Адекватность образа ребенка у родителей с разными стилями семейного воспитания и личностными особенностями
Методика самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация). Для получения информации о самооценке, самопринятии ребенка, для выявления его пристрастий и ценностных ориентаций использовались нестандартные оценочные шкапы типа «дети, с которыми все хотят дружить — дети, с которыми никто не хочет дружить», «умеющий общаться — не умеющий», «хороший — плохой характер», а также шкалы из стандартного набора…
ДиссертацияДинамика и соотношение мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств
Один из возможных способов изучения места и роли мотивационной составляющей в жизнедеятельности индивида — комплексное исследование структуры личности и взаимосвязей ее компонентов. Подтверждение этой идеи мы находим в работах видных отечественных и зарубежных психологов. Положения системного подхода, представленные в исследованиях К.А. Абульхано-вой-Славской, Л. И. Анциферовой, A.B. Брушлинского…
ДиссертацияДинамика когнитивной сложности познавательной сферы у подростков
Методологическую основу исследования составили следующие научные положения и концепции: теория личностных конструктов Дж. Келли (J. Kelly, 1955), системно-структурный подход, согласно которому субстратом интеллектуальной деятельности являются когнитивные структуры, развитие которых подчиняется принципу системной дифференциации (J1.M. Веккер, Р. Стернберг, М. А. Холодная, Н.И. Чуприкова…
ДиссертацияМотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса
Актуальность исследуемой проблемы определяется ее теоретической и практической значимостью. Теоретическая ценность проблемы заключается в том, что разрешение ее дополняет теорию взаимодействия и взаимовлияния процессуального и личностного аспектов мышления. В работе показано, что мышление обеспечивает реализацию мотива, становясь впоследствии основой нового мотива. Внутреннее противоречие…
ДиссертацияМежличностное взаимодействие как условие успешного обучения взрослых иностранному языку
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие сферы личности субъекта межличностного взаимодействия: познавательная, межличностных отношений, моти-вационно-потребностная и коммуникативная. В эмпирическом исследовании рассмотрены мотивационно-потребностная, коммуникативная сферы, а также сфера межличностных отношений в качестве наиболее актуальных…
ДиссертацияРазвитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников с задержкой психического развития на уроках информатики
Организация исследования. Исследование проводилось с 2002 года по 2008 год в четыре этапа. На первом этапе (2002;2003 гг.) осуществлялся анализ научной литературы по избранной тематике, что позволило определить тему, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать его гипотезу, задачи, подобрать методы исследования. На втором этапе (2003;2004 гг.) была разработана адекватная…
ДиссертацияСоциально-психологические аспекты иррациональных представлений российских избирателей
Методы исследования. В ходе диссертационного исследования применялись следующие методы: беседа, анкетирование, модифицированные варианты методики теста личностных конструктов Дж. Келли (1995) и проективной методики MUST — тест Иванова — Колобовой (1992), модификация которой прошла апробацию в рамках научно-исследовательской работы кафедры социальной и политической психологии Ярославского…
ДиссертацияСоциально-психологические особенности взаимодействия «Организация-клиент» как элемент организационной структуры банка
В эталоне банковского служащего большее сходство проявилось в представлениях служащих и клиентов — физических лиц (в качествах, характеризующих «отношение к клиенту»), а в реапьном портрете у служащих и клиентовюридических лиц (в блоках «отношение к клиецгам», «коммуникативные умения», «маркетинговые умения»). Это может свидетельствовать о том, что в настоящее время в банке проявляется разное…
ДиссертацияРазвитие интегральной индивидуальности школьников младшего юношеского возраста с различными жизненными целями посредством тренинга
Теоретической основой исследования служили общая теория систем Л. Берталанфитеория функциональных систем П. К. Анохинаучение С.Л. Рубинштейна-А.В. Брушлинского о субъекте психической деятельности, достижения научной школы интегральному исследованию индивидуальности (В.В. Белоус, B.C. Мерлин) — теории и концепции личности, разработанные в русле системного и целостного подходов, рассматривающие…
ДиссертацияРазвитие понятийного мышления подростков на уроках истории
Образовавшийся после крушения коммунистической парадигмы вакуум авторы учебников, а вслед за ними и учителя истории пытаются восполнить различными подходами (цивилизационный, культурологический, стадиальный), каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса и включает в себя специфический понятийный аппарат. Многие учителя методологически не подготовлены…
ДиссертацияРазвитие структур интегральной индивидуальности неуспевающих подростков средствами интегрированной образовательно-развивающей программы
С помощью поэлементного анализа установлено, что статистически значимое различие по отдельным показателям свойств четырех уровней интегральной индивидуальности успевающих и неуспевающих в учебной деятельности подростков наблюдается в восемнадцати случаях из пятидесяти теоретически возможных. Это различие между группой успевающих и неуспевающих в учебной деятельности подростков установлено…
ДиссертацияПсихическая регуляция экономической социализации детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования — процесс психической регуляции экономической социализации старшего дошкольника обусловлен личностными компонентами его структурной организации. Доминирующую роль в психорегуляции высокого уровня развития экономической социализации дошкольника будут играть качества личности организационно-деятельностной направленности (организованность, трудолюбие, аккуратность…
ДиссертацияОбраз руководителя у подчиненных как фактор эффективности деятельности группы
Из анализа данных множества исследований феномена руководства можно сделать вывод, что роль руководителя в обеспечении требуемой эффективности деятельности группы огромна. Позиции ряда авторов свидетельствуют о том, что «за счет умелого воздействия на подчиненных руководитель способен обеспечить до 90% успеха деятельности группй» (Bartlett С.A., Ghoshal S., 1992, с. 124). В этой связи в последнее…
ДиссертацияПсихологическая компетентность специалистов туристской сферы как условие личностного развития
Значимость. туризмакак сферы социальной практики. является вполне закономернойОна определяется теми широкимивозможностями, которые заложены в нем. Прежде всего", это касаетсяфизического и психического восстановления человека, расширения'. его представлений о мире и о себе,' обогащения' личного и социального опытаприобретения нового" круга" общения., • самоутверждения: и самореализации, развития…
ДиссертацияПсихологические аспекты нравственного компонента профессиональной деятельности менеджера
Анализ нравственного компонента управленческой деятельности позволит эффективнее решать задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности менеджеров на всех ее этапах. В частности, результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы могут быть использованы в рамках учебного процесса при подготовке менеджеров с целью формирования у них социальной ответственности…
ДиссертацияПсихологические условия развития математического мышления старшеклассников
Развитию математического мышления старшеклассников способствуют следующие условия: 1) возможность психологического сопровождения, обеспечивающего когнитивную осведомленность учащихся, нацеленного на возникновение чувства собственной интеллектуальной состоятельности старшеклассников в математической деятельности- 2) учет индивидуально-психологических особенностей учащихся (возрастные особенности…
ДиссертацияПодросток-беспризорник как субъект психолого-педагогической реабилитации
Гипотеза исследования: существуют личностные особенности подростков-беспризорников, которые в условиях безнадзорности усиливаются и затрагивают такие существенные характеристики личности как система ценностей, мотивация, временная перспектива, самооценка, коммуникативные навыки, что в значительной степени определяет девиантное поведение и социально-педагогическую запущенность. Цель…
ДиссертацияПсихология мнемических способностей
Исследованы свойства, структура и значение регулирующих механизмов мнемических способностей как системного взаимодействия внешней по отношению к мнемическим способностям и внутренней регуляции. В работе показана системообразующая роль цели мнемической или познавательной деятельности, которая способна повлиять на функционирование мнемических способностей. Регулирующие механизмы представляют собой…
ДиссертацияПсихолого-педагогические особенности развития личности старших школьников в условиях сельских учебно-воспитательных комплексов
По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо образований, явлений. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований — это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что она определяет направление…
ДиссертацияПсихосемантическое исследование сознания несовершеннолетних правонарушителей
Психосемантика представлениий о достижении жизненно важных целей несовершеннолетних, обучающихся в техникуме: 1) понимается важность образования не только для получения знаний, но для организации человека, умения анализировать и контролировать свои действия- 2) уверенность, собранность важные качества человека, позволяющие достичь высокого профессионального уровня- 3) чтобы «стать успешным…
ДиссертацияОптимизация личностной адаптации первокурсников посредством актуализации их Я-концепции в художественно-творческой деятельности
Процесс продуцирования концептуальных Я — образов изучен в психологии недостаточно, несмотря на активный интерес, проявляемый к этой проблематике в последнее время. Обусловлено это, в большей степени, отсутствием экспериментальных и эмпирических технологий, позволяющих наблюдать и измерять процесс продуцирования я — образов. Так же, как мы можем осознавать только результаты мышления, но не сам…
ДиссертацияСравнительный анализ средств формирования предметности понятий у младших школьников
Обсуждение результатов формирующего эксперимента Экспериментальные данные, приведенные в таблице 2, убедительно показывают, что наш формирующий эксперимент оказался чрезвычайно успешным для тех детей, которые при освоении понятий в классе испытывали трудности в переходе от схемы к действию (трудности 1 типа). Ни возрастных, ни половых различий при работе со схемами, использовавшимися…
ДиссертацияСформированность представлений о профессионально значимых качествах учителя как психологическое условие активности студентов в учебной деятельности
Результаты исследования позволяют расценивать оформиро-ванность профессионального образа как внутреннее условие активности студентов в профессиональном становлении. Она оказывает влияние на отношения студента как субъекта деятельности к учебному процессу, к отдельным факторам студенческой жизни, к самой профессии, положительно влияет на структуру потребностно-мотива-ционной сферы личности…
ДиссертацияСтановление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение
В ходе исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась. Были выделены уровни развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственности в дошкольном возрасте и их взаимосвязь. Также были выявлены особенности личности родителей, родительской позиции и психологического климата семьи стимулирующие или тормозящие развитие различных компонентов нравственности у детей дошкольного…
ДиссертацияОсновные жизненные стратегии современных российских студентов
Сегодня в российском обществе тенденции обладания и бытия во многом противоречат друг другу. Как показало наше исследование, преимущественная ориентация на обладание в большей мере обеспечивает успешную психологическую адаптацию человека к современным условиям, однако ее негативным аспектом является возможность превращения человека в «лишенную индивидуальных качеств «вещь» «(Э. Фромм…
ДиссертацияСтруктура и динамика самоактуализации личности студентов творческих специальностей
Актуальность проблемы. В условиях социального образа жизни ведущей ценностью является личность человека. Именно поэтому проблема использования человеческого потенциала является одним из факторов человеческого прогресса, развития личности и общества в целом. Требуются самостоятельные, активные, целеустремлённые, творческие люди, способные максимально реализоваться и приносить пользу обществу…
ДиссертацияСтруктура и особенности Я-концепции учителей начальных классов с разным уровнем саморазвития
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования были изложены автором на Международной научно-практической конференции «Адаптация и саморегуляция личности» (г. Москва, РУДН, 2009 г.), на IV Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Управление персоналом в условиях экономического кризиса» (г. Уральск…
ДиссертацияСоотношение феномена самоотчуждения с образом Я личности
База исследования. В экспериментальном исследовании приняли участие испытуемые в возрасте от 23 до 55 лет (средний возраст 27) в количестве 148 человек. Из них 65 студентов 3−5 курсов ДВГГУ (факультетов психологии, биолого-химического и исторического, а также факультета художественной графики и дизайна) — 83 — преподаватели, врачи, служащие различного профиля. Общая выборка составила 148 человек…
ДиссертацияСоотношение музыкального и педагогического мышления в профессиональной деятельности учителя музыки
Под профессиональным мышлением подразумевают такие особенности мышления специалиста, которые позволяют ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства, «видеть» в конкретном явлении его общую педагогическую суть, творчески подходить к решению нестандартных ситуаций (Вилькеев Д.В., КашаповМ.М., Кулюткин Ю. Н., Маркова А. К., Митина Л.М.). Профессиональное мышление I 5…
ДиссертацияОсобенности структурной организации функциональных систем познавательных способностей как факторы их эффективности: на примере мнемических и аттенционных способностей
Все вышеизложенное делает понятным, почему у взрослых испытуемых характер текущих соотношений показателей реактивности сенсорных зон на разных этапах эксперимента был различным. Он различен не только между испытуемыми, но даже у одного и того же испытуемого мог варьировать от опыта к опыту. При этом следует отметить, что подобное явление — текущие изменения характера относительно устойчивых…
Диссертация