразии потенциальных значений.

Другой особенностью прозы А. Блока является ее тяготение к лексически и синтаксически выраженным смысловым повторам, которые вносят в статьи и очерки поэта элементы музыкальности, орнаментальное&trade-, словесного узора. Эти повторы, разнообразные и разнотипные по структуре, появляются в различных частях блоковской прозы, создавая в ней сложные семантические и ритмические вариации.

Проза А. Блока широка по тематическому охвату и жанровому диапазону. Жанровая система прозы поэта, обладая определенной целостностью, представлена тремя группами жанров: художественно-критическими, (статья, эссе, рецензия, очерк жизни и творчества, включая новеллистические очерки и этюды и др.), мемуарно-биографическими (литературный портрет, биографический очерк, эссе, литературные воспоминания, автобиография и др.) и лирико-публицистическими (лирическая статья в многообразии ее жанровых разновидностей: политическая, философская, теоретическая, полемическая, обзорная, проблемная, юбилейная и др.).

Отличительным свойством жанровых форм в прозе А. Блока становится их синтетический характер. Взаимопроникновение жанров, наличие в границах одной жанровой структуры признаков нескольких жанров, жанровая модальность как сопряжение различных жанровых установок — все эти явления так или иначе формируют индивидуальные жанровые образования, которые в исследовательской литературе номинативно обозначают как гибридные формы.

Другая особенность прозы, затрудняющая создание обобщенной схемы ее жанрового состава, — лирическое начало, стихийное стремление к образному построению, которая становится доминантой, смещающая возможные жанровые границы.

Наконец, тот факт, что многие прозаические тексты А. Блока первоначально были рассчитаны на речевое воспроизведение (они были подготовлены в форме докладов, речей, лекций) обуславливает ряд структурных и стилевых особенностей, которые генетическое связаны с приемами риторики.

Литературно-критические жанры отличаются от художественно-документальных, в первую очередь, той целью, которую ставит перед собой автор. В критическом эссе, критической статье или очерке жизни и творчества позиция критика предполагает акцентирование на анализе творческого пути художника, на выявлении законов его творческой эволюции и т. д. В художественно-документальных жанрах автор занимает позицию очевидца, а элементы анализа или, точнее, оценки творческого наследия художника носят факультативный характер и подчинены основной задаче — созданию целостного облика портретируемого.

Художественно-критическая проза А. Блока представлена следующими жанровыми формами: проблемная статья («Творчество Вячеслава Иванова», «Безвременье», «Без божества, без вдохновенья»), обзорная статья (О лирике", «О реалистах», «Литературные итоги 1907 года», «О списке русских авторов», «О критике», «О театре», «О драме»), теоретическая статья, представленная двумя разновидностями: статья-манифест («О современном состоянии символизма») и статья-трактат («Поэзия заговоров и заклинаний»), модифицированная юбилейная статья, которая по своим жанровым характеристикам близка к литературному портрету, с одной стороны, к этюду, с другой и, наконец, к панегирику («Солнце над России»), эссе («Катилина»), критическая статья, синтезирующая признаки смежных и родственных жанров: критического этюда («Творчество Федора Сологуба»), рецензии («Пламень»), рецензии и обозрения («Противоречия»), рецензии на критическую работу («Педант о поэте»), заметок («Душа писателя»), литературного портрета («Мережковский»), лирические рецензии, этюд-миниатюра («Вечера «искусств»), новеллистический очерк («Дневник женщины, которую никто не любил», «Девушка розовой калитки и муравьиный царь»).

Биографическая проза А. Блока является пограничным или контаминационным единством, объединяющем черты разных стилевых систем. Общие свойства биографической прозы А. Блока, к которым относятся, прежде всего, авторская субъективность высказывания, установка на достоверность, эстетическая непреднамеренность (принципиальная незавершенность текста, возможность его дополнить какими-то новыми фактами), фермент недостоверности (наличие неточностей, домысла, элементов вымысла, обусловленные авторским субъективным видением изображаемого), дифференцируются в литературно-критических жанрах (критическое эссе, критический очерк, критическая статья, очерк жизни и творчества) и художественно-документальных жанрах (биография и автобиография, литературные воспоминания, литературный портрет).

Переходным явлением, находящимся на стыке художественно-критической (очерк жизни и творчества) и художественно-документальной (биография) литературы, представляется «Судьба Аполлона Григорьева». Объединение в тексте А. Блока двух интенций (художественно-условной и биографической) соотносимо с оксюморонным сочетанием самой жанровой номинации — жизнеописание, обращенного к уже завершившейся жизни на основе документальных свидетельств других лиц.

Биографические произведения А. Блока можно классифицировать следующим образом: синтез литературных воспоминаний, литературного портрета и философского эссе («Рыцарь-монах»), биографический очерк («Михаил Александрович Бакунин», «Генрик Ибсен», «От Ибсена к Стринбергу»), очерк-этюд / портрет-силуэт («Дитя Гоголя»), портрет-некролог («Памяти В. Ф. Коммиссаржевской», «Памяти Врубеля», «Памяти Августа Стринберга», «Памяти Леонида Андреева»), исповедь и автобиография («Исповедь язычника»).

Биографические произведения А. Блока, являясь синтетическим жанровым образованием, аккумулирующим признаки различных жанровых вариаций, в какой-то степени продуцирует жанровые признаки автобиографии.

Публицистика А. Блока носит ярко выраженный лирический характер. Фигура автора образует центр публицистического высказывания и становится своего рода организующим компонентом повествовательной структуры: автор как повествовательная инстанция выполняет моделирующую функцию.

Одна из отличительных особенностей публицистической прозы А. Блока связана с синтетической природой жанровых образований и может быть обозначена как эссеистичность: большинство жанровых моделей в публицистике поэта продуцирует, наряду с ориентацией на аналитическую форму, жанровые признаки эссе.

Наиболее распространенным жанром в публицистике А, Блока является жанр проблемной статьи, к которому в той или иной степени, тяготеют «Народ и интеллигенция», «Интеллигенция и революция», «Стихия и культура»,.

Горький о Мессине", «Крушение гуманизма», «Три вопроса», «Вопросы, вопросы, вопросы» и др. В публицистике поэта отельное место занимает цикл путевых очерков «Молнии искусств».

Таким образом, многообразие жанровых форм в прозе А. Блока представлено тремя тематическими группами: критическая проза, мемуарно-биографическая проза и лирическая публицистика. Синтетическая природа жанровых образований в прозе поэта, основанная на сопряжении различных жанровых установок, во многом определяет взаимодействие лирического начала и дискурсивного мышления, соотношение установки на достоверность и художественного вымысла, повествовательного и ассоциативного принципов организации лирического сюжета. Поэтическая образность, лиризм и метафоричность обуславливают нечеткость жанровых границ и эссеистичность как основу жанровой модальности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Исследования и материалы Текст. / А. Блок. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1987.
  2. , А. А. Дневники Текст. / А. А. Блок. М., 1989.
  3. , А. П. А. Блок и русские поэты XIX века Текст.: дис.. д-ра филол. наук / А. П. Авраменко. М., 1990.
  4. , В. Поэтика и действительность Текст. / В. Адмони. Л., 1975.
  5. , Ю. Поэзия Блока Текст. / Ю. Айхенвальд // Слово и культура: сб. критических и философских статей. М., 1918.
  6. , Ю. Силуэты русских писателей Текст.: в 2 т. / Ю. Айхенвальд. М., 1998.
  7. Александр Блок. Исследования и материалы Текст. Л.: Наука, 1991.
  8. , Л. Импрессионизм Текст. / Л. Андреев. М., 1980.
  9. , М. От прототипа к образу Текст. / М. Андроникова. -М, 1974.
  10. , И. Избранные произведения Текст. / И. Анненский. JI.: Изд-во, 1988.
  11. , И. В. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа Текст. / И. В. Арнольд. JL, 1986.
  12. , JI. Вступительная статья Текст. / JI. Асанов // А. Блок. Искусство и революция. М., 1979.
  13. , М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. Бахтин. -М.: Изд-во, 1972. с.
  14. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М., 1986.
  15. , М. А. Воспоминания об Александре Блоке Текст. / М. А. Бекетова. М., 1990.
  16. , А. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации Текст. / А. Белый. М., 1988.
  17. , А. Символизм как миропонимание Текст. / А. Белый. М.: Республика, 1994.
  18. , Н. Александр Блок и его время. Биография Текст. / Н. Берберова. М.: Независимая газета, 1999.
  19. , Д. Д. Мастерство Пушкина Текст. / Д. Д. Благой. М., 1955.
  20. А. в воспоминаниях современников Текст. М., 1980. — Т. 1−2.
  21. Блоковский сборник Текст. Тарту, 1972. — Т. 11.
  22. Блоковский сборник Текст. Тарту, 1972. — Т. 2.
  23. , Н. Проблемы поэзии в русской критике 1910-первой половине 1920-х гг. Текст.: дис.. д-ра филол. наук / Н. Богомолов. М., 1992.
  24. , Н. История одного замысла / Н. А. Богомолов // Русская речь. 1989. -№ 5. — С. 387.
  25. , С. Н. Историческая поэтика Текст. / С. Н. Бройтман. М., 2002.
  26. , С. Н. Об источниках формулы «нераздельность и неслиянность» у Блока Текст. / С. Н. Бройтман // А. Блок. Исследования и материалы. Л., 1987.
  27. , С. М. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура Текст. / С. М. Бройтман. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997.
  28. , В. Собрание сочинений : в 7 т. Текст. / В. Брюсов. М., 1975.
  29. , С. Александр Блок. Очерк жизни и творчества Текст. / С. Бураго. Киев, 1981.
  30. , Н. И. О поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР Текст. / Н. И. Бухарин // Александр Блок, Андрей Белый. Диалог поэтов о России и революции. М.: Высшая школа, 1990.
  31. , Н. Два года с символистами Текст. / Н. Валентинов. -М.: ИД «XXI век Согласие», 2000.
  32. , Н. Путь Александра Блока Текст. / Н. Венгров. М., 1963.
  33. Вехи Текст.: сб. статей о русской интеллигенции. М.: Новости, 1990.
  34. Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX -начала XX в. Текст.: межвузовский сб. М., 1991.
  35. , В. В. Проблема авторства и теория стилей Текст. / В. В. Виноградов. М., 1961.
  36. Воспоминание о серебряном веке Текст. М.: Республика, 1999.
  37. , Б. М. Игровые моменты в поэме «Двенадцать» Текст. / Б. М. Гаспаров, Ю. М. Лотман // Творчество А. А. Блока и русская культура XX века: тез. I Всесоюзной конференции. Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1975.
  38. , Л. О психологической прозе Текст. / Л. Гинзбург. Л., 1977.
  39. , М. Ритм художественной прозы Текст. / М. Гиршман. -М&bdquo- 1985.
  40. , Г. Г. Автор и герой в поэмах А. Блока Текст. / Г. Г. Глинин. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006. — 274 с.
  41. , П. А. Блок, его предшественники и современники Текст. / П. Громов. Л., 1986.
  42. , Г. Реализм Гоголя Текст. / Г. Гуковский. М.- Л., 1959.
  43. , М. Проблема цикла в изучении лирики Текст. / М. Дарвин. -Кемерово, 1983.
  44. , Е. В. О поэтике заглавий Текст. / Е. В. Джанджакова // Лингвистика и поэтика. М., 1979.
  45. , Е. Сюжет и действительность. Искусство детали Текст. /Е. Добин.-Л., 1981.
  46. , Л. Александр Блок. Личность и творчество Текст. / Л. Долгополов. Л.: Наука, 1980.
  47. , Л. На рубеже веков Текст. / Л. Долгополов. Л., 1985.
  48. , Л. Поэзия русского символизма Текст. / Л. Долгополов // История русской поэзии: в 2 т. Л., 1969. — Т. 2.
  49. , Л. Поэма Александра Блока «Двенадцать» Текст. / Л. Долгополов. Л., 1979.
  50. , Л. К. Андрей Белый и его роман «Петербург» Текст. / Л. К. Долгополов. Л., 1988.
  51. , Л. К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX начала XX веков Текст. / Л. К. Долгополов. — Л.: Наука, 1964.
  52. , Ф. Полн. собр. соч.: в 30 т. Текст. / Ф. Достоевский. -М., 1980.
  53. , В. В. Символика поэмы А. Блока «Двенадцать» (на материале зарубежных исследований) Текст. / В. В. Дудкин // Проблемы исторической поэтики. Исследования и материалы: межвузовский сб. научных трудов. Петрозаводск: ПТУ, 1990.
  54. , Е. Теория и образный мир русского символизма Текст. / Е. Ермилова. М., 1989.
  55. Жанр. Стиль. Метод. Текст.: сб. научных трудов. Алма-Ата, 1990.
  56. , В. М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм Текст. / В. М. Жирмунский. М., 1998.
  57. , Б. К. Серебряный век. Из воспоминаний и размышлений Текст. / Б. К. Зайцев // Русская речь. 1995. — № 2. — С. 23 — 28.
  58. , Е. «Стыдно любить свое.» Нравственная максима символизма в трагедии Александра Блока Текст. / Е. Иваницкая // Родина. 1994. — № 10. — С. 18 — 23.
  59. Иванов, Вяч. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические Текст. / Вяч. Иванов. М., 1916.
  60. , Е. Блок после Октября: (Идейное самоопределение и особенности творческого развития) Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук / Е. Иванова. М., 1993.
  61. , С. П. Куликовская битва как «символическое событие» (цикл «На поле Куликовом» Блока и роман «Петербург» Андрея Белого) Текст. / С. П. Ильев // Александр Блок: Исследования и материалы. -Л., 1991.
  62. , Н. Заглавие художественного произведения: структура, функция, типология (на материале русской прозы XIX XX в.) Текст.: автореф. дис. канд. филол. наук / Н. Кожина. — М., 1986.
  63. Юб.Колядич, Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра Текст. / Т. М. Колядич. М., 1998.
  64. , Б. О. Практикум по изучению художественного произведения Текст. / Б. О. Корман. Ижевск, 1977.
  65. , А. Разочарования и предчувствия Текст. / А. Крайний // Русская мысль. 1910. — № 12. — С. 13 — 18.
  66. Ш. Краснова, Л. В. Поэзия А. Блока: (К проблеме концептуальности поэтических форм) Текст.: дис.. д-ра филол. наук / Л. В. Краснова. -М., 1991.
  67. , Л. В. Поэтика Александра Блока Текст. / Л. В. Краснова. -Львов, 1973.
  68. Критика русского символизма Текст.: в 2 т. М., 2002.
  69. М.Крук, И. Поэзия Александра Блока Текст. / И. Крук. М., 1970.
  70. И6.Куприяновский, П. Доверие к жизни Текст. / П. Куприяновский. -Ярославль, 1981.-С. 133.
  71. , А. Архив А. П. Перцова Текст. / А. Лавров // Ежегодник Пушкинского дома на 1973 год. Л., 1976.
  72. , П. Философия и социология Текст. / П. Лавров. М., 1965.
  73. , Н. Л. Движение времени и законы жанра Текст. / Н. Л. Лейдерман. Свердловск, 1982.
  74. , Ю. М. В школе поэтического слова Текст. / Ю. М. Лотман. -М., 1988.
  75. , О. Сектантство и старообрядчество в творческом восприятии А. Блока: дис.. канд. филол. наук / О. Любимова. -СПб., 1998.
  76. , Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока Текст. / Д. М. Магомедова. М.: Мартин, 1997.
  77. , Д. М. Две интерпретации пушкинского мифа о бесовстве (Блок и Волошин) Текст. / Д. М. Магомедова // Московский пушкинист. М., 1995. — Вып. 1.
  78. , С. На Парнасе Серебряного века Текст. / С. Маковский. М.: ИД «XXI век — Согласие», 2000.
  79. , Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока Текст. / Д. Е. Максимов. JI.: Советский писатель, 1981.
  80. , Д. Е. Русские поэты начала века Текст. / Д. Е. Максимов. -Л., 1986.
  81. Машбиц-Веров, А. Русский символизм и путь Александра Блока Текст. / А. Машбиц-Веров. Куйбышев, 1969.
  82. , П. Драмы и поэмы А. Блока. Из истории их создания Текст. / П. Медведев. Л., 1928.
  83. , Е. М. Поэтика мифа Текст. / Е. М. Мелетинский. М., 1995.
  84. , Д. Л. Толстой и Ф. Достоевский. Вечные спутники Текст. / Д. Л. Мережковский. М., 1995.
  85. , Д. Собрание сочинений Текст.: в 4 т. / Д. С. Мережковский. М., 1990.
  86. , В. В. «Снежная маска» и «Двенадцать» (К вопросу о святочных мотивах в творчестве Блока) Текст. / В. В. Мерлин // Блоковский сборник. Тарту, 1985. — Вып. 6. — С.
  87. , П. Очерки по истории русской культуры Текст. / П. Милюков. СПб., 1905. — Ч. 2.
  88. Минц, 3. Г. Поэтика Александра Блока Текст. / 3. Г. Минц. СПб.: Искусство — СПб., 1999.
  89. Минц, 3. Блок в полемике с Мережковскими Текст. / 3. Минц //Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики: Блоковский сборник. Тарту, 1981. — Т. 4.
  90. Минц, 3. Г. Лирика Александра Блока (1898−1906). Спецкурс Текст.: лекции для студентов заочного отделения / 3. Г. Минц. Тарту, 1965. — Вып. 1.
  91. , Ал. Поэтический мир Блока Текст. / Ал. Михайлов // В мире Блока. М., 1981.
  92. Московитянин Текст. М., 1847. — Ч. 2.
  93. , К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов Текст. / К. Мочульский. М.: Республика, 1997.
  94. , В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века (А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский) Текст. / В. В. Мусатов. М., 1990.
  95. , Ю. Размышления о рассказе Текст. / Ю. Нагибин. М., 1964.
  96. , А. Блока и актуальные проблемы поэтики : Блоковский сборник IV Текст. / отв. ред. 3. Г. Минц. Тарту 1981.
  97. , Е. А. Функциональная роль сравнения в стихотворных идиостилях различных типов Текст. / Е. А. Некрасова // Бакина, М. А. Эволюция поэтической речи XIX—XX вв. Перифраза. Сравнение / М. А. Бакина, Е. А. Некрасова. М., 1986.
  98. , Ж. Александр Блок во Франции Текст. / Ж. Нива // Александр Блок: новые материалы и исследования. М.: Наука, 1993.
  99. , Ю. Методология комплексного изучения художественного произведения Текст. / Ю. Нигматулина. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976.
  100. , Е. Мемуары в творчестве Льва Толстого (роль традиции мемуаристики в произведениях писателя) Текст. / Е. Николаева. -М., 1993.
  101. , Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы Текст. / Н. А. Николина. М., 2002.
  102. , Е. Ф. Поэтическое искусство Блока Текст. / Е. Ф. Никтина и С. В. Шувалов. М., 1926.
  103. , Ф. Так говорил Заратустра Текст. / Ф. Ницше. М., 1991. -Кн. 1.1660 Блоке Текст.: сб. М., 1929.
  104. Образное слово А. Блока Текст.: сб. статей. М., 1980.
  105. , В. Александр Блок. Очерк творчества Текст. / В. Орлов. М., 1956.
  106. , В. Н. Поэма Александра Блока «Двенадцать» Текст. /В. Н. Орлов.-М., 1962.172.0рлов, В. Пути и судьбы Текст. / В. Орлов. Л., 1971.
  107. , Вл. Гамаюн. Жизнь Александра Блока Текст. / Вл. Орлов. -Л., 1978.
  108. Пайман, Аврил. История русского символизма Текст. / Аврил Пайман. М., 1998.
  109. , П. Роль документа в организации художественного целого Текст. / П. Палиевский // Роль документа в организации художественной формы социалистического реализма. М., 1971. — Т. 1.-С. 385−421.
  110. , С. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970−1980-х гг. В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, B.C. Маканин) Текст. / С. Перевалова. — Волгоград, 1997.
  111. , Е. М. Портрет и личность Текст. / Е. М. Петровская // Collegium. Киев, 1998. — № 3.
  112. , Л. Из творческих связей Ал. Блока и А. Белого в период «Распутий» Текст. / Л. Пильд // Блоковский сборник. VI. Блок и его окружение / под ред. или сост. Тарту: Изд-во, 1985.
  113. , И. П. Роман в стихах «Возмездие» в художественной системе А. Блока Текст.: автореф. канд. филол. наук / И. П. Поборчая. Киев, 1989.
  114. , М. Вопросы поэтики и художественной семантики Текст. / М. Поляков. М., 1986.
  115. , А. А. Из записок по русской грамматике. Об изменениях значения и заменах существительного Текст. / А. А. Потебня. М., 1968.-Т. 3.
  116. , Д. Проза А. Блока. Стилистические проблемы Текст. /Д. Поцепня.-JI., 1976.
  117. , М. Слушайте революцию. Поэзия Александра Блока советской эпохи Текст. / М. Пьяных. М.: Просвещение, 1980.
  118. , Г. Поэмы Александра Блока Текст. / Г. Ременик. М.: Советский писатель, 1959.
  119. , Э. История первых веков христианства Текст. / Э. Ренан. М.: Советский писатель, 1991.
  120. , И. Муза А. Блока Текст. / И. Роднянская // Новый мир. -1980.-№ п.
  121. , В. В. Апокалипсис нашего времени Текст. / В. В. Розанов. -М., 1990.
  122. , К. И. Синтаксические особенности публицистической речи Текст. / К. И. Ротова. Л., 1975.
  123. B. В. Агеносова. М.: Про-Пресс, 1997.
  124. , Н. Т. Теория автора и проблемы художественной действительности Текст. / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев. Воронеж, 1994.
  125. , Л. Дантов код русского символизма Текст. / Л. Силард // Материалы комиссии славяно-романских исследований. -Будапешт, 1984.
  126. , Л. Жанровые проблемы символистской прозы (Роман и математика) Текст. / Л. Силард // Hungaro-Slavica. Budapest, 1988. -С.241−263.
  127. , Н. Некрасов в поэтическом мире Александра Блока и Андрея Белого Текст. / Н. Скатов // Некрасов. Современники и продолжатели. Очерки / Н. Скатов. Л., 1973.
  128. , И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем Текст. / И. П. Смирнов. М., 1977.
  129. , Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока Текст. / Б. Соловьев. М., 1963.
  130. , В. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / В. Соловьев. -СПб., 1902.
  131. Текст: Структура и функционирование Текст.: сб. научных статей. -Барнаул, 1994.
  132. , А. Жанры периодической печати Текст. / А. Тертычный. -М., 2004.
  133. , Л. Александр Блок Текст. / Л. Тимофеев. М., 1946.
  134. , А. Проблемы жанровой эволюции художественно-документальной прозы 1970−1990-х гг. Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Тоне. М., 1999.
  135. Труды научной конференции, посвященные изучению жизни и творчества А. А. Блока, май 1962 Текст. Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1964.
  136. , А. Александр Блок Текст. / А. Турков. М., 1969.
  137. , Ю. Сочинения Текст.: в 2 т. / Ю. Тынянов. JL, 1994.
  138. , В. И. Архитектоника эстетического дискурса Текст. / В. И. Тюпа // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. -СПб., 1995.
  139. , Г. Поэтика русского реализма Текст. / Г. Фридлендер. -Л., 1971.
  140. , Л. Русская революция и А.А. Блок как историк Текст.1. Л. Черепнин. М., 1976.
  141. , К. Современники Текст. / К. Чуковский. М., 1963.
  142. , К. И. Книга об Александре Блоке Текст. / К. И. Чуковский. Paris, 1976.
  143. , Г. Покрывало Изиды Текст.: критические очерки /Г. Чулков.-М., 1909.
  144. , Г. Н. Русские писатели Текст.: библиографический словарь / Г. Н. Шелагурова. М., 1990.
  145. , Г. О лирической композиции Текст. / Г. Шенгели // Проблемы поэтики: сб. статей / под ред. В. Я. Брюсова. М. — Л., 1925.
  146. , Ю. А. Пушкинские реминисценции в стихотворении А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» Текст. / Ю. А. Шичалин // Жанр и проблема диалога. Махачкала, 1982.
  147. , В. Избранное Текст.: в 2 т. / В. Шкловский. М., 1983.
  148. , С. «Двенадцать» А. Блока Текст. / С. Шмут // Новый мир. -1959.-№ 1. С. 49−57.
  149. , Б. М. О прозе. О поэзии Текст.: сб. статей / Б. М. Эйхенбаум. Л., 1986.
  150. , М. Парадоксы новизны Текст. / М. Эпштейн. М., 1988.
  151. , Л. П. Язык и его функционирование Текст.: избранные работы / Л. П. Якубинский. М., 1986.
Заполнить форму текущей работой