Динамика интеллектуального-мнестических и личностных нарушений у больных алкоголизмом (на материале ремиссий и рецидивов болезни)
Изучение. характера формирования психического дефекта при алкоголизме отличалось различием подходов. Вначале исследователи описывали нарушения в клиническом плане, используя при этом знания объективной психологии (С.С.Корсаков, 1887- E. Kraepelin, 1898- Bonhoeffer, 1912 и др.). Далее от клинико-описательных характеристик они переходят к использованию простых экспериментально-психологических…
ДиссертацияДинамика личностных и речевых характеристик в процессе восстановления нарушенного речевого общения: на примере логопсихотерапии
Апробация результатов исследования: Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» (Москва, 2000), «Пространство и время в языке» (Самара, 2001), «Городская культура как социокультурное пространство развития личности» (Самара, 2001), «Психология искусства» (Самара, 2002), «Российское…
ДиссертацияЭффективность развития способности к целеполаганию у менеджеров
Выявлены акмеологические критерии, показатели и уровни развития способности к целеполаганию. Внешним акмеологическим критерием развития данной способности является эффективность процесса целеполагания, то есть продуктивное решение задач по определению, построению и достижению цели при минимальных психических, физических и временных затратахвнутренним критериемсформированность ее компонентов…
ДиссертацияИзучение содержательно-динамических характеристик личности «выпускника школы — абитуриента» при переходе к социальному статусу «студент вуза»
Переход молодых людей от социального статуса «выпускник школыабитуриент» к статусу «студент вуза» имеет. свои специфические особенности, которые определяют его значимость в процессе жизненного пути человека. Во-первых, изменяется социальная ситуация развитияво-вторых, меняется социальная роль, выполняемая личностьюв-третьих, круг лиц, включенных с ней во взаимодействиев-четвертых, происходит…
ДиссертацияКоммуникативные компетенции в деятельности менеджера по управлению проектами
Таким образом, удалось получить некоторый список задач, выполняемых менеджером по управлению проектами в своей профессиональной деятельности, а также набор компетенций, обеспечивающих выполнение соответствующих задач. Затем этот список задач был приведен в соответствие со списком необходимых для их выполнения компетенций. Получившийся таким образом список задач, приведенный в соответствие…
ДиссертацияКлинические, социальные и биологические предикторы регоспитализаций психически больных с органическими расстройствами
Анализ повторных госпитализаций психически больных установил её высокий уровень как в Республике Татарстан, так и в России в целом. Примерно каждый пятый больной госпитализируется в психиатрический стационар повторно в Российской Федерации, и каждый четвертый в РТ (Ф.Ф.Гатин, 2005; Т. В. Гурьянова 2008). Несмотря на значительное количество публикаций по изучению повторных госпитализаций, все они…
ДиссертацияМетоды экспериментального определения обучаемости
Недостаточная надежность тестовых методов связана не только с несовершенством самих психодиагностических методов как таковых, но также с влиянием различных факторов на саму измерительную процедуру. При этом необходимо отметить, что существует ряд внешних факторов (например, освещенность, температура, какие-либо особенности помещения, в котором проводится обследование и др.), влияние которых можно…
ДиссертацияПроблема интериоризации в истории отечественной психологии
Если в 1950;е гг. генетический подход к исследованию строения психических процессов был доминирующим, а решение проблемы объективного метода с помощью понятия интериоризация в его методической функциидовольно распространено, то в 1960;е и особенно 1970;е гг. развиваются методы исследования уже оформившихся психических процессов. Так, в исследованиях структуры мыслительной деятельности в школе О…
ДиссертацияСоциально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха
В ходе проделанной работы была достигнута цель исследования: изучение особенностей морального сознания отраженных в моральных представлениях представителей этноса саха. Решение поставленных задач предполагало описание моральных представлений в культуре этноса саха, выявление отношения к моральным принципам, установление взаимосвязи выделенных категорий моральных принципов с ценностями, описание…
ДиссертацияПроблемы развития личности в практико-теоретической деятельности А. С. Макаренко: Психологическая составляющая педагогической системы
Анализ эмпирических технологий A.C. Макаренко, направленных на воспитание и развитие личности подростка, через формирование ценностного отношения к имени собственному, к содержанию притязания на признание, через формирование адекватной половой идентификации, позволяет выявить в этих технологиях приемы, которые, с точки зрения современного категориального аппарата, могут быть соединены…
ДиссертацияРазвитие наглядных форм мышления умственно отсталых детей младшего и среднего школьного возраста
В процессе решения мыслительных задач у детей со сниженным интеллектом обнаруживается неумение поставить самому себе вопросы, которые помогают в решении задачи, что находится в тесной связи с наблюдающейся у них тенденцией не предварять решение поставленной задачи ориентировочно-исследовательской деятельностью. Проведенное исследование показало, что уровень развития наглядного мышления умственно…
ДиссертацияПсихологическая характеристика труда операторов-микроманипуляторов в связи с задачами гигиены и профилактики
У. Однообразие информационной и дефицит интеллектуальной нагрузок и полное отсутствие творческого компонента в работе, показанные эргономическими исследованиями, столь необходимые для гармоничного развития личности, должны быть компенсированы рационально организованным досугом в послерабочее время, выходные дни путем организации тематических вечеров отдыха при активнейшем участии самих работниц…
ДиссертацияПсихологическая культура как условие развития жизнестойкости студентов
Обнаружены различия в уровневых особенностях личностных качеств жизнестойких и не жизнестойких студентов. «Жизнестойкие» студенты активны, для них характерна мотивация достижения успеха, адекватная самооценка, высокое развитие коммуникативных способностей, высокая осмысленность жизни, ориентированность на настоящее и будущее, высокий уровень саморегуляции, высокий уровень развития эмоционального…
ДиссертацияПсихологические особенности развития совместной мыслительной деятельности у дошкольников
Маствилискер Э. И., Дикопольская Г. Е. Некоторые условия формирования индивидуального стиля в решении учебных задач у дошкольников Текст. / Э. И. Маствилискер, Г. Е. Дикопольская // Темперамент (системное исследование). Пермь, 1975. С. 120−137. Смирнов С. Д. Образ мира как объект психологического исследования Текст. / С. Д. Смирнов // Теория и методология психологии: Постне-классическая…
ДиссертацияПсихологическое сопровождение адаптации подростков к инновационным условиям обучения
Сравнительный анализ показателей умственной работоспособности учащихся 5−8 классов также позволяет положительно оценить экспериментальный режим обучения. В динамике учебной недели в экспериментальном режиме обучения у учащихся от 12 к 15 годам достоверно (р<0,05−0,001) возрастают скорость, продуктивность работы, сила активного внутреннего торможения (САВТ), улучшается качество работы, снижается…
ДиссертацияПсихолого-акмеологическое обеспечение рекламной деятельности
Комплексное использование психолого-акмеологических методов обеспечения рекламной деятельности способствует повышению общей эффективности управленческой деятельности и повышает эффективность рекламной кампании. Рассматривая эффективность современной рекламы, необходимо использовать знания из области психологии массовых и коммуникаций, управления, социологам и маркетинга. В основе воздействия…
ДиссертацияПоисково-аналитическая деятельность при оперативном управлении материальными ресурсами в особых условиях
Таким образом, выполненные исследования подтвердили, что поисково-аналитическая деятельность космонавта в задаче оперативного управлении материальными ресурсами, организованная на основе новых информационных средств поддержки деятельности (СППР), позволяет улучшить основные показатели, такие как эффективность деятельности, надежность выполнения задач, обеспечивает снижение напряженности и в итоге…
ДиссертацияПсихолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов
Выявлены связи между профессионально-личностными качествами педагогов, психолого-педагогическими особенностями детско-родительских отношений и индивидуально-личностными особенностями подростков в их семьях: чем выше интернальность и самооценка родителей и ниже уровень эмпатии, тем выше вероятность авторитарных детско-родительских отношений в семьях. В свою очередь, чем выше уровень эмпатии, ниже…
ДиссертацияРоль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности
В настоящее время в условиях социального расслоения общества, неоднородности социальных сред, вплоть до отношений рабства, наиболее актуальным является создание развивающих социальных сред (социальных оазисов), адекватных субъектной природе развивающегося человека. Потенциал развивающих сред раскрывается через введение социального обучения как наиболее оптимальной формы психологической помощи…
ДиссертацияСпециальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы
На этапе овладения профессией необходимо осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения, в том числе создавать оптимальные условия для успешного приобщения студентов факультета начальных классов к выбранной профессии, разрабатывать и реализовывать на практике индивидуальные программы развития общепедагогических и предметных способностей. При этом учесть, что развитию…
ДиссертацияСтановление психологической культуры школьника как условие его личностного развития
В школе, как образовательном институте, необходимо дать личности систему знаний о себе, своих способностях и особенностях, своей уникальности, раскрыть законы взаимодействия людей в природе и обществе. Приобрести подобные психологические знания сложно в замкнутых рамках обычных школьных дисциплин. Поэтому весьма актуальна потребность в разработке системы психологического образования для…
ДиссертацияСтруктура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств
Теоретическая модель профессиональной направленности личности, предложенная в данной работе представляет собой иерархически организованную агрегацию шести структурных компонентов, находящихся между собой в тесных функциональных зависимостях: эмоционального, когнитивного, потребностно-мотивационного, ценностно-смыслового, перспективно-целевого и рефлексивного. Таким образом, профессиональная…
ДиссертацияОсобенности психического выгорания и преодолевающего поведения у административных работников государственной службы
Апробация и внедрение результатов. Материалы исследования докладывались на научно-практических конференциях «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2005, 2008), «Ломоносов-2005» (Москва, 2005), «Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции у специалистов „помогающих“ профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике)» (Курск, 2007) — на семинарах-практикумах…
ДиссертацияОсобенности психологической адаптации слабовидящих первоклассников к школе в зависимости от родительско-детских отношений
Изучение особенностей родительско-детских отношений и их влияния на развитие у слабовидящих первоклассников указанных выше особенностей показало, что в семьях, воспитывающих ребенка с глубокой зрительной патологией, наблюдается в основном негативный тип родительского отношения. Родители не склонны принимать своего ребенка таким, какой он есть, они стремятся к симбиотическим отношениям с ним…
ДиссертацияОсобенности развития высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста
Результаты проведенного исследования показали, что часто болеющие дети отличаются от соматически здоровых детей отставанием в формировании произвольного внимания, пластичности двигательных функций и оптико-пространственного восприятия. Анализ перинатального периода развития детей показал высокую встречаемость факторов перинатального риска, в группе часто болеющих детей. Выявленные различия…
ДиссертацияОсобенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости
Выявленные предикторы становления идентичности на каждом этапе развития, а также специфику становления идентичности юношей разных профилей необходимо учитывать при разработке программ психологической поддержки старшеклассников и студентов на каждом из этапов обучения. Наиболее важными факторами становления идентичности практически на всех изученных этапах являются показатели личностной зрелости…
ДиссертацияСосудистые заболевания головного мозга с психоорганическим синдромом у пациентов позднего возраста (исследование клинико-социальных характеристик, их значения и динамики в процессе терапии)
Преимущественное использование в ходе лечения антидепрессантов с селективным механизмом действия, атипичных антипсихотиков и традиционных нейролептиков с благоприятным профилем переносимости и безопасности, вероятно, в существенной мере обусловило не только отсутствие отрицательных изменений в анализе когнитивных показателей во всех выделенных клинических подгруппах наблюдений, но и некоторые…
ДиссертацияПсихологические условия оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении
Методологическую основу исследования определили: теория деятельности, разработанная отечественными психологами (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) — теоретические основы практической психологии (А.Г.Асмолов, Г. А. Абрамова, И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, В. Э. Пахальян, А. П. Прихожан, У. В. Ульенкова, Т. И. Чиркова, Л. М. Фридман.) — теория профессионального сознания…
ДиссертацияПроявление потенциала самореализации личности в особенностях познавательного целеобразования
Актуальность исследования. Пик научного интереса к проблеме целеобра-зования пришелся на середину 70-х г. г. прошлого века. Можно полагать, что это было связано с популярностью деятельностного подхода, в котором категория «цель» была одной из «несущих» категорий, определяющих весь морфологический строй научного направления. Наиболее активно эта проблема разрабатывалась в психологии мышления…
ДиссертацияПрофессиональные установки в деятельности педагогов
Следует отметить, что в педагогической психологии социально-психологические установки изучены недостаточно. Выявляется специфика их функционирования в профессиональной педагогической среде, рассматриваются стереотипы профессионального поведения, когнитивные и перцептивные аспекты установок (А.А.Ерошенко, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, Т. Н. Метельницкая, Л. М. Митина, В. А. Горянина и другие…
Диссертация