Формирование профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов в процессе их деятельности
Научные разработки советского времени с начала их появления имели отношение к познанию специфики, профессионального становления личности в требующей индивидуального мастерства деятельности. На первом этапе приоритет имели следующие направления: 1) разработка методов учёта «человеческого фактора» для обеспечения* безопасности авиаи космических полётов (Геллерштейн С.Г., 1946; Платонов К. К., 1951…
ДиссертацияДезадаптация психогенного происхождения с психосоматическим симптомокомплексом у учащихся специализированной английской школы
В настоящее время наблюдается рост числа детей, подверженных пограничным нервно-психическим и психосоматическим расстройствам и состояниям психической дезадаптации. Возникновение этих расстройств, как правило, связано с хроническим психоэмоциональным перенапряжением и дистрессами. Специфика процесса обучения в школе в настоящее время предполагает длятельные информационные и и психоэмоциональные…
ДиссертацияФормирование лидерской деятельности в юношеском возрасте
Основные закономерности влияния: при выраженном экстернальном локусе контроля основная характеристика — неоднородность и неоднозначность проявления признака, на который влияет уровень субъективного контроля. При повышении уровня субъективного контроля наблюдается стабилизация проявления исследуемых параметров. При средних значениях проявление признаков более стабильно, чем при высоких и при…
ДиссертацияЭффективность стратегических ассессмент-сессий в развитии профессиональных компетенций специалиста
В современной психологической науке компетентность связывается с определенной областью деятельности и определяется как интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовывать свой потенциал для успешной деятельности (Б.Г. Ананьев, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Ю. К. Стрелков, В.Д. Шадриков). При достаточно широком внимании науки к проблеме…
ДиссертацияЛичностная автономия как предмет психологического исследования
Бахтин, 1995), в активном и осознанном утверждении человеческой личности в деятельности (Леонтьев А.Н., 1983), в осуществлении личностного выбора (Асмолов, 1990), в процессе самоопределения (Кон, 1984), в принципе позитивной свободы для созидания и самостроительства (Братусь, 1988), в необходимости выбора между мотивами (Василюк, 1984), в проявлении надситуативной активности (Петровский, 1996…
ДиссертацияЛичностно-профессиональное развитие руководителя в условиях инновационной деятельности
Однако не каждый руководитель избирает путь нововведений, поиска нетрадиционных способов развития своего образовательного учреждения. По данным проведенного нами опроса2, 92,6% руководителей считают, что эффективная деятельность школы невозможна без изменения традиционных подходов в системе образования, введения инноваций, но лишь 43% — изъявили желание проводить инновационную политику. 26,4…
ДиссертацияЛичностные факторы профессиональной самореализации
Анализ теоретических и эмпирических работ показывает, что большинство исследований личностной самореализации и самоактуализации рассматривают ее только в парадигме индивидуального развития, не соотнося с процессами социализации и профессионализации, в том числе и с близким по смыслу процессом становления профессиональной идентичности. В то же время вопросы организационной социализации…
ДиссертацияМотивационно-ценностные особенности предпринимателей как фактор экономико-политической безопасности России
Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях «Региональные аспекты экономической безопасности» (СПб., 1998), «Информационная безопасность регионов России» (СПб., 1999), «Рыночная экономика и стратегия безопасного развития личности» (СПб., 1999), на третьей и четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Современные…
ДиссертацияНарушения психического развития у школьников при Уровской Кашина-Бека болезни
62+1,08 4,21+0,78 < 0,001 Ю, 62±-1,08 4,70+0,68 <0,001 полученные данные, прежде всего следует отметить, что больные школьники испытывали большие затруднения при выполнении заданий и допускали больше ошибок, чем здоровые. Различия были статистически значимыми за исключением различий между здоровыми и больными с начальной стадией болезни при выполнении пробы «Простые аналогии». Не отмечено…
ДиссертацияПроблема взаимодействия субъекта и культуры в отечественной психологии XX века
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем реконструирована логика развертывания проблемы взаимодействия субъекта и культуры в крупном хронологическом периоде, измеряемом XX веком. В работе решена фундаментальная теоретическая задача обоснования необходимости введения термина «культура» как самостоятельной категории в понятийный строй психологииуточнены и обоснованы границы…
ДиссертацияПатологические увлечения у больных с расстройствами шизофренического спектра и их влияние на социальное функционирование больных
При паранойяльном варианте (24,4% наблюдений) патологические увлечения формировались на основе систематизированных паранойяльных идей. Граница постепенного перехода, замещения первоначальных сверхценных интересов аналогичными по содержанию паранойяльными симптомокомплексами была малозаметна. Со временем полностью исчезала критичность и оценка больными реальной значимости их увлечений. Хобби…
ДиссертацияПереживание травмирующего события как проблема психологии личности
В данной работе мы рассматриваем переживание только одного вида событий — психологической травмы. Для того, чтобы говорить о закономерностях переживаний, предстоит с подобных позиций рассмотреть и переживания других классов событий в жизни людей, причем окрашенных не только негативными, но и приятными эмоциями (переживание радостных событий), а также, возможно, эмоционально нейтральных. Нужно…
ДиссертацияПсихофизиологическая диагностика и психологическая коррекция функционального состояния зрительной перцептивной системы школьников с миопическими нарушениями рефракции
Складывается парадоксальная ситуация при всем совершенстве технических средств исправления зрительных ограничений, связанных с приобретенной неосложненной близорукостью, проблема ее прогрессирования прочно удержи-вается в ранге актуальных проблем офтальмологии (Э.С.Аветисов и др. 1990). Приведенные выше данные со всей очевидностью свидетельствуют о том, что феномен близорукости не ограничивается…
ДиссертацияПсихологические основания выбора слов при построении речи
Опосредованно на этот процесс может влиять большое количество внешних факторов, социальной и биологической природы. Например, человек может желать произвести благоприятное впечатление на ценных для него лиц, и потому будет пытаться экстраполировать их восприятия тех или иных его речей. Если он находится, скажем, в состоянии алкогольного опьянения, то его экстраполяции могут оказаться далеко…
ДиссертацияПсихологические основы методологических подходов к человеку и технике
АПРОБАЦИЯ диссертационной работы проходила на заседаниях лаборатории психологии труда и инженерной психологии, на методологическом семинаре Института психологии РАН. Предзащита диссертации проходила на совместном заседании лаборатории психологии труда, лаборатории системных исследований и группы инженерной психологии и эргономики Института. Основные положения и результаты настоящего исследования…
ДиссертацияПсихологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву
Построена модель психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих по призыву представляющая собой систему взаимодействия командира и военнослужащего в интересах решения поставленной задачи, основными системообразующими компонентами которой выступают внешние и внутренние условия в которых осуществляется взаимодействие, ситуационные и личностные особенности детерминирующие…
ДиссертацияПсихология криминальной мотивации женщин, осужденных к лишению свободы
В настоящее время стала приоритетной тенденция гуманизации пенитенциарной системы. Одним из исходных положений реформирования системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является максимальная дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы в зависимости от личности осужденного и степени общественной опасности совершенного преступления. Планируется создание тюрем…
ДиссертацияСиндромы нарушения высших психических функций у детей с парциальными формами эпилепсии
При эпилепсии возникает широкий спектр нарушений высших психических функций (ВПФ) и эмоционально-личностной сферы. Как следствие, у детей наблюдаются трудности, связанные с учебной деятельностью и социальной адаптацией. Для их преодоления, полноценной реабилитации, а также для прогноза психического развития этих детей необходимо исследование закономерностей тех изменений, которые возникают…
ДиссертацияСтратегии фиксации опыта педагогических переживаний в индивидуальной психологической культуре педагога
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития-Института психологии УрГПУ (Екатеринбург, 2004 — 2010). Результаты диссертации докладывались на IX-XII Региональных научно-практических конференциях «Весенняя психологическая сессия (Екатеринбург, 2006 — 2009), II Всероссийской научно-практической конференции…
ДиссертацияОсновные направления реформирования региональной службы психического здоровья (клинико-социальное и экономическое обоснование)
Научная новизна исследования. Предложен новый концептуальный подход научно-доказательного обоснования путей реформирования региональной психиатрической помощи в направлении общественно ориентированной модели ресурсосберегающим способом и оценки ее качества. Показана ценность такого подхода с позиций пациентов и их близких на последовательных этапах целостной оценки качества и эффективности…
ДиссертацияСистема психосоциальной помощи больным с длительными госпитализациями в условиях психиатрического стационара
Разработанный с учетом выявленных особенностей контингента больных с длительным пребыванием в стационаре комплекс психосоциальных лечебных и реабилитационных мероприятий для пациентов включает: 1) программы обучения больных навыкам независимого проживания (тренинг бытовых навыков, навыков социального взаимодействия, общения. самопрсдъявления, уверенного поведения) — 2) психообразовательные…
ДиссертацияСостояние психического здоровья подростков в зоне экологического неблагополучия Забайкалья
Соискатель лично провел клинико-психопатологическое и психологическое обследование подростков основной и контрольной групп наблюдения. Самостоятельно провел сбор анамнестических сведений, анализ всей имеющейся медицинской документации. В составе бригады специалистов участвовал в разработке и осуществлении программы исследования, дополнений к «Эпидемиологической карте обследования…
ДиссертацияВзаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций
Методологическая основа исследования. При построении программы исследования мы исходили из философских идей, утвердившихся в отечественной психологии, относительно условий, определяющих развитие личности, а также концепций о сущности личности и ее психологической структуре, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, единстве сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, АХ…
ДиссертацияТеория и метод в психологии: Период становления психологии как самостоятельной науки
Одной из ключевых проблем методологии современной психологии является проблема соотношения теории и метода в психологии. Сам факт связи теории и метода в психологии «в общем виде» сомнению не подлежит: многие авторы говорили не только о наличии подобного рода связи (К.А. Абульханова, М. Я. Басов, JI.C. Выготский, В. Н. Дружинин, Ю. М. Забродин, Н. Н. Ланге, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, С. Д…
ДиссертацияУчет особенностей проявления информационной работоспособности и сенсомоторной обучаемости в процедуре психологического диагностирования интеллекта
Основные параметры сенсомоторной обучаемости представляют обширную систему, попытка обобщения которой приводит к необходимости использовать для ее описания понятие «интеллект» в широком спектре его проявлений. При этом статистическим анализом не выявлена непосредственная корреляционная связь выделенных показателей сенсомоторной обучаемости с показателями традиционных методик изучения интеллекта…
ДиссертацияПсихолого-акмеологическая коррекция деятельности государственных служащих в напряженных ситуациях
Напряженные ситуации в деятельности государственных служащих возникают вследствие действия экстремальных факторов. Напряженные ситуации приводят к сбоям в работе, нарушению отлаженного ритма, возрастанию психической напряженности как функционального состояния субъектов управления, напряженности во взаимоотношениях, ухудшению морально-психологического климата, снижению мотивации, а в отдельных…
ДиссертацияВлияние психологической дистанции на конфликтные ситуации в студенческой среде
В качестве теоретической и методологической основы диссертационного исследования выступает диалектико-созидательная парадигма, рассматри4 вающая ПД и конфликт как неотъемлемые и закономерные явления социальной действительности и источники развития общества в целом. В качестве ориентиров при решении диссертационных задач выступили методы диалектического и системного подхода, а также комплексный…
ДиссертацияПсихологические особенности профессиональной деятельности учителя опытно-экспериментального комплекса по развитию эстетических качеств школьников
Эстетические восприятия, чувства, вкусы, идеалы личности обусловлены приобретенными эстетическими потребностями. Поэтому важнейшей задачей эстетического развития является формирование у школьников эстетических потребностей. Прежде чем характеризовать специфику эстетических потребностей нужно отчетливо представлять сущность понятия «потребности» в целом. Потребность — осознаваемое и переживаемое…
ДиссертацияПсихологические условия социальной активности молодёжи в студенческом возрасте
Методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых. В изучении возрастных особенностей молодёжи: подходы Абрамовой Г. С., К.А. Абульхановой-Славской, Ананьева Б. Г., Л. И. Божович, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. С. Кона, Е. JI. Омельченко, В. А. Петровского, Д. И. Фельдштейнав контексте изучения социальной активности — работы К.А. Абульхановой-Славской, Г. М, Андреевой…
ДиссертацияКлиническая динамика смешанных расстройств школьных навыков
Сравнение клинических и параклинических данных позволяет утверждать, что механизмы формирования смешанных расстройств развития школьных навыков обусловлены дисфункцией головного мозга, возникших под влиянием врожденных патогенных факторов (наследственных и пре-, пери-, ранних постнатальных факторов). Измененный мозг служит биологической основой формирования смешанных расстройств школьных навыков…
Диссертация