Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Смысложизненные ориентации личности как фактор профессиональной успешности сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на актуальность проблемы профессиональной пригодности сотрудников частных охранных структур, существующие в нашей стране исследования, связанные с деятельностью охранных предприятий направлены на изучение психофизиологических и психологических уровней личности (Бородин И.А., Ермаков П. Н., Пястолов В. К., Попов C.B., Тимофеев JI.B., Мягких Н. И. и др.). Данные последних лет подтверждают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные психологические подходы к проблеме профессионального отбора в ЧОП и СБ
    • 1. 1. История становления профессионального психологического отбора в ЧОП и СБ
    • 1. 2. Процедура подбора и изучения кадров для сотрудников ЧОП и СБ
    • 1. 3. Профессиональный отбор в контексте концепции смысложизненных ориентаций личности
  • Выводы
  • Глава 2. Методическое обеспечение экспериментально — психологического исследования
    • 2. 1. Гуманитарно-смысловая экспертиза как процедура определения профессиональной успешности сотрудников
  • ЧОП и СБ. Обоснование выбора испытуемых
    • 2. 2. Характеристика основных этапов экспериментального исследования
    • 2. 3. Описание методик диагностики смысловых образований личности
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. Анализ результатов эмпирического психологического исследования влияния смысложизненных ориентаций личности сотрудников ЧОП и СБ на профессиональную успешность
    • 3. 1. Анализ результатов гуманитарно-смысловой экспертизы
    • 3. 2. Сравнительное исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности успешных и малоуспешных сотрудников ЧОП и СБ
    • 3. 3. Анализ исследования профессиональной направленности личности и профессиональной мотивации как компонентов смысложизненных ориентаций личности сотрудников ЧОП и СБ
  • Выводы

Смысложизненные ориентации личности как фактор профессиональной успешности сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

За последнее десятилетие в нашей стране кардинально изменились социально-политические и материально-экономические условия жизни населения. На ряду с позитивными тенденциями, обусловленными гуманистическими ценностями и направленностью государства на построение гражданского общества, однако, наблюдается ухудшение криминогенной обстановки. Региональные вооруженные конфликты, многочисленные террористические акты, другие аспекты политического насилия дают основание полагать, что в ближайшей перспективе частная индустрия безопасности будет ключевым компонентом в защите граждан. Многочисленные данные свидетельствуют, что значительная часть малых и средних предприятий подвергается криминальному влиянию. Несмотря на усилия, предпринимаемые как правоохранительными органами, так и частными охранными структурами, организованная преступность продолжает во многом контролировать бизнес в сфере малого предпринимательства.

В последнее время деятельность частных охранных предприятий в России приобретает все большую значимость, занимает больше места на рынке сбыта охранных услуг.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности РФ путем охраны различных видов собственности принимают существенное участие, как частные охранные предприятия, так и вневедомственная охрана, однако, анализ деятельности государственных структур, к которым относится вневедомственная охрана, позволяет сделать выводы о том, что существующие возможности не обеспечивают безопасность как в сфере малого предпринимательства, так и среди населения (Бородин И.А., Пястолов В. К., Попов C.B., Тимофеев JI.B. и др.). Наибольшие возможности в обеспечении безопасности среднего и малого бизнеса принадлежат частным охранным структурам.

В связи с этим в частных охранных предприятиях актуальным стал вопрос качественного отбора персонала (сотрудников охраны), так как в охранном бизнесе кадры играют ключевую роль. Подбор сотрудников для этой работы — непростая задача, которую приходится решать ежедневно. Известно, что неудачно подобранный персонал может причинить организации значительный как материальный, так и моральный ущерб. На практике принимаются различные защитные меры, проводятся проверки надежности и профессионализма кадров, но, тем не менее, реальной остается проблема профессионального отбора в частных охранных предприятиях. В связи с этим психологи, работающие в области отбора и оценки персонала, постоянно сталкиваются с необходимостью прогнозирования профессиональной пригодности сотрудников и их психологической успешности.

Несмотря на актуальность проблемы профессиональной пригодности сотрудников частных охранных структур, существующие в нашей стране исследования, связанные с деятельностью охранных предприятий направлены на изучение психофизиологических и психологических уровней личности (Бородин И.А., Ермаков П. Н., Пястолов В. К., Попов C.B., Тимофеев JI.B., Мягких Н. И. и др.). Данные последних лет подтверждают тот факт, что изучение только психофизиологического и психологического уровней личности не дает того важного результата для профессионального отбора, который может дать исследование личности в целом, в частности, более высокого уровня личности — личностного. В последнее время в современных исследованиях делаются попытки учитывать личностный уровень в процессе профессионального психологического отбора в ЧОП и СБ (частных охранных предприятий и служб безопасности) (Толочек В.А., Тимофеев J1.B., Левадней М. О., Онищенко О. В., Панкратова A.B. и др.), но в данных работах нет системного подхода, включающего в себя не только психофизиологические и психологические характеристики, но и личностные.

Между тем, в современной психодиагностике, и как следствие, в профессиональном отборе, на смену подходам, видящим предмет исследования как определенную сумму личностных факторов приходит понимание необходимости исследований на уровне субъектной парадигмы, рассматривающей целостность личности на основе ее смысложизненной концепции, все чаще делается акцент на ценностно-смысловой сфере личности как основной составляющей профессиональной успешности. Это направление в психодиагностике ориентировано на современную концепцию смысложизненных ориентаций личности в процессе профессионального отбора. В отечественной психологии накоплен богатый научный материал по проблемам профессионального и личностного развития. Вопросу ценностных ориентации личности посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов. Проблема смысла жизни в психологической науке в той или иной мере затрагивается в различных зарубежных психологических школах и направлениях: в психоанализе (Фрейд 3., Юнг К.), в индивидуальной психологии (Адлер А.), в когнитивной психологии (Келли Д., Левин К., Нюттен Ж., Толмен Э., Хекхаузен X.), в гуманистической психологии (Роджерс К., Ройс Д., Пауэлл А., Феникс Ф.), в экзистенциальной психологии (Бьюдженталь Д., Мад-ди С., Франкл В.).

В отечественной науке на феномен смысла жизни обратили внимание в своих работах такие психологи как Ананьев Б. Г., Братусь Б. С., Бодалёв A.A., Вайзер А. Г., Василюк Ф. В. Леонтьев А.Н., Леонтьев Д. А., Муздыбаев К., Петровский A.B., Рубинштейн С. Л., Чудновский В. Э. В последнее время проблема смысла жизни всё более активно выдвигается на передний план, обсуждается на специальных конференциях, в многочисленных монографиях, в статьях известных исследователей (Абакумова И.В., Бодалёв A.A., Ганжин В. Т., Деркач A.A., Ермаков П. Н., Карпова Н. Л., Михайлова О. Ю., Суворов A.B.). Однако в развитии теоретической базы решения данного вопроса появляются всё новые и всё более сложные парадигмы, требующие углублённого изучения условий становления и развития личности, формирования её личностных смыслов, действия менталитета общества.

Вместе с тем, практическая психология, к сожалению, располагает не большим арсеналом методик для изучения данного феномена (Леонтьев Д.А., Чудновский В.Э.). Поэтому возникает проблема исследования тех смысложизненных ориентаций личности, которые прямо или косвенно индикатируют о профессиональной перспективности сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности (ЧОП и СБ). Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в рамках юридической психологии предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования — в качестве объекта исследования выступили сотрудники частных охранных предприятий Южного Федерального Округа РФ.

Предмет исследования — смысловая ориентация личности как компонент профессиональной успешности сотрудников ЧОП и СБ.

Цель исследования — изучение влияния смысложизненных ориентаций личности на профессиональную успешность сотрудников ЧОП и СБ.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

Теоретические:

1) Провести обзор существующих подходов к изучению профессиональной диагностики сотрудников ЧОП и СБ.

2) Проанализировать возможные оценки степени перспективности особенностей смысловой сферы на профессиональную успешность сотрудников ЧОП и СБ.

Методические:

1) Составить и апробировать диагностическую схему исследования влияния смысловых особенностей личности на профессиональную успешность.

2) Разработать характеристики уровней профессиональной успешности сотрудников ЧОП и СБ, определить специфику профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ.

3) Определить профессиональную успешность сотрудников ЧОП и СБ с помощью гуманитарно-смысловой экспертизы.

Эмпирические:

1) Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление влияния смысловых особенностей личности на профессиональную успешность сотрудников ЧОП и СБ.

2) Провести сравнительную диагностику сотрудников ЧОП и СБ с помощью гуманитарно-смысловой экспертизы для формирования экспериментальной и контрольной групп (успешных и малоуспешных сотрудников ЧОП и СБ).

3) Выявить компоненты смысложизненной концепции, которые влияют на уровни профессиональной успешности.

4) Разработать характеристики профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ как совокупность компонентов смысложизненной концепции.

Гипотезы исследования:

1) Смысложизненные ориентации влияют на динамику и уровень сформированности личности, определяя специфику ее профессиональной реализации.

2) Смысловые особенности личности, ее смысложизненные ориентации существенно влияют на профессиональную успешность и перспективность сотрудников ЧОП и СБ.

3) На основании знания компонентов смысложизненных ориентаций можно определять профессиональную перспективность сотрудников ЧОП и СБ.

4) Гуманитарно-смысловая экспертиза является одним из методов определения степени профессиональной успешности и степени профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ.

Методологическую базу исследования составляют: Общепсихологическая концепция смысложизненных ориентаций, выводящая отечественную психологическую науку на постнеклассический уровень, ориентированный на ценностные ориентации каждого конкретного человека (Асмолов А.Г., Абакумова И. В., Василюк Ф. В., Ермаков П. Н., Леонтьев Д. А., Петровский A.B., Рубинштейн СЛ.) — общие теории профессионального отбора (Бодров В.А., Гуревич K.M., Зинченко В. П., Климов Е. А., Иванова Е.М.) — общепсихологические теории развития личности и ее профессионального самоопределения (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б. Г., Анцыферова Л. И., Асмолов А. Г., Битянова М. Р., Бодалев A.A., Брушлинский A.B., Василюк Ф. Е., Деркач A.A., Джанерьян С. Т., Донцов А. И., Забродин Ю. М., Климов Е. А., Котова И. Б., Кузьмина Н. В., Кудрявцев Т. В., Маркова А. К., Немов P.C., Петровский A.B., Реан A.A., Сластенин В. А., Слободчиков В. И., Столин В. В., Цукерман Г. А., Шадриков В. Д., Якиманская И.С.). современные психологические подходы к проблеме профессионального отбора в ЧОП и СБ (Бородин И.А., Иванов Г. В., Михайлова О. Ю., Попов C.B., Пястолов В. К., Тимофеев Л. В., Толочек В.А.).

Этапы и процедуры исследования.

Задачи исследования вопроса влияния смысложизненных ориентаций личности на профессиональную успешность сотрудников ЧОП и СБ осуществлялись с 1999 по 2004 годы в несколько этапов.

На первом этапе — научно-методического поиска (1999 — 2000 гг.) — выполнялось теоретическое исследование проблемы.

В ходе реализации этого этапа особый интерес для нас представляли общепсихологическая теория смысла и смыслообразования, современная концепция смысложизненных ориентаций личности, общие теории профессионального отбора, а также современные психологические подходы к проблеме профессионального отбора в ЧОП и СБ.

На втором этапе — организационном (2000 — 2001 гг.) осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.

В процессе решения задач этапа целью данной работы стало изучение влияния смысловых образований личности на профессиональную успешность. Исходя из цели, в качестве объекта исследования выступили мужчины, работающие в частных охранных предприятиях Южного федерального округа РФ со стажем работы не менее трех лет, а предметом исследования выступили особенности смысложизненных ориентаций личности как компоненты профессиональной успешности сотрудников ЧОП.

Выдвинутая нами гипотеза определяет, что смысловые особенности личности существенно влияют на профессиональную успешность и перспективность сотрудников ЧОП и СБ.

Для доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) провести обзор существующих подходов к изучению профессиональной диагностики сотрудников ЧОП и СБ.

2) составить и апробировать диагностическую схему исследования влияния особенностей смысложизненных ориентаций личности на профессиональную успешность.

3) провести эмпирическое исследование, направленное на выявление влияния особенностей смысложизненных ориентаций личности на профессиональную успешность, составить профессиограмму успешного сотрудника ЧОП и СБ разной степени профессиональной успешности.

На третьем этапе — констатирующего эксперимента (2002 — 2003 гг.) — выполнялись «срезовые» исследования сотрудников ЧОП и СБ по подобранному комплексу методик.

1) С учетом цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования были выделены те личностно-смысловые особенности сотрудника охраны, которые в наибольшей степени смогут влиять на показатели успешной профессиональной деятельности в рамках его смысложизненной концепции. В настоящем исследовании как компонент смысложизненной концепции нами рассматривались смысложизненные ориентации сотрудника охраны, которые были разделены на несколько следующих направлений, в соответствии с которыми подбирался комплекс методик: общая направленность личности сотрудника охраны (рассматривает смысложизненные ориентации личности, ценностные ориентации личности, а также приверженность к культуре и толерантность), профессиональная направленность личности, профессиональная мотивация (как одно из направлений профессиональной направленности), Я-концепция как составная часть жизненного мира индивида (гл. 2, схема 1).

Общая направленность личности сотрудника охраны (в которую входят смысложизненные ориентации личности, ценностные ориентации личности, а также приверженность к культуре и толерантность) изучалась нами с помощью следующих методик:

Смысложизненные ориентации личности изучались с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Ценностные ориентации личности рассматривались нами с помощью методик «Определение направленности личности» и «Ценностные ориентации» М.Рокича. Приверженность к культуре и толерантность исследовались с помощью теста культурно — ценностных ориентаций (тест А.Г. Почебут) и теста «Толерантность» А. И. Доровского.

Для изучения профессиональной направленности личности использовались метод «Незаконченные предложения» и методика «Изучение факторов привлекательности профессии».

Профессиональная мотивация исследовалась с помощью методики К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности», теста измерения мотивации достижения А. Мехрабяна (адаптированный русскоязычный вариант опросника подготовлен на факультете МГУ М.Ш. Магомед-Эминовым) и комплекса методик Т. Элерса («мотивация к успеху» и «мотивация к избеганию неудач») и Шуберта («готовность к риску»).

Исследование Я-концепции как составной части жизненного мира индивида проводилось проективными методами — с помощью теста «Автопортрет» Р. Бернса (США) и Е. С. Романовой — О. Ф. Потемкиной (Россия) и теста «Образ мира» А. Карелина.

Для формирования экспериментальной группы, в качестве которой выступали наиболее успешные и профессионально перспективные сотрудники ЧОП и СБ, и контрольной группы, в которую вошли малоперспективные сотрудники ЧОП и СБ, использовался метод гуманитарно-смысловой экспертизы, с ориентацией на ту процедуру, которая была разработана на базе ряда охранных агенств Южного Федерального Округа РФ (Яковленко Ю.Ю., 2000 г.).

На четвертом этапе — заключительном (2003 — 2004 гг.) — были обобщены полученные результаты, на основе анализа результатов были составлены профессиограммы разной степени профессиональной успешности сотрудников ЧОП и СБ.

Таким образом, выделенные этапы исследования позволили систематизировать возможные подходы к исследованию вопроса влияния смысловых образований личности на профессиональную успешность, провести изучение смысложизненной ориентации личности сотрудников охраны, а также составить профессиограммы разной степени успешности сотрудников ЧОП и СБ.

Положения, выносимые на защиту:

1) Профессиональный психологический отбор сотрудников ЧОП и СБ как эффективная процедура кадрового обеспечения представляет собой многоуровневую организационно-методическую структуру, ориентированную на учет различных уровней личности и включает в себя исследование ее смысловых компонентов.

2)Смысложизненные ориентации личности как динамическая составляющая ее смысложизненной концепции существенно влияет на профессиональную успешность и перспективность сотрудников ЧОП и СБ.

3)Смысложизненные ориентации могут служить критериальной основой для определения профессиональной успешности и профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ.

4) Гуманитарно-смысловая экспертиза является одним из компонентов экспертно-диагностического определения степени профессиональной успешности и степени профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием надежных и валидных методов, адекватных целям и задачам исследования, значительной по объему выборкой обследованных испытуемых, сравнительным анализом в экспериментальных и контрольных группах, а также применением математико-статистических методов анализа экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в последнее время в современных исследованиях делаются попытки учитывать личностный фактор в процессе профессионального психологического отбора в ЧОП и СБ, но в данных работах нет комплексного подхода, включающего в себя высшие уровни личности, в частности, ее смысложизненную концепцию.

В данном исследовании рассматривалась проблема изучения таких компонентов смысложизненных ориентаций личности как динамического компонента смысложизненной концепции, которые прямо или косвенно индикатируют о профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ.

Практическая значимость исследования:

2) В процессе работы нами был разработан метод гуманитарно-смысловой экспертизы, позволяющий определить степень профессиональной успешности сотрудников ЧОП и СБ.

3) Также был разработан метод определения профессиональной перспективности, включающий в себя такие компоненты смысложизненной концепции личности, как общая направленность личности сотрудника охраны, профессиональная направленность личности, профессиональная мотивация, Я-концепция как составная часть жизненного мира индивида.

4) В соответствии с данной схемой подбирался комплекс методик, наиболее полно отражающих выделенные компоненты смысложизненной концепции личности.

5) На основании данных компонентов смысложизненной концепции личности сотрудников ЧОП и СБ нами была разработана профессиограмма успешного сотрудника охраны.

Апробация и результаты работы.

Материалы диссертации отражены в 6 публикациях. Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы для разработки гуманистически ориентированной процедуры профессионального отбора в ЧОП и СБ, для определения дальнейшей профессиональной перспективности того или иного сотрудника ЧОП и СБ, для проведения тренингов, для повышения профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ.

Они также включены в чтение курсов «Юридическая психология», «Психодиагностика» на факультете психологии РГУ. Для студентов факультета психологии РГУ разработаны специальные методические рекомендации по использованию комплекса методик, отражающих смысложизненные ориентации личности сотрудника охраны. Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедр психофизиологии и клинической психологии, юридической психологии РГУ (РГУ), на «неделе науки», РГУ (2003г.).

Экспериментальная база исследования: охранное агенство «Каскад», охранное агенство «Каскад — охрана — сервис», охранное предприятие «Регистратор», учебный центр по подготовке частных охранников «Надежда».

Публикации: По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложений, включающих таблицы и описание методик. Диссертация содержит 16 таблиц, 9 диаграмм и 1 график, в которых обобщенно представлены данные проведенного исследования.

Список литературы

включает 178 наименований. Объем основного текста диссертации — 150 машинописных листов.

Выводы.

1. В последнее время в частных охранных предприятиях актуальной стала проблема качественного отбора персонала (сотрудников частных охранных структур и служб безопасности).

Существующие в нашей стране исследования, связанные с деятельностью охранных предприятий в основном направлены на изучение психофизиологических и когнитивных уровней личности, что не выявляет тех важнейших компонентов профессионального отбора, которые могут дать исследование личности комплексно.

2. Профессиональный психологический отбор сотрудников ЧОП и СБ как эффективная процедура кадрового обеспечения представляет собой многоуровневую организационно-методическую структуру, ориентированную на учет различных уровней личности и включает в себя исследование ее смысловых компонентов. Особенности смысложизненных ориентаций являются составной частью смысловой сферы личности и существенно влияют на ее профессиональную организацию. Основные компоненты смысложизненных ориентаций личности, такие как общая направленность личности, профессиональная направленность, профессиональная мотивация, Я-концепция могут быть использованы в психодиагностике при профессиональном отборе сотрудников ЧОП и СБ.

3. Смысложизненные ориентации личности, в частности, ее общая направленность, профессиональная направленность, профессиональная мотивация, Я-концепция, как составная часть жизненного мира индивида влияют на профессиональную успешность и перспективность сотрудников ЧОП и СБ. Таким образом, с помощью компонентов смысложизненных ориентации можно определять профессиональную перспективность сотрудников ЧОП и СБ.

4. Гуманитарно-смысловая экспертиза занимает важное место в изучении факторов профессиональной успешности и профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ. Гуманитарно-смысловая экспертиза является одним из методов, определяющим степень профессиональной успешности по двум основным направленияминтраперсональным (субъективность отношений, экстраполяция, глубина личностного отношения субъекта) и интерперсональным (смысловая эмпатия, смысловая идентификация, презентация) критериям развития смысловой сферы.

5. Разработанный комплекс методов для определения профессиональной успешности и перспективности сотрудников ЧОП и СБ может быть использован для разработки гуманистически ориентированной процедуры профессионального отбора в ЧОП и СБ, для определения дальнейшей профессиональной перспективности того или иного сотрудника ЧОП и СБ, для проведения тренингов, по повышению профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научных источников, посвященных изучению проблемы профессионального психологического отбора в ЧОП и СБ показал, что существующие в нашей стране исследования, связанные с деятельностью охранных предприятий в основном направлены на изучение психофизиологических и когнитивных характеристик личности. Данные последних лет подтверждают тот факт, что изучение только психофизиологического и психологического уровней личности не дает того важного результата для профессионального отбора, который может дать исследование личности в целом, в частности, ее более высокого уровня — личностного. В последнее время в современных исследованиях делаются попытки учитывать личностный уровень в процессе профессионального психологического отбора в ЧОП, но в данных работах нет системного подхода, включающего в себя не только психофизиологические и психологические характеристики, но и личностные.

В современной общепсихологической теории дан конкретнопсихологический анализ феноменов и закономерностей смысловой регуляции жизнедеятельности человека. Сама феноменология смысла исходит из понимания смысла жизни как концентрированной характеристики наиболее обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого.

Смысложизненная концепция — это системообразующий феномен, основной функциональной нагрузкой которого является регуляция поведения. Анализ смысловой сферы личности позволяет понять «внутренние» причины возникновения и закрепления различных форм поведенческих реакций. Смысложизненная концепция личности как индивидуальная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни, в основе которой лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности начинает складываться к подростковому возрасту, который имеет особую значимость в становлении этой концепции.

Смысл жизни каждого человека уникален, но существуют также и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы.

Смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей.

Описание этих структур и их взаимосвязей позволяет говорить о смысловой регуляции как об одном из главных компонентов психологической архитектоники человеческой жизнедеятельности. Это дает возможность раскрыть механизмы формирования и общую динамику различных личностных характеристик и, в частности, особенности механизма успешности в работе сотрудников частных охранных структур.

Исследование данных теорий позволило нам поставить проблему исследования тех компонентов смысложизненной концепции личности, которые прямо или косвенно индикатируют о профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ.

Для выявления значимости выделенных нами в теоретической части работы смысловых особенностей личности как компонента профессиональной успешности сотрудников ЧОП и СБ, был подобран комплекс методов экспериментального исследования, который формировался с учетом представлений современной науки о профессиональном психологическом отборе в частных охранных структурах.

Для формирования экспериментальной группы, в качестве которой выступали наиболее успешные и профессионально перспективные сотрудники, и контрольной группы, в которую вошли малоперспективные сотрудники, использовался метод гуманитарно-смысловой экспертизы.

Составленная схема психологического эксперимента подразумевала изучение смысложизненных ориентаций сотрудников ЧОП и СБ, как фактора их профессиональной успешности.

Итогом теоретического и экспериментального исследования явилось выявление и доказательство влияния смысложизненных ориентаций сотрудников ЧОП и СБ на профессиональную успешность. На основе анализа результатов исследования нами была составлена профессиограмма «успешного» сотрудника ЧОП.

Полученные данные могут быть использованы для разработки гуманистически ориентированной процедуры профессионального отбора в ЧОП и СБ, для определения дальнейшей профессиональной перспективности того или иного сотрудника ЧОП и СБ, для проведения тренингов, для повышения профессиональной перспективности сотрудников ЧОП и СБ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе, — Ростов на Дону, 2003
  2. JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека, Казань: изд-во Казанского ун-та, 1987
  3. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию Екатеринбург, Деловая книга, 1995
  4. К.А. Психология и сознание личности / избранные психологические труды, М.: Воронеж- институт практической психологии МОДЭК, 1999
  5. Авдеев В. В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях, Москва, 1989
  6. В.А. Психология личности / учебное пособие, СПб.: изд-во В. А. Михайлова, 2001
  7. А. Понять природу человека: пер. с нем., СПб.: Академический проект, 2000
  8. Айзенк, Ганс Структура личности: пер. с англ., — М.: СПб.: Ювента, 1990
  9. A.A. Личностно-ориентированные методы психотерапии, СПб.: Речь, 2000
  10. .Г. Человек как предмет познания, изд-во СПб, М., 2002
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности, М., Мысль, 1976
  12. Асмолов А. Г. Психология личности, Москва, 1989
  13. А.Г. Толерантность: от утопии-к реальности. На пути к толерантном}' сознанию, — Москва, «Смысл», 2000
  14. A.A. Понятие профессионального мышления, Томск, изд. Томского ун-та, 1985
  15. И.Э. Структура личности: (методологический анализ), АН УССР, институт философии, Киев: наук. Думка, 1986
  16. Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности / Век толерантности, Москва, 2003 г., № 5, с. 61−72.
  17. О. Он пробалтывается кончиками пальцев: психологические приемы, облегчающие сбор информации в работе частного детектива // Мир безопасности, 1998 г., № 1, с.28−29.
  18. Т.Н. Многомерная психика: внутренний мир личности, М., PerSe, 2001
  19. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание, Москва, 1986
  20. Бетти Э. Риэрдон Толерантность — дорога к миру, Москва, изд-во «Бонфи», 2001
  21. СЛ. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза // Век толерантности, 2001 г., № 3 4, с. 112 124.
  22. СЛ. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты), Москва, «смысл», 1999
  23. Д.Я., Волкова И.П. Практическое занятие по психологии, -Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1989
  24. A.A. Личность и общение, М., 1995
  25. В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой — М., 1989
  26. В.А. Психология профессиональной деятельности. В кн.: Современная психология.-М.:Инфра-М, 1999. С.631−667.
  27. Л.И. Проблемы формирования личности: избранные труды, -Рос. Академия образования, Московский социальный институт, 2001
  28. Э.В., Дьяконов И. Ф., Заградский В.П. Методы исследования личностных характеристик специалистов военно-воздушных сил, -Ленинград, Вмеда, 1980
  29. И.А., Пястолов В. И. Критерии психологической надежности работников служб безопасности II Психологическое обозрение, 1997г., № 1(4), с. 30−33.
  30. JI.B. Исследование уровня притязаний, М., изд. МГУ, 1985
  31. С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты), М.: Смысл, 1999 г. — 137с.
  32. Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике, Киев, изд-во «Наукова думка», 1989
  33. А. Критическая ситуация: стратегия и тактика, internet, ОП «Град-ФПБ».
  34. Л.В. Тенденции развития охранного бизнеса в России // Мир безопасности, 2002 г, № 7−8, с.4−6.
  35. В.К. Психологические механизмы мотивации человека М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990 г., 285с.
  36. М.В., Буйлов Н. К., Варламов В. А. и др. Методика и организация психиатрического обследования лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел М., 1982
  37. В.К., Захаров В.А. Психологическое тестирование Москва, 1982
  38. P.M. Элементы практической психологии Л.: изд-во ЛГУ, 1988
  39. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы Москва, 1970
  40. Л.Д. и др. Психологические аспекты индивидуальной профадаптации / учебное пособие, Барнаул, Б.и., 1990
  41. И.Л. Технология успеха: все, что вам нужно знать о достижении успеха Санкт-Петербург: изд. «Питер», 1999
  42. A.M., Карпов М. М. Смысл жизни: приглашение к раздумьям -Ростов-на-Дону, книжное издательство, 1982″
  43. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект Минск, изд. «Университетское», 1985
  44. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности Минск, изд. БГУ им. В. И. Ленина, 1976
  45. И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности Казань, изд. Казанского ун-та, 1991
  46. Журавлев С.Ю. «Частная охрана», серия «Тайны воинских искусств», Российская государственная библиотека, 1994
  47. Законодательство России об оружии. Сборник нормативных актов. -Москва, «Мир безопасности», 1999
  48. Закономерные тенденции формирования личности, труды ин-та, под редакцией профессора Г. К. Ушакова, М., 1972
  49. Закон успеха / Сборник. Москва, 1999
  50. Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика // учебное пособие для высшей школы, Москва, Академический проект, 2004
  51. Э.Ф. Психология профессий / учебное пособие для студентов ВУЗов- М., Деловая книга, 2003
  52. В.П. Психометрия утомления М., изд. МГУ, 1977
  53. Г. В. Процедура подбора и изучения кадров для охранных структур // Интернет, 2000
  54. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности М.: изд. МГУ, 1987
  55. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы СПб, ПИТЕР, 2000
  56. Ф.С. Основы профессионального консультирования: пособие для социальных работников службы занятости и менеджеров по работе с персоналом Воронеж, МОДЭК, 2003
  57. , Дж. Психология личности СПб.: Питер, 2003
  58. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл М.: Политиздат, 1977
  59. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса М.: Наука, 1983
  60. Классическая охрана. Специфика подготовки и тактика действий сотрудников охраны при проведении мероприятий по обеспечениюбезопасности физическихлици грузов при транспортировке М.5 Скворцов. В.Н., корпорация Арсин, 1998
  61. Клима, Джеску Гармония. Гармоничная личность: гроздья истины, -Кишинев, Штиинца, 1990
  62. Климов Е. А. Как выбирать профессию, Москва, 1984
  63. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий Обнинск, 1993
  64. Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России — М., 1987
  65. Клонингер, Сьюзен Теории личности: подсознание человека. 3-е издание, М.: СПб., 2003
  66. А.Г. Психология личности М., Просвещение, 1970
  67. В.И. Мотивы поведения и деятельности М.: «Наука», 1983 г.
  68. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека -в 2-х томах Ленинград: изд-во ленинградского ун-та, 1957−1960
  69. Т.И. Психологический мир личности и его безопасность, М.: Владос-Пресс, 2001
  70. A.B. Безопасность предпринимательской деятельности М., 1996
  71. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности сб. науч. Трудов под ред. B.C. Мухиной, М., 1979
  72. О.Г. Профессия и познание людей Ростов-на-Дону, изд. Ростовского ун-та, 1981
  73. .В. Основы профессиональной психодиагностики, М.: Медицина, 1984
  74. .В. Основы профессиональной психодиагностики, М., Медицина, 1990
  75. Куркин М. А. Способность к саморегуляции функциональных состояний как прогностический показатель успешности служебнойдеятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов, -РГУ, 1997
  76. В.А. Социально-психологические причины интолерантного общения // Век толерантности, 2001 г., № 3−4, с. 100−112.
  77. И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности, Москва, 2003
  78. В.И. Личность в экстремальных условиях, М., Политиздат, 1989
  79. A.A. Словарь Л.С. Выготского, изд-во «Смысл», 2004
  80. ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности, Москва, 1999
  81. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций Москва, 1992
  82. A.A. Деятельностный ум (деятельность, знак, личность) М.: Смысл, 2001
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии -М.: Наука, 1984
  84. Мак-Мак В. Охранное подразделение службы безопасности предприятия // Мир безопасности, 1998 г., № 3, с.36−38.
  85. .Т. Человеческая личность и ее проявления, М., изд. Московского ун-та, 1964
  86. А.К. Психология профессионализма М.: Изд-во РАГС, 1996
  87. И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования Киев, Наук. Думка, 1990
  88. Маслоу Абрахам Мотивация и личность: пер. с англ., изд. СПб.: Питер, 2003
  89. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание, Пермь, ПГПН, 1990
  90. Механизмы формирования ценностных ориентаций. и социальной активности личности / межвуз. Сб. научн.тр., отв. Ред. М. С. Мухина, М., 1985
  91. И.Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект / АН СССР, ин-т философии, М.: Наука, 1991
  92. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность -Новосибирск, изд. «Наука», 1989
  93. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях Киев, «Наук. Думка», 1975
  94. К. Психология ответственности изд. «Наука», 1983
  95. Н.И. Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 2004
  96. P.C. Практическая психология: познание себя: влияние на людей: пособие для учащихся М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 -320с.
  97. Н.И. Психическая напряженность М.: изд. МГУ, 1976
  98. А. Безопасность в коммуникации делового человека М.: Технологическая школа бизнеса, 1994
  99. A.B. Введение в психологию Москва, изд. Центр «Академия», 1995
  100. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / учебное пособие для студентов ВУЗов Ростов-на-Дону, изд. Феникс, 1996
  101. A.B., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь М., Политиздат, 1990
  102. К.К. Структура и развитие личности М.: Наука, 1986 ЮЗ. Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления — М.: Воениздат, 1989
  103. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. O.K. Тихомиров М.: наука, 1977
  104. C.B. Психологический отбор телохранителей Санкт-Петербург: изд. СКИФИЯ, 2000
  105. Практическая психология. Инструментарий / под редакцией Шапарь В. Б., Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2002
  106. Практикум по общей психологии / под ред. А. И. Щербакова — М.: Просвещение, 1979
  107. Профессиограммы сотрудников ЧОП и СБ СПб.: Ассоциация «Защита», 1995
  108. A.A., Марьин М. И., Мягких Н. И. Психологческое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях / методическое пособие. М.: ГУК и КП МВД России, 2001
  109. Психология и педагогика в профессиональной переподготовке сотрудников ОВД в 5-ти частях — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1993
  110. Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов М.: ООО «Вопросы психологии», 2001
  111. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова СПб.: изд. С-Петербургского ун-та, 1991
  112. Психологические тесты в 2-х томах / под редакцией Карелина A.A. -Москва, Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  113. Психологические тесты для деловых людей / Приложение к журналу «Управление персоналом» Москва, 1996
  114. Психофизиологический отбор военных специалистов: методическое пособие М.: Воениздат, 1973
  115. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. A.A. Бодалев и др.- М.: ин-т психотерапии, 2001
  116. Н.И. Психология личности М.: изд-во УДН, 1987
  117. Рекомендации по применению личностных методик для выявления очерченных психологических состояний в целях психофизиологического отбора в гражданской авиации М., 1983
  118. Е.И. Психология человека М.: ВЛАДОС, 2001
  119. К. Актуализирующая тенденция: «мотивы» и сознание // Человеко-центристский подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов-на-Дону, 1996
  120. Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации: практическое пособие Мн.: «Харвест», М.: ACT, 2000
  121. А.Т. Формирование профессиональной пригодности Минск, Вышэйш. Шк., 1984
  122. С.Л. Бытие и сознание М.: Изд-во АН СССР, 1957
  123. С.Л. Проблемы общей психологии М.: Педагогика, 1973
  124. С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2001
  125. В.М. Биологические основы индивидуальных психологических различий М.: «Наука», 1979
  126. В. Без вины виноватые? (Частный охранный рынок: состояния, проблемы, тенденции и перспективы) // Мир безопасности, 1997 г., № 11, с.8−10.
  127. М. Частная служба безопасности: эффективность деятельности // Профессионал (МВД), 1999 г., № 2−3, с.60−61.
  128. В.Н. Ценностное основание гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. Новосибирск, 1992
  129. Н.В. Экстремальная психология М.: Наука, 2000
  130. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности учебное пособие, Свердловск, свердловский ГПИ, 1986
  131. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия, ЛГУ, 1990
  132. Т.П. «Доверие и толерантность: существуют ли границы?» // Век толерантности, 2001 г., № 3−4, с.42−52.
  133. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности М., 1995
  134. В.И., Исаев Е. И. Феномен человека М., 1996
  135. Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. 2-е изд., — СПб.: Питер, 2000
  136. Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков / авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Санк-Петербург, 2002
  137. Служба безопасности М., Гелеос, ЛГ Инфомейшен Групп, 1 998 139. «Современная психология мотивации» под ред. Д. А. Леонтьева, М., Смысл, 2002
  138. Е.Т. Проективные методы исследования личности М., изд. МГУ, 1980
  139. В.В. «Уровни и еденицы самосознания» // Психология самосознания. Самара, 2000
  140. В.В. «Самосознание личности». Слободчиков В. И., Исаев Е. И. 1982
  141. В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 3 С. 38−46.
  142. В.Н. Становление личности М.: Мысль, 1987
  143. Л.А. Ценностные ориентации личности и регуляции взаимоотношений в контактных группах Баку: ЭЛМ, 1989
  144. Е.М. и др. Психологическое обеспечение безопасности военной службы // Военная мысль, 1999 г.,№ 4, с.57−61.
  145. Телохранитель: приемы, средства, критерии пригодности, экипировка и тренинг / под ред. А. Е. Тарасова, МН.: Харвест, 1998
  146. Теоретические основы военной психофизиологии / учебное пособие под ред. Шостака В. И. Ленинград: ВМедА им. С. М. Кирова, 1991
  147. Тернова C.B. Психология частной охранной деятельности, Москва, 2003
  148. Л.Ф. Психологический портрет охранника // Мир безопасности, 2002 г, № 6, с.46−47.
  149. Тимофеев Л. Ф. Какой он, охранник ЧОП? Психология отбора, Москва, 2002
  150. O.K. Структура мыслительной деятельности человека (опыт теоретического и экспериментального исследования) М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969
  151. Толочек В. А. Профессиональный отбор и психологические тесты, -издательский дом «Мир безопасности», 2001
  152. В.А. Организационная психология: управление персоналом ЧОП и СБ Москва, 2002
  153. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика), Сб. науч. метод, ст. — 2-е изд. — Москва, изд-во Московского психологического института, 2003
  154. Толерантность в межличностном общении. Материалы регионального научно-практического семинара. Ростов-на-Дону, 2002
  155. Учебное пособие для подготовки сотрудников личной охраны: базовый курс / Авторский коллектив, М.: Мир безопасности, 1996
  156. Фейдимен, Джеймс, Фрейгер, Роберт Личность и личностный рост, -Рос. Открытый университет, М., 1994
  157. О.П. Национальная безопасность России и роль частных охранных структур в ее реализации // Мир безопасности, 2003 г., № 3, с. 1819.
  158. Франкл В. Человек в поисках смысла, Москва, Прогресс, 1990
  159. Хьелл, Ларри А. «Теории личности. Основные положения, исследования и применение» М., Питер, 2003
  160. А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях / Введение в социальную и социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Жукова Ю. М., и др. — 2-е, исправленное изд. М.: Смысл, 1996
  161. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности -М.: Владос, 1998
  162. Е. «Как выглядит взаимодействие: (Органы МВД и частные охранные предприятия)» // Мир безопасности, 2000 г, № 3, с.6−9.
  163. Юнг К. Г. Психологические типы: пер. с нем., М.: Университетская кнга, 1996
  164. Юстицкий В. В. Психологическая подготовка сотрудников уголовного розыска, Москва, 1982
  165. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека М., «Просвещение», 1969
  166. П.М. Психология чувств и мотивации М.- Воронеж, ин-т практической психологии, МОДЭК, 1998
  167. Cole D.W. Professional suicide Or organizational murder. — Cleveland: Organizational development institut in Ohio, 1989
  168. Fiedler F. A theory of leadership of effectiveness. New-York: McGraw-Hill, 1967, 31 Op.
  169. Harrison A.F., Bramson R.M. The art of thinking. N.-Y.: Berkley Books, 1984, p.189−193
  170. Herzberg F., Mauser В., Snyderman B.B. The motivation to work. N.-Y.: Wiley, 1959
  171. Hovland C.I., Janis I.L., Kelley H.H. Communication and Persuasion. New Hawen, Conn.: Yale University Press, 1963
  172. Hyman J., Mason B. Managing employee and participation. — L.ect.: Sage, 1995
  173. Lewitt H.J. Management Psychology. Chicago, 1958
  174. McClelland David C. The two Faces of Power // J. Of Internattionel Affairs. Vol.24, 1970, pp.30−41
Заполнить форму текущей работой