Уильям Каллен Брайант: поэзия и поэтика
Новейшие труды по истории американской поэзии отводят Брайанту значительное место. Б. Даффи, автор книги «Поэзия в Америке. Выражение и его ценность во времена Брайанта, Уитмена и Паунда» (1978), рассматривает Брайанта и Эмерсона как представителей важного этапа в истории американской поэзии. К числу наиболее интересных современных работ, содержащих анализ лирики Брайанта, можно отнести… Читать ещё >
Содержание
- I. ВВЕДЕНИЕ
- II. ГЛАВА IIЕРВАЯ. ТРАДИЦИИ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ БРАЙАНТА
- 1. ¦ Брайант и традиции английской поэзии ХМ века
- 2. О традиции Вордсворта в лирике Брайанта
- III.
- ГЛАВА ВТОРАЯ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПОЭЗИИ БРАЙАНТА
- 1. Брайант и нативизм
- 2. Путь человека в философской лирике Брайанта
- 3. Политическая лирика Брайанта
- IV. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. БРАЙАНТ — КРИТИК И ТЕОРЕТИК ПОЭЗИИ
- 1. Поэтическая теория Брайанта
- 2. Брайант об американской и европейской поэзии. 149 У
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- VI. БИБЛИОГРАФИЙ
Уильям Каллен Брайант: поэзия и поэтика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Творчество Уильяма Каллена Брайанта (1794−1878) — существенное явление в истории американской поэзии, эстетической мысли, критики и журналистики. Его деятельность носила многоаспектный характер. Он является автором прозаических сочинений — очерков, новелл, путевых заметок, критических статей, направленных на развитие национальной литературы в стране, теоретических статей, заложивших основы романтической поэтики в США и способствовавших распространению идей романтической философии и эстетики.
Особого упоминания заслуживают труды Брайанта-переводчика. Романтики всего мира, уделявшие большое внимание национальному своеобразию искусства, как известно, активно занимались художественным переводом. В Америке Брайант на этой стезе был предшественником Лонгфелло. Он прекрасно владел искусством перевода и сделал достоянием соотечественников многие стихи немецких романтиков (Уланда, Мюллера), французских и испанских лириков средневековья, религиозных поэтов Испании. В США Брайант был первооткрывателем латиноамериканской поэзии: он переводил стихи кубинца Х. М. Эредиа, мексиканца Х. Р. Морено, колумбийца Р.Помбо. Наибольшую славу Брайанту-пере-водчику принесла его работа над поэмами Гомера. Его переводы «Илиады» (1870) и «Одиссеи» (1871−1872) относятся к числу крупнейших достижений переводческого искусства американских поэтов-романтиков, наряду с переводами «Божественной комедии» Лонгфелло и «Фауста» Б.Тейлора.
На протяжении более половины столетия американской истории, полной кризисов, разительных изменении в экономической, социальной, политической структуре США, Брайант занимал пост редактора одной из влиятельнейших газет, нью-йоркской «Ивнинг пост», и сделал ее «выразительницей самых передовых либеральных воззрений своего времени» [213, 277]. Воздействие Брайанта на общественную жизнь страны было весьма ощутимым. Он был буржуазным демократом. В основе его идеалов лежат теория естественного права, христианский гуманизм — система представлений, закрепленных в Декларации независимости и Конституции США. Романтическая теория равенства, свойственная романтикам вера в могущество человеческой личности, в способность человека к совершенствованию заставляли Брайанта превыше всего ставить свободу личности и отстаивать свободу во всех сферах жизни и деятельности — свободу мысли, слова, труда, землепользования. Социально-экономические взгляды Брайанта, его представление о демократии не лишены некоторой наивности. Однако, характеризуя особый демократизм его мировоззрения, Р. Блэнкеншип подчеркивает, что «он всегда мыслил с позиций фермера и труженика» [263, 265]. ВЛ. Паррингтон назвал Брайанта «беспощадным критиком подымавшегося капитализма» [213, 28б]. В начале XX века известный историк А. Невинс отмечал: «Брайант привнес в свою редакторскую деятельность культуру, какой американская журналистика не видела ранее и не превзошла с тех пор» [347, 34б].
Своеобразие места У. К. Брайанта в истории американской культуры определяется переходным характером его мировоззрения и творчества, его идей в социально-политической, философской, религиозной и эстетической сферах. Сам тип его деятельности и творчества свидетельствует о наличии глубоких национальных корней. В этом отношении он был действительно значительным поэтом. В. Г. Белинский писал: «Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества «[137, 502]. Творчество Брайанта — это сугубо американское явление, расположенное на стыке ключевых направлений философской, политической, эстетической мысли США. Ф. Стовалл отмечал, что «Уильям Каллен Брайант <.>был не только связующим звеном между ХУШ и XIX веками, но и исключительно совершенным представителем американского духа на всех стадиях его развития» [392, 34] .
В политическом отношении переходный характер позиции Брайанта проявился в решении всех важнейших проблем современности. Продолжая традиции американского либерализма, связанные с деятельностью первых бунтарей против новоанглийской теократии, квакеров и унитарианцев, Брайант разделял многие идеи Торо и Уитмена, однако крайние формы радикализма и политического оптимизма были ему чужды. Пафос общественной деятельности редактора «Нью-Йорк ивнинг пост» заключался в защите прав личности от тирании государства и диктата «толпы». Борьба против духовного деспотизма имела в Америке давние корни. Она была начата еще в 30-е годы ХУЛ века выступлениями Э. Хатчинсон, Р. Уильямса, Дж. Уилрайта в защиту духовной свободы. В 30-е годы XIX века, в период бурного расцвета политической демагогии, духовный конформизм, раболепное преклонение перед «общественным мнением» сделались опаснейшим явлением. В. Ирвинг изобрел термин «толпократия». О тирании мнения толпы писали Дж.Ф.Купер в сатирических произведениях «Моникины» и «Дома», Э. По в новеллах «Mellonta Tauta» и «Разговор с мумией». Аналогичную позицию последовательно отстаивал и Брайант. Убежденный в суверенности человеческой личности и ее способности к совершенствованию, он, подобно Джефферсону, считал лучшим правительством то, которое правит как можно меньше, но едва ли мог бы повторить утверждение Торо в речи, известной под названием «О гражданском неповиновении»: «Лучшее правительство то, которое не правит вовсе» [23, 335]. Критикуя многие действия администрации, законы и установления с точки зрения «высшей справедливости» и «естественного права» Св противовес политической или экономической «целесообразности»), Брайант, вместе с тем, в отличие от Торо, не проповедовал абсолютного отказа сотрудничать с государством, не призывал к «бескровной революции». Правда, его растущее разочарование в американской демократии привело к тому, что во время последних на его веку президентских выборов он не пожелал принять участие в голосовании. Стремление отстоять права личности в государственной системе определило позицию Брайанта, публициста и общественного деятеля, в вопросах свободы слова, торговли, профсоюзов, рабства и др. При этом он, однако, не был сторонником индивидуализма и анархизма.
Пограничность положения Брайанта проявилась и в его религиозных верованиях. Религия, несомненно, была весьма значительным компонентом его мировоззрения, однако его религиозная вера не может быть определена однозначно. Не случайно у исследователей нет единодушия в установлении принадлежности Брайанта к той или иной церкви. Ряд парадоксов, отражающих противоречивость этой стороны мировоззрения Брайанта, удачно сформулировал Г. М. Джонс: «Этот самый протестантский из поэтов однажды сказал жене, что, по его мнению, добрый католик так же хорош, как и добрый кальвинист. Он воспитывался в пресвитерианской общине, но не был крещен до шестидесяти четырех лет. Он был унитарианцем, который верил в божественную сущность Христа» [ 318, 29].
В поэзии Брайанта воплощены как идеи протестантизма, так и пантеистические воззрения, характерные для романтической философии и сближающие этого автора с Шеллингом и трансценденталистами. В некоторых стихотворениях Брайанта звучат отголоски пуританской веры в высший промысел («К водяной птице», «Людная улица»), но при этом он склонен был верить в суверенность человеческой личности, ее ответственность за свои поступки.
Наряду с пуританством, большое влияние на формирование мировоззрения поэта оказало унитарианство. Брайант был знаком с трудами У. Э. Чаннинга, высоко ценил их и с сочувствием цитировал (например, в «Лекциях о поэзии»). Современный исследователь американской поэзии Б. Даффи обоснованно подчеркивает значение унитари-анства для Эмерсона и Брайанта, хотя первый быстро отошел от уни-тарианской церкви, а второй был принят в ее лоно лишь в преклонном возрасте [295, 7]. Религиозные убеждения романтиков часто не укладывались в рамки какой-либо одной религиозной доктрины. Один из первых представителей романтического направления в США, Брайант в этом отношении — фигура типичная, хотя его отход от канонов протестантизма не был столь решительным, как у его младших современников Эмерсона и Торо.
В области художественного творчества пограничность положения Брайанта связана главным образом с переходом от прямого подражания английской литературной традиции, характерного для поэзии США конца ХУШ-начала XIX века, к ее творческому усвоению, к формированию подлинно самобытной лирики, и с движением от эстетических систем эпохи Просвещения к новым, романтическим принципам осмысления и изображения действительности. Национальное своеобразие поэзии Брайанта не вызывает сомнений. Вместе с тем известное определение «американский Вордсворт» не лишено некоторых оснований, тогда как подыскать подобное для Эмерсона, Уитмена или Эмили Ди-кинсон едва ли возможно, что свидетельствует о более тесной связи Брайанта с традицией английской поэзии, о его пограничной позиции.
Творческий метод Брайанта носит в известной мере переходный характер, что проявилось и в теоретическом решении проблем художественного творчества, и в поэтической практике. Брайанту чужды крайности романтического индивидуализмаего связи с эстетикой Просвещения явственно ощутимы в решении вопросов о роли традиции, о разграничении поэзии и прозы, о соотношении искусства и науки (ср. их «мирное сосуществование» в эстетике Брайанта и «Сонет к Науке» Э. По).
Черты переходности во многом определяют своеобразие поэтической системы Брайанта, Утверждая родство человека и природы, он не был склонен к пантеистическому разрушению преграды между личностью и миром природы — речь шла о тесной связи, о сокровенной близости, но не о «растворении» — границы, разделяющие «я» и «не-я», всегда обозначены достаточно четко. Постоянно проводя аналогии между явлениями мщ) а природы и духовной сферы, Брайант оказывается на грани между дидактической поэзией прошлого, пуританским трансцендентально-эмблематическим истолкованием природы и неоплатоническим романтическим символизмом Эмерсона. Некоторая дидак-тичность поэзии Брайанта, определенная робость в применении ассоциативного принципа, меньшая смелость образотворчества, меньшая метафоричность, относительная «бледность» поэтического языка делаются очевидными при сопоставлении его стихотворений с творчеством более поздних поэтов-романтиков США — Эмерсона и По, Уитмена и Эмили Дикинсон. Брайант, безусловно, архаическая фигура среди американских романтиков, но он был пионером, открывшим новые пути в поэзии. Исследование его творчества в контексте романтической поэзии США убеждает в том, сколь многим ему обязаны блистательные преемники. Все они признавали значение его художественных исканий для своего творчества, для культуры страны в целом.
В старости Брайант с никогда не изменявшей ему скромностью, определяя свое место среди собратьев по перу, уподобил себя человеку, который нес фонарь в темноте, освещая дорогу другим, но наступило утро, и фонарь больше не нужен: его робкий свет теряется в лучах восходящего солнца. Даже если не оспаривать соотношения таланта и достижений поэта-первопроходца и его последователей, которое присутствует в этом сравнении, можно увидеть в нем, сколь велики заслуги Брайанта перед романтическим движением в США.
Признанный патриарх американской литературы, один из «великой троицы», наряду с Ирвингом и Купером, Брайант рано приобрел известность и авторитет. Первые его сборники получили одобрительную оценку ведущих критиков США — У. Филлипса, Х. СДегарэ, У.Дж. Снеллинга. Не одну рецензию посвятил его творчеству Э. По Г115- 116- 117- 118], отметивший в 1837 году, что репутация Брайанта и в США, и за рубежом превосходит репутацию любого другого американского поэта [l17, 268].
Брайант был первым поэтом США, завоевавшим международное признание, хотя и не столь широкое, как Ирвинг и Купер. Уже в 1824 году «Ретроспектив ревью» отводил Брайанту первое место «на американском Парнасе» [273, 160−1Ы]. Изданные в Лондоне «Стихотворения» Брайанта (1832) удостоились похвальной, хотя и сдержанной рецензии Дж. Уилсона в авторитетном «Блэквудз Эдинбург мэгэзин». Ранее других американских поэтов его начали переводить на немецкий язык, и среди его переводчиков были такие крупные лирики, как Фрейлиграт. По наблюдениям исследователей восприятия американской литературы во Франции и Германии, Брайант был известен там уже в начале 1830-х годов и считался крупнейшим из поэтов США [336, 54−55- 369, 54- 369, 60−6l],.
Характерно, что многие критики как на родине поэта, так и за рубежом, остро ощутили национальный колорит лирики Брайанта и увидели в этом особое достоинство его творчества. Купер считал его «настоящим американским автором». Эмерсон в речи, посвященной семидесятилетнему юбилею поэта, подчеркивал оригинальность его творчества и оспаривал правомерность отнесения его к той или иной литературной школе, утверждая, что Брайант никогда не напоминал ему ни Голдсмита, ни Вордсворта, ни Байрона: «Я находил его всегда оригинальным — правдивым живописцем лика своей страны и выразителем чувств своего собственного народа» [94, II,.
21 б]. Ирвинг подчеркивал национальную самобытность поэзии Брайанта в предисловии к английскому изданию его стихотворений (1832). В статье о Брайанте в «Энциклопедии американской литературы» братьев Дайкинк сказано: «В его стихах мы дышим американским воздухом и видим американскую природу, и их вдохновляет идеал „простой жизни и высоких мыслей“, который должен лежать в основе аме-канского духа» [92, 901]. Дайкинки не случайно цитируют Торо, определяя своеобразие лирики Брайанта. Уитмен писал: «В строках Брайанта как бы забился поэтический пульс огромной страныон воспевает реки, леса, в его стихах веет ветер открытых просторов, они дышат ароматом полевых трав, виноградников, берез» [22, 353] •.
Немецкий критик Й. Шмидт находил в поэзии Брайанта больше «национального содержания», чем в творчестве его коллег [зб9, 54]. Аналогичную мысль высказывали и другие обозреватели американской лирики в Германии [зЮ, 15]. Национальный колорит поэзии Брайанта отмечал в середине XIX века французский литературовед Ф. Шаль [278, 291] • В России глубоко национальный характер творчества Брайанта подчеркивал Гр. Данилевский, противопоставляя его в этом отношении другим лирикам США: «Он поэт уже вполне национальный, Американский <. > И творения его народны не по одним предметам или вымыслу, народны они и по своему духу, идеям. Они полны сочувствия к человеку <.> Природа и нравы его отчизны под его пером истинно увлекательны» [78, 1040 ]. Национальное своеобразие поэзии Брайанта отмечал и выдающийся русский историк литературы Н.В.Гер-бель: «. главным достоинством поэзии Брайанта останется навсегда преобладающий в них специально-американский тон, заслуживший ему совершенно справедливо славу первого американского поэта своей родины» [77, 362].
Другое качество поэзии Брайанта, которое привлекало внимание критиков, — это ее демократический характер. Он вызывал особое одобрение младоамериканцев как человек, близкий к ним по своим политическим убеждениям, «поэт-республиканец», подобный Мильтону, Данте, Бернсу, Беранже, Шиллеру, как создатель поэзии «для народа» [387, 20- 387, 62- 387, 104−105]. Журнал «Молодой Америки» «Демокрэтик ревью» опубликовал две специальных статьи о БрайантеП. Годвина и Г. Такермана — и провозгласил Брайанта величайшим американским поэтом. Первый том запланированной лидером «Молодой Америки» Э. Дайкинком серии «Домашняя библиотека» составили произведения Брайанта («Белоногая лань», 1844). Народность поэзии Брайанта, доступность его лирики привлекали редакторов английских демократических изданий, подобных «Пенни мэгэзин», которые особенно охотно публиковали его стихи (303, 50]. Столь же охотно их печатали чартистские газеты и журналы.
В конце XIX-начале XX веков Брайант сохранял популярность как у себя на родине, так и в Англии. По свидетельству К. Годеса, специалиста в области англо-американских литературных связей, за последние два десятилетия XIX века в Великобритании появилось 15 изданий произведений Брайанта [303, 46]. Дк.Б.Хаббел приводит данные анкетирования, организованного в 1900 году журналами «Игл» (Бруклин) и «Таймз» (Миннеаполис) для выяснения популярности американских литераторов у широкого читателя, согласно которым Брайант оказался соответственно на третьем (после По и Дж. Эдвардса) и на четвертом (после Эдвардса, По и Готорна) месте, опередив Ирвинга, Лонгфелло и Эмерсона [з15, 94]. Авторы трудов по истории американской поэзии, выходивших на рубеже XIX—XX вв.еков (например, Э. К. Стедмэн и Дж.Л. Ондердонк) отводили Брайанту важное место [l26, 352].
В первые десятилетия XX века поэтическая «революция», «открытие» более ярких и оригинальных фигур Уитмена, Дикинсон, Эмерсона-лирика, недооцененных современниками, привели к некоторому ослаблению интереса к «поэтам домашнего очага», как называли Брайанта, Лонгфелло, Уиттьера, Лоуэлла и Холмса, нередко игнор1фуя их принципиальное отличие друг от друга. Их творчество показалось многим наивным и архаичным. Впрочем, и тогда появлялись интересные работы, посвященные поэзии Брайанта, в частности критико-биографический очерк У. Брэдли, содержащий тонкий анализ некоторых стихотворений поэта [86 ], и глава о нем в «Кэмбриджской истории американской литературы», написанная увлеченно и талантливо У. Э. Леонардом [101].
30-е годы XX века ознаменованы важным событием в судьбе творческого наследия Брайанта — выходом в 1935 году представительного издания его избранных поэтических и прозаических произведений [42], подготовленного и прокомментированного Т. Мак Дауэллом, который, кстати, является также автором раздела о Брайанте в «Литературной истории Соединенных Штатов Америки» (под редакцией Р. Спиллера) и ряда статей о различных этапах его деятельности. Оттенок снисходительности по отношению к Брайанту, Лонгфелло и Уиттьеру, характерный для критических статей первых десятилетий XX века, сохранялся еще и в 50-е годы, в связи с чем авторы некоторых работ, написанных в этот период, ставят перед собой задачу своеобразной «реабилитации» поэтов-патриархов. (См., например, книгу Дж. Армса, которая носит характерный подзаголовок «Новый взгляд на Брайанта, Уиттьера, Холмса, Лоуэлла, Лонгфелло» [250].) В сущности говоря, ненужная снисходительность к этим поэтам проистекает из недостатка историзма, который приводит критиков к недооценке их творческого вклада в развитие американской литературы. Так, Э. Фассел, уже в более позднее время, произвольно выстраивает линию национальной традиции (По, Уитмен, Паунд, Элиот, Уильяме), схематически разделяет поэтов США на «конформистов» (Брайант) и «новаторов» (Уитмен) и противопоставляет их друг другу, игнорируя реальный факт исторической преемственности, недооценивая роль Брайанта и прямо искажая, в угоду своей концепции, отдельные положения его эстетиче.
— 13 ской теории [301, 14- 301, 113−114].
Не преувеличивая литературных достижений Брайанта, который, безусловно, не может считаться поэтом первой величины, равным Уитмену, необходимо отчетливо представлять себе его вклад в развитие поэзии США, особенно заметный на фоне современной ему лирики. В целом нельзя сказать, что американская критика обходит вниманием патриарха национальной поэзии. В общих трудах по истории американской литературы, критики, журналистики его творчество непременно учитывается, однако специальных работ, посвященных его творчеству, немного. Преобладают критико-биографические исследования. Двухтомная биография Брайанта была написана его коллегой и родственником, издателем его поэзии и прозы П. Годвином [94]. Она является фактологической основой всех последующих жизнеописаний. Жизненный и творческий путь Брайанта прослеживает в своей книге о нем еще один его соратник по журналистской деятельности Дж.Биглоу. [85]Наиболее основательное и авторитетное из современных биографических исследований принадлежит перу Ч. Г. Брауна [88]. Деятельность Брайанта-редактора рассматривается в книге А. Невинса о газете «Ив-нинг пост» [347] и в монографии К. С. Джонсона [97].
Предпринимались попытки изучения частных проблем творческого метода поэта, например, его связей с шотландской ассоциативной школой, с живописью «гудзонцев» I96- 123]. В диссертации Н.Ф.Кристен-сена рассматривалась поэтическая образность Брайанта [90]. Комментировались отдельные произведения: «Танатопсис», «К водяной птице» и «Прерии» [89- 127- 109- 107- 91].
Новейшие труды по истории американской поэзии отводят Брайанту значительное место. Б. Даффи, автор книги «Поэзия в Америке. Выражение и его ценность во времена Брайанта, Уитмена и Паунда» (1978), рассматривает Брайанта и Эмерсона как представителей важного этапа в истории американской поэзии [295]. К числу наиболее интересных современных работ, содержащих анализ лирики Брайанта, можно отнести монографию А. Мак Лина [108] и книгу Д. Ринджа, посвященную анализу стиля трех ранних романтиков США — Ирвинга, Купера и Брайанта — и акцентирующую внимание на их связи с эстетикой Просвещения, на пространственно-временных характеристиках их художественного мира [377]. Интересная работа А. Мак Лина, на концепцию кото-того опирается в отдельных разделах своей диссертации о Брайанте Л. П. Юрьева, содержит, однако, ряд положений, вызывающих несогласие. Таковы, например, неофрейдистские попытки Мак Лина обнаружить в отдельных стихотворениях Брайанта отсутствующий в них сексуальный подтекст [l08, 54−55]. Не представляется плодотворным намерение Мак Лина положить в основу своего анализа поэзии Брайанта идею об эклектическом характере его творчества, о «раздвоенности» его поэтического голоса [Ю8, 109- 108, 131].
Изучение творчества Брайанта все еще далеко от завершения. Некоторые факты, кажущиеся известными, например, связь его поэзии с пуританской традицией, влияние на него английской лирики, чаще констатируются, чем исследуются. Существует немало спорных вопросов, касающихся творческого метода поэта. Автор библиографического очерка о Брайанте Дж.Э.Рокс в обзоре критических исследований, посвященных его творчеству, отмечал недостаточное количество общих работ оценочного характера: «Несмотря на прекрасное обобщение его карьеры, его тем и поэтических приемов, не было завершено ни одного действительно масштабного, значительного критического труда, за возможным исключением замечательного тома Мак Лина из серии «Писатели Соединенных Штатов Америки» «[122, 49].
Советскому читателю поэзия Брайанта, в отличие от творчества Уитмена, По, Лонгфелло, почти не известна, что обусловливает необходимость более подробного комментария отдельных произведений в диссертации. Более широкую возможность соприкосновения с его лирикой дает включающая десять его стихотворений представительная антология «Поэзия США» (1982), составленная А. М. Зверевым, которая знаменует новый уровень знакомства наших читателей с американской поэзией [20]• В советском литературоведении творчество Брайанта изучено мало. Помимо лаконичных статей А. Я. Сергеева в КЛЭ и БСЭ [80, 81], ему отведены небольшие разделы в отдельных трудах по истории американской литературы и американского романтизма, по истории зарубежной литературы XIX века [79- 200- 177- 193- 173]. В 1983 году была защищена кандидатская диссертация Л. П. Юрьевой «Творчество У. К. Брайента и становление американской поэзии (К вопросу о специфике американского романтизма)» [83], автор которой сосредоточивает свое внимание на решении темы природы и темы истории в поэзии Брайанта, на его связи с идеями Берка и Элисона и эстетическими принципами Гудзонской школы.
Подавляющее большинство критических работ Брайанта, проясняющих его эстетическую позицию и в значительной мере определяющих его влияние на литературный процесс, не изучалось советскими литературоведами. В силу необходимости автор настоящей диссертации должен был обратиться к материалам, доселе не привлекавшим к себе внимания советских американистов, а в некоторых случаях и зарубежных (в том числе американских) историков литературы.
В настоящей диссертации предметом исследования является творческое наследие Брайанта, его поэтические произведения и критические работы. Целью диссертационной работы является изучение поэзии и поэтики Брайанта, его критической деятельности, а также опреде-ние места и роли Брайанта в истории американской национальной поэзии, рассматриваемой в контексте острой общественно-политической и литературной борьбы эпохи. Новизна диссертации обусловлена тем, что она является по существу первой в советском литературоведении попыткой комплексного, целостного монографического исследования поэтического творчества и критического наследия Брайанта, Анализируется своеобразие его поэзии и поэтики в свете выдвинутой концепции. На основании изучения разнообразных критических работ дается оценка деятельности Брайанта-критика, что позволяет расширить и уточнить представление о его эстетической программе и его вкладе в развитие американской критической мысли.
Один из зачинателей романтического движения в США, Брайант оказал большое влияние на его развитие в стране. Изучение творческого наследия Брайанта, предпринятое в диссертации, позволяет внести немаловажные коррективы в современные научные представления об историко-литературном процессе в США XIX века, раскрыть существенные аспекты становления и развития романтической поэзии и эстетики в США. В этом актуальность диссертации. Она подчеркнута тем, что именно в последние годы значительно возрос интерес советских американистов к литературе американского романтизма, о чем свидетельствует ряд монографий, статей и диссертаций, посвященных этой области, в частности статьи о романтической поэзии в США О. М. Кириченко [177] и А. М. Зверева [170], диссертация Л. П. Юрьевой [88].
Методологической основой настоящей диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма. В ходе исследования были использованы историко-литературный, системный и сравнительно-типологический методы.
Научно-практическая ценность работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при дальнейшем исследовании поэзии, эстетики и критики романтизма США, при составлении учебных пособий и чтении лекционных курсов, а также при подготовке спецкурсов и проведении спецсеминаров по истории американского романтизма и поэзии США.
Стремление к целостному анализу поэзии и поэтики Брайанта определяет структуру диссертации. В первой главе характеризуется влияние на лщзику Брайанта английской поэтической традиции. Во второй главе его поэтическое творчество исследуется в аспекте национального своеобразия. В третьей главе рассматривается поэтическая теория Брайанта и изучается его эстетическая концепция на материале критических работ, посвященных американской и европейской поэзии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Творчество У. К. Брайанта несет в себе сущностные особенности его исторической и литературной эпохи. Чтобы правильно оценить место Брайанта в истории американской поэзии, необходимо учитывать его непосредственное воздействие на литературный процесс в США XIX века и опосредованное влияние на национальную поэтическую традицию. Он был первым, кто доказал современникам возможность развития самобытной поэзии в стране, кто подтвердил на собственном опыте плодотворность опоры на национальный материал. Среди подражательного, сентиментального стихотворного моря появился настоящий поэт. Творчество Брайанта свидетельствует о достижении американской поэзией принципиально нового уровня.
Он был признанным учителем двух поколений американских лириков. Некоторые из них опередили его во многих отношениях, далеко продвинувшись. на путях, проложенных им, так что он не мог за ними последовать. Брайанта воспевали в стихах Хэллек, Уиттьер, Лоуэлл, Тейлор. Его отличал Эмерсон. Ему отдавал должное По, весьма критично настроенный по отношению к своим собратьям по перу. Лонгфелло вспоминал, сколь многим был ему обязан, и называл его своим учителем, переадресуя ему слова Данте, обращенные к Вергилию [ 94, II, 25]. Велико было влияние Брайанта на менее крупных поэтовР.Г.Дану-старшего, А. Б. Стрита, Дж. Вери, У. Чаннинга-младшего и др. Его звание «отца американской поэзии» имеет обоснование и в чисто практической области: он заботился о начинающих поэтах, поддерживал их. В этом плане важна его роль рецензента и редактора поэтических сборников. После его смерти Уитмен, скорбя об уходе «доброго, безупречного, благородного старого гражданина и поэта», вспоминал историю своего тридцатилетнего знакомства с Брайантом, подчеркивая, что тот был всегда «необычайно добр» к нему [75, 156;
75, 155].
Критики отмечали сходные черты мировидения Брайанта и Уитмена, их воображения, белого стиха, говорили о Брайанте как о предшественнике трансценденталистов, По, Лонгфелло в разных аспектах их деятельности. При всем отличии сдержанной, достаточно традиционной поэзии Брайанта от новаторской лирики Эмерсона, Уитмена, Эмили Дикинсон, нельзя не увидеть в нем их непосредственного предтечу. Творчество Брайанта имеет особое значение для развития натурфилософской лирики в США. Он открыл американцам принципиально новые способы восприятия и изображения природы. Его лирика лежит у истоков новоанглийской философской поэтической традиции. Видный современный исследователь американской поэзии Х. Г. Уэггонер писал, что его стихи «начинают новоанглийскую традицию в поэзии, которая получает свое лучшее выражение в Дикинсон, Робинсоне, Фросте и Роберте Лоуэлле» [405, 34]. Изучение поэтики Брайанта позволяет более глубоко понять некоторые существенные явления американской поэзии XX века, прежде всего творчество Фроста.
Лучшие поэтические творения Брайанта представляют не только историко-литературный, но и живой читательский интерес. Отдельные его стихи могут открыть нечто ценное и для нашего современника, о чем свидетельствуют, в частности, непрекращающиеся попытки истолковать то или иное произведение.
Творчество Брайанта находится у истоков прогрессивного, демократического направления в американской культуре, актуальность обращения к которому усиливается нынешней политической и идеологической ситуацией в США.
Вклад Брайанта в развитие американской литературы составляется из всех видов его многогранной деятельности в совокупности. Человек, наделенный сильным чувством гражданского долга, высокой принципиальностыо, он был незаурядной фигурой в общественной жизни страны. Он оказал разностороннее благотворное влияние на становление американской журналистики, стремился к повышению ее морального и литературного уровня.
Один из зачинателей романтического движения в США, Брайант был проводником романтической философии и поэтики. С его творчеством связан важный переворот в области поэзии и эстетической мысли. Сопоставление его поэзии с творчеством английских сентименталистов и Вордсворта, на опыт которых опирался Брайант в своих художественных поисках, позволяет выяснить меру его самостоятельности, новаторства, национальной самобытности. Анализ проблематики и поэтики Брайанта убеждает в глубоко национальном характере его творчества, который более полно выявляется при сравнении его лирики с творчеством трансценденталистов, Купера и других американских романтиков как в содержательном, так и в формальном отношении. Национальное своеобразие поэзии Брайанта состоит не только в обращении к национальному материалу (что само по себе имело огромное значение), но главным образом в основном эмоциональном тоне, в особой системе ценностей, в способе выражения поэтической мысли.
Брайант — поэт переходного периода. Стержнем его поэзии является понятие «пути». Метафоры «пути» пронизывают всю его лирику, определяя ее проблемно-тематический, образный и сюжетно-компози-ционный уровни.
Брайант — пионер нативизма в поэзии США. В его творчестве представлены все основные направления исследования национальной действительности. Деятельность Брайанта-нативиста способствовала проникновению национального содержания и национального самосознания в американскую поэзию.
Генетически лирика Брайанта восходит к пуританской традиции, подобно творчеству таких романтиков, как Готорн и Эмили Дикинсон. Пуританская традиция обусловила важные особенности ее проблематики и поэтики. Решение проблемы пути человека в мире в философской лирике Брайанта свидетельствует о том, что он был поэтом-гуманистом, никогда не терявшим веры в достоинство человека, несмотря на его слабость, убежденным в ответственности личности за свои поступки.
Политическая лирика Брайанта демонстрирует становление романтического метода в различных направлениях: идейно-тематическом, жанровом, стилистическом. Ее национальное своеобразие наиболее ощутимо в раскрытии теш свободы, в акцентировании нравственного аспекта политической проблематикириторический стиль ряда стихотворений Брайанта обнаруживает воздействие национальной традиции ораторского искусства. Оригинальной особенностью политической лирики Брайанта является сопряжение политической проблематики с темой природы, что позволяет достичь яркого художественного эффекта.
Брайант внес большой вклад в развитие национальной литературы не только как один из первых поэтов-романтиков США, но и как теоретик и критик, автор первых в стране работ о природе поэзии и сущности поэтического творчества. Если учесть общий любительский статус американской лирики первых десятилетий XIX века, низкий профессиональный уровень большинства стихотворцев тех лет, подражательность, несамостоятельность американской критики этого периода, значение эстетических поисков и критической деятельности Брайанта выступает особенно отчетливо. Он закладывал основы романтической поэтики. Дело, начатое им, продолжили По, Эмерсон, Уитмен. Брайант был одним из самых значительных (до По) критиков США. В эстетической концепции и критических установках Брайанта нашла выражение национальная специфика американского романтизма. Его многочисленные критические выступления были подчинены идее.
— 189 создания национальной литературы. Анализ критических работ Брайанта, для которых характерно стремление к демократизму, народности, взаимосвязанность литературных и политических идей, позволяет отметить близость его методологии литературно-эстетическим установкам «Молодой Америки». Ключевые категории, выражающие пафос критической деятельности Брайанта, — народность, естественность, искренность, простота, чувство, воображение — свидетельствуют о новом для США первых десятилетий XIX века критическом подходе. Его понимание целей и задач поэзии, система эстетических принципов, которыми он руководствовался в критической деятельности, при сопоставлении с работами других критиков США первой половины XIX века, дают основание говорить о раннем проявлении национального своеобразия американской эстетической мысли и литературной критики.
Уильям Каллен Брайант не был поэтом первой величины. Однако анализ его поэзии и поэтики убеждает в том, что его творчество знаменует важный этап в становлении национальной поэтической традиции США.
Список литературы
- Произведения основоположников марксизма-ленинизма
- Маркс К. Американский вопрос в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 15, с. 312−321.
- Маркс К. Гражданская война в Северной Америке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 15, с. 337−347.
- Маркс К. Гражданская война в Соединенных Штатах. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 15, с. 348−356.
- Маркс К. К критике положения в Америке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 15, с. 540−543.
- Маркс К. К событиям в Северной Америке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 15, с. 568−571.
- Маюкс К. Президенту Соединенных Штатов Аврааму Линкольну. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 17−19.
- Маркс К. Письмо Й. Вейдемейеру, 5 марта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 28, с. 422−428.
- Энгельс Ф. Приложение к американскому изданию «Положения рабочего класса в Англии». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 260−266.
- Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн. собр. соч., т. 29, с. 77−218.
- Байрон Дж. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда / Пер. с англ. В. Левика. М.: Худож. лит., 1973. — 224 с.
- Брайант В.- К. Лекции о поэзии. В кн.: Эстетика американского романтизма / Под ред. М. Ф. Овсянникова и др.- Сост., ком-мент. и вступит, статья А. Н. Николюкина. М., 1977, с. 32−67.
- Европейская поэзия XIX века. М.: Худож. лит., 1977. — 928 с.- (Б-ка всемир. лит.)
- Зенкевич М. Из американских поэтов. М.: Гослитиздат, 1946. -137 с.
- Кольридж С. Т. Стихи: Пер. с англ. М.: Наука, 1974. — 280 с.- (Лит. памятники)
- Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате. Уитмен У. Стихотворения и поэмы. Дикинсон Э. Стихотворения: Пер. с англ. М.: Худож. лит., 1976. — 526 с. — (Б-ка всемир. лит.)
- Мелвилл Г. Израиль Поттер. Пятьдесят лет его изгнания / Пер. с англ. И. Гуровой. М.: Худож. лит., 1966. — 303 с.
- Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый кит / Пер. с англ. И. Берн-штейн. М.: Худож. лит., 1967. — 607 с. — (Б-ка всемир. лит.)
- Поэзия английского романтизма: Пер. с англ. -М.: Худож. лит., 1975. 670 с. — (Б-ка всемир. лит.)
- Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу / Пер. с англ. 3. Е. Александровой. 2-е изд. — М.: Наука, 1979. — 456 с. — (Лит. памятники)
- Уитмен У. Избранные произведения. «Листья травы». Проза: Пер. с англ. М.: Худож. лит., 1970. — 415 с.
- Эстетика американского романтизма: Пер. с англ. / Под ред. М. Ф. Овсянникова и др.- Сост., коммент. и вступит, статья А. Н. Николюкина. М.: Искусство, 1977. — 464 с. — (История эстетики в памятниках и документах)
- American poems (1625−1892) / Ed. by W. С. Bronson. Chicago, 111.: Univ. of Chicago press, 1918″ - 669 p.
- American poetry / Ed. with introduction by A. B. De Mille. Boston etc. Allyn and Bacon, 1923. — 34−0 p.
- American poetry. Erom the beginning to Whitman / Ed. by L. Untermeyer. New York: Harcourt, Brace and со., 1931″ - 827 p.27* American romantics (1800−1860) / Ed. by V. W. Brooks. -Hew York* The Viking press, 1975″ 712 p.
- An anthology of American poetry. Lyric America. 1630-I94I. / Ed. by A. Ereymorg. Hew Yorki Tudor publishing company, 1941. — 675 p"
- Bryant W. C. The early poems of William Cullen Bryant / With biographical sketch by H. H. Dole. Hew York: Thomas Y. Сrowel1 and со. publishers, I893. — LXIV + 242 p.
- Bryant W. C. The embargo. Gainesville, Florida: Scholars fascimiles and reprints, 1955* - 77 p"
- Bryant W. C. Introduction. In: A library of poetry and song being choice selections from the best poets. Hew York, 1871, p. XXIII-XXXII.
- Bryant W. C. betters of a traveller- or, Notes of things seen in Europe and America. Hew York: G. P. Putnam and son, 1869″ - 442 p.33″ Bryant W. C. Orations and addresses. New York: G. P. Putnam1s sons, I873. — 393 p.
- Bryant W. C. Poems by William Cullen Bryant / Collected and arranged by the author. Philadelphia: A. Hart, late Carey and Hart, 1853. — 378 p.
- Bryant W. C. Poems by William Cullen Bryant / Collected and. arranged by the author. Hew York: D. Applet on andсо., I875. 390 p.
- Bryant W. C. Preface. In: Bryant W. C., Smith S. H.,
- Brook N. Scribner*s popular history of the United States. In 4 vols. Vol. 2. Hew York, 1898, p. IX-XXVI.39″ Bryant W. C. Preface. In: Picturesque America, or The land we live in / Ed. by W" C. Bryant. In 2 vols. Vol. I. Hew York, 1974, p. III-IV.
- Bryant W. C. Prose writings by William Cullen Bryant / Ed. by P. Godwin. In 2 vols. Hew York: Appleton and со., 1884. — Vol. I. 431 p. Vol. 2. 424 p.
- Bryant W. C. Eeminiscences of the «Evening Post». In: Bigelow J. William Cullen Bryant. Boston- Hew York, 1890, p. 312−342. — (American men of letters)
- Bryant W. C. Eepresentative selections / Ed. by T. McDowell. Hew York etc.: American book company, 1935″ - 428 p. — (American writers series)
- Bryant W. C. Selections from his poetry and prose / Ed. by S. Sillen. Hew York: International publishers, 1945. — 94 p.
- Bryant W. C. Simms. In: Hubbard E. Little journeys to the homes of famous people. Hew York, 1924, p. I4I-I66.
- Bryant W. C. Tales of Glauber-Spa. By several American authors. In 2 vols. Hew York: Garret press, inc., 1969. — Vol. I. 276 p. Vol. 2. 263 p. — (The American short story series)
- Bryant W. C., Thoreau H. D. Unpublished poems by Bryant and Thoreau. Boston: The bibliophile society, 1907. -28 p.
- Byron G. G. Selections. Moscow: Progress publishers, 1973. — 526 p.
- Channing W. E. The duty of the free states. The works of William Ellery Channing. 4th complete edition. Boston, 1845, vol. 6, p. 231−273•
- Channing W. E. Evidence of Christianity. The works of William Ellery Channing. 4th complete edition. Boston, 1845, vol. 3, P- 315−398.
- Channing W. E. The evidences of revealed religion. The works of William Ellery Channing. 4th complete edition. Boston, 1845, vol. 3, p. 105−136.
- Channing W. E. Likeness to God. The works of William Ellery Charming. 4th complete edition. Boston, 1845, vol. 3, p. 227−256.
- Channing W. E. Slavery. The works of William Ellery Channing. 4th complete edition. Boston, 1845, vol. 2, p. 5−153.
- Chrevecoeur J. H. Letters from an American farmer. -Hew York: Fox, Duffield and со., 1904. 355 p.
- Coleridge S. T. Verse and prose. Moscow: Progress publishers, 1981. — 456 p.
- Cooper J. P. Works of J. Fenimore Cooper. Complete in 10 volumes. Vol. I-IO. New York: Fenelon Collier, 1891−1893″
- English verse / Chosen and edited by W. Peacock. In 5 vols. Vol. 3. Dryden to Wordsworth. London etc.: Humphry Milford- Oxford univ. press, 1943. — 648 p. — (The world*s classics)
- Freneau P. Poems. Hew York: Hafner publishing company, 1929. 425 p.
- Golden age of American literature / Selected and edited with an introduction and notes by Perry Miller. Hew York: George Braziller, inc., 1959- - 514 p.
- Halleck F. The poetical writings of Fitz-Greene Halleck / Ed. by J. G. Wilson. Hew York: D. Appleton and со., 1871. — 272 p.
- Irving W. Tales. Moscow: Progress publishers, 1982. -304 p.65″ Masterpieces of American literature. Boston etc.: Houghton, Mifflin and со., 1891. — 462 p.
- Рое E. A. Prose and poetry. Moscow: Eaduga publishers, 1983. — 416 p.
- Poetry of the Hew England Renaissance. 1790−1890 / Edited with an introduction by G. F. Whicher. Hew York} Toronto: Einehart and со., inc., 1956. — XLII + 460 p.
- Hoots of national culture: American literature to 1830 /Ed. by R. E. Spiller, H. Blodgett. Revised edition. -New York: The Macmillan со., 1949. — 998 p.
- Wordsworth W. Selected poetry and prose / Ed. by G. H. Hartman. New York: The new American library, inc., 1970. — 448 p. — (The Signet classic poetry series)
- Ш. Монографии и статьи, посвященные жизни и творчеству Брайанта
- Гербель Н. В. Вилльям Брайнт. В кн.: Гербель Н. В. Английские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1875, с. 362−363.
- Данилевский Td. О современном направлении поэзии в Соединенных Штатах Америки. Соч. Вилльяма-Кулена-Брайэнта. СПб. ведомости, 1849, N6 259, 18 нояб., с. 1039-Ю41.
- Сергеев А. Я. Брайант. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1970, т. 3, с. 633.- 1*7
- Трент В., Эрскин Дж. Вилльям Куллем Брайян. В кн.: Трент В., Эрскин Дж. Великие американские писатели. СПб., 1914, с. 16−23i
- Юрьева Л. П. Творчество У. К. Брайента и становление американской поэзии (К вопросу о специфике американского романтизма). Дис.. канд.филол. наук. — Ленинград, 1982. — 195 с.
- Юрьева Л. П. Творчество У. К. Брайента и становление американской поэзии (К вопросу о специфике американского романтизма): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1983. — 23 с.
- Bigelow J. William Cullen Bryant. Boston- New York: Houghton, Mifflin and со., 1890. — 355 p. — (American men of letters)
- Scribner’s sons, 1971″ 576 p. 89″ Bryant W. С., II. The genesis of «Thanatopsis». — Hew England Quarterly, 1948, vol. XXl| June, p. 163−184.
- Christ ens en H. P. The imagery of William Cullen Bryant. Dissertation abstracts, I960, vol. XXI, H I, July, p. 195″ Ann Arbor, Michigan: Univ. microfilms, inc., I960.
- Davie D. Bryants «To a waterfowl». In: Interpretations: Essays on twelve English poems / Ed. by J. Wain. 2nd ed. London- Boston, 1972, p. 129−137.
- Duyckinck E. A., Duyckinck G. L. Bryant. In: Duyckinck- 198
- E. A., Duyckinck G. Ь. Cyclopaedia of American literature. In 2 vols. Detroit, Michigan, 1965, vol. I, p. 899 913.
- Free W. J. William Cullen Bryant on nationalism, imitation, and originality in poetry. Studies in philology, 1969, vol. LXVI, N 4, July, p. 672−687.
- Godwin P. A biography of William Cullen Bryant with extracts from his private correspondence. In 2 vols. -Few York- Russell and Russell, 1966. Vol. I. 423 p. Vol. 2. 436 p.
- Hancock C. William Cullen Bryant / First citizen of BTew York. In: Hancock С• Seven founders of American literature. Winston-Salem, N.C., 1976, p. 63−87″
- Johnson W. F. Thanatopsis, old and new. North American Review, 1927, vol. CCXXIV, N 4, Nov., p. 566−572.99″ Kirkland С. H. William Cullen Bryant. In: Little journeys to the homes of famous people / Ed. by E. Hubbard. New York, 1924, p. 43−74.
- Ladu A. I. A note on «Childe Harold» and «Thanatopsis». American Literature, 1939, vol. XI, N I, p. 80−81.
- Leonard W. Ё. Bryant and the minor poets. In: The Cambridge history of American literature / Ed. by W. P. Trent et al. Vol. I. Book 2. New York- Cambridge, England, 1946, p. 260−283.
- McDowell Т. Bryant and the North American Review. American Literature, 1929, vol. I, N I, March, p. 14−26.
- McDowell T. Bryant’s practice in composition and revision. PMLA, 1937, vol. ЬН, N 2, June, p. 474−502.
- McDowell T. Edgar Allan Рое and William Cullen Bryant. Philological quarterly, 1937, vol. XVI, N 4, Jan., p. 83−84.
- McDowell T. William Cullen Bryant. In: Bryant W. C. Representative selections / Ed. by T. McDowell. New York etc., 1935, p. XIII—LXVIII.
- McPee I. N. The story of Bryant. Dansville, N.Y. t
- P. A. Owen printing company, 1909″ 32 p. — (Instructor literature series)
- McLean A. P., Jr. Bryant’s «Thanatopsis»: A sermon in stone. American Literature, I960, vol. XXXI, N 4, Jan., p. 474−479•
- McLean A. P., Jr. William Cullen Bryant. New York: Twayne publishers, inc., 1964. — 159 p. — (Twayne's United States authors series)109″ Miller R. H. Nationalism in Bryant’s «The Prairies». -American Literature, 1949, vol. XXI, N 2, May, p. 227 232.
- Nichols C. W. A passage in «Thanatopsis"• American Literature, 1939, vol. II, N 2, May, p/2I7−2I8.
- Cullen Bryant. New York: Russell and Russell, 1971.230 p.
- Phelps W. L. Bryant. In: Phelps W. L. Howells, James, Bryant and other essays. Port Washington, N.Y., 1965″ p. 1−30.
- Рое E. A. A notice of William Cullen Bryant. The complete works of Edgar Allan Рое / Ed. by J. A. Harrison. New York, 1902, vol. 10, p. 85−91.
- Рое E. A* Poems by William Cullen Bryant. The complete works of Edgar Allan Рое / Ed. by J. A. Harrison. New York, 1902, vol. 8, p. 1−2.
- Рое E. A. Poems by William Cullen Bryant. The complete works of Edgar Allan Рое / Ed. by J. A. Harrison. New York, 1902, vol. 9, p.268−305.
- Рое E. A. William Cullen Bryant. The complete works of Edgar Allan Рое / Ed. by J. A. Harrison. New York, 1902, vol. 8, p. 125−141.119″ Hinge D. A. Kindred spirits: Bryant and Cole. American Quarterly, 1954, vol. VI, N 3, Pall, p. 233−244.
- Hinge D. A. William Cullen Bryant and the science of geology. American Literature, 1955, vol. XXVI, N 4, Jan., p. 507−514.
- Ripley G», Dana C. A. Bryant. In: Ripley G., Dana C. A. The new American cyclopaedia. New York, 1863, vol. 4, p. 30−31.
- Rocks J. E. William Cullen Bryant. In: Fifteen American authors before 1900: Bibliographical essays on research and criticism / Ed. by R. A. Pees and E. N. Harlett. Madison, Wis., 1971″ p. 37−62.
- Sanford C. L. The concept of the sublime in the works of Thomas Cole and William Cullen Bryant. American Literature, 1957, vol. XXVIII, N 4, July, p. 434−44−8.
- Si11en S. William Cullen Bryant.-In: Bryant W. C.
- Selecti ons from his poetry and prose / Ed" by S. Sillen. New York, 1945, p. 7−28.
- Spivey H# E. Bryant cautions and counsels Lincoln. -Tennessee studies in literature. Vol. VI. Knoxville, 1961, p. I-13.
- Stedman E. C. William Cullen Bryant. Ins Stedman E. C. Poets of America. Boston- New York, 1893, p. 62−93.
- Van Doren C. The growth of «Thanatopsis». The Nation, 1915″ vol. CI, N 2623, p. 432−433.
- Алексеев М. П. Генри Уэдсворт Лонгфелло. Звезда, 1940, № 8−9″ с. 229−233.
- Бахтин М. М. Время и пространство в произведениях Гете.
- В кн.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 204−236.
- Белинский В. Г. Путеводитель в пустыне, или Озеро-море. -Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954, т. 4, с. 457−460.
- Белинский В. Г. Стихотворения М, Лермонтова. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954, т. 4, с. 479−547.
- Белинский В. Г. Тереза Дюнойе. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1956, т. 10, с. 102−122.
- Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. — 568 с.
- Брукс В. В. Писатель и американская жизнь. В 2 т. Т. 1. Расцвет Новой Англии / Пер. с англ. А. Зверева и В. Харитонова. М.: Прогресс, 1967. — 424 с.
- Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. -404 с .
- Великовский С. И. Поэты французских революций. 1789−1848. -М.: АН СССР, 1963. 280 с.
- Бенедиктова Т. Д. Поэзия Уолта Уитмена. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 128 с.
- Веселовский А. Н. Из введения в историческую поэтику. В кн.: Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940, с. 53−72.
- Веселовский А. Н. Из истории эпитета. В кн.: Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940, с. 73−92.
- Веселовский А. н. Эпоха чувствительности. В кн.: Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л., 1939, с. 487−500.
- Гегель Г. В. Ф. Романтические искусства. В кн.: Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971, т. 3, с. 190−616.
- Гинзбург Л. Я. О лирике. 2-е изд., доп. — Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1974. — 408 с.
- Гинзбург Л. Я. О старом и новом: Статьи и очерки. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1982. — 423 с.
- Григорьев В. П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. — 344 с.
- Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. — 355 с.
- Данилевский Гр. О современном направлении поэзии в Соединенных Штатах Америки. Соч. Гейнриха Лонгфеллоу. СПб. ведомости, 1849, Ш 258, 17 нояб., с. 1035-Ю38.
- Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. -М.: Наука, 1978. 208 с. — (Из истории мировой культуры)
- Дьяконова Н. Я. Ките и его современники. М.: Наука, 1973. -199 с. — (Из истории мировой культуры)
- Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М.: Наука, 1975. — 168 с. — (Из истории мировой культуры)
- Дьяконова Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английскогоромантизма. JT.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 232 с.
- Дьяконова Н. Я. Спорные вопросы английского романтизма (К двухсотлетию со дня рождения Вордсворта) Филологические науки, 1970, Ш 4, с. 41−51.
- Европейский романтизм: Сб. науч. тр. / Под ред. И. Неупокое-вой, И. Шетера. М.: Наука, 1973. — 181 с.
- Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М.: АН СССР, 1960. — 507 с.
- Жирмунский В. М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1975. — 664 с.
- Заруба М. А. К вопросу о предыстории «Мраморного фавна» Н. Готорна. Культурное влияние Италии на формирование национального искусства в США в первой половине XIX века. Учен, зап. / Моск. обл. пед. ин-т, 1971, т. 256, вып. 12, с. 102 120.
- История эстетики. В 5 т. Т. 3. Эстетические учения Западной Европы и США (1789−1871) / Ред.-сост. Л. Я. Рейнгардт. М.: Искусство, 1967. — 1006 с.
- Ковалев 10. В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1972. — 280 с.
- Ковалев Ю. В. «Молодая Америка». Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. — 120 с.
- Корман Б. 0. Лирика Некрасова. Ижевск: Удмуртия, 1978. -300 с.
- Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. -М.: Искусство, 1965. 376 с.
- Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. -375 с.
- Мендельсон М. 0. Жизнь и творчество Уитмена. 2-е изд., ис-правл. и доп. — М.: Наука, 1969. — 351 с.
- Нестерова Е. К. Поэзия Эдгара Аллана По: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1976. — 17 с.
- Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века: Опыт типологии жанра. М.: Наука, 1971. -520 с.
- Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. -М.: Наука, 1968. 412 с.
- Николюкин А. Н. Эстетика американского романтизма. В кн.: Эстетика американского романтизма: Пер. с англ. / Под ред.
- М. Ф. Овсянникова и др. М., 1977, с. 9−24. (История эстетики в памятниках и документах)
- Новиков В. И. Творческий метод Г. Лонгфелло: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1980. — 19 с.
- Осенева Е. Три классика американской поэзии. В кн.: Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате. Уитмен У. Стихотворения и поэмы. Дикинсон Э. Стихотворения: Пер. с англ. М., 1976, с. 5−22. -(Б-ка всемир. лит.) — 209
- Осипова Э. Ф. Генри Торо: философия и творчество: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1977. — 18 с.
- Осипова Э. Ф. О национальном своеобразии американского трансцендентализма. В кн.: Вопросы филологии. Вып. 5: Сб. науч. тр. Л., 1976, с. 182−189.
- Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. Т. 2. Революция романтизма в Америке (1800−1860): Пер. с англг М.: Иностр. лит., 1962. 592 с.
- Покровский Н. Е. Генри Торо. М.: Мысль, 1983. — 188 с. -(Мыслители прошлого)
- Поляков М. Я, Вопросы поэтики и художественной семантики. -М.: Сов. писатель, 1978. 448 с.
- Постовалова И. А. О некоторых типологических особенностях массовой аболиционистской поэзии США (1831−1861). В кн.: Иностранная филология. Вып. 4: Сб. науч. тр. Алма-Ата, 1974, с. 11−126.
- Проблемы романтизма: Сб. статей / Сост. А. М. Гуревич. Вып. 2. М.: Искусство, 1971. — 304 с.
- Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М.- Л.: Худож. лит-, 1965. — 497 с.
- Ромаш В. Л. Поэзия Роберта Фроста: концепция природы и человека: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1983. — 20 с.
- Ронгонен Л. И. Творчество Г. У. Лонгфелло и индейский фольклор: Автореф. дис.. докт. филол. наук. Тарту, 1972. -34 с.
- Сильман Т. И. Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель, Ленингр.- 211 -отд-ние, 1977. 224 с.
- Соловьева Н. А. «Времена года» Д. Томсона и поэтика раннего английского сентиментализма. Вестник МГУ, 1983, Ш 2, с. 4549.
- Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. 2-е изд., доп. — М.: Сов. писатель, 1981, с. 5−72.
- Трофимов П. С. Возвышенное и прекрасное в эстетике Э. Верка. -В кн.: Из истории эстетической мысли нового времени. Сб. науч. тр. М., 1959, с. 3−23.
- Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка: Статьи. М.: Сов. писатель, 1965. — 304 с.
- Фисенко Т. Д. Становление творческого метода У. Уитмена: Ав-тореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1977. — 28 с.
- Шейнкер В. Н. Исторический роман Джеймса Фенимора Купера, его истоки и своеобразие. «Шпион»: Учеб. пособие. Иваново: Изд-во Ивановского ун-та, 1980. — 63 с.
- Шейнкер В. Н. Романы Дж. Ф. Купера о Кожаном Чулке и некоторые вопросы американского романтизма (20-е годы XIX века. «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия»). Учен, зап. / Ленингр. гос. пед. ин-т, т. 427. Л., 1968, с. 5−159.
- Allen G. W. American prosody. Hew York: American book company, 1955″ - 342 p.247″ Alterton M. Origins of Poefs critical theory. Hew York: Russell and Russell, inc., 1965. — 191 p*
- American literary revolution, 1783-I837 / Ed. by R. E. Spiller. Garden City, N.Y.: Anchor books- Doubleday and со., inc., 1967. — 500 p.
- American writer and the European tradition / Ed. by
- M. Denny and W. H. Gilman. Minneapolis: Univ of Minnesota press, 1950. 192 p.
- Arms G. The fields were green: A new view of Bryant, Whittier, Holmes, Lowell, Longfellow, with a selection of their poems. Stanford, Gal.: Stanford univ. press, 1965. — 24−6 p.
- Arnavon C. Deux podtes. In: Arnavon C. Histoire litter-aire des Etats-Unis. Paris, 1953, P- 107−115″
- Bailey E. J. Religious thought in the greater American poets. Freeport, H.Y.: Books for libraries press, 1968. — 258 p. — (Essays index reprint series)
- Bate W. J• From classic to romantic* Premises of taste in eighteenth century England. Cambridge: Harvard univ. press, 1946. — 197 P"
- Baym M. I. A history of literary aesthetics in America.- Hew York: Frederick Ungar publishing со., 1973″ -388 p.
- Beach. J. W. The concept of nature in nineteenth century English poetry. Hew York: Russell and Russell, 1966.- 618 p.
- Beach J. W. A romantic view of poetry. Minneapolis: Univ. of Minnesota press, 1944. — 133 p.257* Beatty A. William Wordsworth. His doctrine and art in their historical relation. Madison: Univ. of Wisconsin press, I960. — 310 p.
- Benoit R. Single nature’s double name: The collected-ness of the conflicting in British and American romanticism. The Haguej Paris: Mouton, 1973″ - 146 p.
- Betts W. W., Jr. Lincoln and the poets. s.l.: Univ. of Pittsburgh press, 1965″ - 140 p.
- Bloom H. Poetry and repression. Revisionism from Blake to Stevens. New Haven- London: Yale univ. press, 1976.- 293 p.
- Bowra С. M. The romantic imagination. London: Oxford univ. press, 1961. — 306 p.
- York: E. P. Dutton and со., inc., 1944. 387 p. 270. Buell L. Literary transcendentalism: Style and vision in the American Renaissance. — Ithaca- London: Cornell univ. press, 1973″ - 336 p.
- Buranelli V. Edgar Allan Рое. New York: Twayne publishers, inc., 1961. — 157 p.
- Burke E. A philosophical enquiry into the origin of our ideas of the «sublime» and «beautiful». London: Rout-ledge and K, Paul- New York: Columbia univ. press, 1.5S. 197 p.
- Cairns W. B. British criticisms of American writings, I815-I833. Univ. of Wisconsin studies in language and literature. N 14. Madison, 1922. — 319 p.
- Canby H. S. Classic Americans: A study of eminent American writers from Irving to Whitman. New York: Har-court, Brace and со., 1931″ - 371 p.
- Carter E. The American idea. The literary response to American optimism. Chapel Hill, N.C.: Univ. of North Carolina press, 1977″ - 276 p.
- Cestre C. Les poetes americains. Paris: Presses uni-versitaires de France, 1948. — 237 p.
- Charvat W. The origins of American critical thought. I8I0-I835* Philadelphia: Univ. of Pennsylvania press, 1936. — 218 p.
- Chasles P. Etudes sur la litterature et les moeurs des anglo-americains au XIX siScle. Paris: Amyot, 1851. — 515 p.
- Cheney J. V. That dome in air. Chicago: A. C. McClurg and со., I895. — 236 p.
- Clark H. H. Changing attitudes in early American literary criticism. 1800−1840. In: The development of American literary criticism / Ed. by F. Stovall. Chapel Hill, N.C., 1955, p. 15−73.
- Clark H. H. Literary criticism in the «North American Review», I8I5-I835. In: Transactions of the Wisconsin Academy of sciences, arts, and letters. Vol. XXXII. Ma- 216. clison, Wis., 1940, p. 299−350.
- Clark H. H. The literary influences of Philip Preneau.- Studies in Philology, 1925, vol. XXII, К I, Jan., p. 1−33.
- Clough W. 0. The necessary Earth. Nature and solitude in American literature. Austins Univ. of Texas press, 1964. — 234 p.
- Conner P. W. Cosmic optimism: A study of the interpretation of evolution by American poets from Emerson to Eobinson. Gainesville: Univ. of Florida press, 1949*- 458 p.
- Crawford В. V., Kern A. C., Needleman M. H. An outline history of American literature. New York: Barnes and Noble, inc., 1950. — 392 p. — (College outline series)
- Cunliffe M. The literature of the United States. -s.l.i A Pelican original Penguin books, 1964. 384 p.
- Curti M. The growth of American thought. 3rd ed. -New York: Evanston- London: Harper and Bow publishers, 1964. — 939 p.
- Delbanco A. William Ellery Channing: An essay in the liberal spirit on America. Cambridge, Ms.- London, England: Harvard univ. press, 1981. — 203 p.
- De Mille A. B. American poetry: A sketch of development. In: American poetry / Ed. by A. B. De Mille. Boston etc., 1923, p. I-LXVI.- 217
- De Mille G. E. Literary criticism in America: A preliminary survey. Few York: Lincoln MacVeagh- The Dial press, inc.- Toronto: Longmans, Green and со., 1931″ -288 p.
- Dondore D" A. The prairie and the making of Middle America: Four centuries of description. Cedar Rapids, Iowa: The Torch press, 1926. — 473 P"
- Dorra H. The American muse. London: Thames and Hudson, 1961. — 163 p"295″ Duffey B. Poetry in America: Expression and its value in the times of Bryant, Whitman, and Pound. Durham, N.C.: Duke univ. press, 1978. — 338 p.
- Foerster N. Image of America: Our literature from puritanism to the space age. Notre Dame- London: Univ. of Notre Dame press, 1970. — 152 p.
- Foerster N. Nature in American literature: Studies in the modern view of nature. New York: Russell and Russell, 1958. — 324 p.
- Fogle R. H. Organic form in American criticism. 18 401 870. In: The development of American literary criticism / Ed. by F. Stovall. Chapel Hill, N.C., 1955, p. 75-Ш"
- Fussell E. Lucifer in harness: American meter, metaphor, and diction. Princeton, N. Y.: Princeton univ. press, 1973″ - 182 p.
- Gelpi A. The tenth muse: The Psyche of the American- 218 poet. Cambridge, Ms.- London, England: Harvard univ. press, 1975- - 327 p. 303* Gohdes C. American literature in nineteenth century England. -New York: Columbia univ. press, 1944. — 191 p.
- Grant D. The American lyric. In: Grant D. Purpose and place: Essays on American writers. Hew York etc., 1965″ p. 99-IH.
- Growth of American literature: A critical and historical survey / E. H. Cady, F. J. Hoffman, E. H. Pearce. Vol. I. Hew York: American book company, 1956.911 p.
- Haney J. L. The story of our literature: An interpretation of the American spirit. Hew York etc.: Charles Scribner* s sons, 1923. — 399 p.
- Hart J. D. The popular book: A history of America’s literary taste. Hew York: Oxford univ. press, 1950.- 351 p.
- Hastings W. T. Syllabus of American literature. Chicago, 111.: Univ. of Chicago press, 1944. — 141 p.
- Heiser M. F. The decline of neoclassicism. I80I-I843.- In: Transitions in American literary history / Ed. by H. H. Clark. Durham, H.C., 1954, p. 91−159″
- Hewett-Thayer H. W. American literature as viewed in v Germany, I8I8-I86I. Chapel Hill, H.C.: Univ. of North Carolina press, 1958. — 83 p. — (Univ. of Horth Carolina studies in comparative literature)
- Hoffman M. J. The subversive vision: American romanticism in literature. Port Washington, H.Y.- London: Kennikat press, inc., 1972. — 160 p.
- Howard L. The late eighteenth century: an age of contradictions. In: Transitions in American literary history
- Hubbell J. B. Who are the major American writers? -Durham, N.C.: Duke univ. press, 1972. 344 p.
- Irving W. Preface to «poems» (London: 1832). In: Bryant W. C. Representative selections / Ed. by T. McDowell. New York etc., 1935, p. 375−376.
- Jacobs R. D. Рое: Journalist and critic. Baton Rouge: Louisiana state univ. press, 1969″ - 464 p.
- Jones H. M. Belief and disbelief in American literature. Chicago- London: Univ. of Chicago press, 1967"153 p.
- Jones H. M. James Penimore Cooper and the Hudson River School. Magazine of Art, 1952, vol. XLV, N 6, Oct., p. 243−254.
- Jones H. M. Ideas in America. Cambridge, Mass.: Harvard univ. press, I945. — 303 p.
- Jones H. M. 0 strange new world. American culture: The formative years. New York: The Viking press, 1964. -464 p.
- Jones H. M. The theory of American literature. Ithaca, N.Y.: Cornell univ. press, 1966. — 225 p"
- Kaplan H. Democratic humanism and American literature. -Chicago- London: Univ. of Chicago press, 1972. 298 p.
- Kline M. B. Beyond the land itself: Views of nature in Canada and the United States. Cambridge, Mass.: Harvard univ. press, 1970. — 75 p.
- Knapp S. L. American cultural history. 1607−1829. A facsimile reproduction of «Lectures on American literature» (1829). Gainesville, Florida: Scholars facsimiles and reprints, 1961. — 310 p.
- Kolodny A. The lay of the land: Metaphor as experience and history in American life and letters. Chapel Hill: Univ. of North Carolina press, 1975- - 185. P
- Larkin 0. W. Art and life in America. Revised and enlarged edition. — New York: Holt, Rinehart and Winston, I960. — p. 75−231.
- Leary L. Philip Freneau. In: Major writers of early American literature /Ed. Ъу E. Emerson. Univ. of Wisconsin press, 1973, p" 245−271.
- Lease B. That wild fellow John Neal and the American literary revolution. Chicago- London: Univ. of Chicago press, 1972. — 230 p.
- Lenhart C# S. Musical influence on American poetry. -Athens: Univ. of Georgia press, 1956. 337 p.
- Leonard W. E. Byron and byronism in America. New York: Haskell House, 1964. — 126 p.
- Long 0. W. Literary pioneers: Early American explorers of European culture. New York: Russell and Russell, inc., 1963. — 267 p.333″ Lorch F. W. Thoreau and the organic theory in poetry. PMLA, 1938, vol. LIII, N I, March, 286−302 p.
- Lyon J. S. Wordsworth and Ticknor. PMLA, 1951, vol. LXVI, N 4, June, p. 432−440.
- Maislinger K. The influence of political strife on the major American poets: I830-I870. Frankfurt-am-Main: Johann Wolfgang Goethe-Universitat, 1972. — 192 p.
- Nevins A. The Evening Post: A century of journalism. -New York: Boni and Liveright, 1922. 590 p.
- Newton A. Wordsworth in early American criticism. -Chicago, 111-: Univ. of Chicago press, 1976. 210 p.
- Nirenberg M. The reception of American literature in German periodicals. 1820−1850. Heidelberg: Carl Winter Universitats Verlag, 1970. — 130 p.
- Noble L. G. The life and works of Thomas Cole. Cambridge, Mass.: The Belknap press of Harvard univ. press, 1964. — 333 P
- Nye R. B. American literary history: 1607−1830. New York: Alfred A. Knopf, inc., 1970. — 272 p. — (Borzoi studies in history)
- Orians G. H. The rise of romanticism. I805-I855. In: Transitions in American literary history / Ed. by H. H. Clark. Durham, N.C., 1954, p. 161−244.
- Orians G. H. The romance ferment after «Waverley». -American Literature, 1932, vol. Ill, N 4, Jan., p. 408 431.
- Parks E. W. Edgar Allan Рое as literary critic. -Athens: Univ. of Georgia press, 1964. 114 p.
- Pattee F. L. The first century of American literature.- New York- London: D. Appleton-Century company, inc., 1935. 613 p.358* Pearce R. H. The continuity of American poetry.
- Princeton, N.Y. : Princeton univ. press, 1962. 442 p. 359″ Peltola N. The compound epithet and its use in Americanpoetry from Bradstreet through Whitman. Helsinki, 1956. — 299 p. — (Annales Academiae scientiarum Fen-nicae. Tom. 105)
- Perotin C. Le courant abolitioniste dans la littera-ture americaine de 1808 a 1861. Lille: Univ. de Lille service de reproduction des theses, 1974. — 810 p.
- Perry B. The American spirit in literature: A chronicle of great interpreters. New Haven: Yale univ. press, 1921. — 281 p.
- Perry В. E. Puritanism and democracy. New York: The Vanguard press, 1944. — 688 p.
- Persons S. The cyclical theory of history. In: Intellectual history in America: Contemporary essays on puritanism, the Enlightenment, and romanticism / Ed. by C. Strout. — New York etc., 1968, p. 47−63.
- Allan Рое / Ed. by J. A. Harrison. New York, 1902, vol. XI, p. 64−68.
- Price L. M. The reception 0f United States literature in Germany. Chapel Hill, K.C.: Univ. of North Carolina press, 1966. — 24−5 p.
- Pritchard J. P. Return to the fountains: Some classical sources of American criticism. Durham, N.C.: Duke univ. press, 1942. — 271 p.
- Quinn A. H. Edgar Allan Рое: A critical biography. -New York- London: D. Appleton-Century со., inc., 1942. 804 p.
- Raizis M. В., Papas A. American poets and the Greek revolution. I82I-I828: A study in Byronic philhel-lenism. Institute for Balkan studies, 1971, N 127. -106 p.
- Read H. The true voice of feeling: Studies in English romantic poetry. London: Faber and Faber, 1968. -382 p.
- Rollins H. E. Keats' reputation in America to 1848.
- Cambridge, Mass.: Harvard univ. press, 1946. 148 p. -(Harvard Keats memorial studies, HI)
- Schuster E. M. Hative American anarchism: A study of left-wing American individualism, Smith college studies in history. Vol. XVII. Oct., 1931 — July, 1932. Horth-ampton, Mass. — 202 p.
- Shrell D. Rationalism and aesthetics in the «Horth American Review». I815-I850. In: Studies in American literature. Baton Rouge, I960, p. 11−21. — (Louisiana state univ. studies. Humanities series. H 8)
- Sibley A. M. Alexander Pope’s prestige in America, 17 251 835″ Hew York: Columbia univ. King’s Crown press, 1949. — 159 p.
- Smith B. Forces in American criticism: A study in the history of American literary thought. Hew York: Har-court, Brace and company, 1939″ - 401 p.
- Smithline A. Hatural religion in American literature. -Hew Haven, Conn.: College and univ. press publishers, 1966. 191 p.
- Spencer В. T. The quest for nationality: An American literary campaign. s.l.t Syracuse univ. press, 1957" — 390 p.
- Spender S. Love-hate relations: A study of Anglo-American sensibilities. London: Hamish Hamilton, 1974.- 246 p.
- Stanford A. Anne Bradstreet. In: Major writers of early American literature / Ed. by E. Emerson. Madison, Wis.- London, 1973, P" 33−58.
- Stanford D. E. Edward Taylor. In/ Major writers of early American literature /Ed. by E. Етегёоп. Madison, Wis.- London, 1973, p. 59−91.
- Toliver H. E. Pastoral forms and attitudes. Berkeley etc.: Univ. of California press, 1971. — 391 p.
- Tucker S. M. The beginnings of verse, I6I0-I808. In: The Cambridge history of American literature / Ed. by W. P. Trent et al. Vol. I. Book I. New York- Cambridge, England, 1946, p. 150−184.
- Untermeyer L. Lives of the poets. The story of 1000 years of English and American poetry. Hew York: Simon and Schuster, 1963″ - 758 p.
- Van Hostrand A. D. The denatured novel. Everyman his own poet. Hew York etc.: McGraw-Hill book company, 1968. — 271 p.403″ Van Tieghem P. Le sentiment de la nature dans le pre-romantisme еигорёеп. Paris: A. G. Hizet, I960. 275 p.
- Wellek R. Confrontations: Studies in the intellectual and literary relations between Germany, England, and the United States during the nineteenth century. -Princeton, H.J.: Princeton univ. press, 1965. 221 p.
- Wellek R. A history of modern criticism. 1750−1950. Vol. 3. The age of transition. Hew Haven- London: Yale univ. press, 1966. — 389 p.
- Wells H. W. The American way of poetry. New York: Columbia univ. press, 1943″ - 246 p.
- Wendell B. A literary history of America. New York: Greenwood press, publishers, 1968. — 574 p.
- Wilson E. Patriotic gore: Studies in the literature of the American Civil War. New York: Oxford univ. press, 1966. — 816 p. — (A Galaxy book)
- Wilson J. G. The life and letters of Fitz-Greene Hal-leck. New York: D. Appleton and со., 1869″ - 607 p.
- Wimsatt W. K., Jr. The verbal icon: Studies in the meaning of poetry. s.l.: Univ. press of Kentucky, 1954. — 299 p.417″ Winn M. When American art came of age: The Hudson Biver School. New York: The Art institute of Chicago, 1945.- 123 p.
- Winters Y. In defense of reason. 3rd ed. — Denver:
- Alan Swallow, 1947″ 610 p. 419″ Witham W. T. Panorama of American literature. — s.l.: Stephen Daye press, 1947. — 389 p.
- Wood C. Poets of America. New York: E. P. Dutton and со., 1935. — 392 p.
- Yoder E. A. Emerson and the orphic poet in America. -Berkeley etc.: Univ. of California press, 1978. 240 p.1. У. Работы по истории США
- Захарова М. Н. Народное движение в США против рабства. 18 311 860. М.: Наука, 1965. — 452 с.
- История США: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Н. Н. Болховитинова. -М.: Наука, 1983, с. 205−688.
- Очерки новой и новейшей истории США: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Г. Н. Севостьянова. М.: АН СССР, 1960. — 632 с.