Использование диагностических методов в преподавании психологии
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые…
КурсоваяФеномен осознания в когнитивной деятельности
Парадоксально, что предложенный В. Вундтом взгляд на сознание как осознание имел значительное влияние на рассмотрение этого феномена в последующей истории научной психологии. Ведь и до момента институализации психологии, и во времена Вундта многие исследователи активно защищали идеи как о неосознаваемой детерминации деятельности сознания, так и о неосознаваемом характере самой этой деятельности…
ДиссертацияЭндогенный юношеский приступообразный психоз с кататоническими расстройствами в структуре манифестного приступа
Этап купирующей терапии, как правило, начинался с назначения антипсихотиков, обладавших выраженным общим антипсихотическим действием (аминазин, галоперидол, рисполепт, тизерцин), преимущественными способом введения лекарственных препаратов являлся парентеральный. При генерализованной кататонической симптоматике, а так же при развития фебрильного состояния, состояний представляющеий угрозу жизни…
ДиссертацияКоммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности: Генетический и онтогенетический аспекты
Проблема коммуникативной активности еще недостаточно изучена, и нам представлялось необходимым обратиться к данной проблеме, уделив особое внимание её генетической и средовой детерминации. Выбор темы исследования обусловлен тем, что в системе социальных взаимодействий особую роль играет изучение коммуникативных характеристик, одной из которых является коммуникативная активность или активности…
ДиссертацияКогнитивные репрезентации математических знаний у младших школьников
Важной проблемой педагогической психологии становится изучение репрезентаций знаний учащихся по отдельным учебным предметам. Особая актуальность такого исследования существует в отношении математики, поскольку этот предмет характеризуется высокой степенью абстрактности, а потому часто вызывает трудности понимания у учащихся. Для организации учебного процесса в школе по математике важно изучать…
ДиссертацияМотивационная сфера осужденных молодежного возраста и ее влияние на адаптацию в исправительном учреждении
Процесс адаптации осужденных молодежного возраста, определяемый особенностями мотивационных подструктур направленности личности, в конечном счете определяет позитивную или негативную адаптацию в местах лишения свободы. При позитивной адаптации осужденный включается в группы положительной направленности, адаптируется к требованиям режима, участвует в общественных организациях колонии, отряда…
ДиссертацияРазвитие и взаимосвязь познавательных и когнитивно-музыкальных способностей студентов музыкальных специальностей
В современном мире значение образования как важнейшего условия формирования уровня культуры общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого фактора. Так, в Национальной доктрине образования f, Российской Федерации предполагается, что государственная политика в данной области должна быть направлена на создание необходимых условий для организации полноценного качественного…
ДиссертацияСоциокультурная динамика психического здоровья личности в ситуации преднамеренной или вынужденной миграции
Методы эмпирического исследования. В соответствии с поставленной целью и задачами исследования была подготовлена эмпирическая программа, в которую вошли следующие методики: анкета, Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ) (Айвазян, Зайцев, 1990), Шкала оценки уровня депрессии Зунга, Модифицированная методика Дембо-Рубинштейн, «Пища-жилище» (Солдатова, Шайгерова…
ДиссертацияРазвитие креативности школьников в условиях экспериментальной модели учебного процесса
Одним из решающих факторов, способствующих решению данных задач, является креативность. Характеризуя креативную личность, исследователи констатируют наличие у неё ряда психологических особенностей. Так, В. Н. Дружинин указывает на то, что для творческой личности характерны независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску…
ДиссертацияПатогенетическая интенсивная комплексная психофармакотерапия шизоаффективных психозов в условиях дневного стационара
Научная новизна. Разработанная методика патогенетически ориентированной интенсивной комплексной психофармакотерапии ШАП позволяет редуцировать психопатологическую симптоматику и сохранить конституционально-психотипологическую структуру личности больных. На основании клинического и клинико-терапевтического анализа объективизирована эффективность и доказана целесообразность проведения комплексной…
ДиссертацияПроектирование профессиональной позиции психологии в образовании
Было отмечено различное понимание предмета деятельности практического психолога в системе образования прежде всего самими специалистами-психологами как разрабатывающими теоретические и прикладные вопросы, так и непосредственно работающими в образовательных учреждениях. В связи с эти нелишним кажется частичное заимствование зарубежного опыта организации соответствующей службы, где она находится…
ДиссертацияПрофессиональная и религиозная направленность в структуре личности моряка: Динамика и соотношение
Показано, что профессиональная направленность является устойчивой характеристикой личности моряка. Впервые показано, что у представителей морской специальности профессиональная и религиозная направленности являются основными и взаимовлияющими характеристиками личности. Показана специфика религиозной направленности моряков, которая заключается в ориентации на внешнюю поддержку. Впервые описаны три…
ДиссертацияПсихофизиологические предикторы успешности учебной деятельности школьников
Установлено, что в младшем подростковом возрасте учащиеся с высокими и низкими академическими достижениями обладают характерным комплексом признаков. Учащиеся с высокими академическими достижениями менее тревожны, у них ниже величина ВР, при когнитивной нагрузке они демонстрируют избирательную активацию преимущественно фронтальных и центральных зон коры головного мозга, легкость решения…
ДиссертацияПсихологические факторы профессионального «выгорания»: На примере деятельности торгового агента
Методы исследования. В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ литературы по психологии и смежным областям, посвященным проблеме психологического стресса в профессиональной деятельности и синдрома профессионального «выгорания». В качестве эмпирических методов были использованы: версия опросника «Профессиональное…
ДиссертацияПсихологические факторы риска дезадаптации безработных
В соответствии с гипотезой исследования и поставленной целью был осуществлен подбор следующих психодиагностических методик: для оценки личностных характеристик — методика «Мини-мульт» (модификация ММР1), метод исследования уровня субъективного контроля УСК, шкала Спилбергера для определения уровня реактивной и личностной тревожности, методика определения уровня коммуникативных и организаторских…
ДиссертацияПсихологические механизмы «помешательства сомнений»
Для пациентов, отнесенных к 1-му типу (большинство больных первой клинической группы и несколько больных третьей группы) психотерапевтические воздействия могут быть эффективны только на начальном этапе развития заболевания, поскольку подобным пациентам свойственно формирование устойчивых поведенческих стереотипов и нарастание ригидности. По мере прогрессирования помешательства сомнений, больные…
ДиссертацияПсихологические условия развития структур интегральной индивидуальности школьников — спортсменов подросткового возраста
Необходимо отметить, что не только спорт высшего мастерства, но и массовый спорт, направленный на подготовку спортивной смены, то есть юношеский и детский спорт, активно развивается. Об этом свидетельствует создание сети спортивных интернатов, школ олимпийского резерва, спортивных классов, ориентированных на воспитание, обучение и развитие юных спортсменов в преддверии Олимпийских игр 2014 года…
ДиссертацияПсихологическое сопровождение развития профессиональной компетентности будущего менеджера образования
При исследовании деятельности и личности менеджера образования был использован инструментарий, разработанный на базе компетентностного подхода, который является совокупностью разных позиций и точек зрения на компетентность и компетенцию, объединенных признанием их ценности для различных социальных сфер. Компетентностный подход позволяет объективно расширить возможности познания и определения…
ДиссертацияРоль психологического наследия Е.А. Будиловой в развитии отечественной истории психологии
Особой вехой в развитии отечественной историографии психологии является научная деятельность Е. А. Будиловой, творческое наследие которой имеет важное значение для историко-теоретических исследований. Елена Александровна Будилова стояла у истоков зарождения историко-психологического направления в психологической науке в СССР. В ее творчестве впервые дан систематический анализ развития…
ДиссертацияСтратегии совладания со стрессом у лиц, совершивших агрессивные преступления в условиях длительной психотравмирующей ситуации
С одной стороны, такая динамика преступлений связана с общей тенденцией снижения числа убийств в целом по России. С другой стороны, можно предположить наличие некоторых проблем в определении состояния аффекта. Так, в практике комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) достаточно часто встречаются обвиняемые в агрессивных преступлениях, которые направлялись на повторную…
ДиссертацияОсобенности и коррекция взаимоотношений в ситуации принятия-непринятия ребенка родителями
Апробация материалов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на Межвузовских научно-практических конференциях «Подготовка специалистов в условиях вариативных моделей образования» (Иркутск, 2001), «Социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях» (Иркутск, 2003), «Развитие личности ребенка в условиях Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2003…
ДиссертацияОсобенности интеллектуальной одаренности учащихся и ее развитие в условиях дополнительного образования
Проведенное исследование было направлено на выявление особенностей развития интеллектуальной одаренности учащихся в условиях дополнительного образования. В настоящее время она имеет высокую степень новизны, теоретической и практической значимости. Несмотря на возросший интерес к детской интеллектуальной одаренности, о чем свидетельствует количество публикаций по этой проблеме, качественно…
ДиссертацияОсобенности психических расстройств у больных с приобретенными пороками сердца, прооперированных в условиях искусственного кровообращения
Значительное место в профилактике гипоксии ЦНС, ведущей к возникновению психических нарушений, наряду с усовершенствованием методов анестезии и внедрением в практику современных перфузионных систем, принадлежит фармакологической церебральной протекции (Бабаян Е. и др., 2005; Короткина Р. Н. и др., 2005; Scallan M.J., 2004; Schmitt K.R. et al., 2005; Angelo P. et al., 2006). Так, с целью…
ДиссертацияОсобенности смысловой сферы подростков как фактор внутренней дифференциации в учебном процессе современной гимназии
Гуманистическая направленность реформ современного российского образования как идея времени отчетливо осознается всеми общественными и государственными институтами. Современные отечественные психологопедагогические теории и концепции (А.Г Асмолов., C. JI Братченко., Д. Б Богоявленская., В. П Зинченко., Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков, В. А. Петровский, Д.И. Фельдштейн) отдают предпочтение…
ДиссертацияПрименение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у слабовидящих дошкольников
Этап. Определение пространственного расположения объектов и предметов на картине, формирование правильных представлений о форме, величине, объемности, изменении цвета в зависимости от освещенности изображенных предметов. При рассматривании сюжетных картин дети, ориентируясь на алгоритм обследования, и с опорой на вопросы педагога учатся поэтапно рассматривать картину. Используемые приемы…
ДиссертацияСоциализация детей-сирот в условиях профессионального колледжа
Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость…
ДиссертацияВзаимосвязь самооценки и учебной мотивации в процессе адаптации первоклассников к школе
Формирование учебной мотивации тесно связано не только с успешностью учебной деятельности, но и со всем ходом личностного развития в этот период, прежде всего, с формированием самооценки ученика. В большинстве работ, посвященных генезису самооценки, механизмы и условия ее формирования рассматриваются в рамках конкретного возрастного периода. Формирование самооценки в младшем школьном возрасте…
ДиссертацияПсихологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации
Формирование и проявления самосознания у подростков из семей православной и атеистической ориентации имеют специфические особенности. Общими тенденциями в поведении подростков из семей православной и атеистической ориентации является увеличение с возрастом адекватного лояльного и уменьшение неадекватного лояльного способа реагирования, что свидетельствует об общей социализации, развитии…
ДиссертацияДинамика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников
Н. И. Чуприкова, Т. А. Ратанова, 1995; М. А. Холодная, 1997; В. Д. Дружинин, 1999 и др.). Под когнитивными структурами понимаются относительно стабильные психологические системы репрезентации знаний, являющиеся также системами извлечения и анализа текущей информации (Н.И.Чуприкова, 1990). Развитие этих структур, согласно Н. И. Чуприковой (1995), идет по линии их прогрессивного усложнения, по линии…
ДиссертацияПаническое расстройство, ассоциированное с депрессивными нарушениями (клинико-динамический, клинико-прогностический и реабилитационные аспекты)
Если учитывать эти данные, то можно констатировать высокую ятро-генную составляющую в терапевтическом процессе относительно данной группы пациентов. При этом мы можем выделить общие (облигатные) компоненты ятрогении — игнорирование психологического контекста заболевания и некорректную медикаментозную терапию. Первая составляющая ятрогении — игнорирование психологического контекста заболевания…
Диссертация