Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся в системе профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании выделены принципы педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся: партнерство — вовлечение учащихся в адаптационный процессразноплановость усилий — направленность адаптационного процесса на различные сферы жизнедеятельности учащихся (личную, социальную и трудовую) — комплексность воздействия — согласованность действий педагогов, классных руководителей, кураторов… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теоретические основы профессиональной адаптации учащихся подросткового и юношеского возрастов в системе профессионального образования
    • 1. 1. Теоретический анализ понятия «профессиональная адаптация» в психологической науке и исследованиях
    • 1. 2. Профессиональная адаптация как этап и составная часть профессионального самоопределения учащихся учреждений профессионального образования
    • 1. 3. Формирование готовности выпускников учреждений профессионального образования к профессионально компетентной деятельности
    • 1. 4. Формы и методы психолого-педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации обучающихся в учреждениях профессионального образования
    • 2. 1. Теоретическая разработка экспериментальной работы, результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Этапы и направления психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования
    • 2. 3. Комплекс организационных и психолого-педагогических условий профессиональной адаптации учащихся
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. Экспериментальное изучение влияния психолого-педагогического сопровождения на профессиональную адаптацию учащихся
    • 3. 1. Результаты формирующего эксперимента по профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования
    • 3. 2. Результаты констатирующего и формирующего экспериментов по повышению профессиональной компетентности педагогических работников
  • Выводы по III главе

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся в системе профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема профессиональной адаптации молодежи всегда была актуальна, но не стояла так остро, как в настоящее время. В последние годы количество выпускников учреждений всех уровней профессионального образования, трудоустраивающихся по специальности, неизменно уменьшается. К психологическим трудностям юношеского возраста добавляется неясность перспектив профессионального развития, связанных с социально-экономическими переменами, что приводит к профессиональной неустойчивости молодежи, снижению уровня адаптации и закрепляемости на рабочих местах.

Актуальность проблемы профессиональной адаптации обучающихся учреждений профессионального образования обусловлена потребностью общества в профессионально компетентных специалистах, обладающих мобильностью, активностью, умением ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях, готовностью к профессиональному становлению и повышению квалификации, что, в свою очередь, требует создания непрерывно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации обучающихся. Результаты констатирующего эксперимента показали, что усилия педагогических работников, направленные на обеспечение профессиональной адаптации учащихся, в основном носят эпизодический, нецеленаправленный характер, формирование норм профессиональной деятельности и поведения, как правило, не рассматривается в качестве целей профессионального обучения и воспитания.

Подготовка подростков, юношей (девушек) к профессиональному самоопределению, выбору профессии и образовательного учреждения, адаптации требует существенного переосмысления практики организации адаптационной работы, в которой отражалась бы возможность управляемого перевода учащихся с одного уровня профессионального развития на другой на основе преемственности при переходе из школы в учреждения профессионального образования и самостоятельную трудовую деятельность.

Анализ научной литературы по современным направлениям формирования адаптивности личности, состояние разработанности проблемы и результаты многолетних исследований автора в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования позволили выделить противоречия между: запросами общества и работодателей на подготовку профессионально компетентных и конкурентоспособных специалистов и недостаточной мотивацией молодежи на профессиональное обучение, дальнейшую деятельность по выбранной специальностипотребностью в организации непрерывного психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся и неготовностью практических работников учреждений профессионального образования к ее реализациинеобходимостью создания оптимальных организационных и психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения и адаптации учащихся и недостаточным методическим обеспечением адаптационной работы на разных уровнях профессионального образования.

Указанные противоречия определили проблему исследования: выявление оптимальных условий для осуществления психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования.

Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования.

Объект исследования: процесс профессиональной адаптации обучающихся учреждений профессионального образования.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся в системе профессионального образования разных уровней.

Гипотеза исследования: процесс профессиональной адаптации учащихся в учреждениях профессионального образования будет эффективным, если: — выявлена сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации», определены особенности, этапы, направления и содержание адаптационной работы;

— разработана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации, используются формы и методы адаптационной работы, способствующие включению учащихся в разнообразную профессиональную, проектно-производственную, творческую, социально полезную деятельность, направленную на оптимальную реализацию их индивидуально-личностных и возрастных потребностей при условии обеспечения личностно-ориентированного подхода в организации адаптационной работы с учетом профиля и специализации подготовки учащихся;

— реализован комплекс организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающий успешность процесса профессиональной адаптации учащихсяпроводится психолого-педагогический мониторинг профессиональной адаптивности учащихся, построенный на критериальной основеосуществляется повышение профессиональной (психологической) компетентности педагогических работников для реализации работы по профессиональной адаптации учащихся в условиях образовательного пространства.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации» учащихся и проанализировать состояние проблемы адаптации в психологической теории и практике.

2. Разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения процесса профессиональной адаптации учащихся, включающую этапы, направления, принципы, условия, формы и методы, обеспечивающие формирование готовности к профессиональной адаптации, дальнейшему профессиональному самоопределению и становлению.

3. Выявить и обосновать комплекс организационных и психолого-педагогических условий формирования профессиональной адаптации учащихся в условиях профессионального образования разных уровней.

4. Разработать критерии и показатели профессиональной адаптивности учащихся учреждений профессионального образования, провести мониторинг профессиональной адаптации на всех этапах обучения.

5. Разработать программу повышения квалификации педагогических работников, построенную на модульно-компетентностной основе и направленную на реализацию работы по профессиональной адаптации и развитию учащихся с учетом уровня профессионального образования, особенностей обучающихся (включая «группу риска» — сирот, инвалидов, мигрантов) и профиля обучения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о социально-деятельностной сущности личности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С.Л.Рубинштейн), теории развития личности в подростковом и юношеском возрастах (Л.И.Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Д.И.Фельдштейн), гуманистические парадигмы психологии (А.Маслоу, К. Роджерс, А. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков,.

B.Д.Шадриков), теории личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, И. А. Зимняя, И.С.Якиманская) и развивающего подходов в обучении (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);

— теоретические работы по профессиональному самоопределению личности (М.Р.Гинзбург, Е. А. Климов, В. А. Поляков, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова,.

C.Н.Чистякова, В.Д.Шадриков), профессиональному становлению (А.А.Бодалев,.

A.А.Деркач, Ю. М. Забродин, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Л.М.Митина), социальной и профессиональной адаптации личности (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, С. К. Бондырева, А. В. Петровский, Л.М.Растова), аспектах профессиональной адаптации (В.Г.Асеев, М. П. Будякина, Т. Н. Вершинина, Я. Г. Гальперин, О. И. Жданов, И. К. Кряжева, В. А. Самойлова, Е. В. Таранов, Г. И. Шинакова, М. А. Кузнецов, О. И. Зотова, Е. А. Михалычев, М. Ф. Стрельников, З.Х.Мадрахимова), формированию готовности к оптимально быстрому освоению профессии на основе развития личностной и социальной зрелости (К.Г.Кязимов,.

B.С.Леднев, В.А.Поляков), умений выявлять и оценивать собственные возможности и ресурсы (А.Г.Асмолов, П. Р. Атутов, Э. Н. Гусинский, А.М.Новиков), взаимосвязи адаптационных процессов с мотивационнопотребностной сферой человека, его профессиональной и жизненной ориентацией (Б.С.Братусь, О. В. Лишин, А. В. Мудрик, Ю. М. Орлов, Л.И.Уманский), адекватностью восприятия человеком себя и своих социальных связей, искаженное или недостаточное развитие которых приводит к проявлениям дезадаптации (Н.Г.Лусканова, Г. Н.Сердюкова) — профессиональной компетентности специалиста (Э.Ф.Зеер, В. А. Наперов, Л. П. Панина, Е. Г. Сафонова, А. В. Смирнов, В. Ф. Спиридонов, Э. Э. Сыманюк, О.А.Шахматова), профессиональной идентичности (Л.Б.Шнейдер), включению человека в систему производственных отношений, привыкании к требованиям профессии (Б.И.Адаскин, А. А. Ахапкин, Е.А.Михалычев), формированию индивидуального стиля деятельности, раскрытию способностей и склонностей учащихся (А.А.Реан), являющихся основой для овладения профессией и самореализации специалистов (Л.А.Коростылева, И.Г.Чевтаева).

Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его задачами применялись следующие методы: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме, методы прогнозирования, моделирования, обобщения и интерпретации полученных данных) — констатирующий, формирующий и сравнительный эксперименты, лонгитюд, собеседование, метод экспертной оценки, изучение документации, проведение тренингов и групповых занятий в форме деловых игрдиагностические (анкетирование, тестирование, рейтинг) — математические методы обработки результатов (методы обобщения результатов исследования, определение количественных и качественных показателей с применением графического представления данных математической статистики).

Научная новизна исследования заключается в том, что: разработана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования, представленная тремя взаимосвязанными этапами: переход из школы в систему профессионального образования разных уровней, обучение в учреждении профессионального образования, окончание обучения и вхождение в трудовую деятельностьвыделены общие и специфические требования к функционированию психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования разных уровней (начального, среднего, высшего) — проведена оценка основных факторов, влияющих на процесс профессиональной адаптации учащихся к условиям обучения и трудовой деятельности, включающая первичную адаптацию (усвоение действующих в образовательном учреждении норм поведения, требований, форм и видов деятельности), индивидуализацию (реализация индивидуальных особенностей, способностей, интересов), интеграцию (воспитание посредством групповых отношений и совместной деятельности), идентификацию (осознание групповых норм и ценностей как собственных) — определен комплекс условий профессиональной адаптации учащихся, включая организационные (повышение профессиональной (психологической) компетентности педагогических работников, организация и функционирование психолого-педагогической службы, ученического самоуправления, построение учебного плана с учетом факультативов, спецкурсов, ориентированных на психологическую подготовку учащихся к адаптации и проектированию профессионального будущего) и психолого-педагогические (создание вариативных педагогически организованных видов деятельности для реализации внутренней активности учащихся в различных видах деятельности, реализация программ профессиональной адаптации учащихся на трех этапах адаптивной модели, реализация специализированных программ адаптации для учащихся «группы риска» (сирот, инвалидов, мигрантов), психолого-педагогический мониторинг адаптационной динамики учащихся, рефлексия деятельности и коррекция форм и методов профессиональной адаптации учащихся) — определены критерии профессиональной адаптации учащихся: уровень осознанности профессионального самоопределения (включая соответствие ожиданий поступающих и абитуриентов реальным условиям обучения и профессиональной деятельности), уровень проявления активности в учебной и внеучебной профессиональной деятельностиуровень эмоционального удовлетворения учебной (трудовой) деятельностью и общениемуровень волевого самоконтроляопределены и систематизированы показатели профессиональной адаптивности учащихся по направленности на профессию и трудработу в группе, коллективена себя как личность.

Теоретическая значимость исследования. Выявлена сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся» учреждений профессионального образования. Сформулированные в исследовании положения теоретически и методически обеспечивают решение на практике актуальной проблемы повышения профессиональной готовности учащихся к трудовой деятельности по выбранной специальности, влияющей на формирование профессиональной адаптации и компетентности выпускников, которые могут служить основой разработки комплексного научно-методического обеспечения адаптационной работы в учреждениях профессионального образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана и апробирована трехэтапная модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования, разработана и апробирована программа подготовки педагогических работников на модульно-компетентностной основе, которая используется в практике институтов повышения квалификации руководящих, педагогических работников, психологов и социальных педагогов системы профессионального образования, а также в процессе организации занятий в педагогических коллективах образовательных учреждений.

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся позволяет реализовывать групповые, индивидуальные и специализированные адаптационные программы, которые используются психологами и социальными педагогами учреждений профессионального образования. Даны методические рекомендации по организации адаптационной работы на основе преемственности общего и профессионального образования, интеграции учебных дисциплин и оптимизации структурных связей внутри учебно-производственного процесса с учетом показателей профессиональной адаптивности, актуальные в условиях реформирования системы профессионального образования.

Разработана программа факультативных занятий «Профессиональное становление и саморазвитие личности», состоящая из трех последовательных курсов «Психология учебной деятельности», «Психология личности и межличностного общения», «Проектирование карьеры». Подготовлены методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий, способствующих формированию готовности учащихся к профессиональной адаптации, вхождению в производственную деятельность, апробированные в учреждениях начального и среднего профессионального образования, на курсах повышения квалификации работников образования.

Разработано комплексное обеспечение деятельности психолого-педагогической службы учреждений профессионального образования (методическое, кадровое, функциональное, информационное, организационно-техническое, правовое), позволяющее эффективно осуществлять сопровождение учащихся в процессе обучения и адаптации к трудовой деятельности.

Разработаны структура и функции ученического самоуправления (соуправления), способствующие развитию умений и навыков самоорганизации, планирования и реализации профессиональных намерений обучающихся, ответственности за принятие решения.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1998;2000 гг.) — организационно-подготовительный. Изучались и анализировались психологическая литература и исследования, обобщался отечественный и зарубежный опыт по профессиональной адаптации учащихся, опыт работы учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования РФ по профессиональной адаптации учащихся, определялись цели, объект, предмет, рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования, разрабатывалась методика экспериментальной работы, проводилось обоснование принципов и выделение критериев адаптационной работы, разработка экспериментальных материалов для констатирующего и формирующего экспериментов, определялись подходы к построению модели профессиональной адаптации учащихся к условиям профессионального обучения.

Второй этап (2001;2005 гг.) — опытно-экспериментальный. Поэтапно апробировалась модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся, разрабатывалась и внедрялась психолого-педагогическая служба в учреждения профессионального образования, проводился формирующий эксперимент, лонгитюдное исследование, подготовка методических материалов.

Третий этап (2005;2006 гг.) — заключительно-обобщающий. Проводилось теоретическое обобщение результатов, анализ и уточнение выводов формирующего и сравнительного экспериментов, подготовка научно-методических рекомендаций по организации адаптационной работы в образовательных учреждениях.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, теоретико-методологической позицией, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных цели, задачам и этапам научно-исследовательской работы, анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводимой в течение девяти лет, репрезентативностью количества участников констатирующего и формирующего экспериментов. Всего в эксперименте приняло участие 2093 человека, из них: 1436 учащихся, 657 педагогических работников учреждений профобразования.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось в учреждениях профессионального образования разного уровня в г. Москве и регионах РФ:

— начальное и среднее — Техникум управления и информационных технологий (Колледж предпринимательства № 11) г. Москвы (1998;2005 гг.), Профессиональный художественно-промышленный лицей № 10 г. Калининграда (1999;2005 гг.), Полиграфический колледж № 56 г. Москвы (2003;2006 гг.), Медицинское училище № 2 г. Москвы (2002;2005 гг.), Профессиональный лицей № 12 г. Советска Калининградской области (1998;2006 гг.), Московский технический колледж (Политехнический колледж № 19) г. Москвы (1998;2004 гг.), Строительный колледж № 38 г. Москвы (1997;2003гг.);

— высшее — Московский психолого-социальный институт (2004;2006 гг.), Институт управления и права (2003;2005 гг.);

— послевузовское — Институт развития профессионального образования (1998;2006 гг.), Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (2004;2006 гг.), Московский институт открытого образования (1998;2005 гг.).

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе практической работы конференции «Новые воспитательные технологии» (2000 г.), в авторской школе «Адаптация учащихся в системе НПО и СПО» (2001 г.), «Самосовершенствование и саморазвитие личности учащегося» (2002 г.), на областном методическом семинаре «Инновационные технологии в производственном обучении» (Калининград, 2003 г.) и др.- научно-практических конференциях педагогических работников школ, учреждений начального и среднего профессионального образования административных округов г. Москвы (2003;2004 г.), в ходе выступлений на семинарах для управленческих и педагогических работников в МИОО (2002;2004 г.), проведения занятий со слушателями факультета повышения квалификации ИРПО по проблеме «Проблема социально-профессиональной адаптации учащихся в условиях модернизации системы образования в России» (2004;2006 гг.), «Психологическая служба в системе профессионального образования» (2003;2006 гг.), в процессе работы III съезда практических психологов (2003 г.), Первой Международной конференции практических психологов системы образования (2004 г.), секциях педагогов-психологов профессионального образования г. Москвы, работе жюри конкурса «Учитель года" — опубликованных учебных и методических пособиях, статьях.

На защиту выносятся:

1. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования представляет непрерывную систему содействия молодежи со стороны психологических и педагогических работников (с привлечением к ней социальных партнеров), которая реализуется на трех взаимосвязанных этапах: на этапе перехода из школы в систему профессионального образования разных уровней, этапе обучения в учреждении профессионального образования, этапе завершения обучения и вхождения в самостоятельную трудовую деятельность на производстве.

2. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся представляет комплекс условий, способствующих формированию готовности учащихся к профессиональной адаптации, дальнейшему профессиональному самоопределению и становлению, состоящий из организационных условий (повышения профессиональной компетентности педагогических работников, организации и функционирования психолого-педагогической службы, ученического самоуправления, построение учебного плана с учетом факультативов, спецкурсов, ориентированных на психологическую подготовку учащихся к адаптации и проектированию профессионального будущего) и психолого-педагогических условий (создания вариативных педагогически организованных видов деятельности, реализации общих программ профессиональной адаптации учащихся на трех этапах и специализированных программ для учащихся «группы риска», психолого-педагогического мониторинга адаптации учащихся, рефлексии деятельности, коррекции форм и методов профессиональной адаптации учащихся).

3. Критериями для определения уровней профессиональной адаптации учащихся служат: осознанность профессионального самоопределения (включая соответствие индивидуальных возможностей, способностей, интересов абитуриентов требованиям профессии, ожиданий поступающих реальным условиям обучения и профессиональной деятельности), уровень проявления внутренней активности в учебной и внеучебной профессиональной деятельностиуровень эмоционального удовлетворения учебно-производственной деятельностью и общениемуровень волевого самоконтроляпоказателем профессиональной адаптивности учащихся служит направленность на профессию и трудработу в группе, коллективена себя как личность.

Выводы по главе III.

В ходе исследования доказано, что процесс профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования протекает более эффективно, благодаря реализации психолого-педагогического сопровождения на всех этапах обучения.

Показана необходимость разработки целенаправленной системы адаптационной работы для реализации трехэтапной модели профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования.

Обосновано и подтверждено экспериментальной работой, что значительную роль в успешности процесса профессиональной адаптации играет подготовленный к данной деятельности педагогический коллектив, объединенный едиными целями, принципами взаимодействия в образовательной среде. С учетом этого разработана и апробирована программа повышения профессиональной компетентности на модульной основе.

В исследовании проведена оценка основных факторов, влияющих на процесс профессиональной адаптации учащихся при переходе из школы в учреждения начального и среднего профессионального образования, в условиях профессионального обучениявыявлены затруднения учащихся при профессиональном самоопределении, вхождении в новую образовательную среду, адаптации в условиях производственной практики и начале самостоятельной трудовой деятельности на производстве.

В исследовании выделены принципы педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся: партнерство — вовлечение учащихся в адаптационный процессразноплановость усилий — направленность адаптационного процесса на различные сферы жизнедеятельности учащихся (личную, социальную и трудовую) — комплексность воздействия — согласованность действий педагогов, классных руководителей, кураторов групп, руководителей кружков, психологов, социальных работников и социальных партнеровнепрерывность — создание этапов, «переходов» адаптационной работы от школы к профессиональному образовательному учреждению и трудовой деятельности на производствепедагогического оптимизма, основанного на гуманистическом мировоззрении, признании права каждого молодого человека вне зависимости от его индивидуальных особенностей и адаптивных затруднений быть включенным в образовательный процесс и трудовую деятельность.

На основе теоретического анализа и опыта практической работы нами выявлены критерии профессиональной адаптации учащихся: уровень осознанности профессионального самоопределенияуровень проявления активности в учебной и внеучебной деятельностиуровень эмоционального удовлетворения учебной (трудовой) деятельностью и общениемуровень волевого самоконтроля.

Уточнено понятие «психолого-педагогическое сопровождение» профессиональной адаптации учащихся, под которым нами понимается непрерывная система содействия молодежи со стороны психологических и педагогических работников с привлечением к ней социальных партнеров, направленная на создание условий для успешного профессионального самоопределения (в соответствии с индивидуальными возможностями, способностями, интересами), адаптации к условиям и требованиям обучения и профессиональной деятельности, формирование профессионально важных качеств, установление деловых отношений с коллегами, вхождение в трудовую деятельность и закрепляемость выпускников в условиях производства.

Заключение

.

В заключении обобщены основные результаты проведенного теоретического и экспериментального исследований, позволившие подтвердить правильность выдвинутой гипотезы.

Теоретический анализ понятия «адаптация» с позиций педагогической психологии подтвердил его сложность и многоаспектность, необходимость применения системного подхода к определению сущности и содержания профессиональной адаптации учащихся. Мы базировались на выводе, что адаптация не просто приспособление, а сложный процесс, направленный на включение личности в социальную и профессиональную среду и отношения, на освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие учащимися себя, своего окружения, на снятие травмирующего воздействия внешней среды. Причем учащийся не просто включается в новую среду, он изменяется сам в этой среде (перестраивается система поведения и деятельность), изменяется в свою очередь и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

Целенаправленная психолого-педагогическая работа по адаптации учащихся оказывает влияние на развитие профессиональной активности и получение эмоционального удовлетворения от процесса общения и совместной деятельности.

Определены и экспериментально проверены основные направления психолого-педагогического исследования адаптации учащихся, включая мониторинг (по критериальным основаниям) уровня осознанности профессионального самоопределения, проявления активности в учебном процессе и внеучебной деятельностиэмоционального удовлетворения учебной (трудовой) деятельностью и общениемволевого самоконтроля. Психолого-педагогический мониторинг проводился на всех этапах адаптационной работы и включал использование диагностических процедур и методов психолого-педагогического наблюдения за групповой и индивидуально-личностной адаптацией обучающихся.

В процессе и по результатам эксперимента подтвердилась гипотеза, что важнейшим условием, обеспечивающим эффективность работы по профессиональной адаптации учащихся, является координация действий всех субъектов образовательного процесса. Выявлена взаимосвязь адаптационного процесса с методами организации учебной и воспитательной деятельности по формированию личностной мотивации, профессионального самоопределения.

Экспериментально определено, что успешная социальная и профессиональная адаптация учащихся обеспечивается созданием единой организационной системы управления всеми структурами и подразделениями образовательного учреждения (включая психолого-педагогическую службу и ученическое самоуправление) путем интеграции учебных, воспитательных, производственных, проектно-предпринимательских и общественно значимых направлений деятельности.

Обоснована взаимосвязь специализированных адаптационных программ для каждого курса обучения, включающих организацию познавательной деятельности, усвоение учащимися знаний, умений и навыков профессионального труда, ценностей социальной и профессиональной деятельности, норм поведения и ролевых позиций в коллективе, с учебным и воспитательным процессами и комплексом средств, обеспечивающих формирование готовности учащихся к профессиональной адаптации и становлению на производстве.

Определено, что условием успешного процесса профессиональной адаптации учащихся юношеского возраста является наличие необходимого уровня социализации, сформированных ключевых компетенций, позволяющих адаптироваться человеку к новой ситуации. Процесс социальной адаптации создает условия для изменения (коррекции) одних свойств личности и возникновения новых в процессе осуществления разнообразной деятельности и активных методов социально-психологического обучения и является предпосылкой профессиональной адаптации обучающихся.

Выявлены затруднения педагогов учреждений профессионального образования при работе с дезадаптированными учащимися, разработана и апробирована программа повышения их профессиональной компетентности.

Обобщив сказанное, следует выделить следующие аспекты проведенного исследования:

1. Экспериментально подтверждено, что успешная профессиональная адаптация учащихся обеспечивается реализацией комплекса организационных и психолого-педагогических условий на всех этапах учебно-производственной деятельности посредством интеграции учебных, воспитательных, производственных, проектно-предпринимательских, социально значимых и психологических направлений деятельности на основе единых принципов взаимодействия субъектов образовательного пространства.

2. Выявлено повышение от подросткового к юношескому возрасту избирательности референтного общения и видов деятельности, что требует создания вариативных возможностей учреждения образования для самореализации учащихся по всем направлениям деятельности с постепенным смещением к старшим курсам в сторону профессиональной.

3. Определены содержание и этапы психолого-педагогического сопровождения процесса профессиональной адаптации учащихся. Экспериментально подтверждена эффективность реализации программ повышения профессиональной (психологической) компетентности педагогических работников для осуществления адаптационной работы с учащимися, включая овладение специализированными программами работы с учащимися «группы риска» (сиротами, инвалидами, мигрантами).

4. Выявлены затруднения выпускников школ при вхождении в новую образовательную среду профессиональных учреждений, установлена динамика качественных изменений в профессионально-трудовой, социальной и индивидуально-личностной сферах обучающихся, на основе которых определены и систематизированы критерии и показатели профессиональной адаптации.

5. Определены и экспериментально проверены основные направления психолого-педагогического мониторинга профессиональной адаптации учащихся, построенного на использовании диагностических процедур, методов включенного психолого-педагогического наблюдения за групповой и индивидуальной динамиками адаптации обучающихся по критериальным основаниям.

6. Выявлено позитивное влияние формирования профессиональной адаптации учащихся на закрепляемость трудоустроившихся выпускников и взаимосвязь комплексной психолого-педагогической адаптационной работы с привлечением всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров и эффективностью вхождения учащихся в трудовую деятельность. Показатель закрепляемости от 100% трудоустроившихся выпускников экспериментальных групп составил 32% и 41% (в контрольных группах от 3% до 11%).

Исследование, проведенное с использованием разработанной модели, выявило проблемные зоны подготовки специалистов в практике образовательных учреждений: работа по профессиональному самоопределению и адаптации осуществляется лишь на первом этапе (доучебный период), в процессе профессионального обучения подобная работа осуществляется фрагментарно.

Перспективы дальнейшего исследования могут состоять в разработке психологического инструментария по комплексной оценке уровня профессиональной адаптации выпускников, выделении ключевых и профессиональных компетенций, влияющих на характер профессионального становления молодого специалиста в условиях производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и создание личности как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука. 1989. — 183 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-248 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль. 1991. 299 с.
  4. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. -256 с.
  5. Н.А. Конкретная педагогика личностно ориентированного образования: Учеб.-метод. материалы. Ч. 1. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унта, 1998.-36 с.
  6. Л., Бляхман Л. Заводская молодежь: профессия, интересы. М., 1971.-180с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. В 2-х т. М. 1980. Т. I. 229 с. Т. II. 287 с.
  8. .Г. Индивидуальное развитие человека. М.: Просвещение, 1968. -334 с.
  9. Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям учёбы в вузе. // Человек и общество. Л., 1973. -Вып. 13. -С. 15−25
  10. В.В., Грохольская О. Г., Радов В. П. Принципы развития современного профессионального лицея. М.: Изд-во Института общего образования, 2004. — 106 с.
  11. О.С. Основы методологии (учебное пособие). М.: РАМиА, 1994. т. 1 -306с., Т.2.-292 с.
  12. Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности. // Проблемы психологии личности. М. 1982. С. 140−147.
  13. С.Д. Социальные проблемы адаптации молодых рабочих на промышленных предприятиях. В кн.: Молодежь и труд. М.: Молодая гвардия, 1970.-201с.
  14. Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации подростков. // Вопросы духовной культуры советских рабочих. Свердловск, 1969. — С. 3
  15. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.- 105 с.
  16. А.Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. — Новгород, 1993. — 24 с.
  17. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. // Вопр. психологии, № 1, 1992. С. 6−13.
  18. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническомобразовании школьников. М. Просвещение, 1985. — 128 с.
  19. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1975. -386 с
  20. В.И. Педагогические условиям обучения в вузе., Авторефорат, Тюмень, 1999.
  21. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560 с
  22. Т.А. Школа и начало трудового пути. Изд-во. Знание, М., 1985. -16 с.
  23. Г. В. Повышение профессиональной компетентности педагогов / Приложение к журналу Профессиональное образование «Педагогическая наука -практике». Новые исследования. № 1. М.: ИСОМ, 2004.
  24. Г. В. Профессиональная компетентность специалиста: точка зрения психолога // Профессиональное образование, 2005. № 12.
  25. Г. В. Психологическая служба профессионального образования: содержание, проблемы, перспективы // Преподаватель, № 2, 2001. С.40−44.
  26. Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов / Организация развивающего воспитательного пространства вуза: Сборник научно-методических материалов. — М.: АПК и ППРО, 2005. С. 78−86.
  27. Г. В., Бондырева С. К., Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 152 с.
  28. Г. В., Горькова О. В. Комплексная психологическая диагностика абитуриентов УПО // Профессиональное образование, № 2, 2000. С. 28−29
  29. Г. В., Лепилина Л. И. Профессиональное становление и саморазвитие личности: программа курса. М.: ИРПО, 1999. Вып. 2.-51 с.
  30. С. А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 2000. № 2.
  31. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  32. Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма. Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. — 128 с.
  33. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М. 1986. С. 328 329.
  34. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование, 1996. № 4. С. 66 73.
  35. И.И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ. / Дис.канд.пед.наук. М.:1998.
  36. Д.Б. Активность, деятельность, целеполагание. // Проблема деятельности в советской психологии. М., 1977. С.112−120.
  37. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983 с 22−35.
  38. А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента // Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. — JL, 1978. С.3−11.
  39. А.А. Психология межличностного общения. Рязань: МВД РФ Рязанская высшая школа, 1994. — 88 с.
  40. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. — 188 с.
  41. А.А., Рудуевич JI.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека. // Педагогика. 1995. № 3. с.19−23.
  42. Божович JL И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 7 — 45.
  43. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  44. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологи, 1978. № 4. С. 30 34.
  45. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информационно — издательский дом «Филинъ», 1996. — 472 с.
  46. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10.
  47. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на Д.: РПУ, 2000. — 351 с.
  48. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института- - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
  49. С.К. Социально-психологические основания развития единого образовательного пространства СРГ: структурно-содержательные и функциональные характеристики взаимодействия субъектов. — М., 1998.
  50. С.К., Колесов Д. В. Миграция (сущность и явление). М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004
  51. С.К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М.: Издательство Московского психологического института- Воронеж: Издательството «модэк», 2003
  52. С.Е. Деловая игра как метод социально психологического тренинга // Вопросы психологии, 1999. № 4. С. 52 — 57.
  53. О. Учитель как субъект педагогического общения. — Кемерово.: Кемер. обл. институт усоверш. учителей, 1994. 62 с.
  54. Братченко C. JL, Миронов М. Р. Личностный рост и его критерии. / Психологические проблемы самореализации личности СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. С. 38 — 46.
  55. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. С. 304.
  56. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психол. журн.т. 12. № 6. 1991, с. 3−11.
  57. М. Я и Ты / пер. с нем. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
  58. М.П., Русалинова А. А. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве. // Человек и общество. Д.: изд. ЛГУ.1971. Вып. 8. С. 176−178.
  59. Буева Л. Я. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. — 61 с.
  60. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М. МГУ. 1990. -135с.
  61. Ю.К., Поляков В. А. Трудовое обучение и проблема подготовки квалифицированных рабочих. М.: Педагогика, 1972. — 412 с.
  62. С.А. Методы изучения профессионально важных качеств школьника, М., 1980.
  63. Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров. //Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии. Новосибирск: Наука, 1979.-С. 134.
  64. Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок // Мир психологии, 2001. № 2. С. 154 — 165.
  65. Владислав лев А. П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. -М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
  66. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М. В. Гамезо, В.Матюхиной., Т. С. Михальчик. — М.: Просвещение, 1984. 256 с.
  67. И.А., Петропавловская С. М. Адаптация первокурсников в профессиональном лицее // Профессиональное образование № 12. М., 1999. С. 27−28.
  68. .З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков. М.: Новая школа, 1993.-160 с.
  69. Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. Соч. М. 1983. Т.З. с. 315.
  70. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С.430−449.
  71. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М.: Наука, 1966. — 230 с.
  72. Я.Г., Жданов О. И. Технология психологической самозащиты. Стресс дистресс — проблема XX века. — М.: ВНИЦТНМ «ЭННОМ», 1997. — 164с.
  73. Э.Г. и др. Психологические основы конструирования учебной информации // Психол. журн. 1993. -Т. 14. № 6. с. 35−45.
  74. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  75. М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М.: 1996. — 60с.
  76. М.Р. Характер личностного самоопределения в разных условиях воспитания и обучения. М.: Педагогика, 1990. — 60с.
  77. О.В. Адаптация первокурсника // Профессиональное образование, 2002, № 9. С. 12−13.
  78. О.В. Реализация модели социально-профессиональной адаптации учащихся к условиям обучения в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ) медицинского профиля. Автореф. дис. канд. пед. Наук, М., 2003. — 20с.
  79. . Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1996. — 496 с.
  80. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест М. 1995. -43 с.
  81. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М. Педагогика. 1982, — 147 с.
  82. P.M. Элементы практической психологии. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
  83. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  84. Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 136 с.
  85. А.Н. Количественный и качественный подходы в психологическом исследовании адаптации к социальным изменениям // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научных трудов / Под ред. О. Г. Кукосяна. Вып.2. -Краснодар, 1997.
  86. А.Н. Прикладная психология // Профориентация. № 4.1999, с. 14,1819.
  87. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании, № 4, 2000.
  88. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Издательство Московского психолого-педагогического института- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. — 752 с.
  89. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Луч, 1993. — 375 с.
  90. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.
  91. JI.A. Колледж многопрофильный центр по оказанию образовательных услуг.// Специалист. 1997. № 3. с.2−4.
  92. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-368 с.
  93. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М. 1975. -64 с.
  94. И.В., Лисина М. И. Особенности психологического развития детей в семье и вне семьи. М., 1982. — 68 с.
  95. М.И., Кандыбович Л. А. Проблемы готовности к деятельности. -Минск: БГУ, 1976. 175 с.
  96. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях. Психологический аспект. М., 1985.-208с.
  97. И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих- Дис. .канд. психол. наук.-М., 1999.- 191 с.
  98. О.Ю. Маиематическая статистика для психологов: Учебник. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. — 336 с.
  99. С.А., Посталюк Н. Ю. Рекомендации по разработке модульных образовательных программ начального и среднего профессионального образования (проект). М.: ИРПО, 2005. — 20 с.
  100. Н.Р. Организационная модель деятельности психолого-педагогической службы профессионального колледжа. Автореф. дис. канд. пед. Наук,-М., 2005.-21 с.
  101. И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.
  102. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  103. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. -М.: Издательский центр АПО, 2002. 43 с.
  104. Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 258 с.
  105. Э.Ф., Павлов A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учеб. Пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. 216 с.
  106. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч-метод. Пособие. Екатеринбург.: Изд-во Урал, гос.проф.-пед. Ун-та, 1999. — 245 с.
  107. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34−42.
  108. В.П. О понятиях «развитие личности», «формирование личности», «социализация», «воспитание». Новосибирск, 1975. 78с.
  109. JI.C. Условия формирования профессиональной компетенции специалистов / Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука практике. Новые исследования. № 4, 2004. — М.: ИСОМ. С. 127−137.
  110. В.М. Толерантность как элемент адаптации человека в культуре / Дефиниции культуры. Вып.З. Томск.: Изд — во Том. ун-та, 1998. С. 55 — 59.
  111. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально — психологической адаптации личности / Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С. 219 — 233.
  112. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. В кн.: Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — 197с.
  113. И.А., Кривонос И. Ф., Тарасевич Н. Н. и др. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1989. — 302с.
  114. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  115. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 94 с.
  116. Н.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования. Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 2005. — 21 с.
  117. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В. В. Петрусинского М.: Новая школа, 1994.-368 с.
  118. Изучение мотивации детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М. 1972. 371 с.
  119. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  120. И.И. Структура процесса учения. М.: Издательство Московского Университета, 1986. — 199 с.
  121. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  122. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М. 1974.
  123. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 111 с.
  124. В.Г., Кондратьева J1.JI. Психология. Изд-во Высш. Шк., М., 1989. -383 с.
  125. И.Д. Цивилизация и адаптация. М., 1984.-240с.
  126. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.1981.-200 с.
  127. В.А., Капралов B.C., Поляков В. А. Основа методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  128. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  129. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -М.: НИИВШ, 1977.-64с.
  130. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  131. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
  132. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704с.
  133. А.В. Психологические основы принятия решения в профориентационной работе. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — 96 с.
  134. А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. — Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1988. — 76с.
  135. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М., 1978.
  136. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. -238 с.
  137. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. — 200 с.
  138. Е.А. Как выбрать профессию. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  139. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. — 222 с.
  140. Е.А. Психологическое содержание труда и вопроса воспитания. М. Знание, 1986. — 76 с.
  141. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во ИПП, Воронеж, 1996.-400 с.
  142. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 509 с.
  143. Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса.-М.: изд.Рос.АН. 1995.
  144. Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: «Наука», 1994. — 236 с.
  145. А.Г. Психология личности. М., 1970.
  146. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-335с.
  147. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 280 с.
  148. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1986. — 394 с.
  149. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. -175 с.
  150. Кон И. С. Социология личности. М.: Просвещение, 1984. — 383 с.
  151. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  152. О.А. Формирование личного жизненного плана фактор активизации профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы. Дисс.канд.педаг.наук. — М., 1992.
  153. Краткий психологический словарь. Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, Феникс, 1998.
  154. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М., 1972. 390 с.
  155. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976. -312с.
  156. И.К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоциональное самочувствие как критерий адаптированности рабочего на производстве. А Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. -239с.
  157. М.А. Профессиональная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе техникума: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1988.-24 с.
  158. К.Г. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения. Учеб. пособие. М., 1995. — 12 п.л.
  159. В. Концепция минимальной компетентности / Перспективы: вопросы образования, № 1. 1988. С. 32.
  160. Н.Д. Психология характера. М., 1969. — 156 с.
  161. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 118−129
  162. А.Н. Методические рекомендации по оценке потребности рынка труда в выпускниках учреждений начального профессионального образования. -М., 2001.-45 с.
  163. Н.И. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-педагогического института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. — 256 с.
  164. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. — 304 с.
  165. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии. М. Международная педагогическая академия, 1995. С.5−6.
  166. Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея. Автореферат дис. на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. М.: 1996. — 22 с.
  167. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  168. В.В. Повышение профессиональной компетентности мастера производственного обучения на основе требований образовательной среды: дис.. канд. пед. наук. Курганский гос. университет. Курган, 2002. — 185 с.
  169. .Ф. Личность в системе общественных отношений. // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 1. С.3−17.
  170. З.Х. Профессиональная адаптация учащихся СПТУ в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Бухара: УзГУ, 1993. -24 с.
  171. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998.-208 с.
  172. А.К. Психология профессионализма. М.: Межд. Гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  173. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  174. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов средних профессиональных учебных заведений к деятельности социального педагога: Диссертация докт. психол. наук. Казань, 1996. — 446 с.
  175. А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425 с.
  176. A.M. Методические и теоретические проблемы психологии. М. 1969.-374 с.
  177. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. 1972. -168 с.
  178. Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
  179. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-253 с.
  180. Методика эффективного обучения взрослых. Учебно методическое пособие. — Москва — Берлин: ИПК госслужащих, 1998. — 124 с.
  181. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1974. — 20 с.
  182. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога.- М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1999. 192 с.
  183. Митина J1.M. Учитель как личность и как профессионал (психологические проблемы) М.: «Дело», 1994. — 216 с.
  184. И.В. Опыт активизации профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1975. — 24 с.
  185. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. — № 5.
  186. Моделирование воспитательных систем: теория-практика. Сб. научн. ст. (под ред. Новиковой Л.И.- Селивановой Н.Л.). М: РОУ, 1995. — 144 с.
  187. В.Ф. Профессиональная ориентация будущих педагогов: Полтавский вариант.// Учитель, которого ждут. М., 1988, с.69−70.
  188. А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие для студентов. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  189. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд. ЛГУ, 1960.-426 с.
  190. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (Формы, механизмы и стратегии) / МН Арм.ССР. ин-т филос. и права, — Ереван изд-во АН Арм. ССР, 1988.-262 с.
  191. В.А. Формирование профессиональной компетентности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1999. -20 с.
  192. Р.С. Психология образования. М. 1994. — 496с.
  193. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576 с.
  194. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Монография. М.: Издат. центр АПО, 2001. — 221 с.
  195. B.C., Шинакова Г. И. и др. Профессиональная адаптация молодежи. М.: Изд. Моск. ун-т., 1969. — 128 с.
  196. B.C., Шинакова Г. И. Профессиональная подготовка молодежи. // Профессиональная адаптация молодежи.-М., 1969. 113 с.
  197. A.M. Колледж модель для России. // Специалист. 1995. № 8. С.2−5.
  198. A.M. Профессиональное образование в новом тысячелетии // Профессиональное образование. М., 2002. № 6.
  199. A.M. Профессиональное образование России. М. 1997, с.42−43
  200. П.Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. -М.: РУЦ ФСЗР, 1996. 136 с.
  201. Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 1996.-372с.
  202. А. Педагогика сотрудничества: некоторые итоги и перспективы // Коммунист, 1988. № 2. С. 121 124.
  203. Г. В. Социология и социализм. М.: Наука, 1990. -158 с.
  204. Основы профессиографии: уч. пособие по курсу «Профориентация и методика профориентационной работы» / С .Я. Карпиловская, Р. И. Миттельман и др. Брянск, 1991. — 75 с.
  205. И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М., 1954. — 257 с.
  206. Л.П., Сафонова Е. Г., Сыманюк Э. Э. Ключевые компетенции субъекта учебно-профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Э.Ф. Зеера- Нижнетагил. гос. проф. колледж. Екатеринбург, 2002. — 75 с.
  207. И.А. Модель педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся профессиональных училищ и техникумов. М.: Изд. отд. ИОО, 2004. — 24 с.
  208. И.А. Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации учащихся (на материалах учреждений начального и среднего профессионального образования). Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 2004.-21 с.
  209. .Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. 265 с.
  210. Е.Е. Педагогические условия развития творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения. Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 2000. — 20 с.
  211. Е.Е. Профессиональная адаптация учащихся и возможности учебного заведения. // Сборник научных статей. М.- Ноябрьск, 1999. С.27−30.
  212. Н.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход. — Иркутск, 2003.
  213. Л.А. Формирование психологической компетенции у студентов педагогического колледжа. Сб. научных работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. -М., 2001. с. 155−157.
  214. Л.А. Компетентность в общении. Социально психологический тренинг. — М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  215. А.В. К психологии активности личности. // Вопр. психол. 1975. № 3. С. 26−38.
  216. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-225 с.
  217. А.В. Принципы отражения субъективности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии, 1985. № 4. С. 17−18.
  218. А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. М.: Издво РОУ, 1996.-329 с.
  219. С.М. Социально-педагогическая адаптация как этап самореализации личности // Новые педагогические исследования ИРПО. М.: Изд. отдел ИСОМ, 2003. — 12 с.
  220. С.М. Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального лицея. Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 2003. — 22 с.
  221. А.А., Шабарова М. Н. Педагогические условия активизации профессионального обучения // Среднее профессиональное образование, 1999. № 10. С. 31−34.
  222. . Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. акад.1994.-660 с.
  223. К.К. Структура и развитие личности. М. 1986.
  224. В.А. Профессиональное самоопределение молодежи: Концепция (сообщение) (п.р. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой и др.) // Педагогика, 1993. № 5. С. 33−37.
  225. В.А., Чистяков С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика, 1993. № 5.
  226. Я.А. Психология творчества и педагогика. М. Педагогика, 1976.-280 с.
  227. Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  228. И. Перспективы исследования сложности // Системные исследования: Методологические проблемы. М., 1987.
  229. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов / Под.ред. В. И. Брудного и др. / Обзорн. информ.: Научно-исслед ин-т проблем выс.шк., М., 1976. — 44 с.
  230. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Сборник РАО (п.р. Чистяковой С. Н. и др.). М.: Изд-во Ин-та профессионального самоопределения молодежи, 1993. — 70 с.
  231. А.С. Тренинг коммуникативных умений. М.: «Новая школа», 1993.-49 с.
  232. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. -Воронеж, 1996.-256 с.
  233. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Издательство «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997. — 352 с.
  234. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения. Дисс. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1995.
  235. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческогодостоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  236. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. М.: СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000. — 256 с.
  237. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сборник. / Составитель Н. А. Литвинцева. М., 1997. — 400 с.
  238. Психологические механизмы регуляции социального поведения./ Акад. наук СССР. Ин-т. психологии. / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979.-335 с.
  239. Психологический справочник популярных профессий (учебно-методическое пособие). Под ред. Е. С. Романовой. -М.: МГПУ, 2000. 204 с.
  240. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов / Составитель и ответ ред. А. А. Радугин, науч. ред Е. А. Кротков. М.: Центр, 1999. — 256 с.
  241. Психология. Под ред. В. Н. Дружинина. СПб: Питер, 2000. — 480 с.
  242. Психология. Словарь. Под общ. ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  243. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.-400 с.
  244. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной. М. 1991. — 303 с.
  245. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  246. A.M. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности // Труды Алтайского политехнического института. Барнаул, 1974. Вып. 37. С. 11−18.
  247. Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дис. канд. филос. наук. Наук. Барнаул, 1973. — 21 с.
  248. А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СпбГУ. -Сер. 6. 1995. — Вып. 3. — № 20.
  249. А.А. Психология педагогической деятельности: Учебное пособие. -Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1994. 83 с.
  250. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб: Питер, 1999.-376 с.
  251. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  252. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии, № 1. 1995.
  253. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М. Изд-во Моск. ун-та. 1985.
  254. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995.-528 с.
  255. Е.Н. Личность учителя: Теория и практика. Ростов-на-Д.: Феникс., 1996.
  256. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека, пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Прогресс «Универс», 1994. — 480 с.
  257. К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М.: МГУ, 1986.-209 с.
  258. К. К теории творчества. // Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  259. К. Несколько важных открытий // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, № 2, 1990.
  260. В.Ф., Клименко З. Г., Егоров В. И. Модель социально-педагогической адаптации обучающихся в учреждении начального профессионального образования. -М.: Издательский центр АПО, 2001. 46 с.
  261. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. — Т. 1. — М.:БРЭ, 1993.-608 с.
  262. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 1998.- 672 с.
  263. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск, 1984.-122 с.
  264. С.Л. Основы общей психологии.: в 2-х т. М.: Педагогика., 1989.-Т.2. -328с.
  265. Е.А., Волкова А. З. Ключевые компетенции: понятия, определения, подходы к формированию у обучающихся в УНПО / Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука практике. Новые исследования. № 4, 2004. — М.: ИСОМ. С. 3−9
  266. Х.Ф. Социализация человека. М.: Владос., 1995. — 228 с.
  267. М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся: Автореф.дис.докт.педаг.наук. М., 1993.-31с.
  268. М.С. Технология поиска работы // Профессиональное образование. Приложение № 10, 2000. 67 с.
  269. В.А. К проблеме оптимизации процесса адаптации молодого специалиста в производственном коллективе. / Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. — 239 с.
  270. Н.В. Игры в которые играют. .Психологический практикум.- Дубна.: «Феникс +», 2000. 128 с.
  271. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. — Ростов н / Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 512 с.
  272. Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
  273. С.В., Логвинов И. Н. Педагогическая психология. Краткий курс. -СПб.: Питер, 2006. 224 с.
  274. Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореф.дис.канд.фил.наук. Л., 1974. — 19 с.
  275. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 250 с.
  276. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
  277. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с.
  278. М.И. Проблема формирования профессиональной активности учащихся. СПб., 1995. — 208 с.
  279. М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно педагических кадров. — С.-Петер., 1997.
  280. В.А. Доминанта деятельности // Народное образование, 1998. № 9. С.41−42
  281. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. № 5. 1991. С. 7−9.
  282. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.-976 с.
  283. А.В. Особенности управленческой компетентности студентов-менеджеров / А.В. Смирнов- Моск. открытый соц. ун-т, каф. общ. психологии. -М.: МОСУ, 2003. 61 с.
  284. И.П. Введение в современное обществознание. Учебное пособие. -М.: 1999.-404 с.
  285. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. М.: Изд. центр АПО, 2002. — 45 с.
  286. Э.Ф. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. Томск, 1984.
  287. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Тренинг «Учимся толерантности» / На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. С. 177 — 239.
  288. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профадаптации. Метод, рекомендации. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1988.-26 с.
  289. Социализация онтогенетическая // Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф. В. Константинов. М., 1970. Т.5, С 66−67.
  290. Социология молодежи. Учебник. Отв.ред. Лисовский В.Т.- СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 1996.-460 с.
  291. В.Ф. Психологические механизмы профессионального развития // Проблемы психологии развития. М., 2000. С. 364−380.
  292. Л.Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-512 с.
  293. М.Ф. Производственная адаптация учащихся средних профтехучилищ как социально-педагогическая проблема // Единство воспитания и обучения в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащейся молодежи. М: Высшая школа, 1982. — 290 с.
  294. В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1991. — 305 с.
  295. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1988.-230 с.
  296. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. № 3. С. 22−32.
  297. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М., 1986.
  298. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 535 с.
  299. Е.В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995.
  300. Е.В. Приоритеты российского профессионального образования. // Педагогика. № 2, 1999.
  301. Г. К. Интересы трудных подростков и отражение их в мотивационно-потребностной сфере. Автореферат канд. дисс. Ташкент, 1993
  302. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси: АН Грузинской ССР, 1961. 210 с.
  303. Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США // Вопросы психологии. 1971. № 1.
  304. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.: Изд-во АПН СССР, 1974.-409 с.
  305. Д.И. Психология взросления. М.: Московский психолого -социальный институт: Флинта, 1999. — 670 с.
  306. Д.И. Психология личностного развития подростка // Советская педагогика, 1991. № 4. С. 31−38.
  307. Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. Т.1. — 568 с.
  308. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  309. М.В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  310. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  311. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М. 1987. — 224 с.
  312. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М. 1991.-288 с
  313. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  314. И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития, ключевые компетенции и становление: Матер. XI науч. практ. конф. Красноярск, 2003.
  315. Г. Синергетика. М., 1980 .- 460 с.
  316. А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности. / Методологические и теоретические проблемы социальной психологии. М., 1977. — С. 29.
  317. Г. И. Основы акмеологии. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека. 1997. № 2
  318. А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003. № 5. С 55−61.
  319. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997.
  320. С.Л. Опыт формирования деловых качеств личности // Педагогика. 1998. № 5. С. 28−34.
  321. Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1994. -20 с.
  322. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений. Докторская диссертация. -М.:1995. — 455 с.
  323. М.А. Информационно-психологический минимум для подготовки работников сферы обслуживания // Профессиональное образование, 2000. № 1. С. 29.
  324. М.А. Организация делового взаимодействия как основы психологической культуры будущих педагогов // Преподаватель, 2000. № 5−6. С.61−64.
  325. М.А. Психологические аспекты делового общения // Профессиональное образование, 2000. № 10. С.3−5.
  326. М.А. Формирование коммуникативных качеств учащихсяпрофессионального лицея. Автореф. дис. канд. пед. Наук, М., 2001. — 25 с
  327. С.Н., Шалавина Т.Н.- Профориентация школьников: Организация и управление. М.: Просвещение, 1997.
  328. О.В. Структура государственных образовательных стандартов НПО второго поколения / Приложение к журналу Профессиональное образование «Педагогическая наука практике». Новые исследования. № 1. — М.: ИСОМ, 2005. С. 14−21.
  329. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
  330. В.Д. Философия образования и образование личности. М. Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов. Изд. ЛОТОС, 1993. С. 23−168.
  331. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). -М.: МГИУ, 1998.-321 с.
  332. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: 1998,-507 с.
  333. Г. М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. и среднего проф. образования. М.: ПрофОбрИздат, 2002. — 128 с.
  334. Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея. Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 2003. -21 с.
  335. Г. М. Управление формированием толерантного пространства в образовательном учреждении. М.: Изд-во ИОО, 2002. — 20 с.
  336. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М.: Финансы и статистика, 1992. — 237с.
  337. С.М. Подростки, какие они. Л., 1971.-54 с.
  338. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  339. Л.Б. Профессиональная идентичность. Монография. М.: МОСУ, 2001.-256 с.
  340. В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1986. — 310 с.
  341. В.И. Этапы производственной адаптации. М., 1974.-67 с.
  342. Д.Б. Избранные психологические труды. М. 1988.
  343. Энциклопедия профессионального образования в Зх т. / Под ред. С. Я. Батышева. -М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
  344. Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996.-340 с.
  345. Ю.О. Социально-педагогическая адаптация детей сирот в условиях учреждения НПО: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Челябинск, 1997.-21 с.
  346. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / Вопросы психологии, 1995. № 2. С. 31−42.
  347. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии, 1994. № 2. С. 73−76.
  348. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа. — 1996. -234 с.
  349. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, 1985. С. 20.
  350. В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию М.: Изд-во «Смысл», 2001
  351. Eysenck H.J., Arnold W. And Meili R. (EDS). Encyclopedia of Psychology. In: Herder and Herder, New York, Vol.1, 1972, p 25.
  352. Philis L. Human adaptation and his failures. In: Academic Press, New York and London, 1968, p 171.
  353. Sternberg P.Y. Inside intelligence // American scientist. 1986. Vol. 74, N 2. P.137−143.
  354. The Oxford English Dictionary. Second edition / Prepared by J.A. Simpson and S.C. Wein. Vol. XIV. Oxford, 1989.
  355. Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentise-Holl, 1964.
  356. Этапы психолого-педагогического сопровождения учащихся УПО
  357. Этапы адаптации Адаптационная работа в учебном процессе Адаптационная работа во внеучебной деятельности Уровни организации совместной деятельности учащихся (ОСД)
Заполнить форму текущей работой