Динамика эффектов установки в зависимости от структуры и способа оценки стимулов
Данная работа посвящена исследованию динамики величины и качества эффектов установки в зависимости от условий ее фиксации, структуры и качества стимульного материала при решении «установочных задач». В теоретическом анализе показано, что многочисленные выводы в русле общепсихологической теории установки о видах установки, ее свойствах и дифференциально-психологических особенностях сделаны…
ДиссертацияДинамика мотивационных черт личности и профессиональной мировоззренческой позиции студентов-психологов
Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.) — принцип системного подхода в исследовании структуры и детерминации психических явлений (Б.Г. Ананьев, П. К. Анохин, Б.Ф. Ломов) — деятельностно-смысловой подход Д. А. Леонтьеваположение о взаимосвязанности и взаимообусловленности процессов профессионального и личностного развития (Д. Сьюпер, Д. Холланд, В. А. Бодров, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Э…
ДиссертацияАкмеологическая диагностика потенциала карьерного роста государственного служащего
Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования, положений выносимых на защиту, и позволило сформулировать следующие научно-практические рекомендации: структура и динамика потенциала карьерного роста поддаются описанию посредством использования формализованных моделей. Составляющие потенциала могут быть измерены с помощью квантитативных…
ДиссертацияАктивное социально-психологическое воздействие как метод изменения адаптивного поведения дистрибьюторов
В результате участия в программе АСПВ у дистрибьюторов отмечена тенденция к повышению социального самоконтроля. Эти изменения свидетельствуют о большей предрасположенности испытуемых демонстрировать модели поведения, отвечающие требованиям ситуации продажи. Они стали склонны к более чуткому восприятию эмоциональных и поведенческих проявлений клиента и намерены ориентироваться на них в ситуации…
ДиссертацияАктуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы
Различия в уровне вербальной креативности у учащихся детского дома и Р школьников на конец формирующих воздействий остались существенными, что можно объяснить значимостью когнитивных факторов в ее развитии. Как оказалось, депривированные дети в большей степени сензитивны к развитию креативности, что объясняется компенсаторным воздействием условий, в которых проводились экспериментальные занятия…
ДиссертацияИнтенсивные интегративные психотехнологии в психокоррекционной работе с личностью осужденного: На примере методик Свободного Дыхания
Использование РСС в большей степени ориентировано на бессознательный компонент, хотя в определенной степени затрагивает и остальные составляющие. По мнению автора эффективность психокоррекционных мероприятий в значительной степени возрастет при комплексной проработке различных составляющих целостностей психической реальности методами: процессуально-ориентированной психотерапии, психодрамы…
ДиссертацияЛичностные характеристики студентов ВУЗа как основа индивидуального стиля учебной деятельности
Индивидуальных стилевых особенностей обучения, объясняется, в первую очередь, необходимостью решения двух основных практических задач: во-первых, для раскрытия и устранения трудностей (зачастую, весьма серьезных), встречающихся у студентов в учебном процессево-вторых, для выбора наиболее эффективных методов преподавания, учитывающих все личностные предпочтения обучающихся и предоставляющие…
ДиссертацияСоциально-психологическая профилактика молодёжной криминальной агрессивности
Степень разработанности проблемы. Изучение работ ведущих специалистов, исследующих проблему агрессии, позволяет выделить две полярные точки зрения на эту проблему. В нервом, этико-гуманистическом подходе, афессия, причинение вреда другому человеку расценивается как зло (А.А. Реан, 1996). В друюм, альтернативном подходе к феномену агрессии, эволюционно — генетическом, агрессия рассматривается как…
ДиссертацияСоциально-психологические аспекты адаптированности выпускников интернатных сиротских учреждений в открытом социуме
Социально-психологическая адаптированность отличается у взрослых, воспитывавшихся в интернатных сиротских учреждениях и в семье: так, в структуре адаптированности взрослых социальных сирот статистически значимо более выражены такие показатели как «эмоциональный комфорт», «эмоциональный дискомфорт», «внутренний контроль», «доминирование» и «эскапизм». Т. е. социально-психологическая адаптация…
ДиссертацияСоциально-психологические факторы нервно-психической дезадаптации сотрудников силовых структур
Для углублённого изучения из БДУМ были отобраны 120 работников ОВО МВД СПб (из них 39 человек — комбатанты), характеризующиеся нервно-психической дезадаптацией, которые составили основную группу исследования. Контрольную группу исследования составили 120 сотрудников ОВО МВД СПб, имеющих высокий, уровень нервно-психической адаптации. Таким образом, было обследовано 240 сотрудников силовых…
ДиссертацияРазвитие как предмет психогенетики: Роль генотипа и среды в возрастных изменениях структуры психологических признаков
В значительной степени причина этого кроется в своеобразном ракурсе анализа психологической реальности,. реализуемого в генетике поведения. Вывод о наследуемости межиндивидуальной вариативности психологической характеристики, который и является конечным результатом подавляющего большинства исследований, проводящихся в генетике поведения, оказывается малоинформативным для понимания закономерностей…
ДиссертацияРазвитие наблюдательности студентов-психологов в процессе изучения дисциплин анатомо-физиологического цикла
Развитие психологической наблюдательности будущего специалиста психолога, как профессионально значимое качество, представляет собой сложный, поэтапный и многоступенчатый процесс, начальным этапом которого является развитие наблюдательности как совокупности личных качеств и способностей человека, форма организации сенсорного поведения и когнитивных процессов. Большими возможностями именно…
ДиссертацияРазвитие полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности
Информатизация всех сфер современной жизни, динамичное развитие электронно-коммуникативных, мультимедийных технологий, внедрение «компьютерного» мышления в менталитет современного школьника меняет процессы восприятия информации, открывает новые возможности передачи знаний, предъявляет новые требования к процессу информобмена в учебной деятельности. Дети привыкают к энергоемким ритмически…
ДиссертацияПервый приступ юношеского эндогенного психоза (клинико-психопатологическое, клинико-патогенетическое и клинико-катамнестическое исследование)
Пятым принципом терапии является применение комплексного подхода к ведению больных в форме сочетания психофармакотерапии с реабилитационными мероприятиями. Речь идет о системе скоординированных медицинских, психотерапевтических и социальных действий, которые должны обеспечить адаптацию больных и возможность их дальнейшего независимого существования и социальной реинтеграции. При проведении всех…
ДиссертацияПсихическое состояние готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности: Содержание и пути совершенствования
Систематизированы представления отечественных и зарубежных ученых о психических состояниях субъекта профессиональной деятельности. Проведенный нами анализ литературных источников показал, что исследование психических состояний в особых условиях профессиональной деятельности неразрывно связано с такими понятиями как «адаптация», «психическая напряженность», «напряженная ситуация», «стресс…
ДиссертацияПсихофизиологические аспекты формирования психосоматических заболеваний
Актуальность исследования. За последние десятилетия отмечается значительное увеличение численности больных с психосоматической патологией: от 15 до 60% населения страдают психосоматическими недугами (Дробижев М.Ю., 2000; Гарганеева Н. П., 2001; Березанцев А. Ю., 2001; Jandi-Jagen Е., 2002; Bschor Т., 2002; Батурин К. А., 2003), или — по Международной статистической классификацией болезней…
ДиссертацияПсихологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции деятельности (К.А. Абульханова-Славская, М. Я. Басов, A.B. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн,) — идеи о личности как субъекте деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Г. А. Берулава, У. Джеймс, А. И. Донцов, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Семенов И. Н…
ДиссертацияПсихологические особенности умственного развития учащихся 9-х классов, обучающихся в разных образовательных средах
Специфика умственного развития учащихся, завершающих обучение в среднем звене школьного образования проявилась как в данных сравнительного анализа материалов исследований 80-х годов XX века с современными данными, так и в результатах сравнения детей, обучающихся в сельских и городских школах. В частности, наиболее низкие результаты у всех групп школьников в уровне сформированное&tradeбазовых…
ДиссертацияПсихологические условия развития профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в период с 2004 по 2008 гг. на базе Сургутского института нефти и газа (филиал) Тюменского государственного нефтегазового университета. В пилотажном исследовании приняли участие 120 практикующих специалистов сферы нефтегазодобычи со стажем работы от двух до десяти лет, из них 24 инженера в рамках курса повышения квалификации на базе…
ДиссертацияПсихология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект)
Проведенный эксперимент смысловых особенностей личности агрессивно-насильственного преступника также подтвердил исследовательскую гипотезу о снижении роли внутреннего мира в регуляции его жизнедеятельности, которая проявляется в конфликтном самоотношении, упрощенном мировоззрении, сниженной когнитивной сложности и низком уровне осмысленности жизни. Полученные данные свидетельствуют о том, что…
ДиссертацияПсихолого-акмеологическая оценка психологической готовности государственных служащих к управленческой деятельности
В настоящее время обостряются противоречия между требованиями профессиональной деятельности в государственной службе к уровню психологической готовности государственных служащих к управленческой деятельности в современном государстве и существующей системой ее оценки, прогнозирования и формирования. Эти противоречия можно разрешить путём внедрения в процесс психологического сопровождения…
ДиссертацияРасстройства депрессивного спектра с кардиалгическим синдромом у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями (клиника, диагностика, терапия)
В последние годы большое значение при проведении клинико-психопатологических исследований придается роли соматической кардиальной патологии. В связи с этим является важным изучением влияния депрессивных и тревожных расстройств на клинико-функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у пациентов с различными кардиологическими заболеваниями. В связи с общностью некоторых патофизиологических…
ДиссертацияОсобенности психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы ОВД к деятельности в условиях с риском для жизни
Специальная психологическая подготовка сотрудников к деятельности в условиях с риском для жизни включает в себя следующие структурные компоненты: в организации и методике проведения: непрерывность и напряженность, программно-целевой подход, сочетание коллективных форм с индивидуально-групповым подходом и самостоятельной работой сотрудника под наблюдением психологав содержании: освоение…
ДиссертацияОстрые психогенные расстройства у военнослужащих по призыву, проходящих службу в зоне локального вооруженного конфликта (клиника, динамика, патогенетические особенности)
Научная новизна. Определяется^ комплексным характером исследования, оригинальным исследовательским подходом с противопоставлением объективной (экспертной) и субъективной (самооценочной) оценки психических расстройств в динамике, что позволило выявить важные патогенетические закономерности развития острых психогенных расстройств, возникающих в условиях боевой обстановки. Впервые показана…
ДиссертацияВзаимосвязь беспомощности и ведущей активности в структуре интегральной индивидуальности
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут иметь ценность для прогноза, диагностики, коррекции и профилактики беспомощности, разработки конкретных методов ее преодоления. А именно, в основу программ коррекции и профилактики беспомощности могут быть заложены выявленные закономерности отношений между выраженностью беспомощности и уровнем ведущей активности. Полученные…
ДиссертацияТревожность как сопутствующий фактор у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Изучение специальной литературы показывает, что большинство специалистов придерживаются мнения о том, что именно детство является периодом наибольшей податливости (значительно большей, чем в зрелом возрасте) к различным возмущающим влияниям. В подтверждение правильности этого положения они ссылаются на свидетельства наибольшей прочности первых впечатлений, чрезвычайно высокой чувствительности…
ДиссертацияВзаимосвязь между уровнем развития способности действовать «в уме» (СДУ) и особенностями развития речи и двигательных навыков
Предметом проведенного экспериментального исследования явилось изучение взаимосвязи между уровнем развития СДУ и особенностями развития речи и двигательных навыков. В соответствии с выдвинутыми гипотезами, согласно которым существует зависимость между развитием речи, двигательных навыков и СДУ, основная задача исследования заключалась в изучении особенностей развития речи и двигательных навыков…
ДиссертацияВлияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков
Выделены инвариантные и относительно независимые от культуры аспекты значимости отцовской фигуры для психического развития. С помощью метода срезов описана динамика образа отца в подростковом возрасте и выделены некоторые ее закономерности у мальчиков и девочек. Впервые исследованы особенности влияния отцовского образа на уровень эмоционального благополучия и формирование полоролевой идентичности…
ДиссертацияВлияние разноуровневых индивидуальных свойств обучающего на выбор им способов педагогического воздействия
Рующих ситуациях /личностного свойства/ на выбор обучаю1дим наказывающих и поощряющих воздействий происходит только в определенных обстоятельствах, в частности, при малозначимых мотивах деятельности обучающего, в ситуациях же с более высоко значимыми социальными мотршами обучения экстратензивность при фрустрацрш и экстрапунитиБНОсть в социшхьных фру cTpnpyjuu^x си туациях не оказывают влияния…
ДиссертацияВозрастные особенности взаимосвязи психических состояний школьников и учителей в процессе их взаимодействия на уроке
Установлено, что подростки более интенсивно, чем их учителя, испытывают на уроке возбужденность и тревогу. Последнее является спецификой данного возраста. Обнаружены совпадения в характеристиках состояний подростков и их учителей, выражающих негативное отношение друг к другу: «насмешка», «нервозность», «скрещенные руки на груди», что указывает на отдаленные, «холодные» взаимоотношения. Выявлено…
Диссертация