Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческого мышления школьников в процессе трудового обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании проблемы творческого мышления существует несколько подходов. Большинство ведущихся в этом направлении исследований ориентировано в основном либо на формирование отдельных предпосылок творчества (мотивации, целеполагания и т. д.), либо на создание внешних условий протекания творческого процесса (наличие комфортных условий умственного труда, благоприятного социально-психологического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема творческого мышления учащихся в научнопсихологической литературе
    • 1. 1. Общетеоретические и методологические аспекты изучения творческого мышления
    • 1. 2. Качества творческого мышления и их характеристика
    • 1. 3. Возможности трудового обучения в развитии творческого мышления
    • 1. 4. Выводы
  • Глава 2. Исследование сформированности основных качеств творческого мышления
    • 2. 1. Организация и методика проведения исследования
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
    • 2. 3. Выводы
  • Глава 3. Развитие основных качеств творческого мышления школьников в условиях обучающего эксперимента
    • 3. 1. Анализ современной программы по трудовому обучению
    • 3. 2. Организация и методика проведения формирующего эксперимента
    • 3. 3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение
    • 3. 4. Выводы.12)

Развитие творческого мышления школьников в процессе трудового обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития творческого мышления детей является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ее изучению чрезвычайно актуально в настоящее время. Происходящие в обществе перемены обусловили необходимость обновления системы образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества изменились и ориентиры в самой этой системе. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого являются личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.

Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. Не случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей развитие творческой активности учащихся в целом и творческого мышления, в частности. Однако в целом проблема развития творческого мышления пока остается и теоретически, и практически недостаточно разрешенной задачей. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств творческого мышления. Именно изучение и анализ этих факторов в их взаимосвязи открывает возможность определить методы целенаправленного развития основных качеств творческого мышления детей.

Актуальность темы

Значительные возможности в плане развития творческого мышления открывают, на наш взгляд, уроки обучения труду в школе. Трудовое обучение, как никакая другая деятельность, предъявляет к человеку многосторонние требования, оказывая тем самым разностороннее влияние на формирование различных качеств личности, а также развитие общих и специальных способностей. В этой деятельности гармонично сочетаются и процесс овладения теоретическими знаниями, и приобретение определенной системы практических умений и навыков.

Нередко полагают, что трудовое обучение — это деятельность, основанная прежде всего на применении репродуктивных методов и она жестко регламентируется учителем. Однако, как показал анализ программы по трудовому обучению «Технология», при изучении некоторых разделов данной программы существует реальная возможность для развития основных качеств творческого мышления учащихся посредством планирования и организации системы специальных занятий.

Ряд психологов (О.А.Беляева, З. И. Калмыкова, О. Н. Гарнец, А. Н. Лук, Е. Торренс) рассматривают творческое мышление через его основные свойства или качества. К таким качествам творческого мышления, определяющим формирование и динамику его компонентов, они относят беглость, гибкость, оригинальность и разработанность творческого мышления. На наш взгляд, данный подход позволяет рассматривать не только отдельные качества творческого мышления, определяющие его специфику, по и отслеживать динамику их развития. К сожалению, на сегодняшний день не существует ет-ной и стройной теории, в рамках которой возможно было бы эффективное развитие данных качеств творческого мышления. Мы считаем, что в возрастной и педагогической психологии проблема целенаправленного формирования творческого мышления рассматривалась недостаточно, что затрудняет разработку практических педагогических средств и методов повышения продуктивности и эффективности мышления. Это в полной мере относится и к организации процесса трудового обучения, который располагает большими потенциальными возможностями для развития как творческого мышления в целом, так и отдельных его компонентов. Данное обстоятельство и onpe^'j-лило выбор темы нашего исследования.

Цель исследования — изучить возможности развития творческого мышления учащихся младшего подросткового возраста в процессе трудового обучения в условиях применения специальной развивающей программы.

Объект исследования — творческое мышление школьников и его особенности.

Предмет исследования — основные качества творческого мышления подростков и их развитие в условиях трудового обучения.

Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из положения, что развитие творческого мышления ребенка не происходит спонтанно, а осуществляется только в процессе целенаправленного обучения. Такое обучение должно основываться на специальной организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках программы разбивающих заданий и упражнений. При этом мы приняли допущение, что главным условием гармоничного развития творческого мышления является работа по формированию целостного комплекса основных его качеств посредством использования развивающих заданий, учитывающих характер и особенности этих качеств.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Дать теоретический анализ состояния проблемы творческого мышления в работах отечественных и зарубежных психологов;

2. Выявить возможности современных программ по трудовому обучению (технологии) для организации целенаправленного развития творческого мышления школьников;

3. Установить уровень развития основных качеств творческого мышления (гибкости, беглости, оригинальности, разработанности) учащихся пятых-шестых классов;

4. Разработать и апробировать систему творческих заданий и упражнений, направленных на развитие как отдельных качеств творческого мышления, так и целостного их комплекса.

Методологической основой исследования явились разработанные в отечественной и зарубежной психологии положения о закономерностях психического развития ребенка в процессе деятельности (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Ю. А. Самарин, Дж. Гилфорд, Е. Торренс). Мы также опирались на некоторые теоретические положения об особом значении подросткового возраста в развитии творческого мышления, сформулированные в трудах Л. С. Выготского, Н. А. Менчинской, З. И. Калмыковой, А. З. Рахимова, А. М. Матюшкина, К. Н. Поливановой, А. К. Марковой.

Методы исследования. В соответствии с задачами исследования нами использовался широкий набор методов: наблюдение, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся, обучающий эксперимент. Для определения уровня развития качеств творческого мышления, а также их динамики, использовались, тест диагностики креативности Е. Торренса, батарея тестов-методик изучения творческого мышления Е. Е. Туник, оценочное тестовое задание «Аппликация», анкета изучения уровня развития мотивации.

База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1997;2002 года на базе школы № 28 г. Благовещенска и включало в себя три этапа: подготовительный, констатирующий и формирующий.

На первом этапе (1997;2000) был проведен отбор методик для диагностики основных качеств творческого мышления, разрабатывалась специальная развивающая программа с набором заданий и упражнений, способствующих как развитию конкретных качеств творческого мышления, так и развитию личности ученика в целом.

На втором этапе (2000;2001) был проведен первичный диагностический срез, оценивался уровень развития творческого мышления учащихся пятых-шестых классов, а также проводилось внедрение специальной программы по развитию творческого мышления.

На третьем этапе (2001;2002) проводился заключительный (контрольный) диагностический срез и обработка полученных результатов.

В эксперименте принимали участие учащиеся пятых-шестых классов (девочки), общий объем выборки составил 120 человек.

Достоверность результатов и выводов обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, комплексным применением валидных и надежных методик, а также применением методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов и эмпирических данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены и проанализированы психологические особенности основных качеств творческого мышления младших подростков: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности. Определен уровень развития и соотношения этих качеств в структуре творческого мышления, обоснованы пути их развития и совершенствования. Разработана специальная обучающая программа, направленная на развитие основных качеств творческого мышления школьников на уроках трудового обучения. Результаты проведенного исследования позволили экспериментально доказать возможность эффективного развития творческого мышления школьников в условиях применения серии специальных упражнений и заданий и проследить позитивную динамику развития основных его качеств.

Практическая значимость и внедрение. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных данных был разработан комплекс рекомендаций по развитию творческого мышления младших подростков в процессе обучения труду, которые используются учителями в практической работе. По результатам проведенного исследования также разработан спецкурс «Развитие творческого мышления учащихся», который как дисциплина введен в программу обучения студентов факультета технологии и предпринимательства Благовещенского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обоснование концептуального подхода, рассматривающего беглость, гибкость, оригинальность, разработанность как основные качества творческого мышления. Реализация этого подхода позволила разработать эффективную программу развития творческого мышления младших подростков в процессе трудового обучения.

2. Положение о зависимости развития творческого мышления младших подростков от степени выраженности основных его качеств и наличии корреляционной связи между уровнем мотивации к урокам трудового обучения и уровнем развития творческого мышления.

3. Обоснование системы обучающих упражнений по развитию творческого мышления в процессе трудового обучения, которая учитывает индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших подростков и строится на основе сочетания теоретического обучения с практическими заданиями, направленными на стимулирование беглости, гибкости, оригинальности и разработанности мышления.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе школы № 28 г. Благовещенска. Полученные данные обсуждались на методических семинарах учителей технологии, заседаниях кафедры психологии Благовещенского государственного педагогического университета, на научно-практических конференциях: «Роль образовательных учреждений в подготовке будущих студентов» (Благовещенск, 1997), «Воспитательная система образовательного учреждения: проблемы и перспективы» (Благовещенск, 1998), на ежегодных итоговых научно-практических конференциях преподавателей и студентов Благовещенского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 138 источников и приложения. В тексте диссертации имеется 8 таблиц, 11 рисунков. Объем диссертации составляет 154 страницы.

3.4. Выводы.

Проанализировав существующую программу по трудовому обучению «Технология», мы выяснили, что она предоставляет достаточно широкие потенциальные возможности для развития творческого мышления учащихся. Однако эти возможности в практике трудового обучения используются недостаточно. На уроках труда в большинстве случаев преобладают репродуктивные методы, а сами учителя слабо ориентируются в вопросах развития творческих способностей учеников.

Исходя из сказанного, на основе существующей программы по трудовому обучению («Технология») мы разработали собственную программу, которая позволяет не просто вооружать учащихся основными технологическими навыками и умениями, но и развивать творческие качества мышления. Данная развивающая программа была использована нами при организации и проведении формирующего эксперимента. Обсуждение и анализ результатов которого позволили нам сделать следующие выводы.

Динамика развития основных качеств творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности, непосредственно зависит от системы обучения, в которой систематически и целенаправленно происходит развитие этих качеств.

Разработанная нами система творческих заданий и упражнений, а также использование в обучении продуктивных методов: «мозгового штурма», проблемного обучения, составления списка свойств и вариантов усовершенствования предметов позволили на каждом уроке развивать как отдельные качества творческого мышления, так и их целостный комплекс.

Благодаря систематическому применению в процессе обучения заданий такого типа учащиеся смогли преодолеть ригидность и шаблонность мышления, научились разностороннему мышлению, а также созданию необычных и оригинальных продуктов.

Количественный анализ экспериментальных результатов показал значительный рост уровня развития беглости, гибкости, оригинальности и разработанности творческого мышления у детей, обучающихся по специальной развивающей программе, по сравнению с детьми, обучающимися по традиционной программе.

Таким образом, результаты обучающего эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что гармоничное развитие творческого мышления достигается через формирование целостного комплекса таких качеств как беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Развитие указанных качеств мышления в процессе трудового обучения младших подростков достигается, как показало наше исследование, с помощью предложенной системы творческих заданий.

Заключение

.

В диссертационном исследовании нами была рассмотрена проблема развития творческого мышления школьников на уроках трудового обучения в условиях применения специальной развивающей программы. Полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:

1. В исследовании проблемы творческого мышления существует несколько подходов. Большинство ведущихся в этом направлении исследований ориентировано в основном либо на формирование отдельных предпосылок творчества (мотивации, целеполагания и т. д.), либо на создание внешних условий протекания творческого процесса (наличие комфортных условий умственного труда, благоприятного социально-психологического климата и т. п.). Вместе с тем, особую проблему составляет и формирование механизма творческого мышления как целостного процесса. Одним из наиболее продуктивных подходов, на наш взгляд, является изучение его основных качеств (беглости, гибкости, оригинальности и разработанности).

2. Указанные качества мышления можно успешно развивать у школьников младшего подросткового возраста в условиях трудового обучения (на уроках труда). Это вытекает из специфики самого учебного предмета («Технология»), который располагает большими потенциальными возможностями для развития данных качеств творческого мышления. Однако эти возможности в практике трудового обучения по ряду причин используются недостаточно.

3. Результаты проведенного психодиагностического исследования показали, что уровень развития основных качеств творческого мышления у младших подростков характеризуется в основном «низкой нормой», что пч-водит к проявлению шаблонности и ригидности мышления в учебной деятельности. Низкий уровень развития творческих качеств мышления обусловлен недостатками в организации уроков труда и использованием репродуктивных методов обучения, ориентированных на исполнительскую деятельность учащихся и механическое копирование образцов.

4. Была выявлена значимая корреляционная связь между уровнем развития творческого мышления учащихся и уровнем мотивации к урокам труда, из чего следует, что высокий уровень мотивации изначально детерминирует протекание творческого процесса.

5. Основным условием гармоничного развития творческого мышления является соответствие развивающих заданий характеру и особенностям определяющих его качеств.

6. Разработанная нами (в дополнение к основной) программа развивающего обучения, состоящая из трех целевых блоков, позволила успешно решать не только задачу комплексного формирования основных качеств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности и разработанности), но и значительно повысить уровень внутренней мотивации учащихся к урокам труда, что положительно сказалось на увеличении продуктивности выполняемой учебной деятельности.

7. Результаты формирующего эксперимента показали, что создание специальных условий и целенаправленная работа по развитию беглости, гибкости, оригинальности и разработанности творческого мышления оказали большое влияние на их развитие. По результатам проведенного исследования нами было выделено несколько типов учащихся в зависимости от уровня развития их творческого мышления и уровня развития мотивации к урокам труда. Необходимо отметить, что наибольшие изменения в структуре качеств творческого мышления произошли у учащихся, которые изначально обладали средним уровнем развития основных качеств творческого мышления и в процессе своей деятельности были склонны в большей степени использовать так называемые «шаблонные» методы. Значительный рост (по сравнению с первоначальным уровнем) произошел у учеников, обладающих низкой степенью развития основных качеств творческого мышления, также определенная динамика роста наблюдалась и у детей, обладающих изначально высоким уровнем развития творческого мышления, но по сравнению с учащимися первых двух типов она была не столь значительной.

Проведенное исследование позволяет также наметить некоторые перспективные направления в изучении данной проблемы. Предметом специального изучения может стать влияние внутренней мотивации и эмоциональных компонентов на развитие творческого мышления учащихся при осуществлении различных видов теоретической и практической деятельности, а также создание конкретных психолого-педагогических программ оптимизации и развития творческого мышления школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М., Тургунова Б. Д. Новые исследования в психологии творчества//Вопросы психологии.-1985.-№ 3.-С. 178−179
  2. Г. П. О соотношений индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенностей высшей нервной деятельности // Вопросы психологии, — 1966.-№ 1
  3. О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников подростков- Дис. канд.псих.наук-М. 1998.- 187с.
  4. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал.- Т16.-1995.-№ 6, — С.5−9
  5. Д.Б. Исследование проблем психологии творчестваМ.: Наука, 1983.-336с.
  6. Д.Б. Пути к творчеству-М.: Знание, 1981.-96 с.
  7. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества- Ростов-на-Дону.: Изд. Ростовского ун-та, 1983,-173с.
  8. Я.А. Фазы решения творческой задачи и целеобразова-ния // Вестник московского университета.-Сер. 14- Психология.-1984.-№ 4,-С.38−50
  9. Э. Нешаблонное мышление М.: Просвещение, 1983
  10. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение-М.: изд. Института практической психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-390с.
  11. А.В. Психология мышления и кибернетика— М.: Мысль, 1970, — 191с.
  12. А.В. Трудовое обучение: уроки творчества // Советская педагогика.-1989.-№ 3.- С. 17−21
  13. М. Продуктивное мышление М.: Прогресс, 1987.336с.
  14. A.M., Пономарева Р. А. Развитие технического творческого мышления подростков и юношества— Киев.: Вища школа, 1982.-144с.
  15. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся // Тезисы докладов на межвузовской конференции-М.- 1964
  16. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания.(Материалы научной конференции) / Ред. Кол.: В.С.Филатов- Ярославль, 1971
  17. Вопросы психологии обучения труду Сборник статей. / Ред. А.А.Смирнов- М.: Изд. Академии пед. Наук РСФСР, 1962.- 236с.
  18. И.И. Формирование у школьников творческого мышления на уроках трудового обучения // Начальная школа, — 1985.- № 10.- С.44−47
  19. JI.C. Педология подростка. Собр. Соч. в 6-ти томах,-Т4- - М.: 1984
  20. П.Я., Данилова B.JI. Формирование творческого мышления // Школьный псхолог.-1999-№ 8.- С.22−26
  21. П.Я., Данилова B.J1. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психоло-гии.-1980.-№ 1.- С.31−38
  22. О.Н. Развитие гибкости мыслительных действий у школьников- Дисс.канд. псих. Наук.: Киев, 1979
  23. Ю.Б. Курс развития творческого мышления Спб: Питер: 2000.- 68с.
  24. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина- М.: Наука, 1965.- 536с.
  25. М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности / Психологические исследования интеллектуальной деятельности -Под ред. О. К. Тихомирова М.: Изд. Московского университета, 1979.- 181с.
  26. М.А., Каюкова J1.A. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся на уроках труда // Начальная школа.-1987.-N27.- С.42−51
  27. JI.JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре одаренности // Вопросы психологии.-1991 .-№ 6.- С. 1420
  28. Е.В. Конструктивная деятельность учащихся на уроках труда в начальной школе. / В сб. «Обучение ручному труду в начальной школе" — М.: Знание, 1985
  29. В.В. Теория развивающего обучения— М.: Наука, 1996.544с.
  30. В.В. Теоретико- методологические основы формирования творческого мышления / В кн. Учебная деятельность и творческое мышле-ние.-М.: 1985
  31. Диагностика творческих способностей (Методическое пособие для практических психологов) / Сост. Гагай В.В.- Шадринск.: Изд. Шадринского гос.пед.института, 1997.- 52с.
  32. E.JI. Декоративная игрушка из ткани // Школа и производство. 2000. — № 5.- С.46−47
  33. К. Качественное исследование продуктивного мышления // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина- М.: Прогресс, 1965.-С.21−85
  34. .А. Индустриально-педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов М., Просвещение, 1981.- 208с.
  35. Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1996.-№ 1
  36. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975.- № 5.- С. 166−175
  37. М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей // Вопросы психологии. 2000.-№ 1
  38. Зак А. В. Как развивать свое мышление?- М.: АПН СССР, 1984
  39. В.К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект решения творческих задач // Вопросы психологии. -1980, — № 5, — С.112−117
  40. П.В. Психологические исследования творческой деятельности // Вопросы психологии. 1976, — № 5.- С. 151 -153
  41. Ф.И. Воспитание личности школьника в процессе трудового обучения // Вопросы психологии. 1985.-№ 4.- С.54−56
  42. Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя -М., Просвещение, 1987.- 94с.
  43. Ф.И. Психология трудового воспитания- М., Изд. „Университетское“, 1988.- 160с.
  44. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Пономарева Я.А.- М.: Наука, 1978, — 336с.
  45. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости-М.: Педагогика, 1981.- 200с.
  46. З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1982.-№ 2.- С.74−79
  47. З.И. Пути развития творческого мышления школьников // Вопросы психологии.-1978.-№ 3.- С. 143−149
  48. З.И. Психологические принципы развивающего обучения М.: Знание, 1979. — 48с.
  49. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности-М.: Изд. МГУ, 1983, — 168с.
  50. .Н. Уроки творчества // Народное образование. 1992.-№ 7/8, — С.62−66
  51. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества-Пенза: Научно-метод. Центр, 1994. 338с.
  52. Н.М. Обучение и творчество на уроках трудового обучения // Начальная школа. 1992.- № 5/6.- С.41−45
  53. Т.В. Психология технического мышления— М.: Педагогика, 1975.- 303с.
  54. Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся— М.: Высшая школа, 1964. 96с.
  55. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений М.: Педагогика, 1970.-231с.
  56. Ю.Н. Организация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения // Вечерняя средняя школа. 1981.- № 3
  57. Ю. Н. Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников JL: Пед-ка, 1967.- 152с.
  58. И.М. Динамика креативности школьников Иркутск.: 2000, — 245с.
  59. Лук А. Н. Психология творчества М.: Наука, 1978. — 127с.
  60. Лук А. Н. Мышление и творчество-М.: Политиздат, 1976.- 144с.
  61. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении-М: Педагогика, 1972. -208с.
  62. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1986.-№ 6
  63. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал.- Т.5-- 1984.-№.1.- С.9−17
  64. A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова Изд. Московского ун-та, 1979.-181с.
  65. А.К. Психология обучения подростка М.: Знание, 1975.-64с.
  66. М.И. Теория и практика проблемного обучения- Казань: 1972.-240с.
  67. Н.А. Мышление в процессе обучения / В сб. Исследования мышления в советской психологии- М.: Наука, 1966.- 470с.
  68. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника М.: Педагогика, 1989.- 218с.
  69. Методы развития творческой личности учащихся: Методические рекомендации / Составитель Ковалева Н.Б.- М.: 1991.- 47с.
  70. Е.И. Задания творческого характера на уроках трудового обучения // Начальная школа- 1989-№ 2.- С.36−38
  71. Дж.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. М. В. Драко Мн.: ООО „Попурри“, 1996, — 132с.
  72. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет/ Е. М. Борисова, И. В. Дубровина, А. З. Зак М.: Педагогика, 1988.- 190с.
  73. С.Н. Содержание и организация специальных занятий по формированию творческого мышления младших подростков-Дис.канд.псих.наук- Красноярск, 1996.- 172с.
  74. Л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте М.: МГУ, 1994, — 79с.
  75. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева М: Пед-ка, 1970.- 336с.
  76. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова М.: Просвещение, 1990. — 142с.
  77. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996.-№ 1.- С.20−23
  78. Я.А. Психология творчества— М.: Наука, 1976.- 303с.
  79. Я.А. Психология творчества и педагогика— М.: Педагогика, 1976. 280с.
  80. Я.А. Психология творческого мышления— М.: Изд. АПН, I960.- 352с.
  81. Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии.-1982.-№ 2, — С.5−13
  82. Я.А., Семенов И. Н., Алексеев Н. Г. Актуальные проблемы психологии творчества // Вопросы психологии. 1982.-№ 5
  83. Н.Н. Творчество как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985.-№ 4, — С.170−171
  84. Проблема диагностики умственного развития учащихся / Под ред. Калмыковой З.И.- М.: Педагогика, 1975. 208с.
  85. Проблемы творчества: опыт и перспективы: Межвузовская научно-практическая конференция / Тезисы докладов- Научн. Ред. Рахимов А. З. Уфа, БГПИ
  86. Психология творчества: общая, прикладная, дифференциальная / Ред. Пономарев Я. А., Семенов И. Н. и др.- М.: Наука, 1990.- 218с.
  87. Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду / Сб. статей под ред. Э.Ф. Зеер- Свердловск, 1981, — 102с.
  88. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева, Т.С. Сухаревой- М.: Педагогика, 1988
  89. Психология учебной и трудовой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. № 210 / Ярославский гос.пед.институт- Ярославль, 1985.- 160с.
  90. Психологические основы трудового воспитания школьников / Ред. Э.А. Фарапоновой- М.: Педагогика, 1988
  91. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования. Сборник научных трудов / Под ред. Г. А. Берулаева, И.Н. Семенова-М.: Рос.псих.общество, 1995.- 83с.
  92. Психологические проблемы творческой деятельности / Под ред. В.А.Моляко- Киев, 1990, — 15с.
  93. Психологические исследования творческой деятельности / Отв.ред. Тихомиров O.K.- М.:Наука, 1975.- 233с.
  94. Психологические проблемы трудовой деятельности и трудового обучения. Сборник статей / Ред. Ф.И. Иващенко- Ставрополь, 1971
  95. Психолого-педагогические рекомендации по развитию творческого мышления учащихся / А.З.Рахимов- Башкирский гос.пед. университет-Уфа, 1988.- 35с.
  96. Психология современного подростка/ Под ред. Д. И. Фельдштейна -М.: Педагогика, 1987. 237с.
  97. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении.- М.: Политиздат, 1967
  98. Развитие творческой активности школьников / Ред. A.M. Матюш-кин, Г. Д. Чистякова М.: Педагогика, 1983. — 155с.
  99. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В.Д.Шадриков- М.: Наука, 1991 .-177с.
  100. А.З. Формирование творческого мышления школьников Дисс. .док-pa психол. наук — М.: 1992
  101. А.З. Сущность творческого мышления учащихся / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности:
  102. Межвузовский сборник научных трудов Уфа, 1985, — С.20−23
  103. Л.И., Подситков Н. Ф. Развивать у детей творчество // Начальная школа.- 1985.-№ 10.-С.51−56
  104. B.C. Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье М.: Просвещение, 1989.-238с.
  105. С. Л. Основы общей психологии,— М.: Учпедгиз, 1946.- 704с.
  106. Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственнойдеятельности школьников.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1962, — 504с.
  107. Л. Продуктивные процессы в мышлении и обучении // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина- М.: Наука, 1965.- С.35−42
  108. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983.» № 2. — С.35- 42
  109. И.Н., Степанов С. Ю. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии.- 1982.-№ 1,-С.99−103
  110. А.Э. Развитие творческого мышления. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-191с.
  111. Е.Л. Креативность в структуре личности,-Дис.канд.псих.наук-М.: 1998.- 165с.
  112. .М. Избранные психологические труды. Т1, — М.: Педагогика, 1985.- 328с.
  113. Технология. Программа для учащихся 5−9 классов / Под ред.Ю. Л. Хотунцева В.Д.Симоненко 1998, — 112с.
  114. Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека Дисс.док-pa психол. Наук -М.: 1993
  115. O.K. Психология мышления.- М.: МГУ, 1984.-270с.
  116. O.K. Мышление и обучение // Вопросы психологии.-1982.-№ 6.- С.153−154
  117. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1998.-№ 4.-С.123−132
  118. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты- Санкт-Петербург: Спб, 1997, — 33с.
  119. Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Методическое руководство Спб: Иматон, 2000.- 170с.
  120. Трудовое обучение в свете новых задач: концепции, программы, методики / Н. М. Конышева -// Начальная школа. 1998. -№ 7
  121. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сборник научных трудов- Свердловск: СИПИ, 1990
  122. Д. Психология критического мышления Спб: Питер, 2000, — 503с.
  123. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов /Сост. Л. М. Семенюк, под ред. Д. И. Фельдштейна М: Международная пед. академия, 1994.- 254с.
  124. В.В. Психология трудового обучения: трудовые умения и навыки в условиях трудового обучения М., Просвещение, 1969.- 303с.
  125. ВВ. Психология трудового обучения: Методическое пособие.- М.: Высшая школа, 1983.-239с.
  126. Н.И. Особенности творческого мышления школьников разных возрастных групп и его развитие в процессе обучения Авто-реф.канд. диссерт.- Иркутск, 2002.- 18с.
  127. В.Н. Урок-игра по моделированию одежды // Школа и производство. 1999.-№ 6.- С.43−47
  128. Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии.-1991 .-№ 6.- С. 103−111
  129. Г. И. Фигурная нарезка овощей // Школа и производство, — 2000.-№ 1.- С.31
  130. Н.Б., Щербо Н. П., Щебланова Е. И. Тест творческого мышления П.Торренса- М.: 1990.- 54с.
  131. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред.
  132. B.В.Давыдова В. П. Зинченко М: Пед-ка, 1989.- 554с.
  133. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994.-№ 5.1. C.37- 42
  134. Е.Л. Психологические основы развития творческого потенциала личности школьника М: Редакционно-изд. Комплекс Психол. Инта РАО и Междунар. Образовательного и Психологического колледжа, 1996.-125с.
  135. Amabile Т.М. The social psychology of creativity.- N.Y.: Springer -Verlag. 1983
  136. Gulford J. P. The nature of human intelligence. N.Y.: McGrow-№ 11,1967
  137. Gilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo, N.Y. Beary Limited, 1986
  138. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The nature of creativity/ Sternberg R.J. (Ed.). Cambridg: Cambridg Univ. Press. 1988
  139. Torrance E. P. Growing up creativity gifted: a 22-yars longitudinalstady
  140. Torrance E.P. The search for satori and creativity. Buffalo, N.Y.: Creative Educational Foundatin, 1979
Заполнить форму текущей работой