Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе научно-технического прогресса функции и роль человека в процессе трудовой деятельности существенно изменилась. В исследованиях последних лет отмечается повышение роли человеческого фактора в современном производстве, интенсификация психической деятельности человека в труде, повышение уровня ее напряженности. В связи с этим важнейшей задачей психологии становится выявление… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЩЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Проблема самооценки в психологии
    • 1. 1. Основные подходы к изучению самооценки в психологии
    • 1. 2. Принципы целенаправленного формирования самооценки
    • 1. 3. Психологические факторы, влияющие на формирование самооценки
      • 1. 3. 1. Самооценка и уровень притязаний
      • 1. 3. 2. Взаимосвязь самооценки с другими психологическими особенностями
    • 1. 4. Особенности проявления самооценки в деятельности
    • 1. 5. Изучение самооценки в летной деятельности
    • 1. 6. Постановка задач исследования и основные гипотезы
  • ГЛАВА II. Разработка вопросов методического обеспечения эксперимента
    • 2. 1. Описание экспериментальной выборки
    • 2. 2. Выбор, разработка и описание методов исследования
      • 2. 2. 1. Исследование особенностей саморегуляции деятельности
      • 2. 2. 2. Исследование самооценки и отдельных компонентов в ее структуре
      • 2. 2. 3. Методики диагностики основных свойств нервной системы и свойств личности
    • 2. 3. Математический анализ результатов экспериментального исследования
  • ГЛАВА 111. Экспериментальное изучение самооценки в летной деятельности
    • 3. 1. Особенности самооценки курсантов летного училища и пшютов гражданской авиации
    • 3. 2. Проявление самооценки в процессе тренажерной подготовки
    • 3. 3. Роль самооценки в обеспечении успешности и надежности регулярной летной деятельности
    • 3. 4. Самооценка, как один из факторов саморегуляции деятельности пилота
    • 3. 5. Учет, коррекция, формирование самооценки в летной деятельности
      • 3. 5. 1. Факторы, определявшие формирование самооценки в летной деятельности
      • 3. 5. 2. Апробация практических рекомендаций по учету и коррекции негативных особенностей самооценки в процессе тренажерной подготовки
  • Быводы к главе Ш
  • ГЛАВА 1. У. Экспериментальное исследование роли самооценки в процессе саморегуляции деятельности
    • 4. 1. Самооценка как фактор обеспечения оптимального функционирования механизма саморегуляции деятельности
    • 4. 2. Индивидуальные особенности реализации самооценки в процессе саморегуляции
  • Выводы к главе JJ
  • ОНЦШЗ вывода

Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе научно-технического прогресса функции и роль человека в процессе трудовой деятельности существенно изменилась [135]. В исследованиях последних лет отмечается повышение роли человеческого фактора в современном производстве, интенсификация психической деятельности человека в труде, повышение уровня ее напряженности. В связи с этим важнейшей задачей психологии становится выявление резервов роста производительности труда и повышение его экономической эффективности. Одним из путей решения этой задачи является изучение влияния индивидуально-психологических особенностей человека на его трудовую деятельность и поиск возможностей их учета в этой деятельности [74]. Особенно важными представляются исследования этого направления для тех видов трудовой деятельности, где условия труда характеризуются напряженностью, и где ошибки, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями человека могут стать причиной возникновения предаварийных и аварийных ситуаций.

Летный труд принадлежит к группе профессий, предъявляющих к человеку особенно высокие требования. По мере совершенствования авиационной техники объект управления становится все более сложным, отмечается увеличение объема информации о состоянии отдельных его компонентов при одновременном уменьшении времени на ее переработку, возрастает опосредованный характер приборной информации [lI4]. Кроме того, в летном труде всегда присутствует возможность внезапного усложнения воздушной обстановки, возникновения предаварийных и аварийных ситуаций. В связи с этим, наряду с повышением экономической эффективности летного труда, одной из важнейших задач гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов.

Данные IGAO и прогнозы последних лет свидетельствуют о том, что «проблема безопасности полетов в будущем не только не утратит своего значения., но приобретет еще большее значение» [" 164, стр.245]. По мере совершенствования авиационных технических систем и повышения их надежности предотвращение летных происшествий должно достигаться в основном за счет оптимизации учета индивидуально-психологических особенностей пилота [140,186].

Для разработки теории безопасности полетов в настоящее время используется системный подход [86,140]. В число компонентов системы безопасности полетов включены и индивиду ально-психологи-ческие особенности пилота. Этот компонент тесно связан и взаимодействует со всеми компонентами системы, занимая в ней одно из ведущих мест [86,140,164 и др.] .

Во многих исследованиях по авиационной психологии убедительно показано, что именно индивидуально-психологические особенности пилота являются основной причиной ошибочных действий и аварий [104,86,116,176 и др." ]. По мнению зарубежных специалистов от 55% до 90% летных происшествий обусловлено личным фактором [164]. Под «личным фактором» в авиации понимаются, вообще говоря, все те особенности пилота, которые могут стать конкретными причинами летных происшествий — психофизиологические свойства, особенности психических процессов, задатки, способности и т. д. Однако за весь период развития авиационной психологии отмечается тенденция сдвига в сторону все большего изучения личностных особенностей пилота 133. Свойства личности выступают в качестве одного из главных условий, обеспечивающих надежность пилота в сложных, экстремальных ситуациях полета [9,28,114,142,170,176,190 и др.]. Важную роль они играют и в оптимизации процесса подготовки летных кадров, в частности, в индивидуализации тренажерной подготовки [133].

Одним из личностных факторов, оказывающих влияние на эффективность и надежность профессиональной деятельности пилота, может быть самооценка Г 9,28,181]. К. К. Платонов в числе психологических особенностей, которые необходимо учитывать при отборе, подготовке, обучении и воспитании пилотов, называет самооценку и самокритичность [113]. Излишняя самоуверенность, переоценка своих возможностей, некритическое отношение к собственным ошибкам, по мнению многих заслуженных деятелей авиации, препятствуют достижению высокого уровня летного мастерства [25 и др.]. Есть данные о положительном влиянии относительно высокой самооценки и уровня притязаний на успешность обучения пилотов [9,75, 77]. Некоторые особенности личности, тесно связанные с самооценкой, входят в структуру летных способностей [113], определяющих успешность обучения и совершенствования в летной деятельности.

Особую роль играет формирование самооценки для обеспечения безопасности полетов. В сложных, напряженных условиях полета, во внезапно возникшей аварийной ситуации основной задачей пилота является правильная и быстрая оценка сложившейся обстановки и своих возможностей в ней и принятие решения с учетом сопоставления этих оценок. Неадекватная самооценка, неумение здраво и верно оценить свои реальные возможности (особенно переоценка их в сложной ситуации) могут стать причиной необдуманных действий, усугубляющих сложившуюся ситуацию и ведущих к аварии, даже при очень высоком уровне развития профессиональных навыков [ 171,173]. По мнению некоторых зарубежных исследователей именно неверная оценка пилотом своих возможностей является наиболее частой причиной возникновения летных происшествий [183].

Однако актуальность изучения и учета самооценки в летной деятельности не ограничивается вопросами повышения эффективности летного труда и обучения и обеспечения безопасности полетов. Наряду с экономическими задачами, в качестве первостепенных в настоящее время выступают задачи в области воспитания человека, идейно-нравственного формирования личности. Самооценка выполняет особые функции в этом процессе. Как подчеркивается во многих исследованиях [2,45,101,125,127 и др.], «адекватная самооценка играет важнейшую роль в формировании полноценной, социально-активной личности, обладающей собственным достоинством и осознающей свою ценность для общества» [125]. Самооценка оказывает влияние на формирование активной позиции личности, без которой невозможно самостоятельное профессиональное и нравственное совершенствование [ 36]. Она выступает в качестве одной из необходимых предпосылок способности действовать в соответствии с самостоятельно поставленными целями и предъявляемыми к себе требованиями. «Изучение процесса развития самооценки. — путь к эффективному руководству процессом самовоспитания» [125] .

Важность целенаправленного формирования личности пилота, его нравственного воспитания не раз подчеркивалась авиационными психологами [15,89,114]. Проблема эта цредставляется особенно важной в связи с повышенной ответственностью, с которой связан труд пилота ГА — ответственность за дорогостоящую технику, грузы, за жизнь людей и их безопасность [114].

Летный труд принадлежит к группе профессий, предъявляющих к человеку требования абсолютной профессиональной пригодности. Однако самооценка относится к таким качествам личности пилота, которые могут и должны развиваться и формироваться в процессе летного обучения и деятельности. Большую роль в формировании особенностей самооценки, благоприятных для летного обучения может играть тренажерная подготовка. Современные тренажеры должны «обеспечивать не только тренировку и контроль знаний, но формирование физических, психических, социальных качеств личности. Тренажер должен выступать как средство и условие формирования психологической структуры профессиональной деятельности» [ 7]. В связи с этим перед исследователем встает задача поиска не только путей учета особенностей самооценки в обучении и тренажерной подготовке, но и возможностей ее формирования и коррекции.

Таким образом, исследование особенностей самооценки в летной деятельности представляется целесообразным и полезным для решения следующих задач ГА:

1. Повышение эффективности подготовки летных кадров, в том числе, индивидуализация обучения и тренажерной подготовки.

2. Повышение надежности деятельности пилота в целях обеспечения безопасности полетов.

3. Гармоничное развитие личности пилота в процессе обучения и воспитания, как одна из предпосылок профессионального и нравственного самовершенствования.

Однако, специальных работ, посвященных изучению самооценки в летной деятельности пока не проводилось. Имеющиеся разрозненные данные подучены в общих исследованиях личностных особенностей, профессионально значимых для пилота ГА, главным образом методом наблюдений, бесед, экспертных опросов, или с помощью личностных вопросников, позволяющих определить уровень самооценки, но не другие ее характеристики, более значимые для пилота.

Цель настоящей работы заключается в изучении самооценки как личностного свойства, профессионально значимого на этапе подготовки летного состава и в процессе регулярной летной деятельности пшютов ГА.

Основной теоретико-методологической базой исследования является положение марксистской философии, согласно которому человек рассматривается и изучается как активный субъект деятельности, способный к адекватному отражению действительности и использованию результатов этого отражения в своей практической деятельности. Самооценка в работе изучается с позиций деятельностного подхода как один из компонентов целостной структуры психических свойств, профессионально значимых в летной деятельностиона тесно связана с другими компонентами этой структуры и эти взаимосвязи в значительной степени определяют конкретные проявления самооценки в летной деятельности [28].

Влияние самооценки на эффективность и надежность деятельности пилота связано с ее регуляторной функцией и опосредовано процессами саморегуляции. Поэтоцу наиболее целесообразным цутем изучения роли самооценки в деятельности пилота является исследование самооценки как фактора саморегуляции деятельности, включающее и анализ некоторых закономерностей процесса саморегуляции, связанных с самооценкой.

Как отмечается в работах последних лет, в сложных видах трудовой деятельности роль сознательной активности субъекта выступает столь очевидно и многообразно, что в отношении таких видов деятельности задачи психологии заключаются прежде всего «в содержательном конкретном изучении собственно психологических механизмов саморегуляции» [54].

При экспериментальном изучении регулирующей роли какого-либо психического свойства в деятельности возможны два пути исследования [108]:

I. Исследование регулирующей функции этого психического свойства в каком-либо конкретном виде деятельности.

2. Исследование единых, общих для многих видов деятельности закономерностей проявления данного психического свойства в процессе саморегуляции. При этом конкретный вид деятельности рассматривается как модель, позволяющая исследователю получить необходимые «деятельностные» показатели.

В данной работе сделана попытка совмещения обоих путей исследования. При решении вопроса об индивидуальных особенностях регуляторнож функции самооценки в деятельности и о роли отдельных компонентов самооценки в становлении индивидуального стиля саморегуляции исследование выходит за рамки собственно летной деятельности. Продолжение исследования на материале отдельных видов учебной (школьной, студенческой), экзаменационной, спортивной деятельности позволило выявить некоторые общие закономерности проявления самооценки в процессе саморегуляции деятельности.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Впервые особенности проявления самооценки в летной деятельности стали предметом специального экспериментального исследования. Изучено не только влияние основных характеристик самооценки на успешность и надежность летного обучения и деятельности, но и роль отдельных ее компонентов.

2. Предложены и апробированы новые методики диагностики осо бенностей самооценки и саморегуляции в летной деятельности: методика определения степени выраженности когнитивного и защитного компонентов в структуре самооценки, способ количественной оценки некоторых характеристик саморегуляции деятельности.

3. Показана существенная роль самооценки в обеспечении адекватности саморегуляции деятельности пилота, возрастающая по мере усложнения деятельности.

4. Экспериментально выявлены и теоретически объяснены случаи рассогласования между такими ведущими механизмами саморегуляции деятельности как самооценка и уровень притязаний.

5. Исследованы индивидуальные особенности реализации самооценки и ее отдельных компонентов в процессе саморегуляции деятельности в зависимости от некоторых свойств нервной системы, личности, эмоциональной сферы. Выделены основные группы, различающиеся по индивидуальным особенностям саморегуляции деятельности. Показана зависимость некоторых эмоциональных реакций при нарушении функционирования механизма саморегуляции от соотношения отдельных компонентов в структуре самооценки.

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе результатов экспериментального исследования разработан ряд практических рекомендаций по учету и коррекции индивидуальных особенностей самооценки в процессе тренажерной подготовки. Рекомендации предназначены для инструктуров тренажерных центров, преподавателей летных училищ, курсантов и пилотов ГА. Содержание рекомендаций предполагает не только учет и коррекцию особенностей самооценки с целью повышения эффективности тренажерных тренировок, но может быть полезным и для организации процесса формирования самооценки пилота. В связи с этим рекомендации могут быть использованы как для индивидуализации тренажерной подготовки, так и в ходе учебно-воспитательного процесса в целом.

Апробация предложенных рекомендаций проведена на тренажерном центре Актюбинского ВПУГА. Результаты апробации показали высокую эффективность применения рекомендаций для индивидуализации тренажерных тренировок курсантов летного училища, и позволили внести необходимые поправки и дополнения. Итогом апробации явилась методика учета особенностей самооценки в процессе тренажерной подготовки, которая включает в себя рекомендации по построению тренировочного процесса на тренажере с учетом некоторых особенностей самооценки, уровня притязаний, тревожности и свойств нервной системы. Методика представлена в приложении к данной работе.

Материалы диссертации напши применение в исследованиях, проводимых в Ордена Ленина Академии ГА по теме «Исследование методов объективного контроля действий членов экипажа на авиационных тренажерах. Создание системы машинного обучения, выполняемой по постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 30.07.81 года, в работе научно-исследовательской лаборатории АШУГА по индивидуализации летной и тренажерной подготовки пилотов, при чтении общего курса по инженерной психологии для слушателей спецфакультета и студентов дневного отделения факультета психологии ЛГУ. Результаты исследования докладывались на всесоюзной конференции молодых ученых «Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности» (Симферополь, 1983 г.).

Автор выражает искреннюю благодарность сотрудникам лаборатории по индивидуализации летной и тренажерной подготовки АШУГА, оказавшим большую помощь в организации экспериментального исследования и апробации предложенных рекомендаций, а также В.А.Кор-нееву, написавшему программу для вычисления количественных характеристик некоторых особенностей саморегуляции на ЭВМ.

— 182 -Общие выводы.

1. Самооценка является личностной характеристикой, профессионально значимой для пилота как на этапе подготовки, так и на этапе регулярной летной деятельности.

2. Успешность тренажерной подготовки существенно зависит от особенностей самооценки, в частности, от ее адекватности и устойчивости, особенно на ранних этапах обучения и в группах слабоуспевающих курсантов.

3. На этапе первоначального летного обучения наибольшее влияние на успешность деятельности оказывает защитный компонент самооценки. По мере роста профессионализма все более значимыми становятся когнитивные составляющие самооценки, а роль защитного ее компонента в деятельности существенно снижается.

4. На этапе регулярной летной деятельности у пилотов ГА особенности самооценки определяют, прежде всего, надежность деятельности в экстремальных условияхих влияние на общую успешность деятельности пилота значительно ниже.

5. Влияние самооценки на успешность и надежность тренажерной и летной деятельности опосредовано процессом саморегуляции деятельности. По мере усложнения деятельности и роста профессионализма эта закономерность становится все более существеннойусиливается влияние особенностей саморегуляции на успешность деятельности и одновременно возрастает роль самооценки в обеспечении оптимального функционирования механизма саморегуляции деятельности пилота.

6. Индивидуальные особенности саморегуляции деятельности и особенности эмоциональных реакций при нарушении адекватности саморегуляции деятельности существенно определяются степенью адекватности и устойчивости самооценки, соотношением когнитивного и защитного компонентов в структуре самооценки.

7. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о необходимости учета, коррекции, целенаправленного формирования самооценки в летной и тренажерной деятельностипроведенная апробация показывает целесообразность применения предложенных практических рекомендаций в процессе тренажерной подготовки.

— 184 -Заключение.

Настоящее экспериментальное исследование было направлено на изучение роли самооценки в обеспечении успешности и надежности деятельности пилота ГА на этапе первоначального обучения и на этапе непосредственной профессиональной деятельности. Исследование проведено в русле общей задачи изучения влияния индивидуаль-но-псих алогических особенностей человека на его трудовую деятельность и поиска возможных цутей их учета в деятельности с целью повышения ее экономической эффективности. Данная работа явилась частью комплексного исследования ИПО курсантов и пилотов ГА в процессе тренажерной подготовки, выполненного лабораторией психологических проблем надежности факультета психологии ЛГУ.

Исследование особенностей самооценки в летной деятельности представлялось целесообразным для решения некоторых экономических задач гражданской авиации и задач обучения, подготовки, воспитания летных кадров. Однако специальных экспериментальных исследований самооценки в летной деятельности не проводилось. Анализ литературных данных показал также недостаточную теоретическую разработанность проблемы самооценки в психологии, в связи с чем при формулировании задач экспериментального исследования их круг не ограничился только прикладными проблемами. Решение этих задач потребовало разработки новой методики исследования самооценки и методов количественной оценки особенностей саморегуляции деятельности.

Результаты экспериментального исследования показали, что самооценка действительно является личностным свойством, профессионально значимым в процессе тренажерной подготовки курсантов лет-•ных училищ и пилотов ГА и в процессе регулярной летной деятельности. В качестве одного из важнейших факторов саморегуляции самооценка в значительной степени определяет успешность летной деятельности и особенно ее надежность в экстремальных условиях. Удалось показать существенную роль самооценки в обеспечении оптимального функционирования механизма саморегуляции деятельности и влияние отдельных компонентов самооценки на индивидуальный стиль саморегуляции и на особенности эмоциональных реакций при нарушении адекватности саморегуляции.

Результаты данной работы позволили сделать вывод о необходимости и возможности учета, коррекции и целенаправленного формирования самооценки в летной и тренажерной деятельности. На основании анализа литературных данных и экспериментальных результатов настоящего исследования был предложен ряд практических рекомендаций по учету, коррекции и формированию самооценки в процессе тренажерной подготовки. Апробация предложенных рекомендаций на тренажерном центре во время тренировок курсантов летного училища показала целесообразность их применения для индивидуализации тренажерной подготовки. Итогом апробации явилась методика учета особенностей самооценки в процессе тренажерной подготовки, предназначенная для инструкторов тренажеров, преподавателей летных училищ, курсантов и пилотов ГА. Практические результаты данной работы имеют непосредственное отношение к повышению эффективности тренажерной подготовки и оптимизации учебно-воспитательного процесса формирования личности пилота.

Перспективы дальнейших исследований по данной теме в прикладном плане могут заключаться в более подробном рассмотрении роли самооценки в обеспечении безопасности полетов, в исследовании негативных особенностей самооценки как конкретных причин реальных летных происшествий и, на этой основе — создание новых методик диагностики и прогноза, учитывающих особенности проявления самооценки в реальной трудовой деятельности пилота. Важным является также вопрос о возможном включении самооценки в симптомо- «комплексы негативных ШО, замедляющих процесс тренажерной подготовки и снижающих ее эффективностьв этом случае одной из первых задач становится выявление типичных для изучаемого профессионального контингента комплексов негативных ШО, тесно связанных с самооценкой, и поиск возможностей учета в тренажерной подготовке всего комплекса ИПО в целом. Начало решения этой проблемы уже положено в данной работе: выявлены типичные сочетания негативных особенностей самооценки и нейродинамики и предложены рекомендации для одновременной их коррекции.

Кроме того, дальнейшее изучение роли самооценки в летной деятельности может проводиться на социально-психологическом уровне: например, исследование влияния особенностей самооценки на процесс взаимодействия в летных экипажах, определение оптимальных сочетаний характеристик УП и самооценки у членов одного экипажа, прогноз и подбор экипажей с учетом особенностей самооценки и УП.

В теоретическом плане представляется интересным вопрос о взаимодействии когнитивного и защитного компонентов в структуре самооценки, о конкретном внутреннем механизме влияния защитного компонента на адекватность самооценки, о месте самооценки в общем контуре саморегуляции, о соотношении самооценки и самоконтроля и едином их проявлении в процессе саморегуляции деятельности. Решение этих вопросов может стать задачей специальных экспериментальных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Б. Зависимость самооценки от интраличного и интерличного сравнения детей. — В к.: Вопросы психологии, 1975, № 5, с.138−142.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977, 380 с.
  3. .Г. Психология педагогической оценки. В ж.: Труды Гос. ин-та мозга им. В. М. Бехтерева, М.-Л., 1935, т.1У.
  4. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., Медицина, 1975, 448 с.
  5. И.П., Васильев Н. Н., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов. Л., ЛГУ, 1975, 78 с.
  6. Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития. В ж.: Вопросы психологии, 1983, й 4, с.70−71.
  7. Г. Т., Пономаренко В. А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях. В ж.: Вопросы психологии, 1983, № I, с.23−32.
  8. Л.В., Захарова А. В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач. В ж.: Вопросы психологии, 1975, Fa 6, с.59−67.
  9. В.А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность. В ж.: Психологический журнал, 1981, т.2, № 2, с.51−65.
  10. В.А., Лукьянова Н. Ф. Психологическая диагностика уровня сплоченности летных экипажей. В ж.: Психологический журнал, 1982, т. З, }? 5, с.123−134.
  11. М.М. Проблема узнавания. М., Наука, 1967, 320 с.
  12. М.И. Взаимосвязь оценки другого человека и самооценки личности. В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, КГУ-ЛГУ, 1975, с.171−172.
  13. .С. О механизмах целенолагания. В ж.: Вопросы психологии, 1977, № 2, с.121−125.
  14. .С. Психологические особенности уровня притязаний и выбора целей при психопатиях. В ж.: Невропатология и психиатрия, 1976, В 2.
  15. .П., Прокофьев А. И. Психологические аспекты предотвращения авиационных происшествий. В ж.: Психологический журнал, 1981, т.2, № 4, с.85−90.
  16. С.А. Способы исследования количественной характеристики личности в группе. В ж.: Вопросы психологии, 1971,1. J& 3, с.138−144.
  17. .А. Индивидуализация психологической подготовки спортсмена к соревнованию с позиций системного междисциплинарного подхода. В сб.: Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Смоленск, СГИФК, 1979, с.82−83.
  18. Р.В. Субъективная модель познавательной деятельности в структуре самоуправления студента. В сб.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, КГУ, 1982, с.45−46.
  19. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. I., ЛГУ, 1982, 100 с.
  20. В.К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта. Канд.дисс. Л., 1970.
  21. В.К. Современные направления в экспериментальном исследовании черт личности. В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. Вып.II. Личность и деятельность. Л., 1982, с.36−43.
  22. .М. Безопасность полетов и психология. Состояние и проблемы. -Вв.: Проблемы безопасности полетов. 1979,1. В 12, с.64−71.
  23. В. Уровень притязаний и его роль в психологической подготовке спортсмена. В ж.: Теория и практика физической культуры, 1972, I, с.36−42.
  24. Е.А. Взаимосвязь уровней притязаний и я образов личности. Тезисы докладов конференции молодых психологов. Ереван, ЕГУ, 1982, с.38−40.
  25. М.М. Тому, кто хочет летать и работать лучше. М., Учпедгиз. 1958, 63 с.
  26. О.В. Экспериментальное исследование регулирующей функции эмоциональных сопереживаний в деятельности. В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, КГУ-ЛГУ, 1975, с.68−70.
  27. С.Р. Изучение психических свойств личности в летной деятельности. Канд. дисс. Л., ЛГУ, 1980, 221 с.
  28. С.Р. Психологические причины ошибочных действий операторов при переподготовке на новую технику. В сб.: Тезисы докладов конференции молодых психологов. Ереван, ЕГУ, 1982, с.44−46.
  29. Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов. Автореферат канд.дисс. Ярославль, 1974.
  30. Л.П., Ганюшкин А. Д. Влияние некоторых особенностей личности на надежность соревновательной деятельности в художественной гимнастике. В сб.: Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Смоленск. СГИФК, 1979, с.49−51.
  31. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л., ЛГУ, 1979, 220 с.
  32. Н.В. Из опыта участия психолога в лечебном процессе.- В сб.: Экспериментальные исследования в патопсихологии.М., МЙИИ Психиатрии, МЗ РСФСР, 1976, с.46−59.
  33. А.В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьников. В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника.М., Советская Россия, 1977, с.270−274.
  34. А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности.- В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М., Советская Россия, 1977, с.242−249.
  35. А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности. В ж.: Вопросы психологии. 1980, J6 4, с.90−99.
  36. П.Л., Куцевич И. М. Свойства нервной системы в связи с успешностью подготовки и деятельности авиаспециалистов. -В сб.: Материалы П Всесоюзной научно-производственной конференции по безопасности полетов. Л., 1979, с.65−67.
  37. Е.П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности. В сб.: Личность и деятельность. Л., ЛГУ, 1982, с.74−84.
  38. Е.П. Некоторые итоги изучения типологических особенноетей проявления свойств нервной системы с помощью произвольных двигательных методик. В сб.: Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. Л., 1976, с.5−79.
  39. Е.П. Об определении основных свойств нервной системы с помощью жизненных критериев (анамнеза). В сб.: Спортивная и возрастная психофизиология. Л., ЛГПИ, 1974, с.164−179.
  40. Е.П. Сила нервной системы и методики ее исследования.- В сб.: Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. Л., ЛГПИ, 1972, с.5−15.
  41. Е.П. Экспресс-метод определения степени выраженности свойств «подвижность-инертность» возбуждения и торможения.-В сб.: Психофизиологические основы физического воспитания и спорта", Л., ЛГПИ, 1972, с.16−36.
  42. Е.П., Сальников В. А. Сопоставление произвольных двигательных методик для изучения основных свойств нервной системы с рефлексометрическими методиками. В сб.: Спортивная и возрастная психофизиология. Л., 1974, с.180−184.
  43. Индивидуализация обучения учащихся в процессе профессионально-технической подготовки. М., Высшая школа, 1982, 21 с.
  44. М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л., ЛПШ, 1981, 68 с.
  45. В.К. Взаимооценка и самооценка волевой регуляции поведения. В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, КГУ-ЛГУ, 1975, с.72−73.
  46. Е.А. Особенности личности гимнастов высокого класса.- В сб.: Материалы Всесоюзного симпозиума по психологическим и психогигиеническим аспектам гимнастики. Смоленск, СГИФК, 1976, с.59−61.
  47. Н.Н. Уровень притязаний у здоровых и больных эпилепсией. В сб.: Психологические исследования. МГУ, 1971, JS 3, с.155−163.
  48. В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка. В ж.: Вопросы психологии. 1980, JS 3, с. 130−133.
  49. А.Г. Психология личности. М., Просвещение, 1965, 288 с.
  50. Ю. Психологическая теория решений. М., Прогресс, 1979, 504 с.
  51. Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации. -В сб.: Темперамент. Пермь, 1976, с.45−65.
  52. А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска. В ж.: Вопросы психологии, 1982, ft 3, с.133−136.
  53. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., Наука, 1980, 256 с.
  54. О.А., Л^уйков Ю.С. О способности человека оценивать вероятностные характеристики альтернативных стимулов. В сб.: Психологические вопросы регуляции деятельности. М., Педагогика, 1973, с.154−197.
  55. О.А., Лучко В. В. Влияние субъективной оценки неопределенности относительной продолжительности работы на регулирование деятельности. В сб.: Психологические вопросы саморегуляции деятельности. М., Педагогика, 1973, с.129−153.
  56. О.А., Энгельс И. Я., Степанский В. И. О формировании субъективного эталона как функционального звена системы саморегуляции деятельности. В ж.: Вопросы психологии. 1983,6, с.109−114.
  57. Л.Н. Взаимосвязь уровня притязаний старших школьников с социометрическим статусом в классном коллективе. В кн.: Психология учебной деятельности школьника. М., 1982, с.38−39.
  58. Л.Н. Некоторые индивидуальные особенности регуля-торной функции самооценки в учебной деятельности. В кн.: Психологические проблемы индивидуальности, вып.2, М., 1984, с.265−270.
  59. Л.Н. Некоторые факторы надежности саморегуляции деятельности пилота. В кн.: Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983, с.93−94.
  60. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции деятельности пилота. В ж.: Вестник ЛГУ, № II, ч.2, Л., ЛГУ, 1984, с.117−119.
  61. С.А., Леонова Л. А., Филина Н. С. Развитие и воспитание функциональной подвижности двигательного аппарата у учащихся. В ж.: Вопросы психологии, 1976, }? 3, с.136−139.
  62. Е.П. 0 детерминации поведения вероятностной структурой ситуации. В ж.: Вопросы психологии. 1968, $ 3, с.24−35.
  63. А.А. Человек у автоматизированных системах управления. Л., ЛГУ, 1972, 192 с.
  64. З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи. В сб.: Личность в психологическом эксперименте. М., 1973.
  65. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М., Педагогика, 1974, 152 с.
  66. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975, 304 с.
  67. А.И. Воспитательная роль оценки знаний учащихся. -В ж.: Начальная школа. 1969, Л 7, с.10−15.
  68. А.И. К вопросу о методах выявления самооценки, как личностного параметра умственной деятельности. В сб.: Проблемы диагностики умственного развития. М., 1975, с.134−155.
  69. А.И. Самооценка школьника и его память. В ж.: Вопросы психологии. 1981, № 3, с.79−82.
  70. А.И., Рыбак А. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., Просвещение, 1968. 142 с.
  71. .Ф. О состоянии и перспективах развития психологии в СССР. В ж.: Вопросы психологии. 1977, J? 5, с.9−24.
  72. Н.Ф. Некоторые особенности личности курсантов с различным уровнем летной успеваемости. В ж.: Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1977, № I, с.73−76.
  73. Н.Ф. Изучение психофизиологических характеристик деятельности человека-оператора в экстремальных условиях. -В сб.: Психофизиологические исследования деятельности человека-оператора и их техническое обеспечение. М., Наука, 1979, с.34−39.
  74. Н.И. Соотношение самооценки и объективной оценки волевых качеств личности студента-общественника. В сб. Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, КГУ-ЛГУ, 1975, с.204−205.
  75. B.C. Оценка и самооценка в структуре индивидуальности. В кн.: Психодиагностические методы в комплексномисследовании студентов. Л., 1976, с.195−209.
  76. С.Л. Индивидуально-типологические особенности вероятностного прогнозирования у подростков. В ж.: Вопросы психологии. 1983, й I, с.134−138.
  77. Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника. -Вн.: Вопросы психологии. 1983, JS 5, с.42−47.
  78. A.M. Некоторые вопросы самосознания личности. В ж.: Вестник ЛГУ. 1971, вып.1, В 5, с.139−141.
  79. И.Д. Некоторые медико-психологические аспекты повышения безопасности полетов. В ж.: Проблемы безопасности полетов. 1979, В 12, с.72−81.
  80. И.Д. Некоторые психологические аспекты летного обучения в плане повышения эффективности и безопасности полетов. -В ж.: Проблемы безопасности полетов. 1979, № 7, с.72−89.
  81. И.Д. Некоторые психологические аспекты расстройств эмоционального поведения членов летных экипажей в полете. -В ж.: Проблемы безопасности полетов. 1981, J? I, с.67−74.
  82. И.Д. Системный подход к расследованию и анализу летных происшествий связанных с человеческим фактором. В к.: Проблемы безопасности полетов. 1983, № 4, с.73−79.
  83. B.JI. Оценки поведения абитуриента (курсанта) с целью изучения его психологических особенностей (методика наблюдения). Л., 1974, 26 с.
  84. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Автореф. докт. дисс. Л., 1982, 48 с.
  85. Л.Н., Мироненко В. В. Об уровнях притязаний личности студентов. Материалы 17 Всесоюзного общества психологов. Тбилиси, 1971, с. 66.
  86. Я. Действия пилотов в стрессовых ситуациях. В кн.: Авиационная психология. Варшава, 1977 (пер. с польского, всес. центр переводов, J&B-43 523).
  87. В.П. Учет основных свойств нервной системы и темперамента в учебно-тренировочном процессе. Материалы всесоюзного симпозиума по психологическим и психогигиеническим аспектам гимнастики. Смоленск, СГШК, 1977, с.43−48.
  88. Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при изучении свойств нервной системы). Л., ЛГПИ, 1981, 82 с.
  89. Сб.Методы и портативная аппаратура для исследования индивиду ально-психологических различий человека. Казань, К1УД976, 238 с.
  90. Е.А. Психологический отбор летчиков. М., Наука, 1978, 180 с.
  91. Л.Н. Самооценка, как одно из проявлений социально-оценочных способностей. Тезисы докладов конференции молодых психологов. Ереван, ЕГУ, 1982, с.76−79.
  92. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975, 144 с.
  93. П., Нойман П., Шторм Р. Таблица по математической статистике. М., Финансы и статистика, 1982, 271 с.
  94. В.Н. Работоспособность и болезни личности. В ж.: Невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935, т.1У, вып.9−10, с.10−15.
  95. В.Д. Основные свойства нервной системы. М., 1965, 383 с.
  96. М.С. Изучение подростков с разной направленностьюличности. В сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., Педагогика, 1972, с.147−248.
  97. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков. В сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., Педагогика. 1972, с.112−146.
  98. М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М., Знание. 1975, 64 с.
  99. М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе. В сб.: Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
  100. Некоторые итоги ежегодной конференции американской ассоциации авиакосмической медицины. В ж.: Проблемы безопасности полетов. 1983, ft 10, с.47−54.
  101. Г. С. Самоконтроль, как механизм надежности человека оператора. Л., ЛГУ, 1977, 112 с.
  102. Г. С., Демидов С. Р. Исследование психического состояния тревожности в процессе профессиональной подготовки летных экипажей. В сб.: Экспериментальная и прикладная психология. Л., ЛГУ, 1981, вып.10, с.61−66.
  103. Д.В. Об особенностях когнитивной самооценки при локальных поражениях мозга. В ж.: Вопросы психологии. 1981, JS 6, с.101−107.
  104. А.Е., Поцявичус И. В. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности и саморегуляции деятельности. В ж.: Психологический журнал. 1981, т.2, Jf> I, с.70−81.
  105. Л.Н. Уровень притязаний школьника и его взаимосвязь с некоторыми эмоциональными, личностными и социально-психологическими характеристиками, Дшш.раб., Л., ЛГУ, 1977,102 с.
  106. Очерки по психологии аномального развития личности. М., МГУ, 1980, 191 с.
  107. Н.М. К диагностике силы процесса возбуждения по двигательным методикам. В сб.: Проблемы психологии индивидуальных различий. Казань, КГУ, 1974.
  108. Н.М. Система понятий теории психического самоуправления. В сб.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, КГУ, 1982, с.5−9.
  109. К.К. Психология летного труда. М., Воениздат., I960, 352 с.
  110. К.К., Гольштейн Б. М. Психология личности пилота. М., МГА СССР, 1972, 290 с.
  111. В.А. Психологические основы повышения надежности спортивной деятельности. Автореф.докт.дисс. М., 1983, 44 с.
  112. В.И. Летные происшествия и человеческий фактор. В ж.: Проблемы безопасности полетов. 1983, № 3, с.7−13.
  113. Психологическая диагностика. М., Педагогика, 1983, 232 с.
  114. Психологические механизмы целеобразования. М., Наука, 1977, 259 с.-119. Психологический отбор летчиков и космонавтов. М., 1984, 320 с.
  115. Разработка психологических методов повышения: эффективности деятельности диспетчера УВД. Л., ЛГУ, 1979, отчет по х/д1. JS 613.
  116. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс, 1979, 392 с.
  117. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, 681 с.
  118. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. М., Медицина, 1970, 216 с.
  119. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М., Просвещение, 1982, 142 с.
  120. Е.Ф., Куткене Л. А., Полиэктова С. А. Типы саморегуляции в процессе конвергентного мышления. В ж.: Вестник ЛГУ, 1976, J& 17, вып. З, с.137−141.
  121. Ю.Я. Практика актуализации возможностей спортсмена. В кн.: Психология и современный спорт. М., Физкультура и спорт, 1982, с.146−150.
  122. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. В сб.: Изучение мотивации детей и подростков. М., Педагогика, 1972, с.8I-III.
  123. М.В., Дашкевич О. В. Самооценка, как личностный фактор готовности к достижению высоких результатов волевых действий спортсменов-фигуристов. В сб.: Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983, с.13−14.
  124. В.Ф. Самооценка и взаимооценка старшеклассников в зависимости от их внушаемости. В ж.: Вопросы психологии. 1970, В I, с.90−103.
  125. В.Ф. Самооценка и тревожность личности. В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, ИУ-ЛГУ, 1975, с.222−224.
  126. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения. В ж.: Вопросы психологии, 1975, JS 3, с.62−72.
  127. A.M. Неврозы. М., Медицина, 1982, 366 с.
  128. В.Г. Психологические особенности пилотов, влияющие на успешность тренажерной подготовки. Канд.дисс. Л., ЛГУ, 1983, 170 с.
  129. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования. Автореф.канд.дисс., 1965,
  130. .Н., Душков Б. А., Космолинский Ф. П. Инженерная психология. Экономические проблемы. М., Экономика, 1983, 224 с.
  131. А.Н., Лукьянова Н. Ф. Изучение психологических особенностей летного состава стандартизованным методом исследования личности. М., 1978, 71 с.
  132. Социальная психология личности. М., Наука, 1979, 223 с.
  133. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности. В ж.: Вопросы психологии, 1981, J5 6, с.59−74.
  134. В.И., Осницкий А. К., Быстров В. Б. Влияние успешности отдельных проб на самопрограммирование предсказательной деятельности. В ж.: Вопросы психологии. 1975, JS 5, с.128−132.
  135. B.C., Железняков Ю. Д., Сажин В. И. 0 системном подходе к проблеме безопасности полетов. В ж.: Проблемы безопасности полетов. — В ж.: Проблемы безопасности полетов. 1983, Г&- 2, с.3−10.
  136. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., ЛГУ, 1972, 430 с.
  137. В.Я., Барановская О. П. Методические рекомендации по изучению индивидуально-психологических особенностей курсантов летных училищ ГА. М., Гос НИИГА, 1977, 40 с.
  138. .М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961, 536 с.
  139. Я. Проблемы личности и мотивации в авиационной психологии. В кн.: Авиационная психология. Варшава, 1977 (пер. с польского, всес. центр переводов, ft В-43 524).
  140. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., Просвещение, 1965, т.4, 239 с.
  141. O.K. Решение мыслительных задач, как вероятностный процесс. В ж.: Вопросы психологии, 1961, ft 5, с.63−76.
  142. O.K., Клочков В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. В ж.: Вопросы психологии, 1980, ft 5, с.23−31.
  143. В.А., Козлова Л. Н. и др. Формирование и развитие основных свойств типа ВЦЦ в онтогенезе. Киев, 1971, 236 с.
  144. В.А., Молдавская С. Н., Кольченко Н. В. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор. Киев, Н. думка, 1978.
  145. М.Ш. Сравнительная характеристика преподавателей и студентов. В кн.: Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань, КГУ, 1977, с.69−75.
  146. Ю.Л. Адаптация шкалы соревновательной личностной тревожности. В ж.: Вопросы психологии, 1982, ft 3, с.136−141.
  147. . Психологические аспекты авиационно-космической медицины. В кн.: Предотвращение летных происшествий. М., Воениздат, 1977, с.108−147.
  148. Л.Е. Ошт систематического экспериментального исследования онтогенетического развития корковой динамики человека. М., Наука, 1940, 190 с.
  149. Ю.А. Зависимость адекватности самооценки от соотношения гностического и защитного компонентов. В сб.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 107, 1982, с.37−38.
  150. Ю.А. Изучение зависимости самооценки способностей от свойств нервной системы. В кн.: Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. Л., 1981, с.144−159.
  151. П.Р. Вопросы самосознания в советской психологии. -В сб.: Психологическая наука вСССР. I960, т.2, с.91−110.
  152. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977, 143 с.
  153. И.И. Самосознание личности. В сб.: Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974, с.209−226.
  154. Т.Н. Изменение уровня притязаний умственно-отсталых детей в зависимости от условий их обучения. В сб.: Экспериментальные исследования в патопсихологии. М., МНИИ Психиатрии МЗ РСФСР, 1976, с. 221.
  155. Ю.М. Практика расследования авиационных происшествий за рубежом. В к.: Проблемы безопасности полетов. 1983, В II, с.3−8.
  156. Д.С. О взаимовлиянии моральных оценок и самооценок в студенческой группе. В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, КГУ-ЛГУ, 1975, с.229−231.
  157. И.П. Проявление когнитивного стиля в индивидуальных особенностях общения. В ж.: Вестник ЛГУ, 1981, № 5, вып. X, C. I09-III.
  158. Экспериментальная психология, М., 1975, вып.5, 284 с.
  159. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М., Наука, 1978, 303 с.
  160. С.М. Особенности проявления самооценки учащихся подростков. В ж.: Вопросы психологии. 1966, В 4, с.87−93.
  161. РЗркевич B.C. Индивидуальные различия в саморегуляции и обучаемости. В ж.: Вопросы психологии. 1974, $ 4, с.84−95.
  162. Atkinson J.W. An introduction to raodivation. Princeton, Hew Jersey, 1965.
  163. Becker g.m., McClintock Ch.g. Value: behavioral decision theory. Ann.Rev.Psychol.(1967), 18.
  164. Carr J.E. Behavior therapy and the treatment of flight phobia. «Aviation, Space and Environmental medicine». 1978, v.49, N 9, pp.1115−1119.
  165. Christy R.L. Personality factors in selection and flight proficience. «Aviation, Space and Environmental Medicine». 1975, 46, IT 3, pp. 309−311.
  166. Digo r.J., Lavernhe J. La place du facteur psychique dans les causes des accidents en aviation generale. «Medecine Aeronautique et Spatiale, Medecine Subaquatique et Heper-bare». 1979, 18, H 69, pp.45−51.
  167. Ivanov Ivan. The place of the self-evaluation in the personality structure. ZZII International congress of prycho-logy. Leipzig, gdr, July 6−12, 1980, pp.393.
  168. Hadni J.C. Importance de la psychologie en medecine aeronautique. «Medecine Actonautique et Spatiale, Medecine Su-baquatique et Hyperbare». 1979, 18, К 72, pp.288−291.
  169. Hathaway S.R., McKinley J.C. A multiphasic personality shedule (Minnesota): Construction of the Shedule. «Journal of Psychology». 1940, v.10, pp.249−254.
  170. Lager C. Pilot reliability. Stockholm 1974.
  171. Lederer J. Human factors and pilot error. «Air Line Pilot».. 1975, H 7.
  172. Lewin K., Dembo T et al. Level of aspiration. In «Personality and the behavier disorders», H 4, Ronald Press C°, 1944.
  173. D.C. (ed). Studies in motivation, N.Y., 1955.
  174. Nicholl J. The role of synthetic training in general aviation. In «Aeron.Journal» 1977, N 804, pp.521−523.
  175. Perry C.Y. Airspace Psychiatry. «Aerospace Medicine». USA, 1972, pp.543−549.
  176. Psychologia lotnicza. Yi/arszawa, 1977.
  177. Richardson J.E. A human factors problem. «Aerospace Safety», 1978, v.34, N 2, pp.1−5.
  178. Ricketson D.S., Brown W.R., Graham K.1T. 3V approach tho the investigation, analysis and prevention of human -error aircraft accidents. «Aviat, Space. Environ. Med!1 '1980, v.51, U 9, pp.1036−1042.
  179. Rogers C.R. Client-centered therapy, the current practice, implication and theory. Boston, 195*1,
  180. Sells S., Trites D., Parish H. Correlates of manifest anxiety in beginning pilot traines. «J. of aviation medicine». 1957, v.28, H 6, pp.583−588.
  181. Slanojlovic B.R. Man and safety in aviation. «Plight Safety». 1969, v.2, N 3, pp.35−37.
  182. Sullivan H. The Interpersonal theory of Psychiatry. H.Y., 1953.
  183. The Sumburgh report summarized. «Plight Int». 1979, 116, U 3674, p.884.
  184. Wiley J.B. Psychology of flight. «MAC Flyer». 1975, 22, N 5, pp.6−7.
  185. Yanovithc R.T., Mohler S.R., ITichols E.A. Psychosocial reconstruction inventory. «Aerospace Med». 1972, 43, N 5, pp.551−554.
Заполнить форму текущей работой