Экспериментальное изучение интеллектуальных характеристик студентов в период социально-психологической адаптации на первом курсе
Время учебы в колледже совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается…
ДипломнаяАкцентуации характера в юношеском возрасте
Известный детский психиатр, профессор А. Е. Личко предложил классификацию характеров на основе описания акцентуаций. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации…
КурсоваяВозрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание
Основой развития в кризис новорожденности является противоречие между социальностью ребёнка и минимальными возможностями реализовать эти социальные связи и отношения. В этот период важными становятся взаимоотношения типа «уход — приход» (сон-бодрствование, голод-сытость, взятие-невзятие на руки и др.), образующие пространство, где появляются и реализуются новые средства утверждения…
КурсоваяПсихологические основы развивающего обучения
Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности (Биологическое…, 1977;). Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов…
РефератДинамика профессионального самосознания курсантов государственной противопожарной службы МЧС России
Содержание профессионального самосознания зависит от профессионального развития субъекта. Анализ работ посвященных изучению особенностей профессионального самосознания в период получения профессионального образования позволил выделить основные тенденции в его развитии: центральное место в профессиональном самосознании студентов занимает когнитивный и поведенческий компоненты, эмоциональный…
ДиссертацияАкмеологическая модель развития нравственных ценностей специалистов-управленцев
Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследованияэмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, тестирование. Используемые методики: активизирующий профориентационный опросник «Самооценка нравственности и гражданственности» — «Самоактуализационный тест» (Л.Я. Гозман) — «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин) — тест…
ДиссертацияАктуализация эмпатии личности средствами кинотренинга
Теоретически рассмотрена и предложена возможность разведения понятий «эмпатия» и «эмпатийность» личности. Эмпатия как процесс включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты: понимание субъектом эмпатии эмоционального состояния другого человекасопереживание, сочувствие ему, т. е. испытывание сходного с ним чувстваоказание другому поддержки с использованием, в том числе…
ДиссертацияЛатеральные профили и некоторые особенности мнестических и речевых функций человека
Накопленные данные позволяют говорить о том, что в настоящее время в науке сложилось новое направление, которое можно определить как нейропсихологию индивидуальных различий (В.А. Москвин, 1988, 1990; Е. Д. Хомская, 1996). Оно занимается изучением корреляций латеральных признаков человека с индивидуальными особенностями и его можно рассматривать как нейропсихологию нормы. Основатель…
ДиссертацияКлинико-психопатологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних на криминальном и докриминальном этапах
Многие клиницисты подчеркивают тот факт, что расстройства поведения в детском возрасте, подростковая преступность и склонность к насилию тесно связаны с психической патологией (Гурьева В.А., Гиндикин В. Я., 1980; Ковалев В. В., 1981, 1995; Личко А. Е., 1983, 1985; Буторина Н. Е., 1987; Кондратенко В. Т., 1988; Королев В. В., 1992; Дмитриева Т. Н., 1996; Вострокнутов Н. В., 1997, 1999…
ДиссертацияМотивационные условия успешной реализации управленческих решений
Положения, выносимые на защиту: система реализации управленческих решений включает мотивационные механизмы блокирования успешной реализации управленческих решений. С одной стороны, это динамические механизмы блокирования, связанные с реальными объективными трудностями, а также психологическими трудностями (отсутствием волевых качеств, упорства, интеллектуальных возможностей, недостатком…
ДиссертацияСоциально-психологическая специфика конфликта в подростковой манипуляции педагогами
Научная новизна работы. На основе теоретического исследования определены социально-психологические основания связи конфликта, как феномена открытого, демонстрируемого противостояния и макиавеллизма, как феномена скрытого манипулирования в контексте подросткового возраста. Впервые конкретизировано понятие «подростковая конфликтная манипуля-тивная стратегия». Установлены базовые качества…
ДиссертацияСоциально-психологические особенности восприятия и понимания художественного фильма
Воздействие фильма, обусловленное особенностями идентификации с героями фильма, проявляется в трансформациисодержательных характеристик основных структурных компонентов Я-концепции зрителя. Могут быть выделены три вида воздействия: 1) отсутствие существенных изменений представлений зрителей о своем Я-реальном, Я-идеальном и антиидеале «до» и «после» просмотра художественного фильма, обусловленное…
ДиссертацияОценка психофизиологической напряженности в деятельности пилота при моделировании посадки многоразового космического корабля
Проведенный апашпшамики психофизиологической напряженное! и пилота при посадке miioi ора зового коемнчеекот о корабля приводит к выводу о том. что полученные различия в уровне напряженности в контрольных точках вызываются постоянно utic 1 г. утопшми (факторами, коюрыс. прежде всею, обусловлены енецткфшьч ion сюжнослвы заданной лея телт. иое т п. Ныделеппе поетоянно действующего (фактора «Эпшы…
ДиссертацияПсихологические и психофизиологические механизмы реализации адаптационного подхода в условиях начальной школы
Представляет интерес динамика взаимоотношений показателя тревожности с другими параметрами адаптационного процесса. Так, имевшая место у первоклассников школы с ИТ связь тревожности с развитием учебных возможностей рецйпрокного характера (связь, характеризующаяся отрицательным значением коэффициента корреляции) утрачивается, однако появляется связь тревожности с уровнем ПЭН. Отрицательное…
ДиссертацияПсихологические особенности формирования конструктивно-технических умений учащихся среднего ПТУ (в процессе изготовления и применения электротехнических конструкторов-тренажеров)
Технологическая система предполагает обучение мастерству («технология» в буквальном переводе — «наука о мастерстве»). Основные психолого-педагогические требования этой системы заключаются в том, чтобы, во-первых, в единстве с программой и методами обучения создавать благоприятные условия для всестороннего развития способностей, формирования мастерства учащихся путем творческого овладения ими…
ДиссертацияПсихологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью
Возникновение в подростковом возрасте острого чувства одиночества влечет за собой общение, которое ряд авторов называют дефицитным и дефектным, причем не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что — следствием. У подростков результат подобного общения может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве, школьных прогулах или отказе от обучения, во лжи, агрессивном поведении…
ДиссертацияПсихологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют конкретизировать содержание и структуру понятия «способность старшего дошкольника к наглядному моделированию», углубляют научные знания о роли личностного развития ребенка в процессе овладения деятельностью наглядного моделирования. Разработка и обоснование структурно-функциональной модели является основой для рассмотрения…
ДиссертацияОптимизация профессионального взаимодействия юрисконсульта социальной сферы
Воздействием (как со стороны юриста, так и со стороны клиента и других участников переговорного процесса) со своими особенными субъектом, объектом и процессом психологического воздействия, который, в свою очередь, многомерной системой включает стратегию, тактику, динамику, средства, механизмы, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Принадлежность деятельности юриста…
ДиссертацияОптимизация системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих
Осуществленный контент-анализ научноэкспериментальных исследований особенностей межличностного познания позволил выделить в структуре социально-перцептивной компетентности госслужащих следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: когнитивный — определяет особенности восприятия мышления, памяти и познавательного стиля личности в осуществлении процесса социальной…
ДиссертацияСамооценка в структуре личности студента
В консультационных психологических беседах должны быть использованы данные психологических экспериментальных исследований самооценок личноститак, в нашем исследовании была установлена зависимость^вства уверенности в себе и уровня развития социально-психологических характеристик, понимаемых как способность к общению. Способность общаться предполагает не только умение получать удовлетворение…
ДиссертацияСтруктура психического состояния пожилых пациентов с органическими заболеваниями головного мозга и депрессивными нарушениями
Свойственная больным с органическим заболеванием головного мозга застойность эмоционального реагирования со склонностью фиксироваться на негативных эмоциях проявляется снижением объективности в оценке реальности, собственной личности, в межличностных взаимоотношениях. На фоне эмоциональных нарушений характерным является снижение чувствительности к нюансам межличностных отношений, что затрудняет…
ДиссертацияСтруктура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности: На примере младших школьников и подростков
Л. А. Шаповалова, 1997; Шевчук, 1997; K.L.Lovell, 1979; R. Gardner, 1995 выделяют характерные психологические особенности, свойственные дезадаптации детей, такие, как: агрессивность, повышенный уровень тревожности, конфликтность, склонность к асоциальному поведению, прогулам, школьные фобии. По мнению ряда авторов, наибольший риск представляет момент поступления ребенка в школу и период первичного…
ДиссертацияОсобенности личностно-профессионального развития выпускников колледжа на этапе вузовского обучения
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости учета специфики психологических — аспектов личностно-профессионального развития выпускников колледжа на этапе их обучения в вузе, а также в доказательстве недостаточности таких критериев, как качество обучения и субъективная оценка студентов и преподавателей, при оценке нормативности и успешности профессионализации студентов…
ДиссертацияОсобенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения
При умеренно — дисциплинарной модели в профессиональной деятельности реализуется субъект — объектное взаимодействие. Декларируя данную модель 11,1% воспитателей в отношениях с собственным ребенком стремятся к чрезмерной заботе, ограничивая тем степень их свободы. Для 17,1% респондентов характерно установление излишней эмоциональной дистанции в* отношениях с собственным ребенком. Наряду с этим…
ДиссертацияСоотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте
Проблема самоопределения в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет выпускнику средней общеобразовательной школы, студенту ВУЗа особые требования. Осознанность данных требований, а также своих субъективных качеств, баланс между ниминаиболее существенные характеристики…
ДиссертацияСостояние зависимости: метапсихологический подход
В исследовании был использован следующий методический инструментарий: тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, A.M. Эткинда), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (В .И. Моросанова), методика репертуарных решеток Келлиопросник направленности личности Басаметодика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие…
ДиссертацияЯ-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры
Переход от описательных к динамическим схемам изучения Я-концепции определяет необходимость выделения процессуальных элементов, связанных с формированием, развитием, изменением Я-концепции и, соответственно, детерминирующих этот процесс воздействий. Наряду с системным, многоаспектным анализом проблемы влияний на Я-концепцию различных факторов, остается задача анализа отдельных составляющих…
ДиссертацияВзаимная адаптация образа объекта и структуры мнемосхемы в процессе обучения операторов
Возьмем для сравнения наиболее эффективную мнемосхему (СОИ-3) и метод обучения (МО-3) и, например, технологическую мнемосхему (СОИ-1) и технологический метод обучения (МО-1). Обратимся к табл. 2 и 3, в которых приведены результаты сравнения трех типов мнемосхем и трех методов обучения по среднему времени решения задачи (таблица ^) и среднему проценту ошибочных решений (таблица 3), усредненных…
ДиссертацияПсихологические детерминанты адаптации студентов к процессу обучения в вузе
Обучение в вузе формирует профессиональную направленность личности. Она во многом обусловлена системой мотивов, которые побуждают и направляют поведение и учебную деятельность студента. Отличительной особенностью субъекта является его способность к преобразованию себя и окружающей действительности (C.JI. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Д.И. Фельдштейн). Для современного общества…
ДиссертацияВлияние рефлексивной культуры на развитие интеллектуальных качеств руководителя в системе государственной службы
Методологическую основу диссертационного исследования составляют научные принципы изучения объектов, причинной обусловленности развития личности, разработанные К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьевым, Л. И. Анцыферовой, А. Г. Асмоловым, В. Г. Асеевым, А. А. Бодалевым, А. В. Брушлинским, Ф. Е. Василюком, В. А. Иванниковым, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, В. В…
Диссертация