Исследование конфликтной компетентности у учителя в процессе его работы
Важным является также установление сущностного отличия между понятиями «конфликтологическая грамотность» и «конфликтологическая компетентность». Попытка уточнение содержания данных понятий была осуществлена в исследовании О. И. Щербаковой, которая рассматривает понятие «конфликтологическая грамотность» как базовый уровень конфликтологической подготовки, которая проявляется в будничном интуитивном…
ДипломнаяДинамика интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного и подросткового возраста: Лонгитюдное исследование
Актуальность проблемы. В настоящее время в условиях быстро меняющегося мира остро встает проблема пересмотра характера детского и подросткового развития, поскольку данные о психологическом содержании отдельных его этапов, о сензитивных и критических периодах нуждаются в обновлении. Это необходимо для понимания возможности и ограничения возраста и организации помощи ребенку в реализации…
ДиссертацияДинамика личностных позиций подростков в сфере аддиктивного поведения: На материале тренингов формирования жизненных навыков
При проведении в подростковом возрасте тренинга ФЖН представления о последствиях употребления алкогольных напитков и субъективное отношение к их приему практически не изменяются, а, по сравнению с этим, представления и отношения, связанные с употреблением наркотиков и, в особенности, с курением, претерпевают значительные изменения и развиваются в просоциальном направлении. Но тренинг ФЖН в целом…
ДиссертацияДинамика смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод исследования, который включал в себя: теоретический анализ научной литературы по теме исследованияметод тестирования, в частности, методику изучения индивидуальных ценностей Ш. Шварца, адаптированную В. Н. Карандашевым, методику изучения мотивационно-смысловых образований Ю. М. Орлова — Б. А…
ДиссертацияФормирование компетентности студентов АФК в вопросах личностного саморазвития
Компетентность в вопросах личностного саморазвития характеризуется основными структурными компонентами — информационным, опытным, мотивационным, которые заключают в себе совокупность знаний, умений, опыта в вопросах диагностики личности, самодиагностики, самовоспитания как составляющих личностное саморазвитие, при ведущей роли мотивационного компонента. Разработанная технология формирования…
ДиссертацияФармакоэпидемиологические аспекты лекарственной терапии психически больных инволюционного, пожилого и старческого возраста
При анализе существующей практики психофармакотерапии лиц инволюционного, пожилого и старческого возраста в амбулаторных и стационарных условиях установлено, что наиболее часто больным всех исследуемых контингентов назначалась группа нейролептиков, диапазон препаратов, представленных в ней, оказался наиболее широк — двенадцать, из всего спектра в 39 применяемых препаратов в данных учреждениях…
ДиссертацияИсследование структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития
Специально подобранные и модифицированные психолого-педагогические методы целенаправленного формирования структуры познавательных способностей учащихся с разными темпами психического развития способствуют более эффективному, в сравнении с общепринятыми учебно воспитательными средствами, развитию познавательной сферы учащихся и повышению темпа психического развития.7. Формирующий тренинг…
ДиссертацияКаузальная атрибуция и самоатрибуция в сложных жизненных ситуациях
В процессе нашего исследования были определены содержательные различия каузальной атрибуции у испытуемых первой группы, воспринимающих объективно простые и объективно сложные жизненные ситуации как сложные и испытуемых второй группы, адекватно оценивающих ситуации (испытуемые первой группы приписывают объективно простой ситуации привычность, непредвиденность, длительность, опасность, последствия…
ДиссертацияИндивидуально-психологические предпосылки выбора профессии в подростковом и юношеском возрасте
Апробация и внедрение результатов: Основные положения по теме диссертационного исследования представлены на международной научно-практической конференции «Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии» (Пенза, 2010) — 2-ой международной научно-практической конференции «Риски современности» (Кемерово, 2010) — 4-ой международной научной конференции молодых ученых, аспирантов…
ДиссертацияСоциальные аспекты психологической безопасности личности юношей призывного возраста
Теоретический анализ стилей семейного воспитания, особенностей общения юношей, влияния особенностей современной жизни (средства массовой информации, школа, институт и пр.) позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время необходима база для разработки превентивных мероприятий, программ, чтобы обеспечить психологическую безопасность личности юношей. Это станет залогом психического здоровья…
ДиссертацияРазвитие интегральной индивидуальности школьников 14-15 лет в условиях специально организованного обучения
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи: выделить уравненные контрольные и экспериментальные группы школьников в разных заведениях общего среднего образованияорганизовать обучение в экспериментальных классах по экспериментальному учебнику «Физика-9» (автор Л.И. Анциферов) — разработать и реализовать программу по диагностике четырех уровней интегральной индивидуальности…
ДиссертацияПсихическая норма как многомерный критерий оценки отношений личности
Изменить систему аксиом значит перейти на противоположную систему, т. е. патологию — норма может измениться только превращением в нее патологии. В данном случае третьего не дано, так критерий — «не убий» выражен в двоичной логике, через отрицание, следовательно, два варианта. Внутренние критерии нормы не столь консервативны, они изменчивы, благодаря этому изменению существует многоуровневое…
ДиссертацияОбразно-символическое опосредствование действий по сохранению величины у детей дошкольного возраста
Обозначаемая реальность становится способом реконструкции обозначающего. Таким образом, данные проведенного исследования показывают, что знаково символические средства были приняты детьми и действительно стали средствами понимания тождественного преобразования, средствами отделения величины вещи от ее формы и поэтому средствами понимания сохранения величины. Переход от непосредственной структзфы…
ДиссертацияПсихофизиологическое исследование индивидуальной динамики тревожности в процессе гипервентиляции
Для объяснения исцеляющего механизма гипервентиляции, нам необходимо опираться на представлениях о бессознательном — той части нашей психики, которая человеком не осознается, но активно участвует в регуляции его душевной жизни, поведения и даже телесного состояния (3. Фрейд, 1989; и др.). Основная цель методов практической психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождении энергии…
ДиссертацияПсихологическая адаптация учащихся старших классов к обучению в профильном лицее
Учащиеся (ориентирующиеся на внешние критерии) характеризуются эмоциональным дискомфортом, наличием внутренних конфликтов, интернальной направленностью личности, развитостью логического мышления, общительностью, коммуникативной, компетентностью, высокой активностью в учебной деятельности, высокой успеваемостьюпредставлен сензитивный социально-педагогический тип личности- — учащиеся…
ДиссертацияПсихологическая компетентность как детерминанта профессиональной успешности преподавателя высшей школы
Успешности преподавателя высшей школы рассматривают результативность профессиональной деятельности (научный, операциональный компоненты) в существующей системе, которая и направляет его на достижение значимых для системы результатовдостигнутый статус субъекта в социально-профессиональной средедоход, как определенное качество жизни. В качестве критериев субъективных факторов, как значимых…
ДиссертацияПсихологические аспекты подготовки студентов к педагогическому конструированию
Выявленные особенности психологически содержательного решения конструктивной задачи обусловливают то обстоятельство, что важным средством культивирования конструктивных умений студентов является учебно-профессиональная задача в процессе решения которой происходит овладение студентами психологическими понятиями, входящими в концепции учения и обучения, и способами оперирования ими в процессе…
ДиссертацияПсихологические особенности формирования готовности детей-сирот к труду в условиях профессионального лицея
В современных условиях формирование профессиональной готовности специалистов из числа детей-сирот, основано на разумном сочетании интересов личности и общества и превращается в один из наиболее значимых факторов, способных обеспечить профессиональную реабилитацию детей-сирот, для подготовки к дальнейшей адаптации к профессиональной жизнедеятельности. Формирование профессиональной готовности…
ДиссертацияПсихологические особенности патохарактерологического изменения личности учителя в процессе профессиональной деятельности
Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте обшей концепции охраны здоровья нации. Согласно концептуальным представлениям, содержательность понятия «здоровье» далеко выходит за рамки медицинской ответственности, так как касается индивида или популяции как социальной единицы и выступает как мера качества жизни и политики государства. В этой…
ДиссертацияПсихологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков
Существуют специальные исследования, хотя и малочисленные, посвященные изучению психологических аспектов игровой компьютерной активности (ИКА), в том числе проблеме формирования зависимости от компьютерных игр в различных возрастных группах (Ю.Д. Бабаева, А. В. Войскунский, Ю. М. Евстигнеева, Е. О. Смирнова, B.C. Собкин, Л. И. Шакирова, А. Г. Шмелев и др.). Изучаются психологические особенности…
ДиссертацияРолевой конфликт в деятельности женщины-педагога
Нам представляется интересным и заслуживающим дальнейшего рассмотрения вопрос о несовпадении поведенческих и когнитивно-эмоциональных ролевых иерархий и значение этого явления для развития ролевого внутреннего конфликта женщины-педагога. Однако, поскольку мы исходим из понимания РК как состояния, переживаемое субъективно, а не действительной реальной ситуации, то можно предположить, что именно…
ДиссертацияСпециализированное обучение как фактор формирования ценностных ориентаций учащихся
B. А. Ядов), взаимосвязь ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности (И.В. Дубровина, Н. В. Светлова, К.Д. Шафранская), с профессиональной направленностью (JI.A. Аза, B.C. Собкин, З. И. Файнбург, В. А. Попов, Т. С. Волошина, С.Б. Капелева), самопониманием (А.В Романова.), семейными взаимоотношениями (М.А. Токмакова), и т. д. Исследуется…
ДиссертацияОптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом личностно-профессиональных особенностей
Выявлена зависимость оптимизации временного ресурса ГС от уровня сформулированности их познавательных (гностических) способностей, знаний, умений и навыков, которые в процессе профессионального опыта, профессиональной подготовки, повышения квалификации, самовоспитания постоянно усложняются: от умения оперировать и классифицировать признаки сопоставляемых явлений, выделять существенные из них…
ДиссертацияСтановление профессионального самосознания молодого учителя
Значимость подобного подхода к проблеме профессионализации во многом обусловлена, во-первых, повышенной ответственностью и сложностью задач, стоящих перед педагогом, выполнение которых требует опоры на личные и профессиональные позиции и системы ценностейво-вторых, дефицитом научно обоснованных разработок эффективного воздействия на процесс становления профессионального самосознания в период…
ДиссертацияСудебно-психиатрическая оценка когнитивных нарушений у обвиняемых с органическим психическим расстройством
При выполнении настоящей работы принимались во внимание следующие методические предпосылки: органически обусловленные когнитивные расстройства являются высоко значимой для экспертной оценки категорией (в силу их частоты и влияния на способность субъекта к произвольной регуляции своего поведения) — в судебной психиатрии эти расстройства в зависимости от их выраженности характеризуются…
ДиссертацияСоотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка
Научная новизна и теоретическая значимость концепции, представленной в настоящей работе, определяются тем, что в ней: впервые предложена общетеоретическая схема, позволяющая с единых позиций охарактеризовать как возрастные, так и индивидуальные психологические особенности детейk разработан категориальный аппарат, отражающий структуру совместной деятельности ребенка со взрослым и описывающий…
ДиссертацияВзаимосвязь депрессивных состояний и успешности обучения школьников: на примере детей Республики Ганы
В Гане большинство детей, подверженных депрессии, игнорируются родителями, сверстниками и даже учителями в школе. В социальном плане они более изолированы и менее активны. С ними меньше играют и редко берут в помощники. Они хуже других сдают экзамены, но никого это не волнует. В результате многие дети бросают школу и не продолжают обучение. У таких детей нет перспективного будущего. Тем, кому…
ДиссертацияКлинико-социальные и организационные аспекты помощи больным шизофренией и расстройствами шизофренического спектра с первыми психотическими эпизодами
Многочисленными исследованиями первых психотических эпизодов шизофрении и расстройств шизофренического спектра показана возможность улучшения клинического и социального прогноза при использовании комплексной программы оказания помощи в организуемых клиниках первого психотического эпизода при сочетании медикаментозного и психосоциального лечения (К.Т. Mueser et al., 1997; J.S. Brekke, J.D. Long…
ДиссертацияПсихологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности: В период взрослости
Апробация результатов исследования. Основные положения по теме исследования были обсуждены на областной научно-практической конференции работников средних специальных учебных заведений «Современные образовательные технологии» (Тюмень 1995 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск 1998 г.), на Всероссийской научно-методической конференции…
ДиссертацияВозрастная динамика точности и адекватности межличностного восприятия
Пилотажное исследование показало, что испытуемые способны по поведенческим признакам на основе просмотра видеозаписи на удовлетворительном уровне определить ложь (г=0,5), но затрудняются определить тип темперамента (г = -0,04) (Москва, Ломоносов-2009г.). Полученные данные послужили отправной точкой наших дальнейших исследований. Теперь вместо исследований темперамента интервьюера…
Диссертация