Динамика истероформной симптоматики у больных шизофренией и шизотипическим расстройством (клинический, адаптационный и реабилитационный аспекты)
Клиническая картина обострения в обеих группах чаще всего определялась следующими синдромами: синдром Кандинского-Клерамбо, параноидный, симплекс-синдром и астеноипохондрический. Между группами достоверное отличие (р<0,01) наблюдалось только по частоте встречаемости психопатоподобного синдрома, с его преобладанием в основной группе. Ис-тероформная симптоматика фиксировалась только в исследуемой…
ДиссертацияАкмеологические особенности информационного педагогического воздействия
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке системы акмеолого-педагогического информационного воздействия, которая применяется в интересах повышения качества профессионального образования. Представленные основания технологичности подготовки и реализации акмеолого-педагогического информационного воздействия востребованы в практической деятельности преподавателей высшей…
ДиссертацияХарактеристика психических нарушений у пациентов с иксодовым клещевым боррелиозом
При поражении центральной и периферической нервной системы наряду с неврологическими нарушениями присутствует разнообразная психопатологическая симптоматика в виде: паранойи, слуховых, зрительных галлюцинаций, обссесивно-компульсивных расстройств, эмоциональной лабильности, мании, психопатических личностных сдвигов, кататонии, тяжелой депрессии, снижения интеллектуально-мнестических функций…
ДиссертацияСоциально-психологические факторы формирования авторитета преподавателя ССУЗ
В связи с этим особый интерес, с нашей точки зрения, должны вызывать 2 направления дальнейших исследований проблемы авторитета: 1) монографические исследования педагогов, пользующихся безусловным авторитетом у всех (или почти всех) студентов, учащихся, с которыми им когда-нибудь доводилось работать- 2) исследования проблемы в сочетании с подходами, используемыми в организационной социологии…
ДиссертацияСоциально-психологические особенности развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления
В настоящее время изучаются этапы профессионального становления специалиста (В.А. Бодров, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Д. И. Фельдштейн и др.) — определяются механизмы и социально-психологические условия позитивного/деструктивного развития личности в профессии (С.П. Безносов, A.A. Деркач, Л. Г. Дикая, JI.M. Митина, А. К. Маркова, С. А. Шапкин, М. С. Ясницкий и др.) — рассматриваются…
ДиссертацияСоциально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи Б. Г. Ананьева о социализации как процессе социального и профессионального становления личности, определяющем психологическую структуру направленности и активно влияющем на ее субъективно-целостный внутренний мир, идеи культурно-исторической концепции Л. С. Выготского о социальной детерминации психики, системно-деятельностный подход А…
ДиссертацияПрофессиональное развитие учителя в процессе освоения им деятельности в системе развивающего образования
Организационным механизмом, обеспечивающим профессиональное развитие учителя, является процесс встраивания педагогической деятельности в учебную, где изменению подвергается подход педагога и к ориентировочной, и к исполнительской, и к оценочной частям своего профессионального действия. В процессе такого встраивания порождается психологический механизм профессионального развития. Он возникает как…
ДиссертацияРазвитие теорий личности в зарубежной психологии: основные тенденции и критерии их оценки
Второй период (сер. 30-х — 50-х гг. XX в.) характерен эволюцией научных школ предшествующего периода, появлением необихевиоризма и неофрейдизма. Представители первого попытались /Э.Толмен, 1932; К. Халл, 1943 и др./ преодолеть упрошенную трактовку поведения по схеме «стимул-реакция» за счет введения промежуточных переменных (потребности, потенциала реакции, силы навыки и др.). Однако…
ДиссертацияРазвитие творческого мышления школьников в процессе трудового обучения
Ряд психологов (О.А.Беляева, З. И. Калмыкова, О. Н. Гарнец, А. Н. Лук, Е. Торренс) рассматривают творческое мышление через его основные свойства или качества. К таким качествам творческого мышления, определяющим формирование и динамику его компонентов, они относят беглость, гибкость, оригинальность и разработанность творческого мышления. На наш взгляд, данный подход позволяет рассматривать…
ДиссертацияПроизвольная регуляция скорости движений рук у лиц с различными профилями латеральной организации мозга
Впервые показано, что у лиц без четкого доминирования одного из полушарий мозга (амбидекстры со смешанным характером сенсорных признаков) показатели произвольной регуляции двигательных функций выражены в наименьшей степени по сравнению с испытуемыми, * обладающими четкими признаками доминирования одного из полушарий мозга (праворукие, леворукие). Установлено также, что лица без четкого…
ДиссертацияПсихологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии
Страх, как и другие неприятные переживания не является однозначно «вредным» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов…
ДиссертацияПсихологические факторы профессиональной успешности менеджеров по персоналу
Анализ профессиональных мотивов у менеджеров по персоналу с различным опытом и успешностью работы показал высокую положительную детерминацию профессиональных и познавательных мотивов в успешности деятельности менеджеров на всех этапах профессионализации. Прагматические же мотивы имеют отрицательную детерминацию успешности работы менеджеров, так как они более выражены в группе низкоуспешных…
ДиссертацияПсихологические механизмы отчуждения ребенка от учебного процесса
Обучение всегда строилось исходя из презумпции достаточного ресурса ребенка, отсюда — готовность ребенка к школе часто рассматривается не столько как психологическая характеристика, а скорее как физиологическая (Ж. Пиаже, 1994). Исходя из этого, априори полагается, что если ребенок достиг некоторого возраста, то он достаточно психофизически развит, для того чтобы быть чувствительным…
ДиссертацияПсихологические условия оптимизации психического развития в дизонтогенезе
Психологические особенности детей с ЗПР в определенной степени изучены, однако можно заметить, что большинство исследователей ограничивают свои задачи описанием клинико-нейропсихологической характеристики задержки психического развития и особенностей нарушения какой-либо одной функции: памяти, внимания, речи, мышления, зрительно-пространственного восприятия, общения, игровой деятельности…
ДиссертацияПсихологические условия развития педагогической эмпатии у студентов педколледжа
Результаты исследования прошли апробацию на научных конференциях в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина (1999;2004 гг.) — на международной научно-практической конференции аспирантов «Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях» (г. Смоленск, 2001 г.). Результаты и выводы исследования внедрены в содержание…
ДиссертацияПсихологический анализ профессиональной деятельности преподавателя по формированию у студентов эмоционально-художественного отношения к музыке
Но невозможно научить любить, не дав пережить состояние влюбленности хотя бы один раз. Знания здесь не помогут. Обучение музыке должно исходить из других, отличных от понятийных, детерминант, а именно из чувств, переживаний. И первым в системе школьного обучения осознал это Д. Б. Кабалевский. Он попытался школьный урок «вывести из предметности» и вернуть в лоно искусства. Но то, что удалось Д. Б…
ДиссертацияПсихологическое обеспечение профилактики девиантного поведения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России
Апробированная в экспериментальных группах модель «постдиагностического тренинга-коррекции» с применением в отношении различных категорий девиантов адекватного психодиагностического инструментария и 8-шаговой технологии психокоррекции является ведущим элементом в системе психологического обеспечения профилактики девиантного поведения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России…
ДиссертацияПсихолого-акмеологические и правовые основания построения систем безопасности современных коммерческих структур
Выявлены психолого-акмеологические и правовые принципы построения систем безопасности современных коммерческих структур. Законность — опора на закон, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Научность — опора на научные разработки в построении систем корпоративной безопасности. Комплексность — системное использование сил и средств в обеспечении систем корпоративной безопасности…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия социальной адаптации леворуких детей к обучению в общеобразовательной школе
Данные, полученные в формирующем эксперименте, свидетельствуют о положительных изменениях уровня социальной адаптации леворуких первоклассников, о чем свидетельствует: а)-увеличение числа леворуких первоклассников с высоким уровнем наглядно-образного мышления, учебной мотивации, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-двигательной координации, положительного отношения к школе…
ДиссертацияПсихолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся в системе профессионального образования
B.С.Леднев, В.А.Поляков), умений выявлять и оценивать собственные возможности и ресурсы (А.Г.Асмолов, П. Р. Атутов, Э. Н. Гусинский, А.М.Новиков), взаимосвязи адаптационных процессов с мотивационнопотребностной сферой человека, его профессиональной и жизненной ориентацией (Б.С.Братусь, О. В. Лишин, А. В. Мудрик, Ю. М. Орлов, Л.И.Уманский), адекватностью восприятия человеком себя и своих…
ДиссертацияСпецифика содержания и генезиса организационной культуры в условиях отечественного менеджмента: На материале предприятий инфокоммуникационной отрасли
Обобщенный теоретический анализ проблемы ОК, как системного фактора повышения эффективности менеджмента, позволил сформулировать представления о пяти важнейших аспектах ее изучения — онтологическом, структурном, функциональном, генетическом и интегративном, которые во взаимодействии друг с другом, а также с системой макросоциальных, макроэкономических, региональных факторов и типологических…
ДиссертацияСамооценка и смысложизненные ориентации различных групп женщин Республики Йемен
Для решения поставленных задач использовались различные методы теоретического анализа проблемы, организации исследования и получения эмпирических данных. Основными методами сбора информации были: анкетные и тестовые опросы, проводившиеся с различными группами женщин республики Йемен. В опросах использовались: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, тест измерения уровня самооценки…
ДиссертацияСамооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота
Результаты данной работы позволили сделать вывод о необходимости и возможности учета, коррекции и целенаправленного формирования самооценки в летной и тренажерной деятельности. На основании анализа литературных данных и экспериментальных результатов настоящего исследования был предложен ряд практических рекомендаций по учету, коррекции и формированию самооценки в процессе тренажерной подготовки…
ДиссертацияСистема ценностей социального работника и психологические основания ее эффективного становления
Основным видом деятельности человека является труд, реализующийся в процессе профессиональной деятельности. Необходимым условием эффективности профессиональной деятельности выступает деятельно-смысловое единство, заключающееся в совпадении ценностно-смыслового и предметно-действенного аспектов деятельности. Это условие становится особенно актуальным для профессий типа «человек-человек», в которые…
ДиссертацияСмысложизненные ориентации личности как фактор профессиональной успешности сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности
За последнее десятилетие в нашей стране кардинально изменились социально-политические и материально-экономические условия жизни населения. На ряду с позитивными тенденциями, обусловленными гуманистическими ценностями и направленностью государства на построение гражданского общества, однако, наблюдается ухудшение криминогенной обстановки. Региональные вооруженные конфликты, многочисленные…
ДиссертацияСоотношение образов Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков
Содержательное отличие образов Я-идеальное и Я-реальное подростков проявляется также при рассмотрении совокупности конструктов с позиции позитивно или негативно окрашенных конструктов. Все конструкты Я-идеального имеют положительный эмоциональный тон. Это соответствует особенностям формирования Я-идеального, рассмотренным в теоретической части исследования. Отмечено, что среди характеризующих…
ДиссертацияВзаимосвязь интеллектуального и эмоционального факторов в онтогенезе индивидуального стиля игровой деятельности дошкольников
Материалы и результаты исследования обсуждались на кафедре педагогической и прикладной психологии Института развития образования МОиН РТ, на кафедре психологии Татарского Государственного Гуманитарного Университета, на научно-практических конференциях: IX всероссийская научно-практическая конференция «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования», г. Казань…
ДиссертацияПсихологическое содержание личностного и профессионального самоопределения студентов педагогического вуза
Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем I) впервые сделана попытка рассмотреть психологическое содержание процессов личностного и профессионального самоопределения, что может являться некоторым вкладом в теоретическую разработку проблемы. 2) впервые проведено лошитюдное изучение процессов личностного и профессионального самоопределения студентов педагогического вуза- 3…
ДиссертацияВлияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников
В работах Г. М. Касаткиной (1982) выявлены закономерности возрастной динамики и структуры моторного и психического развития дошкольников, определены пути и средства физического воспитания, способствующие не только моторному, но и психическому развитию детей дошкольного возрастаН.А. Фоминой (1996) изучалось организованное воздействие средств ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности…
ДиссертацияПсихология материнства: Сравнительно-психологический анализ
Материалы диссертации обсуждались на научных сессиях, заседаниях лаборатории развития эмоций и ученого совета Института Дошкольного образования и семейного воспитания РАО (1994 -1999 гг.), заседаниях кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии Института молодежи, лаборатории когнитивных процессов ИПРАН. Результаты исследования обсуждались на международных, региональных…
Диссертация