Экспериментальная психология
Выделяют: 1. внешнюю — соответствие конкретного исследования природной реальности и/или другим подобным исследованиям. Определяет возможность переноса и / или обоб-щения результатов на другие объекты и условия исследования. Зависит от репрезента-тивности выборки и соответствия контролируемых в исследовании дополнительных пе-ременных, их вариативности в других условиях. Частной формой внешней…
ШпаргалкаИмпринтинг как особая форма адаптации
По Лоренцу, основу видоспецифичного поведения животных составляют врожденные «инстинктивные действия», или «наследственные координации» — движения, имеющие постоянную генетически закрепленную форму. Получивший широкое распространение английский вариант этого термина — fixed action patterns — следовало бы перевести на русский как «фиксированные формы действия». Существование таких движений Лоренц…
КурсоваяСущность одиночества
Само диагноз одиночества. К выводу «Я одинок» люди обычно приходят с помощью аффективных (эмоциональных), поведенческих (бихевиористских) и когнитивных доказательств. Аффективные признаки одиночества нередко бывают размытыми. Одиночество — это тяжелое эмоциональное переживание: глубоко одинокие люди очень несчастны. Однако одних лишь аффективных переживаний явно недостаточно для определения…
КонтрольнаяПсихология делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека
Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный…
КурсоваяФормирование функций регуляции и контроля у младших школьников
Среди неинвазивных методов выявления функциональной зрелости мозга наиболее адекватным для решения задач настоящего исследования представляется визуальный анализ суммарной фоновой электрической активности мозгаэлектроэнцефалограммы (ЭЭГ). В отличие от широко распространенных количественных методов оценки ЭЭГ этот метод позволяет определить не только соответствие возрасту уровня развития…
ДиссертацияДинамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты исследования представлены и обсуждены на кафедре педагогики и педагогической психологии СПбГУ. Материалы исследования обсуждались при работе различных конференций, а именно: межвузовская научная конференция «Формула России: экономика, политика, национальная идея» (С-Петербург, 2000) — первый социологический конгресс…
ДиссертацияЭмоциональный интеллект лидера организации как фактор изменения организационной культуры
Л. Н. Аксеновской на управленческое взаимодействие как взаимодействие между участниками совместной управленческой деятельности и взаимодействие менеджмента и персонала в процессе управления достижением организационных целей. Эти идеи изложены в ордерной концепции организационной культуры. Выделение трех субордеров, метафорически маркированных как церковь", «семья» и «армия» и соответствующих…
ДиссертацияАкмеологическая продуктивность инновационной позиции преподавателя в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности
Рисунок № 16. Факторы, содейст вующие развитию продуктивной инновационной позиции преподавателя в научной работе разного статуса ! — не участие в общественной работе- 2 — возможность привлекать студентов к исследованию профессионально-педагогической деятельности- 3 — наличие интереса кафедры к проблемам моего исследования- 4 — не большая учебная нагрузка- 5 -возможность привлекать студентов…
ДиссертацияЭнтропия сенсомоторной активности как предиктор личностно-темпераментальных свойств и склонности к агрессии: На контингенте курсантов военизированного учебного заведения
На начальных этапах деятельности, где важнее ориентировочнопоисковые программы, доминирует значение энтропии ориентировочной фазы. Поэтому энтропия выступает как положительный фактор адаптации, как мы назвали функциональный адаптоген. Это и должно быть использовано в программах коучинга адаптации к срочной службе и условиям обучения в военизированном учреждении, а также психобиологической…
ДиссертацияФормирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста
Полученные в констатирующем эксперименте данные позволили выявить положительную динамику становления ВПД в традиционных условиях организации учебной деятельности, которая выражается в качественном улудшении всех структурных компонентов. В этих же условиях эксперимента выявлены негативные характеристики изучаемой у детей способности, которые проявились: в неумении в полном объёме выделить…
ДиссертацияФормирование позитивного имиджа государственного деятеля: Соц.-психол. аспект
Наиболее значительную группу работ, использованных в диссертации, представляют труды, в которых анализируются процессы восприятия, в частности, — процессы социальной перцепции. Зарубежные традиции исследования этих процессов наиболее отчетливо проявляются в когнитивной психологии (М. Айзенк, Дж. Келли), условно ее можно назвать наукой о проблемах образа. В отечественной психологии она получила…
ДиссертацияФакторы риска повторного суицидального поведения у женщин с умеренно выраженными и тяжелыми депрессивными расстройствами
Полученные данные позволяют разработать систему эффективной превенции повторного суицидального поведения у женщин с эндогенными депрессивными расстройствами средней и тяжелой степени, расширить возможности психопатологической и патопсихологической квалификации аффективных нарушений в рамках суицидальных проявлений. Это будет способствовать своевременному распознаванию таких состояний, определению…
ДиссертацияКадровые ресурсы региона: Социально-психологическое состояние и пути оптимизации; на материалах административно-хозяйственных субъектов Московской области
В частности, сложившиеся различные понятийно-категориальные представления об этом феномене образуют неоднозначную содержательную картину, что вызвано определенной противоречивостью и неупорядоченностью подходов к его изучению и анализу. Отсутствие общей синтетической социологической основы (методологической, теоретической, методической) делает актуальным необходимость разработки целостной…
ДиссертацияГотовность субъекта к инструментальному использованию нормы как психологический фактор культурной компетентности
Третий кластер, самый многочисленный, объединил в себе такие показатели как «Интернальность процессуальную» (10), «Готовность к самостоятельной деятельности» (16), «Интернальность в сфере неудач» (13), «Интернальность в профессиональной деятельности» (9), «Интернальность в сфере межличностных отношений» (14) и «Стаж работы в организации» (21). Интерес представляют связи, описывающие внутренние…
ДиссертацияЛичностные характеристики активности и их проявления в речи
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина и на следующих научных конференциях: Межрегиональной научной конференции «Теория и практика преобразования педагогических…
ДиссертацияМетоды оценки успешности профессиональной деятельности операторов
Еще одна важная особенность пространства признаков, участвующих в описании трудовой деятельности человека, на каком бы уровне описание не проводилось, — многомерность пространства описания и ограниченность выборки. Это влечет за собой неадекватность применения «классических методов» выявления зависимости по эмпирическим данным (метод наименьших квадратов, метод наименьших модулей и т. д.). Кроме…
ДиссертацияРазвитие культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии
В настоящее время в психологической теории и практике развивается направление, связанное с изучением психологической культуры личности. Психологическая культура изучается в контексте возрастного развития, межличностных отношений, в том числе и детско-родительских, профессиональной деятельности. Анализ литературы свидетельствует о неоднозначном решении вопроса о сущности психологической культуры…
ДиссертацияРазвитие профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности в условиях среднего профессионального образования
Апробация и внедрение результатов. Основные положения и результаты исследований диссертационной работы докладывались и обсуждались на Региональной межвузовской научной лаборатории Челябинской области «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования» (Челябинск, 2006) — Международной научно-практической конференции: «Вузовское преподавание: проблемы и перспективы» (Челябинск…
ДиссертацияРазвитие социально-психологической профессиональной компетентности руководителей среднего звена на основе формирования образа успешного руководителя
Несмотря на то, что в психологической и управленческой литературе уделяется достаточно внимания изучению профессиональных умений и навыков, традиционно объединяемых категорией «профессиональная компетентность руководителя"5, в большинстве работ последняя рассматривается как следствие профессионального развития, обусловленное какими-либо неконтролируемыми факторами (например, временным фактором…
ДиссертацияПсихофизиологическая характеристика стрессоустойчивости специалистов экстремального профиля служебной деятельности
Исследования последних лет указывают на комплексный полифункциональный характер стрессоустойчивости. Однако вопросы места и роли в ее структуре психофизиологических, психологических и социальных компонентов недостаточно проработаны, не конкретизированы критерии, определяющие степень проявления стрессоустойчивости, не разработана единая шкала измерения для отражения комплексного характера данного…
ДиссертацияПсихогенетические основы интегральной индивидуальности
Генетическая конфигурация уровня личностных свойств образована обобщенными свойствами личности («экстраверсия», «нейротизм», «открытость», «доброжелательность» и «сознательность»), но включает в себя также и частные личностные свойства, такие как «смелость», «склонность к новому», «беспечность». С возрастом усиливается роль генотипа в свойствах личности, что связано, во-первых, с тем, что…
ДиссертацияПодготовка специалистов по профилактике аддиктивного поведения в условиях инновационного обучения в вузе
Актуальность проблемы исследования. Актуальность проблемы исследования обусловлена несколькими составляющими: с одной стороны социально-экономическими изменениями в обществе, а с другой стороны инновационными изменениями, которым подвергается система современного образования. Социально-экономические изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является употребление психоактивных…
ДиссертацияПсихологические средства мышления: на материале решения задач младшими школьниками и подростками
Кроме того, в области исследования представления задачи предложен новый методический прием, предполагающий разделение использования представления задачи в двух различных «направлениях»: в «направлении» от предметной интерпретации к выделению необходимых условий, и в «направлении» от преобразованных в процессе решения условий к предметной интерпретации результата. Такой прием дал возможность…
ДиссертацияПсихологическое сопровождение развития творческой личности педагога-лингвиста
Оптимальное развитие творческой языковой личности педагога-лингвиста в совокупности обозначенных свойств может обеспечить специальная программа психологической подготовки и сопровождения профессионально-творческого развития личности. Психологическими условиями эффективности такой программы являются: а) направленность программы на целостную языковую личность специалиста в совокупности…
ДиссертацияСпецифика функциональных обобщений при решении орудийных задач
Методы и методики экспериментального исследования особенностей процесса решения орудийных задач: экспериментальное исследование решения орудийных проблем с помощью методики решения орудийных задач методом «мышления вслух» — выделение типов психологической структуры задачи с помощью самоотчетов после выполнения экспериментальной процедурыопределение основных элементов актуальной модели ситуации…
ДиссертацияСпецифика понимания детьми с задержкой психического развития графических изображений
Попытка целостного изучения понимания у детей с ЗПР полностью подтвердила предположение о том, что трудности понимания графических изображений объясняются, с одной стороны, ослаблением познавательных возможностей детей с ЗПР (недостаточная концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, снижение волевой регуляции и т. д.), а с другой стороны, сложностью самого феномена понимания, который…
ДиссертацияСтановление и развитие профессиональной Я-концепции у студентов-психологов
Положения отечественной и зарубежной психологии о структуре и развитии Я-концепции (А. Маслоу, К. Роджерс, У. Джеймс) и самосознания личности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В, Столин, И. И. Чеснокова, Р. Берне), принципы теории самоопределения и социализации личности (Г.М. Андреева, Е. П. Белинская, И. С. Кон, B.C. Собкин), положения философско-психологических концепций идентичности…
ДиссертацияСезонные аффективные нарушения в структуре шизотипического расстройства
Эффективность психофармакотерапии зависит от пола, возраста, социального статуса пациентов. Мелатонинергический антидепрессант (агомелатин) наиболее эффективен при лечении сезонной депрессии у женщин в возрасте 40−49 лет с психопатологически отягощенной наследственностью, трудоспособных и состоящих в браке. Использование методик психотерапии эффективнее среди трудоспособных мужчин от 30 до 39…
ДиссертацияВлияние гендерных различий на развитие социальной активности слепого и слабовидящего ребенка
Методологической основой исследования: культурно-историческая теория, положение об общих закономерностях и специфике в развитии нормального и аномального ребенка, положения о наличии у каждого ребенка с ограниченными возможностями развития сохранных функций, опираясь на которые взрослые могут развивать его потенциальные возможности («расширять зону ближайшего развития») (JI.C. Выготский…
ДиссертацияВременная перспектива старшеклассников сельской школы, ее развитие и влияние на профессиональное самоопределение
Методологическую основу нашего исследования составили: принципы субъектно-деятельностного подхода (JI.C. Выготский, К.А. Абульханова-Славская, C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) — теория К. Левина о временной перспективе как общем взгляде индивида на свое психологическое будущее и прошлое, существующем в данный момент времениположения Ж. Нюттена о временной перспективеположения Л. С. Выготского…
Диссертация