Влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения старшеклассников
В данной курсовой работе мы придерживались следующего подхода к проблеме профессионального самоопределения, согласно которому профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения в юношеском…
КурсоваяВоспитание лидерских качеств у детей и подростков в условиях хореографического коллектива
Управленческий аспект лидерства хорошо просматривается и в ряде специфических лидерских ролей, выделяемых нередко исследователями, либо в связи с анализом функций лидерства, либо применительно к отдельным ситуациям групповой жизни. Такова, например, роль лидера-организатора, осуществляющего функцию групповой интеграции, или роль лидера-диспетчера в игровой спортивной деятельности, ведущего игру…
КурсоваяПсихолого-педагогические условия формирования самосознания у старших дошкольников
Результаты проведенных в последние десятилетия экспериментальных исследований становления личности нормально развивающихся детей обобщены в учебниках по возрастной психологии, авторами которых являются известнейшие детские психологи В. С. Мухина и Е. О. Смирнова. Развивая идеи М. И. Лисиной, Е. О. Смирнова считает, что в самосознании выделяется субъектное и объектное начала. Субъектное начало…
КурсоваяФизиологические основы памяти
Из всех других познавательных процессов память человека представлена в структурах его мозга наиболее широко. С памятью связаны кора головного мозга, подкорка, мозжечок. Существует немало физиологических теорий, объясняющих различные виды памяти (с ними подробнее мы ознакомимся дальше). Самую длительную по времени сохранения в ней информации память человека, способную хранить и передавать…
КурсоваяЭмоционально-волевая регуляция как средство формирования продуктивного мышления в младшем школьном возрасте
Научная новизна исследования: систематизированы теоретико-методологические положения зарубежных и отечественных психологов по проблеме исследованиядоказано, что качества продуктивного мышления у детей младшего школьного возраста зависят от особенностей формирования их эмоционально-волевой регуляцииустановлена прямая корреляционная зависимость между качествами невербальной и вербальной сторон…
ДиссертацияДетско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях
В связи с этим, встает вопрос о роли, которую могут сыграть когорты потомков от национально-смешанных браков в ближайшем будущем в общественно-политических процессах. Г. Гачев (43) отмечает, что «.национальное — стало жгучей проблемой в современном мире. Политики разжигают национализм и торопятся практически «решать», не подозревая, с какой многослойной толщей бытия и культуры тут приходится…
ДиссертацияГендерная идентичность подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств
Теоретическую основу работы, составили' теории' и концепции, разработанные в рамках отечественной и зарубежной’психологии, к которым относятся фундаментальные разработки Л. С. Выготского, исследовавшего закономерности психического развития личности, эпигенетическая теория личности Э. Эриксона, статусная модель Дж. Марсиа, теория' социальной идентичности Дж. Тернера и X. Тэджфела, исследования…
ДиссертацияИндивидуальная адаптация визуальной информации к людям со сложными аномалиями зрения
В настоящее время в результате научно-технической революции в сферу человеческой деятельности прочно входят профессии, связанные с контролем и управлением в АСУ. Всё большее число людей привлекается к диспетчерской и операторской деятельности. Использование СОИ предъявляет повышенные требования к характеристикам зрительного восприятия. Для этого необходима последовательная, многоуровневая…
ДиссертацияРазвитие общих способностей в условиях межличностного взаимодействия
Анализ межличностного взаимодействия ребенка с учителем и со сверстниками в образовательной* среде позволил выделить и проанализировать до некоторой степени отдельный, самостоятельный этап развития способностей в условиях межличностного взаимодействия — был зарегистрирован начальный уровень способностей ребенка при попадании в новую для него образовательную среду. Оценивалось, каким образом…
ДиссертацияРазвитие позитивной Я-концепции младшего школьника в ситуации выбора учебного задания
Ситуация выбора учебного задания является эффективным средством диагностики личностных характеристик младшего школьника и средством развития его Я-концепции. Ситуация выбора учебного задания выступает средством развития позитивной Я-концепции младших школьников при создании психологически комфортных (т.е. индивидуально приемлемых) для конкретного ученика условий. В ходе экспериментальной проверки…
ДиссертацияПерфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств
К^п^, Я. НетЬе^, 1993; А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, 1988). Популяционные исследования и немногочисленные исследования перфекционизма в клинических выборках продемонстрировали его связь с расстройствами аффективного спектра: депрессиями, тревожными расстройствами, нарушениями пищевого поведения (А.Веск, 1979; Е. В1Ьпп?, 1977; 8. В1ай, 1995; К. Накш, ЗДипёау, 2000; М. Мтапк, АЛЬгет, 1996…
ДиссертацияПсиходинамика аддиктивного поведения осужденных в местах лишения свободы
Главной особенностью психодинамики личности осужденных, проявляющих признаки аддиктивного поведения и имевших опыт употребления ПАВ, заключается в том, что центральная структура «Я» обретает черты, все более и более противоречащие внешним поведенческим характеристикам личности. Его главной характеристикой является психодинамическое противоречие, определяющее поведение личности осужденного…
ДиссертацияПсихологические факторы формирования группового лидерства среди военнослужащих проходящих службу по призыву
Эффективность функционирования лидерского ядра в значительной степени зависит от психологической совместимости и сработанности ее членов. Определенная психологическая совместимость и сработанность лидерского ядра как свойство каждого отдельно взятого ее члена, позволяющее ему субъективно оценивать свое взаимодействие с другими членами в различных видах совместной деятельности в качестве…
ДиссертацияПсихологические особенности профессионально обусловленных акцентуаций черт характера педагога
Центральной фигурой образовательного процесса является педагог. Его личность по-прежнему остается предметом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. В процессе профессиональной деятельности в структуре личности и характера педагога проявляются акцентуации. Акцентуации характера могут развиваться под влиянием…
ДиссертацияПсихолого-акмеологические предпосылки элиминации профессиональной девиантности сотрудников пенитенциарных учреждений
Акмеологическая технология — совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. Акметехнологии реализуются благодаря психолого-акмеологическому сопровождению профилактики профессиональной девиантности. На основании выявленных…
ДиссертацияПсихолого-акмеологические технологии оптимизации управленческих воздействий
Проблема управляемости организаций находится в предметном поле исследований социальной психологии и практической деятельности психологов, социологов и организационных консультантов (Ю.Н. Гончаров, М. Кубр, А.И. Пригожин). В исследованиях обращается внимание на феномен руководства и лидерства (P.J1. Кричевский, Е. В. Кудряшова, С. Р. Филонович, К. Lewin), влияние неформальных групп (Г.М. Андреева…
ДиссертацияСовместное решение тактических задач в спортивных играх
Научная новизна исследования состоит в изучении процесса принятия решения одновременно несколькими участниками группового взаимодействия. Опора на полную и единую ориентировочную основу действий в процессе решения тактических задач делает процесс выбора оптимального решения однозначным для всех членов группового взаимодействия. Разработанная методика обучения, при которой четко выделены критерии…
ДиссертацияСтановление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза
Практическая значимость исследования заключается в том, что информация об особенностях динамики профессиональной идентичности студентов может быть использована при оптимизации учебного процесса в вузах. Внедрение результатов исследования может способствовать совершенствованию профессиональной подготовки, личностному росту студентов, предупреждению профессионального маргинализма. Полученные…
ДиссертацияСтиль педагогического общения в исследовании индивидуальности, полисистемный подход: На материале воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Актуальность исследования. Перспективы развития теории интегрального исследования индивидуальности (Мерлин, 1977;1986; Вяткин, 1988;2000) связаны с исследованием особенностей взаимодействия индивидуальности и социальной действительности. Разработана теория метаинди-видуального мира, описывающая специфическую область взаимодействий индивидуальности с фрагментами социальной действительности…
ДиссертацияОсобенности образа будущего у подростков из неполных семей различного типа
Таким образом, гипотезу данного исследования можно считать подтвержденной, за исключением предположения о наличии фрагментарного образа будущего у подростков из неполных семей. Мы считаем, что полученные результаты можно эффективно использовать для профилактики и коррекции деформаций образа будущего у детей и подростков из неполных семей различного типа, в связи с чем, нами были разработаны…
ДиссертацияСвязь успешности решения познавательных задач с развитием регуляторного опыта
Результаты проведённого исследования по изучению связи успешности решения познавательных задач с развитием регуляторного опыта позволили решить поставленные задачи и доказать выдвинутые гипотезы. В ходе теоретического и эмпирического изучения поставленной проблемы было отмечено, что познавательные задачи, помимо единых требований, предъявляемых к человеку, решающему их, могут быть по-разному…
ДиссертацияТемперамент в структуре творческих способностей
В связи с выделением в психике человека формально-динамического и содержательного аспектов, психодинамичееки©свойств ва, прежде всего свойства темперамента" выступая, согласно специальной теории индивидуальности, в качестве необходимого условия формирования творческих способностей, влияют не на вею структурную организацию творческих способностей, а лишь на те, которые отражают…
ДиссертацияСоциальное познание в ситуации интернет-общения
Актуальность проблемы. Современное общество очень динамично, темпы социальных изменений, как никогда, высоки. Одной из основных детерминант общественного развития является технический прогресс. Появление новых технических средств, технологий существенно трансформирует устоявшиеся социальные практики, порождает новые формы поведения. По мнению И. Ю. Алексеевой, О. В. Новожениной, В. В. Тарасенко…
ДиссертацияЗависимость успешности социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни от типа проживания
Изучением этой проблемы занимались А. Г. Асмолов, Г. С. Витковская, В. В. Гриценко, Н. М. Лебедева, В. Н. Павленко, В. П. Позняков, Г. У. Солдатова, В. А. Тишков, Е. И. Филиппова, Л. А. Шайгерова и др. Несмотря на то, что проблемы адаптации вынужденных мигрантов активно разрабатываются во многих отраслях научного знания, не в полной мере освещены вопросы, связанные с влиянием типа проживания…
ДиссертацияЖизненные прогнозы как фактор психической регуляции профессиональной деятельности учителя
Полученные результаты можно интерпретировать не только через призму точности прогнозирования. На фоне тенденций в динамике вовлеченности они свидетельствуют также о том, что поведение у обладателей профилей, А и В осуществляется в направлении сделанных количественных прогнозов и ощущаемых возможностей для вовлечения, т. е. прогнозы и возможности как бы подтягивают к себе поведение…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия развития математических способностей школьников средствами психологической службы
В последнее время развернулись научные исследования, изучающие различные аспекты психологической службы, в том числе и решающие практикоориентированные задачи, связанные с формированием у человека новой позиции по отношению к своей жизнедеятельности (М.Р. Битянова (2007), E.H. Козырева (1997) и др.), необходимость проведения психологической службой рефлексивной диагностики, значимой в организации…
ДиссертацияСоматизированное расстройство (клинико-психопатологический аспект, коморбидность, факторы риска)
Среди группы СФР соматизированное расстройство имеет наиболее разработанные диагностические критерии и представляет собой имеющую силу диагностическую единицу (Hyler S., Sussman N., 1984). Несмотря на это, CP вызывает наибольшие трудности для диагностики среди СФР (Frances A., Vance В., 1999; Jablensky А., 1999). В МКБ-10 и DSM-IV не содержится принципиальных отличий в определении содержания…
ДиссертацияВиды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки
Надежность и достоверность полученных результатов и выводов исследования обусловлена теоретической и практической обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийрепрезентативностью выборкииспользованием надежных и апробированных методов исследованиявзаимопроверкой результатов, полученных разными методиками и на разных выборкахприменением методов математической статистикисодержательным…
ДиссертацияРазвивающий учебный диалог в профессиональной подготовке учителя: Психол. аспект
Теоретические исследования и практическая деятельность как психологов так и педагогов (Давыдов В.В., Бодалев А. А., Ковалев Г. А., Рубцов В. В., Петровская JI.A., Емельянов Ю. Н., Яценко Т. С., Кан-Калик В.А., Шварц Н. Е., Лоос В. Г., Миккин Х. Х., Мильруд Р. П., Творогова Н. Д. и ряд других) послужили основой создания широкого спектра форм, методов и приемов психологического обучения. Однако…
ДиссертацияВлияние образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости подростка
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на региональной научно-практической конференции «Подготовка будущего учителя к реализации образовательной области „Искусство“ в начальной школе (вопросы истории, теории, практики)» (Курск 1999 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Качество педагогического…
Диссертация