Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеологические особенности информационного педагогического воздействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе проводимого экспериментального исследования и непосредственно в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в области акмеолого-педагогического информационного воздействия. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемной группы и кафедры акмеологии и психологии профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и методология проблемы акмеолого-педагогического информационного воздействия
    • 1. 1. Сущностные характеристики информационной образовательной среды и информационной педагогической деятельности в условиях информационной культуры
    • 1. 2. Сущность, структура и технология акмеолого-педагогического информационного воздействия
    • 1. 3. Средства акмеолого-педагогического информационного воздействия
  • Глава 2. Акмеологические особенности информационного педагогического воздействия
    • 2. 1. Информационная потребность субъектов образования
    • 2. 2. Технологичность подготовки и реализации акмеолого-педагогического информационного воздействия
    • 2. 3. Задачи и единицы акмеолого-педагогического информационного воздействия
  • Глава 3. Система акмеолого-педагогического информационного воздействия
    • 3. 1. Разработка и обоснование системы акмеолого-педагогического информационного воздействия
    • 3. 2. Обоснование и эмпирическое исследование системы акмеолого-педагогического информационного воздействия

Акмеологические особенности информационного педагогического воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема исследования акмеолого-педагогического информационного воздействия на обучающихся рассматривается в диссертации в контексте общей характеристики современного российского образования и анализа тех акцентов, которые ставятся относительно его совершенствования. В сложившейся ситуации развития информационного общества модернизации современного российского образования в соответствии с документами, которыми регламентируется этот процесс, в частности, в соответствии с Законом об образовании, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, проблема информационного воздействия, направленного на развитие личности в системе профессионального образования, приобретает особое значение.

Изменения статуса личностного потенциала субъектов образовательной деятельности, разработка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения на основе компетентностного подхода востребуют повышение качества образования, предполагающее наряду с прочим и эффективное информационное воздействие на обучающихся. Такое воздействие определяется самой сущностью образовательного процесса, его спецификой. При этом многие исследователи (А.С.Гусева, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Г. Михайловский, Н. В. Соловьева и др.) отмечают, что информационное воздействие преподавателя на обучающихся в системе высшего профессионального образования, особенности такого воздействия во многом определяют качество подготовки специалистов.

Однако до настоящего времени в акмеологии не существует обоснованного представления относительно информационного воздействия преподавателя на обучающихся, не существует однозначного подхода к определению технологий такого воздействия. До настоящего времени не разработана система акмеолого-педагогического информационного воздействия в высшем профессиональном образовании, что в итоге определяет актуальность поставленной проблемы.

Состояние разработанности проблемы исследования.

Высокая практическая значимость проблемы информационной деятельности, а также, информационного психологического воздействия стала основанием многочисленных научных исследований. Анализ содержания работ Г. М. Андреевой, А. Я. Анцупова, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, А. Г. Ковалева, Г. А. Ковалева, В. Н. Куликова, А. В. Кириченко, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, В. Б. Ольшанского, А.Ю. Пана-сюка, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Б. Ф. Поршнева,.

A.У. Хараша, Ю. А. Шерковина, а также трудов С. Аша, Р. Бейзла, Т. Клауса, Р. Кратчфилда, Дж. Морено, Т. Парсонса и др. позволяет рассматривать информационное воздействие в связи с педагогической деятельностью, ориентированной на развитие личности.

При этом рассмотрение информационного воздействия как технологии, реализуемой в рамках системного подхода, востребовано в ряде научных трудов (Е.Н. Барышников, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, Е.В. Бондарев-ская, З. И. Васильева, Е. И. Казакова, И. А. Колесникова, Ю. А. Конаржевский,.

B.П. Симонов, Ю. П. Сокольников, Н. М. Таланчук, Н. Е. Щуркова и др.). Собственно разработка системы акмеолого-педагогического информационного воздействия востребовала анализ трудов О. С. Анисимова, И.В. Блаубер-га, Г. С. Гершунского, И. А. Зимней, М. С. Кагана, Ф. Ф. Королева, Н. В. Кузьминой, В. Н. Садовского, А. И. Субетто, Г. П. Щедровицкого, Э. Г. Юдина и др.

Содержание профессиональных качеств личности, их социальная обусловленность, подходы к компетентности специалистов в связи с информационным воздействием исследовались в работах П. В. Беспалова, В.Г. Зазы-кина, Р. Л. Кричевского, Н. А. Морозовой, А. К. Марковой, Л. А. Степновой. Проблемы профессионального развития специалистов, реализующих в числе прочих задачи информационного воздействия, представлены в исследованиях С. А. Анисимова, В. Г. Асеева, А. С. Гусевой, А. Ю. Панасюка, Ю.В. Синя-гина, Е. А. Яблоковой.

Однако акмеологические особенности информационного педагогического воздействия не являлись ранее предметом научного исследования. Нуждается в обосновании система и механизм такого ^ > воздействия, что в целом и определило выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования: определить и обосновать акмеологические особенности информационного педагогического воздействия в системе высшего профессионального образования.

Объект исследования: акмеологическое информационное педагогическое воздействие в образовательной системе «преподаватель высшей школы — учебный коллектив — обучающиеся».

Предмет исследования: процесс оптимизации акмеологического информационного педагогического воздействия на обучающихся в системе высшего профессионального образования.

Гипотеза исследования.

Возможна оптимизация акмеологического информационного педагогического воздействия на обучающихся в системе высшего профессионального образования при условии определения особенностей такового, в качестве которых выступают: информационная потребность обучающихся, условия и факторы акмеологического информационного педагогического воздействия, педагогические средства, задачи, единицы, а также акмеологические технологии. Системное понимание и представление информационного воздействия на обучающихся способствует решению задач их акмеологического развития.

Задачи исследования.

1. Определить структуру и сущность информационной потребности обучающихся.

2. Определить акмеологические особенности педагогического информационного воздействия, условия и факторы информационного педагогического воздействия в системе высшего профессионального образования.

3. Обосновать задачи и единицы информационного педагогического воздействия на обучающихся как слагаемые целостного образовательного процесса.

4. Уточнить характеристики информации в условиях образовательной среды в системе высшего профессионального образования.

5. Представить определение сущности и структуры акмеологической технологии педагогического информационного воздействия.

6. Разработать и представить систему акмеологического информационного педагогического воздействия в высшем профессиональном образовании.

Теоретико-методологическую базу исследования составили научные положения о развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, П. П. Блонский, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) — жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн и др.) — субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, В. А. Петровский, В. Д. Шадриков и др.).

Исследование осуществлялось с позиций акмеологического подхода с опорой на акмеологические принципы: субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н.В. Кузьмина) — системности и моделирования (О.С. Анисимов, Э. Г. Бокарев, В. Н. Садовский и др.) — операционно-технологический (О.С. Анисимов, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин и.

ДР-).

Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения: теории способностей человека и их роли в развитии личности (Б.Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, К.К. Платонов) — системного анализа психологических явлений и процессов информационной деятельности (В.Ф. Венда, Б. Ф. Ломов, А. В. Кириченко, E.A. Климов, A.K. Маркова) — акмеологических условий совершенствования информационной деятельности (О.С. Анисимов, А. Я. Анцупов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л. Г. Лаптев, А. В. Саватеев, Ю.В. Синя-гин, И. В. Сысоев, В.Т. Юсов).

Методологической основой исследования теории и методики информационного воздействия послужили труды отечественных ученых: Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, А. Г. Ковалева, А. В. Кириченко, В. Н. Мясищева, В. Б. Ольшанского, А. Ю. Панасюка и др. Рассмотрение проблемы основывалось также на исследованиях зарубежных авторов: С. Аша, Р. Бейлза, Е. Клауса, Р. Кратчфилда и др.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и развивающего эксперимента. Использовалось изучение источников, наблюдение, анкетирование, системное моделирование и экспертный опрос, анализ результатов деятельности, информационного взаимодействия и воздействия в процессе обучения в системе высшего профессионального образования и повышения квалификации.

При обобщении и анализе материалов эмпирического исследования и экспериментальной работы использовалась стандартная программа обработки данных «Excel»,.

Эмпирическая база исследования.

Общая выборка лиц, принявших участие в эмпирическом исследовании, составила 181 человек.

Выборка определялась задачами исследования и предполагала включение в экспериментальную работу обучающихся в системе высшего профессионального образования, преподавателей высших учебных заведений, слушателей курса повышения квалификации преподавателей. Выборочную совокупность исследования составили: слушатели Института коммуникационного менеджмента Высшей школы экономики (87 чел.), 45 слушателей РАГС, обучавшихся по программе «Преподаватель высшей школы, 49 преподавателей различных вузов России (в рамках проводимого в РАГС при Президенте РФ форума по качеству образования.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием, надежностью и валидностью использованных методов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Определены основы акмеолого-педагогического информационного воздействия, к которым отнесено следующее: наличие информационной потребности обучающихся, условия и факторы, средства, задачи, единицы, технологии, а также определенные акмеолого-педагогические единицы информационного воздействия на обучающихся.

Приводится интегративная система акмеолого-педагогического информационного воздействия, включающая подсистемы: воздействия в связи с компетентностью личности преподавателятехнологическую подсистемуподсистему задач и единиц воздействия в связи с педагогической целью, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, создающих необходимую развивающую среду, способствующую движению личности к акме.

Представлены отношения обучающихся как субъектов обучения к педагогическому информационному воздействию. Определена технология подготовки и реализации обучающего и воспитывающего акмеологического информационного воздействия. Выделены акмеолого-педагогические задачи акмеолого-педагогического информационного воздействия, определяющие его результативность. Разработана система акмеолого-педагогического информационного воздействия, которая представлена совокупностью взаимосвязанных элементов, создающих необходимую среду, способствующую достижению результата, которое, в свою очередь, обеспечивает развитие личности, направленное на достижение «акме». Определено, что система такого сложного социального явления, как акмеолого-педагогическое информационное воздействие, включает: атрибутыструктурные связи, в том числе определенные барьеры — ограничения.

Определены единицы акмеолого-педагогического информационного воздействия (речевые, поведенческие, содержательные, психоэмоциональные), которые выступают в нескольких ипостасях: единица учебной деятельности, единица обучения, стимул, вызывающий реакцию во взаимодействии. В качестве важнейшего средства такого воздействия, направленного на достижение цели, определяются единицы, объединенные в акт акмеолого-педагогического информационного воздействия. Структурные единицы акта представлены как стимулы прямого и косвенного контроля.

Определена технологическая структура акмеолого-педагогического информационного воздействия, которая предполагает и включает в себя многовариантность технологий с учетом особенностей их организации, структуры и условий реализации. Результативность такого воздействия определяется тем, насколько преподавателю удается задействовать в решении задач весь спектр стимулов прямого и косвенного контроля (рассматриваемых как единицы воздействия) в соотнесении с особенностями проводимого занятия (реализуемой технологии).

Уточнены сущностные характеристики образовательного информационного пространства, к которым отнесены объективность и опредмеченность. Фиксируются особенности информационной деятельности в системе образования, которая аккумулирует в себе накапливаемую информацию, способы ее обработки, хранения и передачи в социальном пространстве и времени, задавая тем самым параметры образовательной среды.

Приводится определение информационной образовательной среды и образовательного пространства, которые существуют и развиваются в связи с информационной потребностью людей в обучении и развитии.

Представлен анализ процесса акмеолого-педагогического информационного воздействия, который дифференцирован на три фазы: подготовительная — до передачи информацииреализации — собственно передачи информацииобратной связи или уточнения результатов воздействия.

Выделены принципы использования акмеолого-педагогического информационного воздействия в педагогической деятельности: целеполагания, индивидуализации воздействия, подкрепления мотивации субъектов образовательного процесса посредством воздействия, контекстного соотнесения воздействия с деятельностью по предназначению, технологичности, целесообразной достаточности и адекватности способностям обучающихся, обратной связи, учета условий образовательной среды.

Представлена функциональная направленность акмеолого-педагогического информационного воздействия. Выделены слагаемые функций, к которым отнесены: знаковые системы, механизмы кодирования и декодирования, социальная память, представленная в индивидуально-личностном и интерсубъектном измерении, символика в ее архетипическом значении.

Уточнена сущность информационного образовательного пространства, которое определяется как структурированная, протяженная, существующая в определенных условиях образовательной среды и временных рамках, развивающаяся информационная связь, соединяющая между собой субъектов образовательной деятельности в связи с наличием у них информационной потребности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке системы акмеолого-педагогического информационного воздействия, которая применяется в интересах повышения качества профессионального образования. Представленные основания технологичности подготовки и реализации акмеолого-педагогического информационного воздействия востребованы в практической деятельности преподавателей высшей школы. Разработанная и приведенная классификация акмеолого-педагогических технолои гий информационного педагогического воздействия востребована в интересах их выбора и системного их использования. Разработанные критериальные основания акмеологичности технологий информационного воздействия позволяют в рамках отдельно взятой программы (плана) информационного воздействия осуществлять как выбор, так и применение таких технологий. Выделенные задачи и единицы акмеолого-педагогического информационного воздействия востребованы как прогностические основания, определяющие его результативность. Разработанная система акмеолого-педагогического информационного воздействия позволяет осуществлять проектирование, внедрение и обратную связь по результатам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе проводимого экспериментального исследования и непосредственно в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в области акмеолого-педагогического информационного воздействия. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемной группы и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Отдельные положения диссертации и результаты исследования обсуждались в ходе научно-практической конференции «Акмеоло-гические основания развития творческого потенциала учащихся», проводимой в РАГС при Президенте РФ (2006 г.), международной междисциплинарной конференции «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития» (Москва, 2006 г.).

Положения, выносимые на защиту 1. В качестве основ акмеолого-педагогического информационного воздействия выделены: система акмеолого-педагогического информационного воздействияусловия и факторы, определяющие и оказывающие влияние на такое воздействиеинформационная потребность обучающихся, а также система их отношений как субъектов акмеологического информационного воздействия к предлагаемой информациитехнологии акмеолого-педагогического информационного воздействия, а также механизм их реализацииопределенные акмеолого-педагогнческие задачи и единицы информационного воздействия на обучающихся.

2. Под информацией, соотнесенной с акмеолого-педагогической деятельностью, понимается система информационных единиц, обеспечивающих снятие неопределенности, которые должны быть доведены до обучающихся и которыми они оперируют в связи с решением задачи прогрессивного развития. При этом акмеолого-педагогическое информационное воздействие рассматривается как целостно осознанное, целенаправленное воздействие на обучающихся и воспитуемых с целью формирования у них определенных идей, представлений, убеждений, ценностей, мотивов, знаний, способствующих акмеологическому развитию.

Акмеолого-педагогическое информационное воздействие — системное, технологичное, социально-психологическое явление, отражающее процесс целенаправленного, комплексного, полифункционалъного, педагогически выверенного, технологически организованного информационного воздействия на единичный или групповой субъект образовательной деятельности с целью его развития в условиях образовательной среды и направленного на достижение ак-ме.

3. Под акмеолого-педагогическими технологиями информационного воздействия понимаются системные технологии, ориентированные на развитие личности в образовательной среде, стимулирующие и широко востре-бующие в процессе их реализации весь спектр личностных качеств, предполагающие реализацию деятельностного подхода к развитию личности, вос-требующие развитие в контексте жизненного, профессионального и духовного пути, соотнесенные с контекстом реальной, социальной, профессиональной самоактуализации личности.

4. Определенные в исследовании функции информационного воздействия выступают в нескольких ипостасях: единица учебной деятельности, единица обучения, стимул, вызывающий реакцию во взаимодействии. Являясь объектом конструирования, задача информационного воздействия предполагает поиск соответствующих средств достижения целей такого воздействия. В качестве средств акмеолого-педагогического информационного воздействия, направленного на достижение цели, определяются единицы такого воздействия, объединенные в акт педагогической деятельности. Структурными единицами акта являются стимулы прямого и косвенного контроля, реализуемые преподавателем.

5. Система акмеолого-педагогического информационного воздействия представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, создающих необходимую развивающую среду, способствующую движению личности к акме. Такая система интегративна, включает три подсистемы: а) подсистему воздействия в связи с компетентностью личности преподавателяб) технологическую подсистемув) подсистему задач и единиц воздействия в связи с педагогической целью. Представленная целостная система может быть основанием конструирования акмеолого-педагогического информационного воздействия в системе высшего профессионального образования.

6. В качестве факторов, влияющих на результаты акмеолого-педагогического информационного воздействия, выявлены: индивидуальные психологические характеристики участников информационного педагогического взаимодействия (преподавателей и обучающихся) — эргономические факторы среды, влияющие на процесс воздействиякомпоненты технологийособенности педагогической деятельности преподавателей, реализующих соответствующие задачи.

7. Основанием успешности акмеолого-педагогического информационного воздействия является позитивный характер сложившихся отношений между сторонами информационного взаимодействиясохранение и развитие потребности в представляемой информации, а также позитивная реакция объекта информационного воздействиявозрастающая ценность предлагаемой информации с точки зрения объекта информационного воздействиястепень готовности объекта к восприятию последующего информационного воздействия в перспективедостигнутый уровень информированности объекта в соотнесении с целью информационного воздействия.

8. Результативность технологий акмеолого-педагогического информационного воздействия определяется их направленностью на достижение педагогических целей, соотнесением с условиями, соответствием задачам информационного воздействиясоотнесением с особенностями объекта воздействия.

9. Образовательная среда аккумулирует в себе информацию, способы ее обработки, хранения и передачи в образовательном пространстве и времени. Информационное образовательное пространство представляет собой сложно структурированную, протяженную, существующую в определенных условиях образовательной среды и временных рамках информационную связь (взаимодействие), соединяющую между собой субъектов образовательной деятельности. Информационная образовательная среда существует и развивается в связи с наличием информационной потребности людей в развитии.

10. Потребность акмеолого-педагогического информационного воздействия представляет собой системное, комплексное образование, в структуре которого выделяются следующие элементы: субъект потребности — отдельный индивид или группапотребностное отношение к информации и воздействию как форма необходимой связи субъектов с определенными условиями их образовательной деятельностипредмет — совокупность когнитивных, технологических, информационных средств, которыми стремится овладеть субъект в процессе образовательной деятельности. Совокупность приведенных элементов позволяет сделать вывод о системности информационной потребности. Ценность информации возникает в опосредованном целью воздействии как важнейшем условии педагогической деятельности.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Выводы по главе 3.

Под акмеолого-педагогической системой информационного воздействия нами понимается совокупность взаимосвязанных элементов, создающих необходимую среду, которая способствует достижению результата информационно-педагогического воздействия, которое в свою очередь обеспечивает ак-меологическое развитие личности.

Система явления определяется как специфическая форма, поскольку могут быть представлены в отображении как процесс, так и часть его (содержание, цель, результат и пр.). Система информационной деятельности, предполагающей акмеолого-педагогическое информационное воздействие, логично основывается на информационной потребности субъектов информационной деятельности в реализации данной задачи, а также информационной потребности объектов информационной деятельности в потреблении информации.

Система предполагает отражение видов информационного воздействия, которые содержательно соотнесены с видами информационной деятельности.

Системно представлены барьеры, возникающие у преподавателей, призванных осуществлять воздействие. Технологическая система информационного воздействия предполагает и включает в себя дефиниции самих технологий акмеолого-педагогического информационного воздействия с учетом особенностей их организации, структуры и условий реализации в профессиональном образовании. Кроме того, технологическая система предполагает включение определенных критериев акмеологичности технологий акмеолого-педагогического воздействия.

Под акмеолого-педагогическими технологиями информационного воздействия нами понимаются системные технологии, ориентированные на развитие личности в системе образования, широко востребующие в процессе их реализации весь спектр личностных качеств, предполагающие реализацию деятельностного подхода, востребующие развитие личности в контексте жизненного и профессионального пути, соотнесенные с контекстом реальной самореализации личности в определенных условиях среды.

Системность, отражающая задачи и единицы акмеолого-педагогического информационного воздействия, являясь частью целостной акмеолого-педагогической системы информационного воздействия, предполагает выбор единиц информационного воздействия в соответствии с задачами образовательной деятельности и реализуемой акмеолого-педагогической технологией.

Акмеолого-педагогическая система информационного воздействия, включает комплекс подсистем, что может быть основанием конструирования акмеолого-педагогического информационного воздействия в соответствии с акмеологической направленностью такового в высшем профессиональном образовании.

В итоге экспериментального исследования определены акмеологические особенности информационного педагогического воздействия, а также условия и факторы, создающие основания его результативности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Образовательная среда аккумулирует в себе информацию, способы ее обработки, хранения и передачи в образовательном пространстве и времени. Информационное образовательное пространство представляет собой сложноструктурированную и протяженную, существующую в определенных условиях и временных рамках информационную связь, соединяющую между собой субъектов образовательной деятельности.

Информационная образовательная среда существует и развивается в связи с наличием информационной потребности обучающихся в развитии. Общая функция акмеолого-педагогической информационной образовательной деятельности является сложной, внутренне противоречивой целостностью, т. е. она системна. Ее внутренне противоположными сторонами, на наш взгляд, выступают отражательная и регулятивная подфункции, а их опосредованием выступает функция взаимодействия, которое носит субъект-субъектный характер.

Человек, являясь основным структурным элементом образовательной системы, создает и использует информацию, которая, с одной стороны, соотнесена со спецификой и направленностью образования, а с другой стороны, отражает специфические черты самой социальной системы, в условиях которой реализуется образование.

Результатом акмеолого-педагогической информационной деятельности и необходимым условием ее успешного осуществления является информационная культура. Именно в понятии информационной культуры акмеолого-педагогическая информационная деятельность в области образования, как и информационное воздействие, фиксируется на уровне развитого, внутренне дифференцированного целого и получает свою конкретную содержательность.

Акмеолого-педагогическое информационное воздействие представляет собой разновидность информационного процесса, в котором осуществляется преднамеренное воздействие на объект в интересах его обучения и воспитания, способствующих акмеологическому развитию.

Применительно к акмеолого-педагогическому информационному воздействию его результативность определяется степенью реализации целей, поставленных субъектами образовательной деятельности. Данная характеристика намечает главные ориентиры рациональной организации и оптимизации работы по акмеолого-педагогическому информационному воздействию и позволяет определит его особенности.

Наиболее значимыми сторонами использования акмеолого-педагогического воздействия в образовательной деятельности являются, на наш взгляд, технологические процессы как структурные компоненты, объединенные между собой единым алгоритмом и состоящие из целеполагания, подготовки и реализации педагогического воздействия в конкретной ситуации образовательной деятельности.

Акмеолого-педагогическое информационное воздействие носит гуманистический характер, поскольку ориентировано на прогрессивное развитие личности, создание условий оптимальной адаптивности и результативности в образовательной среде. При этом гуманистический характер такого воздействия определяется контекстной соотнесенностью с условиями перспективной профессиональной деятельности, что отражает интересы личности, включенной в образовательный процесс.

Акмеолого-педагогическое информационное воздействие направлено на реализацию целого ряда функций, а именно: дидактическойвоспитательнойкоррекционнойразвивающей.

Под понятием «акмеолого-педагогическое информационное воздействие» нами понимается системное, технологичное, социально-психологическое явление, отражающее процесс целенаправленного, комплексного, высокоэффективного, полифункционального, педагогически выверенного, технологически организованного информационного воздействия на единичный или групповой субъект образовательной деятельности с целью его развития в условиях образовательной среды и направленного на достижение акме.

К средствам акмеолого-педагогического информационного воздействия относятся:

— знаковая система и знаковая деятельность (понятная и переводимая);

— знание, пригодное для информации;

— функция передачи информации, функция коммуникации;

— функция кодирования и декодирования информации;

— образы, символы и символические значения;

— социальная, а также субъективно-индивидуальная память.

Потребность информационного педагогического воздействия представляет собой сложное образование, в структуре которого можно выделить следующие элементы: субъект потребности — отдельный индивид, группапотребностное отношение к информации и воздействию как форма необходимой связи субъекта с определёнными условиями его образовательной деятельности, выраженной терминами «обладание», «переживание», «использование» и т. д.- предмет — совокупность когнитивных, технологических, информационных средств, которыми стремится овладеть субъект в процессе образовательной деятельности. Совокупность этих элементов даёт представление о системном характере информационной потребности.

Технология акмеолого-педагогического информационного воздействия, реализуемая в профессиональной деятельности, определяется нами как система методик такого воздействия, объединенных единым алгоритмом, направленных на реализацию целей образовательной деятельности посредством соответствующего арсенального комплекса информационного воздействия в рамках применяемой педагогической стратегии и тактики.

Разработка и применение акмеологических технологий информационного воздействия лежит в русле реализации акмеологического закона личност-но-профессионального развития и умножения личностного потенциала, устанавливающего взаимосвязь между процессом становления профессионального мастерства и формирования личностной целостности.

Акмеолого-педагогические технологии информационного воздействия отличаются от психологических направленностью на акмеологическое развитие личности посредством реализуемой технологичной педагогической деятельности.

Под акмеолого-педагогическими технологиями информационного воздействия нами понимаются системные технологии, ориентированные на развитие личности до уровня акме в образовательной среде, стимулирующие и широко востребующие в процессе их реализации весь спектр личностных качеств, предполагающие реализацию деятельностного подхода к их развитию, востребующие развитие личности в контексте ее жизненного, профессионального и духовного пути, соотнесенные с контекстом реальной, социальной и/или профессиональной самоактуализации личности.

Выступая в качестве единицы обучения, задача информационного воздействия здесь есть средство организации усвоения учебного материала. Как единица общения задача реализует информационно-интеракционную функцию общения, то есть передачу информации и воздействия на обучающихся в процессе взаимодействия с ними.

Понятие «задача акмеолого-педагогического информационного воздействия» можно считать основным компонентом учебной деятельности преподавателя. Кроме того, сама цель учебной деятельности во многом связана с содержанием информационного воздействия.

Задача информационного воздействия, являясь объектом конструирования, предполагает необходимость сознательного поиска соответствующих средств достижения ясно видимой, но непосредственно не доступной цели информационного воздействия.

Одним из важнейших средств такого акмеолого-педагогического информационного воздействия, направленного на достижение цели, определяются единицы акмеологического информационного воздействия, объединенные в акт.

Акт акмеологического информационного воздействия, осуществляемый в условиях образовательной деятельности, определяется как контактный или бесконтактный (опосредованный чем-либо). Структурные единицы акта акмеологического информационного воздействия представляют собой стимулы прямого и косвенного контроля.

Под акмеолого-педагогической системой информационного воздействия нами понимается системная совокупность взаимосвязанных элементов, создающих в процессе их реализации необходимую среду, которая способствует достижению результата такого воздействия, который в свою очередь обеспечивает акмеологическое развитие личности.

Разработанная нами система акмеолого-педагогического информационного воздействия представляет собой комплекс, включающий несколько связанных подсистем:

— система информационной деятельности, предполагающей информационное воздействие;

— технологическая система информационного воздействия;

— система, отражающая задачи и единицы акмеолого-педагогического информационного воздействия.

Целостная акмеолого-педагогическая система информационного воздействия, включающая соответствующие подсистемы может быть основанием конструирования результативного информационного воздействия в соответствии с акмеологической направленностью такого в высшем профессиональном образовании (см. Приложение 1).

В результате проведенного анализа определены особенности акмеолого-педагогического. В частности, определено, что результативность акмеолого-педагогического информационного воздействия определяется использованием преподавателями стимулов прямого и косвенного контроля. Вместе с тем, проведенное исследование позволило сделать вывод, что результативность акмеолого-педагогического информационного, воздействия определяется также содержательными характеристиками акмеолого-педагогических технологий.

В качестве условий акмеолого-педагогического информационного воздействия рассматривается: соответствие акмеолого-педагогического информационного воздействия образовательным потребностям личностивременное пространство акмеолого-педагогического информационного воздействия соответствующие задачам образованияиспользование технологий акмеоло-го-педагогического информационного воздействиятехнологичность процессов подготовки и реализации акмеолого-педагогического воздействия, как алгоритмизация и последовательное целесообразное включение соответствующих единиц информационного воздействия.

В качестве факторов, влияющих на эффективное акмеолого-педагогическое информационное воздействие, рассматриваются: индивидуальные характеристики участников информационного взаимодействия (преподавателей и обучающихся) — факторы образовательной среды, влияющие на процесс акмеолого-педагогического информационного воздействияслагаемые технологии, влияющие на конструирование и реализацию процесса акмеолого-педагогического информационного воздействияподготовленность преподавателей, реализующих акмеолого-педагогическое информационное воздействие, к решению этой задачи.

Для обоснования акмеологических особенностей информационного педагогического воздействия была реализована следующая процедура деятельности:

— определена структура акмеолого-педагогического воздействия, включающая выделение объекта, в качестве которого выступила малая социальная группа (обучающиеся);

— проведено исследование соответствия акмеолого-педагогического информационного воздействия потребностям обучающихся;

— определено временное пространство акмеолого-педагогического информационного воздействия в соответствии с целями такового;

— осуществлен выбор акмеолого-педагогических технологий информационного воздействия;

— реализована технология подготовки к акмеолого-педагогическому информационному воздействию;

— реализована технология акмеолого-педагогического информационного воздействия;

— исследовано отношение объекта акмеолого-педагогического информационного воздействия (малой социальной группы) к информации, предлагаемой преподавателем.

Полученные результаты позволяют осуществлять ранжирование, иерархическое построение, применяющихся акмеолого-педагогических технологий информационного воздействия.

Определена степень выраженности положительной реакции на информационное воздействие, осуществляемое в различных, обычных условиях жизнедеятельности субъектами и объектами такового.

Определено, что результативность акмеолого-педагогического информационного воздействия может быть дифференцирована в зависимости от различных видов такового, реализуемого в рамках педагогической деятельности.

Определено, что на результативность акмеологического информационного воздействия в педагогической деятельности оказывают влияние определенные барьеры. Кроме того, результативность определяется степенью осознанности компонентов (слагаемых) акмеолого-педагогического информационного воздействия, к которым отнесено следующее: цель, задачи, предполагаемые результаты, вероятность достижения, необходимые средства, способы, условия, элементы обратной связи.

Научно-практические рекомендации: Представленные в диссертационном исследовании теоретико-методологические положения и результаты могут использоваться при проведении занятий по проблемам педагогики, психологии и акмеологии информационного воздействия. Разработанные акмеологические особенности, условия, факторы акмеолого-педагогического иформационного воздействия, а также представленная система акмеолого-педагогического воздействия могут быть основанием для повышения качества профессионального образования. Представленные теория и методология акмеолого-педагогического информационного воздействия могут служить основанием дальнейших разработок проблем алгоритмизации информационного воздействия, моделирования систем акмеолого-педагогического информационного воздействия, разработки тематических планов и программ с использованием предлагаемых в исследовании технологий акмеолого-педагогического информационного воздействия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология: автореф. дис.. д-ра психол. наук А. В. Кириченко. М., 1999. — 50 с.
  4. Акмеологические технологии личностно-профессионального развития государственных служащих: Сб. статей / Под общ. ред. А. А. Деркача. -М.: Изд-во РАГС, 2003. 276 с.
  5. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.-650 с.
  6. , Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-308 с.
  7. , Б.Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2001.-279 с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2002. — 282 с.
  9. , Г. М. Социальная психология.- М.: Изд-во МГУ, 1988.-375 с.
  10. , О.С. Психологические основы организации мышления кадров госслужбы. / Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров госслужбы / О. С. Анисимов. М.: РАГС, 1998. — 342 с.
  11. , О.С. Стратегии и стратегическое мышление / О. С. Анисимов. -М.: Агро-Вестник, 1999. 605 с.
  12. Аристотель. Об истолковании. Соч. В 4-х т. М.: Мысль, 1978. Т.2. — 687 с.
  13. , В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности / В.Г. Асеев// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 22−29
  14. , В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. /
  15. B.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1986. — 334 с.
  16. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 389 с.
  17. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский -М.: Педагогика, 1982. 190 с.
  18. , Е.Н. О воспитании и воспитательных системах / Е. Н. Барышников, И. А. Колесников. СПб.: ГУПМ, 1996. — 122 с.
  19. , JT. Общая теория систем критический обзор //Исследования по общей теории систем / Общ. редакция В. Н. Садовского и Э.Г. Юдина/-М.: Прогресс, 1969. С. 23−82.
  20. , И.В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
  21. , И.В., Сис темный подход: предпосылки, проблемы, трудности /И.В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Знание, 1969. — 48 с.
  22. , Д.И. Информация и информационный сервис. JL, Наука, 1989.-190 с.
  23. , А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. № 1.
  24. , А.А. Психология личности / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 188 с.
  25. , А.А. Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981.-224 с.
  26. , А.А., Ковалёв Г. А. О психологии воспитательного воздействия в межличностном общении// Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов.- Краснодар, 1985. С. 8−29.
  27. Большая советская энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова 3-е изд. -М.: «Советская энциклопедия», 1969−1978. — 30 т.
  28. П.Г., Грязнова А. Г., Кинелев В. Г. и др. К нашим читателям \ Высшее образование в России. 1994, № 1. С. 3−4.
  29. , П. Социология политики: Пер. с франц. ./Сост., общ. ред. и пре-дисл. Н. А. Шматко./ М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
  30. , Е.П., Степанов, С.Ю. Психология творческой уникальности человека: рефлексивно-гуманистический подход. М.: ИП РАН, 1998.- 195 с.
  31. , Н.П. Научно-информационная деятельность: Философско-методологические проблемы / Н. П. Ващекин.- М., Мысль, 1984.- 204 с.
  32. , А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 75 с.
  33. , А.А., Кругликов, В.В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России 1998. № 1. С. 42.
  34. , В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина, В. Я. Виленского, П. И. Образцова, А. И. Умана М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
  35. , В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм \ Культурология. XX век. Антология М., 1995. С. 57—69.
  36. В.А., Соколов Э. В. Культура и информация // Теория и практика общественно-научной информации. 1992. № 2. С. 28.
  37. , С.М. Профессиональное образование. Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999.-537 с.
  38. , Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988.-303 с.
  39. Воспитательная система школы: Сб. статей / Отв ред. Л. И. Новикова. — М.: Педобщество РСФСР, 1991. 132 с.
  40. , А.В. Психология и педагогика высшей школы / А. В. Гагарин. — М.: Изд-во РАГС, 2007. 286 с.
  41. , Г. Философия истории. Соч. Т.8./ Г. Гегель. М., 1935. — 310 с.
  42. , Г. Энциклопедия философских наук./ Г. Гегель М.: Мысль, 1974. Т.1.-452 с.
  43. , Г. В., Мельник, И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / РАН. Ин-т философии. М., 1999. — 235 с.
  44. , Г. В., Мельник, И.К. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. -М&bdquo- 2004.
  45. , А.С., Лешин, В.В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. Учебное пособие / А. С. Гусева, В. В. Лешин. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 117 с.
  46. , В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4 / В. Даль. -М.: Изд. Об-ва любит, рос. слов, при имп. Моск. ун-те, 1882. 1152 с.
  47. , Н. Г. Характеристика модели преподавателя, ориентированного на развитие способностей учащихся // Наука и школа. 1999. № 4. С. 17.
  48. , А.А. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2001.-541 с.
  49. , А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. 3: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 538 с.
  50. , А.А. Акмеологические стратегии развития / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 184 с.
  51. , А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 392 с.
  52. , А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 250 с.
  53. , А.А., Акмеология / Учебное пособие / А. А. Деркач, ВТ. Зазы-кин. М.: Изд-во РАГС, — 2002. — 650 с.
  54. , А.А., Психология развития профессионализма / А. А. Деркач,
  55. B.Г. Зазыкин, А. К. Маркова М.: Изд-во РАГС, 2000. -123 с.
  56. , А.А., Психология развития личности: развитие познавательных способностей / А. А. Деркач, B.C. Лазаренко. Луганск: «Шлях», 1998. -175 с.
  57. , А.А., Профессиограмма госслужащего / А. А. Деркач, А. К. Маркова.-М., 2000.-94 с.
  58. , А.А., Профессиограмма специалиста кадровой службы (федеральных и региональных органов исполнительной власти). Учебно-методическое пособие / А. А. Деркач, А. К. Маркова. — М.: Изд-во РАГС, 2001.-25 с.
  59. , А.А., Методология и стратегия акмеологического исследования / А. А. Деркач, Г. С. Михайлов. М.: МПА, 1998.- 148 с.
  60. , А.А., Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих / А. А. Деркач, И. Н. Семенов,
  61. C.Ю. Степанов. М.: РАГС, 1998 — 250 с.
  62. , А.А., Акмеология: пути достижения вершин профессионализма /А.А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: Российская академия управления, 1993.-23 с.
  63. , А.А., Селезнева, Е. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Мысль, 1985. -310с.
  64. , А.А., Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии, Вып.1−2 /А.А. Деркач, А. П. Ситников./ М.: Луч, 1993.-72 с.
  65. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации //Российская газета. 2000. № 187. 28 сентября.
  66. , Д.И. Расшифровка кодов: (методологические аспекты проблемы)// Вопросы философии. 1979. № 12. С. 44.
  67. , В.Г. Психологические воздействия в деловом общении (конспект лекции). М.: РАГС. 1999 г. — 88 с.
  68. , А.Г. Потребность, Интересы, Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  69. , И.А. Роль задачи в личностно-деятельностном подходе /Задача единица обучения, учебной деятельности и общения // И. А. Зимняя, М. Г. Дзугкоева, В. А. Малахова и др. — М.: Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007- 152 с.
  70. , Е.Г. Культура межличностного общения \ Культура жизни личности: (Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования). Киев, 1988. — 189 с.
  71. , В.А. Система комплексного удовлетворения информационных потребностей в научно-производственном объединении \ НТИ. Сер.2. 1973. № 10.
  72. , Н.В. Потребность социалистической личности. М.: Мысль, 1986.- 192 с.
  73. Исследования по общей теории систем. Сборник переводов./ Общ. ред. и вступ. Ст. В. Н. Садовского и Э Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
  74. , Т.С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия.// Психол. журнал, 1986 Том 7, № 4. С. 42−47.
  75. Категории современной науки: (становление и развитие)/ B.C. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. М.: Мысль, 1984. — 268 с.
  76. , М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов, 1974. 224 с.
  77. , Дж.П. Раис Дж., Ковальски К.Дж. Формирование, упадок и возрождение доверия в организации// Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе / Под. ред. Т.Н. Ушаковой/ —Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. 176 с.
  78. Ким, В. В. Семиотические аспекты системы научного познания: Фило-софско-методологический анализ. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987.-168 с.
  79. , А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии / А. В. Кириченко. М.: РАГС, 1998.
  80. , А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А. В. Кириченко. М.:Тесей, 2003. — 224 с.
  81. , А.В. Принципы использования акмеологического воздействия в профессиональной деятельности//Психология и практика. Ежегодник российского психологическою общества. Ярославль, 1998. — С. 87.
  82. , Д. Системный анализ и целевое управление / Д. Клиланд, В. Кинг. Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1974. — 279 с.
  83. , Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. — 200 с.
  84. , Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач / Дж. Клир./ Пер. с англ. М.:1990. Волкова В. Н., Денисов А. А. — М.: Радио и связь, 1990. — 535 с.
  85. , В.О. Сочинения: в 9-ти т. /Под ред. В. J1. Янина- Вступ. ст. В. JI. Янина, В. А. Александрова/. Т.1. Курс русской истории. / По-слесл. и коммент. В. А. Александрова, В. Г. Зиминой. М.: Мысль, 1987.-430 с.
  86. , A.M. Основы активно-игрового обучения / A.M. Князев. — М.:РАГС, 2006.- 164 с.
  87. , A.M. Основы применения игровых технологий в профессиональной подготовке / A.M. Князев. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2003. — 98 с.
  88. , A.M., Одинцова, И.В. Системные деловые игры в образовании / A.M. Князев, И. В. Одинцова. М: Изд-во РАГС, 2006. — 154 с.
  89. , Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегия психологического воздействия//Вопросы психологии. 1987, № 3. — С. 54−55.
  90. , В.З. Информационное взаимодействие. (Опыт анализа субъектно-объектных отношений) /В.З.Коган Томск.: Изд-во Томского университета, 1980. — 194 с.
  91. , В.З. Человек в потоке информации / В. 3. Коган. Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние. 1981. — 177 с.
  92. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. М.: Academia, 2000.- 175 с.
  93. , В.А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984. 190 с.
  94. , Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 124с.
  95. , Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Сов. Педагогика. 1970. № 9. — С. 22.
  96. , Г. С. Избранные психологические труды. /Под ред. J1.H. Проко-лиенко./ М.: Педагогика, 1988. — 304 с.
  97. , В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 48 с.
  98. , М.В. Педагогические теории и системы. Учебное пособие / М. В. Крулехт. СПб: Изд-во «Акцидент», 1998. — 45 с.
  99. , О.А., Лях, А.Н. Информационные системы для руководителей. М.: Экономика, 1973. 112 с.
  100. , В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса 3-е изд., доп. / В. П. Кузьмин. — М.: Политиздат, 1986. -399 с.
  101. , В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия// Прикладные проблемы социальной психологии /Под ред. Е. В. Шороховой и В. П. Левкович/. М.: Наука, 1983.- С. 158−172.
  102. , В.Н. Проблемы социальной психологии. Иваново: Изд: во ИвГУ, 1979.- 74 с.
  103. , Е.В. Общее и особенное в развитии профессиональной компетентности кадров управления: дис. канд. психол. наук: 19.00.13. Е. В. Куликовой М., 2006. — 178 с.
  104. , А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  105. , И.Я., Руткевич, М.Н. Основы гносеологии. Екатеринбург: Ур-ГУ, 1996.- 176 с.
  106. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  107. , Ю.М. Избранные статьи в трех томах. T.I. Статьи по семиотике и типологии культуры. — Таллинн: Александра, 1992. — 402 с.
  108. , А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. — 442 с.
  109. , А.В. Конкретно-исторический характер взаимосвязи деятельности и потребностей общества // Философские науки. 1977. № 2. С. 84.
  110. , А.В., Степанов, Е.И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования // Вопр. философии. 1986. № 4. С. 45.
  111. , Л.В. Основы социально-педагогической технологии. Рязань: РГПУ, 1999.-47 с.
  112. , Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Изда-тельство"Прогресс", 1966. — 462 с.
  113. , Е.И. Психологические основы управления учебной дятельно-стью Киев: Вища школа, 1987, — 223 с.
  114. Менеджеру о менеджменте. Сборник / Под ред. Л. Г. Лаптева М.: Агентство «Квант», 1997. — 215 с.
  115. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.:ЛГУ, 1980. — 172 с.
  116. , В.Д. Методология систем: вербальный подход / В. Д. Могилевский. М. Экономика, 1999. — 251 с.
  117. , Н.Н. Математика в социальных науках //Математические методы в социологическом исследовании. М.: Наука, 1981. — 488 с.
  118. , Г. В., Москаленко, AT. Методологические проблемы исследований общественных отношений и личности. Новосибирск: Наука, 1981.-296 с.
  119. , А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 128 с.
  120. , Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория, практика. / Под ред. Н. С. Соломенко Л.: Наука, 1984. — 189 с.
  121. , Э. М. Федеральная система повышения квалификации работников образования: Учебное пособие. М.: РиП — КРО, 1995. — 213 с.
  122. , И.Б. О моделировании сложных систем / И. Б. Новик. — М.: Мысль, 1965.-335 с.
  123. Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия// Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодале-ва. М.: Педагогика, 1981. — С. 158 — 174.
  124. , С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой М., Ан СССР, ИН- рус. яз. -22-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1990. -921 с.
  125. , В.Б. Межличностные отношения // Социальная психология /Под ред. Г. П. Предвечного, А. Л. Шерковина М.: Политиздат, 1975.-320 с.
  126. Организация взаимодействия человека с технологическими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.2. Языковые средства диалога человека с ЭВМ /Под ред. В. Н. Четверикова, М.: 1990. — 159 с.
  127. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.4. Отображение информации /Под ред. В. Н. Четверикова. М.: Высшая школа, 1990. -112 с.
  128. , Э.А. Введение в социальную и культурную антрологию. Учеб. Пособие. М.: Изд-во МГИК, 1994. — 482 с.
  129. Основы обшей и прикладной акмеологии. Учебное пособие / Под ред.А. А. Деркача и А. А. Бодалева. М.: РАГС и ВАД, 1995.-388 с.
  130. , Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  131. , Б.Д. Социально-психологический климат коллектива / Под ред. В. А. Ядова. Ленинград: Наука, 1981. — 191 с.
  132. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  133. , В.И. Ценностный мир человека и его судьба / Двенадцать лекций по философии. Текст лекций. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1996. Лекция 12. — С. 193 — 225.
  134. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности /Под общ. ред. Е. А. Яблоковой. М.: Изд-во РАГС, 2004. -164с.
  135. Подготовка кадров управления: модель обучения / под ред. Тихонова Р. Е. и др. М.: Изд-во РАГС, 1992. — 136 с.
  136. , Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 448 с.
  137. , Б.Т. Система профессионального обучения государственных служащих: Лекция / Б. Т. Пономаренко. М.: Изд-во РАГС, 2005. -26 с.
  138. , В. Ф. Контрсуггестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформация в развитии человечества).— В кн.: История и психология. М.: Наука, 1971, с. 18—52.
  139. , Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. Киев: Наукова думка, 1985. — 192 с.
  140. , А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А. С. Прутченков. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991. -48 с.
  141. Психологический словарь /Под ред. В. В. Дявыдова, А. В, Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 356 с.
  142. Психологический словарь./ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мищерикова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  143. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. Копору-лина В.Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. Ростов н/Д: Феникс, 2004. -640 с.
  144. Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы: Учебное пособие /Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 278 с.
  145. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления /Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 1997.-229 с.
  146. , А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М .: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
  147. , В.Г. Кибернетические принципы самоорганизации / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л.: ЛГПИ, 1974. — 182 с.
  148. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 640 с.
  149. , З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований / З. И. Равкин. М.: Ин-т теорет. пед-ки и междунар. исслед. в образ. РАО, 1993. — 93 с.
  150. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно-методическое пособие / Под научн. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005.-386 с.
  151. , А.И. Философия компьютерной революции // Вопр. философии, 1986, — № 11.- С. 72−81.
  152. , В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества / В. П. Рачков. Свердловск: Упринформпечать, 1991. -242 с.
  153. , Я.К. О социальной детерминации познания, автореф. дис. док-ра. филос. наук. М., 1970 38 с.
  154. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия. -1993. — 607с.
  155. , C.JI. О мышлении и путях его исследования / C.JI. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
  156. , C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 712 стр.
  157. , C.JI. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973. 423 с.
  158. , В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  159. , В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1979 / Редкол.: Д. М. Гвишиани и др. М.: Наука, 1980. — 284 с.
  160. , А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей, М.: Высшая школа, 1987. — 158 с.
  161. , С.А., Голованов, Л.В. Прогнозирование развития больших систем / С. А. Саркисян, Л. В. Голованов М.: Статистика, 1975. — 192 с.
  162. , Э.П. Информационный подход к познанию действительности. -Киев: Наукова думка, 1988. 239 с.
  163. , А.Э. Оптимизация оценки интеллектуальных способностей военнослужащих: дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 230 с.
  164. , В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента//Педагогика. 1994. № 1.-С. 17.
  165. , А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Философский энциклопедический словарь. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.-428 с.
  166. , А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации / А. П. Ситников. М.: РАУ. Политологический центр, 1992.-276 с.
  167. , А.П. Социально-психологический тренинг как средство повышения психологической готовности руководящих кадров к профессиональной деятельности. -М.: Росс. Акад. управления, 1992. 198 с.
  168. , А.П. Теоретические и прикладные основы акмеологического тренинга программно-целевой направленности: автореф. дис. док-ра. психол. наук. М., 1995. — 368 с.
  169. , Я. Методология и методика педагогического исследования: Пер. с чешск.-М.: Педагогика, 1989. 245 с.
  170. Словарь иностранных слов / Сост. С. М. Локшина, 311 с. 16 см, 7-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984.- 808 с.
  171. Словарь иностранных слов. 19-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1990. — 624 с.
  172. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.- Минск: Хар-вест, 1997.-800 с.
  173. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  174. , Е.Э. Профессиональная деятельность: структура, функции, динамика: дис. докт. соц. наук в форме научного доклада. СПб.: Речь, 1993.-371 с.
  175. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров, 5. л. карт, ил., карт 27 см, 4-е изд., испр. и доп. М.: Сов. энцикл., 1990, -1630 с.
  176. , В.Н. Педагогическая эвристика. М.: Аспект-Пресс, 1995. -147.с.
  177. , Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. JL, 1989.-83 с.
  178. Социальная информациология: Словарь / Под общ. ред. В. Д. Попова. -М.: РАГС, 2007 172 е., С. 44.
  179. Социальные технологии: Толковый словарь/Отв. ред. В. Н. Иванов.-Москва-Белгород :Луч Центр социальных технологий, 1995.- 309 с.
  180. , Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф Спирин. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 34 с.
  181. , Л.А. Развитие аутопсихологический компетентности: овладение акмеологическими технологиями: Учебное пособие / Л. А. Степнова. -М.: Изд-во РАГС, 2001.- 140 с.
  182. , Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: дис докт-ра. психол. наук. — М., 2003. — 643 с.
  183. , А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1988. — 192 с.
  184. Толковый словарь / Отв. ред. В. Н. Иванов, 2-е изд., доп. М.-Белгород: Луч-Центр социал. технол., 1995. — 416 с.
  185. , В.Н. Человек и информация. М.: Наука, 1970. 187 с.
  186. , В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия// Прикладные проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1983.-296 с.
  187. , Д.Н. Психологические исследования /Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1986.-451 с.
  188. , А.Д. Социальная информатика: состояние и перспективы \ Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 33−42.
  189. , В.А. Информационная деятельность человека: социально-философский анализ: дис. канд. философ, наук. Екатеринбург, 1997. -356 с.
  190. Ферре, Фредерик. Философия технологий// Обществ, наука за рубежом. Сер. З 1990. № 2.-С. 53.
  191. Философия гуманизма (социально-гуманистическое содержание проблем марксистско-ленинской философии)/ Под ред. M.JI. Злотиной. -Киев: Вища школа, 1987. 295 с.
  192. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: JT. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  193. , Б.М. Идеологическая работа партии и изучение средств массового воздействия в условиях НТР // Массовая коммуникация в социалистическом обществе /под ред. Дмитриева А. В .и др. Л .: Наука, 1979.-243с.
  194. , А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение (к разработке интерсубъективного подхода в исследованиях познания людьми друг друга) // Псих. межличностного познания М.: Педагогика, 1981 г. — С. 25−42.
  195. , В.Н. Социально-философский анализ развития общества / В. Н. Шевченко. М.: Высш. шк., 1984. — 128 с.
  196. , Р. Имитационное моделирование систем — Искусство и наука. — М.:Мир, 1978.-424 с.
  197. , И. Динамика культуры. Минск: Изд-во БГУ. 1980.- 110 с.
  198. , Г., Скотт, Ж. Коллективная память поколений //Социол. исследования. 1992, № 2. С. 71−90.
  199. , Г. И. Информация и познавательные потребности. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1983. — 160 с.
  200. , С.Е. Феноменология сознательной жизни. Владивосток: Даль-наука, 1992.-203 с.
  201. Brianas I. High-Tech. Executive Stills What New Research Shows // I. Eur Ind Train. 1987. Vol. 11.№ 8.
  202. Hetser H. Spielmaterial fur verschiedene Formen des Souglings- und Kleinein-derspiels. In: G. Hundertmarek Kleinkindersiehung. -Munich, 1972
  203. Inhelder B. Developmental Psychology // Annual Review of Psychology. 1957. V.8.
  204. Kooij R. Van Der and Hellendorn J. Play, Play Therapy and Play Research. -Liesse, 1986
  205. Kuhn D. ON the Dual Executive and Its. Significance on the Development of Developmental Psychology // In: Contemporary human Development. -V.13.-Basel.-983 p.
  206. Littlewood, W. Communicative Language Teaching. An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. -108 p.
  207. Maley, A., Duff A. Drama Techniques in Language Learning. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. -234 p.
  208. Piaget J. Play, Dreams and Imitations. London, 1972.
  209. Ur, P. Grammar Practice Activities. A practical guide for teachers.-Cambridge: Cambridge University Press, 1992. -288 p.
  210. Система акмеолого-педагогического информационного воздействия1. АНКЕТАопределения особенности акмеологического информационного воздействия1. ФИО (шифр участника)1. Возрастлет Профессия1. Пол1. Инструкция:
  211. Определите степень выраженности в реализуемой технологии информационного воздействия базовых оснований, определяющих ее особенности
  212. Основания эффективности инф. воздействия в технологии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101. Наступательность
  213. Учет инд. особенностей объекта воздействия
  214. Стимулирование желательных реакции объекта
  215. Направленность на достижение цели
  216. Учет условий инф. воздействия
  217. Соответствие выбранного способам задачам воздействия
  218. Возможность получения обратной связи1. Благодарим за работу!1. АНКЕТАисследования акмеологических условий и факторов педагогическогоинформационного воздействия1. ФИО (шифр участника)1. Возрастлет Профессия1. Пол1. ВОПРОСЫ АНКЕТЫ:
  219. В какие потоки информационного воздействия Вы включены преимущественно? Отметьте на шкале степень включенности в баллах если 1 минимум, 10 — максимум.
  220. Потоки водействия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  221. Личностный (связанный с инф. воздействием конкретных лиц)
  222. Специализированный (связанный с профессиональным инф. воздействием)
  223. Массовый (связанный с инф. воздействием СМИ и МАССМЕДИА)
  224. Какая информационная потребность у Вас лично доминирует?
  225. Доминирующая потребность в информации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101. Об объектах и субъектах
  226. О способах действий и операциях
  227. Какая информационная деятельность удается Вам в большей степени?
  228. Виды инф. деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101. Производство 1. Переработка 1. Хранение 1. Передача 1. Восприятие 1. Применение
  229. Какое информационное воздействие Вы реализуете наиболее успешно?
  230. Виды инф. воздействия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101. На некоторых людей 1. На любых людей 1. На себя 1. На группу 1. На группу подчиненных
  231. В какой степени Вами осознаются и учитываются слагаемые (компоненты) инф. воздействия ?
  232. Слагаемые инф. воздействия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101. Цель 1. Задачи 1. Предполагаемые результаты 1. Вероятность достижения 1. Необходимые средства 1. Способ 1. Условия
  233. Элементы обратной связи в процессе инф. воздействия
  234. Какие барьеры в реализации информационного взаимодействия с кем-либо Вы ощущаете и в какой степени?
  235. Барьеры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101. Языковый 1. Отсутствие желания 1. Не владение понятиями 1. Рассогласование целей
  236. Недостаточная подготовленность1. Незнание способов 1. Неумение реализовывать
  237. Проблема состояния психики
  238. Виды информационного воздействия и степень успешности их реализации Вами в жизнедеятельности?
  239. Виды инф. воздействия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101. Управленческое 1. Коммуникативное 1. Воспитывающее 1. Обучающое 1. Убеждающее 1. Коррекционное 1. Стимулирующее 1. Манипулятивное
  240. Виды информационного воздействия и степень успешности их реализации Вами в профессиональной деятельности?
  241. Виды инф. воздействия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101. Управленческое 1. Коммуникативное 1. Воспитывающее 1. Обучающое 1. Убеждающее 1. Коррекционное 1. Стимулирующее 1. Манипулятивное
  242. Определите степень выраженности положительной реакции, вызываемой у Вас в результате информационного воздействия (в общем) осуществляемого различными субъектами и объектами влияния?
  243. Субъекты и объекты инф. воздействия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101. Близкие люди 1. Другие люди (незнакомые) 1. Коллеги по работе (учебе) 1. ТВ 1. Радио 1. Интернет
  244. Речь в спектре ее характеристик
  245. Управление расстоянием (сближение, удаление) п/п Стимулы косвенного контроля Оценка в баллах (1 -min, 10-max) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101. Имидж преподавателя
  246. Целевое управление слагаемыми интерьера аудитории
  247. Использование технических средств4. Раздаточные материалы
  248. Присутствие на занятии других лиц1. Анкетаоценки информационного воздействия преподавателемп/п Критериальные основания оценки Оценка в баллах (1 -min, 10-max) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  249. Степень интереса, проявляющегося к предлагаемой информации с их стороны
  250. Степень усвоения предлагаемой информации
  251. Степень целостного влияния информационного воздействия
  252. Позитивный характер сложившихся отношений между обучающим и обучающимися
  253. Сохранение и развитие потребности в предоставляемой информации и вызываемой реакции у обучающихся
  254. Возрастающая ценность предлагаемой информации с точки зрения субъекта информационного воздействия
  255. Технологичность процесса акмео-логического информационного воздействия
  256. Степень готовности субъекта к восприятию информационного воздействия в перспективе
  257. Достигнутый уровень информированности субъекта в соотнесении с целью информационного воздействия
Заполнить форму текущей работой