Творчество Андре Мальро в 20-30-е годы
Стрельцова Г. Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. -М., 1971. Стивенсон Р. Л. Остров сокровищ. Черная стрела. = М., 1960. Философские работы: Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. ТЬеаШш рЫ1о§ орЫсш)1. М., Екатеринбург, 1998. Косиков Г. К. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX веков. -М., 1987. Фокин С. Л. Жорж Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия. -СПб., 1998… Читать ещё >
Содержание
1АКЛШЧЕНИЕ Мальро прожил долгую интересную жизнь. Он уже с юношеских лет попал в круг именитых и талантливых писателей, критиков, издателей. Он работал вместе с ними в «Нувель Ревю франсез». Будучи совсем молодым автором, он познакомился с крупными парижскими издателями Галлимаром и Грассэ, тесно общался с Жидом, Валери, Максом Жакобом.
Среди всех писателей Мальро привлекали прежде всего современные имена. Еще не начав писательской карьеры, Мальро зачитывался Аполлинером, Жакобом, Сендра. Максу Жакобу был посвящен первый сборник начинающего автора «Бумажные луны». Это стихотворное произведение Мальро, пытаясь походить на своих кумиров, написал в кубистской манере.
Уже в 20=е годы писатель познакомился с Марком Шагалом, Руо, Фотрие, Масоном. Внутреннее чутье, интуиция на великих людей современности никогда не обманывали французского писателя. Всю жизнь Мальро оставался верен юношеским привязанностям. Уже будучи министром, Мальро попросил кумиров своей юности Андре Масона расписать потолок театра Франции, а Марка Шагала — Парижской Оперы.
Андре Мальро всегда был открыт для новых веяний в искусстве, для новых имен. Он писал предисловия к произведениям Фолкнера, Хемингуэя, Дос Пассоса, появлявшимся на французском книжном рынке.
Современники Мальро чрезвычайно высоко оценивали его писательский талант, «Надеждой» восхищались Монтерлан, Жид, Гаден- Франсуа Мориак называл Мальро одним из величайших ныне здравствующих писателей- Альбер Камю называл его своим учителем и цитировал отрывки из произведений Мальро в своих записных книжках (1) — Ромэн Гари не раз говорил о своей искренней симпатии по отношению к Андре Мальро.
Можно сказать, что Андре Мальро оказался одним из тех столпов, на которые опирается общество. Он был не только талантливым писателем, повлиявшим на формирование общественных взглядов, но и государственным мужем, стоявшим у руля государственной власти. Дважды Мальро занимал министерский пост — министра информации и министра культуры соответственно в первом и втором правительстве Де Голля. Руководство Франции доверило ему формировать и направлять культуру просвещенной европейской нации. При этом президент скорее всего принял во внимание не одни писательские заслуги Мальро, но и его политическую деятельность. Ниша, которую занимал Мальро, не ограничивалась лишь написанием романов, еще задолго до министерского назначения он стал государственным мужем. Это произошло тогда, когда он участвовал в испанской компании, в антифашистской борьбе, боролся за свободу Димитрова и Тельмана.
По характеру Андре Мальро всегда был лидером. Подтверждением тому является вся его жизнь. Страсть к опасным приключениям характеризует его как смелого, но безрассудного человека. Хотя безрассудностью Мальро отличался скорее только в молодости, в пору его путешествий в Камбоджу и Китай. Затем он стал более спокойным и более сдержанным, зрелым человеком.
В августе 1936 года, захваченный событиями в Испании, Мальро организовывает эскадрилью «Испания», состоящую примерно из двадцати летных машин. Писатель руководит деятельностью этой бригады. Не умея сам управлять самолетами, он летает на задания как наблюдатель или стрелок. Впоследствии эскадрилья была переименована в эскадрилью Андре Мальро"
В военных действиях второй мировой под командованием французского писателя находилось примерно пятнадцать тысяч партизан. Таким образом Мальро никогда не был заднем плане, он умел увлечь за собой людей, убедить их в правильности принятого им решения. Поэтому его дальнейшая государственная деятельность вполне объяснима и закономерна"
Андре Мальро состоялся и как писатель и как государственный муж. Как интересных и захватывающих событий. Таким человеком был Мальро, многое повидавший и многое испытавший за свою жизнь. шли что считали, что человек в лицо смерти. Поэтому воина
1Г
Чаще всего, события, о которых писали авторы, не были выдуманными.
Сент — Экзюпери = необходимые для людей действия, такие как новая летная трасса. Именно в созидании обнаруживается смысл человеческого существования. Поэтому созидательным можно назвать существование героев всех перечисленных авторов.
Но у них есть также и отличия. Причем достаточно значительные. Для героев Мальро не важна нравственная подоплека их действий. Они могут совершать как добрые, так и злые поступки. Персонажи Сент = Экзюпери четко следуют моральной шкале ценностей. Сент — Экзюпери вероятно можно назвать наиболее последовательным в этом плане. Он ни разу не изменяет нравственную позицию своих героев, они все глубоко положительны. Они не проходят эволюцию от индивидуального к общему подобно героям Мальро и Камю, они сразу начинают служить общему делу.
У Мальро есть точки соприкосновения со многими авторами того времени, французскими и зарубежными: Сент — Экзюпери, Сартром, Хемингуэем, Батаем. Каждый из писателей выбирал для себя жизненный путь — действие. Хотя для одних действие касалось сюжетного построения романов, характера главных персонажей (Сент = Экзюпери, Мальро, Камю.), другие экспериментировали, вносили что=то новое в сам язык повествования, художественный текст (Батай).
Если мы подробнее коснемся биографий некоторых из этих писателей, то заметим, что многие из них долгие годы путешествовали и не жили на родине. Так, мы знаем, что Андре Мальро провел долгое время в разъездах, очень любил путешествовать и узнавать что-то новое- Альбер Камю детство, юность и молодые годы провел в Алжире- Монтерлан уезжает в Италию, затем в северную Африку.
У этих авторов рождается совершенно особый тип героя: человек, погруженный в состояние тоски, ищет выхода из трясины существования. Вероятно, этих писателей объединяет то, что они увидели «западного человека» со стороны, глазами чужеземца. Перед ними предстало печальное зрелище: европеец находился в смятенном состоянии, первая мировая война и ее последствия угнетали его, он потерял веру и не знал, как жить дальше. Этот европеец должен был выбрать свою дальнейшую судьбу.
Для многих авторов того времени доминантной оказывается оппозиция жизнь = смерть. Хотя писатели принадлежали к разным поколениям, проблематика их произведений было во многом схожей. Но если для Мальро, Камю смерть становится концом существования, противоположностью жизни, то в творчестве Жоржа Батая трактовка жизни и смерти иная. В книге «Внутренний опыт» Батай подводит к тому, что рассматривать следует не проблему бытия относительно смерти, какой она пришла от немецких экзистенциалистов, а бытии в смерти.
Своими произведениями писатели начала века формировали образ нового современника. Подобные типы уже возникали в обществе. Писатели лишь дали слепок подобного зарождающегося героя. Это был человек не пассивный, а активный, пытающийся преодолеть свой нелегкий удел, ускользнуть от абсурда, захватившего вселенную и человека. Противопоставить абсурду такой человек смог активное действие, поступок. Современник задумал бунт против трясины существования. Естественно у каждого из писателей были свои нюансы подобного типа героя, но общие черты были схожи.
Можно заметить, что у Мальро было много современников, так или иначе охватывающих тот же круг проблем, интересующихся теми же вопросами и так же смотрящими на мир. Разумеется Андре Мальро был одним из первых авторов, кто разглядел нового героя времени, затем появились произведения Септ = Экзюпери, Хемингуэя, Сартра, Камю. У Мальро с каждым из этих литераторов есть что-то общее в философском либо художественном смысле.
Что же касается непосредственной преемственности, приверженности одним и тем же идеям и темам, то на первый план выходит писатель, чье имя у в своем творчестве. Обращая внимание на датировку произведений, становится ясно, что Мальро, по-видимому, был одним из первых французских писателей, уловивших экзистенциальные веяния в духовной атмосфере Западной Европы тех лет и воплотивший эти идея в своих произведениях. Первые книги, в большей или меньшей степени укладывающиеся в эту канву, созданы в 20 — 30-е годы. Это философское эссе «Искушения Запада» (1926). Романы «Завоеватели» (1928), «Королевская дорога» (1930), «Удел человеческий» (1933). Программные произведения Альбера Камю, а также Жан — Поля Сартра, считающегося основоположником экзистенциализма во Франции, написаны и опубликованы гораздо позже: «Тошнота» (1938) и «Бытие и Ничто» (1943) Сартра- «Посторонний» (1942), «Миф о Сизифе» (1942) Камю. Таким образом, с полным правом Андре Мальро называют «провозвестником экзистенциализма во Франции."* (7)
Говоря об абсурде в творчестве Мальро и Камю, отметим, что трактовка понятия у них несколько различна. Это зависит об обстоятельств, повлиявших на формирование писателей, а также от их собственной интерпретации абсурда. Следует упомянуть тот факт, что Альбер Камю долгое время жил в Алжире, во Францию приехал в годы второй мировой войны. Его мировоззрение во многом сформировалось под воздействием «средиземноморского мифа» — философии наслаждения земными яствами и принятия смерти как неизбежного конца человеческого существования.
Эти мысли не были новыми. Подобную жизнь воспевал Жид в романе «Яства земные», где показывал радость наслаждения земными утехами. Романом Жида зачитывались многие, книга стала неким толчком к новому мироощущению, заключающемуся в единении человека с природой.
О преимуществах такого же существования говорил Жан Гренье, учитель Камю. Гренье был преподавателем философии в алжирском лицее, где учился Камю. Гренье нельзя назвать провинциальным учителем. Одновременно с преподаванием он сотрудничал с журналом «Нувель ревю франсез», в котором существования. Гренье говорит об одиночестве человека перед лицом смерти.
На этой экзистенциальной тематике сосредотачивает внимание Альбер Камю, приступая к произведениям «цикла абсурда». Прежде всего это роман «Посторонний», пьеса «Калигула», «Миф о Сизифе».
В 1959 году при переиздании сборника Гренье «Острова», Камю составил предисловие к книге своего учителя, где писал: «Мне было 20 лет, когда в Алжире я в первый раз прочел эту книгу. Потрясение, которое я испытал, влияние, которое она оказала на меня, как и на многих моих друзей, я могу сравнить только с тем шоком, которым поразили целое поколение «Яства земные»."* (8)
Жанр философского эссе, философской повести, романа, не случайно привлекал многих авторов, склонных к обсуждению философской проблематики в своих произведениях. Это помогало упростить сложные философские постулаты, проиллюстрировать их жизненными примерами и таким образом охватить не только узкий круг специалистов в данной области знаний, но и сделать книгу доступной для понимания широких масс читателей разного уровня образования. К подобному жанру прибегал также Сартр, создававший наряду с собственно философскими произведениями, такими как «Бытие и Ничто», философско-литературные, как например его роман «Тошнота».
В произведениях Мальро и Камю существует очень много точек соприкосновения, Камю во многом соглашается с философскими постулатами Андре Мальро. Вселенная, по их общему мнению, пронизана абсурдом. Абсурд возникает из-за хаоса, иррациональности вселенной и желания человека ее упорядочить. «Абсурд равно зависит и от человека, и от мира."* (9) Мальро полагает, что со смертью исчезает абсурд, таящийся в душе человека, но не вселенский хаос, Камю же придерживается мнения, что «.вместе со смертью исчезает и абсурд"* (10)
Не видя возможности изменить внешний мир, герои обоих писателей хотят усовершенствовать внутренний мир, свое «Я». Поэтому персонажи показаны в действии, направленном в первую очередь на себя, окружающая действительность создает фон их поступкам.
Согласно замыслу Мальро и Камю, а также в традиции немецкого экзистенциализма, абсурд рождается из противостояния двух величин «вопрошающего человека и безмолвной вселенной"* (11) Не в силах преобразовать вселенную, человек искореняет абсурд в себе самом. Единственное средство для этого = действие.
Андре Мальро — писатель, избравший не только для своих героев, но и для самого себя жизненный путь, наполненный действием. Действие становится жизненным кредо и для автора и для персонажей. Поступки помогают человеку не только изменить себя, но и под другим углом зрения взглянуть на внешний мир. Вслед за действием героев Мальро появится «фундаментальный проект» героев Сартра, бунт героев Камю. Действие и абсурд становятся составляющими единого целого. Начиная жизнь в абсурдном мире, герои так или иначе приходят к осознанию необходимости реальных перемен, достижение которых возможно лишь посредством активного действия.
Оба автора проходят эволюцию в своих взглядах от просто констатации абсурда к конкретным актам, направленным на его искоренения. Если для Мальро таким средством является действие, то герои Камю выбирают радикальный путь — бунт. У Камю существуют четкие границы между «циклом абсурда» и «циклом бунта».
В творчестве Мальро трудно отделить произведения, где происходит лишь констатация абсурдности! человеческого существования, от произведений, где герои осмысливают свои поступки как действие, ставящее перед собой цель преодоление абсурдного удела. Можно провести линию по восходящей от «Искушения Запада» к «Завоевателям» и «Королевской дороге» и далее к «Уделу человеческому» и «Надежде». Первые три книги можно отнести к тем произведениям, в которых автор признает факт абсурдности человеческого удела, но поступки персонажей направлены на себя самих, а не на внешний мир.
В «Королевской дороге» и «Завоевателях» автор ставит знак равенства между кражей старинных кхмерских барельефов и участием в революционных событиях. Подобные поступки наполнены действием, с помощью их герои самоутверждаются. Вместо указанных в романах событий могли быть любые другие. В речи «Бунт и революция» Мальро указал на то, что для Гарина из «Завоевателей» самый главный вопрос состоит не в том, каким образом принять участие в революции, а в том, как избежать того, что называется абсурдом. Преодоление себя не мыслится героями произведения как действие, направленное на изменение судьбы мира, судеб других людей. Такое действие должно осуществляться уже в союзе с другими.
Достаточно явно понимание этой разницы происходит на страницах «Удела человеческого», хотя начальные постулаты можно отметить уже в «Завоевателях». Таким образом для романов «Королевская дорога» и «Завоеватели» действие носит в большей степени личностный характер, это персональных протест отдельно взятого человека против абсурдности собственного существования. Объединение персонажей в произведениях скорее чисто формальное.
Если обратиться к творчеству Альбера Камю, то на первый взгляд здесь все четче и понятнее. Писатель сам разделяет произведения на периоды: абсурд, бунт. Но действительно ли так отчетлива граница, разделяющая эти два периода? Камю в «Бунтующем человеке» пишет следующее: «.очевидность, которая дается мне. в опыте абсурда, это бунт. Бунт порождается осознанием увиденной бессмысленности, осознанием непонятного и несправедливого удела человеческого."* (12) Таким образом взгляды писателей тождественны = абсурд порождает направленное против себя действие.
Отправные точки тематики бунта намечены Камю уже в произведениях цикла абсурда" Бунт Мерсо («Посторонний») и Сизифа («Миф о Сизифе») носит индивидуальный характер, как и действия героев первых романов Мальро. Бунт направлен на изменение собственной судьбы, но не мира вообще. для нескольких людей, явила собою то, чем была в действительности, а была она делом всех."* (15) «Теперь уже не стало отдельных, индивидуальных судеб — была только наша коллективная история, точнее, чума и порожденные ею чувства разделялись всеми."* (16)
Анализируя понятия абсурда и направленного против него протеста (у Мальро он носит название — действие, у Камю — бунта) у обоих писателей, следует обратить внимание на то, какие формы принимает данный протест к каждого из писателей.
Мальро приемлет крайнюю степень протеста = революцию, или некие революционные события. Доказательством служит участие самого писателя во многих подобных ситуациях: приезд в революционный Китай, участие в войне в Испании, во второй мировой войне. Камю же, напротив, не является сторонником революционного способа разрешения проблем. Для него внешний и внутренний бунт ~ разные понятия. Он соглашается с этическим бунтом человека по преодолению собственной судьбы- с социальным бунтом, ведущим к жизни, миру, спокойствию. Но писатель не допускает бунта, ведущего к кардинальным социальным изменениям в обществе.
В произведениях Мальро показан сам процесс решительных революционных действий, автор не показывает результаты революции, ее последствия. Он лишь предугадывает, что они, возможно, будут скорее негативными. Камю в «Бунтующем человеке» ясно дает понять чем заканчивается социальный бунт и почему он его не приемлет.
Итак, революция завершена, бунтовщики отрицают прежний миропорядок и создают свой собственный. «Тогда-то и начинаются отчаянные усилия основать царство людей, даже ценой преступления, если потребуется. Это не обходится без ужасающих последствий, лишь немногие из которых мы осознаем. Но эти последствия не обусловлены бунтом, как таковым, или, по крайней мере, они проявляются только тогда, когда бунт забывает о своих истоках, устает от мучительного напряжения между «да» и «нет» и предается наконец либо всеобщему отрицанию, либо тотальному подчинению."* (17) Об этом же говорит Мальро в своих книгах о революции. Поэтому его герои проигрывают сражение, ни в одном из романов восточной серии не показана победа революции и ее герои, ставшие руководителями нового государства.
Мальро уже был признанным автором, его цитировали и на него ссылались, были уже написаны произведения восточной серии. Камю оставил достаточно свидетельств о своем увлечении творчеством Мальро, глубоким знанием его произведений. Несколько раз появляется имя Андре Мальро не страницах «Мифа о Сизифе», где Камю причисляет писателя к великим романистам-философам. «Таковы Бальзак, Сад, Мелвилл, Стендаль, Достоевский, Пруст, Мальро, Кафка."* (18)
В 30-е годы, во времена начала литературной карьеры молодого писателя, когда он жил еще в Алжире, Камю планировал написать эссе о романах «Завоеватели», «Королевская дорога», «Удел человеческий». В «Мифе о Сизифе» две главы «Завоеватель» и «Театр» посвящены анализу творчества Андре Мальро.
Практически идентична трактовка образа главного героя у одного и другого авторов: «Человек есть цель в себе. .Завоеватели говорят иногда о победах и преодолениях. Но они всегда имеют в виду «преодоление себя».* (19) Под именем «завоеватель» Камю подразумевает одного из основных персонажей романа Мальро «Завоеватели» Пьера Гарина, чья судьба показательна для Камю с точки зрения борьбы против удела человеческого. С большим основанием в эту категорию нужно относить Перкена, ибо Гарин уже, вероятно, понимается как переходный этап от Перкена к таким героям как Кио и Катов.
Героев Камю можно также назвать завоевателями. Можно говорить одновременно о конкретных связях между персонажами Мальро и Камю.
Тарру, одного из основных персонажей романа Камю «Чума», с полным основание можно причислить к завоевателям, главным для которых всегда остается действие. Тарру еще в молодости избирает путь революций. Как и герои Мальро, Тарру берет на себя ответственность судить людей и дает себе право выносить смертные приговоры. Он занимается как раз тем, что является основным делом революционеров из романов Мальро — политикой. «.&bdquo-Я стал, зачумленным, вот и все, Я думал, что-то самое общество, где я живу, бил и до сих пор люб, вправе ли он вершить судьбы других. «Уже давно мне стыдно, до смерти потому что такова логика их жизни, и в этом мире мы не можем сделать ш близок героям «Удела человеческого» и даже идет дальше них. У него что приходит личныи ©-унт. для героев «чумы» «уже не судеб ~ была только наша коллективная история, точнее, чума и порожденные ею чувства разделялись всеми."* (23) Так и для героев Мальро, для которых революция в начале служила лишь фоном для их личной схватки с судьбой, а затем стала общим делом, объединившим самых разных людей.
Можно говорить еще об одном аспекте вероятного воздействия творчества Мальро на Камю. Это влияние на уровне заимствования общего языка повествования, различных стилевых приемов. Андре Мальро отражал в своих произведениях Историю. История XX века была настолько богата событиями, что вымысел не был нужен. Романы Мальро ~ это хроника с места событий. Если для первых произведений автора характерен несколько мифологизированный образ главных персонажей — завоевателей, то последующие романы о революции, испанской и второй мировой войны абсолютно живые, отражающие настоящее время.
Созданию такого впечатления способствуют многие приемы, в том числе диалоги и употребление настоящего времени, точная датировка событий в произведениях вплоть до часов и минут. Однако подобная временная соотнесенность не мешает читателю перенести действие романов в любое время и пространство. С одной стороны, произведения Мальро четко привязаны к конкретным событиям, но с другой, философское содержание позволяет им быть применимыми к любой ситуации.
Мальро подчеркнуто нейтрально ведет повествование. У него нет пристрастия к одним персонажам и безразличия или антипатии к другим. Каждому герою он отдает количество строк, необходимое для разработки этого конкретного образа. Часто автор прибегает к документальным источникам, к кинематографическим приемам.
Некоторые из вышеперечисленных особенностей стиля Мальро возникают и у Камю. Камю безусловно импонирует сухой и жесткий стиль писателя, вместимость в произведение огромного количества событий. Стоит сказать, что роман «Чума» сам писатель называет хроникой, уже на первой
Таким образом, можно, вероятно, говорить о преемственности Мальро и Камю. В определенном смысле влияние Мальро ощутил не только Альбер Камю, но и целый круг молодых, входящих в литературу писателей" Андре Мальро одним из первых заявил, что главным в современной ситуации для западного человека становится действие, поступок, активная жизненная позиция. Мальро удалось заглянуть в будущее, в Историю и понять, что пришло время других героев и других произведений. Появлялась целая генерация молодых писателей, чье творчество было сориентировано на современность. Их герои активно участвовали в жизни, которая являла собой образец непримиримой борьбы против бессмысленности удела человеческого.
1) Камю А&bdquo- Творчество и свобода. — М., 1990. С. 291.
2) Сент = Экзюпери А. де Ночной полет/Мзбранное. = Л., 1977. С. 114 — 115.
3) Там же. С. 139.
4) Сартр Ж.-П. Тошнота"//Иностранная
литература. — 1989. ¦=№?" = С. 127.
5) Simon Р.-Н. Saint=Exupery et Malraux//Les critiques de notre ieiiips et Saint=Exupeiy. = Paris, 197L P.82.
6) Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде.//Сумерки богов. — М&bdquo-, 1989. С. 222.
7) Кирнозе З. И. А. Мальро//Французскаж
литература 1945 — 1990. -М., 1995. С. 89.
8) Самш A. Preface//Grenier J. Lesles. — Paris, 1959. Р.9.
9) Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде//Сумерки богов. — М., 1989. С. 236.
10) Там же. С. 243.
11) Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. — М., 1990. С Л 22.
12) Там же. С. 126.
13) Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абеурде//Сумерки богов. — М., 1989. С. 306.
14) Камю А. Эссе, статьи, записные книжки. = М&bdquo-, 1990. С. 372.
15) Камю А. Чума/Мзбранное. — М., 1990. С. 210.
16) Там же. С. 236.
17) Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. — М., 1990. С. 137.
18) Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абеурде//Сумерки богов. = М., 1989. С. 293.
Творчество Андре Мальро в 20-30-е годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Malraux A. Antiniemoires. Paris, 1972.
2. Malraux A. Esquisse d’une psichologie du cinema. Paris, 1946.
3. Malraux A. L’homme precaire et la litterature. Paris, 1996.
4. Malraux A. La condition humaine. ~ Paris, 1996.
5. Malraux A. La tentation de l’Occident. Paris, 1992.
6. Malraux A. La voie royale. Paris, 1930.
7. Malraux A. Les conquerants. Paris, 1965.
8. Malraux A. Oeuvres completes. = Paris, 1989.
9. Malraux A. Oeuvres completes. ~ Paris, 1996.
10. Malraux A. Paroles et ecrits politiques. 1945 1952 inedts. — Paris, 1973.
11. Malraux A. Romans. Paris, 1969.
12. Malraux A. Romans. Paris, 1966. Произведения Андре Мальро на русском языке:
13. Мальро А. Зеркало лимба. ~ М&bdquo-, 1989.
14. Мальро А. Королевская дорога. Романы. М., 1992.
15. Мальро А. Надежда. М., 1939.
16. Художественные тексты других авторов на французском языке:
17. Camus A. L’etranger. Paris, 1957.
18. Camus A. Le mythe de Sisyphe. Essai sur Г absurde. = Paris, 1942.
19. Grenier I. Les iles. Paris, 1959.
20. Rolland R. Quinze ans de combat. = Paris, 1935.
21. Saint Exupery A. Oeuvres. «M., 1972.
22. Sartre I. P. La nausee. — Paris, 1974.
23. Художественные тексты других авторов на русском языке:
24. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997.
25. Достоевский Ф"М. Полное собрание в тридцати томах, т. 6. Л., 1973.
26. Достоевский Ф. М. Полное собрание в тридцати томах, т. 7. Л., 1973.
27. Жид А. Избранное. М., 1997.
28. Камю А. Бунтующий человек. ~ М&bdquo-, 1990.
29. Камю А. Избранное. М., 1990.
30. Камю А. Сочинения. М., 1989.
31. Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.
32. Камю А. Эссе, статьи, записные книжки. = М., 1990.
33. Мишле Ж. Ведьма. Женщина. М., 1997.
34. Монтескье ULLA. Персидские письма. Элиста, 1988.
35. Моруа А. Литературные портреты. М., 1971.
36. Сартр Ж. П. Дороги свободы. — Харьков, 1997.
37. Сартр Ж. П. Тошнота/Мностранная литература. = 1992. — № 7.
38. Сент = Экзюпери А. Избранное. Л., 1977.
39. Стивенсон Р. Л. Остров сокровищ. Черная стрела. = М., 1960. Философские работы:
40. Бердяев H.A. Кризис искусства. М., 1990.
41. Бердяев H.A. Новое средневековье: Размышление о судьбе России инациональности. М., 1990.
42. Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. ТЬеаШш рЫ1о§ орЫсш)1. М., Екатеринбург, 1998.
43. Кьеркешр С. Страх и трепет. М., 1993.
44. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.
45. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М&bdquo-, 1990.
46. Паскаль Б. Трактаты. Полемические сочинения. = Киев, 1997.47. Сумерки богов. М.9 1989.
47. Хайдеггер М. Бытие и время. = М., 1993.
48. Хайдеггер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка. М.9 1993.
49. Ясперс К. Ницше и христианство. М.9 1994.
50. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.9 1994. Критические работы на русском языке:
51. Американский роман 20 30-х годов. — М.9 1982.
52. Андреев Л. Г. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. — М., 1994.
53. Андреев Л. Г. Импрессионизм. М.9 1980.
54. Андреев Л. Г. Наедине со смертью. Восточные романы Мальро//Мальро А. Королевская дорога. Романы. М.91 992.
55. Андреев Л. Г. Называть вещи своими именами. М.9 1986.
56. Андреев Л. Г. Сюрреализм. М.9 1972.
57. Андреев Л. Г. У роковой черты//Мальро А. Зеркало лимба. Художественная публицистика. М.9 1989.
58. Балахонов В. Е. Ромен Роллан в 1914 1924 годы. — Л.9 1958.
59. Балахонов В. Е. Ромен Роллан и его время («Жан Кристоф»). — Л., 1968.
60. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. = М., 1989.
61. Баскин М. П. Монтескье. М., 1975.
62. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.9 1979.
63. Бломкивист Е. Жизнь, искусство и эстетика А. Мальро: Сб. Некоторые вопросы истории и теории эстетики. М., 1967.
64. Большой энциклопедический словарь. = М.9 1997.
65. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. -Новосибирск, 1990.
66. Буддизм: история и культура. М.9 1989.
67. Буддизм: Словарь. М.9 1992.
68. Бьжовский Б. Э. Кьеркешр. М., 1972.
69. Ваксмахер М. Н. Французская литература наших дней. = М., 1967.
70. СЖ В поисках утраченного смысла. М&bdquo-, 1979. 72. Великовский С. И. Грани1973. № 3.литературе на рубеже двух веков (1890 ~ 1914). = Л.5 1976.75.:
71. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблемы культуры. = М., 1963.
72. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М&bdquo-, 1987.
73. Громов М. А. Мальро и Ф. М. Достоевский, к проблеме эстетического.
74. Турина Т. Л. Авторская позиция в романе А. Мальро «Удел человеческий"//.
75. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М&bdquo-, 1990.1. Г7&bdquo- 3асурский Я. И. Американская на Л. Е. Память.
76. Зонина Л. Е. Тропы времени. М., 1984.
77. История французской литературы. М., 1994, т. VIII.
78. Кирнозе З. И. Французский роман XX века. Горький, 1977.
79. Киссель М"А. Философская эволюция Ж. П. Сартра. — Л., 1976.
80. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.
81. Корнев В. И. Буддизм религия Востока. — М&bdquo-, 1990.
82. Косиков Г. К. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX веков. -М., 1987.
83. Кочетов АЛ. Буддизм. М., 1983.
84. Кузнецов В. Н. Жан Поль Сартр и экзистенциализм. •= М., 1969.
85. Кушкин Е.П. А. Мальро «Искушение Запада"//Весшик ЛГУ. 1986. -Вып. 2.
86. Кушкин Е.П. А. Мальро. Проблемы изучения//Вестник ЛГУ. 1985. — № 9.
87. Кушкин Е. П. Альбер Камю. Ранние годы. Л., 1982.
88. Кушкин Е. П. Андре Мальро. Проблемы изучения//Вестник ЛГУ. История, язык, литература. 1985.
89. Кушкин Е. П. Мальро и Ницше. Опыт нигилизма//Реализм в зарубежной литературе. = Саратов, 1989.
90. Кушкин Е. П. Надежда первый враг абсурда//Мальро А. Надежда. — Л., 1990.
91. Кхмерские мифы и легенды. = М., 1981.
92. Лейтес Н. С. Конечное и бесконечное. Размышления о литературе XX века: мировидение и поэтика. ~ Пермь, 1992.
93. Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918 1945. — Пермь, 1975.
94. ПО.
Литература
и время//Проблемы истории зарубежных литератур. = СПб., 1998.
95.
Литература
и Мифология. Л., 1975.
96. Литературные направления и стили//Сборник статей, посвященный 75-летию проф. Г. И. Поспелова. М., 1976.113 = Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика фольклора., М., 1977.
97. Мелетинекий Е. М, Поэтика мифа, = М., 1995,.
98. Мельвиль ГО.К. Пути буржуазной философии XX века, М, 9 1983,.
99. Мифы и магия индоевропейцев, М., 1995.
100. Мифы народов мира. М, 1987. Т. 1.
101. Мифы народов мира. М., 1987. Т. 2.
102. Моде X. Малая история искусств. = М., 1978.
103. Модернизм в литературе США. ~ М., 1979.
104. Модернизм: анализ и критика основных направлений, М., 1987.
105. Мотылева Т. Л, Роман свободная форма, — М&bdquo-, 1982,.
106. Мудрагей Ы, С, Рациональное и иррациональное. = М., 1−985.
107. Мунье Э. Надежда отчаявшихся. М.9 1995.
108. Наркирьер Ф. С. От Роллана до Моруа. М., 1990.
109. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978.
110. Нордау М. Вырождение. Современные французы. М., 1995.
111. О человеческом в человеке. М., 1991.
112. Похождения хитроумного Алеу, и другие сказки Камбоджи. = М., 1973.
113. Проблемы литературных жанров//Материалы VI научной межвузовской конференции. 7 = 9 декабря 1988. Томск. 1990. волшебной сказки. М., 1998.
114. Пропп В &bdquo-Я. Фольклор и действительность. = М.5 1976.
115. Свенцицкая И. С. Мифы и действительность. М., 1975.
116. Сказки, пословицы, поговорки Камбоджи, М, 1959,.
117. Советская историческая энциклопедия. М.9 1962. Т. 2.
118. Советская историческая энциклопедия, М., 1965. Т. 6.
119. Советская историческая энциклопедия, М&bdquo-, 1965, Т. 7.
120. Советская историческая энциклопедия. M., 1974. T. 15.
121. Современный роман. Опыт исследования. Л., 1990.
122. Современный экзистенциализм. Критические очерки. = М., 1966.
123. Старцев А. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1981.
124. Стеблин-Каменский МЛ Миф. = Л.9 1976.
125. Страны и народы. Восточная и центральная Азия. = М., 1982.
126. Страны и народы. Зарубежная Азия. М., 1979.
127. Стрельцова Г. Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. -М., 1971.
128. Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. = М&bdquo-, 1994.
129. Типсина А. Н. Немецкий экзистенциализм и религия. «Л., 1990.
130. Уваров Ю. П. Французская литература сегодня. = М., i960″.
131. Урнов Д. М. Джозеф Конрад. М., 1977.
132. Филиппов Л. И. Философская антропология Ж. = П. Сартра. М., 1977.
133. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.
134. Философия Ф. Ницше. М., 1991.
135. Философские и социальные аспекты буддизма. М&bdquo-, 1989.
136. Философские и эстетические традиции в зарубежных литературах/ТМежвузовский сборник. СПб., 1995.
137. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
138. Фокин С. Л. Жорж Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия. -СПб., 1998.
139. Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока. M., 199L.
140. Чалин М. Философия отчаяния и страха. М., 1962.
141. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру. = М., 1964.
142. Шервашидзе В. В. Неоконченный роман А. Мальро «Орешникиformation du groupe et les aimyes d’apprentissage, 1890 1910. — Paris, 1978.
143. Beaumarchais I. P., Couty D. Anthologie des litteratures de langue francaise. = Paris, 1988, v. III.
144. Bersani I. La litterature en France de 1945 1968. — Paris, 1992.
145. Boisdeffre P. Les ecrivains francais d’aujourd’hui. ¦= Paris, 1965.
146. Bourin A., Rousselot I. Dictionnaire de litterature francaise contemporaine. -Paris, 1968.
147. Castex P. G., Surer P. Manuel des etudes litteraires francaises. XX siecle. = Paris, 1967.
148. Gate C. Antoine de Saint Exupery. Laboureur du ciel. = Paris, 1994.
149. Chastel A. L’image dans le miroir. Paris, 1980.
150. Cool M. Andre Malraux. L’aventure de la fraternite. Paris, 1996.
151. Domenach J.-M. Le Retour du tragique. Paris, 1967.
152. Gaillard P. Andre Malraux: L’homme et son oeuvre. Paris, 1981.
153. Gaulupeau S. Andre Malraux et la mort. Paris, 1969.
154. Gendrot F., Eustache F. Auteurs francais: Vingtieme siecle. Paris, 1954.
155. Godard H. L’autre face de la litterature. Essai sur Andre Malraux et la litterature. Paris, 1990.
156. Groethuysen B. Malraux (1929), dans Autres portraits. Paris, 1995.
157. Cuissard L. Ecrits de notre temps. Paris, 1961.
158. Hebert F. Triptyque de la mort: Une lecture des romans de Malraux. Montreal, 1978.
159. Hoffman I. L’humanisme de Malraux. = Paris, 1963.185o Jeanson F. Sartre, Paris, 1966.
160. Les critiques de notre temps et Saint = Exupery. Paris, 1971.
161. Lhospice M. Saint Exupery. Le paladin du ciel. — Paris, 1994.
162. Litterature. XX siecle. Paris, 1989.
163. Malraux A. Les marroniers de Boulogne. Paris, 1989.
164. Malraux C. Nos vingt ans. Paris, 1986.
165. Malraux C. Voici que vient Fete. = Paris, 1973.
166. Marissel A. La pensee creatrice d’Andre Malraux. ¦= Toulouse, 1979.
167. Meyer A. La condition humaine d’Andre Malraux. Paris, 1991.
168. Moatti C. Le Predicateur et ses masques. Les Personnages d’Andre Malraux. -Paris, 1987.
169. Mossuz I. Andre Malraux et le gaullisme. Paris, 1970.
170. Mounier E. Malraux. Camus. Sartre. Bernanos. Paris, 1953.
171. Payne R. Andre Malraux" Paris, 1973.
172. Phillips J. Au revoir Saint Ex. — Paris, 1994.
173. Picon G. Malraux par lui-meme. Paris, 1953.
174. Revue d’histoire litteraire de la France. A. 81. № 2. Paris, 1981.
175. Revue des lettres modernes, 1. «Du Farfelu aux Antimemoires». Paris, 1972.
176. Revue des lettres modernes, 2. «Influences». Paris, 1975.
177. Revue litteraire mensuelle. Andre Malraux. Paris, 1989.
178. Robichez I. Precis de litterature francaise du XX siecle. Paris, 1985.
179. Saint Cheron F. Andre Malraux. — Paris, 1996.
180. Saint Cheron F. L’esthetique de Malraux. — Paris, 1996.
181. Simon P. H" Histoire de la litterature francaise au XX siecle" - Paris, 1967.
182. Simon P. H. Uhomme en proces. — Paris, 1965.
183. Simon P. H. Temoins de F homme. = Paris, 1967.
184. Stephane R. Andre Malraux, entretiens et precisions. Paris, 1984.
185. Suares G. Andre Malraux, celui qui vient. Paris, 1974.
186. Tannery C. Malraux, F agnostique absolu ou la metamorphose comme loi du monde. — Paris, 1985.
187. Vandroimne P. Malraux. Du farfelu au mirobolant. Lausanne, 1996.