Формирование профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов: на примере повышения квалификации сотрудников природоресурсных отраслей
Особую актуальность приобретают вопросы поиска оптимальных форм и методов формирования (коррекции) профессионально значимых отношений в условиях курсов повышения квалификации. Характерные для сегодняшнего этапа развития общества масштабность, острота и динамизм социально-экономических преобразований предполагают смену образовательных парадигм, переход к новым образовательным технологиям…
ДиссертацияЭмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности
В классической психологии менеджмента отмечается необходимость эмоционально-волевой регуляции управленческой деятельности. В литературе подчеркивается эмоциогенный характер этого вида деятельности, вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции. Поэтому при описании…
ДиссертацияДеловое поведение российской молодежи: политико-психологический аспект
Особенное беспокойство исследователей вызывает молодое поколение, для которого пренебрежение этическими и правовыми нормами становится чем-то вроде «сверхнормы» в достижении успеха (Богданова М.В., 1995) — при том, что в характере рыночной личности доминирует дробная этика, а в системе ценностей молодежи выражены деформации, свидетельствующие о проявлении нравственного кризиса в России (Дейнека…
ДиссертацияФункциональная организация процесса решения мыслительной задачи
Психологический механизм решения мыслительной задачи представляет собой построение вторичной моделирующей системы (термин Б.А. Успенского). Это находит свое отражение в формировании по ходу решения системы связанных между собой значений элементов проблемной ситуации, соединенных как средствами естественного языка, так и других знаковых систем. Это приводит к возникновению дополнительных…
ДиссертацияКлинико-динамические, хронобиолигические и терапевтические особенности атипичной депрессии
Серьезное значение в патогенезе аффективных расстройств придается хронобиологическим факторам. На необходимость учета хронобиологических факторов при анализе клинико-динамических особенностей аффективных расстройств и разработке терапевтических стратегий в отношении данных расстройств высказывается ряд отечественных и зарубежных авторов (Изнак А. Ф., 1997; Симуткин Г. Г., 2005; Смулевич А. Б…
ДиссертацияМотивационные факторы формирования исследовательских способностей личности
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на заседании межфакультетской кафедры психологии психологического факультета Новосибирского государственного педагогического университета, аспирантских семинарах, региональной научно — практической конференции «Психическое здоровье личности: проблемы…
ДиссертацияСоциально-психологические факторы дезадаптации учащихся старших классов в общеобразовательном процессе школы
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные институты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе…
ДиссертацияРазвитие мыслительных операций анализа и синтеза у студентов посредством системы проблемно-эвристических задач
Первый этап (1994;1995 гг.). На этом этапе была выявлена необходимость повышения уровня умственного развития студентов как компонента их профессиональной подготовки, определены теоретические и практические подходы к проблеме. Были осуществлено пилотажное исследование, направленные на выявление уровня сформированности ана-литико-синтетических навыков мышления студентов. Оно показало, что уровень…
ДиссертацияРазвитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности
Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования: проанализировать теоретические и эмпирические работы, отражающие систему взглядов отечественных исследователей на субъектность и субъектные параметры личности, а также работы, в которых исследуются вопросы личностно-профессионального развития студентов и формирования позиции субъекта учебной деятельности…
ДиссертацияОбраз преподавателя в сознании студентов гуманитарных вузов
Успешность педагогической деятельности в вузе зависит не только от профессиональных знаний и навыков. Во многом она определяется адекватным отражением участников педагогического процесса, к которым, в первую очередь, относятся студенты и преподаватели. Правильное восприятие и понимание педагога, точное построение образа субъектом восприятия во многом обеспечивают успех обучения и воспитания…
ДиссертацияПсихологические факторы повышения качества обучения иностранному языку в вузе
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при решении задачи индивидуализации обучения. Разработанные рекомендации по совершенствованию процесса формирования иноязычных способностей обеспечивают повышение качества обучения ИЯ. Предлагавмый опросник может быть использован непосредственно в практической деятельности преподавателя…
ДиссертацияПсихологические механизмы формирования готовности человека к деятельности
Современная трехчленная структура готовности к деятельности, включающая традиционно три ее вида: нравственную, интеллектуальную и психофизиологическую готовность характеризуется тем, что в ней действует система механизмов реализации культурно-психических традиций. Эти механизмы иерархизированы, поэтому выделяются базовые или генерализованные механизмы (механизм идентификации, локус контроля…
ДиссертацияПсихологические механизмы переживания жизненного события, имеющего травматический характер
В отечественной психологии основные направления исследований функционирования индивида в стрессовых и потенциально травматических условиях определили Ю. А. Александровский, Ф. Б. Березин, Е. С. Калмыкова, Ц. П. Короленко, М. В. Леви, М. Ш. Магомед-Эминов, Ф. 3. Меерсон, В. В. Нечипорен-ко, В. Я. Семке, Н. В. Тарабрина. Большинством исследователей эта проблема рассматривались в основном в рамках…
ДиссертацияПсихологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности
Следовательно, рефлексия, являясь свойством личности, выступает одновременно и как механизм саморегуляции мыслительной деятельности, и как механизм организации познавательного процесса. Использование принципов системной детерминации, на которые опирается теория психологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева) открывает новые возможности в изучении указанной проблемы, позволяя увидеть…
ДиссертацияПсихологические особенности этнического самосознания личности в старшем школьном возрасте
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение нескольких лет (2002;2006 гг.) и включало в себя три этапа. На первом этапе (2002 г.) была сформулирована тема исследования, разработан план диссертации, обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель, намечены задачи и рабочая гипотеза, отобраны методы исследования и обработки данных, осмыслена технология…
ДиссертацияПсихолого-педагогическая проблема профессионального менталитета учителя
В эту совокупность входят различные по психологической сущности личностные проявления: сами качества личности, отношения, переживания, составляющие эмоционально-волевую сферу, умения, фактические действия, конкретные поступки. Все они по своему раскрывают профессиональный менталитет учителя, интегративную форму социального мышления и поведенческой деятельности личности, интериоризованного…
ДиссертацияСтановление потенциального образа я старших школьников в образовательном процессе
Анализ теоретических и эмпирических исследований отечественных и зарубежных психологов по психологии юношеского возраста позволяет сделать вывод о том, что старший школьный возраст является важным этапом развития личности в ходе которого решаются вопросы личностного и профессионального самоопределения, построения жизненных планов, становления образа «Я». В данном контексте значимым для раннего…
ДиссертацияСимволическое опосредствование переживаний личности в критических ситуациях
Опыт проведения психотехнической программы свидетельствует о возможности детей и подростков опираться как на символическое, так и на знаковое опосредствование в работе с эмоционально значимыми, проблемными темами. При этом одно и то же задание может восприниматься детьми и подростками на разном уровне — означивая конкретное содержание или выступая более глубоким воплощением смыслов. В одном…
ДиссертацияОсобенности динамики социальной одаренности учащихся в подростковом возрасте
Методологическую основу исследования составляют системный подход к изучению как психики, так и личности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин и др.), концепция одаренности как качественно своеобразного сочетания способностей, обусловливающих успех в той или иной деятельности (Б. М. Теплов), положения о возрастной специфике развития различных видов одаренности (Н. С. Лейтес) и особом значении…
ДиссертацияОсобенности профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа
В результате участия студентов в тренинге профессионального самоопределения произошли следующие позитивные изменения: стабилизация уровня самопринятия и самоуважения личности, повышение уровня осознанности и снижение социальной зависимости профессионального выбора, повышение значимости внутреннего содержания деятельности и формирование положительного отношения к педагогу-профессионалу, что…
ДиссертацияЯзыковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодёжи
Всероссийской научно-практической конференции «Поликультурная образовательная деятельность учреждений культуры и учебных заведений» (Махачкала 2004г) — на Всероссийской научно-практической конференции', «Инновационные технологии в образовательном процессе вуза, в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования» — (Махачкала 2004г) — на Международной научно-практической…
ДиссертацияСтруктура и динамика нервно-психических расстройств у детей со школьной дизадаптацией
Первичным этапом коррекционной работы было междисциплинарное обследование, проводившееся в процессе приема ребенка в школу специалистами (МППК). Особенностью работы комиссии было раздельное обследование ребенка всеми входившими в нее специалистами с последующим обязательным совместным обсуждением полученных каждым из них результатов. В сложных, диагностических спорных случаях к участию…
ДиссертацияУсловия формирования психологической устойчивости у старшеклассников
Использовать результаты диссертационного исследования в целях совершенствования деятельности учебных заведений среднего общего образования, для чего: внедрить психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности с использованием разработанной автором технологии с применением компактных диагностических методик, активных форм проведения занятий (психологический тренинг, дискуссии…
ДиссертацияОсобенности межгруппового восприятия учебных групп при вариативном обучении
В условиях вариативного обучения на новый уровень выдвигается проблема взаимоотношений учащихся в учебном коллективе в различных структурах образования: средних общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, интернатах. Изменение социальной ситуации в обществе вместе с искусственным расслоением учащихся, выделением «элитарных» детей и учащихся классов педагогической коррекции или классов…
ДиссертацияФеномен выученной беспомощности в онтогенезе личности
Изменения в обществе оказывают влияние и на детей. Новые программы обучения влекут за собой увеличение нагрузки на детей, требования к ним растут, но детская психика не всегда способна справиться с напряжением, которое сопутствует не только самому процессу обучения, но как известно, и всей современной действительности. Дети не меньше взрослых страдают, когда их родители сталкиваются с такими…
ДиссертацияФормирование психологической готовности будущего воспитателя к профессиональному взаимодействию с психологом
Гипотеза исследования. Если психологическая готовность будущего воспитателя к профессиональному взаимодействию с психологом как интегральное психологическое образование, выступающее средством и организационной формой интеграции индивидуальных деятельностей и обеспечивающее на этой основе построение и организацию совместной деятельности, приобретающей характер профессионально-личностной ценности…
ДиссертацияВлияние авторитарного синдрома на индивидуальное восприятие политической власти в России, 1990-е годы
См. например, Лапкин B.B. Пантин В. И. Русский порядок // Полис. 1997. № 3- Седов JT.A. Политическая «разруха» — в натуре и в головах // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1998. № 4 (36) — Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х. М., 2000; Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. 2000. № 6- а также…
ДиссертацияВлияние децентрации на формирование логического мышления у старших дошкольников
В связи с этим, нам было важно для наибольшей эффективности работы психолога выяснить, не только то, следует ли учитывать уровень сформированности умения децентрироваться у детей в процессе развития и формирования логического мышления ребенка, описанного Пиаже, но и способ формирования данного умения: А именно: возможен ли такой способ формирования полноценного умения децентрироваться, который…
ДиссертацияВлияние структуры интеллекта на успешность разработки политического прогноза
Для объективной и беспристрастной исторической оценки ближайших к настоящему времени исторических событий — эпохи перестройки, распада СССР и последующих масштабных преобразований во всех сферах общественной жизни стран постсоветского пространства, безусловно, должно пройти значительное время. И в то же время, нужно отметить что и эти события могли пойти совсем по иному сценарию, имей…
ДиссертацияВлияние внутриличностных конфликтов на эффективность профессиональной деятельности машинистов локомотивов
Исследования показали, что центральное место в организации деятельности машиниста локомотива занимают процессы принятия решений (38, 80, 82, 118, 131). На субъективном уровне необходимость принятия решения переживается, с точки зрения ряда авторов, как проблема выбора одной из мотивационных стратегий поведения, которая выступает для личности в качестве внутреннего конфликта (38, 116, 118, 131…
Диссертация