Динамика риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте
Для мальчиков-подростков образовательное пространство носит провоцирующий характер относительно аддиктивных проб (значительное увеличивается количество проб «из любопытства», что говорит о недостаточности среды по отношению к возрасту) в средней школе. К десятому классу оно, напротив, приобретает характеристики избыточности по отношению к мальчикам-подросткам, по всей видимости, провоцируя…
ДиссертацияАкмеологический подход к формированию конкурентоспособности будущего специалиста-психолога в условиях вуза
С учетом положений теоретической акмеологии нами изучались личност-но-профессиональные особенности студентов-психологов, взятые как критериальный комплекс оценки продуктивности профессионального развития на этапе вузовской подготовки. Выбор критериев не был ограничен их применением на уровне студентов, а позволяет, по нашему мнению, использовать их как минимум и на этапе первичного…
ДиссертацияЭтнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов
Сравнение факторных структур уверенности российских, китайских, латиноамериканских и африканских студентов позволяет выделить общее и специфичное в проявлении уверенности. Общность факторных структур ярче всего появляется в наличии мотивационно-целевого фактора и фактора трудностей у всех групп студентов. А специфика ярче всего проявляется в следующих факторах: в группе российских студентов…
ДиссертацияЭффективность структуры психологических защит личности педагога начального профессионального образования
Эффективность структуры психологических защит выступает основным показателем успешного и адекватного ее действия и детерминируется ее конгруэнтностью параметрам соответствия угрозе, гибкости и зрелости. Это обусловлено тем, что психологическая защита должна быть специфичной, т. е. соответствующей каждому типу ситуациигибкость психологической защиты позволяет выбирать из всего многообразия…
ДиссертацияГрупповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассников
Учшывая, что наиболее ярко самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (ЛИ. Божович, ИХЖон, АВЛетровский, АСЧернышев, ИВ. Дубровина, MP. Гинзбург, ЕПАвдуевская, ТА Араканцева и др.), а школа выступает важнейшим институтом социализации, представляется актуальным исследовать особенности процесса личностного самоопределения в учебной группе, поскольку…
ДиссертацияИсследование точностных характеристик систем слежения при индивидуальной и совместной деятельности
Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что выдвинутая гипотеза о повышении точности слежения путем создания комбинированной системы совместного управления подтверждена экспериментально. Психологический анализ структуры деятельности человека-оператора, осуществляющего слежение, позволил определить пути и методы повышения и стабильности систем слежения. Была обоснована необходимость…
ДиссертацияМеханизмы преодоления деструктивных психологических защит учащихся образовательных учреждений закрытого типа
Актуальность исследования. Неустойчивая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашем обществе, породила рост числа образовательных учреждений закрытого типа, специфика условий жизни в которых характеризуется ограниченностью социальных контактов, однообразным режимом и групповой организацией жизни учащихся, жесткой регламентацией их поведения, ограничением жизненного пространства…
ДиссертацияМаскулинность — фемининность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов
При этом продуктивная самореализация становится возможной только в случае согласованности в личности объективного (социальная среда) и субъективного (личностные характеристики) факторов. Особое место среди последних занимает проблема маскулинности — фемининности личности. Ведь в зависимости от выраженности в личности маскулинности — фемининности, во-первых, она может иметь склонность к разным…
ДиссертацияСоциально-психологические факторы эффективности устного публичного выступления
Результаты эмпирического исследования позволяют сделать еще один важный вывод. Невербальное поведение коммуникатора может иметь два адреса: содержание выступления и поведение слушателей. Коммуникатор использует элементы невербального поведения для управления восприятием содержания выступления: перед наиболее важным выводом делает удлиненную паузу, интонационно подчеркивает особенно интересную…
ДиссертацияСоциально-психологические особенности процесса сплочения воинских коллективов и их учет заместителем командира полка по политической части
I. Работа по сплочению воинских коллективов включает широкий комплекс мероприятий, направленных на всестороннее развитие всех сфер жизни и деятельности воинских коллективов. Главным условием повышения эффективности работы заместителя командира полка по политической части по сплочению воинских коллективов является учет психологических механизмов и зависимостей при организации и проведению…
ДиссертацияРазвитие готовности студентов к продуктивной социально-педагогической деятельности на основе акмеологического подхода
Современные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «социальная педагогика» претерпели структурно — содержательную эволюцию, приведшую к новому взгляду на систему подготовки специалиста образования социального педагога", но при доминирующей роли системы профессиональных знаний, а не личностных характеристик будущего специалиста…
ДиссертацияРазвитие позитивного отношения к профессии у студентов педагогического вуза
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации дан анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме психологической поддержки личности в образовательном пространстве вуза, выделены виды, и основные подходы к оказанию психологической поддержкиосуществлен психологический анализ развития отношения студентов педагогического вуза к будущей профессии и выявлена динамика его…
ДиссертацияРазвитие творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности
Экспериментальная система клубной деятельности, в центре которой находится свободное общение и взаимодействие детей, учителей и родителей, способствует развитию творческого мышления младших школьников. В экспериментальной группе, с которой была реализована программа клуба, отмечено увеличение количества детей, активно проявляющих творчество и в процессе учебной деятельности в классе, учащиеся…
ДиссертацияПсихофизиологические и психологические особенности студентов с различной эффективностью опознания невербальной экспрессии
Как показал регрессионный анализ, полоспецифические различия являются значимыми только для студентов с низким уровнем функциональных возможностей нервной системы. Также было обнаружено, что студенты с высокими показателями уровня функциональных возможностей имеют более совершенную (сбалансированную) структуру типов опознания невербальной экспрессии. Эффективность опознания ими индивидуального…
ДиссертацияПсихофизиологические особенности представителей различных видов спорта в период подготовки и участия в соревнованиях
Важность и актуальность проблемы определения и описания психофизиологических показателей, характеризующих тип спортсмена очевидна по нескольким причинам. Во-первых, нет единого мнения о том, какими методиками пользоваться при определении тех или иных свойств нервной системы спортсмена и описании психофизиологических проявлений. Представляется, что отсутствие научно обоснованной методики учета…
ДиссертацияПсихофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью
Патопсихологические и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе низкой школьной успеваемости при вышеуказанных состояниях различны. Недостатки внимания, оперативной памяти, повышенные отвлекаемость и слабость волевого контроля, не смотря на сохранный интеллект, не позволяют детям с СДВГ учиться наравне со сверстниками. У детей же с ЗПР, в частности церебрально-органического генеза, которые…
ДиссертацияПсихологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися
Эмпирический анализ подтвердил, что педагоги, успешно работающие с одаренными учениками, имеют более высокий уровень развития выделенных личностных качеств. Структура личностных качеств педагогов, успешно работающих с одаренными детьми, отличается от структуры личностных качеств педагогов, не имеющих высоких достижений в этом направлении деятельности по уровню интегрированное&trade-, количеству…
ДиссертацияПсихологические факторы профессионального развития учителей коррекционных и обычных классов
Исследования. Педагогическая профессия, возможно, чаще других становилась объектом пристального внимания психологов, поскольку в государстве, в котором принят закон о всеобщем образовании, нет ни одного человека, не испытавшего и прямо, и косвенно на себе ее влияние (Блонский П.П., 1999; Кузьмина Н. В., 1964, 1988; Выготский Л. С., 1991; Ломов Б. Ф., 1991; Маркова А. К., 1993; Зинченко В. П…
ДиссертацияПсихологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей
Все поставленные задачи решены: обобщены результаты теоретических и экспериментальных исследований по исследуемой проблемесформулированы выявленные психологические условия, оптимально обеспечивающие общение и взаимопонимание взрослых и подростков, воспитывающихся в детском доме семейного типа (§ 3.4.) — разработана и проверена на практике организационно-психолого-педагогическая система…
ДиссертацияПсихологические условия становления форм субъектности в учебной деятельности подростков
Получено также экспериментальное обоснование возможности формирования субъектных позиций педагогов в рамках школьного образовательного процесса. Сконструирована модель становления профессиональной педагогической субъектности и определен проектно-исследовательский тип ситуации профессионального развития педагогов как условие для развития учебной самостоятельности детей и подростков…
ДиссертацияПсихология этнических различий: Проблемы менталитета, отношений, понимания
Актуальность проблемы исследования связана с нынешним обострением межнациональных отношений, кризисными явлениями в развитии самосознания и культуры представителей коми и русского этносов, а также с усиливающимся интересом к проблеме русского и финно-угорского менталитета. Вопросы этнопсихологии представителей коми и русского этноса не нашли достаточно полного отражения в работах психологов…
ДиссертацияПсихология профессионального самоопределения безработной молодежи в условиях экономики переходного периода
Определение специфики ПСО безработной молодежи в условиях экономики переходного периода имеет важное значение для того, чтобы определить адекватные для различных образовательных и половых групп направления и эффективность использования социально-психологических технологий, направленных на их социореабилитацию и поддержку, более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики…
ДиссертацияПсихолого-акмеологические факторы продуктивной компетентности сотрудника Государственной противопожарной службы
Анализ проблем профессионального становления кадров ГПС показывает наличие ряда противоречий: между требованиями современной практики и уровнем существующей системы подготовки специалистовмежду высокими стандартами необходимых профессиональных качеств специалиста и реальной подготовленностью к организаторской деятельностимежду высокими требованиями к профессионализму субъектов деятельности…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия развития адаптивных отношений матери и подростка в семье после развода
Комплексная коррекционная программа, включающая индивидуальное и групповое консультирование матери и подростка, учитывающая психологические факторы деструктивных отношений матери и подростка и психолого-педагогические условия формирования адаптивных отношений матери и подростка: осознание деструктивных отношений, формирование толерантности, формирование конструктивных реакций, коррекция отношений…
ДиссертацияПсихорегуляция педагогической деятельности учителя-словесника
Основная цель работы с профессионально сомневающимися учителями — развитие творческой активности, формирование уверенности в себе. В формирующем эксперименте ведущими средствами были тренинги. По утверждению проф. Н. В. Клюевой, тренинговая форма занятий с учителями является наиболее эффективной. В результате проведенной нами формирующей работы были зафиксированы изменения в личности учителя…
ДиссертацияПоловозрастные и семейные факторы становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста
Актуальность исследования. Копинг-стиль, подобно индивидуальному жизненному стилю человека, определяет устойчивый способ психической адаптации, влияющей как на социальное окружение, так и на характер межличностных отношений. Стратегиям копинг-поведения ребенок овладевает, взаимодействуя с взрослыми и детьми, в первую очередь, в семье, а затем и в социуме. Каким образом ребенок усваивает тот или…
ДиссертацияРоль профессиональных норм в организации поведения студентов-психологов
В проанализированных источниках норма характеризуется как социально заданная основа, в рамках которой строится деятельность. Норма рассматривается в одном ряду с такими понятиями как мнение, представление и убеждение (М. Rockeach, 1969; В. Schloeder, 1993). Понимаемые нормы не обладают самостоятельной побудительной силой, черпая ее из каких-то иных источников. Другая трактовка рассматривает…
ДиссертацияОсобенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы
Методы исследования: основной теоретический метод — это реинтер-претация психологических исследований по проблеме преступности несовершеннолетних, а также психологическая интерпретация криминологических исследований по данной проблеме. Эмпирическими методами выступили: метод беседы, метод изучения документов, метод субъективного шкалирования и психодиагностические методы. В процессе эмпирического…
ДиссертацияСупружеские отношения как фактор психического здоровья детей дошкольного возраста
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету: анализ литературы по психологии, педагогике и другим смежным областям научного знаниясистемный анализ и синтезпсихологические методы (беседа) — наблюдениеэкспериментальный метод (констатирующий) — диагностические методы…
ДиссертацияСвязь мотива достижения и индивидуально-психологических характеристик десятиклассников
Научная новизна. Данное исследование является одной из первых попыток изучения связи неспецифических (широких) форм мотивации со структурой индивидуально-психологических характеристик индивида в рамках теории деятельности. Традиционно в качестве главного фактора развития личности рассматривается ведущий вид деятельности (Д.Б.Элько-нин), специфический для данного возрастного периода. При этом…
Диссертация