Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Страх, как и другие неприятные переживания не является однозначно «вредным» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Глава 2.
  • Теоретический анализ научной литературы по проблеме возникновения и коррекции страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии
    • 1. 1. Проблема детских страхов в психологии
    • 1. 2. Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Игра как ведущая деятельность дошкольников
    • 1. 4. Игротерапия как основное средство коррекции страхов у детей
  • Организация и методы исследования. Основные этапы реализации коррекционной работы
    • 2. 1. Организация исследования. Описание и обоснование методов исследования
    • 2. 2. Методы коррекционной работы
      • 2. 2. 1. Метод конгруэнтной коммуникации
      • 2. 2. 2. Игротерапия
      • 2. 2. 3. Сказкотерапия
      • 2. 2. 4. Метод арттерапии
      • 2. 2. 5. Психогимнастика
    • 2. 3. Основные этапы реализации коррекционной программы. Обоснование структуры коррекционной программы
  • Глава 3.
  • Анализ результатов исследования детских страхов и их коррекция
    • 3. 1. Особенности проявления детских страхов у детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 2. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 3. Результаты психокоррекционной работы с детьми, испытывающими различные страхи

Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности,.

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Страх, как и другие неприятные переживания не является однозначно «вредным» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов. Детские страхи — это обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что в свою очередь может передти в невроз страха, что является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.

Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции — это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой. Так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности, то мы считаем что, основным коррекционным средством страхов у детей является игротерапия.

Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт применения различных видов игр с целью психотерапии при нервных, психических и соматических заболеваниях детей (З.Фрейд,.

A.Фрейд, Д. Леви, М. Клейн, В. Акслайн, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская,.

B.И.Гарбузов, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин, В. В. Ветрова и другие). Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей-дошкольников. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому диссертации «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии» актуальна в наши дни и заслуживает дальнейших исследований.

Гипотеза исследования заключается в том, что детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика), где игротерапия выступает в качестве основного, системообразующего наиболее эффективного метода коррекции. Такая система позволяет уменьшить проявление страхов у детей-дошкольников и ведёт к положительным изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, установлению положительных межличностных взаимоотношений в семье и в группе сверстников.

Целью исследования является изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста и их психологическая коррекция средствами игротерапии.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и причины их возникновения.

2. Разработать на основе результатов экспериментального исследования системную программу психологической коррекции страхов у детей.

3. Исследовать влияние игротерапии, сказкотерапии, арттерапии и психогимнастики на изменение эмоционального состояния и социального поведения детей, переживающих страхи.

Объект исследования — дети старшего дошкольного возраста, испытывающие различные страхи.

Предмет исследования — страхи детей дошкольного возраста и их коррекция.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, выступает не только в качестве способа усвоения социального опыта, но ив качестве эффективного средства уменьшения переживания страхов у дошкольников. Поэтому игротерапия является основным диагностическим и психокоррекционным средством для детей, испытывающих различные страхи. Игровая терапия, основанная на директивном подходе к детям, более эффективна, чем недирективная.

2.Комплексное использование игротерапии, арттерапии, сказкотерапии, психогимнастики позволяет эффективно снимать страховые реакции у детей-дошкольников, улучшать эмоциональное самочувствие ребёнка, корректировать межличностные взаимоотношения в семье и в группе сверстников.

3.Совместное участие родителей и детей в психокоррекционном процессе создаёт эффект фасилитации, что позволяет интенсифицировать процесс коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования является представление о субъективном характере психики, принцип развития психики в поведении и деятельности, получившие разработку и подтверждение в работах ряда отечественных и зарубежных психологов: К. Роджерса, Г. Лэндрета, М. Е. Бурно, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева Д.Б.Эльконина, А. М. Свядоща, Б. Д. Карвасарского, О. А. Карабановой, А. И. Захарова, А. С. Спиваковской, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, А. Л. Гройсмана, Т. И. Комиссаренко, В. В. Ветровой и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании выбора игротерапии как основного реабилитационного метода при коррекции детских страхов.

Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа эмоциональной реабилитации детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные страхи, представляющая собой систему психокоррекционных методов и приёмов (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика), где игротерапия выступает основным методом психологической коррекции страхов у детей.

Выявлены большие психокоррекционные возможности группового взаимодействия детей и их родителей с целью восстановления социального статуса детей, имеющих различные страхи.

Практическая значимость исследования. В диссертации научно обоснована и практически апробирована программа психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста, которая позволяет сделать процесс реабилитации управляемым, целенаправленным и действенным.

Практическая значимость результатов исследования состоит расширении возможностей своевременного диагностирования и коррекции симптомов страхов у детей дошкольного возраста.

Результаты эксперимента и соответствующие рекомендации будут полезны в работе психологов, социальных педагогов, воспитателей детских садов и гувернёров в проведении воспитательной работы, в работе реабилитационных центров и социально-психологических служб .

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов: «Детская и семейная практическая психология и психотерапия», «Возрастная психология» в педагогических вузах, институтах усовершенствования педагогов, реабилитационных центрах.

Методы исследования.

В качестве основных методов исследования выступили следующие: наблюдения, беседы с дошкольниками и их родителями, игровой метод недирективный подход). В качестве конкретных методик использовались следующие: а) для обследования детей :

— С-шкала «Опасения и страхи у детей» (А.И.Захаров);

— «Семейное интервью» (Л.И.Захаров);

— методика Рене Жиля;

— рисуночный тест «Семья глазами ребёнка»;

— цветовой тест Люшера;

— тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен). б) для обследования родителей:

— опросник «Опасения и страхи у взрослых» (А.И.Захаров);

— цветовой тест Люшера;

— личностная шкала проявлений тревоги (J.Teylor, 1953) — 4.

— шкала депрессии (адаптирована Т.И.Балашовой).

Достоверность полученных результатов обеспечена репрезентативностью выборки испытуемых, а также адекватной количественной и качественной обработкой экспериментальных данных.

Организация исследования и экспериментальная база.

Детско-юношеский центр досуга (Северное окружное управление образования г. Москвы), социально-психологическая служба, «Кабинет доверия». В исследовании приняли участие: 100 детей старшего дошкольного возраста (5−7лет) и 80 взрослых (родители, бабушки, дедушки) — всего — 180 испытуемых.

Диагностический этап и этап коррекционного воздействия заняли период с сентября 1999 г. по май 2001 г.

Апробация результатов исследования проходила на аспирантском обьединении и на заседании кафедры психологии Ml И У. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях, а также прошли апробацию в СПС ДЮЦД, в лечебно-консультативном и учебном центре А. И. Захарова (г.Санкт-Петербург), на занятиях по повышению квалификации педагогов ДЮЦД (САО, г. Москва) и на занятиях со студентами дефектологического факультета МПГУ.

Структура диссертации;

Диссертация структурно представлена введением, тремя главами, заключением. Включает в себя список использованной литературы (168 наименований, из них 10 на иностранном языке) и приложение.

Заключение

.

Итак, проблема психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста на сегодняшний день приобрела особую актуальность в связи с увеличением количества детей, испытывающих различные страхи. Накопленные знания в области отечественной и зарубежной психологии уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять страхи у детей-дошкольников. Вместе с тем, недостаточная разработка и распространение знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к неоправданным потерям. Именно этот аспект и выступил в качестве основного предмета настоящего исследования.

Проанализировав динамику процесса психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста, можно утверждать, что произошли существенный изменения эмоционального состояния детей в процессе психокоррекционного воздействия. Сопоставление результатов предварительной и заключительной серии нашего экспериментального исследования убедительно свидетельствует о положительной динамике в эмоциональной сфере ребёнка. Это находит своё выражение в снижении уровня страхов, тревожности, а также в оптимизации межличностных отношений в семье и со сверстниками.

В процессе комплексной системы психокоррекционных мероприятий (игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики), где игротерапия выступает как основной метод.

Я" коррекции, происходят заметные позитивные личностные сдвиги в эмоциональной сфере детей: исчезают страхи, происходят положительные изменения в личностном статусе ребёнка и в межличностных отношениях в семье и в группе сверстников, что свидетельствует о коррекции страхов у дошкольников.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста является достаточно эффективной. Кроме этого следует отметить, что активное участие родителей ребёнка, испытывающего различные страхи, в психокоррекционном процессе эффект фасилитации) позволяет наиболее эффективно бороться со страхами, что подтверждено в процессе нашего эксперимента.

Результаты проведённого нами исследования позволяют рассматривать игровую терапию в качестве основного и эффективного метода психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. к.

Обобщая опыт применения игротерапии в целях коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что результаты исследования подтверждают, выдвинутую гипотезу и дают основание сделать следующие выводы:

1. Проведённый анализ данных, полученных в ходе исследования, дал возможность выявить основные причины появления страхов у детей, в основе которых лежат межличностные отношения в s семье, а именно: развод родителейпоявление в доме отчимадоминирование в семье одного из родителейтревожная, мнительная ма? ьмать, решающая проблему одиночества частой н сменой партнеров по жизниналичие страхов у самих родителейчастый показ видеофильмов с убийствами, чудовищами, различного рода катаклизмами, катастрофамизапугивание детей чем-нибудьразговоры родителей о заразных заболеваниях-. гиперопека ребенкасмерть кого-нибудь из близких или знакомых.

2. Результаты проведённого нами эксперимента показали, что игротерапия является эффективным диагностическим и психокоррекционным средством для детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные страхи. В процессе проведённой психокоррекционной работы было установлено, что игротерапия, основанная на директивном «подходе к детям, более эффективна, чем недирективная игротерапия.

3. Экспериментально-психологическое исследование подтвердило гипотезу о той', что психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться с помощью ойстемы психокоррекционных мероприятий (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика), где игротерапия выступает в качестве основного и эффективного метода коррекции. Данная система позволяет уменьшить проявление страхов у детей-дошкольников, ведёт к положительным изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, восстановлению положительных межличностных взаимоотношений в семье и в группе сверстников.

4. Экспериментально подтверждено, что активное совместное участие родителей и детей в психокоррекционном процессе позволяет наиболее эффективно бороться с детскими страхами.

5. Когнитивные компоненты самосознания ребёнка выступают в качестве регуляторного механизма как увеличения, так и сокращения страхов. Подтверждением этому выступают результаты сравнения количества страхов у дошкольников и школьников 7 лет. Тенденция к уменьшению количества страхов заметна у первоклассников. Объяснение этому — новая социально значимая и принимаемая позиция школьника.

6. Выявлено, что максимальное переживание страхов в старшем дошкольном возрасте наблюдается у мальчиков в 6 лет, у девочек — в 5−6 лет. Причём наиболее активно в этом возрасте представлен страх смерти. Этот вид страха наиболее устойчивый и требует бойёе длительного коррекционного воздействия. В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению у детей старшего дошкольного возраста социально-опосредованных страхов, связанных с боязнью будущего, неуверенностью в завтрашнем дне, отсутствием денег. Повидимому, это является формой выражения происходящих в # стране социальных изменений, создающих не всегда благоприятный фон для благополучия и психического развития ребёнка.

7. Полученные данные позволяют утверждать, что существует * взаимосвязь между уровнями страхов и тревожности. При уменьшении показателей страхов снижаются показатели тревожности.

Таким образом, проведённая нами работа по психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии показала свою эффективность и перспективность ' в отношении дошкольников, испытывающих различные страхи.*'.

Практические рекомендации. Полученные в исследовании выводы позволяют дать следующие рекомендации по их практическому использованию.

В условиях ' развития семейного психологического консультирования наше исследование позволяет ориентировать психолога на конкретные результаты, порождённые психокоррекционной работой не только с детьми, но и с их родителями. При этом следует иметь в виду, что решающим фактором при коррекции страхов ребёнка будет знание не только особенностей родительского отношения и воспитания, но и специфики восприятия ребёнком семейной ситуации.

Информация о внутрисемейном микроклимате, а также показатели страха и тревожности ребёнка позволяют определить слабые звенья в цепи детерминант воспитания и психологически грамотно решить вопросы коррекции страхов.

Полученные результаты могут быть использованы при построении стратегии психокоррекционной работы в семье, а также при оптимизации психического развития дошкольника и развития активности детей 5−6 летнего возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М, 1995.
  2. Ю.А. Пограничные психические расстройства. -М, Медицина, 1993.
  3. Г. М. Социальная психология. МД988. — с.375.
  4. Н.М. Роль семьи в социализации индивида.// Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970, с. 162−171.
  5. Альманах психологических тестов.- М.: КСП, 1996.
  6. В., Дорки М., Тэммл Р. Тест тревожности. М.: Центр социально-!жйхологического взаимодействия «Дейс», 1992. — 36с.
  7. П.К. Эмоции. // Психология эмоций: Тексты. -М., 1984. -с.173.
  8. Е.А. Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка. //Семья и школа, № 8, 1976, с.24−26.
  9. В.П. Эмоции: Плюсы и минусы. М., 1975.
  10. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка.// Диагностическая коррекционная работа школьного психолога.- М.: Изд-во АПН СССР, 1987. с.67−80.
  11. Е.А. О психическом развитии ребёнка (Дошкольный возраст) Мн., Нар. Асвета, 1974.
  12. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
  13. В.К. Психология детского рисунка.// Вестн. Воспитания, 1910, № 5.
  14. И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Методическое пособие. М. Изд-во ИПК и ПРНО, 1993. -56с.
  15. М.Ш. О различных подходах к изучению нарушений поведения у детей и подростков // Педиатрия, 1989, № 3, с.77−88.
  16. Л.С. Проблема возраста: В 6 т., 4 т М., 1983.
  17. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977. — 272с.
  18. В.И. Нервные дети. Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
  19. В.И. Практическая психотерапия. СПб.: АО «Сфера», 1994.- 160с.
  20. В.И. Практическая психология или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье.- СПб, 1994. Ф
  21. В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребёнком, страдающим неврозом.// Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях, с.87−93.
  22. В.И. Неврозы у детей и подростков.// К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986, с.39−41.
  23. Н.В. Неврозы человека.// Руководство по неврологии. -М., 1960. 160с.
  24. В.А. Узловые моменты в проблеме неврозов. Сов. невропатол., психиатр. и психогиг., 1934, вып. 2−3, с.74−86.
  25. . Что такое психология: В 2-х томах. Изд. 2-е. Т.1 Пер. с франц. М: Мир, 1996.
  26. A.JI. Медицинская психология: Лекции для врачей-слушателей курсов последипломного образования. М.: Изд-во «Магистр», 1997.-360.
  27. А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998.- 436с.
  28. Детская психология (под редакцией Я. Л. Коломинского, В.А.Панько) Минск, 1988.
  29. Д.Фейдимен, Р.Фрейгер. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Т.1 -М: «Три Л», 1996.
  30. X. Родители и дети. М.: Знание, 1986.
  31. Н.В. Игровая психотерапия и психопрофилактика в педиатрии// Педиатрия, 1990, № 9, с.85−86.
  32. П.М. Т. 1 Технология актёрского искусства. //Сочинения: В 3-х т./ Отв. Ред. В. М. Букатов. — М., ТОО «Горбунок», 1991.- 288с.
  33. Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. -М., 1960.
  34. А.И. Неврозы у детей и подросткков: Анамнез, этиология и патогенез.- Л: Медицина, 1988.37.3ахаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-Л :Медицина, 1982.
  35. А.И. Ребёнок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: «Дельта», -М.:000 «Изд-во ACT», 1997.- 432с.
  36. А.И. Что сниться нашим детям . СПб.: Союз, 1998.- 144с.
  37. ЗеньковскийВ.В. Психология детства.- М: Академия, 1996.
  38. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.-СПб: ООО «Речь», 2000. 3 Юс.
  39. К.Е. Эмоции человека. Пер. с англ. М., 1987.
  40. К.Е. Развитие личности ребёнка. Пер. с англ. М., 1987.
  41. К.Е. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./ Под. Ред. А. В. Запорожца, Л. З. Неверович. М., 1986.
  42. М.И. Неврозы в детском возрасте. М.- Л.
  43. КарабановаО.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Учебное пособие.- М., 1997.
  44. .Д. Психотерапия. М: Медицина, 1985.
  45. Карвасарский Б.Д.-Неврозы: Руководство для врачей. -М.: Медицина, 1980.- 448с.
  46. .Д. Медицинская психология.- Л., 1982.
  47. В.В. Психиатрия детского возраста. М: Медицина, 1979, с.49−61.
  48. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия.- Мн.: Высшая школа, 1997.- 524с.
  49. Н.А. Современные исследования детской игры. // Вопросы психологии, 1985, № 2, с. 163−168.
  50. Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. -М: Просвещение, 1996.
  51. Краткий психологический словарь (под редакцией А. В. Петровского и Ярошевского. М., 1985. — 404с.
  52. Ю.М. Опыт применения психотерапии при дурных привычках у детей // Педиатрия, № 9, 1973, с. 35−38.
  53. Ю.П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства. -М.: Медицина, 1985.-192с.
  54. Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений.- М: МПА, 1994.
  55. В.В. Нарушения психического развития у детей. -М., 1985.
  56. В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. М: РАО, 1995.
  57. Лучшие психологические тесты (под.ред. А.Ф.Кудряшова) -П.: «Петроком», 1992.
  58. Макс Люшер. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы.1. Воронеж: «Модэк», 1995.
  59. Малая медицинская энциклопедия: в 6-тит. РАМН./ гл. ред В. И. Покровский.М.: «Медицина», 1992,-Т.З, с.551−555.
  60. Мудрость воспитания (сост. Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б.Карнетов). -М: Педогогика, 1989.
  61. B.C. Игрушка как средство психического развития ребёнка //Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 123−129.
  62. B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240с.
  63. И.М. Диагностика и тренинг взаимодействия родителей с детьми. Автореф. Дисс. Канд. Психол.наук. СПб., 1996. 24с.
  64. В.Н. К вопросу о патогенезе неврозов.// Журн. невропатол. и психиатр., 1955, вып.7, с, 486−494.
  65. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  66. Неврозы у детей и их лечение.(В.И.Гарбузов, А. И, Захаров, Д.Н.Исаев) — Л: Медицина, 1977.
  67. Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребёнка. Автореф. Дис. канд. Психол.наук. Л., 1980. — 25с.
  68. Т.А. Клинические особенности страха при неврозах. // Вопросы психиатрии и невропатологии. Л., 1965, с.209−217.76.0рлов Ю.М., Гройсман. А. Л. Целительное рисование. Психотерапия для себя. М., «Импринт-Гольфстрим», 1997. 32с.
  69. Л.М. Психологическая реабилитация социально-дезадаптированных детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности. Автореф. Дис. канд психол.наук. -М., 1997.-24с.
  70. Л.М. Психологическая реабилитация социальнодезадаптированных детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности. Дис. канд психол.наук. М., 1995.- 125с.
  71. А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
  72. А.В., В.В.Абраменкова, М. Е. Зеленова и др. Социальная психология: Уч. Пособие для студентов пед. ин-тов./ под ред.
  73. A.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1987, 224с.
  74. Психология. Словарь./ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. и- 2-е изд., испр. и доп. М.: «Политиздат», 1990. — 494с.
  75. Психологический словарь./ Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. -М: Педагогика Пресс, 1996.
  76. Раттер М. Помощь трудныым детям: Перев. с анг. /общ.ред.А. С. Спиваковской. М: Прогресс, 1987, с. 357.
  77. Е.С., Потёмкина С. Ф. Графические методы психологической диагностики. М.: Дидакт, 1992. — 256с.
  78. Е.И. Эмоци и воля. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. — 240с.
  79. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер с англ. М.: Прогресс, 1994. — 480с.
  80. В.Е., Свешников А. В. Эмоционально-стрессовая эстетопсихотерапия.// Руководство по психотерапии.-Ташкент, 1985.
  81. Г. Т. Основы общей психологии. -М.: Педагогика, Т.1,1989, с. 254−265.
  82. Руководство по психотерапии /под ред. В. Е. Рожнова. -М: Медицина, 1974.
  83. Н.А. Детские рисунки и их изучение. М., 1926.
  84. A.M. Неврозы. М: Медицина, 1982.
  85. Семья в психологической консультации./ Под ред. А. А. Бодалёва,
  86. B.В. Столина.- М.: Педагогика, 1989.93 .Симеон Т. П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. -М., 1958.
  87. Л.В. Динамика психоневрологических нарушений у детей в процессе адаптации к детскому дошкольному учреждению.// Сб.научн. трудов Волгоградског о мед. Ин-та, 1985, № 2, с. 102−103.
  88. А.А. Детские рисунки. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической диагностике./ Под.ред. НИ, Ильясова, В. Я. Ляудис. -М., 1980. с.53−63.
  89. A.M. Игра это серьёзно. — М: Педагогика, 1981.
  90. A.M. Профилактика детских неврозов. М: Медицина, 1988, 200с.
  91. A.M. Нарушения игровой деятельности. -М., 1980.
  92. Справочникк невропатолога и психиатра, (по дред. Н. П. Гращенко,
  93. А.В. Снежневского. М: Медицина, 1968, с.340−444.
  94. С.Ф. Игра и методика её проведения. Учебное пособие. -М.- Прометей, 1998. 38с.
  95. В.В. Психологические основы семейной терапии.// Вопр. Психол., 1982, вып.4, с. 109−115.
  96. Страх./Сост П. С. Гуревич М.: Алегейа, 1998.- 408с.
  97. О.Н., Шаховская С. Н. Роль семьи в коррекционном воздействии на детей.// Психокоррекция: теория и практика. -М., 1995.-с. 50−66.
  98. Учимся общаться с ребёнком: руководство для воспитателя д/с. Петровский В, A., A.M. Виноградова, К. Н. Поливанова, М. Л. Кларина, Л. П. Стребелева, Г. А. Цукерман. -М.: Просвещение, 1993 .-191с.
  99. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М: Наука, 1989.
  100. Л.А. Влияние отношений в i/.wu.e на общение старших дошкольников со сверстниками.// Личность всистеме общественных отношений. -М., 1983. с. 912−913.
  101. Хоментаускас Г. 4Х. Семья глазами ребёнка. -М.: Педагогика, 1989. -160с.
  102. К. Конфликты материнства./ Пер. с англ. СПб., 1993. -223с.
  103. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 480с.
  104. X., Ачкова М., Шойлекова М., Стамболова С.
  105. Роль факторов предрасположения к неврозам вдетском возрасте.// 4-й Симпозиум детских психиатров соц. Стран. М., 1976, с.90−94.
  106. Христина Браш, Инга-Мария Рихберг. Беспричинный страх. Справочник здоровья./ Пер. с нем. Б Григорьева. М.: Сигма- Пресс, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998. — 96с.
  107. Ф. Психологическое значение детских рисунков. Спб, 1911. 11 З. Чистякова М. И. Психогимнастика (под ред. М.И. Буянова) — 4 М: Просвещение, 1995.
  108. Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ГИЦ Владос, 2001.- 160с.
  109. ШишоваТ.Л. Страхи это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов — М.: «Издательский дом «Искатель», 1997, с. 93.
  110. ШишоваТ.Л. Застенчивый невидимка. М.: «Издательский «Искатель», 1997, с. 94.
  111. Г. Страхи здоровых детей. Пер. с нем. М., 1981.
  112. Г. Эмоциональное развитие дошкольника./ под ред.
  113. А.Д.Кошелевой. М., 1985. 119. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб.: Изд-во «Питер», 1999.- 656с. 120. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1976, с.28−40,92−150.
  114. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей д/с (Запорожец Я.З., Неверович А. Д., Кошелева и др.) М: Просвещеннее, 1985. 122. Энциклопедия психологических тестов для детей. — М.: Арнадия, 1997.- 256с.
  115. Энциклопедия детского невролога./ Под ред. Шанько Г. Г.- Мн.: «Белорусская энциклопедия», 1993, с.257−258.
  116. Юнг К. Архетип и символ./ Пер. с нем.- М., 1991 304 с.
  117. Я хочу !: Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей) Г. Барднер, и. Ромазан, Т.Чередникова. Кишинёв: Вирт, 1993.
  118. Axline V. Play therapy: The inner dynamic childhood. Boston: Houghton Mifflin, 1947.
  119. Avery C. Play therapy with the blind. International Journal for the Education of the Blind. 1968, p. 18, 41−46.
  120. Barlow K., Landreth G. Childcentred play therapy.// School Counselor. 32(5). 1985, p.347−356.
  121. Barlow K., Landreth G. Sibling group play therapy:
  122. An effective allternative with an elective mute child. //School Counselor. 34(1). 1986, p.44−50.
  123. DeStefan T. Family therapy compared to individual play therapy in the treatment of young children for behavioral and emotional problems. Unpublished doctoraldissertation: University of Northern Colorado. 1981.
  124. Fine P. Play and family therapy as core skills for child psychiatry.// Child psychiatry and Human Development. 13(2). 1982, p.79−96.
  125. Frank L. Therapeutic play techniques: Play in personality development. // American Journal of Orthopsychiatry. 25. 1955, p. 576−590.
  126. Ginott H. Play group therapy. 1958, p. 410−418.
  127. Ginott H. A rationale for selecting toys in play therapy.
  128. Journal of Consulting Psychology.24. 1960, p. 243−246.
  129. Ginott H. Group psychotherapy with children: The theory and practice of play therapy. New York: McGraw-Hill Books.1961.
  130. Ginott H. Play therapy: The initial session. American.// Journal of Psychology. 15. .1961, p. 73−88.
  131. Ginott H., Lebo D. Most and least used play therapy limits.//
  132. Journal of Genetic Psychology. 1963.
  133. Guerney L. Play therapy with learning disabled children. //Journal of Clinical Child Psychology. 8(3), 1979.
  134. Kramer E. Art as therapy with children. New York: Schocken Books, 1972.
  135. Kramer E. Art therapy and play.//American Journal of Art Therapy. 17/1, 1977, p. 3−11.
  136. Landreth G. Play therapy: Dynamics of the process of counseling with children. Springfield. 1982.
  137. Landreth G. Play therapy: Organizing the program. Texas, 1985.
  138. Moreno J. Music play therapy. //Arts in Psychotherapy. 12(1), 1985, p. 17−23.
  139. Moustakas C. Children in play therapy. New York: McGraw-Hill, 1953.
  140. Moustakas C. Psychotherapy with children: The living relationship. New York: Harper and Row, 1959.
  141. Raskin N. Play therapy with blind children. New York: New Outlook for the Blind. 1954.
  142. Webb N.B. Play therapy with children. New York, 1991.
Заполнить форму текущей работой