Феномен пассивности в поведении старшего дошкольника: Психологические особенности и методы педагогической коррекции
Застенчивость, стыдливость, замкнутость, которые мы обобщаем в термине «пассивные формы поведения», так как в них ярко выражен дефицит социальной активности, в основном изучены как личностные качества. В психолого-педагогической литературе достаточно широко освещена застенчивость как социально неуспешная форма поведения, обобщены причины ее возникновения. В последнее время замкнутость…
ДиссертацияФормирование учебно-познавательных мотивов при различных способах постановки решения задач
Исследование также показало, что решение конкретно-практических задач для отработки нужных умений и навыков должно строиться как элемент подготовки к решению основных учебно-проблемных задач и этот вспомогательный характер конкретно-практических задач должен быть осознан учащимися. б. Конечно, преимущественное использование в учебном процессе учебно-проблемного способа постановки решения задач…
ДиссертацияКреативность личности как фактор межличностного общения в подростковом возрасте
Креативность личности, а также влияющие на особенности общения коммуникативные и волевые характеристики, образуют взаимосвязанный комплекс параметров. Различия в поведении подростков связаны с уровнем развития креативности подростка. У подростков с высоким уровнем креативности сильнее, чем у подростков с низким уровнем креативности развит коммуникативный и волевой потенциал. Мальчики с высокой…
ДиссертацияИскажение образа физического Я у больных ожирением и нервной анорексией
У больных нервной анорексией по мере развития болезни мотивация изменения становится беднее, однообразнее. В ряде отечественных исследований показано, что при психической патологии мотивация подчиняется общим закономерностям формирования мотивов поведения, свойственным любой человеческой деятельности (Зейгарник, 1976; Карева, 1975; Соколова, 1976; ГУльдан, 1984). У больных нервной анорексией…
ДиссертацияКогнитивные механизмы понимания комического
Обусловлена фундаментальностью проблемы понимания, которая, несмотря на свой междисциплинарный характер, до сих пор остается недостаточно изученной. Накоплено большое количество эмпирических данных относительно формального протекания процессов понимания в норме и патологии, но конкретные когнитивные действия, опосредующие становление данного феномена, во многом остаются загадкой. Неясно, какова…
ДиссертацияМотивация самораскрытия личности в юношеском возрасте
Практическая значимость связана прежде всего с разработкой методики для диагностики мотивации самораскрытия личности в разных сферах общения, которая может быть использована как в научно-исследовательских целях, так и в психодиагностической практике. Ее можно применять для выявления характера затруднений в межличностном общении клиента с людьми из его ближайшего окружения. Она может быть…
ДиссертацияРазвитие адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности
Изучая становление адекватной и устойчивой самооценки младшего школьника в учебной деятельности, психологи чаще обращаются к развитию интеллектуальной сферы. Однако генезис самооценки предполагает участие и эмоциональной составляющей, в большей степени связанной с обобщенным отношением ребенка к себе и с характером взаимосвязи, складывающейся между общей и частной самооценкой. Проблема…
ДиссертацияРазвитие духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза
Определены различия между студентами по уровню развития их духовностикорреляция с направленностью обучения (объём учебной нагрузки по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам) при этом не установлена. Студенты с более высоким уровнем развития духовности отличаются специфической системой отношения к себе и окружающему миру. Они хорошо понимают экзистенциальную ценность жизни и творчески…
ДиссертацияРазвитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет
Особую актуальность в настоящее время получила практическая проблема усыновления, тесно связанная с вопросами обратимости последствий депривации. Несовершенство системы усыновления приводит к тому, что в большинстве случаев усыновителям приходится иметь дело с последствиями воспитания в домах ребенка. И 'первое, что интересует любого усыновителя, это i вопрос о том, что же нарушается у ребенка…
ДиссертацияПроектирование программы психолого-педагогического образования и поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка
Практическая ценность исследования определяется тем, что разработан научно-методический инструментарий для подготовки специалистов к проектированию образовательного процесса, который включает программу психолого-педагогического образования родителей в первые годы воспитания ребенка, учебные пособия для педагогов и психологов «Проектирование программ неформального образования и психологической…
ДиссертацияРазвитие волевой сферы кадров государственной службы
Факторный анализ показал, что первый главный фактор определяется уровнем сразу четырех показателей — самоценность, самопринятие, отраженное самоотношение и самопривязанностъ. Эти характеристики свидетельствуют о фиксированности уровня развития у неуспешных специалистов. Второй главный фактор объясняется закрытостью и в меньшей степени — саморуководством, саморегуляцией и КД (п)планированием. Все…
ДиссертацияПсихологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости
В отечественной психологии нам не удалось обнаружить исследований, посвященных изучению психологической готовности к браку. Большинство работ выполнено исследователями-педагогами, изучающими не саму готовность, а процесс подготовки и условия формирования готовности к браку и семейной жизни. Психологическая же готовность рассматривается как один из видов общей готовности (физиологической…
Диссертация«Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей
Главные роли в семье выполняют в основном отец и мать вместе. Иногда это может приводить к соперничеству в вопросе лидерства в семье. Выявлены различия в восприятии роли женщины и мужчины, что может послужить почвой для конфликтной ситуации и обид. 40% женщин и 61% мужчин характеризуют свою реальную семью как разобщенную систему. В разобщенной системе с низким уровнем сплоченности существует…
ДиссертацияПсихологические аспекты личностного кризиса: Социально-психологические проблемы
Многоуровневое системное понимание личностных кризисов позволяет разрабатывать принципиально новые методологические и практические подходы к социально-психологической работе с кризисными личностями. В данной работе предложен ряд теоретических положений, обосновывающих эффективность применения в терапии кризисных личностей методов, связанных с осознанным контролируемым вхождением в измененные…
ДиссертацияПсихологические и этнофункциональные показатели готовности к педагогической деятельности студентов-мигрантов
В своей работе мы анализируем положения таких авторов, как М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, К. К. Платонов, В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Д. И. Фельдштейн и др., которые выделяют следующие компоненты готовности к деятельности: мотивационный (ответственность за решение задач), ориентировочный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности…
ДиссертацияПсихологические особенности подростков, совершающих уходы из дома
Практическая ценность данной работы состоит в том, что были выделены группы подростков с различной степенью выраженности стремления к уходам из дома, что может иметь диагностическое значение и выявлены мотивы уходов из дома в подростковом возрасте. Результаты исследования имеют прямой выход в практику учебновоспитательного процессавооружение практических работников знанием психологических…
ДиссертацияПсихологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте
Установлены дбстбвёрныё различия в динамике показателей идентификационного уровня личностной рефлексии (самопрезентация) и общего уровня саморёгуляции у подростков экспёримёнтальной и контрольной групп. Выявлено, что у подростков экспериментальной группы в бтлйЧйё от кбнтрбльнбй группы прбйзбшлб дбстбвёрнбё снйЖёййё показателей низкого уровня самопрезентации (<�р* = 5,8- р<0,01) и повышение…
ДиссертацияПсихологическое воздействие научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности как ресурс социализации
На основе теоретического анализа разработана модель уровневого изучения самопознания индивидуальности личности в процессе художественной коммуникации с научно-фантастическими кинофильмами. Данная модель включает дифференциацию предмета исследования — различные уровни самопознания индивидуальности личности: уровень рефлексии переживаний Я, уровень рефлексии ролевого репертуара личности и уровень…
ДиссертацияПсихология половых различий
Проблема многоуровневости и многоступенчатой детерминации половых свойств и половых различий первоначально возникла в физиологии как проблема соотношения отдельных подсистем и организма как целого. Затем выяснилось, что эта многоступенчатость имеет свой генетический аспект, отражая последовательность формирования отдельных биологических подсистем. Позже оказалось, что эта закономерность действует…
ДиссертацияПсихолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя
Практическое значение. Разработанная тренинговая программа используется и может широко применяться в подготовке студентов педагогических специальностей в училищах, вузах, а так же в системе повышения квалификации и школьной практике в качестве инструмента развития компетентности учителя, способствующей сохранению 6 профессионального здоровья. Результаты исследования использовались в учебном курсе…
ДиссертацияСреднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса
В теоретическом плане уже сама постановка вопроса о качественной значимости при определении особенностей характера межличностных отношений в ученическом сообществе подростков не только такой характеристики, как интенсивность и социальная направленность активности лидеров и аутсайдеров, но и специфики позиции и активности среднестатусных учащихся в жизнедеятельности школьного класса, является для…
ДиссертацияСтановление управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза
Вместе с тем, несмотря на довольно широкий спектр теоретических подходов, вопросы подготовки военных кадров к управленческой деятельности в современных условиях объективно требуют более глубокого анализа, уточнения и дальнейшего совершенствования. При этом необходимо констатировать, что в военной психологии на сегодняшний день в прямой постановке не представлены научные знания о психологическом…
ДиссертацияОсобенности и проявление социальных представлений в период избирательных кампаний
Рассмотрено проявление социальных представлений в период избирательных кампаний, выражающееся в том, что их содержание и структура определяют характер политического выбора и политического участия личности, группы, придавая им соответствующую социальную и политическую направленность. В соответствии с этим актуализируется ряд функций социальных представлений: смыслообразующая, согласно которой…
ДиссертацияОсобенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков
Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: тестирование, эксперимент. Диагностика интеллектуальной одаренности осуществлялась с помощью теста интеллекта Р. Кетгелла, адаптированного варианта набора креативных тестов Ф. Вильямса (САР) в обработке Е. Е. Туник, «Шкалы рейтинга поведенческих характеристик» Дж. Рензулли и метода наблюдения…
ДиссертацияСостояние психического здоровья юношей допризывного и призывного возраста
С целью уточнения состояния психического здоровья 50 человек были ПАЛ 1 mm г^чноинл л^^па ттлпатм т г* ПА"#А"ИТ ТА ПАТП’А ТАГЧИЮАИ'? Г*' Ч Г ЛТА ПАП ГТА vviiiwv ji^ijUfiwtiiiu v tiviuuu^uiu iiwibikU^ui. iriwiuuvioiu. i iu результатам исследования с помощью патохарактерологического диагностического опросника для подростков (Личко А.Е., 1981) нами было выделено 10 основных типов характера Самыми…
ДиссертацияТеоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии
Среди ученых преобладает идея о смене антропогенеза социогенезом, то есть о прекращения действия естественного отбора в человеческой популяции. Вот как формулирует эту мысль видный антрополог М. Ф. Нестурх: " .видовая эволюция человека, надо полагать, закончилась. За последние десятки тысяч лет, начиная с эпохи кроманьонцев, тип строения всего тела человеческого почти не изменился. Человек…
ДиссертацияВозрастные аспекты профессионального стресса педагогов
В качестве последствий хронического профессионального стресса педагогов выступают профессиональное выгорание и субъективные оценки здоровья: а). Профессиональное выгорание представлено эмоциональным истощением, деперсонализацией, редукцией личных достижений, которая преобладает среди других субсиндромов выгорания, что определяет профессиональное выгорание педагогов как установочно-мотивационное…
ДиссертацияВлияние системных кризисов на активность социально-психологических факторов поведения личности
Актуальность исследования. Социально-экономические и политические изменения в России начала 90-х гг. XX в. характеризуются как системный кризис. Снижение экономических показателей и разрушение систем социального жизнеобеспечения лишили людей привычного психологического состояния стабильности и комфорта. Формировавшиеся в течение десятилетий стереотипы поведения, нормы, ценностные ориентации…
ДиссертацияАктивизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников
Для решения задач по формированию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников была разработана программа активного социально-психологического обучения (социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии), обеспечивающая посредством активизации и встречной активизации побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций на основе…
ДиссертацияВлияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах
В эмпирических исследованиях, преимущественно педагогических, показано влияние художественно-эстетического воспитания и образования на развитие познавательных процессов, эмоциональной, нравственной сфер личности, освящены вопросы, связанные с психологией творчества, с проблематикой эстетической и художественной подготовки одаренных детей. В этом контексте актуальность нашего исследования…
Диссертация